Племена средней азии, закавказья и кавказа в 4 тысячелетии до н. э.

История Древнего Северного Кавказа

≡  30 Март 2018

Как жил Северный Кавказ до того, как присоединился к России? Обычно мы ведем для себя его историю с Кавказских войн, но не менее интересна и история Древнего Кавказа, и вся его история до XIX века.
Северный Кавказ имеет древнюю и запутанную историю.

Этот регион всегда был перекрестом цивилизаций, на котором оставили след многие народы и завоеватели. Работу историков осложняет скудный набор письменных памятников. А между тем название «Кавказ» встречается уже у древнегреческих историков, а самое первое упоминание региона встречается во II веке до н.э.

на глиняной табличке древних хеттов, живущих в малой Азии.

До нашей эры

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад.

Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали два центра культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию.

Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии. Вторая отличалась высоким уровнем земледелия.

Ученый-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков.

Обратите внимание

Четыре тысячи лет назад на Восточном побережье Черного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царем Нином.

В XI-VIII веках до н.

э Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племен киммерийцев, совершавших набеги на Ближний Восток. Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами, и ахеями.

В начале VI в. до н.э. на Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи.
Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов: чеченцев и ингушей.

В 70-х годах н. э. сарматское племя аланов перешло к земледелию. Впервые название «Алания» упоминается во II веке н.э. Государство окончательно сложилось в VI веке, благодаря дорогам Великого Шелкового пути. Через страну пошли богатые караваны.

В это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия. В начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды. Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами – возможными предками табасаранов и легами — предками лакцев.

С IV по VI века Северный Кавказ подвергся нашествиям варварских племен. Сначала по нему прошли гунны, позже – авары и тюркоты. Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

Хазария

В VII веке регион жали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил свое влияние на огромные территории от Арала до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья.

Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан. В свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию.

Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошел в состав Арабского халифата под названием Баб-аль-Абваб и стал центром исламизации народов.
С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: ее территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана.

Страна поддерживала связи с Византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием

К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев. От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок.

В XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки.

В XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан. Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина. В результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию.

А регион попал под иго Орды. В начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа.
Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана, и лишь в 1385 году ордынскому хану Тохтамышу удалось переподчинить эти земли себе.

В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

Адыги под ханским игом

На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины. На севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населенное кумыками.

В XV веке Османская Империя заключила союз с Крымским ханством. После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму. Адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану в 200 девушек и 100 юношей.

В XVI веке на регион обратило внимание Московское государство. На Кубани и Тереке появились русские колонисты. Адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жены свою дочь.

Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс – на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества.

Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года.

В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения.

Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику.

После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России.

Важно

Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Источник: http://oppps.ru/istoriya-drevnego-severnogo-kavkaza.html

Древнейшие известия о народах Северного Кавказа

Древнейшими, известными по письменным источникам, обитателями причерноморских областей Северного Кавказа являются киммерийцы. К сожалению, сведений о них очень мало. По существу, кроме самого факта пребывания киммерийцев в древности (до VIII в. до н. э.

) в северо-восточной части Причерноморья, засвидетельствованного Геродотом и запечатлевшегося в ряде топографических названий античной эпохи, ничего определенного об этих древних насельниках Предкавказья сказать нельзя.

Геродот сообщает, что киммерийцы были вытеснены с занимаемой ими территории скифами, вторгнувшимися в Северное Причерноморье из Азии примерно в VIII в. до п. э.

Хотя из сообщения Геродота можно сделать вывод, что все Северное Причерноморье было заселено киммерийцами, однако, видимо, главным местом пребывания киммерийцев были Крым и Прикубанье, ибо именно здесь нам известно наибольшее количество названий, связанных с их именем !.

Отступая под натиском скифов из Северного Причерноморья, киммерийцы двинулись, по словам Геродота, через Северный Кавказ на юг вдоль побережья Черного моря и поселились там, где в его время находился «эллинский город Синопа».

