Боевые действия северного флота

Боевые действия северного флота – история России

Благодаря международному развитию военно-морских сил (ВМС) крупные развитые страны получили возможность определять варианты политического устройства в других странах. Такие страны, объединяясь в коалиции, могут контролировать и военную ситуацию в той или иной части земли. Россия входит в пятерку самых мощных военно-морских флотов (ВМФ).

Петр Первый положил начало развития русского военного флота, вторым скачком был период существования Советского Союза. Это было время, когда наша страна находилась в состоянии холодной войны с Америкой и была вынуждена искать варианты демонстрации своей военной мощи. Одним из этих вариантов был военно-морской флот и развитие ядерного вооружения.

Базы ВМС России расположены по всему побережью государства. Учитывая масштаб территории страны, морские силы было принято разделить на отдельные флоты и флотилии для более удобного их управления. Каждый флот выполняет свои задачи в зависимости от политической обстановки в зоне их ответственности. При этом все они работают над выполнением единых целей:

  • Обеспечение безопасности своей страны;
  • Наблюдение за военными ситуациями в других странах;
  • Деятельность в интернациональных военных сражениях с целью уничтожения терроризма и стабилизации политической атмосферы в мире.

Северный флот России является самым юным армейским морским ведомством страны. При этом у него самая большая территория для выполнения задач – все северное побережье страны и Арктика.

В конце 2014 года СФ был выведен из-под ответственности Западного военного округа, куда он был причислен до этого с момента своего создания и стал отдельным военным подразделением.

Обратите внимание

Это было связано с тем, что выполнение военных задач западной части страны никак не коррелировало с выполнением задач на Северном полюсе. Нарукавный знак офицера представляет собой эмблему в виде золотого якоря на черном фоне.

А еще недавно, в советское время эмблема выглядела в виде флага ВМФ СССР. В 2018 году на острове Сальный, который находится рядом с основной базой в Североморске, будет установлен памятник Николаю Чудотворцу, заступнику русских моряков.

Предпосылки образования флота

В начале 20 века в России уже функционировали Балтийский и Черноморский флоты, зарождался Тихоокеанский морфлот. На этих территориях уже давно происходили периодические военные стычки с граничащими державами. Многие завоеватели издавна с некой завистью смотрели на российские земли и пытались их подчинить себе.

В какой-то момент агрессоры решили захватывать территорию с севера, оттуда, где нет серьезной военной защиты. Ввиду этого, осенью 1906 года контр-адмирал Бострема был отправлен на северное побережье страны с целью создания боевого морского звена – флот Северного моря.

На двух кораблях «Цесаревич» и «Слава» он прошел путь из Балтийского моря на север, обогнув Скандинавский полуостров, и стал изучать побережье, искать удобное место расположения для морского флота.

Однако эта экспедиция не увенчалась успехом – проход был достаточно сложным, места дислокации найдены не были, финансирование производилось с задержками и впоследствии прекратилось совсем.

Во время I Мировой Войны стало ясно, что Россия значительно проигрывает в военно-морском оснащении в сравнении с другими воюющими странами. Последние активно применяли авиацию и использовали в боях подлодки. В этот период Россия была активно задействована на Балтийском побережье против флота Германии, а на Черном море — против Турции.

Снова появилась острая необходимость в формировании мощного северного центра, где базировались бы дополнительные военный силы. Был выбран город Архангельск, где уже существовал торговый порт. К третьему годы войны переоборудовали 5 гражданских кораблей, их оснастили вооружением.

Однако на этот момент противники уже заминировали морские пути с Северного флота, что грозило подрывом как военных катеров, так и промышленных лодок. Требовалась мощная военная поддержка, которую возможно было получить только из Дальнего Востока.

Важно

Путь был длинный и сложный, но несколько военных судов сумели добраться до побережья Баренцева моря и помочь в защите берегов и мореходных путей.

В 1916 создана флотилия Северного Ледовитого океана с тремя пунктами в городах Архангельск, Иоканьга (в н.в. город Островной Мурманская область) и на точка на побережье Кольского залива.

Таким образом, планировалось обеспечить контроль над территориями Баренцева и Северного морей, а также над Двинским и Онежским заливами.

Их основными задачами являлось охрана городов и прохождение торговых кораблей через минные заграждения.

После Октябрьской революции экономическая ситуация в стране была сложной и правительство решило уменьшить бюджет на развитие армии. Соответственно базы на севере были сокращены до уровня пограничной охраны.

Воссоздание флота и период ВОВ

В первой половине 30-х годов прошлого века по личному указанию И.В. Сталина всего за два года был построен Беломорско-Балтийский канал, благодаря ему грузовым и пассажирским судам больше не нужно плыть опасным маршрутом в обход Скандинавии.

Одновременно, в апреле 1933 года Ворошилов подписал приказ о переходе нескольких военный кораблей с Балтийского флота в Мурманск. Это были первые судна, шедшие через новый канал. Летом того же года Заполярье посетил сам генсек, где его встречал экипаж прибывших кораблей, так зародился флот.

  В состав Северного флота входили 15 субмарин, имеющих современное вооружение тех лет, военные надводные судна и около сотни самолетов.

Совет

Первый боевой опыт был получен при сражениях с Финляндией. Благодаря сплоченным действиям морских и сухопутных войск страны, сражения достаточно быстро закончились поражением для финнов. В период ВОВ ВМФ СССР пришлось столкнуться с развитым морским вооружением Германии и ее союзников. В этот период Северный флот ликвидировал около 600 судов противника и больше 1300 единиц авиации.

Сложная ситуация была не только в морских просторах, но в особенности на суше. Было решено создать увеличенное количество морской пехоты. Также активно работали судоремонтные предприятия Северного флота, расположенные в Архангельске и Мурманске. На них были восстановлены тысячи артиллерийских установок, торпед и другое вооружение. Также отремонтировано более 2,5 тысяч кораблей.

Вражеские судна не решались наступать с севера. Ввиду сложной климатической обстановки европейские корабли не были готовы к суровому климату северных морей. Поэтому генеральные действия происходили южнее.

Учитывая относительную удаленность от ключевого места ведения военных действий, Северный флот сумел не только сохранить большую часть своего вооружения, но и увеличить его в несколько раз.

