Мировое значение русской культуры. русская культура и славянские народы

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

2016

Оглавление

План:

I.Введение

II.Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

III.Заключение

IV. Литература

Введение

Культура народа является частью его истории.

Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

«В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения».

Культура Руси, ее традиции и символы, складывается в те же века, что и становление русской государственности.

В отличие от своих арийских собратьев, например, романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории.

Обратите внимание

Подобное «запаздывание» способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов.

Открытость древнерусской культуры, мощная опора ее традиций на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний и символов привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне, так же как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение варварских племен IV – VIII вв. (великое переселение народов), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании средневековой Европы.

В VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания – Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII – VIII вв.

восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов – Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию (из «варяг в греки»). В IX – Х вв. здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Главным занятием восточных славян в раннюю эпоху (V-VIII) было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами.

Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле, особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

В VII – VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города – центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути.

Важно

До заселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI – VШ вв.

, когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья.

Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищем и лесами, принадлежащими общине.

Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяла огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов.

Центральное место в культуре славян этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. «Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков.

Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив».

Языческие боги стали первыми символами древнерусской культуры.

Древними славянами обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле. Довольно развиты были водяные культы.

Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог.

Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир.

Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир.

Совет

В русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Славяне сжигали трупы или предавали их земле.

В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело.

Славяне считали, что предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов.

Эти религии привносили свои символы и традиции. Славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой.

Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

Весь оригинальный исторический опыт восточного славянства стал достоянием единой древнерусской культуры.

Несущим элементом культуры является язык. Любой язык является продуктом многовековой истории. Это относится как к его материальной, фонетической стороне, так и к его значимой стороне, смыслу языковых единиц. Далеко не случайно, что период превращения славянских народностей в нации тесно связан с борьбой различных общественных групп вокруг проблем литературных языков. Так было и на Руси.

Обратите внимание

Наука о языке еще в начале XIX в. установила, что славянские языки относятся к большой семье индоевропейских языков, в которую наряду с ними входят балтийские, германские, романские, индийские, иранские, греческий, албанский, армянский, хеттский и некоторые другие языки.

Названные языковые группы выделились несколько тысячелетий тому назад из общего индоевропейского языка-основы. На этом языке, как предполагают специалисты, говорило когда-то индоевропейское племя или группа племен.

В настоящее время полагают, что они обитали в ряде областей Центральной и Южной Европы, а затем колонизировали огромные области от Европы до Индии (с этим связано и название «индоевропейские языки»).

Естественно, что за 5-6 тысячелетий обособленного развития в отдельных индоевропейских группах самым существенным образом изменились фонетическая и грамматическая системы, произошли большие перемены в их словарном составе. Именно поэтому представитель одной группы индоевропейских языков уже не может без подготовки понять речь представителя другой группы, например славянин германца, романца, грека или индийца.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Однако еще в дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах.

Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли.

Устная летопись предшествовала летописи письменной. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Устные поэтические произведения о прошлом – былины – также стали символами культуры Древней Руси.

В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси.

Важно

Народная память прочно удержала образ князя Владимира – он стал героем русских былин, где вместе с ним действуют другие лица, также имеющие своих исторических прототипов (Добрыня Никитич, Путята и др.).

Это показывает историческую роль великого князя, хакана земли Русской, как его именовал Илларион, – Владимира Святого. В народной памяти былинный эпос сохранился до наших дней.

Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров, прочно внедрился на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.

.

Заключение

Древнерусская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие для Северно-Восточной Руси и т.д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков.

Русь не просто слепо копировала чужие влияния и заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему народному опыту.

Долгие годы русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось.

Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представление о красоте, художественном творчестве.

Совет

Характерными чертами древнерусской культуры являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. Эти особенности культурных традиций Древней Руси проявились не сразу, а развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие традиции и символы русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии (верховная власть принадлежала великому киевскому князю) Однако во второй половине XI – н. ХII в. здесь по существу шел процесс перехода к новой политической системе.

Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. Князь в эту эпоху еще не был полновластным монархом, а выступал скорее первым среди равных. Его обязанностью было распределение дани среди дружинников.

Решение по всем важным делам государства он принимал после совета с ними.

К ХП веку древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали участниками создания общеевропейского романского художественного стиля.

