ЕГЭ. История. КРАТКО. Николай I (1825-1855)
ЕГЭ. История. КРАТКО
Николай I (1825-1855)
Николай I ( 1825-1855) | |
Внутренняя политика | Внешняя политика |
1826:1.Образовано 2-ое отделение Собственной Его Императорского величества канцелярии . Цель: кодификация законов.Во главе – М.А. Балугьянский, помощник -М.М.Сперанский.В 1830-32гг создано 45 томов законов ( с 1649г), а в 1833г – 15 томов «Свода законов Российской империи». | Направления внешней политики Николая I.1.Стремление к продолжению гегемонистской политики в Европе, подавление революционного и освободительного движений:– подавление польского восстания 1830-1831гг иотмена конституции в Польше 1815-го года.– подавление венгерской революции 1849г.Вывод: Россия — «жандарм Европы». |
Внутренняя политика |
1826:2. Создан комитет по устройству учебных заведений (проверка уставов учебных заведений, единые принципы просвещения).3. Создано 3-ье отделение канцелярии во главе сА.Х.Бенкендорфом (собирало информацию о настроении слоёв населения, тайный надзор за неблагонадёжными , за печатью, наблюдало за иностранными подданными и т.д.)4. Новый цензурный «чугунный» устав.1827:1.3-ьему отделению придан корпус жандармов.2. Указ и циркуляр , запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты1828:Новый, несколько смягчённый цензурный устав. Право на цензуру получили Министерства просвещения, внутренних дел, иностранных дел, Святейший Синод, создавались местные цензурные комитеты.
Принят новый школьный устав, по которому сохранялись три ступени школы, резко отличающиеся по своему составу обучающихся1833-1849- С.С.Уваров – министр народного просвещения1834 — утверждение официальной идеологии самодержавия:«теория официальной народности»1835:1.Новый университетский устав, потеря университетами части своей автономии ( университетский суд упразднялся, хотя и осталось право выбора ректора, деканов и профессоров, но министр имел право не утверждать их).
1837-1941- По инициативе Киселёва – реформа в отношении государственных крестьян( учреждение в государственных деревнях школ, больниц, ветеринарных пунктов, улучшение быта крестьян, повышение агротехнического уровня земледелия1842-Указ об «обязанных крестьянах»: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу, надел в пользование ( не в собственность), за который был обязан по соглашению с помещиком выполнять повинности ( барщину и оброк).1839-1843- Денежная реформа Е.Ф Канкрина. Основой стал серебряный рубль1843-6-ое отделение канцелярии для управления Закавказьем1 ноября 1851- Открыто движение по железной дороге С.-Петербург – Москва.18февраля 1855— Смерть Николая Первого |
Внешняя политика |
Направления внешней политики Николая I2.Расширение геополитического пространства на Кавказе:– русско-иранская война 1826-1828.– Кавказская война 1817-1864г.3.Борьба за разрешение восточного вопроса:— восточный вопрос — это соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи:— Русско-турецкая война 1828-1829.Андрианопольский мирный договор ( Россия + устье Дуная, Черноморское побережье Кавказа, Турция выплатила 33 млн. руб. контрибуции, автономия Греции, расширялась автономия Сербии, Молдавии, Валахии)1833- Ункяр-Искелессийский договор с Турцией –на 8 лет, укреплял позиции России на Ближнем Востоке( обе страны обязались поддерживать друг друга в случае военных конфликтов),но осложнил отношения с Англией, Францией, Австрией.1839- помощь России Турции в её конфликте с Египтом.1841- Лондонская конференция( Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия).Черноморские проливы перешли под общий контроль, Россия практически лишена самостоятельности на Ближнем Востоке.Восточная (Крымская)война 1853-185618 ноября 1853- победа русского флота под командованием П.С.Назимова в сражении при Синопе.Сентябрь 1854-сентябрь 1855— героическая оборона Севастополя18 февраля 1855— смерть Николая 1, войну продолжит Александр 2. |
ЛИЧНОСТИМ.А. Балугьянский— российский государственный деятель, сенатор, тайный советник. В 1826-1847- начальник 2-го отделения Канцелярии, ближайший сотрудник М.Сперанского при подготовке свода законов.А.Х.Бенкендорф-граф, генерал. Участвовал в подавлении и восстания декабристов, был членом Следственной комиссии. С 1826- шеф жандармов и начальник 3 отделения.В.И.Истомин –контр-адмирал, участник войны с Турцией в 1828-1829, Синопского сражения в 1853, погиб при обороне Севастополя.Е.Ф Канкрин- — государственный деятель. С 1823- министр финансов. В 1839-1843 осуществил финансовую реформу, что привело к укреплению рубля и стабилизации финансовой системы. По его инициативе в России стали устраиваться промышленные выставки.П.Д.Киселёв- государственный деятель, с 1835- постоянный член всех секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В 1837-1841- провёл реформу управления государственными крестьянами.П.С.Нахимов – адмирал, разгромил турецкий флот в Синопском сражении, погиб при обороне Севастополя в 1855К.В.Нессельроде— министр иностранных дел до 1856,М.М.Сперанский – входил в комиссию по составлению сводов законов. В 1838- председатель департамента законов Госсовета.Э.И.Тотлебен— инженер-генерал, в Крымскую войну руководил инженерными работами при обороне Севастополя.С.С.Уваров— государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-1849, выдвинул идею « официальной народности» |