Изучение клинописей древного Востока и,          в частности, ассирийских текстов подтверждает это сообщение Геродота о вторжении киммерийцев в Переднюю Азию, где они действительно появились в VIII—VII вв. до н. э.

и потрясли основы ряда могущественных государств древнего Востока, в том числе Ассирию и Урарту.

Вряд ли, однако, все киммерийцы покинули Северное Причерноморье. Надо полагать, что часть их осталась на прежнем месте жительства и после вторжения скифов.

Около VIII в. до н. э. основным населением Северного Причерноморья стали скифы, но, судя по всему, на Северном Кавказе значительного скифского населения не было. Геродот и другие древнегреческие писатели считали восточной границей расселения скифов Дон.

Совет

Далее на восток, в Предкавказье, по сведениям этих писателей, жили уже нескифские племена (меоты, синды, тореты, керкеты и др.)* Хотя Геродот ограничивает пределы Скифии на востоке течением Дона (Танаиса), однако он же сообщает о проникновении скифов и на Северный Кавказ.

По его словам, скифы, преследуя киммерийцев, вторглись через территорию Северного Кавказа в Закавказье и Переднюю Азию, причем они прошли не вдоль берега Черного моря, как киммерийцы, а восточнее, «имея по правую руку Кавказскую гору», т. е. Главный Кавказский хребет.

Читайте также:  Партийный состав 1-4 государственных дум

Таким образом, скифы вторгались в Закавказье вдоль Каспийского побережья (через Дербентский проход), проходя через северокавказские степи, где часть их могла и осесть. Конечно, обитавшие в Северном Причерноморье скифы и в дальнейшем могли проникать на Северный Кавказ, особенно в При- кубанье, переходя через Дон или Керченский пролив.

Примерно с VII по III в. до н. э. хозяйственный и общественный строй, а также и культура коренного населения Северного Кавказа приобрели в значительной мере скифские черты.

Особенно ярко эти черты прослеживаются в степном Предкавказье и в предгорьях западной части Северного Кавказа (за Кубанью, в бассейне рек Белой и Лабы).

Это объясняется не только проникновением на Северный Кавказ скифского этнического элемента, но и усилением исторических связей Северного Кавказа со всей степной полосой Восточной Европы, где размещалась основная масса скифских племен Северного Причерноморья.

О том, что скифская культура была в это время воспринята и нескифским населением Северного Кавказа, свидетельствует археологический материал из курганов Семибратние и Карагодеуашх, принадлежность которых местным синдо-меотским племенам не вызывает сомнения.

Процесс распространения скифской культуры, так же как и проникновение самого скифского элемента, сильнее всего чувствуется в Прикубанье, находившемся по соседству со Скифией, а также в степных районах Северного Кавказа, где обнаружены такие яркие и типичные памятники скифской культуры, как курганы у станицы Келермесской и аула Уль- ского на Кубани, Моздокский могильник в центральной части Северного Кавказа и др. Можно считать, что степное Предкавказье, и в особенности Прикубанье, в скифский период мало чем отличались в социально- экономическом и культурном отношениях от лежавших на запад от Дона областей Скифии. Курганы Прикубанья скифского периода свидетельствуют о том же типе хозяйства и общественного строя, что и у скифов — кочевников Приднепровья. Археологический материал прикубан- ских курганов дает тот же ритуал погребения, тот же набор предметов вооружения и домашнего обихода, что и в центральных областям Скифии.

Обратите внимание

Но в скифских курганах Предкавказья есть и некоторые особенности. В частности, «царские» курганы Прикубанья обычно отличаются большим количеством канских захоронений (например, в одном из курганов у аула Ульского — более 400).

К этому нужно добавить, что древние «царские» курганы Прикубанья (VI—IV вв. до н. э.) вообще отличаются более пышным, дорогим и кровопролитным обрядом погребения, чем одновременные им курганы Приднепровья.

Попвидимому, все это следует объяснить тем, что Прикубанье, как и все Предаавказье, было втянуто в общение с культурными центрами древнего мира (в особенности с Закавказьем, а также с Передней Азией) значительно раньше, чем Приднепровье.

