Высшие государственные учреждения

Высшие правительственные учреждения. Земские соборы

Здесь прежде всего является вопрос: чем будет поддерживаться необходимое единство действия всей совокупности министерств, целого правительства? Если это единство поддерживается самим императором, то трудно ждать самостоятельности министров даже в деле, отведенном на их решение.

Если единство поддерживается коллегией министров, то министр, несущий личную ответственность, может ли подчиниться коллегии, требующей чего-либо, по его мнению, неудобного или совершенно вредного?

Эти сложности, может быть, могут быть решены учреждением кабинета министров с одним премьер-министром (канцлером), который явится ответственным лицом.

Обратите внимание

Но и в этом случае вопрос о том, насколько ответственность будет фактически действительна, всецело зависит от силы контроля, имеющегося над действием исполнительной власти.

Таким образом, при самом разумном решении вопроса о районе самостоятельности действий министров или кабинета министров, главное внимание приходится все-таки посвятить вопросу об организации над ними сильного контрольного учреждения.

Какова же должна быть его организация для того, чтобы оно было не фиктивным, а действительным орудием контроля и привлечения к ответственности? Это один из основных вопросов высших государственных учреждений. Русская практика с Петра Великого и по настоящий момент дает очень важные в этом отношении указания.

Петр Великий установил правительствующий сенат как орган объединения всех властей около Верховной власти и как орудие ее контроля. При преобразованиях Александра I, мысль о необходимости такого контроля не была оставлена, и сенат был вооружен для того весьма широкими на вид правами. П. Н. Семенов цитирует весьма назидательные в этом отношении места Манифеста 8 сент. 1802 г.

«Следуя… внушениям сердца Нашего, следуя великому духу Преобразителя России, Петра Великого, Мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных Нами министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться…

На правительствующий же сенат, коего обязанности и первоначальную степень власти Мы указом Нашим, в сей день данным, утвердили, возлагаем важнейшую и сему верховному месте наипаче свойственную должность рассматривать деяния министров по всем частям их управления вверенным и по надлежащем сравнении оных с государственными постановлениями и с донесениями, прямо от мест до сената дошедшим, делать свои заключения и представлять нам докладом».

В этих целях сенат был вооружен самыми широкими правами. Но что же получилось в результате? Сам П. Н. Семенов констатирует, что министерская власть быстро победила сенат, и все его контрольные права остались мертвой буквой. Да современники учреждения министерств и тогда не верили в действительность контроля сената. В этом отношении особенно веско мнение Сперанского, высказанное не априорно, а через несколько лет практики новых учреждений.

«Граф Сперанский в плане государственного образования, предоставленном императору Александру в 1809г., в таких глубоко верных и пророческих словах характеризовал слишком поспешно введенное учреждение министерств. По его мнению надо было установить государственное сословие, перед которым министерская власть была бы фактически ответственна. Он полагал, что и сенат не удовлетворит этому требованию. Если бы даже сами министры, говорит он, пожелали у нас утвердить свою ответственность, они не могли бы в этом успеть: ибо где закон сам не стоит на твердом основании, там и отвечать перед ним нельзя. От сего недостатка происходит, что все действия министерского установления приняли вид произвола».

Отчего получается такой результат? Отчасти от того, что учреждение, по существу, относящееся к судебной власти, как сенат, не может быть сильным контролером исполнительной власти, так как его природная компетенция недостаточна для этого многообъемлюща *.
* В отношении сената я также не могу согласиться с мыслями П. Н. Семенова, как и покойного Юзефовича. Не отрицая известного значения Петровского сената, как органа объединения властей, я не замечал в истории, чтобы он был когда бы то ни было достаточно удачным орудием даже и этого. Что касается его контролирующей способности, ее, быть может, хватало при плохом построении исполнительной власти, при ее бессилии, но со времени ее преобразования при Александре I сенат оказался уже сам перед ней бессилен, как это прекрасно обрисовывает и П. Н. Семенов. Но покупать силу контроля ценой бессилия исполнительной власти невозможно. Исполнительная власть не менее нужна и важна, чем всякая другая, и то негодование, которое она возбуждает теперь в критике вследствие превращения в бюрократическую узурпацию и «олигархию министров» не должно закрывать наши глаза на необходимость сильной, иерархической, централизованной исполнительной власти. Для того же, чтобы она не превращалась в олигархию и узурпацию, имеются иные средства, а не порча исполнительной власти, не се обессиление. Такое средство состоит в том, чтобы Верховная власть не приходила к фактическому слиянию с министерствами, но оставалась на высоте всех полномочий Верховной власти.