ТЕРМИНЫ«Теория официальной народности» 1834г- автор Уваров— министр народного просвещения. Три её составляющие:А) самодержавие — единственно возможной для России формы правленияБ) православие — глубокая религиозность русского народаВ) народность — духовная связь народа с монархом.«Обязанные крестьяне» — бывшие крепостные, которые перешли на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842. Они получали личную свободу, надел земли за барщину или оброк. Но это право они получали только пожеланию помещиков.Государственные крестьяне – особое сословие крестьянства в18-19 в. Они считались лично свободными, но прикреплёнными к земле ( до реформы 1861).Они жили на государственных землях на правах пользования и платили подати в госказну. Могли заключать сделки, владеть собственностью. Им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы.Финансовая реформа:1839-1843Министр финансов Е.Канкрин:— стабилизация финансовой системы— введение серебряного обеспечения рубля — свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты. |
Дополнительная информация
Схема государственного управления России при Николае I
ИМПЕРАТОР
Правительствующий Сенат
Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Государственный Совет
Комитет министров
Святейший Синод
Министерства:
-военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции,
Финансов, юстиции, народного просвещения.
Территориальное деление: губернии-уезды.
Основная задача царствования: сохранить и укрепить существующий строй. Устройство страны по типу армии было для него идеальным:
— строгая централизация, т.е. подчинение одному центру
— полное единоначалие на всех уровнях
— безоговорочное подчинение низших высшим
Противоречия в политике царя:
— постоянная борьба с революционным движением, гонения на всё передовое и прогрессивное в стране.
— попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы.
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия( возрастание её роли):
1 отд.- готовило бумаги для докладов императору
2отд.- создано в 1826 для кодификации законов( во главе- Балугьянский, помощник- Сперанский).Создали:
— в 1830 г.- 45 томов «Полного собрания законов Российской империи»( законы с 1649-1825гг)
— 1833-«Свод законов Российской империи» в 15 томах- вошло действующее законодательство.
3отд.— корпус жандармов как организация полит. сыска в 26г. во главе — Бенкендорф.
4 отд.- создано в 1828 для руководства учебными заведениями , ведомствами императрицы Марии Фёдоровны и благотворительными организациями
5 отд.- создано в 1836 для проведения реформы государственных крестьян
6 отд.- в 1842- для решения вопросов управления Закавказья.
Основные направления внутренней политики.
1.Усиление центральной власти и военизация государства.
2.Борьба с революционными настроениями:
3. Проведение финансовой реформы:1839-1843
4.Решение крестьянского вопроса
Реформа государственной деревни П. Киселёва ( 1837-1841)
Цели:
— поднять благосостояние крестьян
— сделать крестьян исправными налогоплательщиками
— показать помещикам пример управления
Содержание реформы:
— введение крестьянского самоуправления. Избрание крестьянами должностных лиц сельского управления ( старшин, сотских, десятских)
— наделение малоземельных крестьян землёй
— упорядочение налогообложения
— строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.
Как проводилась:
— деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу
— разработка и внедрение мер по облегчению положения крестьян
— 1842- указ « Об обязанных крестьянах»: введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в обмен на сохранение крестьянских повинностей.
НО помещики проигнорировали эти мероприятия.
— Инвентарная реформа 1847-1848гг.:
Проводилась в ряде губерний Правобережной Украины и затрагивала интересы помещиков и их крепостных крестьян
Сущность : были составлены «инвентари»- описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения(помещики снова проигнорировали).
Примечание
- Материал о личностях можно использовать при написании сочинения (задание № 25).
- Данный материал очень удобно приклеить на карточки , систематически вспоминать .
- О деятелях культуры и религии, а также о декабристах, участниках общественного движения в будущем будут отдельные материалы.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Источник: http://poznaemvmeste.ru/enjoy/2016/1031.html
История.ру
Парад войск перед Зимним дворцом в Петербурге в 1834 г. Рисунок неизвестного художника. 1836 г.
