Причины введения опричнины

Опричнина Ивана Грозного. Причины. Введение. Последствия

Опричнина это…

Что такое Опричнина

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) начали называть специально выделенный государю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. В опричные владения входили ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах державы. Остальная ее территория была названа «земщина».

Весь государственный аппарат делился на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (вначале их было 1000, а к 1572 г. – 6000) ходили в специальной униформе: в черном кафтане и черной же островерхой шапке. Преданность своему царю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям коней и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Само слово «опричь» («опричнина») начало употребляться задолго до правления Ивана Грозного. Уже в XIV столетии опричниной называли часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти.

У нее было право получать доходы с определенной части земельных угодий, но после ее смерти все это возвращалось к старшему сыну.

Обратите внимание

Вот что такое опричнина — специально выделенный в пожизненное владение удел.

У слова «опричнина» со временем появился синоним, восходящий к корню «опричь», что значит «кроме». Отсюда «опричнина» — «тьма кромешная», как ее еще временами называли, «опричник» — «кромешник». Но этот синоним употреблялся только с XVI столетия.

Причины Опричнины

В общем, все разногласия историков по поводу причин возникновения опричнины, можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:• Опричнина была обусловлена личными качествами Ивана Грозного и у нее не было никакого политического смысла (В.Ключевский, С.Веселовский, И.Фроянов);

• Она была хорошо взвешенным политическим шагом Ивана IV и направлялась против социальных сил, противостоящих его «самовластию». Такое утверждение, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи считают, что целью опричнины было сокрушить боярско-княжеское экономическое и политическое могущество (С.Соловьев, С.Платонов, Р.Скрынников).

Другие (А.Зимин и В.Кобрин) полагают, что опричнина «направлялась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), и еще была направлена против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей державе организации. И любое из этих положений не бесспорно, потому спор об опричнине продолжается.

а также:

1560 год — им была упразднена Избранная рада, хотя именно она смогла создать ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом государево величие.

1558 год — началась Ливонская война. Многие представители боярской знати были против нее. Они в открытую высказывали свое недовольство. Все это способствовало накалу страстей в высших эшелонах власти.

Государь усиливал давление на бояр, но те не желали покорно склонять головы перед царской волей. Некоторые князья начали уезжать за границу.

К примеру, предательство в 1563 году военачальника князя Андрея Курбского, входившего в состав Избранной рады и бежавшего в враждебную Литву (после чего и без того мнительный государь стал везде видеть заговор, убедился в неверности ему бояр).

Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.

Введение опричнины

Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он уехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (сейчас город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, в которой говорилось, что он оставляет свое царство из-за боярской измены.

Москвичи, отправив к государю посольство с духовенством во главе, уговаривали его не покидать царства. Иван Грозный согласился остаться на царстве, только с условием, что ему не станут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной».

Так была введена знаменитая опричнина.

Цель опричнины

Когда опричнина устроилась, она стала действовать.

Цель опричнины заключалась в том, чтобы забрать всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в столице из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей царя.

Испытав на себе властолюбие своих бояр, Иван IV счел их «изменниками» и, не удовлетворившись опалами на отдельных лиц, надумал обезвредить все боярство.

Формирование опричнины

В своем новом «дворе», куда он не пускал «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них.

Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых имелись старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвой в захваченных областях (Новгороде, Пскове, Рязани).

Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для царя Ивана люди, как правило потомки удельных князей. Их переселяли на окраину государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не представляли из себя опасность.

Старые же их земли отбирали «на государя» и они шли «в раздачу». Вместо удаленной знати государь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и которые зависели только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, государь, по его выражению, «перебирал людишек».

Он делал это до конца своей жизни, на протяжении почти 20 лет, и постепенно забрал в опричнину половину всего государства. Оставшаяся половина находилась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми).

1575 год — над земщиною Иван Грозный поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но вскоре свел его в Тверь.

Ход событий

Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только княжат, но и множество других людей, — всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого забирали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых.

Однако действия опричнины сопровождались еще жуткими зверствами. Иван Грозный не только изгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По приказу царя рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями.

1570 год — государь разорил целый город, именно Великий Новгород.

Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он пошел на них войной как на настоящих врагов и губил их без всякого суда на протяжении нескольких недель.

Поход на Новгород

Иван собрал всех опричников, которые были способны носить оружие, вперед были отправлены разъезды, которые заняли все почтовые станции и городки по дороге, под предлогом борьбы с чумой въезд и выезд из Новгорода запретили – чтобы никто не мог предупредить северян о движении опричного войска.

