Возникновение государственности у славян. образование и теория происхождения древнерусского государства.

1. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

Древнерусское
государство возникло в IX в. на территории
восточных славян вокруг следую­щих
политических центров: Куявии (на
территории Киева), Славии (на тер-и
Новгорода), Артании (на тер-и Рязани).

После
объединения восточнославянских пле­мен
центром Древнерусского государства
стал г. Киев, в котором правили Кий,
Дир и Аскольд.

Факторы,
способствующие образова­нию
Древнерусского государства:

1)
развитие ремесел, техники обработки
земель, торговых отношений;

2)
укрепление связей между существовавшими
государственными образованиями
славян­ских племен;

3)
внешняя торговля;

4)
сложные политические отношения с
Визан­тией;

Обратите внимание

Государственность
русов складывалась под влиянием
Хазарского каганата. Хазары не были
христианами, но они были веротерпимыми,
что способствовало образованию
самостоятель­ного государства.

Образ
жизни славян оседлый. Быт — со­седская
община. Главное занятие — земле­делие.

Признаки
образования Киевской Руси как государства:

1)
переход от родовой общины к территориаль­ной
и соседской;

2)
наличие власти одних лиц над другими,
формирование аппарата власти;

3)
введение налогов на поддержание
государственного механизма.

Основной
причиной возникновения Киевского
государства ученые называют изгнание
норманнов с новгородских земель в
середине IX
в.

Возникла необходимость защиты
территории вооруженными силами, а
значит, появилась потребность в
государственном аппарате, Вол­нения
по поводу постоянных внешних вторжении
продолжались, поэтому группа жителей
напра­вилась к варягам (русичам), из
числа которых был избран правитель
(князь, воевода) на зем­лях русских
Рюрик. После смерти Рюрика стал править
Вещий
Олег .Он
в
882 г. отправился в поход и захватил Киев,
а также другие земли на пути «из варяг
в греки» — образовалась единая территория
Руси. Олег присоединил к Руси еще
множесттво территорий посредством
захвата либо мир­ного присоединения
соседних земель. Он же и перенес столицу
в Киев, благодаря чему Русь была названа
Киевской, а все князья — велики­ми
киевскими.

Окончательно
оформилось Русское государ­ство —
Киевская Русь.

Теории
возникновения государства у восточных
славян:

1.
Славянская (антинорманская)- отрицает
роль варягов в образовании древнерусского
государства и признание их на княжение
(Ломоносов, Рыбаков)

2.
Центристская – древнерусское государство
возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при
участии варягов. (Юрганов, КАцва,
большинство современных источников)

3.
Норманнская – древнерусское государство
создано норманнами (варягами) с
добровольного согласия славян (Байер,
Шлецер, Миллер, Карамзин, соловьев)

Концепции
происхождения государства : классовая
и договорная

2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия: органы власти и управления. Правовое положение населения Киевской Руси

Признаки
раннефеодальной монархии:

1)
переход власти в порядке наследования
сна­чала по старшинству в роде, а в
последую­щем — от отца к старшему
сыну;2) отсутствие юридической
ответственности главы государства;3)
несформированные институты власти;4)
неустановленные полномочия и статус
сове­та при правителе;5) народное
собрание (вече) не постоянный
представительный орган

Гос.
строй КР- раннефеод. монархия. Во главе
гос-ва – киевский великий князь.

В
функции великого князя входили:1)
организация и командование вооруженными
силами;2) сбор дани;3)
налаживание внешней торговли;4)
назначение местного управления, княжеских
агентов;5) законодательная и судебная
деятельность;6) руководство внешними
отношениями.

Он
опирался на дружину и совет старейшин.
Управление на местах осущ-сь его
наместниками (в городах) и волостели (в
сельских местности). Великий князь был
в сюзеренно-вассальных отношениях с
другими князьями. Появился новый орган
власти –«снема» — феодальный съезд. На
нем решались вопросы войны и мира,
вассалитета.

Важно

Местное управление
осуществлялось доверенными людьми
князя (сыновья) и опиралось на военные
гарнизоны. Существовала десятичная
система управления. Ресурсы для
существования местные органы получили
через систему кормлений (сборы с местного
населения). Важную гос-ю и полит. роль
играло вече.

Приобретались более
формализованные черты: повестка дня,
кандидатуры выборных должностных лиц,
в качестве организационного центра –
«старцы градские». Компетенция: вопросы
налогообложения, оборона городов,
организация воен. походов, выборы князя
(в Новгороде). Орган местного крестьянского
самоуправления – тер-альная община –
вервь.

Компетенция: земельные переделы,
полиц. надзор, налогово-финансовые
вопросы, судебные споры. Становление
княжеской администрации – на фоне
первых правовых реформ. Налоговая
реформа княгини Ольги(X): установила
«уроки» и «погосты». В начале XI в Владимир
устанавливал «десятину» — налог в пользу
церкви.

Духовенство делилось на «черное»
(монашеское) и «белое» (приходское).
Церковь получила право приобретать
земли, население деревни, осуществление
суда по спец. юрисдикции.

Судебные
функции в Древнерусском государстве
осуществляли органы власти и управления
на местах (князья, посадники, волостели,
представители княжеской власти), так
как судебных,
органов
как особых учреждений не существовало.
Церковь также имела функции судебных
opганов.
Она могла судить зависимое население
своих земель по делам о преступлениях
против религии, нравственности и семьи.

Форма
государственного устройства Древнерусского
государства — относитель­но единое
унитарное государство. Политический
режим Киевской Руси не определен:
присутству­ют признаки демократии
(народное собрание) и в то же время
признаки авторитаризма (власть великого
князя).

Правовое
положение

В
IX в. установилось феодальное общество
и сложились классы господствующих
феодалов землевладельцев и зависимого
населения.

