Литература 30 – 60-х годов

Литература 30 х годов 20 века: общая характеристика и особенности, представители, соцреализм

Уже к концу 20-х годов в советской литературе стали нарастать тревожные тенденции, свидетельствовавшие о том, что писательский труд все больше начинает привлекать к себе «заботливое» внимание и властей, и верных им «компетентных органов».

В частности, это выразилось в усилении репрессивных мер против неугодных литераторов. Так, в 1926 году конфискуется номер журнала «Новый мир» с повестью Б.

Пильняка «Повесть непогашенной луны»: история командарма Гаврилова, главного героя повести, слишком напоминала судьбу Михаила Фрунзе, одного из крупнейших деятелей революции и Гражданской войны, под давлением партии вынужденного пойти на ненужную ему операцию и погибшего под ножом хирурга.

Обратите внимание

В том же году производится обыск на квартире М. Булгакова, изымается рукопись повести “Собачье сердце”. В 1929 году устраивается настоящая травля целого ряда авторов, в том числе Ю. Олеши, В. Вересаева, А. Платонова и др.

Особенно разнузданно ведут себя рапповцы, почувствовавшие свою безнаказанность и не останавливающиеся ни перед чем в стремлении очернить своих противников. В 1930 году, затравленный, не сумевший распутать клубок личных и творческих проблем, кончает с собой В. Маяковский, а отлученный от своего читателя Е. Замятин с трудом добивается разрешения оставить родину.

Запрет литературных объединений и создание ССП

В 1932 году постановление Центрального Комитета партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП.

Именно по этой причине многими писателями постановление было воспринято с радостью, к тому же все писатели объединялись в единый Союз советских писателей (ССП), берущий на себя все бремя забот по обеспечению их всем необходимым для творчества.

Первый пленум оргкомитета писательского союза стал важнейшим шагом в сторону унификации всей советской литературы. Объединение творческих сил страны в единый Союз не только упростило контроль над ними — отлучение от него означало отлучение от литературы, от читателя.

Лишь члены ССП имели возможность печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и в санатории, остальные же были обречены на нищенское существование.

Утверждение метода социалистического реализма

Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М.

Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др.

Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства. «Тенденциозный» — идеологическая заданность. «Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм).

Важно

Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»). «Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности.

«Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений. Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».

Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения.

При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи.

Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).

Преобладание романа в прозе

От многообразия идейно-стилевых течений советская культура пришла к навязываемому ей единообразию и единомыслию: в эпических формах начинает доминировать роман — большое эпическое полотно, с трафаретными сюжетными ходами, системой персонажей, обилием риторических и дидактических вкраплений.

Особенно популярна так называемая «производственная проза», зачастую включающая в себя элементы «шпионского» романа (названия произведений говорят сами за себя): Ф. Гладков. «Энергия»; М. Шагинян. «Гидроцентраль»; Я. Ильин. «Большой конвейер» и др. Активно публикуется и проза, посвященная становлению колхозной жизни, и тоже говорящие заглавия: Ф. Панферов. «Бруски»; П.

Замойский. «Лапти»; В. Ставский. «Разбег»; И. Шухов. «Ненависть» и др.

Герой мыслящий уступает место герою действующему, не знающему слабостей и сомнений, нравственных мук и даже объяснимых человеческих слабостей.

Из романа в роман кочует стандартный набор шаблонных персонажей: сознательный коммунист, сознательная комсомолка, бухгалтер-«недобиток» из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант, приехавший в советскую Россию под маской специалиста-консультанта…

Борьба с «формализмом»

В середине 30-х годов 20 века развернулась борьба с «формализмом», под которым понимался любой поиск в области художественного слова, любой творческий эксперимент, будь то сказ, орнаментальность или просто склонность автора к лирическим медитациям.

Советская литература заболела тяжелой болезнью усредненности — естественного следствия унификации.

Несмотря на звездопад государственных премий и наград, все меньше публикуется произведений, которые без натяжки могут быть названы крупными событиями в литературе.

Отрыв литературы от реальности

Само развитие метода социалистического реализма показало невозможность управлять живым процессом творчества, не убивая самого главного — творческого духа.

От официальных критиков требовались сложные пируэты мысли, чтобы «пристегнуть» к официальному методу советской литературы лучшие произведения тех лет — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М.

Шолохова, эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, роман «Петр Первый» А. Толстого и др.

Совет

Литература переставала отражать реальность, отвечать на действительно насущные вопросы. Как результат — писатели, не приспособившиеся к новым правилам игры, нередко уходили из «большой литературы» в пограничные сферы. Одной из таких сфер стали детские книги. Произведения для детей Б. Житкова, А. Гайдара, М. Пришвина, К.

Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина, Ю. Олеши, писателей группы ОБЭРИУ (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского и др.

) нередко затрагивали проблемы, недоступные для «взрослой» литературы тех лет, детская поэзия оставалась чуть ли не единственным легальным способом работать с экспериментальными художественными формами, обогащая русский стих. Другой областью «внутренней эмиграции» для многих авторов стала переводческая деятельность.

