Зависимость здоровья сельского населения от экологической обстановки и образа жизни
Образ жизни сельского населения
Россия традиционно крестьянская страна и поэтому события XX в. и интенсивная урбанизация не успели вытеснить из массового сознания россиян, даже тех, что теперь живут в городах, традиции, привычки и элементы деревенского образа жизни.
Сфера труда, быта и досуга сельского населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохранились до сих пор у старшего поколения деревенских жителей. Основная черта образа жизни крестьянина — постоянный физический труд в любой день недели, особенно во время сева, покоса, жатвы, изнурительный, от зари до зари.
На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности.
Следует отметить, что в сельский образ жизни определенные изменения вносит рекреационная деятельность горожан. Во многих сельских населенных пунктах в летнее время, а иногда и большую часть года в собственных домах или у родственников живут горожане.
В большинстве случаев, особенно применительно к дальним мелким поселениям, они осуществляют роль посредников между городом и сельской местностью, снабжая селян городскими товарами, лекарствами, обеспечивая ремонт бытовой техники и т.д.
В определенной мере они демонстрируют сельским жителям образцы городского поведения, городской культуры, к которым особенно восприимчива сельская молодежь.
В настоящее время можно говорить и об образе жизни в самостоятельных фермерских хозяйствах, который в нашей стране совершенно не изучен.
Семьи фермеров, выбравшие для себя сельский образ жизни, в то же время во многом ориентированы на городские ценности.
Для них жизненно необходима высокая механизация сельскохозяйственного производства и домашнего хозяйства, наличие собственного автотранспорта, потребление элементов городской культуры — радио, телевидение, газеты, журналы, книги.
Факторы, отрицательно воздействующие на здоровье сельчан
Труд, быт, отдых людей в сельской местности имеет ряд особенностей, связанных с регионом проживания и видом деятельности. Это и более тесный контакт с природным окружением по сравнению с горожанами, и большая зависимость от природных условий, стихийных явлений- наводнений, засух, лесных пожаров, метелей и др.
Труд на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом специфических черт. К их числу относятся двойная занятость трудоспособного населения (в общественном секторе и личном подсобном хозяйстве), неравномерное распределение труда в общественном производстве по сезонам года.
Кроме того, неравномерное участие в общественном труде отдельных категорий и групп работников (слабая занятость одних и чрезмерная занятость других), большая, чем в городе продолжительность совокупного рабочего времени населения.
Режим труда в сельском хозяйстве менее благоприятен, чем в промышленности, на транспорте и других городских видах деятельности. Помимо «разорванного» рабочего дня (например, у доярок в связи с особенностями производства, у полеводов в южных районах из-за невозможности работать на жаре в середине дня) работник сельского хозяйства не имеют регулярных выходных дней пли полных отпусков.
Для российского сельского хозяйства, которое в недавнем прошлом было практически почти полностью колхозно-совхозным важное значение приобрело личное подсобное хозяйство.
С его помощью удовлетворяется основная часть потребностей сельского населения в продуктах питания. Но личное подсобное хозяйство требует больших затрат физического труда и времени.
Это обстоятельство в определенной мере препятствует развитию человеческой личности из-за сокращения свободного времени.
Деятельность людей, занятых в наиболее массовых сельскохозяйственных профессиях, связана с длительным пребыванием на открытом воздухе, что определяет постоянное воздействие на организм погодных факторов.
Практически повсеместно значительное количество сельских жителей постоянно соприкасается с сельскохозяйственными животными.
Это накладывает определенный отпечаток на их образ жизни и может угрожать их здоровью, особенно при контактах с больными животными.
Среди животноводов и ветеринарных работников распространено такое тяжелое заболевание, как бруцеллез, повышенная заболеваемость которым в последние годы отмечалась в Восточной Сибири и Поволжье.
Регистрируется заболеваемость туберкулезом, некоторые формы которого передаются сельскохозяйственными животными. Продолжается регистрация больных лептоспирозом. Отмечаются и другие заболевания, связанные с животноводством.