Поэтому и социально-экономическое развитие этого района шло в начале более быстрыми темпами, чем областей, лежащих на запад от Дона.

С причерноморскими племенами Северного Кавказа исторически тесно связаны находившиеся в Северном Причерноморье греческие колонии.

Недаром большая часть наших сведений об этих племенах в античную эпоху получена из греческих источников.

С VII в. до н. э. греки начинают колонизацию Южного, а затем и Северного Причерноморья. К концу V—началу IV в. до н. э.

все северное побережье Черного моря от устья Днестра до Кубани было уже освоено греческими колонистами; при этом наиболее густо греческие поселения располагались по обоим берегам Керченского пролива (Боспора Киммерийского).

Здесь разместилась самая многочисленная и богатая группа греческих колоний Северного Причерноморья, в которую, в частности, входили Фанагория (станица Сенная), Корокондама (Тамань), Гермонасса, Сады, Гор- гиппия (Анапа) и другие на кавказском берегу. К этой же группе следует причислить и Танаис, находившийся в дельте Дона.

Важно

Крупнейшей колонией бос- порской группы был Пантика- пей (находившийся на месте нынешней Керчи), который объединил под своей властью оба берега Боспора Киммерийского и стал столицей так называемого Боспорского царства.

К концу IV в. до н. э. в состав кавказской части этого государства входил весь Таманский полуостров со смежными областями по низовьям Кубани, а также побережье до Баты (Новороссийска) на юге и Танаиса на севере включительно.

Появление в Северном Причерноморье рабовладельческого Боспорского государства оказало большое и всестороннее влияние на жизнь и развитие местных племен. В качестве примера можно привести таманское племя синдов, находившееся в сфере непосредственного воздействия Боспорского царства. В VI в. до н. э.

синды уже тяготели к городскому центру с греческим и местным населением (сначала Синдский порт, затем Горгиппия, находившиеся на месте нынешней Анапы) и подчинялись управлению полуэллинизованных династов. В IV в. до н. э.

синды, как и некоторые другие племена Прикубанья, вошли в состав Боспорского царства, а синдские династы стали вассалами боспорских царей Спартокидов, таких же полуаборигенов, полугреков, каре и они сами.

Распространение влияния Боспора и на другие близкие к нему кубанские племена подтверждается многочисленными данными, в том числе материалами так называемых Семибратних курганов (в дельте Кубани около станицы Варениковской).

Местное население Северного Причерноморья и Кавказа к моменту греческой колонизации уже достигло сравнительно высокого уровня хозяйственного, общественного и культурного развития, что и явилось необходимой предпосылкой для возникновения здесь греческой колонизации.

Как известно, греческие колонии Северного Причерноморья и Кавказа были обязаны своим богатствам и расцветом прежде всего посреднической торговле, которую они вели, с одной стороны, с местными племенами, с другой — со всем античным миром Черноморского бассейна и Средиземноморья.

Совет

Хлеб, скот, кожи, мед, воск, вывозившиеся греками из причерноморских областей Кавказа, были продуктами соответствующих отраслей хозяйства, развитых здесь местным населением и притом в такой степени, что уже появились излишки для торговли и обмена.

Следовательно, уровень развития производительных сил у местного населения был настолько высок, что давал возможность организовать широкий и интенсивный обмен с внешним миром.

Именно поэтому греческие поселения основывались преимущественно в тех пунктах, где наиболее удобно было организовать торговлю и обмен с местными жителями, причем многие крупные греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа возникали на давно обжитых коренным населением местах.

Наивысший расцвет Боспорского царства падает на IV — первую половину III в. до н. э.

В дальнейшем оно стало ослабевать, и это в значительной мере было связано с постепенным падением спроса на хлеб, вывозимого боспорскими купцами из Прикубанья в Грецию, и с натиском сарматов, ставших крупной политической силой в степях Предкавказья и Северного Причерноморья. В I в. до н. э. Боспорское царство попало в некоторую зависимость от Рима, а в IV в. н. э. прекратило свое существование под ударами гуннов.

