XVII век — век упущенных возможностей
В историческом сознании россиян прочно утвердился стереотип, в соответствии с которым Смута начала XVII века является одним из самых трагических периодов в истории Отечества. И такой взгляд на события тех далеких лет во многом верен. В стране бушевала Гражданская война.
В ее пределы вторглись иноземные захватчики. Под угрозой оказалась сама отечественная государственность.
Однако Смутное время было отмечено не только бедствиями и суровыми испытаниями, но и новыми для Московской Руси явлениями, утверждение которых могло оказать существенное воздействие на весь ход отечественной истории.
Это было время, когда общество пришло в движение и социальные процессы приобрели высокий динамизм. Царей избирали на Земских соборах, а Василий Шуйский впервые в истории Руси присягнул своим подданным: дал запись, которую скрепил целованием креста. Таким образом, был создан прецедент ограничения самодержавной власти.
Предыстория Смутного времени была связана с династическим кризисом. В 1584 г. умер Иван Грозный. На престоле Московского государства оказался слабоумный Федор. По словам Н. М.
Карамзина, Федор «не имел и сановитой наружности отца, ни мужественной красоты деда: был роста малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живости; двигался медленно, ходил неравным шагом от слабости в ногах…».
Отец сознавал, что наследник неспособен к управлению страной и учредил над ним опекунский совет, в который входил и Борис Годунов.
Борис Годунов (1552—1605) происходил из средне-юместной провинциальной дворянской семьи, представители которой издавна служили московским государствам.
После ранней смерти отца Борис пользовался покровительством своего дяди-опричника, занимавшего и дворе Ивана Грозного влиятельную должность по-гсльничего, которую по традиции доверяли наиболее близким к царю людям. Уже в юности Борис стал опричником.
В тревожные времена опричнины он постигал тайны власти и искусство политической интриги. Быстрой карьере Годунова способствовали две свадьбы. Сам он женился на дочери всесильного Малюты Скуратова, а его сестра Ирина стала женой царевича Федора.
Федор любил свою супругу, которую знал с детства. Став царем, он доверил государственные дела мному и властному шурину. Так, еще при жизни Федора Ивановича Борис Годунов стал фактическим прародителем страны.
В отличие от Ивана Грозного Борис Годунов не прибегал к публичным казням. Он отправлял своих противников в ссылку, заставлял постригаться в монахи, заключал в темницы, где они нередко без лишнего шума исчезали. Но одна смерть вызвала громкий резонанс. 15 мая 1591 г.
в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий. В соответствии с официальной версией Дмитрий играл со сверстниками и в припадке эпилепсии, которой действительно страдал, напоролся на нож. Поверить в это трудно.
Однако для нас важны не столько обстоятельства трагедии в Угличе и имена ее виновников, сколько последствия, к которым она привела.
После смерти Дмитрий царь Федор Иванович остался последним представителем той ветви Рюриковичей, которая вела свое начало от Александра Невского. В 1598 г. царь Федор умер бездетным. В стране возник династический кризис. Сразу несколько родовитых семейств могли с одинаковым правом претендовать на царский трон.
Но и среди них своей знатностью выделялись Шуйские, считавшие своим предком брата Александра Невского Андрея Ярославича. Они даже доказывали свое старшинство над московскими князьями, поскольку после смерти Ярослава Всеволодовича хан Батый отдал ярлык на великое владимирское княжение не Александру Невскому, а его брату Андрею.
Честолюбивые замыслы вынашивали также двоюродные братья скончавшегося царя Федор и Александр Романовы.
Однако Земский собор избрал царем худородного по сравнению со старинными боярскими родами Годунова. Решающую роль при принятии решения сыграла поддержка служилых людей и патриарха Иова, бывшего ставленником правителя (патриархия была учреждена на Руси в 1589 г.).
В сентябре 1598 г. Борис Годунов венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Во время торжественной церемонии он дал обещание, что в его царстве не будет нищих и бедных, что он поделится со всеми последней сорочкой.
И поначалу, казалось, эти слова сбываются. Новый царь принял обет не проливать в течение пяти лет кровь. Он освободил от пошлин столичных купцов. Народ получил освобождение от годовой подати. Служилым людям было выдано двойное годовое жалованье.
О милостыни, которую он раздавал нищим, рассказывали легенды.
Историки признают, что Борис Годунов обладал качествами выдающегося государственного деятеля. Он много строил. Внешнеполитические проблемы он предпочитал решать не военным, а дипломатическим путем.
Современники, в частности иностранцы, посещавшие Русь на рубеже XVI—XVII веков, отмечали улучшение положения в Московском государстве в начале царствования Бориса. Однако вскоре ситуация резко изменилась. В 1601—1603 годах на страну обрушился страшный голод, уничтоживший до трети ее населения. Годунов пытался облегчить положение народа.
Он раздавал голодающим хлебные запасы, дважды, в 1601 и 1602 гг., возобновлял выход крестьян в Юрьев день, но ничто не помогало. Голод был лишь результатом истощения крестьянского хозяйства, вызванного его закрепощением.
Утверждение крепостничества и социальная ломка, вызванная форсированной централизацией, проводившейся Иваном Грозным в период опричнины, нарушили относительный баланс политических сил. Под натиском стихийных бедствий, обрушившихся на Русь в начале XVII в., мнимая стабильность рухнула. Страна оказалась во власти Смуты.
