Trojden | Духовный мир и повседневный быт советского человека: Алексашкина Л. Н. — 11 класс
1. Эволюция представлений о смысле жизни. Представления о смысле жизни формировались властью при помощи идеологических институтов и средств массовой информации. Эти представления первоначально зеркально отражали политические и идеологические лозунги партии и государства.
В предвоенные годы — установку любой ценой построить социализм; в годы войны — разгромить ненавистного врага; в первые послевоенные годы — восстановить разрушенную экономику; с начала 60-х гг. — в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм.
Уже перед войной был сделан вывод о построении в СССР социалистического общества, а нехватка элементарных товаров и услуг объяснялась внешней угрозой.
По мере нарастания экономических трудностей и разрыва между обещаниями властей и реалиями жизни вера людей в возможность достижения коммунистической перспективы сменилась скептицизмом. К середине 70-х гг.
, согласно данным социологических опросов, почти 70% взрослого населения видело смысл жизни в достижении не столько идеологических, сколько сугубо жизненных целей — получении детьми полноценного образования, их хорошего трудоустройства и т. п.
Кратковременные перемены в эти настроения внесла перестройка. С ее началом оживились надежды значительной части населения на «обновление социализма».
Однако неспособность высшего руководства добиться реальных перемен в жизни людей к лучшему привела к формированию устойчиво негативного отношения населения к коммунистической идеологии, поиску смысла жизни в непривычных ценностях и прежде всего в стремлении больше заработать.
2. Атеизм и религиозность. Несмотря на насильственное внедрение атеизма и официальные гонения властей на церковь, религиозные настроения в советском обществе были традиционно весьма распространены.
Они еще более усилились в годы войны, когда человек в экстремальной ситуации обращался с мольбой о помощи и поддержке не к власти, а к Богу, а партийно-государственное руководство активно использовало авторитет и поддержку духовенства различных конфессий в организации отпора врагу. Порой казалось, что и высшие лица страны обратились в самые трудные дни войны к вере отцов.
Очевидцы рассказывают о том, как по приказу Сталина в самые сложные дни обороны Москвы осенью 1941 г. самолет с иконой Тихвинской Божией Матери совершил облет Москвы с целью не допустить падения столицы.
Заключенный в годы войны «конкордат» власти и церкви сохранялся не только до самой смерти Сталина, но практически до конца 50-х гг.
С постановкой перехода к «развернутому коммунистическому строительству» власти начали новый этап борьбы с «религиозными пережитками», вновь начав разрушение церквей и установив партийно-государственный контроль над конфессиями. Верующие были вынуждены скрывать свои религиозные чувства и отправление обрядов.
По мере нарастания кризисных явлений в коммунистической идеологии, неспособной объяснить новые условия жизни, интерес людей к религии вновь возрос и приобрел открытые формы.
К концу же перестройки в условиях глубокого кризиса официальной идеологии религиозность населения страны стала впервые за все послереволюционные годы носить массовый характер. По данным опросов, о своей принадлежности к различным конфессиям заявляли в 1991 г. почти 75% опрошенных.
ИЗ ОТЧЕТНОГО ДОКЛАДА ЦК КПСС XXII СЪЕЗДУ (1961)
Наше продвижение к коммунизму предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы. Нам нужна такая система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков.
3. Изменение общекультурного и образовательного уровня. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР потребовало и нового уровня образования и культуры населения. 60—70-е годы стали периодом перехода к всеобщему среднему образованию. В результате к середине 80-х гг.
среднее образование (полное и незаконченное) имели уже почти 94% молодежи. Правда, качественные показатели были иногда еще далеко не лучшими, а сама реализация этого курса напоминала шумные идеологические кампании 20—30-х гг.
Заметно выросло и мастерство учительских кадров: удельный вес учителей, закончивших педагогические институты и университеты, вырос с 14% в 1952 г. до 74% в 1982 г.
Несмотря на определенную идеологизацию, содержание школьного образования позволяло достигать высокого уровня знаний у учащихся.
Изменился и уровень общекультурной подготовки. По данным официальной статистики, каждый взрослый городской житель по нескольку раз в год посещал театры, музеи, выставки. Важнейшим и самым массовым видом культурного досуга стало посещение кинотеатров, однако в условиях закрытости советского общества от остального мира интерес зрителей привлекали главным образом зарубежные фильмы.
Традиционная ставка властей на развитие массовых и военно-прикладных видов спорта неизбежно вела к поддержанию значительного интереса болельщиков и зрителей к таким его видам, как футбол, а позже хоккей, фигурное катание и др.
Доступность цен на зрелищные мероприятия (билет в кинотеатр стоил 25 копеек, а в театр — от 50 копеек) давала возможность их массового посещения и даже вела к дефициту билетов на популярные постановки. Ежегодно зрителями театральных спектаклей становилось несколько миллионов человек.
В 70—80-е гг. одним из наиболее популярных жанров культуры стала эстрада. Концерты советских и зарубежных исполнителей (преимущественно из стран социалистического содружества), κаκ правило, собирали полные залы.
Одним из важнейших завоеваний советской системы стала именно массовость культурных мероприятий и доступность учреждений культуры простому человеку.
4. Семья. Значительные изменения в послевоенные годы претерпела советская семья. Гибель на фронтах войны миллионов мужчин привела к значительному росту числа неполных семей. Даже в начале 80-х гг. демографические последствия войны продолжали сказываться: на 100 мужчин в это время по статистике приходилось 115 женщин.
Не способствовали прочности советских семей и материальные условия жизни (отсутствие нормальных жилищных условий, достаточной заработной платы, необходимого ассортимента товаров и услуг в системе торговли и бытового обслуживания, элементарной бытовой техники и т. п.). В результате всего за неполных двадцать лет число разводов на каждую тысячу браков выросло втрое (в 1963 г. один развод приходился на девять браков, а в 1981 г. — на три).
