Россия в начале XXI века
Однако в США укрепилась уверенность, что они имеют право
единолично решать, какие страны должны быть наказаны как «нарушители», и
сами исполнять это решение, игнорируя
волю ООН и других стран. В 2003 г. президент Буш начал против Ирака бомбардировки и другие военные действия.
Война привела к падению режима Хусейна (позже он был взят в плен), но также и к гибели множества мирных жителей. Хотя там прошли выборы, до сих пор наладить нормальную жизнь не удалось, в стране действуют партизаны, террористы, повстанцы, местами идут боевые действия. Сделать Ирак демократическим и мирным, как обещали американцы, не удалось.
Армия США и их союзников несет большие потери.
Россия осудила начало войны в Ираке, но, поскольку она
не хотела портить отношения с
США, ее позиция не была до конца
последовательной. Война в Ираке, однако, позволила ей сблизиться с
Германией и Францией, которые
также были недовольны действиями США.
Отношения со странами СНГ
Важнейшими оставались контакты со странами СНГ, с большинством из которых у России хорошие или
нормальные отношения. В последние
годы активно развивались отношения
с Украиной, быстро рос товарооборот и другие экономические отношения.
Не все гладко было в отношениях с Белоруссией, президент которой
Александр Лукашенко часто меняет свой курс в отношении с Россией: то торопит с созданием единого
государства, то отказывается от уже
согласованных решений.
Нынешнее объединение
России и Белоруссии пока выступает
больше как декорация, хотя не исключено, что какие-то серьезные решения
все же будут приняты. Отношения
с Грузией всегда были негладкими.
Но когда в результате волнений там
появился новый президент Михаил Саакашвили, они стали еще более
напряженными.
Отношения с другими
странами
Начало XXI века ознаменовалось расширением на восток НАТО и Европейского Союза, куда вошли Польша, Чехия и
другие страны. Такое расширение, конечно, ущемляет интересы России, ставит перегородку
между Европой и ней, хотя в
чем-то и приближает нас к Европе.
Россия уже несколько лет стремится вступить во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), что должно повысить статус нашей страны и облегчить российский экспорт в другие страны. Однако США и некоторые государства Европы пока не спешат с согласием на прием России в эту организацию. Наша страна ищет стратегических партнеров в Европе.
Успешнее всего развиваются
отношения с крупными азиатскими государствами – Китаем и Индией. С Китаем были разрешены многие спорные
вопросы российско-китайской границы. Товарооборот растет, появляются крупные
совместные планы. Индия является крупнейшим покупателем российского оружия.
Последнее время заметно стремление России укрепить связи с лидерами третьего мира, такими как Турция и
Бразилия.
Культура и
образование в конце ХХ – начале XXI в.
После того как Россия вступила в рынок, многие из представителей старой культуры оказались не у дел. Ведь прежде никого особо не волновал вопрос, принесет ли его произведение прибыль или убыток, главное было «попасть в струю», утвердить его в нужных инстанциях.
И все же среди посредственных произведений пробивались и талантливые. Молодой же рынок, да еще в условиях инфляции и больших налогов, закрыл дорогу многим не хуже цензуры. Сказалось и то, что немало деятелей культуры основные усилия стали отдавать политической жизни.
С сокращением финансирования трудности возникли и в науке, и в издании прессы, особенно специальных
журналов.
90-е годы для культуры (как
и для всей страны) были годами межвременья, которое, конечно, губительно отражалось на ней. Ситуация и до сих пор существенно
не изменилась.
Возможно, раньше или
позже возникнет новая высокая (наряду с массовой, конечно) культура. Пока же пути ее появления неясны, муки рождения трудны.
В культуре последнего десятилетия
ХХ – начала XXI в. было мало ярких
событий, хотя жизнь продолжалась. Появлялись фильмы и литературные произведения, присуждались различные премии. Но серьезная литература, особенно поэзия, все больше становится уделом небольшой
группы любителей, что не может не тревожить.
Литература в обычном
представлении все прочнее связывается
с легкими, малохудожественными
жанрами (детективами, любовными романами, боевиками и пр.).
Нельзя отрицать их привлекательности, но невозможно и не видеть, что насколько они уступают в художественности серьезным произведениям, настолько превосходят их в коммерческом плане.
