Воскресные школы в xix веке

Как учились в 19 веке

В современное время при многих православных приходах организованы воскресные школы, в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования).

Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества – того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы).

Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми.

Обратите внимание

В современных воскресных школах изучается Закон Божий – изложение Ветхого и Нового Заветов, понятное для детского восприятия. Объясняется значение десяти заповедей, прививаются основные нравственные ценности. Детей учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к ближним и родному Отечеству.

Также в воскресных школах преподаются жития святых. Детям рассказывают о великих подвижниках благочестия, их подвигах. На подобных уроках ребята могут узнать много нового из истории не только российского государства, но и великих империй (Римской и Византийской).

На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах.

Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов.

Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки.

Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии.

Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения. 

Видео по теме

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-875637-kak-uchilis-v-19-veke

Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века (стр. 1 из 4)

М. В. Попинова

В истории педагогики воскресные школы были представлены двумя основными типами. Это конфессиональные школы различного вероисповедания (пятничные для мусульман, субботние для евреев, воскресные для христиан), предназначенные для религиозно-нравственного воспитания, и общеобразовательные школы для взрослых и работающих детей, ставящие своей целью их первоначальное образование.

Возникновение общеобразовательных воскресных школ в России было инициировано общественно – педагогическим движением конца 50-х – начала 60-х годов XIX века, представлявшим одно из направлений более широкого социального движения, характерного для предреформенных лет.

В него включились не только общественные, но и государственно-правительственные структуры. Одной из трибун сторонников изменений стали официальные органы морского и военного министерств журналы “Морской сборник” и “Военный сборник”.

Важно

На их страницах впервые начали обсуждаться такие проблемы, как реорганизация армии, введение гласности, отмена крепостного права [1]. В 1856 году в “Морском сборнике” была опубликована статья знаменитого русского хирурга и общественного деятеля Н. И.

Пирогова “Вопросы жизни”, положившая начало общественно-педагогическому движению в России. В центре внимания автора статьи находилась проблема воспитания и образования.

Отказ от узкой специализации в пользу широкого общего образования, гуманизация воспитания, обращение к человеку, активизация имеющихся у него возможностей к самопознанию и самовоспитанию понимались как средство гражданского воспитания, формирования истинного человека [2]. Статья вызвала большой общественный резонанс и интерес к педагогическим проблемам, их широкое обсуждение на страницах печати.

Одним из результатов общественно-педагогического движения стало появление общеобразовательных воскресных школ, предназначенных для обучения взрослых. В современной науке существует мнение, согласно которому воскресные школы “возникли как воплощение…

представлений о необходимости соединения способностей и стремлений образованного общества с широкими социальными нуждами” [3]. С одной стороны, обозначилось стремление интеллигенции к повышению культурного уровня жизни народа.

Оно возникло и сложилось в условиях особой атмосферы предреформенных лет. Наиболее характерной чертой нравственной атмосферы являлось существование уникального этоса, свойственного образованному обществу в 60-е годы XIX века.

Русская интеллигенция того времени высоко ценила сострадание и совесть, испытывала острое чувство вины за привилегированное положение, считая служение народу моральным долгом каждого [4].

С другой стороны, обозначилась потребность народных масс в первоначальном образовании, которое в изменяющихся социально-экономических условиях стало все более осознаваться как средство “социального продвижения, занятия более комфортной социальной ниши” [5]. В предреформенные годы динамизм развития был отличительной чертой российской экономики.

50-е годы XIX века – это начало технического переворота в промышленности и на транспорте. В ведущих отраслях обрабатывающей промышленности России происходил переход от мануфактурного к фабричному производству. Начал складываться рынок рабочей силы, главным источником которого явился неземледельческий отход крестьянского населения.

Совет

Накануне крестьянской реформы 1861 года в стране насчитывалось до 3 млн. человек, уходящих на заработки. Из них более 9/10 составляли крестьяне-отходники [6].

Миграция сельского населения в города, его пролетаризация, изменение социальной структуры общества, традиционных условий жизни и деятельности как следствие изменяющейся промышленной инфраструктуры – все это привело к формированию более широких образовательных запросов со стороны народных масс.

В условиях модернизационного скачка образовательная политика государства также поменяла свои ориентиры. Пришло понимание того, что модернизация социально-культурной и экономической областей жизни должна сопровождаться сломом старой общественной психологии, складыванием нового мировоззрения и поведенческих стереотипов.

Это нашло отражение в образовательной политике государства, одним из направлений которой стала поддержка общественной инициативы, проявленной в отношении образования взрослых.

Таким образом, изменение образовательного заказа государства, с одной стороны, и образовательных потребностей общества, с другой, привели к созданию воскресных школ.

Первая воскресная школа в России была открыта в октябре 1859 года в Киеве при деятельном участии профессора П. В. Павлова. Эта школа была учреждена с разрешения попечителя Киевского учебного округа Н. И. Пирогова в здании Киево-Подольского уездного дворянского училища.

Основателями школы являлись 17 студентов Киевского университета св. Владимира и один студент Киевской духовной академии. Школа была предназначена для “мальчиков из детей ремесленников и других лиц рабочего класса, не имеющих ни времени, ни средств посещать обыкновенные училища” [7].

Учредители ставили своей целью дать ученикам первоначальное образование. В программу преподавания были включены следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Уже в первое воскресенье в школу пришло около 50 человек, затем число желающих учиться возросло до 100 человек и более.

