Культура во время феодальной раздробленности, древнерусская литература

Культура периода феодальной раздробленности


Общие условия развития культуры
.  Уже во  второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена,  с новой силой  разгорается  борьба  за власть  и   княжеские    междоусобицы.

По  традиции  Великий князь «рассаживает»  своих сыновей  по уделам.  Земля распределяется  по  старшинству.  Князья должны были заботиться об охране своих территорий, о земском строе.

Им принадлежало право издания судебных уставов

Из Правды Ярославичей мы узнаем об устройстве вотчины. Ее центром был княжеский или боярский двор со множеством кладовых и погребов, где хранилось княжеское «добро»:  железо,  медь, вина. Престижным считалось иметь табуны лошадей.

Князь, как  правило,  получал  два имени,  одно при рождении, другое  при  крещении.  Обычай  касался  младенцев  обоего   пола. Мальчики от 2 до 4 лет проходили обряд постриги – первое стриженее волос. По этому поводу устраивались пиры в отцовском доме.

Малютку в первый раз сажали на коня.

Обратите внимание

Женили детей рано:  сыновей – в 11 лет,  дочерей  –  в  8,  а иногда   и  в  5–7  лет.  С.М. Соловьев  приводит  описание свадьбы  дочери Всеволода III – Верхуславы,  выходившей за Ростислава  Рюриковича: «…

  и  дал  за  ней  бесчисленное множество золота и серебра;  и сватов одарил большими дарами,  и отпустил с великою честию;  ехал он за милою своею дочерью до трех станов,  и плакали по ней отец и мать,  потому что была она им мила и молода:  только осьми  лет… Князь Рюрик …

  сыграл сыну Ростиславу свадьбу богатую,  какой не бывало на Руси,  пировали на ней слишком 20 князей; снохе же своей дал много даров и город Брягин…».  В руках князя концентрировались большие земельные  угодия.  В его   безраздельной   власти   находилась   и   челядь.

  Богатство пополнялось за счет земель и  имущества  провинившихся  людей  или бояр, служивших его предшественнику.

Основным источником  доходов  по-прежнему  оставалась   дань. Отсюда  стремление  купить  слободы или занять новые,  пустовавшие земли и заселить их,  что стало одной из причин
княжеских  усобиц
, которые  иногда  продолжались  12–17 лет.

  Вести войну по правилам означало причинять неприятельской волости как можно больше вреда – жечь,  грабить,  убивать,  брать  в  плен.  Бывало,  что население городов полностью перевозили из одного  места  в  другое,  заселяя свободные   территории.  Мир  заключался  целованием  креста,  был непрочным и постоянно нарушался. Все это вызывает массовое недовольство, народные восстания.

Не случайно, в «Русскую Правду» вносятся дополнительные статьи о защите имущества феодала и его вотчины («Правда Ярославичей»).

Смена князей мало способствовала укреплению княжеской власти. Каждый новый князь старался ввести собственные порядки и показать, насколько  был  несостоятельным  его  предшественник.

  Стремясь  к стабильности,  местные жители  создают  оппозицию  власти  в  лице
городских  вече,  которые  со  временем  приобретают большую силу. Города начинают сами выбирать себе полюбившихся князей и  изгонять слишком  ретивых,  не  прислушивающихся к местному голосу.

Важно

  Князья вынуждены  были  считаться  с  мнением  вече.  Города  приобретают значение руководящей политической силы, все большую свободу.

Для прекращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, где был провозглашен принцип
«Каждо да держит отчину свою». Фактически это означало
разделение Руси
.

Однако усоби­цы продолжались и после
Любечского съезда. Только необходимость отпора появившимся к середине XI в.

в южнорусских степях кочевникам – половцам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. 

Вторжения кочевников стали настоящим бедствием.  В летописи указано 37 значительных половецких набегов. Князья в междоусобицах считали   нормальным   прибегать   к   помощи   половцев.  Волости опустошались и  разорялись.  Как  следствие   приходят  физические бедствия.

Во всех местных летописях встречаем  описания неурожаев, голода и болезней, которые опустошали землю не хуже половцев.

Распад государственного   политического   единства,   падение престижа  княжеской  власти  приводят к усилению роли
духовенства
.

Епископы становятся главными советниками князя,  принимают участие в  примирении  князей,  усмирении народных восстаний,  выступают в качестве посредников между населением и князьями.

Совет

Вырабатывается особое   отношение   и   уважение   народа   к монашеству.  Это  –  иной,  высший  мир.  Широко  распространяются сказания о чудотворных иконах и исцелениях.  «Подвиги св.  монахов сияют чудесами больше мирской власти …» – записал летописец  XII века.

