Положение в стране к началу 1880-х гг. народнический террор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема 18. Российская империя при Николае I

Внутренняя политика Николая I. Личность императора Николая Павловича. Преобразования в государственном управлении: образование новых министерств, создание Третьего отделения Собственной Его Величества Канцеля­рии. Кодификация законодательства. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.

Крестьянский вопрос. Закон об обязательных кре­стьянах. Министерство государственных имуществ. П.Д. Киселев. Тео­рия официальной народности.

Внешняя политика Николая I. Польское восстание. Уча­стие русской армии в подавлении венгерской революции 1848—1849 гг. Политика России на Кавказе. Кавказская война.. Сущность «восточного вопроса». Войны с Персией и Турцией. Крымская война.. Оборона Севастополя.. Итоги Крымской войны.

Общественная и духовная жизнь России. Славянофилы и западники Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.

Тема 19. Россия в 1860 — 1870-е гг.

Реформы Александра II. Личность императора. Необхо­димость реформ. Отмена крепостного права. Проекты отмены крепостно­го права. Манифест 19 февраля 1861 г. Личное освобожде­ние крестьян. Временнообязанные. Отрезки.

Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на рефор­му. Земская, городская, судебная и военная реформы. Значение реформ 1860—1870-х гг.

Россия после отмены крепостного права. Сельское хозяйство. Отработ­ки.

Роль сохраненной общины в жизни крестьян.

Развитие торговли и промышленности. Формирование экономической политики под руководством М.Х. Рейтерна в условиях модернизации России. Строительство желез­ных дорог.

Положение в стране к началу 1880-х гг. Народнический террор. «Земля и воля» 1860-х гг. Основные направления в народничестве, его идеология. Действия народников. По­явление террористических организаций. Нечаевщина. «Земля и воля» 1870-х гг. Раскол «Земли и воли»: «Народная воля» и «Черный передел». Террор. Убийство Александра II.

Тема 20. Россия в 1880 — 1890-е гг.

Россия в годы правления Александра III. Личность императора. Основные направления внутренней политики. Принятие законов, составивших основу российского рабочего законо­дательства. Политика поощрения индустрии.

Поддержка помещичьих хозяйств. Мировые посредники. Институт земских начальников. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новое городовое положение. Кор­ректировка судопроизводства.

Усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

. Европейская политика. Образование рус­ско-французского союза. Отношения России с Англией и со странами Азии.

Государственно-социальная система России в конце XIX в.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 1

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

В разделе рассматриваются этапы развития исторического знания и основные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к ее изучению, подчеркивается важность познания прошлого дня осмысления челове-ком своего бытия и познания общества, в котором он живет.

Тема 1. Возникновение и развитие исторической науки

Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени.

Тема 2. Основы философии и методологии истории

Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема истинности исторических знаний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и случайности в жизни народов. движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззрения современных ученых. Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.

Раздел 2

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ Раздел знакомит учащихся с современными взглядами на происхождение человека, основными этапами развития первобытного общества.

Тема 3. У истоков рода человеческого

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества.

Тема 4. Первобытное общество

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Отличие человеческого сообщества от иных природных сообществ, дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Зарождение искусства. Верования первобытного человека. Человечество в палеолите и мезолите.

Тема 5. Неолитическая революция

Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремесел и зарождение торговли. Матриархат и патриархат, происхождение семьи и собственности. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

Раздел 3

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Материал раздела освещает историю зарождения и развития первых государств — деспотий Востока, древней Греции и древнего Рима, знакомит учащихся с достижениями античной культуры, которая легла в основу традиций современной европейской духовной и общественной жизни. В разделе рассматриваются резкие перемены 111—11/ вв. на, связанные с глобальными климатическими изменениями, Великим переселением народов и крушением государств Древнего мира.

Тема 6. Введение в историю Древнего мира

Принципы периодизации древней истории. Историческая карта древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

Тема 7. Первые цивилизации Азии и Африки

Архаичные цивилизации Африки и Азии — географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Палестина, Финикия. Развитие форм государственности и системы правоотношений. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Менталитет жителей древнего мира. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний. Формирование индо-будиийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре; социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Утверждение органического представления об обществе. духовные ценности, философская мысль, культурное наследие древнего Востока.

Тема 8. Эпоха античности

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. древняя Греция и Древний Рим. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. демократия и тирания. Афины и Спарта. Борьба за господство в Средиземноморье и Малой Азии. Греко-персидские, Пелопоннесские войны. Завоевания Александра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье. Экспансия эллинистической культуры. Возвышение Рима и Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье. Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи. Восстания рабов и их последствия. Тираническое правление в Риме и римское право. Особенности восприятия мира римлянами. Наука и искусство древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие древней Греции и Рима

Тема 9. Кризис античной цивилизации

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Римская империя: от золотого века к упадку. Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Перенос столицы империи в Константинополь и раскол империи. Солдатские императоры Западной Римской империи и ее падение.