Одной из самых острых проблем советской семьи стало пьянство. По официальным данным, в начале 80-х гг. до 10% доходов семей тратилось на покупку спиртного (а в селах этот показатель превышал третью часть семейного бюджета). Уже в начале 70-х гг. доходы государства от торговли спиртным составили 19 млрд рублей, что превышало все его расходы на здравоохранение и социальное обеспечение.
Все это вело к сокращению рождаемости и росту смертности. В СССР начала 80-х гг. она превышала аналогичный показатель США ровно вдвое (на 1000 человек здесь приходилось 10,2 умерших, а в Америке — 5,68).
Только за 1970—1975 гг. детская смертность в СССР выросла на треть.
Выход из создавшегося положения власти видели не в укреплении материально-бытовых условий жизни советской семьи, а в «повышении роли партийных организаций» в сфере быта и досуга граждан, попытках поставить под партийный контроль даже вопросы личной жизни: разводы и другие стороны личной жизни коммунистов стали обсуждаться на партийных бюро.
5. Перемены в повседневном быте. Повседневный быт советского человека за послевоенные годы претерпел серьезные изменения.
В первые послевоенные годы решение жилищной проблемы (особенно в разрушенных районах европейской части страны) проходило путем предоставления места в землянках, вагончиках и в лучшем случае — в коммунальной квартире. Однако с середины 50-х гг.
был взят курс на масштабное жилищное строительство, что дало возможность в короткий срок (лишь за 1958—1964 гг.) увеличить жилой фонд страны на 40%. Значительно обновилось и качество жилья — новоселам предоставляли преимущественно отдельные квартиры.
Эта тенденция, несмотря на некоторое снижение валовых показателей, сохранилась и в последующие годы.
Вместе с тем принижение роли материальных стимулов к труду на селе, подрыв приусадебного хозяйства колхозников привели уже в начале 60-х гг. к перебоям в снабжении населения продуктами питания.
В последующие годы, несмотря на принятые меры, перемен к лучшему не отмечалось. Дефицит продуктов питания стал хроническим.
Закупки их за границей могли обеспечить потребности лишь Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик, куда устремились в поисках колбасы, масла, мяса миллионы жителей других регионов.
Неразвитость легкой промышленности вела к аналогичному положению дел с товарами повседневного спроса. В условиях тотального дефицита расцвели злоупотребления в сфере торговли.
Начало демонтажа планово-директивной экономики в годы перестройки и перехода на новую систему хозяйствования привело к обвальному нарушению снабжения населения товарами первой необходимости. В регионах (включая Москву) начала вводиться карточная система, отмененная в первые послевоенные годы.
Тем не менее, согласно официальной статистике, к концу 80-х гг. практически в каждой семье был не только минимальный набор мебели, но также телевизор, стиральная машина и холодильник отечественного производства.
Таким образом, завершение построения в СССР экономических основ индустриального общества сопровождалось ростом образовательного и общекультурного уровня населения страны. Вместе с тем общий кризис советской общественной системы нашел проявление в кризисе официальной идеологии, изменении представления советских людей о жизни, переменах в советской семье.
1. Сравните представления о смысле жизни разных поколений советских людей: 30-х гг., периода войны, 1953—1964 гг., 70-х — начала 80-х гг., периода перестройки. Что их объединяет? В чем вы видите принципиальную разницу? Чем можно объяснить такую эволюцию? 2.
В какие периоды истории общество переживает усиление интереса к религии? Почему в советском обществе кризис атеизма пришелся на вторую половину 80-х гг.? 3.
Чем можно объяснить, что темпы роста общекультурного и образовательного уровня населения, несмотря на очевидный прогресс, отставали от динамики экономического роста?
Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-11-class-aleksashkina-2010/42
«Россия в XX в.» Экономическое развитие, россии российское общество в начале ХХ века территория и административное устройство Российской империи
Еще долгие годы после войны люди вынуждены были жить в землянках, бараках, железнодорожных вагонах. На каждого жителя сибирских городов приходилось лишь 1,5-2 кв. м жилплощади.Интенсивным был труд людей. Работать приходилось порой по 10-12 часов в день. Условия труда были намного хуже довоенных — сказывались последствия войны.
На производство поступило немало трофейной техники, однако далеко не все могли ее освоить. В деревнях часто пахали на коровах, а если не было и их, люди впрягались в плуг сами. Сеяли вручную, так же и собирали урожай.Осенью 1947 г.
были установлены единые цены на продукты питания, в результате чего стоимость 1 кг черного хлеба увеличилась с 1 до 3,4 руб., мяса — с 14 до 30 руб., сахара — с 5,5 до 15 руб., сливочного масла — с 28 до 66 руб. При средней зарплате 500 руб. нужно было заплатить за костюм 450 руб., за мужские полуботинки — 288 руб.
, а за наручные часы — 900 руб. Цены были настолько высоки, что власти в течение 1947-1952 гг. шесть раз объявляли об их снижении. Но и после этого они в 2-3 раза превышали довоенные. При этом товаров хронически не хватало. За хлебом порой приходилось стоять по полтора-два дня.
Все это вынуждало, в первую очередь, крестьян, как и во время войны, питаться «на подножном корму»: варили щи из щавеля и крапивы, лебеды и свекольной ботвы, весной заготавливали березовый сок, летом собирали грибы и ягоды, ловили рыбу. В разгар голода, летом 1947 г.
, был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», предусматривавший длительные сроки заключения за воровство с колхозных полей картошки, колосков, свеклы. По этому указу к моменту смерти Сталина (1953 г.) были осуждены 1,3 млн. человек.