В Турове,  Переяславле,  Чернигове,   Владимире,   Смоленске, Новгороде  и  многих  других  городах появляются монастыри,  в том числе и женские. Дочь Всеволода Ярославича Янка в молодости ушла в монастырь  и  «собрала  около себя много монахинь и жила с ними по монастырскому чину».

Монастыри очень  быстро  набирают силу.  Они получают в подарок земли,  бесценные ювелирные  украшения,  иконы,  различные суммы денег, выполняются драгоценные оклады для монастырских икон.

Богатыми  становятся  даже   отдельные   монахи.   По   сообщениям летописцев,  они  хранили  свое  «добро»  в  кельях  и  не  хотели раздавать  его  нищим.

  Бывали  случаи,   когда   бедных   монахов монастырская братия отказывалась хоронить.

В то  же  время,   монастыри  по-прежнему   остаются   центрами образования. Здесь работают школы и училища по подготовке духовных лиц.  На Руси понимали значимость  образования.

  Особо  уважаемыми являлись  князья,  знакомые  «с книжной мудростью».

  В Татищевском своде воздается хвала Константину Всеволодовичу  за  то,  что  был умен, имел много старинных греческих книг, переведенных на русский язык, собирал сведения о делах древних славных князей, часто писал сам.

«Раздрася вся русская земля»,  –  записал летописец в 1132 году.  Киевская Русь распадается.

Образуются отдельные княжества – Черниговское,  Полоцкое,   Переяславское,   Галицкое,   Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское, Новгородская земля и ряд других мелких княжеств. Однако процесс распада на этом не   закончился.

Обратите внимание

  Князей  становилось  все  больше  и  все  мельче дробилась русская  земля. К середине XII в. на  основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель, к началу ХШ в. их стало около 50.

Со временем Киевская метрополия, «в течение  двух веков опустошаемая огнем и мечом,  иноплеменниками и своими», как пишет Карамзин,  теряет  свое  значение.  Ее  роль  переходит  к   другим княжествам. Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской.

Распад Киевской  Руси имел  чрезвычайно важные положительные последствия.  Небольшими территориями было легче управлять. Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить.

На новый качественный уровень поднимается
экономика
(ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли,
товарно-денежных отношений
.   

Русь и   раньше   называли   «страной   городов».

  Теперь  их становится  больше,  они  увеличиваются  в  размерах,  растет   их общественно-политическое  значение.  Город  состоял  из нескольких частей.  Собственно город был обнесен насыпными валами со  рвом  и деревянными,  реже каменными стенами.  Эта внутренняя часть носила название – детинца.

Вокруг основного города формируются поселения, которые  тоже  обносились стенами.  Получалось двойное укрепление.

Внешний город называли острогом. Возводились стены с башнями и воротами.  Каждые ворота имели свое название:  по сторонам света –  Восточные,  по  украшениям  – Золотые, Серебряные, по тем частям городского населения, которое к ним примыкало – Жидовские, Лядские.

Строили мосты через реки,  тюрьмы,  погреба, дома и княжеские терема,  торговые площади.  В основном постройки были  деревянные, поэтому Русь не миновали беды,  характерные для всех средневековых городов:  пожары часто опустошали половину города.

  В Новгороде  с 1054 по 1228 годы упоминается 11 больших пожаров.

Важно

С территориальным распадом окончательно  разрушилось  политическое единство русских земель.

В противоборство вступают две непримиримые тенденции: стремление к созданию мощной
централизованной государственной структуры (Владимиро-суздальские земли) и развитие хоть и ограниченных, но все же,  демократических основ государственного устройства  (Новгород).

Общественное сознание, совершенно очевидно (создание городских вече, выбор князей горожанами, реакция населения на усиливающееся закабаление), склоняется к демократическому выбору, что объяснялось и вековыми славянскими традициями,  и падением авторитета княжеской власти, неспособностью правителей договориться между собой, усилением междоусобных конфликтов.

Но самое главное,   в   противовес   политическому   распаду    усиливаются экономические,  социальные  и  церковно-нравственные  связи  между различными регионами Руси.  В.О. Ключевский называет  этот  процесс  пробуждением   в  русском  обществе  «чувства  земского  единства, зарождением русской народности» (выд. – авт).

Основные тенденции в литературе и искусстве. Период феодальной раздробленности стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки,  подобные киевским. Это стало одной из  причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси.

Количество новых  церквей,  каменных   построек,   памятников монументальной  архитектуры  исчислялось  тысячами.  Для них нужны были  иконы,  литургическая  утварь,  мастера,  которые  могли  бы оформить  интерьер.

  Накануне  татарского  нашествия  повсеместно работает  множество  артелей.   Несмотря   на   усиление   Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение  централизации  приводит  к свободе творчества.

