Россия в начале 21 века

Россия в начале XXI века

Став премьер-министром России, а впоследствии исполняющим обязанности президента, В. В. Путин сразу целенаправленную и дальновидную политику. Первым его мероприятием стало решение чеченского вопроса.

В августе 1999 г. начались бои с чеченскими террористами, вторгшихся в Дагестан.

Вызовом для российского общества стали террористические взрывы в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват чеченцами заложников в театре на Дубровке в Москве. В течение конца 1999 – 2000 гг. российская власть была вынуждена принимать оперативные меры, и ценой длительных усилий и заметных потерь она смогла взять под свой контроль Чечню.

В боевых действиях погибло более 3 тысяч российских солдат. Однако нарастающую волну терроризма и сепаратизма была остановлена.

Замечание 1

Обратите внимание

Решительность, последовательность и четкая программа действий. Путина получила одобрение большей части российского общества, которая устала от политической и экономической неопределенности 1990-х гг., а поэтому с радостью воспринимала установление власти «сильной руки», «хорошего хозяина».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Успех в чеченской войне закрепил рейтинг Путина и ему удалось получить поддержку россиян сначала на парламентских, а затем и на президентских выборах 2000 г. Благодаря этому президент Путин мог опереться на депутатов парламента. В результате был немедленно принят налоговый кодекс, реформировано вертикаль власти. В конце 2000 г. принят новый закон о партиях.

Важным вызовом для нового президента стала гибель атомной подводной лодки «Курск» осенью 2000 г. В. Путин принял адекватные меры, чтобы ликвидировать негативные последствия аварии и начать восстановление мощи российского флота, модернизировать российскую армию.

Успехи в экономике

Параллельно происходило существенное улучшение состояния российской экономики. Экономические успехи страны были бы невозможны без проведения ряда реформ – пенсионной, земельной, банковской, монетизации льгот.

Они позволили России перейти к рыночным методам управления экономическими процессами, улучшить ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве. Успехам российской экономики способствовал также рост мировых цен на нефть, газ и другие природные ресурсы.

В результате доходы федерального бюджета возросли в несколько раз. При этом поступления от продажи энергоносителей составили почти 60 %. Выросли объемы производства промышленности, особенно оборонной (Россия стала крупнейшим экспортером оружия в мире после США).

Фактически с 2000 до 2008 г. восстановлена российская автомобилестроительная, текстильная отрасли промышленности.

Значительных достижений достигнуты и в сельском хозяйстве, которое в 2000 г. впервые за почти сто лет стало рентабельным. Возросли площади технических культур – пшеницы, сахарной свеклы, картофеля, табака, рапса. В 2002 г. в России был собран рекордный в ее истории урожай зерновых культур. За год до этого был принят Земельный кодекс.

Важным этапом реформ стало трансформации судебной системы. Появился суд присяжных.

Благодаря изменениям в судопроизводстве стало возможным проведение уголовных процессов над рядом российских олигархов – Б. Березовским, В. Гусинским, М. Ходорковским и др.

Постепенно в государственную собственность была возвращена большая часть стратегических предприятий и монополистов по добыче природных ресурсов.

Внешняя политика России в начале XXI века

Замечание 2

В. Путин, возглавив Российскую Федерацию, проводил активную внешнюю политику. Российская власть сотрудничала с США, странами НАТО в вопросах мировой безопасности и борьбы с терроризмом. Российская Федерация была признана страной с рыночной экономикой.

Однако взаимоотношения России с США оставались сложными.

В 1999 – 2001 гг. отношения России с НАТО были откровенно враждебными из-за войны НАТО с Сербией.

В 2001 г. в Москве было открыто представительство НАТО, а в следующем году заключен договор о сотрудничестве.

Важно

Все же Россия категорически против продвижения НАТО на восток и, в частности, против вступления в эту организацию новых стран.

Чрезвычайно динамично развиваются отношения России со странами Азии, в частности с Китаем. В 2001 г.

Россия и Китай заключили многосторонний договор о дружбе, добрососедстве и экономическое и военное сотрудничество. В июне 2001 г.

Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества. Это фактически новый военно-политический блок, влияние которого в мире постоянно растет.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/rossiya_v_nachale_xxi_veka/

Россия в 21 веке краткая история

Начало XXI века в России становится временем экономического восстановления и социально-политической стабилизации. Приход к власти Владимира Путина ознаменовывается массивным увеличением мировых цен на энергоносители, что приводит к сверхдоходам от экспорта нефти и газа, экономическому профициту, а так же резкому, скачкообразному росту уровня жизни населения.

Параллельно, Россия сталкивается с проблемой исламского терроризма, в сочетании с проблемами сепаратизма в отдельных российских республиках.

Российскими спецслужбами был проведён ряд блестящих антитеррористических операций, в ходе которых большая часть боевиков была поймана, либо уничтожена.

В феврале 2007-го года, на конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене, Владимиром Путиным произносится речь на тему чрезмерного доминирования военного блока НАТО и давления им на Россию. С этого времени отношения России и США стремительно охлаждаются.

В 2008-м году президентом страны избирается Дмитрий Медведев, в то время как бывший президент — Владимир Путин, назначается  премьер-министром страны.

2008-й год  запомнился участием России в вооружённом конфликте с Грузией в Южной Осетии, в ходе которого Российская Федерация применила вооружённые силы для деэскалации конфликта. В этом году так же начинается мировой финансовый кризис, оказавший очень негативное влияние как на мировую, так и на Российскую экономику.

Однако, при этом, период правления Медведева характеризуется стабильным ростом экономических показателей, что в основном связано с продолжающимися тенденциями к росту цен на нефть.

2011-й год — это период роста протестных настроений в стране, вызванных негативной реакцией населения на прошедшие выборы в государственную думу, подвергнувшиеся критике и обвинениям в фальсификации их итогов.

Оппозиционные силы собирают крупнейшие протестные митинги, названные «маршем миллионов».

В 2012 Владимир Путин на первом же туре выборов был переизбран президентом Российской Федерации, с подавляющим перевесом в голосах.

В 2014-м, в ходе кризиса власти на Украине, республика Крым, после проведения референдума, официально вошла в состав Российской Федерации, что было подвергнуто массивной критике со стороны мирового сообщества и привело к введению антироссийских санкций многими мировыми державами.

Совет

Так же, правительство Владимира Путина подвергается обвинениям в поддержке сепаратистского движения на Юго-Востоке Украины.

Многими журналистами данный этап отношений между Россией и Западом рассматривается как новый этап «холодной войны» и поворотным моментом в жизни России в двадцать первом веке.

Источник: http://antiquehistory.ru/rossiya-v-21-veke-kratko/

Шаг #142-145: россия в xxi веке

В. В. ПУТИН В 2000 – 2004 ГГ

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/istoriya-rossii/shag-142-145-rossiya-v-xxi-veke.html

Россия в начале XXI века. От полуреформ к реакции

Отрывок из учебника отечественной истории 2165 года

В результате переворота, свершенного Борисом Ельциным в октябре 1993 года, в России установился режим «мягкого авторитаризма», который окончательно оформился и консолидировался в период правления второго президента России Владимира Путина.

Избежав революции, благодаря мировому нефтяному буму 2000-х годов Кремль сохранил свою прежнюю социальную базу в лице олигархов и чиновничества. Стоя на этой опоре, он старался придать начатым в 90-е реформам (коль уж нельзя было без них обойтись) сугубую умеренность.

Консерваторы в администрации президента и правительстве считали, что реформы должны лишь исправить кое-какие несовершенства существующих законов, не более того. Либеральные министры и сановники, напротив, полагали необходимым изменить самые основы неофеодального законодательства.

В этой борьбе избегавший крайностей Владимир Путин избрал средний путь полуреформ, с помощью которых можно было бы «откупиться от конституции».

Полуреформы 2000-х отвели угрозу социального взрыва, но не удовлетворили протестующее меньшинство и не доставили надлежащего успокоения «верхам». Многие высшие чиновники жили с чувст­вом: «Через год нас всех отсюда выгонят».

Все более реакционный курс выражался не только в том, что заведомо ограничивалось прогрессивное содержание проводимых реформ. Стремясь упрочить свое положение, но и не желая радикализировать реформы, режим все больше склонялся к застарелому способу — репрессиям против несогласных.

Он расправлялся с уличными протестами и потенциальными лидерами оппозиции, засадив за решетку в 2003 году крупного предпринимателя Михаила Ходорковского, заставив уехать из страны многих либеральных общественных деятелей.

