Культура Киевской Руси кратко
Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.
Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.
Письменность
Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность.
На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне).
Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.
Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни.
Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.
Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».
Зодчество
Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство.
Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям.
Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.
989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.
1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.
Живопись
На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.
Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.
К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.
Декоративно-прикладное искусство
Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.
Фольклор
Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.
В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».
С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.
В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:
- Появление письменности;
- Зарождение государственности;
- Становление христианства.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
Источник: http://historykratko.com/kultura-kievskoy-rusi-kratko
Культура Киевской Руси: краткое описание :
Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.
Письменность
Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.
На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии — Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.
Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.
Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.
В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является «Остромирово Евангелие». Написал его дьякон Григорий в 1057 году.
Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.
Литература
С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.
Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором «Слова о законе и благодати». Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.
Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором «Чтения», «Жития Феодосия» и «Повести временных лет». Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.
Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. «Поучение» стало важнейшим памятником литературы того времени.
Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.
Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы — «Слове о полку Игореве».
После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию («Слово о гибели Русской земли»).
Архитектура
Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.
Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.
Самое значительное сооружение этого периода — Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.
Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Живопись
Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды — фреска и мозаика, развивалась иконопись.
В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.
Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.
В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.
В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.
Прочее искусство
На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.
Источник: https://www.syl.ru/article/199438/new_kultura-kievskoy-rusi-kratkoe-opisanie
3. Культура Киевской Руси
Раздел третий. Основные этапы развития культуры России
Глава 1. Становление культуры России
К XII—XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы.
Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло.
В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе.
Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.
В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах.
Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли.
Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины — это устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров.
Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до XX века.
Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом культуры. Русский язык — один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития.
В VII—VIII веках можно предположить существование восточно-славянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык Он сформировался в XI—XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой.
Славянская азбука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком.
Этому языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами, не теряя своего национального облика.
Славянская письменность, литература в XI—XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения.
«Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси.
От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык
Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной».
При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.
После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества.
Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречаются упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника.
Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих веселых зрелищ.
«Смеховая культура» сохранялась в традициях этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.
От XI—XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа.
Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры.
Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.
), хронографы, «хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей.
Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру. Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси.
Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.
Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную
(Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире.
Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства.
Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба — куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.
Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре.
Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы.
Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии.
Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.
В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие.
Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса: В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове).
Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.
В XIII—XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия.
В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью.
Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец — становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства.
Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования.
Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла, торговли. На Руси — политические центры.
Важнейшая проблема Руси — соотношения личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.
К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства.
Но на Руси этого не случилось, потому что с XIII века возникла опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Beликого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу.
На северо-западе своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на Западе появились реформаторские тенденции и даже атеистические настроения.
Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский.
Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 году Новгородская республика пала под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.
В целом, древнерусская цивилизация киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных ориентации.
Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси.
В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.
Источник: http://cult-lib.ru/doc/culture/lectures-radugin/077.htm
Древнерусское художественное творчество
Культура Киевской Руси
Общие условия развития культуры. В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород) в единое государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве.
Первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав) стремились расширить территорию государства за счет присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен (Олег покоряет древлян, северян, радимичей; Игорь – уличей, тиверцев, еще раз древлян, которые отпали после смерти Олега; Святослав – вятичей);
освободиться от внешней зависимости (борьба с печенегами, хазарами, экспансией Византии, начало борьбы с половцами); установить
внешнеэкономические связи (походы на Византию).
Киевская Русь представляла собой
раннефеодальную монархию во главе с Великим князем, который раздавал своим родственникам и приближенным в управление крупнейшие центры (волости). Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.
Бояре и князья владели вотчинами (отчина, т.е. отцовское владение; земля, передававшаяся по наследству). Однако верховным
собственником земли оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов.
Главная причина заключалась в том, что основной доход феодалов составляла дань, которой облагались дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Иногда князья превышали размер дани, за что князь Игорь, например, поплатился жизнью и последовала жестокая месть его жены – княгини Ольги.
