Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция

Проблемы послевоенного урегулирования на Парижской и Сан- Францисской конференциях

После окончания военных действий нача­лась подготовка к подписанию мирных договоров со странами гитлеровско­го блока. 6 сентября 1945 г. Совет министров иностранных дел стран- победительниц (СМИД) приступил к рассмотрению спорных вопросов.

Советская делегация требовала строго придерживаться принципов коллек­тивной дипломатии при разработке договоров, не исключая и урегулирова­ние «японской проблемы». В свою очередь, английская и американская дипломатия предлагала пересмотреть ряд положений договоров о переми­рии между СССР и бывшими странами гитлеровского блока.

Также запад­ные державы настаивали на реорганизации правительств Румынии и Болга­рии, которые еще в последние месяцы войны заручились поддержкой Москвы. После нескольких месяцев напряженных дипломатических перего­воров было принято компромиссное решение.

Обратите внимание

СССР согласился на такой порядок функционирования союзных контрольных органов в Японии, кото­рый предоставлял практически неограниченные полномочия американской оккупационной администрации. Правительствам же Болгарии и Румынии было лишь рекомендовано включить в свой состав по два министра от демократической оппозиции.

На Парижской мирной конференции, проходившей с 29 июля по 15 ок­тября 1946 г., были сформулированы основные принципы послевоенного урегулирования в отношении стран германского блока.

Сами мирные догово­ры с Болгарией, Венгрией, Румынией, Финляндией и Италией были торже­ственно подписаны в Париже 10 февраля 1947 г.

Каждый из этих договоров обязывал побежденную страну обеспечить своим гражданам демократичес­кие свободы, а также не допускать «возрождения, существования и деятельно­сти фашистских организаций».

На включении в текст договоров понятия «фашизм» настояла советс­кая сторона. Против такого решения выступала Франция при поддержке британской делегации.

Причина разногласий заключалась в том, что для советской пропаганды идея «антифашистской борьбы» уже превратилась в важный инструмент консолидации прокоммунистических политических сил в странах Восточной Европы.

Поэтому «фашистскими» в Москве начали называть все авторитарные режимы, существовавшие в восточноевропейс­ких странах в годы войны (независимо от того, в какой степени они действительно придерживались фашистской идеологии).

В самом Советс­ком Союзе Великая Отечественная война изначально рассматривалась как продолжение антифашистской борьбы предвоенных лет, поэтому идеологи­ческий маневр оказался почти незаметным. Однако смысловые акценты в советской трактовке фашизма изменились.

Важно

Если коминтерновские идеологи считали фашизм «диктатурой крупного финансового капитала» и «оппорту­нистической» социальной демагогией, то теперь фашизм начал ассоцииро­ваться прежде всего с националистическим экстремизмом.

Такая трактовка позволяла объявить фашистскими любые политические движения, отстаи­вавшие интересы тех или иных этно-национальных групп вопреки «интер­национальной солидарности трудящихся». Нацизм же, как и раньше, рас­сматривался лишь в качестве разновидности фашизма.

В ходе работы Парижской конференции советская делегация доказывала, что на Нюрнберг­ском процессе мировое сообщество осудило в лице нацистских военных преступников фашизм в целом, и новые мирные договоры должны закре­пить это решение юридически. Французы и англичане первоначально возра­жали против столь произвольного причисления всех союзников Рейха к «фашистскому интернационалу». К тому же во Франции еще с довоенных времен было немало политиков, которые видели в фашизме идеологию, основанную на принципах надклассовой солидарности, социального госу­дарства, укрепления общественной роли религиозной веры и традиционных ценностей. Но дискуссия на эту тему могла спровоцировать политическую напряженность в самих странах Запада, только вышедших из войны. Поэто­му возражения в адрес советских трактовок были сняты.

Декларированный в мирных договорах запрет фашизма не привел к ужесточению санкций против бывших союзников Германии. Побежденным государствам было предоставлено даже право сохранить собственные воо­руженные силы, хотя вводились ограничения по их численности и тяжелым видам вооружения.

Побежденные страны обязались выплачивать репарации (Финляндия, Румыния, Болгария и Венгрия в пользу СССР, Болгария также в пользу Греции и Югославии, Италия в пользу СССР, Югославии, Греции, Эфиопии и Албании). Окончательно устанавливались послевоенные грани­цы в Европе. Мирный договор с Румынией закрепил передачу Советскому Союзу Бессарабии и Северной Буковины.

Румынии возвращалась Трансиль- вания, отторгнутая по решениям «Венских арбитражей», но подтверждалась осуществленная во время войны передача Южной Добруджи в состав Болгарии. В свою очередь, Болгария возвращала Македонию в состав Югославии, а Фракию – в состав Греции. Венгрия вернулась к границам 1937 г.

, предав Румынии Транеильванию и Бачку, Чехословакии – Южную Словакию, а Советскому Союзу – Закарпатскую Украину. Финляндия при­знала границу с СССР, установленную в марте 1940 г., а также территори­альные условиях договора о перемирии с СССР 1944 г. Италия передала Югославии полуостров Истрию, часть Юлийской Крайни, город Фиуме.