Обратите внимание

Сам Кремль называл свою политику «восстановлением вертикали власти», что предполагало сворачивание нарождавшихся демократических институтов и свободы слова. Ставленники спецслужб заняли ключевые позиции повсеместно, даже в управлении экономикой.

Впрочем, правительственные репрессии 2003—2011 годов еще чередовались с послаблениями. После волны неудачных уличных протестов зимы 2011—2012 годов все послабления были отменены, остались одни репрессии.

Отныне режим в отмщение за карикатуры и сатирические лозунги протестующих горожан на Болотной и Сахарова нагнетал реакцию неистово и безустанно. Эпоха реформ закончилась, прежде чем были осуществлены некоторые из задуманных преобразований.

Силовики все больше подталкивали президента к контрреформам, в первую очередь в судебной сфере, постоянному усилению контроля над СМИ и запрету независимых общественных организаций, которые объявлялись «иностранными агентами».

Высший госаппарат, силовики и Патриархия почти не были затронуты преж­ними преобразованиями и действовали, как встарь, в феодальном духе и феодальными методами. Их реакционное предназначение было только усилено. Спецслужбы как центр политического сыска и расправы с инакомыслящими обрели невиданную ранее силу.

Один из уволенных либеральных чиновников написал в своем блоге: «Какое поразительное и прискорбное сравнение с той обстановкой, при которой вступил я в состав правительства 13 лет тому назад! Тогда все стремилось вперед — теперь все тянет назад. Тогда государь сочувствовал прогрессу, сам двигал вперед; теперь он потерял доверие ко всему, им же созданному, ко всему, окружающему его, даже к себе самому».

Читайте также:  Самые знаменитые битвы первой мировой войны

После разгона демонстрации 6 мая 2012 года и ареста десятков ни в чем не повинных людей в России воцарилась реакция, которая заняла собою все последующее время правления режима и приобрела самые одиозные формы. Идеологами «консервативного поворота», который был провозглашен в те годы, выступили А. Дугин, С. Кургинян, П. Толстой и В. Соловьев.

Новой социальной опорой режима стал «человек корыстно-темных настроений». Именно эти люди оказались рупором и проводниками реакционной политики, прикрывавшейся волей «подавляющего большинства народа». Государственная Дума штамповала диктуемые из Кремля законы, проникнутые ненавистью к свободе, демократии и европейским ценностям.

Важно

Нормой общественной жизни стали гомофобия и религиозное мракобесие. Желая отвлечь население от нарастающих экономических трудностей, власти ввязывались во внешнеполитические авантюры.

В 2014 году в ответ на демократическую революцию в соседней Украине Россия включила в свои границы Крым, что вызвало патриотическую истерию и еще на какое-то время обеспечило поддержку масс. Остатки демократической оппозиции были окончательно раздавлены.

Меж тем падение мировых цен на нефть, рост военных расходов, бегство из страны частного бизнеса, экономические санкции США и других ведущих западных стран все более усугубляли и без того неустойчивое положение. Полуфеодальная Российская империя вступала в заключительный период своего существования.

Автор благодарит замечательного российского историка Николая Троицкого, автора Курса лекций для студентов «Россия в XIX веке», текст которого послужил в качестве образца для написания настоящей статьи.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/comments/69419.html

Россия в начале XXI (21) века

Cлайд 1

Россия в начале XXI века Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы Социально-политическое развитие России в 2000-е годы. Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема.  Внешняя политика России в 2000-е годы. Проблемы международной безопасности. Россия в современном мире http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

Социально-экономическое развитие Стабильный экономический рост как результат рыночных реформ 90-х и повышения цен на энергоносители; Создание больших золотовалютных запасов и стабилизационного фонда; Погашение советских и российских долгов; Проведение банковской, пенсионной и налоговой реформ; Усиление роли государства в экономике: установление контроля над крупнейшими нефте- и газодобывающими компаниями; Рост иностранных инвестиций как следствие политической стабильности;

Cлайд 3

Социально-экономическое развитие Некоторое повышение жизненного уровня, рост потребительского кредитования; Монетизация льгот, т.е. перевод их из натуральной формы в денежную; Начаты национальные проекты по развитию образования и медицины, борьбе с бедностью, решению демографической проблемы;

Cлайд 4

Социально-политическое развитие Укрепление «вертикали власти», т.е. создание жестко централизованной управленческой системы, руководимой президентом: Россия поделена на семь федеральных округов, руководимых полномочными представителями президента, для контроля за деятельностью местных руководителей; Провозглашение принципа «равноудаленности» олигархов от власти; Партия «Единая Россия» (после объединения «Единства « и «Отечества – вся Россия») стала опорой президента.