Нужно сказать, что Боспорское царство было не столько греческим, сколько греко-варварским государством, так как местные племена (меоты, скифы, сарматы, аланы) составляли значительный процент его населения и сыграли большую роль в развитии его культуры. В свою очередь греки оказывали большое влияние на культуру местного населения даже за пределами Боспорского царства.

Древнегреческие, а частично и римские писатели оставили краткие, но ценные сведения о народах Северного Кавказа в VI в. до н. э.— III   в. н. э.

Так, они указывают на Северо-Западном Кавказе большое число племен, часть которых (синды, псессы, фатеи, досхи и пекоторые другие в прикубанских степях) была известна под собирательным именем «меоты», а другая часть (обитавшие в горах зихи, ахеи, тореты, керкеты и пр.) представлялась грекам отдельными народами.

Обратите внимание

Племенные и географические названия того времени в низовьях Кубани и на Черноморском побережье нынешнего Краснодарского края доказывают принадлежность большинства этих меотских и немеотских племен к предкам адыгов (т. е. кабардинцев, черкесов и адыгейцев).

В то же время античные писатели говорят не об одном адыгском или двух-трех абхазо-адыгских языках, а множестве языков на Северо-Западном Кавказе, для которого тогда была характерна примерно такая же лингвистическая пестрота, какая сохранилась до начала XX в. в Дагестане.

Большинство племенных языков Северо-Западного Кавказа в ту пору было родственным между собой. Сказанное позволяет заключить, что процесс консолидации разрозненных племен Северо-Западного Кавказа к началу нашей эры находился еще на начальной стадии и не успел привести к образованию адыгской народности.

Гораздо меньше сведений можно почерпнуть у античных писателей о населении горной полосы центральной и восточной частей Северного Кавказа.

Упоминаемые ими мелкие племена очень трудно привязать к определенным территориям и не менее трудно угадать их этническую принадлежность. Все же авторы I— II вв. н. э.

(Страбон, Птолемей и Плиний Старший) знали на востоке Северного Кавказа легов (лакцев или лезгин) и дидуров (дидойцев), причем последние указаны ими рядом с тушинами (тусками), т. е. примерно там, где они живут и в настоящее время.

В степях Северного Кавказа на восток от меотов жили родственные скифам ираноязычные племена сарматов (сираки, аорсы и др.), к которым в самом начале нашей эры присоединились пришедшие из Заволжья аланы.

Читайте также:  Дипломатические договоры и соглашения россии второй половины xviii века

Язык последних также принадлежал к иранской ветви индоевропейских языков и находился в близком родстве с сарматским и скифским языками. Уже во II —III вв. н. э.

аланы стали самой крупной политической силой в степях Северного Кавказа.

Аборигенное население (меотские племена, керкеты, тореты, ахеи, зихи, леги, дидуры и др.) были оседлыми и занимались преимущественно пашенным земледелием и скотоводством, а меоты, кроме того, и рыбной ловлей. Значительная часть сарматов и алан занималась скотоводством кочевого типа.

Сведения о социальном строе народов Северного Кавказа в античное время крайне скудны. Письменные источники упоминают, с одной стороны, племенных «царей», владевших значительными стадами скота, а с другой — рабов, или «работников».

Важно

Археологические раскопки меотских и сарматских могильников обнаружили в одних случаях богатые, а в других — бедные погребения. В Прикубанье открыто большое число меотских горо — дищ, окруженных рвами и валами.

Литературные источники рассказывают об укреплении сарматских поселений двумя рядами плетня с земляной засыпкой между последними. Каждое городище имело цитадель, которая обычно отделялась от остальной территории городища внутренними рвом и валом.

Не подлежит сомнению, что уровень социального развития населения Северного Кавказа в античную эпоху не был однородным.

У одних племен, например у синдов, которые были ближайшими соседями крупных боспорских городов, он был выше, чем у других меотов, выше, чем у кочевников сираков или аорсов и тем более выше, чем у горных племен. В целом же население Северного Кавказа в указанное время находилось на той переходной стадии от первобытнообщинного строя к классовому обществу, которую принято называть периодом военной демократии.