Первый период Смутного времени охватывает 1604— 1606 гг. (от вторжения в пределы Московского государства Лжедмитрия I до провозглашения царем Василия Шуйского). Под именем погибшего царевича Чмитрия скрывался беглый монах Чудова монастыря Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Он родился около 1582 г. в семье стрелецкого сотника, но рано остался и ротой.
Служил боярам Романовым, а затем Черкасским. Когда его покровители были подвергнуты опале, Отрепьев, опасаясь за свою жизнь, постригся в монахи, благодаря своим способностям, он стал заметной фигурой в Чудовом монастыре и даже по поручению патриарха Иова сочинял каноны святым. Но духовная карьера не привлекала авантюриста. В начале 1602 г.
он поежал в Литву, где стал выдавать себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия.
В Речи Посполитой самозванец нашел поддержку короля Сигизмунда III и сандомирского воеводы Юрия Мнишека, чья дочь Марина стала невестой Лжедмитрия. Он не скупился на обещания и тайно перешел в католическую веру. В конце октября 1604 г.
разношерстное войско самозванца перешло Днепр и вступило на территорию Московского государства. Однако без поддержки окраин страны, недовольных политикой Годунова, а также бедноты, измученной голодом, он был бы обречен на неудачу. На сторону самозванца переходили некоторые дворяне и бояре.
Ряд городов сдался ему без сопротивления. Войско, посланное Борисом, действовало вяло и нерешительно. Власть ускользала из рук еще не старого, но уже тяжело больного царя. 13 апреля 1605 г. 53-летний Борис скончался от апоп лексического удара. Народ присягнул его сыну Федору.
Но участь Годуновых была уже предрешена. Знать спешила избавиться от неугодной династии. В столицу возвращались подвергнутые при Борисе опале бояре. В июне появились в Москве люди Лжедмитрия, которые при большом стечении народа читали прелестные письма. Все это привело к возмущению против Годуновых.
Под прикрытием начавшихся беспорядков эмиссары самозванца во главе с В. Голицыным убили Федора I’оду нов а и его мать.
20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву. Современники признавали, что самозванец был незаурядной личностью. Он был смел и решителен, быстро схватывал суть сложных политических вопросов, обладал хорошим для своего времени образованием.
Задолго до Петра I он стал пренебрегать старомосковским этикетом: одевался попольски, не спал после обеда, разгуливал по улицам столицы, допускал вольности в обращении с боярами. Все это вызывало недовольство со стороны консервативно настроенной русской аристократии.
Но особенно вредили самозванцу нежелание посещать православные храмы и просочившиеся в Москву слухи о его латинстве. Лжедмитрий оказался в очень трудном положении. Он не мог выполнить свои многочисленные обещания, щедро раздаваемые на пути к трону. Число недовольных новым царем росло.
В этой ситуации нужна была лишь искра для того, чтобы произошел взрыв.
Толчком к свержению Лжедмитрия I с престола стало прибытие в Москву 2 мая 1606 г. Марины Мнишек, которую сопровождал многочисленный вооруженный отряд польских наемников.
Поляки вели себя так вызывающе, что у москвичей складывалось впечатление, будто в город вступила не свадебная свита,, а чужеземная армия. 8 мая состоялась свадьба самозванца. Придирчивые наблюдатели отметили, что она происходила с отступлениями от православного обряда.
В народе стали говорить, что царь «поганый», некрещенный иноземец, который не соблюдает русские традиции и не чтит православные святыни. Вдохновителями заговора были князья Шуйские, братья Голицыны, М. Скопин, М. Татищев и др.
17 мая они подняли народ набатным звоном и, пока москвичи расправлялись с поляками, ворвались в Кремль. Самозванец был убит, а его тело лодверглось поруганию.
На выдвижение нового царя потребовалось не более суток. По одной из версий сторонники Василия Шуйского просто перекричали на Красной площади рядом с Лобным местом тех, кто ратовал за других претендентов на престол. Так на русском троне оказался 54-летний подслеповатый лгун и интриган, готовый во имя власти совершить любое злодейство.
Но именно этот бесчестный человек впервые в истории отечественной государственности присягнул своим подданным. Он целовал крест в том, что будет соблюдать три основных условия: 1) Не лишать никого жизни без приговора думы. 2) Не отбирать имущество и не преследовать родственников осужденных.
3) Не верить ложным доносам, а проверять их тщательным следствием. Таким образом, «крестоцеловальная запись» содержала обязательство ограничить правовой произвол. Однако Василий Шуйский не собирался выполнять свои обещания. Правление Василия Шуйского (1606—1610 гг.) совпадает с вторым периодом Смутного времени. В стране шла Гражданская война.
Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания, в которых принимали участие представители различных социальных слоев жоряне, казаки, крестьяне, недавно присоединенные народы Поволжья. Ситуация осложнялась также тем, ч го бунтовщики часто воевали не только против правительственных войск, но и друг против друга.
В такой постановке вполне естественным было появление нового самозванца. В роли Лжедмитрия II выступил безвестный учитель из Шклова. В отличие от Г. Отрепьева не хотел ввязываться в авантюру, боясь за свою жизнь. Новый претендент на царский трон был искусно «своим» врагами Шуйского. Летом 1608 г.
