Предпосылки появления христианства на руси

Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства :

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала.

На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация.

Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек).

Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм.

Обратите внимание

Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы – волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан.

В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

Важно

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры.

При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных.

Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие.

Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией.

После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти.

Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте.

При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» – воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам.

По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье.

Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы.

Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа.

У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

Совет

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете.

Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца.

Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья.

Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи.

Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия – скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии.

Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору.

Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.).

Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса.

Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид.

Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века.

Читайте также:  Н. м. карамзин о правлении ивана грозного

Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи.

Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись.

Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Обратите внимание

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю.

Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В.

Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием.

Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры.

Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса.

Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков.

Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Источник: https://www.syl.ru/article/166823/new_vozniknovenie-hristianstva-kratko-istoriya-vozniknovenie-hristianstva

Причины принятия христианства на Руси (+таблицы и схемы)

Принятие христианства

После продолжительной междоусобицы в 980 году великим киевским князем становится сын Святослава Владимир, за время правления которого Русь не только значительно расширила свои границы, но и изменилась в целом.

Князь Владимир всеми силами пытался укрепить государство и сплотить раздробленный междоусобными войнами народ. Для этого он принял попытку формирования единого пантеона языческих богов с центральным капищем в Киеве. Однако, такие интеграции и изменения не увенчались успехом, после чего в 988 году князь Владимир решает принять христианство.

При этом, история крещения Руси свидетельствует, что данный процесс проходил не очень то и гладко. Полное принятие языческим народом христианской веры заняло десятки лет.

Важно

Однако, князь смог добиться сменой веры того, что Русь вошла в список развитых во всех отношениях государств и заручилась их поддержкой. С этого момента на Руси стали появляться школы и само понятие грамотности.

В открывшихся монастырях начинают писаться летописи, представляя собой исторические хроники, нацеленные на то, чтобы народ помнил свои корни.

Таким образом, можно сказать, что внедрение христианской веры в решающей степени выступило катализатором расцвета величия Киевской Руси, а также во многом определило будущую траекторию русской истории.

Ранние сообщения о принятие христианства на русской земле

При этом, самые ранние упоминания о проникновении христианской веры на территории Киевской Руси отсылают нас к первым векам нашей эры. Таким образом, Русь дважды принимала христианство (хотя и не в таких масштабах, как при Владимире): первый раз – в 957 году во время правления княгини Ольги, а второй – уже во время княжения Владимира в 988 году.

Многие исследователи и историки отмечают огромный вклад в процесс христианизации Руси крещение княгини, благодаря которому многие простые люди из народа решили следовать христианской вере. Стоит отметить, что на протяжении всего развития Киевской Руси, государство всегда поддерживало добрые отношения как с римской церковью, так и с Византией, где были иудеи и мусульмане.

Поэтому перед князем Владимиром стал сложный вопрос о выборе такой веры, чтобы не только сплотила славянские народы на одной земле, но и такой, чтобы с её помощью языческая Киевская Русь, которую не принимали из-за варварской веры, смогла бы войти в число мощных государств, став одним из них.

Основные причины принятия христианства на Руси

Итак, причины принятия христианства были таковы:

  • Новая религия, в первую очередь, нужна была для развития государства. Ведь, какую бы князь не выбрал сторону – она позволяла выйти Киевской Руси из изоляции, в которой она находилась по отношению к остальному миру.
  • При этом, единобожие совпадало с сущностью единого правителя государства, что могло ещё больше укрепить авторитет великого князя у славянских народов.
  • Христианство могло внести в необразованную Русь новую культуру бытия, мораль и укрепить институт семьи.
  • Кроме того, эта религия способствовала всестороннему развитию государства, интегрируя в него литературу, философию и пр.
  • Из-за долгой междоусобной войны славянский народ был раздроблен и требовал принципиально новой идеологии, которая могла сплотить жителей Руси.

Схема: причины принятия христианства на Руси

Схема: причины принятия христианства

Значение принятия христианства

Таким образом, принятие Русью христианской веры вводило славянское государство в число европейских народов.

А вот язычество наоборот – вызывало со стороны христианизированных держав враждебность, обрекая Русь на дальнейшую изоляцию.