  Каждая артель  вырабатывает  свой  стиль,   старается   учитывать   вкусы заказчика.

В результате    в    регионах     складываются     собственные художественные школы,  а в художественную культуру вливаются новые черты,    связанные    с    местными    бытовыми    особенностями, социально-политическими и географическими условиями.

Литература этого  периода  развивается  так же быстро,  как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии  святых),  различные послания,  исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в  Чернигове,  Владимире,  Смоленске  и многих других городах составляются летописные своды.

Многие произведения  пронизывает  идея  единения  Руси  перед лицом  внешней  опасности.  Неизвестный  автор  оставил  бесценный письменный памятник «Слово  о  полку  Игореве»,  рассказывающий  о походе   в   1185  году  Игоря  Святославича  на  половцев.  Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми  силами  идет  в далекий  поход.

Совет

  И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев,  но и жаждой славы. Автор сочувственно  относится  к   Игорю   Святославичу,   он подчеркивает,  что  тот  бесстрашен,  благороден,  сам  понимает и глубоко переживает свою ошибку.  Главный упрек адресуется князьям, которые  «своими  крамолами  начали  …наводить  поганых на землю Русскую, …

из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Раздробленное государство  не  может  успешно  обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени…  Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за  землю  Русскую,  за  раны  Игоря, храброго Святославича!».

В основу   повести   легли   традиции   русского    народного творчества.  Самый  лирический  момент произведения – монолог-плач Ярославны,  верной и преданной жены  Игоря.

  По  старой  языческой традиции, она  обращается  к  природным стихиям как к одушевленным силам:  «О ветер,  ветрило!  …О Днепр Славутич!». Автор называет русских   воинов   сынами  Даждьбога.

  Часто  использует  эпитеты, характерные для устного народного творчества:  серый волк,  чистое поле, черная земля.

«Слово о полку  Игореве»  оказало  огромное  влияние  на  всю русскую  культуру.  Оно  стало образцом для создания  «Задонщины» – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского  на  Куликовом поле.  В  XIX  и  XX  веках  литераторы  и  художники не перестают обращаться  к  событиям  того  времени.  Хорошо  известны  картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха.

Распад Киевской Руси на отдельные княжества приводит к ослаблению  военной мощи, князья так и не смогли объединиться перед лицом опасности, что является главным негативным последствием периода феодальной раздробленности.

 

С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города,  опустошенные села, поросшие лесом пашни;  население истреблено,  угнано татарами.  Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают.

  Прекратилось производство пряслиц из овручского  шифера,  стеклянных  браслетов,  изделий  с  чернью  и зернью,  перегородчатой  эмалью,  многоцветной  поливной керамики, применявшейся  в  строительстве,  приостанавливается каменное строительство.

Пострадали  даже  земли,  не  испытавшие  непосредственного нападения врагов.

Обратите внимание

В произведениях  литературы  нашествие   воспринимается   как катастрофа,  вторжение  потусторонних  сил,  нечто  невиданное.  В середине и второй  половине  ХIII  века  появляются  произведения, посвященные    событиям   татаро-монгольского   ига.

   Они   очень эмоциональны и поэтичны.  Значительное место  среди  них  занимает «Слово  о  погибели  Русской земли».  Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской».

В литературных  произведениях  зафиксированы  наиболее важные события этого сложного для Руси периода.

  В «Повести  о  разорении Рязани  Батыем»  народный  герой,  воин Евпатий Коловрат  собрал небольшую дружину  и  яростно  пошел  на  врага:  «Один  дрался  с тысячью,  а  два  –  с тьмою».  Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.

Житие Александра  Невского  повествовало  о  Невской битве со шведами,  о  Ледовом  побоище  на  Чудском  озере,  об  отношениях Александра  Невского  с Золотой ордой и о смерти князя.  Все эти и другие  произведения  пронизаны  теплом,  лирической   скорбью   о прошлом, о былом величии Руси.

Трудно представить  себе  урон,  нанесенный  татаро-монголами. Более чем на два века  было  прервано  развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV
вв.

«порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские  правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности.

Читайте также:  Положение сербского и румынского народов в середине 20-х годов

И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата».

В лихую годину не лучшим образом проявила себя
церковь
.

Татарские ханы весьма предусмотрительно освободили духовенство от уплаты десятины и священники стали призывать народ к
терпению
и повиновению, мотивируя это тем, что враг ниспослан богом в наказание за безверие. Не случайно, именно в ХIII в.

христианская вера глубоко проникает в сознание народных масс, исчезают волхвы, повсеместно утверждается христианский обряд захоронений, даже в ювелирных изделиях фактически не применяется языческая символика.