Раздел 4

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Учащиеся знакомятся с феодализмом как специфической формой общественного уклада, становлением крупных раннефеодальных государств, особенностями развития средневекового Востока и Византии, периодом расцвета западноевропейской средневековой цивилизации. Значительное внимание уделяется кризису средневекового общества и зарождению модернизационных процессов

Тема 10. Периодизация Средних веков. Доколумбовы цивилизации Америки

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки 1-2 тыс. н.э.: особенности общественного и социокультурного развития. Проблема их исторической самобытности.

Тема 11. Исламская цивилизация

Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Социокультурным особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Тема 12. Складывание средневековой западноевропейской цивилизации

Великое переселение народов в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Роль Церкви в обеспечении единства западноевропейской культуры. Возрождение имперской идеи. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах.

Тема 13. Византия

Социокультурной и политическое развитие Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.

Тема 14. Западная Европа в Средние века

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Суверены и вассалы. Система повинностей крестьянства. Особенности хозяйственной жизни и торговых коммуникаций в средневековой Европе. Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки образования централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и церковная власть. Причины распространения ересей. Романская и готическая эстетика как образы мироощущения. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Тема 15. Азия в Средние века

Китай в У11I—ХШ вв. Возникновение державы Чингисхана. Монгольские завоевания и образование Монгольской империи. Индия и Китай в период монгольских и исламских завоеваний. Возвышение Османской империи. Османские завоевания.

Тема 16. Международные отношения в Средние века

Характер международных отношений в Средние века. Феномен крестовых походов — столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война.

Тема 17. Кризис традиционного общества и начало Нового времени.

духовная жизнь европейского Средневековья

Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Проблема уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского общества в 14 – 15 вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки начала процесса модернизации.

Раздел 5

НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА МОДЕРНИЗАЦИИ

Учащиеся знакомятся с историей Великих географических открытий, особенностями нового этапа в развитии западноевропейских стран, становлением абсолютистских монархий в Европе, идеологией просвещения и основными событиями буржуазных революций, ознаменовавших начало утверждения демократии и подъема национализма. В разделе рассматриваются основные черты нового индустриального общества, противоречия в его развитии, возникновение новых идеологий, развитие международных отношений в Новое время, основные этапы колониальной экспансии стран Запада, особенности развития стран Востока в 18 – 19 вв.

Тема 18. Понятие «Нового времени»

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Тема 19. Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества. Социально-психологические, экономические и технологические факторы процесса модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Тема 20. Изменение духовного облика Европы

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие.

Тема 21. Просвещенный абсолютизм и буржуазные революции

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности, ее идеологических и правовых основ. Формы абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции 17 – 19 вв. в Европе: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Война за независимость в Северной Америке.

Читайте также:  Причины первой мировой войны

Тема 22. Просвещение

Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Романо-германская и англосаксонская правовые традиции. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Становление гражданского общества.

Тема 23. Индустриальное общество

Технический прогресс в 18 – середине 19 в. Промышленный переворот в Англии. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в ХIХ в. Утверждение классовой модели социализации личности. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности в индустриальном обществе. Зарождение социальной политики.

Источник: http://lib2.znate.ru/docs/index-315686.html?page=4

Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг



Вопрос к параграфу №1. Какие перемены происходили в революционном народничестве в 1880-е гг.?

Во-первых, революционное народничество было почти полностью разгромлено полицией, которая также пресекала попытки его возрождения.

Во-вторых, многие народники разочаровались в своих прежних убеждениях, ведь были испробованы все три пути к революции, определённые теоретиками, но все они приводили к усилению самодержавия. Большинство перешло в другие направления марксизма, некоторые – в мирный либерализм, Лев Тихомиров даже стал убеждённым сторонником самодержавия.

Вопрос к параграфу №2. Назовите причины усиления влияния либерального народничества.

Причины:

– очевидный провал революционного народничества;

– сила, которые земства ощутили в себе, в частности во время борьбы с голодом 1891-1892 годов;

– приверженность большинства крестьян сельской общине, которую по-прежнему видели в качестве основы социализма;

– полиция не боролась с либеральным народничеством, не мешая ему распространяться.

Вопрос к параграфу №3. Когда и почему возникла группа «Освобождение труда»? Какие задачи она перед собой ставила?

Группа возникла в 1880-е годы в Женеве из числа эмигрантов-народников. Это была первая группа русских сторонников идей Карла Маркса. К тезисам этого мыслители они обратились потому, что народничество явно потерпело поражение: ни один из предложенных теоретиками путей не привёл к успеху. Главное, первые два пути показали, что крестьяне не готовы к революции и восприятию социалистических идей.

Вопрос к параграфу №4. Расскажите о первых марксистских организациях в России. Что привлекало в марксизме некоторых бывших народников?

Обратите внимание

Теоретики народничества утверждали, что в России можно построить социализм на основе крестьянской общины минуя стадию капитализма. Но идея крестьянской революции не оправдала себя, а в России явно устанавливался капитализм. Это подтверждало правильность идей Маркса, который утверждал, что капитализм необходим для утверждения социализма, потому что построить его может только диктатура пролетариата, а лишь капитализм может сделать пролетариат достаточно многочисленным и сплочённым (самим трудом на больших заводах) что создаст возможность для установления такой диктатуры.

Вопрос к параграфу №5. Как развивалось либеральное движение в 1880-1890-е гг.? Назовите основных деятелей этого движения и их позиции.

