Культура xvii века

Культура России в 17 веке n XVII

Культура России в 17 веке

n XVII век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в искусстве зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. Помимо архитектуры меняется и живопись. По-прежнему активно развивается иконопись и приобретает новые очертания монументальная живопись. Возникает некоторое противоречие из-за того, что художники XVII века с одной стороны стараются следовать традициям и выполнять многосложные рисунки, а с другой стороны стремятся к изображению мелочей и деталей.

Архитектура К концу XVII века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. n Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, n Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра (Золотое Кольцо России)

Церковь Покрова в Филях Москва

Москва. Новодевичий монастырь. Колокольня.

Успенская церковь Новодевичьего монастыря с трапезными палатами.

Надвратная церковь Новодевичий монастырь.

n В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в XVII веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.

Обратите внимание

n Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в XVII веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

n В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново. Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности. Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.

n В 1635 -1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре XVII века.

Живопись n В XVII веке в русском искусстве впервые появляется парсуна – жанр портрета, находящийся в сильной зависимости от иконописи. Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Давно и неоднократно отмечалось, что произведения, традиционно называемые парсунами, чрезвычайно неоднородны как в стилистическом, так и в материально-технологическом отношении.

n Достаточно напомнить, что в XVII веке существовали иконы с портретными чертами, написанные в традиционной темперной технике, и портретные изображения, исполненные маслом на холсте. Что касается их стилистики и манеры письма, то картина также представляется достаточно пёстрой: при царском дворе работали западноевропейские живописцы, их русские ученики и иконники старой выучки. Из-за того, что затруднено, если не невозможно создание типохронологических рядов — стадиально разные портреты могли быть написаны одновременно. Поскольку парсуны XVII в. , за редким исключением, не имеют подписей авторов и даже написания, почти полностью отсутствуют эталонные памятники, служащие надежной опорой для датировок. Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV— XVII веков, часто также относимые к парсунным.

n В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого. Например, портрет Алексея Михайловича и портрет патриарха Никона.

n Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626 — 1686) — русский живописец и гравер. Произведения Симона Ушакова — парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его иконах — реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.

n В 80 -90 -е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л. К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I — Н. К.

Важно

Театр n Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо» . Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Репертуар театра за время его существования (1672 -1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.

Литература В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события. n Многие произведения повествовали о смутном времени: «Сказание» Авраама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывалось величие русского народа, его патриотизм. В произведениях литературы второй половины XVII в. появляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе. n К XVII в. относятся первые записи фольклора — произведений устного народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидений казаков и др. n

n Жанр «жития» приобретает характер автобиографии. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620 -1682) — один из крупнейших деятелей периода раскола русской церкви, был и выдающимся писателем (написал более 80 произведений). Язык его сочинений — сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство его произведений написано в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682).

n Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в. , — сатирические произведения, стихи. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала стихотворная «Повесть о Горе злосчастии», которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести — трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и пожелал жить по своей воле, но это ему не удалось. Он терпит неудачу, послушавшись Горя, которое едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, где Горе не может его настичь. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.

n Той же теме посвящена стихотворная комедия «Притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого (1629 -1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы «О Навуходоносоре царе…» и огромного количества стихов, пропагандировавш их знания. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения.

n Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове», написанные бытовым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие в виде сказки, в рифмованной и прозаической форме. Получила распространение и переводная литература, которая проникала в Россию в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния», куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы — высшая знать. Переводилась также бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», истоком которой послужил французский рыцарский роман.

Источник: https://present5.com/kultura-rossii-v-17-veke-n-xvii/

Культура России в XVII веке

Конспект по истории России

На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры — освобождения её от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции.

Наиболее известные произведения: «Сказание» Авраамия Палицина, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета.

Основная цель этого произведения — укрепить положение новой династии Романовых.

Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, «жития», поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание.

Совет

Показательно в этом отношении «Житие» протопопа Аввакума. Фанатически проповедуя старую веру, он тем не менее выступает как писатель и как личность.

Аввакум описывает собственную жизнь и прославляет собственную личность, а это было бы сочтено грехом в предшествующее время.

Развивается и чисто народная литература — «Повесть о Горе-Злочастии», «Повести о Савве Грудцыне», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершёвиче», «Кялязинская челобитная». Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

Во второй половине XVII века активно развивается силлабическое стихотворство. Крупнейший представитель русской поэзии этого времени — Симеон Полоцкий. Он много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей.

