Политическая история парфянского царства

Парфянское царство

Парфянское царство — государство, существовавшее с середины III века до нашей эры до 226/227 годов нашей эры.

Максимальные гра­ни­цы: от реки Ев­фрат до реки Инд и среднего те­че­ния Аму­да­рьи, от пус­ты­ни Ка­ра­кум и За­кав­ка­зья до Ин­дий­ско­го океана. Основными ис­точ­ни­ка­ми для ре­кон­ст­рук­ции ис­то­рии Парфянского царства слу­жат све­де­ния ино­зем­ных (в основном вра­ж­деб­ных Парфянскому царству) ав­то­ров.

С XX века в вос­соз­да­нии куль­ту­ры и внутренней жиз­ни Парфянского царства всё боль­шую роль иг­ра­ют дан­ные ар­хео­ло­гии, эпи­гра­фи­ки, ну­миз­ма­ти­ки. Осо­бен­но важ­ны рас­коп­ки в круп­ных цен­трах Парфянского царства — Ни­са, Ду­ра-Ев­ро­пос и другие.

Мно­гие во­про­сы ис­то­рии Парфянского царства ос­та­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми (в том числе суть со­бы­тия, по­ло­жив­ше­го на­ча­ло «пар­фян­ской эре» (с 247 года до нашей эры), пол­ный спи­сок ца­рей). В от­но­ше­нии ста­нов­ле­ния Парфянского царства боль­шин­ст­во современных ис­сле­до­ва­те­лей при­ня­ло кон­цеп­цию польского ис­то­ри­ка Й.

Обратите внимание

 Воль­ско­го, по­ка­зав­ше­го, что дан­ные тра­ди­ции, пред­став­лен­ной у Юс­ти­на и Стра­бо­на, бо­лее дос­то­вер­ны, чем све­де­ния Ар­риа­на и за­ви­ся­щих от не­го позд­них ав­то­ров.

В середине III века до нашей эры, вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем вни­ма­ния Се­лев­ки­дов к восточным об­лас­тям их дер­жа­вы, от центральной вла­сти от­де­лил­ся сат­рап Пар­фии Ан­д­ра­гор. Вско­ре он по­гиб в борь­бе с ко­чев­ни­ка­ми-пар­на­ми (часть да­хов, близ­ких мас­са­ге­там).

Их пред­во­ди­тель Ар­шак (смотреть Ар­ша­ки­ды пар­фян­ские) ос­но­вал собственное не­за­ви­си­мое Парфянское царство, не­ко­то­рое вре­мя спус­тя при­сое­ди­нив­шее Гир­ка­нию. По­сле смер­ти Ар­шак был обо­же­ст­в­лён, его имя ста­ло трон­ным име­нем всех по­сле­дую­щих пра­ви­те­лей Парфянского царства.

При пре­ем­ни­ке Ар­ша­ка, его сы­не Ар­ша­ке II, но­вое го­су­дар­ст­во бы­ло под­чи­не­но се­лев­кид­ским ца­рём Ан­ти­охом III (смотреть Ан­ти­ох), но со­хра­ни­ло свою це­ло­ст­ность, хо­тя его пра­ви­тель ли­шил­ся цар­ско­го ти­ту­ла и пра­ва че­ка­нить мо­не­ту.

По­ра­же­ние Ан­ти­оха от рим­лян в бит­ве при Маг­не­сии при­ве­ло к но­во­му от­па­де­нию пар­фян, а за­тем к по­сте­пен­но­му воз­ро­ж­де­нию их мо­щи. Царь пар­фян Мит­ри­дат I (около 171-138 годов) за­вое­вал Мар­гиа­ну и, воз­мож­но, Арейю (вхо­ди­ли в Гре­ко-Бак­трий­ское цар­ст­во), при­над­ле­жав­шие Се­лев­ки­дам Ми­дию, Ва­ви­ло­нию, Эли­маи­ду.

По­пыт­ки Се­лев­ки­дов при Де­мет­рии II в 140 году и Ан­ти­охе VII в 130-129 годы вер­нуть ут­ра­чен­ное за­кон­чи­лись не­уда­чей. Даль­ней­шим за­вое­ва­ни­ям по­ме­ша­ло по­яв­ле­ние на вос­то­ке Парфянского царства ко­чев­ни­ков, в вой­нах с ко­то­ры­ми по­гиб­ли два пар­фян­ских ца­ря.

В ко­неч­ном счё­те ко­чев­ни­ки осе­ли на восточных ру­бе­жах Парфянского царства в об­лас­ти, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся Са­ка­стан (ны­не Сис­тан), и при­зна­ли сю­зе­ре­ни­тет Ар­ша­ки­дов. При Мит­ри­да­те II (около 123-88/87) Парфянское царство дос­тиг­ло тер­ри­то­ри­аль­но­го мак­си­му­ма.

