Правление варягов на руси

Первый князь-варяг на Руси Рюрик

07.04.2014

Признаки древнего русского государства проявились еще в VIII веке, но начало было положено в IX веке с прямым участием племен славян и окружающих народностей.

Территория, где расселялись восточные славяне, была зажата между воинственными варягами, или викингами, на севере и хазарами, которые собирали дань с полян, на юге. Нападки хазар были уже невыносимыми для славянских племен, и они призвали варягов на Русь.

Обратите внимание

Воинственные северные племена успешно отбили славянскую территорию, поляне на юге освободились от хазарского гнета и перестали отдавать им дань, поэтому призвание-варяг на Русь имело практические цели.

С этих событий началась зарождаться династия Рюриковичей, зерно которой заложил первый князь-варяг на Руси Рюрик, а также возникло государство со столицей в древнем Киеве.

Славянский народ призвал варягов на Русь

В это же время на севере Руси, город Новгород претендовал на центральное место в процессе государственного образования. Таким образом, начиналось соперничество двух великих древнерусских городов, каждый из которых не уступал другому вправе быть главенствующим в новом зарождающемся государстве.

Все первые князья киевской Руси устремились выбирать между собой достойного, но это было очень трудно признать другого лучшим. Каждый из них хотел иметь неограниченную власть, любой из них считал, что именно он первый князь на Руси достоин руководить древнерусским государством.

Особенно эти споры были ярко выражены на севере, где князья вели междоусобные войны за власть. Чтобы раз и навсегда прекратить эти извечные споры, приняли решение на вече позвать чужеземца, который был далек от новгородских споров за власть, и которого можно было бы назвать  первый князь Руси.

Единогласно выбрали варяга Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Год, когда варягов призвали на Русь для прекращения жестоких битв в Новгороде за власть, стал началом положительных перемен для последующего развития нового государства.

Датой этих событий историками определяется как восемьсот шестьдесят второй год, исходя из первых письменных источников.

Эпоха властвования варягов

Братья-варяги со своими дружинами, имея большой боевой опыт, осели на Руси:

  • Рюрик изначально стал руководить в Ладоге, а вскоре и в Новгороде;
  • Синеус правил княжеством в Белоозере;
  • Трувор был князем в Изборске.

Когда братья умерли, первый князь-варяг на Руси Рюрик принудительно взял их княжества в свои владения. Уже совсем скоро этот варяжский стратег подобрал под себя весь северо-западный край.

Рюрик создавал хорошо организованную машину для развития государства, а его преемники уже думали о расширении своего влияния и владений.

Родственник Рюрика князь Олег напором и хитростью сумел отвоевать Киев у тамошних владык и утвердится в нем.

Важные факторы создания древнерусского государства

Таким образом, приход к власти варяга Рюрика положил начало переменам не только на Руси, но и во всей Европе, повлиявшим на судьбы многих правителей и народов.

В то же время желание изобразить варягов основателями славянского государства нецелесообразно, так как здесь сыграли большую роль именно определенные процессы внутри славян, как общества. Нельзя также сказать, что заслуга Рюрика так велика в создании могущественной Руси.

Именно важен момент, который побудил призвать варягов на Русь и стал толчком для становления единого древнерусского государства.

Видео: История Рюрика — князя Руси

Источник: http://archaeology.kiev.ua/pervyiy-knyaz-varyag-na-rusi-ryurik/

Рюрик

Рюрик Варяжский
Основатель Государства Русского. Новгородский князь.
Годы жизни: около 817-879

Годы правления: 862-879

Предполагается от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом». По другой версии — Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался  рарогом.

О происхождении князя Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Рожден предположительно в 817 (по другим сведениям в 806-807) году, в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы.

До рождения Рюрика Хальвдан был изгнан из Ютландии и нашел приют у императора Карла Великого. Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).
Повзрослевший Рюрик отомстил за отца.

Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства.

Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.

До сих пор образ князя Рюрика служит источником вдохновения для писателей и художников

Во времена начала Российской  Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было и управлялись старейшинами, что приводило к разногласиям и частым войнам.

Важно

  Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 году «какие-то храбрые завоеватели, пришедшие из-за Балтийского моря» наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире.

Опять начались разногласия, раздоры и войны.

Призвание Рюрика

Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ,  вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность.

Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде.

Так начиналось правление Рюриков на Руси.

Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников.

Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие.

К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир. Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси.  Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.

Совет

Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным.  По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым.

Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники напуганные Небесным гневом обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя.

По данным историков случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.

Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила  сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

Правление Рюриков

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

Более 600 лет продолжалась на Руси эпоха правления потомков новгородского князя Рюрика. Последним представителем династии первым русским царем стал Иван Грозный.

К нашему времени мало что известно о жизни Рюрика, но память о правителе-основоположнике великой династии Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России, осталась бессмертной.
И не даром Галерею барельефов великих Россиян, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде открывает фигура  князя Рюрика, «от которого есть пошла Русь Великая»

Источник: http://kremlion.ru/praviteli/rurik/

Зачем позвали Рюрика?

Историки утверждают, что наши пращуры в стародавние времена пребывали в дикости по лесам, по полям. Грустно это слышать, но что делать, если Нестор-летописец сказал, а Карамзин донес это до широкой публики? Видно, не могли наши пращуры организоваться без руководящей помощи Запада…

Варяжская, или норманнская теория, которой придерживались такие крупные историки XIX века, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев, возникла на основе летописных источников.

Она всегда была популярна на Западе и с радостью подхватывалась многими «норманиста-ми от политики», в том числе Гитлером и Гиммлером.

В Советском Союзе к концу 1980-х годов она большинством историков была признана полностью несостоятельной.

Летописи лгут?

Так почему же спустя 30 лет все интереснейшие исследования забыты, и нам снова перетолковывают Карамзина? Вероятно, западникам в принципе неприятна сама мысль, что наши пращуры создали свое государство задолго до Рюрика и имели своеобразную культуру. У тех же скандинавов наша страна называлась Гардарика — «страна городов».

Согласитесь, странное название для дикой земли, где туземцы сидят по деревьям. Варяжская теория устраивала и дом Романовых, которые ко времени появления трудов Карамзина были чистокровными немцами. Последней русской на троне была императрица Елизавета -дочь Петра I.

Попробую изложить то, что давно известно, но почему-то забыто многими западниками.

Итак, в 862 году случилась в Новгородской земле очередная усобица, и чтобы навести у себя порядок, новгородцы вздумали пригласить себе князя из варягов.

Поехали за море и по какой-то странности притащили с собой сразу трех князей: Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Обратите внимание

В 864 году братья Рюрика почему-то умирают, а сам Рюрик с трудом подавляет восстание новгородцев под руководством Вадима Храброго.

