Политический и общественный строй скифских племен

Общественный строй скифов

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов.

На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя.

Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.

Обратите внимание

Впоследствии, в IV веке до н. э., власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя — Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.

Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. В одних случаях она могла быть более мягкой, в других жесткой. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно ее основы были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, усилением власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели большие стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что они не могли даже обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и достаточно сильной.

Существовало представление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью.

Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоявшая из числа лучших воинов.

Важно

В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание — «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.

Скифская знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, и стремились сохранить их.

Этот момент хорошо описывает Плутарх, рассказывая о царе скифов Атее. Автор наделяет Атея героическими чертами варварской простоты и военной доблести. Плутарх сообщает, что Атей, чистя своего коня, спросил у присутствующих при этом македонских послов, делает ли это царь Филипп.

Выслушав чудесную игру пленного флейтиста, он сказал, что с большим удовольствием слушает ржание коня. В письме к македонскому царю Филиппу Атей писал: «Ты имеешь власть над македонцами, умеющими воевать с людьми, а я — над скифами, которые могут бороться и с голодом, и с жаждой».

Эти примеры показывают, что скифские цари хорошо знали, как свято их народ чтит свои обычаи и избегает пользоваться обычаями других народов, и больше всего эллинскими.

БЫТ И ОБЫЧАИ СКИФОВ

Кочевой образ жизни и военная организация общества наложили отпечаток на все стороны жизни скифов. «Каждый из них конный стрелок» — эта короткая и выразительная характеристика Геродота выражает сущность образа жизни скифов. Оружие составляло непременную принадлежность каждого мужчины, а нередко и женщины. Неизменным спутником кочевника начиная с детства был конь.

У скифов выше всего ценились воинская доблесть и мужество в бою, преданность своему народу и друзьям. По числу убитых врагов скиф получал свою долю военной добычи и почетную чашу вина. Дружба у скифов скреплялась особым обрядом побратимства.

Суть его заключалась в том, что в сосуд, в котором находились вино и кровь двух людей, дающих обет, погружалось оружие: меч, стрелы, секира и дротик, после чего оба одновременно пили из чаши.

Скрепленная таким образом дружба считалась крепче и неразрывнее любых уз родства.

Совет

У скифов был сложный погребальный обряд, хорошо известный по описанию Геродота и по многочисленным раскопкам курганов.

Тело умершего знатного скифа бальзамировали так, чтобы оно могло сохраниться на установленный обычаем срок проводов, продолжавшийся в течение сорока дней.

Покойника, одетого в роскошные одежды, клали на колесницу и возили по многочисленной родне. Особой пышностью отличались похороны скифских царей. Тело умершего обвозили по всем подвластным ему племенам.

В знак скорби скифы обрезали волосы, наносили себе увечья.

Затем все отправлялись в землю Герр, которая находилась на отдаленной окраине Скифии. В этой земле и находилось кладбище скифских царей.

Погребения совершались в обширных и глубоких ямах. Вместе с умершим клали его оружие, одежду, пищу, дорогие украшения. Могилу закрывали бревенчатым накатом и насыпали над нею курган, стремясь сделать его как можно выше. Как уже указывалось, один из богатейших скифских царских курганов Куль-Оба находится на Керченском полуострове.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Скифы вели счет родства по мужской линии. Старшие сыновья получали долю имущества еще при жизни главы дома. Наследником отцовского хозяйства становился младший из сыновей.

Женщины занимали подчиненное положение. Их жизнь была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи.

В среде скифянок поощрялись военные упражнения и владение оружием.

Людей, захваченных в плен, скифы превращали в рабов и продавали грекам. Однако часть оставалась в услужении скифов. Рабы использовались на различных работах по уходу за скотом и особенно в хозяйстве.

Обратите внимание

Для поддержания своего господствующего положения скифы должны были иметь большое, хорошо вооруженное и дисциплинированное войско. Естественной формой такой военной организации было всенародное ополчение, созданное на основе деления по родам и племенам.

Вопросы и задания

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/65429.html

Политика скифов

Политический строй скифов!

Известны особые группы скифов, которые принадлежали к царям, у скифов они назывались «саи». Эти царские скифы жили в Северном Причерноморье, а затем переместились по всему евразийскому континенту.

В Северном Причерноморье они располагались на территориях современного Крыма, южных областей Украины и Кубани. Эти группы царей не просто назывались царскими, а действительно имели безграничную власть и большое количество подданных. В пятом веке эти цари господствовали почти над всеми остальными скифами, которые считались их рабами.

Царь у скифов считался священным, он проводил войны и распределял между воинами военную добычу.

Особые группы скифов — «саи».

Подданные давали царю клятву, и за ее не исполнение могла следовать смертная казнь. О безграничной власти царя свидетельствует и то, что в случае его смерти вслед за ним умерщвлялись его слуги, наложницы и даже близкие ему знатные скифы.

Древний историк Геродот описывал политический строй скифов. Самым первым скифским царем считался Тагритай, которому приписывалась божественная сила и власть.

Следующие цари скифов становились царями по наследству, но их должен был утвердить совет старейшин.

Самым первым скифским царем считался Тагритай!

Геродот писал, что скифы знали хорошо всех своих предыдущих царей, их генеалогическое древо. Также он писал, что у царей были рабы, но у скифов не было рабовладельческого строя. Не было торговли рабами, и рабы не выполняли основных трудовых функций в обществе. Они использовались у царей для ведения домашнего хозяйства.