Источник: http://lib7.com/kavkaz/1057-severnui-kavkaz-ocherk.html

Тема 11 Малая Азия и Закавказье в древности

Тема 10 Сирия, Финикия и Палестина в древности

Тема 9 Месопотамия в 1-й половинœе 1 тыс. до н. э.

Тема 8 Месопотамия во 2 тыс. до н. э.

Политическая раздробленность Месопотамии в начале 2 тыс. до н. э. Аморейские государства в Месопотамии. Возвышение Вавилона. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Экономика, социальная структура и политический строй Вавилонии. Ослабление Вавилонского государства при преемниках Хаммурапи. Наступление касситов. Вавилония при аморейской и касситской династиях.

Ассирийское общество и государство в 1-й половинœе 2 тыс. до н. э.

Усиление Ассирии в Среднеассирийский период. Среднеассирийские законы. Характеристика социально-экономических отношений и политического строя Ассирии во 2-й половинœе 2 тыс. до н. э. Вторжение арамейских племён и упадок Ассирийского государства.

Государство Митанни: государственно-политическая структура, экономика, общество. Место Митанни в системе государств 14-13 вв. до н.э. Разгром Митаннийского царства ассирийцами.

Культура Месопотамии 2 тыс. до н. э.

Международная обстановка на Ближнем Востоке в конце 2 — начале 1 тыс. до н. э. Ассирия в Новоассирийский период. Экономический и военно-политический подъём Ассирии в Новоассирийский период. Ассирийские завоевания в 9 в. до н. э.

Реформы Тиглатпаласара III. Ассирийская армия и организация военного дела. Военные походы царей династии Саргонидов. Расцвет ассирийской военной державы. Правление Ашшурбанапала и закат ассирийской истории.

Социально-экономический строй и политическая организация ассирийской державы в I тыс. до н. э. Причины крушения Ассирии.

Вавилония в 12 – 7 вв. до н.э.: борьба за независимость

Основные процессы этнического и политического развития послекасситской Вавилонии в конце 2 — начале 1 тыс. до н. э. Утверждение власти Ассирии над Вавилоном. Возвращение независимости. Вавилоно-мидийская коалиция и её победа над Ассирией. Создание Нововавилонской державы, расцвет при Навуходоносоре II. Набонид и завоевание страны персами. Вавилония в орбите персидской политической системы.

Совет

Нововавилонская держава в 7 – 4 вв. до н.э. Экономика Вавилонии в 7 — 4 вв. до н. э. Социальная структура поздней Вавилонии.

Культура Месопотамии 1-й половины 1 тыс. до н. э.

Возникновение цивилизации в регионе Особенности природной среды. Населœение. Источники. История изучения древних археологических памятников. Первые земледельческие и скотоводческие культуры. Развитие ремесла. Города-государства 3-2 тыс. до н.э.

Регион как арена борьбы мощных держав древнего мира. Угарит. ʼʼНароды моряʼʼ. Приход древнееврейских племён. Возникновение Израильско-Иудейского царства и его история. Социальная структура общества. Пророческое движение. Палестина в 1 тыс. до н.э. Вавилонский плен.

Южно-палестинские царства Аммон, Моав, Эдом.

Наиболее значительные государства на территории Сирии и Финикии. Сирия, Палестина и Финикия под властью Ассирийской, Нововавилонской и Персидской держав.

Мифология и литература Сирии, Финикии и Палестины. Cистемы письменности. Наука, архитектура, прикладное искусство. Библия как культурно-исторический памятник. Распространение культуры Сирии, Финикии и Палестины в древнем мире.

Основание Карфагена и других финикийских колоний в Северной Африке. Политический строй Карфагена. Причины возвышения Карфагена и превращения его в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья. Развитие военной экспансии Карфагена в 7-5 вв. до н. э. Его союзники. Наивысший расцвет Карфагена и создание Карфагенской державы в 5-3 вв. до н. э.

