Большая Рнциклопедия Нефти Рё Газа
Cтраница 1
Многонациональный советский народ встречает 50-летие образования СССРмогучим, монолитно сплоченным, уверенно и целеустремленно идущим под руководством Коммунистической партии вперед, по пути, намеченному ее Программой, XXIV съездом КПСС. Выработанные съездом грандиозные планы дальнейшего коммунистического строительства открывают широкий простор для созидательного творчества трудящихся всех национальностей нашей страны. [1]
Многонациональный советский народ встречает 50-летке образования СССРмогучим, монолитно сплоченным, уверенно и целеустремленно идущим под руководством Коммунистической партии вперед, по пути, намеченному ее Программой, XXIV съездом КПСС. Выработанные съездом грандиозные планы дальнейшего коммунистического строительства открывают широкий простор для созидательного творчества трудящихся всех национальностей нашей страны. [2]
Единство многонационального советского народа — РїРѕ образному выражению Леонида Р�льича Брежнева — прочно, как алмаз. [3]
Единство многонационального советского народа прочно, как алмаз.
� как алмаз переливается многоцветьем граней, так и единство нашего народа сверкает многообразием составляющих его наций, каждая из которых живет богатой, полнокровной, свободной и счастливой жизнью. [4]
Сыны и дочери многонационального советского народа трудятся рука об руку, совместными усилиями укрепляют Союз Советских Социалистических Республик. [5]
�менно трудящиеся, весь единый многонациональный советский народ через свои организации и прежде всего через Советы депутатов трудящихся управляют государством. [6]
Укрепление дружбы и единства многонационального советского народа, развитие его связей с братскими народами социалистических стран, коммунистическими партиями и трудящм-мися всего мира всегда были, есть и будут важнейшей задачей Коммунистической партии Советского Союза. [7]
Укрепление дружбы и единства многонационального советского народа, развитие его связей с братскими народами социалистических стран, коммунистическими партиями и трудящимися всего мира всегда были, есть и будут важнейшей задачей Коммунистической партии Советского Союза. [8]
Русский язык, будучи средством общения многомиллионного и многонационального советского народа, получает все большее распространение среди народов мира.
Он способствует вкладу нашей страны в сокровищницу мировой культуры и открывает доступ к духовным богатствам мировой цивилизации советским людям и народам других стран. [9]
Для каждого из нас, коммунистов, для всего многонационального советского народа настоящий съезд нашей ленинской партии является событием особой исторической важности. �стория, как в старину говорили многие народы, есть учитель жизни; эта история нам показала, как дороги нашей партии идеалы ленинизма, общность помыслов народа и партии, интересы успешного коммунистического строительства и неуклонного роста материального благосостояния трудящихся. [10]
Как безграничны космические дали, так безгранична творческая энергия нашей партии, нашего многонационального советского народа, рожденная самой красивой и самой великой целью, начертанной в новой Программе Коммунистической партии Советского Союза. [11]
Пусть процветает братская дружба всех наций и народностей нашей страны, пусть крепнет единство многонационального советского народа. [12]
Советские люди безгранично доверяют Коммунистической партии, которая под знаменем марксизма-ленинизма сплотила все республики, весь многонациональный советский народ в единую могучую монолитную силу, способную под руководством партии решать самые сложные задачи коммунистического строительства. [13]
Современное поколение нашей молодежи живет в счастливый период, когда у нас ликвидирована эксплуатация человека человеком, когда пышно расцветает социалистическая культура многонациональных советских народов, когда образование охватывает всю молодежь, когда получили возможность развиваться все богатейшие ресурсы человеческого гения, воплощаемые в достижениях передовой науки, искусства, литературы. [14]
Победа, которая завоевана РІ сражениях Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹ — это победа нашего героического рабочего класса, колхозного крестьянства, нашей интеллигенции, победа всего многонационального советского народа. Рто победа славной Советской РђСЂРјРёРё, армии, созданной революцией, воспитанной партией, неразрывно связанной СЃ народом. [15]
Страницы: 1 2
Источник: https://www.ngpedia.ru/id178539p1.html
Параграф 15. Нации и межнациональные отношения
Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?
Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.
Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.
Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.
Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.
В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».
Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов.
В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».
Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению.
По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.
