Литовско-польская эпоха в украинской историографии

Украинская государственность в литовско-польский период

Тема 15. Украинская государственность в литовско-польский период. 

    1.Украинская  государственность в литовский период.

   1.1 Предпосылки  захвата 
украинских земель 
Литвой.

   1.2 Политика Литовских правителей в Украине 

   1.1 Захват украинских земель Литвой и Польшей. В ХIII – первой половине XIV в. продолжателем государственности Руси на ее юго-западных землях и ведущей силой сопротивления иностранной агрессии выступало Галицко-Волынское княжество.

Жестокое поражение, причиненному 1323 русским войскам ордынским ханом узбеком, подорвала военную и политическую мощь Галицко-Волынского государства. Смерть погибших в бою князей Андрея и Льва прекратила княжескую династию Романовичей, которые на протяжении более 120 лет вели борьбу за независимость и государственное единство Юго-Западной Руси.

Теряя собственное политическое значение, ячейка украинской государственности стал предметом острого соперничества Польши и Литвы. В результате последняя закрепила за собой Волынь, а польский король в 80-х годов XIV в. окончательно утвердил свою власть в Галичине . Буковина с середины XIV в.

оказалась в составе Молдавского княжества, Закарпатье еще раньше захватила Венгрия.

Обратите внимание

   Иностранное порабощения западноукраинских 
земель прервало процесс формирования независимой государственности 
украинского народа.

Экономически слабы, разобщены, политически умирающей русские княжества Поднепровья и Подолья взять на себя роль сбора и освобождения украинских земель из-под монгольского ига не могли. Зато цель подчинить себе “всю Русь” поставил обладатель соседней Литовского государства великий князь Ольгерд (1345-1377).

   Литовским успехам в Украине способствовали феодальные междоусобицы в Золотой 
Орде (там в 1359-1361 гг сменилось семь ханов). Однако монгольский государство 
не настолько ослабла, чтобы так легко смириться с потерей украинских земель.

Скорее всего, отношения между Ордой и Литвой в это время основывались на договорной и взаимовыгодной основе: монголы согласились на распространение политического контроля Литвы на всю Юго-Западную Русь при условии сохранения даниннои зависимости этой территории от Орды.

Не зря один из русских летописцев, отметив, что Ольгерд “много земель и краев завоевал, и грады, и княжение взял себе … и увеличилось княжение его больше всех”, подчеркивал, что литовский обладатель “не столько силой, сколько мудростью воевал”.

   В процессе присоединения украинских земель в 
Великое княжество Литовское 
историк А. Д.

Бойко выделяет несколько 
периодов. Каждый из которых имел определенные особенности.

   Первый 
этап (1340-1362 гг) – проникновение литовцев на украинские земли. Для борьбы с Тевтонским орденом разрозненные языческие литовские племена в середине XIII в. под руководством князя Миндовга объединились в единое государство – Великое княжество Литовское.

Важно

Во времена правления Миндовга (1230-1263 гг) главным объектом литовской экспансии стали западнорусские (белорусские) земли.

   Второй 
этап (1362-1385 гг) – утверждение литовского правления. В исторической науке 
существуют различные взгляды относительно характера литовской экспансии, природы и сущности самого государства.

Советская историография рассматривала литовскую присутствие на украинских землях как «колониальные завоевания», как порабощения украинского народа. Часть украинских историков считают литовцев освободителями бывших земель из-под Золотой Орды (правда, «освободители» надолго остались на «освобожденных» землях.  

   1.2 Утверждение литовского правления на украинских землях происходило практически без сопротивления со стороны местного населения. По мнению историка Б. Лановик, почти до конца XIV в.

Великое княжество Литовское было своеобразной федерацией земель-княжеств, полноценными, равноправными субъектами которой выступали земли Киевщины, Чернигово-Сиверщины, Волыни и Подолья.

Здесь сохранилась старая система управления, в которой только русская династия Рюриковичей уступила место литовской Гедиминовичив.  

   Учитывая 
то, что собственно литовские земли 
составляли лишь примерно 10% Великого княжества Литовского, а литовцы 
находились на гораздо более низком уровне общественно-политического и культурного развития по сравнению с населением присоединяемого территорий, литовские правители проводили достаточно либеральную политику. Действуя по принципу «старого не менять, а нового не внедрять». Об этом свидетельствуют, в частности следующие процессы:  

   – Литовцы 
за нехватки людей для управления 
своими огромными завоеваниями 
позволяли местной украинской 
знати занимать административные 
должности.