пестрая армия « самозванца подступила к Москве, но занять столицу не могла. Лжедмитрий II разбил лагерь в Тушино. Отею-1ч его прозвище «тушинский вор».
Тушино представляло собой необычное зрелище. На олме близ впадения речки Сходни в Москву-реку была построена изба, служившая «дворцом» самозванцу. Ее окружали шатры польских гусар. Здесь же, на холме, располагались жилища русской знати.
Простонародье ютилось в наспех построенных лачугах в низине, где стоял ужасающий смрад, а во время дождей все утонуло в непролазной грязи. Сюда, к Лжедмитрию II выезжалось немало влиятельных лиц.
Среди них был провозглашенный патриархом Московским и всея Руси Филарет (в миру Федор Романов)—отец будущего цари Михаила Романова.
«Тушинский вор» в течение двух лет осаждал Москву. Будучи не в состоянии, справиться с ним, Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции. Король Карл IX послал на Русь отряд под командованием Декчгарди. Это было использовано в качестве повода для , мотивизации польской интервенции. Осенью 1609 г. король Сигизмунд III во главе большой армии осадил Смоленск.
Итак, в стране хозяйничали интервенты, бесчинствовали шайки разбойников, действовали повстанческие отряды. Правда, против Лжедмитрия II успешно вел наступление талантливый полководец. VI. Скопин-Шуйский, но в апреле 1610 г. он неожиданно умер. Василий Шуйский не обладал ни реальной властью, ни авторитетом.
Его внутренняя и внешняя политика полностью дискредитировала себя, а личность, называла всеобщую ненависть и презрение. Дни боярского царя были сочтены. 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. Впрочем, участь Лжедмитрия II тоже была предрешена. Он стал не нужен полякам. Его покидали недавние сподвижники. 11 декабря 1610 г.
самозванец был убит начальником собственной охраны.
После свержения Василия Шуйского власть в Москве захватила группа аристократов, состоявшая из семи бояр. Поэтому период междуцарствия, продолжавшийся до конца 1612 г. часто называют «семибоярщиной».
Это был также третий период Смутного времени, главным содержанием которого стало национально-освободительное движение.
Своеобразие социально-политической ситуации того времени заключалось в том, что изгнание чужеземцев, возрождение отечественной государственное и прекращение Смуты были связаны с восстановлением единовластия, что на практике означало возврат к самодержавному принципу правления.
Поэтому почти сразу после освобождения Москвы от поляков (польский гарнизон в Кремле капитулировал 27 октября 1612 г.) командовавший земским ополчением князь Д. М. Пожарский в грамоте от 15 ноября звал по десяти человек от городов для выбора царя.
В январе 1613 г. в Москве начал работу Земский собор, в заседаниях которого участвовали 700 представителей бояр, духовенства, дворян и посадских людей. Избрание царя оказалось очень трудным делом. В стране не было бесспорного претендента на трон.
Необходимо было найти личность, способную примирить враждовавшие боярские клики и, самое главное, обладавшую в глазах народа законными правами на престол. Такой компромиссной фигурой мог стать 16-летний Михаил Романов.
Немаловажное значение для простых людей имело то обстоятельство, что он был племянником последнего царя из прежней династии Федора. Однако первоначально Земский собор отверг кандидатуру Михаила Романова.
Представители знатных семейств не без оснований опасались, что после избрания царем посредственного во всех отношениях юноши реальным правителем страны будет властный и честолюбивый Филарет.
Чтобы вынудить Земский собор принять выгодное для них решение, сторонники Романовых вышли на Красную площадь и обратились к народу. Казаки и чернь ворвались в Кремль, требуя немедленно избрать царя. 21 февраля 1613 г. Земский собор объявил царем Михаила Романова. Провозглашение нового царя не сопровождалось никакими ограничительными условиями.
Воцарение новой династии создало предпосылки для политической стабилизации. В стране восстанавливалась единая власть, прекратились междоусобицы, смолкли выстрелы на польской и шведской границах. Но возрождение отечественной государственности происходило на основе возвращения к самодержавному характеру государственного строя.
Источник: https://histerl.ru/vse_mareriali/voprosi_otveti/17_vek-vek_upuchennix_vozmognostei.htm
XVII век — век упущенных возможностей — история России
Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.
Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.И поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».
Смутное время – время упущенных возможностей
Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.
- Дать характеристику политическому строю России в 17 веке.
- Социальное устройство России 17 века.
- Что нового появляется в экономике?
- Что такое мануфактура?
Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.
- По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?
- В чём недостатки этого пути?
Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время.
Русь, Россия, Родина, Нелёгок путь в веках Ты всё в дороге виделаРадость, боль и страх.Но раны заживалиИ век за веком шёл.Ты расширялась, крепла,Отстраивалась вновьПравители менялисьЗаконы сочинялиДинастия смениласьИ всё вновь усложнилось.17 век неспокойно прошёл,Народ на борьбу за волю пошёл.Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.
Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.
- Какое определение этому понятию можно дать?
«Бунташный» век — это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт.
В первые годы царствования Алексея Михайловича особенным влиянием пользовался воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Человек властный и умный. Он много сделал для проникновения европейских достижений в Россию, но для государственных нужд и для проведения реформ в армии денег не хватало.
