Управление государством ахеменидов и его территории

Появление и усиление государства Ахеменидов

Персидские вожди, выходцы из почтенного рода Ахеменидов, шаг за шагом расширяли свои владения за счет еламської территории. Когда в 639 г. до н. э.

ассирийский царь Ашшурбанапал уничтожил Елам, царь персов Корь И признал себя ассирійським вассалом. После него в первой половине VI в. до н. э. в Персии властвовал Камбиз, женат на дочери мидийского царя.

Его сын Кир II, таким образом, был внуком Астиага.

Об детские и юношеские годы Кира 11, основателя Персидского государства, существует несколько древних легенд, в которых зерна исторической правды трудно отделить от плевел выдумок.

Обратите внимание

В одной из них речь идет о том, что якобы мідійському царь Астіагу приснился странный сон, в котором придворные толкователи сновидений увидели предвидение того, что у царя появится внук, который избавит Астиага власти.

Когда внук, будущий Кир II, действительно появился на свет, царь повелел своему приближенному Гарпагу умертвить его. Рассудительный Гарпаг, поразмыслив как следует, что выполнение этого приказа опасное для него во всех отношениях, перепоручил убийство младенца пастуху-волопасові Митридату.

Именно тогда жена Митридата родила мертвого ребенка, и пастух, по ее совету, втайне усыновил Кира II. Когда мальчику исполнилось десять лет, дети, играя, избрали его своим царем. “Царь” так хорошо вошел в свою роль, что наказал одного из мальчишеской группы за непослушание. Об этом случае узнал Астіаг.

Он заприметил у мальчика черты семейного сходства и заподозрил в нем своего внука. Проведено дознание показало, что мідійський царь не ошибся в своих подозрениях. Однако жрецы успокоили сполошеного Астиага: сновидения, мол, уже сбылось, ведь Кира II был избран царем в детском группе (Геродот. История, И, 108-121).

Следует отметить, что не все іраністи доверяют этому рассказу Геродота о родовид Кира II.

Выходец из рода Ахеменидов, что принадлежал к персидского племени пасаргадів, Кир II в 558 г. до н. э.

стал царем оседлых персидских племен, среди которых самыми уважаемыми были пасаргады, и сразу начал развивать столичный город Пасаргады, которое служило местом коронации персидских царей*. Кочевые персидские племена, которые жили в горах и степях, он подчинил своей власти позже.

Впрочем, стать самостоятельным обладателем Кир II на первых порах не смог, так как находился в вассальной зависимости от жестокого и непопулярного в народе мидийского царя Астиага.

Важно

В 553 г. до н. э. Кир II уговорил соотечественников-персов которым он пообещал райскую жизнь, восстать против мідійців, причем помогла реализовать этот замысел также группа мидийских вельмож, недовольных жестокостями Астиага. Сам ход восстания античные авторы освещают по-разному. В конце концов, в 550 г. до н. э. Кир II, по словам историка, “вырвал трон в мідійської династии”.

Чтобы узаконить эту акцию, он вступил в брак с дочерью Астиага Амітідою, умертвивши ее мужа. Астіаг вынужден был смириться со своим поражением и удовлетвориться предоставленной ему должности наместника в одной из восточно иранских областей.

Мідійське царство формально уцелело, часть мідійської знати сохранила свои прежние привилегии, мидийский столица Екбатани стала сезонной резиденцией персидских царей.

Государство Кира II семимильными шагами направлялась на авансцену мировой истории. Она поглотила бывших вассалов Мидии – Парфию, Гірканію и, очевидно, Армению. Такая активность персов на внешнеполитической арене всполошила Лидию, по инициативе которой вспыхнула персидско-лідійська война.

Между лідійськими и персидскими войсками близ реки Галис произошла кровопролитная битва, которая не выявила победителя. Однако Кир II действовал напролом. Он неожиданно овладел городом Сарды, лідійською столицей, и пленил лидийского царя Креза, о богатства которого ходили легенды. Победитель, как это он делал и относительно других обладателей-неудачников, сохранил жизнь Крезу.

Вскоре завоевали персы все греческие города-государства в Малой Азии (покорили іонійців и карійців).

На протяжении 545-539 гг. до н. э. персы завладели восточно-иранскими и среднеазиатскими территориями, Вавилонією, после него их власть над собой добровольно признали Финикия, Сирия и Палестина.

Ошалевший от военно-политических успехов Кир II был готов наброситься и на Египетского, однако ему помешали это сделать среднеазиатские кочевые племена массагетів, которые угрожали северо-восточным границам Персидского государства. В 530 г. до н. э.

