Подесенья в эпоху древней руси (xi – начало xiii в.)

Владимир Мавродин — Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв

Здесь можно скачать бесплатно «Владимир Мавродин — Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Соцэкгиз, год 1961.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв» читать бесплатно онлайн.

Классовая борьба трудящихся масс сопровождает и возникновение феодального общества в древней Руси, установление феодальных форм эксплуатации, на начальных Этапах развития феодализма мало, чем отличавшихся от рабства.

Классовая борьба проходит красной нитью через всю историю Руси периода феодальной раздробленности.

Обратите внимание

Она отражает стихийное недовольство крестьянства растущим феодальным гнетом, развивающимися и распространяющимися вширь феодальными формами зависимости.

Владимир Васильевич Мавродин

Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв.

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, М., 1956, стр. 32), — так писали в «Коммунистическом Манифесте» основоположники великого учения К. Маркс и Ф. Энгельс.

Классовая борьба трудящихся масс сопровождает и возникновение феодального общества в древней Руси, установление феодальных форм эксплуатации, на начальных Этапах развития феодализма мало, чем отличавшихся от рабства.

Классовая борьба проходит красной нитью через всю историю Руси периода феодальной раздробленности.

Обратите внимание

Она отражает стихийное недовольство крестьянства растущим феодальным гнетом, развивающимися и распространяющимися вширь феодальными формами зависимости.

Классовая борьба крестьян побуждает феодалов стремиться к созданию мощной самодержавной власти, способной обеспечить им «право» на собственность и труд крестьянина, на него самого.

Классовая борьба принимает грозный для господствующего класса характер в период централизованного Русского государства, и особенно в XVII в.

, когда высшим проявлением ее становятся крестьянские войны, возглавляемые И. Болотниковым и С. Разиным.

XVIII век ознаменовался новым обострением классовых противоречий, новым размахом крестьянского движения, вылившегося в самую грандиозную и последнюю в истории феодальной России крестьянскую войну — восстание Емельяна Пугачева. Создавшаяся в России в 1859-1861 гг.

Важно

революционная ситуация, обусловленная гигантским размахом крестьянского движения, принудила царское правительство к проведению крестьянской реформы. В 1861 г.

напуганный крестьянскими восстаниями господствующий класс дворянства, для того чтобы русское крестьянство не начало освобождаться «снизу», предпочел провести отмену крепостного права «сверху».

Но на смену старым, крепостническим формам эксплуатации в пореформенное время пришли полуфеодальные — полубуржуазные и капиталистические формы эксплуатации бесчисленного крестьянства Российской империи.

В. И. Ленин придавал огромное значение классовой борьбе крестьянства. Он подчеркивал, что у русских крестьян «века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости» (В. И. Ленин, Соч., т. 15, стр. 183). Но В. И.

Ленин указывал также, что в эпоху крепостничества боровшееся против угнетателей крестьянство было не способно «ни на что, кроме раздробленных, единичных восстаний, скорее даже «бунтов», не освещенных никаким политическим сознанием…» (В. И. Ленин, Соч., т. 17, стр. 96).

В те далекие времена крестьянство боролось со всей угнетавшей его крепостнической системой в одиночку, противопоставляя организованным силам феодального государства — его армии, церкви, закону, фактически лишь свою беспредельную ненависть. «Крестьяне, — писал В. И.

Ленин, — не могли объединиться, крестьяне были тогда совсем задавлены темнотой, у крестьян не было помощников и братьев среди городских рабочих…» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 7, стр. 194).

Только городские рабочие, только промышленный пролетариат, монолитный, сплоченный, организованный, руководимый своей революционной рабочей партией, мог, возглавив всенародную борьбу, привести крестьян к освобождению.

Совет

Величайшая в истории человечества Октябрьская социалистическая революция победила потому, что гегемоном, руководителем в ней был самый революционный в мире пролетариат России.

Совершив победоносную революцию, рабочий класс вывел многострадальное трудящееся крестьянство России на путь свободы и счастья.