Грабежи и убийства начались еще по дороге – в Твери и Торжке, а 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и сразу окружили его, «дабы ни един человек из града не убежал».

В Новгороде опричниками был устроена кровавая резня: «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити».

Московский застенок времен опричнины. А. Васнецов

Важно

Несчастных жгли огнем, после привязывали к саням длинной веревкой и тащили две версты до Новгорода, где связывали (детей привязывали к матерям) и бросали с моста в реку, где другие «каты» заталкивали их под лед огромной полыньи палками.

«Главу заговора», новгородского архиепископа Пимена, отправили в Москву – старика, больше 30-ти лет окормлявшего Новгород, посадили на кобылу задом наперед и приказали всю дорогу дуть в волынку – атрибут скоморохов.

В столице церковный суд лишил Пимена сана, его заточили в Никольском монастыре в Веневе, где через год тот скончался.

Город полностью разграбили, на оставшихся в живых новгородцев наложили огромные штрафы, которые выбивались – в прямом смысле – кнутом на «правеже» еще много месяцев.

Годы спустя царь впишет в составленный им «Синодик опальных», список убитых его волею людей, страшную в своей лаконичности фразу: «По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек».

И историки по сей день спорят, является ли эта цифра общим количеством погубленных в Новгороде людей или это «достижение» только отряда под началом Малюты Скуратова.

Из Новгорода опричное войско двинулось в Псков, который ожидала та же участь. Однако «пскопских» спас местный юродивый Никола, который протянул государю кусок мяса.

На недоумение царя – зачем ему мясо в пост, юродивый, согласно легенде, отвечал: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?». По другой версии, юродивый потребовал: «Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно».

На другой же день лучший государев конь пал, и испуганный царь приказал возвращаться в столицу. Как бы там ни было, но Псков смог отделаться малой кровью – царь поверил знамению и покорился, как он считал, Божьей воле.

Псы государевы

По всему государству, много лет кряду, вламываясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства.

Царь Иван, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых тоже лилась кровь; пиры переходили в богомолья, в которых бывало и кощунство.

В Александровской слободе Иваном Грозным было устроено что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья.

Совет

От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием.

Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не смог смириться с распущенностью нового царского двора, обличал государя и опричников за что и был низложен Иваном с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 году его задушил один из самых жестоких опричников — Малюта Скуратов.

Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 года. Князя Владимира Андреевича убили без суда, так же, как мать и жену его. Не умеряя своей жестокости, государь не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Последствия опричнины

Цель, которую поставил себе Иван IV, устраивая опричнину, была достигнута.

Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к царю и были обменены на другие земли.

Опричнина, несомненно, повела к разорению державы, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами.

Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а потом начали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот.

Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, отчего центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них государь не получал уже ни ратных людей, ни податей.

Таковы были в конце концов последствия опричнины.

Еще опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти государя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся Ливонская война разорили государство. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг.

, современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики царя Ивана стало закрепощение русского крестьянства. 1581 год — были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам было запрещено покидать своих владельцев.

На деле это значило, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства.

Читайте также:  Россия в начале xxi века

Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем могут свидетельствовать ее последствия, в том числе наступление «смутного времени» в начале XVII века.

Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном государе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

ред. shtorm777.ru

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Источник: http://shtorm777.ru/oprichnina-ivana-groznogo-prichiny-vvedenie-posledstviya.html

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю.

Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах.

Обратите внимание

Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого.

Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных.

Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре.

Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода.

После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома.

Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Важно

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек.

Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали.

Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя.

Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась.

Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя.

Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/oprichnina-ivana-groznogo

Опричнина Ивана Грозного кратко и понятно

Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Этим термином в 16 веке называли территории, которые уже находились личном пользование государя и его ближнего окружения.

Если же говорить про внутреннюю политику, то опричнина Ивана Грозного кратко — это политика репрессий против непокорных бояр, направленная на укрепление самодержавной власти и централизованность государства, продолжавшаяся с 1565 по 1572 годы.

Её сущность заключалась в усмирении ещё достаточно сильного тогда боярского сословия любой ценой, в частности широкое распространение получили физические расправы, конфискация земельных владений и всего имущества в пользу государства, принудительное переселение людей на другие территории.

В историю это время вошло, как время кровавых расправ, разгул произвола и беззакония, творимых царём и его приближенными. Для того чтобы понять произошедшее необходимо знать причины и последствия этого явления.