Указом 7 февраля 1646 года был введён высокий налог на соль. А соль была тем продуктом, от которого отказаться в XVII веке люди не могли. Заготовить еду в прок без соли не представлялось возможным. В 1646-1648 годах цены на соль выросли в 3-4 раза.
Народ голодал, в то время как тысячи пудов дешёвой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не могли её заготовить. Все были не довольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки.
В конце 1647 года налог отменили, но население должно было сразу погасить налоги за 1646-1647 годы. Шквал поборов обрушился на людей и вызвал повсеместное возмущение, которое перерастало в открытые выступления против властей.
- Какова основная причина бунта?
1 июня 1648 года царь Алексей Михайлович с приближёнными возвращался с богомолья с Троице-Сергиево монастыря. Только он въехал в город, его встретила толпа москвичей-челобитчиков. Они окружили карету и стали жаловаться на Леонтия Степановича Плещеева – начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы.
Летопись: «Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал».
Царь поехал дальше. Восставшие пытались подать челобитную царице, но стрелецкая охрана разогнала их, арестовав при этом 16 человек, которых отправили в пыточный застенок – Константино-Еленинскую башню Кремля. Это привело народ в ярость, и в царскую свиту полетели камни. Некоторые бояре получили ранения.
2 июня 1648 года состоялось шествие с крестом и иконой Владимирской божьей матери в Сретенский монастырь. Повстанцы окружили царя, потребовав освободить арестованных, царь обещал выслушать народ, когда он вернётся из монастыря. После молебна царь возвратился в Кремль – за ним несколько тысяч восставших.
Летопись: «И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его государев двор всяких чинов посадских люди и всех приказов стрельцы с большим невежеством. Неотступно и с громкими криками требовали окончательного решения их желаний и высказанных жалоб».
Для переговоров к восставшим вышли князья Волконский и Тёмкин-Ростовский, но их чернь взяла в заложники. На сторону восставших перешли стрельцы и холопы. Восставшие перешли от требований и угроз к действиям.
Летопись: «Разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные».
Пострадало от 40 до 70 дворов (Морозова, Траханиотова – начальника Пушкарского приказа, Чистого – начальника Посольского приказа, Плещеева – начальника Земского приказа). Чистого, которого считали инициатором налога, изрубили, бросив тело на кучу навоза. 3 июня восстание продолжилось.
Патриарх Иосиф на Красной площади пытался уговорить народ, к нему примкнули бояре, противники Морозова. Они выдвигали своим ставленником родственника царя – Романова, который хотел занять место Морозова. Восставшие видели в Романове «доброго, хорошего» боярина и хотели, чтобы он управлял вместе с царём.
И кричали об этом царю:
Летопись: «И покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и мы из города, из Кремля вон не пойдём; и будет межуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни и у всего народу!»
Царь вынужден был выдать Плещеева (его растерзали). 4 июня царь вынужден был возвратить Траханиотова, которого отправили воеводой в Устюжну Железнопольскую, и выдал его восставшим (его казнили). Морозов пытался бежать, но его узнали ямщики и чуть не убили. Он прятался в царских покоях, потом его сослали.
В события включились дворяне и верхи посада. Используя растерянность и ослабление правительства, они подали челобитную царю (требование упорядочить судопроизводство, установить правильное ведение дел в приказах, созвать Земский собор).
Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/xvii-vek-vek-upushhennyh-vozmozhnostej-istoriya-rossii.html
Авантюрист самозванец действовавший в период смутного времени
Обвинения Военные преступления : Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море. Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.
Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а так же с лицами, находившимися в плавании в открытом море.
Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью. Германизация оккупированных территорий.
Истоки и причины самозванчества
Оказавшись в Польше, Отрепьев не скупился на обещания. Он тайно перешёл в католичество и даже пообещал Римской церкви в случае своего воцарения ввести в России католичество. Польскому королю Сигизмунду он посулил Чернигово –Северские земли, а богатейшему магнату Мнишеку, дочь которого Марина стала его невестой, — Новгород Великий, Псков и в придачу много денег.
Практикум по теме 7
Смутное время закончилось восстановлением русской государственности после освобождения Москвы 4 ноября 1612 г. и выборов самодержца. Однако внешние факторы заставляют историков утверждать, что Смута завершилась тогда, когда перестала существовать угроза России со стороны Швеции и Польши.
Смутное время в России
Но, прежде всего, царь не оправдал ожиданий боярства, потому что действовал слишком самостоятельно. 17 мая 1606 г. бояре вели народ в Кремль с криками “Поляки бьют бояр и государя”, а в итоге убит был Лжедмитрий.
На престол вступил Василий Иванович Шуйский. Условием его вступления на российский престол стало ограничение власти.
Он поклялся “не делати ничего без Собора”, и это был первый опыт построения государственного порядка на основе формального ограничения верховной власти. Но нормализации обстановки в стране не произошло.
Реферат: Проблема — законного царя — в смутное время
Во-первых, народное сознание наделяет особу государя сверхъестественными свойствами, вплоть до связей с потусторонними силами, до способности творить чудеса.
Истинный и законный только тот царь, который дан богом, а не тот, кто избран всенародным множеством (эту мысль всячески поддерживали Романовы, с целью упрочить свое положение на троне).