Во второй половине XVII века (в 1672 году) при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России. Постановщиком и актёрами в первой его пьесе были иностранцы. Но вскоре роли стали играть и русские. Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы. Некоторые из них оказались настолько популярны, что были изданы отдельной книжкой.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича — в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий.

Читайте также:  Великое стояние на реке угре

Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей — Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры — московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

Обратите внимание

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Появляется ренессанская линейная перспектива, стремящаяся к реализму.

Это особенно проявилось в творчестве Симона Ушакова, который на протяжении 30 лет возглавлял художественную деятельность в Русском государстве. Иконописный шаблонный «лик» уступает место в его творчестве живому лицу.

Во второй половине XVII века развёртывается деятельность Оружейной палаты (в московском Кремле), ставшей своеобразной академией художеств. Здесь сосредотачивается много русских и иностранных художников.

В XVII веке происходит активное накопление практических знаний. Особенно велик вклад России в географическую науку. Благодаря переводу многих иностранных трудов в России популяризируется научное знание — достояние европейской науки.

Появляются и отечественные книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний, например «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А.Михайлова. При измерении земельных площадей пользовались «Книгой сошного письма».

В медицинской практике пользовались «Травниками», «Лечебниками», а в Аптекарском приказе составили «Фармакопею».

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях.

Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: «Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и другие.

Важно

В 1685 году открылась Московская Славяно- греколатинская академия — первое высшее учебное заведение в России.

Новые явления в культуре XVII века утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с «латинствующей» Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра. Победа светского начала стала очевидной лишь в XVIII веке.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria24.html

Культура XVII века

В XVII веке в странах Западной Европы интенсивно раз­винается общественная мысль. В трудах Г.Гоббса — «Осно­вы естественного права и политики» и Дж.Локка — «Два трак­тата об управлении» сформированы основные нормы раннебуржуазного государства. Последний выступает в своих трак­татах за создание конституционного правительства на основе суверенитета народа.

XVII век — век формирования классической буржуазной морали. Протестантизм освящал успехи в мирских делах, считал добросовестный труд условием снисхождения божьей благодати и стал духовно-нравственной основой Нового времени. Этика труда, пусть и с религиозной окраской, сти­мулировала человеческую свободу, рыночные отношения, элементы буржуазного предпринимательства.

Уровень науки Нового времени определяется именами Лейбница, Ньютона, Декарта, Галилея, Кеплера. Эти ученые начали научную революцию. При этом подход к науке был иным, чем в средние века.

Не схоластика и мистика (на чем настаивала церковь), а опыт, научный эксперимент стали оп­ределяющими в деятельности ученого. «Знание — сила», — такой подход к науке сформулировал Ф.Бэкон — родоначаль­ник науки Нового времени.

Созданы алгебра, геометрия, волновая теория света и т.д.

Экономика Европы XVII века базировалась на мануфак­турах и использовании энергии водяного колеса. Усилилось разделение труда, развивалась кооперация. Начинается пе­реход на использование в производстве каменного угля. Фак­тами европейской жизни становятся фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. В торговый оборот включа­ются богатства колоний.

В XVII веке изобретен винтовой пресс, появились пружин­ные и маятниковые часы, широко распространено книгопе­чатание. Социальная структура общества постепенно изме­няется: потерявшие землю крестьяне превращаются в арен­даторов, ремесленники — в работников мануфактур, часть дворянства обуржуазивается. В Англии появляются ферме­ры, класс буржуазии численно растет.

В XVII веке интенсивно развивается европейская фило­софская мысль. Декарт создает рационалистическую теорию познания, объявляет разум критерием истины. Ф. Бэкон утвер­ждает, что целью познания является природа, и человек при­зван господствовать над ней. И.Ньютон доказывает с помощью опытов главные положения материального устройства мира.

В художественной культуре XVII века формируются национальные школы. Искусство Франции, Испании, Нидерлан­дов приобретает неповторимые национальные черты.

Совет

В политическом отношении Западная Европа ХVII века пред­ставляет пеструю картину. Маленькие, но очень богатые Нидер­ланды задают тон политическим процессам. Голландия — круп­нейшая провинция Нидерландов, становится буржуазной рес­публикой, где к власти впервые приходит буржуазия.

В Англии происходит буржуазная революция (1640—1688), влияние которой на политические процессы в Западной Ев­ропе было огромным. Кромвель привел к победе буржуазных пуритан, а казнь короля Карла I потрясла королевские дома Европы.