Стоит отметить, что финальный раскол христианства на две отдельные ветви (православную и католическую) пришёлся только на 1054 год. До этого момента данная религия представляла собой единый мощный институт.

Кроме княжеского стремления при помощи новой религии укрепить государство, сам Владимир также задумался о своей жизни, в которой к тому времени было немало тёмных пятен.

Присутствовали в ней и братоубийство в погоне за властью и материальными благами и многожёнство и немало насилия.

Поэтому, в качестве ещё одной немаловажной причины принятия христианства и христианизации государства, можно выделить и желание очистить душу от множества грехов, что и обещала заморская религия.

Легенда о выборе веры

Для того чтобы сделать правильный выбор великий князь, согласно легенде, описанной в «Повесть временных лет» отправил во все государства своих гонцов, которые должны были некоторое время жить в чужой стране, изучая иудаизм, мусульманство и христианство. После того как через определённое Владимиром время послы вернулись на славянскую землю, князь внимательно выслушал все «за и против» каждой веры и выбрал среди всех – христианство.

Современные представления

Большинство современных историков считают этот древний рассказ лишь красивой легендой. Ведь, скорее всего, никаких сомнений у князя не было вовсе. Он выбрал самую сильную на тот момент религию, которая имела место быть в Византии.

Хронология: до и после принятия христианства князем Владимиром

До и после принятия христианства князем Владимиром

Таблица: причины и значение принятия христианства

Причины и значение принятия христианства

Краткая видео-лекция: причины принятия христианства на Руси

Видео-лекция: крещение Руси

Источник: https://fox-calculator.ru/slavane/prichinyi-prinyatiya-hristianstva-na-rusi-tablitsyi-i-shemyi/

Причины и предпосылки принятия христианства

История России  /  Возникновение государственности  /  Причины и предпосылки принятия христианства

В девятом – десятом веках в привычной жизни восточных славян происходят кардинальные изменения. В 988 году при княжестве Владимира в качестве основной религии государства Киевская Русь было принято христианство.

Но так ли это? Как писали летописцы, христианство было распространено на древнерусской земле и раньше.

Исследователи данной темы считают, что рассказы о крещениях отдельных групп этноса Руси (например, во время правления Ольги, а также во времена Дира и Аскольда, Кирилла и Мефодия и др.) показывают, постепенное вхождение христианства в жизнь общества.

Совет

Для того чтобы лучше понять почему в качестве основной религии было выбрано христианство необходимо понять социально-политические и духовные процессы, происходящие на Руси в то время, а также, что подвигло самого князя на столь радикальные реформы.

Владимир был новатором своего времени. Осознавая, несоответствие духовным и политическим потребностям языческого политеизма, он предпринимает в 980 году первую религиозную реформу. Суть её заключалась в объединении божеств всех славянских племён в один пантеон, во главе с богом Перуном.

Но этот шаг к сплочению оказался неудачным, так как княжескому богу Перуну противостояли другие языческие божества, которым поклонялись неславянские и славянские племена Руси.

И раз уж язычество не смогло обеспечить единство племён и следственно, земель, то было решено принять ислам или христианство.

Легенда о религиозном выборе князя Владимира

Как утверждает православная версия христианства, перед крещением Руси проводилась процедура «выбора среди вер».

Владимир отправил послов к хазарам, проповедующим иудаизм, в Византию (христианство), а также в Западную Европу (католицизм) и мусульманам (ислам) для определения наиболее лучшей веры.

Выполнив его задание, было решено принять христианство из-за душевного подъёма его ощутивших послов и красоты храмов, которые они наблюдали в Византии.

Но не только этим было продиктовано решение киевского князя. Решающими факторами обращения к христианству были политические, культурные и экономические связи Руси с Византией. Кроме того, общая религия открывала новые возможности в расширении земель и укрепления государственной власти, так как именно она открывала дорогу для брака Анны (сестра византийского императора) и Владимира.

Таким образом, принятие христианства явилось одним из главных факторов дальнейшего развития славянского народа.