Выступая на XXI съезде КПСС, Н. С. Хрущев говорил: «Наше молодое поколение не прошло той большой школы жизни и борьбы, которая выпала на долю старшего поколения. Молодые люди не знают ужасов и бедствий дореволюционного времени и лишь по книгам могут иметь представление об эксплуатации трудящихся.

Весьма важно поэтому, чтобы наше молодое поколение знало историю страны, борьбы трудящихся за свое освобождение…» (Н. С. Хрущев, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 роды.

Доклад и заключительное слово на внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза 27 января и 5 февраля 1959 г., М., 1959, стр. 63).

В этой книжке мы расскажем о первых проявлениях классовых противоречий на Руси, о восстаниях крестьян — смердов, как называет их древнейший русский свод законов — «Русская Правда», о том, как боролся простой сельский и городской люд против угнетателей на Заре истории русского народа и государства.

Классовая борьба в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний.

Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность.

Обратите внимание

Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, «исстарь потягло» к его двору, к его общине, все, «куда топор, соха, коса ходили», но что теперь превратилось в собственность князя, его «мужей», дружинников.

Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности.

Смерд запахивал своей «сошкой кленовой» тот участок земли, который он сам «выдрал» из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина.

Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.

Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее «законных» прав. «Русская Правда» впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.

Для сельских «людей» Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в.

чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, эт0 была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни.

К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности.

«Русская Правда» так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное. Пройдет много времени, прежде чем русский крестьянин, обобранный и забитый, приучится строго разграничивать свое и барское, позабыв о тех временах, когда его пращурам принадлежало все.

Читайте также:  Крымская война (1853-1856 г.)

Пращуры же — современники князей Игоря и Владимира, Ярослава и Ярославичей — не могли признать такого разграничения. Они еще хорошо помнили те времена, когда не только их отцам и дедам, а им самим принадлежали земли и угодья, и, как могли, боролись за право владеть ими.

Важно

Таковы были характер и формы классовой борьбы крестьян против угнетателей в древней Руси.

Глава первая. Складывание феодальных отношений на Руси

В IX-XI вв. в древней Руси складывались феодальные отношения. Возникла феодальная земельная собственность, и на этой основе установилась феодальная зависимость сельского населения, сложился господствующий класс феодалов: князей, бояр, «лучших мужей», «старой чади», и класс эксплуатируемых: «простой чади», «людья» сел и городов. Образовался феодальный общественный строй.

Но все это сложилось не вдруг и не так скоро. Письменные источники сохранили очень мало сведений о феодальном землевладении. И это вполне естественно: земельная собственность знати была слишком обыденной вещью, и летописцы ею, попросту говоря, не интересовались.

От IX в. вообще никаких свидетельств о феодальном землевладении до нас не дошло. Что касается X в., то от этого времени уже остались сообщения о «градах», принадлежавших князьям: о Вышгороде («град» Ольги), Белгороде («град» Владимира), Изяславле («град» Рогнеды) и других.

В этих княжих городах, несомненно бывших центрами хозяйства князя, занимались не только ремеслом. Они были окружены селами — княжескими сельскими поселениями, находившимися под управлением и наблюдением сельских и ратайных старост, ведавших запашкой, всякого рода слуг и челяди.

Летописец случайно упомянул о некоторых из этих сел, и поэтому они стали известны нам по названиям. Это — село Ольжичи, принадлежавшее княгине Ольге, село князя Владимира Берестово. Источники называют еще село Будутино, принадлежавшее Малуше, матери Владимира, село Ракома под Новгородом, куда ездил Ярослав в свой «двор» в 1015 г.

Вокруг сел лежали «нивы», «ловища», «перевесища» (Ловища — места промысла зверей; перевесища — ловчие сети, одновременно и места лова), «места», обнесенные «знаменьями» с княжеской тамгой. Князья либо присваивали свободные земли и угодья, либо захватывали земли у общин, превращая сельский люд в челядь, в рабочую силу своего хозяйства.

