Ютландское морское сражение

Ютландское сражение. Причины. Ход. Последствия

История Ютландского морского сражения (1916)

Ютландское сражение (31 мая — 1 июня 1916 г.) — крупнейшее морское сражение произошедшее в Северном море в Первую мировую войну, где британский и немецкий флоты сошлись в генеральном сражении.

Самое крупное морское сражение

Великие битвы Первой мировой войны, унесшие миллионы человеческих жизней, происходили на суше. Марна, Верден, Брусиловский прорыв определяли судьбу этой войны.

Однако в истории Первой мировой есть одно сражение, которое стоит особняком. Это Ютландское морское сражение, обычно кратко именуемое Ютландским боем.

Обратите внимание

Это единственное большое сражение флотов в годы войны; больше того, оно было и остается самым крупным морским сражением в мировой истории.

Вместе с тем Ютландское сражение и само по себе имело немалое значение и серьезно повлияло на ход войны. Так, его следствием стала объявленная Германией в начале 1917 г. неограниченная подводная война, что, в свою очередь, привело к вступлению в войну США. Последствия этого известны.

Предыстория

В начале войны британский флот заблокировал выход из Северного моря, прервав морские поставки в Германию сырья и продовольствия.

Основные военные действия на море состояли в попытках германского флота прорвать блокаду, а английского – помешать этому прорыву. В 1916 г.

германский флот попытался прорвать блокаду основными силами, что и привело к его столкновению с основными силами британского флота вблизи полуострова Ютландия.

План войны на море

Замысел командующего германским Флотом открытого моря адмирала Шеера, исходивший из плана войны на море, был в том, чтобы демонстративными действиями линейных крейсеров в проливе Скагеррак вызвать выход в море одного из крупных соединений кораблей английского флота, а потом перехватить и уничтожить его главными силами. Что бы избежать встречи со всем английским флотом у его баз на позициях были заранее развернуты 22 немецкие подводные лодки с задачей разведки и ослабления противника при выходе его кораблей из баз.

Но немецкие подлодки не смогли выполнить свою задачу. 30 мая командованию англичан стало известно из перехваченных радиограмм о готовящемся выходе в море германского флота.

Это дало возможность командующему английским Гранд-Флитом адмиралу Джеллико принять необходимые контрмеры.

По его плану, главные силы английского флота должны были выйти в пролив Скагеррак навстречу неприятелю и уничтожить его в генеральном сражении.

1) Адмирал Рейнхард Шеер; 2) Адмирал Джон Рашоурт Джеллико

Соотношение сил

Английский флот насчитывал 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 легких крейсеров и 79 эсминцев; германский – 22 линкора, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 61 эсминец.

У англичан было значительное превосходство в силах. Вес бортового залпа их кораблей был почти в 2,5 раза больше, чем у немецких кораблей.

Английские линкоры также превосходили линкоры немцев в скорости, но уступали им по бронированию и живучести.

Ход сражения

Германский флот начал развертывание на рассвете 31 мая. Первым в море вышло авангардное соединение адмирала Хиппера, которое состояло из линейных крейсеров, которые шли в охранении легких крейсеров и эскадренных миноносцев.

За ним на расстоянии 50-ти миль шли основные силы германского флота. Соединение Хиппера должно было до наступления темноты показаться у берегов Южной Норвегии, после чего на протяжении ночи крейсировать в Скагерраке и к полудню на следующий день присоединиться к основным силам.

Но около 14 часов корабли Хиппера увидали перед собой авангард английского флота.

Ютландское морское сражение началось в 14 ч 30 мин.

31 мая боем авангардов линейных крейсеров, в ходе которого немцы смогли потопить 2 линейных крейсера, которые взорвались и затонули – в основном, из-за недостаточной защиты боевых погребов и небрежного обращения команды с кордитом. Немцы также смогли навести английский авангард на свои основные силы. Из-за отсутствия разведки командующие флотами не знали действительной обстановки.

Основной этап боя

Английский авангард, оказавшись перед основными силами германского флота, начал отход, а германский флот, преследуя его, не знал о нахождении в море всего английского флота, и в скором времени оказался перед его главными силами. Основной этап боя начался в 15 ч 48 мин. на дистанции около 80-ти кабельтовых.

Противники открыли огонь почти одновременно. Но в английской эскадре под командованием Битти из-за плохо организованной связи при распределении целей между кораблями произошла путаница, в результате чего германский крейсер «Дерфлингер» оказался вне обстрела и мог безнаказанно вести огонь по английским кораблям.

Положение англичан было осложнено еще и тем, что, неверно определив начальную дистанцию боя, они в течении долгого времени не могли пристреляться, и первые их снаряды ложились с большими перелетами. Германские корабли, находившиеся в более выгодном положении, довольно быстро смогли пристреляться. Это привело к тому, что на первом этапе потери англичан были куда более серьезными.

Отход эскадры. Преследование

В скором времени в сражение вступили и германские линкоры главных сил, и Битти начал отвод эскадры. Хиппер, даже не став дожидаться соединения с основными силами, бросается в погоню. Битти, однако, смог оторваться.

Между тем, основные силы двух могучих флотов, едва ли догадываясь об этом, приближались друг к другу. Шеер вообще не предполагал, что весь Гранд-Флит вышел в море.

К столкновению со всем английским флотом немцы, конечно, не были готовы.

Преследуя отходившее на север соединение Битти, германский Флот открытого моря в 18 ч 20 мин. пришел в боевое соприкосновение с основными силами английского флота. Англичане открыли интенсивный огонь с дистанции 60 – 65 кабельтовых. Только оказавшись под огнем Гранд-Флита, адмирал Шеер понял, что он вступил в бой с главными силами противника.

Выход германского флота из боя

Ввиду явного превосходства англичан в силах адмирал Шеер отказался от боя и в 18 ч 35 мин. поворотом на 180º вышел из боя и направился на юго-запад.

Поворот германских линкоров и выход их из боя прикрывался дымовой завесой. К исходу 31 мая германский флот смог оторваться от противника.

Последующий ночной бой между флотами уже носил характер случайных и неорганизованных стычек отдельных кораблей.

Потери

Потери в Ютландском бою составили у англичан 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев, около 6800 человек убитыми, ранеными и пленными, немцы потеряли 1 линейный крейсер, 1 устаревший линкор, 4 легких крейсера и 5 эсминцев, около 3100 человек было убито и ранено.

Последствия. Итоги. Анализ

В Ютландском морском сражении флоты обеих сторон не решили своих задач. Но Англия смогла сохранить за собой господствующее положение на море, а немецкий линейный флот перестал предпринимать активные действия.

Тем не менее обе стороны объявили происшедшее своей собственной победой: Германия – в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания – в связи с явной неспособностью германского флота прорвать британскую блокаду. В целом, это сражение ухудшило положение Германии.

Стало очевидным, что в открытых морских сражениях германский флот не может на равных соперничать с английским. Больше Флот открытого моря участия в военных действиях фактически не принимал.

Важно

Противники придерживались устаревшей линейной тактики. Громоздкие кильватерные колонны оказались неудобными для ведения боя, они затрудняли массированное использование огневых средств и сковывали инициативу командующих эскадрами.

