Государственная непрочность и международное положение киевской руси

Государственная непрочность и международное положение Киевской Руси

Усиление могущества феодалов, а также рост городов как центров местных княжеств вели к изменениям в политической системе. В IX в. во главе государства попрежнему стоял великий князь, но зависимые от него князья и бояре приобрели крупные земельные владения в разных частях Руси (в Новгороде, Чернигове, на Волыни и т. д.).

Князья отдельных феодальных центров укрепили собственный аппарат власти и, опираясь на местных феодалов, стали рассматривать свои княжения как вотчины, т. е. наследственные владения.

Экономически они уже почти не зависели от Киева, напротив, киевский князь был заинтересован в поддержке с их стороны.

Обратите внимание

Политическая зависимость от Киева тяготила местных феодалов и князей, правивших в отдельных частях страны.

Признаки непрочности государственного единства обнаружились еще при Владимире Святославиче. Незадолго до его смерти Ярослав, сын Владимира, правивший в Новгороде, под влиянием новгородских бояр, стремившихся к отделению от Киева, перестал платить дань великому киевскому князю.

После смерти Владимира в Киеве стал княжить его сын Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба (за что ему было дано прозвище Окаянный) и начавший упорную борьбу с Ярославом.

В этой борьбе Святополк использовал военную помощь польских феодалов. Тогда в Киевской земле началось массовое народное движение против польских захватчиков.

Ярослав, поддержанный новгородскими горожанами, нанес Святополку поражение и занял Киев.

Раздираемое усобицами Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси.

Товары на Русь поступали из Регенс-бурга и Любека (Германия), Праги (Чехия), Кракова (Польша), Сигтуны (Швеция), Византии и (через Закавказье и Среднюю Азию) из арабских стран.

У древ­нерусских купцов имелись дворы в Константинополе, на острове Готланд и в других центрах.

Важно

Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венг­рией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, нала­живала контакты с Францией и Англией.

О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся князьями. Одна дочь Ярослава Мудрого была замужем за французским королем Генрихом I, другая — за норвежским королем Гаральдом Смелым, третья — за королем венгерским Андреем (Андрашем).

Владимир Мономах по материнской линии был внуком византийского императора Константина X Мономаха. Сестра Владимира Мономаха Евпраксия Адельгейда вышла замуж за германского императора Генриха IV, дочь Евфмия — за венгерского короля Коломана и т. д.

Сам Мономах был женат на Гиде — дочери английского короля Гарольда.

Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении. Договоры закрепляют права Руси в политических и торговых отношениях с Византией.

Русь упоминается в сагах, слагавшихся в странах Скандинавского полуострова. О Руси писали арабские путешественники, византийские государственные деятели и историки. Французский эпос — «Песнь о Роланде» — свидетельствует о том, что Русь и ее богатства были хорошо известны во Франции. Упоминаются русы и Киевская земля в немецкой по­эзии — в «Песне о Нибелунгах».

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/drevnerusskoe_gosudarstvo/gosudarstvennaia_neprochnosti.htm

Международное положение Киевской Руси

И
после смерти Ярослава Мудрого Русь
играла важную роль в международных
отношениях того времени. В 1076 г. Владимир
Мономах и Олег Святославич совершили
поход в Чехию, помогая Польше в войне
против нее.

Большой резонанс в Европе
имели победы Русских князей над половцами
в начале
XII
в. В 1116-1118 гг. Владимир Мономах развернул
военно-политическое наступление на
Византию, пытаясь посадить на ее престол
своего зятя Леона, а затем его сына
Василия.

Эти попытки успеха не имели,
однако влияние Руси на левобережье
Нижнего Дуная возросло.

В
свою очередь и европейские правители
влияли на внутрирусские дела. Польская
помощь оба раза позволила Изяславу
Ярославичу вернуться на киевский стол.
Венгерский король Кальман (Коломан)
участвовал в нападении Святополка
Изяславича на Давыда Игоревича в 1099 г.
(правда, неудачно).

Как
и прежде заключались династические
браки между русскими князьями и
зарубежными правителями. Изяслав был
женат на сестре польского короля,
Святослав – на немецкой принцессе,
Всеволод – на дочери императора Византии.

Совет

Супругой Владимира Мономаха была дочь
последнего англосаксонского короля, а
Мстислава Великого – дочь короля Швеции.

Нередкими были браки русских князей с
дочерьми половецких ханов, что было
одним из путей налаживания мирных
отношений со Степью.

Законодательство

Еще
в договоре Олега с Византией (911 г.)
упоминается «Закон русский», фиксировавший
(видимо, устно) некоторые правовые нормы:
наказание за убийство, увечье и др.
Первый же дошедший до нас памятник
письменного права – «
Русская
правда
».
В первой половине
XI
в.

появляется ее ранний вариант – «Правда
Ярослава». Она разрешала заменять
кровную месть штрафом –
вирой.
Ее размер зависел от социального статуса
убитого, т.е. фиксировалось правовое
неравенство. В середине или, что вероятнее,
в 70-х годах
XI
в. была составлена «Правда Ярославичей».

Она запрещала кровную месть и
конкретизировала положение различных
категорий населения. При Владимире
Мономахе был создан «
Устав
Владимира Всеволодича
».
В нем сокращались проценты по долгам;
облегчалось положение смердов, рядовичей,
закупов (см.