Принадлежавшие раньше Италии Додеканезские острова перешли к Греции. Дискуссия о Триесте завершилась компромиссом – была создана «Свобод­ная Территория Триест» под управлением ООН. В 1954 г. город Триест и западная часть его округа отошли к Италии, а восточная часть – к Югосла­вии.

Окончательно линия итало-югославской границы была определена двусторонним договором 1975 г. Споры на Парижской конференции вызвала и судьба итальянских колоний. СССР добивался предоставления ему в качестве подопечной территории Триполитании, а также предоставления базы для торгового и военного флота в одной из бывших итальянских колоний в Средиземноморье.

Совет

Эти предложения были отвергнуты западными державами. В итоговом варианте мирного договора было установлено, что Италия лишается «всех прав и правооснований на итальянские территори­альные владения в Африке», которые подлежали передаче в распоряжение ООН.

Проект мирного договора с Японией США подготовили лишь к 1951 г.

В соответствии с ним Япония должна была отказаться от претензий на Корею, Тайвань и Пескадорские острова, от островов в Тихом океане, которыми она управляла по мандату Лиги наций, от всех прав и претензий в Китае и Антарктике, а также от претензий на Южный Сахалин и Курильские острова.

Острова Рюкю (включая Окинаву) и Бонин остава­лись под управлением американцев (они были поэтапно возвращены Япо­нии в 1968-1972 гг. при условии сохранении там американских военных баз). Репарационные выплаты на Японию не налагались.

Для подписания мирного договора с Японией была созвана между­народная конференция в Сан-Франциско (4-8 ноября 1951 г.). К участию в ней не был приглашен Китай, с которым США разорвали дипломатические отношения.

В знак протеста против несправедливого решения вопроса о репарациях отказались от участия в конференции Индия и Бирма. Уже в ходе работы конференции с критикой проекта договора выступила советс­кая делегация, поддержанная представителями Польши и Чехословакии.

В итоге все эти страны так и не подписали мирный договор. Из-за этого открытой осталась проблема Курильских островов, на часть которых Япония вскоре стала претендовать.

В день подписания мирного договора Япония и Соединенные Штаты заключили также «Договор безопасности», по которому США получили право размещать войска на всей территории

Японии «в целях поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке, защиты Японии от внешней агрессии и подавления бунтов и беспорядков, разжигаемых извне». Официально же американская оккупация Японии закончилась в апреле 1952 г.

Обратите внимание

Итак, по завершении Второй мировой войны сложилась новая система международных отношений (получившая название Ялтинско-Потсдамской, поскольку ее ключевые принципы были сформулированы еще на конференци­ях союзников в 1945 г.).

Основой мировой политики были провозглашены принципы коллективной дипломатии и национального суверенитета, отказ от блокового противостояния и использования войны как средства политики, приоритет правового регулирования международных конфликтов.

В отличие от Версальско-Вашингтонской системы большое значение придавалось праву народов на демократическое развитие, защите человечества от угрозы тирани­ческих режимов, конструктивному сотрудничеству всех стран и народов в самых разных сферах жизни. Однако все эти принципы получили совершенно разную трактовку в интерпретации советской и американской пропаганды.

Политический курс двух «сверхдержав» оказался направлен прежде всего на расширение и упрочение собственных сфер влияния в послевоенном мире, на экспорт своей идеологии, а, зачастую, и прямое военно-политическое вмеша­тельство в «третьих странах». Ялтинско-Потсдамская система приобретала все более явный биполярный характер.

Источник: https://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/1505-problemy-poslevoennogo-uregulirovaniya-na.html

Trojden | Мирное урегулирование

1919—1921 гг. — Парижская мирная конференция и подписание мирных договоров

Парижская мирная конференция. Конференция стран-победительниц в Первой мировой войне открылась 18 января 1919 г.

Выбор даты имел глубокий подтекст: в этот день в 1871 году в Версальском дворце была провозглашена Германская империя. Открывая конференцию, французский президент А.

Пуанкаре сказал: «Рожденная в несправедливости, Германия закончила свое существование в бесчестии».

В столицу Франции прибыли представители 27 государств — союзников Антанты, объявивших войну Германии. К участию в конференции не были приглашены Германия и ее союзники, а также Советская Россия.

«Русский вопрос» волновал руководителей конференции главным образом как часть планов продолжения интервенции в России и расчленения ее территорий.

Восстание французских моряков в Одессе на военных кораблях, стоящих на рейде, охладило воинственный пыл руководителей конференции.

Вершила дела на конференции «большая тройка»: премьер-министр Франции Жорж Клемансо, премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж и президент США Вудро Вильсон. Среди них особо выделялась колоритная фигура Клемансо, которого за темпераментные выступления против оппонентов называли Тигром.

Решения рождались в ходе острых споров, поскольку цели их участников были различны и подчас противоположны. Французская делегация требовала наибольшего ослабления своего исконного врага — Германии, что позволило бы Франции доминировать в Европе.

Английский премьер-министр Ллойд Джордж предлагал сохранить сильную Германию, рассчитывая использовать ее в качестве противовеса возможной французской гегемонии в Европе и «угрозе большевизма».