Посещение территорий с природными очагами клещевого энцефалита, тулерямии, клещевого риккетсиоза, бешенства и других зооантропозов приводит к заболеваемости людей. В последние годы эти болезни наблюдаются и у горожан, занятых работами на своих садовых участках.
В современном сельском хозяйстве широко используются различные машины и механизмы. В то же время сохранилось много операций, при которых господствует тяжелый ручной труд с большими затратами энергии, — ручная косьба, прополка, ручное доение и пр.
Наиболее массовые виды труда в сельском хозяйстве — полеводство и животноводство. В полеводстве все виды работ (пахота, посев, уборка урожая и др.) выполняются на открытом воздухе, а рабочее место большинства механизаторов — кабины тракторов, комбайнов, автомашин.
Сельскохозяйственные работы в переходные периоды года — весной и осенью — выполняются при пониженных температурах, иногда под дождем.
Поэтому у жителей села часто регистрируются невралгии, миалгии, ревматизм и другие заболевания, причиной которых служит охлаждение организма, особенно при физическом напряжении.
В летнее время в южных районах России наблюдаются высокие температуры воздуха в сочетании с повышенной инсоляцией. При этом температура воздуха в закрытых от пыли и выхлопных газов кабинах сельхозмашин может повышаться до 35 — 37 С, даже если температура наружного воздуха не превышает 25 °С.
В подобных условиях возможно перегревание организма, возникновение тепловых и солнечных ударов. Профессиональный вред механизаторам причиняют запыленность и загазованность рабочего места, воздействие шума и вибрации.
Влияние каждого из этих факторов в отдельности и особенно их сочетание оказывают крайне негативное влияние на человеческий организм и часто ведут к снижению уровня здоровья.
К перечисленным факторам следует добавить и травматизм, который очень велик среди сельского населения, в особенности механизаторов.
В России среди причин смертности мужчин трудоспособного возраста травматизм устойчиво занимает первое место, заметно опережая такие причины, как сердечно-сосудистая патология.
Потеря трудоспособности и гибель в результате травматизма в быту и на производстве весьма ощутима из-за пьянства и алкоголизма.
Труд животноводов также связан с рядом вредных факторов: загрязнением воздуха биогенными газами (сероводородом и аммиаком), значительной долей ручного труда при уборке помещений, уходе за животными, ручном доении. К профессиональным болезням доярок относятся нейромиозит, тендовагинит, периартрит и др.
Неблагоприятно воздействуют на окружающую среду и на здоровье населения ядохимикаты (пестициды), которые широко используются в сельском хозяйстве. Они попадают через воздух, с пищей и водой, а также через кожу и слизистые оболочки в организм и оказывают на него вредное воздействие. Доказано, что безвредных пестицидов не существует.
Гигиенически значимо поступление пестицидов через дыхательные пути. Быстрому всасыванию пестицидов в кровь способствует повышенная температура и влажность воздуха, а также значительная площадь (90 м2) дыхательной поверхности легких.
Действие ядов, поступающих в организм через дыхательные пути гораздо значительнее, чем при всасывании из желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем что, при ингаляционном поступлении в организм яд минует печеночный барьер. При этом могут возникать острые и хронические отравления, что может повлиять на следующие поколения.
Вредное воздействие пестицидов возможно при их хранении, расфасовке, транспортировке, внесении в почву, протравливании семян, опылении и опрыскивании растений. Отравления возможны при случайном присутствии человека в зоне внесения пестицидов, а также при ветровом переносе ядовитых веществ, распыляемых с помощью наземных механизмов или авиации.
Проникновение пестицидов в организм человека вызывает повышение общей заболеваемости, развитие патологий беременности, врожденных физиологических и анатомических дефектов, торможение физического развития детей, служит причиной психических депрессий, нарушений памяти и способности к мышлению.
Кроме того, пестициды обладают выраженным канцерогенным действием.
На территориях, где пестицидные нагрузки составляет более 5 кг/га, обнаруживается повышенное содержания пестицидов в окружающей среде и продуктах питания. На этих территориях при анализе биологических сред (моча кровь) беременных женщин и молока кормящих матерей у 90 % были выявлены хлорорганические пестициды и различные концентрации солей тяжелых металлов (ртути, меди, цинка, свинца).
