Дальнейшее развитие русской национальной культуры

Формирование русской национальной культуры ( середина ХVIII — начало ХIХ вв.)

     Во второй половине ХVIII в., когда спорадически возникавшие с ХVII в. буржуазные элементы начали оформляться в капиталистический уклад, российское самодержавие достигло своей кульминации, вступив в эпоху «просвещенного абсолютизма». В наибольшей мере влияние идей Просвещения в политике абсолютизма проявилось в области культуры.

Именно в это время в общественном сознании формировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам. Складывавшееся единство выявилось в форме национальной культуры.

Под термином «национальная культура» подразумевается достигшая определенной степени общности культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада.

Обратите внимание

В становлении национального самосознания, национальной культуры большая роль принадлежала лучшим представителям дворянства, формирующейся интеллигенции, которым было присуще глубокое постижение самобытной народной культуры и вместе с тем осознание единства с мировой культурой.

       Становление общеобразовательной школы, являющейся важным фактором развития национальной культуры, во второй половине века  связано с созданием двух гимназий при Московском университете (1755 г.), гимназии в Казани (1758 г.) и особенно открытием после 1786 г. народных училищ.

Принципиально новым было то, что «Устав народных училищ» предусматривал создание единой системы светской школы от малого народного училища до университета: окончившие малое училище могли продолжать образование в 3-4 классах главного, выпускники последнего могли поступать в университет, изучив дополнительно латынь и один из европейских языков.

    Утверждение системы светского образования потребовало создания принципиально новых учебников. Во второй половине ХVIII в.

их разработкой занимались Академия наук и Московский университет («Первые основания металлургии», «Риторика», «Краткий российский летописец» и «Российская грамматика» М. В.

Ломоносова; «Географическое и историческое описание Российской империи» Х. А. Чеботарева и др.).

     Первые шаги в организации науки нового времени, в подготовке научных кадров относятся еще ко второй половине ХVII в., создание же Петербургской Академии наук явилось качественным сдвигом в становлении  науки  в  России.  Уже   во   второй   половине

ХVIII в.

русская наука достигла общеевропейского уровня развития естествознания. В значительной мере это стало возможно благодаря приглашению европейских ученых, крупнейшим среди них был Л.Эйлер (1707-1783гг.

) — выдающейся математик, механик, физик и астроном, отличавшийся необычайной творческой продуктивностью.

Важно

В середине ХVIII в. развитие русской национальной науки в значительной мере связано с М. В. Ломоносовым (1711-1766 гг.),  в деятельности которого проявилось народнохозяйственные нужды страны.

Решая практические задачи, он занимался горным делом, металлургией, производством стекла и одновременно достиг больших успехов в разработке теоретических проблем.

Ломоносов был новатором во многих областях техники и технологии, положил начало разработке научных технологий, вводя в научный оборот хорошо нам знакомые понятия (атмосфера, вал, горный хребет, клин, удельный вес, чернозем и др.).

Не менее разнообразной и плодотворной была деятельность ученого-энциклопедиста в области гуманитарных наук: ему принадлежит выдающаяся роль в реформе русского языка; он оставил многочисленные записки на общественно-политические и экономические темы и т.п.

        В середине ХVIII в. на литературном небосклоне взошла звезда талантливого поэта и теоретика классицизма А.П.Сумарокова (1717-1777 гг.) Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии.

В последней трети ХVIII в. в литературе начал складываться новый метод — реализм, первые успехи одержавший в драматургии — Д.И.Фонвизин (1744-1792 гг.). Г.Р.

Державин (1743-1816) сделал решающий вклад в развитие реалистической лирики.

В последнее десятилетие века главенствующим направлением дворянской литературы стал сентиментализм, связанный с творчеством А.Н.Радищева и Н.М.Карамзина.

      Крупнейшим зодчим середины века был Ф.Б.Расстрели (1700-1771 гг.). Гармония единства классических и национальных начал, характерная для русского классицизма, гениально воплотилась в творения московских зодчих В.И.Баженова (1738-1799) и М.Ф.Казакова (1738-1812).

                                                                            

      Французский мастер Э.М.Фальконе (1716-1791) работал в России в 1766-1778 гг.