 При этом украинская 
знать, сохраняя свои владения 
и занимая должности чувствовала 
себя спивгосподарямы в государстве.

По соглашениями, которые заключались с великим князем, русские князья обязывались служить ему как вассалы, а тот, в свою очередь, обещал последовательно придерживаться прежних прав и обычаев, которые существовали на этих землях;  

   – Русская 
(украинский и белорусский) язык 
стал официальным государственным 
языком литовского государства;  

   – Русском 
языке велось все делопроизводство, составлялись официальные документы 
и писались литературные произведения;  

   – В 
основе государственной правовой системы (Литовские статуты 1529, 1566, 1588 гг.) Лежали обычные писаные нормы украинского права, то есть «Русской правды» и те нормы, которые бытовали в традициях украинского народа еще в эпоху Киевской Руси;  

   – Хранились 
прочные позиции русского православия в Литовском государстве. В частности, князь Ольгерд и почти все (10 из 12) его сыновья были православными;  

   – Литовцы 
позаимствовали у русинов опыт 
военной организации, построения 
и укрепления крепостей, налаживание 
налоговой системы формирования структуры княжеской администрации и т.д.   

Совет

   Местная русская знать имела почти 
те же права и привилегии, что 
и литовский: князья и бояре принимали 
участие в великокняжеский совету; некоторые из них занимали высокие 
должности в администрации и 
армии, охранялись имущественные права феодалов. В течение первых десятилетий литовского владычества привилегированное положение имела православная церковь.  

   Однако 
в отличие от Киевской Руси государственная власть сконцентрировалась в руках великого литовского князя, который единолично распоряжался военными силами и материальными средствами страны. Местные князья были лишь советниками и исполнителями его воли, так как земельные владения имел только тот, кто служил великому князю.

Украинские удельные княжества пользовались самоуправлением, но распространялось оно только на хозяйственные отношения, суд, религию и ни в коем случае не на государственную администрацию. Наконец, в восстановленных украинских удел – Киевском, Переяславском, Черниговском, Новгород-Северский и др.

княжескую власть получили не потомки Рюриковичей, а сыновья и племянники литовского князя – Ольгердович.  

   Таким образом, хотя центральная власть постоянно 
подчеркивала, что литовцы “старины 
не двинутся и новости не вводят”, в действительности произошли существенные изменения. Литовский государство не было государством украинском.

Значительный на первых порах политическое влияние украинских князей и бояр был обусловлен не организацией государственных структур, а лишь сближением литовской и украинской знати. Удельные Ольгердовича использовали стремление местных феодалов к автономии для противостояния централизаторскую политике Свободная.

Укрепление власти великого князя или внешнеполитическая переориентация Литвы в таких условиях составляли прямую угрозу государственном положению украинских уделов.  

   Так оно 
и случилось после Кревской унии Литвы с Польшей (1385 г.), когда значительно 
усилились польско-католические влияния 
на литовскую знать и, соответственно, сопротивление русских аристократов.

Обратите внимание

Энергичный великий князь Витовт в начале 90-х гг вооруженной силой устранил “за непослушание” нескольких удельных князей и передал их владения своим сторонникам. Усилилась феодальная зависимость крестьян и жителей городов.

По словам современника, Витовт держал подвластны русские земли в “железных кандалах”.  
 

   Третий 
этап (1385-1480 гг) – усиление централизма 
в Литовском государстве и 
ликвидация остатков автономии украинских земель. Событием, в корне изменила положение юго-западных русских 
земель, стала Кревская уния (1385 г.).

Основными факторами, которые сближали интересы правящих кругов Литвы и Польши были как внутренняя нестабильность, так и внешняя опасность, в частности угроза Тевтонского ордена, усиление московского княжества и т.д.

В этих условиях Польша предложила Литве путем династического брака польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло объединить силы двух государств.  

   14 августа 
1385 в г.

 Крево между Литвой 
и Польшей было заключено Кревскую 
унию, по условиям которой литовский 
князь Ягайло, вступая в брак с польской королевой Ядвигой, получал титул короля Польши, обязывался перейти в католическую веру и окатоличить литовцев и «навеки присоединить все свои родные земли, литовские и русские к короне Польской »(кроме того он брал на себя обязательство оплатить бывшему жениху Ядвиги Вильгельму Австрийскому 200 тыс. флоринов в качестве компенсации за нарушение брачного соглашения). То есть, речь шла об инкорпорации (включение, присоединение ) Великого княжества Литовского в состав Польши. Литва определенной степени теряла свой суверенитет, а Польша получала территорию в 4 раза больше собственную. Кроме того, Кревская уния кардинально меняла стратегические интересы Польши, переместив их с Запада на Восток.  