В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.
Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.
Вопросы и задания к документу
Из Конституции Российской Федерации.
Преамбула
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?
Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?
Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Государственный язык — предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?
Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ».
Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное — сознанием своего единства.
Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей.
Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.
В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение.
Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.
Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства.
Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.
Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах — этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться.
Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» — этнический.
Вопрос 2.
Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
Толерантность — это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей и организаций, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются, не одобряются и даже могут являться вредоносными для всех.
Толерантность в межнациональных отношениях — это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.
Вопрос 3.
Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм.
В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.
Вопрос 4.
В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?
Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.
В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».
Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов.
В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».
Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению.
По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.
В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.
Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.
Вопрос 5.
Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.
В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.
Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.
История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)
Вопрос 6. В чём опасность национализма?
Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.
Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.
Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.
Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?
В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.
Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.
Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.
Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.
Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.
Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?
1) экстремистская деятельность (экстремизм):
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
Источник: https://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/11-klass/bogoljubov/15
Мы — многонациональный народ
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,сохраняя исторически сложившееся государственное единство,исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,стремясь обеспечить благополучие и процветание России,исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,сознавая себя частью мирового сообщества,принимаем. С этих слов начинается гравный закон Российской Федерации, Конституция РФ. С детства мы должны понимать что Россия это наша родина, которорую каждый гражданин Российской Федерации обязан любить и уважать, любить её просторы, а самое главное сограждан, ведь сила России в единстве многочисленных народов, проживающих на обширных территориях нашей страны!
Мы – многонациональный
народ
Что говорит закон
Мы, многонациональный народ Российской Федерации… (Конституция)
Мы – дети разных народов, мы – один народ.
Национальность — это принадлежность человека к определенной национальной, этнической группе, включающая общность языка, истории, культуры и традиций
Этнос (греч. éthnos — племя, народ) — исторически
сложившаяся группа людей, объединённая общим
происхождением, языковыми и культурными
признаками.
Население России
146 519 759 человек
180 национальностей
Национальный состав (2010)
80,9 %
3,9 %
Чеченцы
1,5%
Украинцы
1,4%
Башкиры
1,2%
1,0 %
Прочие
10,6 %
Территория России 17 125 407км²
85 субъектов федерации: 46 областей, 22 республики, 9 краев, 3 города федерального
значения, 4 автономных округа, 1 автономная область
1)Что означают слова «многонациональный народ» ?
2)Чем можно подтвердить , что наша страна многонациональна?
3)Какие народы были основателями нашего огромного государства?
Многонациональная
Культура России
Жилища народов России
Иглу эскимосов
Чум ненцев
Жилище казаков
Дом литовца
Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура.
Пётр Ильич Чайковский
Александр Сергеевич
Пушкин
Михаил Васильевич
Ломоносов
Виктор
Михайлович
Воснецов
Лев Николаевич Толстой
Культура разных народов В России тесно переплетается и образует новую. Так , элементы народного танца, становятся элементами современного, а некоторые мотивы народных мелодий, исполняются в новой аранжировке современными музыкантами.
Что такое национальность
Можно ли назвать патриотом этого чеченского мальчика — боевика?
Домашнее задание:
http://kids.kremlin.ru
2. Письменно ответить на вопрос : «Почему национальность не является заслугой или недостатком человека?»
Источник: https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/presentacii/mymnoghonatsionalnyinarod
Проект «Мы-многонациональный народ»
Слайд 1
МЫ- МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Работа выполнена ученицей 5 «А» класса МОУ СОШ № 6 Забрусковой Евой Под руководством преподавателя истории и обществознания Михеевой.К.А
Слайд 2
Цель: узнать , какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства; почему важно уважительно относиться к людям другой национальности .
Слайд 3
Задачи. Выяснить: Необходимо ли человеку знать собственную культуру, обычаи и традиции своего народа? Насколько актуален национальный вопрос для России?
Слайд 4
Насколько актуален национальный вопрос для России? Мы — многонациональный народ; М ы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением. Мир начинается с нас, и только от нас зависит будет ли он мирным!
Слайд 5
«Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.
Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут.
Какие люди живут в России ? Однородный состав населения с полным преобладанием русского населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.