Обратите внимание

25 октября 1859 года по ходатайству студентов того же университета в Киеве была открыта вторая мужская воскресная школа – Новостроенская, в которой к марту 1860 года обучалось 148 человек [8]. А с 1860 года начали создаваться и женские воскресные школы.

В течение года в Киеве было учреждено 7 воскресных школ, предназначенных для первоначального обучения взрослых и детей.

В 1860 году движение по открытию воскресных школ стало набирать силу по всей России. По данным “Журнала МНП” за год (с момента открытия первой воскресной школы в Киеве) в 30 различных местностях России было основано 68 воскресных школ (58 мужских и 10 женских), из которых треть – в столицах (по 12 школ в Петербурге и Москве) [9].

Воскресные школы открывались повсеместно, не только в столичных и губернских городах, но также в уездных и даже в селах.

К примеру, за период со второй половины сентября по ноябрь (по далеко не полным данным) воскресные школы были открыты в Камышлове, Ярославле, Белеве, Царском Селе, Москве (9-я), Пскове, Харькове (2-я), Казани (2-я), Омске, Сызрани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Кронштадте, Могилеве, Тамбове, Перми, близ г. Вознесенска в селениях Новогеоргиевске и Константиновке [10].

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года [11]. Здесь, как и в Киеве, огромная роль в открытии школ принадлежала студенчеству, поддержанному профессором Н.С.Тихонравовым. С мая 1860 года воскресные школы начали очень энергично организовывать в Петербурге. В течение 1860 года там было открыто 19 воскресных школ. “…В учреждении …

школ в Петербурге принимали участие воспитанники училища правоведения и лицея, студенты университета и Медико-Хирургической академии и вообще молодые люди и даже дамы” [12]. Не только в европейской части страны, но и в Сибири общество не осталось равнодушным к идее воскресных школ. Первая из них появилась там 25 сентября 1860 года. В том же году возникла школа в Омске и три в Иркутске [13].

Ярославская губерния также включилась в общероссийское движение. В 1860 году в ней было создано 4 воскресных школы. Первая воскресная школа в Ярославле была открыта 18 сентября 1860 года при Ярославском уездном училище [14].

Важно

4 декабря 1860 года при Ярославском военном училище была организована вторая мужская воскресная школа [15]. 20 ноября 1860 года при Рыбинском уездном училище была создана воскресная школа для ремесленных учеников и рабочих.

11 декабря 1860 года на средства ростовского городского головы Ивана Титова была учреждена воскресная школа при Ростовском уездном училище. Всего к 1 января 1862 года в Ярославской губернии было открыто 7 воскресных школ.

Кроме вышеназванных были созданы школы при Мышкинской тюрьме, при Норской мануфактуре льняных изделий в Ярославском уезде (школа содержалась правлением Норской мануфактуры и предназначалась для мужчин-рабочих), при Угличском уездном училище. Последняя была основана 8 января 1861 года и рассчитана на женщин [16].

Таким образом, в 1860 году было открыто наибольшее число школ за весь первый период их существования (с октября 1859 по июнь 1862 года). Дм. Вольфсон предполагал, что число воскресных школ, основанных в 1860 году, “доходило, вероятно, до 200” [17].

Конечно, такое широкое открытие воскресных школ объяснялось, в том числе, и тем, что оно не встречало на своем пути никаких начальственных преград. Напротив, правительственные структуры не только не мешали развитию общественной инициативы в деле создания школ, но и стимулировали ее.

Так, в марте 1860 года министр внутренних дел разослал всем губернаторам циркуляр, в котором одобрил создание воскресных школ и рекомендовал содействовать их распространению: “В некоторых городах, для распространения грамотности и развития нравственности в ремесленном классе, признано полезным учредить воскресные школы для ремесленных учеников и рабочих…. Полагая, что устройство в городах воскресных школ должно принести существенную пользу для городских обществ и что устройство таких школ … может быть сделано с весьма незначительными издержками, я, по соглашению с министром народного просвещения, прошу Ваше Превосходительство обратить внимание на этот предмет…” [18]. Очень активно включилось в движение по устройству воскресных школ военное ведомство. В Петербурге, например, в 1860 году воскресные школы были открыты в казармах гвардейского экипажа, гальванической роты и в залах учебного фехтовального гимнастического кадра стрелкового батальона. Воскресные школы открывались военными на основании Высочайше утвержденного положения от 4 июня 1860 года, разрешившего учреждение данных школ при частях и в зданиях военного ведомства [19].

Источник: http://MirZnanii.com/a/334371/obshcheobrazovatelnye-voskresnye-shkoly-v-rossii-v-kontse-50-kh-nachale-60-kh-godov-xix-veka

Приход церкви святого пророка Божия и Крестителя Господня Иоанна Предтечи п.Черницк г. Барнаула – <

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

В Великобритании

В странах Европы

В Северной Америке

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

XIX – начало XX века

Конец XX – начало XXI века

IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Воскресные школы – бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся, в основном, по воскресным дням.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования.

Совет

При историческом исследовании следует различать два основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев – субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI века. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед.

В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке.

Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело с одной стороны – к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ.

Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

Читайте также:  Первый русский царь

1. В Великобритании.

Основателем первой из Воскресных школ современного типа считается англиканин – мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.

В период с 1700 по 1800гг. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями.

Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их жизни.

Обратите внимание

Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц.

Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они чаще получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали навыками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.

) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Девочки и мальчики занимались в разных комнатах.

Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими.

Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность директора школы, который занимался организацией учебного процесса и подбором учителей.

После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в “Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании.

Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами, было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ продолжало расти.

Деятельность Рейкса получила полное признание, когда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Король одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патронессой Воскресных школ. Вскоре, практика показала, что школы, где преподаватели-волонтеры (в т. ч.

и директора) работали бесплатно, более эффективны. Со временем этот тип школы становится основным. Уэсли писал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кроме награды от Господа».

В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (методистом) и С.

Важно

Фоксом (квакером) была организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появились в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и развитию новых социально-экономических институтов, например, сберегательных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г.

Рейке в письме, опубликованном в «Журнале для джентльменов», сообщал, что Воскресную школу посещали 250 тыс. детей. По парламентской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 учащихся; в 1833 г. – 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после появления первой школы, в Великобритании насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя.

«Общество поддержки и поощрения воскресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было со-здано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для распространения опытаВоскресных школ нетолько в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной литературы. В 1803 г.

Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил представителей различных протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г. вышел первый номер «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г.

, оганизовали Союз воскресных школ Индии (India Sunday School Union) и Союз австралийских воскресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церкви Англии (Church of England Sun-day School Institute) для «распространения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглавлявшийся комитетом из 25 клириков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Биб-лии и Книги общих молитв и соотносилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в англиканских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объ-единявший 7566 школ с более чем 1 млн. учащихся.

2. В странах Европы.

Наибольшее развитие в Европе приобрели конфессиональные Воскресные школы религиозных меньшинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали Воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис.

Первая Воскресная школа была организована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула; в 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспозицию, посвященную Воскресным школам на Всемирной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смогли использовать свободные церкви; в 1853 г.

леди Эренбург открыла первую Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии Воскресные школы появились благодаряактивности свободных церквей в 50-хгг. XIX в.В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы также получили широкое распространение.

В других странах мирапоявление Воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организаций.

3. В Северной Америке.

Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери.

В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных конфессий.

Кроме того, если в Англии движение Воскресных школ начиналось как благотворительное служение среди бедных слоев населения, то в Америке, из-за отсутствия общенациональной системы образования и освоения новых отдаленных территорий, Воскресные школы охватили все население. В соответствии с переписью, которую провело Бюро образования (U. S. Сеnsus Bureau of Education) в 1800г.

, средний американец проводил школе не более 82 дней.

В Филадельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Общество воскресной школы (Sabbath School Societe; другое название «Первый день» (The First Day), 1790); черезгод Воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке.

Совет

В Филадельфии работали: Общество для обучения бедных девочек (с 1804), Общество евангелических воскресных школ (с 1808); в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и общества Воскресных школ объединились в более крупные.

В 1824г.

Филадельфийский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Uni-on). Его члены, представители различных христианских деноминаций (в основном мирян), вели активную пропагандистскую и издательскую деятельность. К 1825 г.

существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число учеников Воскресных школ достигло 143 697 чел.

В 1824 г.

начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (American Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал публикацию цикла уроков (uniform lessons) по изучению Библии. Быстрый рост Воскресных школ был обусловлен государственной политикой поддержки таких учебных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные школы создавались в каждой общине в недавно заселенной долине Миссисипи. Около 80 миссионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было организовано 2867 новых Воскресных школы и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Иакстон.

Источник: http://ipc-barnaul.prihod.ru/schoolcategory/view/id/1127591

Состояние церковно-приходской школы в конце хiх – начале хх веков

СОСТОЯНИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ

В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Алексей Геннадьевич Пшеничный,

учитель истории и обществознания

В дореволюционной России на протяжении многих лет вопросами народного образования и просвещения в той или иной мере ведало духовенство. Государство было заинтересовано в том, чтобы представители церкви воспитывали народ в духе преклонения не только перед властью небесной, но и властью земной – государственной.

В 60-е гг. XIX в. остро встал вопрос о расширении сети школ, прежде всего – начальных. Прогрессивная общественность требовала введения всеобщего начального образования. Правительство было вынуждено приступить к реформам в области просвещения, затронувшим начальную, среднюю и высшую школы.

В означенный период был подготовлен и принят ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность различных типов церковных школ, их статус, управление и подчиненность, сроки и программы обучения, порядок открытия и закрытия, льготы выпускникам и т.д. В первую очередь это «Правила о церковно-приходских школах», высочайше утвержденные 13 июня 1884г.

, которые определили развитие начального образования в конце ХIХ – начале ХХ веков. [1.] Согласно этим Правилам на приходское духовенство была возложена обязанность обучать грамоте крестьянских детей в церковно-приходских школах. Действие Правил распространялось на все епархии, кроме Рижской и Великого княжества Финляндского. 25 мая 1888г.

были высочайше утверждены «Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов», которые дополнили правила 1884г. и законодательно оформили новую единицу в структуре управления церковными школами – уездные отделения епархиальных училищных советов. «Правила о школах грамоты», высочайше утвержденные 4 мая 1891г.

, регламентировали деятельность особого типа церковных школ – школ грамоты, которые были подчинены духовному начальству еще Правилами о церковно-приходских школах 1884г. Таким образом, Синодом были взяты под контроль и школы грамоты, которые могли открываться даже в самых малочисленных населенных пунктах, с минимальными материальными издержками, при одном учителе.

