Черты и особенности сельского образа жизни

Зависимость здоровья сельского населения от экологической обстановки и образа жизни

Образ жизни сельского населения

Россия традиционно крестьянская страна и поэтому события XX в. и интенсивная урбанизация не успели вытеснить из массового сознания россиян, даже тех, что теперь живут в городах, традиции, привычки и элементы деревенского образа жизни.

Сфера труда, быта и досуга сельского населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохранились до сих пор у старшего поколения деревенских жителей. Основная черта образа жизни крестьянина – постоянный физический труд в любой день недели, особенно во время сева, покоса, жатвы, изнурительный, от зари до зари.

На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности.

Обратите внимание

Следует отметить, что в сельский образ жизни определенные изменения вносит рекреационная деятельность горожан. Во многих сельских населенных пунктах в летнее время, а иногда и большую часть года в собственных домах или у родственников живут горожане.

В большинстве случаев, особенно применительно к дальним мелким поселениям, они осуществляют роль посредников между городом и сельской местностью, снабжая селян городскими товарами, лекарствами, обеспечивая ремонт бытовой техники и т.д.

В определенной мере они демонстрируют сельским жителям образцы городского поведения, городской культуры, к которым особенно восприимчива сельская молодежь.

В настоящее время можно говорить и об образе жизни в самостоятельных фермерских хозяйствах, который в нашей стране совершенно не изучен.

Семьи фермеров, выбравшие для себя сельский образ жизни, в то же время во многом ориентированы на городские ценности.

Для них жизненно необходима высокая механизация сельскохозяйственного производства и домашнего хозяйства, наличие собственного автотранспорта, потребление элементов городской культуры — радио, телевидение, газеты, журналы, книги.

Факторы, отрицательно воздействующие на здоровье сельчан

Труд, быт, отдых людей в сельской местности имеет ряд особенностей, связанных с регионом проживания и видом деятельности. Это и более тесный контакт с природным окружением по сравнению с горожанами, и большая зависимость от природных условий, стихийных явлений- наводнений, засух, лесных пожаров, метелей и др.

Труд на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом специфических черт. К их числу относятся двойная занятость трудоспособного населения (в общественном секторе и личном подсобном хозяйстве), неравномерное распределение труда в общественном производстве по сезонам года.

Важно

Кроме того, неравномерное участие в общественном труде отдельных категорий и групп работников (слабая занятость одних и чрезмерная занятость других), большая, чем в городе продолжительность совокупного рабочего времени населения.

Режим труда в сельском хозяйстве менее благоприятен, чем в промышленности, на транспорте и других городских видах деятельности. Помимо «разорванного» рабочего дня (например, у доярок в связи с особенностями производства, у полеводов в южных районах из-за невозможности работать на жаре в середине дня) работник сельского хозяйства не имеют регулярных выходных дней пли полных отпусков.

Для российского сельского хозяйства, которое в недавнем прошлом было практически почти полностью колхозно-совхозным важное значение приобрело личное подсобное хозяйство.

С его помощью удовлетворяется основная часть потребностей сельского населения в продуктах питания. Но личное подсобное хозяйство требует больших затрат физического труда и времени.

Это обстоятельство в определенной мере препятствует развитию человеческой личности из-за сокращения свободного времени.

Деятельность людей, занятых в наиболее массовых сельскохозяйственных профессиях, связана с длительным пребыванием на открытом воздухе, что определяет постоянное воздействие на организм погодных факторов.

Практически повсеместно значительное количество сельских жителей постоянно соприкасается с сельскохозяйственными животными.

Это накладывает определенный отпечаток на их образ жизни и может угрожать их здоровью, особенно при контактах с больными животными.

Совет

Среди животноводов и ветеринарных работников распространено такое тяжелое заболевание, как бруцеллез, повышенная заболеваемость которым в последние годы отмечалась в Восточной Сибири и Поволжье.

Регистрируется заболеваемость туберкулезом, некоторые формы которого передаются сельскохозяйственными животными. Продолжается регистрация больных лептоспирозом. Отмечаются и другие заболевания, связанные с животноводством.

Посещение территорий с природными очагами клещевого энцефалита, тулерямии, клещевого риккетсиоза, бешенства и других зооантропозов приводит к заболеваемости людей. В последние годы эти болезни наблюдаются и у горожан, занятых работами на своих садовых участках.

В современном сельском хозяйстве широко используются различные машины и механизмы. В то же время сохранилось много операций, при которых господствует тяжелый ручной труд с большими затратами энергии, — ручная косьба, прополка, ручное доение и пр.

Наиболее массовые виды труда в сельском хозяйстве — полеводство и животноводство. В полеводстве все виды работ (пахота, посев, уборка урожая и др.) выполняются на открытом воздухе, а рабочее место большинства механизаторов — кабины тракторов, комбайнов, автомашин.

Сельскохозяйственные работы в переходные периоды года — весной и осенью — выполняются при пониженных температурах, иногда под дождем.

Поэтому у жителей села часто регистрируются невралгии, миалгии, ревматизм и другие заболевания, причиной которых служит охлаждение организма, особенно при физическом напряжении.

В летнее время в южных районах России наблюдаются высокие температуры воздуха в сочетании с повышенной инсоляцией. При этом температура воздуха в закрытых от пыли и выхлопных газов кабинах сельхозмашин может повышаться до 35 – 37 С, даже если температура наружного воздуха не превышает 25 °С.

Обратите внимание

В подобных условиях возможно перегревание организма, возникновение тепловых и солнечных ударов. Профессиональный вред механизаторам причиняют запыленность и загазованность рабочего места, воздействие шума и вибрации.

Влияние каждого из этих факторов в отдельности и особенно их сочетание оказывают крайне негативное влияние на человеческий организм и часто ведут к снижению уровня здоровья.

К перечисленным факторам следует добавить и травматизм, который очень велик среди сельского населения, в особенности механизаторов.

В России среди причин смертности мужчин трудоспособного возраста травматизм устойчиво занимает первое место, заметно опережая такие причины, как сердечно-сосудистая патология.

Потеря трудоспособности и гибель в результате травматизма в быту и на производстве весьма ощутима из-за пьянства и алкоголизма.

Труд животноводов также связан с рядом вредных факторов: загрязнением воздуха биогенными газами (сероводородом и аммиаком), значительной долей ручного труда при уборке помещений, уходе за животными, ручном доении. К профессиональным болезням доярок относятся нейромиозит, тендовагинит, периартрит и др.

Неблагоприятно воздействуют на окружающую среду и на здоровье населения ядохимикаты (пестициды), которые широко используются в сельском хозяйстве. Они попадают через воздух, с пищей и водой, а также через кожу и слизистые оболочки в организм и оказывают на него вредное воздействие. Доказано, что безвредных пестицидов не существует. 

Гигиенически значимо поступление пестицидов через дыхательные пути. Быстрому всасыванию пестицидов в кровь способствует повышенная температура и влажность воздуха, а также значительная площадь (90 м2) дыхательной поверхности легких.

Важно

Действие ядов, поступающих в организм через дыхательные пути гораздо значительнее, чем при всасывании из желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем что, при ингаляционном поступлении в организм яд минует печеночный барьер. При этом могут возникать острые и хронические отравления, что может повлиять на следующие поколения.

Вредное воздействие пестицидов возможно при их хранении, расфасовке, транспортировке, внесении в почву, протравливании семян, опылении и опрыскивании растений. Отравления возможны при случайном присутствии человека в зоне внесения пестицидов, а также при ветровом переносе ядовитых веществ, распыляемых с помощью наземных механизмов или авиации.

Проникновение пестицидов в организм человека вызывает повышение общей заболеваемости, развитие патологий беременности, врожденных физиологических и анатомических дефектов, торможение физического развития детей, служит причиной психических депрессий, нарушений памяти и способности к мышлению.

Кроме того, пестициды обладают выраженным канцерогенным действием.

На территориях, где пестицидные нагрузки составляет более 5 кг/га, обнаруживается повышенное содержания пестицидов в окружающей среде и продуктах питания. На этих территориях при анализе биологических сред (моча кровь) беременных женщин и молока кормящих матерей у 90 % были выявлены хлорорганические пестициды и различные концентрации солей тяжелых металлов (ртути, меди, цинка, свинца).

Изучение заболеваемости в районах высокой пестицидной нагрузки выявило у детей большое количество болезней органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, а также низкие показатели физического развития, особенно в период полового созревания.

Заключение. Современный горожанин стремится быть ближе к природе. Это стремление удовлетворяется строительством дачных домов и загородных коттеджей, переездом из центра города за город, а также сбором лекарственных и витаминоносных растений, грибов, ягод, рыбной ловлей и спортивной охотой. здоровье сельский животновод вредное

Современные средства связи, компьютерные технологии и транспортные коммуникации позволяют людям, живя за городом, работать в городах, что существенно меняет и оценки условий жизни в селе. 

Источник: https://studbooks.net/1418389/bzhd/zavisimost_zdorovya_selskogo_naseleniya_ot_ekologicheskoy_obstanovki_i_obraza_zhizni

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

Существенным фактором социализации является тип поселе­ния, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрос­лые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складывают­ся различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психоло­гических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Данные особенности должны быть учте­ны в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сель­ской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ори­ентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специ­фика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.

Совет

е. основные переменные, входящие как в со­держание понятия ʼʼментальностьʼʼ, так и в содержание понятия ʼʼобраз жизниʼʼ (в нем фиксируется широкий диапазон индивиду­альных и групповых проявлений или факторов человеческого бы­тия˸ материальных, духовных, социальных, культурных, простран­ственных, временных и т. д.).

Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека.

В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной со­седской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба ᴇᴦο социально-профессиональная и культурная дифферен­циация, тесные родственные и соседские связи.

Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина мо­жет становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна ʼʼоткрытостьʼʼ общения. Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем ʼʼинтимнееʼʼ общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нето­роплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия за­метно растущее влияние города на деревню.

Оно приводит к пе­реориентации в жизненных ценностях. Особую роль в данном игра­ют средства массовой информации, пропагандирующие город­ской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Читайте также:  Принятие закона об отмене крепостного права

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентирова­ны на образ её выпускника как человека культуры и хозяина зем­ли, на ᴇᴦο подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве.

Это предполагает формирование ᴇᴦο готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы ʼʼОбразование, культура, сельскохозяйст­венный труд, экологияʼʼ. – Ростов-на-Дону, 1994).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни” 2015, 2017-2018.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pedagogika/view/30510_osobennosti_socializacii_v_usloviyah_sel_skogo_gorodskogo_i_poselkovogo_obraza_zhizni

Сельский образ жизни

По степени урбанизированности среды различают городской и сельский образ жизни.

Сельский (более традиционный для жителей) образ жизни характеризуется ориентацией на традиционную систему ценностей; преобладанием семейной естественной передачи ценностных ориентаций от поколения к поколению; малым потреблением опосредованной информации через прессу, каналы массовой коммуникации; относительной устойчивостью национальной и региональной специфики; традиционностью форм труда; преимущественной ориентацией на самообеспечение и самообслуживание; малым использованием сферы общественных услуг; развитостью общесемейной и неразвитостью индивидуальной деятельности; устойчивостью родственных и соседских связей и рядом других черт.

Сельский образ жизни имеет множество этнических, региональных, производственных разновидностей, которые находят отражение в характеристиках и социальных требованиях к сельскому жилищу.

Идеальный традиционный сельский образ жизни встречается все реже; урбанизация и новые технологии коммуникаций постепенно проникают в село, приближая сельский образ жизни к городскому.

Обратите внимание

Типы зданий в современном селе зачастую подобны многоэтажным городским, предоставляющим тот же набор коммунальных услуг.

Сельская архитектура отличается большим консерватизмом решений (рис. 2.9), широким использованием традиционных материалов и конструкций.

В то же время сейчас в село все шире проникают дачные поселения городских жителей с наиболее современными архитектурными и инженерными решениями.

Это накладывает городской отпечаток на традиционную сельскую архитектуру и ведет к постепенному нивелированию неповторимой сельской архитектуры, приближению ее к городским стандартам.

До сих пор традиционная сельская архитектура экологичнее по сравнению с городской, хотя и отличается меньшим кругом и разнообразием удовлетворяемых потребностей (так, в сельских домах не всегда предусмотрено центральное отопление, канализация и др.).

Городской образ жизни существенно отличается от сельского большей динамичностью социальных процессов, преобладанием передачи культуры через средства массовой информации по сравнению с передачей естественной, семейно-бытовой.

Он характеризуется относительной интернационализацией быта; высокой субъективной оценкой и опережающим развитием свободно избираемой деятельности в сфере потребления информации, производственного труда, художественного, технического, научного творчества; низкой оценкой домашнего труда и активным использованием всех доступных способов сокращения затрат времени на него; широким использованием сферы культурно-бытового обслуживания при одновременном усложнении домашнего досуга и труда, при ослаблении соседских и родственных связей. Он связан с предпочтением контактов с товарищами по работе и организацией с ними совместного отдыха взамен внутрисемейного общения; для учащихся и работающих — с избытком формально-ролевого общения; для одиноких, не занятых на производстве, — с дефицитом всех видов непосредственного общения.

Источник: https://architecturalidea.com/selskij-obraz-zhizni/

Шпаргалки – Социальная педагогика – 25. Своеобразие сельского образа жизни

Страница 25 из 56

25. Своеобразие сельского образа жизни

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни.

Важно

Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия.

Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-sotsialnaya-pedagogika/25-svoeobrazie-selskogo-obraza-zhizni

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей.

Совет

В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е.

основные переменные, входящие как в со держание понятия «ментальность», так н в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия; материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.).

Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека.

В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню.

Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях.

Особую роль в этом игра ют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве.

Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». – Ростов-на-Дону, 1994).

Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город – средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.

Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.

Обратите внимание

В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.

В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т.д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.

Так, в городе существенно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками отличается тем, что с возрастом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими.

Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название «поселок». Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии.

Читайте также:  Оборона севастополя и окончание военных действий

Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни.

Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е.

Важно

не анализируют свое поведение), несклонны к глубоким дружеским отношениям. Главное – раствориться в «массе».

Уровень общении характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни.

Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://megalektsii.ru/s14344t5.html

Сельские поселения

Сельский образ жизни. Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сель­ской местности (что много больше, чем в раз­витых странах).

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян — в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. …
В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения.

Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни.

Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмо­циональная глубина и интенсивность общения с различными парт­нерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» осо­бенностей деревни.

Одно дело — небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое — станица, большое село Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как на­личие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта и т.д.

, а также близость к городу — большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. пра­ктически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контроли­руемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объек­том для оценки со стороны окружения.

Совет

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрю­мую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников.

И сель­ская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими роди­телями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же на­правлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоян­но растущее влияние города на деревню. Оно производит опреде­ленную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны горо­ду и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

ГОРОД

Город и городской образ жизни.

Город — тип поселения, для которого характерны: концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая сте­пень разнообразия человеческой жизнедея­тельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курорт­ные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) — Нов­город Великий, Великий Устюг; старые — Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) — Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцирован­ные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения — соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно — средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники ма­териальной культуры), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

Обратите внимание

В то же время город — средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения.

В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; рас­пространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, во­влекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, цен­ностных ориентаций;

неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Названные выше характеристики делают город мощным факто­ром социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стиму­лов, которые содержит в себе город, как го­товность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.

Важно

Город создает условия для мобильности своих жителей в раз­личных аспектах их жизнедеятельности.

Самый элементарный из них —территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимае­мое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство.

Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом (если он не гигант) в юности.

(С воз­растом это пространство может сужаться в зависимости от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его вновь кварталом, двором — например, у стариков.)

Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах (в центре города, в учреж­дениях культуры, досуговых центрах и т.д.), интенсивность кото­рой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как пра­вило, она идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее — воспоминания.

В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как го­ризонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рам­ках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой — вверх или вниз по социаль­ной лестнице).

В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятель­ности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандарт­ным ответам на вызовы жизни.

Совет

Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков, юношей к осуществлению выбора.

Возможности выбора в городе. Любой человек осуществляет многочислен­ные выборы на протяжении всей жизни, про­являя свои субъектность и субъективность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтерна­тивы, самоопределяясь по отношению к ним.

Читайте также:  Экономика в россии в xvii веке

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асо­циальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд са­мых различных альтернатив.

Это создает потенциальные возмож­ности для индивидуального выбора в различных сферах жизне­деятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее сущест­венные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтер­натив, будучи своеобразным «узлом» информации и информацион­ным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены куль­турно-просветительные, коммерческие, информационные и дру­гие организации. Носителями информации являются и архитекту­ра, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. (Если в селе за день может быть несколько десятков встреч, то в крупном городе число контактов достигает десяти тысяч.

) Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что, в конце концов, накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентиро­ваться в окружающей действительности.