ниже); указывалось, кто может
быть превращен в холопа, что ограничивало
возможность похолопления.

Социальная структура и государственное управление

Опорой
княжеской власти являлась
дружина.
Она делилась на «старейшую» (бояре) и
«молодшую» (
отроки,
детские, мечники, гриди, вирники, пасынки
).
Убийство старших дружинников каралось
«Русской Правдой» вдвое строже (80
гривен), чем младших.

Со временем
появляются наследственные боярские
владения –
вотчины.
К середине
XII
в. они становятся обычным явлением. Даже
владея землями, бояре получали от князей
выплаты. Многим из них выделялись
«
кормления»,
т.е.

им шла часть доходов с определенных
территорий.

По
обычаю князь должен был посоветоваться
с дружиной по важнейшим вопросам.
Дружинники имели право покинуть своего
сюзерена («отъехать») и отправиться на
службу к другому князю.

Из числа
дружинников, как правило, назначались
посадники
– наместники,
воеводы
– военачальники,
тысяцкие
– высшие
должностные лица с военными и
административными функциями и др.

Роль
княжеских и боярских управляющих нередко
выполняли
огнищане
и
тиуны,
также часто бывшие дружинниками, но
иногда назначавшиеся из холопов.

В
источниках часто упоминаются
люди
и
смерды.
Смысл этих терминов не совсем ясен. Под
людьми (ед. ч.

людин)
в «Русской Правде», возможно, подразумевается
верхушка свободного населения, ибо вира
за убийство младшего дружинника (40
гривен).

Смердами, по- видимому, называли
крестьян, обязанных платить дань князю;
должны ли они были при надобности служить
в войске, вопрос спорный. В любом случае
смерды относились, к низшим категориям
населения – за их убийство полагалась
вира всего в 5 гривен.

Формой
социальной организации смердов была
община –
вервь.
Если на ее земле находили труп она
платила за убитого виру. Если убийцей
был член верви, она помогала, ему заплатить
штраф, если он сам участвовал в общих
выплатах и не был разбойником.

Самыми
бесправными на Руси были холопы, чье
положение, в сущности, не отличалось от
рабского: их разрешалось продавать,
покупать, убивать, эксплуатировать и
т.д. Холопами становились военнопленные;
супруги холопов, не заключившие договора
с их господами; дети самих холопов,
служившими тиунами и ключниками без
договора («ряда») с хозяевами.

Положение
между холопами и свободными занимали
рядовичи,
закупы,
обязанные
отрабатывать долг.

Но права рядовичей
оговаривались в договоре с кредитом
(«рядом») и были шире, чум у закупов, чей
статус фиксировался лишь законом.

Закупы
могли без разрешения кредитора уйти на
заработки, чтобы вернуть долг, их
запрещалось беспричинно избивать,
превращать в холопов (см. ниже). Однако
похолопление грозило закупам в случае
побега.

Особой
категорией были
изгои
– люди, изгнанные из общины, разорившиеся
купцы и неграмотные сыновья священников.
Лишаясь защиты с ее стороны, они при
этом, по-видимому, не освобождались от
важнейшей обязанности общинника –
уплаты государственного налога.

Выводы

Делая
выводы о развитии Руси в
IXXII
вв., необходимо выделить следующие
моменты:

  1. Русь прошла с IX в. по середину XII в. огромный исторический путь от союза приднепровских племен до развитого феодального государства;

  2. Образование государственности на Руси совпало с аналогичным процессом в Северной, Центральной и Восточной Европе.

  3. К XXII вв. завершился территориальный рост Киевской Руси, сложилась единая народность, социальная структура общества, выросли города, культура достигла высокого уровня;

  4. Важнейшей вехой на пути становления русского эпоса является принятие христианства (в 988 г) в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси;

  5. Ко второй половине XI в. необъятная империя Руси уже перестала выполнять свою положительную функцию.

    Громоздкое, трудно управляемое государство не отвечало новому этапу развития, когда наряду с Киевом появились около полутора десятков крупных городов, таких, как Новгород, Чернигов, Переиславль, Полоцк, Смоленск, Ростов и др. Это в конечном итоге привело к распаду Киевской Руси.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5567413/page:13/

Непрочность Киевской Руси

    В то самое время, когда расширялись границы Киевского государства, и киевские князья, бояре и купцы богатели за счет покоряемых народов, внутри этой огромной, наскоро сколоченной державы шел процесс, подготовлявший ее распад.

    Окрепшие и продолжающие крепнуть отдельные области успели настолько усилиться, что смогли противопоставить себя власти Киева, перестали делиться с ним своими доходами и обнаружили явную тенденцию к автономному существованию.

    Мы знаем, что Киевское государство не было монолитным ни в смысле этническом, ни в смысле стадиального культурного развития своих частей, ни в смысле организации власти, осуществляемой из Киева.

Обратите внимание

Это — государство лоскутное в подлинном смысле этого слова, сходное с огромным государством Карла Великого. Обязателен ли распад варварского государства теоретически? В истории европейских и неевропейских варварских государств распад явление обычное, но мы имеем случай, когда этот распад.

в сколько-нибудь заметной форме не произошел. История Англии не знала такого периода, который вполне соответствовал бы периоду феодальной раздробленности материковых государств. После завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем там укрепилась сильная власть.

