Становление советской власти
У всякого раба есть своя гордость: он хочет повиноваться лишь величайшему владыке.
Оноре де Бальзак
Становление советской власти в России стало возможно в результате 2 съезда большевиков, который фактически венчал собой революцию и силовой захват власти. Это способствовало приданию законности тех действий, которые привели к краху российской империи и свержении императора.
Для понимания событий той эпохи необходимо рассмотреть хронологию событий в плане становления в России советской социалистической власти. Она покажет последовательность действий Ленина с соратниками, а также их ключевые шаги, которые способствовали становлению советской власти.
Начнем с того, что октябрьский переворот завершился открытием 2 съезда Советов. Случилось это на исходе дня 25 октября 1917 года в Петрограде, в Смольном дворце. С малыми перерывами съезд продлился до 27 октября включительно. На заседании присутствовали:
- Большевики — 390 человек.
- Эсеры (левое и правое крыло) — 190 человек.
- Меньшевики — 72 человека.
- СД-интернационалисты — 14 человек.
- Украинские националисты — 7 человек.
- Меньшевики-интернационалисты — 6 человек.
Всего на заседании присутствовало 739 человек, большинство из которых принадлежало большевикам, позволяя тем управлять процессами этого собрания.
Эсеры и меньшевики выдвигают требование признать незаконность власти большевиков, поскольку она была захвачена в результате государственного переворота! Это требование не было удовлетворено и представители аппозиции покинули зал.
Так началось становление советской власти, кратко описать которое просто невозможно.
Первые декреты советской страны
Продолжился 2 Всероссийский Съезд Советов в 11 часов 26 октября. На нем Ленин зачитывает «Декрет о мире», который обязывает Россию начать переговоры о мире без аннексии и контрибуции, а также о немедленном перемирии на 3 месяца для ведения переговоров. В этом документы был пункт, согласно которому все народности, ранее силой включение в состав России, имеют право на независимость.
Становление советской власти проходило в ускоренном темпе. Большевики понимали, что если в кратчайшие сроки не дать народу то, чего тот желает, они в управлении страной долго не удержатся. На 2 съезде Советов большевики, которые четко определили меры, способные укрепить становление государства, приняли директиву о мире, директиву о земле и директиву о власти.
Директива о земле была оглашена в 2 часа ночи 26 октября 1917 года. Она полностью отменяла частное владение землей. По всей стране вводилась уравнительная система распределения земли, при этом власть обязалась периодически производить новые разделы.
Большевики не были сторонниками такой реформы. В том виде, в каком она была принята, это было одно из положений программы эсеров. Но они приняли эту директиву, по сути эсеровскую, чтобы завоевать любовь крестьян. Им это удалось.
Кратко декрет о земле можно представить следующим образом:
- запрещены все сделки с землей, которая переходит полностью в государственную собственность;
- наемный труд на земле запрещен;
- все земельные участки переходят в собственность государству, которое предоставляет ее всем без исключения гражданам;
- земля предоставляется бесплатно, никакие арендные платы не допустимы;
- неспособные обрабатывать землю по состоянию здоровья получают государственную пенсию.
Следующая директива большевиков о власти гласила, что вся власть в стране принадлежит теперь Советам.
Первые шаги в становлении советской страны
После принятия основных директив, которые требовал простой народ, большевики принялись за реформирование страны. В короткие сроки были приняты следующие директивы для становления порядка в советском государстве. 29 октября — директива о восьмичасовом рабочем дне.
2 ноября – директива о равенстве народов России. 10 ноября – директива о ликвидации сословий. 20 ноября – декрет о признании национальной культуры мусульман страны. 18 декабря – декрет об уравнении прав мужчин и женщин.
26 января 1918 года – постановление о выходе церкви из состава государства.
10 января 1918 года, после роспуска Учредительного собрания, состоялся 3 съезд Советов солдатских и рабочих депутатов. Вскоре к нему присоединились и крестьянские депутаты. Это собрание завершило становление органов советской власти, а также принятие директивы о правах трудящихся.
В июле 1918 года был проведен 5 съезд Советов. В результате было определено название страны – Российская Социалистическая Федеративная Социалистическая Республика.
Кроме того, была утверждена конституция страны. Высшим органов государства был определен съезд Советов. Исполнительное законодательство было закреплено за Советом Народных Комиссаров.
Завершился 5 съезд Советов принятием герба и флага государства.
Становление советской власти было фактически завершено, в дальнейшем уже требовалось ее удержать.
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/stanovlenie_sovetskoj_vlastii.html
История России
Международное положение Советской России в 1921 году
Одержав историческую победу в войне против соединенных сил мирового империализма и внутренней контрреволюции, Советское государство вступило в новый период развития — период мирного социалистического строительства.
Под руководством Коммунистической партии во главе с В. И.
Лениным был осуществлен переход от военного коммунизма к новой экономической политике, консолидирован рабочий класс, сохранен и упрочен его союз с крестьянством, обеспечены быстрое восстановление экономики страны и ее перестройка на социалистической основе.
К решению великих созидательных задач Советская страна приступила в сложной международной обстановке.
Интересы социалистического строительства требовали мира, и Советское правительство, следуя ленинским принципам мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем, вело упорную борьбу за мир.
В начале 1921 г. В. И. Ленин с полным основанием говорил: «…Мы все сделали, чтобы доказать наше желание мира».
Большое значение имело установление мирных отношений Советской России с прибалтийскими странами. Правящие круги империалистических держав рассчитывали использовать прибалтийские «лимитрофные» (пограничные) государства — Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию — для вооруженной борьбы против Советской России.
Западные империалисты содействовали насильственной реставрации и укреплению буржуазных режимов в этих странах, оказывали помощь контрреволюции. Однако антисоветские замыслы потерпели крах.
Война против Советского государства противоречила интересам не только трудящихся, но и буржуазии прибалтийских стран, самое существование которых в качестве независимых государств стало возможным лишь благодаря Октябрьской революции и национальной политике Советского правительства.
Понимая это, буржуазные правительства прибалтийских стран приняли мирные предложения Советской России и уже в течение 1920 г. заключили с ней мирные договоры.
Сложнее обстояло дело с Польшей, которая вела длительную войну против Советской страны.
Только убедившись в том, что продолжение войны опасно прежде всего для самой Польши, ее правящие круги решили заключить с Советскими республиками окончательный мирный договор. Он был подписан 18 марта 1921 г.
в Риге и предусматривал взаимное уважение суверенитета договаривающихся сторон и невмешательство во внутренние дела.