Господствующий
класс:1) великий князь;2)
местные
князья и общинная знать (бояре) — крупные
феодалы-землевладельцы;3) служилые люди,
обеспечивающие работу го­сударственного
аппарата;4) дружины князей, подчиняющиеся
либо вели­кому князю, либо удельному
князю. Зависимый класс населения:

Совет

Зависимый
класс населения:1) смерды
(крестьяне)
— свободные крестьяне, имевшие свой
дом, хозяйство, участок зем­ли в
пользовании, а также право участвовать
в военных походах в качестве ополченцев.
Смерд мог передавать свое имущество по
на­следству. Зависимость смердов
выражалась в обязанности платить князьям
дань, пода­ти.

Личность и имущество
смерда защища­лись законом. Смерд нес
имущественную ответственность за
совершенные им проступ­ки и преступления
по обязательствам и дого­ворам.

В
судебном процессе смерд мог вы­ступать
полноправным участником;2) закупы

смерды, которые взяли у хозяина в долг
какое-либо имущество под проценты,
гарантировав его возвращение своим
самозакладом. Закуп отрабатывал свой
долг у хо­зяина и не мог его покинуть,
пока не рассчи­тается, иначе его
обращали в холопство.

Закон охранял
личность и имущество закупа, запрещая
господину беспричинно наказы­вать
его и отнимать имущество. За правонарушение
закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему,
но закупа могли обратить в холопство.

В судебном процессе закуп мог выступать
только в особых случаях;3) рядовичи
— крестьяне, работающие у зем­левладельцев
по договору (ряду);4) изгои — люди, которые
вышли из общины и на­ходятся вне
социальных групп;5) прощенники — лица,
попавшие под покрови­тельство церкви,
монастырей или светских феодалов и
обязанные за это отработать в их
хозяйствах;6) холопы (челядины) — лица,
попавшие в раб­ство в результате
самопродажи, рождения от рабыни,
купли-продажи, брака с рабом (ра­быней),
поступления в ключничество, совер­шения
преступления, а также плена. Холоп не
защищался законом. За его убийство
хозяи­ну выплачивался штраф, как за
уничтожение имущества;7) докладные
холопы — княжеские или боярские I слуги,
которые ведали отдельными отрасля- I ми
хозяйства (ключники, тиуны, огнищане,
конюшие, старосты, пашенные). Со временем
такие холопы могли получить свободу;8)
кабальные холопы—холопы, которые не
мог­ли отчуждаться как обычное
имущество. От­ношения хозяина и
кабального холопа строи­лись на личном
соглашении, смерть одной из сторон
прекращала обязательство.

Промежуточные
и переходные катего­рии — городское
население:

1)
боярство;2) духовенство;3) купечество;4)
«низы» (ремесленники, мелкие торговцы).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5789214/

Возникновение государственности у славян. образование и теория происхождения древнерусского государства. — история России

Невозможно точно сказать, когда именно появилось Древнерусское государство, в наше время ученые не могут назвать точную дату.

Разные группы историков называют несколько дат, но многие из них сходятся к одному — появление Древней Руси можно датировать IX веком.

По этой причине известно несколько разнообразных теорий происхождения древнерусского государства, каждая теория по своему уникальная и старается привести доказательства о своей версии возникновения великого государства.

Происхождение древнерусского государства кратко

В знаменитой «Повести временных лет» написано, что Рюрика с братьями затребовали на княжение в Новгород в 862 году. Поэтому эта дата стала для многих ученых началом возникновения Древней Руси. На престолы сели варяжские князи:

  • Синеус — в Белозере;
  • Трувор — в Изборске;
  • Рюрик — в Новгороде.

Через некоторое время князю Рюрику удалось соединить все земли воедино.

Князь Олег в 882 году захватил Киев, с его помощью он смог объединить важнейшие группы земель, а в будущем присоединил и остальные главные территории. В этот период по причине объединения земель восточных славян они смогли превратиться в большое государство. Поэтому, по мнению большинства ученых, формирование древнерусского государства относится к IX веку.

Самые известные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).

Антинорманская теория

Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.

Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития.

Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.

Компромиссная теория

Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский.

Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город.

После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.

Ирано-славянская теория

Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.

Индо-иранская теория

Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».

Источник:

Книга История государства и права России. Содержание — 2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

История государства и права России изучает

политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства.

История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления (прежде всего фактический материал) для установления закономерностей, общих поступательных тенденций развития российского государства и права.

Обратите внимание

В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России, и с теорией государства и права.

Отличия состоят в том, что история изучает более широкий круг вопросов развития человеческого общества в хронологической последовательности, а теория государства и права – общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

Задачами истории государства и права России являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Историко-правовая наука использует методы как общефилософские, общесоциологические, так и свои специфические. Общефилософские методы – диалектический метод (метод материалистической диалектики).

Специфическими методами истории государства и права являются: хронологический метод – изучение движения явлений во времени, в их хронологической последовательности и выявление закономерностей путем сопоставления фактов и явлений; сравнительный метод – сопоставление развития государства и права одного народа с развитием политико-правовых систем других народов; системный метод – рассмотрение историко-правовых явлений в системе с другими явлениями общественного развития.

Периодизация отечественной истории государства и права. Период Древнерусского государства (IX—XVI вв.) – возникновение и становления Русского государства, период феодальной раздробленности, период централизации русских княжеств.

Период сословно-представительской монархии (XVI—XVII вв.) – развитие сословно-представительской монархической системы правления в России.

Период абсолютизма (XVII в. – 1917 г.) – периоды становления, развития, кризиса и крушения самодержавия.

Советский период (1917—1991 гг.) – возникновение советского государства, период Гражданской войны, период новой экономической политики, период индустриализации, период Великой Отечественной войны, период либерализации, период кризиса советской системы.

Современный период (с 1991 г.) – период становления и развития РФ после распада СССР.

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в.

Читайте также:  Исторический процесс перехода от феодализма к капитализму в европе. значение великой французской революции

говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги.

Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Важно

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор.

Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев.

Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов.

Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне.

Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, изначально – свод обычного права, сохранивший свое значение и в следующие периоды истории.

Совет

Большинство современных исследователей связывают древнейшую Русскую Правду с именем Ярослава Мудрого. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды (Правда Ярославичей). С X в.

также известно княжеское законодательство, например уставы Владимира Святославича, Ярослава. С введением христианства на Руси начинает складываться каноническое право.

Характеристика Русской Правды: Русская Правда устанавливала довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, в частности отношения собственности.

Была предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества; обязательства возникали из причинения вреда и из договоров.

Характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а в некоторых случаях даже на его жену и на детей.

Устанавливалась определенная система договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа, упоминаются также договоры купли-продажи, хранения (поклажи), личного найма, косвенно упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Имелись нормы, регламентирующие порядок заключения договоров, а также ответственность за их нарушения.

Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца.

Наследственное право характеризовалось классовой дифференциацией. При этом супруги не наследовали друг другу, но жена оставалась управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми.

1

Источник:

Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

В IX в. на территории современной России располагались первые государства:

  1. Куявия – на территории Киева;
  2. Славия – на территории Новгорода;
  3. Арсения – ее место расположения историкам не известно.

Государственность руссов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства. Однако с хазарами постоянно происходили вооруженные столкновения, так как в VIII–IX вв. Хазария успешно торговала на рынке рабов, большей частью которых были – плененные восточные славяне.

Хазария, будучи государством восточного склада, во многом определила культурное развитие Русского государства не только как многонационального, но прежде всего как совмещающего в себе черты европейской правовой системы и черты восточного влияния.

На развитие государственности племен восточных славян немало повлияли азиатские народы тюрко-татарского племени: печенеги, торки (тюрки), половцы и уже в XIII в. – татары, поселившиеся в южных местностях.

Образ жизни славян – оседлый. Быт – соседская община. Главное занятие – земледелие.

Признаки образования Киевской Руси как государства:

  1. переход от родовой общины к территориальной и соседской;
  2. наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;
  3. введение налогов на поддержание государственного механизма.

Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате.

Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских.

Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики, впервые официально оформилась государственность на территории современной России.

Единственным правителем в Новгороде стал один из трех братьев Рюриков, который после своей смерти оставил малолетнего наследника – Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал Олег по прозвищу Вещий.

Вещий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» – образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья – «великими киевскими».

Источник: https://valdvor.ru/periody/vozniknovenie-gosudarstvennosti-u-slavyan-obrazovanie-i-teoriya-proishozhdeniya-drevnerusskogo-gosudarstva-istoriya-rossii.html

Возникновение государственности у славян. Образование и Теория происхождения древнерусского государства

Первым крупным государственным образованием Древней Руси был русский каганат. Он вел самостоятельные дипломатические переговоры, посылал по­слов в другие государства, заключал союзы и организовывал оборону границ своего государства. Но русский каганат в среднем Приднепровье не единственное государственное образование.

Арабские писатели в конце IX в. говорят о трех центрах Руси:

1) Куявии — на территории Киева, Среднего Приднепровья;

2) Славии — область ильменских словен;

3) Артании (Арте, Тани, Артсании) — ее месторасположение относят к Тамани или Крыму.

Славия попала под власть варягов и платила им дань. Куявия подчинялась хазарскому кагану, позже Русь Ильменская и Русь Днепровская сбросили его владычество, возникли государства Киев и Новгород.

Обратите внимание

На развитие государственности племен восточных славян повлияли хазары, азиатские народы тюрко-татарского племени (печенеги, тюрки), половцы и викинги, и уже в XIII в. татары.

В дохристианское время на Руси было лишь одно сословное различие, люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами, рабы носили название челядь (холоп, роба).

Положение рабов было тяжелым: их уравнивали с рабочим скотом, они не имели своего имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за свои преступления.

За них отвечал господин, который имел право жизни и смерти над своим холопом.

Общество делилось на союзы, которые охраняли своих членов. Вышедший из союза человек становился бесправным и изгоем.

Семья при обычае многоженства и покупке невест имела языческий и грубый характер.

На протяжении VI—IX вв. у восточных славян возникают предпосылки феодальных отношений:

— на смену родовой общине приходит община территориальная (соседская); появляется частная собственность;

— власть концентрируется в руках родоплеменной знати, начинается раскол общества по имущественному и социальному принципу.

Все это приводит к образованию у восточных славян раннефеодального государства.

Признаки образования Киевской Руси как государства: переход от родовой общины к территориальной (соседской);

наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти; введение налогов на поддержание государственного механизма.

Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате (сброс ига норманнов с новгородских земель в середине IX в., правление Рюриков).

Важно

Так называемая «норманнская теория» связывает образование древнерусского государства с именем варяжского конунга (князя) Рюрика, который в 862 г. по приглашению новгородцев пришел из Скандинавии на Русь с отрядом варягов и основал русское княжество. Противником этой теории был М.В.

Ломоносов, отстаивавший южные истоки происхождения русской государственное и отрицавший роль скандинавов в формировании русского государства.

Все же роль варягов в образовании Киевской Руси очевидна. На территории Восточной Европы обнаружены множественные захоронения скандинавов.

Источник: https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/vozniknovenie_gosudarstvennosti_u_slavian.htm

Теории возникновения государств у восточных славян |

История России  /  Возникновение государственности  /  Теории возникновения государств у восточных славян

Давайте рассмотри наиболее важные теории возникновения государств у племён восточных славян:

· Договорная теория строится на том, что государство славян возникло путём заключения договора между вече и князем при приглашении последнего на княжение и для осуществления защиты. При этом, сам князь формировал дружину, аппарат и являлся руководителем военных походов.

