Общественный строй населения в период образования централизованного русского государства
В централизованном Русском государстве происходили существенные изменения в формах феодальной собственности на землю и в статусе основных групп господствующего класса феодалов. Россия в XV—XVI вв. была феодальным государством. Общество делилось на классы. Класс феодалов возглавлял великий князь. Далее шли служилые люди по отечеству:
— думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне; — московские служилые чины — стольники, стряпчие,
дворяне московские, жильцы; — городские служилые чины — выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые; — служилые люди по прибору — военные; — тяглые городские: посадские московские чины — гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские; посадские городовые чины — лучшие люди, средние люди, молодые люди; — монастыри и церковь — крупные землевладельцы-вотчинники;
— тяглые уездные — крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные);
— кабальные люди — попавшие в зависимость в связи с долгом.
Образовалось система местничества, при которой представители знатных фамилий занимали по родовитости определенное место при дворе князя и на государственной службе.
По своему положению бояре являлись вторыми лицами в государстве.
Бояре входили в состав федерального совета при князе (боярская дума), занимали важнейшие посты в системе управления государством и вооруженными силами, имели привилегии в суде.
Высшие боярские должности: конюший (в случае смерти царя мог возглавить государство); дворецкий (главный управитель дворцового имущества); оружейничий (заведовал военным хозяйством).
Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию (предоставлению поместного и денежного оклада на срок государственной службы).
Тяглое население — это все юридически свободное население Московского царства, которое делилось на городское (посадское, посаженное) и сельское.
Классы тягловой службы: высшие — военная и административная; низшие — финансовая, крепостная.
Отношения крестьян с государством регулировались порядной записью, по которой крестьянин становился вытным и платил оброк своей общине. Вытные — это свободные крестьяне, которые могли взять в батраки других безземельных крестьян.
Они в последующем из-за неуплаты долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых людей. Полувытчики (бобыли или казаки) несли 1/2 тягла.
Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:
— возможность перехода только в Юрьев день с уплатой пожилого;
— возможность перехода с согласия другой общины;
— при выходе из общины необходимо было выплачивать откуп.
Правовое положение черно-тяглового населения было сходным со служилым (они могли покупать землю в поместья и вотчины)
Зависимость и закрепощение крестьян начало складываться в основном из института холопства. Выделялось кабальное холопство — люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа за долги могла касаться либо лично должника, либо членов его семьи. Холопы полностью зависели от господ.
Источник: https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/obshestvennie_stroi_naselenia.htm
Учебные материалы по Истории России
Население Руси было разделено на ряд общественных групп. Шел процесс формирования сословий.
На вершине социальной лестницы находился великий князь, который являлся главой государства.
Все остальные люди воспринимались как его слуги. Исключение составляли удельные князья, служившие Москве.
По мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю удельные князья становились крупными вотчинниками.
«Государь всея Руси» был крупным землевладельцем, которому принадлежали дворцовые вотчины, также он являлся господином всей остальной земли.
Бояре — крупные землевладельцы — также были подданными великого князя. Московское боярство имело самые сильные позиции.
Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XVI в.
этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.
По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр; было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальный иммунитет и привилегии.
Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т.д.
Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Происходило измельчание боярских вотчин, которые дробились между наследниками.
Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы.
Владельцы поместных земель могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками.
Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.
Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства.
Духовенство разделялось на черное (монашеское) и белое (приходское).
Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями: не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т.д.
Городское население было поначалу немногочисленным. Но постепенно города стали играть все более заметную роль в жизни государства. Складывалась следующая иерархия посадского населения:
· гости и гостиная сотня — крупные купцы;
· суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы;
· слободы — ремесленные кварталы и цехи.
Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: черносошные, дворцовые и частновладельческие.
Черносошные крестьяне были лично свободными, они несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя. Черносошные крестьяне составляли большинство, однако число этих крестьян постоянно сокращалось.
Частновладельческие крестьяне (холопы) зависели от феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину.
Крестьяне дворцовые несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.
В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян.
В ходе централизации Русского государства происходило преобразование всей политической системы.
На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.
Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью.
Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей.
Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.
Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва — третий Рим» «православное царство», «царь — помазанник божий»).
Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации.
Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов («белых свобод») в городах.
В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.
Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=226
Государственный строй в период образования русского централизованного государства
Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.
Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в XV–XVI вв. была феодальным государством.
Выделялись:
1) служилые люди по отечеству:
а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);
б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);
в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);
2) служилые люди по прибору – военные;
3) тяглые городские:
а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);
б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);
4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).
Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.
Образовалось местничество – привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.
По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.
Высшие боярские должности:
1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);
2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);
3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).
Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.
Верстание – это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.
Тяглое население – это все юридически свободное население Московского царства.
Разряды тяглого населения:
1) городское (посадское, посаженное);
2) сельское.
Классы тягловой службы:
1) высшие: военная и административная;
2) низшие: финансовая, крепостных.
Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.
Вытные – свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.
Полувытчики – бобыли или казаки, они несли половину тягла.
Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:
1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);
2) переходили с согласия другой общины;
3) при выходе надо выплачивать окуп.
Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.
Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.
Выделялось кабальное холопство – это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.
Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.
Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:
1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;
2) замена вассальных отношений отношениями подданства;
3) развитие общегосударственного законодательства;
4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.
Характерные черты государственного строя этого периода:
1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);
2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;
3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);
4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.
Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.
Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.
Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.
Политическое закрепление власти московского князя связано:
1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);
2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).
Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.
Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.
Источник: https://studopedia.ru/1_17995_gosudarstvenniy-stroy-v-period-obrazovaniya-russkogo-tsentralizovannogo-gosudarstva.html
Государственный и общественный строй государства в период централизации русских земель
вариант № 9 (Образование
Русского централизованного
государства. Общественный строй и правовое положение населения)
по
дисциплине: История
отечественного государства
и права
Чита 2009
Содержание
Введение
I Основная часть
1.1 Образование Русского
централизованного государства
1.2 Общественный строй
и правовое положение населения
Заключение
Список использованных источников
Введение
С начала XIV в. дробление
русских княжеств прекращается, уступив
место их объединению. Создание русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.
Отправным пунктом
в развитии феодальной экономики
послужил прогресс сельского хозяйства.
Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли.
Пашенная система заметно вытесняет подсечную, распространенную преимущественно в северных лесных местностях, и перелог, господствующий еще на юге.
Пашенная система
требует постоянной обработки земли. Поскольку здесь крестьянин всегда имеет дело с одним участком, который
отдыхает от посева лишь через год
или два, то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий производства.
Все большая потребность
в сельскохозяйственных орудиях
обусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения
ремесла от сельского хозяйства
идет все глубже.
Отделение ремесла
от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между
крестьянином и ремесленником.
Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются
рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси.
Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.
Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т.е. создание централизованного государства.
Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства.
Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждает феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их.
Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение.
Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства — подавление сопротивления эксплуатируемых масс.
Указанные две причины
играли ведущую роль в деле объединения
Руси. Без них процесс централизации
не мог бы достигнуть значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV — XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.
Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага.
Известно, что только мощное централизованное государство
может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании
были заинтересованы и достаточно широкие
народные массы. Чистяков О.И.
История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник/Под ред. О.И. Чистякова. — М. Издательство БЕК, 1996. — 368 с.
I Образование Русского
централизованного
государства. Общественный
строй и правовое
положение населения
1.1 Образование Русского централизованного государства
Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена прежде всего
его экономическим и географическим положением.
Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.
Возникнув как город
в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества.
Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского — Даниил. При нем в конце XIII — начале XIV вв.
началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками.
Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.
Основа могущества Москвы было заложена при втором сыне Даниила — Иване Калите (1325-1340). При
нем продолжалось собирание русских
земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность.
Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра.
Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т.е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
К концу XIV в.
Московское княжество настолько окрепло, что
смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась
победа русских войск под командованием
князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.
При Иване III объединение русских земель вступило в завершенную фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли — Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. После известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига.
Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.
Вместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью
более или менее самостоятельных
государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные
единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.
Наряду с объединением русских земель происходило присоединение
и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли
и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др.
некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранили свою самобытность. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник/Под ред. О.И. Чистякова. — М.
Издательство БЕК, 1996. — 368 с.
Таким образом, процесс
образования единого Российского
государства выразился, во-первых, в
объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское великое княжество; а во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества. Титов Ю.П. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова — М.: «Проспект», 1999. — 544 с.