Важно

Вильсон выступал за умеренные требования к Германии, чтобы не допустить превосходства Франции и Англии в послевоенной Европе. Многое решалось за закрытыми дверями кабинетов.

Ллойд Джордж, Клемансо и Вильсон на Парижской мирной конференции

1919 г. — учреждение Лиги Наций

Создание Лиги Наций. По настоянию В. Вильсона на Парижской конференции было принято решение о создании Лиги Наций — международной организации, в задачи которой входило обеспечение мира и международной безопасности.

Высшим органом Лиги стала Ассамблея, на которой были представлены все члены Лиги. Совет Лиги — более узкий орган, обладающий большими полномочиями. Постоянными членами Совета стали пять держав — США, Великобритания, Франция, Италия и Япония.

Устав Лиги Наций предусматривал применение санкций (политических и экономических) против государства-агрессора как нарушителя мира и безопасности.

Читайте также:  Обострение восточного вопроса

Наконец, Устав Лиги Наций предусматривал новый институт международного права — мандатную систему, по которой Лига Наций могла поручить управление колониями (выдать мандат) тому или иному государству, с тем чтобы подготовить колонию к независимости.

На деле эта хитроумная формула означала лишь прикрытие передела колоний. Вместе с тем создание Лиги Наций породило в первое послевоенное десятилетие «эпоху пацифизма».

Вильсон настоял на включении Устава Лиги Наций в преамбулу (вводную часть) Версальского мирного договора.

Версальский мирный договор оказался весьма далеким от «справедливого и демократического мира», обещанного лидерами Антанты.

По Версальскому договору, получившему название от Большого Версальского дворца, где он был подписан, Германия объявлялась виновницей развязывания войны и потому должна была нести наказание.

Было решено лишить Германию всех колоний, передать часть ее территорий соседним странам и обязать выплачивать репарации за ущерб, причиненный ряду стран Антанты.

Территориальные положения договора: Германия возвращает Франции Эльзас и Лотарингию. Управление Саарской областью на 15 лет передавалось Лиге Наций. От собственно германских территорий отторгалась 1/8 часть территории.

Совет

Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом». Часть польских земель, присвоенных в свое время Германией (Познань, некоторые районы Пруссии и Померании), передавалась Польше. К Бельгии отошли округа Эйпен, Мальмеди и Морене. Дании передан Северный Шлезвиг. Германия также отказывалась от Мемеля (Клайпеды), который позднее отошел к Литве.

Германские колонии поделили между собой Англия, Франция и Япония. Англия и Франция разделили также «наследство» Османской империи.

В итоге Англия получила мандаты от имени Лиги Наций на Палестину, Трансиорданию, Ирак и Танганьику (германскую Восточную Африку). Франция получила мандаты на Сирию, Ливан. Англия и Франция поделили между собой территорию Того и Камеруна. Япония заполучила Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, а также Шаньдунский полуостров. Ряд небольших территорий обрели английские доминионы.

Военные статьи договора. Германский генштаб распускался. Всеобщая воинская повинность отменялась. Германская армия ограничивалась численностью в 100 тыс. человек и формировалась на добровольной основе.

Германии запрещалось иметь подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию и тяжелую артиллерию. Рейнская зона — германские земли по левому берегу и полоса шириной 50 км по правому берегу — объявлялась демилитаризованной.

Там срывались все военные укрепления и не допускалось размещение вооруженных сил.

Вопрос о репарациях и возмещении ущерба странам Антанты был отложен для последующих соглашений, хотя общая сумма — 132 млрд золотых марок была определена. В рейнской зоне оставалась на 15 лет оккупационная армия, которую должна была содержать германская сторона.

Версальский мирный договор возлагал на немецкий народ большие тяготы и больно задевал национальные чувства. В последующем это питало идеи и политику реванша, чем успешно воспользовались нацисты в 30-е гг.

При подписании договора германская делегация пыталась смягчить условия грабительского мира и, в частности, предлагала снять статью о «виновности» за войну, но возражения не были приняты, и 28 июня 1919 г. Версальский мирный договор со странами Антанты и их союзниками Германией был подписан.

В последующие 1919—1920 гг. были подписаны мирные договоры с Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией. Они также содержали некоторые территориальные изменения границ, ограничения на вооружение и численность армии и репарационные платежи.

Все указанные договоры составили так называемую Версальскую систему, определявшую отношения между победителями и побежденными и регулирующую международные отношения в Европе, а также на колониальной периферии.

Мирные договоры

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

— передача всех колоний;

— сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

— Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

— оккупация левого берега Рейна в течение 15 лет;

— демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

— передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

— репарации (возмещение ущерба). Cm. 231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919 г.):

— разделение Венгрии и Австрии;

— передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

— признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

— сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

— репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919 г.):

— передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (4 июня 1920 г.):

— Словакия переходит к Чехословакии;

— Трансилъвания передается Румынии;

— Банат передается Югославии.

5. Севрский договор с Турцией (10 августа 1920 г.):

— установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

— сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

— передача территорий.

