О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г.

Октябрьский манифест

Манифест 17 октября 1905 г. (Октябрьский манифест) – законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.

Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название документа – Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка.

Основная суть и цель Манифеста 17 октября 1905 г. – дать бастовавшим рабочим гражданские права и выполнять ряд их требований с целью прекращения восстания. Манифест стал вынужденной мерой.

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в.

страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод.

Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Обратите внимание

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты – люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября

Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:

  • Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
  • Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.

Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.

В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству – буржуазной конституционной монархии.

Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г

Основные положения Октябрьского манифеста:

  • Манифест даровал свободу слова, свободу собраний и создания союзов и общественных организаций;

Источник: http://historynotes.ru/oktyabrskiy-manifest/

Начало перемен в политическом и государственном строе империи: Манифест 17 октября 1905г., деятельность I и II Государственных дум

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Начало перемен в политическом и государственном строе империи: Манифест 17 октября 1905г., деятельность I и II Государственных дум.
Рубрика (тематическая категория) История

События первой русской революции поставила Николая II перед необ-ходимостью определœения концепции дальнейшего государственного раз-вития России.

В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единœения царя с народом как основы управления государством. По этой причине из двух возможных путей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского, правительство Николая II выбрало второй.

В конце 19 – начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне. Революция 1905ᴦ. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. При этом пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни.

Государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Наиболее важным, эпохальным событием явилось рождение в ходе революции 1905-1907гᴦ.

принципиально нового политического явления – Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов – боевых органов революционной власти. Революция была подавлена, и Советы погибли, но им было суждено перевернуть мир.
Размещено на реф.рф
Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы.

Возникает свобода печати, собраний политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса: отменена публичная казнь, расширяется право присяжных в процессе, в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника.

Важно

В русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, время проведенное арестованными в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. Суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация. В годы войны процессуальное или судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.

26. Образование политических партий в России их программы по вопросам о гос-ом устройстве, аграрному, национальному вопросу. В партии по защите прав крестьян почти не было крестьян, в партии по защите прав рабочих было мало рабочих. Безработные, интеллигенция, студенты и среди них почти всœе евреи – ϶ᴛᴏ ядро политических партий России начала 20 века.

ʼʼДаже если не хотите, всœе равно мы вас спасем!ʼʼ Под таким лозунгом действовали возникающие политические партии. Οʜᴎ считали, что народ еще несознателœен, малограмотен, не организован. По этой причине они, как избранные кадры, способны сделать народ счастливым. Οʜᴎ лучше знали, что нужно народу! Οʜᴎ разрабатывали планы счастливого будущего России.

Правда деньги на это давали шпионы Германии, Англии, Японии, США, то есть враги России. Были революционеры, которые не учились, не работали, не имели специальности, а только мотались с одной хаты на другую, занимаясь своей революцией. Хочешь всю жизнь не работать под выбросом адреналина – будь революционером! Вот такая была раньше тема. Великим теоретиком революции стал Карл Маркс.

Он писал свои труды. Это было основной работой. Жена его никогда не работала. Всю жизнь их спонсором был Фридрих Энгельс. По этой причине он тоже стал великим теоретиком. Οʜᴎ качали с него деньги по любому поводу. Продолжателœем Маркса и Энгельса стал Ленин. Он жил на пенсию мамы, тоже никогда не работал, только писал труды. Много раз попадал в тюрьму. Нелœегка была жизнь великих теоретиков.

1898 -создание в Минске партии из 8 человек. РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия. 1901– создание партии СР – социал – революционеров. Οʜᴎ выступали за крестьянскую революцию. Тактика борьбы – террор.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ убивали чиновников, чтоб другие боялись и делали для народа хорошие дела. К примеру, на убийство генерал-губернатора тратили ок.

30 тысяч рублей, ᴛ.ᴇ. зарплату 3 тысяч простых рабочих. Лучше бы раздали рабочим эти деньги, их детишек покормили. 1903– 2-й съезд РСДРП. Образовалось 2 направления: меньшевики – за мирные реформы в России, и большевики – за вооруженную борьбу против правительства.1905 – были созданы партии КД (кадеты) – конституционные демократы и Октябристы, в честь Манифеста 17 октября.