^
Влияние войны на политические настроения. Война изменила общественно- политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.
Война пробила брешь в «железном занавесе», которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.
) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о «разложении» и «близкой гибели» которого им говорили до войны. Отношние к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.
Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция — на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик — на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности.
Проявились они и в ходе «закрытого» обсуждения проектов новой конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей.
Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.
Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой — усилением борьбы с «вольнодумством».
^ После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров.
Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата.
Деятельность Советов зачастую носила формальный характер. В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока.
Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.Ужесточение политического режима. Главными причинами ужесточения политического режима были «демократический импульс» войны и прорыв «железного занавеса».Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя.
Стоило ему осенью 1945 г. уехать в отпуск, как оставшаяся за него «четверка»(В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян) смягчила цензуру на материалы западных корреспондентов. Вскоре в английской «Дейли геральд» появилась статья, где долгое отсутствие Сталина в Москве объяснялось его предстоящим уходом с поста главы правительства.
Преемником называли Молотова. Такой «крамолы» вождь членам «четверки» не простил: Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на «серьезные недостатки в работе».
Одновременно в противовес «старой гвардии» Сталин выдвинул в ряды своего ближайшего окружения относительно молодых работников — А. Н. Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова. Они долгое время работали в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По «ленинградскому делу» были арестованы более 2 тыс.
человек, обвиненных в попытках «противопоставить Ленинград Москве». Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.С окончанием войны «население» ГУЛАГа пополнилось новыми «врагами народа».
В лагерях Сибири и Коми АССР оказались сотни тысяч бывших военнопленных. Сюда же попали бывшие работники госаппарата, помещики, предприниматели, зажиточные крестьяне из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. В лагерях оказались и сотни тысяч немецких и японских военнопленных. С конца 40-х гг.
стали прибывать и многие тысячи рабочих и крестьян, не выполнявших нормы выработки или посягнувших на «социалистическую собственность» в виде нескольких картофелин или колосков, вмерзших в землю после уборочной страды. По различным данным, численность заключенных в эти годы составляла от 4,5 до 12 млн. человек. Но и этого оказалось мало.
В конце 1952 — начале 1953 г. были произведены аресты по «мингрельскому делу» и «делу врачей». Докторов обвинили в неправильном лечении высшего руководства, что якобы повлекло за собой смерть А. А. Жданова, А. С. Щербакова и других видных деятелей партии.
«Мингрелов» (к представителям этой народности без труда мог быть отнесен и Берия) обвиняли в подготовке покушения на Сталина. В узком кругу Сталин все чаще говорил о необходимости нового витка репрессий, называя в числе «врагов народа» Молотова, Микояна, Ворошилова. Говорил он и о необходимости проводить публичные казни на городских площадях.
^ В феврале 1945 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал новым патриархом Московским и всея Руси Алексия I . Он продолжил линию на поддержку усилий государства в разгроме врага на заключительном этапе войны. А после ее окончания активно включился в миротворческую деятельность, которую проводил сам и через своих представителей в различных странах мира.
Заметно усилилось желание верующих вновь открыть свои храмы. В 1944-1948 гг. с такой просьбой к властям обратилось более 23 тыс. приходов. В большинстве случаев власти пошли навстречу верующим. Это потребовало значительного количества духовенства.
Патриарх Алексий преобразовал Московский богословский институт и Богословские курсы в Московскую духовную академию и семинарию.Некоторые партийные деятели по окончании войны посчитали миссию церкви выполненной и предлагали вновь усилить борьбу с ней. Секретарь ЦК ВКП(б) М. А.
Суслов подготовил и специальное постановление ЦК о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Однако Сталин отказался его принять, решив сохранить существующие отношения с церковью. Вскоре из официальных партийных документов исчезло даже само понятие «атеистическая» работа.Все это, однако, вовсе не означало прекращения репрессий против деятелей церкви.
Лишь за 1947-1948 гг. было арестовано около 2 тыс. священников различных конфессий (православных — 679, сектантов — 1065, мусульманских — 76, буддистов — 16, католиков и лютеран — 118, последователей иудаизма — 14). Каждый год не менее ста священнослужителей различных конфессий были расстреляны.
Но это были в основном те, кто вел борьбу с официальными церковными властями.
^ Единство и дружба народов СССР, ставшие одним из источников победы в войне, в полной мере проявились и в возрождении экономики страны. На восстановлении предприятий областей РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республик трудились представители различных народов.
При реконструкции украинского комбината «Запорожсталь» стояли палатки с надписями: «Рига», «Ташкент», «Баку», «Дальний Восток». Заказы по восстановлению этого гиганта индустрии выполняли 200 заводов из 70 городов страны. Более 20 тыс. человек из разных республик прибыли для восстановления Днепрогэса.
На основе вывезенных в ходе войны предприятий формировалась мощная индустриальная база на востоке страны. Были созданы или значительно расширены металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В 1949 г. впервые в мире на Каспии азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти.
Крупное нефтяное месторождение стали осваивать в Татарии.Продолжился прерванный войной процесс индустриализации республик Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии.
Создаваемые здесь предприятия оснащались станками и оборудованием, произведенными на заводах Москвы, Ленинграда, Челябинска, Харькова, Тбилиси и других городов СССР. В результате промышленное производство в этих районах страны за годы четвертой пятилетки выросло в 2-3 раза.
«Демократический импульс» войны в полной мере проявился и в росте национального самосознания, обращении народов страны к своим корням, героическим страницам исторического прошлого. Еще в военные годы в Татарии появились работы историков и писателей, посвященные своей прародине — Золотой Орде, ее правителям Батыю, Едигею и др.