Читайте также:  Внутренняя политика россии в эпоху дворцовых переворотов

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/vozniknovenie-gosudarstvennosti-u-vostslavan/pricini-i-predposilki-prinatia-hristianstva/

Предпосылки появления христианства в Киевской Руси

I. Предпосылки появления христианства в Киевской Руси.

Конец Х века, преддверие образования древнерусского государства,

Киевской Руси, — период особенный. Происходит переход от варварства к
цивилизации, возникают крупные города на важнейших торговых путях.
Вместо прежних грабительских походов на Византию под предводительством
норманнских конунгов, с ней устанавливаются добрососедские отношения. И
на этом фоне языческий пантеон Владимира предстает анахронизмом: он
слишком неоднороден по составу, как, впрочем, и само язычество, не спаян
единой системой догм и ритуалов. Объединить племена, создать сильное
государство на такой зыбкой основе было невозможно.

Однако ни византийская эстетика культового действа, ни красота

церковного искусства (при всей их значимости) не стали бы главным
доводом в решении Киевской Руси принять христианство. Предпосылки этого
события закладывались исподволь. Их можно видеть в дипломатии княгини
Ольги, бабки Владимира, убежденной христианки, дважды посетившей
византийский двор. Новую религию уже приняла и часть дружинников,
главным образом скандинавов, служивших киевским князьям. Еще при князе
Игоре (912—942 годы) в Константинополе существовала церковь Пророка Ильи
— центр торговой и деловой колонии русских. И в Киеве возводят Ильинскую
церковь — в знак солидарности киевских христиан-варягов с царьградскими
единоверцами. 

Причинами, послужившими принятию христианской веры в качестве

государственной религии стали политические, экономические, культурные
основания (возможности киевским и прочим князьям контактировать с
государствами Центральной и Западной Европы “на равных”, т.е. заключать
взаимовыгодные политические, экономические и матримониальные договоры,
оставаясь при этом в значительной степени независимыми от духовных
правителей; близость восточнославянским традициям, как обусловленным
“генетически” – славянским и, шире, индоевропейским происхождением,
успевшим сложиться за столетия культурного взаимодействия с ближайшими
соседями, и т.п.) В “Повести временных лет” содержится полулегендарный
рассказ, помещенный под 987 годом, об испытании вер. “Мужей славных и
умных, числом десять” избрали для ознакомления с религиозными обычаями
волжских болгар, немцев, евреев. По возвращении послы пришли к выводу,
что “не добр закон их”. Но служба в храмах Греческой земли их поразила.
“И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или
на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой… Знаем мы
только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех
других странах”. 

II. Утверждение христианства как государственной религии.

Знакомство восточных славян с христианским вероучением началось, судя

по всему, задолго до официального крещения Руси Владимиром Святославичем
(ок. 988 г.) История распорядилась так, что восточная ветвь славянства
крестилась позднее других. Постоянные контакты с западными и южными
соседями (прежде всего с Болгарией и Византией) не могли не затронуть и
самую сокровенную сферу жизни общества – духовную. Одним из следствий
этого, видимо, стало приобщение к письменной культуре. Уже первые из
дошедших до нас свидетельств о знакомстве славян с письменностью
достаточно красноречивы:

“Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но

[читали] и гадали с помощью черт и резов. Когда же крестились, то
пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами,
без порядка”.

Итак, выбор консолидирующей общество религии сделан — византийское

христианство. Великий реформатор Владимир Красное Солнышко, как его
величают в былинах, приняв это решение, положил начало древнерусской
цивилизации. Произошел великий исторический переворот. В течение
нескольких десятков лет Русь вошла в культурный ареал
восточноправославных государств, поддерживая одновременно тесные связи с
католическим Западом. 

988-й год. После войны с греками за город Корсунь (ныне — Херсонес) и за

невесту, греческую принцессу Анну, князь вернулся в Киев. “И
возвратившись, повелел ниспровергнуть идолы — одних изрубить, а других
сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы
по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его
жезлами. Это не потому, что дерево может чувствовать, но на поругание
бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие
от людей” — так в христианизирующемся сознании языческие боги
превращались в демонов. 

“… На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и

корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду, и
стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а
уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была
видна радость на небе и на земле, по случаю стольких спасенных душ”. Так
описывает это поистине эпохальное событие “Повесть временных лет”. 

Христианская цивилизация появилась на Руси как чудо, как взрыв, а не как

итог каких-то экономических или технических новшеств, ибо материальный
интерес для русского человека средневековья никогда не был главным.