Обратите внимание

Однако после Парижской мирной конференции колониальным державам пришлось заняться урегулированием противоречий на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, а также определить политику в отношении Китая, который отказался подписывать договор с Германией, протестуя против передачи полуострова Шаньдун Японии.

1921—1922 гг. — Вашингтонская конференция

Для США представился удобный случай добиться важных решений с пользой для себя, созвав конференцию в Вашингтоне.

Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Помимо США в конференции приняли участие Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Голландия, а также Китай. Советская Россия, хотя и являвшаяся крупной тихоокеанской державой, на конференцию не была приглашена. Принятые документы решали несколько главных проблем, в частности стоявших перед США.

«Договор четырех держав» (Англия, США, Франция, Япония) зафиксировал взаимные гарантии колониальных держав о неприкосновенности островных владений его участников в бассейне Тихого океана.

Очевидно, что гарантии принимаются, когда существует вполне определенное беспокойство за «сохранность» владений. В этом случае речь идет о растущих американояпонских противоречиях и настороженности других держав в отношении агрессивности Японии.

«Договор пяти держав» (Англия, США, Франция, Япония и Италия) формально запрещал строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т и устанавливал соотношение военно-морского флота (в классе линкоров) этих стран в пропорции 5:5:3,5:1,75:1,35.

Предельный тоннаж военных кораблей устанавливался в 35 тыс. т. Это была победа американской дипломатии, поскольку Великобритания признала за США право на равенство флотов.

Участники договора взяли на себя обязательство не строить военные корабли водоизмещением более 35 тыс. т.

Принятое соглашение рассматривалось как ограничение гонки вооружений.

Великобритания еще совсем недавно отстаивала свое право на обладание флотом, равным двум самым крупным флотам в мире. Вспомним войну дредноутов в предвоенной гонке морских вооружений с Германией. Принятое ограничение тоннажа судов было выгодно для США, так как суда водоизмещением более 35 тыс. т не могли проходить через Панамский канал из Атлантики в Тихий океан.

«Договор девяти держав» зафиксировал серьезное изменение политики держав в отношении Китая и известную ревизию (пересмотр) Версальского мирного договора. Во-первых, в нем содержалось, хотя лишь на словах, положение об уважении суверенитета и независимости Китая.

Во-вторых, стороны договорились придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и промышленном развитии на всей территории Китая. Это означало формальный отказ от политики раздела Китая на «сферы влияния».

Наконец, США настояли на отказе Японии от захвата полуострова Шаньдун и возвращении его Китаю.

Важно

Подписанные в Вашингтоне договоры стали дополнением к Версальской системе и в совокупности составили Версальско-Вашингтонскую систему, которая определила условия послевоенного мирного урегулирования в Европе, Азии, Африке и на Тихом океане и подготовила почву для временной стабилизации в сфере международных отношений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Что вы можете рассказать об участниках Парижской мирной конференции? Какие цели преследовали они при разработке договора? 2. Расскажите о создании Лиги Наций. 3.

Какие территориальные изменения предусматривал Версальский договор? Покажите на карте эти изменения. 4. Раскройте содержание договоров, заключенных на Вашингтонской конференции. Почему США оценивали ее результаты как свою победу? 5.

В чем непрочность Версальско-Вашингтонской системы? Зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров?



Источник: https://trojden.com/books/world-history/world-history-11-class-soroko-cupa-2002/13

Вашингтонская конференция и ее решения

Считая своим главным противником на Дальнем Востоке Японию, Советская Россия и ДВР начали концессионные переговоры с США, смыслом которых было повлиять на американскую администрацию в пользу официального признания ДВР и оказать давление на Японию с целью заставить ее вывести войска с Северного Сахалина. Однако из этого плана ничего не вышло. В мае 1921 г.

Япония ликвидировала власть правительства ДВР в Приморье (с 1920 г. столица ДВР была перенесена в Читу), сочтя его политику слишком просоветской. В противовес читинскому правительству японские военные власти стали поддерживать во Владивостоке областное правительство во главе с предпринимателем С.Д.Меркуловым. Холодно к идее сотрудничества с большевиками против Японии отнесся и ставший в 1921 г.

новым президентом США республиканец Уоррен Хардинг (Гардинг). Хотя, будучи сенатором, Хардинг зондировал почву относительно перспектив сотрудничества с большевиками, после избрания он не захотел взаимодействовать с РСФСР и ДВР на антияпонской основе. У него возник план урегулирования противоречий в АТР без участия Советской России.

За время Первой мировой войны США превратились в могущественную державу. Из страны-должника они превратились в мирового кредитора, которому задолжали и Великобритания, и Франция, и Италия. В отличие от Вильсона администрация Хардинга полагала, что жизненные интересы США сосредоточены не в Европе, а в Латинской Америке и Восточной Азии.

Соответственно, политика “сфер влияния” в Китае, означавшая укрепление позиций Великобритании и Японии, по-прежнему не устраивала США, остававшихся поборником доктрины “открытых дверей”.

В 1916 г. США приняли гигантскую программу строительства военно-морского флота, целью которой было закрепить за собой положение первой военно-морской державы мира.

Великобритания тоже хотела усилить свои позиции на Дальнем Востоке посредством сооружения новой мощной военно-морской базы в Сингапуре. Этот проект требовал огромных ассигнований, и поэтому Лондон был вынужден сокращать ассигнования на флот, что делало британские ВМС в перспективе неконкурентоспособными по сравнению с американскими.

Читайте также:  Ссср после войны

Совет

И США, и Великобритания соперничали с Японией, стремясь помешать ей окончательно утвердиться на Дальнем Востоке в качестве доминирующей военно-морской силы.

Великобритания все еще была связана с Японией союзом, но наступление японского капитала на британские позиции в Китае, а главное – опасения и требования Канады и Южно-Африканского Союза, переориентировавшихся на США и требовавших того же от Лондона, толкали Великобританию к пересмотру своих приоритетов.

Однако ни Вашингтон, ни Лондон не были заинтересованы в открытом столкновении с Токио, и потому они стремились найти всеобъемлющее компромиссное разрешение противоречий в сфере морских вооружений.

Волновали их и нарастающие трения по общим политическим вопросам регионального развития, из которых особое беспокойство вызывала активность Японии в Китае, способная обернуться “закрытием” этой страны для британского, американского и французского капитала.

Улавливая общее настроение западных держав, британский министр иностранных дел лорд Керзон летом 1921 г.

обратился к президенту США с предложением о созыве конференции по дальневосточным и тихоокеанским проблемам. Президент поддержал идею и, в свою очередь, предложил провести конференцию в Вашингтоне. План был одобрен британскими доминионами и Китаем. Япония тоже его приветствовала, но пыталась исключить из повестки дня дискуссию по общим проблемам безопасности в АТР и по Китаю.

Конференция открылась в Вашингтоне 12 ноября 1921 г. В ее работе приняли участие 14 стран – США, Британская империя (Великобритания и доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия), Япония, Франция, Италия, Китай, а также европейские страны, имевшие традиционные интересы в АТР – Бельгия, Голландия и Португалия.

Делегацию США возглавлял государственный секретарь Чарльз Хьюз (Юз), избранный председателем конференции, во главе британской стоял Артур Бальфур, французской – премьер-министр Аристид Бриан, а японской – Томосабуро Като.

Обратите внимание

Германия, у которой по Версальскому договору были отняты все владения на Тихом океане, и Россия, “ввиду отсутствия единого правительства”, на конференцию приглашены не были.

Однако делегация ДВР прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с ее территории.

Китай на Вашингтонской конференции был представлен только пекинским правительством, поскольку только ему и было направлено официальное приглашение.

Южное правительство Сунь Ятсена в Гуанчжоу (Кантоне) не было признано западными державами и поэтому не было приглашено. Правительство Южного Китая заранее заявило, что не будет считать себя связанным решениями Вашингтонской конференции, каковыми бы они не были.

Между тем, дезорганизация в Пекине к моменту созыва конференции достигла такой степени, что проблемой стало даже финансирование поездки китайской делегации. Она прибыла в Вашингтон без своего официального руководителя (министр иностранных дел Янь Хуэйцин не смог покинуть Пекин), ясной программы действий и достаточных средств.

Конференция сразу же вышла за рамки первоначальной повестки дня.

Обсуждение вопроса о судьбе японо-британского союза проходило секретно в рамках “большой тройки” США, Великобритании и Японии, а не на пленарных заседаниях. В ходе переговоров американская сторона отклонила идею о создании в АТР тройственного политического союза США, Великобритании и Японии.

Вашингтон опасался, что связанные старым союзным договором Лондон и Токио смогут договориться за спиной США и потом совместно оказывать давление на американскую позицию. Поэтому американская дипломатия стремилась привлечь к политическому диалогу Францию, ссылаясь на ее интересы в АТР, где имелись обширные французские колониальные владения (Индокитай).

Итогом четырехсторонних обсуждений стал договор о политических гарантиях для поддержания того нового международного порядка, который фактически сложился в регионе после Первой мировой войны. Четыре державы (США, Япония, Великобритания и Франция) подписали договор сроком на 10 лет о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане (“договор четырех держав”).

Важно

Они согласились, во-первых, соблюдать статус-кво в отношении имеющихся у них островных владений в Тихом океане; во-вторых, вступать в консультации всяких раз, когда в регионе возникает опасность для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или всеми ими вместе.

Фактически это был региональный пакт стабильности, который создавал политико-правовую основу для будущего Вашингтонского порядка и наметки механизма для его регулирования.

Важнейшим элементом “договора четырех держав” был пункт об отмене военно-политического союза Великобритании и Японии 1911 г.

, который рассматривался в США как элемент устаревшей блоковой политики, скомпрометированной Первой мировой войной и провоцирующей недоверие между великими державами. Решение об отмене союза, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято политиками и специалистами в разных странах.

Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, создание многосторонней основы международного регулирования в АТР в принципе создавало более надежную базу для устойчивости региональной подсистемы.

Эффективность нового порядка, конечно, зависела и от того, насколько он был способен сопрягаться с практической деятельностью Лиги наций как органа общемирового регулирования.

Если “договор четырех держав” политически и юридически оформил принцип партнерства великих держав на основе коллективных гарантий, то военно-политические и военно-технические параметры согласованного соотношения сил были зафиксированы в подписанном 6 февраля 1922 г. “договоре пяти держав” – США, Великобритании, Японии, Франции и Италии – об ограничении морских вооружений.

Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от “стандарта двух держав” (“two powers standard”), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, взятых вместе.

План, представленный государственным секретарем США Хьюзом, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя для нее была предусмотрена меньшая квота, чем для США и Британии. Новые соотношения военно-морских вооружений были приняты.

“Договор пяти держав” предусматривал, что общий тоннаж линейных судов, который может подлежать замене, не будет превышать для Соединенных Штатов и Британской империи – 525 тыс. т, для Франции и Италии – 175 тыс. т, а для Японии – 315 тыс. т водоизмещения (ст. 4). Кроме того, предусматривалось, что ни одна из держав не будет приобретать или строить линейные суда более 35 тыс. т водоизмещения (ст.

Совет

5). На последнем твердо настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно.

США, Великобритания и Япония согласились уважать статус-кво и в вопросе береговых укреплений, а также военно-морских баз.

Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов. Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. Зато США отказывались от попыток укреплять Алеутские о-ва, со стороны которых они могли угрожать Японии.

Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы.

Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Несмотря на сопротивление японской делегации на Вашингтонской конференции был рассмотрен и вопрос о Китае.

Китайские делегаты поставили вопрос об упразднении на китайской территории “сфер влияния” иностранных держав и о ликвидации их привилегий. Позиция Китая излагалась в виде “Десяти пунктов”, которые представляли собой расширенный вариант “Вопросов для пересмотра”, не принятых к рассмотрению в Париже.

В них излагались основные принципы отношений великих держав с Китаем – гарантированное уважение сохранения территориальной целостности и политической и административной независимости, отказ от тайной дипломатии, прав экстерриториальности, уважение нейтралитета Китая в будущих войнах в случае его неучастия в них и т.д.

Обратите внимание

Китай в свою очередь давал обязательство не отчуждать и не сдавать в аренду “какую-либо часть своей территории и побережья”, соглашался с принципом “открытых дверей” в торговле и промышленности, заявлял о своей заинтересованности в мирном решении международных конфликтов на Дальнем Востоке посредством периодически проводимых международных конференций.

США поддержали китайскую делегацию и предложили резолюцию, в которой содержался призыв ко всем государствам пересмотреть свою политику в отношении Китая в сторону самоограничения привилегий для иностранцев и иностранных государств. 6 февраля 1922 г. девять держав – Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия – подписали договор о принципах политики в китайском вопросе (“договор девяти держав”). Стороны обязались уважать суверенитет, административную и территориальную целостность Китая, строить отношения с Китаем на принципах “открытых дверей и равных возможностей” и согласились не оказывать поддержки действиям своих граждан, направленным на создание сфер влияния или приобретение возможностей для исключительного преобладания в определенных районах китайской территории (ст. 4). Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует (ст. 6).

Китайская делегация ставила на рассмотрение конференции и другие вопросы – о ликвидации режима капитуляций, предоставлении Китаю тарифной автономии, отмене экстерриториальности. По этим вопросам успеха китайской делегации добиться не удалось. Сочувственно было встречено требование китайской делегации о выводе с территории страны иностранных войск и полиции, однако по настоянию Японии была принята резолюция о передаче окончательного решения этого вопроса на усмотрение конференции послов в Пекине. Державы так же отказались рассматривать вопрос о возвращении Китаю арендованных у него территорий. Не смог Пекин добиться и отмены возложенных на него обязательств в связи с “двадцати одним требованием” Японии. Возражая китайским делегатам по этому вопросу, глава японского правительства Кидзюро Сидэхара сослался на то обстоятельство, что соглашение о принятии “двадцати одного требования” Японии Китаем было подписано в соответствии с законами обеих стран, скреплено печатями и должным образом ратифицировано, что не позволяет сомневаться в его юридической силе. Однако кое в чем Японии все же пришлось уступить. Она согласилась передать в руки международного консорциума строительство Южно-Маньчжурской железной дороги и отказаться от исключительных прав направлять советников властям Южной Маньчжурии.

Читайте также:  Восточные славяне, этнические корни и особенности развития
страницаназад
страницавперед

О проекте

Источник: http://tajni.ru/vashingtonskaya_konferenciya_i_ee_resheniya-a1034.html

Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. Завершение формирования Версальско- Вашингтонской системы международных отношений

Создание после Первой мировой войны устройство мира называют версальско-вашингтонской системой.

Вашингтонская конференция решала проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке.

В ней приняли участия США, Япония, ФР, �талия, Бельгия, Голландия, Португалия, Китай и шсть стран, представляющих Британскую империю. Конференция открылась 12 ноября 1921 г.

Цель: завершения передела мира на Дальнем Востоке.

Конференция обс

уждала два основных вопроса: об ограничении морских и сухопутных вооружений и о тихоокеанских и дальневосточных проблемах.

В ходе дискуссий выявились большие разногласия между ее участниками, и прежде всего между Англией и Японией, а также между Японией и США.