Вооруженные силы других флотов и сухопутные войска были вынуждены постоянно передвигаться — отходить в тыл или наступать на врага. В то же время штаб Северного флота оставался на месте – в Полярном. Также существовала тыловая главная база Северного флота в Мурманске.

Это помогало лучше и более оперативно координировать все действия командования с офицерами. Морская пехота Северного флота была отправлена на самые сложные участки и показала себя с героической стороны.

В самом начале войны фашисты захватили Норвегию. Вследствие этого на территории постоянно находились вражеские подлодки, которые исследовали территорию и контролировали проход своих грузовых кораблей с железом и никелем, вывозимыми в Германию для производства нового вооружения.

Одной из важных задач Северного флота СССР было затопление немецких кораблей. Тем самым они содействовали дефициту вооружения у противника. Учитывая то, что вся морская авиация была направлена на поддержку сухопутных войск и морской пехоты, оставался вариант уничтожения вражеских кораблей с подводных лодок.

Так, субмарина К-2 в сентябре 1941 года впервые использовала артиллерийское оружие. Обнаружив вражеское грузовое судно вблизи берегов Норвегии, и, определив невозможность атаки торпедами, было принято решение нападать самостоятельно. Подлодка всплыла на поверхность и из 100-мм орудия обстреляла корабль.

Обратите внимание

Судно затонуло, а субмарина успела уйти под воду до прибытия авиации. Также для ликвидации вражеских суден активно использовались торпедные катера. Чаще всего они вступали в сражение в ночное время суток. Тихо подплывая на вражескую территорию, катер искал оптимальное место для атаки и вступал в бой.

Часто нападения неожиданно осуществлялись со стороны берега противника, чего никак не ожидал враг.  Эти и другие методы применялись при уничтожении неприятеля.

Еще во время войны было принято решение в Североморске установить памятник в честь погибших боевых товарищей.

В 1945 году для этого собрали более 5 млн рублей, однако в связи с тяжелой экономической ситуацией руководство флота приняло решение направить эти средства на капитальное строительство.

Только спустя почти 30 лет идею реализовали и на 40-летний юбилей Северного флота был открыт огромный памятник героям-североморцам, защитникам Заполярья. Размеры монумента впечатляют – общий его вес достигает 100 тонн.

Советский период Северного флота

В послевоенное время началась активная разработка новых видов вооружений. В период холодной войны между СССР и Америкой каждая из сторон стремилась к созданию более мощного оружия. На подводных лодках появились первые баллистические ракеты, проводились постоянные испытания, в том числе Северным флотом СССР.

Важную роль в эти годы сыграл Владимир Николаевич Чернавин. Служба на флоте сопровождала его всю жизнь. В возрасте 23 лет командирован на Север на службу на дизельной субмарине С-102, через несколько лет атомная подводная лодка стала его вторым домом, на атомоходе преодолел арктические льды.

Важно

В 1974 получил должность начальник штаба Северного флота, а уже в июле 1977 года командующий Северным флотом.

Помимо демонстрации своей мощи Кольская флотилия разнородных сил Северного флота проводила постоянные военные экспедиции в зону арктических льдов, в которые входил радиоотряд Северного флота.

Современный Северный флот

Сейчас командование Северного флота базируется в городе Североморске (Мурманская область). В них входят 13 сухопутных подразделений по всей протяженности Белого и Баренцева морей (в частности, 1 дивизия Северного флота), 45 армия ВВС и ПВО Северного флота, авиация, 79 кораблей, развитая инфраструктура в Арктике.

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — флагман Северного флота. Это самое мощное и защищенное судно на планете. Он оснащен двумя атомными реакторами, также установлено 2 паровых котла, которые не раз выручали в длительных поездках.

Что касается вооружения: основные орудия размещены под палубой – это 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит». При этом сбить такую ракету не под силу даже самым современным разработкам ПВО.

Также корабль содержит 176 зенитных ракет, 6 зенитных комплексов, двуствольную пушку калибром 130 мм, мощные системы противовоздушной обороны, три вертолета Ка-27.

В сентябре 2017 года офицеры Северного флота во главе с крейсером «Петр Великий» и 7 оперативной эскадры Северного флота начали полномасштабные учения в Баренцевом море.

В этих маневрах задействовано 20 надводных кораблей, 10 атомных и дизельных субмарин, 30 самолетов и вертолетов, около 20 прочих судов, более 300 единиц дополнительной техники и около 5 000 военнослужащих.

За время существования Северного флота – эти учения самые масштабные из проведенных ранее. Такие тактические движения необходимы для отработки боевых задач и демонстрации военной мощи страны.

Всего в состав флота входит 79 боеспособных кораблей, а именно:

  • Авианесущий корабль – 1 единица. Он используется для морской авиации и ракетных комплексов по наземным объектам и вражеским субмаринам.
  • Ракетно-артиллерийские корабли – 7 единиц. Необходим при ликвидации вражеских кораблей, в том числе авианосных, также используется в качестве огневой поддержки высадки десанта.
  • Противолодочные корабли – 11 единиц. Используются для отслеживания вражеских субмарин и их ликвидации.
  • Десантные корабли – 8 единиц. Предназначены для перевозки и высадки десанта, в том числе на неприспособленное побережье.
  • Минно-тральные корабли – 11 единиц. Используются для установки минных заграждений.
  • Ракетные подводные крейсера стратегического назначения – 8 единиц. Атомные субмарины большого размера, экипаж от 100 до 165 человек, оснащены баллистическими ракетами.
  • Многоцелевые подводные лодки – 24 единицы. Атомные субмарины, используемые для защиты субмарин стратегического назначения и для ликвидации надводных и подводных судов противника.
  • Подводные лодки специального назначения – 9 единиц, дизельные подлодки различной конфигурации.

День Северного флота ВМФ России

День Северного флота России отмечается ежегодно 1 июня, это самый юный государственный флот. В этот день и в день ВМФ Североморск, Мурманск и остальные города, в которых размещены северные военные порты, с размахом отмечают свой профессиональный праздник.