Она дала возможность развиться отдельным феодалам, но одновременно предохранила государство от политического распада на обособленные части.

    Этот случай, однако, единичен, обычно же варварские государства неминуемо распадались. Чем же объяснить это повторяющееся явление распада? Очевидно, тут есть какая-то закономерность.

Если мы продумаем процесс распада, то придем к выводу, что для некоторых стран он был, действительно, неизбежен. В частности,. Киевское государство не могло долго существовать в таком виде,.

в каком мы его до сих пор изучали.

    В данном случае нужно учесть два момента: во-первых, судьбу Киевщины — тех частей, которые непосредственно примыкали к городу Киеву, и, во-вторых, историю отдельных земель, которые входили в состав Киевского государства.

    Для Киевщины в узком смысле мы можем говорить не только-о распаде, но и об упадке, который находится, между прочим, в связи с крестовыми походами, продолжавшимися в Западной Европе более 200 лет. Они имели следствием ознакомление Западной Европы с целым рядом стран, проложение новых торговых путей, создание новых мощных торговых организаций.

Киев, крупный торговый центр на великом водном пути «из варяг в греки», от этого перемещения торговых путей сильно пострадал. Он потерял значение торгового центра и вследствие этого должен был обеднеть.

Важно

Обеднел он и вследствие того, что перестал быть центром большого государства, центром, куда сходились «дани» от всех народов, вошедших в состав этого государства.

    Но об упадке всего Киевского государства говорить нельзя, так как мы видим как раз весьма заметный рост отдельных частей государства. Киев, как город, легко справился бы с временным упадком, если бы не было распада государства, если бы одновременно не происходили и другие события, отразившиеся на судьбе всей «империи Рюриковичей».

    Отдельные части, включенные в его состав, в силу своих особых причин, экономических и политических, достигли такой ступени развития, что зависимость от Киева делалась для них не только не нужной, как раньше, но даже тягостной.

    Знать, которая до недавнего времени крепко держалась за власть, его вождя, киевского князя, по мере роста крупного землевла-дения и в связи с изменением системы хозяйства становится все более независимой и тем самым тоже способствует распаду государства.

    Вспомним такую крупную часть государства, как Новгород. У него появились свои собственные большие задачи. Он вел политику освоения севера и северо-востока.

  Ему нужно было защищать  свои границы  от  нападения  шведов,   позже — ливонского и тевтонского орденов. Киев ничем не мог помочь Новгороду, но требовал от него дани и людской силы, т. е.

именно того, что так: необходимо было самому Новгороду.

    То же самое в той или иной мере переживали и другие части, входившие в состав Киевского государства.

    В отдельных его частях растут большие города, объединяющие вокруг себя целые области. Перед этими областями возникают самостоятельные политические задачи.

Совет

    Киев помог созреть этим новым организмам, но, созрев в недрах Киевского государства, эти организмы разваливают его, как скорлупу, в которой им становится тесно.

    Это справедливо и относительно других варварских стран. Почему Италия, Франция, Германия и др.

разделились, перестали жить общей жизнью, какой они жили при Карле Великом? Потому что у каждой из них появились новые задачи, которые они стали выполнять независимо друг от друга.

Непрочная спайка, существовавшая при Карле Великом, сделалась в известный момент ненужной и даже мешала дальнейшему росту этих частей.

   Уже в конце княжения Владимира появилась угроза целостному существованию Киевского государства. Конечно, о целостности этого государства даже и в более раннюю пору можно говорить только относительно, лишь по сравнению с состоянием феодальной раздробленности, но не замечать или отрицать ее нельзя.

    В год смерти Владимира совершенно четко проявились признаки, угрожающие государству распадом. Речь идет о поведении Новгорода, где в качестве посадника, подручника киевского князя, сидел в это время сын Владимира Ярослав. Долго живя здесь, он ясно видел большие задачи, стоявшие перед Новгородом.

Не удивительно, что у Ярослава, хотя и подручного отцу, возникли политические планы, навеянные общей обстановкой новгородской жизни. Ярослав идет не с отцом, а с новгородскими боярами. В этом отношении он не представлял собой исключения.

Его братья—-Глеб Муромский, Святослав Древлянский и Мстислав-Тмутороканский — каждый в своей области были, невидимому, солидарны с ним.

Обратите внимание

    В 1015 г., незадолго до смерти Владимира, новгородцы вместе с князем Ярославом прекратили платеж дани Киеву. Киевское правительство оценило поведение новгородцев как первый шаг к отделению от Киева.

    Владимир,  твердо держась   старых  позиций,   решил  собрать войско и военной рукой заставить Новгород подчиниться своим требованиям. Новгородцы также стали готовиться к войне.

Для усиления обороноспособности они не только мобилизовали свои внутренние силы, но и обратились за помощью к варягам.

Варяжская наемная дружина прибыла в Новгород, но новгородцы-де, вос-пользовавшись отсутствием Ярослава, бывшего в то время в своем подгородном   имении   (село   Ракома), восстали против варягов и перебили их.

    Новгородский летописец объясняет это событие тем, что «начаша варязи насилие деяти на мужатых женах», а новгородцы-де заявили: «сего мы насилья не можем смотрити».

