Государственные реформы ивана грозного

Реформы Ивана Грозного

История России  /  Иван IV Грозный  /  Реформы Ивана Грозного

Иван Четвёртый был сыном князя Василия Третьего и Елены Глинской. Когда отец Ивана умер, его правление на себя взяла мать (на пять лет), после смерти которой, вся власть перешла в руки семибоярщины.

Шестнадцатого января 1547 года Иван Четвёртый принял титул царя. В 1549 году была образована партия реформ, которую возглавлял царский любимец Алексей Адашев и, получившая название «Избранная рада».

В неё входили такие приближённые царя как А. М. Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, а также дьяк Иван Висковатый.

Обратите внимание

С этого времени началась эпоха правления Ивана Грозного, которая ознаменовалась небывалыми успехами во внешней политике и внутренних делах русского государства.

Иваном Четвёртым совместно с Избранной радой был проведён ряд реформ, которые были направлены на централизацию Русского государства. Очень повлияло на характер данных реформ Московское восстание (1547 год), которое показало царю, несамодежавность царской власти.

Важным первым шагом считается Земский собор 1550 года (другое название – Великая земская дума), во время которого царь Иван дол боярам понять, что отныне он берёт бразды правления в собственные руки и время боярского самовластия прошло.

Итогом данного совещания явилось обновлённое издание судебного свода, по большей части повторяющий Судебник сорок седьмого года, но дополненный и исправленный различными грамотами и указами, которые были связаны с улучшением судебных порядков.

В 1551 году на Царском соборе были зачитаны «Царские вопросы», которые были разделены на сто глав, отчего данный собор историки часто называют Стоглава. Данное собрание имело такие же государственные полномочия, как и Судебник.

Основная тема церковной реформы проведённой Грозным касалась монастырского земледелия. В том же пятьдесят первом году царь издал указ об конфискации всех угодий и земель, которые были переданы Боярской думой монастырям и епископам после кончины Василия Третьего.

Данный закон полностью запрещал приобретать церкви новые земли без правительственного разрешения.

В 1553 году Иван Грозный вводит на Руси печатное дело, которое становиться новым ремеслом, а также укрепляет вооружённые силы, создав стрелецкое войско. Кроме того, основным пунктом своей внешней политики Иван Грозный считал окончательное сокрушение татарской силы (в 52-56 году были взяты Казань и Астрахань, положив конец татарскому господству в Поволжье).

В 1560 году Грозный разогнал раду, после чего последовала эпоха опричнины и многочисленных казней.

Таким образом, мы можем говорить о двух направления реформаторской деятельности Ивана IV Грозного – реформы избранной рады и опричнина. О каждом из направлений следует поговорить отдельно и более обстоятельно.

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/ivan-iv-grozniy/reformi-ivana-groznogo/

Государственные реформы Ивана Грозного (часть 1)

Государственные реформы Ивана Грозного
(часть 1)

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “…

возненавиде грады земля своея … и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема”; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась.

Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно.

Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Важно

Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV.

Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.

К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.

Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге, вышедшей в 1922 г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р. Ю.

Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий.

Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы, и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

Программа реформ.

Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.

Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность.

Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, – дворян, помещиков и верхи посада.

При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

Совет

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно со “священным собором” (т. е. высшими представителями церкви).

Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени.

Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, – это вопрос о боярских детях и их интересах.

Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем.

Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля.

Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.

Обратите внимание

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е.

Пресняков писал: “выступление царя защитником интересов “детей боярских”, будущего дворянства, несомненно начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины”.

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских – помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”.

Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года.

Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):

1. О борьбе с местничеством

2. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений

3. О монастырских, княжеских и боярских слободах

4. О ликвидации корчем

5. О ликвидации мытов

6. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту

7.

О заставах по рубежам

8. Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин

9. Об упорядочении дела раздачи поместий

10. О порядке обеспечения вдов боярских детей

11. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями

12. О всеобщей переписи земель

Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос.

Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят “Царские вопросы”, пять посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей.

Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других.

Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать “недостаточного” за счет “лишков” земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.

Судебник 1550 года.

Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности.

Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

1 Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона

Важно

2 Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу.

Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов.

Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию.

Читайте также:  Ремесло и торговля древней руси

Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса – “приговор” – осуществляется для различных законов по-разному:

1. Приговором одного царя.

2. Приговором царя с боярами.

3. Устным приказом царя (“государевым словом”).

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов.

Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным.

Совет

Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похожее на обсуждение закона в парламенте – значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

Приговор о местничестве.

Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными – княжескими или боярскими – фамилиями, а внутри этих фамилий – взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.

Московские великие князья (а затем цари) вели упорную борьбу против местничества, так как местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако феодальная знать в свою очередь упорно боролась за сохранение местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.

Особую остроту местничество и местнические счеты приобрели в области военной, в армии. Здесь с особой очевидностью выступала реакционная роль местничества.

Основным недостатком в организации русской армии того времени было то, что управление армией было построено на местнических началах. Это лишало командование армии возможности оперативного руководства войсками и, напротив, позволяло княжатам и боярам, недовольным политикой правительства Ивана IV, саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Местнические счеты лишали правительство возможности руководствоваться при назначении на посты воевод соображениями политического и персонального порядка, а требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией.

В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве. В “Вопросах” Ивана IV Стоглавому собору обстоятельства и мотивы издания приговора о местничестве изложены следующим образом: “Отец мой, Макарий митрополит, и архиепископы, и епископы, и князи, и бояре. Нарежался есми х Казани со всем хрисолюбивым воинством и положил есми совет своими боляры в пречистой и соборной перед тобою, отцем своим, о местех в воеводах и в сяких посылах в всяком разряде не местничатися, кого с кем куды ни пошлют, чтобы воиньскому делу в том порухи не было; и всем бояром тот был приговор люб”. Таким образом, целью издания приговора “О местах” было создать условия, позволяющие не допустить “порухи” “воинскому делу” во время похода, проистекавшие от местничества в “посылках” и в “разряде”.

Обратите внимание

Приговор о местничестве от ноября 1549 года состоит из двух частей. Первая часть приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях – не-воеводах.

По своему содержанию приговор 1549 года формально представляет собой акт, определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями. В рамках признания правомерности местничества находится и другая группа норм, формулируемых приговором: о порядке регулирования тех случаев, когда служебные отношения между теми или иными служилыми людьми не соответствуют местническим счетам между ними. Однако существо приговора 1549 г. о местничестве заключалось не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.

Для понимания политической направленности приговора о местничестве очень много дает то толкование, которое было дано этому приговору во время похода 1549-1550 гг. после приезда во Владимир митрополита Макария, когда вопрос о местничестве являлся предметом обсуждения царя, митрополита и бояр, и только что принятый приговор о местничестве был вновь подтвержден. Опираясь на это подтверждение, Макарий в своем обращении к служилым людям следующим образом сформулировал тот порядок, которым должна была определяться служба всех категорий служилых людей во время похода: “А лучитца каково дело, кого с ким царь и великий князь на свое дело пошлет, а хотя будет кому с кем и не пригож быти своего для отечества, и бояре б, и воеводы, и князи, и дети боярские для земского дела все ходили без мест. А кому будет каково дело о счете, и как, оже даст бог, с своего дла и с земского придет, и государь им счет тогды даст”.

Речь Макария, внесенная в текст официальной Разрядной книги, может рассматриваться как своего рода официальный комментарий к тексту приговора о местничестве.

Совершенно так же излагается существо приговора 1549 года и в “Царских вопросах” Стоглавому собору, где приговор о местничестве характеризуется как закон, устанавливающий принцип: “О местех в воеводах и в всяких посылках в всяком разряде не местничатися, кого с кем куды ни пошлют”.