Для этого высший орган совещания и наблюдения Верховной власти должен представлять сочетание всех властей и дополнен непременным участием в нем общественных сил. Пока же этого нет – Верховная власть не может фактически сохранить самостоятельности действия и контроля, как бы мы ни портили управительные власти.

Источник: http://apocalypse.orthodoxy.ru/monarchy/441.htm

Высшие и центральные государственные учреждения в 16-20 вв

Приказы 16-17 вв.

Приказные учреждения даны в алфавитном порядке. После названия приказа указаны его функции и даты существования (как правило, первая дата имеет в виду первое упоминание в источниках).

Из множества сыскных приказов в список включены наиболее значительные, действовавшие сравнительно долгое время. В список не включены приказы конца 17 в. и начала 18 в.

– Адмиралтейский, Артиллерийский, Военно-Морских дел, Провиантский, Земских дел (1701), Синодальный дворцовый и др., т. к. они представляли собой новый тип центральных учреждений.

АПТЕКАРСКИЙ (Аптекарская палата), первоначально дворцовый, впоследствии общегосударственное учреждение, ведал вопросами медицинской службы (1594/ 1595-1714).

АСТРАХАНСКИХ ДЕЛ, функции не выяснены (упомянут в 1643). БОЛЬШОГО ДВОРЦА (Большой дворец), ведал дворцовым хозяйством, населением дворцовых волостей, а также Хлебным, Кормовым и Сытным дворами (1534- 1728).

Важно

БОЛЬШОГО ПРИХОДА (Большой приход), ведал сборами с населения: в 16 в.-прямыми и косвенными, в 17 в.- главным образом таможенными (1554/55-1699).

БОЛЬШОЙ КАЗНЫ (Большая казна), ведал сборами прямых налогов с торгового и ремесленного населения городов, монетным делом, казенной промышленностью; с 1680 — таможенными и кабацкими сборами (1621/22-1718).

БРОННЫЙ, осуществлял контроль за изготовлением военных доспехов (1573 — 1-я половина 17 в.).

ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (Литовский, Литовских управных дел), создан для управления завоеванными в 1654 землями Речи Посполитой (1657-1674/75, соединён с Устюжской четвертью).

ВЕЛИКОЙ РОССИИ, ведал управлением территорией слободских полков (Сумского, Харьковского и др.) (1687/88-1700).

ВЕРХНЕЙ ТИПОГРАФИИ, ведал придворной типографией (1680-?).

ВЛАДИМИРСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Владимирская четь, Владимирский), ведал управлением 26-30 городов с уездами (Владимир, Мценск, Орел и др.) (60-70-е гг. 16 в. — 1690, территориальное название с 1629).

ГАЛИЦКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Галицкая четь, Галицкий), ведал управлением 22-25 городов с уездами (Галич, Белоозеро, Шуя и др.) (60-70-е гг. 16 в.- 1680, соединен с Посольским приказом, территориальное название с 1606).

ГОРОДОВОГО ДЕЛА, ведал строительством системы укреплений по южной границе государства (1638-44).

Совет

ДЕНЕЖНОГО И ХЛЕБНОГО СБОРА, временный, создавался в военное время, ведал натуральными и денежными сборами на военные нужды (в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность).

Читайте также:  Генеалогия московских князей

ДЕНЕЖНОЙ РАЗДАЧИ, временный, создавался в военное время, ведал раздачей жалованья ратным людям (в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность).

ДОИМОЧНЫЙ, ведал сбором недоимок за прошлые годы (70-е гг. 17 в.- 1701).

ЖИТНЫЙ (Житных дворов), дворцовый, ведал приемом и выдачей казенных припасов, поступавших для хранения на Житные дворы (16 в. — 80-е гг. 17 в., соединен со Стрелецким приказом).

ЗАПИСНОЙ, ведал составлением истории Романовых (1657-59).

ЗЕМСКИЙ (Земский двор), ведал управлением Москвы, сбором налогов с тягловoгo населения, судом по уголовным и гражданским делам (1564-1699).

ЗОЛОТЫХ ДЕЛ (Золотой), дворцовый, ведал надзором за изготовлением золотых ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой палатой (1624-56, соединен с Серебряным приказом в приказ Золотых и серебряных дел).

ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ, дворцовый, ведал надзором за изготовлением золотых ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой и Серебряной палатами (1656-1700, соединен с Оружейной палатой).

ИКОННЫЙ, ведал дворцовыми иконописцами, работавшими в иконописной палате (1622-53).

ИНОЗЕМСКИЙ (Иноземный), ведал иностранцами, поступившими на русскую службу (1624-1701, соединен с приказом Рейтарских дел).

Обратите внимание

КАЗАНСКОГО ДВОРЦА (Казанский дворец, Мещерский дворец), ведал территорией, присоединенной к России в 16 в. после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, в 17 в. часть земель перешла в ведение других приказов (60-е гг. 16 в.- 1709).

КАЗАЧИЙ (Казачий разряд, Приказ сбора казачьих кормов), ведал сбором хлеба на жалованье казакам и служилым людям «по прибору» (1613-43).

КАЗЁННЫЙ (Казенный двор), дворцовый, являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, которые ее изготовляли (скорняками и др.) (1512-1700, соединен с приказом Большого дворца).

КАЛМЫЦКИХ ДЕЛ, ведал переговорами с калмыцкими тайшами по поводу принятия ими русского подданства (1661).

КАМЕННЫХ ДЕЛ (Каменный), ведал казенным каменным строительством, заготовкой строительных материалов и записными каменщиками и кирпичниками (1583/84, 1615/16-1700, соединен с приказом Большого дворца).

КНЯЖЕСТВА СМОЛЕНСКА (Смоленский), ведал управлением смоленскими землями, возвращенными в ходе русско-польской войны 1654-67 (1663/64-1712).

КОНЮШЕННЫЙ, ведал царским выездом и сбором пошлин с торговли лошадьми (1573-1728).

КОСТРОМСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Костромская четь, Костромская, Ярославская четверть), ведал управлением 17-22 городов с уездами (Кострома, Ярославль, Муром и др.) (60-70-е гг. 16 в.- 1700, в 1680 соединен со Стрелецким приказом, территориальное название с 20-х гг. 17 в.).

КУПЕЦКИХ ДЕЛ, ведал оценкой мехов и др. вопросами, связанными с пограничной торговлей русских купцов (был подчинен Сибирскому приказу) (1664-78).

Важно

ЛИТОВСКИХ ПОЛОНЯНИЧНЫХ ДЕЛ, создан для решения судьбы пленных, захваченных во время Смоленской войны 1632-1634 (1634-36).

ЛИФЛЯНДСКИХ ДЕЛ (Лифляндский земский приказ), ведал землями, завоеванными в Лифляндии во время русско-шведской войны 1656-61 (1658-62).

ЛОВЧИЙ, дворцовый, ведал царской охотой (1509 — 1-я половина 17 в.).

МАЛОЙ РОССИИ (Малороссийский), ведал отношениями с Украиной, имевшей автономное управление (1662-1722, в 1667 подчинен Посольскому приказу).

МЕЩАНСКОГО СУДА, ведал судом над белорусским населением Мещанской слободы в Москве (1666).

МОНАСТЫРСКИЙ, ведал хозяйственными делами монастырей, с 1701 и судебными делами церковнослужителей (1650-75, 1701-25).

МУШКЕТНОГО ДЕЛА, ведал изготовлением ручного огнестрельного оружия, был подчинен Оружейной палате (1663-64).

НОВГОРОДСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Новгородский), ведал управлением 21-33 городов с уездами (Новгород, Псков, Архангельск, Вологда и др.) (60-70-е гг. 16 в.- 1720, в 1680 подчинен Посольскому приказу, территориальное название с 1601).

НОВОЙ АПТЕКИ, создан в связи с постройкой новой аптеки в Москве (1673-74, соединен с Аптекарским приказом).

Совет

НОВОЙ ЧЕТВЕРТИ (Новая четь, Кабацкий приказ), ведал кабацкими сборами с Москвы и южных городов (до 1665), борьбой с корчемством, в 1678 и сношениями с калмыками (1619-80, соединен с приказом Большой казны).

ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ (Оружейный), подал производством холодного и ручного огнестрельного оружия (1-я половина 16 в., возобновлен в 1613 — до 20-х гг. 18 в.).

ПАНИХИДНЫЙ (Приказ у вечного поминка), ведал поминанием лиц царской семьи (1628-97).