На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва; в Северном районе — русские, карелы, коми , ненцы и саамы; на Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки; в Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи; в Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы; в Восточной Сибири — русские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки; на Дальнем Востоке — русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы . Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма. В то же многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.
Слайд 6
Помните эту строчку из стихотворения одного из самых популярных детских писателей Владимира Степанова, Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья, Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед.
Одним милее осень, Другим милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна! Ч то может быть лучше, чем спокойная добрая жизнь огромного числа таких разных и не похожих друг на друга людей, как мы с вами?
Слайд 7
На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.
Слайд 8
Я провела опрос учеников своего класса : Какие народы, проживающие в Российской Федерации, вы знаете?
Слайд 9
Выводы: 3 . Для того, чтобы сохранить это многообразие и единство, нужно не только гордиться своей национальностью, но и уважать чужую национальность.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/20/proekt-my-mnogonatsionalnyy-narod
«Мы, многонациональный народ»
В понедельник Владимир Путин поддержал идею разработать «закон о российской нации». Никаких пояснений о том, для чего нужен такой закон и что в нем может содержаться, пока не последовало.
Поэтому мы попросили историка Артема Ефимова рассказать об основных положениях современной теории национального строительства и вспомнить, как протекали похожие процессы в царской и советской России.
Что такое нация
Существует общий вопрос: а что вообще такое нация, про
которую собираются писать новый закон? Классическая задачка из общественных наук:
являются ли Робинзон и Пятница из романа Дефо нацией? Они компактно проживают
на определенной территории, у них самодостаточная социально-экономическая
система, у них налажена устойчивая коммуникация и есть понятные отношения
господства и подчинения.
Современную теорию наций в общих чертах сформулировали британские
и американские ученые в 1980-е годы: Бенедикт Андерсон («Воображаемые
сообщества»), Эрнест Геллнер («Нации и национализм»), Эрик Хобсбаум («Нации и
национализм с 1780 года»).
Исходный постулат теории: нация — это социальный
конструкт, то есть она не существует «сама по себе, независимо от нас и наших
знаний о ней» (в отличие, скажем, от физических или биологических феноменов), а
лишь постольку, поскольку люди верят в ее существование и идентифицируют себя с
нею.
Причем не отдельные люди, а их группы, достаточно большие, чтобы не все
были знакомы между собой. Так что Робинзон и Пятница отпадают.
Второй постулат: нации и национализм — феномены Нового времени,
они возникли лишь в конце XVIII
века, а к прежним людским союзам, будь то Римская империя, средневековые
королевства или племена индейцев, эта терминология неприменима.
Отдельный
большой вопрос, применима ли она, скажем, к современному Ближнему Востоку или
же нации и национализм — явление сугубо западное, и попытки «привить» их
незападным обществам до добра не доведут (такой взгляд обосновывал, например,
британский историк Арнольд Тойнби в книге «Западный вопрос в Греции и Турции»
1922 года, посвященной распаду Османской империи).
Хобсбаум, подчеркивая историческую новизну феномена нации, его
географическую ограниченность и отсутствие объективных, не зависящих от
чьих-либо убеждений признаков выделения нации, считал любой национализм
иррациональным, и этот подход остается популярным у многих современных левых
мыслителей и активистов. Но национальное чувство, как всякая эмоция, не
исчезает от того, что кто-то объявляет его «воображаемым».
Ну и третий постулат: «вообразив» себя, нация стремится
самореализоваться политически, т.е. стать государством.
Процесс формирования
национальных государств радикально перекроил Европу в XIX — начале XX веков: Германия, Италия,
Чехословакия, Польша, Греция — эти и многие другие государства сначала возникли
в чьем-то воображении, и лишь потом — на политической карте.
Более того, один
из архитекторов единой Италии Массимо д'Адзельо написал в своих мемуарах, вышедших в 1866 году: «Италию
мы создали. Осталось создать итальянцев».
То есть даже в уже фактически
состоявшемся национальном государстве (к Итальянскому королевству тогда еще не
присоединились папский Рим и Венеция) нация осознавалась скорее как идея, как
образ желаемого будущего, чем как реальность. Принцип права наций на
самоопределение прочно вошел в международное право после Первой мировой войны, и
по сей день лучшие юридические умы бьются над тем, как примирить его с
принципом территориальной целостности государств.