Cлайд 5

Социально-политическое развитие Изменение порядка выборов в Совет Федерации (по два представителя от каждого субъекта, а не главы исполнительной и законодательной власти региона). Система выборов в Государственную думу из мажоритарно-пропорциональной стала пропорциональной (выборы по партийным спискам), проходной порог поднят до 7 процентов. Отменены выборы Глав субъектов Федерации. Президенты и губернаторы стали назначаться.

Cлайд 6

Политическая система Т.н. «Суверенная демократия»: российская демократия существенно отличается от западной, в ней присутствует значительный дисбаланс в сторону президентской власти, имеющий глубокие исторические корни. Большинство россиян согласно отказаться от некоторых демократических свобод в пользу сильной президентской власти. Если она обеспечит стабильность, безопасность и процветание.

Cлайд 7

Борьба с терроризмом Август 1999 г. – «контртеррористическая операция» на Северном Кавказе: отражение нападения отрядов Басаева и Хаттаба в Дагестан с целью создания исламского государства на Кавказе и изгнание. Сентябрь 1999 г. – взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Весна 2000 г. – разгром основных сил сепаратистов в Чечне. 2001 г. – избрание президентом Чечни Ахмада Кадырова – верховного муфтия республики. 2004 г. – президент – Рамзан Кадыров. К 2007 г. – уничтожение основных лидеров сепаратистов в Чечне. Стабилизация и восстановление республики.

Источник: http://bigslide.ru/istoriya/50123-rossiya-v-nachale-i-veka1.html

Россия в начале 21 века. Ваша точка зрения на место нынешней России в цивилизационном процессе. По какому пути должна идти Россия сегодня. Каковы ценностные ориентиры развития современной России

Россия, в силу исторических и географических факторов, находится на стыке Запада и Востока, испытывая на себе влияние западной и восточной цивилизаций. Влияние Запада — христианство и основанная на нем культура (письменность, живопись, зодчество и т.д.), рационализм, индивидуализм, уважительное отношение к личности.

Влияние Востока — азиатский способ производства (в прошлом), мистицизм и восточные религии, подчи- нение индивида родовому клану, общине.

В России можно обнаружить как западные, так и восточные корни, но они часто разобщены, что является причиной конфликтных мнений о роли России в мировом цивилизационном процессе («западники» и «славянофилы», «либералы» и «почвенники»).

Но все едины в том, что Россия призвана способствовать диалогу Запад-Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, сочетающие идеи гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира, практичности, высокой духовности.

Понятие социальной динамики акцентирует внимание на направленности общественных процессов, на их «траектории». В связи с этим можно выделить цикличный, линейный и спиралевидный типы социальной динамики.

Циклические изменения могут происходить как в рамках одного качественного состояния общества (чередование подъемов и спадов, «маятниковое» движение социальной системы), так и в историческом генезисе социальной системы (возникновение, расцвет и распад).

для дальнейшего успешного обустройства и укрепления нашей страны, для выбора правильного пути ее развития необходимо обратить пристальное внимание и следовать тем принципам и ценностям, которые близки и присущи народу России. То есть, для разрешения социальных, экономических, правовых противоречий, которые имеют место в сегодняшней России, необходимо учитывать традиции, нравственные и ценностные ориентиры россиян, т.к. «без этого не может жить ни одно уважающее себя государство, тем более такая страна, как Россия с ее исторически обусловленной ролью и с той ответственностью, которую наша страна несет перед мировым сообществом.

НЕ ЗАБЫТЬ ПРО СЕМИНАР НА ЭТУ ТЕМУ! РЕКЛАМА, СПЛОШНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО!!!

Совет

Место РФ в современном мировом сообществе . Назовите геополитический характер вызовов с которыми столкнулась Россия на рубеже 20-21веков. Какие достижения и просчёты России в области внешней политики вы могли бы отметить

С выходом на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью определения своего места в современном мире. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влияние на ее место и роль в мировом сообществе.