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену

верований. Христианство, став господствующей религией на Руси,
выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых
установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве
стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским
патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту
епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до
пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались
монастыри.

Тотчас, по
крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются
книжники – любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.

 Церкви принадлежали земли, на которых
духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь
византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические
отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.

 

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые

власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и
новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии,
то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и
служило проводником византийского влияния на Руси.III. Развитие культуры Киевской Руси после принятия православия

Вместе с религией Русь унаследовала от Византии и художественные

традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами.
Слово «икона» происходит от греческого eikon (образ). Икона является
посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль
живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи
сохранились до настоящего времени. Использование приемов стилизации и
яркий, нарядный колорит, характерные для средневековой религиозной
живописи, оказали влияние на творчество многих художников конца 19
начало 20 века.

В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В

14 -15 вв. низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас,
отделявший прихожан от алтаря. Иконостас стал строго организованной
иерархической системой священных образов, в которой иконы с изображением
Христа, Богоматери, апостолов, святых и праздников располагались рядами
в определенном порядке. Иконы часто украшали окладами из серебра, золота
и драгоценных камней, которые могли закрывать икону почти целиком,
оставляя видимыми только лики. Вначале мастеров – иконописцев приглашали
из – за границы (чаще всего из Греции), а иногда привозили и сами иконы.
Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине
12 в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось
очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей
степени следуют иконографии и стилю византийских Образцов.

Первые русские князья-христиане в своем стремлении к совершенству и

красоте в архитектуре, к великолепию мозаик и фресковых росписей, к
торжественности и благолепию культовых церемоний брали за образец
величественные памятники Константинополя. Но самостоятельность зодчества
Киева, Чернигова, Новгорода XI века неоспорима. Хотя строительство и
велось здесь при участии византийских артелей, зодчие отнюдь не
повторяли греческие образцы. Таковы киевская церковь Богородицы, или
Десятинная (989—996 годы), черниговский Спасский собор (был начат в 1036
году), Софийский собор в Новгороде (1045—1050 годы) и другие.

Современников поражала роскошь воздвигаемых зданий. С возведением первых

дивных храмов для народа, пришедшего в лоно христианства, настало время
приобщения к гармонии мироздания. Церковные росписи, мозаики,
белокаменные рельефы играли роль “библии для неграмотных”. Декор храма
включал основные евангельские события (для людей начитанных их
предвосхищали эпизоды из Ветхого завета).

Собор, незримое обиталище Бога, словно парил над городом. Его

убранство и “святое пение” в трудные минуты даровали утешение и
поддержку, каявшимся грешникам — надежду на спасение в ином мире. К нему
спешили и в радости, и в печали. В нем сосредоточивалась духовная жизнь
христианского сообщества. Здесь, перед ликами сурового всевидящего
Спаса, кроткой Богородицы с младенцем, архангелов Гавриила и Михаила —
покровителя русского воинства, Бориса и Глеба — первых русских святых,
принявших мученическую смерть, верующих охватывали чувства светлого
умиления, ликования, экзальтация и мистические видения у чудотворных
икон. Богоматерь Оранта выступает заступницей княжества и его столицы.
Верили, что, пока в куполах церквей сохраняется образ Спаса
Вседержителя, всемогущего владыки мира (соборы Софии в Киеве и
Новгороде), город будет жить, поскольку центральный купол символически
понимался как небо, уготованное Христом спасенным им душам.

Читайте также:  Стодневное наступление стран антанты – 1918 год

Средневековье создало великое искусство, несходное с другими канонами и

направлениями, свой художественный язык, поскольку мастера осознавали
огромную роль зрительного созерцания в духовном постижении “высшей
реальности”. Дух религиозности — константа человеческого сознания в
средневековой Руси. То был великий культурно-исторический перелом,
фактическое рождение новой цивилизации. Общие верования, ценностные и
практические жизненные ориентации, нормы морали и права содействовали
сплоченности общества. Эмоциональное единство, идеалы гуманного,
сострадательного отношения к людям вели к социальной консолидации.