Сражение показало возросшую роль в бою легких сил, но они не имели должной организации взаимодействия.

Впервые получили широкое применение дневные торпедные атаки, но производились они одиночными торпедами, с больших дистанций, без поддержки атакующих кораблей другими силами и были малоэффективными.

Это сражение показало большую зависимость течения и исхода боевых действий флота от состояния разведки, гибкости и твердости управления главными силами флота. Оно ознаменовало также окончательный крах идеи «генерального морского сражения» как главного способа достижения цели вооруженной борьбы на море.

А.Доманин

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/yutlandskoe-srazhenie-prichiny-xod-posledstviya.html

Первая мировая: Ютландский морской бой

Опубликовано в Воентернете

Ютландский бой (31 мая — 1 июня 1916 года) стал самым крупным морским сражением в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей, участвовавших в нём.

Здесь, на волнах Северного моря, впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры-дредноуты, вооруженные только орудиями крупного калибра.

В этой же битве произошел уникальный военный казус: пожалуй, это единственный морской бой в истории, в котором главные силы обеих сторон до последнего не подозревали, что находятся в непосредственной близости друг от друга.

Интересно, что появлением «дредноутов» мир во многом обязан России, а точнее — печально знаменитому Цусимскому сражению 1905 года, где русская эскадра была наголову разбита японцами.

Изучив этот бой вдоль и поперёк, западные военные аналитики пришли к неожиданному выводу: главную роль на крупных кораблях играет дальнобойная артиллерия крупного калибра (на момент Цусимы стандарт — четыре 12-дюймовых орудия), а средняя артиллерия, по сути, не нужна вообще, так как уничтожается противником, толком не вступив в бой! Особенно показательна гибель в том же Цусимском проливе русского броненосца береговой обороны (с устаревшим «средним» вооружением) «Адмирал Ушаков»: он был расстрелян на дистанции двумя тяжёлыми крейсерами, которые получили в ответ лишь пару случайно долетевших снарядов.

В Великобритании, которая ещё начиная с XVIII века славилась мощным флотом, морской лорд Джон Фишер объявил конкурс на скорейшее создание корабля нового типа. Выиграл его молодой офицер Дж. Норберт, пообещавший Фишеру построить линкор в течение года.

Корабль получил имя «Дредноут» (по-английски — «бесстрашный», или «неустрашимый»), дав таким образом название целому классу военных судов. Первый дредноут был оснащён 10-ю орудиями калибра в 12 дюймов (305 мм), а также мелкой скорострельной артиллерией для борьбы с миноносцами.

Кстати, сами англичане называли этот тип судов «All-big-gun», то есть — «вооруженный только крупными орудиями».

Линкор «Дредноут» – родоначальник британского флота Первой мировой войны. Спущен на воду в 1906 году.

В следующие десять лет, вплоть до начала Первой мировой войны, конструкция дредноутов постоянно совершенствовалась. Усиливались бронезащита, вооружение, дальномерная техника, и к 1916 году родоначальник нового британского флота уже считался устаревшим.

Совет

На смену ему пришли «сверхдредноуты» — линкоры класса «Орион», с еще более мощными и дальнобойными 13-15-дюймовыми орудиями. Разумеется, не сидели без дела и конкуренты британцев, в первую очередь их главные соперники — немцы.

Но немецкие дредноуты всё же заметно уступали по огневой мощи, хотя имели определенное преимущество в скорострельности, если бы бой шёл на небольшой дистанции.

Такое соотношение сил сыграло существенную роль в ходе Первой мировой войны. С началом войны корабли Гранд-флита (английского королевского флота) успешно заблокировали немецкий «Флот открытого моря» в базах, не позволяя проводить крупные операции в Северном море и фактически парализовав для противника всю морскую торговлю.

Проиграв несколько мелких стычек, Германия решила готовиться к генеральной морской баталии, чтобы прорвать английскую блокаду и по возможности уничтожить хотя бы часть неприятельского флота. Разбить его целиком не представлялось возможным: очень уж весомым было преимущество англичан.

В составе Гранд-Флита — точнее, в том контингенте, который предназначался для активных боевых действий — было 28 линкоров-дредноутов (включая уже упомянутые «Орионы»), у немцев — только 22 линкора и броненосца, из них шесть — старой, «до-дредноутной» эры.

По остальным позициям цифры разнились еще сильнее: 17 тяжелых и броненосных крейсеров против пяти, 26 лёгких крейсеров против 11-ти, 77 эсминцев против 62. Поэтому немецкий адмирал Рейнхард фон Шеер сделал ставку на внезапность, рассчитывая разбить противника по частям, пока английские эскадры не соберутся воедино.

Британским флотом командовал адмирал Джон Джеллико, но обстоятельства сложились так, что главную роль сыграли командиры передовых эскадр тяжелых линейных крейсеров — немец Франц фон Хиппер и англичанин Дэвид Битти (контр-адмирал и вице-адмирал соответственно).

Дэвид Битти и Франц фон Хиппер — командующие авангардами флотов. Их корабли сыграли самую существенную роль в Ютландской битве.

Эскадра фон Хиппера, по плану адмирала Шеера, должна была стать приманкой для английского флота. Расчёт делался на разброс баз английского флота.

Предполагалось, что после обстрела Хиппером городов Восточной Англии корабли британцев из ближайшей базы — Ферт-оф-Форта — бросятся в погоню за германскими крейсерами.

А пока основные силы британцев — их линкоры — выйдут в море из далёкого Скапа-Флоу в Шотландии, Шеер быстро расправится с частью флота противника и таким образом ослабит морскую блокаду.

Обратите внимание

Отмечу ещё один момент: в операции Шеера впервые в истории войн широко применялись подводные лодки. Они должны были курсировать у Скапа-Флоу и следить за маневрами главных сил англичан, а в случае необходимости — попытаться нанести им урон.

Но оценить эффективность нового вида вооружений помешала случайность: один из немецких кораблей, крейсер «Зейдлиц», во время второстепенного рейда наткнулся на мину, и из-за его ремонта операцию, которая планировалась на начало мая, пришлось перенести на конец месяца.

К тому времени большинство немецких подлодок уже выработали всё топливо и вернулись в свои доки, а оставшиеся благополучно проморгали выход Гранд-флита из Скапа-Флоу, что в дальнейшем едва не привело к печальным последствиям для немецкого флота.

В свою очередь, англичане дали маху, когда не сумели до конца расшифровать перехваченную радиограмму Шеера от 30 мая: адмирал приказывал всему Флоту открытого моря готовиться к походу. Британцы же решили, что речь идёт только об эскадре фон Хиппера. Таким образом, все главные силы противников вышли в море с интервалом всего в несколько часов, но каждый продолжал считать, что имеет дело только с тяжёлыми крейсерами, а не с линкорами.

Общая карта основных этапов Ютландского боя. В левом нижнем углу — стратегическая обстановка в Северном море накануне и во время сражения.

Читайте также:  Ижевское восстание рабочих (август-ноябрь 1918 г.)