Совет

в битве с массагетами у реки Амударьи персы потерпели страшное поражение. В ней погиб и 70-летний Кир II. Геродот сообщал, что царица массагетів велела опустить голову мертвого Кира II в мешок с кровью, чтобы он, кровожадный, напился ее вволю (История, И, 214).

Похоронили основателя Персидского государства в мавзолее в Пасаргадах (в ранне-исламскую сутки этот мавзолей назвали могилой матери Соломона”).

Того же 530 г. до н. э. персидским царем стал старший сын Кира II Камбиз. Через пять лет он организовал военный поход против Египта, привлекая к нему, по словам Геродота, “различных своих подданых”, в том числе эллинов (История, III, I).

Разгромив у Пелузії египетское войско, состоявшее в основном из наемников, персы овладели страной и включили ее в состав своей необозримой империи. Камбиз провозгласил себя египетским фараоном, начав XXVII династию фараонов. В то же время, по его распоряжению из Египта было вывезено огромные богатства.

После этого Камбиз наскоро приготовил поход в Нубию, однако потерял в нем чуть ли не все свое войско.

Пока Камбиз “осваивал” Египетского, в Персии произошел государственный переворот – по словам іраніста, “одна из самых интересных и наиболее скандальных историй древнего мира”.

Его совершил, согласно официальной версии, маг Гаумата – самозванец, выдававший себя за младшего брата Камбиза Бардію, тайно убитого царем накануне египетского похода.

Камбиз без промедления бросился спасать свой трон, но в дороге умер при загадочных обстоятельствах. Над державой Ахеменидов нависла угроза политической смуты.

Обратите внимание

Политический детектив вокруг воцарения Гаумати, которого Геродот, будто нарочно, чтобы еще больше запутать дело, именовал Смердісом, остается для іраністів камнем преткновения. Кем был на самом деле Гаумата-Смердіс: Бардією или лже-Бардією, самозванцем? Так или иначе он, коронувавшись на царство летом 522 г. до н. э.

в Пасаргадах, достал в государстве всеобщее признание.

Геродот сообщал, что новый царь “спокойно властвовал” на протяжении семи месяцев, до нового государственного переворота, и за это время он сделал много добра всем подданным” (отменил налоги и военную повинность), поэтому, когда он умер, “все жители Азии оплакивали его, за исключением персов” (История, III, 67).

Источник: https://banauka.ru/2098.html

АХЕМЕНИ́ДОВ ГОСУДА́РСТВО

Авторы: М. А. Дандамаев

АХЕМЕНИ́ДОВ ГОСУДА́РСТВО, дер­жа­ва, соз­дан­ная перс. ца­ря­ми из ди­на­стии Ахе­ме­ни­дов, су­ще­ст­во­вав­шая в 6–4 вв. до н. э. Ос­но­ва­тель – Кир II, царь перс. пле­мён, оби­тав­ших на тер­ри­то­рии совр. пров. Фарс в Ира­не.

Он на­хо­дил­ся в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от ца­ря Ми­дии Ас­тиа­га, но в 553 вос­стал про­тив не­го и в 550 за­хва­тил эту стра­ну. В сле­дую­щем го­ду пер­сы по­ко­ри­ли Су­зы, древ­нюю сто­ли­цу Эла­ма, а че­рез три го­да бы­ли за­воё­ва­ны об­лас­ти Ма­лой Азии, вклю­чая Ли­дий­ское цар­ст­во, а так­же Ар­ме­ния.

Ме­ж­ду 545 и 539 пер­сы по­ко­ри­ли вост.-иран­ские и ср.-ази­ат­ские стра­ны. В 539 па­ла Ва­ви­ло­ния, а вслед за ней Си­рия, Па­ле­сти­на и Фи­ни­кия. При Кам­би­зе II, сы­не Ки­ра, бы­ли за­хва­че­ны Еги­пет, час­тич­но Ли­вия и Ну­бия. В 519–512, в пе­ри­од цар­ст­во­ва­ния Да­рия I, бы­ли за­воё­ва­ны ост­ро­ва Эгей­ско­го м.

, Фра­кия, Ма­ке­до­ния и сев.-зап. часть Ин­дии. Та­ким об­ра­зом, к кон. 6 в. гра­ни­цы дер­жа­вы про­сти­ра­лись от Ср. Азии и р. Инд на вос­то­ке до Эгей­ско­го и Сре­ди­зем­но­го мо­рей на за­па­де, от Ар­мян­ско­го на­го­рья на се­ве­ре до Ну­бии на юге. По­ко­рён­ные на­ро­ды не­од­но­крат­но вос­ста­ва­ли про­тив перс. гос­под­ства.