В княжеских селах стояли «хоромы», где жил сам князь. Тут же помещались княжеские тиуны, старосты, разного рода слуги, часто занимавшие высокие посты в дворцовой иерархии, работали холопы, рядовичи, смерды. Двор заполняли всякие хозяйственные постройки: клети, овины, гумна, хлебные ямы, хлевы. Тут же располагались скотный двор и птичник.

На лугах паслись стада скота и табуны лошадей с княжеским «пятном» — клеймом, — находившиеся под наблюдением конюхов и сельских тиунов или старост. На эти же выпасы гоняли свой скот княжеские смерды, холопы и прочая челядь, работавшие на князя.

Источник: https://www.libfox.ru/154628-vladimir-mavrodin-narodnye-vosstaniya-v-drevney-rusi-xi-xiii-vv.html

Древняя Русь в IX-XI вв. (стр. 1 из 10)

Кузьмин А. Г.

§ 1. Политическая история Древней Руси в IX—XI вв.

События конца IX–X вв. на Руси в летописях изложены скупо и противоречиво, ибо в ее основе лежат различные первоисточники.

Более того, ранние летописные свидетельства значительно отредактированы более поздними летописцами, причем эта редакция осуществлялась в интересах совершенно конкретных политических фигур из правящей династии.

Поэтому для того, чтобы найти истину, необходимо использовать, анализировать разнообразные источники, помимо летописей, привлекать данные археологии, антропологии, сведения из фольклорных источников, а также и зарубежные источники, прежде всего, богемские хроники.

Во многом из-за путаницы в письменных источниках в отечественной исторической литературе также существуют разные точки зрения на события IX–XI вв., происходивших в Древней Руси.

И, собственно, изучение этого периода русской истории и представляет собой анализ противоречивых свидетельств источников, а также осмысление важнейших дискуссионных вопросов, поднятых в историографии.

Только в этом случае мы сможем представить более или менее точную картину исторических событий IX–XI вв.

Здесь мы встречаемся сразу же с несколькими проблемами, которые продолжают оставаться дискуссионными в отечественной историографии. Главная из них — взаимоотношения “Земли” и “Власти”, в русле которой существовали многие другие политические, социальные и экономические проблемы.

Совет

Противостояние “Земли” и “Власти” — следствие, прежде всего, разных истоков того и другого. “Земля” — это в основном славянское или славянизированное самоуправление, строившееся снизу вверх.

“Власть” — структура, выстраивающаяся сверху вниз, и в значительной мере привнесенная “родом русским”, причем между разными видами “русов” были более или менее существенные различия.

Иначе говоря, общественно-политический строй в Древней Руси определялся не только социальными, но этническими различиями различных племен, объединенных в одно государство, ведь каждое племя привносило собственные традиции, обычаи, собственный социальный уклад.

Проанализируем с этой точки зрения рассказ Повести временных лет об основании Древнерусского государства.

Уже говорилось, что этот рассказ представляет собой позднейшее соединение различных сведений, зачастую противоречащих друг другу.

Поэтому следует выявить противоречия в самих летописных свидетельствах, доставшихся нам от разных летописцев, чьи сочинения и были позднее объединены в Повести временных лет.

В этом отношении, колоссальный ущерб науке нанесло представление о том, что автором Повести временных лет был один летописец — Нестор, писавший, якобы, в начале XII века. Но дело в том, что даже Несторов-летописцев в истории древнерусской письменности было двое.

Первый Нестор — это ученик киево-печерского игумена Стефана, писавший свои сочинения о Феодосии Печерском, о князьях-братьях Борисе и Глебе во Владимире Волынском.

Второй — ростовский епископ Нестор, бывший до своего рукоположения пострижеником Киево-Печерского монастыря, и в 1156 году вернувшийся в Печерский монастырь.

Обратите внимание

Как показывает сравнение летописного текста с известными нам произведениями обоих Несторов, ни первый, ни второй к Повести временных лет никакого отношения не имеют: ни их языка, ни их мировосприятия, ни их круга знаний в Повести временных лет нет.