Сражение началось в 14 часов 30 минут 31 мая, когда у датского полуострова Ютландия, в Скагерракском проливе, заметили друг друга отряды тяжелых крейсеров Хиппера и Битти.

Первый этап боя получил название «бег на юг»: немцы, следуя первоначальному плану, держали курс на основные силы Шеера, британцы следовали за ними. В ходе нескольких перестрелок быстро выяснилось, что немецкая дисциплина очень даже неплохо работает против английской мощи.

Для начала британские комендоры напутали с наводкой, в результате немецкий крейсер «Дерфлингер» вообще оказался вне зоны обстрела. А вот моряки фон Хиппера пристрелялись очень быстро.

Около четырех часов дня взлетел на воздух британский линейный крейсер «Инфетигебл», та же участь едва не постигла флагманский корабль Битти «Лайон» — пожар в пороховых погребах удалось потушить героическими усилиями матросов. Через полчаса под огнём германской эскадры взорвался и ушёл на дно линейный крейсер «Куин Мери».

Из тысячных экипажей обоих кораблей спаслись в общей сложности только 19 человек. Вице-адмирал Битти, наблюдая за взрывом «Куин Мери», в сердцах процедил: «Что-то сегодня не так с нашими проклятыми кораблями!» Наиболее распространённая версия гласит, что англичане слишком небрежно обращались со взрывчатыми веществами.

Взрыв британского линейного крейсера «Куин Мэри».

А в это время к месту боя уже подходили главные силы Шеера. Создавалось впечатление, что замысел немецкого командующего сбудется, но этому помешала его собственная предосторожность.

Важно

Я уже упоминал, что в состав Флота открытого моря входили шесть устаревших броненосцев, которых Шеер, тем не менее, взял с собой для усиления огневой мощи. В результате же адмирал получил минус к общей скорости флота в три узла.

Английские крейсеры, своевременно заметили главные силы немцев, развернулись и, выдержав короткую атаку миноносцев, поспешили на север. Теперь уже Битти заманивал немцев на главные силы Гранд-флита, о существовании которых поблизости Шеер не подозревал.

Курьез заключался в том, что на флагмане Битти «Лайоне» в ходе первого боя разнесло радиорубку, так что оперативно информировать об обстановке адмирала Гранд-флита Джеллико британец не мог. Главные противники по-прежнему находились в неведении насчёт друг друга.

Перестрелка же крейсеров продолжалась. К месту боя подоспел авангард главных сил англичан — отряд линейных крейсеров контр-адмирала Горацио Худа. Британцы в коротких стычках потопили три германских лёгких крейсера. Затем подкрепление открыло огонь по флагманскому кораблю Хиппера — линейному крейсеру «Лютцов», который получил серьёзные повреждения, но, тем не менее, смог продолжить сражение.

Практически потерял ход и был вынужден выйти из боя крейсер «Зейдлиц», однако ему удалось ускользнуть под прикрытием основных сил фон Хиппера. А вот британцам опять не повезло. В половине седьмого вечера немецкие снаряды попали в погреба крейсера «Инвисибл», на котором держал свой флаг сам адмирал Худ. Корабль погиб вместе со всем командованием и экипажем, спаслись только шесть матросов.

Тем не менее, свою задачу Битти и Худ выполнили. За считанные минуты до гибели «Инвисибла» вице-адмирал увидел на горизонте главные силы английского флота.

Адмирал Джеллико открыл огонь по кораблям Шеера, до последнего же только теперь дошло, что перед ним — не отряды крейсеров, а главный и самый опасный противник.

Казалось, англичанам представился великолепный шанс раз и навсегда покончить с Флотом открытого моря.

Дредноуты главных сил английского Гранд-флита в боевом строю.

Но бой дредноутов и сверхдредноутов дал неожиданный результат.

В течение трёх часов немецкий адмирал Шеер упорно рвался из ловушки, несколько раз его эскадры оказывались в зоне, доступной для английского огня, но всему Гранд-флиту удалось лишь добить и так уже повреждённый крейсер «Лютцов» (причём корабль вышел из боя и на следующий день его затопила собственная команда).

Главные корабли обоих противников благополучно разминулись, несмотря на сильную канонаду. Если бы дредноуты могли, подобно сухопутным войскам, биться сутками и неделями в «позиционной войне», вероятно, англичане бы одержали полную победу. Но ресурс любого корабля естественным образом ограничен количеством топлива и погодными условиями.

Совет

После 21 часа Шеер, вывесив дымовую завесу и воспользовавшись подступающей темнотой, сумел оторваться от британцев. Последний эпизод Ютландской битвы случился уже в ночь на 1 июня, когда немецкую эскадру дважды атаковали английские миноносцы.

Учитывая то, что эсминцы шли на основные силы Флота открытого моря, атаки нужно признать очень успешными: удалось потопить броненосец «Поммерн» и лёгкий крейсер «Росток». Впрочем, даже это уже не могло скрасить неприятную для англичан картину общих потерь.

Их флот лишился шести линейных и тяжелых крейсеров и восьми эсминцев, тогда как немцы потеряли один устаревший броненосец, один линейный крейсер, четыре лёгких крейсера и пять миноносцев.

Убыль в людях была и вовсе несопоставимой: более шести тысяч погибших британских матросов и около трёх тысяч немецких.

Немецкий линейный крейсер «Лютцов», затопленный экипажем после Ютландской битвы.

Немцы, основываясь на соотношении потерь, объявили о своей победе.

Англичане упирали на то, что немецкому флоту, по большому счёту, не удалось ни прорвать блокаду, ни заманить в ловушку крупные силы британцев — и были правы.

Во всяком случае, после Ютландского боя Германия до самого конца войны больше не предпринимала активных действий на море.

А вот с тактической точки зрения битва дала парадоксальные результаты. Ни численное и огневое превосходство англичан, ни уловки немцев не позволили линкорам с той и с другой стороны не то что разбить главные силы врага, но и нанести им сколько-нибудь серьезный вред.

Монстры-дредноуты оказались бессильны друг против друга в условиях маневренного боя и быстро меняющейся обстановки.

Обратите внимание

Всё это привело к тому, что в последующие годы роль линкоров во флотах всего мира начинает уменьшаться, и ко Второй мировой войне на авансцену выходят новые «владыки морей» — авианосцы.

Любопытный факт. Именно на дредноутах впервые появилась в 1917 году морская авиация. Самолёты понадобились для оперативной корректировки стрельбы, для этого на башнях установили специальные лётные платформы. Первыми «морскими» самолётами стали английские бипланы типа «Сопвич».

Биплан «Сопвич» – первая в мире морская авиация.

Источник: https://artofwars.livejournal.com/12103.html

Ютландское сражение

Сто лет назад неподалеку от берегов Дании состоялось Ютландское сражение – последняя морская битва «старого мира», в которой джентльменство сочеталось с тысячами убитых, а массовый героизм – с печальной безысходностью.

Ютландское морское сражение 1 июня 1916 года произошло у берегов Дании, сражались в нем англичане против немцев, а итог сражения не переломил течения Первой мировой войны (частью которого и было) в чью-либо пользу.

Но по своему значению это одна из самых уникальных не только морских, а вообще любых битв истории человечества. Двухдневная схватка гигантских железных монстров вместила в себя гениальные решения, нелепейшие случайности и удивительный героизм.

Но главное – она стала венцом и одновременно тупиком развития артиллерийских кораблей, концом их многовековой эволюции.

Морская война – особенная война

Первая мировая война, в рамках которой и состоялось Ютландское сражение, сама по себе является «последней войной старого мира». С одной стороны она была ровесницей старта технической революции, впитывала в себя (и сама инициировала) новейшие технологии того времени.

За 4 года изменилось все – в войну вступили кавалерия и империи, а вышли из нее танки, самолеты и «новый мир».

С другой – это была последняя масштабная война, в которой армии стремились победить, но не уничтожить друг друга до последнего человека, и не несли в себе идеологии «порабощения недочеловеков».

Важно

И если Первая мировая сама по себе была особенной, то Первая мировая на море – особенна вдвойне. Моряки всегда считали себя некоей уникальной кастой, эта традиция сложилась за многие века.

Если сухопутные армии уже применяли химическое оружие, то на море противники еще старались подчеркивать «джентльменское отношение» (по возможности, конечно) друг к другу.

Они уважали врага даже в момент наведения на него орудий.

В то же время уникальностью морской войны является ее сложность и чрезвычайная дороговизна. Морские офицеры и матросы проходят длинную и сложную выучку, их умения очень специфичны, а заменить их на только что мобилизованных людей, прошедших ускоренный курс просто невозможно.

Боевые корабли же стоили сумасшедших денег, строились по нескольку лет с серьезным напряжением всей государственной экономики, требовали гигантской и сложной инфраструктуры. В итоге флоты вместе с углем пожирали бюджеты воюющих стран.

Но и обойтись без них было невозможно – морские пути сообщения были «торговыми артериями» стран, их перекрытие противником во время войны равнялось смертельному приговору. Особенно важно это было для островной Англии и зажатой в центре Европы сухопутными фронтами Германии.

Парадокс тяжеловесов

Великобритания не стала бы мощной империей (да и вообще могла бы не защитить саму себя), не имея большого и сильного флота.

Кроме того, в начале XX века она была одной из «законодательниц моды» в боевых кораблях, не жалела на них денег и сил, закономерно славилась самой мощной державой на море.

Та часть английских ВМС, что действовала около самой Британии, нескромно (но абсолютно по делу) именовалась «Гранд флит», то есть «Великий флот».

Совет

Готовясь к войне, кайзеровская Германия понимала основные козыри будущих противников. Серьезнейшим усилием экономики и промышленности страна смогла построить «Флот открытого моря», который по мощи был почти равен английскому. Два боксера-тяжеловеса, долго тренировавшиеся перед боем друг с другом, расселись по своим углам и стали ждать свистка.

Однако так сложилась парадоксальная ситуация. Флоты, которые готовились к схватке, стали слишком мощными для нее, поэтому тщательно ее избегали. Риск того, что в одной единственной схватке флот понесет слишком большие потери, был крайне велик.

Быстро восстановить его не получится (это и в мирные-то времена требовало умопомрачительных затрат), но и без него совсем плохо. Все было настолько серьезно, что канцлер вообще запретил выход в море крупных кораблей без согласования лично с ним.

Продолжая аналогию с боксом, можно сказать, что тяжеловесы осторожно ходили кругами, в надежде грубую ошибку противника. Единственный удар мог стать последним.

Этим вызван тот факт, что ни Германия, ни Англия за первые два года войны не пришли к открытому сражению главных морских сил.
Меж тем на берегу

Но час «Х» настал в 1916 году. Начиная войну, Германия рассчитывала быстро выиграть кампанию на суше, тогда флот вполне сыграл бы роль «противовеса», своим наличием просто парализуя ВМС Англии. План не сработал. Война затянулась, и стало понятно – если не произойдет перелома, победит тот, у кого больше ресурсов.

И, конечно, речь не о Германии с Австро-Венгрией, окруженных на континенте кольцом врагов. Ресурсы Берлина и Вены быстро истощались. В попытке добиться решительного успеха немцы предприняли мощное наступление во Франции, но едва застряли в многомесячной «мясорубке под Верденом».

Британские корабли тем временем, не подходя к немецким берегам, блокировали выход из Северного моря – поставки по этому направлению в Германию были сорваны. Англичане сознательно играли «на истощение» – немцы встали перед острой необходимостью решить проблему снабжения страны морским путём.

«Решать вопрос» оставалось только с помощью Флота открытого моря. В ночь на 31 мая он вышел в море.

Господа, к барьеру

Обратите внимание

Сравнивая количественные и качественные характеристики флотов перед Ютландским сражением, специалисты отдавали общее преимущество именно британским кораблям.

Немцы находились в условиях, когда единственным путём к победе было нанесение англичанам урона существенно большего, чем понесённые при этом собственные потери.

Поэтому фактически единственным шансом германского флота был разгром «Гранд флита» по частям.

Флот Первой мировой – это гигантская сложная система, состоящая из кораблей различных классов. Вершиной всего являются огромные линкоры-дредноуты, вооружённые мощной дальнобойной артиллерией.

«Ступеньки ниже» в порядке убывания – линейные крейсеры, затем быстроходные лёгкие крейсера – их задачей была прежде всего разведка и нападение на слабые (например, торговые) суда противника.

И самые маленькие корабли – миноносцы – предназначались для массовых торпедных атак, часто ночных или нацеленных на добивание уже поврежденных вражеских кораблей. Исход сражения зависел от прямой схватки дредноутов.

Тактика немцев была простой, но логичной и оправданной. Они должны были заманить в ловушку часть английских сил с помощью притворного отступления. Планировалось, что эскадра линейных крейсеров подойдёт к берегам Британии и обстреляет прибрежные города.

На перехват в свою очередь выйдут английские линейные крейсера в сопровождении нескольких линкоров (чтобы обеспечить численный перевес).

Тогда немцы должны были уходить в нужном направлении, выведя таким образом английскую погоню на весь караулящий в море «Хохзеефлотте».

Важно

Эффекта неожиданности достичь не удалось. Благодаря радиоперехватам и наблюдениям за активностью немцев, англичане поняли: противник задумал большую операцию. «Гранд флит» приготовился к выходу в море.

Немцы же провести подробную разведку не смогли. Они рассчитывали сделать это при помощи дирижаблей, но погода не позволила их эффективно использовать.

В результате уже выйдя в море, германские моряки не знали, что противостоять им будет не отдельный отряд, а все основные силы англичан.

Немецкий флот под командованием адмирала Рейнхарда Шеера направился к проливу Скагеррак (между Данией и Норвегией). Туда же на перехват пошли англичане под командованием адмирала Джона Джеллико.

Численное и техническое превосходство было за англичанами. Они вывели в море 149 кораблей всех типов против 99 у немцев. Но главное превосходство – по дредноутам.

28 английским линкорам немцы могли противопоставить лишь 16.

Ожидаемая и внезапная встреча

Две огромные флотилии встретились 31 мая у побережья полуострова Ютландии. Сначала обнаружили друг друга (контакт в то время был только визуальным) соединения быстроходных разведчиков. Около 14:00 британский лёгкий крейсер открыл огонь по замеченному немецкому эсминцу. Так прозвучали первые залпы самого большого морского сражения в истории.

Читайте также:  Карта: триумфальное шествие советсвой власти (ноябрь 1917 г. - февраль 1918 г.)

В первой фазе сражения друг с другом сражались линейные крейсера. Это было соревнование в скорости и точности стрельбы – две эскадры, вытянувшись каждая в линию, двигались параллельно и обстреливая друг друга. Первыми ощутимые потери понесли англичане.

После нескольких точных попаданий немецких снарядов в течение получаса взорвались и мгновенно затонули два английских линейных крейсера. Немецкие корабли тоже получили большое количество повреждений, но оставались на ходу. Они стали отходить к своим линкорам.

Совет

Вскоре преследовавшие их английские крейсера обнаружили строй дредноутов Германии и в свою очередь приняли решение отходить. Долгая фаза боя состояла из периодических схваток крейсеров и миноносцев, но важнейшей задачей было маневрирование – теперь уже англичане заманивали «Хохзеефлотте» на свои дредноуты.

Англичане потеряли ещё один крейсер и несколько миноносцев, но потом преследовавшие их немецкие линкоры вышли на строй английских дредноутов. На тот самый «Гранд флит», о выходе которого в море едва ли не полным составом немцы раньше не знали. Так долго ожидаемый «День» для многих немецких моряков настал неожиданно.

Адмирал Джон Джеллико.

Два дня маневров и стрельбы

Шеер приказал отходить, так как его корабли оказались в сложнейшем положении. Выйти из боя они смогли, великолепно выполнив сложнейший маневр. Строй для артиллерийских кораблей – абсолютная важность, действуя вразнобой, они уязвимы.

Под огнём англичан «Хохзеефлотте» смог развернуться, не нарушив при этом строя. На выучку моряков и талант офицеров Германии англичане ответили тем же самым. После серии манёвров эскадры снова сошлись – и снова для яростной стрельбы друг по другу. Немцы ещё раз оказались в тяжёлом положении.

Было принято решение уходить, чтобы сохранить дредноуты. Задержать противника должны были линейные крейсера и миноносцы, даже если это придется сделать ценой гибели. Цель была достигнута – крейсера получили тяжёлые повреждения, но линкорам «Хохзеефлотее» удалось уйти.

Немецкие корабли искали возможность уйти к своим базам. Англичане всеми силами старались это предотвратить.

Ночная фаза битвы представляла собой манёвры, когда английские линкоры едва ли не на ощупь пытались найти «Хохзеефлотте». Ночь была безлунной, в какой-то момент немецкие дредноуты прошли в непосредственной близости от «Гранд флита».

Меньшие корабли несли потери в стычках друг с другом, но германские линкоры смогли уйти от англичан. Преследовать немцев у их берегов было смертельно опасно – прибрежные воды были заминированы и только немцы знали безопасные проходы в минных полях.

«Гранд флит», который так и не смог уничтожить немецкие линкоры, развернулся и взял курс на свои базы. Немецкие корабли добрались до своих стоянок.

Победитель без победы и проигравший без поражения

Обратите внимание

Формально выигравшей стороной после битвы можно было считать Германию, так как потери англичан были практически в два раза больше.

«Гранд флит» потерял 6 крейсеров (три из которых – мощные линейные крейсера) и 8 кораблей меньшего класса. Немцы потеряли 9 кораблей, один из которых – линейный крейсер.

Главные тяжеловесы – дредноуты обоих флотов – вернулись на свои базы в полном составе, несмотря на то, что дважды вступали в бой друг с другом.

Однако стратегическая победа досталась Великобритании. Флот открытого моря не смог нанести существенный урон английским линкорам и, следовательно, не смог прорвать морскую блокаду.

Ад, героизм, нелепость

Героизм, стойкость духа и гениальность сочетались в этой битве с абсурдностью, случайностями и везением. Перечислим лишь некоторые факты из этой истории.

– Германский и английский флоты могли так и не встретиться, если бы не находившийся между ними небольшой датский пароходик. И немцы, и англичане отправили малые корабли, чтобы разведать – что это за судно вдали, неподалеку от него и увидели друг друга.

– Из-за сложности в опознании кораблей противника и определения направления его движения флоты много раз практически кружились в одном районе, полагая, что перехитрили противника.

– По ошибке в начальной стадии боя англичане вообще не стреляли по мощному немецкому кораблю «Дерфлингер», который в свою очередь обстрелял и утопил сильный английский крейсер «Куин Мэри».

– В первый день сражения группа британских эсминцев в разгаре боя и в дыму не увидела поданный сигнал с командой вернуться, атаковала немецкий строй и понесла большие потери.

– Ночью один из британских крейсеров сигнальным прожектором запросил у другого «позывные на сегодня», так как его книга с кодами была уничтожена. Второй крейсер товарищам по оружию ответил – в темноте эти сигналы наблюдали и внимательно записывали немецкие моряки.

– Англичане перехватывали множество радиосообщений с немецких кораблей, благодаря чему часто понимали намерения противника. Одно из немногих сообщений, едва ли не прямым текстом говорящее о курсе, которым немцы будут уходить, перехватить не удалось.

– Немецкий крейсер «Зейдлиц» возвращался из боя с огромными пробоинами – в заливаемом холодной водой корабле моряки безостановочно откачивали воду. Два раза они сажали свой крейсер на мель, чтобы тот не утонул окончательно, откачивали воду и снова шли к берегу. Так продолжалось 57 часов. Команда все-таки довела свой полузатопленный корабль на базу.

Тупик

До конца войны немцы попыток морского прорыва уже не предпринимали – они стали широко использовать подводные лодки. Блокада, истощая германскую промышленность, продержалась до момента капитуляции Германии.

Сражение показало окончание эволюции артиллерийских кораблей. Уже развивались подводные лодки, которые позволяли нарушать морскую торговлю гораздо более дешевым для страны способом. Хотя моряки «старой закалки» считали подводную войну «неджентльменской и подлой».

Уже следующая война дала понять, что править морями будут подводные лодки и авианосцы.
«Гранд флит» после войны был расформирован, оставшиеся в строю корабли вошли в состав «Атлантического флота» Британии.

Что наглядно показало, как изменился военный вектор – со стороны Европы Англия больше нападения не ждала.

«Хохзеефлотте» простоял в Германии до самого конца войны. Попытка Шеера вывести его едва ли не в самоубийственную атаку в 1918 году привела к Кильскому восстанию и свержению в Германии монархии.

Важно

После поражения англичане привели теперь уже пленный и разоруженный Флот открытого моря на свою базу. Оставленные на нем немецкие моряки умудрились втайне договориться и под носом у англичан затопить 52 своих корабля из 74.

«Хохзеефлотте» закончил свой героический путь на дне главной базы противника.

спасибо

Источник: http://feldgrau.info/other/14908-yutlandskoe-srazhenie

Ютландский морской бой – величайшее сражение Первой мировой войны

Начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война никого не застала врасплох, стороны, принимавшие в ней самое непосредственное участие готовились к предстоящим столкновениям тщательно и очень долго.

Большую роль в надвигающихся военных действиях выполняли, естественно, вооруженные силы Великобритании, прежде всего, морской флот, ну и конечно накопившиеся за период многолетнего мира оснащенные современным оружием немецкие армия и флот.

Планируя крупномасштабную военную операцию, Английское правительство поставило перед Граннд-Флитом и его командующим Джоном Джеллико задачу блокировать любые подступы к Северному морю и перекрыть все пути поставки продовольствия и вооружения в Германию.

Необходимо отметить, что выполнен отданный приказ был при минимальных потерях и строго в срок. Английский флот надежно заблокировал все лазейки, чем поставил немецкое командование в весьма неприятное положение, которое было приказано исправить в ближайшие месяцы.

Но слабость морских вооруженных сил не позволили отвоевать столь важный плацдарм так быстро.

Командующий Германским флотом Рейнхард Шеер

Северное море оставалось под полным контролем англичан вплоть до 1916 года, когда новый командующий Германским флотом Рейнхард Шеер начал активную подготовку к решительному наступлению.

Шеер справедливо полагал, что усиление немецкого флота за счет постройки новых кораблей и подводных лодок создало как нельзя более выгодные условия для выхода в открытое море против сил противника. Англичан планировалось постоянно держать в напряжении, не давая им передохнуть и постараться заставить отказаться от используемой ими тактики выжидания.

Немецкий флот, в частности, подводные лодки, не достаточно сильны против вооруженных кораблей противника, но воевать с торговыми судами они вполне способны, что и делалось на протяжении всего 1916 года.

Командующий Германским флотом Рейнхард Шеер

Операция по выманиванию английского флота и его уничтожения была назначена на конец мая 1916, в ней должны были принять участие с немецкой стороны 16 линкоров, 6 броненосцев, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 61 миноносец. Кроме того, морскую разведку должны были осуществлять 10 дирижаблей.

Против этих сил англичане способны были выставить 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 легких крейсеров и 78 миноносцев.

Отметив некоторую активность немецких вооруженных сил в порученном им районе, английские разведчики тотчас же доложили об этом по назначению, на что был отдан приказ готовиться к наступлению и начать движение по направлению к новым позициям.

Морское сражение близ берегов Ютландии

31 мая в 14.00 пополудни эскадры отменно вооруженных судов противников заняли такие позиции, при которых они находились уже на расстоянии видимости. Случилось это близ берегов Дании, или, как тогда было принято считать — Ютландии.

Флот англичан выстроился в линию и получил возможность сосредоточить все свои силы для одного единственного удара, но командующий линейным флотом Битти этим преимуществом воспользоваться не сумел.

Приблизившиеся на расстояние выстрела немецкие линкоры первыми открыли огонь по судам противника, но урона не нанесли, так как расстояние между кораблями было рассчитано неправильно. В свою очередь открыли огонь и англичане, но также не попали.

Совет

Корабли противника начали движение параллельно друг другу, продвигаясь к югу, при этом благодаря светившему из-за их спины солнцу немецкая эскадра оказалась в куда более выгодном положении, нежели англичане, которым солнце светило в глаза и мешало прицеливаться.

Первыми оказались повреждены английские суда «Лайон» и «Тайгер», а спустя мгновение взлетел на воздух «Индефетигебл», пойдя на дно вместе с более чем 1000 человек команды. Одновременно немецкие линейные крейсеры также получили серьезные повреждения, но смогли потопить еще один английский крейсер «Куин Мэри» практически со всей командой.

Поверженный английский корабль

Как только в бой вступили линкоры, тяжелые и легкие крейсера, эскадры стали кружить по морской глади, то нападая друг на друга, то отступая, дневной бой превратился в ночное морское сражение, в котором англичане имели явное преимущество и несмотря на значительные потери смогли заставить немцев потеснится и отступить.

Главной особенностью произошедшей битвы, несколькими годами позже, получившей название Ютландского морского сражения и самой грандиозной морской битвы за всю историю Первой мировой войны, стало то, что и англичане и немцы громогласно объявили о собственной победе.

Надо сказать, что и те и другие имели на это полное право, так как умелое командование адмирала Шеера позволило немецким кораблям нанести серьезный ущерб англичанам и потопить лучшие суда из их флотилии.

Одновременно сильный английский флот в который раз доказал, что противостоять ему не так то и просто, даже несмотря на то, что в Ютландском бою страна потеряла 3 линейных крейсера, 3 броненосных крейсера и 8 эсминцев.

Немцы потеряли всего 1 линейный крейсер, 1 броненосец, 4 легких крейсера и 5 эсминцев.Число убитых с английской стороны превысило 6.5 тысяч, с немецкой 3 тысячи человек.

Итогом Ютландского морского боя стал отвод немецкого флота в порты и гавани, где он и оставался вплоть до окончания войны, и переход к новой тактике подводной войны.

Агрессия немецких подводных лодок против всех проходящих в зоне их дислокации кораблей стала основной причиной, побудившей вступить в войну на стороне англичан Соединенные штаты, что сыграло существенную роль в победе Антанты.

Обратите внимание

Таким образом можно сказать, что морской бой, случившийся в последние дни весны 1916 года определил все дальнейшие неудачи немецкого командования и стал причиной позорного поражения Германии в Первой мировой войне.

Статья в тему: Адмирал Шеер – фашистская угроза Арктике

Источник: https://sea-man.org/yutlandskiy-morskoy-boy.html

Ютландский бой

Как мы видели, подводная война ввиду политических соображений была не использована Германией в должной мере в 1915 г., и это положение продолжалось почти весь 1916 г.

Это в большей степени объясняется ультиматумом Соединенных Штатов с требованием прекратить подводную войну после того, как в марте германцами был потоплен пароход “Суссекс”.

Таким образом, подводная война была ограничена, в ней был допущен перерыв, которым воспользовалась Англия для выработки средств противодействия.

В то же время германская армия была вынуждена, несмотря на свои отдельные успехи, вести изнурительную войну, характер которой не предвещал быстрого ее окончания; все силы Германии были введены в борьбу, оставался только линейный флот, и естественно было теперь и его ввести в дело. В результате такого решения 31 мая произошло грандиозное морское сражение, известное под названием Ютландского (или Скагерракского) боя.

Ютландский бой

Германцы, не имея возможности противопоставить свой флот более мощному английскому флоту, но исходя из необходимости если не разрушить, то поколебать морское могущество Англии, что тотчас же отразилось бы на всем течении войны, задались планом разбить английский флот по частям. С этой целью они решили вывести свой флот в море 2 эшелонами в надежде, что англичане, узнав о выходе первого, слабого, эшелона, выделят против него часть своего флота, после чего соединенный германский флот, будучи сильнее части английского флота, несомненно, разобьет ее.

Ютландский бой

Во исполнение этого плана 31 мая в 4 ч из Яде вышел к Скагерраку крейсерский отряд адм. Хиппера в составе 5 линейных крейсеров с легкими крейсерами и миноносцами; через полчаса за крейсерской эскадрой вышел и весь Флот Открытого моря адм. Шеера.

Читайте также:  Вклад белорусского народа в разгром нацистской германии

Однако английское адмиралтейство благодаря перехвату германских радиограмм узнало о выходе германского флота. Эскадра адм.

Важно

Битти в составе 6 линейных крейсеров с легкими крейсерами и миноносцами, сопровождаемая 4 дредноутами адм. Томаса (5-я эскадpa), пошла утром из Фирт-о-Форта наперерез германскому флоту, а адм.

Джеллико с остальной частью Большого флота вышел в этом же направлении из Скапа-Флоу и Кромарти.

Около 15 ч 31 мая эскадры Битги и Хиппера столкнулись в районе к западу от Ютландии и завязали бой на расстоянии около 12 км.

Хотя англичане и были сильнее германцев (6 против 5), но искусство стрельбы и разрушительная сила снарядов были на стороне германцев, которые и потопили 2 английских линейных крейсера; затем между линиями крейсеров произошел бой миноносцев на минимальной дистанции.

Бой передовых эскадр велся с большой энергией, но линейные корабли Томаса запоздали с перестроением и не приняли участия в бое крейсеров. Вскоре стали подходить с юга германские главные силы, и Битти, неожиданно обнаружив весь Флот Открытого моря, сделал поворот к северу, имея целью навести германский флот на свои главные силы.

Джеллико увеличил свой ход и, поворачивая к югу, вскоре столкнулся с главными силами адм. Шеера, который вел погоню за Битти.

Шедшие впереди легкие английские крейсеры подверглись обстрелу германской эскадры, причем был потоплен 1 английский крейсер, а затем около 20 ч завязалось сражение, в котором сначала со стороны англичан приняли участие эскадра Битти, Томаса и легкие крейсеры Большого флота, а со стороны германцев эскадра Хиппера и половина кораблей Шеера.

Когда же развернулась колонна Джеллико и вступила в бой, Шеер, имея перед собой весь Большой флот, пользуясь наступившими сумерками, скрылся от англичан. Тогда англичане повернули на юг с целью отрезать путь германскому флоту к берегам Германии, однако Шееру удалось в темноте пройти на юго-восток сзади английского флота и достичь своих гаваней.

Совет

Ночью германская эскадра имела несколько столкновений с английскими миноносцами, которые шли группами сзади Большого флота; произошел также ряд случайных столкновений отдельных кораблей обоих флотов. Джеллико, всю ночь проведший в крейсировании в море, утром от адмиралтейства из Лондона узнал о направлении германского флота к своим портам.

Преследовать германцев он не решился из боязни напороться на мины и вернулся в свои порты. Вообще главной целью Джеллико было не допускать выхода германского флота и сохранять силу Англии — ее флот, даже в ущерб решительным результатам, которых он мог бы добиться при энергичном поведении в бою и преследовании.

Ютландское сражение по силе участвовавших в нем флотов было самым большим из морских сражений в мировой истории; со стороны англичан в нем участвовали 28 дредноутов, 9 линейных крейсеров, 30 легких крейсеров и 72 миноносца, а со стороны германцев 16 дредноутов, 5 линейных кораблей (додредноутов), 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 72 миноносца. Превышая германский флот численностью кораблей, англичане превосходили его в скорости и в артиллерии; так, самые быстроходные английские корабли имели скорость 24-25 узлов, а самые тихоходные 20 узлов, а у германцев самые быстроходные корабли имели скорость 21 узел, а тихоходные уменьшали эскадренную скорость до 16 узлов. Еще более значительно было преимущество англичан в артиллерии: так, дредноуты и линейные крейсеры Большого флота имели 344 крупных орудия против 244 германских, превосходя их и калибром. В бою англичане потеряли 3 линейных и 3 броненосных крейсера, а германцы 1 линейный корабль, 1 линейный крейсер и 4 легких крейсера. Кроме того, обе стороны потеряли по несколько миноносцев; в общем же потери англичан были больше, чем потери германцев (по тоннажу вдвое). Сражение, как мы видели, не имело решительного результата, и обе стороны приписали себе победу, но германский флот после этого сражения совершенно прекратил выходы в море.

Ютландский бой, хотя и окончившийся вничью, ясно показал Германии, что ее флот не может соперничать с английским.

Поэтому, несмотря на указанные раньше политические условия, препятствовавшие ведению подводной войны, мнение сторонников этой войны, как единственного средства воздействовать на Англию, одержало верх, и к концу года подводная война возобновилась, причем ее сфера была распространена на Белое море, Мурманское побережье, Канарские острова, Мадейру и другие пункты Атлантического океана, где проходили главные морские торговые пути. В ответ на возобновление подводной войны Англия и Франция организовали самую строгую “голодную блокаду” Центральных держав, что и вызвало со стороны Германии применение для торговых целей больших подводных лодок, способных делать пробеги через весь Атлантический океан до Америки и обратно (подводная лодка “Дойчланд”, выйдя 14 июня из Бремена с 1000 т груза в Америку, вернулась обратно 20 августа с 4000 т груза). По водная война выражалась как в потоплении судов, так и в постановке мин заграждения, причем тоннаж погибших только на минах заграждения судов достиг в ноябре своего максимума за всю войну — 62 062 т. За весь 1916 г. союзный торговый тоннаж от подводной войны потерял 1125 судов (в том числе от подводных лодок 964 судна) общей сложностью свыше 2 млн т.

Источник: http://xn—-7sbbfcoy5atdmf5qh.xn--p1ai/article/item/85

Читать

Александр Геннадьевич Больных

Величайшее морское сражение Первой Мировой. Ютландский бой

Фальшивые векселя адмирала фон Тирпица

31 мая 1916 года в Северном море состоялось крупнейшее сражение паровых флотов – Ютландская битва, как ее называют англичане, или сражение у Скагеррака, как утверждают немцы. В нем приняло участие более 200 кораблей всех классов – от линкоров до миноносцев.

Иногда встречается утверждение, что крупнейшим морским сражением современности была все-таки битва за Лейте. Действительно, если формально просуммировать все корабли 3-го и 7-го американских флотов и прибавить к ним корабли Императорского японского флота, то итог окажется несколько больше.

Обратите внимание

Однако нам следует помнить, что битва за Лейте распадается на несколько отдельных боев, происходивших на весьма значительном расстоянии один от другого, поэтому считать ее единым сражением весьма сложно и скорее следовало бы отнести к категории операций.

Зато Ютландская битва происходила буквально на пятачке диаметром около 50 миль, где крутились все эти корабли, поэтому справедливо было бы оставить титул крупнейшего сражения именно за ней.

Результаты этого боя до сих пор разные историки трактуют по-разному. Собственно, разброс мнений не особенно велик. Одни утверждают, что немцы одержали тактическую победу, другие говорят о стратегической победе англичан при несколько сомнительных тактических результатах.

Но почему-то никто не пытается всерьез проанализировать предысторию Ютландской битвы, и, по моему мнению, совершенно напрасно, потому что она как минимум не менее интересна и противоречива, чем итоги сражения.