Географическое положение и природные богатства Малой Азии. Населœение и языки. Источники по древней истории Малой Азии. Изучение древнейшей истории Малой Азии. Дешифровка хеттской клинописи и иероглифического письма. Проблематика малоазийской истории в современной историографии.

Древнейшие земледельческие посœелœения Малой Азии. Чатал-Гуюк. Зарождение металлургического производства. Основные экономические процессы в Малой Азии в 3 тыс. до н.э. Рост укреплённых центров. Подъём ремесла и торговли. Имущественное неравенство и социальная дифференциация. Распад родового строя.

Хеттская цивилизация. Периодизация хеттской истории. Борьба племенных центров за политическое объединœение страны в начале 2 тыс. до н. э. Образование Древнехеттского царства. Внутренняя и внешняя политика его правителœей. Династическая борьба и указ Телœепина о престолонаследии. Характерные черты политической организации хеттского государства. Упадок Древнехеттского царства.

Возрождение Хеттского государства в Новохеттский период. Борьба за обладание в Передней Азии. Успехи Суппилулиумы. Хетто-египетское противоборство. Битва при Кадеше и мирный договор египтян с хеттами. Натиск «народов моря» и крушение Хеттской державы.

Обратите внимание

Экономика хеттов. Аграрные отношения. Царские и храмовые хозяйства. Особенности социальной структуры. Эволюция политического строя. Хеттский судебник.

Хеттская культура. Религиозные воззрения и культы. Мифология и литература хеттов. Научно-практические знания. Хеттская архитектура, скульптура и рельеф.

Троада, Лидия и Фригия. Троя как экономический и политический центр запада Малой Азии во II тыс. до н. э. Связи Троады с Эгейским миром. Троянское царство и его расцвет. Война ахейцев против Трои, её гибель и раздел Троянского царства.

Переселœение фригийских племён. Образование Фригийского царства и его господство над западной частью Малой Азии. Фригийское царство в X -VIII вв. до н. э. Натиск киммерийцев. Борьба с Ассирией. Распад Фригийского государства на рубеже 8-7 вв. до н. э. Важнейшие достижения фригийской культуры.

Образование Лидийского царства. Достижения лидийской экономики. Торговые связи Лидии. Общественный строй. Политическое устройство. Роль родовых традиций. Расцвет Лидийского царства при династии Мермнужнов. Складывание Лидийской державы. Её взаимоотношения с сосœедями. Лидийско-персидская война и покорение Лидии персами. Культурные достижения лидийцев.

Природно-географические условия Закавказья. Народы. Основные исторические источники.

Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена Закавказья в V-III тыс. до н. э. Развитие сельского хозяйства и ремёсел. Металлургическое производство. Имущественное расслоение. Строительство крепостей и развитие оружейного дела. Межплеменные войны. Процесс возникновения государства у племён Закавказья.

Ванское царство. Возникновение Ванского царства (Урарту). Его усиление при Сардури I и Ишпуини. Ванское царство в I-й половинœе VIII в. до н. э. Борьба Урарту с Ассирией в правление Сардури II и Русы I. Поход Саргона II. Упадок и гибель Урартского государства.

Экономика и социальная структура Урарту. Политический строй, административная система и военная организация. Достижения урартской культуры. Клинопись урартов. Городская и крепостная архитектура. Скульптура, рельеф, роспись, металлопластика. Урартский пантеон. Использование урартами хеттского и хурритского культурного наследия.

Важно

Послеурартский период в Закавказье. Греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа. Государство в Колхиде. Ранние государственные образования в Иберии и Албании.

Тема 11 Малая Азия и Закавказье в древности — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Тема 11 Малая Азия и Закавказье в древности» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/76160_tema_11_malaya_aziya_i_zakavkaz_e_v_drevnosti

Древнейшая история Северного Кавказа

Наиболее полно представить прошлое мы можем благодаря письменным источникам, но письменность возникла недавно, а до этого всю много тысячелетнюю историю человечества мы можем воссоздать по археологическим данным отчасти.