Бы­ли ус­та­нов­ле­ны ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с Ки­та­ем и Ри­мом, на­чал ак­тив­но функ­цио­ни­ро­вать Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь, став­ший важ­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов Парфянского царства. Под ко­нец жиз­ни Мит­ри­дат II при­нял ти­тул «царь ца­рей». По­сле его смер­ти в Парфянском царстве на­сту­пил пе­ри­од смут и усо­биц, за­кон­чив­ших­ся при Си­нат­ру­ке (около 77-70).

Важно

Вско­ре Парфянское царство столк­ну­лось с Ри­мом, раз­гро­мив­шим Пон­тий­ское цар­ст­во, Ар­ме­нию, окон­ча­тель­но ос­лаб­ших Се­лев­ки­дов. Про­ти­во­стоя­ние двух дер­жав ста­ло од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров ис­то­рии Древ­не­го ми­ра. Вес­ной 53 римская ар­мия Крас­са дви­ну­лась в глубь Парфянского царства, но бы­ла раз­гром­ле­на под Кар­ра­ми.

Од­на­ко и по­сле­до­вав­шие втор­же­ния пар­фян в Си­рию, Па­ле­сти­ну, Ма­лую Азию за­кон­чи­лись их по­ра­же­ни­ем. В 36 рим­ля­не под пред­во­ди­тель­ст­вом Мар­ка Ан­то­ния пред­при­ня­ли но­вый по­ход на Парфянское царство, и опять не­удач­но.

В 20 до нашей эры ме­ж­ду ца­рём ца­рей Парфянского царства Фраа­том IV и римским императором Ав­гу­стом был за­клю­чён «веч­ный» мир.

По­сле ди­на­стического кри­зи­са в начале I века нашей эры трон Парфянского царства за­нял гла­ва бо­ко­вой вет­ви Ар­ша­ки­дов Ар­та­бан II. Пра­ви­те­ли про­вин­ций по­лу­чи­ли боль­шие при­ви­ле­гии, обо­со­би­лись са­ки, ос­но­вав­шие Ин­до-Пар­фян­ское цар­ст­во. Воз­ник­ли соб­ственные ди­на­стии в Мер­ве, Гир­ка­нии и других об­лас­тях.

Во­зоб­но­ви­лись столк­но­ве­ния с Ри­мом — в ре­зуль­та­те войн в 36 году и 58-63 годы в Ар­ме­нии ут­вер­ди­лась ветвь Ар­ша­ки­дов, но она при­ня­ла римский про­тек­то­рат. В 114-117 годы римский император Тра­ян за­хва­тил ряд об­лас­тей Парфянского царства и вы­шел к Пер­сид­ско­му заливу, но при­об­ре­те­ния бы­ли ут­ра­че­ны.

В 161 году пар­фя­не вторг­лись в Си­рию, од­на­ко вско­ре бы­ли из­гна­ны. В хо­де по­сле­дую­щих войн II — начала III веков рим­ля­не не­од­но­крат­но за­хва­ты­ва­ли Ме­со­по­та­мию, но удер­жать­ся там не смог­ли.

Вой­ны силь­но ос­ла­би­ли Парфянское царство (его западную сто­ли­цу Кте­си­фон во II веке рим­ля­не за­хва­ты­ва­ли три­ж­ды), Ри­му и Ку­шан­ско­му цар­ст­ву уда­лось на­пра­вить часть тор­го­вых по­то­ков Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти в об­ход Парфянского царства, а во II веке из-за не­уря­диц в Ки­тае по­сту­п­ле­ние китайскмх то­ва­ров пре­кра­ти­лось, что ещё бо­лее ос­ла­би­ло эко­но­ми­ку Парфянского царства. В начале III века под­нял вос­ста­ние пра­ви­тель Пар­са Ар­та­шир (Ар­да­шир) из ро­да Са­са­ни­дов. Боль­шин­ст­во влия­тель­ных ро­дов, в том числе пар­фян­ских, за­ня­ло вы­жи­да­тель­ную по­зи­цию. Царь ца­рей Ар­шак, из­вест­ный и под лич­ным име­нем Ар­та­бан (Ар­та­ван; раз­ные ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют его IV или V) по­гиб в бою. Ар­та­шир под­чи­нил всё го­су­дар­ст­во и в 227 году тор­же­ст­вен­но ко­ро­но­вал­ся в Кте­си­фо­не, по­ло­жив на­ча­ло но­вой им­пе­рии — Са­са­нид­ской.

Парфянское царство име­ло слож­ную об­щест­вен­но-по­ли­тическую струк­ту­ру. Пли­ний Стар­ший на­зы­вал его объ­е­ди­не­ни­ем 18 царств. Бы­ли со­хра­не­ны многие государственные ин­сти­ту­ты, су­ще­ст­во­вав­шие при Се­лев­ки­дах.

Совет

Ви­ди­мо, сре­ди пар­фян бы­то­ва­ло пред­став­ле­ние о при­над­леж­но­сти цар­ской вла­сти все­му ро­ду Ар­ша­ки­дов, что при­во­ди­ло к ди­на­стическим кон­флик­там. При ца­ре су­ще­ст­во­ва­ли два со­ве­та, один со­сто­ял из его род­ст­вен­ни­ков, дру­гой — из ма­гов.