Они представали не в образе врагов, а выступали как основоположники татарской государственности.В Башкирии были изданы «Очерки по истории Башкирии», литературные произведения о национальных героях «Идукай и Мурадым», «Эпос о богатырях». В пьесе «Кахым-Туря», посвященной героическому 1812 г.
, наряду с русскими воинами были показаны герои-башкиры, защищавшие Родину. Такие же произведения появились и у других народов страны. Власти же увидели в них «популяризацию ханско-феодального» прошлого и противопоставление народов.
^ Война привела к оживлению национальных движений, которые не прекратили свою деятельность и после ее окончания. На Украине продолжали воевать отряды Украинской повстанческой армии. В Белоруссии только за первый послевоенный год было ликвидировано 900 повстанческих отрядов.
Общая численность погибших от рук националистов-подпольщиков партийных и советских активистов в Прибалтике, по неполным данным, составила более 13 тыс. человек. Несколько сотен националистов действовали в молдавском подполье. Все они протестовали против присоединения своих республик к СССР и начавшейся здесь сплошной коллективизации. Сопротивление войскам НКВД было настолько упорным, что продолжалось до 1951 г. Только в Литве, Латвии и Эстонии было изъято 2,5 тыс. пулеметов и около 50 тыс. автоматов, винтовок и пистолетов.
Всплеск национальных движений вызвал и новую волну репрессий. Она «накрыла» не только участников националистического подполья, но и ни в чем не повинных представителей различных народов. В мае 1948 г. МВД провело операцию «Весна» по депортации из Литвы в Сибирь «членов семей литовских бандитов и бандпособников из числа кулаков». Всего по «весеннему призыву» было отправлено 400 тыс. человек.
Аналогичные акции прошли в отношении латышей (было выслано на восток 150 тыс. человек) и эстонцев (50 тыс.). Самыми массовыми были репрессии против населения западных областей Украины и Белоруссии, где общая численность пострадавших составила более 500 тыс. человек.Преследования осуществлялись не только в форме арестов, ссылок, расстрелов.
Запрещались национальные произведения, ограничивалось книгоиздание на родном языке (за исключением пропагандистской литературы), сокращалось число национальных школ. Вместе с представителями всех других народов в лагерях отбывали сроки заключения и лидеры русского национального движения.
Подобная национальная политика не могла не вызвать в перспективе нового всплеска национальных движений у самых разных народов, входивших в состав СССР.
^
Борьба с «западным влиянием» в культуре. «Демократический импульс» проявился и в развитии художественной культуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создавало возможности для расширения культурных контактов с ними.
А это неизбежно вело к проникновению в советскую действительность элементов либерализма, в самой своей основе противоположного господствующей коммунистической идеологии. «Железный занавес» оказался прорван. В условиях начавшейся «холодной войны» это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г.
развернулась борьба против «западного влияния» и «низкопоклонства перед Западом». Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию.
Эта линия была еще более усилена в ходе начавшейся в 1948 г. кампании борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в идеологической и культурной изоляции от остального мира.
Литература.
Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в «Повести о настоящем человеке» Б. Н.
Полевого, поэме А. Т. Твардовского «Дом у дороги», романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия», повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Главный литературный герой этих лет прошел войну и возрождал мирную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Дни нашей жизни» В. К. Кетлинской, «Первые радости» К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал роман о Сибири «Строговы». О неразрывной связи человека и природы писал в романе «Русский лес» Л. М. Леонов.Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии «Хлеб и соль», «Кровь людская — не водица», «Большая родня» украинский писатель М. А. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Кол ас написал поэму «Хата рыбака». Начиналась яркая биография выдающихся национальных поэтов: Р. Г. Гамзатова (Дагестан), К. Ш. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Н. Кугультинова (Калмыкия) и др.Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные «пошляками и подонками литературы». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство. Главным итогом «борьбы за чистоту литературы» явилось закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное — застой в отечественной литературе.
Источник: http://userdocs.ru/pravo/3347/index.html?page=24
Духовный мир советского человека в 1953-1964гг., История — Курсовая работа
Содержание
Введение…2
Глава
1. Понятие духовной жизни общества и духовного мира человека.4
Глава
2. «Оттепель» в духовной жизни советского гражданина…6
§
1. Общественно-политическое развитие государства в период 1953—1964 гг. 6
§
2. Преобразования в духовной жизни общества в период «оттепели».7
§
3. Двойственность политики Н.С. Хрущева.13
Глава
3. Направления в духовной жизни общества в 1953—1964 гг.…18
§
1. Либеральный и консервативный лагерь литературно-художественной интеллигенции.18
§
2. Диссидентство и «шестидесятники».23
Заключение…26
Список литературы…28
Сноски…29
Выдержка из текста
ВВЕДЕНИЕ
В духовном мире советского человека в 1953—1964 гг. произошла резкая переоценка ценностей.
Начавшийся после смерти Сталина процесс освобождения сферы культуры от жесткого партийного контроля и мелочной регламентации «спецслужбами» государства, преодоление догматизма, относительная терпимость к плюрализму мнений, литературно-художественных и научных школ в 5060-х годах по-разному проявлялся в различных областях культуры. С наибольшим драматизмом менялись насквозь идеологизированные гуманитарные сферы культуры и генерируемые ими общественные движения. Этот период истории дал много громких имен в искусстве, литературе, кинематографе и науке.
50−60-е годы стали началом коренного перелома в сознании граждан. Однако это были только первые попытки либерализации и десталинизации, которые не стоит переоценивать.
Целью настоящей работы является анализ духовного мира советского человека в период «оттепели».
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
- — определение понятия духовной жизни общества и духовного мира человека;
- — рассмотрение общей политической и социальной обстановки в стране в 1953—1963 гг.;
- — выявление либеральных направлений в духовной жизни общества рассматриваемого периода;
- — анализ двойственности политики Хрущева по отношению к духовной сфере;
- — рассмотрение общественных движений, возникших под влиянием «оттепели».