Россия — самое крупное по территории и седьмое по численности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-технический потенциал. Все это объективно определяет влиятельное ее положение в современном мире.

Постсоветское геополитическое пространство- особая зона в системе международных отношений, которой присущи подвижность, незавершенность процессов, обусловленных сложным сочетанием национальных и региональных факторов. Институционализация этого нового геополитического пространства проходила непросто, принимая порой противоречивый характер.

Первоначально Содружество независимых государств (СНГ) рассматривалось многими политиками как временное образование, а не как основа для новой интеграции.

Каждое государство СНГ стремилось самостоятельно войти в мировое сообщество, добиваясь западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции в национальную экономику.

При этом на всем постсоветском пространстве множились противоречия и конфликты, связанные с дележом имущества и долгов, выводом войск, уточнением, государственных границ, принадлежности территорий и т.д.

После распада СССР и окончания «холодной войны» российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Западом и, в первую очередь, с США.

Обратите внимание

Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают.

Затрагивало безопасность России расширение военно-политического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ.

Читайте также:  Индустриализация в ссср

На этом пути России удалось добиться определенных результатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегодных встречах «большой семерки» (теперь «восьмерки») — ведущих мировых держав, координирующих свою политику.

Стала Россия и членом Совета Европы консультативной политической организации, координирующей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны природы, туризма и т.д.

По мнению аналитиков и экспертов, многое в настоящее время будет зависеть от того, сумеет ли Россия решить свои внутренние проблемы, прежде всего экономические. Именно экономика страны сегодня становится ключевым фактором национальной стратегии выживания, главным показателем эффективности того или иного курса в мировой политике.

60.

Ставя задачу ослабления СССР, как противника №1, США одновременно опасались хаоса в огромной стране, к тому же нашпигованной ядерным оружием. давление Запада было одной из причин распада СССР, но далеко не главной и не определяющей.

Признаем же, развалить извне можно только слабое государство. Ведь когда граждане довольны своей жизнью, то чтобы не предпринимали иностранные спецслужбы, им не удастся дестабилизировать ситуацию в стране.

Развал СССР был вызван внутренними противоречиями, а не внешним давлением.

Глобальное военно-политическое противостояние двух блоков в период “холодной войны” определяло все развитие мира после 1945 г.

Важно

После непродолжительной пропагандистской полемики,”холодная война”быстро приобрела характер жесткого военно-политического противостояния СССР и США и положила начало невиданной в мировой истории по масштабам гонки вооружений и созданию двух военно-политических блоков. Гонка вооружений началась при различных “стартовых возможностях” СССР и США.

Существенно различались экономические и социальные последствиях, которые “холодная война” вызвала в СССР и США.

Более или менее реальное представление, на наш взгляд, об истинных размерах военных расходов СССР в годы “холодной войны” могут дать расчеты Международного института стратегических исследований в Лондоне, который оценивал военные расходы СССР в конце 1980-х гг. в объеме 17,6% валового национального продукта.

Гипертрофированное развитие советского ВПК способствовало усилению к концу 70-х гг. общей экономической отсталости СССР, которая привела к качественному ухудшению советского военно-технического потенциала, что в свою очередь вело к ослаблению международных позиций СССР. Экономическое отставание отрицательно сказывалось на внутреннем социально-экономическом развитии СССР и его союзников.

В ходе перестройки руководство СССР, попытавшись применить традиционные для него методы повышения эффективности экономики (“стратегия ускорения”), пришло к выводу о том, что ее выход на мировой технико-экономический уровень невозможен без ее интеграции в мировую экономику, что требовало, в свою очередь, не только радикального изменения форм хозяйствования, но и изменения всей государственно-политической системы СССР. Перестройка была невозможна без демилитаризации экономики и общественно-политической жизни, без избавления страны от бремени гигантских военных расходов, идущих на поддержание глобального противостояния с США и их союзниками. Политика нового мышления, которую провозгласило и попыталось реализовать советское руководство в 1987-1991 гг., была попыткой сохранить с учетом новых политических реалий СССР как великую мировую державу. Это было возможно лишь при глобальной перестройке всей системы международных отношений, при которой всем государствам должны были быть обеспечены безопасность и свободное экономическое и политическое развитие. Перестройка всей системы международных отношений на основе нового мышления не состоялась. Одной из главных причин этого был распад СССР. Экономика СССР была замкнута потому что Запад не допускал чтобы товары СССР попадали на прилавки, СССР блокировали. В этом и заключается роль Запада в распаде СССР. Поддерживая США ,Европа хотела избавиться от коммунизма. СССР распался и больше не стало двуполясного мира, он стал многополюсным.