Счи­та­ет­ся, что ог­ром­ным влия­ни­ем поль­зо­ва­лись 7 знат­ных фа­ми­лий, об­ла­дав­ших тра­диционными при­ви­ле­гия­ми. Пред­ста­ви­те­ли ро­да Су­ре­нов, в ча­ст­но­сти, по­лу­чи­ли пра­во по­вя­зы­вать диа­де­му на го­ло­ву вновь из­бран­но­го Ар­ша­ка.

На вос­то­ке Парфянского царства бы­ли силь­ны по­зи­ции ко­че­вой ари­сто­кра­тии. Греческие по­ли­сы, вклю­чён­ные в Парфянское царство, во вре­мя войн с Се­лев­ки­да­ми не­ред­ко вы­сту­па­ли про­тив пар­фян.

В об­мен на ло­яль­ность пар­фя­не во мно­гом со­хра­ни­ли тра­диционный ук­лад гре­чес­ких, а до середины I века и ва­ви­лон­ских го­ро­дов. На­ря­ду с пар­фян­ским, офи­ци­аль­ным яв­лял­ся греческий язык. Был ши­ро­ко рас­про­стра­нён и ара­мей­ский язык. Со­блю­да­лась ве­ро­тер­пи­мость.

Пар­фян­ское ис­кус­ст­во в ши­ро­ком смыс­ле — искусство на­ро­дов, вхо­див­ших в Парфянское царство. При та­ком под­хо­де мож­но го­во­рить о «пар­фян­ском» пе­рио­де в искусстве многих ре­гио­нов и на­ро­дов.

При другом под­хо­де это — син­те­зи­ро­ван­ное исксусство, соз­дан­ное в рам­ках Парфянского царства и ори­ен­ти­ро­ван­ное на за­про­сы цар­ско­го дво­ра и государственной эли­ты, пред­став­лен­ной в основном пар­фя­на­ми. На ран­них эта­пах его ос­но­ву со­став­ля­ло эл­ли­ни­стическое искусство.

Ран­не­пар­фян­ская ар­хи­тек­ту­ра из­вест­на по па­мят­ни­кам Ни­сы и Ку­хе-Ход­жа.

Для неё ха­рак­тер­но со­че­та­ние ахе­ме­нид­ских и ближ­не­во­сточ­ных черт (мас­сив­ные ку­бо­вид­ные объ­ё­мы, 4-столп­ные за­лы) с де­ко­ра­тив­ным оформ­ле­ни­ем, за­им­ст­во­ван­ным из эл­ли­ни­стического ре­пер­туа­ра (эле­мен­ты клас­сических ор­де­ров, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра, на­стен­ная рос­пись).

Обратите внимание

Греческие мас­те­ра стоя­ли у ис­то­ков многих от­рас­лей пар­фян­ско­го искусства (вая­ние, глип­ти­ка, ко­ро­пла­сти­ка и другие). По­сте­пен­но их дос­ти­же­ния пе­ре­ни­ма­ли и пе­ре­ос­мыс­ля­ли ме­ст­ные ху­дож­ни­ки и ре­мес­лен­ни­ки.

В I-II веках ве­ду­щая роль в соз­да­нии про­из­ве­де­ний пар­фян­ско­го искусства уже при­над­ле­жа­ла иран­цам и се­ми­там, оби­тав­шим в Парфянском царстве. В скульп­ту­ре и жи­во­пи­си фор­ми­ру­ет­ся «пар­фян­ский стиль», основными осо­бен­но­стя­ми ко­то­ро­го М.И.

Рос­тов­цев счи­тал фрон­таль­ность, ие­ра­тич­ность, спи­ри­туа­лизм. В ар­хи­тек­ту­ре са­мо­быт­ность ме­ст­ной куль­ту­ры на­шла от­ра­же­ние в соз­да­нии осо­бо­го кон­ст­рук­тив­но­го эле­мен­та — свод­ча­то­го ай­ва­на, став­ше­го ук­ра­ше­ни­ем многих двор­цо­вых и куль­то­вых по­стро­ек, например двор­ца в Аш­шу­ре (I века). Важ­ным де­ко­ра­тив­ным эле­мен­том в ар­хи­тек­ту­ре Парфянского царства, а по­сле его па­де­ния — ря­да других на­ро­дов ста­ла резь­ба по сту­ку (стук­ко). Многие тен­ден­ции пар­фян­ско­го искусства по­лу­чи­ли раз­ви­тие в са­са­нид­ский пе­ри­од.

Му­зы­каль­ная куль­ту­ра.