Чем сильнее подрывались основы самодержавно-крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего 30-летнего царствования (1825—1855).
Это был убежденный и властный крепостник, «самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли…»
Важнейшим карательным органом царской власти стало учрежденное в 1826 г. III отделение собственной канцелярии царя. Оно ведало политическим сыском и надзором, располагало особым корпусом жандармских войск и непосредственно подчинялось самому Николаю I.
Казарменно-полицейский режим душил в царской России малейшие признаки сопротивления самодержавной власти.
style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>
style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>
Суровые удары правительственных репрессий обрушились на печать и образование. Министр просвещения А. С. Шишков писал царю: «Французская революция подготовлена была и произошла от слабого смотрения правительства за свободою книгопечатания».
Уже весной 1826 г. был введен суровый («чугунный») цензурный устав. Вслед за тем было опубликовано положение о школе, которое придало образованию сословный характер и ограничило прием разночинцев в гимназии и университеты.
В начале 30-х годов министр просвещения С. Уваров сформулировал основы крепостнической идеологии—теорию «официальной народности». Он утверждал, что началами общественно-политического строя России являются «самодержавие, православие, народность».
Заявляя, что самодержавие составляет «главное условие политического существования России», Уваров приписывал русскому народу якобы искони присущую религиозность и неизменную покорность самодержавно-крепостническому строю.
Реакционная теория «официальной народности» возникла под непосредственным впечатлением обострившейся в 1830—1831 гг. классовой борьбы в России и в связи с подъемом революционного движения в Западной Европе. Она была призвана обосновать и оправдать отживающий самодержавный режим.
Правительственная система образования имела целью широкое распространение этой теории. Ее пропагандировала также официальная печать и полуофициальные издания во главе с газетой «Северная пчела», которую редактировал связанный с III отделением реакционный журналист Ф. Булгарин.
Видными пропагандистами правительственной идеологии были профессора Московского университета «М. П. Погодин и С. П. Шевырев.
На протяжении 30—40-х годов, в зависимости от остроты политического положения внутри России и за рубежом, правительство Николая I то усиливало репрессии, то пыталось законодательным путем несколько смягчить в интересах помещиков-дворян наиболее жесткие крепостные порядки. Сущность политики царизма при этом оставалась неизменной.
Учреждая для рассмотрения проектов правительственных реформ так называемые секретные комитеты (всего их было создано около десятка), Николай I добивался сохранения и упрочения самодержавно-крепостнического строя.
Подлинный замысел царизма выдал постоянный участник этих комитетов барон Корф, который признался, что было бы лучше «не трогать ни части, ни целого», и цинично добавил: «Так мы, может быть, долее проживем».
Царское правительство последовательно укрепляло материальную базу дворян-крепостников — помещичье землевладение. За 1826—1836 гг. дворянам было передано более 300 тыс. десятин казенных земель.
Казна щедро раздавала им сотни миллионов рублей под залог имений. В 1845 г. был введен закон о майорате, запрещавший дробить при наследовании крупные дворянские поместья.
Не меньшую заботу Николай I проявлял при охране сословно-классовых привилегий дворян. В 1836 г. было еще раз подтверждено их монопольное право владеть крепостными крестьянами.
Ограничен был также доступ в ряды привилегированного дворянства из других сословий, для чего создано было особое звание «почетных граждан», которое давалось видным мануфактуристам, крупнейшим купцам, некоторым ученым и деятелям искусства, до того иногда получавшим дворянство.
Затруднен был переход в ряды дворян и для чиновников: дворянами становились лишь дослужившиеся до чина V класса, в то время как по табели о рангах дворянство получали начиная с VIII класса.
Сватовство майора. П.А. Федотов. 1848 г.
Дворянско-помещичьими интересами определялась политика царского правительства и по отношению к крестьянству. В связи с частыми волнениями крестьян крестьянский вопрос систематически обсуждался при Николае I почти во всех секретных комитетах.
Но результаты этого обсуждения сводились к предупреждению лишь наиболее вопиющих злоупотреблений крепостников.
Так, было запрещено дробление крестьянских семей при продаже, ограничено приобретение крестьян беспоместными . дворянами — они могли покупать крепостных только с землей.
В конце 40-х годов в юго-западных губерниях, где было много польских помещиков, начали вводиться «инвентари», в которых определялся размер феодальных повинностей крестьян.
Иногда делался шаг назад даже по сравнению с законодательством о крестьянах начала XIX в.
В 1842 г. закон об «обязанных крестьянах» подтвердил право помещиков освобождать крестьян по соглашению с ними за выкуп, но при условии, что на дельные земли остаются собственностью помещиков.