Совет

Когда русской посол во Франции передал Фальконе заказ Екатерины II на памятник Петру, то знаменитый французский просветитель Дидро сказал своему другу-скульптору: » Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое».

      Одновременно происходило становление русского реалистического скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф.

И.Шубин (1740-1805).                          

         Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры ХVIII в. принадлежит творчество Ф.С.Рокотова (1732/1735-1806 гг.), Д.Г.Левицкого (1735-1822 гг.), В.Л.Боровицкого (1757-1825 гг.).

      Русский профессиональный театр во второй половине столетия переживал период становления, важнейшими этапами которого было создание  в Петербурге нескольких театров: в 1756 г.

«Русского для представления трагедий и комедий театра», директором которого был назначен Сумароков, а руководителем труппы — Ф.Волков (1729-1763 гг.) — человек разносторонних талантов (блестящий актер, поэт, драматург, музыкант и скульптор); в 1779 г.

— частного театра на Царицыном лугу (Марсово поле) под руководительством известного актера И.Дмитриевского, ставившего пьесы Фонвизина; в 1780 г. — Петровского театра, в репертуаре которого, наряду с драматическими, были оперные и балетные спектакли.

Большое развитие получил и крепостной театр, на сцене которого выступало немало талантливых представителей народа. Крупнейшей оперной актрисой своего времени была крепостная графа Шереметева П.И.Жемчугова-Ковалева (1768-1803 гг.).

      Во второй половине ХVIII в. в России появились первые музыкальные издания, сборники народных песен, была учреждена опера и начали устраиваться концерты. В последней трети столетия началось формирование национальной композиторской школы: О.А.Козловский, Е.И.Фомин, М.С.

Березовский и Д,Б.Бортянский.

      Середина ХVIII — начало ХIХ вв. — важный этап в развитии русской культуры, значительное влияние на которую оказывала просветительская философия.

В отличие от петровского времени, в этот период сложилось более широкое понимание значения науки, образования, были сделаны новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, литературе, искусстве.

Идея внесословной ценности человека пронизывала все стороны историко-культурного процесса. Становление русской национальной культуры было выражением интенсивного роста национального самосознания.

Источник: https://students-library.com/library/read/41717-formirovanie-russkoj-nacionalnoj-kultury-seredina-hviii-nacalo-hih-vv

Становление и развитие русской культуры

Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор — срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е.

возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой — представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные точки зрения:

Обратите внимание

Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день). Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. — другая: «евразийская», или «российская».

В первые века древнерусской государственности Россию по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры.

Однако по большинству сущностных форм социально-политического устройства и жизнедеятельности Древнерусская цивилизация была ближе к Европе, особенно Восточной.

Особенности:

  1. Русская культура — понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени.
  2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура — явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития.
  3. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература.

Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

приобрести программу олимпокс

Источник: https://kultyres.ru/bilet_kulturolog/stanovlenie_i_razvitie_russkoy_kulturi.html

Краткая история русской культуры

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре.

В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов.

Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью, уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры.

Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с принятием христианства у восточных славян и соседних племен. «Двоеверие» — причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют  этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры,
  • продвижение христианства.

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С  XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью.

Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада.

Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать  собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • Литературным памятником того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное  и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры.

По той эпохе проведено много исследований, и  есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков.

Важно

 Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб.

Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла.

Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено,  культура и история России становятся иными.  Основное последствие нашествия  – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Читайте также:  Литовско-польская эпоха в украинской историографии

Атмосферу эпохи, переживания людей  можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации.  Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя.

Византийское государство кануло в лету.

Совет

Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил  новые мессианские чаяния в концепции «Москва — Третий Рим»

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве,  вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека.

По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве.

Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм» (вторая половина XV в. — XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVIIв.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических  страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны— синтез портрета и иконы.
  • В литературе также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры  XVIII века

Это время радикальных  реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон.

Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии.

Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры  XIX  века

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком.

Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль  в истории мировой культуры.

Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций.

На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной.

Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

Обратите внимание

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра.

Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени.

Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера.

Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде.

К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения.

Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное  изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории 

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это :

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/kratkaya-istoriya-russkoy-kulturyi

Русская национальная культура. Национальная культура и традиции :: SYL.ru

Не зря национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования.

Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. Культура этой страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточным направлениями.

Конечно же, все народы разные, но именно понимание важности внутреннего развития и объединяет людей на всей планете.

Важность культуры разных национальностей в мире

Каждая страна и каждый народ по-своему важны для современного мира. Особенно это касается истории и ее сохранения.

Сегодня достаточно сложно говорить о том, насколько важна культура для современности, ведь шкала ценностей за последние годы существенно изменилась. Национальная культура все чаще стала восприниматься несколько двусмысленно.

Это связано с развитием двух глобальных тенденций в культуре разных стран и народов, которые все чаще стали развивать на этом фоне конфликты.

Первая тенденция напрямую связана с некоторым заимствованием культурных ценностей. Все это происходит стихийно и практически бесконтрольно. Но несет за собой невероятные последствия. Например, потеря колоритности и неповторимости каждого отдельного государства, а значит, и его народа.

С другой стороны, все чаще стали появляться страны, которые призывают своих граждан к возрождению собственной культуры и духовных ценностей. Но один из самых важных вопросов – русская национальная культура, которая в последние десятилетия стала стираться на фоне многонациональной страны.

Формирование русского национального характера

Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны.

Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл.

Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался еще очень давно. Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека.

Важно

И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту.

Хотя именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

Основные черты национального характера нации

Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.

Одна из самых весомых черт – это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие.

Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране.

Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.

Еще одна важная черта в характере россиян – это любовь к труду.

И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.

Ценности русской культуры

Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины.

Поэтому и неудивительно то, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов. Ведь значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий.

Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.

Совет

Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер.

Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился.

Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают.

И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего.

Язык и литература как ценности народа

Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа – это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык – народ».

Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства – это мировая история и смысл человеческой жизни. Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин.

А в свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире! Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания.

В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны.

Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.

Живопись как часть культуры России

Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России.

Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси – это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV–XV веков иконопись достигает своего апогея.

Читайте также:  Основные направления внешней политики екатерины ii

Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края.

Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа.

Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.

Религия многонационального народа России

Национальная культура во многом зависит от того, каким богам поклоняется нация. Как известно, Россия — многонациональная страна, в которой проживает около 130 наций и народностей, каждая из которых имеет свою религию, культуру, язык и быт. Именно поэтому религия в России не имеет единого названия.

На сегодняшний день на территории РФ существует 5 ведущих направлений: православное христианство, ислам, буддизм, а также католицизм и протестантизм. Каждой из этих религий есть место в огромной стране. Хотя, если говорить о становлении национальной культуры России, то еще издревле россияне относились исключительно к православной церкви.

В свое время великое русское княжество ради укрепления отношений с Византией решило принять на территории всей Руси православие. Церковные деятели в те времена в обязательном порядке входили в ближайшее окружение царя. Отсюда и понятие, что церковь всегда связана с государственной властью.

Обратите внимание

В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.

Кухня и традиции на Руси

Национальная культура и традиции — практически неразделимые понятия. Ведь все это — прежде всего память народа, то, что хранит человека от обезличивания.

Как уже говорилось ранее, россияне всегда славились своим гостеприимством. Именно поэтому российская кухня настолько разнообразна и вкусна. Хотя еще несколько столетий назад славяне питались достаточно простой и однообразной пищей. Кроме того, для населения этой страны было принято соблюдать пост. Поэтому стол в основном всегда делился на скромный и постный.

Чаще всего на столе можно было встретить мясные, молочные, мучные и растительные продукты. Хотя многие блюда в российской культуре имеют исключительно ритуальное значение. Традиции крепко переплелись с кухонным бытом в России. Некоторые блюда считаются ритуальными и готовятся только в определенные праздники.

Например, к свадьбе всегда готовят курники, к Рождеству варят кутью, блины пекут к Масленице, а куличи и пасхи — к Пасхе. Конечно же, проживание других народов на территории России отразилось и на ее кухне. Поэтому во многих блюдах можно наблюдать необычные рецепты, а также наличие отнюдь не славянских продуктов.

А вообще не зря говорят: «Мы есть то, что мы едим». Российская кухня очень простая и полезная!

Современность

Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня.

Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба. Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная. Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура.

Сохранение ее, как никогда, важно сегодня! За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций. До сегодня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа.

Россия – великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!

