Внешняя политика советского правительства в 30-е годы

Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в

     23 ноября 1939 года Гитлер выступал 
с речью перед руководством 
вермахта, в которой охарактеризовал 
нашу страну как ослабленное 
внутренними процессами государство, 
которое не представляло для 
Германии серьезной военной опасности.

Договор с СССР о ненападении он отнес к разряду договоров «перестраховки», который, по его мнению, будет соблюдаться его участниками до тех пор, пока он целесообразен. «Фактом, – сказал он, – остается, что русские вооруженные силы в настоящие время имеют низкую боеспособность. В ближайшие один или два года сохранится нынешнее положение».

При этом Гитлер добавил: «Мы сможем выступить против СССР лишь после того, как освободимся на Западе». Тем не менее «перестраховочный» договор в значительной мере способствовал избавлению фашисткой Германии от «кошмара» войны на два фронта в 1939 – 1941 годах.

Обратите внимание

В 1940 году Гитлер направил главные силы – около 136 дивизий – против Англии, Франции, Нидерландов и Бельгии, а на границе с Советского Союза оставил 4 пехотные дивизии и 6 дивизий охраны тылов. В 1941 году он бросил против Советского Союза основные силы, оставив в Западной Европе лишь оккупационные войска.

     Сталин 
имел подробнейшую информацию и о 
подготовке фашисткой Германией 
нападения на СССР, и о сроках его начала, да и о силах агрессии.

И в то же время он словно нарочно закрывал глаза на реальности, утверждая, что Гитлер не пойдет на нарушение договора.

Сталин прямо говорил, что разведчикам нашим верить нельзя, и за короткий срок – 1936 по  1940 год – пять начальников Главного разведывательного управления Генерального штаба были репрессированы.

     Однако, не желая прислушиваться к своим 
друзьям, Сталин позволял убаюкивать себя врагам. В 1941 году он направил Гитлеру 
конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи наших границ.

В ответ Гитлер заверил его честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападение на СССР. А то, что войска отведены в Восточную Европу, близко к границам СССР, Гитлер объяснил необходимостью подготовить их к вторжению в Англию вне досягаемости английской авиации.

И это – около 130 дивизий! Колыбельная песенка для Иосифа Виссарионовича…
      

     Став 
фактически диктатором, Сталин в области 
внешней политики руководствовался не столько научными оценками, сколько 
стремлением подчинить развитие международных процессов своей воле, «сыграв» на противоречиях империализма. Этим можно объяснить сближение СССР с фашисткой Германией в конце 30-х годов, которое вопиюще противоречило советской политике создания системы коллективной безопасности Европы. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков говорил относительно политики талина, что «вначале  у него была уверенность, что именно он обведет Гитлера вокруг пальца в результате заключения пакта. Хотя потом все вышло как раз наоборот».

     Итак, подводя промежуточный итог, можно сказать, что внешняя политика сталинского руководства во второй половине 30-х годов не решала своей главной задачи – обеспечить безопасность Советского Союза. Более того, она позволила Германии как можно скорее решить свои «задачи» в Европе и подготовиться для нападения на Советский Союз.

      
      
   

     Введение.

Важно

     В истории советской дипломатии были и остаются проблемы, не получившие, по ряду причин, должного освещения 
в отечественной историографии. В частности, недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с оформлением и реализацией внешнеполитических приоритетов советского руководства в 30-е гг.

Внимание большинства исследователей привлечено к проблеме советско-германских отношений в 20-30 гг., а также к напряженной международной ситуации, которая сложилась накануне второй мировой войны.

Условия возникновения Советского государства в рамках мировой и гражданской войн, активного участия в этом процессе значительного числа иностранных государств и особенности большевистской идеологии с приоритетом в постановке задач общемировым устремлениям во многом обусловили цели и средства внешней политики СССР в 20 – 30-х гг.

С одной стороны, будучи порождением мирового революционного кризиса, Советская Россия ориентировалась на разрешение мировых проблем, что проявилось в идее “мировой социалистической революции”. Наиболее отчетливо эта линия видна в активной поддержке и руководстве советскими лидерами международной коммунистической организации – Коминтерна.

С другой стороны, СССР являлся наследником Российской империи с ее очевидными национальными и государственными интересами, защита которых являлась естественной функцией всякого государства. Осуществление этой функции входило в задачу и политической системы СССР.