Список использованной литературы:

И.Н. Данилевский «Древняя Русь глазами современников и потомков»; 

Курс лекций. Лекция №7 «Языческие традиции и христианство в

Древней 

Руси. Первые века христианства»

Журнал «Наука и жизнь», 1998г. №11

Кузьмин А.Г. «Падение Перуна. Становление христианства на Руси» Москва,

19

Интернет-ресурсы.

Источник: http://userdocs.ru/pravo/103223/index.html

Принятие христианства на Руси

В 988 году Киевская Русь приняла христианство, после чего её истинная вера – язычество, навеки ушло в забвение, а тех, кто ещё поклонялся старым истинно славянским богам, уничтожали под корень. Но почему князь Владимир принял именно христианство и что его подтолкнуло к принятию этого решения, ведь известно, что Владимир был ярым язычником и поклонялся Перуну.

Причины принятия христианства. О чем умалчивает история?

Чтобы понять причины принятия христианства на Руси, следует немного вспомнить о религиозной Руси до 988 года, а также более подробно изучить само поведение великого князя Владимира.

Да, до этого года государство было языческим. Помимо этого, данную веру также называют ведической.

Суть ведической религии заключается в том, что все боги распределяются по четкой иерархии, и каждый из них отвечает за определенное природное или человеческое явление.

Обратите внимание

Ещё один бесспорный факт – Владимир был ярым язычником. Но его понимание поклонения старым богам немного отличалось от традиционных обрядов, и он всячески пытался привить свое понимание своему народу, ибо «таково было правильным».

Об этом даже в официальной версии и даже в учебниках по истории пишется, ведь князь Владимир сам приказал установить несколько идолов в Киеве и заставлял им поклоняться. Но к сожалению, такой его шаг лишь разобщил народ, а не наоборот – объединил, как и планировал великий государь.

Возникает вопрос: почему язычество посеяло среди своих последователей сомнения, ведь князь Владимир также проповедовал истинно славянскую религию? Чтобы понять причины разобщения, посмотрим на основную иерархию славянских богов:

  • Род;
  • Лада;
  • Сварог;
  • Жив и Жива;
  • …..;
  • Перун (всего 14 место в списке основных богов).

В общем, самые главные боги, которые считали создателями этого мира и которых почитали больше всех, были именно Род, Лада и Сварог. Остальные же считались второстепенными, и их почитало лишь небольшое количество людей.

Что же сделал князя Владимир? Государь полностью разрушил принятую иерархию, и создал новую, где самым главным богом считаться Перун. Т.е. фактически Владимир взялся управлять божественными явлениями.

Чтобы понять, насколько принятые князем меры были абсурдны, то представьте, что сегодня наш президент объявляет богом не Иисуса, а апостола Андрея или святого Николая. Что руководило великим князем Киевской Руси непонятно.

Существует версия, что Владимир просто ненавидел Русь, и таким образом пытался уничтожить её веру изнутри, посеяв хаос.

Мы не просто так углубились в историю язычества и первых лет правления князя Владимира, ведь именно этот шаг и является одной из причин принятии христианства.

Значение принятия христианства на Руси

Какое же значение принятия христианства на Руси имеет для русского народа? Во-первых, это был очень важный шаг, который не просто изменил внутренний склад страны, но и в корне поменял её внешние отношения с соседними государствами и не только. Новая принятая религия полностью изменила быт и образ жизни древних славян, ведь у новых богов свои, новые правила и каноны. Изменениям подверглось фактически все:

  • Народ сплотился вокруг одной религии;
  • За счет принятия религии, которая уже существовала в более развитых и крупных странах. Улучшились торгово-экономические отношения;
  • Активно развивалась христианская культура, которая пришла в страну вместе с религией;
  • Укрепилась власть князя Владимира в стране.

Удивительно, что всего за восемь лет князь Владимир из ярого непонятно какого язычника превратился в истинного христианина. Такие изменения прошли всего за 8 лет, причем князь за это время провел лишь две реформы. Что же его лично подтолкнуло к этому решению, ведь принятие христианства на Руси было лишь с его подачи принято.

Предпосылки принятия христианства на Киевской Руси

Известно несколько вариантов, кем был на самом деле будущий князь Руси – Владимир. Официальная история на этот вопрос ответа не дает, поэтому мы рассмотрим иные источники.