ПАНСКИЙ, ведал служилыми иностранцами, выходцами из стран Западной Европы (1614-23).

ПАТРИАРШИЙ ДВОРЦОВЫЙ, ведал управлением патриаршим хозяйством, сборами с раскольников и др. (1620-1726, в 1701 передан в ведение Монастырского приказа, в 1721 — Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии).

ПАТРИАРШИЙ КАЗЁННЫЙ, ведал сбором налогов, поступавших в патриаршую казну (1617/18-1726, в 1701 передан в ведение Монастырского приказа, в 1721 — Синода, в 1726 соединён с Коллегией экономии).

ПАТРИАРШИЙ СУДНЫЙ (Патриарший разряд, Патриарший духовный), ведал судебными делами о преступлениях против веры, назначением духовенства на должности и др. (начало 17 в.- 1700).

ПАТРИАРШИЙ ЦЕРКОВНЫХ ДЕЛ, ведал надзором за благочинием в церквах и поведением духовенства (1674-90).

Обратите внимание

ПЕЧАТНЫЙ, ведал хранением и прикладыванием государственных печатей и сбором печатных пошлин, был подчинен Посольскому приказу (16 в. — 1722).

ПЕЧАТНЫЙ (Книгопечатного дела), ведал работой Московского печатного двора (1553-1722, преобразован в Типографскую контору при Синоде).

ПОЛКОВЫХ ДЕЛ, функции не выяснены (упомянут в 1661, был подчинен приказу Казанского дворца).

ПОЛОНЯНИЧНЫЙ, ведал выкупом русского населения, попавшего в плен (середина 16 в. — 1679).

ПОМЕСТНЫЙ, ведал вопросами феодального землевладения, судом по земельным спорам, описанием земель (1577-1720, в 1712 подчинен Сенату).

ПОСОЛЬСКИЙ, ведал сношениями с иностранными государствами (1549-1720).

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ, дворцовый, ведал царской спальней, а также лицами, обслуживавшими царскую семью (1573, по др. данным, 50-е гг. 16 в. — 1-я половина 17 в.).

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ (до 1695 — Преображенская канцелярия), ведал «потешными» полками, позднее — проведением рекрутских наборов, полицейской службой, с 1697 — делами о государственных преступлениях (1686-1729).

ПРИКАЗНЫХ ДЕЛ, исполнял особые поручения, являлся апелляционной инстанцией для судебных дел Поместного и Холопьего приказов (1622 — 60-е гг. 17 в.).

Важно

ПУШКАРСКИЙ, ведал артиллерией русской армии и обслуживающим её населением, в его управлении находились казённый Пушечный двор и пороховые мельницы (1577-1700).

РАЗБОЙНЫЙ (с 80-х гг. 17 в.- Разбойный сыскной), ведал контролем за решением уголовных дел в приказных избах (1555/ 1556, по др. данным, 1539-1701).

РАЗРЯДНЫЙ (Разряд, Большой разряд), ведал обороной государства, учетом и управлением служилыми людьми, назначением на гражданские должности, 33 пограничными городами с уездами (1555/56, по др. данным, 30-е гг. 16 в.- 1711).

РАТНЫХ ДЕЛ, функции не выяснены (1633).

РЕЙТАРСКИЙ, ведал полками -«иноземного строя» (1649-1701, соединён с Иноземским приказом).

РОЗЫСКНЫХ ДЕЛ, создан для следствия по делу Ф.Л. Шакловитого и его сообщников (1689-94).

РУДНОГО СЫСКА, ведал организацией разведок залежей полезных ископаемых (1642-1709 или 1710).

СБОРА ДАТОЧНЫХ ЛЮДЕЙ (Сбора ратных и даточных людей, Сбора ратных и доимки даточных людей), временный, ведал набором тяглых людей для тыловых работ в военное время, занимался также комплектованием драгунских и солдатских полков (1633 — конец 30-х гг. 17 в., 1651-54, соединен с приказом Костромской четверти).

СБОРА НЕМЕЦКИХ КОРМОВ (Приказ немецких кормов, Приказ сбора хлебных и мясных запасов), ведал сбором продовольствия для наёмных иностранных войск на русской службе (1632 — конец 30-х гг. 17 в.).

Совет

СБОРА ПЯТИННЫХ И ЗАПРОСНЫХ ДЕНЕГ (Сбора пятинных и земских денег), временный, ведал сбором чрезвычайных налогов, идущих на военные нужды (1616-18, 1632-37).