Естественно, что наибольшее место в определении средств и методов ее решения принадлежало внешнеполитическому ведомству – Народному Комиссариату по иностранным делам (НКИД). Естественно и то, что интересы государственные и цели, вытекающие из идей “мировой революции”, лежали в разных плоскостях, нередко противореча друг другу. Поэтому внешняя политика СССР оказывается внутренне противоречивой: “коминтерновская” и “нкидовская” линии в ней находятся в состоянии едва ли не постоянной борьбы. Эти две линии и будут рассмотрены в данном реферате.

    

В течение веков 
и даже тысячелетий, с тех давних времен, когда впервые образовались на земле государства, их политика как 
внутренняя, так и внешняя, регулирующая отношения с другими государствами, определялась интересами господствующих, эксплуататорских классов.

Создавались и рушились монархии древнего Востока, республики Античной Греции, Римская и Византийская империи, феодальные государства средневековья, абсолютные монархии и буржуазные демократии нового времени, фашистские диктатуры и колониальные империи в период империализма, но при всем разнообразии сменявшихся социальных и политических форм внешняя политика всегда и везде была орудием эксплуататорского меньшинства. Иногда случалось, что интересы господствующего класса совпадали с общенациональными – особенно в войнах против иноземных захватчиков. Обычно же они выступали в противоречие с интересами трудящегося большинства. Так было искони – с тех пор, как возникли классы и государства.

Совет

Положение в корне 
изменилось с победой Великой Октябрьской социалистической революции в России.

Впервые в истории человечества появилась на свет совершенно новая внешняя политика,  которая стала служить не эксплуататором, а трудящимся – рабочему классу, овладевшему государственной властью и представляющему интересы всего трудового народа.

Это не могло не изменить – и действительно изменило – характер внешней политики, ее цели и задачи, источники ее силы и влияния, средства и методы.

Создателем социалистической внешней политики, творцом ее принципов, методов ее проведения был В.И. Ленин. Он не только выработал основные положения этой политики, но, будучи главой Советского правительства, первым применил ее на практике.

Внешняя политика СССР отражает гармоническое сочетание национальных интересов советского народа с интернациональными обязанностями рабочего класса, пришедшего к власти.

Советская внешняя политика органически сочетает патриотизм и служение интересам Родины с интернационалом.

В течение десятилетий 
Советское государство с твердостью и мужеством одно противостояло коварным проискам империалистических  государств, которые использовали вооруженную интервенцию, экономическую блокаду, дипломатическую изоляцию и другие средства, пытаясь уничтожить страну социализма.

Внешняя политика сыграла выдающуюся роль в этой борьбе Советского Союза против империализма. Она помогла обеспечить безопасность первого социалистического государства и, таким образом, отстоять интересы советского народа, построить социализм и перейти к строительству коммунизма.

Выполнив эту национальную задачу, советская внешняя политика помогла сберечь и укрепить главный оплот социализма на земле. Тем самым она содействовала обеспечению высших интересов мирового рабочего класса, трудящихся всех стран.

Обратите внимание

Вот почему, содействуя упрочению и процветанию Советского Союза, а с тех пор как социализм вышел за рамки одной страны, – всего сообщества социалистических стран, советская внешняя политика объективно вносит вклад в дело социального освобождения всего человечества.

Взяв власть в свои руки, рабочий класс приобрел новые рычаги для революционно преобразующей деятельности в пределах государственных границ и одновременно новые средства воздействия на ход мирового развития в целях обеспечения мира, свободы народов социального прогресса. Укрепление экономического и политического могущества Советского государства увеличивает возможности такого воздействия. Строительство нового, коммунистического общества в СССР само по себе помогает прокладывать дорогу в будущее всему человечеству.

Читайте также:  Русь и запад (прибалтика)

Источником силы и авторитета социалистической внешней политики являются прежде всего могущество Советского государства и преимущества социалистического строя. Внешняя политика СССР опирается на экономическую, политическую и военную мощь Страны Советов – великой мировой державы.

Она пользуется неизменной поддержкой советского народа, опирается на его патриотизм, глубокую преданность Родине.

Народное одобрение придает советской политике ту непоколебимую твердость, последовательность и уверенность в своих силах в своей правоте, которые она демонстрирует повседневно, и которые Советское правительство показало в долголетней борьбе с многочисленными врагами нашей страны, особенно в двух жестоких войнах – 1918-1920 и 1941-1945 гг.

, когда стоял вопрос о жизни или смерти Советского государства. Яркий пример этого – Великая Отечественная война, когда все советские люди по призыву Коммунистической партии как один поднялись на защиту социалистического Отечества. Советский народ горячо поддерживает о одобряет политику правительства СССР.