Са­мое круп­ное вос­ста­ние про­изош­ло в 522, оно ох­ва­ти­ло все об­лас­ти А. г., на­чи­ная от Ср. Азии и кон­чая Егип­том, и про­дол­жа­лось бо­лее го­да. В нач. 5 в. пер­сы по­тер­пе­ли ряд круп­ных по­ра­же­ний в вой­не с гре­ка­ми. Гре­ко-пер­сид­ские вой­ны, про­дол­жав­шие­ся в те­че­ние по­лу­ве­ка (500–449), при­ве­ли к ос­лаб­ле­нию А. г.

Од­на­ко оно про­су­ще­ст­во­ва­ло ещё мно­го де­ся­ти­ле­тий, по­ка в 327 до н. э., по­сле не­сколь­ких лет вой­ны, не па­ло под уда­ра­ми ар­мии Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го.

Пер­сы и по­ко­рён­ные ими на­ро­ды соз­да­ли ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ко­то­рые в те­че­ние мн. сто­ле­тий об­слу­жи­ва­ли все по­сле­дую­щие древ­ние и ран­не­сред­не­ве­ко­вые го­су­дар­ст­ва Ближ­не­го и Ср. Вос­то­ка. По сво­ему эт­нич. со­ста­ву и со­ци­аль­но­му ук­ладу Ахе­ме­нид­ская им­пе­рия бы­ла не­однород­на, т. к.

на­ря­ду с эко­но­ми­че­ски раз­ви­ты­ми стра­на­ми (Еги­пет, Фи­ни­кия, Ва­ви­ло­ния, Элам и Ма­лая Азия) в неё вхо­ди­ли от­ста­лые об­лас­ти Бал­кан­ско­го п-ова, ко­че­вые араб., скиф­ские и др. пле­ме­на, на­хо­див­шие­ся на ста­дии раз­ло­же­ния ро­до­во­го строя. В го­су­дар­ст­ве со­су­ще­ст­во­ва­ли са­мые разл. пра­во­вые сис­те­мы и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты.

Важно

Од­на­ко перс. ад­ми­ни­ст­ра­ция хо­ро­шо спра­ви­лась с за­да­чей соз­да­ния ус­той­чи­во­го ап­па­ра­та для управ­ле­ния пё­ст­рым конг­ло­ме­ра­том со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и эко­но­мич. ук­ла­дов. Ок. 519 до н. э. Да­рий I раз­де­лил А. г. на 20 адм.-по­дат­ных ок­ру­гов, ко­то­рые на­зы­ва­лись сат­ра­пия­ми.

В ря­де слу­ча­ев их гра­ни­цы сов­па­да­ли с преж­ни­ми гра­ни­ца­ми стран, вхо­див­ших в со­став Пер­сид­ской дер­жа­вы (напр., Еги­пет).

Во гла­ве на­хо­ди­лись на­ме­ст­ни­ки (сат­ра­пы, до­слов­но «хра­ни­те­ли цар­ст­ва»), ко­то­рые воз­глав­ля­ли ад­ми­ни­ст­ра­цию сво­ей об­лас­ти, над­зи­ра­ли над су­деб­ной вла­стью, сле­ди­ли за по­сту­п­ле­ни­ем по­да­тей и обес­пе­чи­ва­ли безо­пас­ность в сат­ра­пи­ях.

По­след­ние обя­за­ны бы­ли пла­тить стро­го за­фик­си­ро­ван­ные для них де­неж­ные и на­ту­раль­ные по­да­ти, ус­та­нов­лен­ные с учётом об­ра­ба­ты­вае­мой зем­ли и сте­пе­ни её пло­до­ро­дия. Перс. ад­ми­ни­ст­ра­ция пре­дос­та­ви­ла фи­ни­кий­ским и греч. го­ро­дам Ма­лой Азии ав­то­но­мию и в не­ко­то­рых стра­нах (на Ки­пре, в Фи­ни­кии, Ки­ли­кии и т. д.

) со­хра­ни­ла ди­на­стии ме­ст­ных ца­рей, а так­же власть кня­зей и пле­мен­ных во­ж­дей ара­бов, кол­хов, са­ков и ря­да др. пле­мён, во внут­рен­ние де­ла ко­то­рых она ред­ко вме­ши­ва­лась. На­ря­ду с Пер­се­по­лем, Ахе­ме­ни­ды из­бра­ли свои­ми сто­ли­ца­ми Ва­ви­лон, Эк­ба­та­ны и Су­зы (адм. сто­ли­ца им­пе­рии, где на­хо­дил­ся центр. ап­па­рат гос.