Οʜᴎ были за реформы в России мирным путем и за ограниченную монархию. В первые годы XX века в России сложилось около 90 политических партий (вот сколько людей не желали работать и отмывали деньги на свои похотелки).

Совет

Всех их можно поделить на 3 направления: правые – за сохранение монархии и прежних порядков, центристы – за реформы мирным путем, левые – за революционный переворот, переустройство силой оружия. А народ в это время работал по 11 часов в день, кормил свои семьи. Он не воспринимал всœерьез говорунов из этих партий.

Начало перемен в политическом и государственном строе империи: Манифест 17 октября 1905г., деятельность I и II Государственных дум. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Начало перемен в политическом и государственном строе империи: Манифест 17 октября 1905г., деятельность I и II Государственных дум.” 2017, 2018.

Читайте также

  • – Трансформация хозяйства и общества Рима и Италии в период заморских завоеваний III II вв. до н.э.

    Лекция 7. Рим в период заморских завоеваний III II вв. до н.э.

    Классическое рабство Таким образом, римские подданные страдали не столько от самой системы провинциального управления, сколько от злоупотребления этой системой со стороны коррумпированной римской…

    [читать подробнее].

  • – Лекция 8. Римская гражданская община в III II вв. до н.э.

    Хозяйство на вилле постепенно усложнялось и совершенствовалось, требования к качеству товарной продукции постоянно росли, а вместе с ними увеличивалась потребность в квалифицированных инициативных работниках. Но заставить их работать не за страх, а за совесть, не… [читать подробнее].

  • – NITHARDI HISTORIARUM LIBRI IIII

    Книга четвёртая. Мне, как было сказано выше 1, не только приятно было бы отдохнуть от этого повествования, но и полностью отойти от всех государственных дел, о чём в постоянных раздумьях помышляет [моя] беспокойная и полная разных жалоб душа. Но, поскольку судьба и тут, и там… [читать подробнее].

  • – NITHARDI HISTORIARUM LIBRI IIII

    КНИГА ТРЕТЬЯ Если мне стыдно слышать нечто позорное о нашем поколении, то еще более досадно самому писать о том. Поэтому и предполагал, никоим образом не пренебрегая злонамеренно данным мне повелением, когда настал желанный конец второй книги, тем и завершить мой труд…. [читать подробнее].

  • – Привести пример по модусу DATISI III-ой фигуры и свести к соответствующему модусу I – ой фигуры.

    Фигуры и модусы простого категорического силлогизма:   I фигура II фигура III фигура IV фигура Большая посылка Меньшая посылка Заключение M – P S – M S – P P – M S – M S – P M – P M – S S – P P – M M – S S – P Условный вид фигур … [читать подробнее].

  • – Привести пример по модусу DATISI III-ой фигуры и свести к соответствующему модусу I – ой фигуры.

    Фигуры и модусы простого категорического силлогизма:   I фигура II фигура III фигура IV фигура Большая посылка Меньшая посылка Заключение M – P S – M S – P P – M S – M S – P M – P M – S S – P P – M M – S S – P Условный вид фигур … [читать подробнее].

  • – I СЛМ IKOIIOMMK.l H.IXOHIIOI II ПК ЮЯМИИ МСракНОКССМИ ШМОМу 'ПО ШМ.ШПНК 40

    iHiiuita намерены и ipai ходока и> на мофеб ic и и с с\шу большую чем их uio I ю 4.11.11. patoioit ii.ill [сипи fn ici мокрыi.t !.i lmci покупки i(жарок к tojm (к цч un) miii iмыс (.бережемим I um нсранмомссмс n jkoiiommki. i)6paiveiL4 iioiomn чю… [читать подробнее].

  • Читайте также:  Участие россии в мировой войне - таблица

  • – I II III IV

    I II z9/z10 III z13/z14 IV z5/z6 n10 Но уменьшилось число n9 скоростей (z = 10), т. е. z3/z4 n8 2 скорости повторились n7 (их можно получить по z1/z62 n6 двум кинематическим n5 цепям). z7/z8 n4 n3 n2 z11/z12 n1 Другой случай: z = 12 = 31 · 23 · 26 – обычная структура. Увеличим характеристики первой и второй… [читать подробнее].