Читайте также:  Эволюция декабристского движения в начале xix века

Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/boevye-dejstviya-severnogo-flota-istoriya-rossii.html

Наша Победа

1942, Боевые действия Военно-Морского Флота

В течение весеннего и летне-осеннего периодов 1942 г. Военно-Морской Флот Советского Союза участвовал в совместных операциях с сухопутными войсками на приморских направлениях (при обороне Крыма, Кавказа, Ленинграда, Заполярья) и выполнял самостоятельные задачи на Баренцевом, Карском, Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озерах.

Одними из основных стратегических задач флота являлись защита своих и нарушение вражеских коммуникаций.

Они решались напряженной повседневной боевой деятельностью различных родов сил флота, путем организации и проведения специальных операций подводных сил Балтийского флота на коммуникациях врага, Северного флота по проводке союзных и арктических конвоев и Черноморского флота по обеспечению морских перевозок.

Совет

Обстановка, в которой начинали весной 1942 г. борьбу на коммуникациях Северный, Балтийский и Черноморский флоты, была следующей. Несмотря на крушение фашистского блицкрига в 1941 г.

и провал расчетов гитлеровских стратегов уничтожить советский Военно-Морской Флот как боевую силу путем захвата всех его военно-морских баз с суши, борьба за приморские плацдармы и на морских коммуникациях продолжала усиливаться.

Особенно напряженной она была за Крым, Новороссийск, Туапсе и за внешнюю северную морскую коммуникацию.

Напряженной была обстановка на крайнем северном участке фронта, где линия боевого соприкосновения войск сторон проходила всего в 40–50 км от Кольского залива и Мурманска – основного пункта приема союзных конвоев. Ожесточенная борьба развернулась против конвоев на переходе морем. Благодаря активности Северного флота противник не смог осуществить запланированное наступление своих войск на мурманском направлении.

В 1941 г. противник стремился уничтожить советский флот на Балтийском море. Но хотя флот и понес значительные потери в кораблях, он сумел сохранить свое боевое ядро. Особенно осложнилось к весне 1942 г. базирование флота.

Единственная его база – Кронштадт – находилась в зоне действий вражеской артиллерии. В 100 км западнее Кронштадта силы флота удерживали острова Сескар, Пенисари и Лавенсари, являвшиеся передовыми пунктами базы.

Они прикрывали подступы к Кронштадту и Ленинграду и обеспечивали выход подводных лодок в Балтийское море.

В Финском заливе из-за чрезвычайно опасной минной обстановки использование кораблей было сильно затруднено.

Обратите внимание

Для действий в Балтийском море могли быть использованы только подводные лодки, а в восточной части Финского залива – боевые катера.

Крупные надводные корабли, береговая артиллерия, авиация, части ПВО и морской пехоты решали совместно с Ленинградским фронтом общую задачу по защите блокированного города.

Огромное значение имело Ладожское озеро, по которому шло снабжение населения, промышленности и войск Ленинградского фронта и Балтийского флота. Главную роль здесь играла Ладожская военная флотилия.

Корабли Балтийского флота угрожали свободному плаванию немецкого транспортного флота в Балтийском море. Враг решил блокировать советские подводные лодки минными заграждениями, кораблями и авиацией. Главнокомандующий финскими вооруженными силами К.

Маннергейм, в соответствии с планом блокадных действий, в конце марта организовал захват важных островов в средней части Финского залива – Гогланда и Большого Тютерса, на линии которых с освобождением залива ото льда была оборудована противолодочная блокадная позиция.

Черноморский флот участвовал в напряженной борьбе за Крым и препятствовал перевозкам противника в западной части Черного моря.

В стратегических планах сторон на летне-осенний период 1942 г. боевым действиям на море отводилось значительно больше внимания, чем это было в минувшем году.

Так, в директиве ОКБ № 41 задачи германского флота определялись следующим образом: «На Черном море главная задача военно-морского флота, насколько это позволяют имеющиеся в распоряжении боевые и сторожевые корабли, а также тоннаж грузовых судов, состоит в том, чтобы частично взять на себя подвоз снабжения для сухопутных сил и авиации.

Важно

Ввиду того что русский Черноморский флот еще сохранил свою боеспособность, особенно важно быстрое приведение в боевую готовность легких боевых кораблей, переводимых в Черное море.

Безопасность плавания в Балтийском море должна быть обеспечена путем блокады русских военно-морских сил во внутренней части Финского залива».

Однако главная цель стратегического использования флота Германии в борьбе против Советского Союза состояла в сосредоточении основных усилий на срыве англо-американских поставок оружия и материалов, нанесении ударов по конвоям, направляемым в северные порты СССР из Великобритании.

Избранное гитлеровским командованием направление главного удара в летней кампании 1942 г. на Восточном фронте примыкало к Черному морю. Поэтому, естественно, задача перевозки грузов для сухопутных войск по морю встала перед противником как первоочередная.

Он увеличивал здесь количество транспортных судов и эскортных сил. Еще в декабре 1941 г.

в директиве № 39 Гитлер приказал во все возрастающем количестве строить на территории самой Германии, в союзных ей и оккупированных странах малые корабли, предназначенные для перевозки военных грузов, в особенности на Черном и Эгейском морях.

Однако враг не имел возможности сосредоточить на Черном море достаточные морские ударные силы. Борьба с боевыми кораблями советского Черноморского флота возлагалась на авиацию, которая должна была действовать в тесном взаимодействии с Военно-Морским Флотом.

Большое внимание уделяло гитлеровское командование Волге и Каспийскому морю. В июле 1942 г. в директиве № 45 была поставлена задача парализовать движение судов по Нижней Волге и Каспийскому морю, чтобы нарушить воинские перевозки и транспортировку нефтепродуктов, а также связь СССР с союзниками через Каспийское море и Иран. Было приказано перевезти на Каспийское море малые боевые корабли.

Совет

Поскольку боевая деятельность советских флотов на всех трех основных морских театрах проходила в рамках совместных операций с сухопутными войсками и авиацией и самостоятельно на огромных по протяженности коммуникациях, управление ими имело свои особенности: все флоты находились в двойном подчинении – командующих войсками фронтов, действовавших на приморских направлениях, и народного комиссара Военно-Морского Флота.

В боевой готовности находился и Тихоокеанский флот. Тем не менее Государственный Комитет Обороны весной 1942 г. счел возможным передать из состава этого флота несколько эскадренных миноносцев и подводных лодок для усиления Северного флота, а также направить около ста тысяч офицеров и матросов для использования на сухопутном фронте.

С большим напряжением действовал морской транспортный флот СССР. В течение первого года войны пароходства Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов потеряли больше половины своего тоннажа. К маю 1942 г. морской транспортный флот состоял из 519 судов грузоподъемностью около 1,3 млн тонн, Для внешних перевозок использовалось до 90 судов.

Транспортные связи со странами антигитлеровской коалиции осуществлялись: через Тихий океан в дальневосточные порты; через Персидский залив, Иран и Каспийское море; через Северную Атлантику – в северные порты СССР. Последний путь был короче других.

Порты разгрузки находились сравнительно близко от фронта, и доставленное оружие быстро доходило до войск. Но самый короткий путь был и самым опасным: здесь действовали крупные силы флота и авиации противника.

Транспортировка грузов через Тихий океан требовала много времени (учитывая перевозки железнодорожным транспортом по территории США и Советского Союза). Еще более неудобным был путь через Персидский залив и Иран. Переход судов из США в Иран занимал более 70 суток.

Затем следовала транспортировка к месту назначения с несколькими промежуточными перегрузками.

Для доставки грузов из США и Великобритании в северные порты СССР и порты Персидского залива использовались главным образом суда союзных стран, а через Тихий океан – в основном советские суда.

Обратите внимание

Северный флот под командованием вице-адмирала А. Г. Головко после стабилизации линии фронта на мурманском направлении основные усилия направил на обеспечение морских перевозок и нарушение коммуникации противника вдоль берегов Северной Норвегии. Часть сил флота оказывала содействие сухопутным войскам, поскольку существовала угроза Мурманску и базированию кораблей в Кольском заливе.

В обороне Мурманска и Кольского залива большое значение имели полуострова Средний и Рыбачий. Не случайно противник готовил специальную операцию «Визенгрунд» («Луг») по захвату полуострова Рыбачий, о чем Ставка 10 июня предупредила Военный совет Северного флота.

Для обороны этих полуостровов по распоряжению Ставки от 12 июля был создан Северный оборонительный район (СОР) под командованием генерала С. И.

Кабанова, в состав которого вошли усиленный укрепленный район, две бригады морской пехоты, артиллерийский дивизион, истребительная авиаэскадрилья и группа кораблей Северного флота.

Северный оборонительный район сыграл важную роль в обороне Заполярья, и прежде всего пункта приема конвоев – Кольского залива.

В то же время артиллерийские батареи, располагавшиеся на полуострове Средний, огнем перекрывали вход в залив Петсамо и затрудняли противнику использование прифронтового порта.

Не сумев захватить Мурманск сухопутными войсками, гитлеровское командование главные усилия флота и авиации направило на нарушение северной морской коммуникации, по которой осуществлялась связь СССР с Великобританией и США. 5-й воздушный флот под командованием Х. Ю.

Штумпфа получил задачу разрушить Мурманск до основания. С апреля массированные налеты на город совершались в среднем через день. Наибольшее число их пришлось на июнь, когда авиация бомбила Мурманск по два–четыре раза в сутки.

Важно

Так как постройки в городе были в основном деревянные, Мурманск пострадал не столько от прямых попаданий бомб, сколько от пожаров.

Еще в начале года по решению ГКО для обеспечения приема союзных конвоев и грузов были построены дополнительные причалы и склады. Из разных концов страны для работы в Мурманском порту прибыло 3500 рабочих.

Из личного состава флота и местного населения создавались разгрузочные команды.

Работы по расширению арктических портов и увеличению их пропускной способности возглавил уполномоченный ГКО известный полярник дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин.

Государственный Комитет Обороны дополнительно предоставил Мурманскому дивизионному району ПВО страны и частям ПВО Северного флота зенитную артиллерию и самолеты-истребители. Была усилена противовоздушная оборона Архангельска и Иоканги.

Форсировалось строительство аэродромов в восточной части Кольского полуострова. Как только позволила ледовая обстановка, значительную часть судов, приходивших из Великобритании, стали направлять в Архангельск.

В результате разгрузка их происходила в сравнительно спокойных условиях.

Основная опасность подстерегала конвои в море: немецкое командование проводило против них операции с привлечением подводных лодок, авиации и крупных надводных кораблей. В Северной Норвегии находились новейший линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эскадренных миноносцев и другие корабли.

Там же базировались 20 подводных лодок и крупные силы вражеской авиации. Сосредоточивая в этом районе основные силы надводного флота и 5-го воздушного флота, гитлеровское командование в то же время стремилось прикрыть свой северный стратегический фланг и предотвратить возможную высадку десанта в Северной Норвегии. В директиве Гитлера от 10 января 1942 г.

говорилось:

«Целевой установкой на будущее остается по-прежнему развертывание военно-воздушных сил и военно-морского флота для борьбы против англосаксонских держав. Этот принцип должен учитываться при всем планировании вооружений…

В рамках выделенного количества сырья главное направление дальнейшего вооружения состоит в сосредоточении усилий на строительстве и содержании подводных лодок.

Наряду с этим остаются важными задачами: обеспечение службы конвоев и обороны Норвегии, а также всей прибрежной полосы…»

Передислокация крупных надводных кораблей немецкого флота из атлантических портов Франции и портов Германии в шхеры Северной Норвегии облегчила англо-американскому командованию решение задачи по защите коммуникаций в Атлантике.

«Мы и наши американские союзники, – писал У. Черчилль, – были очень рады, что к напряжению подводной войны в самый ее смертоносный период не прибавился такой фактор, как крупные рейды быстроходных германских военных кораблей».

Совет

Следует заметить, что оперативные планы, разработанные перед войной, не предусматривали использования советского Северного флота вдали от своих берегов и в океане. Поэтому его силы и боевые возможности не полностью соответствовали тем задачам, которые встали перед ним в развернувшейся войне. Весной 1942 г.

в его состав входило 7 эскадренных миноносцев, 21 подводная лодка, 27 сторожевых кораблей, 6 торпедных катеров, 4 минных заградителя, 20 малых охотников, свыше 50 тральщиков и катеров-тральщиков и около 150 боевых самолетов.

Читайте также:  Поражение российской армии в битве под мукденом

Государственный Комитет Обороны в течение лета усилил Северный флот несколькими подводными лодками, 10 сторожевыми катерами и 10 тральщиками, что позволило восполнить боевые потери. Количество самолетов в течение лета было почти удвоено.

Обеспечение конвоев и борьба с морскими силами Германии являлись общей задачей трех основных государств антифашистской коалиции – СССР, Великобритании и США. Транспорты с грузами союзников для СССР формировались в конвои в Исландии. Обратные конвои с экспортными товарами выходили из Мурманска и Архангельска.

Охранение союзных конвоев возлагалось на флот Великобритании. Северный флот должен был создавать благоприятные условия плавания в своей операционной зоне – восточнее меридиана 20 ° (Тромсё) и усиливать здесь непосредственное охранение конвоев.

Для успешного решения этих задач Ставка Верховного Главнокомандования передала Северному флоту 95-й истребительный авиационный полк в составе 20 дальних истребителей Пе-3, которые могли встречать конвои на удалении 200 миль от побережья, а с мая 1942 г.

на время операций по прикрытию конвоев – авиацию Карельского фронта и Архангельского военного округа, а также часть бомбардировочной авиации резерва Верховного Главнокомандования и Мурманского дивизионного района ПВО. В директиве Ставки от 19 июня 1942 г.

, адресованной наркому ВМФ, командующему ВВС Северного флота, командующему Карельским фронтом, командующему Военно-Воздушными Силами, командующему Войсками ПВО страны, командующему Архангельским военным округом, указывалось:

«Первое. Передать в полное подчинение ударную авиагруппу тов. Семенова [полковник П. А. Семенов – командир авиагруппы резерва Ставки] с перебазированием ее по указанию командующего ВВС Северного флота.

Источник: http://victory.sokolniki.com/rus/History/MilitaryOperations/10065.aspx

Боевые действия авиации северного флота в великой отечественной войне на мурманском направлении

Утром 24 июня 1941 г. соперник порта бомбардировки и начал города Мурманск, основной базы флота Полярное, Териберки и других пунктов. Истребительная авиация Северного флота решительно отражала налеты соперника. Летчик-истребитель капитан Б. Ф. Сафонов в данный сутки сбил первый фашистский самолет.

Наступление с территории Финляндии началось на пара дней позднее, чем на вторых участках фронта.

В 1 ч 50 мин 25 июня командующий Северным флотом получил приказ Наркома обороны на боевые действия по сосредоточению и аэродромам армий в приграничных районах Финляндии. 26 июня Финляндия официально объявила войну СССР.

Обратите внимание

До этого боевые действия ограничивались обоюдными налетами авиации, а на сухопутном фронте с обеих сторон производилось только сосредоточение армий.

Создав большое превосходство в живой боевой технике и силе, 29 июня из района Петсамо соперник начал атаку.

По всему фронту на Севере развернулись упорные битвы. Авиация соперника оказывала активную помощь своим сухопутным армиям. В первоначальный сутки наступления до 40 германских самолетов подвергли бомбардировке советские армейские объекты на полуостровах Средний и Рыбачий, и транспортные суда и боевые корабли в губе и Мотовском заливе Кутовой.

Многочисленная несколько бомбардировщиков ударила по советским армиям недалеко от Титовки. Массированному налету, в котором приняло участие 24 самолета, подверглась батарея береговой обороны флота на полуострове Средний, осуществлявшая контроль вход в Петсамо. Советская 14-я стрелковая дивизия с боями отходила на восток.

На третий сутки наступления соперник вышел на побережье Мотовского залива недалеко от Титовки и губы Кутовой. Одна группировка немцев развернула на перешеек полуострова Средний, дабы захватить полуостров Рыбачий, вторая группировка двинулась на Мурманск. На грани захвата была основная база Северного флота Полярное.

Войска СССР на этом месте фронта нуждались в срочном подкреплении. Оказать помощь им имел возможность лишь Северный флот. Но флот не имел в собственном составе морской пехоты, которую возможно было бы направить на сухопутный фронт.

В данной критической обстановке на Мурманском направлении фронта в начале Июля на флоте началось формирование отрядов из моряков-добровольцев с подводных и надводных судов, экспертов береговой морской авиации и обороны, судоремонтников и строителей, курсантов учебных отрядов флота. За два дня от добровольцев поступило более десяти тысяч заявлений.

моряки и Армейцы-добровольцы стали непреодолимой преградой для соперника на рубеже реки Западная полуострова и Лица Средний.

Важно

Боевая деятельность авиации Северного флота сосредоточилась в основном на уничтожении наземных армий соперника, рвавшихся к Мурманску. В первых числах Августа 1941 г.

положение на сухопутном фронте стало стабильным, и до октября 1944 г. положение армий значительно не изменялось.

Наступил практически трехлетний период позиционной войны.

На авиацию Северного флота были возложены следующие задачи:

  • ведение воздушной разведки военно-морских баз, транспортов и кораблей на переходе морем и в базах, аэропортов и других объектов соперника;
  • прикрытие с воздуха военно-морских баз, портов, аэропортов, судов на переходе морем;
  • уничтожение самолетов бомбо-штурмовыми ударами на аэропортах соперника;
  • бомбардировочные удары по военно-портам и морским базам с целью уничтожения транспортов, кораблей ВМФ, разрушения портовых сооружений;
  • бомбардировочными, штурмовыми и торпедными ударами уничтожение кораблей ВМФ, транспортов в море с целью нарушения морских перевозок соперника;
  • помощь приморского фланга 14-й армии и высадки морских десантов в тылу соперника;
  • прикрытие с воздуха собственных внутренних и внешних морских коммуникаций.

В начале войны боевой состав авиации Северного флота не имел возможности полностью решать задачи.

Ситуация же на фронте не допускала промедления и потребовала экстренных активных действий на морском, и особенно на сухопутном, направлениях.

авиации и Командованию флота приходилось самым тщательным образом каждый день разбирать обстановку и решать самые важные задачи для ограниченного боевого состава авиации, временно откладывая другие, не меньше серьёзные. Лишь благодаря гибкости боевого управления и чрезмерному напряжению летного состава количественно и как следует не сильный авиация Северного флота справлялась с поставленными задачами.

В боевом составе авиации флота в начале войны были всего лишь одна бомбардировочная эскадрилья самолетов СБ и три истребительных.

Авиация соперника благодаря близости ее базирования к линии фронта имела возможность оказаться совсем неожиданно, довольно часто налеты следовали друг за другом.

В этих условиях не было времени на разработку боевой документации. Командующий лично руководил авиацией.

штабы и Штаб авиации авиационных полков, а время от времени и начальники этих полков оставались как бы в стороне.

Совет

С позиций правил требований и боевого управления по работе штабов вся совокупность управления авиацией в начале войны имела большое количество недочётов. Но скоро изменяющаяся боевая ситуация вынуждала делать отступления от требований документов, дабы наилучшим образом выполнить наиболее значимые задачи.

В будущем, по мере численного роста авиации флота, улучшения оборудования накопления военных опыта и театра действий, возросла роль начальников и командиров штабов в боевом управлении: они стали организаторами и полновластными руководителями военных действий соединений и частей.

Штаб авиации на любой массированный удар заблаговременно разрабатывал боевые документы, каковые высылались в авиационные соединения и части, а штабы частей и соединений, со своей стороны, разрабатывали документацию, на базе которой проводилась подготовка к боевым вылетам на удары по аэропортам, военно-морским базам и по объектам фронта.

Пара иным было положение с ударами по конвоям соперника на переходе морем и в портах разгрузки и погрузки транспортов. Такие удары проводились в условиях очень ограниченного времени.

В этих обстоятельствах от момента обнаружения отечественной разведкой конвоев соперника до момента вылета ударной авиации исчислялось время от 2 до 10 ч, исходя из этого все указания и боевые распоряжения по проведению и подготовке ударов отдавались штабом ВВС флота по прямому телефону, а в некоторых случаях командующий либо начальник штаба выезжал на аэропорт для личной постановки задачи соответствующим начальникам. Зная по опыту, что удары по конвоям проходили в ограниченно маленькое время, командующий ВВС держал нужное количество ударной авиации в готовности к немедленному вылету. Экипажи приобретали лишь место, скорость и курс перемещения конвоя соперника, а все нужные расчеты выполнялись в полете.

Штаб авиации флота на каждые месяц либо операцию составлял замысел боевого применения авиации флота, что утверждался командующим флотом либо командующим ВВС флота.

В частях и соединениях подготовка и организация к военным действиям проводились на основании боевых распоряжений либо предварительных распоряжений, в которых кроме этого указывались костюм сил, порядок взаимодействия и время вылета с другими авиационными и морскими соединениями. Помимо этого, разрабатывались указания по навигационному обеспечению указания и полётов по связи. В зависимости от характера цели определялись средства поражения, боевая нагрузка самолетов.

Указывались порядок сбора и взлёта группы самолетов, профиль и маршрут полета, и схема маневра при исполнении атаки.

Обратите внимание

В течение всей войны на Севере истребители прикрытия и ударная авиация, в большинстве случаев, базировались на одном аэропорте, что создавало благоприятные условия для совместного проигрыша и организации взаимодействия исполнения боевой задачи с ведущими групп самолетов либо со всем летным составом, участвующим в боевом вылете.

Начальники тактических групп ударной авиации и истребителей прикрытия были умелыми летчиками. Руководить неспециализированным боевым порядком назначался один из начальников ударной группы.

В первом периоде ВОВ главные силы всех родов авиации Северного флота употреблялись наравне с фронтовой авиацией для помощи армий на приморских направлениях.

Флотские истребители кроме основной собственной задачи (ПВО объектов флота) привлекались для прикрытия фронтовых объектов и осуществляли штурмовые действия по вражеским армиям.

На морских направлениях велась воздушная разведка и решались задачи прикрытия баз морских коммуникаций и флота.

Боевые действия на морских сообщениях соперника, удары по его базам, кораблям и портам в море носили ограниченный темперамент.

Авиация Северного флота в начале войны не имела сил для активных действий против морского соперника и смогла их начать лишь с поступлением на флот в 1942 г. торпедоносцев и бомбардировщиков.

Для осуществления главного своевременного замысла германского руководства в Заполярье — захват базы, аэропортов города Мурманска и Северного флота — северная группировка авиации соперника с первых же дней войны приступила к воздушной разведке и бомбоштурмовым действиям по советским портам, базам, аэропортам, по судам в море и в базах, и по армиям на сухопутном фронте. Соперник рассчитывал силами собственной авиации в первые же дни войны стереть с лица земли авиацию Северного флота, парализовать боевые суда и тем самым расчистить путь наступающим армиям на Мурманск и Полярное.

Важно

В первые дни войны немцы кроме того не пробовали использовать какие-то особенные тактические приемы, направленные на устранение противодействия морской авиации, по-видимому, вычисляли ее неспособной к отражению налетов. Бомбардировочные налеты на базы и порты проводились без истребительного прикрытия. В районе ударов использовались повторные заходы горизонтальных и

пикирующих бомбардировщиков. Этому содействовала и бездействие ПВО основной базы в первые дни войны.

Особенно характерен в этом отношении налет группы пикирующих бомбардировщиков соперника на основную базу флота Полярное 20 июля 1941 г. и потопление эскадренного миноносца «Стремительный».

Девять пикирующих бомбардировщиков Ю-87 в течение 5 мин. звеньями с высоты 2000 м со стороны солнца входили в пикирование на суда, сбрасывая бомбы массой 250 и 500 кг.

По окончании прямого попадания 500-килограммовой бомбы «Стремительный» разломился на две части и затонул.

Таковой легкий успех соперника был вероятным вследствие того что донесения и самолета-предварительный пролёт разведчика о приближении группы бомбардировщиков не насторожили ПВО основной базы.

Воздушная тревога не была заявлена, а находившиеся сейчас в воздухе шесть истребителей и поднятые по тревоге еще девять истребителей охраняли над аэропортами «Ваенга-2» и Нечистая и на перехват бомбардировщиков соперника не были наведены.

Но такое положение на Северном флоте продолжалось недолго. зенитная артиллерия и Истребительная авиация ПВО Северного флота скоро учли допущенные неточности и поменяли примитивную тактику военных действий при отражении налетов вражеской авиации.

Совет

Весной 1942 г. соперник за счет пополнения сил авиации создал удачное для себя соотношение сил в воздухе, пробуя парализовать деятельность отечественного флота методом бомбардировочных ударов по Мурманску, аэродромам базирования и районам флота.

Читайте также:  Кризис политической системы ссср: перестройка

Сопернику удалось в это время достигнуть некоторых удач, и это дало ему возможность активизировать собственную деятельность по союзным конвоям, но ему не удалось авиационными ударами вывести из строя аэродромы и советские базы, не смотря на то, что Мурманск был существенно уничтожен.

Отражение систематических налетов в первом периоде войны бомбардировочной авиации соперника на объекты основной базы потребовало громаднейшего напряжения всех средств ПВО и громаднейших затрат летного ресурса истребительной авиации. Лишь за первый год войны авиация соперника нанесла 125 ударов по Мурманску и более 200 — по армиям на сухопутном участке фронта. Помимо этого, налетам подвергались суда в основной базе, основные аэродромы и конвои.

Достаточно привести лишь один пример смелых действий летчиков-истребителей, чтобы выяснить, в каких условиях проходили воздушные битвы при отражении бомбардировочных налетов соперника.

15 сентября 1941 г. несколько самолетов в составе 47 истребителей и бомбардировщиков соперника произвела налет на объекты флота.

На отражение налета вылетели семь самолетов И-16 и два МиГ-3 во главе с начальником эскадрильи капитаном Б. Ф. Сафоновым.

Летчики-североморцы, не обращая внимания на более чем семикратный перевес в силах на стороне соперника, атаковали группу и сбили девять самолетов.

В этом воздушном бою отличились капитан Б. Ф. Сафонов, лейтенант Коваленко, лейтенант Сорокин, младший лейтенант Животовский и ефрейтор Семененко.

Обратите внимание

Несколько капитана Сафонова атаковала противника с различных направлений, чем ввела его в заблуждение довольно атакующих самолетов. Их появление так ошеломило начальника германской группы, что он панически сказал по радио: «Окружен советскими истребителями». Растерянность соперника содействовала успеху боя.

Но в первоначальный год войны далеко не всегда воздушные битвы проходили удачно. 2 июня 1942 г. несколько молодых летчиков на самолетах «Харрикейн» вступила в бой с истребителями Ме-109. Не учтя громадную вертикальную маневренность истребителей соперника, отечественные летчики вместо занятия удачного положения для атаки ограничились разворотом в горизонтальной плоскости.

Это стало причиной тому, что один истребитель соперника, энергично маневрируя, сбил три отечественных самолета.

Боевые действия Северного флота в годы войны .

Увлекательные записи:

Источник: http://stroimsamolet.ru/boevye-dejstvija-aviacii-severnogo-flota-v-velikoj/

1 июня — день Северного флота

История становления Северного флота.

Принято считать, что история  северного флота началась с 1 июня 1693 года. Тогда в 1693 году в Архангельске на основании указания Петра I была основана Соломбальская судоверфь, которая начала строительство военных кораблей на Севере.

Парад кораблей Северного флота

Его история действительно полна героических дел и больших свершений, но известна она гораздо меньше, чем история Балтийского и Черноморского флотов. В связи с этим интересно посмотреть, как зарождалась боевая слава североморцев, их традиции самоотверженности и героизма при выполнении своего долга.

Гвардейская подводная лодка Д-3 возвращается с победой

Как использовались суровые условия театра военных действий для достижения превосходства над противником. Истоки этой славы тесно связаны с деятельностью Петра I и его титанической работой по созданию российского флота.

Петр I

Парадоксальность истории создания Северного флота заключается в том, что стратегическое значение этого региона для судеб России былo осознанo еще при Иване Грозном, когда в результате поражения в Ливонской войне Россия лишилась всех выходов к Балтийскому морю.

 Тогда Архангельский порт постепенно стал центром торговых сношений России с процветающей Европой. В начале 90-х годов XVII века в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей. А вот необходимость военного флота для защиты этого края поняли гораздо позднее.

Атлас крепостей. карты Российской империи.

В 1700 году началась Северная война со Швецией. Основные боевые действия развернулись в Финском заливе и на его берегах, но Петр I учитывал возможность нападения шведов со стороны северных морей. По его поручению оборона Архангельского порта строилась широко и надежно.

Важно

В устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость. На других опасных участках создавали укрепления, ставили береговые батареи, усилили гарнизон и развернули посты наблюдения за иностранными судами в Белом море.

Тогда же построили несколько военных судов, которые можно считать первенцами Северного флота.

Боевое крещение

Новодвинскую крепость заложили весной 1701 года в 20 км к северу от центра Архангельска. Она предназначалась для защиты фарватера от ожидаемого нападения шведов. Это была цитадель с четырьмя бастионами и внешними укреплениями, рассчитанная на гарнизон в 1000 воинов.

Позднее она считалась одной из лучших крепостей в России. Но шведы не стали долго ждать. Их эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада подошла к устью Северной Двины 24 июня 1701 года. К этому времени строители успели заложить только фундамент.

Но береговые батареи были готовы и ждали неприятеля.

Подвиг лодейного кормчега Ивана Рябова

Сначала Шёблад послал на разведку шняву и 2 галиота. Чтобы безопасно пройти по сложному фарватеру Северной Двины, они взяли в качестве лоцманов пленных поморов — Ивана Рябова и Дмитрия Борисова и под видом торговых судов пошли к Архангельску.

Наши поморы, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были захвачены русскими. При этом Борисов погиб, а Рябов был ранен, но ему удалось спастись. После этого шведы отказались от нападения на Архангельск.

Разорив несколько селений, шведская эскадра ушла от русских берегов.

План Соломбальской верфи в 1741

Беломорская флотилия

В то время на Белом море еще не было боевых кораблей, а Рябов и Борисов, конечно, не являлись военными моряками, но они защищали северные рубежи нашей Родины от иностранных интервентов, и их подвиг по праву вписан в боевую летопись Северного флота.

На протяжении всей Северной войны сохранялась угроза нового нападения шведов на Архангельск, поэтому было принято решение о создании Беломорской военной флотилии. С 1708 года на Соломбальской верфи Архангельска началось строительство для нее боевых кораблей.

В 1710 году были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, а в 1712-13 годах — пять 54-пушечных кораблей. Так зарождался Северный флот.

Совет

Фрегат «Крейсер». Корабль строился на Соломбальской верфи в Архангельске под наблюдением
капитана 2 ранга М. П. Лазарева

Однако Беломорская военная флотилия просуществовала совсем недолго. Как только отпала угроза нападения шведов на Архангельск, Петр I приказал волоком перетащить суда флотилии в Онежское озеро.

Соломбальская верфь продолжала в большом количестве строить корабли и фрегаты, но они практически сразу уходили на Балтику, теперь уже вокруг Скандинавии. На Севере оставались только небольшие отряды судов для охраны Белого моря и Кольского полуострова.

После смерти Петра I идея воссоздания Беломорской флотилии даже не обсуждалась.

Бриг «Меркурий» . Заложен 31.7.1819 на Соломбальской верфи. . Строитель A. M. Курочкин

Флотилия Северного Ледовитого океана

Следующая попытка создать военную флотилию на Севере была предпринята в годы Первой мировой войны, когда особенно остро встал вопрос о защите северных портов и морских коммуникаций.

В сентябре 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана. Через год в ее составе числилось 89 кораблей, в том числе один линкор, два крейсера и 4 эсминца.

Ее главной задачей стала охрана иностранных судов с военными грузами, которые поставляли в Россию союзники по Антанте. Однако судьба этой флотилии оказалась печальной.

В 1918 году в период гражданской войны и иностранной военной интервенции корабли, находившиеся в Кольском заливе, попала в руки интервентов, главным образом англичан. Часть кораблей, базировавшиеся в Архангельске, красные увели по Северной Двине к Котласу.

Из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, которая активно участвовала в боях с белогвардейцами. В 1920 году на оставшихся в Архангельске кораблях ушли за границу остатки действовавшей на Севере белогвардейской армии.

Так закончилась и эта попытка создать военный флот на Севере нашей страны.

Северный флот

Прошло несколько лет, и 1 июня 1933 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большую роль в этом сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в 1933 году. По нему с Балтики в Баренцево море прошли несколько эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, составивших ядро флотилии.

Крейсер Аскольд в составе флотилии Северного Ледовитого океана

Большой вклад в ее становление внес Константин Иванович Душенов, который был ее командиром с марта 1935 по май 1938 года. При нем флотилия перешла в свою главную базу — Полярный, началось освоение губы Ваенга, где приступили к строительству главной базы флота — Североморска.

Линейный корабль Чесма под красным флагом Беломорской военной флотили.

В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. Строились базы, аэродромы и береговые батареи, создавались судостроительные предприятия. Очень активно велась боевая подготовка и освоение обширнейшей зоны ответственности флота.

Обратите внимание

Корабли ходили в дальние походы к Новой Земле, в Карское море и западном направлении. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях.

В 1938 году подводная лодка «Д-1» совершила поход длительностью в 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль, а подводная лодка «Д-3» впервые осуществила подлёдное плавание.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка Д-3

Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939-40 годов.

При активном участии североморцев войска 14-й армии к концу первого дня войны овладели полуостровами Средний и Рыбачий, а к вечеру следующего дня были взяты порты Линахамари и Петсамо.

Силы флота лишили Финляндию возможности получать иностранную военную помощь по северным морям и обеспечили поддержку приморского фланга наших войск. Присоединение полуостровов Рыбачий и Средний позволило существенно укрепить оборону Кольского залива.

Подводная лодка Д-1 в постройке.

Великая Отечественная война

С июля 1940 по август 1946 года флотом командовал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель и 116 самолетов.

В этой войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Кольский полуостров с портом Мурманск и блокировать все северное побережье Советского Союза.

Северный флот внес достойный вклад в разгром врага в Заполярье и освобождение Северной Норвегии.

Награждение экипажа подводной лодки Северного флота С-56

Корабли флота обеспечили проводку 76 союзных конвоев, которые доставили 4 млн. тонн груза (это 25% всех поставок по ленд-лизу). По внутренним морским путям было проведено 1548 конвоев.

Флотские авиаторы, подводники и катерники своими ударами срывали воинские перевозки фашистов в Баренцевом море. Общие потери противника на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн и 1300 самолетов.

За выдающиеся подвиги во время войны высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 85 североморцам.

Послевоенные задачи и достижения

В годы «холодной войны» североморцы с таким же героизмом и настойчивостью овладевали ракетно-ядерным оружием, осваивали атомные корабли, обеспечили выход флота в Мировой океан. В начале 1966 года две атомные подводные лодки Северного флота в подводном положении совершили кругосветный переход из Баренцева моря на Камчатку.

Северный флот БДК Митрофан Москаленко

Он показал, что теперь весь Мировой океан стал стартовой площадкой для наших ракет. Историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы не допустить безраздельного господства ВМС США в Мировом океане, и первыми это сделали подводники — североморцы.

Флагман Северного флота (СФ), тяжелый атомный ракетный крейсер Петр Великий

Сейчас, пережив трудные 90-е годы, Северный флот вновь набирает силы и пополняется современными кораблями. На них приходят высокообразованные, инициативные офицеры и отбираемые по контракту матросы.

Важно

Это позволяет комплектовать профессиональные экипажи, которые грамотно и эффективно эксплуатируют сложнейшую боевую технику.

Благодаря этому флот активизирует свою деятельность в Мировом океане – участвует в контртеррористической борьбе и в международных морских учениях, а также наносит визиты в дружественные нам страны.

Владимир Додонов
Автор проекта http://www.kliper2.ru «Интересная, актуальная и достоверная информация из истории Российского флота».

Источник: http://ocean-media.su/1-iyunya-den-severnogo-flota/

Ссылка на основную публикацию