Наверное, не случайно, именно Ольга отменила «полюдье» (поход за сбором дани) и установила «уроки» – определенный размер дани.
Собранной данью Великий князь расплачивался с боярами, дружинниками, церковью. Складывается централизованная форма распределения материальных благ.
При условии слабо развитой частной собственности, смещении акцента не в сторону производства, а в сторону распределения, не могли должным образом развиваться и товарно-денежные отношения.
Разумеется самым выгодным (и в политическом и экономическом смысле) становится Киевский стол, что стало причиной нескончаемых междоусобиц.
Основную массу населения, конечно, составляли
крестьяне (смерды).
При чем, на Руси долго сохранялось значительное число общинников, которые зависели только от Великого князя, платили ему установленную дань и, следовательно, были больше заинтересованы в результатах своего труда, чем вотчинные крестьяне (закупы, рядовичи), оказавшиеся в более тяжелом положении. В вотчинах были и рабы (холопы и челядь), лишенные каких-либо прав. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Ярко наметившаяся тенденция к усилению феодального гнета приводит к массовым
народным выступлениям, которые прокатились по Киевской Руси во второй половине ХI в.
Основными центрами экономического и культурного развития по-прежнему остаются города. С созданием единого государства, усилением внешнеэкономических связей быстрыми темпами развивается ремесленное производство.
Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.
Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л.
Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками.
На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».
Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета.
В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве.
Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».
Наибольшего расцвета Киевская Русь достигает в конце Х – первой половине IХ в. при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Владимир проводит две
религиозные реформы. Сначала Великий князь попытался объединить страну на основе старых языческих верований.
По его приказу в Киеве на горе поставили деревянную статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами, изображения Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношений, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не удалась.
Многие предпочитали оставаться верными старым богам. К тому же, развитые державы, по-прежнему, воспринимали языческую Русь как варварскую страну.
Одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианства в
православном варианте (вторая религиозная реформа). В 988 г.
Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.
Православие внесло серьезные корректировки в
общественное сознание.
Окружающий мир, устройство человеческого общества объявлялись как раз и навсегда
богоустановленный порядок (в том числе и земное материальное и социальное неравенство, и, вообще, думать нужно было не о земном, а о небесном).
Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князя – от бога (поэтому помещено изображение княжеской семьи в Софийском соборе).
Простому человеку в этой иерархии ценностей отводилась самая нижняя ступень. Он – «тварь», творение божье.
Христианство отменяет дикие языческие традиции – жертвоприношения, сожжение, месть за убийство сородича и т.п. Предлагаются новые
морально-нравственные нормы, среди которых главная – любовь к ближнему.
На первое место христианская церковь поставила любовь к богу, любовь человека ради человека полностью исключалась. В основу новой веры был положен страх, страх перед богом, который все видит, за все спросит.
Христианские идеи глубоко проникают в народное сознание.
В тоже время, Киевская Русь воспринимала новшества избирательно. Был отвергнут византийский аскетизм, требование абсолютной подчиненности богу и правителю, славяне сумели сохранить свою относительную свободу. Закономерно, что православие этого периода называли «оптимистичным», Владимира Крестителя – «ласковым князем», «красным солнышком». Это было время двоеверия, когда древние языческие традиции довольно мирно уживались с новой верой.
Основные тенденции в литературе и искусстве. Закономерно, что развитие всей средневековой (до начала ХVI в.) культуры шло под знаком христианской веры. Православие, пришедшее из Византии, принесло с собой высочайшие достижения греческих мастеров.
Однако, новое органично соединялось со старыми русскими традициями, лучшие из которых бережно сохранялись. «Влияния на Руси имели особенность, – отмечает П.А. Раппопорт, – они были избирательными.
Принимали лишь то, что соответствовало социальному уровню и эстетическим представлениям страны».
Древнерусское государство впервые начинает чеканить монету.
На лицевой стороне и златника и серебреника изображен Великий князь Владимир с венцом, украшенным шестью крупными жемчужинами; над венцом – три жемчужины, образующие крест, правая рука держит длинный крест, а слева Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей – языческий трезубец. Сразу после принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.