Во Франции расцвела абсолютная монархия. XVII век для Франции — это век Людовика XIV, короля-Солнца, которо­му принадлежит известная фраза: «Государство — это Я!». Версальский двор становится эталоном роскоши и вкуса для всей Европы. Один монарх, один закон, один король — такой принцип осуществляют французские короли.

В то же время XVII век — век религиозных войн. Это трид­цатилетняя война кальвинистов и католиков во Франции, ко­торая унесла тысячи жизней. Это и чудовищная резня «Вар­фоломеевской ночи» (столкновение пуритан с католиками), и религиозные войны в Англии.

Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:
Культура Нового Времени
Культура XVIII века
Западноевропейская культура XIX века

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2012/11/xvii.html

Культура Европы XVII века

Многие исследователи считают, что это пласт еще не завершен, но есть и много оппонентов (после первой мировой войны — новейший период). Тесно связан с предыдущей эпохой, но 17 век — новое время. Главная задача при исследовании ответить на вопрос: почему это время новое, в чем принципиальная новизна этого времени?

До этого был религиозный способ объяснения мира, (христианство не исчезло), также существует философский способ объяснения (но не противоречит религиозному) и научный способ объяснения мира.

Научный способ объяснения мира тоже должен развиваться, и он развивается от эпохи к эпохе, в 17 веке в развитии научного способа объяснения мира происходит революционный скачок — возникают методы исследования, которые позволяют проверять умозрительную концепцию экспериментами.

Греческая наука была умозрительной (наблюдения, выводы из опытов), эксперименты не использовала и не видела в них необходимости — техно (практика), а науку называли философской.  В этой традиции развивалась европейская наука (философия и теология — какие могут быть эксперименты).

В 17 веке те формы знания, которые потом получат название — естественные,  получают новый метод исследования — эксперимент.

Джордано Бруно (сгорел за свои убеждения) и Галилео Галилей (отрекся от своих убеждений).

Эти две разные концовки жизни были естественны.

Джордано Бруно — концепция множества миров, осужден за ересь, богоотступничество, способов доказательства своей концепции у него не было, это была гениальная догадка, продуманная, но ничем не подтвержденная, единственный способ доказать свою правоту — погибнуть за нее.

Обратите внимание

Проходит несколько 10-летий  и Галилео за свои открытия слышит те же обвинения, вызванный на суд святой инквизицией он соглашается с их требованиями и отрекается от своей науки. Он был человеком уже нового времени – времени экспериментов.

Ему не было необходимости всходить на костер, он твердо знал, что пусть не сейчас, но через несколько лет (может быть 10 или больше) не он, его ученики и последователи, докажут его концепцию, и отцам церкви придется смириться, и этим десятком лет он не стал жертвовать.

Экспериментальный способ — новый этап способа мыслить, на смену веры приходит доказательство, вера остается в религии

В 17 веке на смену религиозного способа объяснения мира приходит научный, поначалу просто соседствует, но потом постепенно он укрепляет свои позиции и становится единственным способом объяснения естественнонаучной картины мира.

17 век — странный, весь соткан из противоречий, в истории многих народов 17 век называют смутным временем.

С одной стороны — век колоссальных социальных потрясений (ни одна страна в Европе не остается  в стороне от долгих кровопролитных войн; революции, смена власти, огромная перестройка границ форм государств)  С другой стороны 17 век принято называть веком гениев — изобразительное искусство, литература, театр, ученые (Исаак Ньютон, Кеплер, Спиноза, Лейбниц, Ферма).

Это противоречивое время меняет отношения к человеку. Модель человека, мира, в которой человек стоял почти рядом с Богом по своим возможностям перестает быть актуальной.

Возникает новое внутреннее ощущение — человек ощущает себя игрушкой стихий (вместо титана, повелевающего своим разумом), человек — щепка в водовороте или песчинка между жерновами, самый распространенный образ — колесо фортуны, на каждой спице колеса- человеческая фигурка — король, кардинал, представители аристократии, горожане, крестьянин, колесо вращается на какой-то момент возносит фигурку вверх, потом он снова опускается и в какой-то момент перестанет даже удерживаться на спице и упадет.

Важно

Сама жизнь ощущается как поток непредсказуемых событий, возрастает ценность каждого момента.  В этом осознании ежесекундного изменения мира в культуре возникает огромное явление, которое мы называем стилем барокко (в 17 веке стиль выходит за рамки искусства). Понятие барокко включает в себя способ восприятия, в какой-то степени сам образ жизни.

