Крупнейшие земли во время феодальной раздробленности

Русские земли во времена феодальной раздробленности

Русь удельная

С 30-х г. XII в. Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего Средневековья.

Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. Политическая карта Руси стала похожа на лоскутное одеяло. [1]

Обратите внимание

Переход к феодальной раздробленности означал не только дальнейшее развитие старых культурных центров (Киева и Новгорода), но и возникновение новых. Это явление отчетливо проявилось в летописании. XII — XIII вв. время расцвета летописания местных феодальных центров.

Старейший из них, естественно, Новгород, где общерусские летописи велись еще в предшествующую эпоху. Однако в XII-XIII вв. новгородское летописание уделяет все больше внимания местным событиям. Нам известны и здешние летописцы — священник Герман Воята (XII в.), пономарь Тимофей (XIII в.). В XIII в.

начинается и псковское летописание. [2]

С начала XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской земле. Владимирский летописный свод 1177 г., задуманный еще при Андрее Боголюбском и созданный при Всеволоде Большое Гнездо, ставил своей целью показать ведущую роль Ростово-Суздальского края в Русской земле, а в самой Ростово-Суздальской земле — роль Владимира в качестве столицы.

В Галицко-Волынской земле при князе Данииле Романовиче также возникает княжеское летописание. Даниил, который «дерз и храбор» и в котором нет ни единого порока, выступает как идеальный герой. Для Галицко-Волынской летописи характерна особая яркость, красочность изложения, порой оно превращается в связный рассказ, лишенный хронологической сетки.

При всем «местном патриотизме» летописцев отдельных земель их объединяет глубокий интерес к общерусским событиям.

Так, например, наиболее подробный рассказ об убийстве Андрея Боголюбского сохранился в южной, киевской летописи. Единство Русской земли не подвергается сомнению ни одним из летописцев.

«Свой» князь является для них лишь лучшим выразителем интересов не только своего княжества, но и всей земли.

В 1139 г. великий князь Ярополк Владимирович умер. С унаследовавшим Киев его братом Вячеславом Владимировичем вступил в борьбу старший из Ольговичей — Всеволод Ольгович. Он победил и вскоре стал киевским князем. Так, наконец, Ольговичи достигли высшей власти. Но после смерти Всеволода в 1146 г.

Киевским столом вновь овладели Мономаховичи, причем при весьма драматических обстоятельствах. Дело в том, что, умирая, великий князь Всеволод Ольгович упросил киевлян присягнуть в верности его младшим братьям Игорю и Святославу. Однако горожане, присягнув, данного князю слова все же не сдержали.

Важно

Они изгнали братьев из Киева и послали за Мономаховичем — Изяславом Мстиславичем, который был старшим сыном покойного великого князя Мстислава. Изгнанный ими Игорь Всеволодович четыре дня скрывался на болотах, но все_таки попал к Изяславу в плен и, избегая бесчестья, постригся в монахи.

Однако прожил он недолго: киевляне, опасаясь наказания за клятвопреступление, убили его. К этому времени Киев утратил главенство на Руси. Реальная власть перешла к удельным князьям, многие из которых не могли захватить власть в Киеве, а поэтому жили в своих владениях, не помышляя о большем.

Другие, посильнее, еще тянулись к Киеву, мечтали о киевском троне, хотя не каждому из этих мечтателей было суждено даже приблизиться к киевскому златостолу.

Примечательной чертой жизни города стала ведущая роль народного вече, которое собиралось у стен Софии Киевской и решало судьбы города и князей. Все это сопровождалось интригами «сильнейших» бояр, различных «партий» и буйством черни, которую было легко поднять на расправу с неугодными людьми.

Так и было в истории с убийством князя Игоря. На отпевании мученика игумен Феодоровской обители Анания воскликнул: «Горе живущим ныне! Горе веку суетному и сердцам жестоким!» Последние слова его, будто в подтверждение их, покрыл внезапный гром среди ясного неба.

Впрочем, и последующие века были достойны столь же суровой оценки. [2]

Среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в.