Либеральное течение как и до этого не стало единым, ведь у него по-прежнему не было партии или единого признанного лидера.

П.Н. Милюкову, В.И. Вернадскому, А.А. Корнилову и некоторым другим казалось, что можно убедить власть многочисленными прошениями, адресами и т. п. Главной их целью было создать из депутатов губернских земств всероссийский орган народного представительства.

Павлу и Петру Долгоруковым, Д.И. Шаховскому, Ф.А. Головину надоели прошения без демонстрации силы. Потому они стали работать над сближением земств, пусть даже через нелегальную деятельность и выработку единой позиции для демонстрации такой силы, но всё ещё без насилия.

Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко и другие либеральные народники ратовали не за изменение государственного строя, а за наделение крестьян большим количеством земли, развитие сельской кооперации и другие реформы, которые постепенно построили бы основы социализма, после чего вопросы государственного строя решить было бы уже легче.

Вопрос к параграфу №6. В чём причина перехода либералов в конце XIX в. к более консервативным позициям?

Основную роль сыграла политика Александра III по отношению к крестьянам и создание им рабочего законодательства. Большая часть либералов работала в земствах, то есть постоянно сталкивалась с бедностью и беззащитностью этих слоёв населения. Консервативный Александра III сделал для их защиты гораздо больше, чем его отец, проводивший в целом либеральные реформы. Это не был единичный пример. Убеждённый консерватор Бисмарк ввёл в Германии гораздо более совершенное рабочее законодательства, чем существовало в образцово либеральной стране – Великобритании. Многие действительно убедились, что думающий о народе правитель может помочь ему лучше, чем органы народного представительства, как правило, находящиеся под влиянием тех или иных общественных сил, очень часто – буржуазии.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Назовите основные противоречия между позицией консерваторов и позициями либералов и народников.

Консерваторы считали, что у России свой особый путь развития, потому ей нечего оглядываться на Европу. При этом они имели в виду не эфемерный древнерусский идеал славянофилов, а сложившую государственную систему на основе теории официального народничества.

Либералы же были в большей степени наследниками западников, потому считали, что в России должны появиться те же черты государственной власти, что и в Европе, включая конституцию, ограничивающую власть монарха. Народники также были против самодержавия, но ратовали не за конституционную монархию, а за социалистическую республику.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. О силе или слабости государственной власти говорит создание тайной организации консерваторов? Аргументируйте свой ответ.

Важно

Тайные организации консерваторов, созданные по негласной инициативе государственной власти, говорят о слабости этой власти, ведь ей не хватает легальных способов, чтобы справиться со своими противниками. Наибольшая активность (включая насильственные действия) консерваторов (тех же чёрных сотен) приходиться на революцию 1905-1907 годов, когда власть и вправду была в сложном положении. Но в XIX веке такие организации создавались не по инициативе властей, в лучшем случае при их попустительстве. И главной их деятельностью являлись еврейские погромы. Здесь стоит скорее говорить не о продуманной стратегии государства, а о совпадении взглядов консерваторов и чиновников на местах, ведь бытовой антисемитизм тогда был довольно распространённым явлением.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Используя материалы учебника, подведите итоги основных этапов развития общественного движения на протяжении всего XIX века.

Первым был декабристский этап. Венчавшее его выступление лишь усилило консерватизм нового императора.

Либеральное движение западников и консерваторов не пошло дальше разговоров. Отчасти оно заложило основы следующих этапов, но революционеры следующих этапов во многом насмехались на «идеализмом 40-х годов», считая свои идеи более реалистичными.

Общественное движение, вызванное самим правительством в начале правления Александра II, сыграло определённую роль в подготовке реформ этого императора, особенно крестьянской, прежде всего через многочисленные проекты, поданные населением на высочайшее имя в то время. Кроме того, оно подготовило общественное мнение к отмене крепостного права и другим значительным переменам.

Революционное народничество периода двух хождений в народ ничего не добилось, но разработало теоретические основы. Однако практическая деятельность показала, что крестьяне не готовы поднимать революцию, по крайней мере, по призыву городских (даже тех, кто успел войти в доверие к крестьянам, вроде врачей и учителей).

Индивидуальный террор ужаснул русское общество, изменив как его, так и правоохранительные органы. Но добиться результата он также не смог.

В период правления Александра III революционное направление было представлено лишь отдельными разрозненными кружками, к тому же довольно быстро раскрывавшимися полицией или изначально создававшимися в эмиграции. Потому на первый план вышло либеральное движение, ставшее более прямым наследником движения начала правления Александра II и усилившимся после создания земств. В условиях самодержавной власти у этого движения не было легальных средств борьбы. Но оно донесло свои идеи до создания Государственной думы, где вылилось в создание партии кадетов.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Привлекая источники Интернета, составьте, разбившись на несколько групп, презентации на тему «Учёные и писатели конца XIX в. — сторонники народнических и либеральных идей».

Слайд 1

Название: Учёные и писатели конца XIX в. — сторонники народнических и либеральных идей

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/9-klass/arsentjev/24

Народничество Л.А. Кацва, 2011.. Смысл термина «Народничество» Во второй половине 60-х гг. XIX в. в среде русской интеллигенции сформировалось убеждение. – презентация

1 Народничество Л.А. Кацва, 2011.