Изучение заболеваемости в районах высокой пестицидной нагрузки выявило у детей большое количество болезней органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, а также низкие показатели физического развития, особенно в период полового созревания.
Заключение. Современный горожанин стремится быть ближе к природе. Это стремление удовлетворяется строительством дачных домов и загородных коттеджей, переездом из центра города за город, а также сбором лекарственных и витаминоносных растений, грибов, ягод, рыбной ловлей и спортивной охотой. здоровье сельский животновод вредное
Современные средства связи, компьютерные технологии и транспортные коммуникации позволяют людям, живя за городом, работать в городах, что существенно меняет и оценки условий жизни в селе.
Источник: https://studbooks.net/1418389/bzhd/zavisimost_zdorovya_selskogo_naseleniya_ot_ekologicheskoy_obstanovki_i_obraza_zhizni
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни |
Рубрика (тематическая категория) | Педагогика |
Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.
Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Данные особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.
Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.
е. основные переменные, входящие как в содержание понятия ʼʼментальностьʼʼ, так и в содержание понятия ʼʼобраз жизниʼʼ (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия˸ материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т. д.).
Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека.
В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба ᴇᴦο социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи.
Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.
Для села характерна ʼʼоткрытостьʼʼ общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем ʼʼинтимнееʼʼ общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.
Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню.
Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в данном играют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.
Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ её выпускника как человека культуры и хозяина земли, на ᴇᴦο подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве.
Это предполагает формирование ᴇᴦο готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы ʼʼОбразование, культура, сельскохозяйственный труд, экологияʼʼ. — Ростов-на-Дону, 1994).
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни» 2015, 2017-2018.
Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pedagogika/view/30510_osobennosti_socializacii_v_usloviyah_sel_skogo_gorodskogo_i_poselkovogo_obraza_zhizni
Сельский образ жизни
По степени урбанизированности среды различают городской и сельский образ жизни.
Сельский (более традиционный для жителей) образ жизни характеризуется ориентацией на традиционную систему ценностей; преобладанием семейной естественной передачи ценностных ориентаций от поколения к поколению; малым потреблением опосредованной информации через прессу, каналы массовой коммуникации; относительной устойчивостью национальной и региональной специфики; традиционностью форм труда; преимущественной ориентацией на самообеспечение и самообслуживание; малым использованием сферы общественных услуг; развитостью общесемейной и неразвитостью индивидуальной деятельности; устойчивостью родственных и соседских связей и рядом других черт.
Сельский образ жизни имеет множество этнических, региональных, производственных разновидностей, которые находят отражение в характеристиках и социальных требованиях к сельскому жилищу.
Идеальный традиционный сельский образ жизни встречается все реже; урбанизация и новые технологии коммуникаций постепенно проникают в село, приближая сельский образ жизни к городскому.
Типы зданий в современном селе зачастую подобны многоэтажным городским, предоставляющим тот же набор коммунальных услуг.
Сельская архитектура отличается большим консерватизмом решений (рис. 2.9), широким использованием традиционных материалов и конструкций.
В то же время сейчас в село все шире проникают дачные поселения городских жителей с наиболее современными архитектурными и инженерными решениями.
Это накладывает городской отпечаток на традиционную сельскую архитектуру и ведет к постепенному нивелированию неповторимой сельской архитектуры, приближению ее к городским стандартам.
До сих пор традиционная сельская архитектура экологичнее по сравнению с городской, хотя и отличается меньшим кругом и разнообразием удовлетворяемых потребностей (так, в сельских домах не всегда предусмотрено центральное отопление, канализация и др.).
Городской образ жизни существенно отличается от сельского большей динамичностью социальных процессов, преобладанием передачи культуры через средства массовой информации по сравнению с передачей естественной, семейно-бытовой.