Одно из самых больших противоречий летописи заключается в том, что правящий слой Древней Руси — те самые русы, или “род русский”, — воспринимаются как единый этнос. Затруднение представляет уже то, что русские летописи, в отличие от восточных источников, ничего не знают о “трех видах руси”.

Но при этом в летописях встречается именование “русами” разных этнических групп: Норик, как родина славян и придунайских русов; варяги-русы из Прибалтики, и, наконец, просто “Русская земля”, как второе обозначение племени полян.

Из этого следует, что несмотря на явную редакцию Повести временных лет позднейшими летописцами в чьих-то политических интересах, в ней все же сохраняются отголоски каких-то древних и разных версий происхождения русов. Лишним свидетельством тому можно считать тот факт, что IX–XII вв.

даже в самой Древней Руси существовало, по крайней мере, четыре генеалогических предания, т.е. четыре версии происхождения “рода русского”, в которых называются разные “родоначальники”: от Кия, от Рюрика, от Игоря и, наконец, от Трояна в “Слове о полку Игореве”.

За каждым из этих преданий стояли определенные политические и социальные силы и определенные интересы, эти версии противоборствовали между собой. И важно учитывать сам факт их сосуществования и противоборства.

Как минимум, это поможет в беседах с летописцами и авторами древних сказаний, которые всегда отстаивают какую-то версию и при этом что-то недоговаривают. В этом случае может быть поставлен вопрос об источниках версий — и весьма противоречивых, — но не о действительных фактах, которые надо отыскивать с привлечением иных, внелетописных данных.

Скорее всего, записи в Повести временных лет, относящиеся к IX веку — это легенды. Даты, которые проставлены в летописи, появились позднее, и сегодня трудно определить, откуда взялись сами даты, ведь языческий мир время исчислял поколениями.

Следы такого исчисления — поколениями — просматриваются в Повести временных лет, по крайней мере, до второй половины XI века. Сами же летописные даты, имеют, естественно, христианское происхождение и ведут летосчисление от момента Сотворения мира.

Но при этом следует иметь в виду, что в православном христианском мире существовало несколько версий хронологии — космических эр, каждая из которых по-разному отсчитывала дату Сотворения мира: антиохийская эра — 5500 лет от Сотворения мира; старовизантийская эра — 5504 года от Сотворения мира; константинопольская эра — 5508 лет от Сотворения мира, болгарская эра — 5511. И, что важно, все эти космические эры мы находим в Повести временных лет, что является лишним доказательством “сводного” характера самой этой летописи — разными эрами пользовались разные летописцы.

Летописец, впервые вводивший хронологию в недатированные тексты Повести временных лет, ориентировался на византийскую хронологию.

В его распоряжении были данные о числе лет правления князей (такой вид счисления сохранялся и в Византии наряду с “индиктным счетом” — 15-летние периоды, как его вариантом).

Скажем, первая дата 6360 год, под которой приводится первое упоминание неких русов в византийских хрониках, приуроченное к началу правления византийского императора Михаила.

Эта дата вызвала многочисленные недоумения историков, ведь если брать константинопольскую эру, то в итоге получается 852 год. Но достоверно известно, что Михаил начал царствовать в 856 году.

Но противоречие разрешается, если признать, что дата 6360 год сделана по старовизантийской (а не по константинопольской) эре и в пересчете на нынешнее летосчисление от Рождества Христова дает нам 856 год.

Но в 856 году Киевской Руси еще не существовало, следовательно, византийские источники писали не о днепровских, а о каких-то других русах. Скорее всего, поход на Византию в 856 году совершили причерноморские русы, этническая природа которых далеко не определена. Это те русы, которые вскоре приняли христианство, а митрополия причерноморских русов будет намного старше киевской митрополии.

