Положения крестьянства в xii – xiii веках

§ 3. Сеньория. Положение немецкого крестьянства в XII -XIII вв

Смена форм феодальной ренты обусловила существенные изменения в положении немецкого крестьянства. Исчезают наиболее тяжелые формы крепостной зависимости, многие крестьяне получили личную свободу. На этом основании можно говорить об определенном улучшении положения немецкого крестьянства в XII – XII вв.

Но это улучшение коснулось прежде всего правового положения крестьян и его нельзя преувеличивать. Освобождение от крепостной зависимости часто сопровождалось лишение крестьян земель.

Распространение краткосрочной аренды ухудшало владельческие права крестьян, вело к постоянному возрастанию крестьянских повинностей: при каждом очередном перезаключении арендного договора феодал имел возможность повышать арендную плату.

В отдельных районах Германии (в частности, на северо-западе) светские и особенно духовные феодалы захватывали общинные земли и даже иногда сгоняли крестьян с их наделов. Источники XII – XIII вв. полны жалоб крестьян на притеснения и всевозможные злоупотребления со стороны должностных лиц феодального поместья ( в церковных владениях это прежде всего жалобы на фогтов).

Обратите внимание

Бесконечные феодальные распри тяжелым бременем ложились на крестьянское хозяйство, часто приводили к его обнищанию и разорению, не говоря уже о нередких случаях прямого его опустошения и разграбления феодальными дружинами. Все эти перемены в аграрном строе страны вызывали значительную дифференциацию крестьянства.

Выделялись зажиточные крестьяне, соединявшие в своих руках по нескольку крестьянских наделов (гуф) или арендовавшие целые поместья, которые они обрабатывали руками своих обедневших односельчан. С другой стороны, множилось число малоземельных крестьян, владевших лишь частью нормального земельного надела. Известны случаи, когда одна гуфа дробилась на 16 частей.

Возникает слой безземельных крестьян. В деревне появляется новый социальный тип – поденщик, вынужденный, помимо выполнений обычных сеньориальных обязанностей, наниматься к феодалу или зажиточному крестьянину за особую плату. Насколько этот тип становился распространенным, свидетельствует тот факт, что уже в середине XIII в.

в законодательном порядке начинает устанавливаться максимум заработной платы сельскохозяйственным рабочим. Распространение поденщины в немецкой деревне XIII в., разумеется, не меняло её феодальной природы. Поденщик – это феодально-зависимый крестьянин, обязанный, как правило, своему сеньору разнообразными платежами и повинностями; его эксплуатация совершалась феодальными методами и с помощью феодальных средств принуждения. История средних веков в II т. С.Д. Сказкина. М.,1966 г. с.351-352

До XIII в. вотчина в Германии переживает свой первый – сеньориальный- этап. На этом этапе сеньория включала, во-первых, барское хозяйство, т.е.

господский двор и домениальные земли и, во-вторых, крестьянские хозяйства, владельцы которых обрабатывали барские земли и сдавали оброки на господский двор.

Сеньор обладал властью над зависимыми поземельно и лично людьми, пользоваться по отношению к ним теми или иными судебными правами. Сельское население было в это время еще весьма пестрым по своему юридическому положению.

На господских дворах проживали дворовые, которые иногда владели небольшими клочками земли. Личная несвобода этих крестьян носила наследственный характер. В отличии от них крестьяне – держатели сохраняли зависимость от данного сеньора до тех пор, пока владели от него держаниями.

Важно

Существовали кроме того категории крестьян, пользовавшиеся теми или иными дополнительными правами-свободами, из-за чего их именовали «свободными» ( например, в Северо-Западной Германии встречались «графские свободные», «имперские свободные», «свободные колонисты», «свободные хэгеры» (корчевники) и свободные фломандцы»).

Ни одна из этих категорий крестьянства фактически не была полностью свободна от феодального господства. Их отличала, однако, большая свобода в распоряжении землей.

Это не была, тем не менее, полная свобода, так как прежде чем отчуждать свой надел, «графские свободные» должны были сообщить об этом в графский суд, а «имперские свободные» – пригласить на акт отчуждения старосту и передать надел только себе подобным; «свободные хэгеры» же при отчуждении надела должны были считаться с предпочтительным правом старшего хэгера.

Лишь «свободным фламандцам» формально гарантировалось право свободного отчуждения земли; с течением времени и эти права исчезли. Общей тенденцией для XI – XIII вв. было нивелирование всех категорий, постепенно сливавшихся в единую категорию зависимых крестьян. История крестьянства в Европе в III т. З.В. Удальцов «Наука»,1985 г. I т. С.176

Размеры повинностей крестьян подчитать трудно. Ни в одном документе нет полных данных о всех видах денежных и продуктовых оброков, о количестве и видах барщинных работ и прочих поборах и платежах.

Как правило, вступая в поземельную зависимость по наследству или как арендатор, крестьянин брал на себя все те обязательства, которые были связаны с наследственным держанием или с арендованной землей. Кроме того, господин мог ему навязывать новые виды рент и поборов.

В общем можно выделить следующие формы крестьянских феодальных повинностей: 1) обязательство по отношению к личному господину; 2) собственно земельная рента; 3) десятина; 4) судебные и другие платежи фогту; 5) налог территориальному князю; 6) баналитетные платежи; 7) поборы за предпочтительное право господина при продаже надела и имущества. Abel W. Geschichte der deuschen Landwirtschaft im fruhen Mittelalter dis zum 19. Jahrhundert. Stuttgart, 1962.

Несмотря на экономическую дифференциацию немецкого крестьянства, его прослойки были едины в главном – все они подвергались феодальной эксплуатации. Главным общественным противоречием оставалось противоречие между классом феодалов и единым классом феодально-зависимого и крепостного крестьянства.

Совет

Подводя итоги по результатам проделанного исследования можно выявить сложную эволюцию, пережитую европейским крестьянством в течение двух основных этапов развития феодализма.

