Гуннское объединение в забайкалье

Гуннская цивилизация — Цивилизациум

Цивилизация возникла
24 в. назад.

Цивилизация
остановилась 16 в. назад.

Первое большое
объединение гуннов (хунну, сюнну) в конце III века до н.э. образовалось на
территории Северного Китая, со II века н.э. появилось в степях Северного
Причерноморья.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

По одной из версий,
большое объединение гуннов (известное из китайских источников под названием
«хунну» или «сюнну») в конце III века до н. э. образовалось на территории
Северного Китая, со II века н. э. появилось в степях Северного Причерноморья.

«Хунну», согласно китайским летописям, где-то на стыке эр начали свой медленный
марш на запад.

Найдено и
археологическое подтверждение того, что попутно они основывали свои кочевые
государства то в Северной Монголии, то ещё далее на запад.

О происхождении
гуннов известно благодаря китайцам, которые называли «хунну» (или «сюнну»)
народом, кочевавшим в степях Забайкалья и Монголии за 7 веков до Аттилы.

Последние сообщения о гуннах касаются не Аттилы и даже не его сыновей, а
далёкого потомка Мундо, который служил при дворе императора Юстиниана.

Гунны могут быть по
происхождению тюрками или прототюрками. Эта версия поддерживается некоторыми
лингвистами.

Некоторые считают гуннов первой группой тюрков, которая вторглась
в Европу.

Подтверждает эту
версию факты сходства названий и имен в тюркских и гуннских языках, а также
схожесть гуннской и тюркской системы управления племенами. Многие находят связь
между гуннами и современными уйгурами в Китае.

Название гунны в
источниках тех времен смешивается с названием булгары, т.е. названием союза
племен, которое создало государство Болгарию, позже распавшуюся на Волжскую и
Дунайскую Болгарии.

Гуннский союз народов
образовался во II—IV вв., путём смешения разных племен Великой Евразийской
Степи, Приволжья и Приуралья, среди этих племен были предки современных
тюркоязычных, угро-финских и славянских народов. В китайских источниках
упоминаются как хунну или сюнну.

Племенная группа
алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся
в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного
продвижения к западу от границ Китая. Гунны создали огромное государство от
Волги до Рейна.

При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь
романский запад (середина 5 в.).

Центр гуннов
находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры. В состав
гуннской монархии в середине V в.

Обратите внимание

входило, помимо собственно гуннских
(алтайских) племен, множество других, и в том числе германцев, алан, славян.

В 70-х годах IV века
гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство
Германариха, что послужило импульсом к Великому переселению народов.

 Гунны
подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили
вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части
Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями).

Затем, пройдя в 395
году через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию (в Малой Азии) и около этого
же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная,
ныне — территория Венгрии), совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю
(по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как
союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена они облагали
данью и принуждали участвовать в своих военных походах.

Наибольшего
территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар,
уже входили остготы, герулы, гепиды, а также некоторые другие германские и
негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 434—453 годах).

В 451 году
гунны вторглись в Галлию, и на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их
союзниками вестготами.

После смерти Аттилы
возникшими среди гуннов распрями воспользовались покорённые ими гепиды,
возглавившие восстание германских племён против гуннов.

В 455 году в битве при
реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз
распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году
потерпели неудачу.

Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго
встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.

У гуннов не было
постоянных жилищ, они кочевали вместе со своим скотом и даже не строили
шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепи. Совсем не занимались
земледелием.

Всё своё имущество, включая детей и стариков, они возили в
кибитках на колёсах.

Из-за лучших пастбищ они вступали в борьбу с ближними и
дальними соседями, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий
крик.

Гунны изобрели мощный
дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делался
составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из
кости и рогов животных.

Стрелы употреблялись не только с костяными
наконечниками, но с железными и бронзовыми. Делали и стрелы-свистунки,
прикрепляя к ним костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий
свист.

Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы
находились в колчане за спиной воина справа.

Покойников часто
сжигали, полагая, что душа умершего быстрее улетит на небо, если износившееся
тело будет уничтожено огнём. С покойником бросали в огонь его вооружение — меч,
колчан со стрелами, лук и сбрую коня.

++++++++++++++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/gunny

История.ру

Макет погребального сооружения в кургане Ноин-Улы (Северная Монголия). Начало I в. н.э.

Первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии складывается ещё в конце III в. до н. э. у гуннов.

Вскоре после своего возникновения оно начинает оказывать влияние на соседние страны — на Китай и Среднюю Азию.

Основные сведения о жизни и общественно-политическом строе гуннов дают китайские источники.

Важно

Из археологических памятников особенное значение для характеристики быта гуннов имеют родовые могильники, содержащие погребения как знати, так и простых воинов.

Такие могильники известны по раскопкам на территории Монголии (Ноин-Ула) и Забайкалья (Ильмовая падь и др.). В последние годы начались раскопки поселений гуннского времени в Забайкалье (Иволгинское городище и др.).

Территория, занятая гуннами, отличалась резко континентальным климатом.

Жаркое лето, во время которого выгорала почти вся растительность, сопровождалось песчаными бурями, морозная зима — снежными буранами.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

На этих обширных пространствах гунны занимались кочевым скотоводством. Они разводили в первую очередь лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов, ослов и лошаков.

Дромос царского кургана близ Керчи. IV в. до н.э.

Скот был основным объектом меновой торговли с китайцами.

Некоторую роль в хозяйстве гуннов играла и охота. На севере, в тайге, жили зависимые от гуннов охотничьи племена; меха — один из основных продуктов их охоты — посылались в дар китайским императорам.

Наряду с этим в стране гуннов, хотя и в сильно ограниченной степени, существовало земледелие, связанное с оседлостью части населения в Северной Монголии и Южной Сибири.

Согласно китайским источникам, подтверждаемым и данными архе0логии, единственной культурой, которая была известна гуннам, было просо.

Оно возможно, сеялось гуннами близ зимних стоянок, причём работали на полях, вероятно, в основном военнопленные.

Помимо этого в стране гуннов существовало земледельческое население — переселенцы из Китая; это население подчинялось гуннским вождям и, вероятно, доставляло им продукты земледелия.