В. И. Ленин беседует с английским писателем Г. Уэллсом. Фотография 1920 года.
Из всех пограничных западных стран лишь с Румынией не был заключен тогда мирный договор. Буржуазно-помещичье правительство Румынии отказывалось возвратить захваченную Бессарабию и своей агрессивной политикой препятствовало нормализации советско-румынских отношений.
После разгрома иностранной интервенции и внутренней контрреволюции произошли изменения во взаимоотношениях Советской России и крупных капиталистических государств Западной Европы. В правящих кругах этих государств проявились две тенденции по отношению к Советской стране.
Наиболее реакционные и агрессивные представители буржуазии по-прежнему выступали поборниками интервенции. Такую позицию занимали Черчилль и Керзон в Англии, Клемансо и Пуанкаре во Франции и все их довольно многочисленные единомышленники.
Другие политические деятели, такие, как Ллойд-Джордж или Эррио, понимали необходимость пойти навстречу настойчивым требованиям нормализации отношений с Советской Россией, исходившим как от трудящихся, так и от деловых кругов их стран.
В зависимости от политической обстановки усиливалась то одна, то другая из этих тенденций.
Англия была первой из крупных капиталистических держав, которая прислушалась к советским предложениям о мире. Но и она проявляла большие колебания. Вступив после снятия блокады весной 1920 г.
в переговоры с Советской Россией о заключении торгового соглашения, английское правительство прервало их и приняло активное участие в организации нападения Польши и Врангеля на Советскую страну. Затем, когда Красная Армия разгромила последний поход Антанты, переговоры возобновились.
По вине английского правительства они тянулись очень долго. В. И. Ленин на VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г.
говорил: «Мы готовы подписать торговое соглашение немедленно, а если оно до сих пор не подписано, то вина исключительно на тех течениях и веяниях в английских правящих кругах, которые хотят сорвать торговое соглашение, которые хотят, вопреки воле большинства не только рабочих, но даже вопреки воле большинства английской буржуазии, еще раз иметь возможность с развязанными руками сделать нападение на Советскую Россию». Все же кампания, предпринятая противниками англо-советского соглашения, не имела успеха, и 16 марта 1921 г. оно было подписано. Соглашение предусматривало установление торговых отношений между Англией и РСФСР, причем обе стороны обязались не предпринимать враждебных актов по отношению друг к другу, не устанавливать и не поддерживать в какой-либо форме блокаду. Урегулирование взаимных претензий откладывалось до заключения формального мирного договора. Торговые представители обеих стран получали дипломатические привилегии. По существу это было не только торговое, но и политическое соглашение. Оно знаменовало значительный успех советской внешней политики.
Николаю Ленину, единственному государственному деятелю, который обладает талантом, характером и знаниями, соответствующими его ответственному положению. От Бернарда Шоу. 16 июня 1921 года. Надпись на книге, подаренной В. И. Ленину.
В мае 1921 г. Советское государство заключило временное соглашение с Германией и затем в течение года — соглашения с Италией, Норвегией и Австрией.
Большие препятствия встретились на пути к установлению мирных отношений с Францией. Французская буржуазия, вложившая крупные капиталы в экономику и финансы дореволюционной России, не желала мириться с их утратой.
Особую злобу к Советской России проявляли держатели царских займов, аннулированных Советским правительством. Разгром интервентов и белогвардейцев несколько отрезвил французскую буржуазию. В 1921 г.
торговые палаты многих городов Франции высказались за прекращение интервенционистской политики и установление торговых связей с Советским государством.
Лидер партии радикалов Эррио и некоторые другие видные политические деятели выступали с предложениями перейти к нормальным дипломатическим и экономическим отношениям. Активно выражали свое недовольство антисоветской политикой правительства трудящиеся массы. Тем не менее Франция в этот период продолжала отказываться от заключения соглашения с Советской Россией.
Борьба двух тенденций по отношению к Советской стране происходила и в буржуазных кругах Соединенных Штатов Америки. Советское правительство не раз заявляло о своем стремлении к установлению нормальных,, отношений с Соединенными Штатами. В. И. Ленин говорил: «Пусть американские капиталисты не трогают нас. Ми их не тронем.
Мы готовы даже заплатить им золотом за полезные для транспорта производства машины, орудия и проч. И не только золотом, но и сырьем».
Трудящиеся массы Соединенных Штатов вопреки шумной антисоветской кампании буржуазной прессы горячо поддерживали мирную инициативу Советского государства, требовали прекратить враждебную ему деятельность и признать его де-юре.
Исходя из деловых соображений, некоторые буржуазные политические деятели также высказывались за признание Советской России. Сенатор Френс, посетив в 1921 г.
Советскую страну, заявил журналистам: «Ознакомившись с положением на месте, могу заявить без колебаний, что дружественные отношения с Россией должны быть установлены в интересах Америки, чтобы получить возможность продавать американские товары, которые гниют за отсутствием спроса…». Однако такого рода выступления встречали яростное сопротивление реакционных групп, определявших политику Соединенных Штатов. Гардинг, Юз, Гувер и другие американские руководящие деятели по-прежнему занимали по отношению к Советскому государству резко враждебную позицию. Они боялись его революционизирующего влияния на трудящихся капиталистических стран, а его миролюбие расценивали как слабость.
Поэтому, когда ВЦИК в своем обращении к американскому конгрессу и президенту Гардингу от 20 марта 1921 г. указал, что взаимные интересы обеих стран требуют установления нормальных деловых отношений, и предложил вступить на этот путь, правительство Соединенных Штатов снова отказалось от нормализации отношений с Советской Россией.
Принципиально новые, дружественные отношения Советское правительство установило со странами Востока.
Последовательно проводя в жизнь ленинскую политику равноправия больших и малых народов, уважения к их национальному суверенитету и невмешательства в их внутренние дела, оно решительно осудило империалистические захваты, осуществлявшиеся царизмом, и поддержало борьбу стран Востока за свою независимость. Со своей стороны народы Востока, видя в Советской России своего естественного защитника и бескорыстного друга, стремились к дружбе с великой социалистической державой.
26 февраля 1921 г. был подписан договор между Ираном и Советской Россией.
Советское правительство не только аннулировало неравноправные договоры, заключенные в свое время царизмом с Ираном, но и отказалось от всяких прав на займы, предоставленные Ирану Россией, передало Ирану русский Учетно-ссудный банк, все русские концессии, железнодорожные и телеграфные линии, построенные Россией на территории Ирана, порт Энзели. Советско-иранский договор ярко демонстрировал принципиальное отличие советской политики по отношению к народам Востока от политики захватов и порабощения, проводимой империалистическими государствами.