В ходе внутренней колонизации под власть частных сеньоров или феодальных государей была поставлена вся основная территория европейских стран. Феодальная земельная собственность стала абсолютно господствующим типом.

Под контролем феодалов оказались теперь все сферы жизнедеятельности крестьянства, все формы функционирования крестьянского двора.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/13385

История России

Русь в период феодальной разробленности

Древнерусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств.

Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики.

Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц.

В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и в конце концов в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.

В период феодальной раздробленности произошли существенные сдвиги в производительных силах страны, усовершенствовалась техника сельского хозяйства.

Так, например, на
территории, расположенной по течению Днестра, как показывают материалы раскопок, население пользовалось череслом (плужным ножом, устанавливаемым впереди лемеха) при вспахивании плугом целинных земель, лемехом для обработки старопахотных земель и маленькими лемешками для предпосевной обработки почвы. Стала применяться водяная мельница для размола зерна. В центральных областях Руси наряду с подсекой и перелогом распространялась трёхпольная система земледелия. Русским народом были освоены обширные пространства новых земель, особенно на северо-востоке страны (в Поволжье, в бассейне Северной Двины и др.). Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Росло поголовье скота.

В положении крестьян в период феодальной раздробленности произошли перемены. Увеличилось количество зависимых от феодалов крестьян-оброчников. В Новгородской и Суздальской землях, например, появились половники и закладчики.

Половниками называли смердов, обязанных давать феодалу в качестве оброка долю урожая; закладчиками — крестьян, которые оставляли прежнего землевладельца и вступали в зависимость (в «заклад») от другого.

Обратите внимание

В Смоленской земле были известны прощеники — крестьяне, зависимые от церковных феодалов, которые брали с них оброк (мёдом и «кунами» — деньгами) и имели право их судить.

Отдыхающий крестьянин. Миниатюра из псковской рукописи. XII век.

Крестьянин, обязанный вносить владельцу феодальную ренту продуктами, получал большую хозяйственную самостоятельность и обладал большими возможностями для проявления собственной трудовой инициативы, чем барщинник.

Поэтому с развитием (наряду с барщиной) ренты продуктами возросла производительность труда крестьянина. Он получил возможность производить некоторый излишек продуктов, которые мог превращать на рынке в товар.

Появились зачатки имущественного расслоения крестьянства.

Расширение связей крестьянского хозяйства с рынком способствовало росту городов, развитию в них ремесла и торговли, развитию товарного производства.

В свою очередь феодалы, продавая продукты, полученные в счёт натуральных оброков, приобретали в городах дорогое оружие, ткани, заморские вина и другие предметы роскоши.

Стремление увеличить свои богатства толкало феодалов к повышению оброков, к усилению эксплуатации крестьянства.

Крестьяне были сословно неполноправной категорией населения. В летописях, при описании «подвигов» феодалов пленные крестьяне и холопы упоминались наряду со скотом. Церковь освящала этот порядок, расценивая убийство господином «челядина полного» (т. е. холопа) не как «душегубство», а лишь как «грех перед богом».

Если холоп бежал, за ним наряжалась погоня, а тот, кто давал ему хлеб и указывал путь, должен был уплатить штраф. Зато тот, кто задерживал холопа, получал вознаграждение за «переём». Правда, имущественные права холопов несколько расширились. В договоре от 1229 г.

Важно

Смоленска с немецкими городами говорится о праве холопов передавать своё имущество по наследству.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xiii-vek/polozhenie-krestyan-v-period-feodalnoj-razdroblennosti.html

М. Л. Абрамсон. Положение крестьянства и крестьянские движения в южной Италии в XII-XIII веках. Часть 7

Итак, на протяжении всего исследованного нами периода происходили постоянные движения крестьян, которые часто перерастали местные рамки и, несмотря на свою стихийность и неорганизованность, становились грозными для феодального государства, особенно когда движение крестьян смыкалось с выступлением городских низов.

В Сицилийском королевстве изучаемый нами период имел место процесс феодализации, который шел замедленными темпами.

При анализе социального состава крестьянства Сицилии и южной Италии, прежде всего бросается в глаза большое количество прослоек. Энгельс писал о том, что «в средние века степени зависимости и крепостничества были бессчисленны»126.

В Сицилийском королевстве крепостные крестьяне и полусвободные самых различных типов жили рядом со свободными держателями и мелкими аллодистами. Свободные крестьяне во всем большом количестве беднели, теряли свои аллоды, а затем частично также свою свободу.

Некоторые из них становились арендаторами и прекаристами на различных условиях, причем превращение их в конечном итоге в зависимых было неизбежным.

Другие (advenientes) селились в вотчинах, где они получали землю на привилегированных условиях, но, несмотря на право свободно покидать землю, превращались в полусвободных и платили феодальную ренту.

Иногда они искали не только земли, но и защиты, а поэтому попадали в более тяжелые условия – становились affidati и не могли уже свободно уйти из вотчины принявшего их феодала. Разумеется, как advenientes, так и affidati (особенно часто – последние) могли быть вилланского [73] происхождения, но среди них встречались и обедневшие свободные крестьяне. Таким образом, пути закрепощения обезземеливающихся свободных крестьян были разнообразными и не всегда улавливались источниками.

В закрепощении крестьян были более всего заинтересованы рыцари (а также церковь), испытывавшие острую потребность в рабочей силе.

Совет

Поэтому рыцарство, весьма многочисленное в Сицилийском государстве вследствие раздробленности землевладения страны, частично связанное вассальными узами непосредственно с королем, оказывало поддержку центральной власти. Это помогло последней справиться с баронами, не обладавшими в Сицилийском государстве достаточной мощью.

Поддержка рыцарей и церкви (также нуждавшейся в защите государством её земель и оказании ей помощи в эксплуатации крестьян) дала возможность норманнам, а затем Фридриху II создать государство с сильной центральной властью.