1.2 Общественный строй
и правовое положение
населения
В рассматриваемый
период на Руси происходили довольно существенные изменения в формах феодальной собственности на землю
и в правовом статусе основных группировок господствующего класса феодалов. Иным становился их характер взаимоотношений между ними.
Класс феодалов подразделялся
на несколько разрядов. Во главе
иерархической лестницы стоял великий
князь — крупнейший феодал, владевший
дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали князю и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу.
Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину и управлялись дворцовыми слугами. Черносошные земли принадлежали князю как главе государства. Крестьяне этих земель несли тягло, повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками. Черные земли также нередко переходили в частное владение феодалов — бояр, монастырей, дворянства.
Служилые князья превратились в крупных вотчинников, сначала вассалов, а затем подданных великого князя, обязанных ему службой. Бояре — крупные землевладельцы, вотчинники, также были вассалами великого князя, а затем — его подданными. Бояре-вотчинники стали основной категорией господствующего класса феодалов в период феодальной раздробленности.
Они имели большие права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и т.п.; в их руках находились суд, управление, сбор податей и т.д. кроме того, бояре имели «право отъезда» от одного князя к другому, не влекшее за собой ликвидацию вотчины.
Важным институтом вотчинного землевладения было право родового выкупа отчужденных земель, согласно которому родственники вотчинника получали возможность приобрести их в первую очередь. Это право осуществлялось независимо от вассальных связей боярства. Боярское землевладение уже к XV в.
не совпадало с оставшимися от политической раздробленности границами удельных княжеств. Вассальные отношения с удельными князьями разрушались и заменялись службой великому князю.
По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти правовой статус бояр-вотчинников существенно изменялся: было ограничено, а затем и отменено «право отъезда»; вотчины стали приобретать характер условного землевладения; были сокращены их иммунитетные привилегии.
Эти изменения привели к некоторому ограничению власти бояр, что еще не означало утрату ими привилегированного положения. Бояре — по-прежнему крупные землевладельцы, эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов. Они были свободны от податей и повинностей, судили своих крестьян и управляли ими. Бояре входили в состав феодального совета при князе, занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде.
Боярское звание ранее
могло быть получено только по наследству. С изменением старой феодальной знати
звание бояр стало придворным чином, жалуемым великим князем. Появились
«введенные» бояре, окольничие, принадлежность которых к верхушке феодальной знати устанавливалась князем. Другие слои феодалов имели чины думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых и др.
Для феодальной иерархии этого времени характерна система
местничества, при которой представители
княжеских или феодальных фамилий занимали по родовитости определенное место при дворе князя и на государевой службе.
Широкие привилегии старой феодальной знати, система местничества были серьезным тормозом процесса централизации, укрепления политического единства. Титов Ю.П. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова — М.
: «Проспект», 1999. — 544 с.
Служилые люди — дворяне — владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных
земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками.
Дворянство становилось
все более многочисленной группой
господствующего класса, причем группой, теснейшим образом, связанной с великокняжеской властью и становившейся ее важной политической опорой. Дворянство было крайне заинтересовано в укреплении власти единого государя, так как не могло само справиться ни с внутренними, ни с внешними врагами.
Оно было заинтересовано в захвате новых земель и расширении предоставляемых ему «дач», в активизации развития торговли, появлении новых торговых путей, так как хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях связей с рынком, развития барской запашки, увеличения повинностей.
В последующем права дворян на землю были значительно расширены.
К средним и мелким феодалам относились слуги вольные
и дети боярские. Среднее и мелкое дворянское землевладение имело
более прогрессивный и жизнеспособный по сравнению с боярско-княжеской вотчиной характер, о чем свидетельствовали многочисленные факты разорения бывших княжат и бояр, их долги, заклады земель, продажа их новым владельцам.
Монастыри и церковь — крупнейшие землевладельцы-вотчинники — имели до трети всех частновладельческих земель в Русском государстве. Церковное и монастырское землевладение продолжало интенсивно развиваться на протяжении XIV — XV вв. Оно, как правило, не совпадало с границами отдельных княжеств.
Духовенство связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только великокняжеская власть могла помочь церковникам справиться с крестьянским движением. Крестьяне все чаще поднимались на борьбу, захватывали земли феодалов, убегали на окраины страны.