2 Смысл термина «Народничество» Во второй половине 60-х гг. XIX в. в среде русской интеллигенции сформировалось убеждение в том, что образованное общество находится в долгу у народа, так как благоденствует за счет народных бедствий. Так возникла идея «возвращения долга» народу. Более умеренные молодые интеллигенты видели путь служения народу в работе в земстве. Более радикальные считали, что земство разменивается на мелочи и мечтали об освобождении народа от гнета посредством революции. Но и у тех, и у других отношение к народу было восторженным, почти религиозным. Народ казался им не только страдальцем, но и носителем высшей нравственности.

3 Идеология народничества Народничеству были присущи не только идеализация народа и стремление послужить ему, но и уверенность в том, что Россия должна прийти к социализму, минуя капитализм, благодаря опоре на крестьянскую общину и мелкое артельное кустарное производство. Капиталистическое производство народники считали чуждым России, вредным для благосостояния населения и народной нравственности. Они были склонны всячески преуменьшать уровень буржуазного развития России, а в тех случаях, когда оно было очевидно, объясняли его искусственным влиянием властей.

4 Направления народничества Народничество ЛиберальноеРеволюционное Заговорщическое Бунтарское Пропагандистское

Совет

5 Либеральное народничество Либеральные народники, идейным лидером которых являлся Н.К. Михайловский, видели задачу интеллигенции в оказании повседневной помощи крестьянам, а также в том, чтобы распространить среди крестьян идеалы социализма, подготовить крестьянство к мирному переходу к социалистическому коллективному ведению хозяйства. Николай Константинович Михайловский (1842–1904).

6 Революционное народничество Пропагандистское направление: Считали, что задача интеллигенции – пропаганда идей социализма в крестьянской среде, дабы неизбежная вскоре крестьянская революция не превратилась в обычный бунт, а произошла под социалистическими лозунгами. Идейный лидер – П.Л. Лавров, бывший полковник, преподаватель математики в военной академии. В 60-х гг. за поддержку участников студенческих волнений сослан в Вологду. В 1870 г. бежал из ссылки за границу, жил в Швейцарии, Франции и Англии. Петр Лаврович Лавров (1823–1900).

7 Революционное народничество Бунтарское направление: Считали задачей интеллигенции не пропаганду социализма, а непосредственный призыв к революции, агитацию за немедленное всеобщее крестьянское восстание. Пропаганду социализма считали ненужной, бучи уверены, что «русский мужик – от природы социалист». Идейный лидер – М.А. Бакунин, участник кружка Станкевича, эмигрант с 1848 г. В 1848 г. арестован австрийскими властями за участие в революции, в 1851 г. выдан России. В 1851–1857 гг. – в Петропавловской крепости и Шлиссельбурге. Михаил Александрович Бакунин (1818–1876)

8 Революционное народничество Бунтарское направление: В 1857 г. сослан в Сибирь навечно. В 1861 г. бежал из ссылки, через Японию и США добрался до Лондона. Сотрудничал в «Колоколе». С 1867 г. – в Швейцарии. В 1868 г. создал анархистский «Международный альянс социалистической демократии», который вошел в I Интернационал как одна из секций. В 1872 г. исключен из I Интернационала из-за конфликта с К. Марксом. Один из ведущих теоретиков анархизма в мире. Михаил Александрович Бакунин (1818–1876)

9 Революционное народничество Заговорщическое направление: Считали, что народ, в силу невежества и «рабских инстинктов», не сможет совершить революцию. Поэтому задача интеллигенции – не подготовка народной революции, а непосредственный захват власти силами небольшой конспиративной организации. Идейный лидер – П.Н. Ткачев, участник ишутинского и нечаевского кружков. В 1861–1873 гг. пять раз арестован, шесть лет провел в заключении. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. В 1875–1881 гг. издавал в Женеве журнал «Набат». Петр Никитич Ткачев ( ).

10 Революционное народничество Заговорщическое направление: Ткачев предлагал «терроризировать правительство». Он был уверен, что захват власти не составит труда, поскольку самодержавие не имеет опоры, «висит в воздухе». Ткачев провозглашал свободу от общепринятой морали: «Мы должны признать за каждым человеком право относиться к предписаниям нравственного закона при каждом случае применения, не догматически, а критически». Петр Никитич Ткачев ( ). ? К чему ведет практическое применение подобных взглядов?

Читайте также:  Цусимская битва и судьба эскадры рожественского

11 Идеология народничества Назовите русских мыслителей, чьи взгляды составили основу идеологии народничества. Что позволяет делить народничество на две группы: либеральное и революционное? Какое из направлений революционного народничества было, с вашей точки зрения, ближе всего к либеральному? ? ? ?

12 Народнические кружки Кружок «чайковцев» На рубеже 60–70-х гг. стали складываться народнические кружки. Наиболее известен кружок «чайковцев», именуемый по имени одного из участников – Н.В. Чайковского. Кружок «чайковцев» подчеркнуто отвергал «нечаевские» методы, строился на принципах равенства и полного доверия между участниками. Чайковцы» распространяли произведения Чернышевского, Лаврова, К. Маркса, вели пропаганду среди студентов и рабочих Петербурга. Марк Андреевич Натансон (1850–1919), лидер «чайковцев».