Для пар­фян ха­рак­тер­но со­су­ще­ст­во­ва­ние восточных музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (вер­ти­каль­ная уг­ло­вая ар­фа, лют­ня с длин­ной шей­кой, бу­бен, та­рел­ки — ме­со­по­там­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния; лют­ня с ко­рот­кой шей­кой сред­не­ази­ат­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния) с древне-греческими ин­ст­ру­мен­та­ми (ки­фа­ра, ав­лос, си­рин­га). Со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов в сце­нах дио­ни­сий­ских празд­неств на ри­то­нах сло­но­вой кос­ти из Ста­рой Ни­сы, тер­ра­ко­то­вые фи­гур­ки му­зы­кан­тов из Мер­ва Древ­не­го (в том числе жен­ские фи­гур­ки с лют­ней средне-азиатского про­ис­хо­ж­де­ния с боль­шим ок­руг­лым кор­пу­сом и ко­рот­кой шей­кой), па­мят­ни­ки Хат­ры (2 мра­мор­ные жен­ские порт­рет­ные ста­туи с греческой ли­рой и восточным буб­ном; рель­еф­ный хра­мо­вый фриз пред­по­ло­жи­тель­но со сце­ной свадь­бы, с изо­бра­же­ни­ем му­зы­кан­тов с буб­на­ми, та­рел­ка­ми и ду­хо­вы­ми ин­ст­ру­мен­та­ми).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Диб­войз Н. К. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия Пар­фии. СПб., 2008
  • Das Partherreich und seine Zeugnisse / Hrsg. J. Wiesehöfer. Stuttg., 1998
  • Wolski J. L’Empire des Arsacides. Lovanii, 1993
  • Karomatov F. M., Mešhkeris V.A., Vyzgo T. S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9)
  • Rashid S. A. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2)
  • Вы­зго Т. С. Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты Сред­ней Азии. М., 1980
  • Schipp­mann K. Grundzüge der parthische Geschichte. Darmstadt, 1980
  • Ко­ше­лен­ко Г. А. Куль­ту­ра Пар­фии. М., 1966; он же. Не­ко­то­рые во­про­сы ис­то­рии ран­ней Пар­фии // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1968. № 1
  • Frye R. N. The He­ritage of Persia. L., 1962
  • Дья­ко­нов М. М. Очерк ис­то­рии древ­не­го Ира­на. М., 1961
  • Бок­ща­нин А. Г. Пар­фия и Рим. М., 1960–1966. Ч. 1–2
  • Мас­сон М. Е. На­ро­ды и об­лас­ти юж­ной час­ти Турк­ме­ни­ста­на в со­ста­ве Пар­фян­ско­го го­су­дар­ст­ва // Тру­ды Юж­но-Турк­ме­ни­стан­ской ар­хео­ло­ги­че­ской ком­плекс­ной экс­пе­ди­ции. Аш., 1955. Т. 5
  • Debevoise N. A political history of Par­thia. Chi., 1938. N. Y., 1968
Читайте также:  Карта: война с буржуазно-момещичьей польшей и разгром войск врангеля 1920 года

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/parfianskoie_tsarstvo

Парфянское царство. Краткая история

Парфянское царство. Краткая история

Селевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей — Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р.

Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до х.э. во время междоусобиц двух селевкидских царевичей — Селевка и Антиоха.

Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков — со второй половины III в. до х.э.

(отложение Парфии от Селевкидов) по первую четверть III в. х.э. (возвышение и окончательная победа над последними парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила об этом периоде почти никаких сведений. «Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным.

Я не слышал ничего, кроме их имен, и не видел их в летописях царей». Такая память осталась о парфянах к Х в. х.э., когда персидский поэт Фирдоуси писал свою «Книгу царей».

Парфяне вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке.

И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным.

Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о «темных веках» в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XX в. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.

С разной степенью подробности исследованы в настоящее время десятки городов и поселений парфянского времени на всей обширной территории государства. Яркую картину жизни небольшого пограничного римско-парфянского города удалось воссоздать благодаря работам в Дура-Европос на среднем течении Евфрата.

В 20-30-е годы проводились раскопки одного из наиболее крупных эллинистических городов в Месопотамии — Селевкии на Тигре. Менее детально исследованы парфянские слои Ктесифона, одной из столиц Парфянской державы (тоже на Тигре). Проводились раскопки и ряда других городов — Ашшура, Хатры и др.

, начаты исследования одной из столиц — Гекатомпила, большие результаты дает исследование парфянских памятников в Южной Туркмении (т.е. в Парфии собственно), и в первую очередь многолетние раскопки остатков парфянского города Михрдаткерта (городища Старая и Новая Ниса в 16 км от Ашхабада). Здесь раскопаны несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь.

Важно

Из наиболее интересных находок в Нисе следует назвать памятники парфянского искусства (глиняная и каменная скульптура, резные роги для вина — ритоны из слоновой кости).

Но особое место занимает находка хозяйственного парфянского архива — написанные тушью на остраках (глиняных черепках) документы, учитывающие поступления вина с окрестных виноградников в царские погреба Михрдаткерта, а также его выдачу. Всего архив из Нисы содержит более 2500 таких документов, относящихся к I в. до х.э.

Основателем Парфянского царства считается Аршак — «человек неизвестного происхождения, но большой доблести…» (пишет римский историк Юстин). Его имя дало название династии Аршакидов. Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии.