Важно

Часто их ослепляли, чтобы они не сбежали. Основная часть скифского населения кочевала с места на место, потому они занимались кочевым животноводством. В основном разводились кони и овцы, которые перегонялись с места на место, вместе с передвижением скифов в своих крытых шкурами кибитках.

Передвигались они группами, по несколько семейных общин. У каждой общины в виде семейства была своя собственность, которую они могли передавать по наследству. Существовали слои богатых и бедных скифов. Если казнили за особо тяжкие преступления, то могли казнить весь мужской род по этой линии.

Жены могли доставаться по наследству, или быть отнятыми победителем в бою.

Царь у скифов считался священным!

Геродот писал, что существовали особые знатные скифы, которые пользовались некоторыми привилегиями в общественном строе скифов. Существовало и племя алазонов, которое в переводе с греческого означало «шуты».

Политический строй скифов был царским, по-военному организованный, и имеющий определенную иерархию власти.

Из-за абсолютной власти царя, сильного войска и систем угнетения, одни скифы господствовали над другими, но не в прямых, а в скрытых формах.

Источник: https://crimea-my.ru/politika-skifov/

1. 1. Общественные отношения у скифов и сарматов: Формирование скифской государственности Первые общества, отношения

Формирование скифской государственности

Первые общества, отношения внутри которых реконструируются по источникам, — скифы и сарматы.

Скифы — ираноязычные племена, они появились в Донском регионе в VIII в. до н.э. На протяжении двух столетий, до VI в, до н.э., отмечалась военно — политическая активность скифов.

В это время они совершили несколько удачных набегов в Закавказье и на Ближний Восток, адаптируясь к достижениям ближневосточной и урартийской цивилизаций. Период доминирования скифской культуры на территории от Днепра до Закавказья (VI — III вв. до н.э.) совпадает со временем формирования скифского протогосударства. Скифские протогосударства были примитивными и неустойчивыми образованиями.

Известно, что в IV в. до н.э. политический союз возглавлял царь Атей, скифские предводители Скилур и его сын Палак образовали квазигосударство в Крыму с центром в Неаполе (III в. до. н. э.). В Скифии VI — III вв. до н.э. оставались элементы рабовладельческого строя со значительными пережитками военной демократии, общественный строй был

примитивным.

Совет

По типу хозяйства здесь реконструируется полукочевое протогосударство, вместе с тем отмечалась седентеризация.

Скифское сообщество состояло из трех крупных межплеменных союзов: царские скифы, скифы — скотоводы и скифы — земледельцы. Царские скифы занимали привилегированное положение, что закреплялось обычным правом.

Царские скифы обладали правом патриархального рабовладения,

19

сбора дани с других скифских племен. У царских скифов концентрировалась собственность, значительная часть которой не переходила по наследству, а в виде произведений искусства составляла атрибутику обряда захоронения. Значит, можно предположить общую собственность, собственность, или достояние, всей орды.

В курганах скифской знати археологи находят многочисленные золотые изделия, захоронения рабов. Скифские цари составляли корпоративное, замкнутое сообщество, верховная власть в государстве редко передавалась по наследству, а приобреталась на выборах знати.

Скифы — земледельцы и скифы — скотоводы расслаивались на четыре общественные группы: воины, жрецы, простые общинники и рабы.

Достаточно многочисленной группой в обществе были воины, а большинство зафиксированных современниками норм относилось к военным обычаям скифов — прообразу воинского устава. Субординация в войске зависела от личностных качеств воина. Проявившие доблесть имели преимущества при ежегодном перераспределении земель, при дележе военной добычи и отправлении религиозных обрядов.

В собственности скифских воинов были рабы из числа военнопленных, поскольку общество было патриархальным, члены семьи также были в полной власти главы семьи — воина.

Жречество у скифов составляло отдельное сословие, возможно, касту. Выделялось две категории жрецов: царские прорицатели и монахи — отшельники (энареи).

Обратите внимание

Категория царских прорицателей обладала правом суда, следовательно, эти жрецы были носителями норм обычного права. Монахи — отшельники отправляли обряды различным богам. В скифском государстве сложилась своеобразная область агрипеев, свободная от юрисдикции царей. Наиболее почитаемыми в скифском обществе были служители культа Ареса — этому богу войны воздвигались алтари и храмы.

20

Скифы — земледельцы и скифы — скотоводы находились в зависимом положении, выплачивали дань, поставляли для царских скифов рабов и наложниц. Основной единицей общества была патриархальная семья. Единоличным хозяином в семье был муж. Жена и дети находились под его властью.

Хозяйственной единицей в семье или общине кочевника была повозка (арба), у земледельцев

такой единицей служил двор. Скифские семьи были большими и объединялись в родовые или соседские общины: у скотоводов отмечаются таборы, а у земледельцев и рыбаков поселения.

Среди поселений были достаточно крупные населенные пункты: Неаполь (Крым), Гелон (Донецко — Днепровское междуречье), Елизаветовское, Кобяковское, Недвиговское и другие городища (Северо — Восточное Приазовье). Как земледельцы, так и скотоводы различались по имущественным признакам.

Рабы в скифском обществе подразделялись на патриархальных (скифского происхождения) и военнопленных.

Обычай патриархального рабства позволял знати выбирать себе слуг и наложниц из числа простых общинников. Рабы скифского происхождения были неотчуждаемой собственностью, поскольку не передавались по наследству, а убивались после смерти хозяина. Военнопленные рабы продавались грекам. Однако значительного распространения институт рабства у скифов не получил.