Произошел определенный расцвет
театров, которых открылось множество. Во многих из них всегда есть публика. Но театры, конечно, это больше достояние
столиц. В целом следует отметить снижение уровня культуры, особенно эстрадной, которая часто становится просто вульгарной, балаганной, даже неприличной, с «шутками ниже пояса», по выражению одного актера.
Журналистика стала, безусловно, более активной и энергичной, свобода слова позволяет делать очень острые репортажи. Страна стала теперь гораздо больше узнавать о мире. Но журналистика во многом утратила нравственные ориентиры, часть журналистов стали просто продажными и бульварными писаками.
Кроме того, погоня за сенсациями ведет к перенасыщению новостей трагическими событиями, что тяжело сказывается на психике людей.
В области науки также
были самые разнородные явления. Много ученых уехало, другие забросили
свои занятия. Прекращение или уменьшение финансирования затормозило ряд
важнейших исследований.
В то же время появилось
немало новых научных центров, гораздо
активнее заработали провинциальные научные
учреждения и высшие учебные заведения, больше стало прикладных исследований. Множество серьезных и преданных
своему делу ученых продолжают свои исследования, более активно вливаются в
мировую науку.
В начале XXI века некоторые (но в целом небольшие) положительные
изменения в культуре появились. Правительство стало больше заботиться о материальном положении ученых и деятелей культуры. Проводится реставрация
некоторых, наиболее важных, объектов культуры, таких как Ленинская
библиотека, Большой театр.
Но в целом
это не решает проблемы бедности культуры, образования и науки. Стало появляться больше российских фильмов, они чаще участвуют в различных фестивалях и иногда занимают призовые места. Продолжается подъем книгоиздания, появляется множество
книг на самые разные темы.
Существенные изменения
произошли и в образовании.
Самое
главное заключается в том, что
появились альтернативные государственному виды образования, прежде всего частные
школы и высшие учебные заведения. К сожалению, во многих случаях они
имеют низкий уровень и рассчитаны на быструю прибыль, а не на перспективу.
Другая перемена связана
с тем, что в высших учебных
заведениях теперь, помимо обучающихся
бесплатно, есть и часть студентов, платящих за свое образование.
Отменено также обязательное распределение. Ведь раньше выпускников
принудительно посылали в разные города и села на работу на несколько
лет.
Но, с другой стороны, резко усложнилась
проблема трудоустройства выпускников. Вузы имеют право менять программы, обучать по новым специальностям и т. д. Прекратились (или стали
редкими) обязательные отправки студентов
на сельскохозяйственные работы. Стоит отметить также аттестацию вузов, которая должна повысить качество высшего образования.
В области среднего образования
также было немало перемен. Началось введение 12-летнего образования. Стало
больше разнообразных видов школ (гимназии, лицеи и т. п.) и программ. Активно идет переход на сдачу единого государственного экзамена для поступления в вуз.
Но насколько эта реформа оправдана, пока говорить рано. Планируется введение с 10 класса профильного обучения в школах, при котором учащиеся будут сами определять, какие предметы они хотят изучать глубже, а какие, наоборот, менее серьезно.
Однако общие проблемы не только не обошли сферу образования, но в чем-то ударили по ней сильнее.
Плохое финансирование, низкая зарплата, отсутствие у государства ясной
политики в области образования, многое другое привели к падению
его уровня и качества, распространению
всевозможных форм обучения, которые
не дают базовых знаний. Негативно
также и то, что стало мало различных
кружков и секций, спортивных школ и т. п.
Очень серьезным отрицательным
фактом стала постоянная смена учебных
программ и учебников.
Группы ученых-методистов стали так активно конкурировать
между собой за право издать собственные
учебники, что полностью забыли об интересах школы.
Это не только ведет
к большим дополнительным затратам, но не позволяет учителям квалифицированно преподавать. Также это не дает возможности
отследить, какие программы и
учебники больше подходят для детей, а какие – меньше.
Некоторые перспективы
Как уже было сказано, начало XXI века оказалось для России более
успешным, чем конец ХХ. Главные
отличия – экономический рост и внутренняя стабильность. Однако по-прежнему страна находится на развилке.
Куда она пойдет? По пути экономического роста, укрепления государственности, законности, демократии или по пути усиления позиций государственного капитализма, который будет препятствовать успешному развитию? Дело в том, что
все эти годы наблюдается усиление слияния крупных и даже средних
государственных чиновников и многих представителей бизнеса, которые вместе, используя любые средства, стремятся
обогатиться за государственный
или народный счет, укрепить свои позиции
во власти, переделить собственность. Рост коррупции – это только симптомы такого слияния.