уп­рав­ле­ния). Язы­ком гос. кан­це­ля­рии всей им­пе­рии стал ара­мей­ский. Кро­ме то­го, офиц. до­ку­мен­ты со­став­ля­лись и на мест­ных язы­ках. Напр., в Егип­те ад­ми­ни­ст­ра­ция бы­ла дву­языч­ная и на­ря­ду с ара­мей­ским поль­зо­ва­лась позд­нее­ги­пет­ским язы­ком, в Пер­се­по­ле для адм. нужд ши­ро­ко при­ме­ня­ли так­же элам­ский, ко­то­рый был тра­диц. язы­ком в этой об­лас­ти (древ­ний Ан­шан).

К ре­фор­мам Да­рия I от­но­сит­ся так­же вве­де­ние еди­ной для всей им­пе­рии мо­не­ты – зо­ло­то­го да­ри­ка (ос­но­ва перс. де­неж­ной сис­те­мы), че­кан­ка ко­то­ро­го бы­ла при­ви­ле­ги­ей перс. ца­ря. Обыч­ным сред­ст­вом об­ме­на слу­жил се­реб­ря­ный сикль (масса 5,6 г), рав­ный по сво­ей стои­мо­сти 1/20 да­ри­ка.

Ар­мию (кон­ни­цу и пе­хо­ту) со­став­ля­ли в осн. пер­сы и ми­дий­цы. Од­на­ко во вре­мя круп­ных по­хо­дов все под­вла­ст­ные на­ро­ды бы­ли обя­за­ны вы­де­лять оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во вои­нов. Мор­ские вой­ны ве­лись с по­мо­щью фи­ни­кий­цев и жи­те­лей ост­ро­вов Эгей­ско­го м.

В за­воёван­ных стра­нах бы­ли раз­ме­ще­ны вой­ска для пре­дот­вра­ще­ния вос­ста­ний.

Совет

В ахе­ме­нид­ское вре­мя соз­да­ны мно­гие ше­дев­ры иск-ва и ве­ли­кие тво­ре­ния ар­хи­тек­ту­ры. Не­смот­ря на зна­чит. влия­ние куль­тур­ных тра­ди­ций др. на­ро­дов, др.-перс. иск-ву при­су­щи внут­рен­нее един­ст­во и ори­ги­наль­ность, а так­же вир­ту­оз­ность в изо­бра­же­нии отд. пред­ме­тов. Обыч­но это ме­тал­лич. ча­ши и ва­зы, вы­се­чен­ные из кам­ня куб­ки, ри­то­ны из сло­но­вой кос­ти, пред­ме­ты юве­лир­но­го иск-ва, скульп­тур­ные про­из­ве­де­ния из ла­зу­ри­та. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют ци­лин­д­рич. пе­ча­ти, вы­се­чен­ные из ага­та, хал­це­до­на и яш­мы, ко­то­рые изо­бра­жа­ют ца­рей, ге­ро­ев, вои­нов, а так­же фан­та­стич. су­ществ. Са­мые зна­чит. па­мят­ни­ки перс. ар­хи­тек­ту­ры – двор­цы в Па­сар­га­дах и Пер­се­по­ле. В Па­сар­га­дах они со­ору­же­ны на вы­со­кой тер­ра­се сре­ди пар­ков и са­дов и об­ли­цо­ва­ны свет­лым пес­ча­ни­ком. В Пер­се­поль, хо­ро­шо за­щи­щён­ную кре­пость, ве­ла ши­ро­кая ле­ст­ни­ца из 110 сту­пе­ней. Па­рад­ный дво­рец имел боль­шой зал (пл. 3600 м2) с при­мы­каю­щи­ми пор­ти­ка­ми. Его по­то­лок под­дер­жи­ва­ли 72 тон­кие и изящ­ные ка­мен­ные ко­лон­ны вы­со­той бо­лее 20 м. Зал ис­поль­зо­вал­ся для боль­ших гос. приё­мов. В не­го ве­ли две ле­ст­ни­цы, на ко­то­рых со­хра­ни­лись рель­е­фы с изо­бра­же­ния­ми при­двор­ных, лич­ной гвар­дии ца­ря, кон­ни­цы и ко­лес­ниц. На од­ной сто­ро­не ле­ст­ни­цы вы­се­че­на длин­ная про­цес­сия пред­ста­ви­те­лей 33 на­ро­дов дер­жа­вы, не­су­щих по­дар­ки и по­да­ти перс. ца­рю.