· Теория завоевания, приверженцы которой считают, что самые крупные и мощные племена восточных славян для того чтобы расширить собственные территории в результате военных походов получали некие блага, которые и становились причиной имущественного расслоения. В результате этого начали формироваться политические объединения и самое сильное племя облагало данью более слабые. Для управления этими процессами и нужно было государство.

· Налоговая теория формирования государств восточных славян базируется на том, что само установление налоговой системы происходит в результате завоевания первыми киевскими князьями соседских племён.

В результате этого важно было систематизировать сборы дани.

Некоторые учёные утверждают, что именно после убийства Игоря Ольга реформирует систему налогообложения и государство как таковое формируется только к десятому веку.

· Торговая или же городовая теория, основоположником которой выступил Ключевский гласит, что в результате развития торговых отношений между различными племенами были сложены торговые пути, воздвигнуты города, для защиты которых необходимо было государство. То есть, само государство формируется только после появления всех его частей.

· Христианская теория, основой которой является Крещение Руси. Именно наличие общей идеологии, считают многие историки, считается признаком государства, без которой его не может существовать. Таким образом, говорить о возникновении древнерусского государства можно лишь после 988 года.

· Антинорманнская и Норманнская теории. Последняя возникает в восемнадцатом веке, а её сподвижники Миллер и Байер утверждали, что Киевская Русь была сформирована норманнами. Против данной теории выступали Чернышевский, Белинский, Герцен, а также Михаил Ломоносов, утверждавшие, что Рюрик родом был из Пруссии.

Помимо этих, существуют Патриархальная и Земская теория, о которых Вы также сможете прочесть на страницах нашего сайта.

Основные теории возникновения государства у восточных славян:

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/vozniknovenie-gosudarstvennosti-u-vostslavan/teorii-vozniknovenia-gosudarstv-u-vostocnih-slavan/

Образование государства у восточных славян. основные теории происхождения древнерусского государства

Признаки государства и причины его образования. Рассмотрение этой темы рекомендуется начать с определения понятия «государство»: это политическая структура общества, обладающая следую­щими признаками:

•   территориальный принцип деления населе­ния (при первобытнообщинном строе — кровно­родственный);

•   наличие определенной территории (перво­начально, как правило, с естественными грани­цами);

•   наличие аппарата управления, отделенного от основного населения (главный признак);

•   наличие налоговой системы (налог — это определенный вид платежа сначала в натураль­ной, а затем в денежной форме, который соби­рается постоянно, в строго установленном раз­мере);

•  наличие основ правовой системы;

•   наличие аппарата принуждения, т. е. воору­женных отрядов, действующих на постоянной основе для защиты границ от внешних врагов и для обеспечения порядка внутри страны.

Далее, основываясь на данных современной науки, можно выделить две группы причин об­разования государства:

1) внутренние. Главная причина — появле­ние имущественной дифференциации (расслое­ния). Существуют два пути, ведущих к имущест­венной дифференциации:

•   изобретение металлических орудий труда, рост производительности труда; исчезает необ­ходимость в существовании родовой общины, так как отдельно взятая семья имеет возмож­ность обеспечить себя всем необходимым, пе­реход к соседской (территориальной) общине, основанной на семейных хозяйствах, семья мо­жет как обогатиться (все излишки остаются в ее распоряжении), так и разориться (в случае не­урожая, стихийного бедствия она уже не может надеяться на помощь рода) —  возникает диффе­ренциация;

•   изобретение металлических орудий труда,  появление второго общественного разделения труда, т. е.

отделение ремесла от земледелия (по­является группа людей, которая занимается из­готовлением орудий труда и не может обеспечить себя продовольствием), возникает обмен, а за­тем и торговля между ремесленниками и земле­дельцами, и это также создает условия для появ­ления имущественного, а потом и социального неравенства;

2) внешние:

•   необходимость объединения в целях более эффективной защиты собственной территории от нападений внешних врагов;

Читайте также:  История греческой колонии херсонес в крыму

•  культурное и политическое влияние более развитых народов.

Особенности образования государства у восточных славян. У восточных славян процесс складывания предпосылок формирования государства занял несколько сотен лет.

Среди ученых существует мнение, что восточные славяне дважды вплот­ную подходили к созданию государства, но оба раза из-за нашествия кочевников (гунны в IV в. и авары в VII в.

) этот процесс прерывался и лишь с третьей попытки, в IX в., государственность, наконец, была создана.

Следует обратить внимание также на вопрос, почему восточные славяне миновали рабо­владельческий строй и сразу перешли к фео­дальному. Современные ученые чаще всего выде­ляют следующие причины этого:

•   суровые климатические условия районов проживания восточных славян долгое время пре­пятствовали возникновению избытков сельско­хозяйственной продукции, необходимых для об­мена и торговли, что тормозило формирование внутренних предпосылок возникновения госу­дарственности;

•   к моменту возникновения Древнерусского государства рабовладельческий строй во всех бывших рабовладельческих государствах Евро­пы себя изжил и трансформировался в ранне­феодальный;

•   у восточных славян отсутствовал постоян­ный приток рабов за счет пленных (главное усло­вие существования рабовладельческого уклада), так как еще не сформировалось государство, ко­торое могло бы проводить агрессивную внешнюю политику.

Источник: https://gl-lib.ru/history/istoriya-rusi-v-ix-xvi-vv/obrazovanie-gosudarstva-u-vostochnykh-slavyan-osnovnye-teorii-proiskhozhdeniya-drevnerusskogo-gosudarstva

Образование Древнерусского государства у славян

Древние славяне появились примерно во втором тысячелетии до нашей эры. И кто бы мог подумать, что спустя тысячу с лишним лет они примут участие в образовании Русского государства!

Древнерусское государство (или Киевская Русь) – это государство, которое было образовано в девятом веке.

Оно возникло как итог объединения восточных славян и финно-угров. Появление государства стало огромным шагом вперед для развития славян. У них появилась своя власть (для этого были приглашены варяги), у них была своя территория. Конечно, государство было еще примитивным, но оно было.