Он характеризуется относительной интернационализацией быта; высокой субъективной оценкой и опережающим развитием свободно избираемой деятельности в сфере потребления информации, производственного труда, художественного, технического, научного творчества; низкой оценкой домашнего труда и активным использованием всех доступных способов сокращения затрат времени на него; широким использованием сферы культурно-бытового обслуживания при одновременном усложнении домашнего досуга и труда, при ослаблении соседских и родственных связей. Он связан с предпочтением контактов с товарищами по работе и организацией с ними совместного отдыха взамен внутрисемейного общения; для учащихся и работающих — с избытком формально-ролевого общения; для одиноких, не занятых на производстве, — с дефицитом всех видов непосредственного общения.
Источник: https://architecturalidea.com/selskij-obraz-zhizni/
Шпаргалки — Социальная педагогика — 25. Своеобразие сельского образа жизни
Страница 25 из 56
25. Своеобразие сельского образа жизни
Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.
Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.
Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни.
Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия.
Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.
Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.
Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.
Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».
Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.
Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.
Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-sotsialnaya-pedagogika/25-svoeobrazie-selskogo-obraza-zhizni
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.
Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.
Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей.
В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е.
основные переменные, входящие как в со держание понятия «ментальность», так н в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия; материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.).
Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека.
В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.
Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.
Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню.
Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях.
Особую роль в этом игра ют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.
Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве.
Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». — Ростов-на-Дону, 1994).
Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город — средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.
Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.
В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.
В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т.д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.
Так, в городе существенно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым.
Общение со сверстниками отличается тем, что с возрастом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими.
Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.
В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.
Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название «поселок». Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.
Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии.
Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни.
Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.
Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е.
не анализируют свое поведение), несклонны к глубоким дружеским отношениям. Главное — раствориться в «массе».
Уровень общении характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.
Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.
Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни.
Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://megalektsii.ru/s14344t5.html
Сельские поселения
Сельский образ жизни. Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сельской местности (что много больше, чем в развитых странах).
Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян — в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. …
В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.
В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.
Для села характерна «открытость» общения.
Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни.
Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.
Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей деревни.
Одно дело — небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое — станица, большое село Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта и т.д.
, а также близость к городу — большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.
Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.
Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.
Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.
По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».
Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников.
И сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.
Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.
ГОРОД
Город и городской образ жизни.
Город — тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.
Города различаются между собой по ряду параметров.
По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).
По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курортные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).
По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.
По длительности существования: древние (более 500 лет) — Новгород Великий, Великий Устюг; старые — Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) — Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.
По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).
По стабильности населения — соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.
Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.
Современный город объективно — средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — средоточие информации, потенциально доступной его жителям.
В то же время город — средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения.
В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.
Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):
преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;
небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);
высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;
многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;
неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;
слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.
Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.
Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стимулов, которые содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.
Город создает условия для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности.
Самый элементарный из них —территориальная мобильность.
Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство.
Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом (если он не гигант) в юности.
(С возрастом это пространство может сужаться в зависимости от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его вновь кварталом, двором — например, у стариков.)
Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах (в центре города, в учреждениях культуры, досуговых центрах и т.д.), интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как правило, она идет на убыль.
В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее — воспоминания.
В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.
Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой — вверх или вниз по социальной лестнице).
В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни.
Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков, юношей к осуществлению выбора.
Возможности выбора в городе. Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъектность и субъективность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтернативы, самоопределяясь по отношению к ним.
Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив.
Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.
Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Носителями информации являются и архитектура, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.
Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. (Если в селе за день может быть несколько десятков встреч, то в крупном городе число контактов достигает десяти тысяч.
) Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что, в конце концов, накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности.
Все это может культивировать в растущем человеке способности к восприятию, созерцанию, наблюдению, интерес к чужой жизни как к возможному варианту или антиварианту своей.
Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров.
В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения.
В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.
Определенное время юный горожанин может проводить вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно не известных (на улицах, в парках, магазинах).
Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т.е., соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им.
Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.
В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения.
Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности.
Общение между взрослыми и младшими (в семье, в школе и вообще) по мере взросления ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым (хотя, конечно, есть и исключения из этой общей тенденции).
Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе.
Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора.
Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».
В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой — довольно тесное территориальное соседство представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя. Фактически юный горожанин может одновременно участвовать как бы в нескольких «социальных мирах». В каждом из этих «миров» складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения.Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.
В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.
Другое дело, что в зависимости от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.
Источник: http://refac.ru/selskie-poseleniya/
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
Существенным фактором социализации является тип поселеВРЅРёСЏ, РІ котором Р¶РёРІСѓС‚ нынешние дети, подростки, юноши, РІР·СЂРѕСЃВлые люди.
Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки.
РЈ горожан Рё селян складываютВСЃСЏ различные образы Р¶РёР·РЅРё.
Различия РІ социально-экономических, социально-психолоВгических, культурных Рё природных условиях Р¶РёР·РЅРё РіРѕСЂРѕРґР° Рё села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт РІ поведении РёС… жителей. Рти особенности должны быть учтеВРЅС‹ РІ образовательной теории Рё практике.
Факторы, воздействующие РЅР° растущую личность РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Рё сельской местностях, РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє появлению РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Рё сельВСЃРєРѕР№ ментальностей.
Р’ РЅРёС… РїРѕ-разному выражены ценностные РѕСЂРёВентации, СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ жизнедеятельности, СѓСЂРѕРІРЅРё притязаний, специВфика взаимодействий Рё взаимоотношений, социальные РЅРѕСЂРјС‹, традиции, обычаи, С‚.Рµ.
основные переменные, входящие как РІ СЃРѕВдержание понятия «ментальность», так Рё РІ содержание понятия «образ Р¶РёР·РЅРёВ» (РІ нем фиксируется широкий диапазон РёРЅРґРёРІРёРґСѓВальных Рё групповых проявлений или факторов человеческого Р±С‹Втия: материальных, духовных, социальных, культурных, пространВственных, временных Рё С‚. Рґ.).
Особенности сельского образа жизни.
Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку РІ РЅРёС… Рё РІ настоящее время достаточно силен социальный контроль Р·Р° поведением человека. Р’ жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной СЃРѕВседской общины. Р’ РЅРёС… довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная Рё культурная дифференВциация, тесные родственные Рё соседские СЃРІСЏР·Рё. Р’СЃРµ хорошо знают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, Р° потому каждый СЌРїРёР·РѕРґ Р¶РёР·РЅРё любого селянина РјРѕВжет становиться объектом оценки СЃРѕ стороны окружающих.
Для села характерна «открытость» общения.
Отсутствие больВших социальных Рё культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых Рё детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей СЃРѕ взрослыми, СЃРѕ старшими Рё младшими РїРѕ возрасту.
Современные деревни Рё села сохранили РјРЅРѕРіРёРµ традиционные черты сельского образа Р¶РёР·РЅРё. Ритм Р¶РёР·РЅРё РІ РЅРёС… размерен, нетоВроплив, природосообразен.
Однако РІ последние десятилетия Р·Р°Вметно растущее влияние РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° деревню. РћРЅРѕ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє РїРµВреориентации РІ жизненных ценностях.
РћСЃРѕР±СѓСЋ роль РІ этом РёРіСЂР°ВСЋС‚ средства массовой информации, пропагандирующие РіРѕСЂРѕРґВСЃРєРѕР№ образ Р¶РёР·РЅРё, который становится эталоном, мечтой для сельских детей Рё молодых людей.
Создаваемые новые концепции сельской школы ориентироваВРЅС‹ РЅР° образ ее выпускника как человека культуры Рё С…РѕР·СЏРёРЅР° земВли, РЅР° его подготовку Рє Р¶РёР·РЅРё РІ определенном социокультурном пространстве. Рто предполагает формирование его готовности Рє землепользованию Рё хозяйствованию РЅР° земле, ориентации РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ РІ сельской местности, отношения Рє школе как РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ центру села, как источнику культуры (Концептуальные РѕСЃРЅРѕРІС‹ модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйстВвенный труд, экология». — Ростов-РЅР°-Дону, 1994).
Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах.
Современный РіРѕСЂРѕРґ — средоточие материальной Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры общества.