Под 6374 (866) годом Повесть временных лет сообщает о походе на Византию киевских князей Дира и Аскольда. Как было установлено, сведения об этом походе не находят подтверждения в византийских источниках и сама дата похода тоже может быть результатом легенд и позднейших хронологических расчетов.

Вообще, сведения о походе Аскольда и Дира попали в летопись довольно поздно и заимствованы из Хроники Георгия Амартола, причем имена русских князей отсутствуют в оригинале и появляются только в древнерусском переводе хроники.

В принципе, на этом основании, принято считать, что никакого похода киевских русов на Византию в 866 году не было. Но привлечение внелетописных источников представляет интересную картину. Дир — имя иллирийское, означающее “крепкий”, “твердый”. Оно и до сих пор сохраняется у кельтов (читается теперь на английских манер как “Дайри”).

Аскольд — тоже типичное кельтское имя, где компонент “олд” (“олл”) означает “великий”. Таким образом, Дир и Аскольд могли быть представителями какой-то из ветвей руси.

Совет

Но попасть в Византию они могли не с севера, а с запада — из Подунавья, откуда в конце V века гуны и руги возвращались на Днепр после развала Гуннской державы, а в IX — X вв. из Подунавья будет несколько выселений и переселений, в том числе и в Поднеровье (эти миграции пока еще мало изучены и исторически, и археологически).

В рассказе о призвании варягов в летописи явно искусственно увязываются в одну династию Рюрик и Игорь. Рюрик с братьями шел из племени ободритов, память о чем держалась даже в XIX веке.

Игорь-Ингер явно шел из “Русии-тюрк”, то есть из Аланской Руси (уже славянизированной), которая располагалась в западных пределах Эстонии — на острове Сааремаа и в провинциях Роталия-Вик. А Олег, по летописи, оказался вообще безродным.

Но, как уже говорилось в предыдущей главе, Олег, видимо, был тоже выходцем из Аланской Руси. Кстати, богемские хроники знают его сына — тоже Олега, возглавившего в какое-то время Моравское королевство.

Впрочем, и в связи с утверждением в Киеве Олега возникает много еще неразрешенных вопросов. Само имя “Олег”, судя по всему, легендарное, причем, видимо, “Олегов” было несколько.

Например, разные источники сообщают о том, после смерти Олег был похоронен в разных местах и указывают разные могилы Олега: в Киеве, в Ладоге, где-то “за морем”. Причем северные могилы “Олегов” явно противоречат киевским и заставляют предполагать, что на севере это имя звучало звонче, чем на юге.

А следует из этого только одно: разные Олеги послужили источниками легенды о князе Олеге Вещем, и само это имя на Волго-Балтийском пути было популярно.

Источник: http://MirZnanii.com/a/335837/drevnyaya-rus-v-ix-xi-vv

Культура и развитие Руси в 11 веке

Территории и государство Русь в 11 веке

Начатое в 10 веке формирование единого российского государства в 11 веке получило новый виток развития. Киевские князья, которые активно совершали походы на окрестные земли, подчиняли себе все большие территории с проживающим здесь местным населением.

Центром объединения славянских племен был Киев, откуда и осуществлялось управления, принимались самые важные решения. Население Руси в этот период было достаточно пестрым – в состав государства входили не только славянские племена, но и часть финских племен, прибалтийских и некоторых других.

Русская территория в 11 веке простиралась от ладожского озера до устьев реки Роси, правобережного Днепра, а также от устья реки Клязьмы (город Владимир Залесский) до верховьев Западного Бута (город Владимир Волынский).

Обратите внимание

Русь сохранила за собой Тмутаракань, также от Руси к Польше постоянно переходила Галиция (место проживания хорватов), подчиняясь власти то одного князя, то другого. Однако важнее всего было то, что разрозненные племена и народы, наконец, начали образовывать более современное и мощное государство.