Опричники у царя

Причины опричнины можно назвать следующие:

  • Неуспешная внешняя политика (проигрыши на Западе в Ливонской войне, начатой царём в 1558 году за территории на Прибалтийском побережье, царь обвинял во всём бояр, нежелание и неумение их действовать решительно, а так же неуважение к царской власти; набеги крымских татар);
  • Смерть в 1560 г. любимой жены Ивана Грозного Анастасии (которая одна из немногих могла сдерживать необузданный нрав царя, она была вероятно отравлена), в 1563 г. смерть митрополита Макария, наставника царя в духовном плане.Падение Избранной Рады (она была создана из сподвижников царя, проводила ряд реформ, но разногласия между царём и её лидером Алексеем Адашевым в области внешней политики, а также недовольство царя медленными темпами реформ привело к роспуску Избранной Рады в 1560 г.);
  • Предательство в 1563 г. военачальника князя Андрея Курбского, который входил в состав Избранной рады и бежал в враждебную Литву (после этого и без того мнительный царь начинает везде видеть заговор, убеждается в неверности ему бояр).

Эти и другие причины послужили для возникновения такого явления как опричнина. Своё начало опричная политика берёт в 1565 году, когда Иван Грозный покинул Москву, перебравшись в Александровскую слободу, и разделив территорию государства на «опричнину» (часть Москвы, и ближайшие к ней уезды, обширные территории на западе и юге государства ) и «земщину» (вся оставшаяся земля).

Из Александровской слободы Иван Грозный пишет и направляет в столицу 2 письма, первое адресовалось новому митрополиту и боярам, второе — народу. В письмах говорилось, что отказывается Иван Васильевич от своего правления из-за заговоров бояр, предательства и непокорности их царской власти, на простой народ же он обид не держит.

По велению государя Басманов-Плещеев (представитель царской родни) создаёт опричное войско — личную гвардию царя, входившие в её состав служилые люди наделялись привилегиями, и по сути неограниченной властью (на творимые опричниками беззакония царь смотрел сквозь пальцы, а зачастую и поощрял их, сам участвуя в кровавых забавах ).

Совет

Опричники восседали верхом на чёрных лошадях, к сёдлам прикреплялись метла и собачья голова. Эти символы говорили, что опричники готовы вымести подобно сору из границ страны всех, кто не согласен с властью царя и посмеет ему противиться. И верны ему подобно псам. Изначальная численность опричного войска составляла 1000 человек, впоследствии она значительно увеличилась.

Итак, мы рассмотрели причины, теперь проследуем далее.

Содержание политики опричнины

Земщина облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов. В опричнине же начались кровавые казни бояр и князей.

Из Александовской слободы Иван Грозный регулярно совершает визиты в Москву, чтобы наказать изменников государства и своих личных врагов. Почти все, кто осмеливался встать у него на пути, воспротивиться творящемуся беззаконию, вскоре погибали.

В 1569 году Иван Грозный небезосновательно решает, что в Новгороде недовольны происходящим и зреет заговор против него и его политики. Царь собирает большие силы и направляется с ними к Новгороду, достигает его зимой 1570 года.

Бесчинства в Новгороде продолжались 1,5 месяца, за это время каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек. Получили широкое распространение грабёж местных жителей, поджоги, убийство мирных граждан. В живых осталась лишь 5-ая часть населения.

Таким образом, всякое возможное сопротивление в Новгороде была сломлено.

Далее кровавое движение направилось в Псков. Значительно увеличившаяся армия опричников вошла в город. Сначала Иван Грозный желал устроить и в Пскове кровавые расправы подобно новгородским, но было казнено лишь несколько бояр, а их собственность конфискована в государственную казну.

После Пскова царь с войском возвращается в замершую от страха Москву, с целью найти и вытравить заразу новгородского заговора. Московские расправы стали наивысшей точкой в хаосе опричнины.

Было казнено по подсчётам специалистов приблизительно 200 человек из верхушки боярского сословия, в том числе близкие к царю люди.

Обратите внимание

Последствия такой резни, массового истребления представителей древних родов больно сказались на состоянии внутренней политики и восприятии происходящего внутри станы и за её пределами.

Несостоятельность политики опричнины, её плачевные последствия для страны ( её обороноспособности в частности) стали видны в 1571 году во время нашествия на Москву крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Тогда привыкшие к грабежу и разбоям, избалованные слабым сопротивлением горожан опричные войска не смогли отстоять Москву, многие просто не явились на поле боя.

Вскоре царь отменил политику опричнины, расформировал опричников, и даже казнил нескольких, но приближенная свита Ивана Грозного просуществовала в таком виде до самой его смерти, лишь изменив своё название с опричнины на двор.

Мы рассмотрели причины и ход политики опричнины. Каковы же были её последствия и итоги для страны?

Последствия и результаты политики опричнины были следующие:

  1. Боярская Дума потеряла свою роль управляющего органа (за годы опричнины она не созывалась ни разу), осталась скорее как дань традициям.
  2. Погибли десятки тысяч человек.

    Согласно проведённым подсчётам на 1 казнённого боярина приходилось несколько служилых людей и до десятка крестьян и ремесленников. Люди были растеряны и дезориентированы.

  3. Страна оказалась на грани экономического кризиса, не возделывалось до 90% пахотных земель, наступил голод.

  4. Укрепление крепостного права (Иван Грозный отменил Юрьев день, теперь крестьяне не могли переходить на другие земли, поменять хозяина.

    )

  5. Россия проиграла 25-летнюю Ливонскую войну с Польско-Литовским государством, потеряла все выходы к Балтийскому морю и земли на территории Финского залива, которые отошли к шведам, воспользовавшимся обстановкой.

  6. Нестабильная ситуация, связанная с династическим кризисом (Иван Васильевич не оставил после себя прямого наследника трона и власти), социальная напряжённость во всех слоях общества привела Россию к печальным и полным трагедии временам Смутного времени и самозванцев.

На смертном одре царь «простил» всех опальных бояр — «предателей», которые были казнены во время опричнины по его указу.

Источник: https://karate-ege.ru/istoriya/oprichnina-ivanogo-groznogo-kratko.html

ОПРИЧНИНА

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства.

Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг.

Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.

Причины и цели опричнины

Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для  царя здесь становились  боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности.

Учреждение опричнины. Опричное войско

Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г.

  Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г.

он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину.

Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Важно

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право  неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны.

В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха.

На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.

Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди.

Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду.

К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.

Совет

Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский.

Ход и итоги  опричнины

Стремясь уничтожить сепаратизм знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон.

Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. Иван IV предприняла поход на Новгород. который якобы хотел отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь.

Экономическая самостоятельность больших городов была подорвана.

Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.

Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель.

Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день.

Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Обратите внимание

Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму.  Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя  отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления.

Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады.

  Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию. 

Литература

  • Зимин А.А. Опричнина. 2-е изд. М., 2001
  • Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика: Избранные труды. М., 2008.
  • Курукин И.В., Булычев А.А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. М., 2010.
  • Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/oprichnina_n

Причины введения опричнины

Будущий царь родился в $1530$ году в семье Василия III и Елены Глинской, происходившей из литовского рода. В $1533$ году Василий III серьезно заболел, поэтому сформировал комиссию бояр-опекунов из $7$ человек; именно их впервые начали называть словом «Семибоярщина».

Опекуны обязаны были защищать царевича до $15$ лет. Ивану Васильевичу было всего $3$ года, а у Василия III были младшие братья – Андрей Старицкий и Юрий Дмитровский.

Василий III скончался в декабре $1533$ года. Боярская Дума сразу же избавилась от претендента на престол Юрия Дмитровского.

Важно

Совет опекунов продержался в течение года, затем начались волнения и перестановки. Входивший в регентский совет Михаил Глинский был арестован и умер в заключении; некоторые знатные вельможи отъехали на службу в Литву.

Андрей Старицкий пытался захватить власть, но это ему не удалось, и он умер в заключении.

В $1538$ году умерла мать Ивана Елена Глинская, есть версия, что она была отравлена боярами, так как ее не любили.

Сторонник централизованной власти митрополит Даниил и другие деятели времен Василия III и Елены Глинской были отстранены и сосланы.

Новыми опекунами самолично стали князья Шуйские, которые фактически стали править, пренебрегая интересами детей Василия III.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

События детства Ивана Васильевича серьезно повлияли на личность будущего правителя. Сильное потрясение у него вызвал также пожар и восстание в Москве в $1547$ году.

Достигнув возраста $15$ лет, Иван стал полноправным правителем. Митрополит Макарий предложил ему венчаться на царство.

Совет

После падения Византии Москва мыслилась наследницей Константинополя. Поэтому принятие царского титула было выгодно и для церкви. Получали распространение идеи о божественном происхождении власти государя.

Иван IV был венчан на царство $16$ января $1547$ года с пышным ритуалом. В отношениях с Европой титул царь поднимал уровень России, так как царь приравнивался к императору. Тем не менее, Московское восстание $1547$ года показало царю несоответствие его представлений реальности.

Избранная рада

Вокруг Ивана IV в $40$-е годы сложилась группа единомышленников, известная под названием Избранной рады. Часть членов этой группы входила в Боярскую думу.

Особо влиятельным членом рады был Алексей Адашев, не имевший знатного происхождения, зато весьма талантливый. Также важную роль играли дьяк Посольского приказа Иван Висковатый и священник Сильвестр.

Отметим, что пока Сильвестр был во власти, нрав царя еще как-то сдерживался.

Реформы Избранной рады заключались в преобразовании управления и суда. В $1549$ году царь заявил, что сам отныне будет судьей и защитником всех, критикуя последствия боярского правления. Историки это событие считают первым Земским собором – высшим представительным органом.

По следам Земского собора был принят Судебник $1550 $года, значительно усиливший центральную власть и упорядочивший нормы права. Деятельность Избранной рады оформила поместную систему, а практика Земских соборов означала утверждение сословно-представительной монархии.

Причины опричнины

Приняв царский титул, Иван IV быстро освоился с ролью богоизбранного правителя.

Сословно-представительная монархия, рупором которой стали Земские соборы не отвечала его амбициям, направленным на скорейшее утверждение самодержавия с уклоном в восточную деспотию.

Ливонская война обострила противоречия с Избранной радой, которая начала действовать вопреки воле царя, настояв на перемирии, которое привело к военным неудачам.

Кроме того, осуществление военной реформы в условиях недостатка свободных под раздачу земель было не полным.

Замечание 1

Обратите внимание

Особенности характера царя также следует учитывать. Видимо, Иван с детства имел психические отклонения, которые только усугубились событиями взросления. Отравление любимой жены еще более обострило ситуацию.

Убежденность в собственной власти над жизнями подданных вкупе с психическим расстройством, видимо, и вызвала тот небывалый всплеск насилия, которым характеризовались годы опричнины.

В пользу психической болезни царя говорит тот факт, что в конце террора его проводники тоже были обвинены в измене и казнены.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/vnutrennyaya_i_vneshnyaya_politika_rossii_v_60-70-e_gg_xvi_v/prichiny_vvedeniya_oprichniny/

Причины введения опричнины

Поиск Лекций

Экзаменационные билеты по истории России

Билет № 1

  1. Расселение славянских племен. Рассказать о восточных славянах (поляне, новгородские словене, др. – всё это предки украинцев, белорусов и русских), западных славянах (поляки, словаки, чехи), южных славянах (сербы, хорваты)

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с IV-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение IV-VIII-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен – прообразы будущих государств. В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне.

К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».

В 4-8-м вв.

Важно

восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности – пашенное земледелие: в восточной части – подсечно-огневое, в лесостепной – переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви.

Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Совет

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей. Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

  1. Русское царство в XVI в., внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. При Елене Глинской (1533–1538) был проведен ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государства:

– денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране;

– введение единых для всей страны мер длины и объема;

– строительство новых и реорганизация старых крепостей, в том числе Китайгородской стены вокруг московского посада;

– укрепление армии, новые поместные раздачи детям боярским;

– ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды);

– предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы, расселение их по новым городам.

И в годы правления Елены, и после ее смерти (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Конец 40-х гг. «ознаменовался взрывами народного недовольства (В.Б. Кобрин).

Несоответствие между старыми порядками и новыми условиями к тому времени «стало очевидно для всех» (Р.Г. Скрынников).

В 1547 г. Иван IV (родился в 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». В старой России наиболее сильный независимый правитель назывался «царь». Такой титул русские впервые применили к византийскому императору, а затем к монгольскому хану.

Московский правитель мог претендовать на титул царя по двум причинам. Во-первых, он формально объявил о своей независимости перед своим прежним сюзереном – монгольским царем. Во-вторых, Византийская империя была разрушена турками, и, таким образом, греческий православный мир жил без царя.

И к тому же согласно византийской теории «гармонии» церкви и государства христианское общество нуждалось в двух главах – царе и патриархе.

Обратите внимание

Таким образом, великий князь Московский как единственный независимый православный правитель не только имел право, но и был обязан принять титул царя, если он не хотел оставить православное общество без защитника. Иван III и Василий III употребляли этот титул от случая к случаю.