  • – I II III IV

    Г Д -507 Б К С -156 А Полупроводниковые диоды Полупроводни­ковым диодом называется устройство, состоящее из кристалла полупроводника, содержа­щее обычно один р-n переход и имеющее два вывода. Существует много различных типов диодов – выпрямительные,… [читать подробнее].

  • – Начисление баллов: уровни I II и III

    – За 3 (3 х 3) или 6 (6х3) исполненных приема 9Б 18Б – За подзыв к ноге после завершения упражнения 1Б 2Б Пример:Собака на уровне III – “Сидеть”, “Лежать”, “Стоять” выполняет = 9 – 1 м продвижка = 8 – “Лежать” выполняется, затем собака подходит к Проводнику = 3 – Общая… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/82689_nachalo_peremen_v_politicheskom_i_gosudarstvennom_stroe_imperii_manifest_17_oktyabrya_1905g_deyatel_nost_i_i_ii_gosudarstvennyh_dum

    ЕГЭ. История. Манифест 17-го октября 1905 года

    ЕГЭ. История

    Манифест 17-го октября 1905 года

    17 октября 1905 г. Картина И.Репина.

    «Высочайший манифест об усовершенствовании общественного порядка» – таково полное название законодательного акта, провозглашённого Николаем II  17 октября 1905 года.

    Он был разработан С.Ю. Витте.

    Причина принятия Манифеста:

    • В России шла первая русская революция. 12-18 октября проходила Всероссийская октябрьская стачка. В ней участвовало более 2 млн. человек. Особенно угрожала забастовка железнодорожников. Была парализована вся экономика страны. Необходимо было успокоить народ, пойти на уступки.

    Основные положения:

     

    • Ограничение власти монарха
    • Создание Государственной Думы, наделённой законодательными полномочиями. Монарх имел право распускать Думу и блокировать её решения, пользуясь своим правом вето.
    • Предоставление демократических свобод: свободы слова, собраний, союзов и общественных организаций
    • Введение всеобщего избирательного праваВыборы проводились по куриям, то есть по разрядам избирателей. Для крестьян они были четырёхстепенные избирались выборщики от села, волости, губернии и лишь затем – в Думу), для буржуазии и помещиков – двухстепенные  (то есть сначала избирались выборщики, а затем- члены думы), для рабочих – трёхстепенные (уполномоченные от предприятий, они выдвигали выборщиков, из них – в Думу, преимущество имели рабочие с малых предприятий, так как там они были менее политически активны). Рабочие могли избираться, если на предприятии трудилось не менее 50 рабочих – мужчин, были и региональные ограничения.

    Значение Манифеста:

    • Установление в России ограниченной монархии: монарх делил законодательную власть с Государственной Думой – законодательным представительным органом.
    • Провозглашение политических прав и свобод
    • Внесение изменений в основные законы Российской империи
    • Появление множества новых партий и общественных движений
    • Манифест существенно изменил жизнь в стране. Правительство было преобразовано в Совет министров, во главе – С.Ю. Витте.
    • Постепенный спад революционного движения

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

     Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

    E-mail

    Powered by Warp Theme Framework

    Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/887-ege-istoriya-manifest-17-go-oktyabrya-1905-goda

    Учебные материалы по Истории России

    Революция 1905 г. привела к превращению неограни­ченной самодержавной власти в конституционную монархию.

    Однако пережитки неограниченного само­державия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г.

    проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная”.

    Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г.

    1. В начале 1898 г.

    быстро нарастает студенческое движение, поводом для которого стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию вузов. Движение приобрело политический характер.

      Правительство пыталось удовлетворить требования студентов.

    2. С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводится всеобщая забастовка.

    3. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. (В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем, в нем заявлялось о сохранении общины).

    4. земские деятели – критика бюрократической системы самодержавной монархии и требование  широких политических прав и свобод

    Обратите внимание

    Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и поражение в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса.

    Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в “Союз союзов, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания.

    В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков.

    В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.

    На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали:

    1.

    Манифест 17 октября 1905 г, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть,

    2.

    Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.

    Изменения:

    ·         Учреждение Государственной Думы (законодательного органа)

    ·         Государственный совет стал  второй парламентской палатой.

    ·         реорганизация Совета министров, который превратился в постоянно действующий орган (Комитет  министров упразднен):  частая смена председателей Совета министров: октябрь 1905 г. — апрель 1906 г.

    — Витте, апрель 1906 ― июль 1906 — Горемыкин, июнь 1906 ― сентябрь 1911 г. — Столыпин, сентябрь 1911 — январь 1914 г. — Коковцев, январь 1914 — январь 1916 г. — Горемыкин.

    ·         Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

    ·         появление Совета государственной обороны.

    Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла. В 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи. Тогда же было создано Главное управление по делам печати.

    ·         Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеустройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия.

    ·         В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торговли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.

    Система местного управления также подверглась определенным изменениям: при охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения.

    Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные присутствия.

    С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей, институт, фактически упраздненный в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

    Важно

    Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911 г. получили землеустроительные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

    Ширилось кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято “Положение об учреждении мелкого кредита, предусматривавшее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс. В 1897 г. принимается примерный Устав потребительских кооперативных обществ, а в 1898 г.

    уставы сельскохозяйствен­ных обществ и товариществ.

    Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержав­ной превращалась в монархию буржуазную. 

    Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=241

    Изменения в государственном строе Российской империи в 1905 г

    Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. В феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию ” в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений”.

    В августе 1905 г. были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы[8]; учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу.

    По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет, женщин, военнослужащих, учащихся, бродячих инородцев, неоседлых народов.

    Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы были многостепенными. Цензовая система лишала избирательных прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию.

    Государственная Дума имела право законодательной инициативы, исключая Основные законы государства, право обсуждения государственного бюджета. Она полностью зависела от императора и могла быть распущена досрочно.

    Всеобщая забастовка в октябре 1905 г. заставила царя издать манифест от 17 октября 1905г.

    “Об усовершенствовании государственного порядка”, который обещал дать населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, предоставить избирательные права тем классам населения, лишенным избирательных прав; расширить права Думы, предоставить Думе право контроля за исполнительными органами государства.

    19 октября 1905 года опубликован другой манифест о преобразовании Совета министров[9].

    Совет

    На Совет министров возлагалось “направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления”.

    До этого Совет министров был совещательным органом при императоре и органом координации деятельности министров.

    По указу от 19 октября 1905 года в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров.

    Председатель Советов министров получил право контролировать деятельность министерств и начальников ведомств. Министры обязаны были согласовывать с ними свою деятельность, сообщать ему “безотлагательно сведения обо всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях”.

    Председатель Совета министров и министры назначались и увольнялись в отставку императорам. Император при формировании Совета министров не был связан парламентским большинством, завоеванным той или иной партией.

    Император сохранял огромные прерогативы в непосредственном руководстве делами государственной обороны, внешней политики.

    Эти вопросы вносились в Совет министров по указанию императора или по инициативе руководителей этих ведомств.

    Манифест от 17 октября 1905 года содержал обещания конституционного характера. Его содержание дополнял Манифест от 19 октября 1905 года.

    Обратите внимание

    В случае реализации положений этих документов в России должна была быть образована законодательная Дума, с правом обсуждения бюджета и отчета о его исполнении, с правом контроля за деятельностью правительства, министерств и других исполнительных органов, и центральный правительственный орган – Совет министров.

    В декабре 1905 года был подписан и опубликован указ об изменении положения о выборах в Думу.

    Указ сохранял принцип выборов Думы по куриям, в основе которых лежали и сословный принцип и цензовая система.

    Были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года.

    Новые положения были в статьях, предоставивших избирательные права рабочим (очень ограниченные) и значительно увеличивших круг избирателей по городской курии. В курию городских избирателей были допущены средняя и мелкая буржуазия, служащие и интеллигенция.