Обратите внимание

13 Народнические кружки Кружок «чайковцев» Член кружка П.А. Кропоткин: «Никакая горсть людей не может вызвать народного восстания, если сам народ не доходит до сознания, что ему нет другого выхода, кроме восстания. Следовательно, дело революционной партии – не вызвать восстание, а только подготовить успех готовящегося восстания». Почему «чайковцы» придавали особое значение пропаганде среди рабочих? Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921), «чайковец», позднее теоретик анархизма. ?

14 Хождение в народ Пропаганда среди рабочих не давала быстрых результатов. Постепенно у молодых народников возникло нетерпеливо стремление развернуть пропаганду непосредственно среди крестьян. Оно особенно усилилось после похода С.М. Кравчинского и Д.М. Рогачева по деревням Тверской губернии. Вернувшись, они убеждали других, что крестьянство готово к революции. Весной 1874 г. началось массовое движение интеллигентной молодежи: «хождение в народ». Сергей-Михайлович Кравчинский (Степняк) (1851–1895).

15 Хождение в народ Тысячи молодых разночинцев под видом фельдшеров, или бродячих мастеровых отправлялись в деревню пропагандировать крестьян и призывать их к неповиновению властям. Зачем был нужен этот «маскарад»? Как должны были отнестись к переодетым «господам» крестьяне? Арест пропагандиста. Худ. И.Е. Репин. Эскиз 1879 г. ?

16 Хождение в народ Чем объяснялись, с точки зрения крестьян, призывы молодых «бар» к бунту против царя? Крестьяне считали, что раз баре бунтуют, значит царь собирается отдать землю крестьянам. Поэтому они сами хватали пропагандистов и сдавали их в полицию. «Хождение в народ» провалилось. ? Арест пропагандиста. Худ. И.Е. Репин. 1880–1882. Задание к иллюстрации: Сравните эскиз и окончательный вариант картины. Подумайте, чем вызваны внесенные художником изменения.

17 Хождение в народ Около 4 тысяч участников «хождения в народ» оказались под арестом, сотни были приговорены к ссылке. Но тяжелее всего были не эти потери, а крах идеи. Среди участников «хождения в народ» были и «пропагандисты», и «бунтари». Нередко один и тот же человек исповедовал одновременно «бунтовские» и «пропагандистские» взгляды. «Хождение в народ» продемонстрировало, что крестьяне не приемлют ни тех, ни других. Крестьяне мечтали об избавлении от малоземелья, но отнюдь не о всеобщем равенстве и совместном труде.

18 После «хождения в народ» Из воспоминаний С.М. Степняка-Кравчинского: «Социализм был его [народника] верой, народ – его божеством. Невзирая на всю очевидность противного, он твердо верил, что не сегодня-завтра произойдет революция… Неумолимая действительность нанесла жестокий удар по этой восторженной вере, показавши ему его бога, каков он есть, а не каким он рисовался воображению». С.М. Кравчинский (Степняк).

19 Попытки «оседлой пропаганды» Народники не были готовы признать веру в народ ложной. Они объясняли свою неудачу слабым знакомством с крестьянами, недостаточностью «летучей пропаганды». Поэтому они предприняли ряд попыток перейти к «оседлой пропаганде: группы молодежи селились в деревнях «коммунами», стремясь показать крестьянам преимущества коллективного труда. Все такие коммуны распались в течение года. Чем была вызвана неудача «оседлой пропаганды»? В основном неподготовленностью молодых интеллигентов к тяжелому крестьянскому труду. ?

20 «Земля и воля» 70-х гг. Вторую причину неудачи народники видели в полицейских преследованиях. К какому выводу это их подталкивало? К выводу о необходимости борьбы за политические свободы, которой ранее они совсем не придавали значения. Борьба за политические свободы требовала сплочения в единую организацию. В 1876 г. на базе нескольких народнических кружков была создана новая организация, принявшая старое название «Земля и Воля». ?

Важно

21 Лидеры «Земли и Воли» Александр Дмитриевич Михайлов. Николай Александрович Морозов. Георгий Валентинович Плеханов. Андрей Иванович Желябов. Инициатором создания «Земли и Воли» явился М.А. Натансон. К числу видных землевольцев принадлежали также: С.М. Кравчинский, С.Л. Перовская, Я.В. Стефанович, Л.А. Тихомиров, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко и другие.

22 Программа «Земли и Воли» Главная цель организации – «анархия и коллективизм». Требования: «Переход всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерное ее распределение». «Полнейшая свобода исповеданий». «Разделение теперешней Российской империи на части в соответствии местным желаниям». Политический идеал: «Каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций он отдаст тому правительству, которое каждая из них образует для себя. Наша обязанность только стараться уменьшить возможно более эту долю».