Как же происходило его образование? Что послужило причиной?

До образования Древнерусского государства

Вернемся немного назад в историю. Расселение славян происходило в четвертом веке нашей эры, а первые государственные образования появились значительно позже. Как известно, сформировалось три ветви славян: восточные, южные и западные.

Но только первая из них была вовлечена в образование Древнерусского государства.

До того, как образовалось Древнерусское государство, в жизни славян был спокойный и достаточно мирный период жизни (без вторжений врагов и межплеменных войн).

Это дало им возможность окрепнуть, развиться в хозяйственно-экономическом и демографическом плане. Восьмой век был ознаменован созданием из племен союзов. Их было около пятнадцати.

Совет

Образование племенных союзов славян было признаком того, что пришел конец первобытно-общинному строю.

Каждый союз имел свои города, один из которых был главным. То есть эти племенные объединения носили больше территориальный характер. Но некоторые историки называют их не иначе, как политические образования древних славян. Ведь в каждом союзе проводили княжение.

Главным в племенном объединении был князь, власть которого передавалась по наследству. Примерами племенных союзов были: поляне с центром в Киеве, северяне с центром в Чернигове и другие.

Как происходило образование государства

Процесс образования государства у славян был длительным и сложным. Не стоит думать, что оно образовалось лишь тогда, когда были приглашены варяги. Основные данные об этом нам дает знаменитая летопись Нестора «Повесть временных лет». Существовали многочисленные предпосылки для создания единого крепкого государства.

Предпосылки – это такие условия, обстановка, которые была подходящими для того или иного процесса.

Предпосылки образования государства у славян:

  • Князя стали отделять от всего остального населения. Он считался высшим наставником. Его постепенно отстраняли от обыденных дел. То есть происходило зарождение власти одного человека.
  • На славянские племена оказывалось большое давление со стороны других народов.
  • Изменения в хозяйственной деятельности славян. Развивалось земледелие, охота, скотоводство. Продукты хозяйственной деятельности оказались в избытке. Их необходимо было сбывать в другие государства, а для этого необходимо было самим стать государством.
  • Между славянскими племенами часто были разногласия и борьба. Не было человека, который бы мог объединить под своей властью эти противоборствующие группы.
  • Родовая община стала себя изживать. На ее смену пришла соседская. Все это обуславливало появление социального неравенства. Появлялась так называемая знать, приближенная к князю.
  • Нужно было регулировать отношения между людьми.
  • Славяне за годы своего существования уже обзавелись общими традициями, религией, обычаями. Это объединяло их духовно.
  • Сформировались племенные союзы.

Причины образования государства у славян:

  • Экономическое развитие. Так как накапливался избыточный продукт хозяйственной деятельности, то его нужно было сбывать. Торговля была самым подходящим для этого выбором.
  • Также происходило четкое разделения ремесленности и сельского хозяйства.
  • Стало выделяться так называемое военное сословие (дружинники).
  • Социально-экономическое неравенство между людьми.

Образование государства у славян произошло в девятом веке. Центром этого важнейшего события в отечественной истории стал Новгород и Киев.

Образование Древнерусского государства у славян можно разделить на два периода, или этапа.

  1. Длился с середины девятого до конца десятого века. Князь Олег сумел присоединить часть территорий восточных славян.

    Дружина собирала дань со всей объединенной территории. Эти средства стали базой для развития экономики государства.

  2. До первой половины одиннадцатого века. Площадь государства значительно увеличивалась. Экономическое положение и международное сильно укрепились.

Теории образования государства

Существует две основные теории образования государственности у славян.

  1. Норманнская теория. Ее предложили немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. По их мнению, государственность на Руси появилась благодаря варягам. Последние были приглашены во второй половине девятого века в Новгород.

    Рюриковичи консолидировали северные и южные территории. А почему позвали именного варяг? Считалось, что этот народ был хорош в военном деле. Тем более, они были опытными в вопросах создания государства.

  2. Антинорманская (аутохтонная, славянская). Состоит в противоборстве с предыдущей теорией.

    Отцом ее является Михаил Ломоносов – легендарный русский ученый. Приверженцами также являются Беляев, Забелин (историки). Согласно этой теории, славянские племена не звали варяг на помощь. Они сами объединились. Причем до этого существовали уже некие государственные образования славян. Оставалось их только соединить.

Ломоносов и Миллер являлись оппонентами. Они критиковали друг друга и горячо спорили по поводу образования славянского государства. Но авторитетные отечественные историки, такие как Карамзин и Ключевский, все же встали на сторону Миллера.

На сегодняшний день почти никто не сомневается, что варяги имели место быть при становлении государства восточных славян. Однако больше придерживаются точки зрения, что варяги были не создателями. Они – лишь те, кто стал править, кто строил города, кто был воином на Русской земле. Но создатели всего – это сами славянские племена.

Также сегодня есть мнение, что варяги пришли на Русскую землю с целью завоеваний. Можно назвать современную теорию промежуточной между норманнской и антинорманнской.

В заключение

Таким образом, государство у славян начало свое формирование еще до прихода варяг. У него была своя территория, свое население с его религией и культурой, свое хозяйство и ремесло.

Однако не следует списывать Рюрика со счетов. Ведь он укрепил, сформировал государство. Он перевел его на новый уровень. Сегодня нам многое известно о том, как же происходило «рождение» Киевской Руси.

Но все же многие вопросы остаются спорными.

История Рюрика — князя Руси

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/istoriya/1169-gosudarstvo-u-slavyan.html

Глава 3. Теории возникновения древнерусского государства

«Каких пакостей наколобродит в российских древностях такая допущенная к ним скотина. » Отзыв М.В. Ломоносова о «Русской грамматике» А. — Л. Шлёцера. 1764

С XVII века, исследователи русской истории разделились на два лагеря — приверженцев норманнской теории и антинорманистов (славянистов). Основателями норманской теории стали приглашенные немецкие ученые — Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, Герард Фридрих Миллер, приглашенные Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г.