28 февраля Советская Россия заключила договор о дружбе с Афганистаном, первой из всех держав признав его суверенитет. Заключение этого договора и помощь Советской страны сыграли большую роль в укреплении независимости Афганистана.
16 марта был подписан советско-турецкий договор о дружбе и братстве. Он полностью признал суверенитет Турции и ликвидировал старые русско-турецкие договоры.
Важное значение имел пункт, согласно которому Советское правительство отказывалось признавать договоры и соглашения, не признанные правительством Великого национального собрания Турции (следовательно, и Севрский договор).
Моральная и материальная поддержка, оказанная Советской страной, помогла турецкому народу отразить натиск империалистических интервентов и завоевать национальную независимость.
С народной Монголией Советская Россия установила братский союз. Красная Армия помогла монгольской Народно-революционной армии разгромить белогвардейские банды и освободить территорию страны от интервентов. 5 ноября 1921 г. между РСФСР и Монголией был заключен договор об установлении дружественных отношений.
Советская Россия хотела уже тогда завязать дружественные отношения и с Китаем, но милитаристские клики в Пекине отвергали все предложения Советского правительства о заключении соглашения.
В целом договоры, заключенные Советским государством в 1921 г., свидетельствовали о его упрочении и о повышении его международного авторитета.
Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/mezhdunarodnoe-polozhenie-sovetskoj-rossii-v-1921-godu.html
Установление Советской власти в России. Формирование однопартийной системы
1) Установление Советской власти в России
С конца октября 1917 г. по февраль 1918 г. Советская власть утвердилась (в основном мирным путем) на большей части территории бывшей Российской империи.
В конце 1917 – начале 1918 г. одновременно с ликвидацией старых органов власти шло создание нового госаппарата. Высшим законодательным органом стал съезд Советов. В перерывах между съездами эти функции исполнял ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет). Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров (правительство) во главе с В. И. Лениным.
После разгона 5 января 1918 г. Учредительного собрания, которое на своем первом заседании отказалось поддержать Октябрьскую революцию, был проведен III съезд Советов. На этом съезде Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР).
Новая организация власти была закреплена в Конституции РСФСР, принятой на V съезде Советов в 1918 г.
Левые эсеры были единственной партией, которая вступила в правительственный блок с большевиками. Однако уже в марте 1918 г. блок распался: левые эсеры вышли из правительства в знак протеста против заключения Брестского мира.
После исключения эсеров и меньшевиков из ВЦИК и местных Советов (июнь 1918 г.) можно говорить о фактическом установлении в Советской республике однопартийной системы.
Одним из ключевых вопросов молодой Советской власти был вопрос, связанный с заключением Брестского мира, по которому развернулась даже большая внутрипартийная борьба.
Приступив к грандиозному преобразованию России, большевики остро нуждались в спокойствии на внешних границах. Продолжалась мировая война. Страны Антанты проигнорировали большевистский Декрет о мире. Было очевидно, что российская армия воевать не в состоянии, началось массовое дезертирство.
Пришлось вести переговоры о сепаратном мире с Германией. Проходили они в Брест-Литовске. Условия, предложенные противником, были унизительными: Германия требовала отторжения от России Польши, Литвы, Курляндии, Эстляндии и Лифляндии. Троцкий сорвал переговоры.
18 февраля 1918 г. немцы возобновили военные действия. 23 февраля (день рождения Советской Армии) немцы предъявляют еще более тяжелые условия мира, по которому от России отторгаются Финляндия, Украина и некоторые районы Закавказья. Наконец 3 марта 1918 г.
договор подписывается.
Надо сказать, что Брестский мир все-таки был вынужденной мерой, он был необходим молодой Советской республике для удержания у власти большевиков.
2) Формирование однопартийной системы
О формировании в нашей стране однопартийной системы можно говорить с июля 1918 г., потому что левые эсеры, не участвуя в правительстве в октябре-ноябре 1917 г. и марте-июле 1918 г.
, располагали местами в Советах всех уровней, руководстве наркоматов и ВЧК, при их заметном участии создавались первая Конституция РСФСР, важнейшие законы Советской власти.
Активно сотрудничали в Советах в то время и некоторые меньшевики.
Подавление плюрализма началось сразу же после Октябрьской революции. Декретом «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917 г. была запрещена одна партия — кадеты.
Сила кадетов заключалась в их интеллектуальном потенциале, связях с торгово-промышленными и военными кругами и поддержке союзников.
Но как раз это запрещение партии подорвать не могло, скорее всего это был акт мести некогда самому влиятельному противнику.
Реальными соперниками большевиков в борьбе за массы были анархисты. Они приняли активное участие в установлении и упрочении Советской власти, но представляли угрозу большевикам с их требованием централизма.
Они выражали стихийный протест крестьянства и городских низов против государства, от которого они видели только налоги и всевластие чиновников. В апреле 1918 г. анархисты были разогнаны.
Предлогом к их разгрому послужила их несомненная связь с уголовными элементами, что дало власти повод называть всех без исключения анархистов бандитами. Часть анархистов ушла в подполье, другая — влилась в партию большевиков.
С другой стороны с большевиками соперничали правые меньшевики и эсеры, выражавшие интересы более умеренных слоев рабочих и крестьян, жаждавших политической и экономической стабилизации в целях улучшения своего материального положения.
Большевики делали ставку на дальнейшее развертывание классовой борьбы, перенеся ее в деревню, что еще более увеличило разрыв между ними и левыми эсерами, образовавшийся в связи с заключением Брестского мира. В результате в июне — меньшевики и правые эсеры, а после июля — левые эсеры были исключены из Советов.
В них оставались еще эсеры-максималисты, однако ввиду своей малочисленности существенной роли они не играли.
В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в зависимости от изменения политики партий меньшевиков и эсеров по отношению к власти Советов они то разрешались, то вновь запрещались, переходя на полулегальное положение. Попытки как с той, так и с другой стороны к условному сотрудничеству развития не получили.
Курс на искоренение политического плюрализма и недопущение многопартийности был подтвержден резолюцией XII Всероссийской конференции РКП(б) в августе 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях», которой все антибольшевистские силы объявлялись антисоветскими, т.е.