23 Программа «Земли и Воли» Достижение поставленных целей: «Только путем насильственного переворота, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее проникновение в народную жизнь разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания». Практические задачи организации: «Помочь организоваться элементам недовольства, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства». «Ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу государства, без чего не будет обеспечен успех никакого, даже самого хорошо задуманного, плана восстания».

24 Программа «Земли и Воли» Дезорганизаторская часть программы: Сближение с «сектами религиозно-революционного характера» и «разбойничьими шайками»; «заведение связей и своей организации в войсках, главным образом среди офицеров, привлечение на свою сторону служащих правительственных учреждений, систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится ненавистный нам порядок». Продемонстрируйте влияние идей Бакунина и Ткачева на программу «Земли и Воли». ?

25 Казанская демонстрация Наиболее известная пропагандистская акция «Земли и Воли» – т.н. Казанская демонстрация, т.е. демонстрация у Казанского собора на Невском проспекте в Петербурге в 1876 г. Участвовали свыше 400 студентов и рабочих. В соборе был отслужен молебен «во здравие раба Божьего Николая» – Н.Г. Чернышевского. На площади перед собором выступил Г.В. Плеханов, завершивший свою речь словами «Да здравствует социальная революция, да здравствует Земля и Воля!». Над толпой было развернуто красное знамя. Почему рабочие были более восприимчивы к народнической пропаганде, нежели крестьяне? ?

26 Противостояние полиции «Земля и Воля» сумела даже внедрить своего агента в III Отделение. Н.В. Клеточников приехал в Петербург специально для того, чтобы участвовать в борьбе против правительства. Случай помог ему устроиться чиновником для письма в III Отделение. Ему, обладателю каллиграфического почерка, доверяли переписывать набело секретные документы. В течение двух лет до своего провала и ареста Клеточников предупреждал землевольцев о готовящихся обысках и арестах, помогал выявлять провокаторов. Николай Васильевич Клеточников (1847–1883).

27 Дело Веры Засулич Рост интереса к политике в условиях отсутствия в России политических прав подтолкнул народников к террору. Они надеялись, что громкие политические акты «разбудят» Россию. Поначалу народнический террор носил характер мщения. В январе 1878 г. В.И. Засулич покушалась на жизнь столичного градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего высечь плетьми студента Боголюбова – подследственного по политическому делу (по закону сечь разрешалось только осужденных уголовных преступников). Вера Ивановна Засулич (1849–1919).

28 Дело Веры Засулич Преступление Засулич было столь очевидным, что ее решили судить обычным уголовным судом с участием присяжных, хотя политические дела с 1873 г. были переданы в ведение Особого присутствия Сената. Власти не учли, сколь велико было в обществе возмущение приказом Трепова. 31 марта присяжные единогласно оправдали В. Засулич. Какое значение имело решение присяжных по делу В. Засулич? Федор Федорович Трепов (1812–1889). ?

Совет

29 Переход к террору После оправдания В. Засулич террористические акты стали постоянными. В марте 1878 г. был убит шеф одесских жандармов Б.Э. Гейкинг. В августе 1878 г. С.М. Кравчинский среди бела дня зарезал шефа жандармов генерала Н.В. Мезенцова и скрылся. Николай Владимирович Мезенцов (1827–1878) шеф жандармов. Стилет Кравчинского, которым был убит Н.В. Мезенцов. В феврале 1879 г. Г.Д. Гольденберг убил харьковского генерал-губернатора кн. Д.Н. Кропоткина. В марте 1879 г. Л.Ф.Мирский покушался на нового шефа жандармов А.Р. Дрентельна.

30 Покушение А. Соловьева на Александра II В апреле 1879 г. народник А.К. Соловьев, специально приехавший в Петербург, стрелял в Александра II, гулявшего близ дворца. Шинель царя оказалась пять раз прострелена, но сам он остался невредим. Император Александр II. Александр Константинович Соловьев.

31 Покушение Соловьева и «Земля и Воля» Узнав о намерении Соловьева совершить цареубийство, «Земля и Воля» отказала ему в помощи, но разрешила отдельным своим членам помогать ему на свой страх и риск. Помогать Соловьеву пытались А.Д. Михайлов и Н.А. Морозов, но неудачно террорист был схвачен и по приговору суда повешен. Почему «земля и Воля» отказала Соловьеву в помощи? Землевольцы опасались усиления репрессий. Действительно, после покушения Соловьева полиция усилила преследования, что вынудило народников почти свернуть пропаганду в деревне. ?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/333368/

Террор в народническом движении

В истории народничества ориентация на активность народных масс и насильственные действия группы активистов, идеал 
соборности и идеал авторитарности тесно переплетены.

Однако в целом 
можно сказать, что народники 
конца 60-х годов, не чувствовавшие себя достаточно уверенно, ориентировались в основном на прямое насилие.

Народники 70-х годов, когда это движение приобрело широкие масштабы и охватило массы учащейся молодежи, были ориентированы на ожидание быстрого распространения революционной идеологии среди крестьянства. Этой цели служили их знаменитые «хождения в народ» в 1874 – 1878 г.г.

и последовавшие за ними судебные процессы, вызвавшие к революционерам массовое сочувствие в либеральном обществе. Однако поднять крестьянство народникам не удалось, и конец 70-х годов был ознаменован возвращением к доктрине политического террора и «политической революции». Круг замкнулся. Движение зашло в тупик.