Вернувшись в город, Ярослав отомстил новгородцам и перебил тех, кто участвовал в истре-блении варягов.

В разгаре этих кровавых событий Ярослав получил тайное известие от сестры из Киева, что отец умер и похода на Новгород не будет.

    В Киеве в это время положение было очень серьезно. Вместо отца на Киевский стол сел брат Ярослава Святополк, начавший угрожать своим братьям.

Важно

Это тот самый Святополк, который вместе со своей женой, дочерью польского короля Болеслава, и ее духовником, епископом Райнберном, участвовал в заговоре против своего отца Владимира. Как мы уже знаем, он был лишен свободы, но затем освобожден.

Перед смертью отца он находился на свободе, но и без дела, так как отец, повидимому, не рисковал давать ему поручения.

По получении известий из Киева Ярослав тотчас же экстренно послал предупредить Глеба Муромского об опасности.

    Чем объяснить это беспокойство и солидарность братьев Свято-полка? Святополк, очевидно, стал проводить политическую линию своего отца, и поэтому его братья, не разделявшие этой программы и уже обнаружившие свое отношение к ней, естественно, стали опасаться за себя.

    Святополк, прозванный «Окаянным», успел убить Бориса, Глеба Муромского, Святослава Древлянского и, очевидно, готовился то же сделать и с Ярославом. Летопись так о Святополке и говорит, объясняя его намерения: «…избью братию мою и приму власть русскую един».

    Ярослав созвал в Новгороде вече и изложил новгородцам положение дела. Ярослав просил у веча прощенья за избиение новгородцев, участвовавших в резне варягов, и предлагал совместно подумать над создавшимся положением.

Он заставил их серьезно задуматься над вопросом, что делать дальше: итти ли за Свято-полком и, следовательно, сохранить старые отношения с Киевом, т. е.

платить ему дань, или же поддержать его, Ярослава, с именем которого у них связывались надежды на политическую автономию?

    «Любимая моя и честная дружина, — передает вечевую речь Ярослава летописец,  юже иссекох вчера в безумии моем; не теперво ми их златом окупити… Братье! Отец мой Володимир умерл есть, а Святополк княжит в Киеве; хочу на него пойти, яотягнете по мне».

Совет

    Новгородцы выразили свое согласие. После этого Ярослав отправился на юг с 4-тысячной дружиной (цифра по Новгородской лето-лиси) вместе с привлеченными им печенегами.

Святополк был разбит у Любеча и бежал в Польшу к своему тестю — польскому князю Болеславу.

Последний всегда охотно вмешивался в киевские дела, желая поживиться за счет соседней Руси, и, в частности, вернуть завоеванные Владимиром земли.

    Ярослав заключил союз с германским императором Генрихом II и вместе ним пошел на Польшу. Болеслав успел, однако, заключить с Генрихом мир и пошел вместе со Святополком на Киев лротив Ярослава (1018 г.).

В его войске участвовали наемные немцы и венгры, кроме того, Святополк привлек к себе печенегов. Ярослав вышел навстречу врагам и встретился с ними у Западного Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал с четырьмя дружинниками в Новгород. Однако и польское войско недолго оставалось в Киеве.

Поляки вызвали среди населения Киевщины возмущение; русский народ стал избивать поляков «отай», т. е. тайно от властей, которые, по вполне понятным причинам, при создавшемся положении не могли стать на сторону восставших.

Болеслав вынужден был поспешно возвратиться к себе домой, захватив, однако, Червенские города, недавно отвоеванные у Польши Владимиром Святославичем.

    Согласно новгородскому преданию Ярослав хотел ехать за море собирать снова варяжскую дружину, как это делал его отец и еще так недавно он сам, но новгородцы порубили его ладьи, не пустили его за море, обещали сами ему помочь и действительно помогли. Интересный факт активного участия новгородских городских масс в крупных политических событиях. Хотя новгородское известие и не согласуется с данными Титмара, однако оно вполне вероятно.

Обратите внимание

    Торжество Святополка длилось недолго. Ярослав с новгородцами разбил его и занял Киев. Святополк бежал к печенегам и вместе с ними снова пошел на Ярослава. На р. Альте Ярослав нанес ему решительное поражение.

Святополк бежал неизвестно куда. После этих крупных событий Ярослав стал владеть Киевом. Теперь Ярослав стал опасен для тех, кто стремился к отпадению от Киева, и в том числе для недавних своих единомышленников.

    Против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав, племянник Ярослава. В 1021 г. он напал на Новгород и с добычей возвращался к себе.

Ярослав догнал его, отобрал добычу, но скоро помирился с Брячиславом и даже отдал ему У свят и Витебск.

Хотя с полоцким князем и установились с этого времени мирные отношения, но Полоцкое княжество стало жить автономной жизнью, ведя длительную борьбу с Киевом.

    Против Ярослава поднялся еще один его брат — Тмуторокан-екий князь Мстислав, который оказался противником очень грозным и серьезным.

Летописец посвящает ему несколько ярких строк для того, чтобы показать его героем,, похожим на деда его — Святослава. Он такой же воинственный, мужественный и сильный человек. Победителем в борьбе между киевским и тмутороканским.

князем оказался последний. Это произошло в 1023 г. (битва при Лиетвице около Чернигова).