Источник: https://infopedia.su/6x32df.html

Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни

ID: 9853

Название работы: Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни

Категория: Реферат

Предметная область: История и СИД

Описание: Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни. Руководство страны проводит активную внешнюю политику за своё утверждение на международной арене. Россия, став правопреемницей СССР, отстаивает статус сильного государства, с которым должн…

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-03-17

Размер файла: 25.75 KB

Работу скачали: 554 чел.

Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни.

Руководство страны проводит активную внешнюю политику за своё утверждение на международной арене. Россия, став правопреемницей СССР, отстаивает статус сильного государства, с которым должны считаться остальные страны мира. Она вступила во многие международные организации.

Адаптация российской внешней политики к новым условиям была особенно болезненной. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, экономический кризис серьёзно осложнили разработку концепции национальной безопасности и новой внешнеполитической доктрины.

В 1991-1993 гг.

Совет

внешняя политика демократической России во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии» М.С.Горбачёва. Для неё было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А.Козырев.

Провозглашённая им внешнеполитическая концепция предполагала лояльность России по отношению к западным ценностям в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ.

3 января 1993 г. президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Этот договор вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе, поскольку Россия должна была уничтожить большее число боеголовок.

Вместе с тем российской внешней политике в эти годы явно не хватало стратегической глубины, инициативности. Эта дипломатия в целом не принесла значительных результатов. Попытки России заявить о своих внешнеполитических интересах всё чаще наталкивались на противодействие и непонимание Запада.

Крупные просчёты, допущенные в 1991-1992 гг. в российско-американских отношениях, в политике на Балканах, и особенно во взаимоотношениях со «планами ближнего зарубежья, заставили уже в 1993 г. существенно скорректировать внешнеполитический курс России.

С 1994 г. внешняя политика России постепенно меняется. В стране заметно усиливаются антизападные настроения. В начале 1996 г. смена ориентиров во внешней политике подкрепляется кадровыми перестановками: А.Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.

Примаков, бывший руководитель Службы внешней разведки. Став министром, Примаков объявил приоритетом своей деятельности ближнее зарубежье, развитие двусторонних и многосторонних отношений со странами СНГ.

Со сменой руководства МИДа во внешней политике России усиливается прагматизм, взвешенность. Её главным направлением и принципом становится стремление защитить российские интересы, не вступая в конфронтацию с другими странами.

Обратите внимание

Новая внешнеполитическая стратегия исходит из понимания того факта, что главная угроза безопасности России лежит во внутриполитической, социальной, духовной и других сферах.

В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, была принята в Международный валютный фонд, а также присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира».

Нормализация отношений с НАТО и последовавшее за этим заявление Президента РФ о пере нацеливании российских ракет способствовали росту международного авторитета страны. Конкретным выражением этого стало преобразование лётом 1997 г. «большой семёрки» в «восьмёрку».

Для России полноправное членство в «восьмёрке» — важный внешнеполитический успех, так же как и последующее вступление в Парижский клуб стран-кредиторов.

Непросто складываются отношения России с так называемым ближним зарубежьем (так стали именоваться страны, которые ранее являлись республиками СССР, а после его распада стали самостоятельными государствами).

Не раз возникали проблемы в отношениях с прибалтийскими странами, в которых русскоязычное население подвергается различным формам национальной дискриминации. Велись споры России с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом.

Имелись проблемы в отношениях с Таджикистаном и Молдавией.

Распад СССР привёл к образованию Содружества независимых государств (СНГ). Строительство нового объединения было начато «сверху» в чрезвычайной обстановке кризиса, главным образом с целью предотвращения развития событий по «югославскому сценарию», установления контроля над процессом распада СССР.

Весной 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, на основе которого создан Совет коллективной безопасности и разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ.

В 1997 г. Содружество вступило в новый, переломный этап своего существования.