Разноплеменно население, которое проживало раньше на этих землях, теперь вошло в состав Киевской Руси или Русского государства, однако в полном смысле назвать это государство территорией русского народа было нельзя, так как сам русский народ еще окончательно не сформировался – на территории Руси проживали разрозненные племена, которые все еще во многом придерживались своих собственных древних традиций и очень медленно сливались в единую народность под влиянием христианства, однако само христианство еще не стало главной религией для всех (в 12 веке на некоторых землях все еще жили язычники).

Главным механизмом, который связывал все эти племена, была государственная власть и государственная администрация. Главой государства считался великий князь киевский – потомок варяга Рюрика, призванного на Русь для княжения. Постепенно формировались и другие государственные органы, были проведены попытки реформировать налоговую систему и систему управления – государство развивалось.

Религия и общество на Руси в 11 веке

В 988 году было принято христианство, и оно оказало огромное влияние на развитие Руси в 11 веке. Вместе с христианством стали появляться новые политические и общественные веяния, новые типы отношений. Князь становился наместником Божьим, и должен был заботиться не только о политической состоятельности Руси, но и об общественной и духовной жизни своих подчиненных.

Появляется княжеская дружина, которая постепенно из охраны превращается в своеобразный орган власти, имеющий все больше полномочий и свобод. Представители княжеской дружины считались людьми высшего сорта, она состояла из высшей(бояре) и низшей (отроки и дети).

Несмотря на то, что в 11 веке дружина все еще больше несла военный характер, уже начали формироваться ее экономические функции и политические – началось выделение аристократии, разделение общества, формирование сословного государства, которое будет только укрепляться на протяжение следующих двух веков.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре Руси в 11 веке, как и во всех прочих областях жизни, начался новый виток, связанный с принятием христианства.

В живописи начали появляться религиозные мотивы, началось активное строительство церквей – был построен Софийский собор в Киеве, считающийся одним из самых главных памятников архитектуры того периода.

На Руси активно начинает распространяться просвещение, грамотность и письменность, начинают строиться школы.

Читайте также:  Землепроходцы и первооткрыватели

Основные события 11 века на Руси

  • 1017—1037 — Сооружение около Киева укреплений и Софийского собора;
  • 1019—1054 — великим князем киевским становится Ярослав Мудрый;
  • 1036 — победа Ярослава над печенегами;
  • 1043 — последний вооруженный конфликт между Русью и Византией;
  • 1095 — основание Переяславля-Рязанского;
  • 1096 — первое упоминание о Рязани;
  • 1097 — Любечский съезд князей;

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век оказался довольно благоприятным периодом для формирования и развития Руси.

Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, а также феодальную раздробленность, государство продолжает формироваться, объединяя под своим началом все новые земли, появляется единая религия, формируется сословный состав общества, распространяется грамота.

Русь постепенно становится сильным государством, способным развиваться и диктовать свои условия во внешней политике, а также противостоять набегам кочевых племен.

Активно строятся новые города, население переезжает из деревень в более крупные поселения, начинает развиваться торговля и ремесла. Экономика и культура растут, появляются новые виды искусства (это связано, прежде всего, с принятием христианства), междуплеменные различия постепенно сходят на нет, формируется единый русский этнос.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kultura-i-razvitie-rusi-v-11-veke

Изучаем историю литературы по эпохам: Древняя Русь

Словесность наших предков не исчерпывается житиями святых, летописями и переводами из Библии. В старинных текстах встречаются такие истории, сюжеты и образы, которым позавидовали бы многие современные писатели.

Мы хотим познакомить вас с ярким и разнообразным миром литературы Древней Руси.

Датировка: XI век

Один из главных и самых поэтичных памятников древнерусской литературы.

Философские рассуждения монаха Илариона, написанные еще до возведения его в сан митрополита.

Хождение Богородицы по мукам

Датировка: конец XI — начало XII века

История, известная всем русскоязычным читателям благодаря роману «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, появилась на Руси не раньше XI века.

Образ Богородицы, как заступницы всех грешников, пришелся по душе нашим предкам, текст быстро стал популярным и много раз переписывался.

Кстати, мучения грешников здесь куда более изощрённые, чем в дантовском аду.