Важно

Церковь получила большую силу и начала активно вмешиваться в жизнь общества.

 

Искусство периода феодальной раздробленности
          Церковь Покрова на Нерли
          Дмитриевский собор во Владимире
          Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде
          Успенский собор во Владимире

  Владимирская Богоматерь
          Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»)
         Дмитрий Солунский

 Ангел Златые Власы

 

Источник: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/e-learning/History_of_Art/Epochs/feod.razd.html

Русская культура в период феодальной раздробленности

Период феодальной раздробленности на Руси длился с первой половины XII до конца XV века. Один из летописцев записал в своей хронике под 1132 годом: «И раздрася вся Русская земля…

», когда после смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. С этого времени некогда единое государство стало делиться на самостоятельные княжеские владения.

В середине XII века на Руси было 15 княжеств, а в XIV веке – примерно 250.

Внутри рассматриваемого периода существовал четкий рубеж – татарское нашествие 1237 – 1241 годов, после которого естественный ход русского исторического процесса был нарушен. В данной статье освещается только первая фаза феодальной раздробленности, которую нередко называют обобщенно «домонгольским периодом» истории Руси.

Говоря о феодальной раздробленности, необходимо иметь в виду, что политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной раздробленности. Общее религиозное сознание, традиции, единство церковной организации замедлили процесс обособления и создали предпосылки для возможного будущего воссоединения русских княжеств.

Много неясности в определении причин, породивших феодальную раздробленность. Большинство ученых на первое место ставит экономические причины: господство натурального замкнутого хозяйства, означающее отсутствие у производителей заинтересованности в развитии товарных отношений, развитие феодальной вотчины, играющей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства.

Ряд авторов связывает этот процесс с политическими, культурными и социально-психологическими факторами такими, как неотрегулированность порядка княжеского престолонаследия («лестничное восхождение»), распри внутри правящей династии, сепаратизм и амбиции местной земельной знати.

Таким образом, в Киевской Руси в начале XII века существовали как объединяющие (внешняя опасность, культура, порядок наследования и т.д.), так и разъединяющие начала (экономическое развитие территорий, политические и социально-психологические факторы).

С оригинальным объяснением раздробленности Киевской державы выступил Л.Н. Гумилев. Согласно его концепции, она стала результатом спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса.

Совет

Постепенно на Руси сформировалась новая политическая карта со многими политическими центрами. Местные князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению, вершить суд на своем дворе или объезд владений.

При князе, как правило, существовала боярская «дума», состоявшая из родовитых бояр и духовенства. Этот совещательный орган не имел юридического статуса, его состав, созыв, вопросы для обсуждения полностью зависели от князя. Рекомендации думы были не обязательны, но чаще всего князья прислушивались к ним.

Нуждаясь в послушной и надежной опоре в борьбе с самоуправством бояр, князья стали опираться на людей, которых в XVIвеке стали называть дворянством или «детьми боярскими».

Это были дружинники, слуги, рядовичи, тиуны, выполнявшие хозяйственные и административно-судебные функции в княжестве и получавшие за службу княжескую «милость» – княжеские земли во временное пользование.

Возможно, часть из них за особые заслуги получала земли в наследственное, вотчинное владение, переходя в разряд боярства.

Таким образом, соперником бояр и опорой князей в XII веке становятся служилые люди.

Важным элементом средневекового общества являлись города. Средневековый город был сложным и многообразным социальным организмом, который никак нельзя охарактеризовать какой-нибудь одной чертой. Город был крепостью, убежищем во времена опасности для окрестных смердов, он был как бы, по словам Б.А.

Рыбакова, коллективным замком крупных земельных магнатов округов во главе с самим князем. Он был административным центром княжества, местом суда и платежа, местом издания разных постановлений. Он был средоточием разнообразного ремесла: здесь производилось все, что было нужно для хозяйства или войны.

Обратите внимание

Он был также главнейшим (а иногда и единственным) местом торговли округи и средоточием запасов и богатств.

В каждом княжестве, сообразно особенностям его исторического развития, складывалось свое соотношение сил, определялась специфика политического и экономического развития.

В конце XII – начале XIII вв.

на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал воздействие на развитие соседних земель и княжеств: для северо-восточной и западной, а также в некоторой степени и для северо-западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для южной и юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Источник: https://students-library.com/library/read/42502-russkaa-kultura-v-period-feodalnoj-razdroblennosti

Культура Руси периода феодальной раздробленности

Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи.

Литература: 12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Киевский летописный свод 1198 г.- игумен Выдубецкого монастыря Моисей. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо.

Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века, составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование.

Выдающийся памятник лит-р «Слово о полку Игореве» повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 году

С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «Слово о погибели земли Русской» литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности.

Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.

Ремесло: Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали. Особенно интересен «Звериный орнамент»

Важно

Музыка: В отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба.

Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках, свирелях. Дружину было принято приветствовать фанфарами.

Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений.

Архитектура: Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице.

В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей. Зодчество Владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар.

1164 – Золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры. 1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея — Успенский собор. Княжеская резиденция – Боголюбовский замок, Храм покрова на Нерли.

Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — приблизительно 20 годы 12 века.

В архитектуре 2-ой половины 12-13 веков характерна выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте

Живопись: развивалась по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой.

Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только священнослужители.

«Икона апостолов Петра и Павла»,» Спас Вседержитель», «Суздальский спас Златые власы», «Ярославский Спас нерукотворный», и «Спас Вседержитель», свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека.

Образование монгольской державы.

Главный источник образования Монгольского государства является «Сокровенное сказание монголов», написанное в 1240 г., а в историографии, наряду со специальными работами, следует выделить книгу В. Чивилихина «Память».

Чингисхан

«Сокровенное сказание», т. е. тайное, рассчитанное на узкий круг придворных, дает биографию Темучина-Чингисхана (1155/1162—1227).Темучин начинает проявлять характер с детства, убив своего брата. Мать отчитывает Темучина и его брата Хасара, соучастника убийства: «Нет у вас друзей, кроме собственной тени».

Совет

Позднее Темучин, уже провозглашенный в 1206 г. Чингисханом, уничтожит монгольское племя татар, и «татарами» монголов будут именовать лишь со стороны, но какая-то часть татар уцелела и рабски служила Чингисхану. В.

Чивилихин, рассуждая о причинах, почему войско Чингисхана называли именем уничтоженного племени, предположил, что какую-то часть плененных татар пускали в сражениях в первых рядах «на убой». Такая тактика у монголов была постоянной.

В «Сокровенном сказании» объясняются и причины ненависти Чингисхана к татарам: это была кровная месть, и Чингисхан мстил за отца, отравленного некогда татарами. Татары были уничтожены в конце XII — начале XIII в.

Из этих источников мы получаем сведения как о наружности Чингиса (высокий рост, крепкое телосложение, широкий лоб, длинная борода), так и о чертах его характера.

Происходя из народа, по-видимому, не имевшего до него письменности и развитых государственных институтов, Чингисхан был лишѐн книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание.

Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников.

Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности Сама Монгольская держава возникла в результате длительных междоусобных войн, в ходе которых разные роды старались уничтожить или подчинить соседей

Т-М взаимодействовали с высокоразвитыми племенами китайцев. Название «Татары» скорее всего, произошло от «китая», который близко к ним относился, которое называли их «татар».

Во главе объединения татарских племен стоял Тимучин. 1206год – формирование монгольского гос-ва. Тимучин – Чингисхан. Он запрещает междоусобицу. Почти единственным наказанием в гос-ве была смерть. Войны выполняли роль регулятора демограф. давления.

Обратите внимание

Образование Монг. империи было логическим продолжением развития монгольского гос-ва. Главный фактор создания Монг-империи – сила

1207 – начинаются завоеват. походы на племена южной Сибири, Джурджении, Китай. Монголы ядро войска, обрастающего отрядами из завоеванных народов

В 1220 г. столицей Монгольского государства стал город Каракорум

Источник: https://cyberpedia.su/18x14cf.html

Лекции для студентов

Страница 21 из 24

Искусство и литература эпохи феодальной раздробленности

XII — XIII вв. — время расцвета летописания местных феодальных центров. Дошедшие до нас памятники чаще всего представлены летописными сводами.

Местные летописцы включали в такие своды не только погодные записи о важнейших событиях, но и целые художественные повествования, сравнительно мало изменяя первоначальные тексты.

Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности, которые не дошли до нас как самостоятельные памятники.

Из всех летописных сводов эпохи наибольший историко-культурный интерес представляет Киевский летописный свод 1198 г., составленный игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем.

В нем отражены не только киевские события, но и дела, происходившие в Чернигове, Галиче, Новгороде, Владимире, Рязани, и даже зарубежные события, вроде одного из крестовых походов Фридриха Барбароссы.

Ученые насчитывают около десяти рукописей, использовавшихся Моисеем при составлении свода, включая «цесарскую запись» об убиении Андрея Боголюбского.

В начале XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской земле. Наиболее известный Владимирский летописный свод 1177 г., созданный при князе Всеволоде Большое Гнездо, ставил целью показать ведущую роль северо-восточного края в истории Русской земли и особую роль Владимира как его столицы.