В основе этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Вторая половина XII и начало XIII в. является уже временем упадка, обеднения и запустения Киевской Руси. С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры.

Процесс становления русского культурного архетипа приходится уже на следующий период в истории России.

Читайте также:  Литература 30 - 60-х годов

Литература

Источник: https://infourok.ru/znachenie-russkogo-naslediya-drevney-rusi-v-istorii-russkoy-kulturi-2737334.html

Культура славянских народов

Министерство образования и науки Украины

Одесская национальная морская академия

Кафедра философии

Реферат

на тему «Культура славянских народов»

Выполнил: курсант 1-го курса

ФМП и М группа №1

Мурка Кристина Валерьевна

Проверено:

Доцент Устинова Г.В.

Одесса-2014

План

  1. Введение
  2. Возникновение
  3. Общая культура
  4. Культура Украины в отдельности
  5. Культура Беларуси в отдельности
  6. Культура России в отдельности

Заключение

Введение

Представители славянских наций: русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию.

Славянскими братьями принято считать украинцев, россиян и белорусов.

Все славянские народы —говорят на родственных языках, у них сходные обычаи и поверья, легенды и сказки.

Русская, украинская и белорусская нации – одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 % составляет городское население, 26 % – сельское. На Украине – 67 и 33 %, в Беларуси – 65 и 35 % соответственно.

Обратите внимание

Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

– высокая степень осмысления 
окружающей действительности, хотя 
и несколько отсроченного по 
времени от конкретной ситуации;

– достаточно высокие общеобразовательный 
уровень и подготовленность к 
жизни и труду;

– уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности 
жизни;

– общительность, дружелюбие 
без навязчивости, постоянная готовность 
оказать поддержку другим людям;

– достаточно ровное и 
доброжелательное отношение к 
представителям других национальностей;

– отсутствие в обычных 
условиях повседневной жизни 
стремления к образованию изолированных 
от других микрогрупп по национальному признаку;

– в экстремальных условиях 
жизни и деятельности, требующих 
предельного напряжения духовных 
и физических сил, у них неизменно 
проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию 
во имя других людей.

Возникновение

Славяне, как сформировавшийся народ, впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке.

Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях.

Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер.

Археологи определяют как достоверно славянские ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским.

Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из из языковой общности более низкого уровня в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э.

Общая культура

О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархально-родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин.

Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединялись в союзы («верви»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков.

У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

Важно

Главные славянские боги были следующие: Даждь-бог (у других племен — Хоре) был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Велес был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т.

е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения.

Святилища представляли собой округлые или сложные по очертаниям, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами.

В центре капища находились каменные или деревянные славянские идолы, вокруг которых жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения.

Вера в загробный мир, в то время, когда свершался славянский обряд похорон, заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки.

В древности узелковая письменность была распространена у многих народов.

На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.

Культура Украины в отдельности

Совет

Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство.

Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами.

Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.

Большое влияние на культуру украинского народа оказали греческая, римская и византийская культура, благодаря которым культура Украины обрела многие знания и умения. Важным событием, определившим на многие века художественное и духовное развитие культуры Украины, стало принятие христианства в 988 году.

Несмотря на многообразие различных источников мировой культуры, украинцы создали свою самобытную, не похожую ни на какую другую, самобытную культуру. Культура Украины отражает неповторимость духовного мира народа, окружающей его природы и специфику традиций и обычаев.

На протяжении многих веков культура Украины развивалась как народная. Крестьяне, ремесленники, казаки – стали настоящими творцами и носителями культуры. Большое место в ней занимал устный фольклор (песни, сказки, былины, предания, пословицы и поговорки), народные танцы, декоративно-прикладное искусство.

Культура России в отдельности

 
Культура России включает в себя культуру Древней Руси, Российской империи и современной России с народами, входящими в ее состав. Именно благодаря своей многонациональности Россия и ее культура является одной из самых разносторонних.

Культура России – это ее литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка и декоративно-прикладное искусство. Если говорить о современной культуре, то в ее состав также включается и синематограф.

 
Для Старой Руси, культуру которой еще называют традиционной или средневековой, характерны замедленность развития, верность традициям и опыту предшествующих поколений.

Обратите внимание

Кроме этого, большую роль как в этот период, так и в другие, сыграла политическая обстановка на Руси – известно, что этот период был периодом разобщенности и раздробленности отдельных княжеств, вызванный отсутствием необходимости общей экономики – ведь хозяйство в ту пору было натуральным.