Поучение Владимира Мономаха

Датировка: XII век

Поучительное слово от непримиримого врага половцев, покровителя летописцев, одного из самых известных князей Древней Руси. Помимо практических советов по управлению княжествами, Владимир Мономах предостерегает потомков от лени, невежества и черствости.

Слово Даниила Заточника

Датировка: XII век

Покаянное послание опального дружинника князю Ярославу Владимировичу.

Испытав всю тяжесть изгнания и нужду, Даниил просит своего покровителя о помиловании, да не просто о помиловании. Автор «Слова…

» претендует на роль княжеского советника и посла, апеллируя к своим личным качествам: уму, мудрости, дару художественного слова, в наличии которых мы можем убедиться сами.

Из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия

Датировка: XII век

Шедевр русского переводного искусства. Текст, написанный в I веке нашей эры после взятия Иерусалима римлянами на Руси был переведен не позднее XII и оказался не менее колоритным и интересным, чем его греческий оригинал.

Сказание о Мелхиседеке

Датировка: XII век

Апокрифическое сказание об одном из самых загадочных библейских героев. Действие происходит накануне всемирного потопа, и сам Милхиседек здесь еще младенец. Человек «без матери, без родословия», в сказании он становится племянником Ноя.

Хождение игумена Даниила

Датировка: XII век

Одно из древнейших описаний паломничества на Руси, благодаря которому читатели узнавали не только о местах нахождения святых мощей, устройстве храмов и состоянии Святой земли в начале XII века в эпоху Крестовых походов, но и о качестве вина на острове Хиос, маслин в Иерусалиме и фимиама в Ликии.

Послание Климента Смолятича

Датировка: XII век

Остроумное философско-аллегорическое толкование Священного писания от книжника и философа, «какого прежде не бывало в Русской земле».

Пчела

Датировка: XII век

Сборник афоризмов, наставлений, коротких рассказов и анекдотов, составленный в Византии XI века. На Руси он появился столетие спустя. Даже в сокращенном формате содержал высказывания, приписываемые Плутарху, Сократу, Диогену и другим философам.

Слово о полку Игореве

Датировка: XII век

Легендарная поэма о неудачном походе на половцев князя Игоря Святославича. «Слово…» — яркое подтверждение того, насколько самобытной и интересной была не только литература, но и вся культура Древней Руси. В тексте нашли свое отражение как христианские, так и языческие мотивы.

Легенда о царе Авгаре

Датировка: XIII век

Эта история происхождения и чудес образа Спаса нерукотворного, пересказанная древнерусским автором в стилистике летописей. Переводчик вольно обошелся с текстом, гиперболизировав и приукрасив истории о чудотворной иконе, в итоге библейское сказание читается, не больше, не меньше, как остросюжетная повесть.

Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году

Датировка: XIII век

Описание взятия Константинополя, сделанное, вероятно, русским очевидцем. Рассказ изобилует подробностями осады города и описанием разрушений, причиненных рыцарями-крестоносцами. «Повесть» дополняет изложение этих событий, которое оставил византийский историк Никита Хониат.

Легенда о граде Китеже

Датировка неизвестна

Сказочное предание о волшебном невидимом граде, который «покрыл Господь дланию своею» окончательно сформировалось в XVIII веке, однако некоторые части памятника уводят нас на сто лет раньше, а сами описываемые события вообще отсылают к XIII веку и эпохе батыева нашествия.

Сказание об Индийском царстве

Датировка: конец XIII — начало XIV века

Греческое произведение, переведенное на Руси в XIII или XIV веке, благодаря которому вы узнаете, что Индия похожа на христианский рай, и правит в ней «царь и поп» Иоанн, а живут там «в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди — девяти сажен».

Задонщина

Датировка: XIV век

Одно из самых полных и поэтичных описаний Куликовской битвы, успех в которой стал первой большой победой над монголо-татарами, и оказался переломным во взаимоотношениях Руси с Ордой.