Национальный вопрос в царской России
Общеевропейские процессы «строительства наций» в XIX веке не миновали,
конечно, и Российскую империю.
Армяне, грузины, татары, украинцы, литовцы,
многие другие народы — все они «вообразили» (или, если угодно, осознали) себя
нациями более или менее синхронно с французами, немцами, итальянцами и чехами.
Самое беспокойное национальное меньшинство империи — поляки — трижды (в 1794,
1830 и 1866 годах) поднимали восстание против русского владычества, распевая:
«Jeszcze Polska nie zginęła» («Еще Польша не погибла»).
В 1860–1870-е годы
педагог и миссионер Николай Ильминский изъездил вдоль и поперек все Поволжье,
создавая письменные языки мордвы, удмуртов, марийцев и других народов, чтобы не
допустить их ассимиляции татарами, и обращая их в православие, чтобы не
допустить исламизации.
История России неизменно писалась как история русских. Карамзин,
Соловьев, Ключевский — все они исходили из представления о едином русском
народе (включающем в себя великороссов, украинцев и белорусов) и о его
непрерывной тысячелетней истории (IX–XIX
века).
По переписи 1897 года, этот народ составлял примерно две трети населения
империи (великоросский в качестве родного языка указали 44,3 процента, украинский —
17,8 процента, белорусский — 4,3 процента).
Историк Алексей Миллер в своей книге «Империя
Романовых и национализм» (2006) пишет, что для русского национализма, который
формировался вместе со всеми остальными, неявно существовали две России:
меньшее по размеру «национальное ядро» — земли, которые считались исконно
русскими (опять же, включая украинские и белорусские); и покоренные территории
— таковы и Польша, и Прибалтика, и Кавказ, и, кстати, Крым. Любопытно, что,
например, то же Поволжье, населенное в ту пору преимущественно неславянскими
народами, относилось к «ядру» (Волга, как известно, «русская река»), а вот
Сибирь — это скорее колония: вплоть до 1930-х годов ее присоединение к России
описывалось в категориях завоевания — вспомните хотя бы знаменитую картину
Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» 1895 года. По идее, рано или поздно русское население царской России тоже должно было поставить вопрос о создании современного национального государства — запустив, таким образом, процесс распада империи.
В. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком»
Национальный вопрос при большевиках
Швейцарский историк Андреас Каппелер, опубликовавший в 1992 году
книгу «Россия как многонациональная империя», провозгласил, что революция 1917
года и приход к власти большевиков с их специфическими воззрениями на
национальный вопрос отсрочили распад империи на несколько десятилетий.
Известно, что для Ленина и его сподвижников царская Россия была «тюрьмой народов».
Большевистский подход к праву наций на самоопределение и к «строительству
наций» подробно исследовал американский историк Терри Мартин в книге 2001 года
«Империя «позитивной дискриминации» (в оригинале — «The Affirmative Action Empire»,
в русском переводе 2011 года — «Империя «положительной деятельности»).
Во имя
преодоления «великорусского шовинизма» Ленин, его нарком по делам
национальностей Сталин и прочие соратники сознательно оставили русских без
собственной национальной автономии: была Украинская ССР, была Армянская, была
Киргизская, была даже Автономная республика поволжских немцев — а Русской
советской социалистической республики не было. В составе РСФСР выделялись по
национальному признаку разные автономии (будь то Якутия, любая из
северокавказских автономных республик или даже Еврейская автономная область), а
собственно русские территории не выделялись никак. У РСФСР единственной из
союзных республик даже формально не было собственной компартии.
Тогда же, на заре советской власти, была сформулирована идея
«коренизации» — всемерной поддержки образования на национальных языках и
целенаправленного продвижения «национальных кадров». Было принципиально важно,
чтобы местные партийные и государственные органы возглавляли «коренные»,
представители титульной национальности.
Это была прямая противоположность
русификации, которую более или менее последовательно проводило царское
правительство там, где у него руки доходили (прежде всего в мятежной Польше).
Все это продолжалось до конца 1930-х годов, когда Сталин осознал,
что никаких центростремительных национальных сил в стране не осталось — только центробежные,
и национальное единство СССР, по большому счету, ничто уже не удерживает в целости, кроме формальных
структур.