Только сильная власть могла защитить интересы духовенства, создать необходимые условия для усиливавшейся эксплуатации непосредственных производителей. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства. В начале XVI в.
определилась тенденция к некоторому их изменению, ограничению: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда духовенства изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях.
Источник: http://stud24.ru/state-theory/gosudarstvennyj-i-obshhestvennyj-stroj-gosudarstva/13465-34192-page1.html
13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.
Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в
XV–XVI вв.
была феодальным государством.
Выделялись:
1)
служилые люди по отечеству:
а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);
б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);
в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);
2)
служилые люди по прибору
– военные;
3)
тяглые городские:
а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);
б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);
4)
тяглые уездные
– крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).
Бояре
– это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.
Образовалось
местничество
– привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.
По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.
Высшие боярские должности:
1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);
2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);
3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).
Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.
Верстание
– это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.
Тяглое население
– это все юридически свободное население Московского царства.
Разряды тяглого населения:
1) городское (посадское, посаженное);
2) сельское.
Классы тягловой службы:
1) высшие: военная и административная;
2) низшие: финансовая, крепостных.
Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.
Вытные
– свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.
Полувытчики
– бобыли или казаки, они несли половину тягла.
Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:
1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);
2) переходили с согласия другой общины;
3) при выходе надо выплачивать окуп.
Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.
Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.
Выделялось
кабальное холопство
– это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.
В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.
Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в
XV–XVI вв.
была феодальным государством.
Выделялись:
1)
служилые люди по отечеству:
а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);
б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);
в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);
2)
служилые люди по прибору
– военные;
3)
тяглые городские:
а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);
б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);
4)
тяглые уездные
– крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).
Бояре
– это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.
Образовалось
местничество
– привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.
По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.
Высшие боярские должности:
1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);
2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);
3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).
Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.
Верстание
– это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.
Тяглое население
– это все юридически свободное население Московского царства.
Разряды тяглого населения:
1) городское (посадское, посаженное);
2) сельское.
Классы тягловой службы:
1) высшие: военная и административная;
2) низшие: финансовая, крепостных.
Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.
Вытные
– свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.
Полувытчики
– бобыли или казаки, они несли половину тягла.
Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:
1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);
2) переходили с согласия другой общины;
3) при выходе надо выплачивать окуп.
Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.
Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.
Выделялось
кабальное холопство
– это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.
Источник: http://www.srinest.com/book_1589_chapter_12_13.%C2%A0Obshhestvennyjj_strojj_i_pravovoe_polozhenie_naselenija_v_periodobrazovanija_entralizovannogo_russkogo_gosudarstva._Razvitie_proessazakreposh.html
Изменения в общественном и государственном строе в период образования Русского централизованного государства
По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления — раннефеодальную монархию. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.
Если в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя «княжатами». Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации.
Они уже ни имели «права отъезда» к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных …
грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство.
Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя. По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян ( владельцы поместий ). Само значение термина боярин стало неоднозначным.
На верхней ступени находились «введенные бояре». Чин «введенного боярина» торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.
На второй ступени был чин «окольничего», носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав «бояр введенных». Остальные бояре слились с «детьми боярскими» и дворянами.
Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых.
Дворяне (от слова «слуга над дворским») и помещики (производное от слова «испоместить» на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в.
Служба в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам.
Конюший становится главой Боярской думы. Кравчий занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и могут оказывать влияние на решение важных вопросов.
В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян (крестьянин — производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу.
Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми («тягло» — сумма налогов на общину), или черносошными («соха» — единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община.
Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV — XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам. Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину.
Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды:
а) старожильцы — крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу ;
б) ново подрядчики (новоприходцы) — обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев);
в) серебряники — крестьяне, задолжавшие деньги (серебро) под проценты («в рост») или под погашение долга работой у феодала («под изделье»);
г) должники-серебряники — давшие долговую записку («кабальная запись») становились кабальными людьми;
д) половники — обедневшие крестьяне, исполу (до 50% процентов) обрабатывающие на своих лошадях феодальную землю;
е) бобыли — обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством;
ж) страдники-холопы — холопы, посаженные на землю и несшие барщину.
К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.). На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, т.к. часть их сажали ни землю.