Ранние 
народнические кружки пытались сочетать пропагандистскую работу в народных массах и политический террор.

Революционное народническое движение 70-х годов  
и его теоретические основы​.

В.И.

Ленин, изучавший русское народничество, выделял три его характерные 
черты: 1) признание капитализма в 
России упадком, регрессом, 2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общинной артелью и т.п. в частности, 3) игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений в стране с материальными интересами определенных общественных классов.

Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы (или недооценивали ее значение).

В 70-е годы идеологами народников были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.

«Бунтарское» (анархистское) направление 
возглавлял М.А.Бакунин. Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой измененные в радикальном 
направлении анархические идеи французского социалиста П.-Ж.Прудона.

Обратите внимание

Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное «исторически необходимое зло» в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны играть народные массы, которые толкает на борьбу инстинкт свободы.

Читайте также:  Буржуазная историография о политике николая i

В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять практическим, боевым бунтарским путем. Бакунин отвергал необходимость революционного просвещения масс и политической борьбы с царизмом.

Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом без государственном обществе возникнет «свободная федерация» рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных.

Бакунин сыграл заметную роль в европейском 
движении, был знаком с К.Марксом 
и называл себя сторонником материалистического 
понимания истории, но на деле был 
далек от марксизма и вносил раскол в интернационал. В 1872 г. за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой организации.

В России взгляды Бакунина, его 
призывы «идти в народ» находили своих приверженцев, особенно среди 
революционной молодежи.

Другое теоретическое направление 
в народничестве («пропагандистское») возглавлял П.Л.Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления.

Вместе с тем Лавров преувеличивал 
роль интеллигенции, считая «критически 
мыслящую личность» двигателем общественного 
прогресса. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу 
перед народом, так как свое развитие «цивилизованное меньшинство» приобрело за счет труда, страданий и крови народа.

Еще одним направлением в революционном 
движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов («заговорщическое» 
направление) во главе с П.Н.Ткачевым.

Важно

Ткачев считал, что народ не может 
провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов – «революционного меньшинства».

По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, «висит в воздухе», не имея опоры и поддержки.

Несколько ударов по «всеми покинутому правительству» должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

Практическая деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции, при этом определенные надежды возлагались на ожидаемый рост крестьянских волнений в связи с истечением 9-летнего срока, на протяжении которого крестьяне не могли оставить землю.

В 1869 г. в столице был образован 
влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок «чайковцев» (М.А.Натансон, Н.В.Чайковский и др.), к 1871 г.

(объединив вокруг себя кружки ряда университетских городов) он составил ядро так называемого «Большого общества пропаганды» (А.И.Желябов, С.М.КравчинскиЙ, П.А.Кропоткин, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская и др.).

Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельностью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л.Лаврова. Осенью 1874 г.

организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. «Большое общество пропаганды» воспитало целое поколение революционеров-народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии революционно-демократического движения.

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В.Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и прокламации для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт охранкой и разгромлен.

Совет

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название «хождение в народ». Это движение, находившееся под влиянием теории Бакунина, не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. Попытки создать зимой 1873-1874 гг.

единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Однако скоро стало ясно, что поднять крестьянство таким образом не удастся.

Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

Уже летом 1874 г. правительство провело 
массовые аресты среди участников «хождения 
в народ» (было арестовано около 
тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим «Процессом 1930-х», центральным событием которого стала известная речь И.Н.Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежное народное восстание в стране.

«Хождение в народ» стало первой героической попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством.

Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г.

нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 70-х годов (не следует смешивать с одноименной организацией 60-х годов).

Члены «Земли и воли» ставили 
перед собой задачу объединения 
революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье.

Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О.В.Аптекман, Д.А.Лизогуб, А.Д.Михайлов, В.А.Осинский, Г.В.Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции.

Издавался организацией носивший то же название печатный листок.

Обратите внимание

Важнейшим пунктом программы общества являлся «переход всей земли в 
руки сельского рабочего сословия», выдвигался и ряд демократических 
требований, добиться которых можно было «только путем насильственного переворота». Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов.

Уделялось внимание и работе в «центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных». Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян.

Агитационная деятельность замлевольцев велась и в среде недовольного студенчества и интеллигенции, предусматривались попытки привлечения сознательных прогрессивных офицеров и чиновников.

Главные силы и средства «Земли и 
воли» были направлены на создание «поселений» в деревне (колонии 
в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне «аграрный террор», поднять крестьян на вооруженные выступления.

В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение землевольцев к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством. Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия.

В январе 1878 г. В.И.Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова (последний подверг телесному наказанию политического заключенного), летом того же года С.М.Кравчинский убил шефа жандармов Н.В.Мезенцева. 2 апреля 1879 г. на Дворцовой площади А.К.

Соловьев совершил неудавшееся покушение на Александра II.

Постепенно внутри «Земли и воли» возникли два течения. Представители одного из них (А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов и др.) были сторонниками террористических методов политической борьбы. Другая часть, так называемые «деревенщики» (Г.В.Плеханов, М.Р.Попов, О.В.Аптекман), выступала за сохранение пропагандистской и агитационной работы в деревне.