    20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в манифесте от 17 октября 1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

    Читайте также:  Массовый террор против партии - последнее сопротивление

    Несмотря на незначительность бюджетных прав Думы, по словам В. И. Ленина, “фактически известная зависимость правительства от утверждения бюджета Думой существует”. По февральскому 1906 г.

    закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему сенату.

    Важно

    Министры обязывались не позднее одного месяца со дня передачи им заявления о запросе дать ответ на запрос.

    Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного совета. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

    20 февраля 1906 г. был издан царский указ “О переустройстве учреждения Государственного совета”, который стал состоять из членов “по высочайшему назначению” и равного числа членов по выборам. Члены совета избирались на 9лет с тем, чтобы одна треть их выбывала, и избирались новые. Председатель и вице-председатель назначались императором.

    Определенным итогом изменений в государственном строе были утвержденные императором в новой редакции Основные законы Российской империи. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти “неограниченной”. Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось.

    Карательные органы Российского государства.

    В связи с развитием революционного движения в России, назреванием революционной ситуации главным объектом политического сыска становится рабочий класс и его революционный авангард – партия большевиков. В связи с этим создаются специальные органы политического сыска – охранные отделения и образуются районные охранные отделения.

    Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел департамента полиции. Главной задачей охранных отделений являлась борьба с “революционными сообществами”.

    Для с борьбы революционными центрами за рубежом Департамент полиций активизировал свою заграничную агентуру.

    Заграничная агентура активно сотрудничала с соответствующими органами Франции, Англии, Германии и других государств.

    Совет

    В 1905 г. положение об усиленной или чрезвычайной охране и военное положение действовали на территории, где проживало 117 млн. человек.

    Чрезвычайное законодательство России давало возможность широко использовать военные судебные органы и военное – уголовное законодательство. Судебные органы могли применять смертную казнь за политические и общеуголовные преступления.

    19 августа 1906г. царское правительство ввело Положение о военно-полевых судах, которым было подсудно любое дело, имевшее политический характер, но Указ не был утвержден Думой и прекратил действовать в 1907г.

    По приговорам военно-полевых судов было казнено 1102 человека, а военно-окружными судами приговорено к смертной казне 6193 человека.

    После издания Манифеста 17 октября 1905 г. были приняты временные правила о печати, собраний, союзов. Временные правила о печати провозглашали отмену общей и духовной цензуры.

    Но уже в 1906 г. началось массовое преследование демократической печати – запрещение изданий, наложение штрафов, возбужение судебных дел. Были закрыты Газеты и журналы. Наиболее серьезные ограничения вводились в местностях, объявленных на чрезвычайное или военное положение.

    4 марта 1906года был издан указ “О временных правилах, о собраниях”, позволялось устраивать собрания свободно, т.е. без предварительного заявления и разрешения административных властей, но только “не почитаемые публичными”. Для устройства публичных собрания устанавливалось много существенных ограничений. И только с разрешения административных или полицейских властей.

    Нарушение установленными “правилами” порядков влекло за собой роспуск собрания и различную ответственность, вплоть до уголовной.

    Обратите внимание

    Временными правилами об обществах и союзах, подписанными 4 марта 1906 года были разрушены профсоюзы. В годы реакции рабочие профсоюзы были подвергнуты жестокому преследованию.

    Многие из низ были закрыты. Преследовались и другие легальные рабочие организации – культурно-просветительские и др. С 1906г. были закрыты около 500 профсоюзов.

    Число членов легальных союзов сократилось с 250тыс. до 13 тыс.

    Таким образом, царизм в годы реакции в значительной мере сократил права и свобод, завоеванные в первой русской революции, но ликвидировать их в полной мере не посмел.

    В годы первой русской революции и в последующие годы продолжало действовать Уложение о наказании уголовных и исправительных 1845г. Проект был пересмотрен Государственным советом и в 1903 году утвержден императором, но в действие не был введен. Оно существенно отличалось от принятого ранее.