Именно в эти школы получала доступ основная масса крестьянских детей. Высочайше утвержденные «Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания» 26 февраля 1896г. и «Положение о церковных школах ведомства православного исповедания» 1 апреля 1902г. заменили собой Правила 1884, 1888 и 1891гг.

и отразили изменения, произошедшие в системе церковных школ в 80-х – 90-х гг. XIX в. Они определили основы и правила их функционирования вплоть до революции 1917г. [1.]

Согласно Правилам 1884г.

Церковно-приходскими школами именовались начальные училища, открываемые православным духовенством – приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а также казны. Школы эти имели целью утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности, а так же давать первоначальные полезные знания.

Об открытии церковно-приходской школы приходские священники сообщали через благочинных епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения, уездным училищным советам, а где их нет – должностным лицам учебного ведомства, заведующим народными школами.

Закрытие церковно-приходских школ, и передача их в другое ведомство происходили с разрешения епархиального архиерея.

Церковно-приходские школы были: одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом обучения.

Обратите внимание

В начале XX века срок обучения в церковно-приходских школах увеличился: в одноклассных до 3 лет, в двухклассных – до 5 лет.

В церковно-приходских школах преподавались такие предметы, как: закон божий, а именно изучение молитв, священная история и объяснение богослужения; краткий катехизис; церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподавались, сверх того, начальные сведения из истории церкви и Отечества. Объем преподавания этих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливался особыми программами с утверждения святейшего синода.

Читайте также:  Генеалогия московских князей

Ведению и наблюдению духовного начальства подлежали и открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности.

С разрешения епархиального архиерея, при церковно-приходских школах можно было открывать: дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах; проводить ежедневные уроки для взрослых; вводить особые ремесленные отделения и рукодельные классы; открывать воскресные школы для лиц, не имеющих возможности учиться ежедневно. Хотя уроки для взрослых и воскресные школы могли быть открыты священниками и там, где нет церковно-приходской школы.

Преподавание в церковно-приходских и воскресных школах на уроках для взрослых и в дополнительных классах производились под руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным святейшим синодом. При названных школах, по мере средств, составлялись учительские и ученические библиотеки.

Приходские школы нераздельно с церковью должны были внушать детям любовь к церкви и богослужению, чтобы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны были участвовать в церковном чтении и пении.

Ежедневные учебные занятия в церковно-приходских школах начинались и оканчивались молитвой. Обучение осуществляли местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а также назначаемые для этого, с утверждения епархиального архиерея, учителя и учительницы, под наблюдением священников.

Наставление в правилах веры и преподавание закона божия относились к прямой обязанности священника. Если в составе причта был дьякон, то преподавание закона божия могло быть предоставлено и ему. В особых случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание закона божия могло быть предоставлено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежавших к составу клира.

Важно

Учительские должности в церковно-приходских школах замещались преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющих звание учителя начального народного училища, пользовались всеми правами, предоставленными этому званию.

Испытания (экзамены) оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производились на основании общих, установленных для начальных училищ, правил.

Непосредственное и ответственное заведывание церковноприходскими школами возлагалось на приходских священников или же на назначенных епархиальным архиереем, которому принадлежало общее заведывание церковно-приходскими школами в епархии и попечение о их благоустройстве.

Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждались епархиальные училищные советы.

Председатель и члены совета избирались епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения.

К заседаниям совета приглашались на правах членов местные директора народных училищ. Училищный совет рассматривал отчеты священников-наблюдателей и представлял епархиальному архиерею свои соображения о мерах, которые могли способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.

Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежало святейшему синоду, который имел право издавать особые постановления.

Относительно быстрый рост числа школ на Алтае во второй половине XIX – в начале XX веков объясняется рядом причин.

Совет

После отмены крепостного права, повлекшей освобождение приписных крестьян и мастеровых, в округе, как и в других районах страны, распространение получил наемный труд, широко развивается торговля. Благодаря строительству Сибирской железной дороги Алтай оказался втянутым в общерусский и мировой рынок.

В городах и крупных селах возникают разного рода промышленные предприятия, появляется множество частных ремесленных мастерских, развивается кустарное производство. Поэтому с каждым годом нарастала потребность в грамотных рабочих и специалистах.

К концу XIX века само русское крестьянство начинает осознавать потребность в знаниях, а значит в книге и грамоте.

Город предоставлял больше возможностей для просвещения и образования, – это и многочисленные учебные заведения разного уровня и разных ведомств, и публичные лекции, организуемые местными культурно-просветительными обществами и библиотеки, и многое другое.

В деревне круг просветительных возможностей был крайне ограничен. Подавляющая часть интеллигенции (людей потенциально способных выступить учителями для малограмотного сельского населения) проживала в городах. Количество школ и уездных училищ было крайне незначительным, еще меньшим было количество библиотек.

В конце XIX века число церковно-приходских школ и школ грамоты резко увеличивается. Так, в Томской епархии на 1 марта 1887 года было всего 58 церковно-приходских школ, вместе со школами Алтайской миссии, в которых училось более 1100 учащихся обоего пола. К ноябрю 1887 года число приходских школ увеличивается до 87, а число учащихся до 1515, на начало 1889 года открыто уже 123 школы. [2.]

Нужно отметить, что в западной Сибири в силу отсутствия земств не возникало конкуренции между государственной, земской и церковной школами.