Неувязки летописи чувствуются с самого начала. История знает массу примеров приглашения иностранных принцев на престол, но звали властителей, родовитость которых не вызывала сомнений. О родовитости же Рюрика, о его заморских владениях или хотя бы о его славном отце летопись умалчивает. Одно из объяснений несуразностям дал академик Б.Д. Греков в книге «Киевская Русь».

Он говорит, что Рюрика пригласили не княжить, а в качестве наемника. О том, что лихой искатель удачи со своей ватагой быстро оценит обстановку и захватит власть, перебив обе враждующие партии, недалекие новгородцы не подумали.

Восхищают и летописные братья Рюрика, которых до сих пор многие воспринимают всерьез.

Они имеют занятные имена, составленные из скандинавских слов «сине хюс», что означает «свой дом» или «свой род», и «тру варинг» — «верная дружина».

Очевидно, что братья у Рюрика в нашей летописи появились в результате ошибки перевода какого-то скандинавского источника. На самом деле Рюрик пришел в Новгород со своей родней и верной дружиной.

Существуют гипотезы, не связанные с летописью, о происхождении Рюрика от прибалтийских славян. Но при желании и такую гипотезу можно использовать в качестве обоснования влияния Запада. Многие знаменитые прусские дворяне, например Мольтке, Бюлов и другие, не скрывали свое славянское происхождение.

Итак, Рюрик захватил власть, а летопись говорит о приглашении. Причем летопись замалчивает существование законных князей, как будто имелся вакуум власти. А историки говорят об огромных пустых просторах, где всем хватало места, и нечего было завоевывать. 

На самом же деле была война. В русских летописях X века упоминается 22 города, реально их было гораздо больше. Существовало несколько княжеских династий. И русская земля, возможно, временами напоминала федерацию греческих городов-государств. Для отражения вражеских нашествий со стороны степи совместными усилиями строились серьезные оборонительные сооружения. 

Важно

Они получили название Змиевых валов. По легенде, сказочный богатырь запряг змея и пропахал на нем гигантскую борозду. Остатки этих сооружений можно обнаружить и в наше время. Изучением Змиевых валов много лет занимался киевский историк Аркадий Сильвестрович Бугай. 

Остатки Змиевых валов (Украина)

Он определял возраст валов при помощи радиокарбонного анализа и выяснил, что Вито-Бобрицкая линия длиной более 8 километров была построена в 370 году! Даже сейчас высота вала составляет 8-9 метров, а перед ним располагался глубокий ров. Южнее пролегает Стуг-нинская линия валов, она надстраивалась в VII веке против аваров (по летописи — обров).

Против кого строился вал в IV веке? Против гуннов. Предводитель гуннов Аттила облагал данью Царьград и Рим, покорил многие германские племена, разбил Боспорское царство в Крыму, громил готов. А вот наши пращуры отгородились от напасти мощными фортификационными сооружениями.

Отцы и дети

Однако вернемся к Рюрику и его сыну Ингвару Хрёрексону — князю Игорю. Имя Ингвар переводится как «посвященный богу Инги». В 882 году Олег — родич Рюрика и регент при малолетнем князе Игоре — отправился с дружиной на юг, где захватил Киев и убил якобы самозваных князей-варягов Аскольда и Дира, покорил силой соседние земли, и провозгласил Киев столицей образовавшейся державы.

Главная ложь этой летописной сказки в том, что князья Аскольд и Дир — варяги. На самом деле они законные Киевичи — потомки князя Кия Полянского, основателя Киева. Об этом писал академик Рыбаков. Так варяги уничтожили еще одну (в Новгороде свои князья были) русскую княжескую династию.

И наступило на Руси время князей-волков. Они не задумываясь вступали в сговор с печенегами и хазарами. Рекой лили русскую кровь. Олег и Игорь ходили в кровопролитные походы на Византию, к чему их подвигали хазары, которым нужно было нанести ущерб своим торговым конкурентам — грекам. Так хазарам платилась своеобразная дань кровью. 

Норманнов жертвы не волновали, их варяжская гвардия — рутсь (в славянском произношении русь) — оберегалась ими.

Кстати, западники из многочисленных версий возникновения названия этноса Русь, естественно, выбирают летописно-варяжский, отбрасывая названия реки Рось и названия племен.

Единственной силой, способной противостоять варягам на Руси, оставались древляне с их столицей в городе Искоростень. Их княжеская династия имела крепкие связи с Чехией. Есть большая вероятность того, что первой женой Мала Древлянского была чешская принцесса.

Неприступный Искоростень

Во второй поход Игоря на Византию в 944 году древляне отказались дать ему войска. В 945 году Игорь отправился в поход уже на древлян. По летописи, здесь его погубили жадность дружинников и собственная глупость. Но тот, кто видел Коростень (современное название) на гранитных холмах (а город и сейчас существует), не поверит в такое легкомыслие. 

Коростень был совершенно неприступной крепостью. Игорь пришел к древлянам со всем войском, чтобы уничтожить своих последних соперников, а древляне заранее вынесли ему приговор как князю-волку. Конец битвы известен: варяжская гвардия — рутсь — полегла, а Игорь был подвергнут позорной казни — привязан к двум деревьям, разорвавшим его на части.

По летописи, жена Игоря — княгиня Ольга (Хельга) — страшно отомстила древлянам. Еще в учебнике истории для 7-го класса мы читали, что Ольга взяла с древлян дань голубями и воробьями, а потом велела привязать к ним горящие труты, и так сожгла враждебный город.

Эту сказку всерьез не воспринимал даже Карамзин. Тем не менее Ольге руками ее воеводы Свенельда удалось победить древлян через год после сокрушительного поражения Игоря. 

Но Искоростень не был взят. И это позволило князю Малу Древлянскому выторговать у Ольги достаточно мягкие условия капитуляции для своей семьи и древлян в целом.

Сам князь потом долгие годы провел узником в бывшем древлянском городе Любеч. А его дети — сын Добрыня и дочь Мала (в рабстве Малуша) -10 лет провели в рабстве. Это открытие было сделано Д.И.

Прозоровским еще в 1864 году и сегодня благополучно забыто.

Обратите внимание

С трудом победив древлян, Ольга поняла, что если решительно не изменить политику, то варяжский дом будет окончательно сметен ненавидящими пришельцев-русичами. Возможно, поэтому еще до восстания древлян хитроумная Ольга дала престолонаследнику славянское имя Святослав. А после гибели Игоря начала проводить славянскую политику.

Малуша становится второй женой Святослава ориентировочно в 958-959 годах, хотя по летописи, естественно, только наложницей. И сын ее, будущий князь Владимир, родившийся около 960 года, якобы считается бастардом, «робичичем» (сыном рабыни).