Исследование поставленных задач ведется в работе с позиций историзма.
Также методологической основой работы являются системно-структурный, сравнительный и диалектический подход к анализу различных аспектов духовного мира советского человека.
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА.
Духовный мир отдельно взятого человека развивается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. Толчком к развитию, переосмыслению ценностей, изменению взглядов могут служить как различные общественно-полтические и социальные изменения в мире, так и внутренние переживания человека.
Будучи тесно связанным с духовной жизнью общества, это понятие характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе. Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Сердцевиной этих начал является нравственность.
Если знание дает нам истину, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.
В соответствии с философскими категориями духовная жизнь общества это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей. Духовная жизнь включает в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.
Духовное производство составляет деятельность людей по познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осуществляется учеными, идеологами, художниками, которые создают духовные ценности научные теории, произведения искусства и т. д., способные передавать людям чувства, знания, представления о мире.
Духовное общение представляет собой деятельность по обмену, распространению знаний, чувств, воли, идеалов. Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры.
В процессе духовного общения и потребления духовных ценностей формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общество, в том числе и общественное сознание.
Совокупность обобщенных идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений, составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность.
Богатство духовного мира человека определяется многообразием его интересов, которые в свою очередь являются результатом приобщения к культурным ценностям.
Рассматривая духовный мир советского человека в 1953—1964 гг.
, необходимо учтывать и предыдущие периоды истории советского государства, которые координально отличались от указанного временного периода.
В рассматриваемый период на духовный мир советского гражданина оказывали мощнейшее влияние различные культурные ценности того времени, как-то произведения искусства, литературы, театра и т. д.
ГЛАВА
2. «ОТТЕПЕЛЬ» В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНИНА.
§
1. Общественно-политическое развитие государства в период 1953—1964 гг.
Рассмотрим общественно-политическое развитие государства в период 1953—1964 гг., которое сильно повлияло на духовную жизнь страны.
Смерть Сталина произошла в то время, когда созданная в 30-е годы политическая и экономическая система, исчерпав возможности своего развития, породила серьезные экономические трудности, социально-политическую напряженность в обществе.
Руководить Секретариатом ЦК стал Н.С. Хрущев. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотребления прошлых лет. Начала проводиться политика десталинизации.
Этот период истории принято называть «оттепелью» .
Список использованной литературы
1) Пленум ЦК КПСС. 18−21 июня 1963 года. М., 1964.
2) Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» // Правда. 1958. 8 июня.
3) Постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отд. СП РСФСР о Пастернаке.
2. октября 1958 // Известия. 1958.
2. октября.
4) Антология самиздата: Неподцензурная литература в СССР 1950-е 1980-е / Под общ. ред. В.В.Игрунова; Сост. М.Ш.Барбакадзе.- М.: Международный ин-т гуманитарно-политических исследований, 2005.- Т. 1.
5) Данилов А.А., Косухина Л.Г. История России: XX век. М., 1996.
6) История России / Под редакцией Л. И. Семенниковой. М., КДУ, 2006.
7) Из воспоминаний И. Г. Эренбурга об общественной жизни второй половины 50-х годов // Огонек. 1987. N 38.
8) Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС.
1. мая 1956. // Гласность. 1990. № 15.
9) Словарь философских терминов / Под ред. Кузнецова В.Г. — М., ИНФРА-М, 2005.
10) Хрущев Н.С. Высокое призвание литературы и искусства, М., 1963.
11) Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. — Известия ЦК КПСС, 1989, № 3.
12) Чуковский К. Дневник (1938−1969).
М., 1994.
13) Шульгин B.C., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры. IX—XX вв. Пособие для вузов. М., 2002.
14) Цензура в Советском Союзе. 1917−1991: Документы / Сост. А.В.Блюм; комм. В.Г.Воловников.- М.: РОССПЭН, 2004.
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/duhovnyiy-mir-sovetskogo-cheloveka-v-gg/
Быт советского человека
3 слайд
Коммуна льная кварти ра («коммуналка») — (в России и бывшем СССР) квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и конфигурации квартиры. Как правило, в коммунальной квартире живёт несколько семей или отдельных людей. Каждая семья или отдельный человек занимают одну или несколько комнат, вместе пользуются «местами общего пользования», к которым, как правило, относятся общие ванная, туалет и кухня, а также коридор и прихожая
4 слайд
План коммунальной квартиры
5 слайд
Вход в коммунальную квартиру
6 слайд
Коммунальный коридор
7 слайд
Пользование электроэнергией К электроэнергии относятся с особым вниманием, можно даже сказать — трепетно. Во времена расцвета коммунальных квартир электричество стоило недорого и оплата счетов не была слишком обременительной.
И тем не менее из–за невыключенного света в туалете возникали настолько серьезные конфликты, что некоторые жильцы предпочитали устанавливать там собственную лампочку — выключатель находился в комнате и потому был недоступен соседям.
Квартирная общественность могла, например, потребовать, чтобы тот, к кому часто ходят гости, больше платил за свет: ведь звонок на входной двери тоже тратит электроэнергию.
На коммунальной кухне у кого что на обед, можно узнать по запаху, не покидая своей комнаты. Правда, здесь есть свои плюсы: если жилец коммуналки готовит праздничное угощение — скажем, печет пироги, то неписаные правила требуют, чтобы он угостил ими соседей
9 слайд
На коммунальной кухне одежда, включая нижнее белье, сушится после стирки на натянутых под потолком общей кухни веревках. Квартирное сообщество прекрасно осведомлено о жизни любого своего члена
10 слайд
Человек всегда включен в жизнь социума и не представляет себя вне постоянного общения.