Со своей стороны Сицилийское государство, которое, как и любое другое феодальное государство, было, по выражению Энгельса «органом дворянства для подчинения и обуздания крепостных крестьян»127, оказывало энергичное содействие рыцарям, издавая законы о розыске и возвращении беглых сервов и жестоко подавляли волнения закрепощаемых крестьян.

Закрепощение происходило в обстановке упорной борьбы крестьян с феодалами и феодальным государством. Крестьянские общины, жившие большей частью в укрепленных пунктах, оказывали весьма энергичное сопротивление попыткам закрепощения. Одной из распространённых форм борьбы крестьян было бегство. Но нередко крестьяне вступали и на путь вооруженной борьбы с феодалами.

Восстания крестьян, отстаивавших свою свободу, временами сливались с антиналоговыми выступлениями широких народных масс.

Эта борьба крестьян, несомненно, тормозила их закрепощение, а крестьяне, уже превратившиеся в феодально зависимых, в отдельных случаях добивались заключения договоров с сеньерами, фиксировавшими их ренту на сравнительно невысоком уровне и охранявшими в некоторой степени крестьян от произвола вотчинника.

Читайте также:  Политические партии в россии в начале xx века (таблица)

В XII и в начале XIII века установившаяся связь крестьян с внутренним рынком имела своим следствием начавшееся в среде крестьянства расслоение.

Но уже в 30 – 40-х годах XIII века в обстановке упадка ремесла и торговли Сицилийского королевства одержали верх закрепостительные тенденции, которые и привели в конце концов в южной Италии к полному закрепощению крестьян.

Южная Италия и о. Сицилия вступили в полосу длительного и глубокого упадка.

Источник: http://thietmar.narod.ru/articles/krestyane-v-yuzhnoj-italii-7.htm

Изменения в аграрном строе Франции в XI-XIII вв. Внутренняя колонизация и положение крестьянства

Для социально-экономического развития Франции рассматриваемого времени были характерны заметные прогрессивные изменения производительных сил, что повлекло рост продуктивности сельского хозяйства:

  • орудия труда совершенствовались за счет использования железных деталей,
  • стали практиковать многократную (до 4 раз) вспашку земли,
  • на сельскохозяйственных работах стали активнее использовать лошадей,

все это заметно улучшало обработку почвы и ускоряло темпы производства.

На севере страны стало распространяться трехполье, в южных областях из-за особенностей климата и почв на протяжении длительного времени сохранялось двухполье, все еще продолжал использоваться легкий плуг. Помимо зерновых культур большие площади в южных районах отводились виноградникам, техническим культурам и плодовым деревьям.

Внутренняя колонизация

Во второй половине XII в. массовый характер приобрели расчистки под пашню залежных земель и лесов. В итоге гораздо реже стал случаться голод из-за неурожаев, наводнений или засухи. Феодалы и церковь были заинтересованы в расширении площадей под запашку, поэтому зачастую именно они выступали в качестве организаторов расчисток.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все же подъем нови осуществлялся в первую очередь самими крестьянскими общинами, придававшими ему по-настоящему массовый характер.

Замечание 1

Процесс внутренней колонизация, во время которой происходило освоение новых территорий, создавались новые поселения, во Франции завершился раньше, чем в большинстве других стран Западной Европы.


Обратите внимание

Крестьяне-пришельцы (госпиты) обладали более льготными по сравнению с сервами условиями пользования землей.

На них не распространялась барщина, они уплачивали натуральный оброк и небольшую сумму денег, являлись лично свободными, находясь лишь в поземельной и судебной зависимости от феодалов.

Переход от барщины к натуральному оброку

Благодаря расширению посевных площадей и значительному росту урожайности, крестьяне получили возможность производить в своем хозяйстве не только самое необходимое, но и получать прибавочный продукт.

Рост производительности труда отмечался в первую очередь в крестьянском хозяйстве, так как на собственном участке крестьянин был заинтересован в результате труда и работал более усердно, чем на барщине.

Поэтому сеньоры стали собирать феодальные повинности не в форме принудительной барщины, а в виде натуральной ренты – части урожая, который собирали крестьяне в своем хозяйстве.

Нескончаемые войны приводили к тому, что французский феодал видел себя больше воином, чем хозяином.

У него практически не было времени на хозяйственные заботы, поэтому он возлагал все хозяйственные вопросы на управляющего, взимавшего ренту по праву откупа. С XII—XIII вв. постепенно сходила на нет барская запашка, что привело к почти повсеместной замене барщинной повинности продуктовой рентой.

Замечание 2

Сокращение и даже ликвидация барской запашки получили наиболее законченные формы именно во Франции, в первую очередь, в хозяйствах светских феодалов. На землях, принадлежавших церкви, эти земли шли гораздо медленнее.

Отказ от барщины и переход к натуральному оброку стимулировал дальнейшее укрепление крестьянского хозяйства, крестьянину уже не нужно было отвлекаться на работы на господском поле в самую горячую страду.

Но вместе с переводом крестьян на оброк, феодалы стремились максимально увеличить поборы, что приводило к сопротивлению крестьян, выражавшемся в отказе нести новые повинности, в уходе в города, в переселении на новые места, в участии в крестовых походах. Обычно выступления крестьян имели местный характер, не выходя за пределы своих сеньорий.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/franciya_v_xi-xiii_vv/izmeneniya_v_agrarnom_stroe_francii_v_xi-xiii_vv_vnutrennyaya_kolonizaciya_i_polozhenie_krestyanstva/

Аграрный строй и положение крестьянства в XI—XII вв

Категория: Англия в XI—XV вв. 14.01.2014

Население Англии, по данным «Книги Страшного суда», составляло в это время около 1,5 млн. человек; из них громадное большинство (не менее 95 %) жило в деревне. Главным занятием населения было земледелие.

В центральных и южных, в основном земледельческих районах страны преобладали большие деревни и сохранялась сельская община с системой открытых полей, выпасом по жнивью, чересполосицей и принудительным севооборотом.