«Обязанные крестьяне» в отличие от «свободных хлебопашцев» (по закону 1803 г.) получали свои прежние наделы не в собственность, а только во временное пользование.
В 1837—1841 гг. правительство провело реформу управления крестьянами, принадлежавшими казне. Они были переданы в ведение учрежденного для этой цели министерства государственных имуществ с многочисленным штатом чиновников в центре и на местах. Глава министерства граф П. Д. Киселев наметил широкую программу деятельности.
Предполагалось улучшить землепользование крестьян, упорядочить взимание с них оброка, ввести новейшую агротехнику, организовать больницы, школы и т. д.
Это была типично крепостническая реформа, проводившаяся бюрократическим путем. Она сохраняла за казной право собственности на землю и подчиняла государственных крестьян стеснительной и мелочной опеке чиновников.
В 1841—1845 гг. в ряде губерний произошли крупные волнения против бюрократического произвола в государственной деревне.
Замысел крепостников-реформаторов потерпел неудачу. Но реформа способствовала созданию условий для более быстрого развития капиталистического производства у государственных крестьян.
После перехода казенных земель в особое министерство захват их помещиками стал ограничиваться. Была уничтожена барщинная эксплуатация крестьян в имениях, сдававшихся в аренду. Укреплялось подворное землепользование зажиточной прослойки крестьян, получавших от казны кредит и агрономическую помощь.
В правительственных кругах рисовали себе Россию и в будущем аграрной страной, так как правительство Николая I опасалось социальных последствий развития фабричной промышленности. Но, несмотря на это, оно само вынуждено было в ряде случаев поощрять развитие капиталистического производства.
Правительство стало устраивать выставки промышленных изделий, открыло в столице Технологический институт, создало Мануфактурный и Коммерческий советы с совещательным представительством мануфактуристов и купцов, в 1839—1843 гг. путем введения твердой серебряной валюты оно укрепило денежное обращение.
По ходатайствам фабрикантов было даже узаконено более широкое применение наемного труда в промышленности. В 1835 г. помещикам запретили отзывать оброчных крепостных с работы по найму на мануфактурах и фабриках до истечения договорного срока найма.
В 1840 г. владельцы посессионных предприятий добились права отпускать на волю своих крестьян, чтобы шире использовать труд наемных рабочих.
Желая предотвратить рост рабочих волнений, правительство в 1835 г. предложило фабрикантам вести регулярные записи всех расчетов с рабочими и предупреждать их об увольнении не позднее как за две недели. Широкая эксплуатация детского труда на русских бумагопрядильнях вызвала запрещение в 1845 г. ночной работы для детей в возрасте до 12 лет.
Одновременно для подавления стачечного рабочего движения было введено суровое наказание за участие в стачках (до ссылки на каторгу включительно).
При этом в Уложении о наказаниях было сказано, что такая мера борьбы со стачками «заимствована из законодательства иностранного». Официальное утверждение крепостников, что «язва пролетариатства чужда России», опровергалось законодательной практикой самого царизма.
Таким образом, переходный период социально-экономического развития России во второй четверти XIX в. наложил на политику правительства Николая I отпечаток некоторой противоречивости. В целом эта политика являлась реакционной и была направлена на укрепление самодержавно-крепостнического строя.
Вместе с тем правительство вынуждено было считаться с развитием в стране буржуазных отношений и частично отражало их в законодательных мероприятиях, которые, однако, непосредственно не угрожали господствующему положению дворян-крепостников.
Источник: http://www.istoriia.ru/konec-xviii-v-konec-xix-v/vnutrennyaya-politika-carizma.html
Внутренняя политика Николая I
Николай I Павлович — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 8 февраля 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский, родной брат императора Александра I.
Внутренняя политика
В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г.
Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г.
возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.
На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.
Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.
Николай Палкин — такое нелицеприятное прозвище императору Николаю I придумал известный оппонент самодержавия, демократ и публицист Александр Иванович Герцен, памятуя о том, что государь наводил «порядок» в стране, применяя с особым пристрастием шпицрутены. Для тех, кто не знает, что это такое, поясню. Шпицрутены — длинные, гибкие прутья для телесных наказаний. Если, конечно же, считать «простым наказанием» 6-12 тысяч ударов, наносимых по оголенной спине осужденного, прогонявшегося сквозь строй солдат!
Вступивший на русский престол Николай I после 14 декабря 1825 года произнес: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни».
В этих словах была выражена вся идеология нового царствования — консервативная модернизация империи, чтобы не допустить революции в России.
Основными мерами для решения этой задачи были следующие:
1. Укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление режима личной власти царя.
Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся Собственной Его Императорского Величества (С.Е.И.В.) канцелярии, учрежденной еще Александром I в 1812 г. для рассмотрения прошений «на высочайшее имя». Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил ее размеры и придал ей значение высшего органа управления государством.
I отделение представляло личную канцелярию императора.
II отделение занималось кодификацией законов. (Созданное в 1826 г. во главе с М.М. Сперанским)
1830 г. – опубликование Полного собирания законов Российской империи (с 1649 по 1825 гг.) в 45 томах
1833 г – публикация действующего Свода законов Российской империи в 15 томах.
III отделение ведало политической полицией. (Созданное в 1826 г.) Прерогативы III отделения во главе с генералом А.Х. Бенкендорфом были поистине всеобъемлющими:
- оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения;
- осуществляло тайный надзор за политическими лицами и периодической печатью;
- наблюдало за иностранцами;
- выявляло фальшивомонетчиков, носителей «ложных слухов».
В помощь III отделению по борьбе с «государственными преступлениями» был создан корпус жандармов. Вся страна была разбита на жандармские округа. Малейшее проявление недовольства, свободомыслия, самая робкая критика правительства беспощадно преследовались.
Усиление милитаризации: министрами, крупными руководителями часто назначали армейских генералов
IV отделение управляло учебными, воспитательными и прочими «благотворительными» учреждениями.
1826 г. – введение «чугунного» цензурного устава: резкое усиление цензурного гнёта
Он обязывал цензоров не пропускать в печать произведения, в которых прямо или косвенно порицалась монархическая форма правления, содержались рассуждения о конституциях или о необходимости преобразований.
Школьный устав 1828 г. делил начальное и среднее образование на три категории:
1) для детей низших сословий — одноклассные приходские училища;
2) для средних сословий (мещан и купцов) — трехклассные уездные училища;
3) для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии.
Так был закрыт доступ в университеты для простого народа.
1834 г. – утверждение официальной идеологии самодержавия – теории официальной народности (автор граф С.С. Уваров)
1835 г. – принятие нового университетского устава. Университетский устав ликвидировал университетскую автономию, установил строгий полицейский надзор за студентами и ввел должность инспектора университета.
V отделение было создано в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни (глава – министр государственных имуществ П.Д. Киселёв).
1837 – 1841 гг. – реформа в государственной деревне:
Цели:
— Поднять благосостояние государственных крестьян.
— Облегчить сбор налогов в государственной деревне.
— Показать помещикам пример отношения к крестьянам.
Содержание реформы:
— Введение крестьянского самоуправления (выбор волосных и сельских старшин, сотских, десятских).
— Наделение малоземельных крестьян землёй.
— Упорядочение налогообложения.
— строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.
1847 – 1848 гг. – инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии:
— Составление описания помещичьих имений – инвентарей с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения. (Помещики проигнорировали это мероприятие верховной власти)
Социальная политика самодержавия преследовала цель укрепить свою сословную опору — дворянство.
Были изданы два указа:
1832 г. – введение новых привилегированных категорий:
— О категории «почетных граждан». Почетное гражданство давало определенные привилегии, но ставило ограничения для проникновения в среду дворянства представителей нарождавшейся буржуазии.
1845 г. — указ, уменьшающий число лиц, получавших дворянство через выслугу по Табели о рангах.
– резкое повышение чинов, дававших дворянское звание – усложнение получения личного и потомственного дворянства (ранее по «Табели о рангах» потомственное дворянство давалось с 8-го гражданского чина, личное – с 12-го гражданского, по новому указу соответственно – с 9-го и 15-го чина
1845 г. – указ об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) запрещающий дробление дворянских имений между наследниками
Между тем в условиях кризиса ширилось народное движение («холерные бунты» в Севастополе и Петербурге, восстание в новгородских военных поселениях 1831 г., восстание Устима Кармалюка на Украине). В 1830–1831 гг.
произошло восстание в Польше. Николай I жестоко подавил восстание, отменил Конституцию Польши 1815 г., ввел в Польше более жесткий порядок управления.
Все эти события заставили правительство Николая I обратиться к крестьянскому вопросу.
Разработка мер по отмене крепостного права
1827 г. – запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы
1828 г. – ограничение право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению
1833 г. запрещено продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги
1841 г. – запрещено дворянам, не имевшим земельных владений, покупать крестьян без земли
1842 г. – указ об «обязательных крестьянах»: введение права помещика добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственную пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей.
1845 г. – крепостные крестьяне получили право отпускать дворовых на волю без земли по обоюдному договору.
1847 г. – крепостные крестьяне получили право выкупа на свободу при продаже помещичьих имений с публичных торгов за долги.
1848 г. – крепостным крестьянам с согласия помещика разрешено приобретать недвижимую собственность.
С целью ликвидации бюджетного дефицита в 1839 – 1843 гг. была проведена финансовая реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина: введение обеспеченного рубля серебром. Это позволило стабилизировать финансовую систему страны
VI отделение образовано в 1842 г. для рассмотрения вопросов по управлению Закавказьем.
Внутрення политика Николая I была направлена на то, чтобы не допустить революции в России.
Источник: https://i100rik.com.ua/vnutrennyaya-politika-nikolaya-i/
Внутренняя политика правительства Николая I. Общественное движение в годы его правления
Два фактора сыграли важную роль в определении политической концепции Николая I: во-первых, значительное усиление роли российского самодержавия в европейской международной политике, во-вторых, восстание 14 декабря 1825 года. Поражение восстания декабристов привело к возрождению идеи полновластия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества, консервативному характеру царствования Николая I.
В России в этот период государственное управление перестраивалось в направлении усиления личного влияния императора и бюрократизации. Были образованы новые звенья управления, позволявшие регламентировать различные стороны жизни общества.
Возросла роль секретных и межведомственных комитетов и комиссий. Были значительно расширены штаты чиновников всех ведомств, тем самым усилилась бюрократизация не только центральной, но и местной власти. Рост чиновничьего аппарата демонстрируют следующие цифры: в начале ХIХ в. – 15-16 тыс.
, в 1847 г. – 61,5 тыс., в 1857 г. – 86 тыс. человек.
Комиссией под руководством М.М. Сперанского была проведена кодификация (упорядочение) всех российских законов, принятых после 1649 г. В 1830 г. вышло «Полное собрание законов Российской империи» (45 томов), из которого был выделен «Свод законов Российской империи» (15 томов).
Особое внимание правительство Николая I уделяло охранительным мероприятиям. 3 июня 1826 г. было учреждено III-е отделение Собственной его императорского величества канцелярии – орган высшей полиции. Ему было предоставлено руководство корпусом жандармов.
Страна была разделена на 5 (позднее на 8) округов для удобства наблюдений за населением и чиновниками. Третье отделение превратилось в независимый орган, действующий от имени императора и обладающий широкими возможностями. Оно решало дела, относящиеся и к ведению полиции, и к вопросам цензуры.
Другой составляющей охранительных мероприятий стала продворянская политика, направленная на консервацию положения дворянского сословия: в 1831 г.
был повышен имущественный ценз для участия в дворянских собраниях, а предводители дворянства стали определяться как чиновники высокого ранга; обедневшие дворяне наделялись государственными землями, денежными ссудами; были сокращены сроки службы для дворян при производстве в чины, в 1845 г. был ограничен доступ в дворянское звание.
При решении крестьянского вопроса для Николая I приоритетными оставались интересы дворянства. Не затрагивая основ крепостнической системы, правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение личной зависимости крепостных от помещиков. В 1827 г.
было запрещено отзывать крестьян на заводы, в 1828 г. ограничено право помещика ссылать крестьян в Сибирь, в 1833 г. отменен порядок продажи крестьян с публичных торгов без земли, с дроблением семей, дарения крестьян и выплаты ими долга.
Продолжением закона «о вольных хлебопашцах» стал закон 1842 г. об «обязанных крестьянах», согласно которому крестьянин мог быть отпущен помещиком без выкупа с небольшим наделом земли. В 1847 г. крестьяне получили право выкупа на свободу при продаже имения с публичного торга.
С 1848 г. крестьянам разрешалось с согласия помещика приобретать недвижимость.
Реформа управления государственной деревней 1837 — 1841 гг. была направлена на улучшение положения государственных крестьян через предоставление им частичного самоуправления. В 1837 г. было создано во главе с П.Д. Киселевым Министерство государственных имуществ для управления, в том числе, делами государственных крестьян.
Таким образом, так же как и его предшественник, Николай I не решил крестьянского вопроса, ограничившись лишь полумерами.
Однако были ликвидированы рабские проявления крепостничества и подготовлена почва для будущей крестьянской реформы.
Более того, в годы правления Николая I в среде высших бюрократов постепенно утверждалась мысль, что дворянству лучше самому поступиться своими привилегиями, чем ожидать решения вопроса посредством крестьянского бунта*.
Основные принципы политики правительства в области просвещения соответствовали её охранительной направленности: сословность образования и строжайший правительственный контроль над преподаванием. Идеологическое обоснование принятой системы просвещения было выражено в консервативной теории «официальной народности» министра образования графа С.С. Уварова.
Триединая формула «православие, самодержавие, народность» в его понимании должна была стать залогом стабильности в стране, Православие определялось как основа духовной жизни народа, самодержавие — как основной устой русской жизни, обеспечивающий могущество России. На этой основе стали строиться отношения правительства с обществом. Указом о 1826 г.
вводилась жесткая цензура. Николай I укрепил сословный характер образования. Новый школьный устав нарушал преемственность в системе обучения. Новый университетский устав 1835 г. ограничивал автономию университетов. Данные преобразования были продиктованы стремлением оградить народные массы от влияния идей либерального дворянства.
Основой незыблемости самодержавия открыто провозглашался традиционализм.
Общественное движение было насильно загнано внутрь и в течение всего николаевского царствования проявлялось публично лишь в форме литературной полемики и философских кружков (вторая половина 20-х — 30-е гг. – деятельность кружка Д.В. Веневитинова и Н.В. Станкевича; 40-е гг. — кружка В.Г. Белинского).
Российский либерализм в эти годы был представлен западниками и славянофилами. Эти общественные течения решали проблему места и роли русской национальной культуры в мировом процессе. Западники (П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, С.М.
Соловьёв) отстаивали европейский вариант развития России, предполагавший установление конституционной монархии или буржуазной республики. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, Ю.Ф. Самарин, К.С.
Аксаков) исходили из её самобытности, признавали возможность поступательного развития России через православие. Объединяло западников и славянофилов боль за судьбу России, отрицательное отношение к крепостному праву, признание необходимости преобразований. Таким образом, еще в 40-е гг. ХIХ в.
славянофилы и западники сформулировали проблему, которая до сих пор остается основной в русской идейной жизни: выбор пути развития.
От западников постепенно откололось социалистическое направление, представителями которого были А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, В. Белинский.
Идеалом для них выступал такой строй, где отсутствует частная собственность и эксплуатация. Наряду со сторонниками умеренных изменений в оппозиции николаевского режима проявились и революционные элементы.
Процесс по делу петрашевцев (1849 г.) показал нараставшее общественное сопротивление реакционному курсу Николая I.
В целом, николаевский период стал временем доминирования консерватизма, усиления централизации власти, прусский бюрократизм был признан национальным политическим строем, преобладала регламентация всех сторон жизни общества, милитаризация государственного строя стала следствием развития абсолютизма.
Источник: https://studopedya.ru/2-37895.html
2. Николай I и укрепление самодержавной власти в России
россия реформа самодержавная власть
Император Николай Павлович был третьим сыном Павла I . в роли самодержавного правителя его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях его вступление на престол было маловероятным. Николая Павловича готовили к военной службе. Хотя Николай и не числился изначально наследником, Александр с ранней юности приобщал своего младшего брата к государственным делам.
Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса Николая I. Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата.
Николаевское царствование — время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха.
Резко возросло в этой связи значение царского секретариата — Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.
Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г.
обеспечивать “безопасность престола и спокойствие в государстве” стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами.
В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов.
Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п.
Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.
Возглавлял III отделение граф А.Х. Бенкендорф (1783-1844 гг.). Он происходил из семьи прибалтийских немцев-дворян, перешедших на русскую службу при Петре I, после включения в состав России восточных районов Балтийского побережья. Его отец, генерал Х.И. Бенкендорф являлся военным губернатором города Риги.
Получив обычное для своего времени светское образование, А. Бенкендорф в 1798 г. поступил на военную службу, участвовал в различных военных кампаниях во время войны с Наполеоном. В 1819 г. получил свой первый заметный пост — стал начальником штаба Гвардейского корпуса.
Стремительный взлет карьеры Бенкендорфа начался при императоре Николае I. С первого дня его воцарения Бенкендорф оказался рядом, деятельно помогал Николаю Павловичу в подавлении мятежа 14 декабря 1825 г.
неизменным условием для благополучия и процветания Российской империи Бенкендорф видел установление порядка и спокойствия в огромной стране. Почти 20 лет граф являлся ревностным хранителем общественного порядка.
Дела, связанные с политическими преступлениями, составляли лишь часть повседневных занятий чиновников Третьего отделения. Ежегодно сюда поступали тысячи прошений, каждое из которых подлежало рассмотрению. Около 10% всех касалось вопросов жестокого обращения помещиков со своими крепостными.
Кроме того, ежегодно массовыми были дела, связанные с выдачей пенсий, пособий, предоставления наград и т.д. Деятельность ведомства, возглавляемого А.Х. Бенкендорфа, с самого начала вызывала недовольство в различных кругах русского общества.
Больше всего роптали те, кто занимал заметные должности в государственном аппарате, поскольку главнейшей функцией Третьего отделения было выявление и пресечение служебных злоупотреблений. Высшему чиновничеству не мог понравиться такой контроль.