на территории Руси, наиболее крупными были Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче, Владимиро-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме, Полоцкое с центром в Полоцке, Смоленское с центром в Смоленске.

Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были не только исторические территории еще старых племенных княжений, но и новые территориальные приобретения, новые города, которые выросли в землях этих княжеств за последние десятилетия. [1]

Совет

Государственный распад Руси отражал происходивший распад этнической системы: хотя во всех княжествах жили по-прежнему русские и все они оставались православными, чувство этнического единства между ними разрушалось.

Ярким примером утраты этнической комплиментарности стал поступок князя Андрея Боголюбского. В 1169 г., захватив Киев, Андрей отдал город на трехдневное разграбление своим ратникам. До того момента на Руси было принято поступать подобным образом лишь с чужеземными городами. На русские города ни при каких междоусобицах подобная практика никогда не распространялась.

Приказ Андрея Боголюбского показывает, что для него и его дружины в 1169 г. Киев был столь же чужим, как какой-нибудь немецкий или польский замок. Следовательно, в конце XII в. Древняя Русь вступила в новую фазу этногенеза — обскурацию. Пассионарность Руси неуклонно снижалась, и потому разнообразие ландшафтов, традиций и вариаций поведения вело к торжеству центробежных тенденций.

Источник: https://studbooks.net/737843/istoriya/russkie_zemli_vremena_feodalnoy_razdroblennosti

Феодальная раздробленность на Руси. Характеристика основных центров

Описание: При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом через него проходили все страны Западной Европы и Азии. Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность вотчин князей…

Дата добавления: 2014-08-04

Размер файла: 24.33 KB

Работу скачали: 135 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

№5

Феодальная раздробленность на Руси. Характеристика основных центров.

   Среди причин феодальной раздробленности в целом можно выделить: 1) внутриполитические; 2) внешнеполитические; 3) экономические.

   Время перехода к раздробленности историки обозначают условной датой – 1132 г., годом смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича. Хотя исследователи, которые поддерживают формальный подход к истории, допускают тем самым ряд неточностей, анализируя феодальную раздробленность с учетом личности того или другого великого князя.

   В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал.

   При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии.

   Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику.

Обратите внимание

   Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) господство натурального хозяйства; 2) экономическая самостоятельность вотчин князей; 3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических единиц; 4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров.

   Во времена феодальной раздробленности представители княжеских родов прилагали все мыслимые усилия, чтобы их вотчина стала бы более развитой, чем владения родственника-противника.

   Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) рост боярского землевладения и усиление власти феодалов в своих вотчинах; 2) территориальные конфликты представителей из рода Рюриковичей.

   Необходимо учитывать также, что киевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения. Центр тяжести сместился постепенно в княжеские уделы.

Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины.

В результате киевское княжение становится почетным, хотя ничего реально не дающим, не значащим занятием.

   С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50.

   Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества; 2) разрешение конфликтов проходило дипломатическими методами, а не силовыми.

Важно

   Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику.

   Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны.

   Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви.

   Единая вера помогла русским действовать сплоченно во времена тяжелых испытаний при монголо-татарском нашествии.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII–XIV вв

В середине XII в. древнерусское государство представляет собой бесформенное образование без единого центра. Оно распалось на несколько самостоятельных княжеств, которые стали именоваться землями, волостями (более мелкие княжества, которые сформировались внутри земель).

   Со временем выделяются три центра:

   1) Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская земля);

   2) Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество);

   3) Северо-Западная Русь (Новгородская республика).

Отношения между этими центрами напоминали в XII–XIV вв. скорее межгосударственные, чем внутригосударственные. При этом частыми стали военные столкновения при участии союзников (например, кочевого племени – половцев).

   Владимиро-Суздальское княжество

   Во времена феодальной раздробленности формирование Русского государства в большей степени продолжалось на территории Владимиро-Суздальского княжества, чем во всех остальных землях.

От остальной части древнерусского государства Северо-Восточную Русь отделяли густые, труднопроходимые леса. По этой причине во времена раннефеодальной монархии сюда бежал народ, чтобы обеспечить себе безопасность.