На северо-востоке, а также на западе, на восточных склонах Пеннинских гор и южной части Оксфордшира значительное распространение получило овцеводство. Шерсть уже в это время была важным предметом торговли. Вывозили ее преимущественно во Фландрию, где фламандские ремесленники вырабатывали из нее сукна.

Важно

В этих овцеводческих областях, как и на северо-западе страны, чаще встречались мелкие поселения или хутора, не знавшие системы открытых полей.
После нормандского завоевания английская феодальная вотчина (манор) принимает законченную форму, подчинив себе ранее свободную сельскую общину.

Хозяйство маноров, особенно крупных, основывалось на барщинном труде зависимых крестьян, отчасти — дворовых. Там, где господствовала система открытых полей, в ее общий распорядок включалась и господская земля (домен), а также земли еще лично свободных крестьян.

Преобладали маноры с доменом, вилланами и свободными держателями, но было и немало маноров, значительно отличавшихся от этого классического типа, в которых не было домена или он был невелик, большее место занимали свободные держатели, чем зависимые. Манор XI—XII вв. оставался в основном натурально-хозяйственной организацией.

Основную часть крестьянства, по данным «Книги Страшного суда», составляли вилланы, имевшие полный надел земли — виргату (30 акров) — или часть надела, а также долю участия в общинных выпасах и лугах; они выполняли барщину, несли натуральные и денежные платежи в пользу лорда.

В «Книге Страшного суда» указаны также бордарии — зависимые крестьяне с наделом, значительно меньшим, чем у виллана (обычно от 7 до 15 акров). Помимо вилланов и бордариев в английской деревне XI—XII вв. имелись коттарии (позднее коттеры) — зависимые крестьяне, держатели мелких земельных клочков, обычно в 2— 3 акра приусадебной земли.

Они работали на лорда и добывали средства к существованию дополнительными занятиями (коттарии были пастухами, сельскими кузнецами, плотниками и т. п.). Самую низшую категорию зависимых крестьян составляли сервы.

По большей части это были дворовые люди, не имевшие, как правило, наделов и своего хозяйства и выполнявшие самые различные тяжелые работы в господской усадьбе и на господских полях.

Свободное крестьянство не исчезло в Англии и после нормандского завоевания, хотя численность его значительно сократилась и правовое положение ухудшилось.

Совет

Наличие в деревне наряду с зависимыми слоя лично свободных крестьян (фригольдеров) составляло одну из характерных особенностей аграрного развития Англии в средние века. Особенно много свободных крестьян сохранилось на северо-востоке страны — в Денло.

Хотя свободный крестьянин был обязан уплачивать лорду обычно небольшую денежную ренту, выполнять некоторые относительно легкие повинности и подчиняться его юрисдикции, он считался юридически свободной личностью.

На протяжении XII века различные категории крестьянства все больше превращаются в зависи-мых крестьян — вилланов, главной повинностью которых являлась барщина, обычно в размере трех, а иногда и более дней в неделю. Кроме того, виллан платил оброк отчасти продуктами, отчасти деньгами.

Он часто подвергался произвольному обложению со стороны господина, уплачивал особый взнос при выдаче замуж дочерей, отдавал помещику лучшую голову скота при вступлении в наследство; он обязан был также соблюдать мельничный, пивоваренный и другие баналитеты.

Росли и многочисленные церковные поборы, самым тяжелым из которых была десятина.

Источник: http://vladhistory.com/agrarnyj-stroj-i-polozhenie-krestyanstva-v-xi-xii-vv/

Крестьяне и феодалы

Повинности и быт крепостных крестьян

Крепостной должен был работать на феодала. Принудительные работы крепостных на феодала назывались повинностями.

Повинности существовали различные. Несколько дней в неделю крепостные должны были проработать на земле феодала. Они обрабатывали его поля, убирали и свозили урожай в его закрома, ухаживали за его скотом.

Такая работа крепостных крестьян на барской земле называлась барщиной. Барщина была наиболее тяжёлой повинностью. Пока крестьянин убирал урожай на господском поле и косил траву на господском лугу, на его участке хлеб осыпался, а трава сохла.

Ежегодно крепостной отдавал феодалу часть продуктов из своего хозяйства – зерно, скот, птицу, яйца, а также пряжу, домотканное полотно. Эта повинность называлась оброком. Одну десятую урожая и приплода скота крестьянин обязан был отдавать церкви. Этот оброк назывался десятиной.

В результате у крестьянина оставалась лишь малая часть того, что он получал от своего хозяйства ценой тяжёлого повседневного труда. И всё-таки положение крепостного было лучше, чем положение раба в древности. Крепостной крестьянин, у которого было своё хозяйство, стремился лучше обрабатывать землю, чтобы собрать более высокий урожай.

Тогда после уплаты оброка и десятины он смог бы больше оставить и для себя. У крепостного был свой дом и своя семья, которую нужно было кормить. Поэтому в отличие от раба крепостной крестьянин был заинтересован в результатах своего труда.

Вот почему в средние века, несмотря на жестокий гнёт феодалов, темноту и забитость крепостных крестьян, орудия и приёмы труда хотя и очень медленно, но неуклонно улучшались.

Крестьяне ютились в глинобитных хижинах или в деревянных избах.

Обратите внимание

Питались они крайне скудно – большей частью лишь ячменной или ржаной похлёбкой, приправленной кореньями, часто даже несолёной. Соль привозили в то время издалека, она стоила очень дорого.

Жизнь впроголодь из поколения в поколение была обычной для крестьян. Их дети были хилыми и болезненными. От эпидемий вымирали целые округа.

Любой каприз природы – засуха, наводнение, слишком холодная зима, дождливое лето – оставлял людей без средств к существованию. Феодалы и в плохой год безжалостно забирали у крестьян то немногое, что удавалось собрать с полей. Начиналась голодовка. Масса крестьян вымирала.

Но и в урожайный год жизнь крепостного была невесёлой.

Тяжёлый, непосильный труд, издевательства со стороны господ, жестокие наказания были постоянными спутниками крестьянской жизни при феодальном строе.