По свидетельству Г еродота, антагонистические отношения между рабами и рабовладельцами привели в vb. до н.э. к восстанию, которое было с трудом подавлено, численность рабов при этом сократилась.

Важно

Во избежание повторения восстаний, скифы стали увечить (ослеплять) своих рабов, что ограничивало сферу применений рабского труда Развитию рабства не способствовали также географические и климатические особенности региона. Кроме того, Скифское государство не имело развитой инфраструктуры и соответствующих институтов принуждения.

Читайте также:  Победы петра i

В отличие от Греции или Рима местному рабу было легче скрыться в бескрайних степях, добраться до родного племени,

21

да и применение рабского труда в условиях кочевий или длительных зимовок весьма затруднительно. При таких условиях рабов было выгодней продавать, чем использовать их труд в хозяйстве.

Следовательно, рабовладение у скифов не привело к классическому рабству, характерному для греческого античного общества.

Сарматы — собирательное название ираноязычных этносов: савроматов, аорсов, сираков, языгов, роксалан и алан. Время сарматского господства в Подонье и на Северном Кавказе началось в III в. до н.э., когда кочевники саврома — ты победили родственных им скифов.

Сарматское общество в конце I тыс. до н.э. было матриархальным. В гипертрофированном виде сарматский матриархат отражен в легендах о родственных сарматам воинственных амазонках. Конечно, племена не могли формироваться по половому признаку, но в войске сарматов были и женщины. Археологи фиксируют в захоронениях сарматских женщин богатый мужской инвентарь, в частности, оружие.

Объяснение существования амазонок вполне логично, если учитывать, что в кочевом первобытном войске высоко значение каждого воина, независимо от возраста или пола.

Уровень развития сарматского общества характеризуется военной демократией, сарматы придерживались межплеменного союза, внутри которого шла постоянная борьба за лидерство. Несмотря на достаточно примитивное общественное устройство сарматы численностью и военным мастерством смогли подчинить себе многие народы античного Подонья и Северного Кавказа.

Совет

Имущественное неравенство в сарматском обществе усилилось в начале I тыс. н.э. В это время матриархальные отношения уступают место патриархату, лидерство в сарматском обществе переходит племенному союзу алан. В античную эпоху аланы были преимущественно кочевниками. Незадолго до «великого переселения народов» они переходили к оседлости и формировали собственное протогосударство.

22

1.2.

Источник: https://lawbook.online/gosudarstva-prava/obschestvennyie-otnosheniya-skifov-38605.html

Саки. Общественно – политический строй

Саки. Эпоху господства в казахстанских и уральских степях саков и сарматов принято обозначать «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». Скифами их назвали греки (скуда, сколоты и др). Они жили в Причерноморье.

Как же называли себя «скифские» племена, кочевавшие к востоку от «Волги»? Первый по времени ответ на этот вопрос содержится в скальной надписи Дария (522 – 486 гг. до н.э.), в Бехистунской надписи; там племена, жившие за Сыр-Дарьей названы саки. Герадот («История» была завершена между 430-424 гг. до н.э.) утверждает: «персы всех скифов называют саками».

В этот термин сака входят: скуда, сколоты, дахи, массагеты, сарматы, иседоны, аримаспы, каспи и т.д. Конец первого тысячелетия до н.э. и начало нашей эры являются переломным моментом в истории Казахстана.

В хозяйственной жизни населения Центральной Азии и Казахстана произошли серьезные изменения, связанные с изобретением железа и переходом на кочевой способ производства. В обществе произошло имущественная дифференциация, а это привело в свою очередь появлению различных социальных групп.

Социальное расслоение всего общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между социальными группами. Такой силой стало государство. Первые государственные объединения на территории Казахстана образовались в І тысячелетии до н.э. В Семиречье складывается сакско-усуньское объединение.

Приаралье-Кангюйское, Северо-восточной части Казахстана – гунское государственное объединение. В VІІІ – ІV вв. до н.э. вся территория от Черного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами, которые получили название саков. У ранних саков общественные отношения были патриархально-родовые отношения.

В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что с начало сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты азиатского происхождения. В первом тыс. до н.э.

племена, жившие на территории Казахстана, перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племен. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец.

Обратите внимание

Сакские «цари» и «царицы» обладали большой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войска, регулировали отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду. Чтобы решать важные вопросы (внутренние и внешние) все полноправные члены общества периодически собирались – народное Вече.

Такой политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую, без каких-либо посредников, участвовали в принятии решении. Политический строй саков можно также назвать военно-кочевой демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е.

поставленные царем управители местности или племени, после сатрапов шли «могущественные мужи» скифской знати, т.е. военно-племенная аристократия. В основном они и были опорой царя. Основное население страны – рядовые общинники.

Хозяйство и культура саков. Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.

Культура. В ходе объединения отдельных племен в племенные союзы складывались для всего союза племен культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов.