   Ягайло 
активно взялся за воплощение унии:  

   

  • окончательно овладел Галицией (1358 г.);

 
   

  • отобрал земли  галицких бояр;

 
   

  • ликвидировал  украинское право и установил  польские власти и суды;

 
   

  • внедрил латинский  язык как официальный.

 
   

  • предоставил привилегии и права польской шляхте и населению, которое исповедует католицизм.
  • Новая уния вела к укреплению литовско-польского союза и рост дискриминации православного населения. Согласно этому документу:

 
   

  • католики  могли участвовать в великокняжеский  совете, однако участие православных в государственном управлении ограничивалась;

 
   

  • распространение сферы влияния католицизма способствовала раздача католической церкви украинских земель, учреждение католических епископских кафедр в Каменце-Подольском и Луцке.
Читайте также:  Славяне в европе в эпоху крушения рабовладельческого строя

   2. Украинские земли 
в составе Речи 
Посполитой 

   2.1 Литовско-Польскяа уния, причины образования и их последствия для Украины.

   2.2 Общественно-политический 
строй и государственный 
строй на украинских 
землях в составе 
Речи Посполитой.

   2.3
Создание и развитие Запорожской Сечи. Крестьянско-казацкие восстания.

   2.4 Религиозные противоречия Православной и Католической церквей на территории Украины в период польского правления. Упадок культуры украинского народа.  

   2.1
Литовско-Польская уния, причины образования и их последствия для Украины.  

   На 
протяжении XV – первой половины XVI в. крупные и средние феодалы в Литве и Польше слились в единый господствующий состояние – благородное. Оно состояло из двух слоев: господ-магнатов и средних и мелких землевладельцев – шляхты.

Однако украинские шляхтичи оставались неудовлетворенными своим положением: в отличие от польских они платили серебщину, обыкновенным явлением были «наезды» магнатов на имения мелких землевладельцев и т.д.

Поэтому шляхта в Литовском государстве стремилась ограничить господство магнатов и добиться тех же привилегий, которыми уже пользовалась польская шляхта. Этим воспользовались польские правящие верхи, которые стремились присоединить к Польше подвластны Литве украинские земли.

Важно

Это намерение одобряла значительная часть украинских феодалов, литовские же, опасаясь потерять свое господствующее положение, выступали против полного объединения Литвы с Польшей и настаивали лишь на сохранении унии. Однако неудачи в Ливонской войне заставили их уступить.  

   10 января 1569 в Люблине был созван совместный 
польско-литовский сейм для решения вопроса об объединении Литвы с Польшей в единое государство. 1 июля 1569 p. состоялась торжественная присяга обеих сторон и было заключено соглашение о новой унии, по которому Литва объединялась с Польшей в одно государство – Речь Посполитую.

   В постановлениях Люблинского сейма отмечалось: «Польское 
королевство и Великое княжество 
Литовское, согласно предварительной 
инкорпорацией между ними, составляют из обеих вышеупомянутых народов 
одно, неразрезная, неделимое тело, одно собрание, один народ, так что отныне у этого … неделимого народа …

будет на вечные времена одна голова, не отдельные государи, а один – король польский, который, согласно древнему обычаю и привилегией, общими голосами поляков и литвы избираться в Польше, а не в другом месте … Выбранный таким образом на Польское королевство [король] будет миропомазания и коронован в Кракове … …

Главный сейм всегда должен быть один, а не отдельные, кроме того, должен быть один никогда не разделен сенат для всех дел … Сенат должен быть у нас … »Единственный глава государства – король польский – одновременно титуловался великим князем литовским. Единственный сейм и сенат должен был собираться в Варшаве. Вводилась единая монета.

Шляхта освобождалась от уплаты торговых пошлин.  

Источник: http://yaneuch.ru/cat_64/ukrainskaya-gosudarstvennost-v-litovskopolskij-period/912.64168.page1.html

Польско-литовский период

Содержание

Введение

Польско-литовский период

Экспансия Литвы и Польши на украинские земли

Украина под властью Речи Посполитой

Брестская уния

Возникновение и эволюция казачества

Заключение

Литература

Введение

Тема контрольной работы “Польско-литовский период” по дисциплине “История Украины”.