11 слайд
Комнаты в коммуналке
12 слайд
Перед мытьем посуды в общей раковине туда ставится тазик.
13 слайд
Ванна одна. Утром все расписано по минутам. Наташина очередь наступает в 6.15. Следующий посетитель заходит в 6.30.
Каждый жилец устраивает большую стирку согласно специальному графику
15 слайд
Общественный туалет Поскольку туалет и ванная комната — общие, нормы коммунальной жизни требуют, чтобы они использовались строго по назначению. Чтение в уборной, мягко говоря, не приветствуется
16 слайд
Коммунальный быт Жизнь нескольких семей в одной квартире иногда приводила к ссорам и конфликтам. Но при согласованном всеми жильцами коммуналки регламенте общежития многие проблемы снимались. Так, уборка общественных мест осуществлялась по очереди.
Период дежурства определялся по взаимному согласию (в одних квартирах каждая семья дежурила, то есть осуществляла текущую уборку, одну неделю, в других — столько недель, сколько человек в ней проживало, и т. д.
), а перед передачей очереди, как правило, проводилась генеральная уборка.
17 слайд
Коммунальный быт Каждый житель коммуналки должен мыть коридор и выносить за всех мусор в течение 15 дней. Обязанность распространяется даже на маленьких детей. В Наташиной семье четыре человека, младшему сыну 4 года. Поэтому каждый год она моет пол два месяца подряд.
18 слайд
О коммуналках В 1918 году по сценарию Луначарского был снят фильм «Уплотнение» В коммунальной квартире происходит действие в пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» (1925). В повести «Собачье сердце» (1925) описывается попытка уплотнения.
Жизнь в коммунальной квартире юмористически описывается И. Ильфом и Е. Петровым в романе «Золотой телёнок», в частности под названием «Воронья Слободка» В США в 1939 году вышел кинофильм «Ниночка», в котором, в частности, высмеивался быт советских коммуналок.
Действие фильмов «Покровские ворота», пьесы и фильма «Пять вечеров», а также многих других происходит в коммунальных квартирах. В телевизионном шоу Джентльмен-шоу часто обыгрывались юмористические сценки жизни в коммунальной квартире.
В 1995 группа «Дюна» выпустила альбом «В городе большом», который содержал песню «Коммунальная квартира».
Дом-коммуна В нем было шесть этажей и сто сорок двух-пятикомнатных квартир. Каждая квартира — со всеми удобствами, в том числе горячим водоснабжением и, редкими для того времени, ваннами. В квартирах не было кухонь. Их заменяла столовая-ресторан. В доме был спецмагазин.
В общественных помещениях на первом и втором этажах располагались детские комнаты, комнаты для занятий и отдыха, клуб, библиотека, музей политкаторжан и театр на пятьсот мест. В подвале дома находилась механизированная прачечная, а на крыше – солярий и обзорная площадка.
Дом-коммуна политкаторжан
20 слайд
Идея создания возникла в 1920-х гг. в процессе поисков путей создания «нового быта». Главная их цель — освободить женщин от мелких домашних забот и дать им возможность заниматься общественно-полезным трудом, дать им время для учебы и отдыха.
Одним из первых был Дом политкаторжан: на 1-м и 2-м этажах корпуса, выходящего на Петровскую набережную, помещались клуб и Музей каторги и ссылки, на крыше — солярий. На 1-м этаже находились столовая-ресторан, дет.
комнаты, медпункт, магазин, в подвале — механическая прачечная.
22 слайд
Это крупная двухэтажная ячейка (2.3 м каждый этаж) с гостинной высоким (4.8 м) потолком и внутренним балконом (антресолью) вдоль одной из ее стен. На нижнем этаже были устроены коридор, передняя, терраса и кухня, а в верхнем — две спальни размером 20 и 12 кв.м
23 слайд
Центральный парк культуры и отдыха имени Горького
24 слайд
Площадь 100 га. Создан в 1928 г. как «комбинат культуры» на свежем воздухе, на территории бывшей Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г.
, Нескучного сада и прилегающей части Воробьёвых гор. Входы в парк — построенные в форме Триумфальных ворот пропилеи со стороны улицы Крымский вал (1955 г., архитектор Ю. В. Щуко) и проход от Ленинского проспекта.
В 1932 г. парку присвоено имя М. Горького.
25 слайд
Детская железная дорога
Источник: http://uslide.ru/istoriya/15736-bit-sovetskogo-cheloveka.html
Презентация на тему: Жизнь и быт советских людей
Презентация на тему: Жизнь и быт советских людей
Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию № слайда 1
Описание слайда:
Жизнь и быт советских людей Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания,МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край
№ слайда 2
Описание слайда:
События и даты
№ слайда 3
Описание слайда:
Быт советского человека Коммунальная квартира
№ слайда 4
Описание слайда:
Дома-коммуны
№ слайда 5
Описание слайда:
Рабочие клубы Политическое воспитание рабочих масс. Удовлетворение культурно-бытовых запросов рабочих. Физическое оздоровление пролетариата.
№ слайда 6
Описание слайда:
Клуб им. И.В. Русакова. Архитектор К.С. Мельников. 1927-1929 гг. Москва
№ слайда 7
Описание слайда:
Воспитание советского человека
№ слайда 8
Описание слайда:
ОктябрятаШкольники 1-3 классов (7-9 лет).Атрибутика октябрятПравила октябрят:«Октябрята — будущие пионеры.Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут» (1967 г.).
№ слайда 9
Описание слайда:
Пионерская организация Торжественное обещание:«Я, юный пионер СССР, перед лицомсвоих товарищей торжественно обещаю,что: 1) буду твердо стоять за делорабочего класса в его борьбе заосвобождение рабочих и крестьян всегомира; 2) буду честно и неуклонновыполнять законы и обычаи юныхпионеров» (1923 г.).