Но основной силой, на которую он опирался, были северные соседи Парфии — кочевые племена парны (или дахи — название большого племенного союза, в который входили и парны).

Отложение Бактрии и Парфии от Селевкидов относят к середине III в. до х.э., но захват власти Аршаком произошел несколько позже, вероятно в 238 г. до х.э.

Первые десятилетия существования Парфянского царства были заполнены напряженной борьбой за расширение владений и отражением попыток Селевкидов вернуть себе власть над мятежной областью. В 228 г. до х.э., когда на парфянском престоле находился уже брат Аршака I Тиридат I, только помощь кочевых среднеазиатских племен спасла парфянского царя от поражения во время похода на Парфию Селевка II.

В 209 г. до х.э. сын Тиридата I был вынужден, уступив часть владений, заключить мир с селевкидским царем Антиохом III, совершившим победоносный поход на восток.

К этому времени под властью Аршакидов уже находились богатая прикаспийская область Гиркания и частично Мидия.

Совет

Но окончательное превращение Аршакидов из скромных владетелей сравнительно небольшой области в могущественных повелителей мировой державы — «Великой Парфии» — произошло только при Митридате I (171-138 гг. до х.э.).

К концу его царствования владения Аршакидов простирались от гор Гиндукуш до Евфрата, включая (кроме собственно Парфии и Гиркании) на востоке области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе — большинство областей Ирана и Месопотамию.

Селевкиды безуспешно пытались противостоять напору Аршакидов: Митридат I взял в плен и поселил в Гиркании Деметрия II Никатора, а сын и преемник Митридата I Фраат II (138-128-27 гг. до х.э.) упрочил завоевания парфян, нанеся в 129 г. до х.э. поражение Антиоху VII.

Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Аршакидов с востока стала угрожать нахлынувшая из степей Центральной Азии волна кочевых племен (в китайских династийных хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название «юэчжи»; античные авторы называли их тохарами).

В борьбе с этими племенами нашли свою смерть и Фраат II, и правивший после него Артабан I (128-27 — ок. 123 гг. до х.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (ок. 123 — ок. 88 гг. до х.э.). Упрочив границы своего царства, Митридат II сумел «присоединить к Парфянскому царству многие страны».

Особенно активной была его внешняя политика в Закавказье (в частности, в Армении).

В 92 г. до х.э. Митридат II, отправив посольство к Сулле, открыл совершенно новую страницу во внешней политике Парфянской державы — контакт с Римом. В последующем отношения между двумя государствами имели далеко не мирный характер.

Парфия оказалась главной силой, препятствовавшей проникновению Рима на Восток. Борьба, для которой находилось немало поводов, шла с переменным успехом в течение трех веков: закованных в цепи парфян разглядывали на нарядных улицах Рима во время очередного триумфа, а тысячи римских легионеров изведали тяготы плена в глубине Парфянской державы.

Обратите внимание

Самую яркую победу парфянам в этой борьбе принес 53 год до х.э., когда в битве при Каррах (Харран в Верхней Месопотамии) римское войско потерпело сокрушительное поражение (только убитыми римляне потеряли 20 тыс.).

В 52-50 гг. до х.э. парфянами была оккупирована вся Сирия, в 40 г. до х.э. парфянскую конницу видели у стен Иерусалима. В 39 и 38 гг. до х.э. успех был на стороне римлян, но в 36 г. до х.э. снова полной неудачей окончился большой поход римского войска против парфян. На этот раз римлян возглавлял Марк Антоний. Это произошло уже в царствование Фраата IV (38-37-3-2 гг. до х.э.), использовавшего победу для установления длительных мирных отношений с Римом. В 20 г. до х.э. Фраат IV совершил важный дипломатический шаг, который произвел огромное впечатление в Риме, — возвратил пленных и штандарты римских легионов, захваченные после побед над армиями Красса и Антония. После этого крупных столкновений между Римом и Парфией не было более ста лет.

Читайте также:  14 пунктов вудро вильсона

Но в 115 г. х.э., уже при императоре Траяне, Армения и Месопотамия были объявлены римскими провинциями. В 116 г. х.э. создается новая римская провинция — «Ассирия», а войска Траяна вступают в Селевкию и в парфянскую столицу Ктесифон, где захватывают «золотой трон» Аршакидов. Только смерть Траяна (117 г.) поправила дела парфян. Однако в 164 г. х.э. (при императоре Марке Аврелии) римляне снова вторглись в Месопотамию, сожгли Селевкию и разрушили царский дворец в Ктесифоне. В 198-199 гг. армия императора Септимия Севера нанесла новое сокрушительное поражение парфянам и захватила в Ктесифоне царские сокровищницы и 100 тыс. пленных. Победа последнего парфянского царя, Артабана V (213-227), над римлянами в 218 г. возвратила Аршакидам Месопотамию, но их трон уже сотрясался в это время под ударами внутреннего врага — возвысившейся в провинции Парс династии Сасанидов, которым предстояло не только поставить последнюю точку в истории Аршакидов, но и продолжить их борьбу с Римом.