Быт феодалов

Феодалы называли себя «благородными» людьми, а всех других людьми «простыми» или «подлыми». Признаком «благородства» считалось у них владение феодом, умение воевать и презрение к труду. Чем знатнее был феодал, тем больше времени тратил он на пирушки, охоту, воинские упражнения, верховую езду и пустые забавы.

Только себя феодалы считали настоящими людьми, а крепостных всячески унижали.

Жили феодалы в замках. Это были грозные каменные крепости с высокими стенами, башнями и бойницами. Ещё и сейчас во многих странах можно встретить пережившие столетия средневековые замки. Эти укрепления защищали феодала от гнева народа и от нападения других феодалов.

Многие замки были подлинными разбойничьими гнёздами. На мирных крестьян, на купцов, проезжавших мимо, нападали феодалы со своими дружинами и беспощадно грабили их.

Редко кто из феодалов, кроме священников, умел читать и писать. Феодалы были грубы и жестоки не только по отношению к крепостным, но и в собственных семьях.

Они признавали лишь грубую силу и не считались ни с какими законами.

Замок старались поставить в самом неприступном месте – на вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины.

Иногда вместо неё для защиты воинов от неприятельских стрел на стене воздвигали каменные зубцы, примерно в рост человека. Между зубцами оставляли небольшие промежутки; отсюда воины осыпали стрелами врагов во время осады. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен. К стене снаружи примыкал глубокий ров, часто наполненный водой. Через ров перебрасывался подъемный мост.

В случае опасности мост поднимался, массивные ворота наглухо закрывались. Но, если неприятелю удалось пробиться сквозь стены, это ещё не означало, что он овладел замком. Необходимо было взять центральную башню, самое высокое и неприступное место в замке. В башне всегда царил полумрак: узкие окна в каменных стенах почти не пропускали света.

Важно

Здесь находились помещения для феодала и его слуг, а в подземелье – тюрьма. Размеры центральной башни одного из замков во Франции, остатки которого сохранились до наших дней,- 64 м в высоту и 31 м в ширину; стены её – семиметровой толщины. Взять приступом такую башню было почти невозможно.

Главной заботой феодала была готовность к войне.

К концу XI века конные воины-феодалы (их называли «рыцари», что значит – кавалеристы) превратились в настоящие подвижные крепости. Металлические доспехи – кольчуга (длинная рубашка из стальных колец) или панцирь на теле; шлем с забралом, закрывающим лицо, на голове; железные перчатки и чулки – покрывали рыцаря с головы до ног.

Обоюдоострый меч, тяжёлое длинное копьё и щит с родовым гербом составляли его вооружение. Боевых лошадей также покрывали металлическими латами (склёпанными друг с другом пластинами).

Рыцари часто устраивали военные состязания – турниры. Победа на турнире считалась признаком высшей доблести.

Хотя на турнирах сражались чаще всего тупым оружием, редко какой из них обходился без смертельных случаев. На турниры феодалы приезжали в лучших одеждах, с богато украшенным оружием. Чтобы блеснуть на турнире, феодал нередко выколачивал из своих крепостных крестьян и ремесленников дополнительные оброки и поборы.

Власть феодала над крепостными крестьянами

Феодал распоряжался судьбой крестьянина. Если крепостной убегал, то его ловили и силой возвращали в поместье. Крепостных подвергали физическим наказаниям и пыткам. В своём поместье феодал сам получал налог, был военачальником и судьёй. Без разрешения феодала крепостной не мог вступить в брак. А разрешение не давалось без особой платы.

Брак между крепостным и свободным человеком считался для свободного позорным. Такой свободный превращался в крепостного.

Если крестьянин умирал, то его дети, прежде чем они получат наследство, должны были уплатить сеньору особую подать. При встрече с сеньором крестьяне снимали шапки и падали на колени.

Совет

Феодал мог искалечить и даже убить крепостного. За это на него налагали покаяние в церкви или небольшой штраф. Но крепостной, который хотя бы косо посмотрел на сеньора, мог проститься с жизнью.

Редко встречался феодал, который хорошо относился бы к крепостным. Такого человека другие феодалы высмеивали и презирали.

Крестьяне нигде не могли найти защиты от притеснений феодалов.

Приложение – писатель xii века о положении крестьян

Всем известно, как сеньоры притесняют своих несвободных крестьян – мужчин и женщин. Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязание на самое их имущество вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом. И вот сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им ни вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое, и невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину. Но, что хуже всего, они не боятся продавать за презренные деньги тех самых людей.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-golin-kuzmenko-lojberg/357-krestyane-i-feodaly.html

План Введение Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси Положение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.) Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости (XV в.) «Старожильцы» и«пришлые»

http://text.tr200.biz – скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

Крепостное право в России

План

ВведениеПроисхождение термина «крепостное право». Холопство на РусиПоложение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.)Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости (XV в.

) «Старожильцы» и «пришлые»Первые законодательные меры закрепощения крестьянДальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.)Указ 1597 г.Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.)Указ 1607 г.Сближение крестьянства и холопстваПерепись 1627-1628 гг.

и появление крепостной крестьянской записиПисцовый наказ 1646 г.Соборное Уложение 1649 годаЗаключениеСписок литературы

Введение

Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

Проблема крепостничества и крепостного права в России является однойиз наиболее сложных в отечественной историографии. В. О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению».

В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.

В советской историографии, начиная с Б. Д. Грекова, утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды», через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV в.

Некоторые из них в качестве компромисса стали проводить разграничение понятий «крепостничество» — проявление внеэкономического принуждения в различных формах при феодализме — и «крепостное право» — прикрепление крестьян к земле феодала в законодательстве, начиная с конца XV в.

В данном реферате мы будем придерживаться последней точки зрения, т.е. мы попытаемся проследить становление крепостного права на Руси начиная с XV в. и до принятия Соборного Уложения 1649 г.