РџРѕРґРїРёСЃ. 3 РґРѕРіРѕРІСЂР°:

1) 4-х держав: США, Англ, Фр, Япония- защита прав на о-ва в Тихом океане, за статус к-во, расторгался англо-япон. Союз.

Важно

О совместных действиях колониальных держав освободительных движений народов островов в Тихом океане и народов Дальнего Востока.

2) 5 держав: США, Англ, Фр, Япония, �талия- об ограничений морских вооружений.

После долгих дискуссий и споров пять держав договорились о соотношении их флатов в след пропорции: 5-для Сша и Велик; 3-Япония и по 1,75- Фр и �т.

Были запрещены сооружать новые военно-морские базы в Тихом океане.

3) 9 ти держав-осн. Договор (США, Вел,Фр,�талии,Японии, Бельгии, Голладндии, Португалии и Китая) –провозглашался принцип уважения территориальной целостности и суверенитета Китая.

Страны заявили о равных возможностях в торговле и промышленной сфере на его территории. договр об укр-ии позиций в Китае. Принцип откр дверей (доктрина Хэя) в Китае.

Подписан трактат о китайском таможенном тарифе.

На конференции рассматривался вопрос о КВЖД, которую США пытались интернационализировать.

Совет

Совнарком РСФСР выступил с протестом,хаявив, что этот вопрос относится исключительно к компетенции двух стран- совет Рос и К.

Вашингтонской конференцией завершилось обсуждение послевоенных проблем. Она была продолжением Версальской конференции. Верс-Вашингт. Система имела много противоречий.

11. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Рапалльский и Берлинский договоры.

В октябре 1921г. Советское правительство объявило о своей готовности к экономическому сотрудничеству.

Вскоре последовало предложение от западных стран об участии Советской России в международной Генуэзской конференции, которая открылась 10 апреля 1922г. Руководил советской делегацией Г.В. Чичерин.

В ходе Генуэзской конференции советскому правительству удалось заключить Рапалльский договор 1922 с Германией 16 апреля 1922 г.

Договор подписанный Чичериным и Ратенау являлся первым равноправным соглашением государств с разным политическим строем и первым соглашением, положившим начало выходу Советского государства из дипломатической изоляции, первым значительным актом, укрепившим позиции двух стран на международной арене.

Стороны обязались немедленно восстановить дипломатические и консульские отношения, установить и развивать экономические отношения.

Германия признала национализацию находившейся в России немецкой государственной и частной собственности, советская Россия отказалась от репараций с Германии.

Значение этого договора трудно переоценить.

Обратите внимание

Во-первых, он показал реальную возможность установления мирных отношений между странами без аннексий и контрибуций.

Во-вторых, договор явился первым юридическим документом о признании советской России одной из крупных капиталистических держав.

В-третьих, он открыл большие возможности для развития экономических отношений между двумя странами и был выгоден как советской России, так и Германии.

Начиная с осени 1923 г. сотрудничество советских и германских военных переходит от слов к делу.

Происходят постоянные поездки делегаций по обмену опытом, организуется учеба в академиях немецких и советских офицеров, проходят совместные полевые учения и маневры, ставятся различные химические опыты и многое другое.

Но наиболее интересные события происходили на трех секретных базах-центрах в СССР, где вплоть до прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г. обучались и проходили практику многие немецкие военные специалисты, ставшие впоследствии элитой фашистских вооруженных сил

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 315 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Начало 1РјРІ Рё ее причины. Цели держав . Военная кампания 1914Рі. | Мирный РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ 1919-20 РіРі. | Билет 3. Международные отношения РЅР° заключительных этапах первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Вступление РІ РІРѕР№РЅСѓ РЎРЁРђ. В«14 пунктов» президента Р’. Вильсона. | Нормализация отношений Советского РЎРѕСЋР·Р° СЃРѕ странами Европы Рё РђР·РёРё. «Полоса РїСЂРё- знаний» Рё особенности внешней политики РЎРЎРЎР  РІ 1920-Рµ РіРі. | Конвенция РѕР± определении агрессии | Политика РЇРїРѕРЅРёРё РЅР° Дальнем Востоке. Возникновение очага РІРѕР№РЅС‹. Позиция Лиги Наций. | Локарнские соглашения | Присоединение РЎРЎРЎР  Рє пакту Бриана – Келлога | Советско-французские переговоры Рѕ Восточном пакте (1933-1934РіРі.). РЎРЎРЎР  Рё Лига Наций. Договоры РЎРЎРЎР  СЃ Францией Рё Чехословакией. | Нападение РЇРїРѕРЅРёРё РЅР° РЎРЁРђ Рё Антигитлеровская коалиция после начала РІРѕР№РЅС‹ РЅР° РўРёС…РѕРј океане. Декларация Объединенных Наций. |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/7-28261.html

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. и ее решения

В июле 1921 г. президентСША Уоррен Гардинг выступил с инициативой провести в Вашингтоне международную конферен­цию по ограничению морских вооружений, тихоокеанским и даль­невосточным вопросам.

Созыв Вашингтонской конференции был обусловлен следующими основными причинами.На Парижской мирной конференциинекоторые важные про­блемы послевоенного урегулирования либо были решеныне пол­ностью. либо не затронуты вовсе.