Политику коренизации срочно свернули, резко взялись проповедовать
советский патриотизм, уважение к русской истории и культуре (под руку подвернулось,
например, столетие гибели Пушкина в 1937 году, отмеченное с неуместной
пышностью).
Этому периоду посвящена книга американского историка Дэвида
Бранденбергера «Национальный большевизм» (2002, русский перевод — 2009) — он
там утверждает, в частности, что русский национализм, отличный от
великорусского шовинизма и имперской спеси, возник именно благодаря сталинской
русификации. Но от политической самореализации на этом этапе предполагаемая русская нация была даже более далека, чем при царе.
Национальный вопрос сегодня
Распад Советского Союза — страны, в которой якобы национальный
вопрос был решен и закрыт (конституция 1977 провозгласила возникновение «новой
исторической общности — советского народа»), — сопровождался множеством
конфликтов на национальной почве.
Каппелер увидел в них тот самый распад
многонациональной империи, отсроченный революцией 1917 года.
Удельное значение
национализма, капитализма и идиотизма в распаде СССР — вопрос остро
дискуссионный, но нельзя не признать, что право наций на самоопределение было
по крайней мере важнейшим его формальным обоснованием.
Дальнейший путь четырнадцати бывших союзных республик был очевиден
— довершение строительства национальных государств.
Поскольку краеугольный
камень национального чувства — представление об общем прошлом, все они стали
лихорадочно искать (и находить!) национальную историю: Украина заявила свои
права на Киевскую Русь, Белоруссия — на Великое княжество Литовское, Узбекистан
— на Тамерлана.
Россия же по-прежнему была слишком велика и неоднородна: в ее
составе существовали и продолжают существовать множество наций, и нетрудно
догадаться, как отреагирует русский, чеченец, манси или калмык, если предложить
ему отказаться от привычной идентичности и вообразить себя членом некоей
«российской нации».
Таким образом, новое предложение по сути возвращает ситуацию на сто лет назад: гражданам России напоминают, что дело национального строительства в ее границах пока еще не доведено до конца. Остается вопрос, можно ли повернуть историю вспять.
Артем Ефимов
Источник: https://nplus1.ru/news/2016/11/02/russian-nation-law
Россия — многонациональное государство
В России живут разные народы: русские, татары, чуваши, башкиры и многие другие.
Россия — многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов.
Народом или нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством.
Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек наследует от своих родителей.
Познакомимся с особенностями разных народов, населяющих Россию. Самый многочисленный народ — русские. Из почти ста пятидесяти миллионов жителей России на их долю приходится почти 3/4.
Вместе с украинцами и белорусами русских относят к славянским народам. В прошлом они оседло жили на лесных равнинах и занимались в основном сельским хозяйством: выращивали хлеб, огородные растения, разводили домашних животных.
Характер жизни крестьянина-земледельца определил весь уклад славян.
Ближайшие соседи России — государства Украина и Белоруссия. И в России издавна живут украинцы и белорусы. Славянские народы многому научились друг у друга.
Встреча гостей хлебом-солью |
Вместе со славянскими народами на берегах Волги и её притоков живут и другие народы, исконная родина которых — степь. Это татары, башкиры.
Кавказское гостеприимство |
В прошлом они пасли домашний скот на необъятных степных просторах. Не случайно эти народы с такой любовью относятся к лошадям. Ведь у кочевников лошадь была и помощником и другом.
В центре России, на её севере и северо-востоке живут другие народы. Они говорят на языках, которые учёные называют финно-угорскими.
Это марийцы, мордва, удмурты, карелы, коми, ханты и манси. В прошлом они жили в лесах, занимались земледелием, охотой и рыболовством, сбором ягод и грибов.
В их культуре лес играет важнейшую роль. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Множество народов живёт на Северном Кавказе. Это кабардинцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы. Все они славятся своим гостеприимством.
В Сибири и на Дальнем Востоке России живут якуты, буряты, алтайцы и многие другие народы.
Совместная жизнь таких разных народов, как и в семье, невозможна без взаимного уважения, умения ладить друг с другом.
Каждый народ чтит свои традиции, обычаи, имеет свои верования, которыми он дорожит. Самое главное в совместной жизни — научиться с уважением относиться к традициям каждого народа.