Описание слайда:
Пионерская атрибутика
№ слайда 11
Описание слайда:
Комсомол С 14 – летнего до 28 – летнего возраста.ВЛКСМ- Всесоюзный Ленинскийкоммунистический союз молодежи Комсомольский значок
№ слайда 12
Описание слайда:
Вывод:Коммунистическое воспитаниесоветского человека начиналось вдетстве. Им занимались главнымобразом октябрятская, пионерская икомсомольская организации.
№ слайда 13
Описание слайда:
Советские праздники7 ноября – День Октябрьской революции;1 Мая – День международной солидарности трудящихся;8 марта – Международный женский день;9 Мая – День Победы.
№ слайда 14
Описание слайда:
Демонстрация трудящихся – массовое шествие людей с флагами, транспарантами, портретами вождей.
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013). Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/istorija/zhizn-i-byt-sovetskikh-ljudejj.html
Жизнь, быт и духовный мир советского человека в годы Великой Отечественной войны
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Тульский государственный
университет»
Региональный центр повышения
квалификации
История
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
Жизнь, быт и духовный мир советского человека
в годы Великой Отечественной
войны
Выполнил ______________ Б760603с Михайлова И.Н
(подпись) (группа, И.О. Фамилия)
Руководитель
работы _________ Проф. Самарцева Е.И
(подпись) (ученая степень, звание И.О. Фамилия)
Тула 2013
Содержание
|
Введение |
3 |
1 |
Перевод народного хозяйства на военный лад |
5 |
2 |
Усиление централизации и регламентации жизни общества |
7 |
3 |
Условия жизни, труда и быта в тылу |
11 |
4 |
Подъем советской военной экономики |
15 |
5 |
Роль деятелей культуры и искусства |
18 |
Заключение |
20 |
|
Список использованной литературы |
21 |
Введение
Тема жизни, быта и духовного
мира советского народа в годы Великой
Отечественной войны имеет цель дать оценку вклада всех слоев общества в Победу над фашизмом.
В процессе работы над данной темой была изучена и проанализирована специальная литература о Великой
Отечественной войне авторов
О.А. Ржешевского, М.Н. Зуева, И.И. Долуцкого, И.Г.
Трещеткиной, использованы материалы приложений к газете «Первое сентября» — «История» и Большой Российской энциклопедии, характеризующие данный период в истории нашей страны.
Изучение исторической литературы дало представление о величии
подвига, совершенного народом в годы войны.
В работе отражены темы героизма и самоотверженности советских
людей: охарактеризованы условия их жизни, труда и быта в тылу; рассмотрены
вопросы обеспечения ускоренного перевода народного хозяйства страны на военный лад в первые месяцы войны; причины подъема советской военной экономики; представлен вклад в общую победу работников промышленности, транспортной системы, тружеников сельского хозяйства, деятелей культуры и искусства; рассмотрена роль церкви – всех людей того времени, отдавших свой самозабвенный труд, свое творчество, все свои силы, а нередко здоровье и саму жизнь за то, чтобы наша Родина выстояла в смертельном единоборстве с фашистскими захватчиками, победила в годы одного из самых тяжелых испытаний, когда-либо пережитых страной.
Мировая история не знает
более чудовищных преступлений, чем
те, которые совершили гитлеровцы.
После 22 июня речь шла уже
не об обычной войне, а о войне
тотальной, идеологической, о войне
на уничтожение не только государства, но и целых народов.
Столкновение двух тоталитарных систем неминуемо должно было закончиться гибелью одной из них. Однако сила, претендовавшая на мировое господство, и стремившаяся не только переустроить мир, но и полностью подчинить себе все окружающее пространство, столкнулась с силой народа, способного самостоятельно определить собственную судьбу.
Каждый день борьбы на фронте был материально обеспечен самоотверженным трудом рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции нашей страны.
Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал девизом
жизни советских людей.
- Перевод народного хозяйства на военный лад
Внезапное вторжение Германии на территорию СССР потребовало от Советского правительства быстрых и точных действий. В первую очередь нужно было обеспечить мобилизацию сил на отпор врагу.
В день нападения фашистов Президиум Верховного Совета СССР издал
указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг.
рождения. За считанные часы сформировывались отряды и подразделения.
23 июня 1941 года была сформирована
Ставка Главного Командования
Вооруженных Сил СССР для стратегического
руководства военными действиями.
Позднее она была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), председателем совнаркома И. В. Сталиным, который был назначен также народным комиссаром обороны, а затем и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.
В ВГК также входили: А.
И. Антипов, С. М. Буденный, М. А. Булганин, А. М. Василевский, К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков и др.
Вскоре ЦК ВКП(б) и Совет
Народных Комиссаров СССР принял постановление об утверждении мобилизационного народно-хозяйственного плана на четвертый квартал 1941 г., предусматривавшего увеличение производства военной техники и создания крупных предприятий танкостроительной промышленности в Поволжье и на Урале.
Обстоятельства заставили Центральный Комитет Коммунистической партии вначале войны разработать развернутую программу перестройки деятельности и жизни Советской страны на военный лад, которая была изложена в директиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным, советским организациям прифронтовых областей.
Советское правительство
и Центральный Комитет партии призывал народ отрешиться от своего настроения и личных желаний, перейти
на священную и беспощадную борьбу с врагом, сражаться до последней
капли крови, перестраивать на военный лад народное хозяйство, увеличивать выпуск военной продукции.
«В занятых врагом районах…, указывалось в директиве, …создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д.
В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
Кроме того проводились беседы с населением на местах. Разъяснялись характер и политические цели начавшейся Отечественной войны.