Опираясь на текст ПВЛ, они утверждали, что свое имя — «Русь» вместе с государственностью — норманнов — шведов. Эта теория послужила основой для политических, государственных претензий германского мира по отношению к славянским землям.

Иностранные ученые, которые к слову-то и русского языка не знали, выставили славян первобытными варварами, которые только с приходом немцев скинули хвосты, слезли с берез и научились говорить.

Эта теория была унизительна для русских и вся Петербургская Академия наук была не то, что возмущена, негодовала! Такие видные российские ученые как Татищев, Державин, Сумароков, Шишков, а так же другие российские историки того времени яростно возражали против этой фальсификации.

Норманнская теория построена на том что, что процесс происхождения Древнерусского государства описан в древнейшей русской летописи — «Повесть временных лет». Исходя из этой теории, летопись дает понять, что в IX в. славяне жили в условиях безгосударственности.

Южные и северные славянские племена, после изгнания варягов, погрязли в междоусобицах, не смогли договориться между собой и для установления порядка обратились к норманнским правителям. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — занял Новгород, Трувор — Изборск, Синеус — Белоозеро.

Это момент и считают отправной точкой образования Русского государства.

Антинорманнисты выдвигают ряд возражений по поводу состоятельности норманнской теории.

Обратите внимание

Во-первых, в ПВЛ нет прямого указания, что Русская государственность началось после призвания варягов. Наоборот, она утверждает о том, что государственность у восточных славян была задолго до варягов. Во-вторых, генезис любого государства это трудоемкий исторический процесс, и его не может устроить одна или несколько даже самых выдающихся личностей.

Касаемо же упомянутых в летописи фактах призвания славянами варяжских князей с их дружинами, то они были приглашены в качестве военных специалистов. К тому же, многие авторы сомневаются в норманнском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, обоснованно предполагая, что они могли быть и представителями северных славянских племен.

В пользу этого говорит практически полное отсутствие следов варяжской культуры в истории России.

А.В. Серегин в опровержение норманнской теории приводит признаки государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.

Во-первых, из древних арабских источников мы знаем, что уже к VI в. н.э. существовали три протогосударственных образованиях у восточных славян — это Славия (в районе озера Ильмень, с центром в Новгороде), Куяба (вокруг Киева) и Артания (Тмутаракань — Крым и Кубань)

Во-вторых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов в своей книге сделал вывод, что «князья-варяги застали везде готовый государственный строй». М Владимирский-Буданов — «Обзор истории русского права»

В-третьих, еще задолго до прихода варягов, у восточных славян существовало территориальное деление, что следует из «Повести временных лет», в которой отмечается:». прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах — древляне, по реке Полота — полочане. по Бугу — бужане». Варяги же не установили нового территориального деления государства.

В-четвертых, в русской истории нет следов норманнского права. А образование государства неотъемлемо связано с появлением права.

И если бы у варягов было более развитое государство, чем у славян, и именно они создавали государственность на Руси, то источники Древнерусского права, несомненно, должны были основываться на варяжском праве.

Ни в Русской правде, ни в Договорах с Византией нет никаких следов шведской терминологии и даже слов, заимствованных из шведского языка.

В-пятых, древние источники свидетельствуют о том, что еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи. А слово «полюдье», обозначавшее сбор дани, было заимствовано варягами именно из русского языка, из чего следует, что сбор налога, как признак государственности, у славян появился гораздо раньше.

Важно

Таким образом, первые русские государства возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств, и уж точно не в результате призвания варягов. Время появления первых русских княжеств не представляется возможным установить.

Но образование именно Древнерусского государства, которое еще принято называть Киевская Русь, связывают с моментом объединения восточнославянских земель в одно государство. Большинство авторов относят это событие к концу IXвека н.э., когда в 882 г.

новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав огромное государство. В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена.

Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся началом трех славянских народов — русских, украинцев и белорусов.

Самым ярым противником предательской норманнской теории был великий русский ученый — Ломоносов. Он в своих трудах утверждал, что славянская история на несколько тысячелетий глубже и что ее необходимо рассматривать вместе с историей всех европейских народов.

Возмущённый миллеровской диссертацией Ломоносов был принужден приняться за написание древней российской истории, основанной на первоисточниках.

В переписке с Шуваловым он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Федоровича», «Сокращенное описание дел государевых» (Петра Великого), «Записки о трудах монарха».

Однако ни этих трудов, ни многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописи 2 и 3 части 1 тома «Древней Российская Истории» до нас не дошло. Они были конфискованы и исчезли бесследно.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/31312

Вопрос 2. Возникновение государственности у восточных славян. Теории происхождения Древнерусского государства

С начала I тысячелетия н.э. на территории Восточно-Европейской равнины, уже осваивавшейся различными земледельческими племенами, расселились славянские племена. В середине тысячелетия (V–VI вв.), в условиях распада родовых отношений и формирования социальной неод­нородности в обществе, они создали полтора десятка племенных союзов или княжений.

Это были ещё догосударственные образования, своеобраз­ная политическая форма объединений эпохи «военной демократии». Как правило, из таких объединений возникает затем либо рабовладельческое государство, либо государство раннефеодальное.

Русская летопись «Повесть временных лет» называет эти княжения: полян (вокруг Киева), родимичей(на реке Сож), вятичей (на реке Оке), северян (соседей полян с центром в Чернигове), дреговичей (Минск, Витебск), древлян (Мозырь, Пинск – Полесье), кривичей (Псков, Тверь, Смоленск), ильменскихсловен(Новгород).

Совет

Кроме славян здесь жили предки угров – финские племена (меря, мурома, черемиса, чудь и др.) и протобалты – предки современных эстонцев, латышей и литовцев.