антигосударственными, хотя в действительности большинство их посягало не на власть Советов, а на власть большевиков в Советах. Против них должны были быть направлены прежде всего меры идеологической борьбы.
Репрессии не исключались, но официально должны были играть подчиненную роль.
Организованный летом 1922 г. процесс Боевой организации Партии социалистов-революционеров был призван сыграть прежде всего пропагандистскую роль.
Проводившийся в Колонном зале Дома Союзов в Москве в присутствии многочисленной публики, иностранных наблюдателей и защитников, широко освещавшийся в прессе, процесс был должен представить эсеров как безжалостных террористов. После этого легко прошел Чрезвычайный съезд рядовых членов ПСР, объявивший о самороспуске партии.
Затем о своем самороспуске объявили грузинские и украинские меньшевики. В литературе последнего времени преданы огласке факты о роли РКП(б) и ОГПУ в подготовке и проведении этих съездов.
Таким образом, на многопартийности в 1922-1923 гг. был окончательно поставлен крест. Думается, с этого времени можно датировать завершение процесса формирования однопартийной системы, решающий шаг к которому был сделан в 1918 г.
21. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги, последствия.
После Октябрьского восстания в стране сложилась напряженная социально-политическая ситуация, которая привела к Гражданской войне.
Причины Гражданской войны: свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания большевиками; внутренняя политика большевистского руководства; стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свои привилегии; отказ меньшевиков, эсеров и анархистов от сотрудничества с советской властью.
Своеобразие Гражданской войны в России заключалось в тесном переплетении ее с иностранной интервенцией. В интервенции приняли участие Германия, Франция, Англия, США, Япония, Польша и др. Они снабжали антибольшевистские силы оружием, оказывали финансовую и военно-политическую поддержку.
Политика интервентов определялась стремлением покончить с большевистским режимом и предотвратить «расползание» революции, вернуть утерянное имущество иностранных граждан и получить за счет России новые территории и сферы влияния. В 1918 г. сформировались основные центры антибольшевистского движения в Москве и Петрограде, объединившие кадетов, меньшевиков и эсеров.
Сильное антибольшевистское движение развернулось среди казаков. На Дону и Кубани их возглавил генерал П.Н. Краснов, на Южном Урале — атаман П.И. Дутов. Основой белого движения на юге России и Северном Кавказе стала Добровольническая армия генерала Л.С. Корнилова. Весной 1918 г. началась иностранная интервенция.
Германские войска оккупировали Украину, Крым и часть Северного Кавказа, Румыния захватила Бесарабию. В марте в Мурманске был высажен английский корпус. В апреле Владивосток был занят японским десантом. В мае 1918 г. восстали солдаты чехословацкого корпуса, находившимся в плену в России. Восстание привело к свержению советской власти в Поволжье и Сибири. В начале сентября 1918 г.
войска Восточного фронта под командованием И.И. Вацетиса перешли в наступление и в течение октября-ноября вытеснили противника за Урал. Восстановлением советской власти в Приуралье и Поволжье завершился первый этап гражданской войны. В конце 1918 — 1919 гг. белое движение достигло максимального размаха. В 1919 г. был создан план одновременного удара на советскую власть: с востока (А.В.
Колчак), юга (А.И. Деникин) и запада (Н.Н. Юденич). Однако осуществить комбинированное выступление не удалось. Войска С.С Каменева и М.В. Фрунзе остановили наступление А.В. Колчака и вытеснили его в Сибирь. Два наступления Н.Н. Юденича на Петроград закончились поражением. В июле 1919 г. А.И. Деникин захватил Украину и начал наступление на Москву. Был образован Южный фронт под командованием А.
И. Егорова. В декабре 1919 — начале 1920 г. войска А.И. Деникина потерпели поражение. Советская власть была восстановлена на юге России, Украине и Северном Кавказе. В 1919 г. интервенты были вынуждены вывести свои войска.
Этому способствовало революционное брожение в оккупационных частях и общественное движение в Европе и США под лозунгом «Руки прочь от Советской России!» Главными событиями завершающего этапа Гражданской войны в 1920 г. стали советско-польская война и борьба с П.Н. Врангелем. В мае 1920 г. польские войска вторглись в Белоруссию и на Украину. Красная армия под командованием М.Н.
Тухачевского и П.И. Егорова в мае 1920 г. разгромила польскую группировку и начала наступление на Варшаву, которое вскоре захлебнулось. В марте 1921 г. был подписан мирный договор, по которому Польша получила земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Генерал П.Н. Врангель, избранный «правителем юга России», сформировал в Крыму «Русскую армию» и начал наступление на Донбасс.
В конце октября 1920 г. войска Красной армии под командованием М.В. Фрунзе разбили армию П.Н. Врангеля в Северной Таврии и оттеснили ее остатки в Крым. Поражение П.Н. Врангеля ознаменовало конец гражданской войны. Большевики победили в гражданской войне и отразили иностранную интервенцию. Эта победа была обусловлена рядом причин.
Большевикам удалось мобилизовать все ресурсы страны, превратить ее в единый военный лагерь, большое значение имела международная солидарность, помощь пролетариата Европы и США. Политика белогвардейцев — отмена Декрета о земле, возвращение земли прежним владельцам, нежелание сотрудничать с либеральными и социалистическими партиями, карательные экспедиции, погромы, массовые расстрелы пленных — все это вызвало недовольство населения, вплоть до вооруженного сопротивления. В ходе гражданской войны противникам большевиков не удалось договориться о единой программе и едином лидере движения. Гражданская война была страшной трагедией для России. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать.
Источник: https://infopedia.su/2x53e8.html
3. Установление Советской власти
Историки
по-разному определяют характер
произошедших в октябре 1917 г. событий. В
советской историографии они трактовались
как народная социалистическая революция.
Ряд современных исследователей (П.
Волобуев, А. Бутенко) полагают, что в
октябре 1917 г.
произошла рабочее –
крестьянская демократическая революция,
конечной целью которой был социализм.
Но социализм был отдаленной целью, а не
немедленной, большевики, однако, этого
не поняли.
Некоторые западные и
отечественные историки настаивают, что
в октябре произошел военный переворот
большевиков при опоре на солдат и
матросов. Американский исследователь
З. Бжезинский, например, утверждает, что
Октябрь 1917 г. в России – это заговор,
захват власти кучкой большевистских
лидеров.
Современные исследователи В.
Булдаков, Л. Семеникова рассматривают
октябрьские события как столкновение
различных социально – экономических,
культурных укладов, типов цивилизаций,
существовавших в России.
