Культура советской эпохи

2) Культура советской эпохи

История
культуры советского периода достаточно
сложна, полна противоречивых тенденций
и явлений. В ее развитии довольно
отчетливо прослеживаются этапы, связанные
с динамикой изменений общественно-политической
ситуации. Следует отметить, чтокультура
советской эпохи
исоветская культура– явления не тождественные.

Культура
советской эпохи многогранна и многопланова,
она не сводится к прославлению «идеального
настоящего» и «светлого будущего», к
восхвалению вождей. В ней выделяется
официальная, «разрешенная» и противостоящая
ей «запрещенная», нелегальная культура,
культура русского зарубежья и существующая
«подпольно» культура «андеграунда».

Существенные перемены в сфере культуры
проявились сразу после событий октября
1917 г. Характер и направление этих
изменений определялись установками на
создание новой, социалистической
культуры, которая должна была стать
важным элементом в деле построения
социалистического общества.

Обратите внимание

В первые
послереволюционные годы одной из
важнейших задач в области культуры
стало преодоление культурной отсталости
населения, развитие новых художественных
тенденций. Наиболее радикально настроенные
представители нового искусства призывали
к разрушению «буржуазной» культуры,
отбрасыванию всякого «старья».

Известность
получило движение Пролеткульта
(пролетарская культура) –
литературно-художественной организации,
основной целью которой стало создание
пролетарской культуры, противопоставляя
ее всей предшествующей художественной
культуре.

В годы НЭПа в развитии культуры наметились
новые тенденции, связанные с некоторой
либерализацией общественной жизни.

Многообразие форм социально-экономического
развития 20-х годов сопровождалось
творческим плюрализмом, возникновением
различных объединений – научных,
художественных, культурно-просветительских.

На эти годы падает «отблеск» «серебряного
века», продолжаются творческие искания
в новых условиях многих крупнейших
представителей предшествующего периода,
пытавшихся осмыслить в своем творчестве
происшедшие события. Идея преобразования
мира и человека средствами искусства
нашла отражение в творчестве литературной
группы ЛЕФ («Левый фронт искусства» –
В.

Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Асеев),
театральных постановках В. Мейерхольда,
фильмах С. Эйзенштейна, Г. Козинцева
и др. Изобразительное искусство
представлено работами групп ОСТ (Общество
художников-станковистов – А. Дейнека, Ю. Пименов), ОМХ (Общество московских
художников – И. Грабарь, Р. Фальк, А.
Лентулов), «Четыре искусства» (К.
Петров-Водкин, П. Кузнецов, М.

Сарьян, В.
Мухина). Наряду с отражением современной
действительности многие деятели
искусства обращались к историческому
прошлому России, в том числе и недавнему
– тема революции и гражданской войны
(роман «Белая гвардия», пьеса «Бег» М.
Булгакова).

В конце 20-х – начале 30-х гг.

усиливается
контроль со стороны государственной
власти за развитием духовной культуры
общества. Это приводит к свертыванию
творческого плюрализма, упразднению
художественных группировок, созданию
единых творческих союзов (Союз советских
писателей, Союз композиторов и т.п.), с
возникновением которых относительная
свобода художественного творчества
ликвидировалась.

Важно

Главным творческим
методом стал социалистический реализм,
основным принципом которого являлась
партийность, социалистическая идейность,
что на практике вело к подчинению
литературы и искусства принципам
идеологии и политики. Регламентация
художественного творчества сдерживала,
но не остановила развитие литературы,
живописи, музыки, театра, кино.

Вместе
с тем искусству этого периода свойственна
идеализация, приукрашивание действительности
в соответствии с идеологическими
установками, оно выступало средством
манипулирования общественным сознанием,
орудием классового воспитания.
Использование технических средств
(радио, кино) способствовало распространению
достижений культуры, делая их доступными
широким слоям населения, но одновременно
способствовало формированию массовой
культуры.

В годы войны культура стала средством
интеграции, способствующим сплочению
общества в единое целое на основе мощного
подъема патриотических чувств.

В условиях
общей борьбы с внешним врагом противоречия
внутреннего развития отступают на
второй план.

Искусство стало выражением
воли к победе, созданию выдающихся
произведений художественной культуры
способствовало некоторое ослабление
административно-идеологического
контроля в области литературы и искусства.

Но уже в первые послевоенные годы снова
происходит усиление вмешательства
партийно-государственного аппарата в
культурную жизнь общества. Конец 40-х
гг.

ознаменован рядом идеологических
кампаний, направленных против тех
представителей творческой и научной
интеллигенции, работы которых были
признаны не соответствующими отражению
социалистической действительности.

В
пропаганде буржуазной идеологии,
«преклонении перед всем западным»,
аполитичности, формализме были обвинены
М. Зощенко, А. Ахматова, С. Эйзенштейн,
Д. Шостакович, С. Прокофьев и многие
другие.

Тенденции либерализации
общественно-политической жизни,
наметившиеся во второй половине 50-х –
начале 60-х гг., дали мощный импульс для
развития художественной культуры.
«Оттепель» хрущевской поры стала началом
духовного обновления, временем осмысления
событий предшествующих лет. В искусство
входит тема репрессий, начало которой
положила повесть А.

Солженицына «Один
день Ивана Денисовича». Происходит
реабилитация многих деятелей науки и
культуры, печатаются и исполняются
ранее запрещенные, находившиеся долгие
годы в забвении произведения отечественных
и зарубежных авторов. Активизируются
международные культурные связи – в
Москве проходят международные конкурсы,
фестивали.

Открываются новые театры
(«Современник»), художественные выставки,
издаются журналы («Новый мир»). Однако
противоречивая позиция руководства
страны, стремление ограничить свободу
творчества идеологическими рамками
привели к конфликту между властью и
интеллигенцией, проявлением которого
стало диссидентское движение.
Деятели культуры (А. Сахаров, П.

Совет

Григоренко,
Л. Чуковская) выступали с требованиями
сохранения свободы слова, творчества,
соблюдения прав человека. Власть отвечала
усилением контроля, преследованием
инакомыслия, (гонения на Б. Пастернака,
процессы над писателями Ю. Даниэлем и
А. Синявским, суд над поэтом И. Бродским).
Особенно эти противоречия углубились
в 70-х – начале 80-х гг.

, характеризующиеся
нарастанием кризисных явлений во всех
сферах общественной жизни.

Изменение социально-политических
процессов во второй половине 80-х гг. и
в 90-е гг. (постсоветский период) открыло
путь духовному плюрализму, возрождению
достижений художественной культуры,
ранее пребывавших в неизвестности.

Была
заново «открыта» культура Серебряного
века, культура русского зарубежья,
которая, развиваясь в эмиграции, стала
неотъемлемой частью российской культуры
и внесла большой вклад в развитие
культуры мировой; происходит знакомство
широкой публики с произведениями
зарубежного искусства.

Доступными
становятся произведения, факты, документы,
свидетельства, способствующие появлению
новых взглядов на отечественную историю
и культуру. Общество получило возможность
приобщиться к ценностям православно-христианской
культуры.

Однако в новых условиях
проявилась и противоречия современного
культурного процесса: коммерциализация
искусства, когда предпочтение отдается
зрелищным, развлекательным видам
искусства, приносящим быструю прибыль,
засилье далеко не лучших образцов
западной массовой культуры.

Отсутствие
достаточного внимания и поддержки со
стороны государства театров, музеев,
библиотек, образования, науки поставили
национальную культуру в тяжелые условия,
создав угрозу сохранности отечественного
культурного наследия. Только осознание
и преодоление этой проблемы в
государственном масштабе будет
способствовать сохранению культурной
самобытности России, станет залогом ее
существования в качестве цивилизованной
мировой державы.

Лекция 5.5. РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ (рубеж
XXXXI
вв.)

Формирование
российской государственности.
В
1991 г. В результате распада СССР появилось
новое государство – Российская Федерация
(РФ). Одной из самых актуальных задач
этого периода стало сохране­ние
территориальной целостности страны. В
1991 г. возникла угроза распада России.

Республики, входившие в РСФСР, заявили
о своем суверенитете и отказе от статуса
автономий, автономные области (кроме
Еврейской), также объявили себя
суверенными. Татарстан, Башкортостан.
Якутия. Чечня взяли курс на выход из
состава Феде­рации. Тем не менее, к
1992 г. отношения России с субъектами
Федера­ции удалось частично
урегулировать.

31 марта 1992 г в Москве был
подписан Федеративный договор,
определивший вза­имоотношения между
субъектами Федерации.

Обратите внимание

В настоящее время в Федерацию входит
21 автономная республи­ка, б краев, 49
областей, 2 города федеративного значения
(Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная
область, 10 автономных округов.

После длительных переговоров 15 февраля
1994 г. был подписан договор между РФ и
Татарстаном на особых условиях.

Особенно напряженно сложились отношения
Центрального пра­вительства и Чечни,
вылившиеся в две военные чеченские
кампании 1994-96 и 1999-2000 гг.

Оформление российской государственности
также проходило в сложной борьбе между
президентом и парламентом, что привело
к их открытомустолкновению («войне
властей»), которое произошло в
сентябре-октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г.

Президент подписал указ о поэтапной
конститу­ционной реформе, роспуске
съезда народных депутатов РФ и Вер­ховного
Совета и проведении в декабре выборов
в новые органы го­сударственной власти.

Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного
суда признали действия Президента
неконституционными. С помощью силовых
структур конфликт был завершен подавлением
оппозиции.

12 декабря 1993 г. На Всероссийском
референдуме была принята Конституция
РФ, в которой был установлен принцип
разделения властей на законодательную
исполнительную и судебную, каждая из
которых является самостоятельной.

Главой государства является всенародно
избираемый на 4 года президент, он
определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства.
Первым президентом РСФСР был избран
Б.Ельцин 12 июня 1991 г., он же в июне 1996 г.
выбран Президентом РФ. После добровольной
отставки Ельцина 31 декабря 1999 г.

Важно

исполняющим обязанности Президента
стал В. Путин, дважды (в 2000 и 2004 гг.)
избиравшийся Президентом РФ.

Структура власти

Президент
Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
Федеральное Собрание Правительство (состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров) Конституционный суд (разрешает дела о соответствии Конститу­ции федеральных законов и нормативных актов), Верховный суд РФ(высший судебный орган по гражданским, уголовным и администра­тивным делам). Высший Арбитраж-ный суд РФ(разрешает экономи­ческие споры).
Совет Федера-ции Государственная Дума (принимает федеральные законы,которые передаются на рассмотре­ниеСовета Федерации, а после — Президенту для подписания)

В начале 1990-х годов в России сложилась
многопартийная система. Наибольшую
активность проявляют так называемые
«левые», социально-ориентированные,
партии – КПРФ, «Трудовая Россия» и др.,
в качестве либеральной оппозиции
выступают «правые» партии (СПС, «Яблоко»).

Социально-экономическое развитие.
С конца 1991г. в России проводятся
радикальные экономические преобразования:

  • 1992 г. – «шоковая терапия»правительства Е. Гайдара, (с конца 1992 г. – В. Черномырдина), включающая либерализацию цен, приватизацию государственного имущества,следствиемчего стала инфляция, нестабильность рубля, переход значительной части предприятий в собственность небольшой группы частных лиц, падение жизненного уровня населения, спад производства, безработица, криминализация экономики и социума.
  • 1998 г. – либерализация внешней торговли, деноминация рубля, формирование многоукладной экономики. После дефолта в августе 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко, начинается введение более жесткого государственного регулирования рынка, борьба с криминализацией в сфере экономики, введение госмонополии на алкогольную продукцию (при премьер-министре Е. Примакове).
  • С 1999 г. правительство, возглавляемое В. Путиным, с 2000 г.- М. Касьяновым, с 2004г. – М. Фрадковым разработало и начало осуществлять программу реформ, включающую реструктуризацию естественных монополий, налоговую (введение единого социального налога), пенсионную (переход к накопительной пенсии) реформы, поддержку производителя и потребителя, реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий. Результатами стало снижение темпов инфляции, некоторое увеличение доходов населения, но в целом уровень жизни населения остается невысоким.

Внешняя политика.Важным направлением
внешнеполитического курса РФ являются
отношения со странами так называемого
дальнего зарубежья, прежде всего с США.
После провозглашения окончания «холодной
войны» был заключен ряд договоров о
дальнейшем разоружении (в 1993 г. – ОСНВ-2,
в 1994 г.

Читайте также:  Становление русского государства в xv веке

– перенацеленность ядерных ракет
в ненаселенные районы Земли).
Внешнеполитический курс России
определяется также стремлением сохранить
свое влияние на Ближнем Востоке, развивать
торгово-экономические отношения с
различными странами, необходимостью
сдерживать продвижение НАТО, противостоять
угрозе международного терроризма
(заявление 2002 г.

Путина и Буша об
антитеррористическом сотрудничестве).

Развитие партнерских отношений со
странами Запада происходит в соответствии
с соблюдением национальных интересов
России.

Одним из главных партнеров России на
восточном направлении является Китай.

В отношения с бывшими советскими
республиками налаживаются в рамках СНГ
(Содружества Независимых Государств),
это направление в 1996 г. объявлено
приоритетным во внешней политике страны.
Наиболее тесные связи – с Белоруссией
и Казахстаном (договор о коллективной
безопасности).

Таким образом, для современной российской
действительности характерно становление
основных форм общественно-политического
и экономического развития, поиск наиболее
приемлемых путей обновления всей
социокультурной системы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6023551/page:8/

Особенности культуры советского периода: вспоминаем прошлое

Культура советского периода имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, начиная с 20-х годов, власть начала бороться с безграмотностью. Строились школы (образование стало бесплатным), открывались профессиональные училища, университеты.

Народ начал массово приобщаться к культуре. Возникла необходимость в доступности литературы, вследствие чего начали открываться библиотеки. А с другой стороны вся культура была подчинена советской власти и присущей ей тоталитаризму.

Все направления культуры того времени проходили цензуру, где цензорами являлись представители «верхушки» КПСС.

После революции 1917

После революции 1917 г. в культуре еще оставались отголоски Серебряного века, наблюдалось разнообразие стилей и жанров в искусстве. Начиная со второй половины 20-х годов, практически все стало подчинено сталинскому тоталитаризму. «Культурная революция» (30-е гг.

) окончательно утвердила полное подчинение культуры марксистско-ленинскому учению. По заявлению Сталина, все науки должны носить политический характер. В это время, в исторической науке появилась новая отрасль – «история партии». Она и стала ведущим идеологическим предметом изучения.

Социологический реализм — это единственное художественное направление, по которому должно было следовать советское искусство.

Политическим подтекстом этого направления является то, что нужно показывать не жизнь, как она есть на самом деле, а так, как при социализме (идеализированной).

Культ личности Сталина

30 – 50 годы стали культом личности Сталина. И соответственно официальное искусство того периода носило выраженный тоталитарный характер. В каждом учреждении висели портреты Сталина, стояли его бюсты.

Всем деятелям искусства предстояло сделать выбор: или творить в стиле социологического реализма, или «писать в стол», или мигрировать за рубеж.

Тем, кто сделал свой выбор в пользу третьего, предстояло бежать из СССР. Советская власть вынуждала покидать деятелей искусств, не вписывающихся в рамки тоталитарной концепции советской власти. Репрессировали всех, чей талант не был на службе у властей. Начало было положено Лениным и его «философскими пароходами».

Уезжая, они подписывали бумагу о не возвращении, тому, кто возвращался, грозил расстрел. В 90 процентов – это была вынужденная миграция. Большинство эмигрантов (деятелей искусств), являясь редкими и думающими людьми остались за «железным занавесом». Список этих людей огромный, вот некоторые из писателей: В. Набоков, Б. Зайцев, И. Бунин, И. Бродский, В. Войнович, И. Шмелев, Н. Тэффи, Б.

Поплавский и многие другие. Официальную литературу в СССР представляли: М. Горький, Д. Фурманов, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Н. Толстой и др. Немало и таких кто «писал в стол» (их публикации увидели свет после 1980 г.): А. Ахматова, М. Цветаева, А. Солженицын, М. Булгаков, Б. Пастернак и др. Надо сказать, что литература в 30-х гг. претерпевала застой.

Стали закрываться творческие группы и кружки, а появился «Союз писателей», в который нужно было вступать всем вынужденно.

Стоит отметить, что многие произведения искусства в СССР, идентичны германским. Пример из кино: «Лени Рифеншталь» и «С. Эйзенштейн». Музыка: «Советский марш» и нацистский «Herbei zum Kampf..». Происходили множественные заимствования.

Совет

Взгляды на архитектуру советскими властями было неоднозначно. С одной стороны в 30-е годы разрушались памятники архитектуры, такие как Храм Христа Спасителя, Сухарева башня и др. А с другой стороны, на протяжении всего советского периода развитие архитектуры соответствовала мировым тенденциям: конструктивизм 20-х присутствовал во всем мире (Мельников, Татлин).

Чечулин: гостиница «Россия», Кремлевский дворец съездов. Массовое жилищное строительство (хрущевки, сталинки) решили проблему отдельного жилья, что соответствовало всем мировым тенденциям.

После революции 1917 года Лениным закрываются частные театры, они становятся государственными. Сценическое искусство советского времени развивали: В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов и др. Сначала по всем странам СССР открываются театры разных народов для просвещения масс.

Это время дало миру таких ярких композиторов, как Губайдуллина (муз. к мультфильму «Маугли»), Шнитке, Шестакович, Прокофьев. В любой цивилизованной стране мира знают эти фамилии. Все они внесли огромный вклад в мировое искусство.

Кинематограф стал самым массовым искусством. В картинах тех лет выражалось сознание людей. Выходили как художественные, так и документальные картины. В художественных картинах преобладала историко-революционная тема: «Мы из Кронштадта», «Чапаев» и др.

Выходили фильмы про воспитание советского поколения: «Путевка в жизнь». В это же время заложили фундамент детского и юношеского фильмов. Нужно не забывать и о советских мультфильмах. В 1935 году в СССР была открыта студия «Союзмультфильм».

Первыми мультипликационными картинами стали: «Часовые полей», «Каштанка», «Снежная королева». С развитием техники стали появляться объемные мультфильмы, такие как «Крокодил Гена» и мультфильмы в плоском стиле «Малыш и Карлсон».

Мировыми шедеврами считаются советские мультфильмы, которые выходят в это же время: «Маугли», «Вини Пух», «Ну погоди». В 80-х годах появляются: «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», которые были выполнены из пластилина.

Источник: https://my-cccp.ru/osobennosti-kultury-sovetskogo-perioda/

Культура советского периода

К советской культуре сегодня нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что этот период не представляет никакого интереса, другие говорят о советской эпохе как о значительном периоде в истории русской культуры.

Действительно, культура советская времени – это явление многоплановое, а потому очень сложное. Она пришла, уничтожив в пламени революции и гражданской войны, культуру дворянскую и культуру крестьянства.

Обратите внимание

Культуры пролетариата к этому времени не сложилось. Советская культура основана на культуре военных люмпенов и культуре лагерей.

На разных этапах развития советского государства соотношение между этими составляющими было различным.

Характерные черты советской культуры

Отличительной чертой культуры 20-х годов был плюрализм и склонность к диалогу культур, расцветала культура инакомыслия, проявлявшаяся в творчестве:

  • поэтов и писателей А. Блока, А. Белого, И. Бунина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Короленко,
  • художников В. Кандинского, М. Шагала,
  • композиторов С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Стравинского.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако уже в 30-50гг. начинает складываться культура тоталитаризма, когда всякое инакомыслие жестоко подавляется.

Замечание 1

Задача построения социализма требовала культурной революции, заключавшейся в ликвидации безграмотности, создании системы высших и средних специальных учебных заведений; организации научно-исследовательских институтов, библиотек, развития театров и т.п.

В результате культурной революции, развития и роста крупных городов, активного переселения в них людей из деревни постепенно возникает гибридная культура, отличавшаяся неустойчивым, динамическим неравновесным характером, основными признаками которой стали черты так называемой фабричной системы, которая отличалась тенденцией к концентрации, широкой регламентацией деятельности, планомерностью, массовостью и трудовой дисциплиной и т.д.

По отношению к литературе и искусству в 30-50гг. происходила ликвидация различных художественных течений в связи принятием доктрины социалистического реализма (1934г.). Все другие направления были объявлены вне закона, независимые группировки художников были упразднены. Так, например, после смерти К. Малевича картины авангардистского художников-авангардистов больше не выставлялись, все, что попало в музеи, было спрятано в запасниках.

Замечание 2

Основой массовой культуры Советского Союза стала социокультурная мифология, порожденная тоталитаризмом, основными чертами которой стали вульгаризация любого явления истории или современности, упрощенная форма для полуграмотной массы, обожествление вождя, двухцветный взгляд на мир, псевдооптимизм.

Однако произведения зачастую были глубже своего жанра, так как в рамках этого течения создавали свои произведения известные деятели искусства, среди которых писатели М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, А. олстой, композиторы Д. Шостакович, Н.Я. Маяковский, режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А.

Довженко.

https://www.youtube.com/watch?v=5Y5QdE6CgNk

Оттепелью была названа культура 60-х гг. К этому времени фабричная система достигла своего апогея и стала изменяться. Началом оттепели считают появление в 1954 году повести И. Эренбурга с этим названием.

Нравственно-политической позицией деятелей культуры этого времени, отвергших сталинизм, стали пьесы, стихи проза А. Солженицына, В. озова, А. Аксёнова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, кинофильмы М.

Хуциева постановки театра «Современник».

Культура 70-80-х годов ХХ века отличается тем, что, пережив хрущевскую оттепель, советские люди стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры, в чертах которой стала проявляться противоречивость:

  • с одной стороны, искусство обращалось к революционной романтике, стремясь найти там моральную опору,
  • с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности.

Замечание 3

Появилась официальная и неофициальная, диссидентская, культура, при этом официальная литература становилась все более догматичной.

В связи с тем, что к этому времени выросло уже несколько поколений людей, воспитанных в советское время, влияние идеологии заметно возросло, однако при этом с середины 70-х в обществе начинается процесс отторжения ценностей “развитого социализма”.

Вместе с тем и 70-80 гг. значительно обогатили русскую культуру – это время А. Астафьева, В. Распутина, Р. Газматова, Ч. Айтматова.

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_sovetskogo_perioda/

Культура советского периода

Культура советского периода чрезвычайно неоднозначна, в ней много как плюсов, так и минусов. Мы до сих пор сохраняем слишком прочную связь с этой культурой, поэтому не можем быть полностью объективны. И серьезный культурологический анализ эпохи коммунистического строительства еще впереди.

Однако уже сейчас можно сказать, что это сложная диалектическая целостность, в которой нормальные, собственно человеческие элементы странным образом уживались с тоталитаризмом, обращение к великой российской истории служило прославлению системы и так далее.

Несмотря на кажущийся разрыв с предшествующей культурной традицией, культура в СССР сохранила многие черты собственно российского культурного менталитета.

Важно

Следует сказать, что утопия о «светлом будущем», обществе справедливости и достатка вселяла надежду в сердце русского человека, утомленного тяжелыми условиями быта. Максималистский и идеалистический склад русского характера вполне мог принять перспективу коренных перемен и характерную для коммунистических идей устремленность в будущее.

Читайте также:  Политические партии в россии в начале xx века (таблица)

Необходимо также помнить, что одна из центральных идей новой теории – идея коллективизма – не была чужда России, для которой идеалы соборности, коллективного спасения и общинного хозяйствования являлись вполне традиционными.

В дальнейшем, когда несоответствие между коммунистическими идеалами и реальной жизнью достигло своей очевидности, советской власти пришлось многократно менять свою тактику ради утверждения своего господства.

И спектр мер, направленных на достижение этой цели, был весьма велик: от объявления «красного террора», граничившего с геноцидом коренного населения страны до известных «поблажек» в духе «новой экономической политики» и прямого отступления от марксистской философии под предлогом ее «творческого переосмысления».

Восстановление системы централизованного авторитарного государства, произошедшее в России в 1920-х годах, первоначально можно было объяснить гигантским распадом государственной системы и всех цивилизованных основ общественной жизни, явившихся следствием Октябрьской революции и гражданской войны.

Но дальнейшее развитие репрессивно-манипуляторской системы сталинизма, конечно, невозможно объяснить только этим, и даже идеей И.В. Сталина о нарастании классовой борьбы по мере построения социалистического общества.

СССР стал классическим тоталитарным государством, в котором процветал полный контроль над всеми сферами жизни общества и человека, преследовалась и уничтожалась оппозиция и инакомыслие. Главным институтом регуляции духовной жизни стала коммунистическая партия.

В культуре утвердился принцип партийности, требовавший от философии, общественных наук, искусства и литературы отражать интересы правящей партии и класса рабочих и крестьян. В искусстве расцвел метод социалистического реализма, о котором В.С.

Совет

Гроссман в романе «Жизнь и судьба» писал: «Соцреализм – это волшебное зеркальце, которое на вопрос партии и правительства, кто на свете всех милее, всех румяней и белее, отвечает: ты, партия, правительство, всех румяней и белее». В общих чертах, это метод, требовавший от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» и сочетавшийся «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма»*.

В целом, для культуры советской эпохи характерно разделение духовной жизни общества на официальную и оппозиционную, так называемую «внутреннюю эмиграцию» (творчество писателей Б. Пастернака, С. Есенина, М. Булгакова, М. Шолохова, А. Солженицына, В. Гроссмана, А. Ахматовой, композиторов С. Прокофьева, Г. Свиридова и других).

Как известно, в развитии культуры всегда присутствуют не только новации, но и преемственность традиций. Поэтому можно утверждать, что в своих глубинных основаниях культура советского периода продолжила предшествующее развитие российской культуры.

Более того, сама политическая власть в определенные моменты была вынуждена негласно, но вполне целенаправленно поощрять обращение к русской истории и национальной культуре.

Особенно четко это проявилось в период Великой Отечественной Войны и в годы послевоенного строительства, когда коммунистических идеалов стало явно не хватать для духовного подъема нации.

Во время экстремальных для страны ситуаций советское руководство каждый раз начинало «заигрывать» с русским народом, спекулируя на его лучших качествах: силе духа, трудолюбии, всепрощении.

Да и сама марксистско-ленинская идеология очень своеобразно и интересно наложилась на общую религиозность российского народа, став неким псевдорелигиозным учением. Несмотря на то, что в 1920 – 1930 годах Русская Православная церковь подверглась сильным репрессиям и разрушениям, возможно, в сознании людей присутствовала некая внутренняя духовная параллельность коммунизма и православия. Например, повсеместный культ вождя вполне может быть сопоставлен с обожествлением монарха в Российской империи.

В развитии советской культуры можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1917—1934 гг .

и отмечен поисками новой, советской культуры, проходившими в борьбе между тенденцией идейного и культурного плюрализма и стремлением партийного государства к подавлению многообразия и созданию единой (тоталитарной) культуры. Второй этап приходится на 1934—1956 гг.

Обратите внимание

и характеризуется господством идейно тенденциозной культуры, доминированием метода социалистического реализма в сфере художественной деятельности. Содержание третьего этапа (1956 – 1991 гг.

) определяло новое противостояние тоталитарной и плюралистической тенденций и трудное (с издержками и отступлениями) восстановление нормального «полифонического» развития культуры. В постсоветский период в российской культуре активизировался сложный процесс переоценки ценностей.

Источник: https://xstud.ru/7958/kulturologiya/kultura_sovetskogo_perioda

Русская культура советского периода

Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Русская культура советского периода

Культура России советского периода — явление слож­ное и противоречивое. С одной стороны, в XX веке в русской культуре заявили о себе многие талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры. Этот век дал России также немало гениальных ученых и иссле­дователей.

С другой стороны, в XX в России на практике ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия.

В художественной культуре господствовали примитивные оценки произведений искусства, многие писатели, художники и деятели культуры были физически уничтожены.

С учетом противоречивости и от­сутствия единства культуры советского периода ука­жем на ее отдельные стороны.

В.И.Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в осно­ву политики партии в области художественной культу­ры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выражать интересы рабочего класса.

Считалось, что именно этот класс, как революционный, выражает ин­тересы общества в целом, Октябрьская революция по замыслу ее вождей, должна была коренным образом из­менить положение в сфере духовной культуры.

Культу­ра впервые должна была в подлинном и прямом смысле являться собственностью народа, выражать его инте­ресы и духовные запросы. И в тоже время эта культу­ра должна быть пролетарской.

Важно

Это означало отказ от преемственности, от эволюции, от традиций культур­ного развития. Эволюция, как известно, является наи­более благоприятным путем для культурного процесса.

Первое послеоктябрьское десятилетие в истории культуры России показало, что задача формирования абсолютной пролетарской культуры невыполнима, особенно в сфере искусства.

В абсолютизации классового подхода в ху­дожественной культуре особенно выделялись две твор­ческие организации — Пролеткульт и РАПП (российс­кая ассоциация пролетарских писателей).

К 30-ым го­дам они прекратили свое существование.

Ряд выдающихся культурных деятелей этого периода — А.Платонов, Е.Замятин, М.Булгаков, М.Цветаева, О.Ман­дельштам активно противостояли «вульгарной» социо­логии искусства, за что были подвергнуты советской критике того периода как чуждые новой культуре эле­менты.

Решительные перемены в этот период произош­ли с русским театром. Возник советский режиссерский театр, становление которого связано с именем Е.Б.Вахтангова. Его постановки пьес отличались высокой граж­данственностью и художественной активностью.

В этот период большевистское правительство пыталось нала­дить контакт с творческой интеллигенцией России. К тому же многие поэты, даже такие как А.Блок и В.Брюсов, свято верили в революционный переворот во всей цивилизации. Большую роль в установлении та­кого диалога сыграл первый советский нарком просве­щения А.В.

Луначарский. Блестящий оратор и эрудит, он в двадцатые годы перекинул «временной мост» меж­ду революцией и миром русской интеллигенции.

30-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной идеоло­гии они именовались как годы первых пятилеток, мас­сового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а по­том и семилетнее).

Коллективизация сельского хозяй­ства, стахановское движение, первые стройки отража­лись и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массо­вая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Теат­ры, художественные музеи, концертные залы посеща­ются огромными количествами людей.

Совет

Развивается ки­носеть, большими тиражами издаются книги, открыва­ются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, ма­жорным.

В 1934 г. начал свою работу Первый всесоюзный съезд со­ветских писателей, где основным творческим методом советской культуры был определен социалистический реализм. Этот метод предпи­сывал художникам содержание произведений искусст­ва и творческие принципы. В литературе значительно увеличивается значение исторического романа. Выходят такие романы как «Кюхля» Ю.