Физиолог

Датировка: XV век

Природоведческое сочинение, основанное как на естественно-научных представлениях древних греков, так и на аллегорических истолкованиях Священного писания.

Из него вы узнаете, что антилопа живет около реки-океана на краю земли, что змея оставляет яд в гнезде, когда идет (sic!) пить воду, и что существует такое животное как морской конь, который «от пояса и выше имеет образ коня, а ниже пояса образ рыбы кита».

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Датировка: XV век

А теперь уже правдивый рассказ о том, как живется в Индии. В глазах автора «Хождения» эта страна перестаёт быть раем и больше напоминает описание ада, хотя некоторые моменты, например — доступность женщин, Никитину определенно нравятся.

Сказание о Дракуле

Датировка: XV век

Древнейший из известных нам памятников русской беллетристики. Современники считали повесть «неполезной», но все-равно увлеченно читали.

История о Дракуле начинается с традиционного сказочного зачина и состоит из разрозненных эпизодов о зверствах валашского князя.

Так что с уверенностью можно говорить о том, что первым биографией Влада Цепеша заинтересовался не Брэм Стокер, а средневековые авторы, среди которых был и русский дьяк Федор Курицын.

Повесть о житии Михаила Клопского

Датировка: XV век

Единственное житие в нашем списке. Чтобы ощутить всю прелесть этого текста, лучше читать его в ранних изводах. Автор повести отступил от канонов агиографического повествования и рассказал историю святого живым разговорным языком.

«Александрия»

Датировка: XV век

В Древней Руси история великого полководца — это христианская переделка «Александрии» Псевдокаллисфена.

Текст не являлся историческим сочинением, но для средневекового читателя он был основным источником сведений о жизни македонского царя.

О популярности «Александрии» на Руси свидетельствует большое число списков, относящихся к периоду с XV до начала XIX веков.

Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе

Датировка: конец XV века

Легенда о чудесном путешествии новгородского епископа на бесе, сюжет которой восходит κ сказочному фольклору Древней Руси. Гоголь, в свое время, тоже был потрясен подобными сказками.

Из «Троянской истории»

Датировка: XVI век

Один из самых необычных текстов во всем корпусе древнерусской литературы.

Перевод романа итальянского историка и поэта Гвидо де Колумна, скорее всего, был сделан в начале XVI века.

У Гвидо история Троянской войны превратилась в типичный рыцарский роман, тем более странно, что во второй половине XVI столетия этот текст был включен в Лицевой свод, созданный по инициативе Ивана Грозного.

«Повесть о царице Динаре»

Датировка: XVI век

В основу повести, созданной в Москве в первой половине XVI века, легли легендарные сведения о двух грузинских царицах — Динаре (в X веке утвердившей православие в западной Грузии) и знаменитой Тамаре. Основные идеи произведения — сильная царская власть, богоизбранность правителя, подчиненность (нравственная и политическая) бояр, сделали этот текст широко известным на всей территории Московской Руси.

Сказание об Аристотеле

Датировка: XVI век

Перевод жизнеописания Аристотеля, входящего в знаменитую книгу Диогена Лаэртского (III в.) также сделан в начале XVI века.

Автор перевода заботливо исключил из текста все, что так или иначе могло порочить знаменитого философа.

Зато в тексте есть описание его внешности, несколько афоризмов и рассказ о странном приборе, служившим Аристотелю в качестве будильника.

Сочинения Ермолая-Еразма

Датировка: вторая половина XVI века

Священника Ермолая (в иночестве — Еразма) с уверенностью можно назвать одним из первых русских писателей и публицистов. В текстах автора «Повести о Петре и Февронии Муромских» отразились и социальные проблемы, глубоко волнующие автора: положение зависимых крестьян, вседозволенность бояр, необходимость реформ. И это уже в XVI веке!

Источник: https://eksmo.ru/selections/izuchaem-istoriyu-literatury-po-epokham-drevnyaya-rus-ID4155742/

Ссылка на основную публикацию