Барокко это стиль, который основывается на философии сенсуализма (сенс — чувство), результат чувственного восприятия мира, но кроме того барокко — это результат работы быстрого разума (не вникает в глубину явления, не погружается в его истоки, е пытается понять происхождение явление, основывается на мгновенном впечатлении, быстрый разум не аналитичен). Культура барокко не аналитична, она тяготеет к выражению внешних форм, поэтому барокко так динамичен, не признает статичных положений (нет прямых линий).

17 век — век окончательного оформления и укрепления абсолютизма в Европе, любая форма абсолютизма нуждается в очень яркой презентации, поэтому как только абсолютистский строй устанавливается в искусстве этой страны возникают монументальные и очень декоративные формы. Поэтому барокко, как презентативный стиль — роскошь величие, вечный праздник монархических дворов. НО одновременно абсолютизм нуждается в жестко выстроенной идеологии, но идеологией барокко обеспечить не может. Реализуется еще одно противоречие — рядом  с барочным стилем возникает еще и классицизм. Чувство противопоставляется разуму, рациональности. Возникает противоположная барокко идея строгой логики — аналитического объяснения человека в этом мире. Классицистский способ восприятия и воспроизведения картины мира, классицизм начинает развиваться столь же успешно, что и барокко, классицизм создает идеологию для абсолютизма, в качестве образца выбрана римская имперская идеология. Главная идея этой система взглядов — идея примат государства над личностью. Человек начинает восприниматься как прежде всего некое явление социальное, как гражданин своего государства, который должен отвечать требованиям, Главные ценности — верность долгу, патриотизм, готовностью отказаться от личностных потребностей во имя государственного, человеческая личность отходит на второй план со своими внутренними переживаниями, чувствами. Классицизм не признает значимость личности, воспринимает социальный статус человека. В 17 веке ценность человеческой жизни и каких-то духовных поисков человека, его личностных качеств оказывается гораздо менее важны, чем предшествующий период, все эти противоречивые и сложные черты делает 17 век неровным, очень сложными в итогу оказывается, что вся эта внутренняя перестройка в европейской культуре оказывается ступеней для перехода к следующей эпохе — эпохе просвещения, единой целостной картины в 17 веке не возникает, подготовительный переходный период.

Читайте также:  В чем заключается сущность цивилизационного подхода к истории россии?

Источник: https://students-library.com/library/read/42488-kultura-evropy-xvii-veka

Русская культура XVII века

Материалы по теме:

В литературе XVII столетие – время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество – проникновение в литературу заведомого вымысла. Классическая древнерусская литература предыдущих столетий его не знала.

В ней действовали исторические личности – митрополиты, князья, бояре, и, следовательно, любой сознательный вымысел был невозможен, ибо в историческом повествовании он означал бы ложь. Книжное письмо считалось слишком серьезным и священным, чтобы заниматься развлекательными выдумками, для этого существовали устные «побaсенки».

Теперь же сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора.

Появляются произведения, герой которых – мелкий служилый дворянин или купец. Относительно этих безвестных персонажей вымысел считался допустимым.

Похождениям дворянского сына посвящена «Повесть о Фроле Скобееве», отличающаяся занимательностью повествования, напоминающего сюжеты средневековых западноевропейских «плутовских» романов. В нем любовная история переплетается с рассказом о плутовстве молодого дворянина, которыми он в конечном итоге обеспечивает себе безбедное существование и высокое положение в обществе.

В «Повести о Савве Грудцине» главный герой – сын богатого купца. Его история напоминает историю Фауста: Савву в приключениях сопровождает и направляет сам дьявол. Правда, в отличие от доктора Фауста, малограмотный Савва попадает под власть беса сам того не понимая.

Беспутный купеческий сын предается разврату, игнорирует слезные увещевания родителей, принимает участие в Смоленском походе, где с помощью все того же беса демонстрирует большие успехи в военном деле. Однако вслед за удовольствиями и славой приходит расплата – Савва заболевает. От «бесовских мучений» его спасает сама Богородица. Жизнь свою Савва заканчивает в монастыре «в посту и молитвах».

Совет

Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая.

Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» – произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей. «Повесть о Ерше Ершовиче» – пародия на судебную тяжбу.

Сын боярский Лещ «бьет челом» на «Ерша сына Щетинникова». В рыбьем царстве все как у людей: имеются и свои лжесвидетели (Сельдь), и корпоративная солидарность «рыбьей аристократии», а о Леще устами Сельди даже говорится, что он «человек добрый, христианин Божий».