Важно

    В этом столкновении нам важно подчеркнуть следующее: Мстислав одолел Ярослава и моя бы завладеть Киевом, и всем киевским.

государством, но этого не случилось, во-первых, потому, что Мстислава «не прияша кияне», а, во-вторых, потому, что Мстислав был равнодушен к Киеву и не хотел бороться с «киянами», несмотря на явное превосходство своих сил.

Мстислав ограничился лишь, расширением своих владений до Днепра и стал независимым от Киева владетелем.

    Отсюда мы имеем право сделать выводы. 1. Горожане (кияне) начинают говорить более громко, политическое значение горожан растет; с этой силой уже приходится считаться и князьям. 2. Мстислав, отрываясь от Киева, ведет себя как представитель нового политического порядка (феодальная раздробленность), 3. Начался распад Киевского государства.

    Ярослав в благодарность за помощь действительно выполнил свои обещания новгородцам. Тут дело, конечно, не в его личной честности. Он держался, как мы указывали, мнения, что Новгороду нужно предоставить самостоятельность для выполнения стоявших перед ним задач.

    Нам известно, что Ярослав дал новгородцам особые грамоты, которые, к сожалению, до нас.не дошли. Ими новгородцы дорожили в течение всей своей самостоятельной истории. При заключении договоров с князьями новгородцы-республиканцы требовали присяги от князей «на всех грамотах Ярославлих». Новгородцы считали их основой своей конституции.

    После смерти Мстислава Тмутороканского (1036 г.) Ярославу удалось завладеть его землей, и Киевское государство сделалось опять необъятным по размерам и «единым».

    Благодаря хорошим личным отношениям с Новгородом, Ярослав-постоянно поддерживал с ним тесную связь, посадив туда князем сына своего Владимира, и сам часто ездил в Новгород. Ярослав построил храм Софии в Киеве, Владимир Ярвславич—в Новгороде. В новом Софийском храме в Новгороде была погребена жена Ярослава и сын его Владимир с женой.

    Связь между Киевом и Новгородом не была окончательно порвана.

Совет

Ярослав принимал энергичные меры к поддержанию столькими усилиями достигнутого «единства» государства. Пятого своего брата Судислава, может быть, ничего и не замышлявшего против него, Ярослав стал подозревать во враждебных намерениях и по какому-то доносу в 1036 г.. посадил в тюрьму, где Судислав просидел больше 20 лет.

    Разделавшись с врагами, Ярослав стал «самовластцем». Дорого обошлось ему это «самовластие», а для его сыновей оно стало и совсем недоступным.

Источник: http://xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai/index.php/history/52-articles/8316-2012-05-14-08-54-28

Международное положение Древней Руси в IX – XII вв. Основные направление и этапы внешней политике

Древняя Русь занимала в системе международных связей IX—XIII вв. крайне важное положение. Это было обусловлено ее географией. Реки Восточной Европы были наиболее удобными транспортными путями, соединявшими побережье Балтики с бассейном Азовского, Черного и Каспийского морей.

В результате земли Древней Руси стали мостом из Северного района европейской торговли на юг — и Византию и страны Арабского Востока. Наибольшее значение для транзитной торговли Древней Руси имели два маршрута. Первый из них получил название «путь из варяг в греки». Он соединял побережье Балтийского моря (в том числе Скандинавские страны) с Византией.

Основой его служило передвижение по Днепру и северным рекам (прежде всего Западной Двине, Волхову и Неве). Второй маршрут проходил по Волге и далее на север к Балтийскому морю. Он служил для связей со странами ислама. Ярким свидетельством значения Древней Руси в международной торговле средневековой Европы могут служить находки на ее территории импортных изделий.

Прежде всего это относится к находкам монет: восточных государств VIII—X вв., западноевропейских XI в. и византийских IX—XII вв. Некоторые монетные клады этого времени весили несколько пудов и состояли из тысяч монет. Одновременно с транзитной торговлей Древняя Русь вела оживленную международную торговлю товарами отечественного происхождения.

Уже первые международные договоры русских князей Олега (912 г.) и Игоря (945 г.) с Византией содержат сообщения о русских купцах и их торговле. Предметом импорта служили продукты лесных промыслов: воск, мед, меха. Их дополняли продукция сельского хозяйства, ремесла и такой специфический товар, как рабы (точнее, рабыни).

Экономические и культурные последствия внешней торговли славян и других народов Восточной Европы были весьма значительными. С одной стороны, они способствовали контактам Северной Европы с более развитыми Византией и арабскими странами, а с другой — оказали положительное влияние на местное население Восточной Европы.

Восточные славяне и их соседи благодаря внешней торговле познакомились с достижениями византийской и арабской культур. Внешняя торговля ускорила развитие экономики и общественных отношений у восточных славян.

Обратите внимание

Широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада способствовали тому, что Русь стала занимать одно из ведущих мест на международной арене.

Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями.

Одна дочь Ярослава Мудрого была замужем за французским королём Генрихом I, другая за норвежским королём Гарольдом Смелым, третья — за королём венгерским Андреем (Андрашем). Владимир Мономах по материнской линии был внуком византийского императора Константина X Мономаха.

Сестра Владимира Мономаха Евпраксия-Адельгейда вышла замуж за германского императора Генриха IV, дочь Евфимия — за венгерского короля Коломана и т. д. Сам Мономах был женат на Гиде — дочери английского короля Гарольда. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном её значении. Договоры закрепляют права Руси в политических и торговых отношениях с Византией.