Список литературы

1. История Востока; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва, 1997

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/parfyanskoe-carstvo-kratkaya-istoriya.html

Парфянское царство

Возникновение
и расцвет Парфянской державы.
Формирование Парфии как независимой державы по
времени совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и предположительно
относится к 250 г.
до н. э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап.

Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель
которых Аршак в 247 г.
до н. э. принял царский титул.

В своем развитии Парфия прошла долгий путь от
одного из небольших окраинных владений тогдашнего культурного мира до
могущественной державы, выступившей наследником Селевки-дов и упорным
соперником Рима.

Уже
первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих
владений и присоединил к ним соседнюю Гирканию (область на юго-востоке от
Каспия). Вскоре ему пришлось столкнуться с Селевкидами, стремившимися
восстановить свою власть на востоке, но победа осталась на этот раз за
парфянами.

Парфяне приступили к укреплению своего государства, постройке
крепостей, выпуску собственной монеты. По имени основателя династии последующие
правители Парфии принимали в качестве одного из тронных имен имя Аршак.

На
оборотной стороне монет нового государства стало помещаться изображение
сидящего Аршака с излюбленным парфянским оружием—луком — в руке.

Серьезные
испытания ждали молодое государство в 209 г. до н. э., когда Антиох III предпринял
отчаянную попытку вернуть восточные сатрапии. Исход военных столкновений в
целом был неудачным для Парфии, но страна сохранила независимость, возможно,
формально признав верховенство Селевкидов.

Воспользовавшись ослаблением
Селевкидской державы, после смерти Антиоха III, окрепшая Парфия решительно
перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял один из выдающихся
представителей аршакидекой династии Митридат I (171 — 138 гг. до н. э.),
который сначала присоединил Мидию, а затем распространил свою власть и на
Месопотамию, где в 141 г.
до н. э.

Важно

был признан «царем» в Вавилоне. Попытки Селевкидов исправить положение
окончились неудачно.

Но
и Парфию ожидали трудности. Мощное движение кочевых племен, опрокинувших
Греко-Бактрию, коснулось и восточных областей Парфии. Аршакидские правители
настойчиво пытались оградить страну от новой опасности.

В этой тяжелой борьбе
погибло два парфянских царя. Лишь Митридату II (123—87 гг. до н. э.

) удалось
локализовать непрестанную угрозу, выделив для сакских племен особую провинцию
на востоке, которая получила имя Сакастан, сохранившееся до наших дней в форме
Сеистан.

 Теперь
Аршакиды могли безбоязненно продолжать продвижение на запад, и Митридат II
энергично взялся за осуществление этих планов. Поддержав одного из претендентов
на армянский престол, он получил взамен существенные территориальные
приобретения.

Теперь Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав
которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и
богатая Месопотамия. Торжествующий Митридат II принял титул  «царь
царей»  и прозвище «великий». Продвижение на запад непосредственно
вело  к столкновению  с  Римом.

Уже при Митридате II парфяне
вели переговоры  с  римским  полководцем  СуллоЙ. Однако ни
Парфия, ни Рим не предвидели всей остроты противоречий, разделивших эти две
крупные державы и превративших их в перманентных противников. С полной силой
они проявились лишь в середине I в. до н. э.

Римляне уже прочно овладели Малой
Азией и Сирией и убедившись в том, что именно парфяне стали главной преградой
на пути их дальнейшей экспансии, предприняли первую попытку нанести Парфии
решающий военный удар. Во главе римских войск на востоке встал полководец
Красе. Однако в 53 г.
до н. э.

в Северной Месопотамии неподалеку от города Карры римляне потерпели
сокрушительное поражение. Сам Красе и значительная  
часть   его   армии   погибли.   Многие
римляне попали в плен и были поселены на восточной окраине Парфии — в Маргиа-не.
Эта победа поколебала положение римлян в Азии и вселила надежду народам,
оказавшимся под их игом.

Совет

Парфяне перенесли свою столицу дальше на запад— в
Ктесифон, на левом берегу Тигра. Однако дальнейшие попытки парфян развить столь
эффектную победу не имели успеха. Они на время захватили Сирию, Малую Азию и
Палестину, но удержать эти области не смогли. Постепенно парфяне были
оттеснены  к  Евфрату,  но  и  римский 
поход  в Мидию в 38 г.
до н. э. в конечном итоге окончился неудачей.

Начавшиеся
вскоре в самой Парфии междоусобицы, умело используемые и разжигаемые Римом,
свели на нет и эти временные успехи. На парфянском престоле оказывались римские
ставленники. Политические круги, стремящиеся к стабилизации обстановки,
приводят к власти в 11 г.
Ш. э.

представителя так называемых младших Аршакидов—Артабана III.

Тесно
связанный с кочевыми племенами глубинных областей Парфии Артабан III решительно
выступает за развитие собственных, -арфянских традиций, делает попытку усиления
централизации в управлении держа-зой, состоявшей из разнородных частей
Ограничивается самоуправление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе,
на троны подвластных парфянам владений возводятся представители аршакид-ской
династии. Но частичные реформы не смогли привести к созданию централизованного
государства, и внутренние смуты, часто связанные с вопросом о престолонаследии,
то и дело вспыхивают с неослабевающей силой.