Источник: https://bigenc.ru/world_history/text/1842313

1. Понятие цивилизация. Эволюция подходов к исторической науке

13.Империя Ахеменидов – основные достижения в экономической, политической и духовной сферах.
Ранне – классовая цивилизация
Политика – Восточная диспотия ( все раын перед правителем)Власть на местах оставалась местная, т.е местная элита соотрудничает с имератором, с ценртальной властью.

Читайте также:  Государство и капиталистическое предпринимательство в 19 веке

Армия Сатрапа( руководящий армией, отвечал за сумму налогов)Разгромили МакедонскогоКомиссионная система ( зарплата зависит от выручки)Учёт всего, что естьДуховный мир: Заарстризм – гл.достижение персов ( монотеистич.)Дуастризм – добро и злоПоклонение стихиямНаука заимствована у греков, преимущественно вавилонские и греческие корни.

Персидская локальная цивилизация возникла на ю/з Азии (Иран, Пакистан, Афганистан). Первые поселения встречаются еще в 8 тыс. до н.э. В 3 тыс. до н.э. на всей территории проходит неолитическая революция. Полноценное государство формируется только в 6 в. до н.э. Географическое положение.

Великий шелковый путь проходит через Персию; сильная изрезанность ландшафта затрудняла коммуникации между землями; резко-континентальный климат Экономика. С/х, скотоводство, торговля. Экспорт – мрамор, алебастр, свинец, ковры… Чеканка монет, система податей, налогообложение. Канат – искусственная ирригация.

Возникновение общегосударственного (регионального) внутреннего рынка (не зависит, как в Греции, от внешней торговли). Многоотраслевая экономика. Части империи приобретают региональные экономические специализации и заинтересованы в экономическом сотрудничестве друг с другом.

Действует ряд финансовых механизмов – ссуда, кредит, займы, развита налоговая система, пошлины на провоз товаров, единая денежная система (состоящая из единого эмиссионного центра в столице, а также местных эмиссионных центров). Рабы участвовали в экономике, имели экономическую свободу (так как раба не выгодно было иметь, лучше продать больше продукции, чем кормить его). Политика.

Знать освобождается от налогов; региональная элита осуществляет экономическое управление в своей области (сатрапии); кастовое общество, но все социальные группы получают широкую экономическую самостоятельность; поскольку все социальные группы вовлечены в торговлю во внутреннем рынке, они вынуждены пользоваться единой денежной системой и становятся зависимы от центральной власти; восточную деспотию, в которой начали зарождаться первые признаки нового политического устройства – монархии. Переходное состояние от деспотии к абсолютной монархии; денежная система как рычаг управления общества требует наличие союзников на местах, которые эту денежную систему и внедряют – это местная региональная элита. За помощь в осуществлении контроля над обществом получают политическую самостоятельность. Внешняя политика. Экспансия, направленная на экономически развитые территории; на западе –восточное побережье Эгейского моря (оттеснили греческие колонии). Конечная цель – господство в торговле в Средиземном море (поэтому войны с греками); на севере – защита от кочевых племен. Внешняя политика напрямую обусловлена экономической структурой. Целью завоеваний становились регионы с выгодной для экономики хозяйственной специализации (те которых не хватало в своей экономике) Духовный мир. Развита эмпирическая наука; теоритическая наука заимствована у греков; по мере развития империи утрачивается зависимость окраин от центра (развитие технологий на местах); почвы теряют плодородие → падает экономическое и военное превосходство Персии; потеряв экономическую заинтересованность, окраины потеряли экономическую зависимость; зороастризм, манихейство – переход от обожествления природы к обожествлению государства.
Экономика
Основой экономики Древней Персии было сельскохозяйственное производство. Процветала и торговля. Все многочисленные столицы древних иранских царств располагались вдоль важнейшего торгового пути между Средиземноморьем и Дальним Востоком или на его ответвлении в сторону Персидского залива. Во все периоды иранцы играли роль промежуточного звена – они охраняли этот путь и оставляли у себя часть перевозимых по нему товаров. При раскопках в Сузах и Персеполе найдены прекрасные изделия из Египта. На рельефах Персеполя изображены представители всех сатрапий государства Ахеменидов, подносящие дары великим властелинам. Со времени Ахеменидов Иран экспортировал мрамор, алебастр, свинец, бирюзу, ляпис-лазурь (лазурит) и ковры. Ахемениды создали сказочные запасы золотых монет, отчеканенных в разных сатрапиях. В отличие от них Александр Македонский ввел единую серебряную монету для всей империи. Парфяне вернулись к золотой денежной единице, а во времена Сасанидов в хождении преобладали серебряные и медные монеты.