Религия также оказывала сильное влияние на существующую в ту пору культуру. Слишком мало времени прошло с тех пор, как было принято на Руси христианство, и этот факт вызвал смещение истиной религии славян – язычества и его обрядов, и привел к двоеверию.

 

Однако несмотря на то, что различие между европейскими государствами и Россией было очевидным, культура Руси брала за основу европейскую культуру. В живописи это –иконопочитание и византийский художественный стиль. Письменность и литература были принесены вместе с христианством, и тексты считались священными. Первые каменные храмы были построены византийскими архитекторами. Ну, а декоративно-прикладное искусство как в это время, так и во все другие, было массовым и «артельным».

Культура Белоруссии в отдельности

Белорусы – это один из славянских народов, предки которых обосновались на нынешней территории страны около 1500 лет назад.

Уникальная самобытность белорусской культуры складывалась на протяжении столетий. Белорусская музыка, живопись и национальный костюм впитали в себя не только традиции и верования славян, но и многих народов с которыми соседствовали белорусы, среди них большое влияние оказали племена балтов.

Под влиянием Речи Посполитой белорусская культура обогатилась новыми чертами в живописи, музыке, архитектуре. Достаточно большое распространение в этот период среди населения Белоруссии получил католицизм, также оказавший влияние на белорусский народ.

В 151 году произошло важное для культуры Белоруссии событие, была издана первая белорусская книга. Издал ее Франциск Скорина в Праге. Это был Псалтырь, изданный на церковнославянском языке.

Заключение

К сожалению, теперь когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, т. к.

у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей.

Важно

Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает незыблемую истину: существуют понятия “мы” и “они”, которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_07/kultura-slavyanskih-narodov/488403.3194943.page1.html

1. Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие хозяйственно” деятельности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений.

С V века до н.э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров.

Таким образом, греческое искусство служило вкусам местных жителей – скифов – иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы – иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов-пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья.

Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население.

С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока Радугина А.А. «Культурология», курс лекций, изд. «ЦЕНТР», М. 2003 .

Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен.

Латинские и византийские писатели VI-VIII веков говорят о двух ветвях славян – антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время.

Совет

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной ив достаточной степени определившейся культуре восточных славян.

До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия.

У них были выработаны известные представления о земном и загробном I мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти I культурные достижения прошлого не были забыты Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. — М., 1984..

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов.

Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого, промыслового.

Трех типов образа жизни – оседлового, кочевого, бродячего в смешении нескольких этнических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких Религиозных потоков.

Читайте также:  Политика геноцида и коллаборационизм

Таким образом, на основной территории древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызы–т сомнений, – это язык.

В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой.

Обратите внимание

Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией.

К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках – русском и греческом.

Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов “Русской правды” складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о “Законе русском”, по которому жили славяне. Под именем “русов” славяне торговали в Западной Европе.

С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в III-VIII веках. Летопись не приводит времени их появления.

Они были “изначала” – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они – центры политической, культурной жизни, ремесленного производства.

С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады – хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась “Гардариком” – страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской.

Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков.

Важно

Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив.

Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир.

Славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов.

Автор “Слова о полку Игореве” называет русский народ “Даждьбоговыми внуками”.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле.

В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом – допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется “Бог богов”, удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога громовержца Перуна.

В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным – Перуном (впоследствии – княжеским богом), а купцы – Белесом – богом скота (впоследствии – богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е.

организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействию на психику.

Совет

Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги).

Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов Радугина А.А. «Культурология», курс лекций, изд. «ЦЕНТР», М. 2003 .

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий.

Византийские историки упоминали о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а только умеют играть на своих инструментах.

Это сообщение свидетельствовало о привилегированном, почетном положении древних музыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли люди, облеченные доверием. Такое совмещение функций было широко распространено в средневековой Западной Европе.

В феодальной Руси этот обычай некоторое время еще будет сохранен.

В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги неславянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока – Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получали закрепление в религиозной сфере.

В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой – слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием.

С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на I стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

Обратите внимание

Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы.

Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/12331

Культуре русов (славян) многие тысячи лет!

Рассказывает Светлана Жарникова (кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член Руского географического общества):

Мой сегодняшний доклад вызван той суровой необходимостью, которую диктует нам наше время. Дело в том, что в СМИ все больше и больше появляется сентенций, из которых можно сделать вывод, что руские (славяне) – это вообще не этнос, что это не народ, а некая сборная солянка. Что это молодой этнос, неизвестно откуда взявшийся.

Речь даже идет о том, что мы не коренной народ на данной территории. И когда слышишь такие вещи, понимаешь, что это очень серьезно. Серьезно хотя бы потому, что нас на сегодняшний день, так называемых «россиян», всего 4% от мирового населения. Это очень мало.

Мы занимаем 1/7 часть суши, на которой находятся 30% мирового запаса угля, 40% нефти, 45% газа, 90% платины, 20% мировых сельскохозяйственных угодий, 20% мировой пресной воды и т.д. Все это принадлежит 4% мирового населения, которому остальные 96% просто так сидеть на этих богатствах не позволят.

Но если основная масса 96% только возмущается, то есть и такие, которые говорят:

Что вы вообще здесь делаете и какое отношение имеете к этой земле? Непонятно откуда вы пришли. Вы уничтожили коренное население данных территорий… и вообще, не пора ли вам отсюда куда-нибудь уйти в другое место». Непонятно, правда, в какое?

При этом забывается целый ряд очень интересных обстоятельств.
Раша, русы, скифы, веси, чудья…

1. В английском языке до сих пор наш с вами этноним звучит как «Раша», а «Раша» или «Риша» в санскрите значит МУДРЕЦЫ. Во французском языке «риши» — это богатые. Но в древности богатство предполагало – богатство знания, а не только материальное богатство.

Важно

2. Мы забываем о том, что сам термин «рус» во всех индоевропейских языках обозначает СВЕТЛЫЙ, ЯСНЫЙ.

3. Птолемей еще во II веке н.э. говорил о том, что на севере Европы между Балтикой и Уралом проживают скифоаланы. В скандинавских Сагах начала н.э.

говорится, что от Балтики до Урала по всему северу Европы проживают аланы, которых называют рус-аланы или скиф-аланы. Греки еще в раннем средневековье называли нас скифы-русы.

Наконец, Адам Бременский в XI веке говорил о том, что от Балтики до Урала живут т.н. аланы, которые сами себя называют «веси» или «виси».

Сегодняшние спекуляции на тему о том, что древний великий народ вепсов был уничтожен славянами на всем Руском Севере, это миф. Потому что «весь» обозначает ПОСЕЛЕНИЕ, СОСЕД, РОДСТВЕННИК, это древнее индоевропейское слово. Наши грады и веси, так и звучат – города и поселения.

4. Что касается «чуди белоглазой», которая также оказалась уничтожена «зловредными русами», то выясняется, что чудья на санскрите значит – ЧУБ, ХОХОЛ, ОСЕЛЕДЕЦ, то что до сих пор носят в Индии брахманы.

Или наши запорожцы — князь Святослав, князь Игорь и иже с ним, все так называемые варяги носили этот оселедец (чудью). В индийских домашних обрядах существует даже такой термин – «чудья карна», т.е.

стрижка чудьи, оставление этого самого хохла.

И последнее – они были белоглазыми, т.е. настолько светлоглазыми, что вызывали интерес у окружающих, потому что основная масса населения нашей планеты, это все-таки темноглазые и темноволосые люди.

Совет

5. Обряды. Сравним наши домашние обряды (которые не исчезают даже с изменением религиозной системы), с теми, которые арии унесли на территорию Индостана, примерно в 3-ем тысячелетии до н.э.

Например, желаем здоровья чихающему; много общего в свадебной и похоронной обрядности; родильные обряды; жертвоприношения и молитвы предкам индусы отправляют в новолуние, также и на Руском Севере еще в начале ХХ века обращались к народившемуся месяцу с молитвой о здоровье и т.п.

Если руские люди не являются коренным населением севера Восточной Европы, тогда откуда у них появились домашние обряды многотысячелетней давности совершенно идентичные древним арийским обрядам? Учитывая, что эти народы разошлись минимум 4 тысячи лет тому назад.

6. Сегодня, занимаясь анализом диалектных форм Руского Севера, насчитывают уже сотни слов, терминов санскрита, которые шире по своим значениям, чем классический санскрит. Следует согласиться с Г.С.

Гриневичем — санскрит, это вторичный язык по отношению к прото-рускому языку.