Важно

Отсутствие реального взаимовыгодного экономического сотрудничества и множество нерешённых политических проблем поставило под «вопрос само существование СНГ. На встрече в Кишинёве в конце 1997 г.

лидеры СНГ впервые очень жёстко сформулировали своё недовольство положением дел в Содружестве, критиковали его неэффективность.

Наиболее благоприятно складываются отношения России с Белоруссией.

Впервые вопрос о создании с ней союза возник весной 1993 г., когда начались конфиденциальные переговоры. Однако в то время идею сближения двух государств реализовать не удалось. Весной 1995-го между ними были сняты таможенные барьеры, препятствовавшие развитию экономических связей, а в декабре 1999 г. подписан договор о создании союзного государства России с Белоруссией.

В современных условиях на территории бывшего СССР уже чётко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:

Читайте также:  Партийный состав 1-4 государственных дум

Россия, Белоруссия — форма наиболее глубокого сотрудничества с общими национальными, в том числе политическими структурами управления;

Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия — углубленная, прежде всего экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платёжном союзах;

страны — участницы СНГ, сложившиеся после распада СССР — межгосударственное объединение 12 бывших республик;

СНГ и государства Балтии — территория бывшего Советского Союза. Несмотря на существующие по ряду вопросов противоречия внутри СНГ, в последнее время чётко прослеживается положительная тенденция к углублению прошений между основными союзниками на постсоветском пространстве. Об этом свидетельствуют постоянные встречи глав государств СНГ в 2000-2003 гг.

Совет

Поиски нового места на международной арене в условиях перехода к многополярному миру потребовали от России обновления восточной политики.

В результате целенаправленных усилий по активизации российской восточной политики в 1991-1997 гг. отношения с большинством стран азиатского региона вышли на новые рубежи.

Последовательно развивались традиционно масштабные связи с Индией, возобновилось сотрудничество с Вьетнамом, Монголией.

Новые подходы к решению проблем, оставшихся в наследство от СССР, позволили России совершить прорыв в российско-китайских отношениях, подвести черту под эпохой военного противостояния.

Важнейшим практическим шагом к сотрудничеству двух стран стало подписание в апреле 1996 г.

руководителями России, Казахстана, Киргизии и Китая соглашения о создании вдоль общей границы полосы доверия и взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. С 1992 по 1997 гг.

происходила демаркация российско-китайской границы, впервые в истории отношений между двумя странами граница была чётко обозначена на месте.

В 1993-1997 гг. активизировался и российско-японский диалог. Многие десятилетия развитию экономических и культурных связей между двумя соседними странами мешал территориальный вопрос.

Возможность прорыва в отношениях между Токио и Москвой появилась лишь в 1993 г.

Обратите внимание

после подписания Токийской декларации, в которой проблему «северных территорий» предполагалось решать на основе законности и справедливости, без деления на победителей и побеждённых.

Одна из важных причин смягчения японской стороны — нестабильная ситуация в Восточной Азии, усиление Китая и, следовательно, необходимость сохранения баланса сил в регионе.

В свою очередь, российская сторона в ноябре 1996 г. предложила Японии, не прекращая диалога по вопросу о Южных Курилах, позаботиться о создании благоприятной атмосферы в отношениях с Россией и с этой целью подумать об организации «совместной хозяйственной деятельности на спорных островах».

Осенью 1997 г. в результате встречи в Красноярске территориальный спор в значительной мере утратил свою остроту. Стороны договорились к 200ft, подготовить к подписанию текст мирного договора.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=9853

Россия в начале ХХI века

<

К началу ХХI века определись границы Российской Федерации. По географическому положению Россия — евразийская страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть — в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью 17,1 млн кв.

км, протяженностью в меридиональном направлении 2,5-4 тыс. км, в широтном — 9 тыс. км) Северной Евразии. Ее крайняя северная точка (77 ° 43′ с. ш) находится за полярным кругом (мыс Челюскин полуострова Таймыр), южная (41 ° 11′ с.

ш) — примерно на 40-й параллели северной широты (гора Базардюзю Главного хребта Большого Кавказа, на границе Республики Дагестан с Азербайджаном), западная (19 ° 38′ в. д) — в Восточном полушарии, неподалеку от нулевого меридиана (песчаная коса Гданьского залива Балтийского моря, около Калининграда), а восточная (168 ° 40′ з.