С
конца I — начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы,
отмеченное ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых
нередко стояли члены многочисленного рода Аршакидов или представители других
знатных парфянских семей.

Проявляет тенденции к сепаратизму Гиркания,
направляющая своих послов прямо в Рим, утверждается независимый правитель в
Маргиане, именующий себя на монетах так же, как й правящий Аршакид, «царем
царей». В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным
ударам римских армий сначала во главе с императором Траяном, а затем с
Адрианом.

Армения и Месопотамия объявляются римскими   провинциями,  
парфянская   столица Ктесифок подвергается разграблению. Однако
удержать захваченное Рим уже не в состоянии, и вскоре он отказывается от новых
приобретений. Однако попытки парфян во второй половине II в. н. э.

взять реванш
вновь побуждают римлян перейти в наступление, ознаменовавшееся разрушением
Ктесифона, однако у них не хватает сил, чтобы сохранить за собой захваченные
районы. В итоге упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из
сторон так и не смогла одержать решающей победы.

Разумеется,
военные поражения ослабляли Парфию, в которой все настойчивее давали о себе
знать центробежные тенденции.

Обратите внимание

Былые провинции и вассальные царства практически
превратились в самостоятельные государства, трон «царя царей» то и дело
оспаривали представители правящей династии, дополнительно разделяя державу на
враждующие стороны.

В этих условиях возвышение одного из вассальных царств—
Персиды—было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х годах
III в. аршакидская Парфия покоряется силам, сплотившимся вокруг нового
претендента на верховную власть — Арташира Сасанида из Персиды.

Сложение
Парфии как крупной державы было обусловлено целым рядом факторов. Немалую роль
здесь играли и боевые качества парфянской кавалерии, состоявшей из подвижных
лучников и тяжеловооруженных воинов в панцирях и доспехах.

Читайте также:  Отречение лондона и парижа

Но главное
заключалось в уровне социально-экономического развития стран Ближнего и
Среднего Востока и в сложившейся здесь политической ситуации. В IV—III вв. до
н. э. повсюду наблюдалось интенсивное развитие городской жизни, ремесел,
международной торговли.

Однако Селевкиды были не в состоянии обеспечить
политическое единство развивающихся областей и уступили эту роль Парфянскому
государству.

Парфянское
правительство уделяло большое внимание вопросам международной торговли.
Составлялись специальные дорожники с описанием путей, выделялась стража для
охраны купеческих караванов.

Парфяне ревниво оберегали свою монополию на
сухопутные торговые пути, соединявшие запад и восток, и препятствовали
китайцам, пытавшимся самостоятельно достигнуть Рима.

Показателен и значительный
прогресс внутренней торговли в парфянский период, о чем свидетельствует,
например, широкое распространение в Маргиане в I—III вв. н. э. мелких медных
монет, предназначенных именно для розничной купли и продажи.

Важно

Заметный
сдвиг в городской жизни произошел за время правления Аршакидов в восточных
областях их владений. Так, целый ряд крупных городских центров сложился в самой
Парфии.

Из их числа самым известным был город Ниса, недалеко от которого
находились царская резиденция и гробницы старших Аршакидов.

Огромных размеров
достигает столица Маргианы, занимающая территорию городища Гяур-кала в 4 кв.
км.

Парфянское общество и культура. Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на
общественных отношениях, достигших значительного классового антагонизма.
Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщают о значительном
количестве рабов в Парфии, причем дети рабов также оставались рабами. Формы
эксплуатации рабов были весьма различны.

Труд их применялся на рудниках, в
сельскохозяйственных поместьях, в домашнем хозяйстве. В отдельных имениях
работало до 500 рабов. В сельском хозяйстве использовался труд рабов,
составлявших собственность рабовладельца, но посаженных на землю хозяина и
могущих часть дохода использовать на удовлетворение собственных нужд. Такое
частичное освобождение .

рабов свидетельствует о поисках рентабельных форм
эксплуатации подневольного населения. Нелегким было положение и рядовых
общинников. Они выплачивали государству большие налоги, обработка ими земли
рассматривалась как государственная повинность и строго контролировалась.

Социальную верхушку обпества образовывал царский род Аршаки-ZOB, владевший
обширными землями, и парфянская знать, экономическая самодеятельность которой
во многом обусловила ее значительную роль в державе.

Существующая
система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального
аппарата центрального гравительства.

Однако внутренняя структура Парфянского
государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала z полной мере
этим задачам. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать
прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов,
несущих черты архаического : бщественного уклада.

Совет

Так, царская власть
рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом, и царя выбирали зва
совета — племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат
-«мершего владыки или еще более отдаленный родственник; имеются сведения и
о смещении царей советом знати.

С расширением границ Парфянской державы в ее
состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие
города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией. В
результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что
было постоянным источником ее внутренней слабости.