Раз в народном сознании присутствовало представление о Божественном предназначении подлинного царя, которое воплощалось в поверье о неких «царских знаках», то нет ничего удивительного в том, что человек, обнаружив на своем теле какие либо «знаки», начинал считать себя Божьим избранником.
Вопрос 19
СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) — глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16 — начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию.
По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в.
, делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В 19 — начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.
Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III — поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.
Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения. Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 — начала 20 в.
, коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства.
Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19 — начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.
Хронологические рамки Смуты определяются с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой, избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613.
Последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).
Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.
Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка).
К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.
В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I.
Организация первого народного ополчении.В начале января 1611 года нижегородцы получили грамоту от патриарха Гермогена: «Вы видите, — писал он, — как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного».
Жители Москвы также писали нижегородцам: «Гибнет Москва, а Москва есть основание России; не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко… Пощадите нас, бедных душами и телами, к концу погибели пришедших, станьте с нами заодно против врагов креста Христова». Кроме Нижнего Новгорода, воззвания патриарха и москвичей достигли и других городов. Горячо откликнулись рязанцы.
Рязанский воевода Прокопий Ляпунов первым из будущих вождей народного ополчения начал собирать в Рязани патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов и уже от себя рассылал грамоты, призывая к борьбе против поляков.
Поляки, узнав об этом, призвали на помощь для разорения рязанских городов малороссийских казаков, которые заняли ряд городов, в том числе Пронск. Ляпунов отбил у них город, но и сам попал в осаду. На помощь Ляпунову пришёл зарайский воевода князь Д. М. Пожарский. Освободив Ляпунова, Пожарский вернулся в Зарайск.
Но казаки, ушедшие из под Пронска, захватили ночью зарайские укрепления (острог) вокруг кремля, где находился Пожарский. Пожарскому удалось выбить их оттуда, уцелевшие бежали. Бо́льшая часть сторонников Лжедмитрия II с гибелью последнего откликнулась на призыв Ляпунова, так как тоже не хотела власти поляков в России. Перешла на сторону ополченцев и казацкая вольница.
В январе 1611 года нижегородцы, утвердившись крестным целованием (клятвой) с балахонцами (жителями города Балахны), разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.
Рязанский воевода Прокопий Ляпунов, в свою очередь, направил в Нижний Новгород своих представителей для согласования сроков похода на Москву и просил нижегородцев взять с собой побольше боевых припасов, в частности пороха и свинца. Роль Кузьмы Минина в организации второго ополчения.Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общую сходку нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.
Рекомендуем прочесть: в каком случае приставы могут арестовать имущество
Весной того же года П.Ф. Басманов возглавил войско, которое осаждало сторонников Самозванца в крепости Кромы. Здесь собрались основные военные силы Российского государства. Многие в войске были недовольны правлением царя Бориса.
В том числе и рязанские дворяне. Итогом стал переход значительной части правительственной армии на сторону Лжедмитрия. Это позволило Самозванцу захватить российский престол. Одним из инициаторов заговора являлся Петр Басманов.
Что двигало им, почему он изменил Борису Годунову, который доверял ему и которому он преданно служил? Это навсегда останется тайной.
Основные события смутного времени
Таким образом, Россия оказалась на грани утраты своей государственной независимости и территориальной целостности. Страна в значительной мере была деморализована, дезориентирована. Однако нашлись новые патриотические силы, выступившие на защиту Русской земли. Их Центром с осени 1611 г. стал Нижний Новгород.
Местные посадские люди выбрили своим земским старостой купца Кузьму Анкудиновича Минина, человека честного и мужественного, пользовавшегося авторитетом, у купечества и посада. Минин призвал сограждан собрать средства, создать ополчение и пойти освобождать Москву. Патриотический порыв охватил массы. В Нижний Новгород стали стекаться ратные люди.
Аналогичные призывы исходили от руководителей обороны Троице-Сергиева монастыря игумена Дионисия и Авраамия Палицына. Возглавить ополчение пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, одного из предводителей Первого ополчения. Пожарский не запятнал себя связями с интервентами и изменниками. Дружные действия этих выдающихся патриотов России обеспечили успех.
Кроме того, надлежало сформировать авторитетнее в глазах различных слоев населения страны правительство на временных началах — новый Совет всей земли. Недаром К. Минин воспринимался как человек «выборный всей землею». Следовало также не допустить распространения шведской агрессии и столкновения с Великим Новгородом.
Пожарский и здесь проявил себя дальновидным и тонким политиком. Лишь решив все эти сложные задачи, можно было двигаться на Москву. Чтобы лучше подготовиться к предстоящему походу, рать Минина и Пожарского четыре месяца провела в Ярославле, а в августе 1612 г. поступила к Москве и заняла оборону на западе столицы.
К городу на выручку гарнизону интервентов спешила армия гетмана Хоткевича, опытного и удачливого полководца. На первых порах несогласованность действий между руководством Второго и части Первого ополчений (последним командовал князь Д.Т. Трубецкой и оно по преимуществу состояло из казаков) отрицательно сказалась на ходе военных операций.