Обратите внимание

Предварительно мы рассмотрим вопрос происхождения термина «крепостное право» (в связи с которым затронем тему холопства на Руси) и дадим общую картину положения крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.).Следует отметить, что данный реферат на 99% является компиляцией выдержек из работ русских историков.

В основном использованы труды С.Ф. Платонова и В.О. Ключевского. Поэтому, с позволения читателей, мы не будем делать ссылки на страницы используемой литературы, т.к. в противном случае лес ссылок занял бы место не меньшее, чем сам реферат.

^

Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина. В документах нет терминов «раб» и «холопка»: раб встречается только в церковно-литературных памятниках. Холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. До конца XV в. на Руси существовало только холопство обельное, или полное, как оно стало называться позднее. Оно создавалось различными способами: 1) пленом, 2) добровольной или по воле родителей продажей свободного лица в холопство, 3) некоторыми преступлениями, за которые свободное лицо обращалось в холопство по распоряжению власти, 4) рождением от холопа, 5) долговой несостоятельностью купца по собственной вине, 6) добровольным вступлением свободного лица в личное дворовое услужение к другому без договора, обеспечивающего свободу слуги, и 7) женитьбой на рабе без такового же договора. Полный холоп не только сам зависел от своего государя, как назывался владелец холопа в Древней Руси, и от его наследников, но передавал свою зависимость и своим детям. Право на полного холопа наследственно, неволя полного холопа потомственна. Существенной юридической чертой холопства, отличавшей его от других, некрепостных видов частной зависимости, была непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя.

В Московской Руси из полного холопства выделились различные виды смягченной, условной крепостной неволи. Так, из личного услужения, именно из службы приказчиком по господскому хозяйству, тиуном или ключником, возникло в конце XV или в начале XVI в.

холопство докладное, названное так потому, что крепостной акт на такое холопство, докладная грамота, утверждался с доклада наместнику.

Это холопство отличалось от полного тем, что право на докладного холопа меняло свои условия, иногда прекращалось со смертью господина, иногда передавалось его детям, но не далее. Еще одним видом неполного холопства являлось закладничество. Оно возникало в разные времена на разных условиях.

Первоначальным и простейшим его видом был личный заклад, или заем, с обязательством должника работать на заимодавца, живя у него во дворе. Закуп времен Русской Правды, закладень удельных веков, как и закладчик XVII в.

, не были холопы, потому что их неволя могла быть прекращена по воле заложившегося лица. Долг погашался или его уплатой, или срочной отработкой по договору. «Отслужат свой урок (срок) да пойдут прочь, рубль заслужат, а не отслужат своего урока, ино дадут», возвратят все занятые деньги, как читаем про таких долговых слуг в одном акте XV в.

Но бывали закладные, по которым закладник обязывался не погашать службой самого долга, а только оплачивать проценты, служить «за рост», и по истечении условленного срока возвратить «истину» — занятой капитал. Заемное письмо в Древней Руси называлось заимствованным из еврейского словом кабала.

Личная зависимость, возникавшая из обязательства служить за рост, укреплялась актом, который в отличие от заемной кабалы с личным закладом на условии отработки назывался в XVI в. служилой кабалой или кабалой за рост служити. С конца XV в.

в документах появляются кабальные люди; но в них долго еще незаметно признаков кабального холопства. Заемная кабала под личный заклад была собственно заживная, давала закладнику право зарабатывать взятую вперед ссуду без роста, погашать беспроцентный долг.

Важно

По кабале ростовой, получившей специальное название служилой, кабальной своей службой во дворе заимодавца зарабатывал только проценты, не освобождаясь от возврата капитала в условленный срок или урок.

Закладничество на условии службы за рост переработалось, правда, в холопство, только не в полное, а в кабальное.

Выдача головой до искупа при обычной несостоятельности выданных подвергала их бессрочной отработке займа. Так, в кабальную службу за рост входило и погашение самого долга, личный заклад под заем превращался в личный наем с получением наемной платы вперед.

Это соединение службы за рост с погашением долга и личный характер кабального обязательства стали юридическими основами служилой кабалы, как крепости; ими полагался и предел кабальной службы. Как личное обязательство, связывавшее одно лицо с другим, служилая кабала теряла силу со смертью одной из сторон. В XVII в.

встречаем по местам кабалы с обязательством кабального «у государя своего служить во дворе до своей смерти». Но в случае смерти господина раньше холопа это условие нарушало личный характер кабалы, заставляя кабального служить жене и детям умершего как бы наследственно.

Между тем, было два рода дворовых слуг, для которых установился другой предел службы — смерть господина. Уже закон 1556 г. постановил, что пленник, выданный в холопство по суду, служит господину «до его живота». С другой стороны, некоторые на том же условии поступали просто в личное услужение не только без займа, но и без найма.

Встречаем служилую кабалу 1596 г., в которой вольный человек обязуется служить не за рост, без займа, «по живот» господина, которому после своей смерти отпустить слугу на волю с женой, детьми «и что у него живота наживет, и в приданые его и детей не дати за своими детьми».

Здесь перед нами три условия, в которых выражался личный характер служилой кабалы: пожизненность владения кабальным, неотчуждаемость этого владения и право кабального на добытое на службе имущество. Эти условия, также вошедшие в юридический состав кабальной службы, здесь устанавливаются договором; по крайней мере, до 1597 г. не известны указы, узаконяющиеих для кабальных с воли, не для полоняников. С установлением пожизненности служилая кабала получила характер холопьей крепости: кабальный сам по договору отказывался от права выкупиться, и его неволя прекращалась только смертью или волей господина.

Уже в указе 1555 г. служилая кабала является со значением крепости, крепостного акта, наряду с полной и докладной, а в одном завещании 1571 г. встречаем и термин кабальные холопы и робы вместо обычного дотоле выражения кабальные люди или просто кабальные.