Перед страной стоят трудные
задачи. Часть из них: подъем жизненного уровня малоимущих, улучшение здравоохранения
и образования, улучшение положения
с жильем, уменьшение смертности –
и ряд других можно существенно
решить, если удастся поддерживать экономический рост в стране.
Но для обеспечения
роста надо многое сделать в поддержке
бизнеса, устранении различных препятствий
на пути здоровой деловой инициативы, привлечении иностранных инвестиций, создании нужной правовой базы.
Главное, чтобы и руководство, и народ поняли, что рост производства во имя подъема материального
благосостояния – это и есть важнейшая
национальная и государственная
задача.
Разумеется, есть много проблем: борьба с бытовой и организованной преступностью, коррупцией, злоупотреблением служебным положением, борьба с пьянством
и наркоманией и др., которые
должны решаться только совместно государством и обществом. Но это возможно, только если Россия станет действительно демократическим обществом.
История идет своим путем. Но в то же время историю делают люди. Будем
надеяться, что найдутся люди, которые
создадут «русское экономическое чудо».
Источник: http://referat911.ru/Ekonomicheskaya-geografiya/rossiya-v-nachale-xxi-veka/275808-2598956-place2.html
Политическое и экономическое развитие России в начале XXI в
31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Конституцией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а новые президентские выборы назначались на май 2000 г.
Началась интенсивная работа по совершенствованию всех общественных структур. 2000 г. Россия приобрела ряд признаков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфедеративному государству. Ослабление Центра не позволяло ему проводить в регионах России эффективный социально-политический и экономический курс.
Поэтому насущной стала задача укрепления старой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административными единицами, ни тем более субъектами Федерации.
Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность местных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации.
Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами.
На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального Собрания России — Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъектов Федерации. В 2000 г.
места руководителей республик, краев и областей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе.
Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета — нового совещательного органа при Президенте РФ.
В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодолеть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парламентом и президентом.
В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество — вся Россия», «Народный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе располагали 235 мандатами.
Это позволяло президенту проводить более активную политику, опираясь на поддержку законодателей.
Дан был новый импульс реформе Российской армии.
В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предусматривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г.
предполагается перейти преимущественно на контрактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001— 2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».
Произошли значительные структурные изменения в системе органов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безопасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федеральное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискальные функции которой переданы в МВД.
Активизировалась работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности других звеньев государственного аппарата. Модернизируется судебно-правовая система: в 2002 г.
приняты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсивно вносились поправки в действующие кодексы. В 2003 г.
подготовлены акты, определяющие основные параметры административной реформы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансовыми источниками.
Широкая поддержка антитеррористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осенью 1999 г.
отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе.
Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.
После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предложению президента Дума утвердила государственные символы России.
Ими стали: герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Вооруженными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; в качестве музыкального символа был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми словами того же автора — С. В. Михалкова.
Такое сочетание элементов символики имеет целью объединить различные эпохи истории России, примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.
Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических партиях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими региональными объединениями, а являлись выразителями интересов граждан в государственном масштабе. Поэтому все существующие должны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объединений.
В 2000-2004 гг. большое внимание в публичной политике уделялось укреплению института президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов.
Президент и правительство налаживали конструктивный диалог с организациями, отражающими интересы различных корпоративных и других структур.
Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е.
ликвидации необоснованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельности.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени».
Уменьшены таможенные ввозные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.
В 2000—2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями».
Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управление неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходимы для реализации его функций. На этой основе проводилась дальнейшая приватизация государственных предприятий, которая постепенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения.
Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт сравнивали по значению с реформой Александра II.
На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.
В 2000—2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности.
В качестве стратегической поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию.
Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборонно-промышленному комплексу (ОГЖ), в котором традиционно сосредоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в ОГЖ преобразования направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики уже дали положительный эффект. В течение трех последних лет государственный бюджет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значительно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001—2004 гг.
несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек.
Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования.
Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.
Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-istorii-rossii/366-politicheskoe-i-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v.html
Россия в начале XXI века. Модернизация общественно – политических отношении
Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства.
Была проведена реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.
Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.
Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).
Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г.
Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.
Экономика и социальная сфера. Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.
В условиях бурного роста цен на нефть Россия значительно увеличила свои золотовалютные запасы и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами.