На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:
Источник: http://WorldOfSchool.ru/zdorovye/gosudarstvo/rossiya-mnogonacionalnoe-gosudarstvo
Многонациональная Россия
Одним из
параметров, определяющих уникальность и самостоятельность российской цивилизации
является ее многонациональность.
Разнообразие выступает необходимым условием
развития, поэтому полиэтничная основа российской цивилизации, состоящая из социально-исторически
разновозрастных этносов, населяющих Россию, представляет собой цивилизационное
преимущество России: большинство народов самого различного происхождения не
только сохранили свое этнокультурное и религиозное своеобразие, но и обрели
возможность оригинального культурно-исторического творчества, включенного в
единый процесс цивилизационного строительства. Эта цивилизационная особенность
России подчеркивается и в государственной политике, в выступлениях Президента
РФ по национальному вопросу: «В России, на которую пытались в своё время
навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый малый
этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и
культурную идентичность, но и своё историческое пространство. Вы знаете, я с
интересом узнал – не знал даже: в советское время так внимательно к этому
относились, почти каждый маленький народ имел своё печатное издание,
поддерживались языки, поддерживалась национальная литература. Кстати говоря,
многое из того, что делалось в этом смысле раньше, нам нужно бы вернуть и взять
на вооружение. При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния,
взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность,
полиэтничность живёт в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем
историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша
государственность. Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев,
всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация,
скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской
православной церковью и другими традиционными религиями России».[i]
В России, на цивилизационном фундаменте которой сохранились
все автохтонные общности, включая самые малые, существует содружество народов с
глубокими этническими и историческими корнями, привязанностью к определенной
территории, имеющих в ряде случаев традиции самостоятельного государственного
развития. Как писал историк Н. М. Карамзин, “…чудесна и смесь ее жителей,
разноплеменных, разновидных, и столь удаленных друг от друга в степенях
образования. Подобно Америке Россия имеет своих Диких; подобно другим странам
Европы являет плоды долговременной гражданской жизни”.[ii]
Историческое формирование российско-евразийского суперэтноса
происходило в процессе динамичного взаимодействия русско-православного ядра со
множеством этнических единиц самого разнообразного происхождения. В процессе
такого взаимодействия органически формировалось этнокультурное целое как
национально-этническая основа российской цивилизационной общности.
Такой
процесс отнюдь не означал ассимиляции – каждая этническая общность сохраняла
своё неповторимое культурное и религиозное своеобразие.
Проблемы культурной
самобытности народов России состоит в уникальности ее многонациональной
культуры, следующей особым путем к межнациональному согласию, когда этнические
образы “своего” и “чужого” не вступают в неразрешимую конфронтацию.
Цивилизационная особенность России состоит в том, что ее
существование, с одной стороны, немыслимо представить без русского основания (в
том числе объединительной роли русского языка), но в то же время нет России и
без добровольного союза других исконных этноконфессиональных общностей,
традиционно живущих на ее территории. В российской цивилизации русский народ
сыграл интегрирующую, собирательную роль, что позволяет говорить о присущих ему
таких чертах, как терпимость, толерантность, склонность к взаимообогащению
культур, оказанию поддержки и помощи.
Географическое, природно-климатическое разнообразие,
специфические исторические условия бытия способствовали формированию этносов с
различным физическим обликом, с различными культурами, религиями, менталитетом.
В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению
ряда этносов на разных континентах и, соответственно, их культур и религий, в
России сохранились народы, жившие здесь с древних времен.
Колонизация окраинных
территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями, привнесение
более высокой производственной культуры при уважительном взаимодействии с ними
привели к смешению разных этносов и их взаимной культурной адаптации, к
формированию самобытного цивилизационного пространства с разнообразными,
специфичными культурами многих народов, находящихся в тесном взаимодействии в
рамках единой российской многонациональной культуры. Взаимодействие
этноконфессиональных общностей, совместное создание и защита ими общих
ценностей и государственных структур – все это формирует у полиэтнического и многоконфессионального
населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными
для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей,
представлений, предпочтений, ориентации.