В
условиях сложившегося к осени 1917 г.
кризиса большевики подготовили и провели
25 – 26 октября вооруженное восстание.
Министры Временного правительства были
арестованы, власть передана II Всероссийскому
съезду советов. В знак протеста против
вооруженного восстания правые эсеры и
меньшевики ушли с заседания съезда.
Таким образом, большевикам удалось
подчинить себе этот орган власти и
провести выгодные им решения. На съезде
по докладу В.И. Ленина были приняты
Декрет о мире и Декрет о земле. Декрет
о мире содержал призыв к воюющим странам
заключить демократический мир без
аннексий и контрибуций.
Декрет о земле
провозглашал конфискацию помещичьих
земель, передачу их в общенародную
собственность, запрет найма рабочей
силы и аренды в сельском хозяйстве. На
съезде было сформировано советское
правительство – Совет народных комиссаров
(СНК) – во главе с Лениным. Законодательная
власть передавалась Всероссийскому
съезду советов.
В перерывах между
съездами действовал постоянный орган
— Всероссийский центральный исполнительный
комитет (ВЦИК), созданный также на II
Съезде.
В отличие от правительства,
которое было изначально большевистским,
ВЦИК включал представителей и других
социалистических партий (меньшевиков,
левых эсеров, эсеров – максималистов),
при преобладании большевиков. До конца
1917 г. большевики подчинили себе всю
систему управления.
К
весне 1918 г. советская власть утвердилась
на большей части территории России.
Установлению советской власти в
национальных окраинах во многом
способствовало принятие большевиками
«Декларации прав народов России» (ноябрь
1917 г.), в которой провозглашалось равенство
всех народов России и право наций на
самоопределение.
Причинами победы
большевиков в октябре 1917 г.
стали: 1)
идеология партии (их лозунги и программы
соответствовали основным требованиям
населения: 8 – часовой рабочий день,
конфискация помещичьего землевладения,
право наций на самоопределение и
прекращение войны); 2) продуманная
тактика, стратегия, четкая организация
партии; 3) слабость политики Временного
правительства.
Существовала
ли альтернатива приходу к власти
большевиков? Многие исследователи
полагают, что альтернатива была в
соединении советской системы с
парламентской, общинной демократии с
западной.
Такой путь развития мог бы
обеспечить гражданское согласие. Однако
либералы, правые эсеры связывали будущее
России только с западными образцами,
что лишало их поддержки населения.
Большевики же были категорически против
«буржуазного парламентаризма»,
рассматривали Советы как форму диктатуры
пролетариата.
После
октябрьской революции основной задачей
большевиков стало формирование новой
государственности. Были созданы
рабоче-крестьянская милиция, новый
советский суд, Всероссийская чрезвычайная
комиссия (ВЧК).
К весне 1918 г. сформирована
Красная армия.
В ходе первых мероприятий
советской власти демократические
завоевания были свернуты, началось
формирование однопартийной системы,
установление диктатуры партии большевиков.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4207803/page:45/
Внешняя политика в 1921—1927 гг
Завершение гражданской врйны победой большевиков и установление советской власти почти на всей территории- бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства.
В то же время революционная война, которую большевики пытались вести в Европе (ярким примером была Польша), и поддержка революций в европейских странах (прежде всего в Германии и Венгрии) завершились неудачей.
Надежды лидеров большевиков на мировую коммунистическую революцию не были реализованы. После поражения всеобщей забастовки в Гамбурге в 1923 г. призывы к мировой революции были сняты с повестки дня.
Невозможность решить проблему победы над империализмом в ближайшее время военным путем поставила перед советским руководством задачу нормализации отношений с внешним миром.
Нормализация отношений с европейскими странами. Крайне тяжелое внутреннее положение Советской России, приход к руководству ее внешней политикой прагматически настроенных специалистов, прежде всего Г. В.
Чичерина, также способствовали изменению внешнеполитического курса страны. С 1918 по 1928 г. Г. В.
Чичерин, потомственный дворянин, стоял во главе Народного комиссариата иностранных дел, и в значительной степени именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией стали делать и ведущие западные страны, так как убедились, что советская власть — это «всерьез и надолго».
Эти два процесса привели к тому, что в начале 20-х гг. стали предприниматься осторожные и противоречивые шаги в отношении установления и развития дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада. Но с самого начала этому процессу мешали многие причины.
Прежде всего советское правительство продолжало активно в различных сферах, в том числе и финансовой, поддерживать коммунистические и антиимпериалистические национально-освободительные движения. III Коммунистический Интернационал, Исполнительный комитет (ИККИ) которого находился в Москве (председатель — Г. Е.
Зиновьев), осуществлял руководство деятельностью революционных организаций, которая в западных странах рассматривалась как подрывная и противозаконная. Кроме того, отказ советского правительства оплатить долги царского , и Временного правительств вызвал резкое недовольство в ведущих странах мира.
Подобные действия советского руководства были открытым вызовом всей мировой практике взаимоотношений, что не позволяло западным лидерам активно идти на сближение.
Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще весной-летом 1920 г.
в Лондон прибыла делегация, возглавляемая народным комиссаром внешней торговли Л. Б. Красиным, для ведения переговоров о возобновлении торговых отношений.
Причем советской стороне удалось добиться отказа Лондона от требования о немедленном признании Москвой долгов царского и Временного правительств, которые должны были быть рассмотрены на предстоящих переговорах о заключении мирного договора. Советско-английское торговое соглашение от 16 марта 1921 г.
был одним из первых договоров советской страны с ведущими государствами мира. Вскоре после этого, 6 мая 1921 г., было подписано советско-германское временное торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т. е. фактически) единственным законным правительством Российского государства. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.
Летом 1921 г. в Поволжье начался голод. Советское правительство обратилось к Красному Кресту и Американской ассоциации помощи (АРА) с просьбой о поддержке. Вопрос об оказании содействия советской стране рассматривался в октябре 1921 г. на Брюссельской конференции глав ведущих государств.
Конференция рекомендовала правительствам предоставить Советской России кредиты для борьбы с голодом лишь при условии признания ею долгов старых правительств и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов. В «Декларации о признании долгов» от 28 октября 1921 г.
советское правительство выразило готовность вести переговоры о взаимных требованиях, признании довоенных долгов при условии заключения с Советской Россией мира, признания ее другими страна) 'и и прекращения действий, угрожающих безопасности советских республик.