Система больших феодальных поместий, сложившаяся при Ахеменидах, дожила до периода Селевкидов, но цари в этой династии существенно облегчили положение крестьян. Затем, в парфянский период, огромные феодальные поместья были восстановлены, и при Сасанидах эта система не изменилась. Все государства стремились получить максимальные доходы и устанавливали налоги на крестьянские хозяйства, скот, землю, вводили подушные подати, производили сборы за проезд по дорогам. Все эти налоги и сборы взимались либо имперской монетой, либо натурой. К концу Сасанидского периода число и величина поборов превратились в невыносимое бремя для населения, и этот налоговый пресс сыграл решающую роль в распаде социальной структуры государства.

Политическая и социальная организаци.
Все персидские правители являлись абсолютными монархами, управлявшими подданными по воле богов. Но абсолютной эта власть была лишь теоретически, на деле же она ограничивалась влиянием наследственных крупных феодалов.

Правители старались добиться стабильности с помощью браков с родственниками, а также беря в жены дочерей потенциальных или действительных врагов – как внутренних, так и иноземных.

Тем не менее правлению монархов и преемственности их власти угрожали не только внешние враги, но и члены их собственных семейств.

Обратите внимание

Парфяне попытались объединить древние сатрапии. Они сыграли также важную роль в борьбе с наступавшими с востока на запад кочевниками из Центральной Азии. Как и раньше, во главе сатрапий стояли наследственные наместники, новым же фактором стало отсутствие естественной преемственности царской власти.

Легитимность парфянской монархии перестала быть неоспоримой. Преемник выбирался советом, составленным из знати, что неизбежно приводило к нескончаемой борьбе между соперничавшими группировками.

Сасанидские цари предприняли серьезную попытку возродить дух и первоначальную структуру государства Ахеменидов, отчасти воспроизведя его жесткую социальную организацию. В нисходящем порядке располагались вассальные князья, наследственные аристократы, знать и рыцари, жрецы, крестьяне, рабы.

Государственным административным аппаратом руководил первый министр, которому подчинялось несколько министерств, в том числе военное, юстиции и финансов, каждое из которых имело свой штат умелых чиновников. Верховным судьей был сам царь, правосудие же отправлялось жрецами.

14.Древний Рим – основные достижения в экономической, политической и духовной сферах.Древний Рим – Республика:

Экономика: 753г до н.э – образование.( этрулия и лацце пррвинции между которыми располагался Рим( город гос-во)

Сельхоз. – главная отросль. Общинная собственность. Владение осществляется всей римской общиной = > патриции получают из этого фонда себе.Клиентелла – спец. форма зависимости обычных от патрийцев.Римские граждане наделены большими правами.Развитие ремесла, большая конкуренция.

Переход к железу!
Многое заимствовано с этрусского стиля.

Единый денежный стандарт и единые налоги.

Из Истори Древнего Рима:
Рим,лок. цивилизация стала гипер империей того времени, т.к собрала всё наследие и вбрала всю культуру и территории.

От Британии до Египта, от Германии до Морокко.Причины возвышения Рима:- возможность добывать каменную соль- город расположен на р.Тигр753 – 510 – царский период в истори Рима, рос как город ( 7 царей)Происходит массовое разделение Римлян – патрийци и плибей.Формирование первичных структур управления – совет патрийцев.

Римское право берёт ответсвенность, что надо разделить юрид.право плбеев.Этрулия – основополог.большинства рим. технологий.Недостатки: 2 права вместо 1нужно единоличие в военном делеРисмко – Итальянский союз.итогом периода – Рим взял под контроль Центр и Юную Италию, захватили почти весь аппенинский полуостров.

Политика Древнего Рима :
Внутрення и внешняя связаны неразрывно.

Свержение царско йвласти, установления республики, появляется сенат.Борьба между патрийцами и плебеями.( не слышат друг друга в сенате)Решают, как будут делить территории.Раздельное управление государствои и плебеями.Комиции – народное собрание.Народные требуны – защитники плебеев в СенатеМагистрат.Изменение плепса(горожан)от места жительства.