В данном контексте следует отметить евразийский характер
веками складывающейся российской социокультурной общности (при гетерогенной
религиозной и этнической основе, не сводимой к механической сумме европейских и
азиатских составляющих, а выражаемых в новых качествах, чертах).
Общность
исторических судеб многих народов породила общие устойчивые социальные,
материальные и духовные характеристики, общероссийское самосознание.
Благодаря взаимодействию
в зонах тесного соприкосновения русского народа с другими евразийскими этносами
шел активный процесс русского культурного влияния на всю мозаику этнических и
этнорелигиозных общностей российского цивилизционного пространства.
Отсюда, в
частности, произошли такие расхожие понятия, как «русские татары», «русские
евреи» и «русские немцы» (а также такой глубоко оригинальный феномен, как
«русское мусульманство»). Не случайно, сегодня вопрос о критериях «русскости»
четко демонстрирует в качесьве таких критериев прежде всего как принадлежность
к российской культуре.
Наиболее плодотворным представляется культурологическое
понимание «русскости»: русский народ не противопоставляется жестко другим
народам исторической России на основе чисто этнического кровного родства,
одновременно – не растворяется в этнически и культурно безликой общности
«россиян» , а напротив, интегрирует в свой состав самые разнообразные
этнические единицы на основе принятия ими русской культурной доминанты.
Действительно, российская цивилизация исторически формировалась как динамичная
система, в ходе культурного взаимопроникновение различных этнических общностей последние
обрели новое качество, предопределяющее их существенные отличия от зарубежных
единоплеменников и единоверцев по своему социально-психологическому типу,
самосознанию, культурно-бытовому укладу и духовно-религиозному строю.
Эта возможность определяется наличием необходимого фундамента
для мирного сосуществования столь различных этнокультурных образований, может
быть и в силу этого, сегодня существует Русский мир, определяемый
прежде всего причастностью к российской цивилизации и принадлежностью к русской
культуре.
Уникальное сочетание полиэтнического состава, разновозрастность
этнокультурных образований, включенных в цивилизационное поле России, выступает
одним из наиболее устойчивых и значимых идентификационных оснований.
Общий
культурный ареал России включает разные, но в равной мере автохтонные
этноконфессиональные общности, которые проживают на своей исторической
территории по преимуществу компактно, а частью в дисперсии по всей России.
В
этом специфика российской цивилизации, характеризуемой чересполосицей мест в
той или иной степени компактного традиционного проживания больших
этноконфессиональных общностей.
В рамках такого понимания актуален вопрос о единстве
исторической судьбы как одного из основополагающих критериев культурной
самобытности, о различных аспектах механизмов объединения столь разных по
культурным и ментальным особенностям народов, что обеспечивается прежде всего
общим культурно-цивилизационным пространством и общем государством.
Отличительной чертой российской государственности является многонациональность,
предполагающая не соперничество народов, их столкновений и конфликтов по поводу
создания собственных моноэтнических государств, а сотрудничество этносов в
рамках общего государства, обеспечивающего им не только равноправное
сосуществование, но и равномерное и хрономерное цивилизационное развитие. Идея
общего наднационального государства, являющегося условием сохранения и развития
включенных в него культурных самобытностей является залогом устойчивости
российской цивилизации. Сегодня она приобретает звучание в политике,
направленной на укрепление общегражданской идентичности.
Проблема общероссийской национальной идентичности, понимаемой
как общей для всех ее граждан, является наиболее многозначной и многоаспектной
из всех, связанных с определением российской специфики. Это связано, во-первых,
с отсутствием единства в подходах к определению этноса и нации; с тесным
переплетением этнокультурных и национальных идентичностей; с чисто
лингвистическими трудностями, поскольку существительным «нация» и
«национальность (этнос)» соответствует одно и тоже прилагательное —
национальный. Во-вторых, объективными критериями национальной идентичности
выступают язык, культура, образ жизни, особенности поведения, общность традиций
и обычаев, наличие этнонима, государство. исследования общероссийской
национальной идентичности не могут не концентрироваться в двух сферах —
культурной и политико -государственной. Ключевой проблемой представляется
формирование общей идентичности. Как отмечал Президент РФ : «формирование
именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического
сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону,
сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими,
религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны»[iii]. Проблема соотношения национальной и общегражданской
идентичности отражает соотношение этнических оснований и гражданских
параметров, вытекающих именно из цивилизационного контекста соотношений
партикулярного и универсального. Более высокий уровень в иерархии национальной
идентичности составляет общероссийская идентичность, связанная с осознанием
принадлежности к своей стране и к сопричастности единой исторической судьбе.