Источник: https://www.syl.ru/article/168134/new_russkaya-natsionalnaya-kultura-natsionalnaya-kultura-i-traditsii

1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

Видеоурок: Культура и быт в XVI веке. Просвещение, развитие научных знаний

Лекция: Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

Формирование национального самосознания так же, как и единства народа, пришлось на период с XV по XVI века. Прекратилась междоусобица и феодальная раздробленность государства. Началось хозяйственное и культурное развитие.

В эти годы активно начала развиваться культура, причем по всем фронтам. Восстановление ремесел, международные отношения и обмен опытом привели к культурному скачку, восстановлению после застоя во времена ордынского ига.

Литература XV–XVII вв.

Для литературы XV-XVII веков характерны такие жанры, как богослужебный, летописи, поучения, публицистика и другие. Рассмотрим наиболее яркие произведения указанного периода. 

Одним из произведений летописного жанра начала XV века была Троицкая летопись, полностью сгоревшая во время пожара 1812 года в Москве. Другим литературным жанром XV века были хожения (хождения). Одним из которых является произведение Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Оно написано в форме путёвых записок, когда купец из Твери путешествовал в индийское государство Бахмани.  

Важно

Между 1526 и 1530 годами в свет вышла обширная летописная книга — Никоновская летопись, которая описывала все значимые события русской истории. Название летописи связано с именем патриарха Никона, автора одного из списков. В написании летописи участвовал Даниил — митрополит Московский и всея Руси. 

Другим памятником летописания XVI века стала иллюстрированная миниатюрами Царь-книга (Лицевой летописный свод Ивана IV), написанная в 1560—1570-х гг. Свод описывает события руской и мировой истории. 

Одним из важных событий середины XVI века было появление книгопечатания. Иваном Федоровым в Москве был организован Первый Печатный двор в 1553 году. Им же в 1564 году была издана первая печатная книга — «Апостол» — богослужебная книга.

Под руководством архиепископа Макария был составлен сборник из 12 книг «Четьи – минеи». Сборник включал в себя жития святых на каждый день. Читались они церковью. 

Уникальным памятником XVII века являтся «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Произведение представляет собой автобиографию — исповедь. Аввакум является символом старообрядческого протестного движения. Он был противником церковной реформы Никона.

К важнейшим памятникам литературы середины XVI века относится «Домострой», написанный монахом Сильвестром. Произведение представляло собой свод поучений и правил в таких аспектах жизни, как: общество, семья, хозяйство и религия.

В первой четверти XVI века появляется «Сказание о князьях Владимирских» публицистического жанра, использовавшееся в политических целях. В Сказании излагается о наследственной связи великих князей с византийскими императорами. 

Ярким представителем русской публицистики середины XVI века является Иван Семёнович Пересветов. Ему принадлежат такие произведения, как «Малая челобитная (царю Иоанну)», «Сказание о царе Константине» и др. 

Значительным памятником данного жанра второй половины XVI века является «История о великом князе Московском», содержащая идею ограничения царской власти. Автор Курбский Андрей Михайлович — полководец, политик, писатель. Был приближенным царя Ивана Грозного.

Во времена Ливонской войны, Курбский, опасаясь царской опалы бежал в Ливию. Оттуда на протяжении многих лет вёл переписку с царем, в которой затрагивались социально-политические проблемы, пути развития Руси, отношения царя к подданным.

Курбского называют первым русским диссидентом. 

Совет

Одним из популярных публицистических произведений XVII в. была «Повесть об Азовском сидении донских казаков». Повесть представляет собой донесение царю Михаилу Федоровичу описания осады Азова турками 1641 года, которая продолжалась четыре месяца.

«Повесть о Ерше Ершовиче» — сатирическое произведение конца XVI — начала XVII вв., направленное против несправедливого суда. Имя автора неизвестно.

Еще одним сатирическим памятником XVII в. стала «Повесть о Шемякином суде», в которой рассказывается о несправедливом судье Шемяке. Шемяка — это реальное историческое лицо, галицкий князь Дмитрий Шемяка, известный своими несправедливыми делами.

Основным памятником данного жанра является Степенная книга XVI века. В ней делалась попытка систематизировать русскую историю со времен княжения Владимира Святославича до времен правления Ивана Грозного. Степенная книга составлена по инициативе митрополита Макария. Автором является духовник Андрей, ставший митрополитом Афанасием.  