Скифы – саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культура общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь, служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Культурные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское время, но культурное общения народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках. Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племен сакского времени особое место занимает прикладное искусство. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль»; сложившийся в VІІ –VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие. Творчество древних художников находилось в живом и многообразном взаимодействии с конкретными образоми животного мира. Из казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра и дикого кабана, марала и верблюда, степного орла и реже – сайги, волка и зайца. Разнообразным было и художественное воплащение звериных образов. Они исполнялись в круглой скульптуре, в силуэтном и линейном рисунках. Материалом для изготовления данных изделии служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и широкое распространение получили резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи. Раскопки сакских курганов больше знакомят нас с образцами «Звериного стиля» древних кочевников Казахстана. Известны пряжки с изображением голов горного барана и грифона из могильника Уйгаран (VII – VI вв. до н.э.) в низовьях Сырдарии, бронзовые пластины в виде сдвоенных головок лошадей, золотые обкладки ножен, меча с изображением головы барана и двух лежащих фантастических чудовищ из могильника Тагискен (VI в. до н.э.), а также другие выдающиеся находки: фигурки горных козлов, золотые бляшки из фольги в виде тигроподобных животных из курганов Тасмалы (VII – VI вв. до н.э.) в Павлодарской области, бронзовая пряжка со сценой нападения тигра на верблюда и ременная накладка в виде фантастического животного и двух орлов, бляха из рога в виде свернувшегося кабана из могильника Карамурун – погребения IV – III вв. до н.э. Наиболее известный памятник эпохи саков – курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное концом IV – III веком до нашей эры. Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича. Кочевали саки в крытых повозках (кибитках), которые служили для них жилищем, повозки защищали их от дождя, снега и ветра (войлочная). Во время перекочевок мужчины ехали на конях, а женщины и дети – в повозках. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь. Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойниками они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп, саки применяли бальзамирование. Также приклонялись солнцу и огню, раннеиранские источники говорят, что тогда существовали религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия. Таким образом, культура саков достигла высокой степени развития. У насельников Казахстана в середине первого тысячелетия до н.э. начался процесс разложения первобытнообщинного строя и образование классов, но проходил этот процесс очень медленно. В ІІІ в. до н.э. названия древнейших племен саков стали исчезать из исторических источников. Это случилось потому, что новые пришельцы – завоеватели давали другие названия племенным союзам. Однако названия одного из древнейших сакских племен – каспиев – сохранилась в названии Каспийского моря.

Племена саков на территории Казахстана смешались с другими племенами- усунями, канглами, аланами. С этого времени (ІІІ в.до н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.

скачать за 50 руб

после оплаты нажмите на кнопку «Вернуться на сайт» — документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: http://MirZnanii.com/a/345265/saki-obshchestvenno-politicheskiy-stroy

Общественный строй, Государственное устройство, Право — История государства и права Украины Библиотека русских учебников

В скифо-сарматских политическом объединении господствовали крепкие рабовладельческие отношения с пережитками первобытнообщинного строя.

Основы родоплеменной структуры в скифском обществе подрывали усиления ролл ли частной собственности, имущественное расслоение. Еще.

Геродот сообщал о скифских богачей, которых считали»самыми благородными, обладавшие наибольшим имуществом», и о скифской бедноту»низкого происхождений нияжчого походження».

Важно

Из земледельцев и скотоводов выделилась господствующая верхушка, к которой принадлежали царская семья, военная аристократия, родоплеменная знать, богатые торговцы. Именно в ее руках было сосредоточено основные состояния ки.

Источником быстрого обогащения были грабительские войны. Со временем все больший вес приобрела эксплуатация свободных общинников, данников и рабов. Существенный прибыль давала также торговля с греческими городами. Северного.

Причерноморья 'ор'я.

многочисленные слой населения составляли свободные общинники, которые были обязаны нести военную службу, платить дань, выполнять различные повинности. Среди них в тяжелом социальном положении и находилось оседлое население (так называемые скифы-пахари), которые платили большую дань выращенной продукции и денега.

обособленную социальную слоем, которая имела существенные привилегии и преимущества, были жрецы. Как и в государствах. Древнего. Востока, они не только отправляли религиозные культы, но и играли ведущую роль в дер ржавному жизни, ибо нередко занимали высокие государственные должностии.

На низком сабли скифской социальной пирамиды были рабы. Поскольку скифо-сарматское политическое объединение формировалось под влиянием греческой колонизации с присущим греческим полисам классическим рабс ством, то у скифов рабовладение тоже мало классическую форму с определенными элементами патриархальности. Так, рабов не признавали субъектами права и считали летию хозяина.

Но они не играли ведущей ролл и в производстве материальных благ их, как правило, использовали в домашнем хозяйстве или как товар в торговле с греческими городами. Рабами становились пленные, должники, дети, рожденные рабами посы ления эксплуатации становилось причиной восстаний рабов, что их жестоко подавляли. По свидетельству.

Геродота, рабов-невольников распинали на крестхрестах.

Государственное устройство

Скифское царство можно назвать кочевой империей с сильными рабовладельческими тенденциями. По форме правления это был один из разновидностей деспотической рабовладельческой монархии

Главой государства был царь, неограниченная власть которого передавалась по наследству. Кроме сугубо светских полномочий, он выполнял жреческие функции как хранитель унаследованных от предков реликвий. Ему также принадлежала высшая судебная власть.

Царю отдавали поблагодарить при жизни и после смерти. Геродот рассказывает, как скифы хоронили своих правителей.

Совет

Многочисленные раскопки царских курганов свидетельствуют, что царей хоронили глубоко пи д землей (до 18 м) в сложных погребальных сооружениях, над которыми насыпали высокие курганы (до 20 м высотой). Рядом с царем клали убитых женщин, наложниц, слуг, рабов, боевых коней и т.д.

захоронения одежда скифских царей щедро украшали золотом. Оно в этом случае почти так символизировать богатство и власть, как быть доказательством божественного происхождения владыки, поскольку именно этот металл свидетельствовал о его с онячну сущностьсутність.

Обряды сопровождали пышными погребальными и поминальной тризне

захоронения культ в. Скифии со временем приобрел гипертрофированного характера. По мнению ученых, это является признаком иррациональности культуры общества, его болезненности.