Совет

Тем не менее в целом земледелие было развито крайне слабо, постоянно случались голодовки; китайские летописцы неоднократно сообщают о том, что Китай снабжал гуннов продуктами земледелия.

Известное развитие в стране гуннов получило ремесло. Из продуктов скотоводства— шерсти, кожи, кости, рога — делались различные предметы домашнего обихода.

Существовали также гончарное производство и металлургия; в Забайкалье в гуннских поселениях встречаются железные шлаки.

Гунны вели довольно оживлённую меновую торговлю с соседними земледельческими народами, но нередко добывали то, чего у них не хватало, при помощи грабежа или сбора дани с побеждённых.

Фрагмент ханьского шелка с вытканным полихромным рисунком. Конец I в. до н.э. — начало I в. н.э. Ноин-Ула (Северная Монголия)

Общественный строй гуннов можно определить как первобытно-общинный на стадии его разложения.

В жизни гуннов большое значение имели родовые связи, на что указывает наличие экзогамии.

По своей структуре держава гуннов представляла собой союз 24 племён, подразделявшийся на две части — восточную и западную.

Обратите внимание

Каждое племя имело свою территорию, по которой оно и кочевало, совершая в течение года определённые передвижения.

Во главе племён стояли вожди, съезжавшиеся три раза в год для совета и жертвоприношений; они осуществляли верховный суд, решали дела войны и мира, утверждали нового общего вождя после смерти старого.

Глава всего союза, судя по китайскому воспроизведению этого слова, именовался «дзен у» лишь впоследствии соответствующие китайские иероглифы стали произноситься «шаньюй», как обычно называют гуннских вождей в исторической литературе.

В условиях постоянных войн и набегов в обществе гуннов деятельно шёл процесс имущественного расслоения.

Среди гуннских погребений отчётливо выделяются более богатые и более бедные родовые кладбища.

Особенно богаты погребения в Ноин-Уле; они были расположены близ ставки гуннских вождей и, возможно, принадлежали тому самому роду, из которого выходили дзэн’у (шаньюи) гуннского союза.

Китайская лаковая чашечка из кургинов Ноин-Улы (Северная Монголия). Начало I в. н.э.

В этих гробницах были найдены в большом количестве золото и серебро, китайские шёлковые материи и лаковые изделия.

Важно

Наблюдаются следы имущественного неравенства и внутри родовых кладбищ (Ильмовая падь).

Важнейшим фактором разложения первобытно-общинного строя было рабство.

Во время войн и набегов происходило массовое порабощение пленных.

При набегах гуннов на Китай каждый раз уводились пленные, иной раз до 40 тыс. человек.

Племенная знать, захватывая себе львиную долю пленных, получала возможность присваивать их прибавочный труд и таким образом непрерывно богатела, выделяясь тем самым из среды соплеменников.

Наряду с внешними источниками рабства существовали и внутренние: в рабство обращались семьи преступников.

В сложившихся условиях гунны не могли использовать большого количества рабов в своём кочевом хозяйстве.

Часть рабов поэтому сажалась ими на землю: из них постепенно образовывалось зависимое земледельческое население.

Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/gunny.html

Азиатские гунны — хунну. Общество — Путеводитель по Бурятии

Гунны — это наша азиатская античность. Древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену.

Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников.

Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц Хуннская держава распалась.

О хунну известно из древнекитайских источников и из археологических раскопок их памятников, первые из которых были проведены в конце XIX — начале XX века Ю. Д. Талько-Гринцевичем (суджинские могильники у города Кяхта), а затем наиболее значительные находки были сделаны в начале XX в. П. К. Козловым (ноин-улинские курганы в долине Селенги)

Совет

Предки китайцев якобы вели непрекращающиеся войны с другими племенами, такими как жуны (жун) — «рыжеволосые дьяволы» и ди. Отмечено племя «хунь-юй», это племя жило в степях севернее жунов. Прахуннские племена ханьюнь и хуньюй обитали в степи, примыкавшей к южной окраине пустыни Гоби.

В XIII веке до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Л. Н. Гумилёв считал, что хунну самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни. Также есть версия, что хунну многое переняли у индоевропейцев и развили их навыки.

За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло и они напали на Чжоу в 822 году до н. э… Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминалось в течение 500 лет. В это время в степях Восточной Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, возможно, принадлежащая ранним хунну, скелеты в могилах относятся к палеосибирскому типу.

Хуннская держава

В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.

Угроза со стороны хунну усилилась в III веке, когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем. Хуннская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.

Хунны около 1300-300 гг. до.н.э Khiruge, CC BY-SA 4.0

Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из 300 тысяч конных лучников. Колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам.

Строительство Великой китайской стены было призвано обезопасить северные пределы Китая от хунну, но задача эта не была решена полностью.

Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в брак хуннским вождям.

Ок. 51 г до н. э. империя раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию.

В 93 г., коалиция Китая, сяньби, динлинов и чешисцев (жителей оазиса Турфан) разбили хуннов в битве при Их-Баяне (Ikh Bayan кит. трад. 稽落山之戰, упр. 稽落山之战, пиньинь: jìluòshān zhī zhàn, палл.: цзилошань чжи чжань), а в 155 г.

Обратите внимание

сяньбийский вождь Тяньшихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви, из которых одна слилась с победоносными сяньбийцами; другая — мигрировала в Китай, третья осталась в горных лесах и ущельях Тарбагатая и бассейна Черного Иртыша; четвёртая с боями отступила на запад и к 158 г. достигла Волги и нижнего Дона.

Читайте также:  Xvii век в россии – время смуты

Об их прибытии сообщил античный географ Дионисий Периегет Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись по пути с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны.

В ходе отхода на запад четвертая часть так называемых малосильных хунну остаётся на территориях Семиречья и Западной Сибири с образованием государства Юэбань (160 — 490). Э. Паркер и тюрколог А. Дыбо считают, что «юэбань» — современное звучание, а «авар» — древнее звучание.

Хунну в Китае

По мере ослабления ханьской державы её правители стали привлекать вождей хунну для охраны северных пределов Китая. Эти вооружённые формирования не раз поднимали оружие против самих китайцев. Их вмешательство во внутренние дела Китая стало особенно активным после падения империи Хань и наступления периода Троецарствия.