Как один социальный и непрерывный исторический процесс представляли себе прошлое украинского народа и наши далекие предки, начиная от старых киевских летописцев.

Но так исторически сложилось, что ранее Украина встречалась с большим миром по преимуществу опосредованно, сквозь призму другого, политически более развитого сознания, – греческого, польского, русского, немецкого.

Совет

Именно потому, что долгое время украинцы не имели собственного государства история народа излагалась схематически, выборочно в угоду тем или иным государственным и политическим амбициям. Ученый, который изучает и анализирует прошлое, констатирует историю.

Процесс исследования проходит через его субъективное мышление, и каждый историк видит исторический процесс по – своему.

Именно поэтому чем больше логических схем, аналитических позиций, выводов представлено в историческом труде, тем с большей степенью вероятности можно будет приблизиться к достоверному описанию прошлого. Еще М.С. Грушевский совершенно справедливо учил сторониться переоценки своих ценностей, заслуг и интересов, не допускать гипертрофии национального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагал он, такая история породит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.

Изучение и знание истории родного народа необходимо и важно не только для осознания своего собственного Я, но и для воспитания активной гражданской позиции, патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну. Русский историк В. Ключевский сказал: “История не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только жестоко наказывает за незнание уроков”.

Экспансия Литвы и Польши на украинские земли

В течение 14 ст. значительная часть Руси перешла под власть Великого княжества Литовского. В 12-13 веках Литва считалась периферией Европы, формально пребывала в состоянии войны чуть ли не со всеми католическими государствами севернее Альп.

С двух сторон к ней приблизились владения немецких рыцарей. Менее чем в столетие Литва сплотилась в сильное военное государство, готовое к действию на 2 фронта: к отпору рыцарям и широкому наступательному движению на ослабленные русские области.

Первый этап экспансии литовцев на украинские земли начался в 1321 г., но подчинить Приднепровье тогда не удалось, поэтому здесь возникло нечто сходное со структурой двоевластия: действовали монгольские баскаки, опиравшиеся на вооруженные отряды из местных жителей (с 1331 года они уже не упоминались.), и администрация, подчинявшаяся литовскому князю.

Согласно условиям перемирия с Польшей 1352 г., Литва сохранила за собой Волынскую и Брестскую земли.

Через пять лет князь Ольгерд (Альгирдас) начал осваивать левый берег Днепра, отдав сыну Дмитрию во владение Брянск, а другому сыну-Корибуту – Чернигово-Северскую землю. В начале 15 в.

князь Витовт колонизовал часть Причерноморья, распространив свою власть и на Крымский полуостров. Но после его смерти в 1430 г. литовцы потеряли интерес к степям, и они надолго превратились в Дикое поле.

Отметим, что овладение Киевщиной в конце 1361 – середине 1362 года Чернигово-Северским княжеством произошло с помощью войск крымского хана Мамая и дружин Руси.

Обратите внимание

Литовские князья сначала декларировали сохранение и неизменности местных властных структур и обычаев, руководящей роли белорусской элиты.

На территории Великого княжества Литовского в качестве государственных свободно функционировали не только литовский язык, но и польский, украинско-белорусский, еврейский, письменная латынь. До начала 15 ст. в Литве существовала федеративно-княжеская система управления.

Иногда литовцы именовали свою страну Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтийским, потому что подавляющее большинство его населения составляли формирующиеся нации украинцев и белорусов.

Удельные князья Руси обладали всей полнотой власти на местах, являясь вассалами великого литовского князя, но на высших ступенях государственной структуры находились почти исключительно представители литовской аристократии. Зато славянское начало преобладало в экономической и культурной сферах. С сер.14 в.

литовские князья стремились создать единую державу на всей территории бывшей Киевской Руси, отсюда походы Ольгерда на Москву. Но все они окончились неудачами. Не осуществился и план литовско-московского антиордынского союза, который предполагалось скрепить династическим браком.

В конце 14 в. ряд внешних и внутренних обстоятельств вынудил литовских и польских феодалов начать процесс объединения. Попытка части польских феодалов создать политический союз с Венгрией провалились, нарастало давление на Польшу Тевтонского ордена.

Литва же испытывала все больший натиск со стороны Московского княжества. Опасность угрожала Литве и с запада – со стороны Тевтонского ордена, кроме того, Великое княжество Литовское фактически переживало этап гражданской войны, ослаблявшей державу.