Читайте также:  Смерть пушкина потрясла всю мыслящую россию

СБОРА РАТНЫХ ЛЮДЕЙ, ведал проведением набора людей и сбора денежных средств для обороны южных границ государства (1637-54).

СБОРА СТРЕЛЕЦКОГО ХЛЕБА, ведал натуральными сборами на армию (1672-97).

СЕМЁНОВСКИЙ, ведал формированием Семеновского полка и сбором средств на его содержание (между 1688 и 1693-1718).

СЕРЕБРЯНЫЙ (Серебряная палата), ведал ювелирными работами для нужд двора (упомянута 1613-56, соединен с приказом Золотых дел и приказ Золотых и серебряных дел).

СИБИРСКИЙ, ведал управлением Сибири (1637-1727, 1730-63).

СОБОРНОГО ДЕЛА, ведал живописными и ремонтными работами и кремлёвских соборах (упомянут в 1653).

СОКОЛЬНИЧИЙ, дворцовый, ведал придворной соколиной охотой (1550 — 2-я половина 17 в.).

СТВОЛЬНЫЙ, ведал изготовлением стволов для ручного огнестрельного оружия (был подчинён Оружейной палате) (1647-1666).

СТРЕЛЕЦКИЙ (приказ Надворной пехоты), ведал стрелецкими полками, в 1672-1683 — также сбором (1571-1701, реорганизован в приказ Земских дел).

Обратите внимание

СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН, ведал постройкой богаделен в Москве и других городах (1670-80).

СУДНЫЙ, ведал судебными делами служилых людей (1699-1700).

СУДНЫЙ ВЛАДИМИРСКИЙ, ведал судебными делами высшего слоя служилых людей (думных и московских чинов) (1582/ 1583-1699, объединен с Московским судным приказом и переименован в Судный приказ).

СУДНЫЙ ДВОРЦОВЫЙ, ведал судебными делами дворцовых служителей (1664/ 1665-1709).

СУДНЫЙ ДМИТРОВСКИЙ, ведал судебными делами служилых людей Дмитровского уезда, неподсудных местным воеводам (1595 — начало 17 в.).

СУДНЫЙ КАЗАНСКИЙ, ведал судебными делами служилых людей Среднего и Нижнего Поволжья (1591-1719).

СУДНЫЙ МОСКОВСКИЙ, ведал судебными делами служилых людей Московского и др. уездов (1598-1699, объединен с Владимирским и переименован в Судный приказ).

СЧЁТНЫЙ (Счетных дел, Столовых и счетных дел), осуществлял финaнсoвый контроль за деятельностью центральных учреждений, с 1670 ведал сбором недоимок (1656-1677/78).

СЫСКНОЙ (Сыскных дел), создан для разбора жалоб, главным образом по земельным делам (1619).

СЫСКНОЙ, подал сыском посадских людей, заложившихся за вотчинников в Москве и Ярославле (1638-42). СЫСКНОЙ, проводил «посадское строение» 1649-52 (1648-52).

Важно

СЫСКНОЙ (Сыскных заставных дел), создан для выяснения размеров опустошений после эпидемии 1654-55, ведал предупредительными санитарными мерами (1657-60-е гг. 17 в.).

СЫСКНОЙ, создан для следствия над участниками Медного бунта (1662).

ТАЙНЫХ ДЕЛ (Тайный), собственная канцелярия царя, осуществлял контроль за деятельностью государственных учреждений, ведал делами о политических преступлениях, с 1663 и дворцовыми землями (1654-76).

УСТЮЖСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Устюжский), ведал управлением 22-26 городов с уездами (Устюг, Сольвычегодск, Можайск и др.) (60-70-е гг. 16 в. — 1680, соединен с Посольским приказом, территориальное название с 1611).

ХЛЕБНЫЙ, ведал натуральными сборами для армии, а также житницами, в которые свозился «стрелецкий хлеб», управлял некоторыми дворцовыми вотчинами (Скопин, Романов и др.) (1663-83).

ХОЛОПИЙ (Холопьего суда), ведал регистрацией кабальных актов и судебными делами о холопах (50-70-е гг. 16 в. -1681, 1683-1704).

ЦАРЁВОЙ МАСТЕРСКОЙ ПАЛАТЫ, ведал изготовлением царской одежды и мастеровыми людьми, ее изготовлявшими (1613 -начало 18 в.).