В 304 г. один из южно-хуннских военачальников, Лю Юань, провозгласил себя шаньюем всех хуннских федератов и императором государства Северная Хань. Право на это ему давало происхождение (по женской линии) от ханьских императоров Китая. В 329 г. династия Лю Юаня была свергнута другим хуннским военачальником Ши Лэ. В IV—V веках южные хунну основали на территории Северного Китая государства:

  • Северная Хань (304—318)
  • Ранняя Чжао (318—329; иногда объединяется с Северной Хань в одно государство Хань Чжао)
  • Поздняя Чжао (319—351)
  • Северная Лян или Хэси (397—439)
  • Ся (407—431)

Вторжения разрозненных отрядов хунну в китайские пределы продолжались на протяжении IV в., однако после V в. их имя уже не упоминается в китайских источниках.

Одежда и вооружение знатного воина-хунну (сюнну) II в. до. н.э. А. Н. Подушкина Interfase, CC BY-SA 3.0

Письменность хунну

Бесспорных доказательств существования хуннского письма не имеется, однако некоторые сообщения в китайских хрониках могут быть истолкованы как содержащие указания на него.

Источник: https://buryatia.drugiegoroda.ru/6862-aziatskie-gunny-xunnu/

Гунны — покорители степей — Mydiscoveries.ru

Гунны. Возможно, никакое другое племя варваров не внушало такого страха народам запада, как они. Гунны появились буквально из ниоткуда и, проделав путь через венгерские равнины, они вошли в Галлию, подобравшись вплотную к северным границам Рима.

Другая их ветвь примерно в то же время пересекла Кавказ и разорила Армению. И, в конце концов, именно гуннские вожди во главе с вождем Аттилой стали той самой каплей, которая подтолкнула Римскую империю к гибели, тем самым навсегда вписав свое племя в историю.

***

Гунны были кочевниками из степей Центральной Азии, но точное их происхождение до сих пор остаётся загадкой.

Часто говорят, что они были теми самыми знаменитыми хунну, которые обитали к западу от Китая и сильно досаждали последнему своими постоянными набегами, вынуждая строить многочисленные защитные сооружения, которые в будущем слились в единую стену. Но эта версия сегодня вызывает массу споров.

Её приверженцы уверены, что разделение на гуннов и хунну — это результат исторической путаницы, которая возникла из-за значительных различий между китайской ветвью и той, которая ушла на запад.

Но ни одна из гипотез происхождения гуннов сегодня не является полностью доказанной, а их сторонники не имеют убедительных материальных доказательств своей правоты. Впрочем, даже если это правда, то, скорее всего, хунну были лишь одним из народов, который позже вольётся в так называемую гуннскую конфедерацию.

В римских источниках о них впервые упоминает историк Тацит в 91 году нашей эры, рассказывая о диком воинственном народе, живущем в регионе вокруг Каспийского моря.

Важно

Другими историками того времени гунны изображались как дикое племя грязных и необразованных дикарей, которые ничем не отличаются от скота, который они пасут. Впрочем, это мнение очень быстро изменилось.

К примеру, уже Аммиан Марцеллин и Приск (позднеантичные историки) изображали их в гораздо лучшем свете. Приск вообще одно время был частым гостем у Аттилы и долгое время проживал в гуннских посёлках, описывая образ жизни этих людей.

Становление гуннской государственности

Если тайна происхождения гуннов до сих пор остаётся нераскрытой, то об основании первого гуннского государства известно гораздо больше. Своё государство этот народ создал на землях внутренней Монголии, юга Сибири, Алтая и Забайкалья примерно в III веке до н. э.

Его основателем, а заодно и первым «официальным» правителем гуннов был царь Туман. Впрочем, по-настоящему объединить дикие племена в некое подобие конфедерации с верховным вождём во главе удалось его сыну Модэ, во время правления которого они полностью ассимилировались и превратились в один этнос.

Примечательно, что последний не унаследовал власть от отца, а зарезал теряющего силы старца и занял его место.

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете | Depositphotos — © denistopal

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете.

Гуннам не была известна письменность, поэтому не осталось ни одного их художественного или литературного произведения той поры. Зато в военном деле гунны были очень сведущи.

Несмотря на низкий уровень культуры, они были способны не только успешно перенимать различные военные технологии, захваченные у врагов, но совершенствовать их.

В изначальном месте образования гуннского государства свободных земель для потомков царя оставалось все меньше, поэтому вскоре конфедерация распалась, а составляющие её народы разделились.

Совет

Одна часть практически осталась на месте, перебравшись лишь немного ближе к границам Китая, а вторая держала путь в неизвестные западные земли.

И, в конечном итоге, именно им удалось добиться небывалого могущества и увековечить себя в летописях.

Исход гуннов на запад

Путь с востока на запад длился два столетия. Ряды гуннов постоянно пополнялись за счёт ассимиляции других кочевых племён, которые встречались у них на пути.

Позднее гунны и вовсе осели в Восточной Европе, соблазнившись её обширными плодородными землями и отсутствием конкурентов, которые могли бы представлять какую-либо серьёзную опасность.

Но в IV веке этому относительному затишью пришёл конец, когда Европу охватило Великое переселение народов.

Вторжение гуннов в Западную Европу началось после того, как воинственные соседи римлян готы, оставив попытки продвинуться на запад, отправились покорять причерноморские регионы.

Ведь Римская империя, хоть уже и не была такой могущественной, как раньше, но всё ещё успешно теснила европейских варваров от своих границ и не давала им продвигаться дальше на запад. Готы быстро добрались до Северного Причерноморья и Кавказа.

Тут-то на их пути и встретились гунны и два народа столкнулись лбами.

Нужно отметить, что культура гуннов и готов была очень родственной. Сходство оказалось столь выраженным, что готы поначалу приняли гуннов почти за родственников, только более диких, воинственных и примитивных. Их хронисты даже выдвинули предположение, что гунны произошли от трёх готских колдуний, которые были изгнаны из племени в восточные пустыни и сошлись там со злыми духами.

По словам готского историка Иордана, это племя было «малорослым, отвратительным и сухопарым», а причислить его к роду людскому можно было лишь благодаря тому, что его представители обладали подобием человеческой речи.

Обратите внимание

Но как бы там ни было, а новый соперник оказался готам не по зубам. И уже в 375 готское воинство готского вождя Германариха было полностью разгромлено предводителем гуннов Баламбером. Поэтому, не встречая больше серьёзного сопротивления, уже к концу IV века н.э.

гунны уже прочно обосновались на околицах Римской империи.

Границы государства гуннов в период пика могущества

Вторжение гуннов в Римскую империю

На то время Римская империя была уже фактически поделена на Западную и Восточную части, каждой из которых управлял свой император. И отношения между ними, мягко говоря, были не очень дружественными. Предводители гуннов быстро сориентировались в ситуации и проявив завидную дальновидность, обернули её в свою пользу.

Началось всё с того, что с V века отношения между Константинополем и Римом накалились до предела, и первый даже начал угрожать Вечному городу войной.

Полководец Западного Рима Аэций, который тогда уже был едва ли не лучшим другом вождя гуннов Руа, не нашёл лучшего решения, как привлечь это племя для защиты своей страны. Увидев такую грозную силу, император Восточной Римской империи свернул свою кампанию и спешно ретировался.

С гуннами же было решено заключить договор о дружбе и ненападении. Подкрепили этот союз, обменявшись заложниками. Сам предводитель гуннов отправил в Рим своих племянников, одним из которых был юный Аттила.

Рекомендуем
Флавий Аэций — последний из римлян

И хотя римская знать считала это своей победой, на самом деле она недооценила хитрость владыки гуннов, за что в скором времени сильно поплатилась.

Правители Рима были уверены, что смогут воспитать отпрысков вождя варваров так, чтобы они всей душой полюбили Рим и стали для него верным союзником в борьбе с восточным соседом.

Важно

К юным варварам приставили лучших учителей для того чтобы цивилизовать их и обеспечить самую роскошную жизнь в надежде навсегда привязать к Риму.

Лучшим из учеников стал Аттила. Римские обычаи были ему противны, но к наукам он проявил самый живой интерес. Будучи умным и внимательным учеником, Атилла быстро подметил все особенности ведения войны имперским войском и усвоил слабости римлян. Когда настало время возвращаться домой, он уже понимал, как можно сломить непобедимый Рим.

Восхождение императора гуннов

После смерти вождя Руа (434 год) во главе гуннов стали братья Аттила и Блед. Аттила в то время был уже зрелым опытным полководцем и государственным мужем, поэтому, получив власть, он активно приступил к расширению государства, обратив своё внимание на восток.

Аттила. Фрагмент фрески Делакруа, ок. 1840 г.

Границы Восточной империи тогда представляли собой лёгкую добычу, и гунны начали полномасштабное наступление. Летом 441 года Аттила и Блед пересекли пограничные регионы и разграбили провинции Иллирии, которые на то время являлись очень богатыми римскими торговыми центрами.

В 445 году после смерти брата Аттила становится полновластным правителем уже почти сформировавшейся гуннской империи (поговаривают, что Блед отправился на тот свет не без помощи своего родственника, хотя официальных обвинений последнему выдвинуть, конечно, никто не посмел).

Он продолжает вторжение на восток, грабя и уничтожая римские города, и останавливается буквально в 20 милях от Константинополя.

Закончился поход Аттилы тем, что в 447 году римлянам пришлось заключить унизительный мир с гуннами, согласно которому им пришлось платить вождю огромную дань золотом.

Нужно отметить, что Аттила здесь проявил удивительное миролюбие, поскольку ему ничто не мешало двинуться дальше и полностью стереть Константинополь с лица земли.

Совет

И даже неудавшееся покушение, заказанное Феодосием, не изменило настроения Аттилы. Ему было достаточно денежной компенсации и унижения императора.

К 451 н. э., империя Аттилы простиралась от регионов современной России вниз через Венгрию и через Германию во Францию. Он получил регулярную дань от Рима и при этом не забывал совершать набеги на римские территории, продолжая грабить и уничтожать провинциальные города.

Падение империи Атиллы

Если в период борьбы с Восточной Римской империей Аттила сохранял хотя бы видимость хороших отношений с Западом, то после фактической капитуляции Константинополя вождь гуннов решил подчинить Запад так же, как и Восток и для этого планировал сперва уничтожить раздираемую войной с германскими племенами Галлию, а затем уже и покорить оставшиеся территории Западной Римской империи. Но осуществить эти плану ему так и не удалось.

Почувствовав себя достаточно могущественным (и, скорее всего, получив сведения о поражении сил римлян в Африке в войне с вандалами) Аттила начал наступление. Сперва он пробовал вести переговоры с Римом и в обмен на свою лояльность потребовал руку принцессы Гонории и половину империи в качестве приданого.

Неудивительно, что сторонам так и не удалось договориться, и в 451 году в Галлии произошло знаменитое сражение на Каталаунских полях, прозванное позже «битвой народов».

Гунны наступали вместе со своими союзниками гепидами и другими германскими племенами, а на стороне римлян сражались вестготы, которые уже сами немало пострадали от гуннов. В этом сражении Аттиле противостоял его бывший друг и наставник Флавий Аэций. Жесточайшая битва так и не закончилась победой ни одной из сторон.

Два полководца потеряли в бою почти всех воинов и остались при своих — Аэцию удалось отразить нашествие гуннского царя, но набеги на западные провинции продолжались вплоть до смерти последнего в 453 году.

Читайте также:  Духовный мир и повседневный быт советского человека

Конец же величайшего из гуннских вождей был совершенно бесславным.

Согласно сведениям позднеантичного историка Приска (а его сведения можно считать достоверными, поскольку умный и образованный хронист и дипломат быстро нашёл общий язык с Аттилой и долгое время жил у него при дворе), взяв себе новую молодую жену, Атилла «отпраздновал  первую брачную ночь со слишком большим количеством вина».

Отдыхая после любовных утех и чрезмерных возлияний, он заснул, лёжа на спине, и в это время у него случился «прилив лишней крови к голове». Будь Атилла в сознании, он отделался бы одним носовым кровотечением, но в этом случае кровь излилась в горло и убила его.

Обратите внимание

После смерти Аттилы править империей стали его сыновья. Но не обладая грозным нравом своего отца и даже толикой его ума, они быстро потеряли контроль над государством, которое постепенно начало распадаться. Впрочем, ослабленная кровопролитной войной Западная Римская империя тоже не смогла оправиться от удара и уже спустя несколько лет великий Рим пал и был разграблен вандалами.

Иллюстрация: depositphotos — © denistopal

Рекомендуем
Почему вандалов называют вандалами? История «вандализма»

Источник: https://mydiscoveries.ru/gunnyi-pokoriteli-stepey

Как гунны связали Байкал и Венгрию — Общество и культура — Новая Бурятия

Необходимо пояснение, какое отношение буряты имеют к венграм, тогда как, разумеется, имеют монгольское, а не тюркское происхождение.

Чтобы показать эту связь приводится отрывок из будущей книги «Секретная история бурят», работу над которой в настоящее время я завершаю. В доисторические времена разница между монголами и тюрками была не очень большой.

А в период, когда хунну покинули берега Байкала, значительная их часть осталась и вошла в состав монголоязычных сяньби.

Предки бурят – свирепые гунны

На берегах Желтой реки в эпоху Железного века китайцы основали одну из первых цивилизаций в истории человечества, которая с древних времен обладала письменностью.

В китайских письменных памятниках много говорится о кочевниках, которые постоянно совершали набеги на Китай.

Китайцы этих чужеземцев называли «ху», что значит «варвары», и подразделяли их на «сюнху» (северные варвары) и «дунху» (восточные варвары). Сюнху, или сюнну, были племенами хунну, а дунху – монголоязычными племенами.

В те далекие времена Китай не был единым государством и состоял из нескольких самостоятельных царств. В свою очередь, и северные кочевники существовали отдельными племенами и не имели единой государственной системы. Китайские царства, опасаясь набегов северных кочевых племен, строили по северной границе своих территорий стены.

Важно

Правление Цинь Ши Хуана в Китае (царь Цинь – с 241, император – с 221 года до н.э.) привело к объединению разрозненных китайских царств в империю. В истории Китая этот исторический период называется эпохой Цинь. Продолжался он с 221 по 207 годы до н.э.

Император Цинь Ши Хуанди объединил стены бывших китайских царств в одну стену, впоследствии получившей название «Великая Китайская стена». По сути это было искусственное сооружение на естественной границе между империей и кочевым миром. И появление империи в Китае в 221 году до н.э.

способствовало созданию первой кочевой империи – империи хунну.

У нас в семье есть история, связанная с родством современных венгров с древними азиатскими кочевниками. Мой дед Поликарп Архипович Алсаткин однажды рассказал мне историю, как он участвовал в освобождении Венгрии от фашистских захватчиков. После боев за город Будапешт его часть дислоцировалась в пригороде, где было много садов.

К нему подошел старик венгр и начал звать с собой. Он привел деда в свой дом и начал рассказывать о том, что венгры помнят свое азиатское прошлое. Уж не знаю, как они объяснялись. Дед в годы войны был сравнительно молодым человеком. А венгр был, конечно, постарше. Он достал из тайника в саду вино, мясо и угощал деда.

Может, это была признательность за освобождение Венгрии, однако других солдат он не позвал.

Венгерская исследовательница доктор Борбала Обрушански (Borbala Obrusanszky) проследила весь путь гуннов вплоть до его истоков в Китае и Монголии. Обрушански занялась изучением ранней истории гуннов, чтобы лучше понять, каким был этот народ на самом деле. В своих трудах она отмечала:

«Больше всего существует информации о восточных гуннах, так как китайцы записали практически все самые важные сведения о них. В многочисленных хрониках они рассказывают об образе жизни гуннов, об их законах, а зачастую сравнивают их традиции со своими собственными.

Кроме того, в этих источниках встречаются даже гуннские слова. Китайские исследователи уже занимались их изучением. Благодаря этим сведениям известно, что центр их государства располагался на изгибе Желтой реки (Хуанхэ), где сейчас находится пустыня Ордос.

В древности это был важный металлургический центр».

Государство гуннов в источниках связывается с династией Ся, правившей в Китае около 2200−1700 годов до н.э. Считается, что гунны продолжали жить среди китайцев и тюркских народов вплоть до VII века н.э., и, в конце концов, были поглощены различными степными племенами. Так китайские летописи свидетельствуют о том, что 100 тыс. семей хунну вошли в состав монголоязычных сяньби.

«Аттила, известный в китайских хрониках как Маотунь, смог создать великую гуннскую империю в V веке, – отмечала Борбала Обрушански. – Когда я училась в Монголии, то обнаружила очень много общих черт в венгерской и монгольской культурах. Я начала искать истоки этого сходства и, в конце концов, пришла к выводу, что Венгрия получила эти традиции от гуннов».

Хунну населяли лесостепи к северо-востоку от Китая с 220 года до н.э. по II век н.э. Кстати, известно, что по-бурятски «хун» означает «человек». Согласно Льву Гумилеву, в XIII веке до н.э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Гумилев считал, что хунну освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни.

Есть версия, что хунну многое переняли у скифов и развили их навыки. Переселившись на новое место, хунну частично смешались с аборигенами, обитавшими на территории современной Монголии, и частично покорили их. За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло, и они напали на Чжоу в 822 году до н.э. Китайцы набег отбили.

О хунну не было упоминаний в течение 500 лет.

Совет

В то время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, которая могла быть переходной от скифов к хунну. Останки людей в этих могилах относятся к палеосибирскому азиатскому типу.

Шанъюй Модэ

Угроза со стороны хунну для Китая стала ещё более ощутимой в III веке до н.э., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем (вероятно, по аналогии с китайским наименованием императора — означает «Сын неба»).

Неизвестно, кто стоял у истоков образования племенного союза хунну. Однако первым единоличным хуннским правителем был Toy Ман (Тумен). Он принял титул шаньюя, который поначалу это был главный из 24 старейшин хунну.

Шанъюя в то время избирали на съезде старейшин.

Во времена правления Тумен-шаньюя в последней четверти III века до н.э. хунну оказались между двух огней – могущественными дунху и юэчжами – потомками скифов. В 215 году до н.э. Тумен потерпел поражение от китайского войска. Узнав, что хунны обескровлены, правитель юэчжей потребовал от Тумен-шаньюя сына в заложники. Так старший сын Тумен-шаньюя, Модэ (Маодунь) оказался у юэчжей.

Затем, когда хунну вновь набрали силу, Тумен собрал войско для похода против юэчжей. Узнав об этом, Модэ на быстроногом коне бежал из плена. Этот побег был своеобразным образцом отваги и принес Модэ уважение и любовь многих хунну. Тумен выделил своему старшему сыну часть войска. Однако в 209 году до н.э. Модэ сверг своего отца и объявил себя шанъюем.

Модэ (209-174 годы до н.э.) основал наследственную династию шаньюев. Выборы шаньюя сохранились, как условная процедура при передаче власти новому шаньюю, который указывался в завещании предыдущего.

Сосредоточив власть в своих руках, Модэ приступил к усилению боеспособности войска и внезапно напал на владения дунху, кочевавших в южной Маньчжурии и горах Большого Хингана. Войска дунху были разгромлены. Затем Модэ напал на юэчжей, которые под его ударами были вынуждены бежать дальше на запад. В 205-204 годах до н.э.

Модэ покорил еще ряд соседних племен и совершил свой первый поход в Китай. В 203-201 годах до н.э. хунну продолжали свои походы, разоряя Китай.

Обратите внимание

Покорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, Модэ двинулся к границам Китая, где правил основатель династии Хань Лю Бан, победивший во внутренней междоусобной войне.

Однако Китай, ставший вновь единой империей, не смог противостоять хунну. Лю Бан, носивший титул Гао-цзу, заключил в 198 году до н.э. с Модэ мирный договор, «основанный на мире и родстве».

Этот договор, сохранявший свою силу на протяжении почти 60 лет, фактически сделал Китай зависимым от хунну.

Скорей всего, во времена Модэ на территории современной Бурятии был основан хуннский город в устье р. Иволга, который в настоящее время претендует на звание древнейшего Улан-Удэ. Фрагменты этого хуннского городища в 1897 году в местности Оргойтон открыл врач, музеевед и археолог Юлиан Талько-Грынцевич.

Создание первого кочевого государства Хунну в III веке до н.э. на территории Центральной Азии с центром в Монголии явилось одним из переломных этапов в истории Евразии.

С этого времени Центральная Азия на многие века превратилась в своеобразное горнило, в котором в войнах формировалась кочевая цивилизация, а волны нашествий кочевников распространялись далеко на запад и на восток.

Однако впоследствии постоянные войны с Китаем привели к ослаблению хунну и их вытеснению из Центральной Азии.

Гунны устроили Великое переселение народов

За 200 лет северо-западные хунну, изгнанные из Байкальского региона, прошли через лесостепи огромных территорий Евразии до Европы.

Важно

Как некогда скифы, они вышли к Северному Причерноморью, территории которого занимал Готский союз, созданный в IV веке готским королем Германарихом.

Держава помимо готов включала ираноязычные и прото-славянские племена (Зарубинецкая и Черняховская культуры). Это королевство оказывало серьёзное влияние на всю Юго-Восточную Европу.

Держава Германариха попала под удар гуннов, пришедших с востока и была разгромлена в 375 году. С этого момента во всемирной истории началось так называемое Великое переселение народов. Под давлением гуннов, когда-то покинувших берега Селенги, германские племена начали вторжение на территорию Римской империи, история которой клонилась к закату.

В правление римского императора Валентиниана III (425-455 годы) давление варваров на Западно-Римскую империю усилилось. В конце 440-х годов началось завоевание Британии англами, саксами и ютами.

В начале 450-х годов на Западно-Римскую империю обрушились гунны во главе с Аттилой. Именно тогда гуннского вождя прозвали «бичом божьим».

В VI веке на территории современной Венгрии (Хунгарии) он основал древнее гуннское государство и начал завоевывать Европу.

Борбала Обрушански отмечает следующее: «Атилла был величайшей фигурой в европейской истории, многие до сих пор содрогаются при звуке его имени. Он создал огромное федеративное государство от Кавказа до Рейна.

Он одерживал победы практически во всех военных кампаниях, шел туда, куда хотел, так как его военные знания и армия были гораздо сильнее римских войск. Несмотря на это, он пощадил Рим по просьбе папы.

Совет

А готы Алариха в 410 году и вандалы под предводительством короля Гензериха в 455 году разграбили Вечный город. Атилла стал предком как венгерской, так и болгарской династий. В Венгрии он считается средневековым венгерским королем.

Вождь венгров Арпад считал себя потомком Атиллы и завоевал Венгрию, потому что считал, что имеет на нее право». Влияние Атиллы на Европу таково, что он является одним из героев германских и скандинавских саг под именем Атли наряду с богами Тором, Локи и другимим героями».

Сами же венгры свое современное государство связывают с процессом заселения их предками Карпатского региона в X веке называют «обретением родины». Среди тюркских кочевников это были самые западные племена. И их объединение связывают с именем хана Арпада.

Тем временем в Байкальском регионе гегемонию хунну сменила власть сяньби. Многие исследователи считают сяньби предками монголов, а Лев Гумилев называет сяньбийский язык – «древнемонгольским».

С точки зрения же китайцев, сяньби были родственны народу хунну, которые первоначально доминировали над сяньби. Так, в начале II века до н.э. Модэ разгромил сяньбийцев, которые откочевали на восток к Ляодуну.

Но затем вернулись и отвоевали эти территории.

Источник: https://newbur.ru/n/34282/

ГУННЫ

  375 год н.э. открыл страшный период в истории Европы. Дикие орды гуннов вторглись в ее пределы, начав опустошительную войну, которая привела к упадку огромный край, заселенный племенами, стоявшими на высокой ступени общественного и культурного развития.

  В это время в Северном Причерноморье, на территории современной Украины, жило смешанное полукочевое население, известное античным авторам под именем сарматов. Полосу лесостепи занимали оседлые племена, которые считаются предками славян. Они были земледельцами и в IV в. н.э. переходили к интенсивной плужной обработке земли.

Читайте также:  Восстание 14 декабря 1825 г.

  В III в. н.э. здесь сложился племенной союз, включавший в свой состав как оседлое, так и полукочевое население. Во главе союза, как уже было отмечено, стали готы.

Обратите внимание

Сложение союза племен, известного в истории под названием «царства Германариха», сыграло положительную роль в экономическом и политическом развитии края, прекратив бесконечные межплеменные столкновения и наладив тесные связи между населением Крыма, в частности греческих колоний, и населением Приднепровья.

Многочисленные клады римских монет и изделий, а также большое количество привозных вещей в могильниках II—IV вв. н.э., оставленных различными племенами, входившими в состав «царства Германариха», свидетельствуют о связях с Римской империей. В целом высокая культура племен Северного Причерноморья II—IV вв. н.э.

испытывала значительное влияние римской цивилизации. Великолепные изделия местных ремесленников (гончаров, ювелиров и др.) сделаны под влиянием римских образцов.

  К востоку от Дона, древнего Танаиса, возник еще один племенной союз, состоявший из местных племен и возглавленный аланами. Большую научную ценность представляют богатые курганы начала I тысячелетия н.э., принадлежавшие аланской знати. Под ними были открыты роскошные погребения-катакомбы.

К сожалению, большинство могил ограблено еще в древности. Несмотря на это, в руки археологов попало немало вещей, которые дают возможность судить не только о широких культурных связях аланских племен, но и об их общественном строе, в частности о выделении племенной аристократии.

Об экономических и культурных связях с соседними государствами и странами — Римской империей, причерноморскими греческими городами, Средней Азией — говорит большое количество обнаруженных в могилах привозных вещей (особенно монет), а также вещей, изготовленных местными мастерами под влиянием римских и восточных образцов.

  Вот то население, с которым столкнулись гунны, хлынувшие в Европу из азиатских степей в середине IV в. н.э.

  Кто были эти гунны, о которых с ужасом и отвращением рассказывали средневековые писатели на страницах дошедших до нас трактатов и хроник?

Важно

  Мощное объединение кочевых племен, обитавших на территории Северного Китая и Монголии и известных под именем хунну, издавна (с IX в. до н.э.) тревожило Китайскую империю. Хунну (гунны) были скотоводами-кочевниками, не имевшими «ни городов, ни оседлости, ни письменности». Но у каждого уже был определенный участок земли.

«Могущие владеть луком все поступают в латную конницу… Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются кожами его, прикрываются шерстяным и меховым одеянием. Сильные едят жирное и лучшее, устаревшие питаются остатками после них.

Молодых и крепких уважают, устаревших и слабых мало почитают», — так писали китайские летописцы о своих северных соседях.

  На рубеже нашей эры хунну находились на стадии разложения родо-племенного строя, когда родо-племенные отношения прикрывали уже нарождавшиеся в хуннской среде классовые противоречия. Ко II в. до н.э. эти противоречия стали столь заметны, что хуннская племенная аристократия вынуждена была признать необходимость единой крепкой центральной власти.

Власть была захвачена сильным, умным и деятельным Модэ. Молодая держава Модэ стала опасным и грозным противником всех сопредельных с нею стран и народов. История хунну этого времени — это ряд сокрушительных нашествий на соседей и особенно на наиболее богатого из них — Китай.

Немало сил и золота пришлось истратить Поднебесной империи, прежде чем она смогла справиться с мощным напором северных «варваров».

  К этой наиболее яркой эпохе истории хунну относятся обнаруженные в Забайкалье многочисленные обширные курганные могильники, состоявшие из каменных насыпей с бревенчатыми срубами под ними. Среди массы рядовых могил под едва заметными холмиками попадаются огромные курганы, сложенные из камней. Эти богатые курганы принадлежат хуннской знати и ханам (шаньюям).

Наиболее известен могильник Ноин-Ула, расположенный в Монголии, недалеко от Улан-Батора. Несмотря на то, что большинство богатых погребений было ограблено еще в древности, огромное количество вещей, обнаруженных в погребениях, позволяет составить ясное представление о хозяйстве, культуре, торговых и культурных связях и общественном строе хунну того времени.

  Скотоводство по-прежнему составляло основу хуннской экономики. Большую роль в хозяйстве играла и охота.

Совет

Она была основным развлечением богачей, обеспечивала средствами существования рядовых общинников, у которых уже не было возможности разводить необходимое для жизни количество скота. Характерно, что бытовые предметы хунну любили украшать фигурами диких животных.

Похожие изображения фантастических зверей известны в скифском и переднеазиатском искусстве. Наиболее тесно хунну были связаны с племенами Западной Сибири и Алтая.

  Имущественная дифференциация хунну, судя по могильникам, настолько выразительна, что неизбежно наводит на мысль и о далеко зашедшей классовой дифференциации. Однако у них, как и у большинства кочевых народов (скифов, массагетов и др.

), очень долго сохранялись внешние родовые формы общественных отношений. Хунну широко пользовались трудом рабов-военнопленных (правда, только в домашнем хозяйстве).

Многие из захваченных в далеких походах военнопленных становились зависимыми от богачей земледельцами и ремесленниками.

  В середине I в. до н.э. государство хунну распалось на две части — северную и южную. Южные хунну остались на месте, а северные постепенно отошли на запад — в Семиречье. Там часть из них и осела, образовав небольшое владение Юебань, а остальные двинулись в Приуралье.

  Первое упоминание о гуннах в европейской литературе содержится в трудах византийца Дионисия, писавшего в 160 г. н.э. о том, что гунны жили за прикаспийскими скифами, в местности, прилегающей к Аральскому морю.

  Во второй половине IV в. н.э. гунны, тесня аланов, вновь начинают движение на запад и снова, на этот раз надолго, приковывают внимание средневековых европейских писателей.

  «Гунны, — писал антиохийский грек Аммиан Марцеллин в 90-х годах IV в. н.э., — вторгнувшись в земли тех аланов, которые сопредельны с грантунгами и обыкновенно называются танаитами, многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе по условиям мирного договора».

Он помещает их на берегах Азовского моря и с достаточной степенью антипатии и брезгливости описывает их внешний облик, быт и некоторые обычаи. По его словам, гунны отличались коренастым сложением, грубым, «чудовищным и страшным» видом. Питаются они кореньями и полусырым мясом, одеваются в шкуры или холщевые рубахи.

«У них никто не занимается хлебопашеством и не касается сохи.

Обратите внимание

Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь…, гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми». Гунны — прирожденные всадники, они «приросли к коням», на которых проводят большую часть жизни.

Восточная Европа в III-IV вв. н.э.