Русь упоминается в сагах, слагавшихся в странах Скандинавского полуострова. О Руси писали арабские путешественники, византийские государственные деятели и историки. Французский эпос — «Песнь о Роланде» свидетельствует о том, что Русь и её богатства были хорошо известны во Франции. Упоминаются русы, а также Киевская земля в немецкой поэзии — в «Песне о Нибелунгах». Известны были русские купцы и их товары и в Англии.

Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей. Русские торговые фактории появляются на территории могущественной Византийской империи. Но торговлей дело не ограничивалось – уже Олег совершил поход на далекий, манящий своими богатствами.

Русско-византийские отношения IX—XI вв.— это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников.

С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации.

Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты.

Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией.

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь. Менее удачным был поход Игоря.

Важно

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику.

Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913,941 и 944гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам.

Решающий удар каганату нанес Святослав (964—965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Саркел.

Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы.

Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы.

Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье.

Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев.

Совет

Святославу, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971г.

был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась лишь обещанием Руси не совершать нападений.

Однако по дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него.

Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах.

По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол.

В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит, однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение.

Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание.

Обратите внимание

Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься, поскольку, победив Византию. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

С Германской империей Русь связывали оживленные торговые отношения.

Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов. Но тем не менее их набеги продолжались. В 1036г.

, воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, печенеги осадили Киев. Но Ярослав быстро вернулся и нанес жестокое поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться.

Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Вопрос 24



Источник: https://infopedia.su/1x2ade.html

Международное положение и внешняя политика Киевской Руси в 9 – перв. полов. 11в

Предмет исторической науки, ее теория, методология, функции и т. д..

История – это прошлое в развитии природы и общества. Изучение фактов, событий, различных процессов, пройденных человечеством, привело к созданию истории как науки. Превращение истории в науку – длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука.

Наука, изучающая историю России, ее народов, называется отечественной историей.

История связана с археологией, этнографией, источниковедением, культурой, многими общественными науками. Используя исторические памятники, она устанавливает закономерности общественного развития.

Закономерность – объективная, повторяющаяся при определенных условиях, существенная связь явлений в природе и обществе.

История вскрывает объективные и субъективные факторы в историческом процессе, является памятью человечества. Изучая прошлое, история помогает понять настоящее, предостерегает от повторения пройденных ошибок.

Восточные славяне в дофеодальный период: проблема этногенеза, мат. культура, общ. быт и вер.

Восточно-славянские племена: славяне, кривичи, вятичи, поляне, древляне (~15 племен)

Хозяйство: земледелие (рожь, ячмень, репа), скотоводство, охота, рыболовство, кузнечное дело, литейное, бортничество.

Религия: поклонение силам природы, культ предков.

Селились преимущественно вдоль рек, которые являлись главным средством сообщения друг с другом и остальным миром. 2 важнейших пути – «из варяг в треки» он соединял Скандинавию с Византией, «из варяг в персы» магистраль шла в Среднюю Азию и арабские страны.

К 7в. сложился мощный союз ряда ведущих восточнославянских племен, который иноземцы именовали «Рус». Орган власти – вече и выбранный им вождь. Формирование привилегированного военно-дружинного сословия (князь и его дружина). В руках князя соединялась власть и богатство, он объявляет себя собственником земли и заставляли свободных общинников платить в свою пользу дань.

Элита (князья, воеводы, знать).

Военные. привилегированные слои

Духовенство.

Купцы.

Ремесленники.

Смерды – свободные крестьяне общинники.

Закупы – за долг.

Рядовичи – по договору. временно-зависимые

Половинники – за половину урожая.

Холопы – зависимые.

В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с. занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места.

Важно

Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э. славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями.

Во главе стояли старейшины, облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины.

В 8-9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром сверхьест существ, за кот стояли силы прир.

Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи.

Образование Древнерусского государства и его первые князья.

Из «повести временных лет» в 862г. приглашение Рюрика, Синеуса, Трувор (три брата) на княжение. 882 смерть Рюрика, князь новгородский Олег убил дружинника Рюрика Аскольда. Начало истории Руси по «норманской теории». 882г. Олег объединил Новгород и Кев в Киевскую Русь. Ведущая роль Военно-дружинной знати. С Xв. переход к феодальным отношениям.

Зависимое население: закупы(в зависимости от князя из-за долга), радовичи (по договору), изгои(обедневшие выходцы из общин), холопы. Олег принял титул великого князя. 907г. осада Олегом Константинополя. 911г. первый письменный договор между Византией и Русью. 941-44 походы Игоря(сына Олега) на Византию, присоединение им племен уличей, тивирцев.

Князь собирал дань, виры(штрафы) с покоренных племен. 945г. древляне(князь Мал) убили Игоря при сборе дани. Ольга месть за мужа-сожгла столицу Искоростень, установила «уроки», «погосты» (фиксированная дань, место, куда она свозилась). 962г. Святослав получил правление. 964г. разгром Святославом Волжской Булгарии, Хазарского каганата, взял г.