Симеон Полоцкий — один из первых русских поэтов XVII века. Написал множество стихотворений. Среди значительных произведений «Псалтырь Рифмотворная», представляющая собой стихотворное изложение Псалтыри — библейской книги Ветхого Завета.

Искусство живописи XV–XVII вв.

Ядром русской живописи вплоть до конца XVII века оставалась иконопись. Самым почитаемым иконописцем московской школы XV века был Андрей Рублёв. Его живопись пронизана идеями мира, согласия, гармонии, прощения, заступничества. Известно о Рублёве очень мало. От того времени осталась только миниатюра на которой изображено то, как Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря.

В 1408 году была создана икона «Спас в силах». Знаменитым произведением А. Рублёва является икона «Святая Троица», ставшая главной иконой Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Вместе с другими иконописцами А. Рублёв расписал стены Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве. В живописи А.

Рублёв использовал неяркие цвета, «пастельные» тона.  

Если в XIV веке главенствующее положение в Новгородской школе живописи занимала фреска, то в XV столетии это место заняла иконопись. Она отличалась яркими цветами и своеобразным исполнением. Новгородские мастера в иконах прославляли свою историю и святыни.

Отличительной чертой новгородской иконописи XV века стало появление двусторонних икон.  

Псковская иконопись характеризуется использованием сумрачных, темных тонов. Одеяния украшались тончайшей золотой нитью.

Известным иконописцем XVI века стал продолжатель традиций Андрея Рублева Дионисий.

Обратите внимание

Он создал фресковую роспись Рождественского собора Ферапонтового монастыря близ Вологды. Также Дионисий работал и создавал фрески в Белозерском монастыре, в Успенском соборе Московского Кремля. Дионисий использовал светлые и радостные тона.

Его образы изящны и стройны.

В XVI веке стали появляться иконы на реальные исторические события. Одна из них «Благословенно воинство Небесного Царя» была написана по заказу Ивана Грозного в память взятия Казани в 1552 году. Предполагаемым автором является царский духовник Андрей (митрополит Афанасий).

Ярким московским иконописцем XVII века являлся Симон Ушаков. 

Помимо росписей соборов и икон в XVII веке появляется новый жанр — парсуна (портрет).

Архитектура XV–XVII вв.

В архитектуру Московского княжества также возвращается каменное строительство. Зодчие Москвы перенимали и внедряли опыт архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.

Появляется такое направление в архитектуре, как пятиглавые монастырские храмы. Наивысший подъем строительства храмов пришелся на годы правления Ивана III с 1462 по 1505 год. Так в 1475-1479 гг. был построен Успенский Собор в Москве.

Его строительством руководил архитектор из Италии — Аристотель Фиораванти.

Архитектурным памятником конца XV века является Церковь Ризоположения, построенная на месте одноимённой церкви, заложенной в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия ордынского царевича Мазовши (правнук Тохтамыша). Церковь Ризоположения расположена на Соборной площади Московского Кремля. Её строительство велось в 1484—1485 годах псковскими архитекторами Кривцовым и Мышкиним.

Также при Иване III в 1489 году на месте деревянного Благовещенского собора на Соборной площади Московского Кремля был построен каменный.

В то время над строительством Московского Кремля уже трудились искуснейшие итальянские мастера. Но Благовещенский Собор было поручено построить псковским мастерам Кривцову и Мышкину.

Девятиглавый Благовещенский собор — самое сияющее сооружение Московского Кремля!

В области гражданского строительства стоит отметить Грановитую палату, построенную в 1487-1491 года в Москве. Строительство данного памятника архитектуры шло по замыслу итальянского архитектора Марко Руффо.

Важно

Декорированием здания занимался итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари. В Грановитой палате принимали иностранных послов.

В ней заседала Боярская Дума, проводились Земские собрания, организовывались торжественные мероприятия. 

Также при Иване III в 1491 году была построена Спасская башня. Архитектором и строителем был Пьетро Антонио Солари. Ранее называлась Фроловской башней. Является проездной частью Московского Кремля, выходящей на Красную площадь.