Читайте также:  Борьба за власть боярских группировок

Огромные состояния скифских царей вместо тог го, чтобы после их смерти порождать новые богатства для будущих поколений, в основном шли в могилу вместе со своим владельцем. Можно предположить, что такое нерациональное использование (а точнее,.

Закоп ування) общественных благ могло стать одной из причин упадка, а затем и гибели государствави.

Вокруг царя формировался аппарат государственного правления, который не имел четкой структуры и устоявшейся формы. В его состав входили ближайшие родственники и слуги правителя, военачальники

В. Скифии существовал демократический орган — народное собрание (собрание воинов). На них обсуждали важные вопросы государственной жизни. Царь не был обязан в своих действиях руководствоваться постановлениями народного собрания, но е он нередко прислушивался к их мнению. С усилением царской власти роль собраний постепенно сошла на нетець.

Обратите внимание

Совещательным органом при правителю царская совет, куда входили влиятельные помощники царя, представители знати, военная элита

Появление государственного аппарата не уничтожила родовой организации окончательно, ее пережитки долгое время сказывались, особенно в местном управлении, где и дальше верховодили местные вожди и влиятельные старейшин н.

Право

Главным источником права в. Скифской государству был обычай. Санкционированный ней, он приобрел характер обычного права. Скифия не имела письменности, поэтому и нормы обычного права не было зафиксировано. Также ис.

Элом права становятся правила, установленные царской властью. Общегосударственной системы права у скифов не было, некоторые группы населения жили по собственным правилам (например, племенные союзы тавров в. Крымуиму).

Нормы права защищали государственную власть, жизнь, имущество, привилегии царской семьи. Верховная собственность на землю принадлежала царю, который вводил правила пользования пастбищами, пахотными землями, другими. УГИ иддямы. Скифское право защищало частную собственность на движимое имущество, скот, домашнюю утварь, рабов, оружие, орудия труда тощщо.

Обязательственное право регулировало отношения купли-продажи, обмена дарения, договорные. Обычно договоры скрепляли клятвой. Правовой регламентации подлежали данницьки отношения.

Отказ или уклонение от д уплаты дани считали серьезными поводом для военного похода или решения военных действий, которые сопровождались грабежом населения, захватом в плен с последующим преобразованием их в раб ибів.

Брачно-семейное право базировалось на принципах патриархата. Родовид шел по мужской линии. Жена находилась под властью мужа и не имела никаких прав на собственность или наследство.

После смерти мужа она с становилась собственностью наследника или переходила как имущество по наследству к брату умершего.

Обычным явлением было многоженство, и старшая женщина имела привилегированное положенийвище.

Важно

В наследственном праве господствовал минорат (по смерти отца его недвижимое имущество наследовал младший сын). Старших сыновей при бракосочетании наделяли долей движимого имущества

Уголовное право только начало зарождаться.

Пережитком родоплеменных времен была кровная месть страшными считали преступления против царя, покушение на жизнь правителя, неповиновение царской приказу, за которые и однозначно казнили.

Жестоко преследовали пренебрежение законами, обычаями предков, лжеприсягання. Нарушение клятвы, по представлению скифов, могло вызвать болезнь царя, потому виновного обычно в рачувалвали.

Четкой системы наказаний не существовало. Судья сам назначал мере, среди которых наибольшее практиковали смертную казнь, изгнание за пределы государства, отрубание правой руки

Источник: http://uchebnikirus.com/pravo/istoriya_derzhavi_ta_prava_ukrayini_-_trofanchuk_gi/suspilniy_ustriy-3.htm

Крымская скифия

    Министерство 
образования и науки Украины.

    Севастопольский государственный технический университет. 
      
    

    Кафедра философских и социальных наук.

    Реферат на тему:

    «Крымская скифия»    
     

                Квасов 
                Евгений Александрович.
                Кухникова Татьяна Константиновна. 
                 

    Севастополь – 2001

    План. 

Введение.

  1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.
  2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.
  3. Оружие, посуда, культура и искусство скифов.
  4. Погребения.
  5. Скифские городища  в Крыму.
  6. Гибель Скифского государства в Крыму.

Заключение.

Список 
литературы.


                    Все вместе они называются сколоты по имени 
                    царя; скифами назвали 
                    их греки …

    Введение.

    Крым 
– это не только край уникальных маршрутов и великолепных пляжей, благодатного климата и многочисленных курортов и турбаз. Небольшой клочок суши, словно старинный ларец с драгоценностями, хранит самые разнообразные исторические памятники. Каждый прошедший век добавлял новые жемчужины в сокровищницу полуострова. Не все, конечно, но многие из них сохранились до нашего времени.

    Среди многочисленных племен и народов, обитавших 
в Крыму сотни и тысячи лет 
назад, особое место занимают скифы, которые в VII в. до н. э. – III в. н. э.

играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Закавказья.

Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах.

    Сегодня мы достаточно ясно осознаем неразрывную 
связь, взаимосвязь природы и 
общества. В древности природные 
условия и климат решающим образом 
влияли на образ жизни, систему хозяйства, материальную и отчасти духовную культуру человеческого коллектива. Не были исключением в этом отношении и скифы.

    Территория 
на которой некогда проживали 
носители скифской культуры, весьма обширна. Нет сомнения, что в нее входили 
степи Причерноморья, Предкавказья, возможно, и другие районы. Крым составлял небольшую, но очень важную часть этой обширной территории. Скифы обитали здесь в течение примерно тысячи лет.