Совет

Земледелие здесь было возможным лишь на некоторых участках, поэтому развивались огородничество, бортничество, охота.

   Княжеством владели потомки Юрия Долгорукого, который был младшим сыном Владимира Мономаха. С именем Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое гнездо связывают политический и экономический подъем Северо-Восточной Руси.

В это княжество входили старые русские города: Ростов, Суздаль, Муром. Потомки Юрия Долгорукого столкнулись с проблемой боярской вольницы, его сын Андрей Боголюбский пал жертвой заговора.

Но брат князя Андрея, Всеволод Большое гнездо, с помощью дипломатии исправил ситуацию в свою пользу.

   Северо-Восточная Русь отличалась по социальной структуре от Юго-Западной тем, что княжеская власть здесь была значительно сильнее.

   Галицко-Волынское княжество

   На крайнем юго-западе Древней Руси располагалось Галицко-Волынское княжество, которое граничило с Польшей и Чехией. Здесь находился благодатный земледельческий край, не раз становившийся причиной междоусобиц. Наивысшее политическое влияние эта земля достигла при князе Данииле Романовиче (1221–1264).

Этот правитель применял разнообразные дипломатические уловки для того, чтобы сохранить независимость своей вотчины от монголо-татар, прибегал даже к помощи польского короля. Но, в конечном счете, ему пришлось признать вассальную зависимость от них. Усобицы привели практически к полному раздроблению княжества на небольшие уделы.

Ордынское иго прервало экономическое и политическое развитие этой земли.

   Новгородская республика

   Северо-Западная Русь – этот край не отличался теплым климатом. Суровые климатические условия, напротив, делали здесь невозможным занятие земледелием. В результате большое развитие получили ремесла и торговля пушниной, воском, медом. Новгородцы занимались также огородничеством и ловили рыбу.

Обратите внимание

На рынках Новгорода было много торгового люда из различных стран, можно было услышать разную речь и увидеть представителей мировых религий. Северо-Западная Русь отличалась и особенным политическим устройством: Новгород был феодальной республикой. Городом управлял посадник, которому помогали военный предводитель, тысяцкий.

Религиозными делами республики ведал архиепископ.

   Князя во время войны приглашали из числа самых сильных светских владык. Зачастую это был князь из Владимирской земли, имевший при монголо-татарских завоевателях ярлык на великое княжение.

Источник: http://refleader.ru/rnaqasbewujg.html

Учебные материалы по Истории России

Начиная с 30-х годов 12 в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева.

Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра.

Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями.

Совет

Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы.

Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава.

Читайте также:  Внешняя политика россии в xvii веке

В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось.

Только позже, когда князем стал Владимир Мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1125-1132) государственное единство было на время восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала.      Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз-ное развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.

Важно

В результате дробления выделились  самостоятельные княжества: Киевское, Черниговское, Рязанское,  Ростово -Суздальское, Галицкое, Волынское и др. В каждой земле правил один из потомков Рюриковичей. Северо-восточная Русь – Владимиро-Суздальская /ранее Ростово-Суздальская/ располагалась в междуречье Оки и Волги.

Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города. В 1221 г был основан Нижний Новгород. Развивались старые города. Экономическому подъему способствовал приток населения,  спасавшийся от нападения врагов  и в поиске спокойных условий для ведения хозяйства. Территория была окружена естественными преградами: лесами, реками.

Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий  северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил  6-й сын  Вл .Мономаха – Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию  и подчинить себе Киев он получил прозвище “Долгорукий”.

После захвата Киев, и став великим киевским князем, Ю.Д. активно  влиял на политику Новгорода  Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал  у боярина Кучки Юрий Долгорукий.

Северо — Западная Русь Новгородская земля располагалась  от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих  его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к.

бояре  победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом  власти было вече. На котором  избиралось правление, рассматривались вопросы  внутренней и внешней политики. Выбирался  епископ. На случай военных походов  вече приглашало князя, который управлял армией. Культура – Письменность Кирилла и Мефодия.