Важно

Новгородские летописцы более, чем киевские и владимирские, были внимательны к событиям родного города. Летописи Новгорода сообщают то о городских пожарах, то о наводнениях, когда воды Волхова заставили жителей сидеть на крышах хором, то о засухе и вынужденной покупке хлеба в Суздальской земле.

Таким образом, летописи являются своего рода сокровищницами исторического и литературного наследия прошлого.

Литературные памятники

Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи феодальной раздробленности занимает «Слово о полку Игореве», написанное, как предполагают ученые, в Киеве около 1185 г. Судьба его рукописи не менее трагична, чем «Велесовой книги» (см. гл. 9) В 1792 г. в Ярославле был обнаружен сборник, содержавший текст «Слова».

Два десятка лет рукопись была доступна изучению. В дни пожара 1812 г. в Москве на Разгуляе она сгорела. К счастью, снятая, до утери источника копия была опубликована типографским способом. Вскоре начинают появляться сомнения в достоверности «Слова», хотя подлинник его изучался таким признанным авторитетом, как Н.М. Карамзин.

Читайте также:  Смерть царевича ивана

Аргументом выдвигался не признававшийся в ту пору высокий уровень русской культуры, который демонстрировала поэма, так что ее даже называли «кустом роз на ржаном поле». Однако интерес к русской древности и ее глубокое изучение в XIX в.

повлияли на то, что общий уровень русской культуры стал известен значительно лучше и в него гармонично вписалось «Слово».

Сомнения в подлинности памятника вновь возникли в XX в. с выходом в оккупированном немцами Париже книги А. Мазона, в которой утверждалось, что «Слово» является подделкой XVIII в.

Но анализ языка поэмы и имеющихся в ней половецких слов доказал истинную принадлежность ее XII в. Что же касается половецких включений, то этот вымерший тюркский язык стал известен ученым только в середине XIX в., т. е.

после гибели рукописи, и только благодаря находке латинско-половецко-персидского словаря в библиотеке поэта Петрарки.

«Слово о полку Игореве» повествует о разгроме войск северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г. и стремительном походе Кончака на Киев, остановить который оказалось невозможным из-за распрей князей и «непособия» их князю Игорю.

Совет

Поэма обращена против «неодиначества» русских князей перед лицом общей опасности. «Слово» — выдающийся образец древнерусской литературы, автор которого показывает мастерство метафоры и ритмической прозы.

Он не только поэт, но и историк, заглянувший на восемь веков вглубь от своей эпохи.

Глубоко содержательна фигура гусляра Бояна, само имя которого соединилось с понятием о человеке, властвующем над духами, с его даром сверхзнания, ворожбы.

К лучшим образцам лирической символики в, отечественной словесности относится плач Ярославны по своему мужу князю Игорю. В обращениях Ярославны к ветру, Днепру, солнцу автор избирает ритм большого свободного дыхания народного плача. Ритм поэмы часто меняется, следуя смыслу произведения.

Своеобразная музыкальность языка передается точным соответствием ритмической формы и идейного содержания повествования.

Любовь к родине и народу определила выбор художественных средств выразительности, близких к фольклорному творчеству, придала высокую идейность всему произведению и определила долгую жизнь «Слова» в памяти потомков.

Большой историко-культурный интерес представляют два литературных произведения — «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника». «Слово» — это челобитная, датируемая около 1197 г.

В излюбленной средневековыми авторами форме афоризмов Даниил описывает разные стороны русской жизни XII в. Он обличает княжеских тиунов, притесняющих мелких феодалов, выражает недовольство богатыми и глупыми людьми, насмехается над послами, проводящими время в «дому пировном».

«Моление» — это подражание, написанное уже лет через 30 анонимным автором. В «Моление» автор включил почти все «Слово», но дополнил его рядом афоризмов и адресовал переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу.

Обратите внимание

В условиях раздробления земель автор «Моления» выступает за сильную княжескую власть, признает боярство умным окружением князя, но резко отрицательно относится к обычаям «ласкосердых псов» — монахов.

С Батыевым нашествием в русскую словесность вошла новая тема. Одним из первых откликов стало «Слово о погибели Русской земли» (1238 — 1246).

Это отрывок целиком не дошедшего до нас вступления к «Сказанию о житии Александра Невского», написанного человеком, хорошо знавшим князя, поэтому агиографические элементы описания сочетаются в нем с чертами, присущими бытовой повести.

Образ князя Александра — идеального воина и правителя — наделяется исключительно положительными чертами. Большое место в «Сказании» занимают портреты простых русских людей, участников военных походов князя.

По свежим следам Батыева нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем», описавшая события 1237 г. и входившая в цикл произведений о чудотворной иконе Николы Зарайского. По преданию, эта святыня была вывезена из Херсона в Рязань на третий год после побоища на р. Калке. Рассказы о мужестве защитников Рязани опираются на фольклор и летописные повествования.