Иван IV Грозный был официально коронован царем в 1547 г. Четырнадцатью годами позже Константинопольский патриарх признал титул Ивана и послал ему свое благословение.

Правление Ивана IV продолжалось почти полвека (1533–1584) и было отмечено многими важными событиями. Царь был натурой противоречивой. По мнению Г.В. Вернадского, наделенный большими интеллектуальными способностями, правитель с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особо развилась в последние двадцать лет его жизни.

Опричнина (1565–1572)

3 декабря 1564 г. Иван IV с семьей и приближенными внезапно выехал из Москвы. Поселившись в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты. В первой он обвинял церковных иерархов и всех феодалов в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется.

Московский посол вынудил делегацию московских бояр просить царя вернуться на трон. Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» – кроме), выделяемую ему лично в особый удел, и земщину.

В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину.

В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собольи головы и метлы как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве.

Важно

Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки.

На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5–6 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей.

Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана (брак заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г.Л. Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов), ведавший казнями и пытками.

Причины введения опричнины.

Переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV.

Объективные противоречия (политические и социальные) внутреннего устройства Московского государства:

– отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядоченными и неурегулированными;

– активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.

«Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVI в. создавали государственный кризис» (С.Ф. Платонов).

Личные мотивы царя Ивана IV:

– в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;

– в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады;

– в 1560 г. Иван IV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем направлены в ссылку. Вскоре начались преследования и казни бояр, заподозренных в измене (отъезды в Литву);

– настоящий шквал эмоций вызвал у царя побег воеводы князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.). После этого гонения на бояр были ужесточены.

По мнению Р.Г. Скрынникова, опричнина, представляя собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера, «не была чем-то единым на протяжении семи лет». М.М. Шумилов выделяет следующие ее проявления:

1) в самом начале опричного правления (в 1565 г.) в казанскую ссылку было отправлено около 100 из 282 княжат с одновременной конфискацией их родовых вотчин;

2) затем наступил черед бояр и земских дворян (только по «делу» боярина И.П. Федорова в 1568 г. было казнено около 500 человек);

3) в 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;

Совет

4) в самом конце 1569 г. Малютой Скуратовым был задушен Филипп Колычев, лишенный митрополичьего сана за публичное осуждение опричнины и царского произвола;

5) в начале 1570 г. Иван Грозный учинил Новгородский погром (число его жертв по некоторым подсчетам достигло 10–15 тыс. человек);

6) вслед за этим страшные расправы ожидали Москву, где летом 1570 г. были казнены десятки незнатных чиновников земских приказов (дьяков и подьячих) и лиц других званий, в том числе думный дьяк И.М. Висковатый, более 20 лет руководивший внешней политикой России;

7) замыкали кровавый список непосредственные создатели опричнины – отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Михаил Черкасский.

Большинство историков полагает, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако казни «заговорщиков» не прекратились. В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричниным порядкам. Он вновь закрепил за собой «удел», предоставив право формально управлять страной крещеному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся «великим князем всея Руси».

Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван IV вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился. Однако, поскольку беззакония, «переборы людишек» продолжались до самой смерти Ивана Грозного (даже в 1582 г. был убит царевич Иван – сын Ивана IV), некоторые ученые (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и др.

) рассматривали опричнину в хронологических рамках 1565–1584 гг.

Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации : ослабло влияние титулованного московского боярства; со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество; с низложением митрополита Филиппа Колычева нарушались прежние отношения государства и церкви; с разгромом Новгорода окончательно подрывалась общественная самодеятельность «третьего сословия».

Обратите внимание

Во-вторых, опричнина наряду с Ливонской войной вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали «опричные экспедиции», обезлюдели.

Многие крестьяне либо были убиты, либо бежали в Литву, на Дон или новые восточные земли, либо их вывезли в свои поместья опричники. Большинство владельцев вотчин и поместий было разорено.

По кадастровым земельным книгам, на Псковщине и Новгородчине 90% сельскохозяйственных земель не возделывалось. В Московском уезде, по писцовым книгам, обрабатывалось лишь 15% пашни.

В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7–9 млн жителей).

Билет № 2

  1. Восточные славяне. Стр. 27-29 учебника.
  2. Русское царство в XVI в., внешняя политика Ивана Грозного.

Билет № 3

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s4634t6.html

Ссылка на основную публикацию