Итиль, Саркел, присоединение земли ясов(осетин), касогоров(черкесов). 970г. начало войны с Македонией, в 971г. Русь вынуждена отдать Болгарию. 980г. Владимир взошел на престол. Прекратил междоусобицу. Завоевание г. Червень, Перемышь. Крещение Владимира в Херсонесе(Крым) в 988г. Крещение мечом и огнем. Ярослав Мудрый (1019-1054).

1036 поражение печенегов, связи с Швецией, Византией, Германией, Польшей. 1039г. провозглашение Иллариона митрополитом Руси. 1016г. «Правда Ярослава», 1072г. «Русская правда»(«Правда Ярославичей» 2-ая часть)-своды законов.

4) Крещение Руси: причины и последствия.

Совет

В 988 г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки.

Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси.

Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – “десятину”.

Международное положение и внешняя политика Киевской Руси в 9 – перв. полов. 11в.

Основу соц. организации составляла община, общинники- члены общины, связанные трудовой порукой

(коллективная деятельность за совершенное преступление и не уплату дани). Дань– форма налоговых сборов. Размеры дани не регламентировались. Погосты – центры сбора дани. Данью считалась рожь, пиво и др.

формирование категорий зависимого населения – челядь.

Категории:

Изгой

Пущенник, прощенник (отпущенный, прощеный)

Холоп (раб). Рабами становились за долги или если поступали работать на должность клютчика.

Рядовичи (наемный работник)

Закуп (ему выделялся участок земли, на котором работал и выплачивал долг).

Господствующийслой :князь – дружина (бояре – старшая дружина, землевладельцы – младшая дружина). Многие бояре пользовались правом иммунитета (не платили дань).

Обратите внимание

Большую роль в жизни Киевской Руси играл город. Города– центры ремесла и торговли. Преобладала внешняя торговля. Торговые связи со странами Европы, Средиземноморья, Средней Азией, Северной Африкой. Предметыэкспорта: мех, мед, воск, оружие, ювелирные изделия, продавали рабов. Импорт: шелк, ювелирные изделия, вино.

Внешняя политиканаправлена на Византию, которая пыталась сузить влияния Руси в Причерноморье.

911 к. Олег.

Славяне осадили Царьград и вынудили подписать договор по торговле.

964 – 972 Святослав.

Воевал с печенегами, разгромили хазарский кагонор, успешно воевали с Византией.

980 – 1015 Владимир Красносолнышко.

988 – крещение Руси. Началась междоусобица между сыновьями. Победитель – Ярослав-Мудрый.

1019 – 1054 – его правление (Рассвет Киевской Руси).

Письменное законодательство «Русая правда» – завершение форм феодальных отношений на Руси.

1113 – Владимир Мономах – 1125после его смерти единство Руси держалось при сынеМстиславе (1125– 1132).

Источник: https://stydopedia.ru/4×9317.html

Международное положение руси: в период феодальной раздробленности русь, оставалась kpymioii

В период феодальной раздробленности Русь, оставалась Kpymioii европейской страной, не имела единой государственной власти, которая вела бы общую для всей страны внешнюю политику. В середине XII в. русские князья вступали в союзные отношения с государствами, которые входили во взаимно враждебные коалиции.

Тем не менее наиболее крупные русские княжества оказывали существенное влияние на судьбы соседних стран. Еще в 1091 г., когда Византия искала всюду помощи против турок-сельджуков и печенегов, она получила военную поддержку от князя галицкого Василько.

Вообще же русские князья занимали по отношению к церковному центру православия — Византии гораздо более независимую позицию, чем другие европейские государства по отношению к центру католичества — Риму. Папская курия стремилась вовлечь Русь в орбиту своей политики, но наиболее дальновидные папские эмиссары уже тогда видели несбыточность этих надежд.

Так, на запрос одного из идеологов воинствующего католицизма — Бернара К?1ервосского о возможности внедрения на Русикатоличества краковский епископ Матвей в середине XII в. писал, что «русский народ, своей многочисленностью подобный звездам, не желает сообразоваться ни с латинской, ни с греческой церковью».

Русские князья активно вмешивались в международные отношения своего времени. Владимиро-суздальские и союзные им галицкие князья поддерживали дипломатические отношения с Византией, а их противники — волынские князья — с Венгрией. Войско галиц- ких князей значительно содействовало укреплению Второго Болгарского царства и помогло в начале в.

Важно

болгарскому царю Ивану Асеню II вернуть престол. Русские князья способствовали усилению позиции мазовецких князей в Польше. Позже мазовец- кие князья некоторое время находились в вассальной зависимости от Руси.

Отдельные княжества Руси располагали значительными вооруженным силами, которые сумели отбить, а частично и подчинить половцев.

Правители Византии, Венгрии, Польши, Германии и других стран стремились к династическим связям с русскими князьями, особенно с сильнейшими из них — владимиро-суздальскими и галицко-волынскими. Слухи о сокровищах Руси поражали воображение средневековых хронистов Франции, Германии и Англии.

Русские путешественники побывали в разных странах.

