Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов

Обстановка на море и ее условные обозначения

Назначение и классификация морских оперативных карт

Многовековой опыт подготовки и ведения флотами войны на море убедительно подтверждает, что в штабах и на кораблях всегда широко использовались морские карты.

Известно, что основные сферы приложения этих карт ограничиваются анализом физико-географических и навигационно-гидрографических условий района действий сил, ведением навигационной прокладки маршрута движения корабля (судна), составлением схем маневрирования.

Вместе с тем, рассматривая морскую карту как образно-знаковую модель предметной области, обладающую несомненными достоинствами, необходимо заметить, что ее содержание мало связано с прикладными военными вопросами.

Обратите внимание

Так, на морские карты не наносится большинство военных объектов, таких как береговые радиолокационные и гидроакустические станции, посты наблюдения и связи, артиллерийские и ракетные батареи, военные аэродромы и др.

Технология издания этих карт не позволяет отображать на них типографским способом подвижные объекты (корабли, суда, летательные аппараты).

Однако было подмечено, что если картографические знаки морских карт дополнить условными знаками стационарных и подвижных военных объектов, рубежей, зон, границ досягаемости оружия, характера действий сил и организовать нанесение вручную на морскую карту этими условными знаками обстановки на театре (задач силам), то можно получить карту, обладающую по сравнению с морской новыми свойствами.

Такая карта представляет собой уже не просто образно-знаковую модель физико-географической среды района, а образно-знаковую модель боевых действий (операций) в физико-географических условиях упомянутого района.

По ней наряду с анализом физико-географических и навигаци-онно-гидрографических условий можно анализировать и наглядно представить дислокацию своих сил и сил противника, характер их действий, производить расчеты по времени и месту.

Рассмотренный подход оказался достаточно плодотворным и привел к созданию морских оперативных карт.

Морскими оперативными картами называются бланковые морские карты (в отдельных случаях навигационные или топографические карты), на которых графически при помощи условных знаков и сокращенных обозначений отображается обстановка в районе действий сил, океанском (морском) театре военных действий или задачи силам в операции (морском бою).

При этом под понятием «обстановка» понимают совокупность факторов и условий, в которых осуществляется подготовка и ведение операции (боевых действий): состав группировки и характер действий сил противника, положение своих сил, их состояние, решаемые задачи, материально-техническая обеспеченность, положение и действия соседей, характер дна моря и берега, навигационные и гидрометеорологические условия.

Важно

По своему назначению морские оперативные карты, ведущиеся в органах и пунктах управления объединений, соединений ВМФ, делятся на следующие виды: карты обстановки, разведывательные карты; решения, планы; рабочие карты; отчетные карты и специальные карты.

Карты обстановки предназначены для наглядного отображения на каждый данный момент обстановки на театре (положения сил сторон, их действия, развертывание сил, ход операции, боевых действий). Они могут быть общими и частными.

Общей картой обстановки называется такая карта, на которую постоянно в масштабе всего театра наносятся данные обстановки.

На частную карту обстановки наносятся данные, охватывающие отдельные районы или пункты театра. Частная карта обстановки должна давать большую глубину и конкретность изображения.

Как правило, на карту обстановки тактическими условными знаками наносят:

— оборудование морского театра: расположение баз, аэродромов, инженерные сооружения, опасные районы и т. п.;

— построение и действия сил (частей) своего объединения (соединения);

— построение и действия соседей;

— построение и действия сил объединений, соединений, частей противника;

— дислокацию взаимодействующих частей военно-воздушных сил;

— дислокацию взаимодействующих частей сухопутных войск;

— наиболее важные элементы гидрометеорологической обстановки;

— результаты выполнения оперативно-тактических расчетов.

Карты обстановки ведутся непрерывно в штабах и на пунктах управления объединений, соединений ВМФ в масштабе, удобном для оценки обстановки и производства оперативно-тактических расчетов.

На кораблях (частях) ВМФ карты обстановки ведутся только в период выполнения боевых (учебных) задач. Начинается ведение карты обстановки на этапе предварительной подготовки корабля к выходу в море и заканчивается с возвращением в базу. Отвечает за ведение карты обстановки старший помощник командира корабля.

Источниками информации являются планирующие и директивные документы по управлению силами, разведывательные и оперативные сводки, принимаемые на корабле в действующих каналах радиосвязи, данные собственных средств наблюдения и разведки.

Карта обстановки является основой при выработке решения командира на бой (операцию).

Разведывательные карты имеют своим назначением наглядно отображать обстановку на театре в отношении действий и дислокации противника, а также оборудования театра. Они могут быть общими и частными. Общие разведывательные карты должны давать полную картину в отношении противника в масштабе всего театра, а частные — по отдельным районам.

Совет

Разведывательные карты ведутся непрерывно на пунктах управления разведки, в штабах объединений и соединений ВМФ. Их корректировка осуществляется немедленно с получением новых сведений.

Как правило, старые разведывательные данные с карт не стираются, даже если они оказались ложными.

Когда карта достаточно заполнена, она заменяется новой, на которой продолжается дальнейшее нанесение сведений разведки.

Решение — определенный командующим (командиром) порядок и способы выполнения поставленных задач. Графическая часть решения включает:

— оперативное построение сил и состав группировок;

— этапы и маршруты развертывания;

— походные и боевые порядки соединения;

— рубежи обнаружения и выявления противника;

— организацию наведения ударных сил и выдачи им данных целеуказания;

— районы боя;

районы и время тактического развертывания; огневые позиции, направления и последовательность ударов; время, рубежи, направления ударов (атак) соседей и разграничительные линии с ними;

— обеспечивающие действия; рубежи прикрытия;

— порядок взаимодействия.

Графическая часть решения может дополняться схемой боевой организации сил и таблицей распределения сил по задачам.

План — подробно разработанное решение с детализацией задач подчиненным силам не менее чем на одну командную инстанцию ниже, чем в решении. В графической части плана более подробно отражаются вопросы, включенные в решение.

Рабочей картой называется карта, на которую наносятся данные общей и частной обстановки, предложения по использованию сил, элементы замысла, выполненные расчеты в объеме, необходимом командующему (командиру), офицеру штаба, корабля.

Обратите внимание

Назначение рабочей карты — обеспечить необходимой информацией командующего (командира), офицера штаба в процессе выполнения ими своих обязанностей.

Каждый офицер наносит на рабочую карту те данные обстановки, которые ему нужны по роду его деятельности.

Рабочая карта может использоваться для докладов, оценки обстановки, подготовки предложений и выводов по использованию сил, а при недостатке времени — для оформления замысла на использование сил.

Отчетные карты предназначены для представления вышестоящему штабу, а иногда — подчиненным и взаимодействующим штабам (частям) в хронологической последовательности необходимой информации о ходе выполнения поставленной боевой задачи, достигнутых при этом результатах и происшедших в обстановке изменениях.

Специальные карты предназначены для наглядного изображения отдельных элементов обстановки, присущих действиям специальных служб, сил (войск).

Морские оперативные карты являются графическими боевыми документами, и как все графические боевые документы они обладают юридической силой. Придание им юридической силы достигается введением реквизитов документов.

Под реквизитом документа понимают совокупность данных, которые должны содержаться в документе для признания его действительным.

К ним относятся: утверждающая подпись, заголовок документа, гриф секретности, количество экземпляров, подпись должностного лица, а в отдельных случаях — согласующая подпись и отметка об учебном характере документа. Из этого перечня минимально необходимыми являются заголовок, гриф и подпись должностного лица.

Важно

В зависимости от назначения морской оперативной карты состав реквизитов может изменяться. Например, на решениях, планах, как правипо, кроме заголовка, грифа и подписи должностных лиц ставится утверждающая подпись, а на картах обстановки и разведывательных картах она отсутствует.

В целях унификации оформления морских оперативных карт размещение реквизитов на рабочем поле карты стандартизовано. Это вызвано повышением требований к наглядности графических документов и применением для их разработки средств автоматизации.

Иногда бытует мнение о том, что если заголовок карты и другие ее реквизиты будут исполнены небрежно, от руки, то это никак не отразится на ее содержании. На самом деле это не так. Небрежно оформленные, непродуманно размещенные на рабочем поле карты надписи снижают наглядность морской оперативной карты, увеличивают затраты времени на усвоение ее содержания.

Выделяют пять основных полей, в которых располагаются реквизиты, а именно: поле утверждения, поле заголовка, поле грифа, поле подписей, поле согласования. Композиция этих полей относительно бланковой карты и размещение надписей в полях реквизитов показано на рис.

43, при этом межстрочные, межбуквенные интервалы, а также интервалы от кромки документа и между полями реквизитов заданы в долях ширины документа.

Поле утверждения располагается в левом верхнем углу документа и включает пять строк.

В первой строке в кавычках прописными буквами пишется слово «УТВЕРЖДАЮ»; во второй строке прописными буквами пишется должность лица, утверждающего документ, например: КОМАНДИР 15 дрк; в третьей строке прописными буквами пишется воинское звание лица, утверждающего документ, например: КОНТР-АДМИРАЛ; в четвертой строке прописными буквами пишется первая буква имени и фамилия лица, утверждающего документ, например: А. СОКОЛОВ; в пятой строке пишется дата, месяц и год утверждения документа, например: « » июня 2001 г.

Поле заголовка располагается в верхней центральной части документа симметрично относительно вертикальной оси документа и включает не более двух-трех строк. Заголовок должен максимально точно отражать сущность документа, например: РЕШЕНИЕ КОМАНДИРА 30 брплк НА ПОИСК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В РАЙОНЕ С… ПО… .

Совет

Поле грифа располагается в правом верхнем углу документа и включает в себя три строки. В первой строке прописными буквами пишется гриф документа; во второй строке прописными буквами пишут номер экземпляра документа, например: ЭКЗ. № 1; в третьей строке, если документ разрабатывается для учебных целей прописными буквами пишут: «ПО УЧЕНИЮ», «ПО ВОЕННОЙ ИГРЕ».

Поле подписей располагается в нижней центральной части документа симметрично относительно вертикальной оси и включает в себя шесть строк.

В первых трех строках, как и в поле утверждения, прописными буквами пишутся должность, звание, первая буква имени и фамилия командира, подписавшего документ.

В четвертой, пятой и шестой строках прописными буквами пишутся должность, звание, первая буква имени и фамилия начальника штаба, подписавшего документ, например:

КОМАНДИР 30 брплк КАПИТАН 1 РАНГА Н. ИВАНОВ, НАЧАЛЬНИК ШТАБА 30 брплк КАПИТАН 2 РАНГА В. ПЕТРОВ.

Поле согласования размещается в нижней левой части графического документа. В нем, как правило, прописными буквами пишутся слово «СОГЛАСОВАНО», должность, воинское звание лица, согласовавшего документ, а также дата согласования, например: «СОГЛАСОВАНО» КОМАНДИР 21 дрк КОНТР-АДМИРАЛ К. ПАВЛОВ,» » июня 2001 г.

Для разработки морских оперативных карт и в том числе оформления их реквизитов используется основной шрифт без наклона. Образец шрифта приведен на рис. 44. Размер шрифта выбирается в зависимости от геометрического размера документа и типа надписей. В общем случае графический документ может содержать до четырех типов надписей.

К первому типу относятся надписи, передающие основной смысл документа. Размер шрифта этих надписей самый маленький. Ко второму типу относятся надписи, включающие воинские звания, даты, экземпляры, подзаголовки с названиями дивизий, бригад, полков. Размер их шрифта чуть больше размера шрифта надписей первого типа.

Обратите внимание

К третьему типу относятся надписи, включающие слово «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности ответственных лиц, а также имена и фамилии этих лиц. Кроме того, надписи «ПО ВОЕННОЙ ИГРЕ», «ПО УЧЕНИЮ», «ПО ТРЕНИРОВКЕ», подзаголовки с наименованием эскадр, флотилий, флотов и гриф документа. Размер шрифта надписей третьего типа всегда больше предшествующих типов надписей.

Максимальный размер шрифта имеют надписи четвертого типа, применяемые при написании заголовка документа.

Выбор конкретных размеров шрифта при известных размерах карты осуществляется по таблице размеров шрифта, приведенной в «Правилах разработки и оформления боевых документов, сокращенные обозначения и условные знаки» (приложение к НСШ ВМФ).

Читайте также:  Племена средней азии, закавказья и кавказа в 4 тысячелетии до н. э.

Прописные буквы

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШ ЩЪЫЭЮЯ

Строчные буквы

абвгдежзиклмнопрстуфхцчш щъыэюя

Прописные буквы {латинский алфавит)

ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Строчные буквы {латинский алфавит)

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

Арабские цифры

Римскиецифры

I II III IV V VI VII VII! IX X L С D М

Примеры использования шрифтов

КАРТА, ОБСТАНОВКА, КПУГ пл, мпк, 123 брпл, CLVII

Рис. 44. Образец шрифта, применяемого для разработки морских оперативных карт

Так, например, если оформляется рабочая карта размером 1×1,5 м, то для ее заголовка высота букв составит 28 мм, а основной текст пишется буквами высотой 5 мм.

Как правило, офицеры штаба в своей работе используют 2-3 размера морских оперативных карт (демонстрационные, рабочие, справочные). Для этих размеров соответственно рассчитываются величины шрифтов.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1954; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s44147t1.html

1. Цели, задачи и структура ВМФ

Военно-Морской Флот предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

В настоящее время на ВМФ возложены следующие задачи:

O сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении РФ;

O защита военными методами суверенитета РФ, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

Важно

O создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане;

O обеспечение военно-морского присутствия РФ в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

O обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ.

ВМФ состоит из следующих родов сил (см. в приложении, рис. 1):подводных, наводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

В зависимости от состояния военно-политической ситуации в мире и его регионах задачи ВМФ дифференцируются следующим образом:

В мирное время:

Боевое патрулирование и боевое дежурство ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) в установленной готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника; боевое обеспечение РПЛСН (обеспечение боевой устойчивости РПЛСН) на маршрутах и в районах боевого патрулирования; поиск атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок вероятного противника и слежение за ними на маршрутах и в районах решения задач в готовности к уничтожению с началом военных действий; наблюдение за авианосными и другими корабельными ударными группировками вероятного противника, слежение за ними в районах их боевого маневрирования в готовности к нанесению ударов по ним с началом военных действий; вскрытие и затруднение деятельности сил и средств разведки противника в морях и районах океана, прилегающих к нашему побережью, наблюдение и слежение за ними в готовности к уничтожению с началом военных действий; обеспечение развертывания сил флотов в угрожаемый период; выявление коммуникаций и оборудования океанских и морских театров в стратегически важных районах Мирового океана; изучение вероятных районов боевых действий и условий использования различных родов сил ВМФ, применения оружия и технических средств; разведка за деятельностью иностранных кораблей и авиации; защита судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства; участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом ядерном сдерживании; обеспечение неядерного сдерживания от угрозы или применения военной силы против РФ с океанских и морских направлений; защита и охрана Государственной границы РФ в подводной среде; защита и охрана Государственной границы РФ в воздушном пространстве и контроль его использования; защита Государственной границы РФ на суше и море военными методами; содействие Пограничным войскам ФСБ РФ в защите Государственной границы, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ; содействие внутренним войскам и органам внутренних дел МВД РФ в пресечении внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории РФ, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения в порядке, установленном законодательством РФ; оборона морского побережья; содействие войскам гражданской обороны и органам МЧС РФ в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

В угрожаемый период:

Перевод сил (войск) с мирного на военное время и их оперативное развертывание; участие в локализации возможных приграничных вооруженных конфликтов; защита судоходства и производственной деятельности в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, а при необходимости — в кризисных зонах мирового океана.

В военное время:

Поражение наземных объектов противника на удаленных территориях; обеспечение боевой устойчивости ракетных подводных лодок стратегического назначения; нанесение поражения ударным противолодочным и другим группировкам противника, а также береговым объектам; поддержание благоприятного оперативного режима; поддержка с моря войск фронта при ведении ими обороны или наступления на приморских направлениях; оборона морского побережья.

Источник: http://military.bobrodobro.ru/436

Читать

Андрей Платонов

Борьба за господство на Черном море

Предисловие

Черное море для России одно из самых знаковых. По крайней мере, оно первым попало в летописи Древней Руси.

Да и на бытовом уровне у большей части последнего советского поколения именно теплое Черное море ассоциируется с негой телесной в короткие промежутки между строительством то коммунизма, то социализма с человеческим лицом… Но среди миллионов советских людей, ежегодно заполонявших всесоюзные черноморские здравницы, были и те, кто просто жил, работал и служил на тех сказочных берегах, среди цветущих магнолий и каштанов. А еще были те, кто там воевал. Смерть в теплых краях ничуть не легче, чем среди свинцовых вод Балтики или ледяного безмолвия Арктики, просто, возможно, на юге человек более остро ощущал, чего его лишает военное лихолетье.

На берегах Черного и Азовского морей, а также в прилегающих регионах развернулись крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Причем некоторые из них являлись критичными для самого существования Советского Союза.

Можно сказать, что прорыв германских войск в Закавказье мог иметь такие же фатальные последствия, как, например, падение Ленинграда, Москвы или Сталинграда. Поэтому неудивительно, что военным событиям на южном фланге советско-германского фронта посвящено большое количество изданий — от научных трудов до мемуаров.

Однако большинство из них носят описательно-констатирующий характер.

Более того, сопоставляя их, часто возникает ощущение некой несуразицы: получается, что Германия сначала нас задавила, что называется, массой, а потом превратилась в некую бездонную бочку, так как по нашим описаниям мы уничтожали столько всего вражеского, что война должна была закончиться на пару лет раньше. По крайней мере, отступали мы исключительно под натиском многократно превосходящих сил противника.

Совет

Черное море имеет площадь 422 000 км², преобладающие глубины 1000–2000 м, наибольшая — 2210 м. Однако северо-западная часть относительно мелководная — глубины менее 100 м, а от крымского мыса Тарханкут до устья Дуная и далее шириной миль в 20 вдоль румынского и болгарского побережья — всего несколько десятков метров.

Длина моря вдоль параллели порядка 1150 км, а вдоль меридиана — 580 км. В Черное море впадают такие крупнейшие европейские реки, как Дунай, Днестр, Южный Буг и Днепр.

Берега изрезаны слабо, особенно вдоль кавказского побережья, но в северо-западной части имеются сравнительно большие заливы, как то: Каламитский, Каркинитский, Днепро-Бугский, Днестровский, Варненский, Бургасский.

Через Керченский пролив Черное море сообщается с мелководным Азовским морем, а проливы Босфор и Дарданеллы соединяют его со Средиземным морем и через него с Атлантическим и Индийским океанами.

Температура воды на поверхности зимой составляет от 0,5 °C на северо-западе, где оно при отрицательных температурах воздуха замерзает, до 9-11 °C на юго-востоке; летом 24–26 °C, у берегов до 29 °C. Число дней со штормами в период их наибольшей повторяемости (осень — зима) в среднем 3–5 (у западного побережья до 15) в месяц. Приливы небольшие, средняя величина их 10–20 см. Сгонно-нагонные колебания уровня в северо-западной части моря могут достигать 1,5 м.

Черное море всегда имело важное экономическое значение, являясь одной из основных транспортных артерий? связывающих СССР с зарубежными странами. На Черноморские порты приходилось почти 50 % экспорта и более 30 % импорта, прежде всего нефти и зерна.

На побережье Черного моря находились такие крупнейшие порты, как советские Одесса, Новороссийск и Батуми, румынская Констанца, болгарские Варна и Бургас, турецкие Зонгулдак, Самсун, Трабзон и, конечно, узел коммуникаций мирового значения — Стамбул.

Кроме этого в Николаеве располагался один из двух основных центров советского судостроения. Имелись судостроительные заводы в Херсоне и Керчи.

Обратите внимание

Доминирует над акваторией Черного моря Крымский полуостров, на южной оконечности которого находилась крупнейшая отечественная военно-морская база Севастополь. Во внутреннем Азовском море располагались крупные южные экономические центры в Ростове-на-Дону и в Мариуполе. Таким образом, Черное море играло очень существенную роль в экономике Советского Союза.

Черное море связано с Мировым океаном через так называемые Черноморские проливы: Босфор, Дарданеллы и находящееся между ними небольшое Мраморное море.

Их правовой статус определялся, да и по сей день определяется, документами конференции в городе Монтрё (Швейцария), проходившей 22 июня — 21 июля 1936 г.

Созвали ее по предложению Турции для пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922–1923 гг.

Наиболее острые дискуссии на конференции развернулись между советской и британской делегациями и сводились к двум основным вопросам: о проходе через проливы военных кораблей черноморских государств и о допущении в Черное море военных кораблей нечерноморских держав. Британцы требовали признать Черное море открытым «международным морем» со свободным допуском в него неограниченного количества боевых единиц любого государства. Помня Крымскую и Гражданскую войны, Советский Союз стоял на диаметрально противоположных позициях.

В конечном итоге в результате взаимных уступок 20 июля 1936 г. все договаривающиеся стороны приняли Конвенцию о режиме проливов.

Конвенция предоставила Турции право ремилитаризировать зону проливов, сохранила за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Военные корабли черноморских стран получили право проходить через проливы без существенных ограничений.

Поскольку в отечественной литературе существует несколько довольно вольных интерпретаций данной Конвенции, то ее наиболее принципиальные для нашей темы статьи приведены в Приложении III, раздел 1.

Теория вопроса

Важно

Понятие «господство на море» появилось еще в древности — во всяком случае, о нем упоминается в связи с Греко-персидскими войнами 500–449 гг. до н. э.

Но в широкий обиход оно попало после выхода в свет работ военно-морских теоретиков и историков: американского контр-адмирала Альфреда Мэхэна (1840–1914) «Влияние морской силы на историю 1660–1783» (1889) и британского вице-адмирала Филиппа Коломба (1831–1899) «Морская война.

Ее основные принципы и опыт» (1890). Общий смысл обоих трудов сводился к тому, что «сила на море решает судьбу истории» и «кто владеет морем, владеет всем». При этом основным предназначением военно-морского флота является завоевание господства на море.

Способы достижения цели — разгром флота противника в генеральном сражении или его блокирование в собственных базах; главный приз — морские пути.

Причем оба автора под «морем», на котором надлежало завоевать господство, подразумевали весь Мировой океан.

И это им представлялось вполне реалистичным, так как британский военно-морской флот в те времена доминировал и реально мог решить задачу уничтожения или блокирования морских сил любого другого государства.

Одновременно господство во всем мировом океане отнюдь не предполагало, что нужно с кем-то воевать на всех его просторах, — это господство вполне достигалось благодаря действиям в каком-то локальном районе или море.

Читайте также:  Положение в стране к началу 1880-х гг. народнический террор

Таким образом, по Мэхэну и Коломбу, господство на море носило глобальный характер и достигалось физическим уничтожением сил флота противника или их блокированием в базах. При этом само собой считалось, что разгром в генеральном сражении главных сил противника автоматически исключал какую-либо его деятельность на морских путях.

Кстати, еще в 1881 г. вышла в свет мало кем замеченная работа германского профессора Фердинанда Атльмайера «Война на море».

В то время Германия имела статус второстепенной морской державы, свои первые колонии она приобретет еще только через несколько лет, а потому мнение германского профессора по поводу морской войны мало кого интересовало. А зря.

Он, как бы упреждая Мэхэна и Коломба, как раз предлагал способы нарушения морских путей противника без генеральных морских сражений, то есть без претензий на владение морем.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=145365&p=101

Морская доктрина — 2030: какие задачи поставил президент России перед ВМФ

Накануне дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года.

Документ ставит перед ВМФ России амбициозные задачи: сохранение второго места в мире по уровню мощи флота, масштабное военно-морское строительство и создание группировки авианосцев.

Подробности — в материале RT.

В четверг, 20 июля, президент России Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года.

Совет

Необходимость наращивания российской военно-морской группировки и технологической модернизации российского флота объясняется в документе в первую очередь усилением борьбы среди мировых держав за ресурсы Мирового океана и морские транспортные пути.

«В последнее время обострилась конкуренция между странами за доступ к природным ресурсам Мирового океана, усилилось стремление ряда государств к получению контроля над стратегически важными транспортными коммуникациями», — говорится в документе.

Авторы документа считают, что российский флот должен противостоять попыткам противодействия российской экономической и научной деятельности на море.

Среди побудительных мотивов к развитию флота называют борьбу за углеводороды в Арктике, Каспийском море, Персидском заливе, конфликты в Сирии, Ираке, Афганистане, других странах Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Южной Азии и Африки, деятельность пиратов в разных районах Мирового океана.

Главной угрозой национальной безопасности России на море названы «стремления ряда государств, прежде всего Соединённых Штатов Америки и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе и в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил».

Среди других угроз в документе были названы распространение оружия массового поражения, увеличение количества государств, обладающих мощными ВМС, давление на Россию для ослабления нашего контроля над Северным морским путём — стратегически важной для страны транспортной морской артерией, — территориальные претензии к России, браконьерство, терроризм.

В числе потенциальных угроз называется развёртывание неядерного высокоточного оружия и систем ПРО на море в непосредственной близости от российских границ, возможность применения силы в районах, представляющих национальный интерес для нашей страны, использование военной силы на море в нарушение норм ООН.

Стимул для роста

По мнению руководителя Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, тот факт, что документ, который подчёркивает океанский характер будущего российского военно-морского флота и создание существенного авианесущего компонента в его составе, был принят именно сейчас, объясняется сочетанием экономических и геополитических факторов. Именно проблемная экономическая ситуация, политическое и экономическое (санкционное) противостояние с Западом толкают к решительным действиям в области обеспечения безопасности и вложениям в ВПК.

«И экономический рост, и безопасность базируются на таком понятии, как могущество», — заявил RT Коровин.

Эксперт пояснил, что термин «могущество» в геополитике используется для описания взаимосвязи экономических, политических и военных факторов, обеспечивающих стабильность и развитие государства.

«Развитие экономики связано с созданием больших экономических зон, в нашем случае евразийской экономической зоны, а её создание основано на вере союзников, которые готовы примкнуть к евразийскому блоку, что Россия обеспечит их глобальную безопасность», — отметил Коровин.

Это значит, что преодолевать кризисные тенденции в экономике нельзя без обеспечения защиты своих партнёров. А для этого необходимо усиление военно-морских сил. 

«Без полноценного флота мы не сможем привлечь союзников, продемонстрировать силу и обеспечить экономический рост и глобальную безопасность, — резюмирует эксперт. — Достигнуть могущества в современном мире на пути к новой конфигурации безопасности, основанной на многополярности, невозможно без авианесущего флота, обеспечивающего военное присутствие в любой момент в любой точке планеты».

Виртуальное второе место

«Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над военно-морским флотом и будет стремиться к закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям», — такова главная задача российского флота согласно новым «Основам госполитики в области военно-морской деятельности».

Эксперты отмечают, что для достижения этой цели России необходимо не только сократить отставание от находящихся на первом месте по военно-морской мощи США, но и не дать обогнать себя Китаю, который в последнее время проводит масштабную программу военно-морского строительства.

«Есть очень хитрый момент, как считать критерии второго места, — заявил RT главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Это численность, водоизмещение кораблей, число атомных подводных лодок или авианосцев? Мы держим второе место из-за относительно большого числа атомных подводных лодок, а если смотреть по тоннажу надводных кораблей, особенно первого и второго ранга, то Китай давно уже на втором месте».

По словам эксперта, если считать подводные лодки, то мы действительно сможем удерживать второе место в мире к 2030 году.

  • Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»
  • Reuters
  • © Alexander Zemlianichenko/Pool

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко полагает, что удержание второго места — сложная задача.

Также по теме Морской арсенал: какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы

Минно-тральные силы ВМФ России ожидает серьёзное обновление.

В ближайшие 15 лет командование флота рассчитывает получить 40 тральщиков…

«Будучи шестой экономикой мира, добиться в мире второго военно-морского потенциала можно только за счёт максимальной концентрации ресурсов», — поясняет эксперт.

По мнению Макиенко, Россия просто в силу географических причин не должна участвовать в гонке вооружений с США и Китаем на пространстве Мирового океана.

«Мы континентальная держава. У нас торговля идёт в основном по трубопроводам, железной дороге, автомагистралям, — комментирует ситуацию Макиенко. — Вот у Китая она идёт по морю, они и делают колоссальные вложения в строительство военно-морского флота».

Эксперт считает, что основная задача ВМФ РФ — быть морской компонентой сил ядерного сдерживания наряду с РВСН и стратегической авиацией. 

  • Пуск крылатой ракеты с атомной подводной лодки в акватории Баренцева моря
  • РИА Новости

Равнение на авианосцы

В подписанном Владимиром Путиным документе отдельно ставится задача создания авианесущего комплекса. У России в настоящее время есть единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Он был введён в эксплуатацию в 1991 году и нуждается в модернизации.

  • Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • Reuters
  • © Handout

По мнению Константина Макиенко, несмотря на трудности в начале 2000-х с наличием квалифицированных кадров и технологий производства, сейчас российский ВПК способен осуществить строительство новых кораблей, в том числе и авианосцев.

«Такая крупная морская держава, как Россия, которая омывается двумя океанами и ещё одним через Балтийское и Чёрное моря, не может быть без авианосцев», — заявил RT военный эксперт Виктор Литовкин.

В свою очередь Фролов воспринимает авианосную программу скептически.

«Даже если сейчас выделить деньги на авианосец, то его просто технически не построить. Потому что для этого верфей нет, их надо расширять и модернизировать, создавать всю кооперацию», — утверждает эксперт.

По мнению Литовкина, сперва надо решить более значимые проблемы и подготовить необходимую инфраструктуру для создания и функционирования авианосных групп.

«Строительство авианосцев — задача на перспективу, мы будем строить авианосцы в 2020-30-х годах», — считает эксперт.

Задача строительства авианосцев была обозначена и в подписанных в 2000 году «Основах государственной военно-морской политики до 2010 года». Однако за это время Россия ни одного не построила. Более того, в том же 2000-м в Индию продали один из двух находившихся на вооружении нашего ВМФ авианесущих крейсеров  — «Адмирал Горшков», который после модернизации стал «Викрамадитьей».

  • Фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
  • © Минобороны России

«Эти деятели либо не знают, о чём говорят, либо целенаправленно противостоят созданию Россией мощной силы, способной противостоять США, — прокомментировал RT заявления о ненужности для России авианосцев председатель Союза геополитиков, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков. — Без авианосцев нам никуда: ни национальную безопасность не обеспечить, ни защиту национальных интересов в удалённых районах».

Реальные перспективы

В основах государственной военно-морской политики также говорится об обеспечении ВМФ крылатыми ракетами большой дальности, гиперзвуковыми ракетами, роботизированными средствами, «в том числе атомными необитаемыми подводными аппаратами».

Также по теме На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…

По мнению Макиенко, наиболее перспективным является создание роботизированных комплексов.

«Роботизация, особенно в подводной части, — это очень интересное направление», — утверждает эксперт.

Обратите внимание

Фролов считает, что в ближайшие 5-7 лет надо сосредоточиться на строительстве кораблей, а именно корветов проекта 20380-20385, фрегатов проекта 22350 класса «Горшков», гомогенной однородной группировки таких фрегатов.

По всем остальным направлениям, по мнению эксперта, лучше сделать пока упор на вложения в научные исследования и развитие технологий. Необходимо вкладываться и в модернизацию существующей техники, что принесёт немедленный эффект.

В отрыве от баз

Ещё одной трудностью развития океанского флота с мощным авианосным компонентом принято считать отсутствие у России сети развитых военных баз за рубежом, на которые опираются, например, военно-морские силы США.

Также по теме Дутерте осмотрел российский корабль «Адмирал Трибуц» в порту Манилы

Президент Филиппин Родриго Дутерте осмотрел корабль «Адмирал Трибуц» в порту Манилы, передаёт РИА Новости со ссылкой на посольство…

По мнению экспертов, чтобы решить эту проблему, наша страна может взаимодействовать с уже существующими союзниками, восстанавливать связи с партнёрами советских времён и находить новых. Ими могут стать, например, Филиппины.

Президент страны Родриго Дутерте недавно разрешил заходы российских кораблей в порты Филиппин для материально-технического обслуживания.

«Конечно, у нас нет такой глобальной сети, как у американцев, и даже того, что китайцы создают на востоке Африки, в Пакистане, Бангладеш. Но в Сирии, в алавитском поясе мы закрепимся надолго. Ограниченная система для присутствия в Восточном Средиземноморье у нас есть», — утверждает Макиенко.

По мнению Коровина, сейчас мы можем восстановить те стратегические отношения, которые складывались в советское время.

«Наши классические точки присутствия могут быть восстановлены в Центральной и Южной Америке, Африке, в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, в первую очередь во Вьетнаме. Наши новые союзники — это Иран и, возможно, Индия. Иран ключевой партнёр, ибо через Иран мы получаем выход в Индийский океан», — пояснил Коровин.

Макиенко в свою очередь отмечает, что российский флот способен действовать и в отрыве от баз и пунктов материально-технического обслуживания, хотя необходимость их создания на пространстве Мирового океана и постулирует указ об основах военно-морской политики.

«Ещё с советского времени у нас развивалась традиция обеспечивать присутствие военно-морского флота в условиях крайне ограниченной возможности по заходу в порты», — подчеркнул эксперт. 

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/411119-vmf-rossia-putin-doktrina

Какой флот нужен России? Часть первая: задачи флота в мирное время

Впервые в истории с дружественным визитом Израиль посетили китайские военные корабли. Это эсминец «Циндао», фрегат «Янтай», а также корабль снабжения «Вэйшаньху». Визит приурочен к 20-летию сотрудничества между ВМФ Израиля и Китая и носит характер довольно стандартного, на дипломатическом языке, акта вежливости и заявления благих намерений и дружбы.

Читайте также:  Коллективизация сельского хозяйства в ссср

Но прежде всего это, конечно, демонстрация флага в Средиземном море, которое не является прилегающим к Китаю, но где у Поднебесной имеются интересы. Выходит, что для подкрепления внешней политики Китая в регионе потребовалось и присутствие в нем военно-морских сил.

Просто чтобы интересы нельзя было проигнорировать — а также для того, чтобы сделать китайскую позицию заметней и понятней.

Важно

Интересен и сам факт появления китайского отряда боевых кораблей чуть более чем в 200 километрах от сирийского побережья, и тот путь, который отряд проделал после четырёхмесячного боевого дежурства в Аденском заливе.

Корабли 11-ой группы сопровождения ВМС КНР были направлены в Средиземное море практически одновременно с обострением ситуации в Сирии, учениями у сирийского побережья ВМС НАТО, превратившимися в постоянное дежурство, и принятием Евросоюзом решений, фактически означавших морскую блокаду.

Если наш Флот эти события подтолкнули к неожиданному желанию поучиться в Средиземном море морскому делу, то ВМФ НОАК нашел срочные причины нанести визиты вежливости в страны региона (китайский отряд также посетил Севастополь), причем силами ближайшего свободного отряда кораблей.

Таким образом Россия и Китай нашли способ обеспечить присутствие своего флота в зоне своих интересов. Российский отряд боевых кораблей продолжает учения в Средиземном море, на днях проведя тренировки по отражению внезапного воздушного удара вблизи Италии.

В настоящее время три десантных корабля Северного флота вышли в Атлантику. Тем не менее, межфлотская группировка переменного состава будет находиться в Средиземном море постоянно.

Как и поход китайского отряда, эти учения не связаны с ситуацией вокруг Сирии и формально никакого отношения к ним не имеют.

Теперь рассмотрим ситуацию вокруг Сирии и смысл присутствия флота России и Китая в Средиземном море. Это надо пояснить, — тем более, что никаких действий, способных обострить ситуацию (таких, как высадка подразделений Морской пехоты в Тартусе или доставка вооружений под эскортом военных кораблей) в итоге было решено не предпринимать.

Как видно из последних событий, мировая политика по-прежнему не учитывает интересы тех стран, которые не способны защитить их силой хотя бы потенциально.

Совет

Так, для Сирии ливийский сценарий воздушной операции НАТО оказался невозможен не потому, что он невозможен в принципе, а потому, что сирийская ПВО, в отличие от ливийской, способна нанести противнику ущерб.

И хотя возможности НАТО не оставляют сомнений в конечном итоге воздушного удара, но потенциальный ущерб заставляет НАТО действовать против Сирии другими методами. То есть ограничивает возможности НАТО в выборе средств. Это и есть военное сдерживание, когда угрозу предотвращает не факт применения средства, а только возможность его применить.

Находясь вблизи Сирии, корабли Российского и китайского флота решают задачи обеспечения внешней политики, вполне определённо продекларированные на дипломатическом уровне. Постоянное присутствие ВМС носит характер сдерживания противостоящих России и Китаю стран от проведения своих интересов силовыми методами.

Многие говорят о недостаточности сил ВМФ в Средиземном море и их слабости по сравнению с силами НАТО. Но сдерживание это обеспечено не возможностями кораблей отрядов в случае гипотетического военного столкновения, а самим фактом присутствия.

Так как военные возможности России и Китая в регионе действительно ограничены по сравнению с возможностями НАТО, но возможности флота подкреплены силами ядерного сдерживания обеих стран, простое присутствие кораблей делает агрессивные действия против них практически невозможными.

Любой, кто станет планировать применение флота для односторонних действий против Сирии, вынужден будет учитывать возможность противодействия со стороны России и Китая, имеющих в зоне конфликта свои корабли. А это уже не безнаказанный удар по «стране-изгою», а конфликт другого уровня и другой ответственности.

Так НАТО оказывается вынужденным считаться с интересами России и Китая, которые считает досадным препятствием реализации своих планов, и снова оказывается ограниченной в средствах достижения своих целей. Причем без ультиматумов и громких заявлений – мы просто учимся, Китай совершает дружественные визиты. Все друг другу улыбаются. А законная сирийская власть успешно давит террористов.

Эта ситуация в полной мере отражает сущность задач Военно-морских сил, которые остаются главным способом обеспечить свои интересы на удалении от своей территории и не позволяют их игнорировать. Данное вполне успешное задействование ВМФ для обеспечения российской внешней политики – хороший повод поговорить о том, какие задачи стоят перед Военно-морским флотом России.

Обратите внимание

Последнее тем более важно, что часто приходится слышать мнение, будто Россия – это «сухопутная держава», для которой (якобы) Военно-морские силы не являются приоритетной задачей военного строительства. 

Начать придётся с географического положения. Россия имеет самую протяженную в мире длину морских границ, составляющую около 43 тысяч километров. Одна только охрана такой границы требует немалых сил и средств.

Кроме того, базирование флота разделено географически на четыре акватории, что достаточно сильно влияет на возможности концентрации военно-морских сил на одном направлении, затрудняет силам флота оказание друг другу оперативной поддержки и вынуждает развивать силы всех четырёх флотов, вместо создания одной мощной группировки, распыляя ресурсы и средства военного строительства.

Этот географический недостаток в полной мере проявился во время Русско-японской войны 1904 года, когда недостаточность сил на Тихом океане потребовала привлечения сил Балтийского флота (броненосцы Черноморского флота не пропустила Турция).

Не менее показательна Крымская война 1853 – 1856 годов, когда недостаточность военно-морских сил России на Черном море, Белом море и Балтике, не позволила воспрепятствовать десантным операциям противника, оставив им инициативу действий.

Если говорить о сегодняшнем дне, то технические достижения современности никак не повлияли на географию. По-прежнему потенциальные морские театры военных действий (ТВД) Российского флота в достаточной степени изолированы друг от друга.

А относительная открытость морских пространств, делает их доступными и привлекательными для концентрации военной силы в различных точках мира и использования военно-морских сил против прибрежных территорий. Это делает морские направления обороны России наиболее важными, особенно учитывая переход военно-морской стратегии США от «войны на море» к «войне со стороны моря».

Здесь, не отменяя важности всех четырёх направлений, особенно следует сказать об Арктическом. Его экономическая ценность для России возрастает, протяженность требует для обеспечения безопасности привлечения больших сил, а доступность для мореплавания только увеличивается.

Важно

Однако, эти же географические особенности делают Арктику наиболее свободной зоной действий нашего флота (особенно подводного, лишенного ледовых ограничений), благодаря чему значение Северного флота увеличивается. Так же увеличивается значение Тихоокеанского флота, тем более, что экономическая важность региона и насыщенность его угрозами только растёт.

А вот Балтийское и Черноморское направление по-прежнему остаются изолированными, поскольку потенциально действия флота на них легко блокируется противником. Здесь флот в большей степени ограничен географией районов, что делает его действия в больше направленными на оборону побережья и прилегающих акваторий.

Впрочем, небольшой размер этих ТВД, позволяет осуществлять поддержку действиям флота силами берегового базирования – авиацией и береговыми ракетными комплексами, имеющими дальность действия сравнимую с размером ТВД. Это позволяет планировать базирование основных сил флота океанской зоны, на более открытых Северном и Тихоокеанском направлениях, оставляя Балтике и Черному морю ограниченные задачи.

Это условия, в которых действует сегодня и будет действовать в будущем Российский флот. Теперь собственно к его задачам. Они делятся на задачи мирного и военного времени.

Различие этих действий достаточно велико, чтобы остановиться на них подробно. Главное отличие в свободе действий.

В первом случае она ограничена правомерностью действий и потенциалом последствий применения силы, во втором – только техническими возможностями флота.

Собственно обеспечение интересов и внешней политики, о которых говорилось выше – это задача мирного времени. Здесь возможность действий, будет важнее самих действий. А факт присутствия в зоне интересов – это и есть осуществление задачи, поскольку, повторюсь, только отсутствие угрозы противодействия делает возможными односторонние действия.

Чтобы понять разницу между возможностями и намерениями, достаточно обратить внимание на многочисленные «спорные территории» Юго-восточной Азии, где несколько островных территорий одинаково считают своими разные государства.

Совет

Статус этих территорий остаётся неопределённым, поскольку действия, направленные на укрепление суверенитета над ними одной из сторон, неизбежно повлечёт военный ответ. И здесь значимость контроля над ними всегда уступает возможным последствиям.

В случае, если ответ одной из сторон будет мало вероятен, или ограничен возможностями – сторона, имеющая преимущество действий без последствий, тут же осуществит свои намерения.

Если вернуться к сирийскому конфликту, то морская блокада остаётся внутренней бумажкой Евросоюза именно по причине присутствия Российского, а теперь и китайского флота. Никто не стал бы церемониться с правомерностью досмотра и недопущения гражданских судов в Сирию, если бы этому некому было помешать.

Причем действительно мешать даже не нужно – достаточно того, что есть возможность помешать. Ну а намерения – да кто его знает, что там в голове у «русского медведя» и «китайского дракона»? Проверять серьёзность намерений никто не будет, поскольку последствия такой проверки могут оказаться выше цены локальной цели.

В этой связи немного странно слышать насмешки по поводу «демонстрации флага» или ценности боевого дежурства в Аденском заливе. Демонстрация флага в любой точке мира – это демонстрация возможности в этой точке обеспечивать свою политику военной силой, заставить считаться со своими интересами.

А реальный потенциал задействованных сил не столь важен – кто знает, насколько далеко демонстрирующая сторона готова зайти «в случае чего», и какие силы готова привлечь? Возможность применения силы (вне зависимости от намерений её применить) – всегда даёт преимущество – эту возможность противник вынужден учитывать, планируя свои действия, считаясь с возможным противодействием, отказываясь от радикальных способов достижения своих целей. Это и называется отстаиванием национальных интересов.

Ну а опасность пиратства в одном из самых значимых районов мирового судоходства не идёт ни в какое сравнение с опасностью контроля этой зоны какой-то одной военной силой.

Не зря же в район подтянулись все страны, обладающие океанским флотом, как только там решили «подежурить» американцы. Безопасность самих перевозок проще и дешевле обеспечить, узаконив для опасных районов судоходства присутствие на борту частной охраны.

Обратите внимание

Но, тем не менее, ради ареста нескольких полуголых аборигенов, в зоне дежурят весьма внушительные силы сильнейших государств.

Для обеспечения других задач мирного времени (свобода судоходства и рыболовства, охрана границ и экономической зоны, гарантии личной безопасности граждан России в других государствах и т. д.

) военный потенциал флота может быть достаточно скромным, поскольку решать эти задачи нужно без военного противодействия чужих флотов и сухопутных сил.

А наличие подобного противодействия, переносит нас к задачам военного времени, о котором позже.

Но для задач мирного времени флот должен находиться в море – это его главная и постоянная задача. Это даёт непрерывность боевой учебы и накопление опыта, которые необходимы для успешности действий в военный период.

Кроме этого, присутствие в значимых для государства районах, делает его внешнюю политику весомой и подкреплённой наглядной решимостью добиваться своих целей.

Согласитесь, заявление в ООН, и заявление в ООН с выдвижением в интересующий район сил флота – будут иметь разный вес и разную вероятность быть проигнорированным.

Итак — в мирное время, активно присутствующий в Мировом океане флот обеспечивает внешнюю политику государства и укрепляет его позиции в мировом сообществе. 

Источник: http://www.odnako.org/blogs/kakoy-flot-nuzhen-rossii-chast-pervaya-zadachi-flota-v-mirnoe-vremya/

Ссылка на основную публикацию