На самом же деле все было с точностью до наоборот. Женив своего сына Святослава на попавшей к ней в плен дочери древлянского князя, Ольга придала безродным морским разбойникам — Рюриковичам — легитимность в глазах всей Руси. В 965 году Святослав нанес смертельный удар главному врагу Руси на тот момент — Хазарскому каганату.

Война против древлян

В 970 году Добрыня получает невиданную для бывшего раба власть — отправляется править в Новгород от имени своего малолетнего племянника — князя Владимира, который также едет с ним.

То, что князь Святослав, раздавая уделы, отдает Владимиру Новгородскую землю — владения своего деда Рюрика, — говорит о многом. Очевидно, что ни он, и никто другой на Руси в тот момент не считал Владимира бастардом.

Все эти фальшивки появились в последующих летописях.

Гибель Святослава в 972 году приводит к новой гражданской войне на Руси. По летописи, Святослава убили печенеги на острове Хортица, по Гумилеву, это сделали сами киевляне. В любом случае, гибель Святослава — результат предательства воеводы Свенельда.

Кстати, Свенельд — единственный из варягов, который попал в русские былины в образе зловещего Сантала, с которым борется Вольга-богатырь. Реальному Вольге -Олегу Святославичу, новому князю древлянскому — повезло гораздо меньше. Он погиб, защищая город Овруч в 977 году. 

Соответствие былинных персонажей реальным историческим деятелям X-XI веков установлено академиком Б.А. Рыбаковым. Не вызывает сомнений, что как былинный Добрыня Никитич (Нискинич), так и реальный Добрыня Малович имел высочайший авторитет на Руси того времени. Князь Нискиня был отцом князя Мала и дедом Добрыни, следовательно, Добрыню тоже можно назвать Нискиничем.

Важно

Летопись изображает гражданскую войну, продлившуюся почти десятилетие, как семейную разборку между сыновьями Святослава. На самом деле это все та же борьба варягов с древлянами. Причем формально на первом этапе война выглядела как усобица между двумя единокровными братьями Яро-полком и Олегом.

Ярополк, руководимый Свенельдом и поддержанный Полянским боярством, стал знаменем варяжской партии. Свенельд в походах Святослава сохранил свою варяжскую дружину и собрал войска на других землях. У древлянской партии в распоряжении было только древлянское и новгородское ополчение. Профессиональные войска полегли в походах Святослава. 

По византийским источникам, Русь потеряла в болгарских войнах около 60 тысяч воинов. К концу 977 года победа варяжской партии казалась полной. Князь Олег погиб. Захвачены Древлянское княжество и Новгород.

Добрыня с князем Владимиром и дружиной бегут в Скандинавию, где живут три года.

При этом флот Добрыни с помощью скандинавов громит пиратское гнездо викингов на Балтике и таким образом лишает Свенельда варяжского пополнения.

«Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей». Андрей Рябушкин. 1895 год

Но вскоре все меняется: в 980 году Добрыня высаживается в Новгороде, быстро захватывает Полоцк и Киев. Ярополк бежит к печенегам, но на границе его захватывают и казнят. Князь Владимир становится главой Киевской Руси, и наступают былинные времена — эпоха Владимира Красное Солнышко.

Главным богом варягов и полян был Перун. Перун (Перкунас) был известен и на Балтике. Принесли его варяги с собой на Киевскую землю или он был там и до них, неизвестно. Но не вызывает сомнения, что это было самое кровожадное божество. Человеческие жертвоприношения, которые практиковали варяги, приносились именно ему.

Свержение варяжского ига знаменуется установлением шестибожия. Рядом с Перуном в Киеве устанавливаются статуи богов земель-победительниц: Хорса Новгородского, Даждьбога Древлянского, Стрибога Полоцкого, Симаргла Дреговичского, Мокоши Смоленской. В 985 году Перун как бог варягов, бог-изменник и предатель, был осужден и низвергнут в Днепр.

Владимиром была отряжена специальная команда, которая не позволяла злобному идолу причалить к берегу до самых Днепровских порогов. В Киеве устанавливается пятибожие как символ федерации русских земель и русских богов.

Остается понять: почему же русские летописи дают столь превратную картину? А потому, что во второй половине XI века в Киеве вновь приходит к власти варяжская партия во главе с князем Из-яславом. Она занимается систематическим уничтожением и переделкой летописей. Какое-то время сторонники варягов хозяйничают и в Новгороде, и также уничтожают или правят новгородские летописи. 

Совет

В итоге можно сказать, что информационную войну варяги выиграли. Интересно, что Изяслав был внуком Владимира, но изменил делу деда, поскольку мировоззрение князя в значительной степени формирует его окружение.

Василий КОЛВИН

Источник: http://oursociety.ru/publ/zachem_pozvali_rjurika/1-1-0-142

Роль варягов в построении древнерусского государства: создатели или приглашенные правители?

Каминская Кристина Станиславовна, Енгисаев Максим Андреевич, студенты, Челябинский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Роль варягов в построении древнерусского государства: создатели или приглашенные правители?

На сегодняшний день, тема варягов и Древней Руси становится особенно популярной, что подтверждает большое количество кинофильмов, посвященных данному историческому периоду. И на это есть несколько причин.

Немаловажную роль играет то, что об этом периоде нашей истории плохо известно широкому кругу граждан, что порождает определенные спекуляции и дискуссионные споры на данную тему.

Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточным исследование вопроса о роли варягов в истории Древней Руси.

В работе рассмотрены и проанализированы разные точки зрения, а также мнение обычных граждан.

Цель данного исследования сравнить мнения историков о том, были варяги создателями или приглашенными правителями Древней Руси, определить какая из версий более логична и может претендовать на объективность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать мнение о том, что варяги – создатели древнерусского государства;
  • Проанализировать мнение о том, что варяги – приглашенные правители;
  • Выявить достоинства и недостатки каждого из мнений;
  • Сформулировать собственную позицию относительно данного вопроса;

Объект исследования – история развития древнерусского государства.

Предмет исследования – роль варягов в истории развития древнерусского государства.

В процессе выполнения работы использовались следующие методы: анализ, опрос, интервьюирование, описание, обобщение и другие.

В XI веке ложилось политическое образование под названием – Русь. Город Киев стал её центром. Исходя из исторической легенды, в 862 году Рюрик, Синус и Трувор, три варяжских князя, были призваны славянами и финскими племенами. Рюрик обосновался в Новгороде. Данная легенда породила много споров.

Некоторые историки, сторонники норманнской теории, согласны с тем, что древнерусское государство создали норманны. Другие же полностью отрицали роль скандинавских князей. Интересно, что в советской исторической науке факт призвания варягов отрицается.

Обратите внимание

Современные учёные полагают, что государственность возникла в результате естественного разложения родоплеменных отношений у восточных славян, а варяги ускорили процесс создания государственности на Руси.