14 августа 1385 г. в местечке Крево литовский князь Ягайло и 11 летняя королева Польши Ядвига заключили династический брак. Он положил начало военно-политическому блоку обеих стран, а в марте 1386 г. Ягайло под именем Владислава Iполучил польскую корону.

Важно

Согласно Кревской унии, Великое княжество Литовское обязывалось принять католичество, передать Польше свою казну, уплатить 200 тыс. флоринов Вильгельму Австрийскому за отказ от Ядвиги (они были ранее обручены), навечно присоединить литовские, украинские и белорусские земли к Польше.

Уния была воспринята многими литовскими и русскими аристократами, в том числе и Витовтом отрицательно. Он не только стал фактически новым великим князем литовским, но и заставил в 1392 г. короля признать этот факт юридически. Таким образом, при Витавте Литва и Польша лишь формально составляли единое целое (символом этого единства был король Ягайло).

Читайте также:  14 пунктов вудро вильсона

В действительности Великое княжество Литовское и по духу и на деле оставалось независимым. В каком то смысле Великое княжество Литовское напоминало Киевскую Русь. Оно также состояло из полунезависимых княжеств, каждое из которых управлялось одним из членов правящей династии (Рюриковичей и Гедиминасов). Центром был Вильнюс.

Великие князья литовские признавались верховными правителями Литвы. Витаутас ввел порядок, при котором все местные князья должны были через определенный промежуток времени “тасоваться” как колода карт, а затем снова разбрасываться на новые для них земли.

Таким образом, князья лишались постоянной и твердой поддержки на местах, так на местах полунезависимых удельных княжеств вскоре оказались обыкновенные служаки из числа приближенных великого князя. В судьбах мелких бояр тоже произошли значительные перемены, Теперь чтобы сохранить за собой свои земли, они должны были отбывать службу у великого князя.

Такой сильной и централизованной власти украинская элита еще никогда над собой не знала. Конечно же, возникает и ширится недовольство, которое усугубляется следующим фактом: в 1413 г. в Городне Ягайло и Витаутас договорились о даровании литовским боярам – католикам столь же широких прав, как и польской шляхте.

Трещина, едва наметившаяся между католиками и православными с принятием Кревской унии 1385 г., теперь стала очевидной. Недовольство православных, сдерживаемое железной рукой Витаутаса, вырвалось наружу сразу же после его смерти. В 1430 г. Польша еще не решается вмешиваться в Литовские дела: литвины выбирают себе в князья младшего брата Ягайло – Свидригайловича.

Он был представителем прарусской партии, поддерживал тесные связи с православными украинцами и вскоре после своего избрания дал понять, что намерен ограничить или даже разорвать связи с Польшей. Боясь потерять обширные владения на востоке, поляки прибегли к силе и оккупировали Волынь и Подолье.

Совет

Они организовали пропольскую партию среди литовцев, которая объявила выборы Свидригайла незаконными и избрала в великие князья Сигизмунда. Таким образом, уже в 1432 г. великое княжество распалось на два враждующих лагеря. При этом этнические литовцы оказались на стороне Сигизмунда, а украинское население на стороне Свидригайла. После нескольких военных стычек стороны перешли к переговорам. Сигизмунд, чтобы привлечь православное дворянство на сою сторону, уравнял его в правах с католиками. Но и после этого решения дискриминация по отношению к православным аристократам сохранялась.

Середина 15 в. знаменует собой новое нарастание напряженности между литовской и украинской знатью. В 1440 г. против Сигизмунда был составлен заговор, и он был убит. В великие князья избирают Казимира Ягайловича (1440 – 1492), не представлявшего никакой партии. В 1444 г. погиб польский король Владислав, поляки, чтобы не порвать унии с Литвой вынуждены избрать королем Казимира.

Казимир проводит очередную серию реформ направленных на дальнейшую централизацию власти. В 1452 г. Волынь была оккупирована литовской армией и по польскому образцу преобразована в обыкновенную провинцию под управлением наместника великого князя. В 1471 г. та же участь постигла Киев с прилегающими землями.

Спустя полвека сходное положение занимает Александр Каземирович, он соединяет в своих руках две короны. Таким образом, стечение обстоятельств, а вместе с тем и предусмотрительность польской политики все более укрепляет политический союз между Литвой и Польшей.

Очень существенным обстоятельством в деле объединения Литвы и Польши было то, что на границах Литвы появились серьезные враг: на востоке – Московское княжество, на юге – Крымское ханство.