Войско Хоткевича, встретив отпор на рубеже Арбатских и Чертольских ворот, перенесло основной удар на Замоскворечье, рассчитывая с этой стороны прорваться к осажденным полякам. Однако русские сумели устоять и повели ответное наступление. Переломным моментом битвы стал фланговый удар конных сотен во главе с К. Мининым.
Последующие совместные действия обоих ополчений привели к поражению воинства Хоткевича и его отступлению от Москвы. Судьба окруженного в центре города гарнизона интервентов была предрешена. Взятие ополченцами города означало капитуляцию, которая и состоялась 26 октября 1612 г. Москва была освобождена [4, 104c]
Рекомендуем прочесть: Возвращение подоходного налога за лечение
XVII век — век упущенных возможностей
В январе 1613 г. в Москве начал работу Земский собор, в заседаниях которого участвовали 700 представителей бояр, духовенства, дворян и посадских людей. Избрание царя оказалось очень трудным делом. В стране не было бесспорного претендента на трон.
Необходимо было найти личность, способную примирить враждовавшие боярские клики и, самое главное, обладавшую в глазах народа законными правами на престол. Такой компромиссной фигурой мог стать 16-летний Михаил Романов.
Немаловажное значение для простых людей имело то обстоятельство, что он был племянником последнего царя из прежней династии Федора. Однако первоначально Земский собор отверг кандидатуру Михаила Романова.
Представители знатных семейств не без оснований опасались, что после избрания царем посредственного во всех отношениях юноши реальным правителем страны будет властный и честолюбивый Филарет.
Чтобы вынудить Земский собор принять выгодное для них решение, сторонники Романовых вышли на Красную площадь и обратились к народу. Казаки и чернь ворвались в Кремль, требуя немедленно избрать царя. 21 февраля 1613 г. Земский собор объявил царем Михаила Романова. Провозглашение нового царя не сопровождалось никакими ограничительными условиями.
Восстания более энергичных жителей окраин против центра, утратившего пассионарность, встречаются в ходе этногенеза постоянно. Точно так же во Франции Гасконь, Прованс и Бретань восставали против власти Парижа, а в Римской империи против принципов поднимались провинциалы.
Пассионарный потенциал Рязани или Северской земли начала XVII в. был много выше, чем в Москве, так как большее количество пассионарных людей уцелело от геноцида конца XVI в. именно на окраинах России. Ведь в Северской земле, «подальше от начальства», можно было жить в безопасности от опричнины.
Угрозу там представляли только татары, но разве это была угроза по сравнению с опричниками?!
Источник: http://russianjurist.ru/ugolovnoe-pravo/avantyurist-samozvanets-dejstvovavshij-v-period-smutnogo-vremeni
Презентация на тему «Смутное время – время упущенных возможностей»
- Скачать презентацию (0.35 Мб)
- 28 загрузок
- 3.5 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему «Смутное время – время упущенных возможностей» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
- Формат pptx (powerpoint)
- Количество слайдов 10
- Аудитория
- Слова история история россии русское царство смутное время
- Конспект Отсутствует
- Слайд 1 Урок истории в 10 классе
- Слайд 2
Историческое содержание понятия Смута.
Взгляды историков на личность Бориса Годунова и его правление.
Проблема самозванства в начале XVII в.
Смута – гражданская война?
Итоги Смутного времени для развития России. - Слайд 3 Вопросы для обсуждения:
Что историки вкладывают в историческое понятие Смуты? Общая характеристика эпохи.
Периоды Смуты. - Слайд 4 Проблемная задача № 2. Взгляды историков на личность Бориса Годунова и его правление. Причины непопулярности Бориса Годунова?
Проблема легитимности власти? «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
зять палача и сам в душе палач,
возьмет венец и бармы Мономаха». А. С. Пушкин. Борис Годунов
Борис Годунов
1598 – 1605 гг. - Слайд 5 В чем состоит проблема самозванства?
Почему раньше не было движений под знаменем самозванства?
Кто такой Лжедмитрий?
Почему он не удержался на престоле?
Чем были недовольны его враги и бывшие соратники?
По какому пути пошло бы дальнейшее развитие России, если бы Лжедмитрий удержался на троне? (ответ на этот вопрос оформите как вывод)
Прочитайте тексты документов и ответьте на следующие вопросы:
Лжедмитрий I
1605 – 1606 гг. - Слайд 6
Какие социальные группы участвовали в событиях Смутного времени?
Каковы были цели и мотивы их деятельности?
Какова была сущность их деятельности?
Какова была роль каждой группы в общей картине Смуты?
Произошли ли изменения их положения в государстве за время Смуты? Василий Шуйский
1606 – 1610 гг. - Слайд 7 Проблемная задача № 5.Можно ли восстание Ивана Болотникова отнести к альтернативам, которые осуществившись, могли принести плоды? Личность предводителя? Анализ характера движения?
- Слайд 8
Изменило бы ход развития страны приглашение польского королевича Владислава на царствование? - Слайд 9 Проблемная задача № 7.Кто поддержал Михаила Федоровича Романова и почему? Польская интервенция. Первое и второе ополчения.