Созданный огромный стабилизационный фонд играл роль главного гаранта экономики страны от серьезных кризисных потрясений.
Укрепление государства, его институтов вызвало традиционное для России усиление роли государства в экономике.
Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Были предложены к обсуждению проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Эти важные рыночные преобразования открывали новые перспективы перед экономикой.
Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. В 2006 г. руководством страны были намечены перспективы преодоления демографического кризиса.
На президентских выборах в марте 2008 г. Президентом был избран поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев. В. В. Путин стал главой правительства России. Со второй половины 2008 г.
Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. Результатом его стало падение мировых цен на нефть и газ, спад производства, рост безработицы и т. д. Руководство России в 2008 — 2009 гг.
принимало меры по преодолению кризиса, социальной поддержке населения.
Россия в меняющемся мире. Внешнеполитическая стратегия России в 2000—2006 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.
Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по обеспечению мира и международной стабильности. Наша страна придает большое значение сохранению важнейших договоров в области сокращения вооружений как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.
В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Его голос был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские авиалайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне.
Россия присоединилась к усилиям США и стран Европейского сообщества по подготовке и проведению антитеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО.
Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Создаются условия для развития экономических отношений между странами СНГ.
Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. было отражено вооруженными силами России в ходе операции по принуждению к миру. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
Все эти перемены свидетельствуют о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос.
Источник: https://cyberpedia.su/1x761c.html
Россия в мировой политике XX-начале XXI века | ПолитПрофиль
Тезисы лекции в Русском центре г. Братиславы, июнь 2016 г.
Немецкий философ Гегель называл логику истории «мировым духом». «Мировой дух» переходит из одной страны в другую, и та, в которой он воплощается в данный момент, в наибольшей мере является носителем исторического прогресса.
Пусть и в мистифицированной форме, но великий философ указал на факт существования в различные эпохи государств-лидеров, стран-гегемонов. Страна-гегемон – это не та страна, которая производит больше товаров или имеет больше пушек, а та, которая предлагает способ, модель решения глобального противоречия, общественной проблемы, вставшей на пути истории.
В ХVI веке в Европе такой страной была Испания, пытавшаяся преодолеть оставшиеся после противоречия Средневековья и предпринявшая ради этого первую попытку объединения Европы. И ХVI век был веком Испании.
ХVII век стал веком Голландии, совершившей первую буржуазную революцию, и первой вступившей на дорогу в капитализм.
ХVIII и XIX века – это эпоха лидерства Англии, совершившей промышленный переворот и создавшей колониальную империю, изменившую лицо мира.
Но вот первая половина ХХ века стала временем России. Дважды Россия сыграла определяющую роль в развитии мировой истории. Во-первых, — совершив революцию 1917 г., положившей начало краху мировой колониальной системы. Во-вторых, — Россия (тогда в виде СССР) сыграла решающую роль в разгроме Германии и фашизма.
Но самое удивительное то, что накануне — в XIX веке — ничего не говорило о том, что России эта роль уготована. В XIX веке Россия – огромная, но в технологическом отношении, страна отсталая. Ее внешняя политика находилась под контролем западных стран, а основные отрасли промышленности принадлежали иностранцам.
Большинство историков обычно говорят, что перед Россией стояла задача осуществить модернизацию. Действительно, такие попытки предпринимались, но все попытки – от отмены крепостного права до реформ Столыпина закончились неудачно.
Дело в том, что, на самом деле, что особой необходимости проводить модернизацию у правящего класса не было. К этому времени Россия являлась частью европейской экономики, Она занимала в ней важную «нишу» поставщика важнейшего такого важного для Европы продукта как зерна.
Это вполне устраивало русских помещиков. Безо всяких рисков и затрат на модернизацию, они получали огромную прибыль за счет эксплуатации дешевого труда крепостных. Устраивало это и власть, поскольку экономические реформы предполагали бы и реформы политические. Конечно, устраивало это и Европу.
Те попытки реформ, которые предпринимало царское правительство, на самом деле, имели целью не модернизацию страны, а сохранение прибылей правящего класса.
Так, отмена крепостного права была вызвана стремлением к интенсификации крестьянского труда. Поэтому, отменив крепостное право, крестьянам предоставили личную свободу, волю, но землю не дали.
За нее они должны были платить выкуп, или работать на помещика.
Кстати, такая же логика была и у реформ в современной России уже в наше время в начале 90-х годов. Население освободили от коммунизма, но собственность передали группе олигархов. Тогда – в XIX веке — освобождение крестьян без земли привело к появлению массы пролетариата, ставшего движущей силой революции 1917 г.
Но внутренние противоречия – только одна из предпосылок революции. Не меньшее значение имели и внешние предпосылки. Начавшийся кризис, вызванный потерей Англией мирового лидерства, и Первая мировая война разрушила экономические и политические связи капиталистической системы.
В результате государства капиталистического ядра потеряли контроль над периферией, в том числе, — над Россией. Россия вынуждена была искать свой путь развития. Вот тогда необходимость модернизации стала не прихотью «верхов», а способом выживания.
Большевики завершили этот процесс, окончательно «отсоединив» страну от капиталистической экономики.
В условиях враждебного окружения получить внешние займы на индустриализацию было невозможно. Источником средств стало собственное население. Их экспроприация, в первую очередь у крестьянства, было предпосылкой массовых репрессий.
Сегодня нет ответа на вопрос, можно ли было осуществить модернизацию без этих репрессий. Зато точно можно сказать, что без индустриализации СССР никогда бы не победил Германию. Достаточно почитать «Майн Кампф», чтобы представить, какая бы участь, в этом случае, ждала бы славян.
Конечно, все народы, воевавшие с фашизмом, внесли свой вклад в победу над ним. С моральной точки зрения, рассуждать, чей вклад больше — некорректно. Но оценивая этот вклад с исторической позиции, следует указать на решающую роль СССР.
Приведем пример. До высадки союзников в Нормандии в 1944 г. война на Западе шла только в Северной Африке. Об этой войне написано огромное количество книг. Но сколько немецких дивизий было у командовавшего войсками генерала Роммеля? Всего две. В этом же 1942 г. на советско-германском фронте их было двести. Не в два раза больше, и не в три, и даже – не в десять, а – в сто.
Сыграв дважды выдающуюся роль в первой половине ХХ века, СССР во второй половине этого века, примерно с конца 1960-х гг. теряет лидирующую роль. Мировое лидерство перешло к США.
СССР исчерпал свою миссию страны, показавшей путь некапиталистического развития. Исчерпанной оказалась и модель мобилизационной экономики внутри страны.
Считается, что СССР потерпел поражение и распался в начале 1990-х годов. Но на самом деле потеря им мирового лидерства произошла гораздо раньше. Тогда, когда с 1970-х годов СССР присоединяется к капиталистической экономике.
Причем присоединяется даже в прямом смысле. После открытия залежей нефти и газа в Западной Сибири в Европу прокладываются трубопроводы. Россия вернулась в капиталистическую систему, из которой вышла в 1917 г. после революции.
Вернулась на прежних правах поставщика нужного Европе продукта. Тогда это было зерно, – сегодня нефть и газ.
Политическая элита – коммунистическая партия – получила возможность без модернизации, а значит без угрозы политических перемен, поддерживать экономику за счет природной ренты.
На две особенности пребывания СССР в роли мирового лидера следует обратить внимание. Во-первых, — это первый, и пока единственный раз, когда в роли лидера выступало незападное государство и, фактически, — полуколониальное. Во-вторых, уход всех предыдущих лидеров с мировой арены сопровождался войнами, в том числе – мировыми.
Так завершение эпохи Испании закончилось Тридцатилетней войной. Фактически, – это была первая мировая война.
Она сопровождалась страшным опустошением Центральной Европы, в первую очередь, — Германии и Чехословакии. Господство Голландии в ХVII веке закончилось в результате трех Англо-голландских войн.
Разрушение и передел колониальной системы, созданной Англией, обернулись двумя ужасными мировыми войнами уже в ХХ веке.
Уход Советского союза на этом фоне произошел незаметно и почти не сопровождался военными конфликтами. Конечно, как страна-гегемон СССР не сдавался совсем без боя.
Здесь можно вспомнить такие драматичные события, как ввод войск Варшавского договора в Чехословакию и войну в Афганистане.
Но с теми катаклизмами с огромными жертвами, которые сопровождали потерю гегемонии других государств, это несопоставимо.
Сегодня мы переживаем очередную переломную эпоху. США были гегемоном более полувека и сейчас эту роль теряют. Так же, как чуть ранее, ее потерял СССР.
В первую очередь, оказалась исчерпана прежняя модель экономического развития, основанная на бесконечном росте потребления и его бесконечном кредитовании. Как оказалось, эти процессы все же конечны.