Человек (homo sapiens) выделился из животной среды 2 миллиона лет назад и его последующая длительная эволюция оказалась разбита на несколько этапов, которые классифицируются учеными по материалам и технике изготовления орудий труда и оружия у других людей:

  1. палеолит (древний каменный век), от момента возникновения человечества до 10 000 лет до н.э.;
  2. мезолит (средний каменный век), от 10 000 до 5 000 лет до н.э.;
  3. неолит (новый каменный век), от 5 000 до 3 000 лет до н.э.;
  4. энеолит (медно-каменный век), 4 000 до 3 000 ет до н.э..
Читайте также:  Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов

Согласно археологическим данным древнейший человек (архантроп) обитал на Северном Кавказе уже в эпоху палеолита.

Самые древние стоянки датируются 350-1000 тысяч лет назад и обнаруживаются на территориях современных Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Равнинных районах Краснодарского края и Ростовской области.

Наиболее древнейшие стоянки древних людей – стоянки на реках Псекупс и Иль в Краснодарском крае, Урочище Чумус-Иниц (юг Дагестана), окрестностях г. Кисловодск.

Человек эпохи позднего палеолита мог производить из камня наконечники копий, скребки, резцы, ножи, проколки, строил жилища в виде землянок, мог изготавливать меховую одежду.

Основа социальной организации того времени – родовая община с экзогамией (с греческого, экзо – вне, гамос – брак) – запрет браков внутри одного коллектива и матриархатом.

Для справки: эндогамия (с греческого, эндо – внури, гамос – брак) – брачные связи внутри племени.

В конце палеолита завершается формирование современного человека (homo habilis – человек умелый). На всей территории Северного Кавказа последовательно фиксируются находки, относящиеся к периоду мезолита и неолита, что ясно свидетельствует о том, что эволюция на Северо-Кавказских землях не прерывалась.

Совет

В эпоху неолита происходят самые значительные изменения: хозяйство древнего человека переходит от присваивающего к производящему.

Возникают гончарное дело, прядение, используются множество приемов обработки камня. Стоянки неолита прослеживаются на всей территории Северного Кавказа.

Наибольшую известность приобретают стоянки на реке Зеленчук и реке Кубань (КЧР), стоянка Ястак-Кудук (Калмыкия).

Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности

По мнению ученых именно в эпоху неолита происходит формирование языковых семей, а затем и выделение отдельных языков. Предполагают, что 3000 лет до н.э.

на языках автохтонных народов Кавказа (абхазо-адыгская, нахская, дагестанская группы) говорили на достаточно обширной территории, куда входили Малая Азия, Закавказье, Западная часть Ирана.

Доказано, что отдаленными родственниками вайнахских языков были Урартский и Хурритский (хуриты – древний народ, 3 тысячи лет до н.э. на территории современных Сирии и северного Ирака). Урартский язык исчез на протяжении 1-ой тысячи лет до н.э., вытесненный протоармянским.

На языках абхазо-адыгской группы говорили не только на Западном и Центральном Кавказе, но и в восточной части современной Турции. В лингвистическом отношении к ним был близок язык древнего народа хеттов, обитавшего в 2000-начале 1 000 году до н.э. в центральном и восточном районах Малой Азии.

Наречия современной дагестанской языковой группы также охватывали более обширные ареалы, включавшие в себя нынешний Азербайджан и часть Ирана. Почему сузились ранее существовавшие языковые области наука четкого ответа не дает.

Местные археологические культуры

В конце 4000 лет до н.э. начинается оформление локальных археологических культур. На территориях современных Дагестана, Чечни, Осетии обитало население, которое археологи причислят к куро-аракской культуре. Ареал этой культуры охватывает большую часть Закавказья, верховья реки Евфрат, некоторые территории Ближнего востока.

По неизвестным причинам к 3 000 летию до н.э. развитие земледельческо-скотоводческих племен Северного Кавказа замедляется. Куро-аракская общность распадается и нарастают локальные отличия. Появляется большое археологическое разнообразие.