    Оно объединяло Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Было значительно сокращены статьи, содержала более четкие определение понятия преступление, основания наложения уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадии совершения преступления и др.

    положений уголовного законодательства.

    Возраст наступления уголовной ответственности был увеличен до 10 лет.

    Также определялась ответственность за преступления против веры, против императора и государства, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность и т.д.

    Была ликвидирована чрезвычайно сложная система наказания. Предусматривались такие виды наказаний как: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепость, тюрьму, арест, денежная пеня. Каторга могла быть назначена без срока или на срок от 4 до 15 лет; ссылка на поселение была бессрочной.

    Введение в действие Уложения 1903 года соответствовало карательной политике царского правительства.

    

    Источник: http://biofile.ru/his/31046.html

    Манифест 17 октября 1905 года – суть и значение

    Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.

    Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.

    «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране.

    Предпосылки создания Манифеста

    Данный документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом.

    В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Отмена крепостного права сильно изменила экономику страны, однако старая система (самодержавная монархия) не могла адекватно реагировать на происходящие изменения и поддерживать новый тип экономики.

    В стране произошел промышленный спад, так как на заводах работать было некому, внутренний долг страны рос с каждым днем, а несколько подряд неурожайных годов привели к тому, что страна голодала.

    Важно

    Экономический кризис, а также неудачи России на военном поприще привели к тому, что власть вызывала все меньше доверия у народа.

    Рабочие, которым было нечего есть, требовали, чтобы их наделили гражданскими правами и дали больше свободы, чтобы экономика могла регулироваться не только указами государя, но и волей народа. В этот период стал все чаще звучать лозунг – «долой самодержавие».

    Несмотря на недовольства, правительство еще кое-как справлялось с ситуацией, однако после трагических событий «Кровавого воскресенья», когда мирная демонстрация рабочих была расстреляна императорскими войсками, остановить революцию было уже невозможно. По всей стране начались бунты и забастовки – люди требовали свергнуть Императора.

    Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек. Забастовки сопровождались погромами и кровавыми столкновениями.

    Реакция правительства на революцию. Создание Манифеста 17 октября 1905 года

    В начале революции правительство пыталось справиться с ситуацией выпуская многочисленные законодательные акты и указы, а также применяя силовые методы.

    В частности, Николай 2 выпустил сначала указ, согласно которому каждый гражданин или группа граждан могли подать на рассмотрение документ об изменении государственного порядка, но затем сразу же вышел второй указ – он говорил о том, что вся власть принадлежит исключительно императору. Разумеется, народ был недоволен тем, что им пытаются дать права лишь на бумаге. Демонстрации разгорались сильнее.

    В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом – этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии.

    Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было. Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста.

    Манифест положил начало новому государственному строю – конституционной монархии.

    Содержание Манифеста 17 октября 1905 года

    Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

    Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.

    Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.

    Итоги Манифеста 17 октября 1905 года

    Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

    Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

    К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа.

    В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.

    ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

    Источник: http://historykratko.com/manifest-17-oktyabrya-1905-goda

    «Манифест 17 октября 1905 г. оказался сюрпризом для всей страны». Историк Федор Гайда / Православие.Ru

    30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года российский самодержец Николай II принял «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Манифест распределял прежде единоличное право российского императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом – Государственной Думой; вводился также ряд гражданских прав и свобод: провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций, свобода совести; предоставлялось избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали.

    О том, как развивались события в России после принятия манифеста и как отнеслась к манифесту Церковь, почему стал возможен такой феномен, как священник-революционер Г. Гапон, об ответственности власти и уроках истории мы беседуем с историком Федором Гайдой.

    Илья Репин. 17 Октября 1905 г.     

    Федор Александрович, 110 лет назад был принят манифест, вошедший в историю как Манифест 17 октября. Практически во всех учебниках истории, справочниках и многих исследованиях говорится, что манифест был принят Николаем II для того, чтобы стабилизировать обстановку в стране. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнить ряд их требований: дать гражданские права и свободы, тем самым прекратив хаос в стране. Как развивались события в стране после принятия манифеста? В каких реалиях стала жить Россия?