Мало того, крупнейший санскритолог Индии Дурга Прасад Шастри побывав в России, сказал: «Если бы меня спросили какие два языка в мире наиболее близки друг к другу, я бы не задумываясь ответил – руский и санскрит».

Не надо забывать того обстоятельства, что на сегодняшний день названия практически всех рек и озер Руского Севера можно перевести если не со славянских языков, то в основной массе с санскрита, иначе этимология становится непонятной. Лексика, орнаментика, названия рек, озер, деревень, городов – все это говорит об очень многом.

Читайте также:  Финал крестьянской войны под предводительством степана разина

* Знаете ли вы, что древнее название Архангельска – Пур-Наволок. Не Хастинапур, не Сингапур, где «Пур» поставлен уже во второй части названия, также как Ленинград, Петроград. Но есть у нас Град-Москва, это более архаичная форма словосочетания, когда «Град» стоит впереди, так и Пур-Наволок, превратившийся потом в Архангельск.

* Знаете ли вы, что родина Ломоносова – город Холмогоры стоит на трех островах: Кур, Наль, Ухт. Где Кур и Наль в Махабхарате – это прапредки Ариев (два брата). Ухта – на санскрите значит «песня». А река Холмогорка еще в XIX веке называлась «падра», что на санскрите значит – деревенская.

Русская (славянская) ментальность

Таким образом, руский народ имеет многотысячелетнюю историю проживания на территории, где находится огромное количество полезных ископаемых, рек, озер, огромных лесов (которые мы гробим сейчас просто с дикой скоростью). И с таким восторгом засоряем свой язык, который крупнейшие лингвисты мира называют прото-языком. Засоряем его всевозможными англицизмами, и часто называем свою Родину – «этой страной».

Да, в этой стране жили наши предки многие тысячи лет тому назад.

Оставили нам свою память, свои обряды, свои песни, свои сказки и свою ментальность, ту самую ментальность, которая сохранилась в словах Дмитрия Донского: «Нет больше счастья, чем постоять за други своя».

Обратите внимание

Вот эта вот ментальность, когда сохраняется тот человек, который думает о своем народе, а потом уже о себе, она и есть коренная, основная. И когда нам показывают фильмы под названием «Основной инстинкт», нам просто не говорят о том, что основных инстинктов три:

— инстинкт самосохранения,

— инстинкт продолжения рода,

— инстинкт сохранения вида.

Так вот, инстинкт сохранения вида (или своего народа) — он выше двух других. И все это в ментальности, в обрядовой практике нашего народа есть, а то, что она древняя подтверждает все вышесказанное.

Выступление С.В. Жарниковой на Втором Конгрессе Ведической культуры
Интервью со Светланой Васильевной Жарниковой на Втором конгрессе Ведической культуры

ВОПРОС: Что лично вы подразумеваете под Ведической культурой. Насколько актуальной считаете тему развития ведической культуры в современном обществе?

Достаточно сложный вопрос. Лично я не считаю то, что мы развиваем сегодня – является ведической культурой, это, пожалуй, продолжение общекультурной традиции, которая существовала многие тысячи лет. Ведической культурой мы называем ее условно.

На самом деле мы развиваем свою этническую культуру на территории нашей с вами Родины. Потому что ведической ее называют по отношению к Индии, но мы живем не в Индии, а в России, где и складывались основные формы этой культуры.

Поэтому скорее все таки, мы развиваем не ведическую, а древнерускую культуру; продолжаем ее дальше, в ее естественном развитии.

ВОПРОС: Считаете ли вы Веды, эпосы «Махабхарата», «Рамаяна» индийским наследием или наследием руского народа тоже?

Безусловно, это наследие и руского народа.

Потому что у Александра Сергеевича Пушкина, например, я не знаю каким источником он пользовался, но его «Руслан и Людмила» архаичнее «Рамаяна» по многим своим параметрам и некоторым ситуациям, хотя в принципе эти два памятника разделенные многими тысячами лет — идентичные. Вопрос только в том, что здесь «мама», а что «дочка»? По сути своей, то, что написал А.С. Пушкин, вернее тот источник, из которого он черпал — он архаичнее «Рамаяна».