Тогда же становится известна и форма служилой кабалы, державшаяся неизменно целое столетие: вольный человек, один или с женой и детьми, занимал у известного лица, обыкновенно у служилого человека, несколько рублей всегда ровно на год, от такого-то числа до того же числа следующего года, обязуясь «за рост у государя своего служити во дворе по вся дни, а полягут деньги по сроце и мне за рост у государя своего потому же служити по вся дни». Эта стереотипная форма показывает, что она составилась по норме срочной закладной с закладом лица, а не вещи, и с предвидением просрочки. Такие закладные нередки и сходны со служилыми кабалами в условиях и даже в выражениях. В 1636 г. отец отдал заимодавцу своего сына «на год служить» с обязательством в случае неуплаты денег в срок отпустить сына к заимодавцу «во двор».

Мы дали такое достаточно подробное описание холопства на Руси, т.к. после XV в.

положение холопов и крестьянства, как мы покажем в дальнейшем, неуклонно сближается, и многие обычаи, правила и законы в отношении холопства, станут в дальнейшем служить образцом для установления отношений между землевладельцами и крестьянами, что в конечном счете будет способствовать установлению крепостного права.

^

В удельное время, в тот период, когда еще совершалось заселение северо-восточных княжеств славянским племенем, состав общества в княжествах был очень неопределенным. В общем потоке колонизации, шедшей с Днепра и с Ильменских рек в Поволжье, население не сразу находило себе оседлость, перемещалось и бродило, двигаясь постепенно в восточном и северо-восточном направлении. Только князья, хозяева уделов, сидели неподвижно в своих удельных владениях. Вынужденные вести свое хозяйство и содержать дружину при условии непрерывной подвижности, «текучести» всего народонаселения, князья выработали особые приемы хозяйства и управления. Они не могли сразу остановить переселенческий поток, задержать население в своих волостях и прикрепить его к своему уделу. Народ приходил в их удел и уходил из него свободно, не сказываясь князю и без его позволения. Князья поэтому старались закрепить за собою отдельных лиц. Они или принимали их к себе на вольную службу по договору (это были их бояре и слуги вольные), или же покупали их и кабалили как рабов (это были их «люди», или холопы). Из тех и других составлялся «двор» князя, соответствующий дружине киевского периода. С помощью этого двора удельный князь управлял своим уделом, защищал его и вел свое хозяйство. Бояре и вольные слуги были его советниками и полководцами, а «люди» составляли рать и были рабочими на его пашне и промыслах. Часто князья приглашали неимущих свободных людей селиться на княжеской земле с условием служить и работать князю, причем, если такой слуга не исполнял своих обязанностей, его лишали данной ему земли. Из этих слуг «под дворским» (то есть подчиненных княжескому дворскому или дворецкому) составлялся особый, средний разряд княжеских людей — не холопов, но и не вполне свободных. Только перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя, то есть находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к другому князю, или теряя свою землю, если это были слуги под дворским, или сохраняя все свои земли, если это были слуги вольные.

Так устроены были отношения удельных князей к тем, кто им служил. Все же прочие лица, жившие в уделе князя, носили общее наименование «христиан», или «крестьян», и не находились вовсе в личной зависимости от князя. Как в городах («посадах»), так и в сельских волостях они были устроены в общины или «миры».

Совет

Князь знал, что в какой-либо его волости жили крестьяне. Он приказывал там счесть количество крестьянских дворов, назначал с них со всех один общий податной оклад, «тягло» и поручал самим же крестьянам в известные сроки (на Рождество, на Петров день) доставлять ему свою подать.

Люди приходили в эту волость и уходили из нее без ведома и разрешения князя. Крестьянский «мир» их принимал и отпускал; он их облагал податью в общий оклад; выборные «старосты» собирали эту подать и отвозили князю.

И так шло из года в год, дотех пор, пока князь не приказывал (заметив убыль или прибыль крестьянских дворов в данной волости) снова переписать дворы и уменьшить или увеличить сумму мирского платежа.

При таком порядке крестьяне знали не князя, а крестьянский мир; а князь мог быть равнодушен к тому, что тот или другой его крестьянин уйдет к соседнему князю. Прямого ущерба от этого для князя не было. Такой же свободой перехода крестьяне пользовались и на частных боярских землях.

Приходя на землю, они составляли арендное условие, «порядную», и в порядной определяли свои обязанности и платежи господину; уходя от господина, они известным порядком «отказывались» от земли.

Итак, крестьянин удельной Руси был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому.

^ Переход человека из одного разряда в другой — из крестьян в горожане («посадские люди») или в холопы и обратно, — был очень легок и доступен всем, поэтому общественное устройство в удельное время было очень неопределенно и бесформенно.

Такая неопределенность не могла удержаться при переходе удельного быта в государственный. Московские государи раньше всего взялись за переустройство своего «двора». Они наложили свою руку на земли своих служилых князей и требовали, чтобы земли эти «не выходили из службы».

То же правило было применено ко всем вообще вотчинам: всякий, кто владел землею, был обязан участвовать в защите государства. С каждой вотчины должны были являться ратные люди, «конны и оружны», по первому зову государя. Княжата и бояре, владевшие крупными вотчинами, приводили с собою целые «воинства» своих людей.

Обратите внимание

Мелкие вотчинники выезжали на службу сами «своею головою» или с одним-двумя холопами.

Но так как во время тяжелых войн с татарами, литвою и немцами нужна была большая военная сила, то обычной рати не хватало, и московские государи стали усиленно вербовать служилых людей, «собою добрых и дородных» (то есть годных к бою), и селить их на казенных землях, потому что иных средств на содержание воинских людей, кроме земель, тогда не было.

Прежде такие земли давались слугам из частных владений князя, из его «дворца». Теперь «дворцовых» земель уже не хватало и слугам стали давать земли «черные» (то есть податные, государственные).

Прежде такие земли, данные слугам,, носили название «служних земель»; теперь они стали называться «поместьями», а их владельцы — «помещиками», «детьми боярскими» и «дворянами».

В отличие от вотчин, которые были частною наследственною собственностью вотчинников, поместья были временным владением. Помещик владел землею, пока мог служить; прекращалась служба за нерадением или смертью помещика, — и поместье возвращалось в казну.