Христианство послужило мощным катализатором развития русской культуры, однако, она во всем сохраняет свою
самобытность. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и до начала татаро-монгольского нашествия была не ниже, чем в других христианских западноевропейских странах.
Славянская письменность и образование. Как уже говорилось, начатки письменности у древних славян появились еще во времена язычества. Однако только в IX в. был создан первый алфавит.
Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия, родом из македонского города Солуни (солунские братья). Кирилл (в миру Константин) изучал богословие, преподавал философию (отсюда: Константин-философ), владел несколькими языками.
Он и составил славянскую азбуку, состоящую из 38 букв (глаголица). Часть их заимствована из греческого алфавита, другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов.
Позже на основе греческого уставного письма возникла кириллица, которая отличалась формой букв. Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.
При князе Владимире на Руси появились первые школы. «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.
Своеобразными научными центрами становятся монастыри, где работают школы, трудятся летописцы, переводчики, создаются религиозные, философские, литературные произведения.
Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь из Византии.
Письменность распространялась очень быстро.
Горожане, видимо, в большинстве своем были грамотными, о чем свидетельствует множество берестяных грамот, найденных в Новгороде. В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и рисунки, сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых камнях, посуде, оружии, на одежде, монетах, церковной утвари, орудиях труда. «Лолин прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе, чтобы не перепутать его с другими во время девичьих посиделок.
Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе с кириллицей. Была заимствована система знаков препинания, появилось умение делать материал для письма из кожи животных – пергамент, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты. Долгое время на Руси сохранялась традиция рукописной книги.
Славянская литература начинается с переводов книг Священного Писания. Первые работы были сделаны Кириллом и Мефодием.
Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников.
Древнейшей рукописью является «Остромирово евангелие» (середина XI века), переписанное для новгородского посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.
Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати»
Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строительства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси.
Илларион стремится показать необоснованность претензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе.
Заслуга Владимира подобна заслуге императора Константина, объявившего христианство государственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских проповедников и не видел чудес, совершаемых «именем Христовым».
Илларион подводит слушателей к выводу о необходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был существенно поднять авторитет и независимость русской церкви.
В начале XII века киевский монах Нестор закончил «Повесть временных лет», которая имела пространное название «Се повести времяньих лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». В нее вошли устные предания и письменные Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени утверждения христианства на Руси.
Нестор, несомненно, являлся образованным человеком, он знал большое количество византийских, болгарских и русских произведений. Его язык был богат и лаконичен.
Очень образно автор описывает историю Руси, происхождение письменности, религии, показывает круг знаний русичей, их представление о мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.
В Киево-Печерской лавре хранится реконструированный скульптурный портрет Нестора, выполненный учениками Герасимова.
В последние годы жизни летописец был худощав, среднего роста, с высоким лбом, длинными спадающими на плечи волосами.
Велика благодарность потомков этому выдающемуся деятелю древнерусской культуры, который не только оставил один из важнейших исторических источников, но и дал пример глубокого патриотического отношения к своему отечеству.
С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал первые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава».
В конце XI века «Русская правда» была дополнена тремя братьями Ярославичами.
Таким образом, изначально на Руси складывается литература самых разнообразных жанров. Это были исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.
В XI–XIII веках в обращении находилось около 140 тысяч книг нескольких сот наименований, при этом численность населения не превышала 7 млн. человек.
Среди популярных сочинений были книги, уходящие своими истоками в дохристианскую эпоху: записи народных примет, рецепты врачевания, былины, сказания, где упоминались языческие боги.
Устное народное творчество. В собственно славянских книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества. Русская земля всегда была богата сказками, пословицами, песнями, в которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти ответы на все житейские вопросы. Нельзя не согласиться с А.
Толстым, который писал: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.
Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В X веке устное народное творчество продолжает развиваться и совершенствоваться. Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений. В характерах их героев воплощались самые лучшие качества народа.