ЦАРИЦЫНЫ МАСТЕРСКОЙ ПАЛАТЫ (Постельный), ведал изготовлением одежды для цариц и царских детей, а также дворцовым населением Кадашевской слободы и с. Берейтова (1656, по др. данным, -1626-1701).

ЧЕЛОБИТНЫЙ, являлся апелляционной инстанцией по делам других приказов, в него поступали все челобитные на имя царя (упомянут в 1550, 1613-85, соединен с Владимирским судным приказом).

ЯМСКОЙ, ведал организацией ямского дела (1550-1723).

Государственные учреждения 18 — начала 20 вв.

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ

(8.2.1726-4.3.1730)

Источник: http://russiahistory.ru/vy-sshie-i-tsentral-ny-e-gosudarstvenny-e-uchrezhdeniya-v-16-20-vv/

Государственное учреждение: цели, капитал, деятельность, участники

Привести примеры действующих государственных учреждений может практически любой школьник старше 10-12 лет. Хотя многие из них даже близко не представляют устройство и особенности таких организаций. Более того, не все взрослые понимают, что отличает государственные учреждения от других организаций.

Государственные учреждения — это не только мэрия, детские сады и школы. Видов деятельности ГУ значительно больше, чем управление и обучение.

Совет

К тому же есть еще и разновидности, влияющие на финансирование государственных учреждений и другие нюансы. Чтобы полностью понимать понятие ГУ, нужно знать все эти особенности.

Итак, давайте рассмотрим основные цели деятельности государственных учреждений, учредительные документы для их создания,

Что такое государственные учреждения

Под словосочетанием «государственные учреждения» принято понимать какую-либо организацию или структуру, созданную с целью обслуживания населения, обеспечения деятельности госорганов, рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений населения. В большинстве случаев целью всех ГУ является услуги населению или управляющая, законодательная деятельность.

Про казенные, бюджетные и автономные государственные учреждения расскажет этот видеоролик:

Характерные особенности

Государственные учреждения имеют следующие характерные особенности:

  1. Подчиняются вышестоящему звену.
  2. Обладают правами юридических лиц.
  3. Наличие постоянного штата сотрудников.
  4. Входят в определенную отраслевую систему.
  5. Заданы правила внутреннего распорядка и дисциплина.
  6. Есть выраженная структура с определенной субординацией.
  7. Присутствует смета расходов, включаемая в конкретный бюджет.

Про виды государственных учреждений и организаций читайте ниже.

Виды организаций

Существует множество разновидностей государственных учреждений. Можно выделить бюджетные, казенные или автономные, а можно разделить их по критерию оказываемых услуг. Это довольно крупные группы:

  • Судебные и исполнительные
  • Спортивные и образовательные
  • Медицинские и оздоровительные
  • Правоохранительные и законодательные.

Приказ Минфина России от 21. 12. 2012 N 171 отражает особенности присвоения разновидности конкретному государственному учреждению. Деятельность таких учреждений также регулируется федеральными законами и другими законодательными документами. Это касается и управления учреждением, и финансирования, и особенностей оказания услуг.

Далее рассмотрены участники и современная организация финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений России.

Участники и их права

Единственным учредителем казенного ГУ является непосредственно государство. Для других видов возможны нюансы — государственное учреждение может создавать муниципальное объединение или какой-то конкретный территориальный субъект.

Допускается создание некоммерческой государственной организации частным лицом, в этом случае учредитель или группа лиц подчиняются федеральным законам и приказами Минфина по созданию ГУ и требуемых документов. Учредители созданного государственного учреждения являются сотрудниками, но не собственниками предоставленного имущества.

Далее рассмотрена регистрация бюджетного, казенного, автономного государственного учреждения, оформление документов для создания такого ЮЛ.

Важные моменты в отношении классификационных признаков счетов для бюджетных и автономных государственных учреждений рассмотрены в этом видео:

Особенности создания

Главным документом любого государственного учреждения является устав. В зависимости от уровня учреждения утверждением устава занимаются различные инстанции. Это могут быть:

  1. Правительство государства.
  2. Местная администрация муниципального образования.
  3. Высшие исполнительные органы государственной власти.

Создание любого ГУ начинается с решения и соответствующего распоряжения правительства с указанием подробных данных, в последующем отраженных в уставе.

После этого формируется детальный проект распоряжения, сопровожденный пояснительной запиской. Далее определяется субъект-учредитель и утверждается устав.