Таким образом, как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках “без мест” и в запрете “местничаться” во время похода.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 40-50 годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики правительства и продемонстрировал формы и пути реализации этой политики.

Источник: http://www.reflist.ru/doc/26495.shtml

Источник: http://rhistory.ucoz.ru/publ/5-1-0-33

Реформа государственного управления при Иване Грозном

Опубликовал Елена – Декабрь 1st, 2011

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

 Первое событие, с которого хочется начать данную тему, это – венчание Ивана IV  царство в январе 1547 года,  при достижения совершеннолетия.

Ритуал венчания на царство разработал митрополит Макарий, он проводил обряд и из его рук Иван IV принял все знаки царской власти – шапку Мономаха, скипетр, державу, Барму. Обряд венчания проходил в Успенском соборе.

 С этого времени великий  князь Московский  стал называться царем. Таким образом, первым царем на Руси стал Иван IV  Грозный. Этимология: царь – от лат. цезарь – наследственный монарх, государь.

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

Важно

На всем протяжении  предыдущей истории, Боярская дума играла важную роль органа законодательной и совещательной власти при великом князе. При Иване IV  Боярская дума также сохранялась, но Иван IV  предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.

 Появляется новый орган власти – Земский собор.  Земские соборы  решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо.  Историки насчитали, что за всю историю Земские соборы собирались более 50 раз.

Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада.

Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ.  Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления  и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам.

Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов. Приказы – учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких Приказов.

Разрядный – руководил делами поместного войска;

Пушкарский – артиллерией;

Стрелецкий – стрельцами;

Оружейная палата – арсеналом;

Посольский приказ – управлял иностранными делами;

Приказ Большой приход – финансами;

Поместный приказ – государственными землями, которые раздавались дворянству;

Холопий приказ – холопами.

Отдельными территориями управляли следующие Приказы: Сибирский, Казанский.

Во главе каждого Приказа стоял дьяк или боярин, которые считались  крупными государственными чиновниками. Приказы управляли, собирали налоги, судили.

Создание Приказной системы демонстрировало централизованное управление страной. Поскольку, число задач у государства росло, соответственно росло и количество Приказов. К началу 18 века их насчитывалось около 50.

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

Совет

Претерпело изменения  и система управления на местах. Она стала единой. Важным моментом было упразднение в 1556 году  системы кормления.

Бояре-кормленщики, по сути, были представителями великого князя,  «Государя Всея Руси»,  в провинциях, они собирали налоги с территорий, которые поступали в их личное распоряжение, и только  часть которых они отправляли в государственную казну.

Они были фактическим правителями этих земель, «кормились» за счет  этих территорий, а размер подати с населения зависел от их неумеренных аппетитов. Теперь же кормление было отменено.

Читайте также:  Отречение лондона и парижа

Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.

Из представленной схемы, можно сделать вывод, что при Иване IV складывается государство, форму правления которого можно назвать сословно-представительной монархией.

Во всех государствах, складывание  сословно-представительной монархии, подчеркивало слабость царской власти, заключавшуюся в том, что монарх  еще был вынужден считаться с мнениями представителей различных слоев населения.

Сословно-представительная монархия – закономерный этап на пути складывания абсолютной монархии, процесс которой завершится в России при Петре I.

Понравилась статья? расскажите друзьям

Также на эту тему можно прочитать:

Источник: http://teacher-history.ru/novosti/reforma-gosudarstvennogo-upravleniya-pri-ivane-groznom

Реформы Ивана грозного

Необходимость реформ

Важнейшей вехой политического развития стало восстание в Москве, происшедшее вскоре после коронации Грозного. В 1547 году выдалось на редкость засушливое лето. В Москве участились пожары. Самый крупный из них уничтожил большую часть деревянного города.

Чернь обвинила в поджоге Глинских. Но восстание было разогнано, и его зачинщики подверглись наказанию. В 1547-1550 годах произошли волнения в других городах. Положение народа ее более ухудшилось из-за неурожая 1548-1549 года. «Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах.

Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти». Москва завершила объединение русских земель в конце XV-начале XVI века. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможным.

Общерусский Судебник 1497 года безнадежно устарел. Источником постоянного недовольства детей боярских был боярский суд, знаменитый своими злоупотреблениями. Эти факты также говорят нам о необходимости российских реформ.

Обратите внимание

Таким образом, видно, что в середине XVI века Россия нуждалась в усилении государственности, централизации власти. Необходимость реформ в управлении страной была очевидна.

Избранная рада

Около 1549 года вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.

Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев гтхлодствующего класса: князя Д.Курлятев, А.Курбский, М.

Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса.

Избранная рада просуществовала вплоть до1560г.; она проводила преобразования ,получившие название реформ середины XVI века.

Судебник1550

На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя (в отличие от довольно архаичного Судебника 1497 года) нормы всех основных разделов тогдашнего права.

Принципиальным нововведением было прокламирование в заключительных статьях двух норм: непрерывности развития законодательства, а также публичного характера вступления в силу Судебника. В нем учтена судебная практика.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество.

Важно

В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть «подписывались под Судебник». Позднее также издаются новью уложения, дополнявшие Судебник.

Государственный строй В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем.

Во внешней политике этот титул играл важную роль, так как великий князь приравнивался к принцу или герцогу, а царь к императору. В период складывания централизованного государства особую совещательную роль при царе имела Боярская дума. Во времена Ивана IV ее состав был увеличен почти втрое. Возник новый орган власти – Земский Собор.

Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел. Прежде всего, вопросами внешней политики и финансов. По подсчетам специалистов. Состоялось более 50 Земских соборов.

В их состав входили: Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства; на совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Однако первый Собор еще не носил выборного характера, и там не присутствовали представители городского торгово-ремесленного населения и крестьян.

Еще до реформ середины VI века отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться») боярам. Так появились первые приказыучреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов.

Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), оружейная палата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, – Поместный приказ, холопами -Холопий приказ.

Совет

Были приказы, ведавшие определенными территориями, например, Приказ Сибирского дворца и приказ Казанского дворца. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Приказы ведали управление, сбор налогов и судом. С усложнением задач гос. управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований было около 50.

оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярамкормленщикам, которые становились фактическими правителями отдельных земель.

Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции.

Система управления государством в целом была реформирована. Иногда старосты получали функции губного института, и тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все формы самоуправления. Эти новые органы местного управления наиболее полноценно заменили кормления. Изменение власти на местах не может не повлечь изменение центральных органов управления.

В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление(сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост. , избиравшихся из местных дворян., земских старост – из числа зажиточных слоев черносошного населения., городовых приказчиков или излюбленных голов в городах. Таким образом.

В середине XVI века сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Стоглавый собор

В 15551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах.

Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года и реформы царя. Из местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать и получать землю в дар только с царского разрешения. Таким образом. В вопросе на монастырское землевладение утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Налоговая реформа

Обратите внимание

Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы требовали огромных средств и поэтому проводятся различные финансовые преобразования.Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям.

В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин – основного источника дохода монастырей. Была установлена единая мера определения доходности – «соха» – земельная единица.

Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие за десятилетия платежные способности крестьян. Несмотря на строгое направление увеличения налогового пресса, оскудение дворянства вынудило казну сделать серьезные уступки военному сословию.

По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере.

Военная реформа

С Казанской войной также оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года. В результате нескольких неудачных походов стало понятно, что старый способ организации армии уже не пригоден для такого государства, то есть армия нуждалась в преобразованиях.

Во-первых, был изменен сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию: войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы. Ядро армии составляло дворянское ополчение.

Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» — 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено Уложение о службе. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству.

Важно

Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». С середины 16 – начала 18 века в русском государстве появляется постоянный вид войск – стрельцы. Они формировались в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы).

Комплектовалось из свободного городского и сельского населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло.

Организационно состояло из «приборов» (отрядов), затем приказов (по 500 – 1000 человек), с 1681 – полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах 17-то века было реорганизовано по образу полков «нового строя».

Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства. Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

К изменениям в армии добавляется появление артиллерии. Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающие пушки и пищали, пушкари были выделены в особую группу служилых людей «по прибору». Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража. Близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла посоха – ополчение из числа черносотенных, монастырских крестьян и посадских людей. Большинство ученых придерживаются мнения, что войско к концу XVI века насчитывало свыше 100 тысяч человек. В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику.

Читайте также:  Социальный строй дагестана и колониальная политика царизма

Вывод

Главной особенностью преобразований периода правления Избранной рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время комплексность, явный продворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости изменений в процессе самих реформ, и четко оформленной программы действий не было.

Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы. Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели.

В результате реформ Россия получила новый свод законов – Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военнослуживая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Последующие войны показали, что государство обладает огромной военной мощью, опасной для всех ее соседей.

Реформы подкреплялись развитием торговых и дипломатических отношений с Западом. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства и, если бы реформы не натолкнулись на противодействия аристократии, права которой ущемлялись, они бы привели еще к большим результатам. Но враждебность боярства приводит к опричнине.

Совет

Проводя реформы, Избранная Рада использовала традиционный механизм управления, ведущее положение оставалось у Боярской думы. Практической разработкой и осуществлением реформ занимались приказы и ближняя дума. Нововведения не принимались без участия бояр.

Однако правительство Ивана Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем не было согласия и единодушия. Но все же реформы, несмотря на некоторые отрицательные стороны, можно считать успешными. Но эти реформы подготовили государство к последующим преобразованиям.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/4809.html

Реформы Ивана Грозного

Оценка правления Ивана Грозного в историографии и в памяти народа имеет принципиальные отличия. В историографии с начала XIX века сложился антигрозненский едва ли не пасквиль. За основу в оценках были взяты без должной верификации на предмет ангажированности свидетельства иностранцев, таких как бывший опричник Генрих Штаден.

Особо значимую роль в утверждении антигрозненского памфлета имела «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. Однако обрушившаяся на Ивана Грозного с начала XIX века критика не может быть адекватно понята без учета идеологического контекста соответствующей эпохи. Это было время популярности идей конституционализма.

Памфлет на Ивана Грозного потребовался для демонстрации порочности самодержавной модели властвования и предпочтительности ограниченной конституцией системы правления. Патологически негативно оценивался Иван IV и в западной историографии. И это понятно из содержания геополитического противостояния XVI века.

Русская цивилизация фактически впервые обнаружила способность открыто противостоять Западу. Причем противостоять, как в период Ливонской войны, в одиночку. Впоследствии точно такой же индикативной фигурой в столкновении западнической и почвеннической парадигм станет И.В. Сталин. Все, что в современности используется в критике И.В.

Сталина, с удивительной закономерностью повторяет выдвинутое прежде в критике Ивана Грозного.

Совершенно иное дело – отношение народа. В народной памяти установилось почитание грозного царя в качестве святого.

Факт включения Ивана IV в каталоги святых признавался видным историком Церкви Е.Голубинским. Сохранились иконографические изображения Ивана IV с нимбом. Вплоть до 1917 г. к гробнице Грозного в Кремле шел простой народ, прося его о заступничестве перед Господом. Устраивались многочисленные панихиды с поминовением царского имени. Культ Ивана Грозного был столь значительным, что вопрос об его официальной канонизации ставился даже на Поместном Соборе 1917-1918 гг.

Почитание царя связано с его проектом теократизации государства. Вся его политика соотносилась с задачей организации государственного бытия на принципах религии. Быть реализованным в полной мере это в принципе не могло. Отсюда драматизм грозненского правления. Земная жизнь не может быть организована как небесная.

Но может произойти приближение к небесному идеалу или отдаление от него. Именно религиозная утопия Ивана IV позволила сформировать идеальную ценностную матрицу православного царствования. Но Иван IV мог быть и прагматиком. Это проявилось, в частности, в реализуемых им государственных реформах.

Институт государства в собственном смысле, отличный от государева вотчинного правления, ведет происхождение с реформ Ивана Грозного. Отрицать успешность этих реформ невозможно. Поэтому в целях умаления их значения создан миф о двух принципиально различных этапах правления Ивана IV – периодов Избранной Рады и опричнины.

Обратите внимание

В действительности, водораздела между ними не существовало. Начатые до установления опричнины почти все реформы были реализованы уже в опричный период. Так, достаточно посмотреть на даты учреждения приказов, чтобы констатировать, что приказная система окончательно сложилась уже после фактического упразднения Избранной Рады.

В феврале 1549 г. был созван первый в истории России Земский собор, сравниваемый зачастую с европейскими национальными представительными учреждениями. Лейтмотивом соборных решений стало одобрение реформ государственного управления и нового судебника.

Латентный мотив – подрыв, за счет расширения демократической платформы режима, позиций боярской элиты. Впрочем, регулярного характера созыв земских соборов при Иване IV не имел.

Ликвидацией принципа воеводских «кормлений» наносился удар по позициям прежней региональной элиты.

Кормление наместников, как узаконенная взятка, имела беспрецедентный для европейской управленческой практики характер. Урезание наместнических прерогатив выразилось в изъятии из их ведения уголовного судопроизводства. Были приняты губные уставные грамоты, существенно расширяющие функции выборных органов местного управления. Военно-административное дело на местах передается от воевод специальным городовым приказчикам. Чиновникам стало впервые выплачиваться жалованье. Зависимость местной элиты от центральной власти посредством проведения данных мер существенно возрастала.

Военно-административное дело на местах передается от воевод специальным городовым приказчикам. Чиновникам стало впервые выплачиваться жалованье. Правда, выплаты имели крайне нерегулярный характер и потому практика поборов населения сохраняла повсеместное распространение.

В центре военной реформы находилось принятие уложения о воинской службе дворян и «детей боярских», предусматривающее обязательность государева служения. Тысяча дворянских семей получала на условиях воинского служения поместные земли в окрестностях Москвы.

Новое столичное дворянство составило своеобразную царскую гвардию, собираемую по призыву государя в сравнительно короткие сроки.

Учреждались войска нового типа – стрелецкие полки, носившие, в отличие от эпизодически собираемого по призыву государя поместного воинства, характер постоянно функционирующей полурегулярной армии.

Мобилизационная мобильность стрельцов обеспечивала более эффективное реагирование на действие неприятеля во время войн и татарских набегов.

Применительно к стрелецким войскам впервые в России устанавливалась система воинских званий: стрелец, десятник, пятидесятник, сотник, полуголова (подполковник), воевода, стрелецкий голова. Каждому полку и сотне вручались специальные знамена. Название «стрельцы» связано с оснащением новых войск огнестрельным оружием – пищалями.

Важно

Существенное возрастание связанных с переходом на денежные жалованье государственных затрат требовало упорядочения системы налогообложения. С целью определения объема взимаемых налогов проводилась перепись податны земель – «сошное письмо». За единицу налогообложения была взята «соха», размеры которой варьировали в зависимости от качества земли.

Помимо земельных сборов, в последующее время взимались и другие прямые налоговые выплаты: стрелецкий корм (на содержание войска), кормленый откуп (замещающие произвольные поборы со стороны наместников, установленные на их содержание отчисления), пищальные (на закупку оружия), полоняничные (на выкуп пленных православных), ямские (на организацию почтовой службы).