Основное положение директивы
от 29 июня изложил в выступлении
по радио 3 июля 1941 года И. В. Сталин. Обращаясь к народу, он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, выразил непоколебимую веру в победу советского народа против немецких оккупантов.
«Наши силы не исчислимы…», подчеркивалось в его речи.
«Зазнавшийся враг должен скоро убедиться в
этом. Вместе с Красной Армией поднимаются
многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа…».
2. Усиление централизации
и регламентации жизни общества
Утрата значительной части экономического потенциала, огромные разрушения и людские потери, вызванные вторжением германских войск на территорию СССР, привели к резкому сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства.
Это потребовало от руководства страны принятия экстренных мер по укреплению экономики, в первую очередь ее оборонных отраслей.
Экономическая ситуация в
значительной степени осложнялась
тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн. кв. км территории, где проживало 74,5 млн.
человек и выпускалось до 50 % промышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось, имея в тылу промышленный потенциал чуть ли не с начала 30-х годов.
Продолжающееся наступление
противника вынудило приступить к массовой эвакуации промышленных и людских ресурсов на восток.
24 июня при СНК создается
Совет по эвакуации, под председательством
Н.М. Шверника, преобразованный 25 декабря того же года в Комитет
по разгрузке транзитных грузов.
Тяжелая обстановка на фронтах
Великой Отечественной войны
вынуждала проводить массовую эвакуацию
одновременно с Украины, из Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов.
Некоторым наркоматам ключевых оборонных отраслей пришлось ставить на колеса почти все свои заводы. В крайне трудных условиях эвакуировались предприятия Запорожья, Днепропетровска, Краматорска, Харькова, Ленинграда.
Под руководством Совета, из районов, которым грозила опасность, в течение июля – ноября 1941 года на Урал, в Поволжье, в Западную и Восточную Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных военных. Было эвакуировано более 12 млн. человек, около 2,4 млн.
голов скота, значительные запасы продовольствия, сельскохозяйственная техника, культурные ценности.
Тысячи заводов и фабрик гражданского сектора переводились на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции.
Так, при слиянии трех предприятий – базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного – возник крупнейший танкостроительный комбинат, справедливо названный в народе «Танкоградом».
На основе предприятий
сельхозмашиностроения была создана
минометная промышленность.
В июне 1941 года правительство
приняло решение о серийном производстве реактивных минометных установок – знаменитых «Катюш». Этим занимались 19 головных заводов в кооперации с десятками предприятий различных ведомств.
В рекордные сроки предприятия
вводили в строй.
Только за первый год войны было возведено 850 заводов
разного профиля, шахт и рудников, электростанций, домен и мартеновских печей, прокатных станов, проложены тысячи километров железных и шоссейных дорог.
Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).
Значительные трудности
испытывал транспорт, особенно железнодорожный, на который легла основная тяжесть воинских перевозок. К тому же наиболее разветвленная железнодорожная сеть оказалась на оккупированной территории. С целью обеспечения четкой работы железнодорожного транспорта 24 июня 1941 года вводится воинский график движения поездов.
Для обеспечения перевода экономики страны на военные рельсы в крупные промышленные центры и на оборонные предприятия направлялись уполномоченные ГКО и Госплана СССР. В сентябре 1941 г.
создается Наркомат танковой промышленности под руководством талантливого организатора производства В. А. Малышева, а в ноябре — Наркомат минометного вооружения во славе с опытным инженером, энергичным производственником Д. Ф. Устиновым.
22 июля 1941 года Президиум
Верховного Совета СССР принимает
указ «О военном положении», предусматривавший введение трудовой повинности и регулирование работы промышленных предприятий.
На следующий день вводится в действие мобилизационный план по производству боеприпасов, а 24 июня при СНК создается Совет по эвакуации, преобразованный 25 декабря того же года в Комитет по разгрузке транзитных грузов.
С 26 июня 1941 года рабочий
день был удлинен до 11 часов, введены
обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, что в совокупности на треть увеличило загрузку оборудования без привлечения дополнительных рабочих рук.
Место ушедших на фронт в цехах, у мартенов, в забоях, на полях и фермах добровольно занимали женщины, молодежь, старики. В дальнейшем (с февраля 1942 года) стала проводиться плановая мобилизация в промышленность и строительство трудоспособного городского населения, включая достигших 14-летнего возраста подростков.
В целях ускорения ввода
в действие объектов индустрии 11 сентября принимается постановление «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени». Президиум Верховного Совета СССР принял 26 декабря 1941 г.
указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» и 13 февраля 1942 г. — «О мобилизации для работы на производстве и в строительстве».
В соответствии с этими
указами рабочие и служащие признавались мобилизованными на период войны.
В апреле 1942 г.
мобилизация
коснулась и сельских жителей. Основную часть мобилизованных составляли женщины. Обязательный минимум трудодней для колхозников значительно увеличился. Его должны были отрабатывать и дети, начиная с 12-летнего возраста.
30 июня 1941 г. создается
Комитет по распределению рабочей
силы (позднее Комитет по учету
и распределению рабочей силы) при Бюро Совнаркома. Комитет с 1942 г. по июль 1945 г.
привлек на постоянную работу в промышленность и сельское хозяйство 3 миллиона человек городского и сельского населения, а в учебные заведения трудовых резервов направлено более 2,1 миллиона подростков. Это позволило в 1945 г. довести среднегодовую численность рабочих и служащих до 28,6 миллионов человек, или до 84% к уровню 1940 года.
Кроме того, в соответствии с постановлениями ГКО от 10 января и 7 октября 1942 года в рабочие колонны были мобилизованы немцы (свыше 120 тыс. человек), депортированные из различных районов страны.
Источник: http://student.zoomru.ru/history/zhizn-byt-i-duhovnyj-mir/223019.1769810.s1.html