    Читайте также:  Политика геноцида и коллаборационизм

    Манифест в принципе не мог привести к стабилизации политической обстановки в стране

    – Преувеличение – считать, что Манифест 17 октября был принят для того, чтобы успокоить волнения в стране, что это уступка рабочим. Так думал основной инициатор манифеста – новоиспеченный граф Сергей Юльевич Витте, только что заключивший Портсмутский мир. Он полагал, что прокатившуюся по России волну забастовок можно сбить, создав новое правительство на новых началах, которое он и должен был возглавить – и возглавил. Но давайте посмотрим текст манифеста. В нем говорится о создании законодательного органа – Государственной Думы, то есть об ограничении самодержавия. Говорилось и о том, что широкие слои населения будут привлечены к выборам в Государственную Думу. Но не было ничего сказано о главных рабочих требованиях, а главные рабочие требования были социально-экономического характера. В первую очередь это, конечно, сокращение рабочего дня и повышение заработной платы. Вот об этом, прежде всего, надо было беспокоиться, если главная задача – умиротворение рабочих.

    Совет

    Витте, по большому счету, использовал рабочее движение в своих целях и в целях оппозиционной интеллигенции. Он предполагал, что добьется этого манифеста, потом сформирует коалиционное правительство вместе с радикальными либералами, станет премьер-министром и тем самым будет основной политической фигурой в России. Он получил поддержку со стороны великого князя Николая Николаевича, который имел большое влияние на своего племянника – императора Николая II. Вместе они смогли добиться подписания Манифеста. Но никакого умиротворения, как известно, не наступило.

    Манифест 17 октября, опубликованный в Ведомостях Спб. градоначальства     

    А что произошло на самом деле?

    – Манифест оказался сюрпризом для всей страны. Местные власти не знали о том, что он готовится, практически несколько дней вообще не вмешивались ни в какие события, потому что не понимали, как на них нужно отреагировать.

    Источник: https://pravoslavie.ru/87200.html

    Манифест 17 октября 1905 года (стр. 1 из 2)

    1. Манифест 17 октября 1905 года

    В течение всего 1905 г. правительство не могло взять инициа-тиву в свои руки и тащилось в хвосте событий, хотя полиции уда-лось провести удачные операции по пресечению подготовки «революционных партий» к восстанию. Труднее было справиться с забасто-вочным движением.

    «Революционные» партии умело проводили антигосударственную агитацию и имели договоренность о совместных действиях против правительства.

    Встал вопрос о созыве более ши-рокого представительного парламента, но прежде нужно было предо-ставить политические права населению России.

    События между тем нарастали. В октябре в крупных городах началась политическая стачка, в которой, наряду с рабочими, участвовали и представители технической интеллигенции. 8 октября 1905 г.

    прекратилось движение на Московской железной дороге, к 17 октября значительная часть дорог была парализована. Закрылись фабрики, не выходили газеты, в крупных городах почти не было элек-тричества.

    Николай II отверг предложение о чрезвычайных мерах и назначении «диктатора».

    Видя остроту положения, Николай обратился за помощью к Вит-те, которому недавно удалось подписать на более или менее прием-лемых условиях соглашение с Японией. 9-го октября Витте предста-вил государю меморандум с изложения текущего положения дел и программой реформ.

    Констатируя, что с начала года «в умах произо-шла истинная революция», Витте считал указы от 6-го августа устаревшими, а поскольку «революционное брожение слишком велико», он пришел к выводу, что надо принимать срочные меры, «пока не ста-нет слишком поздно».

    Он советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный ре-жим.

    Обратите внимание

    Поколебавшись неделю, Николай решил поставить свою подпись под текстом приготовленном Витте на основе меморандума. Но при этом царь считал, что нарушает присягу, данную во время вступле-ния на престол. 17-го октября 1905 г. был издан манифест, кото-рый формально означал конец существования в России неограничен-ной монархии.

    Вот содержание «Манифеста об усовершенствовании государст-венного порядка» от 17 октября 1905 г.: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительст-ва», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклон-ной нашей воли:

    1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, соб-раний и союзов;

    2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Ду-му, привлечь теперь же к участию в Думе… те классы населения, кото-рые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

    3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбо-рным от народа обеспечена была возможность действительного учас-тия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.»