Полуостров, в первые века нашей эры именовавшийся Малой Скифией, оставался последним сравнительно крупным «островком» скифской культуры и в позднейший период её существования.

Совет

Исследование скифских памятников именно в Крыму дает уникальную возможность получить почти полный хронологический «срез» скифской культуры, представить её достаточно полно, всесторонне.

    Культура 
скифов Крыма изучается археологами 
и историками уже в течение 
многих десятилетий. Главная цель моего 
реферата – ознакомится с основными 
результатами этой работы.  

    

  1. Появление скифов в Крыму. Образование  скифского государства.

    
Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в до н.э. Однако данному событию предшествовали и появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья.

Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями — массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась античными авторами Скифией. Согласно одной из распространенных гипотез, предками скифов были племена так называемой срубной культуры.

    Расселившись 
на огромной территории, скифы создали 
самобытную культуру, которая оказала 
значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной 
и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э.

, выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Античные авторы использовали этноним «скифы» применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена.

Однако непосредственно под этнонимом «скифы» следует понимать прежде всего скифов-кочевников.

    Вслед за киммерийцами скифы совершили 
серию походов из Северного Причерноморья 
в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский 
путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные 
тропы.

Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с оставшимися.

    В ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством.

Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, — по словам Геродота, «все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа». Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в.

до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли.

    С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более 
или менее достоверные сведения в античных источниках.

Обратите внимание

Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых «царских скифов», считавших остальных скифов своими рабами. Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.

    В конце IV в. до н.э. Скифское государство 
потерпело ряд поражений в войнах на Балканском полуострове.

Могущество скифов было подорвано. Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз сарматов.

    Потеряв под давлением сарматов обширные степные пространства в Северном Причерноморье, сконцентрировавшись на Нижнем Днепре и в Крыму, скифы постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях.

Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на политическую историю скифов. Все это дает основание выделить последний, поздний ее этап (III в. до н.э. — III в. н. э.), который принципиально отличается от предшествующих.

В Крыму скифы селились в долинах рек, которые брали начало на северных склонах главной гряды Крымских гор и текли на севере впадая в Черное море или Сиваш. Главная гряда служила естественной южной границей распространения позднескифских поселений. На востоке возможности для расселения были ограничены Ак-Монайским перешейком, по которому, вероятно, проходила граница Боспорского царства. Западное побережье Крыма к моменту возникновения позднескифских поселений было колонизировано Херсонесом. С севера Крым естественным образом ограничен Перекопским перешейком. Но, как показывают некоторые события политической истории скифов, четкой границы между ними и другими племенами в степи не существовало.

    В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне 
с македонским царем Филиппом II. В 331 г. до н.э. Зопирион, наместник 
Александра Македонского во Фракии, вторгся 
в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его 
войско. К концу III в. до н.э.

держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга.


Важно

    В результате вышеперечисленных событий 
к концу III в. до н. э. сформировалось Позднескифское государство. 
 

    

  1. Общественный строй, государственное  устройство и политическая история Скифского  царства.

Общественный строй и государственное устройство.

    В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов.

На ранних этапах своей истории царские 
скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело свою собственную территорию и находилось под властью своего царя.

Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.

    Царские скифы считали себя «лучшими и 
самыми многочисленными». Остальные 
племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.

    Форма зависимости подвластных народов 
от царских скифов была различной. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.

    С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подобны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

    Основу 
скифского общества составляла малая 
индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи 
имели больше стада, в то же время 
существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Совет

    Во 
главе скифов стояли цари и родовые 
старейшины, которые также возглавляли 
воинские подразделения. Власть царей 
была наследственной и достаточно сильной.

Существовало преставление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью.

Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоящая из числа лучших воинов.

    
В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом 
было народное собрание – «совет скифов», имевший право смещать царей 
и назначать новых из числа 
членов царского рода.

    Скифская 
знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, и стремились сохранить их.

    Основную 
массу скифского населения составляли свободные воины. В мирное время 
они пасли скот, обрабатывали землю, занимались ремесленным производством или торговлей. Они имели личный скот, различное имущество и даже рабов. В военное время все мужчины становились воинами. Они выступали в поход со своим оружием и снаряжением.

Из свободных воинов составлялись отдельные отряды под начальством знати. Любой свободный воин мог стать военачальником, если проявлял личную храбрость и мужество. Тогда он получал земли и у него появлялся свой отряд, воины которого поселялись на его землях. Свободные воины имели много политических прав.

В особенно ответственные для государства периоды они собирали «совет скифов».

    
Отдельную категорию населения составляли жрецы — энареи. Считалось, что богиня Афродита наказала их даром провидения. Они были служителями различных 
богов, совершали религиозные обряды и жертвоприношения. Кроме того, они занимались врачеванием, предсказанием судьбы, были советниками вождей, к ним обращались за помощью в самых трудных ситуациях.

Обратите внимание

    
В хозяйстве кочевников труд рабов 
использовать очень неудобно. Поэтому 
у скифов рабов было немного. Всех захваченных в плен рабов скифы обычно продавали в другие страны. Только немногих из них калечили, чтобы те не смогли убежать, и использовали в домашних работах.

Среди скифов — земледельцев и ремесленников рабство было распространено гораздо шире. Но и они содержали лишь несколько самых искусных рабов. По истечении определенного срока, раба могли выпустить на волю, либо сделать его членом семьи и оставить жить в качестве свободного человека.

Читайте также:  Различные виды химического вооружения первой мировой войны

Скифы, совершившие тяжкие преступления, проявившие трусость и предательство, либо просто прогневившие царя, также могли стать рабами. Таких рабов не оставляли в Скифии, а обычно сразу продавали.

Рабов — скифов охотно покупали греки, пополнявшие ими свои армии, так как все скифы считались отличными стрелками из лука.

Источник: http://turboreferat.ru/history/krymskaya-skifiya/75420-386245-page1.html

Скифское государство

План 

   Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Социальный строй Скифского государства……………………………………….5
  2. Формирование скифской государственности…………………………………….6
  3. Культура скифов……………………………………………………………………9

    Заключение……………………………………………………………………………..10

    Список используемой литературы……………………………………………………11 
          
          
          
          
       

В наше время под скифами в узком 
смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.

Информация 
о скифах происходит преимущественно 
из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая.

Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях.

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русь, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.

Под основу ранней индоевропейской, включая скифскую, культуры активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. (Аржанские курганы).

При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения.

Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии (см. пазырыкская культура).

Другой 
подход, который также может опираться 
на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.

Важно

Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э.

с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины).

Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.

Актуальность 
данной темы обуславливается недостаточной 
изученностью структуры скифского 
общества и государства.

Главной целью является изучение структуры 
государства и общества скифов. Для 
достижения цели необходимо выполнить 
список задач:

— рассмотреть 
государственную структуру скифов;

— рассмотреть 
общественный строй скифов;

— рассмотреть 
культуру скифов.   
      
 

Социальный 
строй Скифского 
государства
 

Вопрос 
о социальной структуре  скифов остается дискуссионным. Г.В. Вернадский полагал, что в первой половине VII в. до н.э. скифы распространили свое владычество от Волги до Днестра. К концу столетия «скифское государство в степях приняло определенные очертания.

Их царство было одним из серии кочевых империй», но не являлось централизованным государством. Царь не был абсолютным правителем; государство скифов «было скорее конфедерацией сильных кочевых родов. Как социально, так и по легальному статусу оно соответствовало государству, базировавшемуся на родовом законе».

«Скифская империя социологически может быть описана как власть кочевой орды над соседними племенами».

Давая общую характеристику общественного 
строя скифов юга России, М.И. Ростовцев отмечал, что «государственная организация скифов предполагает существование особого военного класса населения, т.е. особой военно-организованной аристократии со всем административным строем государства».

Совет

Ссылаясь на Геродота (IV, 62), ученый административно делил скифов на особые округа, а те в свою очередь — «на номы с центральным святилищем Арея в каждом…».

Можно согласиться с М.И. Ростовцевым и признать существование именно военной аристократии у скифов. Иначе и не могло быть в обществе, ориентированном на войну и походы.

Классическим примером изображения рядовых воинов и аристократов стало изображение со сценами из скифской жизни на серебряной с позолотой чаше из Гаймановой могилы. Особенно выразительно представлены скифские аристократы, богатые и влиятельные, окруженные слугами. Различимы фигуры двух мужчин в воинском убранстве. В руке одного — кубок, на шее гривна — символ власти.

У обоих к поясам прикреплены гориты с луками.

Военизированный образ жизни скифов накладывал отпечаток 
не только на их быт, но и на погребальные традиции. В.Б. Ковалевская в археологических материалах VII-VI вв. до н.э. Карачаево-Черкесии отметила случаи неестественно изогнутых или вывернутых кистей рук, посмертное выпиливание куска основания черепа у погребенного и пр.

  Эти и другие специфические черты погребального ритуала, связанного с «посмертным умерщвлением», археологами трактуются как проявление именно военных обычаев скифов.

    Формирование 
    скифской государственности
     

В причерноморских 
степях скифские кочевники появились 
в VII в. до н.э., вытеснив киммерийцев, земледельческое 
население оказалось под властью 
скифов. 
Как кочевники скифы, так и местное автохтонное население, оказавшееся под властью скифов, проживало в условиях родоплеменного догосударственного строя.

 
Завоевание и освоение обширных степных просторов скифами хронологически совпало с начавшейся колонизацией древними греками в кон. VII – VI вв. до н.э. Северного Причерноморья и основанием постоянных поселений, вскоре превратившихся в благоустроенные города. В V в. до н.э.

, по словам Геродота и данным археологии, процесс скифо-греческих взаимодействий принял устойчивый характер. 
 Скифы, как определенное культурно-социальное объединение, существовали около 10 столетий, пройдя большой путь формирования государственности: от стойких родовых отношений, через этап военной демократии к раннему государству как оформившемуся цивилизационному институту.

На этом пути можно выделить три больших этапа: 
1 этап. VII – VI вв. до н.э. отмечен разложением родовых учреждений и появление первых ростков государственности; 
2 этап. V – IV вв. до н.э. связан с формированием некоторых ранних форм государственности; 
3 этап. III в. до н.э. – III в. н.э. — оформление скифской государственности как особой формы кочевого государства.

Обратите внимание

 
И на каждом этапе на формирование скифской государственности оказывало мощное воздействие высокоразвитых греческих полисов Причерноморья. 
На первом этапе контакты скифов с греками носили эпизодический характер. Скифы пришли в непосредственное соприкосновение с греками в Крыму, на Таманском полуострове, в районе Ольвии.

Отдельные представители скифской элиты, как Анахарсис, царь Скилл охотно посещали греческие города и полюбили греческие обычаи. Устанавливаются некоторые торговые и культурные связи. Греческие писатели уже хорошо знают скифские обычаи описанные Геродотом. 
Процесс взаимодействия культур резко усилился и принял устойчивый характер с середины V в. до н.э.

Устанавливаются достаточно тесные экономические связи скифов с причерноморскими городами: хлеб, кожа, рабы из Скифии идут к грекам, греческое ювелиры производят по заказам скифской аристократии изумительные по красоте золотые и серебряные сосуды и украшения, обильно представленные в неразграбленных курганных погребениях.

Скифы проникают на территорию ряда греческих городов – Ольвии (так называемые эллино-скифы или миксэллины Геродота).  
В Скифию широким потоком идет греческое вино и оливковое масло. Многие знатные скифы оседают на территории Боспора и вливаются в состав боспорской знати. Влияние скифов на Боспоре настолько велико, что Боспор иногда называют греко-скифским царством.

Исследования археологов показали, что греческие вещи находят на территории практически всей современной Украины. 
Показателем зрелости скифского производства является основание главного города степных скифов, так называемого Каменского городища (около современного Никополя), где скифские металлурги, используя опыт греческих мастеров, создавали свои ремесленные изделия.

 
 
Социальная дифференциация в скифском обществе достигла высокого уровня. Торговля с греками обогащала скифскую знать, рабство стало распространенным явлением, причем значительная часть порабощаемого населения продавалась не только в причерноморские города, но даже в Афины. 
В V-III вв. до н.э.

был создан социально-экономический фундамент, на котором началось формирование скифской государственности. Оно выразилось в превращении власти вождей рыхлого племенного союза в царскую власть, передаваемую по наследству, превращении власти региональных племенных вождей в подчиненных царю местных правителей, т.е.

политическому объединению скифов, проведению государственной внешней политики. Именно такой стала Скифия при знаменитом царе Атее. Однако это была еще ранняя государственность, с пережитками племенной военной демократии.  
Более явственно основные признаки государства как цивилизованного фундаментального института сложились у скифов в III в. до н.э.

, во время последнего этапа скифского владычества в степном Причерноморье продолжавшегося до III в. н.э.

Важно

Этот процесс определялся тремя важнейшими факторами: внутренним развитием самого скифского общества, взаимодействием с греческими городами-государствами (с усвоением их государственного опыта) и внешним воздействием (вторжение воинственных сарматов на территорию степной Скифии). 

Особое значение имел фактор сарматского вторжения. Сарматы частично уничтожили, частично оттеснили скифов в Крым и в нижнем Приднепровье. Именно здесь возникло Поздне-скифское царство, которое может быть однозначно определено как «зрелая государственность». Оно смогло выстоять в течении шести столетий как против могущественных сарматов, вытеснивших их из причерноморских степей, так и против агрессии греческих приморских городов-государств, включая сильное Боспорского царство и даже могущественный Рим.

признаки 
скифской государственности проявляются 
в Позднескифский период.

 
а)  Четко определилась компактная территория, что позволило определить границы и обеспечить их защиту, без чего не может быть прочного государства; 
б)  происходит определенная этническая консолидация многочисленных племенных групп, живших в степном Крыму и нижнем Дунае, и собственно скифов.

Теперь термин скифы фактически означает новую народность в составе которой скифы составляли лишь часть; 
в)  скифы перешли к оседлому земледельческому быту, таким образом.

произошла фундаментальная трансформация всей скифской культуры; 
г)  крымские скифы основали собственные города и, прежде всего, столицу Неаполь Скифский как административный, культурный и экономический центр. К тому же скифы захватили в III-I вв. до н.э.

целый ряд поселений и мелких городов, ранее принадлежащих грекам, и включили их в состав своего государства.

Тем самым было создано территориальное управление, без которого невозможно существование классического государства; 
д)  важнейшим показателем цивилизованности поздне-скифского общества является принятие крымскими скифами греческой письменности и внедрение ее в повседневную жизнь скифской элиты, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи скифских царей и их вельмож из Неаполя Скифского; 
е) интенсивные межгосударст-венные отношения (военные, дипломатические и экономические) между царством Скилура-Палака, Боспорским царством и Херсонесом говорят о Скифском царстве, как сильном, сплоченном, хорошо организованном государстве. 
 

Все эти данные свидетельствуют о том, что если Боспорское царство можно назвать греко-скифским государством, то Крымское царство II в. до н.э. – III в. н.э. можно условно определить как скифско-эллинистическое государство.

   

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду 
с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное).

Совет

Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы.

Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями
скифского звериного стиля
являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э.

образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э.

греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.

Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части бывшего СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганахи курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском. 
 

Таким образом, можно прийти к выводу, что 
социальное устройство скифского общества  является одной из наиболее спорных 
и дискуссионных тем.

Обратите внимание

Однако, проведя 
данную исследовательскую работу и обобщив исследования ряда ученых можно выделить несколько основных моментов:

— Государственная 
организация скифов предполагает 
существование особой военно-организованной 
аристократии со всем административным 
строем государства. 

— Внутри 
скифского общества достаточно рано наблюдается дифференциация.

— Общество 
скифов,  как и древних ираноязычных кочевников Евразии вообще, следует считать не раннеклассовым, а стратифицированным.

— Наблюдается 
наличие признаков государственности 
в обществе скифов.

— Существование особой прослойки в скифском обществе, такой как жречество игравшей не маловажную роль в функции управления.  
      
     

Источник: http://stud24.ru/history/skifskoe-gosudarstvo/141057-414473-page1.html

Ссылка на основную публикацию