При Василии III в 1505-1508 годах в Москве был построен Архангельский собор. Расположен на Соборной площади Московского Кремля. Строительством собора руководил Алевиз Новый — итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Алевиз является автором и других известных храмов.  

Также в правление Василия III в 1505 — 1508 годах велось строительство Колокольни Ивана Великого — самого высокого здания России до начала XVIII века.

Расположена она на Соборной площади Московского Кремля. Колокольня построена в честь умершего в 1505 году Ивана III. Строительством данного сооружения занимался итальянский мастер Бон Фрязин.

В основании Колокольни находится Церковь Иоанна Лествичника.

Среди главных памятников архитектуры XVI века Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный по указу Василия III в 1524 году в честь овладения Смоленском в 1514 году. Построен итальянским зодчим Алевизом Новым (Фрязиным) по типу Успенского собора в Москве. 

Еще один известный памятник архитектуры XVI века — храм Вознесения в Коломенском, возведённый в 1528—1532 годах. По легенде построен по велению Василия III в честь рождения сына Ивана IV. Храм построен в шатровом стиле, который преобладал среди других архитектурных стилей XVI века. Предполагаемым автором данного сооружения был итальянский архитектор Петр Францизск Анибале. 

Читайте также:  Сравнение правлений михаила и алексея романовых

В 1555—1561 годах по указу Ивана IV в Москве в честь взятия Казани и победе над Казанским ханством был построен храм Василия Блаженного. Расположен на Красной площади. Предположительно архитекторами были русские зодчие Барма и Постник. Но некоторые историки считают, что строительство храма вёл только Барма.

Совет

Среди достопримечательностей Московского Кремля есть памятник русской артиллерии и литейного дела XVI века — Царь-пушка. Отлита из бронзы в 1586 году при царе Федоре Ивановиче. Автором является русский мастер Андрей Чохов. 

Архитектуре начала XVII века до 30-х годов характерен шатровый стиль, 40-50-ых годов барокко. В конце XVII века в архитектуре появляется новый стиль нарышкинское барокко. Рассмотрим основные архитектурные памятники XVII века.

Филаретовская звонница, построенная при Михаиле Фёдоровиче в 1624 году. Находится звонница рядом с Колокольней Ивана Великого. Построена зодчим Баженом Огурцовым.  

В 1635-1636 годах по приказу царя Михаила на территории Московского Кремля были построены парадные царские покои — Теремной Дворец. Строительством руководил Антип Константинов. Первые царские покои возвели русские мастера Л. Ушаков, Б. Огурцов и Т. Шарутин.

В 1667-1672 годы был построен деревянный Коломенский Дворец Алексея Михайловича. Внутренние помещения украшены росписью русс кого иконописца Симона Ушакова и армянского художника Богдана Салтанова.

В 1690-1694 году на месте одноименного деревянного храма 1619 года по заказу боярина Нарышкина Л.К. построен храм Покрова в Филях. Храм стал образцом нового архитектурного стиля — Нарышкинского барокко.

Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

Вслед за культурой, которая в основном была частью духовной жизни населения, появляются светские элементы. Правда, Церковь, несколько противилась этому, считая это воздействием Запада. По всей территории увеличивается количество образованных людей, благодаря появлению первых регулярных школ.

Обратите внимание

Для обучения духовенства и государственных служащих, открывается Славяно-греко-латинская академия в 1687 году, под предводительством Софрония и Иоанникия Лихуды. Одним из известнейших на весь мир ее выпускников был М. Ломоносов.

Активно развиваются книги и пособия для простых людей, такие как Грамматика, Букварь, Таблица умножения. В обществе увеличивается круг знаний по математике, медицине, грамматике и прочее. Открываются первые аптеки. Появляются книги, написанные не духовенством, часто написанные в сатирическом тоне в основном о событиях Смутного времени. Помимо исторических персонажей, появляются вымышленные.

Благодаря исследованиям русских экспедиций, изучается множество новых территорий, основываются новые поселения вдоль берегов Амура.

По стране во времена Алексея Михайловича создается первый российских придворный театр. Появляется множество бродячих театров — театр скоморохов. Основным их героем, который участвовал во всех сценках был — Петрушка.

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/183-145-formirovanie-nacionalnogo-samosoznaniya-razvitie-kultury-narodov-rossii-v-xvxvii-vv-usilenie-svetskih-elementov-v-russkoy-kulture-xvii-v.html

Национальное своеобразие русской культуры. Русская культура и природа

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать—

В Россию можно только верить.

Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия.

Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица.

Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное — эти и подобные «пары» противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени.

Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол — это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры.

Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).

Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов.

Главная функция культуры — сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Важно

Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Очевидно, что культура — это целостный организм и наиболее благоприятного результата достигает личность, которая не замыкает себя в отдельных изолированно практикуемых видах духовной деятельности. В открытой культуре и личность должна быть открытой, конечно, при развитой духовной ее самостоятельности и самодостаточности.

Для естественно-природных явлений, как подчеркивал Н. Бердяев, принципы происхождения находятся в самих этих явлениях. В то время, как для артефактов, явлений, созданных культурой, принципы происхождения находятся вне этих явлений, в голове человека, проектирующего и осуществляющего продуцирование артефактов.

В этом можно усмотреть несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке.

Однако очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой.

По этому поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает идею природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека.

Однако более предпочтительной кажется идея обобщения двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры.

Во взаимоотношениях человека с природой культура играет особую роль, не сводимую к социальной. Социальная организация может быть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции.

Совет

Национальный мир — это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности.

Природа — это, таким образом, не только окружающие человека поля, леса, рощи, это и то, что человек получает от рода.

Культура связывает (а не только разъединяет) человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях. Именно в этом изначальном кульии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете.

Культура Киевской Руси

До принятия христианства верования славян носили мистическую окраску, а сами они были язычниками, поклоняясь идолам, олицетворяющим явления природы и культу предков. Служителями культа, толкователями воли богов при языческих святилищах, капищах были волхвы и кудесники.

В 983 году Владимир I попытался упорядочить пантеон языческих богов, проведя первую религиозную реформу, окончившуюся неудачей. Во второй половине IX в. сформировались предпосылки и причины для начала принятия христианства на Руси. Поводом послужила корсунская история князя Владимира. Как и где крестился сам князь, существует много легенд.

Насколько они достоверны — не известно, но в любом случае с началом крещения на Руси возникла православная церковь со своей иерархией (патриарх константинопольский, митрополит, епископ, архиерей, архимандрит, игумен, монах).Христианизация Руси была принудительной.

Сопротивление православию выпажалось в восстаниях — они были в Новгороде (990), Суздале (1024, 1071). Тогда же появились первые ереси. Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития. Развивается литература; при Владимире Святославиче началось активное строительство каменных и деревянных храмов.

Развивается живопись: фресковая живопись (фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде); мозаика не получила широкого распространения; иконопись (первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы — «Ярославская Оранта»). Имена русских иконописцев XI в.

: Олимпий, Олесий, Георгий и др.Существовало около 100 видов ремесленных производств. Особенно высоко были развиты ювелирные ремесла (зернь, скань, чернение, эмали), утерянные в монгольский период.

43)Культура Московской Руси

17 век был началом нового периода в области культуры. Произошли изменения в социально-экономической и политической жизни русского общества, которые вызвали оживление общественно-политической мысли передовой части народа.Активизация городской жизни, развитие промышленности, ремесла и торговли в значительной степени повысили роль посадского населения, его тягу к знаниям и просвещению.

Обстановка «бунташного века», решительные действия против угнетателей укрепляли веру в людей в свои силы, будили в них тягу к новому и осмысленному существованию. Раскол еще больше ослабил влияние церкви.Русское искусство делало первые шаги , чтобы стать светским, свободным в своем выражении. Этому способствовало еще и расширение связей с Западом.

Наряду с греко-славянским просвещением в Россию пришла западнолатинская культура, отвергавшаяся ранее православной церковью. Но русская культура в основе своей оставалась феодальной, доступной только высшей прослойке господствующего класса.Сами центры культуры формировались в наиболее крупных городах с промышленностью, ремеслом, торговлей, и прежде всего в Москве, при царском дворе.

Обратите внимание

Социальный протест широких народных масс против засилья крепостников нашел свое отражение в устном народном творчестве. Одно из центральных мест занимали в нем пословицы и поговорки.В 17 веке наступил новый этап в развитии русского языка. Центральные районы во главе с Москвой сыграли в нем ведущую роль. Московский говор стал доминирующим, превратившись в общевеликорусский язык.