    «Объединенное правительство» образовало Совет министерства, председателем которого (т.е. первым русским премьер-министром) был назначен Витте.

    Манифест устанавливал политические права для граждан Рос-сии: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избира-тельных прав.

    Согласно Манифесту, Государственная дума меняла свое значение и приобретала черты развитого парламента; провозгла-шалось, что закон не может иметь силу без одобрения Государствен-ной думы. Таким образом, Россия вступила на путь достаточно зрело-го парламентаризма.

    Появление Манифеста 17-го октября вызвало растерянность влас-ти на местах и не внесло скорого успокоения.

    Важно

    Если умеренно-либера-льные круги готовы были принять созданное манифестом положение как исполнение их желаний конституционного преобразования России, то левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достиже-ния своих программных целей (“не желали нагайки, завернутой в пер-гамент конституции”); с другой стороны, правые круги отвергали содержащиеся в Манифесте 17-го октября уступки революции и требовали сохранения неограниченного царского самодержавия.

    Скоро после появления манифеста железнодорожная забастовка прекратилась, но «смуты и волнения» не только не прекратились, но распространились по всей стране: в городах происходили то рево-люционные, то контрреволюционные демонстрации, причем во многих города контрреволюционные толпы «черносотенцев» громили интеллигентов и евреев; в деревнях разливалась волна аграрных погромов – толпы крестьян громили и жгли помещичьи усадьбы.

    3-го ноября был издан манифест, обращавшийся к крестьянам с при-зывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных мер к улучшению положения крестьян и отменявший выкупные платежи за крес-тьянские надельные земли.

    2. Государственная Дума по основным законам

    Российской империи 1906 г.

    20 февраля 1906 г.

    вышел акт об учреждении Государственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная обработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.

    Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетными и избирателями, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

    Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

    Принятие Основных законов и перестройка центрального управления на началах «законности» и «привлечения общественности» потребовали пересмотра принципов местного управления и самоуправления.

    В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания и т.д.).

    Совет

    Законодательная власть закреплялась за Государственной думой и Государственным советом. Любой закон нуждался в одобрении обоих органов и в утверждении императором.

    В случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в форме указов.

    Действие указа носило временный характер и подлежало утверждению в Думе и Совете в течение двух месяцев после возобновления их работы.

    В соответствии со ст.

    87 Основных законов императору предоставлялась возможность по представлению Совета министров принимать указы законодального характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

    Не подлежали обсуждению Государственной думой вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

    Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора.

    В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы.

    Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым оказывая на него давление.

    Обратите внимание

    Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможной Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

    Чтобы избежать потока запросов (как это было в Первой Думе), Вторая Дума создала специальную комиссию для отбора запросов.

    Государственная Дума получала право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемы правительством, она же пользовалась правом законодательной инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по инициативе царя. Распространение права законодательной инициативы Думы на Основные законы могло, по мнению Витте, превратить ее в Учредительное собрание).

    В случае чрезвычайных обстоятельств правительство имело право в промежутках между сессиями Думы и с одобрения царя издавать указы приравниваемые к законам (ст. 87). (Это положение было заимствовано из австрийской конституции.) Эти указы, однако, не могли касаться изменений ни в Основных законах, ни в статусе Думы.

    Министры были ответственны не перед народным представительством (Думой), а перед монархом.

    3. Новый избирательный закон после государственного переворота

    от 3 июня 1907 г.

    Оценивая ситуацию в Государственной думе. П.А. Столыпин в закрытом заседании 1 июня 1907 г.

    сказал, что промедление “поставило бы правительство в невозможность дальнейшего обеспечения спокойствия и порядка в государстве”.

    Новый избирательный закон был принят без одобрения Государственной думы, как того требовали Основные законы. В этой связи в марксистской-ленинской литературе события 3 июня 1907 г. именуют государственным переворотом.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/28147/manifest-17-oktyabrya-1905-goda

    Ссылка на основную публикацию