Школы при церквях. Грамотность населения – найдены берестяные грамоты.

Летопись – Повести временных лет, составленный Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники – кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура – Софийский собор в Киеве.

Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=667

Русь в период феодальной раздробленности

Причины перехода к феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения — вотчин — в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой.

Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах — городах.

Совет

Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.

Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами.

Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения. Но в XI-XIII вв.

имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер, для разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства.

Данные условия делали крупных землевладельцев — бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств.

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений.

С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры.

Обратите внимание

Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно, в условиях возможного появления сильного противника.

Признаки политического раздробления Киевской Руси появились, как указывалось выше, вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу «каждый да держит отчину свою»).

На некоторое время при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом снова возвысился Киев как общерусский центр. Эти князья сумели дать отпор усилившейся опасности нашествия кочевников-половцев.

После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др.

Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств. Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.

Крупнейшие земли Руси в эпоху феодальной раздробленности

Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности, игравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) и Галицко-Волынское княжества Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальская земля

Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистого края были славяне и финно-угорские племена, часть которых впоследствии была ассимилирована славянами. Благоприятное воздействие на экономический рост этой Залесской земли оказывал усилившийся с XI в.

колонизационный приток славянского населения, особенно, с юга Руси под влиянием половецкой угрозы. Важнейшим занятием населения этой части Руси было земледелие, которое велось на благодатных выходах чернозема среди лесов (так называемые ополья). Заметную роль в жизни края играли ремесла и связанная с Волжским путем торговля.

Важно

Древнейшими городами княжества были Ростов, Суздаль и Муром, с середины XII в. столицей княжества стал Владимир-на-Клязьме.

Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха — Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей столицей Суздаль.

Проводя активную политику в интересах своего княжества, князь стремился опираться на местное боярство, городские и церковные круги. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г.

в летописи упоминается Москва.

Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался.

Старший сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) родился и вырос на севере и главной своей опорой считал свои родные земли. Получив от Юрия Долгорукого управление в г.

Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца Андрей Боголюбский покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. По преданию, вместе с ним в Ростово-Суздальскую землю попала написанная неизвестным византийским мастером XII в.

икона Богоматери, впоследствии ставшая одной из самых почитаемых икон России («Богоматерь Владимирская»).

Утвердившись после смерти отца на престоле, Андрей Боголюбский перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств.

Совет

Стремясь держать под своим контролем Киев, Андрей Боголюбский предпочитал находиться во Владимире, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти.

Жестокий и властолюбивый политик, Андрей Боголюбский опирался на «младшую дружину»

(служилых людей), городское население, особенно, новой столицы Владимира, и отчасти на церковные круги. Крутые и часто самовластные действия князя вызывали недовольство в кругу крупных землевладельцев-бояр. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).

После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат — Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы.

Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем Всеволода Юрьевича находился Новгород Великий, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля.

Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII — начале XIII вв. был самым сильным русским князем.

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть, бывшая выражением развития процесса феодальной раздробленности уже внутри самого Владимиро-Суздальского княжества.

Галицко-Волынское княжество

Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти.

Природные условия княжества благоприятствовали развитию земледелия в речных долинах, в предгорьях Карпат — добыче соли и горному делу.

Обратите внимание

Важное место в жизни края играла торговля с другими странами, большое значение в которой имели города Галич, Перемышль, Владимир-Волынский.

Активную роль в жизни княжества играло сильное местное боярство, в постоянной борьбе с которым княжеская власть пыталась установить контроль над положением дел в своих землях.

Постоянное воздействие на процессы, происходившие в Галицко-Волынской земле, оказывала политика соседних государств Польши и Венгрии, куда за помощью или с целью найти убежище обращались как князья, так и представители боярских группировок.

Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187).

После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галичскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества.

Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси.

После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264), которому тогда было лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, в ходе которых поделить между собой Галицию и Волынь пытались Польша и Венгрия. Только в 1238 г.