Литература XII –XIII вв. становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев. Если это князь, то он обязательно «родом христолюбивый», «церквам прилежный».

Источник: https://mylect.ru/issk/hystiskk/641-shekspear-literatura-rusi-start20

Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная

Начиная с 30-х годов 12в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева.

Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра.

Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями.

Важно

Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы.

Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава.

В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось.

Только позже, когда князем стал Владимир мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство было на временно восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз. развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.

Культура Древней Руси (Х–ХIII вв.). Значение принятия христианства. (Билет 3)

Вариант 1

Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы».

Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир.

Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015).

Совет

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности.

Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.

пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов.

Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев).

К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойтетко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.

; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу.

До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок.

Обратите внимание

Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» — она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так.

Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе.

Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых.

Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие — поражение северского князя Игоря от половцев (1185—1187) — стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя.

Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели. Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись.

Важно

Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола.

Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой.

Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи.

Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель.

Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.).

Читайте также:  Предпосылки и причины: дворцовые перевороты

Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

Вариант 2

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1008; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s37529t1.html

Разное тут всё — Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (Х–ХIII вв.)

Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (Х–ХIII вв.)

Особенностиформированиядревнерусской культуры

Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе
своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины,
сказки, обрядовые и лирические песни.

Культура Киевской Руси сформировалась в
эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого
русского литературного языка. Она создавалась на основе
древнеславянской культуры.

В ней отразились культ традиции отдельных славянских
племён — полян, вятичей новгородцев и др., а также соседних племён — yгpo-финнов, балтов, скифов, иранцев.

Совет

Различные культурные влияния и
традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и
социально-экономических отношений. Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт
славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремёсел, развитием
межгосударственных отношений и торговых связей.

Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество,
живопись — оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие
обусловило то, что в культуре; средневековой Руси долгое время сохранялись языческие
духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси
претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

Письменность, школьноеобразование. Летописи. Литература

Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе
с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют, что славянская
письменность существовала ещё в начале X в.

: глиняный смоленский сосуд с надписью
на славянском языке (конец X в.); договор (911 г.

) князя Олега с Византией является одним из первых
памятников славянской письменности; Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на
основе славянского письма.

После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться
грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской
местности население было неграмотным. Ярослав Мудрый, его дети знали несколько
языков. Ремесленники ставили надписи-клейма на своих изделиях.

Появились
переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения — знаменитая
«Академия» — книга о походах Александра Македонского, книги по естествознанию и
географии. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки
гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами.

Из 130
сохранившихся книг XI–XII вв. более 80 —
богослужебные.

Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах.
Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха
устроила в Киеве школу для девушек. Посадские люди (горожане — ремесленники,
торговцы), как правило, были грамотны, умели хорошо считать.

Об этом говорят
найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты — письма, хозяйственные документы,
судебные решения, прошения, а также граффити — надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы); сохранилась надпись Мономаха:
«Ох, тяжко мне». У славян были достаточно обширные познания в географии, полученные
из книг и в результате путешествий.

Им были хорошо известны четыре действия
арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии.

Обратите внимание

Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических
событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи,
знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты,
связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядскими
делами.

Первая летопись появилась в конце X в.,
она рассказывала об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не
сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром. Третья и
четвёртая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.

Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет»,
ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г.

Человек высокообразованный для своего
времени, талантливый писатель и глубокий историк, он ставит вопрос о происхождении
Русского государства и его развитии: «Откуда есмь пошла Русская земля, кто в
Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Нестор не
только сообщает факты, но и делает философско-религиозные обобщения, показывает
историю Руси и княжеской власти Киевского государства на фоне мировой истории.
Он описывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о военных походах,
восстаниях, княжеских усобицах, жизни простого народа.

Нестор осуждает
убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец
оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также
два других выдающихся произведения: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия».
В 1118 г.

при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния
Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания
в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные
летописи писали по заказу князя приближённые бояре или дружинники. Они
рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими
князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования,
стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.

Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются
произведения и других жанров. В 1049 г. митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати» — знаменитое произведение, которое
свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание
русских отцов церкви.

Важно

В нём Илларион славит новые идеи и понятия христианства,
а также Русь, русский народ, «старых» и «славных») князей земли Русской,
подчёркивает право русской церкви на самостоятельность. В конце XI в. написаны произведения:
«Память и похвала Владимира» монаха Иакова, «Сказание первоначальном
распространении христианства на Руси».