Бесконтрольность в деятельности чиновников и вызываемые ею злоупотребления теперь не оставались незамеченными. Служба Бенкендорфа, это «недремлющее око государя», всегда была начеку, и любой подданный мог передать туда информацию о неблаговидных поступках должностных лиц. И передавали.
Граф, которого Николай I искренне уважал и высоко ценил, немедленно доводил подобные сведения до монарха. Следовали различные кары — от выговора до увольнения с должности, лишения положения и пенсий. Петербургское высшее общество, где как раз и задавали тон верхи чиновничества, не могло понять и принять новые правила жизни и службы.
Бенкендорф стал объектом критики и поношения. В глаза всесильному начальнику ничего не говорили, «могущественного временщика» боялись, но в своем ругу обвиняли последнего чуть ли не во всех смертных грехах. Наушничество и доносительство, возведенные на уровень государственной политики, нельзя не считать злом.
И все же безопасность государства надежно охранялась. За годы правления Николая I возник лишь один значительный заговор, который властям удалось быстро раскрыть. Это была деятельность кружка, организатором которого стал М.В. Петрашевский (1821-1866 гг.). члены тайного общества вынашивали планы свержения монархии и установления республики.
В николаевскую эпоху в системе высших государственных учреждений принципиально ничего не изменилось. Осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826 г.), государственных имуществ (1837 г.).
В самом начале своего правления Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законно. В России к тому времени существовало огромное количество распоряжений, указов и других законодательных актов, изданных в былые времена.
Было решено навести порядок в этом важном деле, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства. К этой важной работе император привлек возвращенного из ссылки М.М. Сперанского, который возглавил созданное в январе 1826 г.
II отделение Собственной его императорского величества канцелярии.
В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времен Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. Этот труд получил название «Полное собрание законов Российской империи» и был опубликован в 1832 г. такова была первая часть работы.
Вторая же, не менее важная состояла в том, чтобы из общей массы юридических актов отобрать те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 1830-х гг.
В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи». Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи.
Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публиковаться как продолжение «Свода законов…».
Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного устава». Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г.
новый устав несколько смягчил крайности своего «чугунного» предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.
Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения.
Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г.
появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий.
Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником «своеволия и вольнодумства».
Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность.
В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.
Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т.п.
Дети «раскольников» насильственно зачислялись в школы кантонистов В России с 1805 так назывались солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным ведомством.
Для подготовки солдатских детей к военной службе ещё в 1721 были созданы гарнизонные школы, переименованные в 1798 в военно-сиротские отделения, воспитанники которых с 1805 называют кантонистами. В 1824 были подчинены ведомству военных поселений. Категория кантонистов упразднена в 1856..
Такая «защита» интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился «ведомством православного исповедания», управлявшимся светским должностным лицом — обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.
В годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой.
«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… — заявил царь однажды, — но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным» Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгаева Н.Г., Сивохяна Т. А. История России. Учебник.- М.:«ПРОСПЕКТ», 1998.-544 с., стр 268..
В этих условиях практические результаты работы упомянутых комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления государственными крестьянами.
Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства.
Бюрократический аппарат действовал сам по себе и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными интересами. В конечном счете, поэтому на реформу П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.
Тем не менее отдельные шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи. В 1842г. был принят указ об «обязанных» крестьянах. По нему помещик могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение.
За это крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев. Однако этим своим правом помещики почти нигде так и не воспользовались. Тогда же помещикам было разрешено освобождать крепостных без земли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г.
им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847-1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными — православные, были введены инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и их повинности в пользу помещиков, что улучшало положение крестьян.
Однако, несмотря на эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.
В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве.
Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности.
Волнения рабочих на предприятиях вынудили самодержавие в 30 — 40-е годы XIX в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в промышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.
Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты (под руководством А.С.
Меншикова — для наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина — для надзора за «духом и направлением всех произведений… книгопечатания»). На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства Ю.Ф.
Самарин был заключен в Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев.
В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Резко усилился надзор над профессорами и студентами. Борьба с «революционной заразой» активизировалась. Сильное впечатление на общество произвел разгром кружка петрашевцев.
Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны требованиям времени.
Николаевская система обанкротилась.
Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества.
От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. «Взгляните на годовые отчеты, — писал в 1855 г. курляндский губернатор П.А.Валуев, — везде сделано все возможное, везде приобретены успехи… Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки…
и редко, где окажется прочная плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль» Ерошкин Н.П. Российское самодержавие. М.: РГГУ, 2006. 495 с.. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.
Источник: http://hist.bobrodobro.ru/4097