Военная реформа ( Гай Марий) – 25 лет службы. – берут всех, предлаается карьерный рост, нищета приходит и обогащает армию, наделение землёй.Всё награбленное дастайтся легионеру. Легионеры способствуют закреплению риской территории.Десятичная система в армии ( десятки, сотни).Легионы делятся по способностям. Интриги плелись среди командиров.

Патрийци начинают влиять на сенат, что привлекало плибеев.

Важно

Кризис республики – гражданская война – восстание Спартака.Рим захватывает всё сред.море.

Духовны мир: Этрулия – источник заимствования. Риская культура направлена на результат. Аскетизм, строгий подход к жизни.

Источник: http://topuch.ru/1-ponyatie-civilizaciya-evolyuciya-podhodov-k-istoricheskoj-na/index3.html

Исторический словарь – значение слова Ахеменидов Государство

– древнеперсидская держава в середине 6 в.- 330 г. до н.э. на территории современного Ирана и др. азиатских стран от реки Инд до Эгейского и Средиземного морей, а также Египта, части Ливии и Балканского полуострова. В 550 г. Кир II, положивший начало государству Ахеменидов, одержал победу над мидянами и захватил Мидию.

В 549- 546 гг. персы завоевали страны, входившие в Мидийскую державу, а в 546 г.- Лидию и греческие города Малой Азии. В 545- 539 гг. подчинили значительную часть Малой Азии, в 538 г.- Вавилонию, в 525 г.- Египет, в 519- 512 гг. – острова Эгейского моря, Фракию, Македонию и часть Индии. Управление государством оформилось при Дарии I.

Он же ввёл единую монетную единицу – дарик (в 8,4 грамма золота). Государство Ахеменидов было разделено на сатрапии (военные округа), возглавляемые чиновниками – сатрапами. Они были обязаны платить персидскому царю подати.

В государстве, неоднородном по этническому составу, правители сохранили старые местные законы и обычаи, религиозные традиции, денежные системы, письменность и языки. Особое распространение получил арамейский язык, который считался официальным канцелярским языком государства Ахеменидов.

С ослаблением военной силы государство Ахеменидов стало распадаться. В 330 г. до н.э. под ударами армии Александра Македонского государство Ахеменидов прекратило своё существование.

Смотреть значение Ахеменидов Государство в других словарях

Государство — странадержаваземляцарство

Словарь синонимов

Государство — государства, ср.
Толковый словарь Ушакова

Государство Ср. — 1. Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. 2. Страна с определенной политической……..
Толковый словарь Ефремовой

Государство — -а; ср.1. Политическая форма организации общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной……..

Толковый словарь Кузнецова

Буферное Государство — Небольшое (или относительно небольшое) и слабое в экономическом, политическом и военном отношении государство, расположенное между двумя государствами и используемое……..
Политический словарь

Государство — – важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения……..
Политический словарь

Государство Национальное (моноэтническое) — – государство, образованное на исторически сложившейся этнической территории той или иной нации (этноса) и воплощающее ее суверенитет. Исторически Г.н. складывались……..
Политический словарь

Государство Правовое — – вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые,……..
Политический словарь

Государство Социальное — – демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное……..
Политический словарь

Государство Ассоциированное — – понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных, а по сути нередко внутригосударственных отношений. Как правило, под Г.а. понимается государство,……..
Политический словарь

Государство Благосостояния — – (от англ. The Welfare State-государство благосостояния) – или “государство всеобщего благоденствия” (социальное государство) – понятие, которым обозначают совокупность социальных……..
Политический словарь

Государство Буферное — – государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав. Г.б. находится на пути вероятного военного вторжения, через его территорию……..
Политический словарь

Государство Всеобщего Благоденствия — – концепция, рассматривающая современное капиталистическое общество как способное с развитием науки, техники и экономики обеспечить относительно высокий уровень……..
Политический словарь

Государство Всеобщего Благоденствия (благосостояния) — – термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х – 70-х гг. ХХ в., начиная с “нового курса” Рузвельта (по имени советника которго – Дж.Кейнса – часто именуется……..
Политический словарь

Государство Многонациональное (полиэтническое) — – государства, на территории которого проживают различные этносы – нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически Г.м. образовывались……..
Политический словарь

Государство Национальное — – один из важнейших принципов организации современной государственности, возникший в результате распада традиционных социальных связей и резкого повышения мобильности……..
Политический словарь

Читайте также:  Внешняя политика советского правительства в 30-е годы

Государство Полицейское — – термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство – реализация одной из парадигм……..
Политический словарь