Наибольшую известность получило
«Поучение детям» Владимира Мономаха, главная цель которого — необходимость
борьбы с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя,
заботящегося о могуществе земли Русской. В произведении «Хождение игумена Даниила
на Вое ток» описывается длинный, трудный путь ко гробу Господи в Палестину.

Выделяются связанные между собой два произведения: «Слово» и «Моление». Как
полагают учёные, о ни написаны —  одно в XII в., другое в XIII в. — двумя авторами,
носившими имя Даниил и называвшими себя Заточниками. Оба из заточения
обращаются к своим князьям, оба ратуют сильную княжескую власть.

Великим
памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».
Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова…» погибла в пожаре
Москвы во время нашествия Наполеон; в 1812 г. В произведении рассказывается о походе
князя Игоря Святославовича в 1185 г. против половцев.

Первое сражение закончилось победой
русских войск. Во втором сражении русское войско потерпело поражение, а Игорь
попал в плен. Половцы опустошили левобережье Днепра. Неизвестный автор
«Слова…

» преодолел узость интересов своего княжества и выступил с позиций общерусских
интересов, он ратует за единство всех русских князей в борьбе против кочевников
и осуждает тех из них, кто не пришёл на помощь Игорю. Это поэтическое
повествование о мужестве русских людей и плач по погибшим.

Зодчество

Археологические раскопки показывают, что вплоть до X в. на Руси строили
исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но
архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешёл в
каменное зодчество христианского времени.

На Руси стали строить каменные храмы
по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая
ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец X в.), названная так
потому, что на её содержание выделялась церковная десятина.

При Ярославе Мудром
был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются
славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят
13 куполов.

Совет

Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены
собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем
белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли
8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были
украшены фресками и мозаикой.

Фреска — это живопись водяными красками по сырой
штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым
сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой,
охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон.

Соборы в
честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове —
Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

В XII
в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во
Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли.

Закладывались новые крепости,
каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галиче, Пскове, Суздале. Камень,
как правило, был украшен резьбой.

Храмы ставили на высоких холмах, они
сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружён каменной стеной с
позолоченными Золотыми воротами.

Искусство, музыка, устноенародноетворчество

Получила распространение и иконопись.
Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью
святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние
древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в
аскетические византийские каноны.

Древнейшим дошедшим до нас памятником
иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после
перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших
сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи — главный «Деисус»,
написанный в конце XII
в.

(«Деисус» означает «моление»). К этой же школе иконописи относится и икона
«Оранта». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный»,
«Успение Богородицы» (все — XII
в.), на которых изображены страсти божественные и людские.

Дмитровский собор во
Владимире украшали фрески «Страшного суда».

Обратите внимание

Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр.
Русские ювелиры, используя сложнейшую технику — скань, чернь, зернь, филигрань,
создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового
искусства.

Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили
русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа
турьих рогов из Черной могилы в Чернигове.

Многие изделия вывозились в Чехию,
Польшу, а резьбу по кости в Византии называли «русской резьбой».

Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были
связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных
причитаниях.

Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» —
былины, особенно киевского героического цикла. Их герои — Киев, Днепр, князья
Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша
Попович, Илья Муромец — народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и
героичны.

Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску:
обличаются богатеи, бояре.

Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты —
бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры,
акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны —
сказители и певцы «старин».

БытинравыДревнейРуси

Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили
в городах (20–30 тысяч человек), селах (50 человек), деревнях (25–40 человек).
Основным типом славянского жилища была усадьба, дом — бревенчатый сруб,
зачастую двухэтажный.

Важно

Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы,
терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах нередко проходили пиры,
женщины сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи,
денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых — соколиная,
ястребиная, псовая охота.

Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои,
игрища. Очень популярна была баня.

Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была
рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха — до полу, с
вышивкой и длинными рукавами.

Головные уборы: у князя — шапка, обрамленная
яркой материей, женщины голову покрывали платком (полотенцем — замужние),
украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетёные шапки.
Верхняя одежда — плащ-вотола из толстой льняной ткани.

Князья носили на шее
бармы — цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.

В
пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мёд, вино. В летописи
отмечено пристрастие киевлян к винопитию. Новорожденным давали имена по
церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое
происхождение.

В русском языке они изменили свое звучание: Иаков — Яков, Иосиф
— Осип, Абрам, Иоанн — Иван. Княжеские имена стали календарными — Владимир,
Борис, Глеб, Олег. У простых людей именем нередко становилось прозвище —
Молчан, Оладья, Дурак.

Русская культура
накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не
уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.

Источник: http://raznota.ucoz.ru/index/kultura_kievskoj_rusi_i_perioda_feodalnoj_razdroblennosti_kh_khiii_vv/0-64

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector