Культура народов поволжья

Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика

«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году  объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике  Татарстан.

Культура – это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

Обратите внимание

В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры.

Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.

ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Культура народов Татарстана

Культура народов Поволжья

Обычаи и традиции народов Поволжья

Традиционная кухня Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент.

Национальная вышивка

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Фольклор.

Пословицы и поговорки. Предания и сказки

Литература народов Поволжья

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские  
  • удмурты
  • чуваши

Национальная музыка. Национальные танцы

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Праздники народов Поволжья Государственная символика народов Поволжья

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Методические материалы. Сценарии мероприятий. Стихи о народах Поволжья и их крае

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Информационные источники

Источник: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm

Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей | Политический Дозор

Содержание

  • 1 Русские
  • 2  Татары
  • 3  Чуваши
  • 4 Мордва

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.

Русские

Среди всех народов, обитавших на территории Поволжья, наибольшая доля приходится на русских.  Русские женщины носили наряд, который состоял из холстовой рубашки, именуемой «рукавами», и сарафаном.

Для бедных семей привычным костюмом служили сарафаны, для изготовления которых применяли крашеный холст. На торжества надевали сарафаны, сшитые на основе китайки.

Возможности богатых семей позволяли им носить сарафаны, для создания которых использовали шелк, плис и бархат.

Несмотря на то, что среди руских основной верой было христианство, обычаи и традиции народов поволжья имели языческие корни. С завидным постоянством они праздновали такие торжества, как святки, масленица, семик-Троица.

 Татары

Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Если рассматривать этнический состав этих жителей Поволжья, то в этом плане они отличаются разнообразием. Среди них выделяют древние тюркские, булгарские, кипчакские и прочие тюркоязычные племена, а помимо этого отдельные финно-угорские и славянские.

Пусть татары непохожи друг на друга диалектом и в территориальном отношении, все же они представляют собой единую нацию, которой присущ общий литературный язык, культура, включающая в себя фольклор, музыку, религию, традиции народов поволжья.

Население Ульяновска представлено по большей части татарами, исповедующими ислам. И сегодня жители города не отклоняются от традиций ислама, предпринимая попытки по его развитию.

Важно

Данные шаги затрагивают различные стороны жизни, в том числе воспитание детей, почтение к старшим, участие в красочных национальных праздниках.

В то же время в основе их мировоззрения немаловажная роль отводится почтительному отношению к иным религиям и культурам.

 Чуваши

Чуваши входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи. В основе названия данного народа лежит булгарское племя сувар, суваз. Именно булгары и сувазы, а вместе с ними и финно-угорские племена марийцев и способствовали возникновению чувашского этноса.

Долгое время чуваши Ульяновского Поволжья оставались язычниками, однако все изменилось, когда они присоединились к Русскому государству. Их языческая вера предусматривала систему, где присутствовало большое количество богов, во главе которых стоял Тор.

Среди богов были и добрые, и злые. И определенному роду занятий людей соответствовал тот или иной бог, демонстрировавший свое покровительство.

В существовавшем религиозном культе прослеживалась тесная связь с циклом земледельческих работ, относившая к культу предков.

В 18-19 вв. многие представители чувашского народа приняли христианство. Это привело к утрате языческой веры в чистом виде. Однако по-прежнему присутствовало двоеверие. Когда наступала пора для таких важных событий, как крестины и венчание, то их проводили в церкви. При этом среди данного народа встречались наряду с языческими древними и христианские имена.

Мордва

Под мордовскими племенами подразумевались коренные жители, местом обитания которых выступало междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Данная народность включает в себя 2 главные группы:

Первая обитала на левобережье р. Суры. Что касается второй, то ее местом проживания служил бассейн р. Мокши. В Ульяновской области основную часть жителей составляют мордва-эрзя.

Обычно женщины данного народа носили рубаху из белого холста, которая имела яркую вышивку, где в основном использовались красные, черные, синие тона, имевшие вкрапления желтого и зеленого. Свои отличия имели праздничные традиционные костюмы народов поволжья, марийский, как мордвинский наряд, играли роль важного атрибута.

Совет

Эрзянки имели в наличии и обрядовую рубаху, которую очень часто украшала вышивка. Девушки облачались в нее в двух случаях: когда достигали совершеннолетия и выходили замуж.

В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарём. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). В современный период также продолжают чтить данную традицию: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.

Встреча любого подобного праздника неизменно предусматривала целенаправленное моление, которое дополняло исполнение определенного комплекса магических обрядов. Причем наряду с общественными проводили и семейные моленья. В данном случае уже внимание уделялось интересам конкретной семьи.

Источник: http://politdozor.ru/objychai-i-traditsii-narodov-povolzhjya-otlichiteljnjye-chertjy-mestjyh-zhiteley.html

Культура народов Поволжья

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом.

Мы живём в многонациональном государстве, где утверждается равенство всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к культурным особенностям каждой национальности.

Этому способствуют такие факторы, как единая природная среда, экологические ценности, историческое прошлое, общее экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, межнациональном контакте, способствует преодолению языковых барьеров и ситуации диалога разных культур.

С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый.

Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д.

Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.

Тема Кол-во часовВведение. Край, в котором мы живём. Территория Ульяновской области и Поволжья. 2Культурные особенности Ульяновской области. 2Народы Поволжья. Возникновение народностей. 2Многонациональность жителей Ульяновской области. 2Численность и состав населения Ульяновской области. 2Исторические этапы формирования татарского народа.

 2Происхождение и расселение мордовского народа. 2Происхождение, расселение и становление чувашского народа. 2Религиозные представления и верования народов. 2Язычество. Христианство. Ислам. 2Причина обращения людей к высшим небесным силам. 2Формирование духовной культуры в приобщении к высшим идеалам нравственности и морали. 2Язычество в древней Руси.

Обратите внимание

 2Русь и христианский мир. История христианства в России. 2Мудрые истоки народной педагогики. 2Семейное воспитание в татарских семьях. 2Общие и отличительные черты воспитания детей у разных народов. 2Семейное воспитание в чувашских семьях. 2Разнообразие форм положительного воздействия на ребёнка в семье. 2Семейное воспитание в мордовских семьях.

 2Выдающиеся представители литературы татарского народа. 4Представители чувашского народа. 4Представители мордовского народа.

 4Вклад представителей народов Поволжья в развитии науки и культуры 2Представители письменности и литературы татарского народа 2Представители письменности и литературы чувашского народа 2Представители письменности и литературы мордовского народа 2Сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения 2Творчество и идейно-тематическое своеобразие наиболее известных писателей XX в. 2Театральное искусство. Театры Ульяновска, Татарстана, Чувашии и Мордовии. 2Известные артисты – представители народов Поволжья 2Музыкальная культура татарского народа 2Музыкальная культура чувашского народа 2Музыкальная культура мордовского народа 2Танцы народов Поволжья 2Современная музыка народов Поволжья 2Народная музыка татар, чуваш и мордвы, особенности интонаций, общее и различие. 2Творчество композиторов народов Поволжья. 2Национальные игры народов Поволжья 2Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов Поволжья 2Игровой фольклор народов Поволжья 2Богатство и разнообразие национальных игр 2Роль праздников в жизни народа 2Особенности чувашских народных игр 2Особенности татарских народных игр 2Народные праздники. Сабантуй. 2Особенности мордовских народных игр 2Национальный костюм народов Поволжья 2Вышивка и орнамент на различных изделиях у народов Поволжья 2Различия и сходства элементов национального костюма и орнамента у народов Поволжья 2Традиционная одежда и обувь народов Поволжья. Типы и виды одежды. 2Национальный татарский костюм и его особенности 2Использование вышивки и аппликации для украшения национального костюма 2Национальный чувашский костюм и его особенности 2Национальный мордовский костюм и его особенности 2Головные украшения и уборы, разделение одежды по возрасту и социальному положению у народов Поволжья 2Рисование орнаментов вышивок и различных видов украшений нас одежде народов Поволжья 2Сбор материала по видам и типам одежды народов Поволжья 2Важнейшие виды продуктов питания. 2Отдельные рецепты блюд татарской, чувашской и мордовской кухни. 2Праздничный стол народов Поволжья 2Многовековая история татарской кухни. 2История чувашской и мордовской кухни.2Характерные традиционные блюда народов Поволжья 2История основания и развития столицы Татарстана. Главные достопримечательности города Казань.2История основания и развития столицы Чувашии. Главные достопримечательности города Чебоксары.2История основания и развития столицы Мордовии. Главные достопримечательности города Саранск.2Подготовка проектов: рефератов и докладов по изученным темам.2Защита проектов 2

Итого: 144 часа

Воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию.

Изучение культуры своего народа и народов, окружающих каждого из нас, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей культуры всех народов.

– практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.);

– исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, мини-рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.);

– краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке);

– заочное путешествие по городам-столицам соседних регионов;

– беседа о гербе, флаге, гимне республик.

Кабинет, столы, стулья,учебные пособия.

Источник: http://dopobr73.ru/program/2601-kultura-narodov-povolzhya

Урок географии в 9 классе «Культура народов Поволжья»

Тема: Культура народов Поволжья

Цель: углублять знания и представления детей о Саратовском многонациональном крае; расширять нравственные представления детей о культуре народов Поволжья; воспитывать у детей чувства любви и уважения к народам разных национальностей, их обычаям и традициям

Оборудование: предметы быта народов Поволжья, атрибуты.

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация к учебной деятельности.

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Читайте также:  Основные события при эпохе петра первого

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем.

Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше.

Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема урока так и звучит – «Народы Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.

Актуализация знаний.

2. Основная часть.

а). Вступительное слово учителя.

_Ребята, где находится Поволжье? Покажите на карте.

Важно

_А мне казалось, что Поволжье – это Саратовская область? Разве нет? (это часть Поволжья). Какой экономический район составляет Поволжье? (Поволжский эк р-н)

«Поволжский край, моя земля

Родимые просторы!

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный

Но дружбой мы своей сильны

И мы живем прекрасно».

Итак, путешествие наше пройдет вдоль великой реки Волги и городам Поволжья. (т.е. мы продолжим цикл уроков о нашей реке)

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

-Почему р. Волгу называют осью, стержнем Поволжского эк.района? (слайд 10)

– Узнай субъект (слайды 12-19)

(КАЗАНЬ

САМАРА(видео –А знаете ли вы)

АСТРАХАНЬ

Ульяновск

Саратов

Пенза (видео –А знаете ли вы)

Волгоград

-Дополните центры областей и покажите на карте (слайд 20)

Учитель: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде?

Ответы детей

Учитель:Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их.

Ответы детей.

Учитель:Молодцы!Это русские и казахи, татары и мордва, украинцы, чуваши и немцы. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный статус.

– Давайте поиграем с вами в игру «Угадай-ка» (прослушав стихотворение, догадайтесь о каком народе идёт речь, проверкой будет показ слайда).

Ученик читает стихотворение:

«У моей России очи голубые,

очи голубые, русая коса

на лесных озерах, на степных просторах

поднялась Россия, дивная краса».

(РУССКИЕ) ПРЕЗЕНТАЦИЯ о народе (Ковырякин В)

Ученик читает стихотворение:

«Татарстан, трудись и пой

В работе в песне я с тобой

Чтоб сады твои цвели

Чтоб била нефть из под земли».

(ТАТАРЫ) ПРЕЗЕНТАЦИЯ исторические ценности, города Казань Савина О)

Ученик читает стихотворение:

«Где зеленой тучей тополя

Закрывают небо голубой простор

Это ты, Мордовия моя

О тебе веду я разговор».

(МОРДВА) ПРЕЗЕНТАЦИЯ обычаи, традиции (Агеева М)

Ученик читает стихотворение:

«Чувашия песнями славится,

городами светлыми, новыми

а какие сады вишневые

а пшеница в поле – красавица».

(ЧУВАШИ) ПРЕЗЕНТАЦИЯ стихи и песни (Иванов В)

Учитель читает стихотворение:

«Здесь хлебом закрома полны

здесь яблоки и скакуны

здесь по степи бредет верблюд

и дети весело поют».

(КАЗАХИ) – видео фильм я традиции казахов 3 минуты

А чем, по вашим наблюдениям, национальности от­личаются?

Ответы детей.

Изучение нового материала.

Учитель: Правильно!

Во-первых, люди разных национальностей от­личаются друг от друга национальным или родным язы­ком.

Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее гово­ря, культурой.

Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак­тером.

Ребята, помимо народов, про которых мы сейчас говорим в Поволжье проживают удмурты, башкиры, марийцы, немцы и другие.

Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. В нашей школе раньше тоже учились дети разных национальностей. Сейчас дети разных национальностей ходят в деский сад.. Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди.

Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, наврузы, где весело поют свои национальные песни и исполняют национальные танцы. А ещё у каждого народа есть своё устное народное творчество.

Вспомните, какие жанры включает Устное народное творчество? (песни, былины, пословицы, поговорки, предания)

Давайте познакомимся с национальными пословицами и поясним их смысл.

Русская: «ученье – свет, не ученье – тьма»

Татарская: «золото – еще не достояние, а знание – богатство»

Казахская: «земля родная – колыбель золотая»

Чувашская: «человек умом красен»

Мордовская: «иногда и безумный скажет умное слово»

Совет

Скажите, а национальные костюмы у всех одинаковые? Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.

Вот, например, башкирский костюм. Сейчас вы узнаете о нем, если прочитаете следующий текст.

А еще, ребята первой группы должны найти названия частей национального костюма и обозначить их на своих листах активности..

Ребята второй группы – в этом же тексте ответ на вопрос: какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы.

Работа в группах с листами активности № 1.

Текст«Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр).

Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром.

У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».

Ответы детей.

Учитель: Молодцы! Внимательно прочитали текст и сумели правильно найти нужную информацию. Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие.

Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки.

А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках.

Загадка для первой группы:

Выбегал конь — огонь,
А за ним — Сто погонь. (СОЛНЦЕ)

Загадка для второй группы:

Летом в шубе, зимой – голое. (ДЕРЕВО)

Учитель: Молодцы, ребята! В качестве Д/З было воспользовавшись Интернетом, узнайте, как звучат эти слова на разных языках!

Работа ребят с Интернет-ресурсами.

(чув: солнце – хёвел, дерево –йывас; татарский : дерево – агач, солнце –кояш, мордва (мокша): солнце – ши; дерево-шуфт; башкиры: дерево – агас, солнце- кояш)

Обратите внимание

А зависит ли тепло солнца, которым оно нас одаривает от того, как это слово звучит?

Ответы детей.

Учитель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу.

Ответы детей.

Учитель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

Ответы детей.

Учитель: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории».(начать показывать с 1мин 50 сек до 5 мин 19 сек)

Просмотр мультфильма.

Учитель:Какие выводы можно сделать из этой сказки?

А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской?

Ответы детей.

Учитель:А чему учат эти сказки?

Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)

Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно!

Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца.

Учитель: Посмотрите на карту Поволжского района и скажите, какая область выглядит как сердце? (Самарская)

Ответы детей.

Учитель: Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому, что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Жить в своём доме всегда одному Скучно и мне, и тебе, и ему! Ведь сколько на свете хороших друзей!

Сколько на свете хороших затей.

А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую! (Видео татарской танцевальной песни с 1 минуты начать до 3. 45 мин)

Физминутка.

Посмотрите на слайд 27 – 31Плотность населения

Какой вывод можно сделать? (естественный прирост со знаком -, смертность высокая)

Слайд 32 Религии

Слайд 33 Найдите соответствие: религия – народ

Таким образов в Поволжье имеются существенные проблемы, попробуйте их озвучить. (слайды 35-36)

Учитель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Король».

Правила игры.

Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король.

Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый. Фант, если плохо описал профессию. Если король угадал, то прежний король становится простым игроком.

б). Виртуальная экскурсия по Саратовской области.

Богат наш Саратовский край своим культурным наследием. Сейчас мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по самым известным культурным местам, познакомимся с великими людьми.

Виртуальная экскурсия

Хорошо, что край Саратовский такой –

Здесь всегда красиво, летом и зимой

Эту землю я люблю, здесь родился и живу

Очень–очень эту землю я люблю

Друзей на Волге моих несчесть

Меня тут ждут, меня тут любят

Спасибо, Волга, за все что есть

За все что есть, за все что будет

Где–то там вдали

Края другие и другие реки

Ты моя судьба

Родная Волга, я с тобой навеки!

ВИДЕО достопримечательности Саратова и ГИМН Саратову (4 минуты)

Итак, из всего сказанного какой вывод можно сделать? (слайд 37-38)

Рефлексия:

Игра: « Чемодан, мясорубка,корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Важно

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Учитель: В заключении урока я хочу сказать самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».

Читайте также:  Остатки крепостничества и развитие капитализма в сельском хозяйстве

4. Итог урока.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_geografii_v_9_klasse_kultura_narodov_povolzh_190936.html

Из истории народов Поволжья

Подробности Создано 13.08.2013 14:02

Русские, татары, чуваши, мордва

Русские

 Русские – самая многочисленная группа населения города Ульяновска. Русские – представители славянской группы индоевропейской языковой семьи.

Заселение симбирской полосы из различных регионов происходило не одновременно, причем поселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов.

Ранее всего (в первой половине XVII века) оказались заселенными крайние северо-западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.

Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие “служилые люди” московского правительства, монастыри, крестьяне и др.

Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу.

Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья.

Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.