Начнем с первой появившейся теории о возникновении древнерусского государства – норманнской. Именно она утверждает, что варяги были призваны не только править Русью, но и заложили на ней первые основы государственности.

Данная теория появилась в Петербурге, в первой половине восемнадцатого века, во времена бироновщины, когда преподаватели приглашались из-за рубежа. Именно они предположили, что славяне заимствовали весь государственный строй у северогерманских племен, поскольку сами на тот момент считались «живущими звериньским образом».

Интересно, что северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, которые держали в страхе всю Европу были объявлены строителями и созидателями государственности [3].

Рассмотрим же основные аргументы данной теории:

  • Византийские и западноевропейские письменные источники, в которых Русь идентифицируется как страна шведов или норманнов;
  • Археологические свидетельства, которые фиксируют присутствие скандинавских племен на северо-восточной славянской территории.

Долгое время норманизм был направлением, позиционирующим себя как антирусская доктрина. Однако, когда в 1960 А. Стендер-Петерсен высказал мнение, что норманизм как научное построение умер, он предложил не объективно изучить историю Древней Руси, а создать теорию неонорманизма.

Однако, у данной теории были и противники, так например основоположником антинорманизма был М.В. Ломоносов, который утверждал, что у варягов была второстепенная роль. Подчеркивалось особое свободолюбие славянских племен. Ярким примером может выступать Новгород, где княжеская власть существовала не всегда, а князи приглашались на правление [1].

Одним из доказательств того, что славяне и варяги по своей природе различны по своей природе являются византийские источники, которые говорят о них отдельно, при чем о Руси упоминается гораздо раньше, чем о варягах, это подтверждается и самими норманнистами.

Обратившись к С.М. Соловьеву мы найдем следующие мысли: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен , таким образом, не может быть и речи о господстве норманнов в начале русского общества».

На наш взгляд, данная антинорманнская теория также не претендует на объективность поскольку возникает ряд закономерных вопросов:

  • Если славянские племена были так развиты и самостоятельны, почему было не выбрать достойного правителя из числа своих людей?
  • Почему происходит лишь выборочное трактование источников, которые на пользу данной теории, но игнорируют норманнскую теорию?

Несмотря на то, что данная теория весьма патриотична, именно в этом ее слабость, несмотря на всю развитость славянских племен именно с приходом варягов на Руси появилось кораблестроение, мореходство, развитое военное дело и юриспруденция. Несомненная их заслуга в том, что они поставили развитие Руси на один уровень с другими [2].

Мы считаем, что каждая из теорий является корректной и верной в своем ключе, однако из-за стремления очернить или обелить отдельных исторических личностей происходит субъективизация исторического знания, как это например было в Советском Союзе, когда идею норманизма отвергали полностью.

Но можно ли найти компромисс? Мы считаем, что да, если обратиться немного к логике и постараться связать с известной нам информацией получаем следующее:

  • У варягов была развитая административная система и военное ремесло, которое превосходило существующие.
  • У славянских племен была высокая степень развития примитивной формы гражданского общества, однако междоусобицы не позволяли твердо встать на ноги.

Чтобы выявить мнения людей относительно данного вопроса, мы провели исследование – опрос студентов и преподавателей Челябинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, а также обычных граждан.

В опросе приняло участие ровно 500 человек. Он состоял из следующих вопросов:

  • Слышали ли Вы о норманизме?
  • Как вы относитесь к данной теории?
  • Какую из двух теорий вы бы предпочли, норманнскую или антинорманнскую?
  • Считаете ли Вы, что славянские племена могли сами управлять своим государством?

Исследования показали, что 58% опрашиваемых знакомы с данной теории из них 56% были осведомлены на бытовом уровне и не погружались в тематику, 27% интересовались этой темой и читали соответствующую литературу и лишь 3% серьезно занимались изучением данного вопроса.

Стоит отметить, что среди граждан, осведомленных о норманизме, треть опрошенных старше 45 лет (30%), высказали мнение, что данная теория была придумана западным сообществом, с целью «унижения» российской государственности, в свою очередь 69% опрашиваемых в возрасте от 18 до 24 лет, а также люди с высшим образованием считают, что данная теория имеет право на существование, что подтверждается множественными археологическим раскопками и записями. Однако при этом треть историков (33%) признались, что оценить объективность использования данных источников затруднительно. При этом лишь 5% опрашиваемых считают, что славянские племена и варяги действовали в общих интересах, с целью построения своеобразной конфедерации, где каждый получал то, что хотел.

Наибольший процент доверия к норманнской теории был зафиксирован среди молодой аудитории 18 – 24 лет. Отношение можно проследить по вопросу самоуправления славянских племен. Так отрицательно об этом высказались:

  • 49% опрошенных в возрасте 18 – 24 лет;
  • 23% в возрасте 24 – 45 лет;
  • 19% старше 45 лет.

Интересен и тот, факт, что наибольшей информацией о норманской теории обладают мужчины (58% опрашиваемых) по сравнению с 12% женщин.

Также выборочно мы провели интервью с преподавателями и студентами, которые интересуются данной проблематикой. Так, например, заведующий кафедры государственного и муниципального управления, кандидат исторических наук, доцент Воропанов В.А.

считает, что: «Заниматься вопросом призвания варягов сегодня нужно совместными усилиями.

Меня беспокоит, что сегодня все эти теории строятся, в основном на популизме, людьми у которых отсутствует соответствующее образование или заинтересованность в теме, ни малейшего представления как это было на самом деле, а потом будут разочарованы, потому что относятся к такому виду деятельности как к способу пропиарить себя. Для меня же, как для ученого, данный исторический период представляет большой интерес, ведь на самом деле мы очень мало знаем о том периоде, «Повесть временных лет» писалась на два столетия позже предполагаемых событий, поэтому нам необходимо вместе проводить больше археологических раскопок, сопоставления всех источников для того, чтобы выработать единственно верную версию, которая сможет претендовать на историческую объективность. Говорить, что норманизм или антинорманизм единственная верная версия — неправильно».

Важно

Позиция же молодых специалистов звучит более определенно: «Считается, что Русь основавшая наше государство, не была отдельною дружиной. Но это не так. На Руси были люди, целостный сильный народ, отличающиеся предприимчивостью, суровым и властолюбивым характером. На его свирепость жаловались соседи.

Читайте также:  Феодальная раздробленность на руси: причины и следствия

Кроме того, о известиям Константина Багрянородного и Ибн Фадлана, у русских купцов главным товаром были невольницы и невольники. Звериными шкурами и мёдом платили дань Руси подчиненные ей племена. Что эти племена чувствовали господствующий народ и им было не безразлично своё положение свидетельствует смерть Игоря и последующая затем война Древлянами» — цитируем Павлова А.В.

, студента группы ГМУо-41-14, занимающимся вопросом изучения славянской истории, культуры и мифологии

Таким образом, можно утверждать, что обе теории построены на труднодоказуемой базе, и для русского человека более приемлема версия антинорманская, поскольку это патриотически верно.

Однако говорить об ее объективности рано, ведь она ответный продукт на норманнскую теорию. Споры о том, как образовалось древнерусское государство стали лишь активнее, придерживаться той или иной версии личный выбор каждого.

Сторонники у каждой из них были в прошлом, есть и в настоящем, однако смогут ли они реализовать себя в будущем, покажет лишь время.

Библиографический список:

  1. «История России» / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — Москва : Проспект, 2010.
  2. Мельникова Е. А. Ряд в Сказании о призвании варягов и его европейские и скандинавские параллели // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. — С. 249—256.
  3. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. — М.: ФОРУМ: Неолит, 2014.
  4. Пушкина Т. А. Скандинавские находки с территории Древней Руси (обзор и топография) // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Москва — Петрозаводск. 1997.

Источник: https://rusorel.info/nasledie/spisok/rol-varyagov-v-postroenii-drevnerusskogo-gosudarstva-sozdateli-ili-priglashennye-praviteli/

Варяги и Древняя Русь

«Лекций по русской истории»  С. Ф. Платонов. 1899 год.

Вопрос об образовании одного на Руси великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о варягах-Руси, которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка.

Кто же были эти варяги-Русь, покорившие сперва Новгород, а затем и Киев? Вопрос этот возник в русской историографии уже давно, но исследования за 150 лет настолько осложнили его, что и теперь разрешать его нужно очень осторожно.

Остановимся прежде всего на двух местах летописи, местах важных, которые, в сущности, и породили варяжский вопрос:

1) летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря, говорит: «По сему же морю Варяжскому (т. е. Балтийскому) седят Варязи»… » и то Варязи: Свей, Урмане (норвежцы), Готе, Русь, Англяне». Все это северо германские племена, и варяги поставлены среди них, как их родовое имя среди видовых названий.

Совет

2) Далее в рассказе летописца о призвании князей читаем: «Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готе тако и си».

Таким образом, по словам летописи, из варягов одни назывались русью, другие англянами, урманами и т. д.; летописец, очевидно, думает, что русь есть одно из многих варяжских племён.

На основании этих и других показаний летописей учёные стали искать более точных сведений и увидели, что варягов знал не только наш летописец, но и греки.

Слово «варяг» писалось с юсом и, стало быть, произносилось как «варенг».

Такое слово встречается и у греческих писателей и служит совершенно определенным понятием – у греков под именем Bapayjoi (варанги) разумелись наёмные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии.

С тем же значением северных дружин встречается слово Waeringer (варанги) и в скандинавских сагах; арабские писатели также знают варангов как норманнов.

Следовательно «варанги» представляют собою нечто вполне определенное в смысле этнографическом – дружину норманского происхождения.

В последнее время удалось, как кажется, определить точно и родину варягов, то есть страну Варангию, благодаря одному известию, найденному и напечатанному профессором Васильевским в его статье «Советы и ответы Византийского боярина XI века».

Этот византийский боярин, пересказывая известную скандинавскую сагу о Гаральде, прямо называет Гаральда сыном короля Варангии, а известно, что Гаральд был из Норвегии. Так отождествляются Норвегия и Варангия, норвежцы и варяги.

Этот вывод очень важен в том отношении, что раньше была тенденция толковать слово варанги, как техническое название бродячего наемного войска (варяг – враг – хищник – бродячий); на основании такого понимания Соловьев нашёл возможным утверждать, что варяги не представляли отдельного племени, а только сбродную дружину, и не могли иметь племенного влияния на славян.

Варяги на РусиЗаморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901 год

Итак варяги – норманны. Но этот вывод ещё не решает так называемого «варяго-русского» вопроса, потому что не говорит нам, кто назывался именем русь.

Летописец отождествил варягов и русь; теперь же ученые их различают и для этого имеют свои основания. У иностранных писателей русь не смешивается с варягами и делается известной раньше варягов.

Древние арабские писатели не раз говорят о народе русь и жилища его помещают у Чёрного моря, на побережье которого указывают и город Русию. В соседстве с печенегами помещают русь в Черноморье и некоторые греческие писатели (Константин Багрянородный и Зонара).

Два греческих жития (Стефана Сурожского и Георгия Амастридского), разработанные В. Г. Васильевским, удостоверяют присутствие народа русь на Чёрном море в начале IX в., стало быть, ранее призвания варягов в Новгород.

Ряд других известий также свидетельствует о том, что варяги и русь действуют отдельно друг от друга, что они не тождественны.

Обратите внимание

Естественно было бы заключить отсюда, что имя руси принадлежало не варягам, а славянам и всегда обозначало то же, что оно значило в XII веке, то есть Киевскую область с её населением. Так и склонен решать дело Д. И. Иловайский. Есть, однако, известия, по которым считать русь славянским племенным названием нельзя.

Первые из этих известий – Бертинские летописи, составлявшиеся в монархии Карла Великого. В них говорится, что в 829 г.

цареградский император Феофил отправил послов к Людовику Благочестивому, а с ними людей: «Rhos vocari dicebant» – то есть людей, назвавших себя россами и посланных в Византию их царем, называемым Хаканом («rex illorum Chacanus vocabulo»).

Людовик спросил у них о цели их прихода; они отвечали, что желают вернуться к себе на родину через его, Людовика, землю. Людовик заподозрил их в шпионстве и стал разузнавать, кто они и откуда. Оказалось, что назвавшие себя россами принадлежат к шведскому племени (eos gentis esse Sueonum).

Таким образом в 839 г. русь относят к шведскому племени, чему в то же время как будто противоречит имя их царя «Chacanus» – Хакан, вызвавшее много различных толкований.

Под этим именем одни разумеют германское, скандинавское имя «Гакон», другие же прямо переводят это «Chacanus» словом «каган», разумея здесь хазарского хана, который назывался титулом «казан».

Во всяком случае известие Бертинских летописей сбивает до сих пор все теории.

Не лучше и следующее известие: писатель Х века Лиутпранд Кремонский говорит, что «греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos – по месту жительства (а position loci)«, и тут же перечисляет народы «печенеги, хазары, руссы, которых мы зовем норманнами». Очевидно, автор запутался: вначале он говорит, что русь – это норманны потому, что они живут на севере, а вслед за тем помещает их с печенегами и хазарами на юге России.

Таким образом, определяя варягов как скандинавов, мы не можем определить руси. По одним известиям, русь – те же скандинавы, по другим – русь живет у Чёрного, а не у Балтийского моря, в соседстве с хазарами и печенегами.

Важно

Самый надежный материал для определения национальности руси – остатки её языка – очень скуден. Но на нём-то главным образом и держится так называемая норманнская школа.

Она указывает, что собственные имена князей руси – норманнские, – Рюрик (Hrurikr), Аскольд (Осколд, Hoskuldr), Трувор (Трувар, Торвард), Игорь (Ингвар), Олег, Ольга (Helgi, Helga; у Константина Багрянородного наша Ольга называется Ελγα), Рогволод (Рагнвальд); все эти слова звучат по-германски.

Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного (в сочинении «Об управлении империей») приведено по-русски и по-славянски, имена русские звучат не по-славянски и объясняются из германских корней (Юссупи, Ульворси, Генадри, Ейфар, Варуфорос, Леанти, Струвун); напротив, те имена, которые Константин Багрянородный называет славянскими, действительно славянские (Островунипрах, Неясит, Вулнипрах, Веруци, Напрези).

В последнее время некоторые представители норманнской школы, настаивая на различии руси и славян, ищут Руси не на скандинавском севере, а в остатках тех германских племен, которые жили в первые века нашей эры у Чёрного моря; так, профессор Будилович находит возможность настаивать на готском происхождении Руси, а самое слово Русь или Рос производит от названия готского племени (произносится «рос»). Ценные исследования Васильевского давно шли в том же направлении и от их продолжателей можно ждать больших результатов.

К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А. А. Шахматова: «Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом славянском севере».

И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что русью звали в древности не отдельное варяжское племя, ибо такого не было, а варяжские дружины вообще.

Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами себя звали suomi, так у славян название русь означало прежде всего тех заморских варягов – скандинавов, которых финны звали ruotsi.

Это название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг, чем и объясняется их соединение и смешение у летописца. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем.

Совет

В таком состоянии находится ныне варяго-русский вопрос (доступнейшее его изложение в труде датского учёного Вильгельма Томсена, русский перевод которого «Начало русского государства» издан отдельной книгой и в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей» за 1891 г., книга 1).

Наиболее авторитетные силы нашей научной среды все держатся воззрений той норманнской школы, которая основана ещё в XVIII в. Байером и совершенствовалась в трудах позднейших учёных (Шлецера, Погодина, Круга, Куника, Васильевского).

Рядом с учением, господствующим давно, существовали и другие, из которых большую пользу для дела принесла так называемая славянская школа. Представители её, начиная с Ломоносова, продолжая Венелиным и Морошкиным, далее Гедеоновым и, наконец, Иловайским, пытались доказать, что Русь всегда была славянской.

Оспаривая доводы школы норманнской, эта славянская школа заставила не раз пересматривать вопрос и привлекать к делу новые материалы.

Книга Гедеонова «Варяги и Русь» (два тома: Пг., 1876) заставила многих норманнистов отказаться от смешения варягов и руси и тем самым сослужила большую службу делу.

Что касается до иных точек зрения на разбираемый вопрос, то о существовании их можно упомянуть лишь для полноты обзора (Костомаров одно время настаивал на литовском происхождении руси, Щеглов – на происхождении финском).

Призвание варяговПризвание варягов. Художник В. Васнецов

Знать положение варяго-русского вопроса для нас важно в одном отношении.

Даже не решая вопроса, к какому племени принадлежали первые русские князья с их дружиною, мы должны признать, что частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с людьми чуждых, именно германских племен.

Каковы же были отношения между ними, и сильно ли было влияние варягов на жизнь наших предков? Вопрос этот не раз поднимался, и в настоящее время может считаться решенным в том смысле, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян.

Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их варяжские дружины, подверглись на Руси быстрой славянизации.

Самый древний в мире чёлн (от праславянского яз.: *cьlnъ — пень), выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,55 метра, найден на левом берегу Дона около села Щучье, где русло реки раздваивается.

Исследователи установили, что древний чёлн был построен на реке Дон около 4 тысяч лет назад, то есть территории постоянного проживания праславянских племён. Сегодня самый древний в мире чёлн хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

Обратите внимание

Известно, что античные авторы считали реку Дон (Танаис) границей между Европой и Азией. Название реки сохраниться со скифских времён и происходит из ведического санскрита Дану – danu — река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Донузлав).

Среди находок археологов на южном берегу Ладожского озера обнаружен чёлн, выдолбленный из целого ствола двухсотлетнего дуба, чёлн изготовлен примерно в III тысячелетии до н. э.

Источник: http://ru-sled.ru/varyagi-i-drevnyaya-rus/

Начало русского государства. Призваны: Рюрик, Синеус и Трувор

8.09.862 (21.09). — Праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается ДНЕМ НАЧАЛА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Призвание новгородцами на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора

«Откуду есть пошла Земля Русская»

День 8 сентября 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М.

Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества.

Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.

В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени братьев-«варягов» Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было следующим:

«Август, кесарь Римский… Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море.

И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей.

И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя».

Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из Римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить.

Важно

И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик» («Сказание о Великих Князьях Владимірских Великой Руси», ХVI в.).

Правда, предание это датируется уже временем, когда Московская Русь осознала себя Третьим Римом, и оно, возможно, было необходимо для подтверждения римской преемственности.

В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» о призвании Рюрика говорится: «…»реша сами в себе поищем собе князя иже бы володел нами и судил по праву»… Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь… «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами»…».

Исходя из того, что приглашенные князья называются в летописи варягами, в ХVIII в.

немецкие ученые (Байер, Миллер, Шлёцель, на выводы которых затем доверчиво опирался Карамзин) выдвинули так называемую «норманнскую» теорию, что русское государство якобы основано иностранцами неславянского происхождения – норманнами (скандинавами или германцами).

В принципе ничего зазорного в этом не было бы, ибо эти «иностранцы», фактически приглашенные на управленческую службу, моментально обрусели, и тем самым русские показали уже тогда эту свою удивительную особенность вбирать в себя и делать русскими выходцев их разных народов.

Однако «норманнская» теория о происхождении русской государственности не соответствует истине.

Во-первых, у самих скандинавов в то время еще не было государственности такого централизованного вида, чтобы переносить ее организующие принципы славянам (и у норвежцев, и у шведов, и у датчан первые короли появились позже 862 г.; а германцев тогда еще не было на Варяжском море).

Неизвестен ни один скандинавский источник, свидетельствующий о призвании оттуда славянами себе правителя. Кроме того, выражение «судить по праву» свидетельствует о том, что понятие права на Руси уже существовало и не Рюрик его с собою принес.

Во-вторых, Рюрик вовсе не был для Руси иностранцем. Варягами тогда называли не по национальности (летопись относит к ним, кроме Руси, также и шведов, норвежцев, англичан и др.

), это слово означало профессию вооруженного пирата-купца, промышлявшего в Варяжском (Балтийском) море. Варяжским промыслом занимались и славяне (венды), населявшие тогда все южное побережье Балтики и лишь позже вытесненные и ассимилированные германцами.

Совет

Именно эти славянские племена имели тесные связи с Новгородом. Об этом свидетельствует найденная и введенная в научный оборот В.Н.

Татищевым Иоакимовская летопись, в которой история призвания Рюрика излагается иначе: престарелый князь Великого града (Новгорода?) Гостомысл, не имевший наследника мужского пола, позвал на княжение сына своей средней сестры – Рюрика.

Несостоятельность «норманнской» теории показал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. В ХIХ-ХХ вв.

были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию. В частности, Н.Н. Ильина (супруга И.А. Ильина) в книге «Изгнание норманнов.

Очередная задача русской исторической науки» (Париж, 1955) на основании боле точных таких исследований показывает, что Рюрик был прибалтийским славянином.

Династия Рюриковичей дала Русскому государству целую плеяду князей и Государей, многие из которых причислены к лику святых. Отметим однако неточность расхожего утверждения о «пресечении династии Рюриковичей» с кончиной бездетного Царя Федора Иоанновича, в связи с чем и понадобилось призвание на царство новой династии – Романовых.

Тогда пресеклась лишь прямая царствовавшая линия, других же Рюриковичей и тогда было очень много (что могло быть даже причиною затруднения в выборе: кого предпочесть?).

Предпочли не искать ближайшего по крови, а ближайшего «по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет» –  внучатого племянника первой жены Царя Ивана Грозного, царицы Анастасии Романовны.

Обратите внимание

Русских же дворянских родов, ведущих свою родословную от Рюрика, и ныне насчитывается несколько десятков, а живущие их потомки ныне исчисляются тысячами.

См. также статью: Всеволод Меркулов. Забытая родословная Рюрика.

Русские правители

Ниже перечисляются верховные правители Российского государства. Правители в период раздробленности определяются исходя из того, что номинальной столицей Руси до нашествия орды являлся Киев, с середины XIII века по 1389 г. – Владимiр, с 1389 г. – Москва. В список также включены великие князья Владимiрские (за период с 1157 по 1243 гг.

) и удельные князья Московские (1263–1389 гг.), которые не были верховными суверенами русских земель, но считаются правителями России с династической и исторической точки зрения.

В список не включены фактические руководители и регенты, правители других образований в пределах современной российской территории, лица, получившие право или претендовавшие на должность правителя, но не вступившие в неё

Новгородские князья

Рюрик (862–879)
Олег Вещий (879–882)

Киевские Великие князья

Олег Вещий (882–912)
Игорь Рюрикович (912–945)

Ольга (945 – после 959)

Святослав Игоревич (после 959 – март 972)
Ярополк Святославич (972 – 11 июня 978)

Владимiр Святославич (11 июня 978 – 15 июля 1015)

Святополк Владимирович (июль 1015 – осень 1016; 14 августа 1018–1019)

Ярослав Владимiрович Мудрый (осень 1016 – 22 июля 1018; 1019 – 20 февраля 1054)

Изяслав Ярославич (20 февраля 1054 – 14 сентября 1068)
Всеслав Брячиславич (14 сентября 1068 – апрель 1069)
Изяслав Ярославич (2 мая 1069 – март 1073)
Святослав Ярославич (22 марта 1073 – 27 декабря 1076)
Всеволод Ярославич (1 января 1077 – июль 1077)
Изяслав Ярославич (15 июля 1077 – 3 октября 1078)
Всеволод Ярославич (октябрь 1078 – 13 апреля 1093)
Святополк Изяславич (24 апреля 1093 – 16 апреля 1113)

Владимiр Всеволодович Мономах (20 апреля 1113 – 19 мая 1125)

Мстислав Владимiрович Великий (20 мая 1125 – 15 апреля 1132)
Ярополк Владимiрович (17 апреля 1132 – 18 февраля 1139)
Вячеслав Владимiрович (22 февраля – 4 марта 1139)
Всеволод Ольгович (5 марта 1139 – 1 августа 1146)
Игорь Ольгович (1 – 13 августа 1146)
Изяслав Мстиславич (13 августа 1146 – 23 августа 1149)
Юрий Владимiрович Долгорукий (28 августа 1149 – лето 1150)
Вячеслав Владимiрович (1150)
Юрий Владимiрович Долгорукий (лето 1150 – нач. 1151)
Изяслав Мстиславич (1151 – 13 ноября 1154), соправитель: Вячеслав Владимiрович (апрель1151 – 6 февраля 1154)
Ростислав Мстиславич (1154–1155)
Изяслав Давыдович (зима 1155)

Юрий Владимiрович Долгорукий (20 марта 1155 – 15 мая 1157)

Изяслав Давыдович (19 мая 1157 – декабрь 1158)
Мстислав Изяславич (22 декабря 1158 – весна 1159)
Ростислав Мстиславич (12 апреля 1159 – 8 февраля 1161)
Изяслав Давыдович (12 февраля – 6 марта 1161)
Ростислав Мстиславич (март 1161 – 14 марта 1167)
Владимiр Мстиславич (весна 1167)
Мстислав Изяславич (19 мая 1167 – 12 марта 1169)
Глеб Юрьевич (12 марта 1169 – февраль 1170)
Мстислав Изяславич (февраль – 13 апреля 1170)
Глеб Юрьевич (13 апреля 1170 – 20 января 1171)
Владимiр Мстиславич (15 февраля – 30 мая 1171)
Михалко Юрьевич (1171)
Роман Ростиславич (1 июля 1171 – февраль 1173)
Михалко Юрьевич (1173)

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (февраль – 24 марта 1173), соправитель: Ярополк Ростиславич

Рюрик Ростиславич (24 марта – сентябрь 1173)
Ярослав Изяславич (ноябрь 1173–1174)
Святослав Всеволодович (1174)
Ярослав Изяславич (1174)
Роман Ростиславич (весна 1174–1176)
Святослав Всеволодович (1176–1181)
Рюрик Ростиславич (1181)
Святослав Всеволодович (1181 – 27 июля 1194)
Рюрик Ростиславич (1194–1201)
Ингварь Ярославич (1201 – 2 января 1203)
Рюрик Ростиславич (2 января 1203–1204)
Ростислав Рюрикович (1204–1205)
Рюрик Ростиславич (лето 1205–1206)
Всеволод Святославич Чермный (лето 1206–1207)
Рюрик Ростиславич (осень 1207–1210)
Всеволод Святославич Чермный (1210–1212 или 1214)
Ингварь Ярославич (1212 или 1214)
Мстислав Романович (1212 или 1214 – 2 июня 1223)
Владимiр Рюрикович (16 июня 1223–1235)
Изяслав (Мстиславич или Владимiрович) (1235–1236)
Владимiр Рюрикович (1236)
Ярослав Всеволодович (1236–1238)
Владимiр Рюрикович (1238)
Михаил Всеволодович (1238–1240)
Ростислав Мстиславич (1240)
Даниил Романович (1240)
Михаил Всеволодович (1240–1243)
Ярослав Всеволодович (1243 – 30 сентября 1246)

Александр Ярославич Невский (1249 – 14 ноября 1263)

Владимiрские Великие князья

Андрей Юрьевич Боголюбский (1157 – 29 июня 1174)
Михалко Юрьевич (1174)
Ярополк Ростиславич (1174 – 15 июня 1175)
Михалко Юрьевич (15 июня 1175 – 20 июня 1176)

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (июнь 1176 – 15 апреля 1212)

Юрий Всеволодович (1212 – 27 апреля 1216)
Константин Всеволодович (весна 1216 – 2 февраля 1218)

Юрий Всеволодович (февраль 1218 – 4 марта 1238)

Ярослав Всеволодович (1238 – 30 сентября 1246)
Святослав Всеволодович (1246–1248)
Михаил Ярославич Хоробрит (1248–1248/1249)
Святослав Всеволодович (1248/1249–1249)
Андрей Ярославич (декабрь 1249 – 24 июля 1252)
Александр Ярославич Невский (1252 – 14 ноября 1263)
Ярослав Ярославич Тверской (1263–1272)
Василий Ярославич Костромской (1272 – январь 1277)
Дмитрий Александрович Переяславский (1277–1281)
Андрей Александрович Городецкий (1281–1283)
Дмитрий Александрович Переяславский (декабрь 1283–1293)
Андрей Александрович Городецкий (1293–1304)

Михаил Ярославич Тверской (осень 1304 – 22 ноября 1318)

Юрий Данилович Московский (1318 – 2 ноября 1322)
Дмитрий Михайлович Грозные Очи Тверской (1322 – 15 сентября 1326)
Александр Михайлович Тверской (1326–1328)
Александр Васильевич Суздальский (1328–1331),  соправитель : Иоанн Данилович Калита Московский (1328–1331)

Иоанн Данилович Калита Московский (1331 – 31 марта 1340)

Семён Иоаннович Гордый Московский (1 октября 1340 – 26 апреля 1353)
Иоанн Иоаннович Красный Московский (25 марта 1353 – 13 ноября 1359)
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (22 июня 1360 – январь1363)
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (1363)

Дмитрий Иоаннович Донской Московский (1363 – 19 мая 1389)

Василий Дмитриевич Московский (15 августа 1389 – 27 февраля 1425)

Московские князья и московские Великие князья

Даниил Александрович (номинально 1263, фактически с 1271 – 5 марта 1303)
Юрий Даниилович (5 марта 1303 – 21 ноября 1325)

Иоанн I Данилович Калита (21 ноября 1325 – 31 марта 1340)

Симеон Иоаннович Гордый (31 марта 1340 – 26 апреля 1353)
Иоанн II Иоаннович Красный (26 апреля 1353 – 13 ноября 1359)

Дмитрий Иоаннович Донской Московский (13 ноября 1359 – 19 мая 1389)

Василий I Дмитриевич (19 мая 1389 – 27 февраля 1425)
Василий II Васильевич Тёмный (27 февраля 1425–1433)
Юрий Дмитриевич Звенигородский (1433)
Василий II Васильевич Тёмный (1433 – 31 марта 1434)
Юрий Дмитриевич Звенигородский (31 марта – 5 июня 1434)
Василий Юрьевич Косой 5 июня – начало июля (1434)
Василий II Васильевич Тёмный (начало июля 1434 – 7 июля 1445)
Дмитрий Юрьевич Шемяка (7 июля – 26 октября 1445)
Василий II Васильевич Тёмный (26 октября 1445 – 13 февраля 1446)
Дмитрий Юрьевич Шемяка (12 февраля 1446 – 17 февраля 1447)
Василий II Васильевич Тёмный (17 февраля 1447 – 27 марта 1462), соправитель: Иоанн III Васильевич (1450–1462)

Иоанн III Васильевич (27 марта 1462 – 27 октября 1505)

Иоанн Иоаннович Молодой – соправитель 1470–1490
Дмитрий Иоаннович Внук – соправитель 1498–1502
Василий Иоаннович – соправитель 1502–1505

Василий III Иоаннович (27 октября 1505 – 4 декабря 1533)

Иоанн IV Васильевич Грозный (16 января 1547 – 18 марта 1584)
Симеон Бекбулатович (не позднее 30 октября 1575 – не ранее 18 июля1576) – номинально Великий князь всея Руси

Феодор I Иоаннович (19 марта 1584 – 7 января 1598)

Годуновы

Ирина Феодоровна Годунова (7 января – 15 января 1598) – супруга Царя Феодора Иоанновича, Великая государыня, правительница
Борис Феодорович Годунов (17 февраля 1598 – 13 апреля 1605)
Феодор II Борисович Годунов (13 апреля – 1 июня 1605)

Смутное время

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) (20 июня 1605 – 17 мая1606)
Василий IV Иоаннович Шуйский (19 мая 1606 – 17 июля 1610)
Семибоярщина и польский королевич Владислав(1610-1612)

Романовы

Михаил Феодорович (11 июля 1613 – 13 июля 1645)
Патриарх Филарет – Великий государь, соправитель 1 июня 1619 – 1 октября 1633

Алексей Михайлович (13 июля 1645 – 29 января 1676)

Феодор III Алексеевич (30 января 1676 – 27 апреля 1682)
Петр I (27 апреля 1682 – 22 октября 1721) – до 1696 г. правил совместно с Иоанном V
Иоанн V Алексеевич (26 мая 1682 – 29 января 1696) – правил совместно с царём Петром I

Российские императоры

Петр I (22 октября 1721 – 28 января 1725)
Екатерина I (28 января 1725 – 6 мая 1727)
Петр II (7 мая 1727 – 19 января 1730)
Анна Иоанновна (4 февраля 1730 – 17 октября 1740)
Иоанн VI Антонович (17 октября 1740 – 25 ноября 1741)
Елизавета Петровна (25 ноября 1741 – 25 декабря 1761)
Петр III (25 декабря 1761 – 28 июня 1762)
Екатерина II (28 июня 1762 – 6 ноября 1796)
Павел I (6 ноября 1796 – 11 марта 1801)
Александр I (12 марта 1801 – 19 ноября 1825)
Николай I (12 декабря 1825 – 18 февраля 1855)
Александр II (18 февраля 1855 – 1 марта 1881)
Александр III (1 марта 1881 – 20 октября 1894)
Николай II (20 октября 1894 – 2 марта 1917)

(Данные из Википедии по сост. на 22.3.2016 с некоторыми изменениями)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25092102 Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25092102

Ссылка на основную публикацию