Для обсуждения этих вопросов предлагалось созвать международную экономическую конференцию. На заседании Верховного Совета союзных держав 6 января 1922 г. в Каннах была принята резолюция о созыве такой конференции.
Международная экономическая и финансовая конференция прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. В ней приняли участие представители 29 стран:
РСФСР, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Германии и др. США представлял в качестве наблюдателя посол в Италии. Попытка советской делегации поставить на обсуждение проблему разоружения была отклонена другими делегациями.
Позиция западных держав включала требования уплаты всех долгов царского и Временного правительств, возвращение иностранцам национализированной собственности или вознаграждения их за нанесенный ущерб или утрату имущества, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других государствах. Западные страны предполагали создать комиссию по долгам России, которая должна была бы следить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированной собственности (всего в сумме 18,5 млрд золотых рублей).
Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву.
К обоюдному согласию прийти не удалось. Поэтому было принято решение передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня — 19 июля 1922 г.
Основными вопросами на ней по-прежнему были: предоставление займов РСФСР и возвращение Россией всех долгов и национализированной иностранной собственности.
Советская делегация пошла на уступку, которая заключалась в том, что Москва соглашалась предоставить бывшим владельцам долгосрочные концессии на их бывшую собственность. Но она была расценена как недостаточная. Конференция в Гааге также закончилась безрезультатно.
2-12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложения Советского государства о сокращении армий стран — участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты.
Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. — 24 апреля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран.
Ведущие государства мира, прежде всего Англия и Франция, первоначально не хотели даже приглашать советскую делегацию, а когда она, по настоянию советского правительства, была приглашена, ее допустили только в комиссию, рассматривающую вопросы о черноморских проливах.
Советское предложение о закрытии черноморских проливов для прохода военных судов всех стран, за исключением Турции, не соответствовало реальному положению вещей и соотношению сил и поэтому было отвергнуто даже Турцией.
Лозаннская конвенция была составлена на основании английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Несмотря на явную невыгодность данного положения для Советского Союза, его делегация подписала текст конвенции, но советское правительство отказалось ее ратифицировать.
Более результативно складывались для СССР двусторонние отношения. В ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан договор между РСФСР и Германией (16 апреля 1922 г.).
Заключение этого договора было расценено в европейских столицах как попытка подорвать международную систему, которая стала складываться в послевоенной Европе.
Рапалльский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных.
Германия отказывалась от претензий государства и частных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализированной иностранной собственности в Советской России «при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств». 12 октября 1925 г.
подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция. Несколько ранее достигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита в 100 млн марок для финансирования советских заказов в Германии 24 апреля 1926 г. СССР и Германская республика подписали договор о ненападении и нейтралитете. В 1926г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн марок, частично гарантированный германским правительством.
Значительно более сложно складывались отношения Советской России с Великобританией. Это было вызвано прежде всего тем, что Великобритания была страной-победительницей и активно участвовала в создании международной системы послевоенного мира, в то время как Германия была побежденной стороной, лишенной многих международно-политических прав.
Несмотря на подписание в 1921 г. советско-английского торгового соглашения, отношения двух стран оставались крайне напряженными. Проявлением этого были события мая- июня 1923 г. 8 мая английский официальный агент в Москве Р. М. Ходжсон вручил М. М.
Литвинову, заместителю народного комиссара иностранных дел, меморандум, содержащий ряд ультимативных требований («ультиматум Керзона»).
Они включали в себя следующие пункты: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах; прекращение религиозных преследований в Советском Союзе; освобождение английских рыболовных траулеров, которые промышляли в советских территориальных водах.
Английское правительство потребовало от СССР выполнения всех требований в 10-дневный срок. Советское правительство развернуло, с одной стороны, интенсивную антианглийскую пропагандистскую кампанию, а с другой — опасаясь дальнейшей эскалации напряженности, пошло на удовлетворение основной части английских требований. Напряженность в конфликте стала уменьшаться, окончательно он был урегулирован в июне 1923 г.
2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. По предложению англичан стороны обменялись не послами, а поверенными в делах, что представляло более низкий уровень дипломатических отношений. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г.
были подписаны общий договор и договор о торговле и мореплавании. Согласно общему договору, СССР согласился частично возместить долги царского правительства в отношении английских подданных, а также начать переговоры о частичной компенсации за национализированную собственность.
Великобритания, в свою очередь, признавала монополию внешней торговли СССР и обещала предоставить ему режим наибольшего благоприятствования в торговле. Но пришедший в октябре 1924 г.
на смену лейбористскому консервативный кабинет не ратифицировал эти договоры и отказался продолжать переговоры с СССР.
Серьезное обострение советско-английских отношений произошло в 1926 г. во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков, начавшейся 1 мая 1926 г.
Советское правительство через профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании (с мая 1926 г. по март 1927 г. в фонд помощи поступило 16 млн инвалютных рублей). Английское правительство в июне 1926 г.
обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. — в нарушении англо-советского торгового соглашения.
Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе был совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.
С другими странами поддерживались более стабильные отношения. 7 февраля 1924 г. устанавливаются дипломатические отношения между Италией и СССР и подписывается итало-советский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924 г.
Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются нормальные (на уровне послов) дипломатические отношения с Францией. В январе 1925 г.
— дипломатические и консульские отношения с Японией. 28 сентября 1926 г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавший мирный договор 1920 г.
Из великих держав только США не установили в 20-е гг-дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.
Отношения СССР со странами Востока. СССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных.
Опираясь на национально-освободительное движение в Китае, возглавляемое Народной партией (Гоминьдан) и рядом патриотических движений на севере страны, СССР попытался усилить здесь свое влияние. В марте 1923 г. по просьбе Сунь Ятсена в Южный Китай была направлена из СССР группа военных и политических советников (П. А.
Павлов, В. К. Блюхер, М. М. Бородин и др.), которые оказали практическую помощь в создании политической и военной структуры Гоминьдана и территорий, которые тот освобождал. Помогая Сунь Ятсену, а затем и сменившему его после смерти в 1924 г.
Чан Кайши, советское руководство надеялось превратиться в ведущую силу в новом Китае. Эту же цель преследовало и создание в 1921 г. коммунистической партии Китая, которая предполагалась как контролирующая организация в отношении Гоминьдана.
Отказ Чан Кайши от сотрудничества с СССР в 1927 г., высылка советских специалистов и начало борьбы с КПК привели к разрыву всех отношений между СССР и Гоминьданом, который в 1928 г. стал правящей партией Китая. В начале 20-х гг.