Образованию и просвещению придавалось большое значение. В Москве в 80-х годах 17в. около 24% посадского населения было грамотным. Большим спросом пользовались печатные буквари. Продолжали распространяться и рукописные книги. Но все большее развитие получала типографская печать.17 в. явился новой страницей в истории книгопечатания в России. Появились частные библиотеки.В17в.

в России впервые появилась рукописная газета, которая называлась «Куранты». Продолжалось дальнейшее распространение практических и естественнонаучных знаний, совершенствовались медицинские знания. В связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами в России происходило накопление географических знаний.

Крупным событием было издание «Синопсиса» (по-гречески — обозрение, описание). Автором его был ученый монах Киево-Могилевской академии Иннокентий Гизель. В «Синопсисе» излагались история Руси с древнейших времен.

Распространение грамотности в среде городского посада и появление значительной прослойки образованных людей в разросшейся системе государственных приказов способствовали проникновению в литературу XVII в. демократических начал.Для архитектуры XVII век тоже был временем появления новых веяний, вкусов и форм.

Монументальные храмы, которые в предшествующий период строили государство и влиятельное духовенство, уступают теперь место небольшим, но нарядным, узорчатым посадским церквам. В этом сказалось народное стремление к красоте, уход от церковного фанатизма и аскетизма.Стремление это встретило суровое сопротивление церкви, но преодолеть общее движение к новому она уже не могла.

В Москве к выдающимся произведениям зодчества XVII столетия относятся храм Рождества Богородицы в Путниках, церковь Троицы в Никитниках, церковь в Останкине, церковь Николы в Хамовниках.Каменное зодчество постепенно от церковного строительства перешло к жилым и хозяйственным постройкам светской знати, духовных владык и богатых посадских людей.

Новых успехов достигло деревянное зодчество, широко распространенное на севере страны.Борьба нового со старым, характерная для развития русской культуры в XVII столетии, не могла, конечно, не затронуть живопись. Здесь церковь всеми доступными ей мерами боролась против светских тенденций.Стремлением к реализму отличались работы живописцев Ярославля, Костромы и других городов.

Важно

Оживленные связи России с Западом во второй половине XVII в. способствовали возникновению в Москве придворного театра. Церковь враждебно относилась к светскому народному театру.Развитие русской культуры XVII в отразило важнейший процесс формирования русской нации.

С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждение светских начал в духовной культуре. Несмотря на противодействие церковников, боявшихся проникновения в Россию «латынства», в XVII в. расширялись культурные связи с Западной Европой. Однако, все эти новые культурные веяния коснулись только верхушки общества. Основная масса населения оставалась неграмотной и суеверной. Для дальнейшего развития русской культуры стране требовались более решительные и широкие преобразования, которые были позже осуществлены Петром I.

Культура Московской Руси.

В XII — XIII вв. постоянные междоусобицы подточили могущество Ки-евской Руси.

Единое государство превратилось в конфедерацию по-лунезависимых княжеств, а единое культурное пространство распалось на локальные культурные центры, в которых начался процесс формирования местных художественных школ (Новгородской, Влади- миро-Суздальской).

Последовавшее затем монголо-татарское наше-ствие (XIII — XV вв.) существенно затормозило процесс развития русской культуры. Исчезли многие ремесла, надолго прекратилось каменное строительство, в огне пожаров погибли тысячи рукописных книг, оставшиеся в живых мастера были уведены в рабство.

Однако полностью остановить культурный процесс было невозможно. С началом объединения русских земель вокруг Москвы период культурного упадка и стагнации сменился подъемом. В конце XIV в. Москва становится новым культурным центром, вобравшим в себя и продолжившим развивать традиции искусства русских княжеств.

Новгородская школа. Именно в Новгороде, чье географическое положение помогло ему избежать монголо-татарского разорения и сохранить независимость, древнерусские культурные традиции никогда не прерывались.

Однако после преобразования Новгорода в 1136 г. в феодальную республику, его культура стала более демократичной.

Иногда ее называют еще культурой средних слоев, отличая от княжеской по характеру владимиро-суздальской и поздней московской



Источник: https://infopedia.su/8xfb4b.html

Ссылка на основную публикацию