К VII в. славянские племена перешли к более устойчивым политиче­ским образованиям. Начальная русская летопись, арабские авторы, гер­манская хроника упоминают Куявию(княжение Кия), Славию(объединение северо-западных племен) и Артанию(возможно Тмутара­кань – Крым).

Тогда же стали складываться и центры – старшие города в каждой земле: Киев, Новгород, Чернигов, Полоцк, Изборск, Смоленск, Туров и др. Но государство в виде монархии раннефеодального типа воз­никает в Древней Руси позднее, в конце IX – начале X вв.

, когда вокруг Киева объединяются основные массивы восточнославянских земель, воз­никают и укрепляются государственные институты, государственные по­рядки превращаются в доминирующие, а княжеская власть становится наследственной.

Стабилизация верховной власти у восточных славян связана с летопис­ным рассказом о призвании варягов и основании династии Рюриковичей. Приглашённый на княжение новгородцами князь Рюрик укрепился па новгородском княжении в 862 г. – так утверждает летопись. В 882 г.

в ре­зультате военного похода новгородской дружины на Киев происходит объединение двух главных центров Северной и Южной Руси, возникает государство, вошедшее в историю под названием «Киевская Русь».

О нём мы имеем уже более чёткие представления, ибо история его описана в рус­ских летописях, в арабских и византийских хрониках, воспета и былинах и скандинавских сагах, лучше, чем предыстория, представлена археологиче­скими памятниками. Окраины этого государства, сильно разросшегося уже к XI в.

, упирались на юге в степные просторы, где ему приходилось контактировать с многочисленными кочевыми народами Средней и Цен­тральной Азии, волнами накатывавшимися в приволжские и причерноморские степи.

На севере Киевская Русь граничила с Балтикой и таёжным Заволжьем, и здесь восточнославянское в своей основе государство испы­тывало мощное влияние Скандинавии, которое вполне может быть срав­нимо с влиянием южного соседа Руси – Византии.

Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства дебатируется в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной.

Обратите внимание

В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии.

Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще при­шли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюрикови­чей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская исто­риография, вообще перестали употреблять. Причём, надо заметить, что эта позиция не была марксистской, ибо сам К.

Маркс признавал не только наличие Рюрика-скандинава, но и «норманнский период» в истории Руси. Поскольку авторы вузовских учебников по истории отечественного госу­дарства и права и в новейших изданиях проводят старую советскую точку зрения на эту проблему, есть смысл остановиться на ней несколько под­робнее.

Первым норманистом был автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поместивший в летописи в 1113 г. известие о призвании Рюрика новгородцами. Суть его такова. Новгород­цы, – рассказывает Нестор, – долгое время платили дань приплывавшим из-за моря варягам, воинственному народу. Однако в лето 6370 от С. М. (862 от Р. X.

) они «изгнаша варяги за море и не даша им дани. И почаша сами в собеволодети». Но свобода не принесла им покоя, начались раздоры и распри: «И не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воеватипочаша сами на ся». Чтобы прекратить распри, решили: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву.

И идоша за море, к варя­гам, к руси. Решарусь, чудь, словене и кривичи, и веси: «Земля паша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володети нами. И избрашася 3братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший Рюрик седeНовегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий, Трувор, в Изборсте.

И от тех варяг прозвася Русская Земля».

Это известие русской летописи, соединив его с данными скандинавских источников, ввели в историческую науку служившие в Российской Акаде­мии наук в XVIII в. историки немецкого происхождения: Т.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л.

Шлецер, ставшие родоначальниками норманнской теории происхождения русского государства в IX в. Их положения развили далее русские учёные: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и другие, которых мож­но смело называть норманистами. Антинорманизм, в свою очередь, ро­дился в трудах М.В.

Ломоносова, который счёл антипатриотичным начи­нать русскую историю от скандинавов.

Всё дело заключалось в том, что научному спору было придано тогда, в XVIII в., политическое звучание, политика вмешалась в науку. Ко вре­мени, когда Ломоносов по заданию руководства Академии наук выступил против диссертации Миллера «О происхождении народа и имени россий­ского» (1749 г.).

Важно

Россия дважды при жизни одного поколения вступала в открытое противоборство со шведами и дважды выходила из войны побе­дительницей (в 1700–1721 гг. и 1741–1743 гг.). Значение великой евро­пейской державы, потерянное Швецией, переходило к повой империи, созданной Петром I.

Швеция жаждала реванша, и это нашло отражение в трудах шведских историков, поставивших идею Рюрика в обоснование концепции о вечной зависимости Руси от Швеции. Пытаясь опровергнуть эту идею, Ломоносов вывел Рюрика, против существования которого от­нюдь не возражал, из южнобалтийского славянского племени роксолан.

В качестве доказательства использовалась своеобразная игра с этнонимами («роксоланы» произошли от «росов», соединившихся с «аланами», роксоланы ушли с Рюриком в Новгород, а на их месте образовалась По-Руссия (Пруссия) или то, что осталось «после русов» и т.д.).

Российские историки позицию Ломоносова всерьёз не принимали, относя её к так называемому панегирическому, патриотическому течению в отечественной историогра­фии, целью которого было создание из истории русского государства «панорамы геройской доблести русского народа» (К.Н. Бестужев-Рюмин).

С утверждением «марксистско-ленинской» концепции образования го­сударства как орудия подавления одного общественного класса другим Рюрику, как и многим другим личностям, места в нашей истории не оста­лось.

В 12-томной «Истории СССР» (1960-е гг.

) династию русских князей начинали со славянина Олега Старого, хотя уже само имя «Олег», как и имена последовавших за ним «Ольги» и «Игоря», – скандинавского про­исхождения.

Итак, как же отвечает на вопрос о роли норманнов в образовании древнерусского государства современная наука, освободившаяся от идео­логического давления?