Так, новгородский боярин Добрыня Ядрейкович посетил в начале XIII в. Византию. Он оставил интересное описание достопримечательностей страны. Черниговский игумен Даниил побывал в Палестине и также описал свое путешествие, совершенное вскоре после первого крестового похода. Летописи и другие памятники показывают хорошую осведомленность русских людей о странах Европы и Азии. Тем не менее международное положение Руси в период феодальной раздробленности значительно ухудшилось. Это отмечали современники-публицисты. В «Слове о погибели Русской земли», созданном в первой половине XITI в., описывается красота и богатство Руси и в то же время с тревогой говорится об ослаблении ее международного значения. Прошли те времена, когда государи соседних стран трепетали от одного имени Руси, когда византийский император, опасаясь киевского великого князя, «великие дары посылал к нему», когда немецкие рыцари радовались, что они находятся далеко «за синим морем». Ослаблению внешнеполитического положения Руси, сокращению ее территории способствовали феодальные распри князей, которые не прекращались даже тогда, когда в страну вторгались враги. Кочевники-по ловцы, заняв Северное Причерноморье, совершали опустошительные набеги на южные русские земли, уводили в плен и продавали в рабство русское население. Они подрывали торговые и политические связи Руси с Причерноморьем и странами Востока. Это привело к утрате Русью ее владений на Северном Кавказе, а также к потере Таманского полуострова и части Крыма, захваченных Византией. На западе венгерские феодалы захватили Карнатскую Русь. В Прибалтике земли латышей и эстонцев попали под удар немецких п датских феодалов, а земли финнов и карел — под удар тпведскпх. В XIII в. монгольское нашествие привело к завоеванию, разорению и расчленению самой Руси.

Русская культура играла большую роль и в жизни соседних земель. Русские летописи вошли в состав крупнейших польских хроник, на русских летописях основано летописание Литвы.

Памятники русского ремесла сохранились в Чехии. Влияние русских фресок проявилось в Чехии, сказалось в росписях храмов Польши и Готланда.

Русские косторезы пользовались заслуженной славой в Византийской империи и других странах. 

Источник: https://uchebnikfree.com/vsemirnaya-istoriya/mejdunarodnoe-polojenie-rusi-41022.html

Международно-правовая деятельность Киевской Руси

Подробности Категория: История международно-правовой деятельности и науки международного права в Украине

Сравнительно-правовой анализ международного права Киевской Руси с международно-правовыми особенностями других средневековых регионов показывает, что этот регион можно считать классическим образцом утверждения феодального международного права в мировом сообществе, которому не была присуща отчужденность азиатских, агрессивная религиозность мусульманского или милитаризм западноевропейского регионов.

Международно-правовая культура Киевской Руси довольно самодостаточной, но одновременно открытой для восприятия передовых международно-правовых стандартов.

Выделяют три основных направления становления и развития международного права Киевской Руси: 1) распространение на отношения с другими государствами собственных международно-правовых стандартов (Киевская Русь вводит в международную практику отправке в иностранных правителей посольств и отдельных агентов с целью информирования об изменениях внутриполитического характера, с договорными инициативами и др.). 2) заимствования в иностранных государств (прежде всего византийско-западноевропейского региона) более прогрессивных норм международного права (принципов неприкосновенности территорий, невмешательства во внутренние дела, свободы открытого моря), 3) выработка общих норы и принципов международного права во взаимном сотрудничестве (институт сопровождения посольств для обеспечения их безопасности, новые дипломатические ранги и т.п.).

Совет

Влияние иностранного международно-правовой культуры на Русь основном происходил тремя путями: 1) через латинский культурное наследие (усвоение немецких, чешских, франкских, скандинавских, польских и других традиций), которая в период Галицко-Волынского княжества даже стала превалирующей 2) через греко-славянскую наследство (византийские традиции, традиции славянских государств юга Европы, прежде Болгарии и др..) 3) через международно-правовую культуру восточных народов (половцев, волжских болгар, региона Кавказа, прежде всего Грузии, Армении, а также Сирии вплоть до индийско-китайских регионов).

Первые международные договоры Киевской Руси датируется периодом генезиса самого государства. Это договор между императором Византии Василием 1 и князем Аскольдом (873 г. или 874 г.) явно существовали торговые договоры с империей восточных франков. По крайней мере торговля Киевской Руси с Регенсбургом, Баварией велась столь активно, что в Рафальштеттенському таможенном уставе (создан в 880 г. или 876 г.) отдельно указывались положения по сбору пошлин и налогов с имущества купцов, которые путешествовали из Киевской Руси в Баварию. С конца IX в. укладываются “широкомасштабные” мирные договоры Руси с варягами, уграми, Болгарией.

К основным элементам международно-правовой культуры Киевской Руси можно отнести следующие: убеждение в необходимости развивать союзные отношения с другими государствами и народами, признание равенства всех народов, в том числе язычников, представителей другой веры (как следствие – провозглашение принципа веротерпимости), вместе с тем признание моральных (христианских) идеалов высшей ценностью и производной идеи – терпимости к врагу, гуманизации боя, рыцарства в войне. Среди конкретных признанных и обязательных в древней Руси норм были положения “pacta sunt servanda”, требование соблюдения правовых обычаев, прежде общих, принцип справедливости, осуждения войны и гуманизации ее ведения, запрета отдельных видов оружия, принцип ответственности за нарушение этих норм и др. .

Источник: http://lawstate.ru/istorija-mezhdunarodno-pravovoj-dejatelnosti-i/2970-mezhdunarodno-pravovaja-dejatelnost-kievskoj-rusi.html

Ссылка на основную публикацию