Он имеет отличия для каждого вида государственных учреждений, особенно это касается имущественных отношений и распоряжением заработанными средствами.

Про устав государственного казенного, бюджетного, автономного учреждения, а также о том, на каком праве находится имущество государственного учреждения, читайте ниже.

Уставной капитал и имущественные отношения

Итак, пришло время рассказать вам про имущественные права государственного (не путать с муниципальным и частным) учреждения.

Имущество государственных организаций закрепляется за ними согласно гражданскому кодексу п. 4 ст. 298 ГК РФ.

Читайте также:  «осевое время» карла ясперса и «невидимая история»

В большинстве случаев ГУ не вправе распоряжаться недвижимым и дорогостоящим движимым имуществом — оно является государственной собственностью.

Некоторые государственные учреждения могут осуществлять деятельность, направленную на получение дохода, но для разных ГУ правила распоряжения полученными средствами будут отличаться.

  • В частности, казенные учреждения, согласно п. 3 ст. 161 БК РФ, обязаны переводить полученные доходы в бюджет соответствующей отрасли.
  • Автономные государственные организации расходуют заработанные средства на совершенствование собственной материально-технической базы и другие нужды учреждения. Вспомогательная деятельность, приносящая доход, должна быть направлена на реализацию основных целей, обозначенных при создании учреждения.
  • Финансовая деятельность всех государственных учреждений требует ведения бухгалтерского учета. Приказом Минфина РФ от 01 декабря 2010 г. № 157н утверждена определенная форма отчетности для всех форм ГУ. Также обязанность учета отражена в федеральном законе от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ .

Государственные учреждения образовывают для реализации различных целей, направленных на защиту интересов граждан, предоставление им различных услуг и многого другого.

Различают несколько видов ГУ, не только по видам деятельности, но и по особенностям предоставления имущества и управлению доходами.

Если учредителями ГУ являются частные или юридические лица, то они признаются государственными служащими, но не собственниками.

Про учет средств в казенных госучреждениях расскажет это видео:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/vidy-subektov/gosudarstvennoe-uchrezhdenie.html

Государственные учреждения: особенности функционирования, примеры :

В РФ функции федеральной или местной власти реализуют преимущественно государственные и муниципальные учреждения. В качестве их основателей выступают разные органы или МО. Рассмотрим далее подробно государственные учреждения.

Общие сведения

Учреждением считается юрлицо, которое образовано собственником с целью реализации социально-культурных, административных либо других непредпринимательских функций.

Оно финансируется создателями частично или полностью.

Российские государственные учреждения управленческого типа представлены аппаратами законодательных органов, исполнительными институтами власти, комитетами, отделами, министерствами, подразделениями прокуратуры и проч.

Классификация

Государственные учреждения, как и предприятия, подразделяются на виды в зависимости от:

  1. Формы собственности.
  2. Масштаба и значения своей работы. В частности, существуют общефедеральные, региональные государственные органы, местные представительства и проч.
  3. Сферы и характера деятельности.

По последнему критерию выделяют:

  1. Государственные социальные учреждения. К ним относят школы-интернаты, заведения для престарелых, инвалидов и проч.
  2. Образовательные учреждения. Среди них школы, вузы, колледжи и проч.
  3. Научные учреждения. В эту категорию включены академии, НИИ и проч.
  4. Культурные заведения – театры, библиотеки, музеи.
  5. Учреждения здравоохранения – поликлиники, больницы и так далее.

Нормативная база

Государственные учреждения выступают в качестве субъектов административного права. Они участвуют в соответствующих отношениях с исполнительными и прочими институтами власти в процессе реализации своих функций. В нормах права, определяющих юридический статус учреждений, установлены:

  1. Общие правила их взаимодействия с другими органами власти.
  2. Порядок госрегистрации.
  3. Правила лицензирования, технического регулирования, нормирования, надзора и контроля при осуществлении госучреждениями определенной деятельности.
  4. Общий обязательный порядок ведения и предоставления статистической и бухгалтерской отчетности уполномоченным службам с целью налогообложения и обобщения экономической информации.

Юридический статус госучреждений обладает рядом особенностей. Ключевой из них считается то, что собственником выступает РФ. Государственные учреждения находятся под управлением должностных лиц, которые назначаются компетентными органами, имеющими властные полномочия. Порядок, в соответствии с которым осуществляется образование и ликвидация этих юрлиц, устанавливается в законодательстве.