  Захватив придонские степи в Приазовье, гуннские орды около 370 г. н.э. бросились на Крымский полуостров. Территория Боспорского царства, его селения и города были разгромлены.

  Полное прекращение жизни на большинстве поселений Боспора, установленное археологическими раскопками последних лет, явное доказательство, что гунны действовали огнем и мечом, сметая все на своем пути.

Уничтожены были не только мелкие города, не сумевшие оказать сопротивления противнику, но и столица царства — Пантикапей. В слоях этого времени на обширных участках города сохранились следы пожарищ и руины.

Гуннское нашествие окончательно подорвало жизненные силы Боспорского царства. Разрушенными оказались и многие другие крупные города Крыма.

  Из Крыма гунны подошли к границам «царства Германариха». Стоявший во главе союза Германарих при столкновении с гуннами погиб.

  Союз, состоявший из многих разноязычных, чуждых друг другу причерноморских племен, распался при первом серьезном столкновении с противником.

Некоторые из племен, входивших в этот союз (преимущественно кочевники), перешли на сторону гуннов, другие были ими покорены или истреблены.

Важно

Часть их отступила к западу и здесь, на берегах Днестра, была окончательно разбита гуннскими полчищами. Остатки разгромленных готов и сарматов бежали в пределы Римской империи.

  Захватив степные пространства Северного Причерноморья, гунны некоторое время оставались там, кочуя и собирая дань с уцелевшего после погрома местного населения. Гунны, по-видимому, были в курсе всех политических событий того времени.

Во всяком случае, воспользовавшись тем, что византийский император Феодосии I перевел большие воинские подразделения из азиатских провинций в европейскую часть империи, гунны по Дербентскому проходу ворвались в Закавказье, прошли в Сирию и Малую Азию и разгромили там ряд городов.

«Вот весь восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов, где александровы запоры сдерживают дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летя туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом».

  Одновременно гуннские орды, продолжая продвижение в Европе, вступили в пределы Римской империи. Здесь, на Дунае, они окончательно разбили остатки бежавших готов. Защищая свои границы, Византийская империя усиливала гарнизоны, а также путем подкупов пыталась внести раздоры в среду гуннских вождей.

  В 30-х годах V в. н.э. во главе гуннского объединения встали два вождя — Аттила и Бледа. Существует предположение, что Аттила стоял во главе западных, а Бледа — во главе восточных гуннских племен, кочевавших от нижнего Дуная до Волги.

В 445 г. н.э., убив Бледа, Аттила объединил все племена гуннов под своей властью и в течение 20 лет определял политическую жизнь Европы.

Этот человек вошел в историю цивилизации как образец варовара-завоевателя, жестокого и безжалостного правителя.

  Обосновавшиеся на Дунае в Паннонии гунны удерживали в своей власти причерноморские племена, которые составляли неисчерпаемый военный резерв гуннов и являлись их более или менее надежным тылом.

Совет

Именно с населением Причерноморья гунны поддерживали тесные отношения, постепенно растворяясь в массе покоренных степных и лесостепных народов: угров, аланов, готов, славян и др.

О степени ассимиляции гуннов свидетельствует то обстоятельство, что в Европе гуннские памятники до сих пор почти не выделяются среди других, одновременных им. Очевидно, их культура за период пребывания в европейских степях стала близка сармато-аланской.

К собственно гуннским памятникам относятся только несколько обнаруженных в Восточной Европе погребений и кладов, а также появившиеся в Европе в IV в. н.э. деревянные и медные украшения, покрытые золотой фольгой, бронзовые котлы с фигурными ручками, деревянные седла.

  Особенно характерным для гуннов оружием были мощные луки, достигавшие длины 1,65 м и укреплявшиеся на концах костяными пластинками, которые придавали им необычайную для того времени крепость и упругость. Такой лук был у каждого всадника, входившего в гуннскую конницу.

Сталкивавшиеся с гуннами современники постоянно отмечают, что «это кавалерия, вооруженная луками, стрелами и копьями». Их военная тактика была типична для кочевников всех времен, начиная со скифов и кончая татаро-монголами. Они, как правило, не прибегали к рукопашной схватке, а действовали издалека, осыпая противника стрелами и изматывая его.

Так они добивались полного утомления блокированного врага. Они умели заманить противника в засаду и, окружив его, уничтожали.

  Такими же консервативными, как военное дело, были и общественные отношения гуннов, которые, судя по сообщениям византийских писателей, мало изменились со времен Модэ. Это по-прежнему была военно-демократическая держава, мощь которой зависела исключительно от удачных и неудачных грабительских набегов и походов на соседние цивилизованные страны.

  Поэтому смерть Аттилы (453 г. н.э.), талантливого полководца и вождя, немедленно повлекла за собой распад гуннской державы. Это привело к освобождению многих племен, плативших ей дань. В частности, уже к концу V в. н.э.

Обратите внимание

полностью отложились от гуннов и эмансипировались племена Северного Причерноморья.

Правда, имя гуннов надолго еще сохранилось в сочинениях византийских, сирийских, закавказских авторов в качестве традиционного наименования варваров-кочевников степной полосы Причерноморья.

  Однако вскоре эти племена начинают выступать под своими собственными наименованиями, они сами создают новые большие и малые племенные союзы.

  Возникшие военные объединения и союзы распространяли свою власть на широкую территорию, достигали иногда большого, но эфемерного могущества и столь же быстро распадались после военного поражения, усиления соседнего союза племен или появления новой волны азиатских кочевников.

Ни одно из этих объединений не достигло могущества и значения гуннской конфедерации. Но они полностью сохраняли паразитический характер ее экономики и грабительскую сущность ее политики.

Большинство из них, истощенные экстенсивным кочевым скотоводством, полностью зависящие от ограбления земледельческих народов, были в конце концов разбиты последними и бесследно исчезли с исторической арены.

  Лишь немногие из кочевых народов, вступив в тесное общение с земледельческими племенами, освоили земледелие и смогли интенсифицировать свое хозяйство. Именно эти народы и приняли участие в формировании и дальнейшем развитии европейских народов и их государств, в некоторых случаях сообщив им свое этническое имя.

Источник: http://ruhistor.ru/history_dor_016.html

Ссылка на основную публикацию