Кризис экономической модели порождает кризис в других сферах. В том числе, усиливаются недоверие и противоречия между странами капиталистического ядра в самой Европе.
Но главное свидетельство кризиса — потеря контроля над капиталистической периферией. Анархия в Африке и война на Ближнем Востоке, на самом деле – лишь следствия этого общего кризиса.
Как любая уходящая с исторической сцены страна-гегемон, США предпринимают усилия для сохранения своей гегемонии. Это становится главной причиной вмешательства США и стран НАТО в Ирак, Сирию, Ливию.
На политике США и Запада в этом в отношении России стоит остановиться особо. После распада СССР у западных стран были все возможности включить Россию в экономическое и политическое пространство Европы на тех же условиях, что и восточноевропейские страны. Более того, в России даже обсуждался – и достаточно доброжелательно – вариант вхождения в НАТО.
Запад на такое сближение не пошел. Во-первых, не хотел брать ответственность за огромную и проблемную территорию. Во-вторых, пришлось бы включать российскую элиту в политический истеблишмент. Но главное, западные лидеры не считали такие шаги необходимыми. Он предполагали, что Россия и без этого предоставит все ресурсы и будет идти в фарватере нужной политики.
Однако западные страны не учли, что сами вступили в полосу кризиса. В результате предложить российской элите приемлемые варианты сотрудничества они не захотели, а оказать давление не смогли. В этих условиях, российский истеблишмент счел более выгодным сохранение государственного суверенитета и контроля над собственными ресурсами.
Причем Запад до сих пор убежден в правильности выбранного пути оказания на Россию давления. Это убеждение строится на аналитике, предоставляемой российской несистемной оппозицией. Ее лидеры твердят, что власть В.Путина не прочна, нужно только еще немного надавить. Либо ближайшее окружение, либо недовольные толпы и его свергнут.
Подобная аналитика строится на абсолютном непонимании того, что на самом деле происходит в России. Если даже гипотетически предположить уход Путина от власти, то лидер, который придет ему на смену, будет куда большим противником США и стран НАТО. По сравнению с ним, они будут вспоминать о Путине как образце лояльности и толерантности.
Подводя итог, скажем, что, превращение России из потенциального союзника в актуального противника – самое большое поражение Запада со времен окончания «холодной войны».
Причем произошло это поражение на фоне формирования следующего мирового лидера в лице Китая и предстоящего соперничества с ним. Нынешний экономический рост Китая – только заявка на лидерство. По-настоящему он выйдет на авансцену когда предъявит путь своего развития незападного типа как универсальную модель, как пример для подражания всему «третьему миру».
Но потерпел поражение не только Запад. Это проигрыш и России. Россия сегодня находится в наихудшем из возможных положений – в ситуации неопределенности.
Все знают, что в стране нужно проводить реформы. Но только не знают, какие. Потому что экономические реформы определяются политическим курсом. Если это курс на включение в западную экономику на правах поставщика сырья – это одни реформы. Если возрождение собственного реального производства – то другие. Если союз с Китаем (в том числе – не исключено на правах младшего партнера) – то третьи.
Сегодня перед Россией и президентом Путиным стоит проблема выбора политического курса. Существуют два крайних варианта этого выбора.
Первый в России озвучивают лидеры либерального направления, в частности Алексей Кудрин, – советник Президента. Они предлагают считать институт суверенного государства анахронизмом и полностью включить страну в капиталистическую систему с установлением контроля над внешней политикой и экономикой, в обмен на отмену санкций.
Второй вариант представлен другим советником президента Сергеем Глазьевым. Политики, относящиеся к этому крылу, считают, что в современных условиях институт государства сохраняет свою субъектность. Поэтому России нужно обеспечить экономический и политический суверенитет. В первую очередь, необходимо развивать реальный сектор производства.
Это две крайние позиции. Сам президент, вероятно, согласился бы на паллиативный вариант: сохранение экономики в орбите интересов Запада, но с сохранением контроля над ней в руках национального правительства.
Ситуация осложнена переходным состоянием эпохи. И очевидно одно: этот переход болезненный, и главной задачей является минимизировать жертвы, потери. Добиться этого можно только путем диалога и стремления к взаимопониманию.
Источник: http://politprofile.ru/2016/11/rossiia-v-mirovoi-politike-xx-nachale-xxi-veka/