Бюджетное предприятие

Некоммерческая организация такого типа формируется органами власти РФ. Она может осуществлять различные функции. Так, существуют культурные, административные, научно-технические бюджетные государственные учреждения.

Их финансирование осуществляется за счет госсредств или регионального фонда. Например, государственные учреждения города получают деньги из бюджета субъекта РФ. Финансирование осуществляется в соответствии с доходно-расходной сметой.

Поступление средств может происходить и из государственного внебюджетного фонда. Порядок их предоставления установлен в ст. 161 БК.

Государственное автономное учреждение

Оно выступает в качестве юрлица, обладающего юридической возможностью от своего имени приобретать и реализовывать неимущественные и имущественные права, исполнять обязанности, представлять свои интересы в суде в качестве ответчика или истца. Оно также может открывать счета в банковских (кредитных) организациях.

Ответственность

Автономное учреждение отвечает по собственным обязательствам своим имуществом, кроме недвижимых объектов и особо ценных движимых предметов.

Эти материальные ценности могут закрепляться за предприятием собственником (учредителем) или приобретаться за счет выделенных средств. Владелец имущества не отвечает по обязательствам учреждения.

Соответственно, само предприятие не несет ответственности по долгам собственника.

Деятельность

Самостоятельное госпредприятие, выступая как некоммерческая организация, функционирует в соответствии с целями и задачами, установленными в уставе, ФЗ. Деятельность осуществляется путем предоставления услуг или исполнения работ в конкретной сфере.

Предприятие может получать доход от своей работы. Прибыль поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуется на достижение целей, для которых оно было сформировано.

Собственник имущества не может претендовать на получение такого дохода и использовать закрепленное за юрлицом имущество.

Казенные предприятия

Работа этих учреждений регламентируется особыми правилами.

Казенным учреждениям не разрешается принимать долевое участие в работе других госпредприятий, образовательных в том числе, приобретать облигации, акции и прочие ценные бумаги, а также получать по ним доходы (проценты, дивиденды).

Они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, если она соответствует целям, установленным в учредительной документации. Полученные доходы должны направляться в бюджет РФ. Казенные учреждения не могут участвовать (учреждать) в образовании других юрлиц.

Имущество

Материальные ценности закрепляются за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Предприятия пользуются, владеют таким имуществом в установленных законодательством пределах, согласно целям своего создания, а также назначения вверенных предметов, если другое не предусматривается нормами.

Распоряжение материальными ценностями, их отчуждение и совершение иных сделок с ним осуществляется исключительно по согласию собственника. В случае реорганизации казенного учреждения кредиторы не могут требовать досрочного погашения обязательств, а также их прекращения и возмещения убытков, связанных с этим.

Устав

Он выступает как основной учредительный документ госпредприятия. В нем должны присутствовать следующие сведения:

  1. Наименование учреждения с указанием его типа (бюджетное, казенное).
  2. Данные о собственнике имущества.
  3. Полный перечень типов деятельности, которые будет осуществлять предприятие согласно целям, ради которых оно было образовано.
  4. Информация о структуре и компетенции административных органов учреждения, порядке их создания, продолжительности полномочий, правилах функционирования.

Заключение

Бюджетные, автономные и казенные учреждения должны обеспечивать доступность и открытость документов с учетом предписаний законодательства РФ о защите гостайны. Поскольку круг таких предприятий достаточно широк, их юридический статус определяется разными нормативными актами.

В законодательстве отсутствуют единые требования к учредительной документации этих юрлиц. Некоторые предприятия работают в соответствии с уставом, другие действуют на основании положений, которые утверждаются собственником.

Госучреждения, в отличие от прочих типов некоммерческих структур, не выступают как владельцы своего имущества.

Обратите внимание

Собственником всех материальных ценностей является субъект, создавший предприятие любого описанного выше типа. В связи с этим госучреждения наделяются ограниченными правами на материальные ценности, переданные им. В частности, они могут осуществлять оперативное управление имуществом.

Такое право предполагает распоряжение, пользование, владение материальными ценностями только в тех пределах и по тем правилам, которые устанавливает законодательство для конкретного типа предприятия.

При этом учитывается непосредственное назначение самого имущества, а также цели, в соответствии с которыми учреждение осуществляет свою деятельность.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-gosudarstvennye-uchrezhdeniya-osobennosti-funkcionirovaniya-primery.html

Ссылка на основную публикацию