К тому же Судебник 1497 г. ограничивает источники холопства. Холопами становились в случае женитьбы на лицах аналогичного состояния, по завещанию, при самопродаже. Поступление в сельское тиунство также влекло за собой холопство, но остальные члены семьи оставались свободными.
В городах же положение было иное — поступление в услужение «по городскому ключу» не влекло холопского состояния. Судебник 1550 года еще более ограничивает источники холопства: тиунство не влечет за собой холопство без специального договора (ст.76). В XIV — XV веке положение крестьянства было очень тяжелое.
Факторами, усиливающими эксплуатацию были:
* стремление феодалов и государства извлечь максимальную прибыль из крестьянского труда;
* необходимость средств для уплаты дани;
* раздача государственных (общинных) земель дворянскому войску;
* рутинное состояние феодальной техники и т.д.
Все это побуждало крестьян к поиску тех мест, где феодальный гнет был более умерен. Участились крестьянские переходы («выходцы»), а то и просто бегства в северные и южные земли. Возникла необходимость ограничить «выходы» крестьян. Вначале запрет перехода оговаривался в между княжеских договорах.
В XV веке крепостничество приняло упорядоченный характер в следствии регистрации зависимого населения. Переход крестьянина был только один раз и году — за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течении недели после него. Судебник 1497 г. закрепил это положение (ст.57).
Для «выхода» крестьянин должен был заплатить один рубль » в полях» и пошлину в менее плодородных местах.
Судебник 1550 года подробнее регламентировал «отказы» (переходы), повторив тот же срок перехода. Вместе с тем установил, что «пожилое» платится «с ворот», а не каждым поколением совместно проживающей семьи. Сумма «пожилого » увеличивалась до двух алтынов. Таким образом , Судебники 1497 и 1550 годов сыграли важную роль в оформлении крепостной зависимости.
В период централизации существенно изменился и его государственный строй. Прежде всего следует отметить усиление власти великого князя (царем еще назывался ордынский хан). Этому способствовало ограничение иммунитетных прав феодалов, особенно удельных князей. Ликвидируется политическая обособленность княжеств.
Падение Византии обусловило возвеличивание московского государя. Бегство ордынского войска на Угре (1480 г.) означало становление независимости русской земли. Формируются государственные атрибуты: византийского типа символика (герб и регалии).
Брак Ивана III с племянницей византийского императора Софьей Палеолог укрепил историческую преемственность от Византии. Начиная с сына Ивана III Дмитрия великий князь венчается на великое княжение в Московском Успенском соборе (с 3 февраля 1498г.) Василий III (1505-1553 гг.) успешно боролся с феодальным сепаратизмом. При нем уже княжество не делится на уделы.
19 января 1547 года венчался на царство Иван IV. К его титулу «государь и великий князь Московский» добавлялось слово «царь», что приравнивало Ивана Грозного императору «Священной Римской империи». Византийский патриарх и все восточное духовенство признали за ним царский титул.
Ликвидация уделов и самостоятельных княжеств означала упразднение системы вассалитета. Все люди стали подданными Московского великого князя и должны были служить государю. Юрисдикция по наиболее важным делам на местах передавалась государственным органам.
Уделы (княжества, земли) упраздняются, а вся территория делится на уезды и волости. Сам монарх сосредоточил в своих руках всю полноту власти (гражданскую, судебную, административную и военную). Его статус в Судебниках закреплен не был, так как он признавался стоящим вне закона.
Важные государственные дела он решал с советом феодалов — боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в постоянное учреждение.
Боярская дума («Государев верх») — преемник совета феодалов, включала в себя крупных бояр ( введенных или окольничих), бывших удельных князей, а впоследствии представителей дворянских фамилий и служивой бюрократии.
Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции. Разделение компетенций царя и думы не было.
Поэтому многие указы начинались словами «царь указал, а бояре (то есть дума) приговорили». Феодальные съезды собирались для решения вопросов исключительной важности, требующих больших усилий и жертв. Они собирались крайне редко.
Но то, что они существовали доказывается тем, что Иван III перед походом на Новгород в 1471 году, созвал съезд, на котором присутствовали братья великого князя, вассальные князья, церковная иерархия, бояре, воеводы и «вои».