На государеву службу было «поверстано» множество народа; новым помещикам были розданы земли вблизи границ: в Новгородских пятинах, в Смоленске, в Северском крае, на Оке и, наконец, в центральных областях кругом Москвы.

Развитие поместной системы повело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам и, таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев. За то, что землевладелец, служил с своей земли государству, крестьяне обязаны были работать на него, пахать его пашню и платить ему оброк. Ни помещику, ни правительству было уже неудобно допускать свободный выход крестьян с занятой ими земли, и потому крестьян старались удерживать на местах.

С XV в. начинается разделение крестьянства на «старожильцев», которые издавна жили в вотчине или поместье и платили феодалу ренту, и «пришлых», «окупленных» (выкупленных холопов), освобожденных на время от повинностей. Эти категории крестьян феодалы стремились перевести в разряд «старожильцев».

Источник: http://skachate.ru/istoriya/185910/index.html

EM-ENGLAND

Хронологические рамки темы контрольной работы XIII–XIV вв. –   до восстания Уота Тайлера в 1381 г.  В эти столетия положение английского крестьянства значительно изменялось. Поэтому при написании контрольной работы выделить три части.

В первой части следует рассмотреть те социально-экономические процессы, которые происходили в манориальном хозяйстве и в деревне. При этом следует проследить влияние товаро-денежных отношений на структуру манора и положение крестьян.

Особое внимание следует обратить на появление двух тенденций в эволюции крупного манора (церковного и светского) и своеобразное развитие манориального хозяйства мелкого рыцарства.

Важно

При написании контрольной работы студент должен использовать отрывки из расследований о повинностях крестьян двух монастырских маноров ─ аббатства Риптон (Гентингдоншир) и Литльтон (Гэмпшир).

Их использование позволит рассмотреть организацию хозяйства крупного монастырского манора, разнообразные крестьянские повинности и платежи, соотношение разных форм феодальной ренты и общий уровень повинностей вилланов.

При описании личной зависимости вилланов необходимо использовать отрывки из трактата юриста Генри Брактона '' О законах и обычаях Англии'' и ответить на вопрос о том, чем объясняется стремление Брактона приравнять английских вилланов к античным рабам.

При общей характеристике положения английского крестьянства, кроме приведенных в практикуме и хрестоматии источников, в том числе ''Песни землепашца'', желательно привлечь источники, опубликованные в других сборниках, указанных в библиографическом списке (отрывки из протоколов тяжб между лордами маноров и крестьянами, статутов об огораживаниях общинных угодий в XIII в.).

В сборнике ''Английская деревня в XIII – XIV вв. и восстание Уота Тайлера'' имеются источники, позволяющие выявить перемены, которые произошли в деревне в первой половине XIV в. Этому вопросу следует посвятить вторую часть контрольной работы.

Наконец, в третьей части контрольной работы студент должен рассмотреть вопрос о так называемой сеньориальной реакции, наступившей в Англии после эпидемии чумы (''Черная смерть'') 1348 г. и “Рабочем законодательстве”. Следует использовать и специальную литературу.

В заключение необходимо сделать общий вывод об изменении положения английских крестьян на протяжении XIII–XIV вв. (до 1381 г.).

Источники.

Английская деревня в XIII–XIV вв. и восстание Уота Тайлера/ Сост. Е.А. Косминский, Д.М. Петрушевский. М; Л., 1935. C. 29-157.

Ленглед, У. Видение Уильяма о Петре Пахаре/ Пер. и вступ. ст. Д.М. Петрушевского./ У.Ленглед.  М; Л., 1941.

Практикум по истории средних веков. Вып. 2/ Сост. М.Л. Абрамсон и др. М., 1988. C. 50-57.

Совет

Хрестоматия по истории средних веков. Т.II/  Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. C. 308-324.

Библиографический список.

Авдеева, К.Д. Огораживания общинных земель в Англии в XIII в. //Средние века. Вып. 6. / К.Д. Авдиева. М., 1955.

Гутнова, Е.В. Предпосылки централизации английского государства в XII – XIII вв.// Средние века. Вып. 9. (особенно C. 202-223)./ Е.В. Гутнова. М., 1957.

Барг, М.А. Исследование по истории английского феодализма в XI – XIII вв./ М.А. Барг. М., 1962.

Всемирная история. В 6-ти тт. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока./отв. ред. П.Ю. Уваров.-М., 2012. C. 541-545, 752-757.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.2/ Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1986. Гл. 5, 29.

История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. Т. 2. Средневековая Европа./ Под ред. З.В. Удальцовой.  М., 1992.Часть II. Гл. 2.

Косминский, Е.А. Эволюция форм феодальной ренты в Англии XI-XV вв.// Косминский Е.В. Проблемы английского феодализма  и историографии средних веков./ Е.В. Косминский. М., 1963.

Он же. Исследование по аграрной истории Англии XIII в./ Е.В. Косминский. М., 1947.

Обратите внимание

Петрушевский, Д.М. Восстание Уота Тайлера. Очерки из истории разложения феодального строя в Англии. 4-е изд. / Д.М. Петрушевский. М., 1937. Гл.3,4.

Поулсен, Ч. Английские бунтари/ Пер. с англ. / Ч. Поулсен.М., 1987. Гл. 1, 2.

Семенов, В.Ф. Восстание Уота Тайлера в исторической литературе и концепция Д.М. Петрушевского// Средние века. Вып. 2./ В.Ф. Семенов. М., 1946.

Хилтон, Р., Фаган, Г. Восстание английского народа в 1381 г./ Пер. с англ. / Р. Хилтон, Г. Фаген. М., 1952. Гл.1, 2.

Тревельян, Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории/ Пер. с англ./Д.М. Тревельян. М., 1959. Гл.1, 2.

Источник: http://em-england.ru/pgu/pgu02/st04/kr115.html

Ссылка на основную публикацию