Речь шла какраз о тех пробле­мах, которые и назвал американский президент.В этом смыслеВашингтонская конференция являлась своегорода продолжени-рм конференции Парижской.

Важно

Она была призвана завершить про­цесс формирования новой системы международныхотношений.

Особое внимание к дальневосточной проблематике объясня­лось тем, что после мировой войны в Азиатско-тихоокеанском регионе сложилась новая расстановка сил и обострились проти­воречия великих держав.

Соединенные Штаты, опираясь на свое экономической могущество, стремились обеспечить себе главен­ствующее положение на Дальнем Востоке и прежде всего в Ки­тае, используя политику «открытых дверей» и ^равных возможно­стей». Этот политический курс. пусть с оговорками, поддержива­ла Великобритания.

Главной преградой на пути практической реализации этого курса являлась Япония, которая придержива­лась традиционно-империалистических принципов борьбыза«сферы влияния». Навязав Китаю «•21 требование» и добившись дипломатической победы над США на Парижской конференции.

Япония сделала крупный шаг в осуществлении ее основной внеш­неполитической задачи — превращения китайской территории, а затем и всею Азиатско-тихоокеанского региона в сферу исклю­чительно японских экономических интересов и политического кон­троля. Отсюда резкое усиление напряженности ь отношениях между США и Страной восходящего солнца.

Следует отметить, что международная обстановка наДальнемВостоке отличалась крайней сложностью и противоречивостью. ее нельзя сводить только к американо-японскому конфликтуВо всяком случае при решении дальневосючныхпроблем необходи­мо было учитывать три важных обстоятельства.

Во-первых, в силовом треугольникеСША-Япония-Велико­британия последняя занимала особоеместо. Заявив о своей соли­дарности с американской политикой ^открытых дверец»,она од­новременно была связана с Японией союзнымдоговором, заклю­ченным В 1902 и возобновленным в 1911г.

Это означало, что вслучае вооруженного столкновения с ЯпониейСоединеннымШтатам будет противостоять англо-японскийблок- Понятно, что японское правительство стремилось сохранитьсоюз с Англией, аамериканское — его разрушить.

Совет

Что касаетсяВеликобритании,то, оказавшись в двусмысленном положении, она сталаэтим со­юзом тяготиться.

Дело в том, чтодоговор с Японией в момент егоподписания был направлен против Германии иРоссии, поэтомупосле поражения в войне первой и ослаблениядальневосточных позиций второй он [1 значительной степени потерялсвой смысл.

К тому же решительными противниками любого англо-японско­го сближения выступали британские доминионы Канада. Австра­лия и Новая Зеландия, опасавшиеся дальнейшей экономической и территориальной экспансии Японии. Таково было соотноше­ние сич великих держав в Азиатско-тихоокеанском регионе на­кануне открытия Вашингтонской конференции.

Во-вторых, другой особенностью международной ситуации на Дальнем Востоке стала политическая дезинтеграция Китая. На его территории существовало несколько правительств, причем цент­ральная власть в Пекине была настолько слабой, что не контроли­ровала ничьих действий, кроме своих собственных.

Такое положе­ние дел вполне устраивало Японию, применявшую в своей поли­тике по отношению к Китаю принцип «разделяй и властвуй»,но никак не соответствовало внешнеполитическим установкам Со­единенных Штатов. Как известно, доктрина «открытых дверей» предполагала сохранение территориальной целостности Китайской республики и.

следовательно, отвергала ее раздел на «сферы влия­ния». Так внутриполитическая обстановка в Китае приобрела дос­таточно громкое международное звучание.

В-третьих, определенное влияние на ход обсуждения дальне­восточных проблем должен был оказать и фактор Советской Рос­сии. Это влияние следует рассматривать не столько в политиче­ском, сколько, в идеологическом аспекте. В начале 1920-х гг.

со­ветское государство не могло на равных соперничать с ведущими мировыми державами на Дальнем Востоке, тем более, что от него, пусть формально и временно, отпала Дальневосточная Республи­ка. а ряд приморских районов был оккупирован японскими вой­сками.

Более значимую роль играло распространение коммуни­стических идей, к которым Китай оказался весьма восприимчив. В 1921 г. возникла Китайская Коммунистическая партия, а го-миньдановское правительство в Нанкине, которое возглавлял ре­волюционер-демократ Сунь Ятсен.

Обратите внимание

вступило в контакт с комму­нистами и налаживало связи с Москвой. Угроза «большевизации» Китая вызывала понятную обеспокоенность тихоокеанских дер­жав и подталкивала их к скорейшему урегулированию китайской проблемы.

Важнейшей предпосылкой проведения Вашингтонской конфе­ренции стала развернувшаяся в последние годы [юйны и в первый послевоенный период гонка морских вооружений. В борьбу за воен­но-морское дилерство включились Соединенные Штаты и Япония.

В марте 1916 г. в США была принята широкомасштабная про­грамма военно-морского строительства, целью которой провоз­глашалось создание флота, «не уступающего никакому другому»

Источник: https://megalektsii.ru/s29959t6.html

Ссылка на основную публикацию