Судья – «Сом с большим усом» – за взятку решает дело в пользу Леща. Мелкой, но колючей рыбке Ершу остается только плюнуть в глаза судьям и сбежать.

Серьезная, «высокая» литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени.

Самыми яркими из произведений, описывающих этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая официальную точку зрения «Летописная книга», написанная князем И. М. Катыревым-Ростовским в 1626 г.

Представителем придворного направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея Михайловича, выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский, 1629–1680). С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – силлабической поэзии и драматургии.

Симеон выступает в качестве первого придворного поэта. Его стихи – торжественные, несколько тяжеловесные, явились прообразом хвалебной оды. В центре композиции образ царя-самодержца, являющегося живым воплощением политического могущества и славы России («Орел Российский»).

Помимо панегирических сочинений, Симеон Полоцкий писал вирши на самые разнообразные темы. Будучи сторонником просвещения, многие свои произведения он посвящал обличению разнообразных пороков (пьянства, гордыни, алчности) и демонстрации наглядных положительных примеров.

Обратите внимание

Заинтересованность Симеона вопросами воспитания видна и в его пьесе, основой которой послужила Библейская история – «Комедия притча о блудном сыне», посвященная, по сути, проблеме отцов и детей.

К тому же направлению может быть отнесено творчество хорвата Юрия Крижанича (1618–1683), прибывшего в Россию в 1659 г.

Европейски образованный человек, магистр философии, в своем фундаментальном трактате «Беседы о правлении» он большое внимание уделил «политической мудрости».

По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма правления – «самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя умными советниками. В этом Крижаничу виделся залог покоя и согласия в стране.

Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения.

Крупнейший деятель отечественной культуры Епифаний Славинецкий (?–1675), переводчик, поэт и публицист создал школу при Кремлевском Чудовом монастыре. В 1687 г.

в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в развитии отечественной культуры.

Возглавляли Академию греческие монахи, выпускники Падуанского университета братья Иоанникий и Софроний Лихуды.

Важно

Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. В конце столетия (1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого.

Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось.

Ярким примером обмирщения русской культуры может служить трансформация, которую претерпел житийный (агиографический) жанр. Возникают жития, значительно отступающие от сложившегося трафарета: таково, например, «Житие Юлиании Лазаревской» (Ульянии Осорьиной), написанное ее сыном, муромским дворянином Калистратом Осорьиным.

Произведение сочетает в себе черты жития и биографической повести: главной героиней выступает, что совершенно нехарактерно для агиографической литературы, светская женщина, жена служилого дворянина, которая даже перед смертью не приняла пострига.

Природа ее святости не в суровом подвижничестве, а во всеобъемлющей доброте и любви к людям, ее аскеза – не самоистязание, а деликатный отказ от преимуществ, которые давала принадлежность к господствующему классу. Ульяния в голодные годы помогает обездоленным, кормит, недоедая сама. Стойко переносит жизненные невзгоды, смерть детей.

Это совершенно новый образ, демонстрирующий возможность достижения святости не только за стенами монастыря, но и в гуще повседневных забот, обыденных дел, которыми наполнена жизнь хозяйки большого дома.

Еще более необычным является «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. С классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название.

В реальности это автобиография самого влиятельного и яркого вождя старообрядческой оппозиции Аввакума (1620 – 1682), написанная живым, почти разговорным языком, совершенно нехарактерным для велеречивой официальной богословской литературы того времени.

Совет

Писалось «Житие» во время его многолетнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске, куда он был заключен за сопротивление церковным реформам, проводимым патриархом Никоном. Повествование ведется от первого лица. С необыкновенной силой и тонкой самоиронией протопоп рисует свои злоключения: побои, и ссылку в Сибирь, и всевозможные притеснения, чинимые ему «сильными мира сего».

Характерная черта Аввакума – чувство своего огромного духовного превосходства. Яростно клеймит он своих врагов, прежде всего, конечно, своего бывшего друга по кружку высокообразованной московской интеллигенции («Кружок ревнителей благочестия» Стефана Вонифатьева), а ныне патриарха Никона – «носатого и брюхатого борзого кобеля», «адова пса» и даже «плутишку».

Раскол является одним из значительнейших событий в жизни русской церкви XVII в. Причиной его стали бурные споры, разгоревшиеся в среде образованного духовенства по поводу того, каким путем следует реформировать русскую церковь, в которой за несколько столетий ее существования накопились отклонения от ортодоксального греческого образца.

За многие годы небрежного и часто бездумного переписывания в церковные книги вкралось множество ошибок. Причем в разных частях русского государства отклонения шли по разному, что не могло не броситься в глаза даже при поверхностном наблюдении.

Средневековый человек, в высшей степени внимательно относившийся к внешней, обрядовой стороне религии, конечно, не мог оставаться равнодушным к этим проблемам. Их обсуждением занялся упомянутый выше «Кружок ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две точки зрения.

Одни считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново из перевести на русский язык.

Сторонником этой точки зрения был Никон (в то время еще архимандрит Новоспасского монастыря в Москве), который мечтал установить вселенское единство православных церквей, и поэтому стремился к унификации обрядов по византийским образцам.

По мнению его идейного противника – протопопа Аввакума, в качестве образца следовало взять не греческие, а древние русские книги, потому что греческое православие не смогло сохранить себя в первозданной чистоте (Флорентийская уния).

Обратите внимание

Кроме того, Русь осталась единственным независимым православным государством, в отличии от той же Византии, захваченной турками. Поэтому греческая вера не может служить образцом для Святой Руси. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно Никона, т. к. он стал патриархом. Сторонники Аввакума, составили оппозицию – «староверов», как они называли себя сами или «раскольников», как именовали их представители официальной церкви. Борьба была ожесточенной – официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие. Часто идеи староверов становились идеологическим знаменем народных волнений против угнетения.

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в.

шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Специальными распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчивались колокольни.

В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения.

Появляется новый стиль – «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Характерной чертой этого стиля было использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко.

Однако барочным в прямом смысле слова зодчество 90-х гг. XVII в. назвать нельзя – влияние европейской архитектуры ограничивалось внешним оформлением зданий, не затрагивая самой конструкции. Помимо западных традиций в «нарышкинском барокко» давала себя знать и русская деревянная архитектура. Наиболее ярким примером «нарышкинского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693 г.

), в которой традиционная для русского деревянного зодчества форма ярусного храма сочетается с западноевропейским по стилю декором. От XVII в. до нашего времени дошли прекрасные деревянные храмы. Широко известен архитектурный комплекс Кижи.

Помимо храмового строительства ведется строительство светских зданий. Надстраиваются шатры над башнями московского Кремля. В 30-х гг. на территории Кремля был сооружен каменный Теремной дворец (арх.

Читайте также:  Император константин великий

Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков), а конце 60-х – загородная царская резиденция – деревянный дворец в селе Коломенском (не сохранившийся до сегодняшнего дня), который, по отзывам современников, своей нарядностью напоминал «игрушечку, только что вынутую из шкатулки».

Важно

За царем тянулась состоятельная часть общества. До сегодняшнего дня сохранились каменные палаты Аверкия Кириллова в Москве (1657). В живописи XVII в. можно выделить несколько направлений.

Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия – так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве.

В то же время возникает новое художественное явление – т. н. «строгановская» школа, получившая свое название по имени купцов Строгановых, владевших огромными денежными и земельными богатствами и выступавших в качестве меценатов-заказчиков.

Отличительная особенность икон строгановской школы – это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность рисунка. Иконы строгановского письма, обычно небольшие по размерам, были рассчитаны на знатоков и ценителей. Мастера стремились к тщательной проработке мелких деталей, к тому, чтобы икона прежде всего была красивой. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин.

Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем царского изографа Симона Федоровича Ушакова (1626 – 1686).

Он отказался от идущей еще из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия». Сюжеты икон, автором которых был Симон, вполне традиционны – это «Спас нерукотворный», «Троица» и т. д.

Однако их решение было новаторским: ангелы его Троицы в отличие от рублевских кажутся вполне земными существами, лик Христа на иконе «Спас» – это скорее лицо, изображенное в объеме, с соблюдением анатомических пропорций.

С художественной точки зрения работы Симона Ушакова проигрывают произведениям великих мастеров прошлого: в его «Троице» нет одухотворенности ангелов Андрея Рублева, его «Спас» очень уступает по выразительности «Пантократору» Феофана.

Совет

С другой стороны, и до настоящей реалистической живописи ему было далеко – делались только первые шаги в этом направлении. В наследии Симона Ушакова ценно прежде всего само новаторство – мастеру удалось преодолеть многовековую традицию, ставшую уже шаблоном, его работы были предвестником зарождения искусства Нового времени. Симон Ушаков был не только художником, но и педагогом и теоретиком искусства. Свои воззрения на живопись он изложил в «Слове к любителю иконного писания».

Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.

Источник: Долгов В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. — Ижевск: «Удмуртский университет», 2001.

Мягкая мебель в вашем  доме всегда требует особого ухода. Ведь чистота — это залог здоровья вашей семьи. Почистить мягкую мебель нетрудно самому, но еще лучше вызвать клининговую бригаду. Опытные профессионалы в кратчайшие сроки наведет порядок в вашем доме.

Источник: http://orpheusmusic.ru/publ/russkaja_kultura_xvii_veka/101-1-0-909

Культура xvii века

ID: 67244

Название работы: Культура xvii века

Категория: Конспект

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: На почве этого противоречия кризис вакуум идеалов. Основные противоречия в культуре 17 века: Противоречия в развития национальных культур. Противоречия в экономической жизни неравномерное развитие стран. Противоречия художественной жизни.

Язык: Русский

Дата добавления: 2014-09-06

Размер файла: 47 KB

Работу скачали: 1 чел.

КУЛЬТУРА  XVII  века

(конспект)

         Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисном генотипе.

         Его особенности:

  1.  моральное лидерство царей –  главенство, которое основано на авторитете и первенстве;
  2.  сообщество свободных собственников;
  3.  идеология свободных собственников (буржуазная составляющая полисного генотипа): «трудись и преуспеешь».

         На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:

  1.  Антропоцентрический характер культуры, в основе которого мысль древнегреческого философа Протагора «Человек  есть  мера всех вещей». Христианство усилило этот антропоцентризм вниманием к внутреннему я. Отсюда – развитие самосознания. Самосознание понимается как особая реальность, которая реальнее, чем внешний мир. Отсюда – особое развитие свободы личности. Личностная свобода помается как исходный символ и становится основной ценностью западной культуры.
  2.  Инновационный  (инновация — «нововведение») характер культуры: общая ориентация на изменение привычного образа мыслей. Отсюда – формирование цивилизации техногенного типа.
  3.  Полицентризм властей: политическая, духовная власть сосредоточена в руках государства и церкви.
  4.  Дуализм механизмов детерминации. Проявился наиболее мощно в 19-20 вв. С одной стороны, человек – прострая функция, механизм. С другой стороны, человек – это свободная активная личность. На почве этого противоречия – кризис, «вакуум идеалов».
  5.  Христианские корни.

          Название Европа  восходит к языческой традиции, связано с античной мифологией. Впервые стало широко употребляться в период Возрождения, сначала – в антиклерикальных кругах.

Потом европоцентризм становится характерен и для христианства. Очень долго религиозное сознание определяло «христианский мир» географическими рамками Европы. Само понятие Европа занимает большое место в западном сознании.

Культуру называют и западной и европейской.

    17 век – самый неопределённый период в истории Европы Нового времени. Сам факт, что предшествующий период (Возрождение) и последующий период (Просвещение) получили свои названия изначально, а 17 век не был «назван», — уже замечателен (Ю.П.Виппер).

     Замечательно и то, что не получилось дать «имя» 17-ому веку и потом. Немецкий искусствовед Г.

Вёльфлин впервые выявил историко-стилевую антитезу «Ренессанс – барокко», и в немецком искусствознании стало популярным определение 17 века  «Век барокко», но оно не прижилось.

Историки Франции называли 17 в. «веком Людовика ХIV», философы – «веком картезианства», историки литературы – «веком классицизма».

      Одна из основных переходных черт 17 в. – он был «преддверием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в 18 и 19 веках» (С.Лилли). Переход этот испытывал сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правительства.  

Обратите внимание

       Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены.  

      На первое место в культуре вышли религиозные конфликты (контрреформация, инквизиция). «В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии – рождается скептицизм» (Дж.Бернал).

       17 в. можно назвать временем «утраченных иллюзий».  Основная  черта эпохи – драматизм психологической, идеологической, эстетической жизни.

       17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гермонию бытия, скептицизма и пессимизма.

       Художественным отражением антиренессансного  проторомантического сознания стали маньеризм и барокко. «Барокко – это стиль мышления и поведения людей  растерявшейся эпохи» (М.А.Барг).

      Тем не менее, для 17 в. характерны и поиски выхода из кризиса. В 17 в. вырабатывается эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности.  Эти тенденции максимально наглядно выражены знаменитым девизом родоначальника английской философии Ф.Бэкона «Знание – сила!» и тезисом французского философа Р.Декарта «Мыслю, следовательно существую».

       По мысли М.П.Бицилли, «человек Ренессанса был носителем одной, определённой, раз и навсегда данной virtu.

Он, так сказать, звучал одноголосно», а у Монтеня, Шекспира, Сервантеса человек «является лоном, таящим в себе множество подчас противоречивых возможностей», что и приводит  к борьбе, драматическим столкновениям.

Важно

 Поэтому – человек Возрождения «титан, но не герой», а человек 17 века – «великого века» — должен «превзойти себя, стать выше себя, пожертвовать собой».

      Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности.

17 век – это «переход внутри перехода».

Многосторонний  и многоуровневый внутренний конфликт «станет законом жизни европейской культуры» (М.С.Каган).

17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.

Основные противоречия в культуре 17 века:

  •  Противоречия в развития национальных культур. Культура не имеет единого знаменателя, а приобретает ярко выраженный национальный характер.
  •  Противоречия в экономической жизни, неравномерное развитие стран. На одном конце политического, экономического и идеологического «спектра» — Англия: приближающаяся промышленная революция, научные открытия И.Ньютона, материалистический эмпиризм Ф.Бэкона, гносеологическая и педагогическая концепция Дж.Локка, социология Т.Гоббса, трагедийный реализм В.Шекспира и др.На другом конце – феодальная допетровская Россия, скорее принадлежащая восточному типу культуры, чем западному. В центре – Франция, для которой характерно относительное равновесие феодальных основ и развивающихся буржуазных отношений, классическая форма абсолютизма в политике, рационализма в картезианской философии, классицизма в искусстве – т.е. – идеальная модель исторического перехода от феодализма к капитализму.
  •  Противоречия художественной жизни. Художественная картина мира 17 века представлена взаимодействиями трёх художественных форм: классицизма, барокко и реализма.

Характерные черты классицизма:

— центральная идея – подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому;

—  основная функция искусства – «поучать, развлекая»;

—  сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев;

—  жёсткая иерархия жанров;

—  нормативный характер искусства;

— доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных.

Характерные черты реализма:

— формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый  роман;

—  зарождение жанра бытовой картины в живописи;

—  опрощение героев;

—  доминанта комических жанровых форм;

—  осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.);

— универсальная «портретность»: портреты людей, портреты животных (например, творчество П.Поттера), портреты вещей (натюрморты).

Характерные черты барокко:

—  религиозно-экстатическая стилевая доминанта;

—  гедонистически-игровая стилистика;

—  пессимистическое умонастроение;

—  элитарное эпикурейство.

  •  Противоречия в сфере нравственности. С одной стороны – стоическая мораль, порождённая интересами абсолютистской государственности, подчиняющей себе каждую личность (классицизм). С другой стороны – эпикурейская мораль, которую исповедуют герои реалистических произведений.
  •  Противоречия в сфере религиозной: наследие средневековья – инквизиции; наследие Возрождения —  пантеизм и деизм («естественная религия»);  религиозный индифферентизм и веротерпимость; религиозный фанатизм.
  •  Противоречия в педагогической теории. Три направления педагогической деятельности: научное образование, формирование добродетели (нравственное воспитание), религиозное воспитание (формирование благочестия).
  •  Противоречия механицизма и интуитивизма. Огромная роль географических открытий, которые смогли подготовить эпохальные научные открытия: Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон. «Механические знания стали механическим мировоззрением» (Б.Г.Кузнецов). Отсюда – переворот в самой методологии  мышления: мифологическое сознание переносило на материальные объекты природы духовные качества человека; научное сознание поступало наоборот: переносило на социальную, культурную, духовную сущность человека свойства и структуры материальных объектов. Так рождалась познавательная операция, которая в 19 в. будет названа «позитивистской редукцией» (т.е. сведение высшей формы бытия к низшей, сложного к простому).  Такое познание потребовало анализа: считалось, что целое можно разложить на части для удобства изучения, потом сложить, суммировать полученные знания и получить целое знание. Только 20 век смог понять, что целое больше составляющих его частей. Механицизм, аналитизм и – позже – программирование  появились во всех областях деятельности: литературе, искусстве, политической идеологии (испанская плутовская повесть, французский комический роман, групповой портрет).

Таким образом, 17 век не самодостаточен. Он может быть понят только при сопоставлении его с предшествующим временем (Возрождением) и последующим (Просвещением) – он  «передал эстафету» (М.С.Каган).  

17 век показывает культуре её возможности.

3

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=67244

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector