Государственные деятели: а.а. аракчеев м.м. сперанский н.н. новосильцев

Государственные деятели: А.А. Аракчеев М.М. Сперанский Н.Н. Новосильцев

Период царствования императора Александра I связан с именами трех государственных деятелей: Н.Н. Новосильцева, М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева. Именно на их долю выпала разработка новых законопроектов и преобразований. Деятельность каждого из них соотносится с определенным этапом формирования личности государя и его представлениях о необходимости тех или иных реформ. Н.Н.

Новосильцев был членом «Негласного комитета», созданного императором в первые годы своего правления и известного либеральными устремлениями. Однако, просуществовал он недолго. Только в 1819 году Александр вновь обращается к своему товарищу молодости с предложением разработать проект конституции, что и было сделано к 1820 году.

Документ получил название «Уставной грамоты Российской империи».

Деятельность М.М. Сперанского относится к 1807 – 1811 годам, когда император уже отошел от либеральных настроений юношества, но все еще хотел провести реформы в стране.

Обратите внимание

Именно Сперанскому было поручено разработать основной план государственного преобразования Российской империи.

Проект предполагал введение принципа разделения властей и созыва выборного органа управления, но при сохранении незыблемости императорской власти.

С деятельностью Аракчеева связан уже реакционный период правления, когда идет постепенный отказ от реформ. Граф сосредоточил в своих руках все нити государственной власти. К императору с докладом невозможно было попасть, не имея на то разрешения временщика.

  С именем Аракчеева связана одна из самых реакционнейших мер последнего периода правления императора – военная реформа, создания военных поселений.

Это преобразование, дающее на бумаге свободу крестьянам, на деле еще больше их закрепостило, привязало к земле, и заставило нести службу не только государственную, но и пожизненную армейскую. 

ДЕЯТЕЛЬБИОГРАФИЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А. Аракчеев Сын небогатого и незнатного помещика. окончил Шляхетских артиллерийский и инженерный корпус.Служил Павлу  I в Гатчине стал графом. Военный министр, начальник военных поселений, факти­ческий руководитель Государственного Совета на «реакци­онном» этапе правления Александра I
М.М. Сперанский Сын сельского священника. Окончил духовную академию и начал свою карьеру в чине титулярного советника к канцелярии генерал-прокурора Сената. в 1807 г. стал личным секрета­рем государя.Его Наполеон Бонапарт в шутку предложил Александру I обменять на «какое-нибудьевропейское королевство»., считая единственной «умной головой в России» Автором проекта либеральных реформ при Александре I, составитель «Свода законов Российской империи» при Николае IПредложил создать Государственную думу , осуществить принцип разделения властей.Был назначен на должность государственного секретаря – председателя канцелярии Совета.
Н.Н. Новосильцев В 1818 году Александр 1 поручил ему подготовить проект российской конституции(после Сперанского).документ «Государственная уставная грамота Российской империи»(установление в России конституционной монархии; главным источником власти в стране являлся суверенитет монарха)Согласно проекту Российской государственной уставной грамоты (конституции):парламенту передавались законосовещательные функции(государственный сейм)

Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/deiateli.htm

23.Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты м.М.Сперанского и н.Н.Новосильцева

Александр
I
 занял
престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен
к своей венценосной роли и
имел сложившиеся представления об
управлении страной. Взгляды Александра
I отличались гуманистическойнаправленностью,
чему способствовали его
учителя: русский священник-протоиерей
Самборский А. А.

и швейцарский просветитель
Лагарп Ф
.
Оба они стремились пробудить у
будущего императора чувства
правды, справедливости, сострадания к
ближнему. Первые дни царствования Александра
I ознаменовались большими милостями:
тысячи людей, подвергшихся гонениям
при Павле
I
,
были возвращены из ссылок,
многие др.

восстановлены в гражданских правах.
Ярким явлением начала царствования
Александра I стало создание 22
МЙ 1801
 «Негласного
комитета». Члены «Негласного
комитета» были людьми образованными,
способными оценить свежую мысль,
высказать полезные идеи,
но систематический труд был
не для них.

Поэтому в качестве исполнителя
общего замысла реформ был
привлечён тогда ещё малоизвестныйСперанский
М.М
.,
который постепенно стал ключевой фигурой
при подготовке проектов.Значение
Сперанского М.М. особенно возросло
с 1807,
когда распался «Негласный комитет».
Впоследствии из членов комитета
лишьКочубей
В.П.

 играл
видную государственнуюроль
как при Александре I, так и при Николае
I
.
Придерживаясьлиберальных взглядов,
Кочубей В.П. проявлял большую государственную
мудрость. Неуклонно проводя либеральный
курс, он мастерски мог нейтрализовать
интриги, сохраняя тем самым себя и
близких ему людей для дальнейших действий.

Важно

При тесном взаимодействии Сперанского
М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти
все реформы первых лет царствования
Александра I.

Вершиной политического творчества
Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809 под
названием «Введение к уложению
государственных законов». Проект
предполагал установление в
Россииконституционной
монархии
 с разделением
властей
 на законодательную,
исполнительную и судебную.

Парламентский орган
впервые в русской политической практике
был назван Государственной
думой
.
Высшей законодательной палатой
объявлялся Государственный
совет
.
Ряд государственных
органов
 сохраняли
свои прежние названия, но их функции
существенно изменялись.

В основу избирательной
системы
 был
положен не сословный принцип,
а имущественный
ценз
,
т.е. владение имуществом. Формально
проект не затрагивал крепостного
права
,
но созданная Сперанским М.М. правовая
система не оставляла для него места.
Проект Сперанского М.М.

содержал в себе
большую политическую силу, и поэтому
почти столетие он держался в секрете и
в полном виде стал известен только в
н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более
Александру I было ясно, что разом внедрить
новую государственную систему невозможно:
слишком сильно было
влияниеконсервативных кругов общества.

Поэтому план стал внедряться по частям.
Началу перемен положило
учреждение министерств вместо
прежних петровских
коллегий
,
изрядно устаревших за прошедшее столетие.
Министерства были учреждены 8
СН 1802
,
но первоначально они мало что изменили,
т.к. сохранилсячиновничий
аппарат
 из
коллегий.

Только после появления общего
плана Сперанского М.М. в 1811министерства
обрели окончательную структуру
исполнительной власти.

Следующим
шагом в реализации плана преобразований
стало создание Государственного совета,
торжественное открытие которого
состоялось 1
ЯН 1810
.
Он был создан как законосовещательный
орган, без мнения которого ни один закон
не мог вступить в силу. С некоторыми
изменениями Государственный совет
просуществовал до 1917.

Реализация
принципа разделения властей не могла
не затронуть старейший государственный
орган — Сенат.
Рядом указов Сенат освобождался от
выполнения законодательных и
административных функций.

Совет

Он превращался
в государственный орган, осуществляющий
публикацию законов, надзор за законностью
и судебную власть.

В результате этих
преобразований Россия сделала важный
шаг в направлении верховенства закона
над властью.

Понимая
пагубность для России крепостного
права, Александр I и его советники
разработали план постепенной его
ликвидации. Первым звеном этого плана
стал указ от 20
ФВ 1803
 о
вольных хлебопашцах. Согласно
указу, помещики получали
право отпускать на волю своих крепостных
и наделять их землёй.

По этому указу в
период царствования Александра I было
отпущено на свободу относительно
немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его
главное значение заключалось в др.:
создавался юридический прецедент.
Отныне по указу крестьяне получали
право стать не только свободными, но
и собственниками земли.

Не случайно поэтому 19
ФВ 1861
 в
документах об отмене крепостного права
делалась ссылка на указ о вольных
хлебопашцах. В первой четв.XIX в.

были
осуществлены ограничения крепостничества:
прекратились раздачи имений сановникам,
запрещалось делать объявления о продаже
крепостных без земли, вводились
принудительные меры по отношению к
помещикам, жестоко обращавшимся с
крестьянами. В Прибалтикебыло
проведено личное освобождение
крепостных крестьян, но без земли.

Произошли
изменения и в системе образования. В
сёлах начали открываться приходские
школы, в уездах —
уездные училища, в губерниях — гимназии.
В Санкт-Петербурге,
Харькове, Казани и Варшаве были
основаныуниверситеты19
ОК 1811
 в Царском
Селе
 был
основан знаменитый лицей,
учеником которого был  Пушкин
А.С
.

Менее
заметна деятельность правительства
по совершенствованию местного
управления
.
Россия очень страдала от произвола
губернской и уездной администрации. С
участием того же Сперанского М.М.

Обратите внимание

были
проведены ревизии ряда
губерний и создана новая система местного
управления Сибири.

Правительство стало
настойчиво вводить имперское законодательство
на национальных окраинах,
что нередко приводило к вспышкам протеста
и даже вооружённой борьбе,
как, напр., на Кавказе.

В
особом положении находились Польша
и Финляндия,
получившие при Александре I конституции,
хотя и с очень ограниченными правами.

Эти конституции создавали парадоксальную
ситуацию: российскийсамодержец становился
в Польше и Финляндии конституционным
монархом. В политическом отношении
провозглашение конституций имело
большое значение.

Они порождали в
обществе конституционные иллюзии,
которыми Александр I умело пользовался.

Вслед
за польской конституцией 8
ИН 1815
 Александр
I сделал публичное заявление о введении
российской конституции «наподобие
польской». В 1818 близкий
к Александру I Новосильцев
H. Н
.,
служивший в это время в Польше, получил
указание составить проект российской
конституции.

Опираясь на политические
сочинения Сперанского М.М., конституцию
Царства Польского и дру.европейские
конституционные акты, в канцелярии
Новосильцева Н.Н. составили конституционный
проект под названием «Государственная
уставная грамота русскому народу».

В нём развивались принципы политической
свободы, народного представительства
и правопорядка. Особенностью проекта
Новосильцева Н.Н. было стремление ввести
политические свободы на местах, не
затрагивая самодержавия. В этом он
сильно уступал «Введению к уложению…»
Сперанского М.М., пытаясь совместить
несовместимое.

Важно

Несмотря на крайне
умеренный либерализм «Государственной
уставной грамоты…», от российской
общественности она скрывалась. Только
случай позволил извлечь её на свет. 17
НЯ 1830
 вспыхнуло восстание
в Польше
,
и в руках повстанцев оказались имперские
документы, в т.ч. и «Государственная
уставная грамота…».

В результате она
была опубликована повстанцами как акция
политического сочувствия русскому
народу.

Наиболее
известна деятельность Александра I как
вершителя судеб Европы.
После победы русского народа вОтечественной
войне 1812
 и заграничных
походов русской армии
 значение
России и лично Александра I в европейской
политике сильно возросло.

Во время Венского
конгресса
 по
инициативе русского императора был
создан Священный
союз
 монархов
Европы. Даже в
глазах современников эта акция воспринималась
какреакционная,
направленная на подавление народных движений.

Последние
годы царствования Александра I сильно
отличались от первого десятилетия его
правления. Прежний план реформ к н.1820-х
оказался забыт. К числу нововведений
м.б. отнесены действия Аракчеева А. А.
по созданию особого военного сословия
и военных
поселений
.
Однако эти преобразования
носилифеодальный характер
и никак не укладывались в систему просвещённой
монархии
.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1970903/page:18/

Контрольный тест с ответами по истории России (первая половина XIX века)

1 часть

1. В каком году была проведена в России министерская реформа?

1) 1802 г. 2) 1814 г. 3) 1841 г. 4) 1864 г.

2. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский

Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев

В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД

3. С правлением какого монарха связан термин «Негласный комитет»?

1)​ Николая I 3) Алескандра II

2)​ Александра I 4) Павла I

4. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

1)​ широкое привлечение в экономику иностранного капитала

2)​ низкие темпы развития

3)​ невмешательство государства в экономику

4)​ начало промышленного переворота

5. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.

« Граф имел обширную и непреклонную волю…

Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».

1) М.Сперанский 3) Д.Милютин

2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф

6. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д.Кисилева?

Читайте также:  Остатки крепостничества и развитие капитализма в сельском хозяйстве

1) крепостных крестьян 3) жителей военных поселений

2) приписных крестьян 4) государственных крестьян

7. Кто из названных лиц руководил подготовкой «Свода законов Российской империи»?

1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин

2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев

8. В XIX веке «военными поселениями» называли:

1)​ военные лагеря в сельской местности

2)​ размещение войск на оккупированной территории

3)​ военные учения организуемые регулярно

Совет

4)​ организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

9. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 3) Николая I

2) Павла I 4) Александра III

10. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.?

1)​ М.Милорадович, П.Каховский

2)​ Александр II, Софья Перовская

3)​ Павел I, Н.Панин

4)​ Николай I, Е.Канкрин

11. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

1) социал-демократы 3) нестяжатели

2) слафянофилы 4) декабристы

12. Кого из названных лиц А.С.Пушкин назвал «последним летописцем»?

1) Н.М.Карамзина 3) В.А.Жуковского

2) Г.Р.Державина 4) Д.И.Фонвизина

13. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?

1) Северное общество 3) «Союз спасения»

2) «Союз благоденствия» 4) Южное общество

14. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) Ведение военных действий на территории Турции

15. Кто из названных лиц был лидером художников-передвижников?

1) И.Крамской 3) К Брюллов

2) И.Репин 4) И Шишкин

16. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?

1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель

2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии

4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски

17. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?

А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков

Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов

Укажите верный ответ

1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ

18. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

1) Смоленское сражение

2) совет в Филях

3) Бородинское сражение

4) Тарутинский марш-манёвр

19. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?

А) штурм Измаила

Б) бои за Малоярославец

В) Тильзитский мир

Г) пожар Москвы

Д) сражение под Аустерлицем

Е) совет в Филях

Укажите верный ответ:

1) БГЕ 3) ГАД

2) АДВ 4) ВДЕ

20. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.

«В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдатов и офицеров за случаи мародёрства.

И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции.

И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».

1) Павел I 3) Александр II

2) Александр I 4) Николай I

2 часть

1. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры: Произведения:

А) К Брюллов 1) «Явление Христа народу»

Б) А Иванов 2) «Всадница»

В) П.Федотов 3) «Свежий кавалер»

Г) М Глинка 4) «Жизнь за царя»

5) «Борис Годунов»

Обратите внимание

2. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры Произведения

А) А Захаров 1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Б) К Росси 2) генеральный штаб в Санкт-Петербурге

В) В Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О.Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

3. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.

«После краткого и несчастливого царствования Павла вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».

________________

4. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.

«Всё для государства, то есть для престола, ничего для людей… Он подогревает вялое православие, гонит униат, уничтожает веротерпимость, не пускает русских за границу, обкладывает безобразной пошлиной право путешествовать, терзает Польшу за её политическое развитие, и смело ставит на своём знамени, как бы в насмешку великим словам на хоругви Французской революции: Самодержавие, Православие, Народность. Самодержавие – как цель. Вот наивная философия истории русского самодержавия».

________________

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В.Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным.

Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».

________________

6. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться.

Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать.

Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

Важно

Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время.

Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом.

Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)

Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили ещё брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал своё дело, погубив этих несчастных».

___________________________

7. Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в тексте задания таблицу.

А) учреждение Государственного совета

Б) начало Отечественной войны

В) учреждение министерств

Г) отставка М.М.Сперанского

8. Прочтите отрывок из «Воспоминаний воинов русской армии – и напишите название войны, с которой связаны описанные события.

«Мы оставляли одну позицию за другой без всякого сопротивления, если не считать стычек арьергарда. Всеми овладело негодование, слышался ропот, по поводу бесконечного отступления. Чувствуя силу, сознавая, что армия в хорошем состоянии, все и каждый из нас в отдельности жаждали – битвы.

В наших общих молитвах, в том «Отче наш», с которым я общался к творцу, слышалось из глубины души одна мольба – чтоб завтра же нам дали возможность сразиться с врагом, хотя бы пришлось умереть – только бы дальше не отступали. Наша гордость, гордость ещё не побеждённого солдата, была оскорблена и глубоко возмущена.

Как! Мы отступали перед надменным врагом, а они всё глубже и глубже проникали в родные поля каждого из нас, всё ближе и ближе и никем не сдерживаемые подступали к самому сердцу нашего общего Отечества. К Москве, уже слышно было в рядах страшное слово – «измена».

Совет

В отчаянии, озлобленные, шли под знамёнами, которые, по нашему мнению, постыдным отступлением были опозорены в глазах всего света».

_________________________

3 часть

В 1806-1807 гг. АлександруI стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.

Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям.

Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

1.​ В чём суть проекта М.М.Сперанского?

2.​ Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

ОТВЕТЫ

1 часть

1 – 1 11 – 2

2 – 2 12 — 1

3 – 2 13 — 3

4 – 1 14 — 3

5 – 2 15 — 1

6 – 4 16 — 2

7 – 1 17 — 2

8 – 4 18 — 4

9 – 3 19 — 1

10 – 1 20 – 2

2 часть

1 – 2134

2 – 3214

3 – Александр I

4 – Николай I

5 – Александр I

6 – Отечественная война 1812 г.

7 – ВАГБ

8 — Отечественная война 1812 г.

3 часть

1. Могут быть названы следующие положения проекта М.М.Сперанского:

— в основу государственного устройства должен быть введён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

— предполагалось дать конституцию при сохранении самодержавия

— предполагалось выборность определённой части чиновников и их личная ответственность

— М.М.Сперанский предложил создать Государственный совет и Государственную Думу

— предполагалось предоставить некоторые политические права купцам, мещанам и государственным крестьянам

2.Может быть указано, что проект М.М.Сперанского в полном объёме реализован не был, так как:

— планы Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества

— в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция проектам М.М.Сперанского

— он не нашёл поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшеёся новой системы прохождения государственной службы

— на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений.

(При составлении теста были использованы типовые тестовые задания по истории Е.А.Гевурковой, Я.В.Соловьёва, Издательство «Экзамен» Москва 2008г.)

Источник: https://refworm.ru/istoriya/kontrolnyj-test-s-otvetami-po-istorii-rossii-pervaya-polovina-xix-veka.html

Сперанский М.М. и Аракчеев А.А. – противостояние в концепции власти и управления

Реформы М.М. Сперанского

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского (1772—1839). В отличие от членов Негласного комитета, бывших почитателями английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ.

В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей.

Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая как бы венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами.

Обратите внимание

Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений.

Читайте также:  Восстание 14 декабря 1825 г.

Члены Совета не избирались, а назначались императором; Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной. Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную.

Реформы Аракчеева А.А.

Второй период царствования Александра I (1815—1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым — либеральным. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева.

Аракчеевщина — политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

С 1816 г. эти попытки были возобновлены и начались они, как это ни странно звучит, с организации военных поселений. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами.

В 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты достаточно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны.

Билет №12

Третьеиюньская политическая система в России: сущность и последствия.

27 апреля 1906г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская и крестьянская. Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Октябристы получили небольшое количество мест. Правые партии – ни одного.

20 февраля 1907г. начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как в выборах приняли участие и революционные партии – социал-демократы и эсеры.

Важно

Дума отказалась утверждать указ о разрешении свободного выхода любого домохозяина из крестьянской общины. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу.

Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы.

3 июня 1907г. был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах.

Избирательный закон от 3 июня 1907г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Резко были ограничены права нерусских народов.

В результате перемен Дума утратила свой демократический характер, став в значительной степени буржуазно-помещичьим органом. Главное отличие Ш Думы заключалось в том, что силы, оппозиционные правительству, не составляли в ней абсолютного большинства. Большую часть мест между собой почти поровну поделили черносотенцы и октябристы. Из левых наиболее значительной была фракция кадетов.

Черносотенцы поддерживали меры по борьбе с противниками существующего строя. Либералы доброжелательно относились к предлагаемым правительством реформам.

Ни одна из крайних группировок не могла в одиночку ни провалить, ни утвердить тот или иной законопроект. Все решала позиция октябристов (октябристский маятник).

Октябристов стали называть «столыпинской партией»: они готовы были поддержать оба направления правительственной политики – и наведение порядка, и проведение реформ.

Совет

В верхней же законодательной палате, Государственном совете, господствовали правые. Верхи бюрократии и представители земельной аристократии не склонны были идти навстречу реформистским планам главы правительства. Правые всегда находили понимание у царя и его ближайшего окружения. Столыпин в высших сферах постоянно сталкивался с серьезными препятствиями.

Т.о., вне зависимости от воли самого премьера столыпинская политика приобретала все более односторонний, репрессивно-карательный характер (охранка, чрезвычайные суды).

Билет №13

Сущность реформ П.А. Столыпина: плюсы минусы их реализации.

Главная цель аграрной реформы Столыпина

социально-политическая:
Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей;
Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая:
Разрушить общину. Насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

экономическая:
Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

В 1906, 1910 и 1911 годах были изданы указы:

— каждый крестьянин мог взять надел в собственность,

— мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства,

— переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства,

— переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Развивалось кооперативное движение.

Увеличилось число зажиточных крестьян. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Сплошь и рядом крестьян бросали на произвол судьбы.

Билет №14

«Политика военного коммунизма»: причины введения, основные черты и последствия для общественной жизни России.

«Военный коммунизм» – это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной ин­тервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920 гг.

… Вынужденное проводить в жизнь «военно-коммунистические» меры, Советское государство осуществляло лобовую атаку всех позиций капитализма в стране… Не будь военной интервенции и вызванной ею хозяйственной разрухи, не было бы «военного коммунизма».

Толчком для его проведе­ния стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возмож­ность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.

1)жесткий контроль за всеми сферами экономики.2) нацинализация всех предприятий с капиллам вроде >500тыс.руб.

Обратите внимание

3) национализация торгового флота и внешней торговли; 4) создание комитев бедноты в деревне для изъятия зерна; 5) создание продразверсток(изъятие всех излишков у крестьян); 6) создание продовольственных отрядов для снабжения городов; 7) монополия на внутреннюю и внешнюю торговлю; 8) введение карточной системы; 9) введение всеобщей трудовой повинности от 16 до 50 лет; 10) милитаризация железных дорог; 11) введение трудовых армий.

Результаты оказались удручающими: обнаружившийся огромный дефицит товаров, создает благодатную почву для формирования и развития в России «чёрного рынка». Солдаты крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать.

Созданы социально-экономические условия для победы над интервентами и белогвардейцами. Удалось мобилизо­вать те незначительные силы, которыми располагали большевики, подчинить экономику одной цели – обеспечить Красную Армию необходимым вооружением, обмундированием, продовольствием.

Также итогом «военного коммунизма» стал неслыханный спад производства.

К зиме 1921 всеобщее недовольство «военным коммунизмом» достигло предела.

Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедлен­ных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.

Билет №15



Источник: https://infopedia.su/7×3402.html

Политическая деятельность Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) — российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи.

При Николае 1-м был воспитателем наследника престола — Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права.

Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г.

Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента.

За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г.

Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г.

Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Важно

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император Александр 1-й умер, а на престол взошел его брат, Николай 1-й. Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер.

Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.
Читайте также:  Xvii век в россии – время смуты

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/politicheskaya-deyatelnost-speranskogo/

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Александра I

Годы правления:1801-1825

Из биографии

  • Александр I Благословенный пришёл к власти в результате последнего дворцового переворота
  • Получил прекрасное образование, знал несколько языков, имел чудесного наставника- Ф. Легарпа, который просто и доходчиво раскрывал ему идеи просветителей 18 века.
  • Начал правление с продолжения политики Екатерины II- « просвещённого абсолютизма».
  • Император окружил себя умными и видными политиками и государственными деятелями Это П.Строганов, Н.Новосильцев, В.Кочубей, А.Чарторыйский, М.Сперансикй.
  • Противоречивым был характер Александра. Такой же противоречивой была и политика. Он хотел преобразований, позитивных изменений в стране, но не желал  ограничивать самодержавную власть. Он мог поддаваться влиянию людей, но в тоже время быть непреклонным в трудные минуты для страны, как это было в войне с Наполеоном.

Исторический портрет Александра I

Направления деятельности

 1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления. 1801-1810- деятельность законосовещательного органа власти — Непременного совета.
1801-1803- деятельность Негласного комитета, проведение реформ (Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов)
1803- реформа госуправления:  замена коллегий министерствами
1810- учреждение Государственного совета
Были созданы проекты реформ Сперанским, Новосильцевым, Аракчеевым, Гурьевым. Однако практически ничего не было осуществлено.
В 1815 году была дарован Конституция  Польше.
Реформирование армии 1816-начало организации военных поселений( под руководством Аракчеева).
Усиление мощи армии, её вооружения. Подготовка офицерского состава.
Решение крестьянского вопроса 1803-Указ « о вольных хлебопашцах», первая попытка отменить крепостное право по желанию помещиков.
1809-указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, было разрешено крестьянам торговать .
Реформирование социальной сферы 1809-сословная реформа
Проведение продворянской политики: подтверждены положения Жалованной грамоты
Смягчение политического режима Были запрещены пытки
Ликвидация тайной канцелярии — политического сыска
Смягчение цензурыСняты ограничения выезда за границу
Меры по созданию условий эффективной работы самоуправления Подтверждение Жалованной грамоты Городам и Городового положения.
Дальнейшее развитие культуры и образования Указ об автономии университетов
Открытие новых университетов
Открытие Царскосельского лицея в 1811- привилегированного учреждения для дворянской элиты, существовал до 1843г.
Период Александра 1- это « золотой век» литературы, когда творили А.Пушкин, А.Грибоедов, А.Баратынский, начинал своё творческий путь М.Лермонтов, строились прекрасные здания и дворцы( Казанский и Исаакиевский соборы, Михайловский замок, Главный штаб в Петербурге и многое другое).