Москва- налаживала отношения и с другими региональными и центральными правительствами в Китае. 31 мая 1924 г.
СССР устанавливает дипломатические и консульские отношения с пекинским (центральным) правительством Китая, против которого вел войну Гоминьдан.
В середине 20-х гг. СССР успешно развивал контакты с другими азиатскими странами. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Хиджазом (ныне одна из областей Саудовской Аравии). 17 декабря 1925 г. подписывается договор о дружбе и нейтралитете, а в 1927 г. — торговый договор с Турцией, благодаря которым значительно упрочились позиции СССР на Ближнем Востоке. 31 августа 1926 г.
был заключен договор о нейтралитете и взаимном ненападении с Афганистаном, что позволило создать благоприятные внешнеполитические условия для борьбы против вовлечения этой страны в «антисоветские комбинации». 1 октября 1927 г. был заключен договор о гарантии и нейтралитете, торговое и другие соглашения экономического характера с Ираном, а 1 ноября 1928 г. договор о дружбе и торговле с Йеменом.
Из неазиатских стран дипломатические отношения в августе 1924 г. были установлены с Мексикой, а в августе 1926 г. — с Уругваем. Но эти дипломатические акции носили формальный, чисто процедурный характер.
В целом же необходимо отметить, что в конце 20-х гг. международное положение СССР и влияние на мировой арене значительно возросли. Более того, в условиях мирового экономического кризиса возможность силового воздействия великих держав на политику Москвы значительно ослабла.
Именно это позволяло Советскому Союзу, опираясь на идеологический лозунг построения «мировой социалистической республики», иметь «свободу рук» и оказывать существенное влияние на активизацию мирового коммунистического движения, в том числе и в развитых капиталистических странах, активно используя как открытые дипломатические каналы, так и возможности проведения разведывательных операций под эгидой Коминтерна.
Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/sssr-v-epoxu-forsirovannogo-stroitelstva-gosudarstvennogo-soczializma-1928-1941-9047/vneshnyaya-politika-v-19211927-gg/
Внешняя политика Советского государства в 1917-1920-е годы
Принципы внешней политики
Противоречия внешнеполитической концепции большевиков.
Советские лидеры преследовали во внешней политике две противоречивые цели:
- подготовка мировой пролетарской революции (политика «экспорта революции» путем поддержки всех «революционных движений», а при возможности — и прямого военного вмешательства)
- установление мирных отношений с другими государствами.
Факторы, повлиявшие на советскую внешнюю политику в 1920-е годы
- Идеологические установки на мировую социалистическую революцию и победу пролетариата в мировом масштабе (до середины 1920-х годов)
- Возвышение И. Сталина и утверждение его установки на возможность построения социализма в одной отдельно взятой стране (со второй половины 1920-х годов)
- Создание западными странами !санитарного кордона» на западных границах СССР (из малых стран Восточной Европы
- Потребность в экономическом сотрудничестве с капиталистическими странами в ходе восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР
Третий, Коммунистический, Интернационал (Коминтерн) во главе с председателем Исполкома — Г.Е. Зиновьевым, созданный в 1919 г.,
строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации.
Коминтерн проводил достаточно сложную политику.
- С одной стороны, Троцкий, Зиновьев, Каменев считали, что Советский Союз должен начать и возглавить мировую революцию. Поддержка СССР коммунистических организаций по всему миру провоцировала капиталистические страны на ответные шаги.
- С другой стороны, Коминтерн создавал очень хороший образ Советского Союза в мире. В 1920–1930-е гг. в СССР со всего мира съезжались эмигранты, прельщённые условиями жизни в Советском Союзе.
На цели мировой революции направлялись значительные материальные средства, направляемые как для агентурной работы, так и в адрес компартий зарубежных стран.
Подобный двойной стандарт во внешней политике Советской России, а затем и СССР создавал немалые трудности для наркомата иностранных дел во главе с Г. В. Чичериным (в 1918-1928 гг.
), которому в этих условиях приходилось вести диалог с капиталистическими странами.
Этапы советской внешней политики в 1920-е годы
I этап: 1918 — 1923 годы, характеризуется преобладанием курса на разжигание мировой социалистической революции и создания Всемирной Советской Республики
II этап: 1924 — 1930-й годы, характеризуется временным отказом от планов мировой социалистической революции и обеспечением мирных условий для строительства социализма в отдельно взятой стране.
Вопрос о войне.
Первым важным шагом молодой советской дипломатии стал вопрос о выходе из войны. В Декрете о мире было сделано формальное предложение перемирия всем воюющим странам как союзным, так и враждебным.
Страны Антанты не откликнулись на призыв о прекращении войны. Переговоры советской стороне пришлось вести с Германией. Они начались 12 декабря в Брест-Литовске. Германия и ее союзники настаивали на аннексии огромных территорий России (свыше 150 тыс. кв.
км) и независимости Украины.
Внутрипартийная дискуссия по вопросу о выходе из войны. В ЦК РКП(б) развернулась дискуссия по вопросу о подписании сепаратного и аннексионистского мира с Германией.
- В.И.Ленин рассматривал мир как тактическую передышку, подчеркивая вынужденный характер соглашения.
- Против заключения перемирия выступала оппозиция левых коммунистов во главе с Н.И. Бухариным, настаивавшая на продолжении боевых действий в целях форсирования процесса мировой революции.
- Л.Д. Троцкий предлагал прекратить боевые действия из-за невозможности далее вести их, но мира не подписывать (отсюда его формула ни мира, ни войны, армию демобилизовать).
Тезисы Ленина под воздействием местных партийных организаций и Советов были отвергнуты. ЦК принял решение затягивать подписание мира.
Брестский мир.
28 января 1918 г. в соответствии с решением ЦК Л.Д.Троцкий, возглавлявший на переговорах советскую делегацию, объявил о выходе России из войны без подписания мирного договора Однако после начала успешного германского наступления большевистское руководство было вынуждено принять ультиматум Германии (от 18 февраля) на еще более тяжелых условиях.
3 марта 1918 г. в г. Брест-Литовске Советской Россией был подписан мирный договор с представителями Центральной Рады, Германии и ее союзников на следующих условиях:
- территориальные потери России площадью в 1 млн. кв. км,
- 3-х миллионная контрибуция в пользу Германии,
- полная демобилизация вооруженных сил.
Последствия договора.