Центральное управление строилось на основе дворцово-вотчинной системы, при которой не было четкого разделения между функциями органов по управлению государством и княжеским доменом. Данная система состояла из:
* дворцового управления, которое называлось «пути» (слово «путь означало выгоду, преимущество, доход) во главе с путными боярами (сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий);
* наместников и волостелей в государственных уездах и селах;
* вотчинную администрацию в феодальных владениях.
В конце 15 -начале 16 в.в. вместе с процессом ограничения функций наместников и волостей возникли новые органы центрального управления приказы.
Каждый приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился целый штат должностных лиц. Приказная изба имела своих представителей или уполномоченных на местах. Приказная система была тесно связана с дворянством и назначалась из его состава (показать на схеме).
Складывались дворянские дьяческие семейства с наследственной профориентацией. Известны следующие приказы:
* Посольский приказ — ведал внешнем сношением ;
* Разбойный приказ — занимался «лихими» и разбойными делами;
* Поместный приказ — ведал наделением землей за службу;
* Ямской приказ — ямской службой;
* Казенный приказ — финансовыми делами государства.
Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальною деятельность, иногда подменяя друг друга.
Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии. Местное управление осуществлялось наместниками в уездах и волостелями в волостях. Они управляли всей территорией уездов или волостей, за исключением боярских вотчин.
Местное управление строилось по системе «кормления», при которой местное население обеспечивало наместников и волостелей всем необходимым. За счет местного населения обеспечивалась вся местная администрация. Но система кормлений к 16 веку стала себя изживать.
Так как должности наместников и волостелей занимали бояре, которые часто допускали самоуправство, система кормлений перестала удовлетворять и центральную власть и дворянство. Центр стал ограничивать срок кормления (обычно — годам), штатную численность администрации наместников и волостелей , а также размеры податей .
Судебник 1497 г. различает наместничество с «боярским судом» и «без боярского суда» (см. ст. 18, 20, 40, 42, 43), следовательно, происходит дифференциация наместников. Причём кормленщики с боярским судом в соответствии с Судебником находились под контролем, т.к. дворскому, старосте и «лучшим людям» предписывалось присутствовать на суде у наместника (ст.38).
Власть наместников окончательно была подорвана после серии земско-губных и судебных реформ 30-50-х годов 16 века. Губные, земские и судебные реформы 30-50-х. годов были обусловлены двумя причинами.
Во-первых, обострения классовых противоречий привело к ситуации, когда государственные органы не справлялись с карательными обязанностями в отношении «лихих людей » и возникла необходимость привлечь к этому местное население.
Во-вторых, рост значения дворянства, купечества, разбогатевшей верхушки крестьянства усилило противодействие феодальному произволу, требовало упорядочения судя и т.д. Органы губного самоуправления, так называемая губная изба, состоящая из губного старосты и целовальников были выборными органами и формировались главным образом из дворянства.
Функциями губных изб были обнаружение преступлений, допрос и т.д. Позднее они стали сосредотачивать в своих руках и судебные функции и даже приводили в исполнение судебные приговоры. В этот период получили определённое развитие взаимоотношения государства и церкви. До середины 15 века митрополита русской православной церкви назначал Константинополь из своих представителей.
Но постепенно позиции национального духовенства окрепли, и митрополитом назначался представитель русского духовенства при утверждении византийского патриарха. В конце 15 века Иван 3 добился права назначения митрополита без согласия патриарха византийского, тем самым укрепив свою власть над церковью. В дальнейшем митрополитов меняли на свое усмотрение.
Но вместе с тем церковь сохранила свои позиции, хотя внутри духовенства шла борьба двух политико-философских течений: иосифлян и нестяжателей ( нестяжателей допускали секуляризацию церковных земель ). Церковный собор 1503 года не поддержал планы Ивана 3 секуляризировать церковные и монастырские земли.
Не удалось добиться секуляризации церковных земель и Ивану Грозному на Стоглавом соборе 1551 года. На рубеже 14-15 вв. в России сформировалось централизованное государство, знаменовавшие окончание периода феодальной раздробленности. Русское государство обретает могущество, расширяет свои границы.
Источник: http://refac.ru/izmeneniya-v-obshhestvennom-i-gosudarstvennom-stroe-v-period-obrazovaniya-russkogo-centralizovannogo-gosudarstva-2/