Сложный
и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре
парфянской эпохи. Месопотамия и соседние области, обладающие собственной
культурной традицией, заметно отличались от самой Парфии и восточной части
всего государства в целом.

Формирование некоторых общих черт было вызвано
активным использованием форм греческой культуры, отношение к которым менялось
на протяжении многовековой истории государства Аршакидов. В ранний период, в
III—I вв. до н. э.

, влияние греческих канонов было очень сильным и сами
парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллин
олюб ив ыми (филэллинами). Эллинизация широко охватила придворные круги и парфянскую
знать.

Особенно хорошо это видно на примере царской резиденции в Нисе,
неподалеку от Ашхабада, тщательно изученной советскими археологами.

Резьба по камню

Здесь
отчетливо прослеживаются два мира, два культурных пласта.

Древние традиции
монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов,
зороастрийские имена в документах дворцового архива и зороастриискии календарь
ясно указывают на глубокие местные корни.

Вместе с тем в архитектурном декоре
широко используются пышные капители коринфского ордера, в царской сокровищнице
бережно хранятся мраморные статуи, выполненные в лучших традициях
эллинистической скульптуры. Соединение этих двух культурных традиций
прослеживается на примере выточенных из слоновой кости крупных рогов-ритонов.
Форма традиционно восточная, а некоторые сюжеты несомненно греческие, в том
числе изображения двенадцати олимпийских божеств.

С
I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и
-канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Так, на
монетах появляются надписи на парфянском языке, постепенно вытесняющие
греческие, которые становятся все более неразборчивыми и искаженными. В
Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными
комплексами с широким использованием крупных, открытых только с одной стороны
помещений — айванов. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой
архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские
храмы огня. Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как
бы застывшие статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры
в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно
исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное
внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом.
Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных
элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы
привести к культурному единству.

Источник: http://konan.3dn.ru/publ/parfjanskoe_carstvo/62-1-0-1174

Источник: http://persida.ucoz.ru/publ/stati/parfjanskoe_carstvo/parfjanskoe_carstvo/2-1-0-4

Парфянское царство

Парфянское царство — государство, возникшее ок. 250 г. до Р.Х. на юго-востоке от Каспийского моря в результате ослабления господства Селевкидов. Расцвет Парфянского царства приходится на II и I вв. до Р.Х.; его войсками были покорены Армения, Сирия, Палестина и др.

, успешно отражались попытки Рима безраздельно господствовать в Азии. В 1 в. Парфянское царство, ослабленное внутриполитическими распрями и соперничеством с Римом, начало терять свои обширные владения, наметился распад основной территории, в III в. оно перестало существовать.

Династия Аршакидов, ок. 248 г. до н. э. — 227 г. н. э

Кочевые племена парфян жили на территории современного Туркменистана и Северо-Восточного Ирана.

Некоторое время они подчинялись Селевкидам, но с малейшим ослаблением последних отложились от них и создали своё независимое государство.

Впрочем, не всё шло гладко, на какое-то время Парфянское царство вновь сделалось вассалом Селевкидов, а к завоеванию Ирана оно приступило только в середине II в. до н. э.

Подчинив огромные территории, парфяне создали одно из великих государств Древнего мира. К сожалению, его политическая история известна недостаточно хорошо.

Аршак I ок. 248-215

Аршак II   ?—190

Фриапатий  ок. 190-176

фраат I ок. 176—171

Митридат1  ок. 170-139

Фраат II ок. 139-129

Артабан I ок. 128-124

Митридат II  ок. 124-88

Готарз I ок. 90 — ок. 80

Ород I  ок. 80-78

Синатрук  ок. 77-70

Фраат III  ок. 70-58

Ород II ок. 58-39

Митридат III ок. 57—55

Пакор I ?—38

Фраат IV ок. 40-3

Тиридат  ок. 30-25

Фраат V 3 г. до н. э. — 3 г. н. э.

Ород III ок. 4-7

Вонон I  ок. 7-12

Артабан II 10 — ок. 38

Вардан I  ок. 39-45

Готарз II ок. 43-50

Вологез I  ок. 50-76

Вологез II 77-78

Пакор II  77-86

Артабан III  79-80

Вологез II (втор)  89-90

Ороз  89-90

Пакор II (вторично)  92—95

Ороз (вторично)   108—127

Вологез III 111-146

Пакор III 113-114

Митридат IV ок. 130-147

Вологез IV 148-190

Вологез V  190-206

Вологез VI  207—221

Артабан IV  ок. 213 — ок. 227

Артавазд  ок. 226-227

Власть Аршакидов была свергнута царём области Парс (Парсуа) из династии Сасанидов.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 584-586.

Далее читайте:

Иран (государственные образования и правящие династии).

Аршакиды, царская династия, правившая в 250-228  г. до Р. X. в Парфии (Иран), а также в Армении в период ок. 51—428 гг.

Источник: http://www.hrono.ru/land/landp/parfyan.php

Ссылка на основную публикацию