, незадолго до нашествия Батыя, Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче. После завоевания Руси монголо-татарами, Даниил Романович оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Однако галицкий князь, обладавший большими дипломатическими дарованиями, умело использовал противоречия между Монгольским государством и западноевропейскими странами.

Важно

Золотая Орда была заинтересована в сохранении Галицкого княжества в качестве заслона от Запада.

В свою очередь, Ватикан рассчитывал при содействии Даниила Романовича подчинить себе русскую церковь и за это обещал поддержку в борьбе с Золотой Ордой и даже королевский титул. В 1253 г. (по другим данным в 1255 г.

) Даниил Романович был коронован, однако католичества не принял и реальной поддержки от Рима для борьбы с татарами не получил.

После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли противостоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля — Польшей.

Новгородская земля

Новгородская земля с самого начала истории Руси играла в ней особую роль.

Важнейшей особенностью этой земли было то, что традиционное для славян занятие земледелием, за исключением выращивания льна и конопли, не давало здесь большого дохода.

Главным источником обогащения крупнейших земельных собственников Новгорода — бояр была прибыль от продажи продуктов промыслов — бортничества, охоты на пушного и морского зверя.

Наряду с издревле жившими здесь славянами в состав населения Новгородской земли входили представители финно-угорских и балтийских племен. В XI-XII вв.

новгородцы освоили южное побережье Финского залива и держали в своих руках выход в Балтийское море, с начала XIII в. новгородская граница на Западе шла по линии Чудского и Псковского озер.

Читайте также:  Дворцовые перевороты в россии (таблица)

Важное значение для Новгорода имело присоединение обширной территории Поморья от Кольского полуострова до Урала. Новгородские морские и лесные промыслы приносили огромные богатства.

Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XII в. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и пр. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы и пр.

Совет

Но несмотря на размеры территории Новгородской земли, ее отличали невысокий уровень плотности населения, сравнительно малое по сравнению с другими русскими землями число городов. Все города, кроме «младшего брата» Пскова (обособившегося с 1268 г.), заметно уступали по численности жителей и своему значению главному городу русского средневекового Севера — Господину Великому Новгороду.

Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции.

Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников, действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в.

новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде.

Высшим органом управления Новгорода являлось вече,реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Три-четыре десятка новгородских боярских фамилий держали в своих руках более чем половину частновладельческих земель республики и, умело используя в своих интересах патриархально-демократические традиции новгородской старины, не выпускали из-под своего контроля власть над богатейшей землей русского средневековья.

Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви — архиепископа.

В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношения Новгорода, право суда и пр.

Город делился на 3 (позже 5) частей — «концов», торговоремесленные представители которых наряду с боярством принимали заметное участие в управлении Новгородской землей.

Для социально-политической истории Новгорода характерны частные городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270). Однако, к принципиальным изменениям в строе республики эти движения, как правило, не приводили.

В большинстве случаев социальное напряжение в Новгороде умело использовали в своей борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок, которые руками народа расправлялись со своими политическими противниками.

Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела важные политические последствия. Новгород неохотно участвовал в общерусских делах, в частности, выплате дани монголам.

Самая богатая и большая по территории земля русского средневековья, Новгородская, не смогла стать потенциальным центром объединения русских земель.

Обратите внимание

Правящая в республике боярская знать стремилась к защите «старины», к недопущению каких-либо изменений в сложившемся соотношении политических сил внутри новгородского общества.

Усиление с начала XV в. в Новгороде тенденции к олигархии, т.е. узурпации власти исключительно боярством, сыграло роковую роль в судьбе республики. В условиях усилившегося с середины XV в.

наступления Москвы на новгородскую независимость значительная часть новгородского общества, в том числе не принадлежащая к боярству земледельческая и торговая элита, или перешла на сторону Москвы, или заняла позицию пассивного невмешательства



Источник: http://biofile.ru/his/25728.html

Русские земли во времена феодальной раздробленности

Предмет: История.

Тема: Образование Древнерусского государства. Крещение Руси Х-ХII в.

Лекция: Русские земли во времена феодальной раздробленности.

Начиная с 30-х годов 12 в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы. Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава. В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось. Только позже, когда князем стал Владимир Мономах(1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1125-1132),государственное единство было на время восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хозное развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли. 

В результате дробления выделились самостоятельные княжества: Киевское, Черниговское, Рязанское, Ростово — Суздальское, Галицкое, Волынское и др. В каждой земле правил один из потомков Рюриковичей. Северо-восточная Русь – Владимиро-Суздальская/ранее Ростово-Суздальская/ располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь были плодородные почвы.

Возникали новые города. В 1221 г был основан Нижний Новгород. Развивались старые города. Экономическому подъему способствовал приток населения, спасавшийся от нападения врагов и в поиске спокойных условий для ведения хозяйства. Территория была окружена естественными преградами: лесами, реками. Были развиты торговые пути.

Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Вл. Мономаха – Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище “Долгорукий”. После захвата Киев, и став великим киевским князем, Ю.Д.

активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий. Северо — Западная Русь Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала.

Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече.

На котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.

Источник: http://rgrtu-student.blogspot.com/2014/07/blog-post_24.html

Ответы на экзаменационные билеты

Крупнейшие феодальные земли. Культура в период раздробленности

Подробности Категория: Отечественная история

Раньше других русских земель обособилась та, которой никогда не угрожала половецкая опасность, – Новгородская. 

У этой территории были свои тесные торгово-экономические связи и политические контакты со странами Западной Европы, что, безусловно, усиливало ее безопасность. В 1136 г. восстанием новгородцев против киевских ставленников завершилось отделение этой земли от центральной власти.

Владимиро-Суздальское княжество становится политически независимым во время правления сына Владимира Мономаха – князя Юрия Долгорукого (1154–1157). Довольно безопасное географическое положение княжества (вдали от района вторжения кочевников) обеспечило массовый приток населения.

Основные занятия жителей – земледелие и скотоводство, добыча соли; процветали ремесла. Среди так называемых «старых» городов наиболее известны Ростов, Суздаль, Ярославль, среди «молодых» – Нижний Новгород, Москва, Звенигород и др.

Важно

Столицей земли при князе Андрее Боголюбском (1157–1174) становится Владимир-на-Клязьме.

Галицко-Волынское княжество в XII–XIV вв. было самым крупным в южной Руси и пользовалось значительным влиянием в Западной Европе. Расположенное в основном в горах, оно было довольно безопасным местом.

Основными занятиями его жителей были земледелие, скотоводство, охота. Большие торговые пути, среди которых выделялся так называемый «соляной» из Галича в Киев, обеспечивали большой объем торговли.

Среди князей этих земель наиболее известны Ярослав Осмомысл (1152–1187).

Роман Мстиславович (1170–1205), Даниил Романович (1261–1264). Наиболее крупными городами были Галич, Львов, Владимир-на-Волыни. Во второй пол. XIV в. княжество было захвачено Литвой (Волынь) и Польшей (Галич).

Кроме указанных выше можно назвать следующие достаточно крупные земли Древней Руси удельного периода: Черниговская (левобережье Днепра и верхнее течение Оки), Смоленская (Верхнее Поднепро-вье), Полоцкая (верховья Западной Двины), Рязанская (среднее течение Оки).

Для русской культуры в период раздробленности характерно становление полицентризма – появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

К этому времени относится формирование местных архитектурных, художественных и летописных школ. Так, в период XII–XIII вв.

летописание помимо Киева и Новгорода стало вестись в центрах феодальных княжеств – Чернигове, Владимире и др. городах.

В к. XII в. было создано одно из наиболее выдающихся произведений мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Кроме того, известны другие произведения литературы того времени – «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли».

В период раздробленности продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно-европейского романского стиля.

Совет

Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены церковь Покрова на Нерли, Золотые Ворота во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Источник: http://eksdan.ru/otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/95-otechestvennaya-istoriya/5121-krupnejshie-feodalnye-zemli-kultura-v-period-razdroblennosti.html

Русские земли в условиях феодальной раздробленности

В середине XII века  Киевская Русь представляет собой аморфное образование без единого зафиксированного центра,тяжести.

Причины феодальной раздробленности:

1)развитие феодальных отношений, укрепление феод. вотчин, утверждение натурального хозяйства, которое препятствовало становлению экономических связей и приводило к политической обособленности.

2)формирование местных княжеских династий (князь закреплял за собой собственные владения).

3)укрепление местного боярства,(происходит складывание местных боярских группировок, вызванное ,прежде всего ,успехами в земледелии), распределение  трехполья.

4)развитие ремесла и торговли, которые приводят к росту и укреплению городов и превращению их в центры отдельных территорий. В них сосредотачивалась местная княжеская администрация, городское население начинало тяготиться необходимости выплачивать дани и защиты интересов далёкого ему киевского князя.

5)изменение положения роли Киева.

Причины:

1.Потеря торгового пути

2.Население покидало населённые пункты страдающие от набегов половцев и междоусобиц

Во второй половине XII- XV в образовались Киевская, Черниговская, Ростово-Суздальская, Рязанская, Галицкая, Владимиро-Волынская, Новгородская и др.земли.

Обратите внимание

Связь между  русскими землями сохранялась благодаря общей вере, языку, действию общих законов.

В XIII веке уже существовало 50 княжеств, а d XIV -150.

Выделяются три центра : Северо-Восточная Русь(Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Западная Русь (Новгородская республика).

Отношения между ними напоминают скорее межгосударственные, чем внутригосударственные. Нередкими были военные столкновения при участии половцев(кочевое племя).

Формирование Русского государства продолжалось в большей степени на территории Владимиро-Суздальского княжества, нежели во всех остальных.

Во времена раннефеодальной монархии в эти земли бежал народ в целях обеспечения своей безопасности. Густые леса надежно укрывали беглецов. Землепашество было возможным лишь на отдельных участках, зато развивалось огородничество, охота, бортничество.

Владимиро-Суздальским княжеством правили потомки Юрия Долгорукого(Юрий Долгорукий(1155-1157)-правил киевским престолом , Андрей Боголюбский(1157-1174)) ,младшего сына Владимира Мономаха. В их подчинении были старые русские города: Ростов, Суздаль, Муром. Столица была перенесена из Суздаля во Владимир.

Перенос был связан со стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-Суздальского боярства. Потомки Ю. Долгорукого сталкивались с проблемой боярской вольницы. Всеволод Большое Гнездо(1176-1212), благодаря дипломатии выправил ситуацию в свою пользу.

  Авторитарный тип государственного управления.

Территория Галицко-Волынского княжества граничила с Польшей и Чехией. Это был благородный земледельческий край. Олигархический тип государственного управления

Северо-Западная Русь (Новгородское княжество) не могла похвастаться теплым климатом. Напротив, суровые климатические условия делали невозможным хлебопашество. Зато процветали ремесла и торговля пушниной, мёдом, воском. Новгородцы сажали овощи и ловили рыбу.

На рынках Новгорода можно было услышать разную речь и увидеть представителей разных религий. Этот богатый край отличался и особым политическим устройством: он был феодальной республикой. Городом правил посадник, ему помогал военный предводитель, прозванный тысяцким.

Тысяцкий — должностное лицо в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»), в дальнейшем помимо военной функции тысяцкий приобретает и функции управителя городского округа. Религиозными делами ведал архиепископ.

Читайте также:  Развитие радикального движения в россии xix века

Функции епископа — глава Новгородской церкви, осуществлял судебные, финансовые и внешнеполитические функции.

Князь, если была необходимость в военной силе, приглашался из числа наиболее сильных светских владык. Как правило, это был князь из Владимирской земли, получивший при монголотатарских завоеваниях ярлык великого княжества.

Функции князя- не имел права вмешиваться во внутренние дела городского самоуправления, не имел права приобретать земли в пределах Новгородской области, сменять должностных лиц, вершить расправу без суда. Ведал военными, полицейскими и арбитражными делами.

Демократический тип государственного управления.