Источник: http://stud24.ru/history/vneshnyaya-politika-sssr-v-30e/186595-544251-page2.html

Внешняя политика СССР в 30-е годы XX в

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг. разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 г. На этом конгрессе проявились противоречия между Сталиным и Бухариным (одним из руководителей ИККИ) в области международных отношений.

Если последний предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения.

Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

  1. – отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;
  2. – бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;
  3. – очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин “социал-фашизм”, который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г.

он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения.

Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований.

В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок.

А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией.

После назначения канцлером Германии А. Гитлера в январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг., стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении военного сотрудничества двух стран. В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций.

Важно

К концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 гг. на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.

В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую доктрину.

Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями. Показательно то, что к середине 30-х гг.

в большинстве европейских стран сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г.

Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве великой державы. В 1935 г.

был подписан договор о взаимопомощи в случае агрессии третьей страны с Францией, но он не был подкреплён военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.

Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности.

Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе.

Совет

Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное – в Красной Армии.

Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении к Германии Австрии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было очень неспокойно. Япония, оккупировавшая в 1931 г.

Манчжурию, в 1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии. Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г.

в районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими войсками, закончившееся изгнанием японцев с территории, которую они собирались захватить.

Следующая попытка была предпринята у реки Халхин-Гол в Монголии, здесь бои длились несколько месяцев, и советским войскам удалось успешно отразить все атаки японцев. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до прибалтийских государств.

Но одновременно статс-секретарь германского министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря на идеологические разногласия.

Обратите внимание

Западные страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить намерения Германии. Позиция же руководителей Франции и Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР.

Читайте также:  Ленинская периодизация истории революционного движения в россии. декабристы - дворянские революционеры

Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба Б.М.

Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и заменён В.М. Молотовым.

Годом раньше такая же операция была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа советско-германский пакт о ненападении, действие которого было рассчитано на 10 лет, был подписан.

Он вступал в силу незамедлительно.

К договору прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал до лета 1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны влияния в Восточной Европе.

В советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия, в немецкой – Литва.

О судьбе Польши в протоколе ничего не было сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.

Важно

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г. была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта.

Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более 1 млн. испанцев.

С самого начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г.

Советский Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Но эта поддержка носила весьма специфический характер.

Во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко.

Во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД. Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу “компетентные органы”. Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники (прежде всего, самолётов) и показать всему миру, что новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой.

Но большинство советских военных специалистов, вернувшихся из Испании, стали жертвами большого террора, а к началу второй мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

Источник: http://www.oldru.com/book/10_3_3.htm

Внешняя политика Советского государства в 20-е – 30-е годы

Внешнеполитические принципы Советского государства были сформулированы в Декрете о мире (октябрь 1917 г.). Окончание Первой мировой войны, Гражданской войны и иностранной интервенции создало новые условия развития международных отношений.

Внешняя политика РСФСР, а затем и Советского Союза, на начальном этапе развития государства строилась с учетом принципов интернационализма и стремления ускорить революционные процессы в Европе для победы «мировой революции».

Этот постулат отрицательно сказывался на развитии внешнеполитических отношений с капиталистическими странами.

Совет

Советскому государству было необходимо преодолеть дипломатическую изоляцию, а в дальнейшем и укрепить позиции на международной арене.

Для решения этих задач советское дипломатическое ведомство, возглавляемое с 1918 по 1930 гг. Г.В. Чичериным, сосредоточило свою деятельность на подписании ряда мирных и торговых договоров. В частности, к 1921 г. были подписаны мирные соглашения с Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Ираном, Афганистаном. Торговые договоры были подписаны с Германией, Австрией, Норвегией, Италией, Англией.

Страны Антанты настаивали на выплатах довоенных долгов царской России. РСФСР согласилась на проведение переговоров по этим вопросам с условием признания Советской России на международной арене. На 10 апреля 1922 г. было назначено открытие Генуэзской конференции по экономическим и финансовым вопросам. Глава советской дипломатической миссии Г.В.

Чичерин заявил о готовности Советского правительства признать довоенные долги и право на концессионное владение бывшими собственниками принадлежавшего им ранее имущества при условии юридического признания Советского государства, оказания ему финансовой поддержки и ликвидации военных долгов. Было внесено предложение о всеобщем сокращении вооружений.

Дискуссии по этим вопросам, в конечном итоге, не принесли желаемых результатов. Для разрешения спорных вопросов была созвана конференция в Гааге (15 июня – 19 июля 1922 г.). В результате западные державы согласились на предоставление кредитов Советской России в обмен на согласие последней разместить концессии на ее территории.

16 апреля 1922 г. во время Генуэзской конференции в Рапалло был подписан договор между Россией и Германией. Данный документ предполагал восстановление дипломатических отношений между бывшими противниками, взаимный отказ от претензий, развитие торгово-хозяйственных и правовых отношений на основе принципов благоприятствования.

В ноябре 1922 г. была созвана конференция в Лозанне для подписания мирного договора с Турцией и установления режима Черноморских проливов. Хотя эти вопросы напрямую были связаны с интересами Советской России, ее участие в конференции не предполагалось. Советское правительство заявило о том, что решения, принятые в таких условиях, Россия признавать не будет.

Советская делегация все-таки была приглашена, но те условия, которые были навязаны участникам конференции, ставили РСФСР в унизительное положение: было решено позволить свободный проход через Черноморские проливы военных судов любой страны мира, что отрицательно сказалось бы на безопасности России.

Обратите внимание

В результате СССР не ратифицировал конвенцию о режиме проливов (данный документ был пересмотрен в 1936 г).

20-е годы прошли под знаком признания нового государства и укрепления положения Советского Союза на международной арене. К концу 1924 г. дипломатические отношения с Советским Союзом были установлены Италией, Норвегией, Швецией, Данией, Австрией. Венгрией, Китаем, Мексикой. Из великих держав только США упорно не желали признавать Советскую Россию.

Несмотря на определенные успехи во внешней политике, с конца 20-х годов наблюдалось усиление напряженности во взаимоотношениях с ближайшими соседями СССР.

Так, 10 июля 1929 года отряды маньчжурских войск и белогвардейцев разгромили советское консульство в Харбине, захватили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). В ответ на это 16 августа ЦИК и СНК СССР заявили о разрыве дипломатических отношений с Китаем.

Для защиты советской территории была создана Особая дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера. В результате интервенты изгнаны с территории Дальнего Востока, и 22 декабря 1929 г. подписано советско-китайское соглашение, восстанавливавшее статус-кво КВЖД.

Но уже в 1935 г. в связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии на Дальний Восток СССР был вынужден продать КВЖД властям Маньчжоу-Го.

Читайте также:  Восстановление народного хозяйства

С 1932 года происходило укрепление международного положения Советского Союза, в рамках которого были подписаны договоры о ненападении с Эстонией, Латвией, Финляндией, Польшей, Францией.

Кроме того, укреплению международного положения Советского Союза способствовало признание его правительством США. Президент Рузвельт выступил инициатором переговоров по нормализации отношений между двумя государствами. В результате 16 ноября 1933 г.

дипломатические отношения между СССР и США были установлены.

Важно

К середине 30-х годов Советский Союз сотрудничал в дипломатической сфере с большинством стран мира. В 1932 г. были подписаны договоры о ненападении с Латвией, Эстонией, Финляндией, Францией и Польшей.

В 1933 г., в условиях нарастания военной угрозы в Европе, в связи с приходом к власти в Германии фашистов, СССР стал участником Конвенции об определении агрессора и выступил инициатором создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии.

В результате, были подписаны акты об определении агрессора с Польшей, Румынией, Латвией, Эстонией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Чехословакией и Югославией. Позиции СССР еще более укрепились в связи с признанием существования Советского Союза правительством США. 16 ноября 1933 г.

были установлены дипломатические отношения между СССР и США. 18 сентября 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1936 году произошло обострение международных отношений. Связано это было с агрессивной политикой гитлеровской Германии, которая пользовалась активной поддержкой со стороны Италии и Японии. В рамках так называемой «борьбы с большевистской угрозой» Германия в союзе с Италией начала агрессию против республиканской Испании.

В начавшейся гражданской войне в Испании приняли участие и советские добровольцы (около 3 тыс. человек). При этом Западные державы проводили политику «невмешательства», в Лондоне был образован Международный комитет по невмешательству в дела Испании.

Фактически агрессия фашистских государств была поддержана европейскими державами, что и привело в конечном итоге к падению республиканского правительства Испании и установлению фашистского режима Франко.

С 1937 года началась эскалация напряженности в Европе в связи с активизацией деятельности фашистских правительств.

Совет

Таким образом, направленность внешней политики СССР 20-х годов отличалась от тех принципов, на основе которых выстраивались отношения Советского государства со странами Европы и США в 30-е годы.

Первоначальный расчет на возникновение и последующую победу «мировой революции» приводил к поддержке со стороны СССР коминтерновких организаций за рубежом, что отрицательно сказывалось на развитии внешней политики. В 30-е годы ситуация изменилась: Советский Союз сумел установить дипломатические отношения с большинством стран мира.

Направленность внешней политики государства изменилась. СССР фактически отказался от идеи мировой революции и сосредоточил основные усилия на создании системы коллективной безопасности от агрессии, прежде всего со стороны Германии.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s28052t4.html

Внешняя политика СССР в 30-ые годы (таблица)

Предлагаем Вашему вниманию информационную таблицу о внешней политике СССР в 30-х годах прошлого века.

Событие Цели Итоги
Установлены дипломатические отношения с США (16 ноября 1933 г.) В начале 1930-х годов советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. Усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами.
Вступление СССР в Лигу Наций (18 сентября 1934г) Основная цель которую преследовал Советский союз – было создание системы коллективной безопасности. Заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от нарастающей германской агрессии. Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь направить агрессию против СССР. В следствии зашедших в тупик переговоров, между Советским союзом и Англией с Францией в 1939 г. СССР заключает с Германией пакт о ненападении.

14 декабря 1939 г. исключен из Лиги Нации в связи с Советско-Финской войной.

Франко-советский пакт о взаимопомощи (2 мая 1935г.) Французская сторона предложила обсудить возможность заключения пакта о взаимопомощи между Францией и СССР, а также вступление СССР в Лигу Наций. Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило начало переговоров о заключении коллективного договора о взаимопомощи между Францией, СССР и Польшей, к которым могли присоединиться страны Балтии, Чехословакия и Бельгия. Практические меры по отражению агрессии обсуждались на Московских переговорах 1939 года, которые не привели к соглашению. Французское правительство под различными предлогами отказывалось разработать и подписать с СССР военную конвенцию, необходимость которой была признана во время переговоров о заключении договора. Договор после этого потерял значение.
Советско-чехословацкий договор о взаимопомощи (16 мая 1935 г.) Стороны брали обязательства проводить немедленные консультации при возникновении угрозы или опасности нападения какого-либо европейского государства на СССР или Чехословакию и оказывать взаимную помощь в случае прямой агрессии против договаривающихся государств. Тем самым договоры СССР с Францией и Чехословакией приобретали характер тройственного соглашения, которое могло стать основой для создания коллективной безопасности в Европе.
Договор о взаимопомощи с Монгольской Народной Республикой против Японской агрессии (12 марта 1936 г.) Захват Северо-Восточного Китая (Маньчжурии) Японией, непрекращающиеся провокации японских милитаристов на границах Советского Союза создавали угрозу дальнейшего расширения очага войны, возникшего на Дальнем Востоке. В этих условиях Советское правительство вынуждено было принять меры к предупреждению агрессии и защите дальневосточных границ Советского Союза.
Помощь СССР Испании в борьбе с фашистским мятежом (1936 г. – 1939 г.) По мере того, как Великобритания и Франция искали компромисса с нацистской Германией и фашистской Италией, Сталин стал рассматривать Испанию как потенциального союзника и решил оказать ей помощь. С мая 1937 г., после барселонских событий, Сталин стал активно вмешиваться в политическую борьбу в Испании. Главным объектом преследований советских спецслужб и пропагандистского аппарата стала марксистская ПОУМ, занимавшая антисталинские позиции. Победа националистов. Падение республики. Установление диктатуры Франко.
Советско-китайский договор о ненападении (21 августа 1937 г.) Советский Союз с тревогой следил за действиями Японии, рассматривая его как возможного будущего военного противника. В связи с этим для СССР было выгодно усиление Китая в качестве противника Японии. Значение договора определялось не его содержанием, а самим фактом его подписания: СССР официально продемонстрировал свою поддержку Китаю, сломав тем самым надежды Японии на его международную изоляцию.
Советско-германский пакт о ненападении (23 августа 1939г.) и договор о дружбе и границах с Германией (28 сентября 1939г.) Отсрочка военного столкновения с фашистской Германией. 1) Фактическое разделение сфер влияния между СССР и Германией в восточной Европе.
2) Подписание секретных протоколов, что способствовало началу Второй мировой войны.

Советско-финская война

(30 ноября 1939 – 12 марта 1940)

Укрепить границы и расширить территории Советского союза.

1) Очень тяжелая победа Красной Армии, показала слабую боевую и техническую подготовку войск.

2) Исключение СССР из Лиги Нации как государства, совершившего агрессию.

Очень помогло, благодарю :* Не понятно что написано в ИТОГАХ Просто надо перевернуть экран

Источник: https://worldtable.info/istorija/vneshnjaja-politika-sssr-v-30-ye-gody-tablica.html

Ссылка на основную публикацию