Завершался начатый еще в правление Елены Глинской процесс общероссийской унификации мер и весов.

Новая система государственного управления была закреплена принятием в 1550 г. очередного Судебника.

Характерно, что, начиная с Ивана III, каждый из принадлежащих к Рюриковичам московских великих князей устанавливал действие нового Судебника, отражая тем самым авторитарный характер российского правосознания.

Задачу унификации религиозных норм РПЦ решал открытый 23 февраля 1551 г. Церковный стоглавый Собор.

Название «Стоглав» связывалось с числом разделов сборника, в котором были сведены его деяния. Получив титул царя Иван IV приобретал, таким образом, легитимное право, в качестве не только светского, но духовного лица на осуществление церковного реформирования.

Лейтмотивом соборных постановлений являлось искоренение из православной обрядовости и быта латинских и языческих компонентов. Осуждались восходящие к язычеству празднества и увеселения, к которым относились скоморошничество, игра на гуслях и зуделоях, танцы, сценические представления, переряживание, картежный азарт, поминальные тризны и др.

Однако применение принципов сурового христианского ригоризма в отношении к народной традиции оказалось во многом декларативным. Более действенный характер имела борьба с латинскими бытовыми новациями, проявившаяся в запретах на брадобритие, ношение западной одежды, употребление колбасы и т.п.

Совет

Устанавливались каноны иконописания и храмового строительства. Царский террор далеко не исчерпывал содержание внутренней политики периода опричнины. Именно во второй половине 1560-х – 1570-е гг., а вовсе не при «Избранной Раде», как это иногда преподносится, происходит учреждение и становление исполнительных органов власти – приказов.

Возникавшие прежде для осуществления разовых поручений (приказов) государя, они превращаются при Иване IV в постоянно функционирующие государственные структуры. Однако процесс совершенствования приказной системы растянулся более чем на столетие.

Военными соображениями определялась деятельность Разрядного (проводившего роспись помещиков по разрядам, в соответствии с чем определялись их обязанности по поставке людей и вооружения в военное время), стрелецкого, оружейного, Бронного, Каменных дел (отвечал за строительство оборонительных сооружений), Пушкарского.

С осуществлением судебных и охранительных функций связывались задачи Разбойного, Земского, Челобитного и ряда региональных (Московского, Владимирского, Дмитровского, Казанского) приказов. Регулирование владельческих отношений входило в компетенцию Поместного и Холопьего приказов.

Российская дипломатия всецело относилась к ведению посольского приказа. На переходный характер приказной системы от дворового ведомства к государственной модели управления указывало наличие ряда приказов,специализирующихся на личном обслуживании монархов – Большого двора, Конюшенного, Ловчего, Сокольничего, Постельного.

Другим важным шагом в реформаторской практике опричного периода стало утверждение государем 16 февраля 1571 г. первого в истории России воинского устава.

Разработанный воеводой князем Михаилом Воротынским «Устав строевой и станичной службы» производил казачество в воинское служилое сословие. Станичным казакам вменялось в обязанность несение пограничной, сторожевой и курьерской службы государю. Опричная политика XVI в.

являлась одним из наиболее хрестоматийных примеров осуществления цезарианской трансформации в российской истории. Прежняя, связанная с различными боярскими кланами, погрязшая в крамолах элита пускалась под нож.

Выполнив свою миссию разгрома прежних элитаристских группировок опричнина в 1572 г. была упразднена. Семь лет потребовалось Ивану Грозному для осуществления кадровой трансформации.

Обратите внимание

Грозный, как карающий боярскую измену царь соотносился с народным идеалом монаршей власти, тогда как для элиты он являлся символом ужасов автократии.

Фрагмент из 6-й главы «Московское царство Ивана Грозного (XVIв.)» монографии «История России. Учебник для учителя».

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/analytics/reformy-ivana-groznogo

Ссылка на основную публикацию