Одной из наиболее серьезных угроз для российской цивилизации является
межэтническая напряженность, препятствующая установлению социальных связей,
отношений сотрудничества и солидарности между представителями различных
этнонациональных общностей, поэтому проблема предотвращения межэтнических
конфликтов, миграционных издержек, гармонизация межнациональных отношений
должны быть в фокусе государственной национальной политики. Фиксируемые социологическими
исследованиями общероссийские предпочтения соответствуют государственной
политике, ставящей своей целью упрочение в общественном сознании и
государственно-правовой сфере политики межнационального согласия и
национального единства, единого российского народа, слагаемого из всех его
равноправных этноконфессиональных общностей. В качестве
институционализированных шагов государственной политики в сфере межнациональных
отношений следует отметить следующие. В июне 2012 года создан Совет при Президенте
Российской Федерации по межнациональным отношениям, являющийся совещательным и
консультативным органом при Президенте РФ, задачей которого стало обеспечение
взаимодействия органов власти разного уровня при реализации государственной
национальной политики РФ и разработка Стратегии государственной национальной
политики, при основных акцентах на ключевой роли русского языка и культуры и
необходимости укрепления России как уникальной мировой цивилизации.
Разработка Стратегии государственной национальной политики
Российской Федерации до 2025 года стала важнейшим событием дискурса российской
идентичности и национальной политики.
Принципиальное достижение ее
разработчиков — введение в документальное пространство понятия «российская
нация» и обозначение ее формирования в списке целей: «Упрочение общероссийского
гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа
Российской Федерации (российской нации)».
В Стратегии ожидаемо присутствуют в
качестве целей «сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов
России»; «гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических)
отношений»; «обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина
независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других
обстоятельств», но есть и цель, связанная с новыми реалиями: «успешная
социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов». Достижение этих
целей предполагается на основе «конституционных принципов демократии и
федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости,
стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства
ее граждан»[iv].
План мероприятий по реализации Стратегии государственной
национальной политики предусматривает мероприятия в различных сферах и
направлениях, в том числе в сфере совершенствования государственного
управления, в укрепление единства и духовной общности многонационального народа
Российской Федерации (российской нации), в развитии системы образования,
гражданского патриотического воспитания подрастающих поколений, в поддержке
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов
России и др.
Для органов государственной власти субъектов РФ приняты
методические рекомендации о порядке выявления и предупреждения назревающих
межнациональных конфликтов. В число показателей эффективности деятельности
исполнительной власти входят (с 2013 г.) оценки гражданами состояния
межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе.
В структуре органов
исполнительной власти в регионах созданы специальные подразделения, в чьем
ведении находятся вопросы национальной политики.
Кроме того, действуют
консультативные и совещательные органы по межнациональным и межконфессиональным
отношениям, рабочие группы по гармонизации межнациональных отношений, включающие
представителей власти, общественных и религиозных объединений.
Следует также отметить Федеральную целевую программу
«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России
(2014-2020 гг.)», ключевой целью которой выступает содействие укреплению
гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, сохранению
этнокультурного многообразия народов России.
Многонациональности Российской цивилизации созвучно и
понимание “русской идеи”, не содержащее в себе этноцентристского или
националистического содержания: Россия представляет собой единую и великую
державу, созданную ради достойного существования народов в соответствии с
высшей моральной целью, лежащей за пределами национального бытия отдельных
этносов (В.Соловьев). Сегодня во многом такой подход пересекается с
приверженностью позиции российского патриотизма, создающем общее поле единого
российского цивилизационного пространства.
В данном разделе, наряду с теоретическими статьями об
общероссийской идентичности, статистическими и социологическими данными, представлено
и все многообразие этносов и культур, составляющих единую российскую
цивилизацию как величайшее богатство всемирной истории и культуры.
Источник: http://xn—-ptblgjed.xn--p1ai/node/703