В западной и центральной частях Кавказа в 3 000 – 2 000 лет до н.э. фиксируются племена, которые современные археологи относят к Майкопской культуре. В 1897 году российский ученый востоковед Н.И.

Обратите внимание

Веселовский в окрестностях города Майкоп раскапывает курган Ошад, под насыпью которого оказалась могила с необычными находками.

Были обнаружены: характерные золотые бляшки в виде львов, быков и прочих зверей, золотые кольца, бусы из золота и серебра, изделия из полудрагоценных и драгоценных камней (сердолика, бирюзы, лазурита и прочих). В этом же захоронении были найдены глиняная и бронзовая посуда, медные и каменные топоры, кремниевые наконечники стрел.

После раскопок Веселовского, захоронения с подобным набором инвентаря обнаруживатся в других частях Северного Кавказа и всем им дается условное название как памятники Майкопской культуры. Вскрытые археологами погребения Майкопской культуры свидетельствовали о высоком уровне развития производительных сил ее представителей.

Ученые констатировали прочные навыки майкопцев в обработке мягких металлов, гончарном ремесле. Большое развитие получило скотоводство. Предполагают, что племена Майкопской культуры жили в патриархально-родовым обществом, в котором тем не менее уже были элементы социального неравенства. Исследователи выделят три основных слоя:

  1. вожди племен и родовые старейшины;
  2. свободные рядовые общинники;
  3. патриархальные рабы или домашние рабы, которые жили в семьях свободных жителей общин. источник рабства – плен.

Следы Майкопской культуры сохраняются до начала 2-го тысячелетия до н.э., при этом некоторые черты сходства с ней фиксируются в отдельных районах современных Сирии, Ирака, Восточной Турции.

Другие культуры на Северном Кавказе:

  • Дольменная культура
    (также культура строителей дольменов) — археологическая культура среднего бронзового века (2400-2100 год до н.э.). В настоящее время занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).
    Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).
  • Северокавказская культура
    существовала в конце 3 000 — начале 2 000 лет до н. э. в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции. Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры.

    На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной исрубной).
    На Юго-Западе — с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа.
    На Востоке — с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту.

    Культура известная главным образом по погребениям, поселения изучены мало. Обряд захоронения включал в себя создание для покойного камеры на дне вертикальной ямы, тело чаще всего укладывалось на спину в вытянутом положении, в ногах помещался сосуд с пищей.

    Население Северокавказской общности было оседлым, использовало оловяннистые бронзы и многие новые технологии металлообработки. Гончарный круг известен не был.

     Некоторые ученые к Северокавсказской общности относят и специфические Дольмены, в которых 5 огромных плит образуют закрытое помещение, в которое помещается тело умершего.

  • Каякентско-Хорочоевская культура
    археологическая культура племен Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.), представленная могильниками. Первые паматники раскопаны у станицы Каякент (Даг. АССР) и у села Хорочой (Чечено-Ингуш. АССР). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребенных в каменных гробницах с произвольной ориентацией покойников, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, обмазанной с внешней стороны жидкой глиной и украшенной налепными валиками или штрихами в елочку. Оружие в погребениях отсутствует. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески -принадлежности головного убора. Памятники Каякентско-Хорочоевская культуры разделяются на 2 группы – восточную (приморский Дагестан) и западную (горний Дагестан и Чечня). В центральной части горного Дагестана (могильник у села Чох) выделена новая группа памятников Каякентско-Хорочоевская культуры, отличающаяся особой формой могил в виде овальных в планеколодцев и другими особенностями. Основу хозяйства племен Каякентско-Хорочоевская культуры составляли земледелие и особенно скотоводство. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархальные отношения.
  • Катакомбная культура
    Первооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура получила название катакомбной. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой.
  • Кобанская культура
    археологическая культура на Кавказе в периодыбронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезекарачаевцев, балкарцев, осетин, вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев).

    Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства.

©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

Источник: https://ncau.ru/3/

Ссылка на основную публикацию