1. Рюрик – вполне реальная личность, и известие летописи о нём не легенда, оно имеет достоверные основания, подтверждённые другими ис­точниками. Присутствие скандинавов на русской земле доказано археоло­гами, проводившими раскопки в Ладоге, Изборске, Новгороде и обнару­жившими относительно IX– X вв.

огромный «варяжский» культурный пласт (оружие, предметы быта, культа и пр.). Найден и прототип Рюрика – датский конунг, предводитель викингов, РерикЮтландский. Найти его помогли литературные памятники Древней Скандинавии, саги, географические и исторические сочинения северных авторов.

Таким образом, скан­динавы дали Руси княжескую династию.

Совет

2. Предполагается, что скандинавы (викинги и их дружины), обосно­вавшись уже в VIII в.

в указанных опорных пунктах северо-западной Руси (Ладоге), в землях словен, установили тесные контакты с местной родоп­леменной знатью.

Отсюда они проложили путь на юг, в Византию («изваряг в греки») и в страны арабского Востока, совершая походы, бывшие своеобразным смешением разбойничьих набегов с торговыми предпри­ятиями.

3. Скандинавы осуществляли в этих землях ещё один вид деятельности – наёмную военную службу у знати и местных князей. Рюрик тоже при­шел в Новгородскую землю с дружиной и родом своим («пояша по собе всю русь»).

О том же свидетельствует известие скандинавской саги о «Sinehus» и «Truvaering» («дом свой» и «верное воинство»), превратившихся в пересказе летописца в легендарных братьев Рюрика.

Как увидим далее, «призвание» князя соответствует позднейшей новгородской традиции – приглашать на княжение князей из других земель, передавая в их руки во­енные функции и оставляя всю остальную власть в руках вечевой админи­страции.

4. С приходом Рюрика приток скандинавских дружин на Русь усилился, потомки Рюрика широко использовали их военную силу, силу нейтраль­ную, для борьбы с родоплеменной знатью, объединяя под своей властью разноэтнические территории. Скандинавские дружины использовались русскими князьями в походах на Византию.

5. Скандинавы привлекались на дипломатическую службу. В качестве русских послов они появлялись не только в Константинополе, но и в сто­лице императора франков (как о том свидетельствуют «Бертинские анналы»).

Обратите внимание

6. Из них формировался аппарат государственного управления, в том числе в системе взимания податей. Они дали начало поместному земле­владению, получая за свою службу земельные пожалования князей.

Мил­лер на этот счёт так писал в «Известии о дворянах российских»: «Ещё Вла­димир, как о том пишет Нестор, овладев с помощью варяг киевским престо­лом, «избра из них мужей добрых и смысленых, и храбрых, и раздая им гра­ды».

Сие было начало русского дворянства, или паче сказать, российских поместий».

Одновременно шёл и процесс ославянивания норманнов. Дружинная верхушка постепенно сливалась с древними кланами новгородской знати, скандинавский язык растворялся в славянском языке.

Ибо именно славяне составляли большинство народонаселения страны, богослужение со вре­мени принятия христианства велось на славянском языке, поэтому он «при всём смешении народов сохранился в чистоте» (Г.Ф. Миллер).

И последнее. О термине «Русь». Существуют две трактовки его проис­хождения.

Советские историки настаивали, а некоторые продолжают и сейчас настаивать на автохтонном (среднеднепровском, полянском) его происхождении, не приводя, однако, в подтверждение своей версии ника­ких убедительных доводов, кроме общих рассуждений о том, что где же ему ещё появиться, как не в центре Древней Руси. Подавляющее же боль­шинство учёных, и прежде всего лингвисты, придерживаются скандинав­ской этимологии. Вспомним и то, что писал Нестор: «Пошли к варягам, к руси…» Термин «Русь» возник в северо-западных новгородских землях, где сохранилась богатейшая древняя топонимика, с ним связанная, кото­рая совершенно отсутствует на юге (Порусье, Русса, Старая Русса, Новая Русса, Русино-русская дорога, Околорусье, Русские Новики, Русаноно, Русуево, Русовшина и т.д. и т.п.).

Источник этого термина – древнескандинавский глагол «roa» – гре­сти. Рутси, руси – гребец. Так называли появившихся на восточно-балтийском побережье уже в V в.

скандинавов местные народы: финны, карелы, саамы. В их понимании этот термин ассоциировался с этнонимом «швед», поскольку шведы были ближе датчан или норвежцев и чаще при­плывали из-за моря.

Финны до сих пор зовут шведов «рутси».

В Новгородской земле этот термин использовался поначалу в значении войска, дружины, рати, т.е. того рыцарского слоя, защитника земли, о ко­тором уже шла речь. Не зря в «Повести временных лет» читаем о дружине князя: «И беша у него варязи и словене и прочи, прозвашасярусью».

To же у византийского писателя Константина Багрянородного: «Князья отправи­лись осенью на полюдье со всею русью». И только затем из этнонима этот термин превратился в хороним – название территории, государства (с 911 г., договора Олега с Византией).

Таким образом, термин «Русь» можно считать продуктом, взращенным на славяно-финско-скандинавской язы­ковой почве.

Подведем итоги. В формировании древнерусской, славянской в своей основе, государственности приняли участие разные этносы. Само это формирование представляется нам в виде двустороннего процесса.

Важно

Глав­ную роль играли внутренние обстоятельства (образование социальной неоднородности, складывание института частной собственности, необхо­димость подавлять межплеменные раздоры, осуществлять военно-организаторские функции и пр.

) Но немаловажен и внешний компонент: завоевания, призвание, договор. В X в.

древнерусское государство, не яв­ляясь ещё совершенно оформившимся конгломератом, уже имело налицо все необходимые признаки: единую территорию, государственный язык, аппарат власти, устойчивую военную и финансовую организацию. Государ­ство функционировало на внешней арене, воевало или торговало с сосе­дями, вступало с ними в договорные отношения.

Источник: https://cyberpedia.su/15×7603.html

Ссылка на основную публикацию