Даже сильный всплеск школьного строительства, произошедший в конце XIX века не смог полностью покрыть потребности народа в образовании, поэтому совершенно неудивительно стремление сельского населения к распространению церковно-приходских школ и школ грамоты.

Обратите внимание

Не редки были случаи обращения крестьянских сходов к церковному начальству с просьбой открыть в их селе школу и обещанием пожертвовать на ее постройку и содержание учителя необходимую сумму. Не редки были письма подобной направленности и от самих представителей сельского духовенства епархиальному начальству.

Эта во многом подвижническая деятельность была высоко оценена теми, ради кого она предпринималась, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные отзывы сельских сходов о просветительной деятельности местных священников. [2.]

Подводя итог, необходимо отметить, что в конце XIX века проблема народного просвещения была осознана как государством, так и широкими кругами российской общественности. На Алтае она стояла наиболее остро в связи с низким уровнем грамотности населения региона. И если в городах роль лидеров просветительного движения взяла на себя светская интеллигенция, то в деревне – сельское духовенство.

Сегодня, по мнению руководства страны, очень важно сохранить школы там, где это необходимо, а дети должны иметь возможность учиться в родных селах и поселках, в цивилизованных условиях и получать качественное образование, чтобы выпускники по уровню знаний не уступали своим сверстникам из городов. Страна у нас большая, территория колоссальная, в некоторых местах нам не обойтись без сохранения малокомплектных школ, организации филиалов базовых школ на их основе. Возможно, в сложившейся ситуации мог быть полезным и другой исторический опыт – опыт церковно-приходских школ.

Список использованных источников и литературы

Хрестоматия по истории педагогики. // Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936.

Энциклопедия образования в Западной Сибири. Т.1. Барнаул, 2003.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/istoricheskie-nauki/library/2016/11/27/sostoyanie-tserkovno-prihodskoy-shkoly-v-kontse-hih

Школа прошлого: один день из жизни гимназистки xix века

О быте учениц

Благодаря сохранившимся мемуарам выпускниц гимназии, известно не только формальное устройство школы, но и особенности её быта. Занятия начинались ровно в 9. Одна из гимназисток, Татьяна Аксакова-Сиверс, вспоминает:

«В низкой просторной передней усадьбы меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30 лет и вешалками, и кипячёной водой, и подаванием звонков.

Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношёрстный. Менее блестящий, чем предыдущий…

Учение мне давалось без всякого труда и никогда не составляло предмета забот моих родителей. Начиная со 2-го класса и до самого конца я шла на круглых пятёрках, но должна признать, что пятёрки по физике и математике доставались только за счёт хорошей памяти, тогда как гуманитарные науки проникали несколько глубже.

Важно

В 4 классе мы сдавали экзамены по естествоведению, причём отметка, полученная на этом экзамене, входила в окончательный аттестат. Так как я уже метила на золотую медаль, четвёрка по естественной истории могла мне испортить всё дело, и я, снедаемая честолюбием, твердила наизусть «лютиковые» и «крестоцветные», которые могли меня подвести.

Учительницей по этому предмету у нас была Анна Николаевна Шереметевская, родная сестра знаменитой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, женщина очень нервная, от которой можно было ждать всяких сюрпризов. Однако всё обошлось благополучно, и полученная отметка не закрыла мне путей «к славе».

Возвращаюсь к описанию своего школьного дня. После трёх утренних уроков и завтрака мы отправлялись парами гулять по улицам (это называлось «крокодилом»). Маршрут был всегда один и тот же: по Пречистенке до Зубовского бульвара и обратно, мимо Лицея, по Остоженке.

Если в кармане лежала плитка шоколада, купленного за 5 копеек в мелочной лавке гимназического поставщика Капустина, то гулять было не так скучно. Кроме того, с годами я стала обладать унаследованной от матери способностью извлекать интерес из всех жизненных положений.

В три часа, к концу занятий, за мной заходила мама».

Также на протяжении школьного дня у девочек был обед, который они приносили с собой в школу и оставляли на специальной лавке в столовой. В гимназии было обязательное место для священника, хранения икон и место исповедания.

Как и в современной школе, после уроков желающие оставались на дополнительные платные занятия: по музыке, хоровому пению, танцам и гимнастике.

Быт гимназисток XIX столетия удивительным образом напоминает рутину нынешних школьников. И хотя с момента открытия гимназии прошло уже больше века, но убрав особенности времени из воспоминаний школьницы, мы вряд ли заподозрим, что их писала девушка, жившая полтора века назад.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/shkola-proshlogo-odin-den-iz.htm

Учебник: История русской культуры: XIX век – Глава: § 3. воскресные школы онлайн

Имя материала: История русской культуры: XIX век

Автор: Н. И. Яковкина

«Эпоха конца 50-х — начала 60-х годов… принадлежала, бесспорно, к числу замечательнейших моментов в истории нашего общества, — писал исследователь. — Как бы ни смотреть на практические результаты…

едва ли можно различно относиться к самой эпохе, к тогдашней готовности лучших людей общества отдать все свои силы, всего себя на служение народу».

32 Одним из наиболее значительных достижений этой общественной инициативы стало создание и распространение воскресных и вечерних школ.

Народные школы начали неофициально возникать с 1858 года.

В начале 1859 года в Петербурге группа молодых офицеров во главе с бароном Коссинским организовала так называемую «Таврическую школу» для мальчиков, школы для девочек открыли княгиня Шаховская, г-жа Веневитинова; подобную попытку в Киеве предприняли студенты университета. Однако ежедневные школы могли посещать лишь немногие из желающих. Мысль об открытии воскресных школ возникла, по-видимому, у профессора Киевского университета историка и статиста Платона Васильевича Павлова и была с энтузиазмом подхвачена молодежью.

Совет

В октябре 1859 года 17 студентов Киевского университета обратились к попечителю учебного округа Н. И. Пирогову с ходатайством об открытии воскресной школы. Разрешение Пирогова положило начало легальному существованию воскресных школ. Причем число воскресных школ увеличивалось с необыкновенной быстротой.

Уже в 1859 году подобные школы появились в Петербурге, Киеве, Екатеринославе, Белой Церкви, Могилеве. А в следующем году движение охватило почти всю европейскую часть России.

Воскресные школы были открыты в Казани, Архангельске, Рязани, Одессе, Полтаве, Нежине, Житомире, Воронеже, Хотине, Керчи, Симбирске, Старой Руссе, Николаеве, Орле, Твери, Харькове, Новгороде, Симферополе, Кишиневе, Ярославле, Пензе, Иванове, Нижнем Новгороде, Саратове. Наряду с губернскими городами воскресные школы начали возникать и в уездных.

Так, пример Полтавы вызвал появление воскресных школ в уездных городах Полтавской губернии — Кременчуге, Переяславле, Золотоноше, Лубнах. К январю 1861 года в Петербурге было открыто 14 мужских и 5 женских школ, в Москве — 9 мужских и 3 женских. По данным историка Г. Вахтерова, общее число воскресных школ в России в начале 60-х годов равнялось 90.

Однако другой исследователь Я. Абрамов считает эти данные заниженными, поскольку в Восточной и Западной Сибири уже существовало 316 школ.33 Все воскресные школы были бесплатными и существовали исключительно на пожертвования. Так, на три воскресные школы в Киеве в первый год их существования было собрано 136 руб. 78 коп.

, что помимо оплаты помещения дало возможность обеспечить учеников необходимыми пособиями — книгами, аспидными досками и т. п. В Одессе на щедрые пожертвования (от 25 до 200 руб.) были открыты пять воскресных школ. Но нередко возможности школ были скудными.

Например, одна из первых в Петербурге воскресных женских школ существовала на скромные средства ее учредительницы — дочери действительного тайного советника М. С. Шпилевской. Школа занимала две комнаты в ее небольшой квартире, где были поставлены столы и табуретки для 30 учениц. Уроки вела сама Шпилевская. Она же приобретала и необходимые учебные пособия.

Как материальная помощь воскресным школам, так и преподавание в них в этот период осуществлялось исключительно прогрессивно настроенными представителями самых разных слоев русского общества. Движение, направленное к внесению просвещения в народные массы, охватило тогда все слои общества…

Читайте также:  Деятельность советских и партийных органов по мобилизации сил и средств для борьбы с агрессором.

Офицеры, духовенство, студенты, гимназисты, светские дамы, профессора — все в большей или меньшей степени приняли участие в этом движении. Активное участие в создании воскресных школ приняла петербургская просвещенная общественность. Школы эти «…

Обратите внимание

в Петербурге открылись сразу во всех углах, — вспоминала современница, — у Таврического сада, на Васильевском острове, в Коломне и на Выборгской стороне.

В центре одной из первых была устроена школа на углу Садовой и Инженерной, обслуживавшая население разных швейных, корсетных мастерских, прачечных и тому подобных заведении в районе Невского. Каждая интеллигентная семья Петербурга поспешила в лице молодых своих представителей принять участие в благом деле.34

В 1859 году в Полтаве воскресная школа была открыта при гимназии, и преподавали в ней ученики 7 класса. «Молодые люди успешно работали в школе, и она имела выдающийся успех…

Скептики сразу уверились, что платы действительно не берут, что „панычи” не только не смеются над „хлопцями”, но обращаются лучше, чем с ними самими обращались, когда они были мальчиками и что, наконец, паны не только научивают добру, но еще научивают ему скорее и лучше, чем их самих учили», — сообщала местная пресса.

В одной из петербургских воскресных школ преподавал известный писатель Н. Г. Помяловский. Человек большого обаяния, блестящий собеседник, он «обнаружил такой педагогический талант, что его ученики в самое короткое время усваивали то, что у других преподавателей, при том далеко не рядовых, доставалось им лишь после многих месяцев».35

В другой петербургской воскресной школе преподавали офицер инженер Сеньковский, публицист Михайлов, видные участницы женского движения П. С. и Н. В. Стасовы, интеллигентные дамы — г-жа Блумер, мать и дочь Андреевы. Все эти очень разные люди с одинаковым энтузиазмом и теплотою отдавали свои силы и время воскресной школе. Н. В. Стасова (дочь известного архитектора В. П.

Стасова и сестра знаменитого художественного критика В. В. Стасова) вспоминала: «Что за блаженное время это было, что за подъем духа! И учащие и учащиеся стремились всей душой к науке, свету… учителя отдавали всю свою душу, были действительно полны гуманным чувством, и приходящие глубоко чувствовали, что в воскресных школах найдут и ласку, и науку не схоластическую».

36

Обучение в воскресных школах, действительно, не носило казенно-схоластического характера.

Важно

Стихийно возникшие, с преподавателями различных профессиональных навыков и общего уровня знаний, со своеобразными контингентами учащихся, воскресные школы в целом носили общеобразовательный характер.

Основу программы составляло обучение грамоте, чтению, письму, арифметике, закону Божьему. Но затем, в зависимости от профессиональных особенностей и степени подготовки учащихся, включались дополнительные предметы.

В женских школах — рукоделие (кройка, шитье, вязание), в школе при Гальванической роте —математика и элементарный курс физики; ученики одной из воскресных школ Одессы просили обучать их иностранным языкам. Некоторые педагоги проводили уроки-беседы на литературные, исторические, географические темы.

И еще одна черта, характерная для воскресных и вечерних школ того времени, — огромная тяга к знаниям учеников, которые преодолевали и сопротивление хозяев, не желавших отпускать их учиться, и многие бытовые трудности, чтобы посетить школу. Стасова писала: «С какой любовью дети и взрослые бежали учиться, несмотря на то, что жестокие хозяева магазинов… чтобы заставить их не уходить, лишали обеда».37

Помимо общеобразовательного значения современники отмечали и нравственное воздействие воскресных школ.

Ушинский писал: «Вы спрашиваете меня, какого я мнения о нравственном значении воскресных школ для простого народа, но разве по этому поводу может родиться какой-нибудь вопрос? Где бы и как эти юноши провели свои 2-3 свободные воскресные часа, если бы не были в школе? В кабаке, трактире, за азартными играми в засаленные карты, в развращающих беседах, в одуряющем безделии. Что бы они ни услышали в школе, чему бы они ни научились в ней, все же это будет бесконечно нравственно выше того, что они могли бы выслушать и чему бы они могли выучиться дома, на улице, в трактире или питейном доме».38

Несмотря на то, что воскресные школы носили ярко выраженный просветительный, а не политический характер, они все же возбуждали опасение министерства просвещения, следствием чего явилось издание циркуляра, в котором попечителям учебных округов разъяснялось, что воскресные школы должны быть «только пособием приходским училищам». Местному начальству предписывалось «заботливо следить за тем, чтобы воскресные школы не выступали из границ определенного им круга действия». Таким образом, запрещалось преподавание предметов, не входивших в учебную программу приходских училищ, а воскресные школы должны были стать только школами грамотности.

В начале 1862 года школам был нанесен следующий, и на этот раз сокрушительный удар.

Совет

В министерство просвещения поступило сообщение министерства внутренних дел о том, что в некоторых петербургских воскресных школах, в частности, в Выборгской, Сампсониевской и Введенской, «преподается учение, направленное к потрясению религиозных верований, к распространению социальных понятий о праве собственности и даже к возмущению против государства».

Кроме того, было установлено, что в группу студентов, которая явилась инициатором открытия воскресных школ в Киеве, входили члены Харьковско-Киевского тайного политического общества. В итоге последовал царский указ о закрытии воскресных школ «впредь до преобразования их на новых основаниях».

«Кончились воскресные школы, — писал В. В. Стасов, — но не погибла их чудная благотворительная деятельность… они сошли со сцены, уже успев посеять много правды, света, здоровых, могучих и добрых понятий».39

Закрытие воскресных школ вызвало возмущение не только передовой общественности, но и недовольство наиболее прогрессивных промышленников, заинтересованных в повышении грамотности и профессионального уровня своих рабочих. Широкий фронт общественных протестов заставил правительство вернуться к рассмотрению этого вопроса.

«Положением о начальных народных училищах» 1864 года воскресные школы, учреждаемые правительством, частными лицами или общественными организациями, были отнесены к разряду начальных народных училищ. Наблюдение за их религиозно-нравственным направлением возлагалось на местных священников.

Эти же установки повторялись и «Положением о начальных народных училищах» 1874 года.

Попыткой осуществления духовного надзора над воскресной школой было открытие в 1866 году 33 воскресных школ при духовных семинариях. Но такой способ не оправдал себя: «дело велось самым невозможным образом, — вспоминал посещавший эту школу автор, — занятия продолжались 1 час перед обедней.

Преподаванием занимались ученики семинарий без всякого надзора. Своей обязанностью заниматься в воскресной школе семинаристы крайне тяготились и относились к делу крайне небрежно».

40 С 1867 года стали возникать воскресные школы, открываемые частными лицами и общественными организациями типа харьковского Общества распространения грамотности.

Однако волна общественного подъема к этому времени спала, наиболее передовые представители интеллигенции были отстранены от преподавания в воскресных школах, а заменяли их нередко случайные или малокомпетентные люди, наподобие учительниц, обучающие работниц делать реверансы, являющиеся на урок в шляпе с вуалью и перчатках.

Обратите внимание

В конце 70-х годов XIX века народники, стремясь подготовить пропагандистов из рабочих, стали открывать нелегальные воскресные школы. В Петербурге в одной из таких школ преподавал С. М. Степняк-Кравчинский, П. А. Кропоткин и др.

Но таких школ было немного, и возникали они в крупных городах. В тоже время в 70—80-е годы воскресные школы стали открывать общественные организации, в Ставропольской губернии ими было открыто 24 школы, а в Казанской губернии — 45.

Дальнейшему росту воскресных школ способствовали, помимо различных общественных организаций, и выдающиеся представители русской интеллигенции, такие деятели образования, как С. С. Старынкевич, открывшая в Петербурге Владимирскую женскую воскресную школу, О. В. Кайданова, организовавшая в 1885 году женскую воскресную школу в Тифлисе, X. Д. Алчевская — в Харькове.

Последняя школа стала образцовой. Путем многолетней энергичной, подвижнической деятельности Алчевской удалось сделать школу настоящим культурным центром.

При ней была создана большая библиотека, образован школьный музей, где находились наглядные пособия — атласы, глобусы, альбомы картин, чучела животных, физические приборы, фотографии знаменитых писателей и художников. В школе устраивались праздники — рождественская елка, литературные вечера.

Конечно, школы, подобные заведениям Алчевской или Кайдановой, были исключительными явлениями. В целом воскресные и вечерние школы, создаваемые в основном учительской интеллигенцией, были гораздо скромнее по условиям и масштабам деятельности, но также «сеяли разумное, доброе, вечное».

Примером такого учебного заведения являлась школа, образованная в конце 80-х годов в одном из южных городов группой учителей и учительниц гимназий. Начав хлопоты об открытии школы, учредители ее сами стали готовиться к занятиям, «читали методики», «взяли 2-3 неграмотных учениц, стали их обучать, затем сообща обсуждали уроки». Труды не пропали даром.

Учениц собралось больше 150. Небольшое помещение оказалось настолько тесным, что на переменах ученицам приходилось сидеть на месте, «воздух сильно портился, поднималась пыль». За 18-20 воскресений ученицы выучились читать и писать. «Благодарностям не было конца… Были в школе и две старушки, лет по 60, с очками на носу, читавшие с наслаждением по-славянски и учившиеся писать».41

Важно

Наряду с просветительской инициативой интеллигенции в организации воскресных и вечерних школ приняли участие и представители промышленной буржуазии. Школы при фабриках и заводах стали возникать в России еще в первой половине XIX века.

В 1834 году была открыта школа для рабочих при Трехгорной мануфактуре Прохоровых. Но заметную роль они начинают играть в связи с техническим прогрессом в 80-90-х годах. В это время при больших заводах, типа Путиловского в Петербурге, возникают школы на 1000-2000 человек.

Особо примечательной в этом плане была деятельность Н. А. Варгунина в Петербурге, за Невской заставой.

Семья бумажных фабрикантов Варгуниных много сделала для жителей этой рабочей окраины. П. И. Варгунин в 1862 году открыл здесь воскресную школу на 700 человек учащихся. Его начинание продолжил племянник Н. А. Варгунин — образованный интеллигентный человек, он «всю жизнь посвятил работе на пользу просвещения».

В 1880 году пытался создать «Общество содействия народному просвещению», собирал у себя на квартире сочувствующих этому делу людей, руководил разработкой проекта. Но после событий 1 марта 1881 года продолжение этой инициативы стало невозможным. В начале 80-х годов Н. А.

Варгунин избирается в гласные петербургской городской думы и становится членом училищной комиссии, затем делается членом исполнительной комиссии по заведованию начальными городскими училищами. В 1882 году посетив Харьков, он ознакомился с опытом воскресной школы X. Д. Алчевской и задался целью организовать подобную школу на Шлиссельбургском тракте.

По его ходатайству воскресная школа”'п6лучила возможность занимать помещение ежедневной школы и уже в 1883 году имела 240 учеников мужского пола.

Позднее в школу стали принимать и женщин. В 1888/ 89 учебном году в ней числилось 498 учеников и 298 учениц. Кроме воскресных, стали организовываться и вечерние занятия. Первоначально они предназначались для повторения, но потом стали производиться «чтения научных и беллетристических статей», сопровождаемые показом «тех или иных картин», и беседы с учениками «по общеполезным знаниям».

Совет

Программы вечерних занятий постепенно разнообразились, приобретая широкий просветительский характер. Помимо общеобразовательных бесед проводилась популяризация медицинских знаний и гигиенических навыков. Доктора Никольский, Мендельсон и Ляховецкий читали лекции о заразных болезнях, оспопрививании и т. п.

«Воскресно-вечерние школы за Невской заставой, — вспоминал один из бывших учеников, — придавали особый облик всему району. На небольшом пространстве было 4 школы: в селе Александровском, затем женская школа в селе Смоленском, Корниловская школа в доме № 65 по Шлиссельбургскому тракту и ее отделение — у Михаила Архангела.

Самой большой была школа в доме № 65 по Шлиссельбургскому тракту, где директором была О. П. Поморовская. Эта школа служила как бы центром»42. Школы не только давали знания своим ученикам, но и распространяли культурное и нравственное воздействие на местных жителей.

В печати отмечалось: «Школы собирают в своем составе лучшие элементы рабочего населения, которое затем оказывает влияние на окружающую среду. Школы пользуются величайшим уважением не только учащихся в них, но и всего населения тракта».

В 90-х годах Н. А. Варгунин пожертвовал уездному земству значительный земельный участок в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте для строительства здания, предназначенного для пяти школ. Кроме того, завещал под школу обширный дом в селе Александровском.43 Велика была и денежная помощь Варгунина созданным им школам.

На устройство и функционирование Шлиссельбургских школ в течение 10 лет с 1882 по 1892 год было израсходовано 49 141 руб., из них 24 307 руб. поступили от Варгунина. В последующие годы он еще пожертвовал на школы 40 000 руб.

И после смерти большую часть своего состояния завещал просветительным и благотворительным заведениям Шлиссельбургского тракта.

Источник: http://bugabooks.com/book/75-istoriya-russkoj-kultury-xix-vek/48–3-voskresnye-shkoly.html

Ссылка на основную публикацию