После заключение договора державы Центральной оси фактически не прекратили боевых действий на Восточном фронте. К лету 1918 г. Германия и Австро-Венгрия оккупировали Прибалтику, Украину, ряд губерний Белоруссии и России общей площадью 1 млн. кв. км. В мае-июне германские войска вторглись на территорию Закавказья.
Брестский мир углубил раскол росссийского общества, оттолкнув от большевиков их союзников — левых эсеров, которые в знак протеста вышли из состава правительства (в котором они находились после первого политического кризиса, связанного с провалом переговоров об однородном социалистическом правительстве) и перешли в оппозицию к центральным властям.
Концепция мирного сосуществования.
Борьба за выход из войны была первой попыткой советского правительства осуществить на практике принцип мирного сосуществования. В связи с переходом к нэпу советская концепция мирного сосуществования стала приобретать более четкие очертания.
Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции.
Ставилась задача привлечь иностранный капитал и заставить его служить целям возрождения страны.
В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии, признав (в отношении Финляндии подтвердив) их независимость и самостоятельность.
Трудности советской дипломатии.
Советское руководство стремилось преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов, таких как:
- идеологические расхождения и отсюда неприятие советского строя на Западе;
- сохранявшиеся претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли;
- неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции;
- недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке, а также национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран.
Основные направления внешней политики
Торговые отношения.
Обширный рынок, возможность получить ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) толкали западные государства на путь переговоров с большевиками. В.И. Ленин уже в 1919 г.
поставил вопрос о необходимости экономического сотрудничества со странами Запада путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. В результате в первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами.
С советской сторону работу по установлению внешнеэкономический связей возглавил нарком внешней торговли Л.Б.Красин.
С 1921 г. началось установление ее торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с США (до 1933 г.), американские предприниматели поддерживали контакты на основе концепции торговля без признания.
Дипломатические контакты.
Генуэзская конференция. Чтобы выйти из дипломатической изоляции, советское правительство готово было признать некоторые виды долгов дореволюционного периода. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Международной экономической и финансовой конференции, проходившей с 10 апреля по 19 мая 1922 г.
в Генуе (Италия). Российское правительство соглашалось уплатить часть долгов в обмен на возмещение ущерба Советской России от интервенции в размере 39 млрд. золотых рублей, субсидии и официальное признание РСФСР. Однако переговорный процесс с Англией и Францией зашел в тупик.
Также не дала результатов конференция экспертов в Гааге (26 июня 19 июля 1922 г.)
Рапалльский договор с Германией. 16 апреля 1922 г., советские представители: в целях преодолеть дипломатическую изоляцию, используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили двусторонний договор с Германией. В основу договора был положен:
- взаимный отказ от возмещения долгов,
- режим наибольшего благоприятствования в торговле.
- Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.
В апреле 1926 г. был заключен Берлинский договор о ненападении и военном нейтралитете между двумя странами.
Таким образом, в 1920-е гг. Германия стала основным торговым и военным (в области строительства военных полигонов, заводов, обмена специалистами) партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений.
Дипломатическое признание СССР. Экономические, политические и другие соображения требовали от западных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией.
К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии — Япония, Китай, в Латинской Америке — Мексика и Уругвай. Всего за 1921-1925 гг.
Россией было заключено 40 соглашений и договоров.
Советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный (амплитудный) характер. 8 мая 1923 г. в связи с задержанием английских рыболовецких судов в водах Белого моря, английское правительство вручило ультиматум министра иностранных дел лорда Д.
Керзона с требованиями прекращения антибританской пропаганды на Востоке, отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана, уплаты компенсации за задержку траулеров и расстрел в 1920 г. английских шпионов. В 1927 г.
, после инцидента на лондонской квартире Англо-русского кооперативного общества (АКРОС), Англия разорвала дипломатические отношения с СССР.
Отношения со странами Востока и Азии.
России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. были заключены советско-иранский и советско-афганский мирные договора и договор о дружбе с Турцией. В достигнутых соглашениях провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга.
Советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставить материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущества на сумму 582 млн. зол. рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн.
золотых рублей.
В 1921 г. после установления народно-революционной власти в Монголии, было подписано соглашение об установлении с ней дружественных отношений.
В начале 20-х годов советское правительство активно поддерживало также национально-освободительное движение в Китае под руководством партии Гоминьдан.
Однако начало борьбы Гоминьдана и его руководителя Чан Кайши против созданной в 1921 г. Компартии Китая привели к разрыву отношений между СССР и Гоминьданом. Хотя в 1924 г.
были установлены дипломатические и консульские отношения с пекинским правительством Китая.
В 1925 г. подобные отношения были установлены с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).
Борьба за разоружение.
Советский Союз все более активно включался в процесс международных отношений.
- С середины 20-х гг. СССР становится участником борьбы за разоружение,
- началось его сближение с Лигой Наций (международной организацией, созданной в 1919 г. по инициативе президента США В. Вильсона).
- С 1926 г. советская дипломатия участвовала в работе подготовительной группы Комиссии по разоружению.
- В конце 20-х гг. СССР выдвинул требования всеобъемлющей ликвидации вооруженных сил и военного производства, сокращения армий (впервые с этим предложением СССР вышел еще в 1922 г.), ликвидации морских и сухопутных баз. Однако данные инициативы не были приняты странами Запада.
- В 1928 г. СССР присоединился к пакту Келлога (госсекретарь США) — Бриана(французский министр иностранных дел) о запрещении использования войны как средства урегулирования международных споров и орудия национальной политики.
Итоги
Первое десятилетие русской революции характеризовалось политикой двойного стандарта в международных отношениях. Изменившаяся после войны геополитическая ситуация в мире привела к переоценке внешней политики советским руководством. В ней идеологические цели постепенно уступали место прагматическому курсу.
В результате большевистские лидеры оказались в состоянии использовать соперничество между крупнейшими европейскими державами и отразить военными, дипломатическими и экономическими средствами попытки удушения революции.
В течение 20-х годов советское правительство сумело в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, добиться признания де-юре со стороны ряда стран мира и развернуть торговое сотрудничество с капиталистическими странами.
При этом не прекращалась деятельность Коммунистического Интернационала, что приводило к дипломатическим конфликтам и затруднениям, в частности стало причиной разрыва отношений с Англией, Мексикой и др. странами. Со стороны советского руководства активизировалась поддержка национальных антиимпериалистических движений, прежде всего в Азии.
Источник: https://i100rik.com.ua/vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-1917-1920-e-godyi/