Городское население состоит РёР· многочисленВных социальных слоев Рё профессиональных РіСЂСѓРїРї, имеющих самые разные ценностные ориентации Рё стили Р¶РёР·РЅРё.
Город увеличивает мобильность людей, РІ том числе школьниВРєРѕРІ.
Р—Р° единицу времени РѕРЅРё получают большой объем впечатлеВРЅРёР№, различного СЂРѕРґР° информации.
Носителями информации СЏРІВляются архитектура, планировка РіРѕСЂРѕРґР°, транспорт, реклама, РїРѕВток людей, отдельные люди, учреждения Рё организации.
Р’ РіРѕСЂРѕРґРµ РІ течение РґРЅСЏ школьник сталкивается СЃ огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социВальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться РІ окружающей действительности. Рто Р¶Рµ развивает Сѓ ребенка СЃРїРѕВсобность Рє наблюдению Рё пробуждает интерес Рє социальной Р¶РёР·РЅРё.
Р’ современном РіРѕСЂРѕРґРµ ребенок является членом РјРЅРѕРіРёС… РєРѕР»Влективов Рё РіСЂСѓРїРї РїРѕ месту жительства, обучения, проведения РґРѕВСЃСѓРіР° Рё С‚.
д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.
Так, РІ РіРѕСЂРѕРґРµ существенно различается одобряемое Рё неодобВряемое поведение взрослых, мальчиков Рё девочек, подростков Рё старшеклассников.
Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым.
Общение СЃРѕ сверстниками отличается тем, что СЃ РІРѕР·Врастом школьник ищет Рё находит партнеров РІРЅРµ класса, школы, РґРІРѕСЂР°.
Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.
В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.
Особенности поселкового образа Р¶РёР·РЅРё. Р�ные условия социалиВзации складываются РІ типах поселения, которые получили назваВРЅРёРµ «поселок».
Рто специфические микрорайоны РІ старых РїСЂРѕВмышленных городах или поселки, возникшие РЅР° местах крупных новостроек.
Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.
Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого.
Рто проявляется РІ том, что никто РЅРµ считаВет нужным ориентироваться РЅР° мнение окружающих, особенно РєРѕРіРґР° речь идет Рѕ собственном благополучии.
Дети вместе СЃРѕ взрослыми «на равных» участвуют РІРѕ всех повседневных Рё торжественных СЃРѕР±С‹Втиях. Р’ то Р¶Рµ время РѕРЅРё собираются РІ СЃРІРѕРё РіСЂСѓРїРїС‹, противостоящие взрослым РІ своем поселке, Рё сверстникам РІ РѕРєСЂСѓРіРµ.
Р’ поселках РѕРґРѕР±Вряется усредненность поведения Рё образа Р¶РёР·РЅРё. Однако именно подростки РёР· поселков утрированно следуют модным веяниям.
Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е.
РЅРµ анализируют СЃРІРѕРµ поведение), РЅРµ склонны Рє глубоким дружеским отношениям. Главное — раствориться РІ «массе».
Уровень общения характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.
Как РІРёРґРёРј, результатом социализации детей Рё молодых людей РІ поселках является усвоение опыта, созданного РІ РЅРёС… РёР· традиционВРЅРѕРіРѕ бытия, свойственного селу, Рё РЅРѕСЂРј РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ образа Р¶РёР·РЅРё.
РњРЅРѕРіРёРµ исследователи считают, что такой своеобразный социальВный опыт РЅРµ свидетельствует Рѕ переходе РѕС‚ сельского Рє РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРјСѓ образу Р¶РёР·РЅРё.
Рто именно особый образ Р¶РёР·РЅРё, потому Рё специВфична РІ его условиях социализация.
Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 100 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге:
Понятийный аппарат педагогики | Связь педагогики с другими науками | Понятие о методологии и методологических принципах педагогики | Методы и организация педагогического исследования | Кризис современной педагогики и поиски путей его преодоления | Аксиологический подход в изучении педагогических явлений | �деи гуманизма как основа современной педагогики | Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования | Механизмы социализации | Классификация и общая характеристика факторов социализации |
mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/6-175607.html