Следствием того, что многие крупные художники, среди которых Б. Пастернак, А. Ахматова, С. Маршак, А. Тарковский, в этот период имели возможность заниматься только переводами, стало создание высочайшего уровня русской переводческой школы.

“Потаенная” литература

Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от всевидящего ока властей создавалась еще одна литература, получившая название «потаенной».

Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые выстраданные произведения, откладывали их до лучших времен: другие изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время, сразу же писали «в стол», для потомков.

Подводная часть айсберга советской литературы вполне соотносилась по своей значимости и мощи с массивом официально разрешенных произведений: среди них такие шедевры, как «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др.

Своего читателя эти книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой «возвращенной литературы». Однако не следует забывать, что эти произведения создавались в тех же условиях, под влиянием тех же исторических и культурных факторов, что и произведения «разрешенные», и потому они являются органической частью единой русской литературы 20—30-х годов.

Литература русского зарубежья

Картина русской литературы послереволюционных десятилетий все равно будет также неполной, если не упомянуть еще и литературу русского зарубежья. Страну в то время покинуло множество замечательных писателей и поэтов, среди которых И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева и др.

Своей миссией они видели сохранение России такой, какой они ее запомнили: даже за много тысяч верст от Родины авторы старшего поколения в своем творчестве обращались к родной земле, ее судьбе, традициям, вере.

Многие представители молодого поколения, эмигрировавшие еще совсем юными или же мало кому известными авторами, стремились сопрягать традиции русской классики с новыми веяниями европейской литературы и искусства, присматривались к опытам советских литераторов. Некоторые писатели, как, например, М. Горький или А.

Обратите внимание

Толстой, впоследствии вернулись из изгнания, однако в целом литература русской эмиграции первой волны стала значительнейшим явлением мировой и отечественной культуры, ее неотъемлемой частью. Не случайно первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии в 1933 году стал И. Бунин.

Не все писатели русской эмиграции сумели сохранить и преумножить свой талант в изгнании: лучшее, что было создано А. Куприным, К. Бальмонтом, И. Северянином, Е. Замятиным и другими писателями и поэтами, — произведения, написанные на Родине.

Судьба значительной части мастеров слова, оставшихся в России, сложилась трагично. В поминальном списке русских писателей, погибших в застенках и лагерях НКВД, имена Н. Гумилева, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама, Н. Олейникова, Б. Пильняка, Д.

Хармса и многих других замечательных авторов. В число жертв эпохи можно включить и А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаеву…

Впрочем, ни репрессии, ни официальное забвение не смогли изъять из русской культуры творческого наследия лучших представителей отечественной словесности.

Картина живого литературного процесса 20— 30-х годов 20 века будет неполной без творчества писателей, искренне веривших в идеалы социалистической революции и победу коммунизма, тех, кто под гнетом идеологического диктата пытался сохранить свою творческую индивидуальность, нередко ценою свободы и даже жизни, и тех, кто вдали от родины с болью и любовью вспоминал о ней, имея полное право повторить вслед за 3. Гиппиус: «Мы не в изгнании, мы — в послании». Русская литература едина, несмотря на разделившие ее идеологические барьеры и даже государственные границы.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/literatura_30_kh_godov_20_veka_obshhaja_kharakteristika_i_osobennosti_predstaviteli_socrealizm/89-1-0-617

помогите пж )надо краткий доклад “литература 30-х – начало 40-х годов” – Школьные Знания.com

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам) .

 
В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП (б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

 

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий. 

Читайте также:  Буржуазная историография о политике николая i

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда. 

Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка. 

Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М. Исаковский) , «Широка страна моя родная… » (В. Лебедев–Кумач) , «Каховка» (М. Светлов) и многие другие. 

На рубеже 20–30–х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А. Малышкина, «Ветром» Б.

Важно

Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В. Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А.

Фадеева «Долой Шиллера!» , направленная против романтического начала в литературе. 

Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события. 

Но раздавались голоса и в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о грамотности» , где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпроссе, которая бракует произведения, находя в них элементы фантастики и романтики. Журнал «Печать и революция» публикует статью философа В. Асмуса «В защиту вымысла» . 

И, тем не менее, лирико–романтическое начало в литературе 30–х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико–романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А. Твардовский, Д. Кедрин, И. Сельвинский) . 

Период 40-х годов внёс в русскую литературу новое течение – натурализм и реализм. Приёмы этого литературного течения отразились в произведениях этого периода. Особенно ярко оно нашло отражение в повести. Этим литературным жанром пользовались многие писатели. Особенно здесь значимо произведение Н. В. Гоголя «Мёртвые души» . 

Источник: https://znanija.com/task/5356875

3. Классицизм как ведущее художественное направление в русской литературе 30-60-х годов ХVIII века

Классицизм как ведущее художественное направление в русской литературе 30-60-х годов ХVIII века.

План:

1. Основные положения эстетики классицизма в Западной Европе. Трактат Никола Буало-Депрео “Поэтическое искусство” (1674).

2. Особенности становления и развития классицизма в русской литературе, его национальное своеобразие:

а) изменение философской основы;

б) сдвиг жанровой доминанты в сторону лирики и сатиры;

в) принципиально новое отношение к возможностям использования и опоры на традиции национального искусства;

г) связь с системой барокко;

Совет

д) необходимость постановки и решения таких проблем, как реформа стихосложения и выработка основ русского литературного языка.

3. Значение классицизма в истории мировой и отечественной художественной культуры.

Литература:

I. Учебные пособия:

Гуковский Г.А. Классицизм// Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. 2-е изд. М., 1998. С. 112-152.

Моисеева Г.Н., Стенник Ю.В. Становление русского классицизма//История русской литературы: В 4 т. Т. 1. С. 495-500.

Пигарев К.В., Фридлендер Г.М. Формирование и утверждение классицизма// История всемирной литературы: В 8 т. Т. 5. М., 1988. С. 360-363.

II. Трактаты и нормативные эстетики классицизма:

Буало. Поэтическое искусство. М., 1957.

Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве // Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957.

III. Исследования:

Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме// ХVIII век. Вып. 4. М., Л., 1959. С. 5-44.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

Серман И.С. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Морозов А.А. Судьбы русского классицизма. М., 1981.

Смирнов  А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

Песков А.М. Буало в русской литературе ХVIII-первой четверти Х1Х в. М.,1989.

Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

При характеристике литературного направления как “устойчивого и повторяющегося в том или ином периоде исторического развития литературы целостного и органически связанного круга основных особенностей литературного творчества, выражающегося как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей (см.: Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М., 1974. С. 213) необходимо придерживаться следующего плана:

– содержание термина;

– хронологические рамки;

– социальные основы;

– философские основы;

– эстетические трактаты, их положения;

– система жанров;

художественные завоевания и открытия;

– выдающися представители.

1.      Содержание термина.

Уже сам термин “классицизм” отражает фундаментальнейшие из его свойств – программное обращение к наследию античности, абсолютному, имеющему непреходящее значение образцу:

Обратите внимание

лат. classicus – в буквальном смысле – принадлежащий к первому классу римских граждан;

в переносном – следующий лучшим образцам;

в «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (М., 2002): лат. classicus – образцовый.

2.Хронолгичнские рамки.

Классицизм как художественное направление – явление общеевропейское. Зародился в Италии в середине ХVI века. Начало его развития во Франции связано с именем поэта Малерба (конец ХVI в.), писавшего высокие оды.

Наиболее совершенное художественное выражение получил в ХVII веке в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена. Новый расцвет (см. об этом подробно: Г.И.Гуковский, 1998, с.

115), но уже на иной идейной и социальной основе переживает во второй половине ХVIII века в творчестве Вольтера.

3. Социальные основы.

Формирование классицизма обычно связывают с установлением абсолютистской формы государственной власти.

Так, наивысший взлет французского классицизма приходится на период объединения государства как национального единства под властью абсолютного монарха, “короля солнца”, Людовика XIV: “ цивилизующая роль французской монархии ХVII века, ее национально-объединительная политика …

обусловили то, что ее культура, искусство и литература были явлениями исторически прогрессивными. Все крупнейшие французские писатели-классицисты боролись за создание большого монументального искусства, вырастающего на основе государственного и национального единства.

Важно

литература того времени в своих высших достижениях выдвигает идею подчинения стихийного, чувственного  человека некоей идеальной, “разумной” и “справедливой” государственной власти, гармонически уравнивающей враждебные сословия” (История французской литературы. Т. 1. М. , с. 341-342).

О культуре государственных, гражданских добродетелей, лежащих в основе искусства классицизма, пишет в ряде своих исследований и Г.А.Гуковский.

С этой точки зрения “ отдельный человек как личность в его несходстве с другими людьми, в его частных стремлениях, желаниях, страстях признавался явлением неценным и даже как бы несуществующим.

Единственно ценным и подлинно существующим в общественной жизни признавалась само общество, государство, не только объединяющее всех граждан, но как бы поглощающее их” (Гуковский, 1998, с. 112-113). Положительный принцип классицизма – “величественные и бесстрастные, сверхчеловеческие законы разума” (там же).

На этой основе вырастает мировоззрение рационализма, ярко воплощенное в учении Рене Декарта.

Источник: https://studizba.com/lectures/41-literatura/623-istoriya-russkoy-literatury-xviii-veka/11882-3-klassicizm-kak-veduschee-hudozhestvennoe-napravlenie-v-russkoy-literature-30-60-h-godov-hviii-veka.html

И литературная борьба 60-х годов

ЛИТЕРАТУРА 60-Х ГОДОВ.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

И литературная борьба 60-х годов

Для общественно-культурной ситуации 60-х годов характерен постепенный поворот от «оттепели» к «застою». Однако в литературе продолжали развиваться «оттепельные» тенденции, что делало её оппозиционной по отношению к власти.

В литературе 60-х годов сформировались 3 основных идейно-тематических потока, которые просуществовали с 60-х по 80-е годы. Это военная проза (творчество Ю. Бондарева, В. Быкова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В. Кондратьева), новомировская проза (Ю. Трифонов, И. Грекова, С.

Залыгин, Ч. Айтматов), деревенская проза (В. Распутин, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Солоухин, Ф. Абрамов).

Совет

Для общественно-культурной ситуации 60-х годов характерно и бурное развитие журнальной публицистики.

“Журнальная война” 60-х гг.

Так называли в 60-е годы противостояние трёх литературно-художественных журналов: «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия».

«Новый мир» в литературной борьбе 60-х годов

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ платформа «Нового мира» в 60-х гг.

Этот журнал тогда – в полном смысле «детище ХХ съезда», и с этой точки зрения «Новый мир» в 60-е годы – журнал вполне партийный (т.е. пытавшийся последовательно выдерживать «курс ХХ съезда»).

Но одновременно это и журнал оппозиционный по отношению к курсу, взятому после 1964 года на ползучую реставрацию сталинизма.

Именно «ползучую» – необъявленную, постепенную, неафишируемую (ее проявления: тенденция, все более очевидная, к замалчиванию репрессий, все больший акцент на военном периоде сталинской политики, который казался наиболее выигрышным для представления Сталина в положительном свете).

Общественно-политическую платформу «Нового мира» 60-х годов можно обозначить в трех пунктах, трех основных моментах:

¨ Критическое изображение и художественное осмысление пройденного страной пути.

Доминанта – антисталинизм, «разоблачение культа» (при этом основным проявлением культа и основной трагедией для «новомировцев» были репрессии 37-38 годов против деятелей самой партии, против «ленинской гвардии»).

В качестве идеала же воспринимался «новомировцами» ленинизм. Марксистско-ленинское учение они считали действительно единственно верным и передовым, не подвергали его сомнению, а сталинизм понимали как извращение марксистско-ленинских идеалов.

С этим связаны негласные запреты, которые существовали в редакционной политике «Нового мира»:

· на любую критику, даже просто сомнение в истинности «единственно верного учения» – марксизма-ленинизма;

· на какую бы то ни было критику Ленина, это – святое;

· на исследование, изображение и критику террора до 30-х годов, тем более досталинского; все внимание концентрируется на 37 годе;

· на национальную идею, ведь марксизм не признаёт национального начала, проповедует полный интернационализм

¨ Распространение такого же критического и трезвого подхода к действительности и на современность.

¨ Бескомпромиссная борьба с тогдашними силами реставрации, торможения, попытками реанимации сталинистских тенденций в политике, идеологии, культуре.

Кто определял «политику» журнала?

Обратите внимание

Главный редактор – Твардовский, его заместитель – Н.Г.Дементьев, а также наиболее близкие к главному редактору члены редколлегии – Кондратович, Закс, Лакшин, И.Виноградов.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «НОВОГО МИРА»

ТИП ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

В эстетике «Нового мира» обращает на себя внимание прежде всего отчетливая ориентация на традиции русской литературной классики Х1Х века, причёмвесь опыт литературы первой половины ХХ-го столетия: и “серебряного века”, и “советской литературы” 20-40-х гг. – подчеркнуто игнорировался критикой “Нового мира”.

2. ПРОБЛЕМА “ПРАВДЫ

Вопрос о «правде жизни» в искусстве стал одним из основных в литературно-идеологической борьбе «Нового мира» со своими противниками. «Правда – во всей полноте» – главный лозунг, знамя, квинтэссенция «новомировской» эстетики.

Под лозунгом правды во всей ее полноте новомировцы повели самую настоящую войну против «легенд» .

Как это выглядело на практике? Посмотрим в связи с этим на одно из самых громких, программных выступлений «Нового мира» – знаменитую, наделавшую в свое время много шума статью Владимира Кардина «Легенды и факты», опубликованную во 2-м номере журнала за 1966 год.

Статья открывается декларацией: «Факт – пусть голый и непритязательный – дороже, нужнее, чем великолепная легенда, в которую он вырос». И далее этот тезис доказывается на нескольких совершенно скандальных и оглушительно эпатажных по тому времени примерах.

Читайте также:  Закавказья в период возникновения рабовладельческого строя

АНТИМОДЕРНИЗМ

К модернизму отношение журнала и его главного редактора было резко негативным – до такой степени, что редколлегия считала возможным заявлять об этом специально в редакционных выступлениях (которые, кстати, в принципе, случались весьма редко). Вот пример такой декларации:

«Модернистское «выражение субъективного» изолировано от постижения объективной действительности. Тут связи между одинокой личностью и окружающим ее реальным миром оказываются разорванными.

Изолированное от окружающего, равнодушное к объективной действительности внутреннее «Я» художника превращается в пуп мироздания и самоцель искусства.

Важно

Именно в таком отношении к объективному выражается убогая эстетика модернизма»[1].

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Одно из краеугольных положений «новомировской» эстетики 60-х годов – требование определенности и четкого выражения в произведении авторской позиции.

Авторская позиция должна проявляться во всем: и в честной оценке фактов, ситуации, героев, и в различении голоса автора и героя в художественном тексте. На этом особенно настаивал Твардовский.

Он считал, что именно «личность автора определяет достоинства произведения как художественного целого»[2].

5. АЛЛЮЗИОННОСТЬ И “ЭЗОПОВ ЯЗЫК” в эстетике журнала.

Если автор из-за цензурных препятствий не имеет возможности выразить свою мысль более или менее открыто, он все равно должен ее выразить – иносказательно.

Поэтому в “новомировской” прозе постепенно и очень быстро вырабатывался свой стиль, свой художественный “язык” общения с читателем.

“Эзопов язык” тогдашнего “Нового мира” был хорошо понятен читателю, в особенности интеллигенции, составлявшей основной “электорат” этого журнала.

6. КАЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ. Непременным требованием к произведениям, публикуемым в журнале Твардовского, был высокий художественный уровень произведения.

За одно только соответствие вещи идеологической позиции журнала Твардовский предложенные журналу произведения не печатал.

Поэтому общий уровень прозы “Нового мира” был значительно выше уровня противостоявшего ему литературного «официоза».

Журнал «Молодая гвардия»

Против «КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ»

Совет

Оценка этого явления была, безусловно, отрицательная. Отличие от «новомировской» позиции – в том, что для «новомировцев» ужасы культа олицетворялись в 37 годе, а для «молодогвардейцев» главная боль не здесь, а в 3О-м году, в коллективизации и «красном терроре» периода революции.

В 60-е годы в этом лагере создается значительное количество произведений, по-новому и крайне негативно оценивавших и изображавших коллективизацию (например, «Кануны» Василия Белова). Повесть Ф.Абрамова о коллективизации “Поездка в прошлое” вообще не была тогда опубликована (впервые ее напечатали в конце 80-х гг.).

ОРИЕНТИРЫ В КУЛЬТУРЕ

q Забытая и заклейменная как «реакционная» (после поражения декабристов) эпоха 30-х годов Х1Х века в статьях В.Кожинова, В.Чалмаева предстала как эпоха, в которую были созданы великие ценности – философские и поэтические.

q В “Молодой гвардии” сочувственно цитируется, реабилитируется такой «проклятый реакционер», чье имя без ругательств никогда не упоминалось при Советской власти, как Константин Леонтьев. В статьях журнала он назван «другом Толстого» и даже «замечательным мыслителем, Чаадаевым 60-80-х годов».

q В «Молодой гвардии» решительно реабилитируется «серебряный век» русской культуры, заклейменный Лениным, а потом отчасти Горьким как «эпоха реакции», как время «столыпинских галстуков».

Живопись Врубеля, Нестерова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Кончаловского, Корина противопоставляется публицистами журнала как подлинно духовная чересчур приземленной, “социально озабоченной” живописи передвижников.

Поэзия Серебряного века поднимается на щит с этих же позиций.

q

Так обстояло дело с ориентирами в прошлом.

А в СОВРЕМЕННОСТИ идеологи «Молодой гвардии» возлагали надежду на крестьянство, на деревню, в которой, по их мнению, еще не до концавытравлено и уничтожено то, что составляет основу национальной русской духовности.

И в современной культуре, с их точки зрения, самое ценное и сильное – «деревенская проза».

Обратите внимание

Это проза Ф.Абрамова и В.Белова, Е.Носова и В.Солоухина, В.Астафьева и В.Шукшина, Ю.Казакова и В.Распутина, поэзия Н.Рубцова, А.Передреева, В.Соколова, Ю.Кузнецова, Н.Тряпкина, А.Прасолова, это драматургия А. Вампилова.

ЛИТЕРАТУРА 60-Х ГОДОВ.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

И литературная борьба 60-х годов

Для общественно-культурной ситуации 60-х годов характерен постепенный поворот от «оттепели» к «застою». Однако в литературе продолжали развиваться «оттепельные» тенденции, что делало её оппозиционной по отношению к власти.

В литературе 60-х годов сформировались 3 основных идейно-тематических потока, которые просуществовали с 60-х по 80-е годы. Это военная проза (творчество Ю. Бондарева, В. Быкова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В. Кондратьева), новомировская проза (Ю. Трифонов, И. Грекова, С.

Залыгин, Ч. Айтматов), деревенская проза (В. Распутин, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Солоухин, Ф. Абрамов).

Совет

Для общественно-культурной ситуации 60-х годов характерно и бурное развитие журнальной публицистики.

“Журнальная война” 60-х гг.

Так называли в 60-е годы противостояние трёх литературно-художественных журналов: «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия».

«Новый мир» в литературной борьбе 60-х годов



Источник: https://infopedia.su/14x1e69.html

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация “Литература 30-х годов”

Слайд 1

Литература 30-х годов Выполнила учитель Ходырева О.Б.

Слайд 2

Литература зо-х годов 23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно – художественных организаций» Цель: объединить всех писателей в единый Союз советских писателей.

Слайд 3

17 августа 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей. На съезде присутствовали М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие

Слайд 4

Социалистический реализм На съезде утвердился единый метод советской литературы – социалистический реализм. Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии».

Важно

Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв.

Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы: описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».

согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Слайд 5

Классики соц. реализма М. Горький «Мать» Александр Фадеев «Разгром» Дмитрий Фурманов «Чапаев»

Слайд 6

Жанры социалистического реализма Производственный роман – литературное произведение, где всё действие описывается на фоне какого-то производственного процесса, все герои так или иначе в этот процесс включены, решение производственных проблем создает какие-то нравственные коллизии, героями решаемые. При этом читатель вводится в курс производственного процесса, он включается не только в человеческие, но и в деловые, рабочие отношения героев. В СССР писалось много подобных произведений (не обязательно романов), там обязательно присутствовала “борьба нового со старым”, при этом “новое” в конце обязательно побеждало. Из самых известных произведений на эту тему, прозвучавших в свое время на всю страну – “Битва в пути” Николаевой (был и фильм Басова), пьеса “Протокол одного заседания” Гельмана (фильм “Премия”), Мариэтта Шагинян «Гидроцентраль», Яков Ильин «Большой конвейер»

Слайд 7

Жанры соц. реализма Колхозный роман «Бруски», «Лапти» Фёдора Замойского . В подобных произведениях освещалось колхозное движение, вовлечение крестьян в колхозы, строительство, говорилось об упрочении новой жизни в деревне.

Слайд 8

Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь»

Слайд 9

«Как закалялась сталь» – автобиографический роман Н . Островского о времени начала ХХ века, времени неспокойном, времени становления коммунизма в стране.

Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны.

Рассматривая роман «Как закалялась сталь» сегодня стоит отметить прежде всего роман как историю человека с очень тяжёлой судьбой, человека, живущего в трудные для России и её народа времена.

Слайд 10

Совет

Поэзия Производственная поэзия (н-р, стихотворение «Мобилизация» поэта Безымянного) Агитационно–пропагандисткая поэзия (стихи В.В. Маяковского) Песенная поэзия ( творчество Михаила Исаковского, Льва Ошанина, Долматовского, Лебедева – Кумача)

Слайд 11

Катюша Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед: И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. 1938

Слайд 12

Вдоль деревни Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода,- Мы такого не видали никогда; Нам такое не встречалось и во сне, Чтобы солнце загоралось на сосне, Чтобы радость подружилась с мужиком, Чтоб у каждого – звезда под потолком. Небо льется, ветер бьется все больней, А в деревне частоколы из огней, А в деревне и веселье и краса, И завидуют деревне небеса. Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода,- Мы такого не видали никогда. 1925

Слайд 13

Расцвет переводческой литературы А.А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, Лозинский

Слайд 14

Детская литература К.Паустовский , В. Бианки, А. Гайдар, С. Михалков, С. Маршак

Слайд 15

Историческая литература А.Н. Толстой «Пётр Первый» Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля», «Смерть Визир- Мухтара »

Слайд 16

Русское зарубежье Бунин, Шмелёв, Ремизов

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/05/prezentatsiya-literatura-30-kh-godov

Уроки 49–50 ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ (обзор) | Поурочные планы по русской литературе 11 класс | Русская литература

Уроки 49–50 ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ (обзор) 30.03.2013
31595 0

Уроки
49–50
Литература 30-х годов
(обзор)

Цели: дать обзор литературы 30-х годов; проследить сложность
творческих поисков и писательских судеб.

Ход уроков

I. Сложность  творческих 
поисков  и  писательских 
судеб  в  30-е годы.

1. Слово учителя.

Тридцатые годы
– этап послереволюционной и одновременно предвоенной истории. В них есть все: и
грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от массовой безграмотности и
классовой розни к могучему и монолитному индустриальному государству, и
обширные национальные трагедии (голод и сталинские репрессии).

2. Историческая справка.

Уже в конце
20-х годов в стране развернулось огромное строительство. В основе плана лежало
создание новых промышленных центров на Урале и в Сибири, в непосредственной
близости к источникам сырья.

Читайте также:  Завоевания александра македонского в средней азии

Главная роль отводилась
тяжелой промышленности – металлургии, химии, станкостроению и производству
вооружений. Чтобы вдохнуть в новые предприятия жизнь и связать их между собой,
предусматривалось строительство крупных электростанций и транспортных
магистралей.

Эти годы стали не только
эпохой великих строек, но и временем создания «лагерной экономики»,
просуществовавшей долгие десятилетия.

Обратите внимание

Первым полностью лагерным
строительством стало сооружение Беломоро-Балтийского канала, который начали
строить в июне 1930 года, а уже 1 мая 1933 года закончили. На стройке должны
были работать 120 тысяч человек, но фактически там ежегодно из-за тяжелейших
условий погибал каждый третий.

Особенностью строительства
стал сознательный отказ от использования техники – все делалось вручную, иной
раз даже без инструментов. Механизация сводилась к тачке и деревянному
«журавлю».

Практическое значение
Беломоро-Балтийского канала имени Сталина оказалось ничтожным – большую часть
года он покрыт льдом и не годится 
(даже  после  многочисленных  модернизаций) 
для  прохода  крупных судов.

Причиной  продовольственного  кризиса 
Сталин  объявил  неразвитое, несоциалистическое сельское
хозяйство, несознательность крестьян и враждебные действия кулаков. Началась
коллективизация, одновременно приступили 
к  «ликвидации  кулачества 
как  класса».

В 1932–1933 годы
Украину, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Казахстан охватил массовый
голод. Общее число жертв голода оценивается в 7–8 млн человек.

Тысячи селян двинулись к
городам, надеясь хотя бы получить подаяние. Воинские подразделения никого не
выпускали из голодающих районов, где отмечались даже случаи людоедства.

В
советских газетах тех лет упоминаний о голоде нет. Естественно, что никакой
помощи голодающим не оказывалось.

Стилистика повседневной
жизни в начале 30-х годов определялась переходом к централизованному
планированию развития народного хозяйства и введением карточной системы.

Важно

Усиленные пайки имели
индустриальные рабочие, небольшой круг военной, культурной и научной элиты.

Крестьяне не получали пайков вообще, в то время как семья в «Кремлевке»
дополнительно получала бесплатный сухой паек – полкило масла и полкило черной
икры ежедневно.

Карточки на хлеб были
отменены в январе 1935 года, а на мясо, жиры и сахар – лишь осенью 1935. Даже
после отмены карточной системы питание населения нельзя было назвать
достаточным.

В спецсообщениях о настроениях в Ленинграде в связи с отменой
карточек было зафиксировано появление летом 1935 года на дверях столовой
Кировского завода рукописного меню следующего содержания: «Обед для рабочих:
первое – щи керосиновые, второе – свежий мох со сметаной, третье блюдо –
сладкое из репы».

Такая система породила так
называемый блат. «Достать по блату» означало получить что-либо, недоступное
другим, по знакомству. В фольклоре того времени сохранилась поговорка: «блат выше Сталина».

Индивидуальная квартира
была явлением редким и несомненным признаком принадлежности к
партийно-советской верхушке. Основным видом жилья в городах были коммунальные
квартиры.

«Культурная революция»
являлась важнейшим условием построения социализма в СССР.

Развивается образование.
За период 1928–1937 годов вузы и техникумы подготовили около 2 млн
специалистов. Изменился классовый состав студентов, среди которых 51,4 % были
выходцы из рабочих, а 16,5 % – из крестьян. В 1930 году в СССР было введено
всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. С 1934
года было восстановлено преподавание всемирной и русской истории.

Классовый подход охватывал
все слои культуры. Многие произведения русских дореволюционных авторов были
запрещены. Разрушались архитектурные памятники церковной и светской культуры. В
Москве в 30-е годы были уничтожены Красные и Триумфальные ворота, храм Христа
Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле. Многие российские
монастыри стали местами заключения.

Совет

Подвергались  гонениям 
и  замалчиванию  творчество 
М. Булгакова, С. Есенина, живопись П. Корина, К. Малевича.

Жесткой критике А. Жданова
подверглась опера Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Но именно в 30-е годы в
художественной литературе появились произведения, пополнившие русскую культуру
прекрасными образцами словесности и философских раздумий.

М. Горьким был создан
роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», вышли «Поднятая целина» М. Шолохова,
«Страна Муравия» А. Твардовского. Был написан, но скрыт «Реквием» А.

Ахматовой.
Произведения Л. Леонова, В. Катаева, М. Зощенко, А. Платонова (публикуемые и
запрещенные) обогатили русскую культуру.

3.Работа с учебником (с. 3–7).

Составление плана статей, по которому
слушается пересказ материала).

II. Судьба
человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Тема поэта и поэзии в творчестве
О. Мандельштама.

Группа  учащихся 
представляют  тему  на 
основе  материала  учебника (с. 91–105) и самостоятельно
прочитанных произведений.

III. Новая
волна поэтов.

Индивидуальное сообщение учащихся(на
основе материала учебника (с. 12–16) «Интимная лирика 30-х гг.» и «Лирический
перелом в поэзии Б. Корнилова и П. Васильева»).

IV. Русская
история в литературе 30-х годов. А. Толстой «Петр Первый».

Особенно
динамично в 30-е годы развивался жанр исторического романа. Во многом это было
связано с формированием новой концепции человека в советской литературе и с
утверждением новых взглядов на закономерности
исторического процесса.

Обратите внимание

Исторический
роман – сравнительно молодой жанр, обретающий самостоятельность  с 
утверждением  в  литературе 
принципов  историзма.Это
произошло на рубеже XVIII и XIX веков под влиянием мощных общественно-политических
катаклизмов эпохи (Великой французской революции 1789–1794 годов,
национально-освободительных войн этого периода).

Историзм в искусстве
предполагает художественное освоение конкретного исторического содержания
эпохи, её неповторимого облика и колорита: предметом изображения становятся
тенденции общественного развития, раскрывающиеся в общенародных событиях и
индивидуальных судьбах персонажей.

           

Родоначальником
европейского исторического романа называют английского писателя Вальтера
Скотта. Для художественного воссоздания прошедшей эпохи он впервые обратился к
историческому документу.

Персонажи его романов воспринимаются уже не как
костюмированные современники: писателю удалось передать  специфику социальных отношений, идеологии,
психологии и быта героев прошлого.

Вместе с произведениями В.
Скотта исторический роман пришел и в русскую литературу.

Русская  традиция 
исторической  романистики  начинается романами М. Загоскина «Юрий
Милославский» (1829 год), И. Лажечникова «Ледяной дом» (1835 год). У истоков
этой традиции – пушкинские произведения «Арап Петра Великого» и «Капитанская
дочка». Вершины этот жанр достигает в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и
мир».

Однако советские
литераторы как бы не замечали достижений прошлого. Так, М. Горький в 1930 году,
восторженно оценивая первые опыты советского исторического романа («Одеты
камнем» О. Форш, «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Разин Степан»
А. Чапыгина и «Петр Первый» А.

Толстого), подчеркивал принципиальную новизну
этих произведений: «Создан исторический роман, какого не было в литературе
дореволюционной».

Важно

Это была литература социалистического реализма, призванная,
как записано в Уставе Союза писателей СССР, «дать правдивое, исторически
конкретное изображение действительности в её революционном развитии».

Советские исторические
романы этого периода в основном рассматривали прошлое как предысторию Октября.
В центре внимания находилась тема революционного прошлого России. С этой точки
зрения освещались не только разинское движение («Разин Степан» А.

Чапыгина),
крестьянская война Пугачева («Емельян Пугачев» В. Шишкова), но и поход Ермака в
Сибирь («Гуляй, Волга!» Артема Веселого), и судьба первого русского
революционера-интеллигента («Радищев» О.

Форш), и зарождение российской
промышленности на Урале («Каменный пояс» Е. Федорова).

Несмотря на различный
исторический материал и разные средства его художественного освоения, главная
тема всех этих романов одна – нарастание народного протеста и усиление
освободительной борьбы народных масс. Не менее важной в исторической прозе
этого периода становится тема формирования российской государственности.

Идея
самоотверженного служения первому в мире социалистическому государству
внедрялась в общественное сознание, по словам Н. Бердяева, «при помощи энтузиазма,
поэзии, мистики и мифотворчества и при помощи террора и ГПУ».

Но
наряду с этим темы созидательной силы народа, русской воинской славы,
изображение выдающихся государственных деятелей, творцов науки и культуры по
праву и сейчас занимают в национальной литературе важное место.

V. Пафос и
драматизм революционных испытаний: Н. Островский «Как закалялась сталь».

1. Жизнь и творчество Николая Островского
(индивидуальное сообщение учащегося).

2. Впечатления от самостоятельно прочитанного
романа.

– Прочитайте  статью 
учебника  (с. 8–10).  Совпали 
ли  ваши  мысли о прочитанном с тем, что написано в
статье? Поделитесь вашими впечатлениями.

– Кто он, герой романа
Островского? Каким вы его представляете?

Павка Корчагин – ровесник
автора, 1904 года рождения (нам известно, что это автобиографическое
произведение). Давайте вспомним, через что прошло в нашей истории поколение
Корчагиных (границу обозначим как возраст, когда мужчина уходит на пенсию: 60
лет).

Совет

Это поколение прошло через
нэп, пятилетки, индустриализацию страны, коллективизацию, репрессии, Великую
Отечественную войну, смерть Сталина, ХХ съезд КПСС.

Трагическая, страшная
судьба у этого поколения.

И вместе с тем в жизни многих людей этого поколения
было и подлинно высокое. Достаточно назвать хотя бы фронт, где многие из них полегли. Известны факты, что солдаты шли в
бой с романом Островского в полевой сумке.

Роман «Как закалялась
сталь» – это роман о нашем прошлом, нашей истории, а прошлое, как бы к нему ни
относились, мы должны знать.

Герой для нашего времени,
наверное, необычен. Можно ли его считать «лишним человеком»?

В статье Николая Скатова,
директора Пушкинского Дома, в «Литературной газете» можно прочитать: «Когда-то
Мережковский писал о грядущем хаме.

Теперь можно говорить о хаме пришедшем…

Сейчас период
первоначального накопления пошлости завершается, и скоро, кажется, все мы
станем свидетелями, да и участниками окончательной её победы».

Любопытно, что
одно из проявлений торжествующего хамства и побеждающей пошлости Скатов видит в
том, «что она выбрасывает из молодежных чтений роман Николая Островского «Как
закалялась сталь», которого на Западе, по мнению Анре Жида, причислили бы к
лику святых».

3. Творческая работа.

В романе
подняты не только проблемы того времени, но и вечные проблемы. Одна из них –
смысл человеческой жизни, предназначение человека на Земле.

Учащиеся
переписывают в тетради по литературе цитату с доски.

«Самое дорогое
у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и надо прожить её так, чтобы
не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за
подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все
силы были отданы самому прекрасному – борьбе за освобождение человечества».

– В этих словах ответ на
вопрос и героя, и автора романа. Ответ этот может быть принят и может быть
отвергнут. Но сам вопрос при этом остается. Каким будет ваш ответ?

Тема рассуждения – «…и
прожить её надо так, чтобы…»

VI. Итог
уроков.

Обратите внимание

Почему  нельзя 
считать  30-е  годы 
бесплодным  «черным  туннелем» в советской истории? Какой
многомерный образ 30-х годов создает литература?

11 класс, поурочные планы, русская литература

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/257-1-0-4047

Ссылка на основную публикацию