В лучшем случае исследователи ограничиваются беглым анализом характеристик британских и немецких кораблей, но даже он проводится в контексте результатов сражения с обязательным появлением сакраментального вопроса: а почему взорвались британские линейные крейсера? А ведь эта предыстория позволяет нам совершенно точно и однозначно оценить итоги битвы.

На самом деле эта проблема глубоко уходит корнями в прошлое. Отсчет времени нужно начинать отнюдь не с 1 сентября 1914 года, когда началась Первая мировая война. Точно так же ошибочно было бы вернуться в 21 октября 1905 года, когда был заложен «Дредноут».

Исходной точкой следует считать 5 марта 1897 года, когда морской министр Германии фон Холльман представил комитету по финансам германского рейхстага проект нового морского бюджета, составившего более 9 миллионов фунтов стерлингов, что в три раза превышало прошлогодний. И хотя рейхстаг значительно урезал этот бюджет, первый шаг в пропасть был сделан.

В июне происходят знаковые перестановки в германском кабинете министров. Энергичный, я бы даже сказал, фанатичный адмирал фон Тирпиц меняет фон Холльмана на посту морского министра, а министром иностранных дел становится фон Бюлов. Их задачей является реализация программы «вельтполитики» и развертывание строительства флота.

Император Вильгельм торжественно провозглашает, что трезубец Нептуна должен перейти в руки Германии. Всё. После этого столкновение Германии и «владычицы морей» становится неизбежным, остается лишь вопрос, когда именно оно произойдет.

Важно

При этом немцы, еще не успев решительно ничего сделать в намеченном направлении, ухитрились сразу же допустить несколько грубейших ошибок. Их мало извиняет даже то, что аналогичные ошибки допускали и другие державы.

А ведь Бисмарк заявлял, что он предпочитает учиться именно на чужих ошибках… Вспомним искреннее недоумение и обиду, которые до сих пор видны во всей русской исторической литературе.

Почему, дескать, Великобритания во время Русско-японской войны активно помогала Японии и постоянно мешала продвижению эскадры адмирала Рожественского? Но простите, а каким должно быть отношение Великобритании к стране, которая откровенно готовится к войне с британским судоходством? Россия строит океанские рейдеры вроде «Рюрика» и «Пересвета», а потом не может понять, почему Англия враждебно относится к русскому флоту? А как еще она должна относиться к нему? Я совершенно не понимаю восхищения безответственными болтунами из пресловутой французской «жён эколь». Эти глупцы точно так же начинают вопить во все горло, что готовят свой флот к войне с Великобританией, причем в тот самый момент, когда у французских границ на континенте стремительно нарастает германская угроза. Франции мало одного смертельного врага, нужно как можно скорее обзавестись еще и вторым? Ох, не поделили тропические болота в верховьях Нила, Фашода кому-то остро понадобилась.

И вот Германия повторяет эту же самую ошибку, но при этом ухитряется совершить еще и несколько своих собственных. Еще не имея практически никакого флота, Вильгельм II громогласно объявляет, что будет оспаривать у англичан господство на море. Вообще следует отметить несравненную способность немцев создавать себе врагов.

Барон фон Люттвиц публикует статью, в которой обстоятельно доказывает возможность высадки десанта на английские берега, и в результате Вильгельм II тут же назначает его военным атташе в Великобритании.

Разве можно это расценить иначе, как преднамеренное и тяжелое оскорбление? В результате любые попытки немцев делать примирительные заявления воспринимались как отъявленное лицемерие и заведомая ложь.

Но помимо ошибок политических командование немецкого флота, в том числе и хваленый адмирал фон Тирпиц, допускает несколько грубых ошибок уже чисто военного характера. Историки, восхваляющие непревзойденные боевые качества германских кораблей, упускают из вида один весьма существенный фактор.

Все они имели относительно небольшое водоизмещение, ограниченную дальность плавания и неважную мореходность. Само по себе это не страшно, и корабли вполне могли успешно действовать в пределах Северного моря, но… Но! Целью строительства германского флота было вырвать трезубец Нептуна из рук Англии, и как сделать это, не выходя из Гельголандской бухты, я откровенно не представляю.

Совет

Немцы должны были готовиться к сражению не на Доггер-банке, а где-то в районе Оркнейских или даже Фарерских островов. Вот французы оказались более последовательными – их броненосцы и крейсера все-таки предназначались для океанских плаваний.

На фоне этого упорное стремление адмирала вооружать легкие крейсера только мелкокалиберными орудиями (105-мм) выглядит как невинная оговорка, крейсер все-таки не линкор и решающей силой не является. Но даже эту ошибку пришлось в аварийном порядке исправлять в годы войны.

В известной книге «1906 год.

Крушение старого мира», описывающей гипотетический военный конфликт между Германией и англо-французским альянсом, тоже говорится, что германские корабли будут уступать по своим боевым качествам британским.

Однако автор книги, кем бы он ни был (Зеештерн, Генрих Фердинанд Граутофф или принц Генрих Прусский), делает утешительный вывод: если англичане попытаются прорваться мимо укреплений Гельголанда, им придется плохо.

И здесь германское морское командование, взгляды которого были предельно точно изложены автором, допускает сразу две грубые ошибки. Непонятно, из каких соображений, но немцы решили, что англичане будут использовать стратегию ближней блокады и британский флот будет держаться в пределах прямой видимости от германских портов.

Предположение дикое, даже совершенно абсурдное. Единственным аргументом в пользу этого были действия американской эскадры, блокировавшей Сантьяго, во время испано-американской войны.

Там американцы поступили предельно просто – выстроили свои корабли по окружности диаметром около 10 миль и стояли на месте, подрабатывая машинами. Но даже при этом они до судорог боялись атаки испанских миноносцев, хотя тех было всего две штуки.

Тесная же блокада порта, в котором базируются 50 эсминцев и 20 подводных лодок, лично мне представляется форменным безумием, однако немецкие адмиралы совершенно серьезно строили свои планы, исходя из этого предположения.

Обратите внимание

Вторая ошибка была не столь явная, но не менее тяжелая. Немцы совершенно неправильно истолковали суть знаменитой доктрины «fleet in being». Флот не может оказывать влияние одним только фактом своего существования, он оказывает действие на ход событий лишь в том случае, когда представляет собой какую-то угрозу.

Если же флот не способен ни к каким действиям, он угрозы не представляет и заниматься нейтрализацией миражей совершенно необязательно. Кстати, именно практика британского флота это постоянно доказывала.

В период наполеоновских войн англичане ограничивались пассивной блокадой французских портов и переходили к активным действиям только в случае попыток французских кораблей выйти на просторы океана. При этом их блокада совсем не напоминала действия американцев у Сантьяго.

За портами наблюдали фрегаты, а линейные эскадры крейсировали в открытом море на некотором удалении. То же самое происходило и в начале ХХ века во время русско-японской войны. Японцы отнюдь не пытались ворваться на внутренний рейд Порт-Артура, чтобы уничтожить русскую эскадру.

Они ограничились блокадой, которую тоже ведь нельзя назвать ближней в полном смысле этого слова. На внешнем рейде маячили только легкие крейсера и миноносцы, наблюдавшие за портом, но никак его не блокировавшие.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=199799&p=1

Ссылка на основную публикацию