Значение феодальной раздробленности:

1)раздробленность представляла собой закономерный этап развития в средние века, через которое прошла вся Европейская цивилизация.

2) ослабила военный потенциал Руси, способствовала совершенствованию систем самоуправления и создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры.

3) раздробленность усилила княжеские междоусобенности ,что привело к ослаблению Русских земель, и стало одним из факторов национальной катастрофы вызванной татаро-монгольским нашествием.

Источник: https://students-library.com/library/read/17471-russkie-zemli-v-usloviah-feodalnoj-razdroblennosti

Киевская Русь в период феодальной раздробленности

Период феодальной раздробленности Киевской Руси, начавшись в 30-е годы 12 столетия, продлился до самого конца 15 века. Однако многие его признаки вполне отчетливо обозначились уже во второй половине 11 века. Среди причин феодальной раздробленности на Руси историки отмечают такие явления, как:

  • развитие укрепление русских городов, происходившее наравне с развитием Киева;
  • вотчины князей были вполне самостоятельны благодаря ведению натурального хозяйства;
  • многодетность большинства русских князей;
  • традиции престолонаследия.

Русь в период феодальной раздробленности представляла собой множество отдельных княжеств. И, если первоначально Киевское княжество фактически являлось сильнейшим, то с течением времени его лидерство стало формальным в силу экономического ослабления.

Несмотря на оставленное Ярославом Мудрым завещание, его сыновья Изяслав, Вячеслав, Игорь, Всеволод и Святослав, в течение долгого времени совершавшие совместные походы и успешно оборонявшие свои земли начали долгую и кровавую борьбу за власть. Святослав в 1073 г. изгоняет из Киева старшего из братьев, Изяслава. А после его смерти в 1076 г. борьба за власть вспыхивает с новой силой.

Не способствовала созданию мирной ситуации и система наследования, принятая в тот период. После смерти князя права на престол переходили к старшему в роду. А старшим становился брат князя, что конечно, не устраивало сыновей. Исправить ситуацию попытался Владимир Мономах. На Любечском съезде в 1097 г.

Важно

была принята новая система престолонаследия. Теперь власть над княжеством становилась привилегией местных князей. Но, именно это привело к обособлению отдельных земель и усилению политической раздробленности Руси в последующие века. Ситуация постепенно накалялась, усобицы становились все более жестокими.

Многие удельные князья, ища помощи в борьбе за власть, приводили на свои земли кочевников.

И, если первоначально Киевская Русь раскололась на 14 княжеств: Киевское, Ростово-Суздальское, Муромское, Черниговское, Галицкое, Смоленское, Переяславское, Тьмутараканское, Турово-Пинское, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Рязанское, земли Псковские и Новгородские, то уже в 13 веке княжеств насчитывалось около 50!

Последствия раздробленности на Руси и непрекращающихся княжеских усобиц скоро дали о себе знать. Мелкие княжества не представляли серьезной угрозы для появившихся на границах кочевников.

Русские князья, озабоченные проблемами захвата и удержания власти не смогли договориться и дать отпор татаро-монгольским ордам.

Но, с другой стороны, современные историки считают период раздробленности естественной частью истории каждого государства.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/feodalnoy-razdroblennosti-na-rusi

Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная

Начиная с 30-х годов 12в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева.

Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра.

Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями.

Совет

Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы.

Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава.

В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось.

Только позже, когда князем стал Владимир мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство было на временно восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз. развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.

Культура Древней Руси (Х–ХIII вв.). Значение принятия христианства. (Билет 3)

Вариант 1

Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы».

Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир.

Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015).

Обратите внимание

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности.

Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.

пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов.

Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев).

К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойтетко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

Важно

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.

; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу.

До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок.

Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» — она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так.

Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе.

Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых.

Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

Совет

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие — поражение северского князя Игоря от половцев (1185—1187) — стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя.

Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели. Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись.

Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола.

Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой.

Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи.

Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель.

Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.).

Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

Вариант 2

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1009; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s37529t1.html

Ссылка на основную публикацию