В то время, когда Гедимин и Ольгерд объединяли украинские земли, великоруссие земли объединялись вокруг Москвы. Утрата в 1452 г. Волынью, а в1470 – Киевом своей автономии снова вызвали стремление украинских князей перейти под патронаж московского государя.

Первыми это сделали князья Одоевские, Воротынские, Бельские, Новосельские, Масальские и др. Конфликт между Москвой и Литвой нарастает, в 1501 г. начинается война. Московские воеводы побивают литовское войско и оккупируют Северщину. Война дважды затихает и дважды возобновляется.

Согласно условиям перемирия 1503 г. Литва признала за Московским княжеством земли Чернигово-Северщины с 19 городами и всеми волостями. В целом к началу 16 ст. к московскому государству отошли 319 городов и 70 украинско-белорусских волостей. С 1504 г.

Обратите внимание

московское руководство требует передать ему Киев и Смоленск как преемнику киевских князей. Во время очередной литовско-московской войны князь М. Глинский попытался восстановить автономию Киевского княжества с помощью царя и крымского хана. Однако к июлю 1508 г.

польско-литовские войска разбили отряды его сторонников, а сам он сбежал в Москву. Это был последний аккорд в борьбе украинской и белорусской аристократии за национальные интересы.

Источник: http://MirZnanii.com/a/340642/polsko-litovskiy-period

«Литовская эпоха» и польское правление на Украине – Общая история – Туризм и отдых в Украине

В 1325 году литовский князь Гедимин разбил русское войско князя Святослава в битве при реке Ирпень и завладел Киевским княжеством.

В 1362 году литовский князь Ольгерд  разбил армии Золотой Орды в сражении у Синих Вод и окончательно включает большую часть территории Украины до Черного моря в состав Великого Княжества Литовского, Руського и Жемойтского, считавшего себя правопреемником Киевской Руси. В него вошло три четверти русских городов.

По договору в 1387 году Польское королевство присваивает Галицкую и Холмскую земли, а Прикарпатская Русь отошла к Венгрии. На протяжении XVI века появляются три издания правового кодекса Литовской державы – Литовские статусы, аналогичных «Русской Правде».

Украинские города наравне с другими городами Великого княжества получили Магдебургское право, сохранявшееся до XIX века. Еще одной формой самоуправления горожан Великого княжества были цеховые организации ремесленников со своими уставами, которые регламентировали стандарты выпускаемой продукции, этические нормы для мастеров и подмастерьев.

Получили дальнейшее развитие и вечевые традиции Руси. На протяжении «литовской эпохи» на украинских землях не было зафиксировано каких-нибудь значительных выступлений против литовского господства, так как они перенимали язык, культуру и веру Руси.

28 июня 1569 года была подписана Люблинская уния и произошло добровольное объединение Великого княжества Литовского и Королевства Польского в единое государство – Речь Посполитую. Киевщина, Брацлавщина, Подолье, Подляшье и Волынь перешли под власть Польши.

В 1596 году подписана Брестская уния Православной церкви Киевской  митрополии с Католической церковь, что вызвало переход части украинской знати в католицизм.  Наступление католической церкви на украинские земли вызвало сопротивление, появилось братское движение.

 

История города Керчь (Пантикапей, Боспор, Чарша, Корчев, Черкио, Герчь, Черзети). История Керчи

Археологические раскопки, проводимые в районе поселка Маяк, свидетельствуют, что территория современной Керчи была заселена уже в XVII-XV веках до н.э., первыми здесь поселились киммерийцы, однако летописная история города началась с Боспорского царства.

3008

Что изображено на украинских гривнах? Общая история

Важно

На банкноте 1 гривна изображен Великий князь киевский Святой Владимир, под началом которого укрепилось первое древнерусское государство – Киевская Русь; в период его княжения произошло крещение Руси.  На обратной стороне купюры – панорама Херсонеса – древнего города в Крыму, основанного греками более 2500 лет назад. В 1992 году купюру в 1 гривну печатали в Канаде, а спустя два года, изменив несколько рисунок, выполнили в Киеве.

2345

История Конотопа История Сумской области

Точная дата основания Конотопа не известна, поскольку разными учеными называются разные даты  возникновения Конотопа. Предполагают, что Конотоп существовал еще во времена Киевской Руси как пограничный городок Сиверского княжества. 

2176

История Ахтырки История Сумской области

Основали Ахтырку украинские казаки и крестьяне, переселившиеся с Правобережной Украины, на месте старославянского городища.

  Большинство исследователей считает, что название города Ахтырка – это искаженное тюркское «Ак Тур» – Белая Гора, однако существует версия, что его название происходит от протекающей через город одноименной реки Ахтырки,  что в переводе с тюркского значит «ленивая река».

Читайте также:  Оборона севастополя и окончание военных действий

2118

Город-крепость Прилуки – история основания История Черниговской области

Впервые город-крепость Прилуки,  защищавший границы Киевской Руси от набегов половецких орд,  упоминается в 1085 году в «Поучении» детям князя Владимира Мономаха, в котором он вспоминал, как  выехав со своей дружиной со столичного Переяслава, внезапно  встретил половецкие орды. 

2081

Изюм Города Харьковской области

Город Изюм сегодня – промышленный и культурный центр региона; является региональным транспортным узлом –  через город проходит европейский автотранспортный коридор Львов – Киев –Харьков – Донбасс – Ростов-на-Дону (М-03). Железнодорожная станция «Изюм» на линии Харьков-Дебальцево. Ведущие отрасли промышленности – приборостроение и оптическая промышленность.

2080

Источник: http://Ukrainian.su/obschaya-istoriya/litovskaya-epokha-i-polskoe-pravlenie-na-ukraine.html

Читать

Под редакцией академика В. А. Смолия

Члены авторского коллектива:

В. Ф. Верстюк, А. И. Галенко, В. Н. Горобец, В. М. Даниленко, Я. Д. Исаевич, Г. В. Касьянов, С. В. Кульчицкий (руководитель авторского коллектива), А. Е. Лысенко, А. П. Моця, А. П. Реент, В. А. Смолий, В. С. Степанков, А. А. Удод, Ю. И. Шаповал

Иллюстрации подобраны О. В. Юрковой.

Для создания иллюстративного ряда использованы материалы из фондов Центрального государственного кинофотофоноархива Украины им. Г. С. Пшеничного, Института археологии НАН Украины, Института истории Украины НАН Украины, Государственной исторической библиотеки Украины.

От издательства

Дорогие читатели! Вашему вниманию предлагаются очерки истории Украины, специально написанные для российской аудитории. Этот обобщающий труд охватывает огромный период: с древнейших времен до наших дней.

Совет

Он впервые дает возможность непосредственно ознакомиться с современными точками зрения ведущих специалистов Института истории Украины Национальной академии наук Украины на основные вопросы своей национальной истории.

Такое знакомство представляется тем более важным, что за последние полтора десятилетия и в России, и в Украине появилось изрядное количество сочинений на исторические темы, которые породили немало мифов. Поэтому особенно важно познакомиться с видением собственной истории в контексте нашего общего исторического прошлого, которое принадлежит ученым-историкам академического круга Украины.

Вполне естественно, что по целому ряду вопросов взгляды российских и украинских историков не совпадают. Главное — чтобы это не мешало не только ученым, но и обычным людям, интересующимся вопросами истории, вести нормальный научный диалог, в котором спорят не позиции, а аргументы. Лучше узнавая взгляды друг друга, мы, тем самым, будем лучше понимать самих себя, свои взгляды и позиции.

Конечно, предлагаемая читателям книга не смогла включить весь спектр мнений по различным сюжетам истории Украины.

На самом деле, в украинской историографии (как и во всякой иной) существуют различные, порой прямо противоположные точки зрения на те или иные события или явления.

Тем не менее, эти очерки позволяют лучше осознать, что общего и что различного в подходах историков наших стран к основным проблемам прошлого, наметить пути дальнейших конструктивных дискуссий по наиболее острым и спорным вопросам.

Издательство надеется, что публикация очерков истории Украины, так же как вышедшие недавно в Киеве на украинском языке «Очерки истории России», станет важной вехой в развитии взаимопонимания и дальнейшего сближения наших народов.

Введение

Реконструкция национальных историй сегодня, как и на предшествовавших историографических этапах, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений развития мировой исторической науки. Не составляет в этом исключения и Украина.

Обратите внимание

С той существенной поправкой, что украинцам, как никакому иному народу, в течение довольно длительного времени пришлось доказывать свое естественное право на собственную историю.

Во всяком случае, в историографии Запада процесс вычленения украинской истории из польской и российской активизировался лишь с конца XX века.

Национальный исторический процесс сложен и неповторим. Его летосчисление начинается задолго до нашей эры. Исследователи многих поколений стремились отыскать в длинной цепочке причинно-следственных связей между событиями и явлениями прошлого истоки текущих проблем и ответы на новые вызовы времени.

Общество всегда волновали вопросы исторических корней украинского народа, той роли, какую он сыграл в общеевропейском и мировом историческом развитии, открывающихся перспектив в обновленном европейском сообществе.

Не утрачивая и сегодня своей актуальности, эти вопросы побуждают ученых к новым историографическим поискам.

За последние годы украинским историкам удалось свершить подлинный прорыв в деле адекватного воссоздания (путем расширения исследовательской проблематики, освоения новых приемов и методов организации научной работы) исторического образа Украины, сформированного поступью народов, которые в разные времена и эпохи населяли ее земли. Усилиями многих исследователей разысканы, обработаны и подготовлены к печати корпусные издания источников, пересмотрены продолжительное время господствовавшие в историографии стереотипы, опубликованы сотни статей, индивидуальных и коллективных монографий, синтезирующих изложений украинской истории и ее отдельных сегментов. В этом контексте нельзя не выделить пятнадцатитомную серию «Україна крізь віки», фундаментальные академические разработки «Історія української культури», «Нариси з історії української дипломатії», «Історія українського козацтва», «Нариси з історії українського селянства», «Політична історія України» и многие другие.

Продуцируя новые концептуальные подходы, эти издания, как правило, адресованы хорошо подготовленной категории читателей, главным образом тем из них, кто в силу своей специализации профессионально задействован в той или иной сфере гуманитаристики.

Но историк-профессионал работает не только для узкого круга специалистов. Делом его чести, его профессиональной гордости является сопричастность к формированию исторической памяти современников.

Первым этапом на пути ознакомления широких читательских масс, особенно учащейся молодежи, с прошлым своей родины и соседних с нею стран становятся научно-популярные издания.

Важно

Их основное предназначение состоит в комплексном, последовательном воспроизведении исторического процесса в его многогранности, целостности и протяженности, выявлении в этом процессе роли и места отдельных стран и народов.

Подготовка систематических курсов по истории Украины имеет давнюю и стойкую традицию. Она развивалась от средневековых норм и канонов восприятия мира до осмысления событий и фактов историками нового времени. Это был сложный и длительный процесс, который эволюционировал от творчества казацких летописцев, хроник и рукописных сборников конца XVІІ — XVIII вв.

до подготовленных на высоком профессиональном уровне научных разработок ученых XIX — начала XX в. Претерпевали существенные изменения подходы к предмету исторических исследований, расширялась их документальная база, совершенствовался инструментарий историка.

На смену компиляциям, работам узкотематического или регионального характера приходили труды, в которых исторический процесс уже реконструировался через призму не только всеукраинского масштаба, но и в контексте европейской истории.

Профессионалы-историки все чаще отказывались от традиционных схем и направлений исследований, стремились к расширению тематического поля исторических изысканий, проникновению во внутреннюю сущность изучаемых событий и явлений, критическому осмыслению нового фактического материала.

Поныне не утратили своей ценности синтетические курсы украинской истории М. Грушевского, Д. Дорошенко, И. Крипякевича, Н. Полонской-Василенко. Более поздним образцом синтеза прошлого украинцев служит подготовленная в АН УССР многотомная «История Украины». Однако в XX в.

наряду с углубленным исследованием отдельных этапов и проблем с общепризнанных мировым научным сообществом подходов имели место и идеологизация концептуальной сферы, детерминирование тематического блока, сепарирование информационных возможностей источниковой базы и — как следствие этого — появление мифологизированного варианта национального исторического процесса.

Конец 80-х-90-е гг. XX в. открыли перед исследователями доступ к неведомым ранее документальным залежам архивохранилищ, раскрепостили их ум и сердце.

Ученым предоставилась возможность спокойно и непредвзято вглядеться в прошлое своего народа, с позиций научной объективности реконструировать пройденный им исторический путь.

Совет

На сегодняшний день мы имеем целый ряд прекрасно написанных синтетических изложений украинской истории, подготовленных с разных методологических позиций, с более или менее широким хронологическим охватом событий и, соответственно, большей или меньшей степенью их детализации.

В частности, признанием в студенческой и преподавательской среде пользуется подготовленный в Институте истории Украины НАН Украины двухтомник «Історія України». Впервые он вышел из печати в 1995–1996 гг. и в модифицированном виде выдержал не одно переиздание.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=239736&p=52

Ссылка на основную публикацию