Важно

Или гимны «Ригведа» описывают состояние приполярного неба, состояние природы и то, что вообще невозможно увидеть в Индии (вращение созвездий вокруг полярной звезды) — тогда как можно говорить о том, что это чисто индийское явление? Очень многое унесено от сюда туда, и создавалось в едином блоке, иначе не было бы единых обрядов, единой лексики, единых названий рек, озер и т.д. Переносилась вся система на новую территорию и там сохранялась, поскольку оказалась в иноэтничной среде (дравидийской), а здесь особенно не церемонились со всем этим…

ВОПРОС: Видите ли вы какие-нибудь противоречия в существующей религиозной, социальной культуре страны, которые могут возникнуть при развитии ведической культуры. Или она вполне органично впишется в современное общество?

Ведическая культура более чем органично впишется в современное общество, хотя бы потому, что все религиозные системы, так называемые «мировые религии» берут свой исток из того же самого источника. В первой книге «Махабхараты» Адипарва структурирование Вселенной описывается достаточно четким образом.

Вначале по мысли Творца, которую он озвучил Словом (т.е. озвученная мысль уже и есть слово), появилось некое яйцо, в котором абсолютным Светом, не представляемым, вездесущим из которого всё выходит и в которое всё возвращается, был вечный БРАХМО, и у него было только одно свойство – Звук.

Сейчас любой физик подпишется под этим и скажет, что волна – это то, что является началом.

БРАХМО – это эфир, в том представлении, о котором в свое время говорил Ньютон, т.е. некий поток квантов, или торсионных полей, в общем, это то, что передает информацию от одного объекта к другому, и у него действительно только одно свойство – звуковая волна.

Затем идет семь звуков и аккорд, и следующий этап – Ветер (движение). Волна порождает движение (без движения, без колебаний невозможна никакая трансформация). У него одно свойство – касание. И, наконец, появляется третья составляющая – Свет, у которого уже три свойства – звучание, касание, образ.

Образ это то, что связано с физическим воплощенным миром.

Что здесь отрицается в христианстве? В христианстве, в его закрытой доктрине тоже самое, Бог – есть Свет и нет в нем никакой Тьмы. И та же троичность структурирования. Сначала была мысль; мысль была превращена в слово; слово начинает работать и созидает Вселенную.

Что вы найдете нового в иудаизме? Тоже самое, Бог – есть Свет и нет в нем никакой Тьмы.

Что вы найдете нового в исламе? Аллах – сияние излученного Слова.

Совет

И в исламе, и в христианстве, и в иудаизме идет процесс, если не вульгаризации, то упрощения сложных философских категорий, для понимания основной массы.

ВОПРОС: Насколько вы считаете важными исторические исследования в области арийской культуры, как они могут повлиять на ход истории?

Человек, как и дерево – без корней жить не может. Та система ценностей, которая существует в современном мире приводит в никуда. Необходимо вернуться к самоидентичности, к общим индоевропейским ценностям. И как уже говорилось надо помнить свою историю, иначе придут другие и скажут – это мы здесь все время жили, вам здесь делать нечего.

ВОПРОС: Как может повлиять проведение конгресса Ведической культуры ариев-индославов на культуру России и сознание людей?

Если это будет популяризироваться, и будет достаточно мощно проявлено в интернете, тогда это даст определенный резонанс. Интерес, в общем-то, к этой проблематике очень большой. Многие сейчас стараются найти Духовный стержень, и находят его, например в йоге.

Но во имя чего и для чего? Если вы данными практиками занимаетесь, то все таки имейте ввиду, что в духовном плане изначально этот источник здесь. Вы идете за три моря чтобы испить водицы, когда ключ из которого эта водица течет, находится у вас под ногами.

Надо чтобы молодежь это поняла, и вообще осознала глубину своего исторического пространства. А когда люди дают возможность плевать на себя, в них и начинают плевать.

Я действительно была поражена, когда услышала по телевидению, что у нас праздник коренных народов, а руский — оказывается не коренной народ. Почему коренными надо считать малые народы, а большие что… из воздуха образовались?

Мы не дети придурков и не внуки придурков, а дети великого народа.

Руские люди поклоняются не солнцу, которое является лишь вещественным воплощением Света, а Абсолютному, Вселенскому Сверхсвету, который есть во всем и который невозможно увидеть и осознать, из которого все выходит и все обратно возвращается.

Обратите внимание

Когда вы это поймете, тогда сможете понять, почему египтяне прогнали Эхнатона, который провел свою реформу — вместо поклонения Амону-Ра, т.е. Свету, стал поклоняться Атону (солнечному диску). Перевел одно в другое, идет такое вот снижение.