Уже в 1879 г. сторонники террора образовали внутри организации группу «Свобода или смерть», в июне того же года в Липецке состоялся их съезд, на котором было принято решение не порывать с «Землей и волей», а завоевать ее изнутри.

Важно

Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд, принявший компромиссное решение о допустимости террористических методов борьбы наряду с агитацией и пропагандой. Однако решения съезда не могли сохранить единства «Земли и воли», которая в августе 1879 г. раскололась на две организации: «Черный передел» (Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, П.Г.

Дейч, Я.В.Стефанович и др.) и «Народную волю» (А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.А.Морозов, Н.И.Кибальчич, А.Д.Михайлов и др.).

Взгляды организаторов «Черного передела» в это время не отличались принципиально от взглядов землевольцев. Попытки продолжать пропаганду в деревне окончились неудачей и привели к новым арестам. Часть членов организации эмигрировала за границу. В целом «Черный передел» не сыграл существенной роли в народническом движении.

«Народная воля» была хорошо законспирированной организацией, возглавляемой исполнительным комитетом. В условиях демократического подъема конца 70-годов организация 
активно включилась в политическую борьбу.

Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг.

народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С.Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце).

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством 
Александра II (1 марта 1881 г.), в условиях новой революционной ситуации 1879-1881 гг. имела большое политическое значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 
Террор 60-80-х годов XIX века стал важным историческим моментом в ходе исторического 
развития нашей страны и всего остального мира. В описываемое время в стране сложилась обстановка, в которой выявились основные политические силы со стороны разныхсословий, сложилось новое мировоззрение, появились новые социальные группы и новые классы. Главной целью революционных террористов была смена власти в России. Большинство из них подразумевали под сменой власти смену самого социально-политического строя. Такими были и террористы-народники, в том числе и народовольцы. Свою идеологию они строилина представлении о крестьянской общине, как об основной ячейке будущего социалистического общества. Поэтому пропаганда средикрестьянства была сильнее, чем среди других сословий. Социалистической революции в стране не произошло. Главная цель народовольцев не была достигнута, а в последовавшей социальной борьбе крестьянство показало себя самой деструктивной политической силой. Крестьянские бунты не носили антицарского характера, над теориями народников о всеобщем равенстве крестьяне смеялись – они вовсе не хотели отдавать свою только что полученную в личную собственность землю. Это, в конце концов, и привело к столь широкому развитию индивидуального террора. 
 
С момента отмены крепостного права крестьянство перестало быть активной политической силой. Постоянные бунты 60-х годов нельзя считать политической активностью, так как (что уже было отмечено выше), они не несли в себе никакой конструктивности. Крестьяне не могли победить в политической борьбе, так как не знали, какой должна быть эта победа. По рукам и ногам крестьян связывал феодальный пережиток – община. Крестьянство в тогдашнем его виде было явно устаревшим. Полностью решить эту проблему смогла лишь советская власть. Произошел окончательный разрыв крестьянства и революционной интеллигенции, но одновременно произошло нарождение нового политически активного слоя общества, которому было за что бороться в условиях развивающегося капитализма – пролетариат. Если бы интеллигенция активнее сотрудничала с рабочими, то результат ихполитической деятельности мог быть совсем иным. В конечном итоге революционный террор показал свою бесперспективность: после убийства Александра II 1 марта 1881 года народовольцы, не имея поддержки масс, не смогли совершить революцию и были разгромлены как организация. Более того, убийство царя-либерала привело к восхождению на престол царя-консерватора, что для России было гораздо большим злом. 
 
Народнические теории были морально устаревшими для своего времени, а потому террор не имел никаких шансов на то, чтобы стать начальным этапом борьбы с царизмом. Теории, отвечавшие тогдашней политической обстановке, появились в России позже — прежде всего сочинения Маркса. 
 
Если смотреть шире, то можно понять, что и либеральное правительство Александра II, и революционные народники ставили перед собой по сути одну и ту же задачу: провести в России необходимые преобразования в экономике, социальной и духовной сферах. На протяжении всего правления Александра реформы велись, но все они были половинчатыми, проводились в интересах дворянства и не удовлетворяли потребностям нового складывающегося в стране общества, которое было капиталистическим по своей сути.Революционные демократы не могли согласиться с темпами и направленностью проводимых реформ, считая, что изменения должныотвечать интересам широких слоев населения, прежде всего крестьянства. Пытаясь протестовать против действий правительства, онизаранее заняли жесткую позицию несогласия. Со своей стороны и правительство усилило давление на прогрессивные круги общества,отчего сильно пострадало и нарождавшееся в России либеральное движение. Компромисс в таких условиях был невозможен, что и привело к террору с обеих сторон. 
 

В результате развязанного народниками террора, вопреки желанию всего общества – и низов, и верхов – необходимые стране реформыпроведены не были. Конституционные реформы в России задержались, как минимум на двадцать пять лет.

Источник: http://referat911.ru/Istoriya/terror-v-narodnicheskom-dvizhenii/104039-1923175-place2.html

Ссылка на основную публикацию