С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович героически сражались против воинственных чужеземцев, защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие события русской истории.
Былины пели или рассказывали нараспев, чаще всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.
Таким образом, многочисленные восточнославянские племена образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.
Искусство Киевской Руси
Собор св. Софии в Киеве
Софийский собор в Новгороде
Богоматерь Оранта
Источник: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/e-learning/History_of_Art/Epochs/Ep110.html
Культура киевской Руси
Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров — Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.
Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв. активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить. Так же была развита мифология и устное народное творчество.
Сказания передавались из уст в уста.
Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.
Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.
Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси.
Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.
Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях. Они переписывали книги и переводили их, вели летописи.
Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв., при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.
Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.
Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси. Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры.
основные принципы были взяты со строительства Византии. Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.
Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.
Художественная культура киевской Руси 9-12 вв.
Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.
Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи.
Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.
Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.
Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси.
Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.
С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое.
С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.
Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.
Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.
Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет.
Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.
Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:
- развитие письменности;
- принятие христианства;
- открытие школ;
- перепись книг;
- развитие зодчества;
- народный фольклор;
- развитие прикладного искусства.
Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.
История достижений культуры Руси IX-начало XII вв
Поделитесь с друзьями
Источник: http://slavculture.ru/slav-kult/1477-kultura-rusi.html
Основные этапы становления и развития Киевской Руси (Древней Руси) – древнего восточнославянского государства
Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов – территориальных образований в которые могли входить и неславянские племена, признавшие доминирование славян.
Второй этап – с 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление.
В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину.
Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине — Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.), в Киеве — Аскольд и Дир, откуда они в 860 году совершили военный поход на столицу Византии – Константинополь.
После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика – Олег (Хельг, Helg). Олег в 882 г.
захватил Киев, сверг Аскольда и Дира и превратили Киев в экономический и политическим центр земель, подвластных Рюриковичам.
Приемник Олега — Игорь, сын Рюрика, (правил в 912-945) продолжил объединение восточно-славянских племён.
Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.
Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства.
Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице – Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки.
В целях укрепления своей власти над древнерусскими княжествами Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что должно было препятствовать возникновению сепаратистских устремлений, т.к.
старший из них мог претендовать на главный (т.е. Киевский) престол. Принятие Владимиром христианства, также способствовало политической консолидации восточнославянских земель-княжеств.
После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой — об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).
При Ярославе Мудром (сыне Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию — от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада.
Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др.
Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета – за венгерским королём, дочь Анастасия – за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.
Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в.
войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом.
Вместе с тем они признавали себя в качестве князей «русских», но, признавая номинальное главенство Киева, при возможности старались ему не подчиняться (особенно при Всеславе Чародее).
Завершающим этапом в политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Рост экономической мощи городов — центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за политическую независимость от Киева.
Например, во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (1044-1101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога.
Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке — 3 центра, заявлявших о своём преобладании в регионе. Тогда же Полоцк начинает бороться за подчинение Северной Руси.
В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал возможность контроля над литовскими племенами.Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г.
состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске. Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г.
в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).
Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в.
в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города — Герцике и Кукенойс. Однако дробление Полоцкого княжества в 12в., появление и усиление крестоносцев в Прибалтике вели к его ослаблению.
Туровское княжество имело существенное экономическое значение: по Припяти осуществлялась торговля с центрально европейскими странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров.
Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всего оставался язычником, как и большинство его подданных.
После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и его брат Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).
Полоцкое и Туровское княжества находились на торговых путях, и контроль над ними усиливал мощь Киева, но успешно контролировать получалось только Туров, т.к. это княжество находилось в непосредственной близости от Киева.
Социально-экономическое развитие западных земель Руси в IX – XII вв.
Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами.
Феодализм– общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения.
Внеэкономическое принуждение — безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка.
Земельная рента – натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй.
Основные классы-сословия:
— феодалы (светские и духовны);
— крестьяне;
— городское торгово-ремесленное население.
Источник: https://infopedia.su/8×654.html