Источник

О том, что КОРНИ ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (в том числе представленной в Индии) ПРОИСХОДЯТ С СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ рассказывает и Андрей Верба в своем видео.

Одно из доказательств: карты звездного неба, описанные в Рамаяне и Пуранах, вообще не соответствуют карте звездного неба современной Индии. Исследования показали, что тексты Пураны и Рамаяны были составлены на намного более северной территории, чем территория современной Индии.

Другое доказательство: большое сходство санскрита и русского языка. Так, многие современные русские слова, которые мы используем в обиходе, сходны с санскритскими словами. Русский счет также близок счету на санскрите лишь с небольшими изменениями в произношении.

О других интересных фактах смотрите в видео:

РУССКИЙ ЯЗЫК – ПРАРОДИТЕЛЬ САНСКРИТА

Далее Светлана Жарникова продолжает приводить неопровержимые доказательства родства северных диалектов русского языка и древнейшего языка человечества — санскрита.

Однако на этот раз Светлана Васильевна идёт дальше и делает смелое предположение, которое, оказавшись верным, перевернёт не только всю лингвистику, но и всю историческую науку.

Это предположение о том, что не санскрит был родоначальником русского языка, а наоборот древний северно-русский язык лёг в основу санскрита. Не станем скрывать, предположение это делали и другие независимые исследователи.

Но Светлана Жарникова наиболее авторитетный и статусный учёный из всех, кто осмеливался высказать эту крамольную в наше время мысль…

+++
Для вас уникальная подборка материалов «Шаги к Гармоничной Жизни»! ВПЕРВЫЕ В ОДНОЙ ПОДБОРКЕ более 30 различных тем и почти 400 материалов: https://lubodar.info/garmonia/

Другие полезные статьи:

Важно

СЛЕДЫ ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НАШИХ ПРЕДКОВ-РУСИЧЕЙ (СЛАВЯН): https://vk.com/wall-49560567_1174

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ ДОКАЗАНА! ТАРТАРИЯ – страна, сравнительно недавно занимавшая почти всю территорию Евразии и западную часть Северной Америки! Эта информация разоблачает историю и приоткрывает завесу планомерного геноцида Великой страны и ее населения, к которому и относимся все Мы: http://vk.com/wall-49560567_656

ЧТО ПРИКРЫВАЛИ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМ ИГОМ? ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ: http://vk.com/wall-49560567_752

РУСЬ БЫЛА НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ В ТЕЧЕНИИ 3 МИЛЛИОНОВ ЛЕТ: https://vk.com/wall-49560567_692

ВЕДИЗМ НА РУСИ БЫЛ ДО XVI ВЕКА! Западноевропейцы намеренно стали извращать всю историю, чтобы показать, что никого кроме германцев и других западноевропейских наций в древности не было: http://vk.com/wall-49560567_650

На каком языке говорили в средневековой Швеции? НА РУССКОМ! https://vk.com/wall-49560567_917

ИСКОННО СЛАВЯНСКИЕ ПРИРОДОСООБРАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ — ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ: https://vk.com/wall-49560567_1307

ПРАВИЛО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕДИЧЕСКИХ И ДРУГИХ САКРАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: соблюдайте принцип постепенности, расширяйте границы сознания! https://vk.com/wall-49560567_1389

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКИХ СКАЗОК: https://vk.com/wall-49560567_1284

«ВЕДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С ПОЗИЦИЙ ЭНЕРГО-ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» — видеозапись семинара Андрея Ивашко от 22-23 марта 2014 в Санкт-Петербурге: http://vk.com/wall-49560567_920

Совет

Сказочный семинар «БУКВИЦА И МАТРЕШКА» — ДРЕВНЯЯ МУДРАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ: https://vk.com/wall-49560567_1170

«ДРЕВНЕСЛОВЕНСКАЯ БУКВИЦА – ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДИЕ НАШИХ ПРЕДКОВ»: https://vk.com/wall-49560567_1219

МАТРЁШКА КАК МНОГОМЕРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И МИРА: http://vk.com/wall-49560567_889

ПОЧЕМУ УНИЧТОЖАЛИСЬ ГУСЛИ НА РУСИ? http://vk.com/wall-49560567_750

Источник: https://lubodar.info/kulture-rusov-mnogie-tysyachi-let/

Ссылка на основную публикацию