Все это может культиви­ровать в растущем человеке способности к восприятию, созерца­нию, наблюдению, интерес к чужой жизни как к возможному ва­рианту или антиварианту своей.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возмож­ность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров.

В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп обще­ния.

В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

Обратите внимание

Определенное время юный горожанин может проводить вне вся­ких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно не извест­ных (на улицах, в парках, магазинах).

Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т.е., соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им.

Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодей­ствия и взаимоотношения.

Здесь значительно различается одоб­ряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частно­сти.

Общение между взрослыми и младшими (в семье, в школе и вообще) по мере взросления ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым (хотя, конечно, есть и исключения из этой общей тенденции).

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе.

Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он мо­жет искать и находить партнеров вне класса, школы, двора.

Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

Важно

В-четвертых, социально-культурная дифференциация город­ского населения, с одной стороны, а с другой — довольно тесное территориальное соседство представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни и ценност­ные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя. Фактически юный горожанин может одновременно участ­вовать как бы в нескольких «социальных мирах». В каждом из этих «миров» складывается свой кодекс требований, свои стан­дарты жизни и общения.Все это значительно расширяет обще­культурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юно­шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, сис­тем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характери­стик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.

Источник: http://refac.ru/selskie-poseleniya/

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселе­ния, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрос­лые люди.

Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки.

У горожан и селян складывают­ся различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психоло­гических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учте­ны в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сель­ской ментальностей.

В них по-разному выражены ценностные ори­ентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специ­фика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е.

основные переменные, входящие как в со­держание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивиду­альных и групповых проявлений или факторов человеческого бы­тия: материальных, духовных, социальных, культурных, простран­ственных, временных и т. д.).

Особенности сельского образа жизни.

Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной со­седской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифферен­циация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина мо­жет становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна «открытость» общения.

Совет

Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нето­роплив, природосообразен.

Однако в последние десятилетия за­метно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к пе­реориентации в жизненных ценностях.

Особую роль в этом игра­ют средства массовой информации, пропагандирующие город­ской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентирова­ны РЅР° образ ее выпускника как человека культуры Рё С…РѕР·СЏРёРЅР° зем­ли, РЅР° его подготовку Рє жизни РІ определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности Рє землепользованию Рё хозяйствованию РЅР° земле, ориентации РЅР° жизнь РІ сельской местности, отношения Рє школе как РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ центру села, как источнику культуры (Концептуальные РѕСЃРЅРѕРІС‹ модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйст­венный труд, экология». – Ростов-РЅР°-Дону, 1994).

Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах.

Современный РіРѕСЂРѕРґ – средоточие материальной Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры общества.

Городское население состоит из многочислен­ных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.

Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьни­ков.

Обратите внимание

За единицу времени они получают большой объем впечатле­ний, различного рода информации.

Носителями информации яв­ляются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, по­ток людей, отдельные люди, учреждения и организации.

В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт соци­альных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка спо­собность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.

В современном городе ребенок является членом многих кол­лективов и групп по месту жительства, обучения, проведения до­суга и т.

д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.

Так, в городе существенно различается одобряемое и неодоб­ряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников.

Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками отличается тем, что с воз­растом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора.

Важно

Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

Особенности поселкового образа жизни. �ные условия социали­зации складываются в типах поселения, которые получили назва­ние «поселок».

Это специфические микрорайоны в старых про­мышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек.

Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого.

Это проявляется в том, что никто не счита­ет нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии.

Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных собы­тиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе.

В поселках одоб­ряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

Совет

Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е.

РЅРµ анализируют СЃРІРѕРµ поведение), РЅРµ склонны Рє глубоким дружеским отношениям. Главное – раствориться РІ «массе».

Уровень общения характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традицион­ного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Многие исследователи считают, что такой своеобразный социаль­ный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни.

Это именно особый образ жизни, потому и специ­фична в его условиях социализация.

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 100 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Понятийный аппарат педагогики | Связь педагогики с другими науками | Понятие о методологии и методологических принципах педагогики | Методы и организация педагогического исследования | Кризис современной педагогики и поиски путей его преодоления | Аксиологический подход в изучении педагогических явлений | �деи гуманизма как основа современной педагогики | Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования | Механизмы социализации | Классификация и общая характеристика факторов социализации |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/6-175607.html

Ссылка на основную публикацию