Единственное, что точно известно – это то, что Владимир был сыном князя Святослава и с ранних своих лет он жил вместе с княжеской семьей. Как и Святослав, его старшие сыны, братья Владимира, были ярыми староверами, и считали, что христианство – это уродская вера.

Тогда как же так получилось, что воспитываемый в семье язычников, Владимир вдруг переметнулся на сторону христиан?

Князь Владимир, которого спустя несколько сотен лет историки прозовут Святым, был нелюбимым сыном Святослава, так как его матерью была не княгиня Ольга – законная жена Святослава, а ключница еврейка по имени Малка.

Важно

Русский князь Святослав прекрасно осознавал, что полукровка не может править государством, и поэтому свой трон он хотел передать старшим сынам – Ярополку и Олегу.

Владимир был ребенком раввинов («робичич», как его называли в «Повести временных лет»), а в Новгороде евреев было больше, чем на всей Руси, и когда тот отправился княжить Новгородом, старые добрые родственники учили своего любимого племянника своим канонам, вере, нравоустроям.

Возможно, это и стало основной причиной принятия христианства в Киевской Руси, после чего язычники стали изгоями и их стали преследовать, дабы искоренить навек эту «грязную» религию.

Источник: http://slavculture.ru/istoriya/765-prinyatie-khristianstva.html

3. Причины зарождения христианства на Руси

Каковы же были причины принятия новой религии — христианства? Среди них историки называют три основные.

Первая — усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

Вторая — несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племён, а также неславянских народов.

Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

И наконец, «языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками».

В это время Русь могла бы обратить свои взоры на Восток и принять одну из восточных религий: ислам, распространённый в Волжской Булгарии, или иудаизм, который исповедовали хазары. Существование такой возможности подтверждается рассказом древнейшей летописи «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром. В 986 г.

к князю прибыли миссионеры, представлявшие все известные в X в. мировые религии: «болгары магометанской веры», «иноземцы из Рима» (т.е. христиане западного обряда), хазары-иудеи и некий «грек-философ». Большую часть летописного повествования занимает речь греческого проповедника, прибывшего из Византийской империи.

Совет

Он изложил содержание почти всего Священного Писания, а затем показал князю Владимиру искусно сделанный занавес с изображением Страшного Суда.

Проповедь грека как будто убедила Владимира, но неожиданно он заколебался: «Подожду ещё немного». Под 987 г. в летописи рассказывается о том, как по совету бояр и «старцев градских» (т.е.

городских) князь послал «десять мужей добрых и смысленных (т.е. опытных)» для «испытания вер» в различных странах. «Мужам» весьма не понравилось богослужение в мечети, не произвела на них впечатления и церковная служба «немцев». Зато с восторгом рассказывали они о православном богослужении в константинопольском соборе Святой Софии: «Не свемы (т.е.

не знаем) на небе ли есмы были, или на земли: несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя…» Однако и после этого Владимир всё ещё медлил с принятием крещения.

Под 988 г. летопись рассказывает об удачном походе Владимира на византийский город в Причерноморье — Херсонес (Корсунь, ныне в черте города Севастополя).

Князь потребовал от совместно правивших византийских императоров Василия и Константина выдать за него замуж их сестру Анну. Далее повествуется о крещении Владимира и его женитьбе на греческой царевне.

Здесь же летопись приводит Символ веры (краткое изложение основных догматов христианского учения). Возвратившись с Анной и духовенством в Киев, Владимир крестил народ в Днепре.

Излагая эти события, летописец упоминает о некоторых людях, «не знающих истины», которые утверждают, что Владимир крестился не в Корсуни, а в Киеве, или Василёве, или других городах. Следовательно, существовали и другие предания о крещении Владимира.

Эта оговорка летописца позволила некоторым историкам XIX и XX вв.

Обратите внимание

выдвинуть несколько версий по поводу того, какого рода христианство было первоначально принято на Руси и откуда оно пришло. Все они исходят из предположения, что начиная с XII в.

древние предания о принятии христианства намеренно искажались составителями «Повести временных лет» в связи с различными переменами в политической ориентации русской церкви.

Источник: http://rel.bobrodobro.ru/1968

Ссылка на основную публикацию