д) — уже в Западном полушарии (мыс Дежнева полуострова Чукотский). Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов.

Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами — из общей протяженности ее границ (58,6 тыс. км) более 2/3 морские (44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км).

Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км) экономическая зона,

Наибольшую протяженность морские границы России имеют на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние — западную и восточную — точки страны) с расположенными в нем островами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов.

Важно

Геополитическое положение России, т.е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами.

Огромное позитивное воздействие оказывает на него характер преобразований в экономике, во внутренней и внешней политике страны, происходящих в последний период времени.

Главные среди них — переход на рыночные отношения и открытость экономики, отказ от политики «холодной войны», военного противостояния США и другим странам НАТО, ликвидация военного присутствия России за рубежом. Эти и другие факторы подняли международный авторитет страны, изменили отношение к ней мирового сообщества.

Из внешних факторов особое значение имеет образование в результате распада СССР на западных и южных рубежах страны новых пограничных государств, получивших название «ближнее зарубежье», статус членов СНГ (за исключением стран Балтии), и созданного в его рамках Экономического и Военно-политического союза.

Их образование отдалило от границ нашей страны европейские и ближневосточные страны.

Возникшие в связи с этим трудности в организации торгово-экономических связей России с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (ближневосточном) направлении (ряд важных коммуникаций России — железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы и авиатрассы проходят теперь через территорию новых независимых государств) не могут перекрыть всех преимуществ, которые она получила благодаря безопасности на этих участках границ (в условиях непрекращающегося расширения НАТО на восток, угрозы экспансии на юге исламского фундаментализма).

Другой фактор, влияющий на современное геополитическое положение России, — рост экономической мощи и политического веса в мире государств, соседствующих с ней или близкорасположенных к ней на востоке и юго-востоке (Китай, Япония, КНДР, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.).

Именно этот азиатский субрегион играет все более заметную роль в развитии хозяйственных связей с Россией.

Совет

В современной мировой экономике страны Восточной и Юго-Восточной Азии имеют самые высокие темпы развития (исключение — Япония, уже достигшая очень высокого уровня развития экономики), обладают значительным объемом золотовалютных средств, являются крупнейшими поставщиками на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной и трудоемкой продукции. Однако узость внутреннего рынка, ограниченность территории, собственной минерально-сырьевой базы, невозможность обеспечить работой быстро растущее население и др., обусловливают большую зависимость стран субрегиона от внешнего рынка.

Перепись 2002 г. показала, что, хотя по своей площади Россия занимает первое место, численность его населения значительно уменьшилась. Так, в 2002 г. численность населения России составляла 145,2 млн. человек, что на 1,8 млн.

меньше по сравнению с переписью 1989 г. В 2010 года предварительные итоги проведенной осенью переписи показали уменьшение численности населения еще на 4,2 млн. человек, то есть 141 млн. чел. Среди россиян насчитывается примерно 103 млн.

горожан и примерно 38 млн сельских жителей.

В начале нового столетия активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, культурные, экономические связи с США, Италией, Германией, Францией, Великобританией. На развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. Террористы, завладев несколькими самолетами, направили их на всемирный торговый центр в Нью-Йорке.

Здания были разрушены, свыше трех тысяч человек погибло. В 2002 г. США ввели войска в Ирак, который был объявлен местом пребывания террористов. Россия не поддержала нападения США на Ирак. Углублялись внешнеэкономические связи с Индией и Китаем. Россия оказывал Индии, как и прежде, помощь в энергетике и металлургии. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование.

В России было создано было 400 предприятий с китайским капиталом. В КНР было открыто 1200 фирм с российским участием, в основном в химической и ядерной промышленности. В указанный период продолжалась работа по политическом урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции Чечни, которая утвердила республику как субъект Российской Федерации.

Президентом Республики стал Ахмад Кадыров.

В первое пятилетие ХХI века претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы на территории Республики Чечня.

Однако, при участии международных террористов, чеченские боевики взорвали дом правительства в Грозном, было совершено нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театре на дубровке, захват школы в Беслане. В мае 2004 г. был убит президент Ахмат Кадыров.

Обратите внимание

Новым президентом Чечни Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканский МВД Чечни.

Источник: http://bukvi.ru/obshestvo/istoria/rossiya-v-nachale-xxi-veka.html

Ссылка на основную публикацию