Тынянова, «Емельян Пугачев» В.Шишкова, «Петр Первый» А.Толстого. Развивается детская литература. Широкую популярность приобретают стихи для детей, написанные В.Маяковским, С.Маршаком, К.Чуковским, С.Михалковым, повести А.Гайдара, В.Каве­рина, Л.Кассиля. В марте 1940 г. завершена публикация романа М.Шолохова «Тихий Дон».

Великая Отечествен­ная война, вызвавшая огромный патриотический подъем русского народа с особой силой отразилась в поэзии и песне. Лирика М.Исаковского, Н.Тихонова, С.Щипачева, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Берггольц, К.Симонова,  песня В.Лебедева-Кумача «Священная война» вошли в историю художественной культуры этого периода.

Кроме этого, в годы войны было написано одно из величайших произведений XX века – седьмая симфония Д.Шостаковича. Композитор на­чал писать эту симфонию через месяц после начала вой­ны, а продолжил свою работу в осажденном фашиста­ми Ленинграде. Эта музыка высекала огонь из муже­ственных сердец ленинградцев. Симфония, по словам Д.

Шостаковича, была посвящена борьбе с фашизмом.

В годы войны с большим успехом в театрах России шли пьесы Л.Леонова («Нашествие»), А.Корнейчука («Фронт»), К.Симонова («Рус­ские люди»). Огромной попу­лярностью пользовались песенные концерты таких со­листов, как К.Шульженко, Л.Русланова, Л.Утесов, С.Лемешев, И.Козловский и др.

В послевоенные годы были созданы такие художественные произведения на документальной основе как «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.

60-70-е годы в русской художественной культуре связаны с политической и культурной «оттепелью». На становление культуры этого периода большое влия­ние оказал научно-технический прогресс и социально-экономические процессы. Проза В.Шукшина, В.Распутина, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, драматургия А.Вампилова, В.

Розова, поэзия В.Высоцкого отразили целый ряд злободневных проблем этого времени. Среди них особое место занимали экологические проблемы, нрав­ственные, эмиграция жителей в города, усложнение жизни и быта в них и др. Киноре­жиссеры Г.Чухрай, С.Ростоцкий, писатели В.Быков, Г.Бакланов, В.

Астафьев создают правдивые фильмы и романы о прошедшей войне. В художественной лите­ратуре появляется так называемая «деревенская про­за» (В.Белов, Ф.Абрамов и др.

), в которой получили от­ражение мораль деревенского человека, глубокие изме­нения в его сознании, драматизм деревенской жизни в изменившихся условиях, в период вымирания русских деревень («Дом» Ф.Абрамова, «Прощание с Матерой» и «Пожар» Ф.Абрамова).

Проблеме взаимоотношения человека с природой посвящен фильм-панорама «У озера» С.Гераси­мова. Загрязнение озер, расточительство природных ресурсов, уничтожение лесов явились тя­желейшим последствием научно-технической революции. Это не могло не сказаться на духовном мире чело­века, ставшего свидетелем, а нередко и прямым винов­ником экологических проблем.

Особое место в культуре России представляет фе­номен А.Солженицына. Его рассказы «Один день Ива­на Денисовича», «Матренин двор» стали классикой ина­комыслия 60-х годов.

В определенной мере эту тради­цию продолжали в своей театральной деятельности те­атры «Современник» и «Таганка», журнал «Новый мир» А.Твардовского.

Обратите внимание

Таким образом, художественная культура пе­риода «хрущевской оттепели» поставила перед советс­ким обществом ряд существенных проблем.

Читайте также:  Внутренняя политика россии в эпоху дворцовых переворотов

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/01/blog-post_1839.html

Культура советского периода

1. Осуществление культурных преобразований в 20 – 30 гг.2. Особенности культурной жизни страны в 40 – 80 гг.3. Проблемы культуры в условиях формирования рынка.

20-е годы были самыми многообещающими в истории советской культуры.

Специфика этих годов состояла в многообразии форм социально-экономического развития, в динамичности и открытости политической жизни, в духовном богатстве. В эти годы активно занимались своей деятельностью выдающиеся учёные и художники (И. Павлов, Н. Вавилов, М. Шолохов, А. Платонов).

Выделение 20-х годов в особый этап связано ещё и с нэпом. Следует учесть, что на содержательность 20-х годов в культуре падал благотворный отсвет Серебряного века. Прослеживается многообразие литературных группировок и художественных объединений, богатство стилевых и жанровых исканий в искусстве (М. Булгаков, И. Бабель, М.

Бахтин). Но со второй половины 20-х годов начала проявляться разрушительная деятельность сталинского тоталитаризма.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Широко развернулось строительство новых школ. Были преобразованы школьные программы, созданы новые учебники. Развивалась система среднего специального и высшего образования. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке.

Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, – «история партии». Мировое признание получила советская физическая школа, представленная именами Вавилова, Иоффе, Капицы. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра. Также значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Важно

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Активно исследовался и осваивался Север.

Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму.

Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х и 30-х годов отражались в сознании людей через собственный опыт и любимые кинокартины.

Над документальными фильмами трудились такие мастера как Д. Вертов, Э. И. Шуб и др. Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество фильмов было посвящено историко-революционной тематике («Чапаев», «Мы из Кронштадта»). В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. В 1936 г.

появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссёр Н. В. Экк). Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Любимым жанром стали исторические картины. Яркие образы в фильмах 30-х годов создали Б. М. Андреев, Б. А, Бабочкин, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова и др.

Музыкальная жизнь страны в 30-е годы связана с именами Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского и др. Были созданы коллективы, прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др.

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная.

Совет

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Вузовцы», «Допрос коммунистов»). Непременный атрибут каждого города и учреждения – портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями (М. Горький «Жизнь Клима Самгина», А. Толстой «Пётр I», М. Шолохов «Тихий Дон»). С конца 20-х годов на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Погодина, В. Вишневского и др. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ.

Итак, важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Широко распространялась художественная самодеятельность. Развитие советской культуры в 20 – 30-х годах имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература были взяты под строгий контроль и испытывали идеологическое давление. С другой стороны, советская культура достигла значительных успехов.

Особенности культурной жизни страны в 40 – 80 гг

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Но надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г.

в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. В конце 1948 г. страна вновь оказалась в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

Один из первых ударов был нанесён по литературе. Был закрыт журнал «Ленинград».

Критике подверглись Зощенко, Ахматова, Штейн, Герман, Казакевич и другие деятели культуры. Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. Критике были подвергнуты многие кинорежиссёры и кинофильмы. В конце 1947 года жёсткий идеологический пресс обрушился на советских музыкантов.

Также как и другие деятели культуры, многие композиторы были подвергнуты критике (Прокофьев, Хачатурян и др.).

Одной из важнейших задач было возрождение образовательной системы. Развернулись оживлённые дискуссии среди историков, экономистов, философов, биологов, физиков.

В 1952 году вышла в свет работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью». На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе – обновленческого.

Обратите внимание

Был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи и кинематографии. Настоящим потрясением для людей стал выход в свет произведений А.

Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

В 1556 году был создан Международный исследовательский центр в Дубне. В 1957 году было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР.

Крупнейшие достижения того времени: создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957), первый полёт человека в космос (1961). Научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

В области образования была задумана реформа.

В декабре 1958 года был принят закон о новой структуре образования, была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.

Смена курса в октябре 1964 года повлекла за собой идеологические перемены. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины».

Это означало отказ от двух крайностей: очернительства и лакировки действительности. По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Специфической чертой 60 – 70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Уже в 80-х годах начала возвращаться культура Серебряного века.

Итак, в 40 – 80-х годах наблюдалось постоянное обострение противоречий между властью и обществом. Существовало противоборство двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Проблемы культуры в условиях формирования рынка

В силу вступают рыночные законы, и возрастает потребность не во всесторонне развитой, а в «рыночной» личности. Для неё характерна способность быть такой, какой от неё требует быть рынок.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры началось с момента принятия в 1988 г.

Министерством культуры СССР постановления «О переводе ряда учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчёта». Вслед за постановлением последовало проведение эксперимента в театрах страны.

Важно

Суть эксперимента: выработать модель театра, действующего в условиях рынка, которую можно бы было предложить в качестве образца для других типов культурно-просветительных учреждений. В результате произошло повышение стоимости на билеты, поэтому уменьшилось число зрителей.

Нечто подобное произошло и с другими учреждениями культуры – Дворцами, Домами культуры, библиотеками. Их заставляли искать не бюджетные источники финансирования, сдавать своё помещение в аренду коммерческим организациям.

Так были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, и увеличиваться количество «доходных» организаций. Значительному разгрому подверглись социально-культурные учреждения села.

Внедрение рыночных начал больно ударило по основной массе творческой интеллигенции, работников в сфере культуры. Встала проблема выживания перед библиотекарями, артистами театров, сотрудниками музеев, которые оказались за чертой бедности. У них была низкая зарплата, понижался социальный статус.

Рыночные отношения сказались на репертуаре. С афиш театров исчезли пьесы мировой и отечественной классики. Их вытеснили произведения, заранее обречённые на успех благодаря конъюнктурной тематике и учёту потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов.

Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. Существенный удар рыночные отношения нанесли отечественному кино и книгоиздательской деятельности.

Книга становится недоступным товаром для широких слоёв населения, в связи с ростом цен на бумагу.

Социально-культурная ситуация в стране усугубляется растущим социальным неравенством населения.

Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалась разрушена её инфраструктура, уменьшился объём и качество духовной продукции, сузился круг культурных образов, сократилась сфера любительского художественного творчества.

Список литературы:

  1. Е. В. Попов. Введение в культурологию. М.: Владос, 1995 г., стр. 318 – 324.
  2. Г. В. Драч. Культурология. М.: Феникс, 1995 г., стр. 426 – 430; 445 – 452.
  3. А.А. Данилов. История России XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2005 г., стр. 191 – 361.
  4. А. М. Прохоров. Новая иллюстрированная энциклопедия. М.: Мир книги, 2001 г., т. 1 – 20.
  5. А. Н. Маркова. Культурология. М.: Юнити, 1995 г.

Похожие материалы

→ Русская культура XVII в. Образование. Литература. Архитектура. Живопись
→ Различия между православием и католицизмом
→ Основные аспекты происхождения человека

Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/736/66-1-0-736

Ссылка на основную публикацию