Совет

В свою очередь, славянская культура оказала на жизнь нерусских народов Симбирского края. Русские принесли более передовые методы ведения хозяйства – систему трёхполья, более совершенные земледельческие орудия (соха русского типа) и приспособления для сушки снопов – срубный овин.

По вероисповеданию русские были православными христианами. Широко ими отмечались древние праздники: святки, масленица, семик-Троица.

Народное изобразительное искусство представлено резьбой, росписью, вышивкой, тканьем, плетением кружев. Характерная черта русского изобразительного искусства – орнаментальность.

Один из древнейших видов орнамента – геометрический. Наиболее частые мотивы – ромб, розетка, круг. В этих узорах много общего с орнаментом нерусских народов Среднего Поволжья.

Разнообразным было устное народное творчество.

В русский женский комплекс одежды входили холстовая рубашка, она ещё называлась «рукава» и сарафан. В бедных семьях будничные сарафаны шили из крашеного холста, праздничные – из китайки (плотная хлопчатобумажная ткань синего цвета). В богатых семьях праздничные сарафаны шили из шёлка, плиса и бархата. Сарафаны носили обязательно подпоясанные.

В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. На поясе также гадали о замужестве. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. Поверх сарафана одевали душегрейку – «епанечки».

Они повторяли форму сарафана, только значительно короче его. В Симбирской губернии бытовала ещё одна форма женской безрукавной одежды – корсетка. Её одевали поверх сарафана и рукавов. Корсетка – это жилетка со сборками, без рукавов. Носили её преимущественно в Радищевском районе. Этот вид одежды заимствован от украинцев и южных великорусов.

В качестве праздничных женских головных уборов отмечены разнообразные кокошники. Их носили замужние женщины до рождения первого ребёнка. Наиболее распространённым был кокошник с закруглённым верхом, имеющий вид полумесяца. Для орнамента использовали бисер, фольгу, стекло, перламутр и речной жемчуг. В орнаменте использовали изображения птиц, растительные мотивы.

Обратите внимание

Кокошник, как правило, передавался от матери к дочери. Дополнением к русскому женскому костюму были распространены стеклянные красные круглые бусы, «янтарь», бисер.

Татары

Татары – представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.

), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские.

В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов.

Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя “боргарлы”, “казанлы” или “мослеман” (мусульмане). Лишь в XX столетии слово “татары” окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари.

Несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой – фольклором, литературой, музыкой, религией, национальный духом, традициями и обрядами.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки – кабартма.

Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса (перемяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, эчпочмак, губадия, катыклы салма, чакчак.

Лакомством считается вяленный гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык, сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан).

Важно

Несмотря на то, что предки казанских татар, жили на территории Симбирской губернии задолго до основания Симбирска, закрепление за татарами местных земель началось с заселения служилыми татарами Московского государства Симбирского края.

На территории города Ульяновска проживают татары, исповедующие Ислам.

Первый мусульманский молитвенный дом в Симбирске был построен в 1853 году на средства купца К.А. Акчурина. На улице Лосевой (ныне ул. Федерации). Спустя десятилетие после пожара 1864 года на средства Т.К. Акчурина была построена мечеть.

Мусульмане города Ульяновска продолжают поддерживать и развивать лучшие традиции ислама. Это выражается и проявляется в различных сторонах жизни, начиная от воспитания детей, уважительного отношения к старшим до проведения ярких национальных праздников.

При этом важнейшим стрежнем их мировоззрения остается уважение к другим религиям и культурам.

Чуваши

Чуваши – представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа “чуваш”, производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев.

Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами “горных” марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии.

В то же время, тюркоязычные племена сувазов, поселившись в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые).

Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков – “горных” марийцев.

Совет

До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.

В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена. Языческая вера в чистом виде перестала существовать, и все же двоеверие оставалось. Крестились и венчались в церкви, но языческие древние имена носились рядом с христианскими.

Прикладное искусство у чувашей представлено резьбой по дереву, вышивкой, тканьём. Чувашская вышивка отличалась разнообразием швов, декоративностью, богатством узоров.

Развито было и устное творчество. Популярными являлись лирические, трудовые, обрядовые песни, широко распространено хоровое пение. Старинными музыкальными инструментами были дуда, волынка, гусли.

Большую роль в подъёме и развитии культуры, в образовании чувашей сыграла Симбирская чувашская школа, организованная в 1868 году просветителем чувашского народа И.Я.Яковлевым при активном содействии и поддержке И. Н. Ульянова.

В 1870 году, благодаря И.Я. Яковлеву, появилась чувашская письменность на основе русской графики, стали создаваться учебники для чувашских школ, появилась литература на родном языке.

Мордва

Мордовские племена – автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва – эрзя.

По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи.

Обратите внимание

Преобладающим типом семьи у мордвы, как и у других народов Ульяновского Поволжья, со второй половины XIX века была малая патриархальная семья. Но сохранялись и большие, неразделённые семьи по 20 и более человек. Во главе крестьянских семей стоял отец – «большак», пользующийся неограниченными полномочиями и властью.

Основное традиционное занятие мордвы – пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее – пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.

Традиционное жилище – двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда – с западным вариантом южнорусской.

Основа традиционного женского костюма мордвы – рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха, сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу.

Верхняя распашная одежда – типа халата из белого холста (эрзя – руця, мокша – мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда – род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин.

Специфическое нагрудное украшение – застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами.

Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь – лапти (мокша – карьхть; эрзя – карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами.

Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать.

Важно

Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком – щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами – селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки – пуре (из мёда), брага (поза), квас.

У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались приуроченными к ним кушаньями. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия.

Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.

К свадьбе пекли главный пирог – лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах – праздник традиционной мордовской кухни.

Верующие мордва – православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств.

Читайте также:  Ссср в эпоху развитого социализма (1964 - 1985)

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Совет

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. – только женщины, в третьих – те и другие вместе.

Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи – инятят и иньбабат (от ине – великий, великая, атя – старик, баба – бабушка). При произнесении молитв обращались на восток.

Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам.

Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было перенесено на христианского бога. Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки “язычества”, часть из которых синкретизировалась с православием.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, “корильные” и величальные песни на свадьбе); песни – семейно-бытовые, эпические (о Литове – девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

Источник: http://lib17.mukcbs.org/ulyanovsk-mnogonatsionalnyj/195-iz-istorii-narodov

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №3 «Звёздочка»

г. Ершова Саратовской области»

Мартышкина О.А.

Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.

Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Обратите внимание

Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.

Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой.

Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Важно

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

В.Белов.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016.

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности.

Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный.

Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.

Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

  1. Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

  2. Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.

  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

  4. Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

  2. Укрепление образовательного поля «ребенок семья – учреждение – общество».

  3. Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. 

  4.  Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средствареализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);

  • просвещение родителей;

  • беседа;

  • чтение художественных произведений;

  • экскурсии.

Проект реализуется в 3 этапа:

1этап организационно-подготовительный этап;

2 этап практическая деятельность;

3 этап заключительный.

I этап – организационно-подготовительный этап:

  1. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.

  2. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.

  3. Разработка проекта.

II этап практическая деятельность – реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

 Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Д/и  « Одень куклу в национальный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

 Изготовление из папье-маше  женского головного убора  «Кокошник», мужского татарского  национального головного убора  «Тюбетейка»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка – милая подружка»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Разучивание подвижных народных игр

Раскраска «Народные костюмы»

Создание книжки-малышки «Национальный костюм»

Праздник «День народного единства»

Участие в муниципальном фестивале народностей

«В семье единой»

Декабрь

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Мои корни», «Традиции»

История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья

НОД «Музыка народов Поволжья»

Развлечения «Сказки народов Поволжья»

Январь

Чтение сказок народов Поволжья

Беседа -семейные обряды

Разучивание подвижных народных игр

Театрализация народных сказок

Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии».

Разучивание танцев

русского, татарского, казахского.

Февраль

Беседа «Как появилась кукла»

Совет

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Разучивание подвижных народных игр

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» – изготовление кукол

Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»

Март

Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

Оформление фото-альбома «Национальные праздники»

Украшение мордовского национального пояса бисером

Весенние обрядовые заклички.

Развлечение «Масленица»

Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Апрель

Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

«Укрась фартук» орнамент  татарского народа.

Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов.

Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни»,   «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

Май

Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья»

Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

Создание альбомов семейных традиций

Развлечение

«Дружно мы живем в краю нашем родном»

Мероприятия с родителями дошкольников:

  1. Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» – октябрь.

  2. Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» – декабрь.

  3. Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.

  4. Консультации для родителей:

– «Как играть в народные игры» (ноябрь)

– «Подвижные игры разных народов» (январь)

III этап – заключительный

Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.

Список литературы

  1. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

  2. Русские народные игры» http://www.laduski.ru

  3. «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002

  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

  5. Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

  6. Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

  7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

  8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

  9. Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proiektsokhranimkulturuitraditsiinarodovpovolzhia

Ссылка на основную публикацию