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стремление утвердиться на Балканах, Каспийском море, присоединить новые территории. 1804-1813- война с Персией, присоединение по Гюлистанскому договору Азербайджана.
1806-1812- война с Турцией, после которой по Бухарестскому мирному договору Россия присоединила Бессарабию, Армению, часть Грузии.
Западное направление: стремление утвердиться на Балтийском море, присоединить часть территории Швеции. 1808-1809- война со Швецией, по Фридрихсгамскому миру присоединена Финляндия.
Взаимоотношения с Францией- от союза до войны. Участие в антифранцузских коалициях: 3 (1805) и 4 (1806)
Поражение под Аустерлицем в 1805г.
1807- Тильзитский мир с Францией (присоединение к континентальной блокаде Англии, свобода в отношениях с Турцией и Швецией).1808- встреча с Наполеоном в Эрфурте( аннексия Россией Финляндии, Валахии, Молдавии).

12 июня-26 декабря- Отечественная война с наполеоном. Важнейшие сражения: Смоленское ( 2-6 августа), Бородинское ( 26 августа),

1813- участие в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Победа над Наполеоном.

1814-1815. По венскому конгрессу к России присоединено Царство польское.Участие в союзе с европейскими государствами в борьбе с революционным движением.

1815 — Россия вошла в Священный союз Россия, Пруссия, Австрия)

Итоги деятельности

  • Правление Александра I- противоречивая страница истории России. Оно включает в себя как прогрессивные, так и негативные направления деятельности.
  • Несомненно, что при Александре I усилилась центральная власть, совершенствовалось государственное управление. Учреждение министерств и Государственного совета- это значительные события в истории страны.
  • Продолжалось совершенствование и местного самоуправления
  • Принесло положительные результаты и реформирование армии. Армия России была одной из многочисленных и боеспособных в Европе, что позволило ей победить Наполеона.
  • Проведена попытка решения крестьянского вопроса, рассматривались различные проекты освобождения крестьян. Однако ни один проект не был принят императором, хотя в 1803 году по « Указу о вольных землепашцах» крестьяне, по желанию помещиков и за выкуп, могли быть освобождены от крепостной неволи. Освободил Александр от крепостного права и Прибалтику.
  • Император продолжал продворянскую политику, создавая условия для развития хозяйства помещиков.
  • Большое внимание уделялось развитию культуры, особенно образования. Были открыты многие университеты страны. (О развитии культуры при Александре 1 читайте статью на сайте poznaemvmeste.ru в разделе «Даты»).
  • Александр I вёл успешную внешнюю политику. Были присоединены многие территории, побеждён Наполеон, значительно возрос международный авторитет России. Страна имела статус сильной европейской страны.
  • При нём Россия принимала участие в международной интеграции стран Европы для борьбы как с Наполеоном, так и  с революционным движением.

Данный материал можно использовать, готовясь к историческому сочинению по эпохе 1801-1825.Пример исторического сочинения можно найти на данном сайте.

Источник: http://istoricheskij-portret.ru/praviteli/romanovy/aleksandr-1/

Проекты преобразования государственного управления в XIX веке. Их судьба и характер

Проекты преобразования государственного управления в 19 веке. Их судьба и характер

Оглавление

Глава 1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева

1.1 «Введение к уложению государственных законов» как основа системы государственных законов

1.2 Уставная грамота Н.Н. Новосильцова

Глава 2. Проекты развития системы государственного управления декабристов

2.1 «Русская правда» П.И. Пестеля

2.2 «Конституция» Н.М. Муравьева

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для Российской империи XIX век сложился как сложный период, обусловленный развитием системы традиционного государствования и общим упадком производственных сил и большим отставанием от ведущих экономически развитых держав того времени. Для преодоления подобного кризиса необходимо было четко разграничить возможности и требования к системе подобного управления и модернизации рассматриваемой системы.

Концептуальностью, четкой системой предложений отличались проекты

М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, П.А. Вяземского, декабристов П. И.

Пестеля, Н.М. Муравьева.

Общим для них являлись признание несоответствия системы власти и управления новому времени, неэффективности самодержавного управления, несостоятельности его феодально-крепостнических устоев, необходимости введения конституционных основ, всеобъемлющего упорядочения законности, функционального разделения органов законодательной, исполнительной, судебной власти, создания всесословных представительных учреждений в центре и на местах, ведомственной системы по всей вертикали исполнительной власти, реорганизации устаревшей и пораженной пороками сферы управления, наделения сословий политически ми и гражданскими правами.

Необходимость коренного изменения системы управления страной, реакционная составляющая государственных органов власти и попытки изменения путем революционных преобразований, не принесшими успехами и составляет актуальность проводимого исследования.

Объектом исследования выступает проекты государственного управления в 19 веке как вершина развития управленческого формата. Предметом исследования выступала сама система государственного управления рассматриваемого периода.

Целью работы являлось проведение анализа реализуемых проектов совершенствования структуры государственного управления. Для достижения цели решались следующие задачи:

-охарактеризовать неизбежность и требование времени как фактора наличия перемен в обществе XIX века;

-выявить основные этапы предлагаемых реформ, как со стороны официальных государственных органов, так и со стороны прогрессивно настроенных масс;

-провести анализ предлагаемых решений представителями интеллигенции и дворянскими условиями на примере проектов декабристов.

Совет

Структуру работы составили введение, две главы в четырех параграфах, заключение и список использованной литературы.

государственное управление декабрист пестель

Глава 1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева

1.1 «Введение к уложению государственных законов» как основа системы государственных законов

Попытка ввести в России элементы парламентаризма относится к началу XIX столетия. В 1809 г. по поручению императора Александра I его статс-секретарь М.М.

Сперанский подготовил проект государственных преобразований в России — «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии.

При этом Россия оставалась абсолютной монархией, объединявшей в лице императора высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с ними, император не мог действовать прямо, а только через специальные институты, чья деятельность была основана на известном М.М.

Сперанскому по трудам философов европейского Просвещения принципе разделения властей. Так, для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, высшим исполнительным органом власти оставался Кабинет министров, а судебным — Сенат.

Граф Михаил Михайлович Сперанский — русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии. В 1780 году был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где, ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский.

Михаил Михайлович поступил домашним секретарём к князю А.Б. Куракину, богатому и влиятельному вельможе. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии.

Обратите внимание

За четыре с половиной года бедный домашний секретарь превратился в видного вельможу. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года — действительным статским советником.

В последние годы правления Павла молодой человек очень активно проявлял себя. Ещё 28 ноября 1798 г. Сперанский был назначен герольдом ордена св. Апостола Андрея Первозванного, а 14 июля 1800 г. император сделал его секретарем того же ордена с дополнительным жалованием в 1500 рублей.8 декабря 1799 г.

Сперанский одновременно с получением чина статского советника получил важное назначение, став «правителем канцелярии комиссии о снабжении резиденции припасами». Комиссия с таким непритязательным названием занималась весьма важными делами: не только доставкой продовольствия в масштабе всей столицы, контролем цен, но и благоустройством города.

Именно этим временем следует уверенно датировать личное знакомство Сперанского с наследником престола.

После коронации Александра, Сперанский составил императору часть проектов переустройства государства.

В 1802-1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе и рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.20 февраля 1803 г. при непосредственном участии Сперанского был опубликован знаменитый указ «о свободных (вольных) хлебопашцах».

Согласно этому указу помещики получили право отпускать крепостных на «волю», наделяя их землей. Так в 1803 году Александр I поручил ему составить «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

Важно

При её разработке Сперанский проявил себя активным сторонником конституционной монархии, однако практического значения записка не имела.

Источник: http://diplomba.ru/work/83437

Ссылка на основную публикацию