Избрание Михаила Федоровича Романова в 1613 г. царем. Кто поддержал Романова и почему? - Слайд 10 Борис Годунов королевич Владислав
Василий Шуйский Лжедмитрий I Михаил Романов Модернизация Развитие России по западному образцу Шаг к правовому государству
Договорные отношения между государем и страной Консерватизм
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/history/smutnoe-vremya-vremya-upuschennyh-vozmozhnostey
3.2. Сословный строй Московского царства и крепостное право. Церковный раскол и его социальные причины. Новые черты в экономике в XVII веке
Особенности
сословного и социально-экономического
строя Московского государства:
1. Формирование
сословий не столько под влиянием
социально-экономических причин (как на
Западе), сколько под воздействием
потребностей быстро растущего государства,
с распределением обязанностей
между ними. При этом верхние сословия
– боярство и дворянство были обязаны
нести государственную и военную службу,
низшие – обеспечивать их и само
государство экономически.
2. Возможность
оттока недовольных на отдаленные окраины
страны, обусловленная ее громадными
размерами и служившая определенной
отдушиной, сдерживавшей накал социальных
противоречий.
3. Огромный фонд
государственных земель (из конфискованных
земель бывших удельных князей), почти
равный частному и служивший опорой
экономической мощи государства, а как
следствие – укреплявший его авторитарную
власть.
Основными
сословиями Московского
царства были:
Бояре
– крупные феодалы, владевшие землей по
наследству
(вотчины) и входившие в состав постоянного
совещательного органа при царе –
Боярской
думы.
Дворяне
– небогатые феодалы, получавшие землю
в условное
владение за службу царю.
Духовенство,
подразделенное по православному обычаю
на белое
– с правом жениться, но без возможности
карьеры, и черное
(монашествующее) – без права жениться,
но с перспективой карьеры вплоть до
высших санов.
Купечество –
торговоесословие,
прообраз будущей буржуазии.
Посадские
– основное население городов, занимавшееся
по преимуществу ремеслами.
Стрельцы
– войсковое сословие, не
являвшееся,
однако, регулярным; в мирное время
стрельцы занимались ремеслами и торговлей
в своих слободах.
Казаки
– в то время
войсковое сословие вольных общинников
на окраинах государства, включая беглых
крестьян (особенно многочисленное на
Дону).
Казаки охраняли границы государства
и первоначально жили на началах военной
демократии во главе с выборными атаманами.
Параллельно они занимались разбоями и
нередко служили ядром бунтов и мятежей
– Лжедмитрия, Тушинского вора, Стеньки
Разина, Пугачева и др.
Впоследствии
казачество было превращено царями в
полностью подчиненное, регулярное
военно-земледельческое сословие с рядом
привилегий, ставшее надежной опорой
престола.
По особенностям своей истории
и уклада казачество представляет
исторический феномен России (до ликвидации
украинской автономии в XVIII
в. казачество существовало также на
Украине, в которой играло еще большую
роль).
Крестьяне
– наиболее многочисленное земледельческое
сословие, по своей принадлежности
подразделявшееся на помещичьих,
государственных (в то время назывались
«черносошными»), дворцовых (принадлежавших
царской семье, позднее назывались
удельными) и монастырских (церковных)
крестьян.
В ту эпоху
крестьянство жило в обстановке
формирования и усиления крепостного
права. Этапами
складывания и усиления крепостного
права были:
1581
– начало закрепощения, ознаменованное
отменой права перехода от одного помещика
к другому в Юрьев день; первоначально
это предусматривалось как временная
мера, обусловленная разорением помещиков
и общим упадком хозяйства в результате
опричнины и Ливонской войны, но «аппетит
приходит во время еды».
В дальнейшем –
последовательное возрастание сроков
закрепощения и розыска беглых крестьян.
1649
(по Соборному уложению царя Алексея
Михайловича) – окончательное закрепощение
с правом бессрочного возврата беглых
и даже их потомков, рожденных на воле.
1718
(при Петре Великом) – введение личной
крепостной зависимости от помещиков с
правом продажи крестьян без земли (после
установления подушной подати), тогда
как раньше они были прикреплены к земле.
Вторая половина
XVIII
в. (при
Екатерине Великой) – закрепление
юридической власти помещиков над
крестьянами с запрещением им жаловаться
на помещиков.
В отличие
от стран Западной Европы, где крепостное
право отмерло еще в средние века (хотя
личная зависимость крестьян сохранилась),
в России и др. странах Центральной и
Восточной Европы (Германии, Польше) оно
складывалось позднее
и приобрело более тяжелый характер,
близкий к рабству.
Стимулами усиления
крепостного права в России служили:
1) быстрый рост
дворянского сословия;
2) относительно
малая плодородность земли, подталкивавшая
дворян «выжимать все соки» из крепостных.
Не случайно эксплуатация крестьянского
труда мелкопоместными дворянами была
значительно выше, чем крупными
землевладельцами-боярами, – подобно
тому, как сегодня эксплуатация труда
рабочих мелкими предпринимателями
выше, чем крупными финансово-промышленными
магнатами.
Среди социальныхпоследствийзакрепощения
крестьян былиСмута, другие
народные бунты XVII–XVIII
вв. (Стеньки Разина, Пугачева и др.) и
церковный раскол (см. ниже).
Новыми чертами
в экономике и социальных отношениях в
XVII
веке (при
первых Романовых) были:
1) с
одной стороны,
развитие хозяйственной специализации
регионов и связей между ними;
2) появление
мануфактур
– первых промышленных предприятий с
разделением
труда,
хотя еще основанных на ручном труде;
3) с
другой стороны,
усиление эксплуатации крестьян и
крепостного права (окончательно – с
Соборного уложения 1649 г.
), а также общий
рост эксплуатации низших сословий,
отсюда – серия народных восстаний
(Соляной и Медный бунты в Москве в 1648 и
1662 гг., восстания в Новгороде и Пскове
в 1648–1650 гг.
, крупнейший казацко-крестьянский
бунт Стеньки
Разина на
Волге и Дону в 1670–1671 гг.).
Подобно
странам Западной Европы того времени,
социальный протест вылился (в полном
согласии с мировоззрением средневековых
людей) в религиозную
форму. Но если в Европе он приобрел
окраску протестантской Реформации, т.
е.
борьбы против традиционной
римско-католической церкви, то особенностью
данного процесса на Руси явилась,
наоборот, защита традиционных религиозных
обрядов, или старообрядчество,
поскольку власть сама
поддержала церковную реформу.
Народу
же в той обстановке важен был повод
для протеста.
Церковную реформу
инициировал в 1654
году патриарх
Никон. Официальной
ее целью было устранение накопившихся
на протяжении столетий отклонений в
обрядах русской церкви и приведение их
в соответствие с каноническими греческими
правилами (крестное знамение тремя
пальцами вместо двух и др.).
Скрытой
целью Никона была, по всей видимости,
подготовка почвы для возрождения
всемирной организации православной
церкви (наподобие римско-католической),
но теперь уже под эгидой не Византии, а
Руси. Царь поддержал реформу Никона, а
все недовольные слои населения отвергли
ее. Так произошел раскол
Русской православной церкви.
Идеологом раскола и главным оппонентом
Никона выступал протопоп Аввакум,
позднее сожженный на костре по приговору
церкви как еретик. Протест старообрядцев
принимал самые различные формы – от
активных, вплоть до восстаний против
власти, до пассивных, вроде бегства в
леса, где они основывали свои поселения
(скиты) вдали от мира.
Фанатизм раскольников
доходил до массовых самосожжений.
Парадокс в том,
что сам инициатор реформы, патриарх
Никон, стал жертвой собственных далеко
идущих политических замыслов. Он совершил
единственную в истории России попытку
утвердить главенство духовной власти
(т. е. церкви) над светской (т. е.
царем) и
потерпел поражение. В 1666 г. он был лишен
сана патриарха и сослан в отдаленный
монастырь.
Результатами
церковного раскола были:
1) присоединение
к старообрядцам недовольной властью и
усилением крепостного права части
народа;
2) ослабление церкви
и усиление
ее зависимости от государства.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4241928/page:10/
Смутное время – время упущенных возможностей Урок истории в 10 классе. — презентация
1 Смутное время – время упущенных возможностей Урок истории в 10 классе
2 Вопросы для семинара: Историческое содержание понятия Смута. Взгляды историков на личность Бориса Годунова и его правление. Проблема самозванства в начале XVII в. Смута – гражданская война? Итоги Смутного времени для развития России.
3 Проблемная задача 1. Историческое содержание понятия Смута. Вопросы для обсуждения: Что историки вкладывают в историческое понятие Смуты? Общая характеристика эпохи. Периоды Смуты.
4 Проблемная задача 2. Взгляды историков на личность Бориса Годунова и его правление. Причины непопулярности Бориса Годунова? Проблема легитимности власти? «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха». А. С. Пушкин. Борис Годунов А. С. Пушкин. Борис Годунов Борис Годунов 1598 – 1605 гг.
5 Проблемная задача 3. В чем состоит проблема самозванства? В чем состоит проблема самозванства? Почему раньше не было движений под знаменем самозванства? Кто такой Лжедмитрий? Почему он не удержался на престоле? Чем были недовольны его враги и бывшие соратники? По какому пути пошло бы дальнейшее развитие России, если бы Лжедмитрий удержался на троне? (ответ на этот вопрос оформите как вывод) Прочитайте тексты документов и ответьте на следующие вопросы: Лжедмитрий I 1605 – 1606 гг.
6 Проблемная задача 4. Смута – гражданская война? Какие социальные группы участвовали в событиях Смутного времени? Каковы были цели и мотивы их деятельности? Какова была сущность их деятельности? Какова была роль каждой группы в общей картине Смуты? Произошли ли изменения их положения в государстве за время Смуты? Василий Шуйский 1606 – 1610 гг.
7 Проблемная задача 5. Можно ли восстание Ивана Болотникова отнести к альтернативам, которые осуществившись, могли принести плоды? Личность предводителя? Анализ характера движения?
8 Проблемная задача 6. Изменило бы ход развития страны приглашение польского королевича Владислава на царствование?
9 Проблемная задача 7. Кто поддержал Михаила Федоровича Романова и почему? Польская интервенция. Первое и второе ополчения. Избрание Михаила Федоровича Романова в 1613 г. царем. Кто поддержал Романова и почему?
10 Альтернативы развития России в начале XVII века: Борис Годунов королевич Владислав Василий Шуйский Лжедмитрий I Михаил Романов Модернизация Развитие России по западному образцу Шаг к правовому государству Договорные отношения между государем и страной Консерватизм
Источник: http://www.myshared.ru/slide/466777/