Государство Правовое — – тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства……..
Политический словарь

Государство Социальное — – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей……..
Политический словарь

Государство Унитарное — – характеризуется простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения……..
Политический словарь

Государство-изгой — — ярлык, который навешивается на государства, пытающиеся жить своим собственным умом, не оглядываясь на мировое сообщество. Обычно изгоями такие государства делают……..
Политический словарь

Государство-нация — – светское государство с ярко выраженным централизмом. Политическое образование, в котором государственные формы приводят к рождению этноса и его культуры. Отличается……..
Политический словарь

Депозитарий (государство-депозитарий) — Государство, участвующее в заключении многостороннего договора и взявшее на себя, по условиям этого договора, обязанность хранить текст договора, документы о его ратификации,……..
Политический словарь

Корпоративное Государство — – одна из государственных форм авторитарного режима (например, в фашистских государствах). Идея корпоративного государства явилась развитием теории солидаризма Л………
Политический словарь

Многонациональное Государство — — государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции. Другими словами, сохраняется межнациональный……..
Политический словарь

Национальное Государство — — характеристика конституционно-правового статуса государства, означающая, что данное государство является формой самоопределения конкретной нации, выражает прежде……..
Политический словарь

Ослабленное, Обанкротившееся Государство — Термин обозначает государство, которое демонстрирует неспособность осуществить свою основную функцию – обеспечивать жизнь и физическую безопасность своих граждан……..
Политический словарь

Правовое Государство — в политико-юридической теории – государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства……..
Политический словарь

Социальное Государство — – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.
Политический словарь

Унитарное Государство — (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром……..
Политический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Ахеменидов Государство

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/2911

Ахемениды – Государства Ахеменидов – Подробная История Ахеменидов

     В середине VI в. до н. э. образуется сильное Персидское государство Ахеменидов.

Античные авторы единогласно называют его основателем Кира II, который провозгласил себя «царем Аншана», а также «царем Персу», т.е. Персии.

Кир присоединил к своему государству Мидию, Армению, Лидию, Вавилон (вся эта территория представляла конгломерат различных народов), после чего он совершил поход в Среднюю Азию против племен массагетов (529 г. до н.э.).

Решающая битва произошла на восточном берегу реки Амударьи. Массагетами руководила женщина по имени Тимирида, ставшая царицей после смерти мужа. На стороне массагетов сражались племена саков и дербиков, царь которых Аморей и два его сына погибли.

Совет

Народы, населяющие Среднюю Азию, продемонстрировали исключительную сплоченность и солидарность в борьбе с захватчиками.

Персы, имея лучшую армию в мире, обладающую громадным военным опытом, одерживающую победы в сражениях над армиями стран Востока, здесь натолкнулись на отчаянное сопротивление.

Большая часть персидской армии (10 тысяч) была уничтожена. Погиб и сам Кир, процарствовавший почти 30 лет.

Дарий I (521-485гг.)

Его место заступил сын Гистаспа Дарий Iи продолжил завоевательную политику Кира.

Он одержал 19 побед и взял в плен 9 иноземных царей, подавил волнения в стране, и вновь Персия превратилась в могущественную державу с единой административной системой, единым арамейским языком, единой армией, единой денежной системой. Ее владения простирались от устья Инда до Египта.

Бывшие некогда могущественные государства превратились в сатрапии (внутренние провинции). Всего их насчитывалось – 24:  Вавилон, Иудея, Египет, Сирия, Финикия, Палестина, Киликия, Лидия, Малая Азия и другие.

Прежние цари и правители стали сатрапами персидского царя, который назывался теперь «царь царей» (в переводе на перс.- «хшатрапан» — «блюститель страны»). С целью развития торговли и укрепления внутренних экономических связей между отдельными частями государства, Дарий провел знаменитую денежную реформу.

По всей стране была введена единая денежная единица – дарик (8,416г. чистого золота). 3 тысячи дариков составляли высшую денежную и весовую единицу – талант. Персидский царь брал на себя гарантию точности веса и чистоты сплава общегосударственной монеты. Все подати и налоги должны были измеряться и определяться в этой денежной системе.

Все государство было соединено единой системой дорог, одна из них главная рассекала государство от Эгейского моря до границ Индии и Бактрии.

Она называлась «Царской дорогой», другая, не менее важная, шла от Эгейского моря, проходила через Малую Азию и доходила до Синопа. По этим дорогам мчались царские курьеры, беспрерывно шли торговые караваны и потоки податей в царскую казну.

Обратите внимание

Через каждые 20км были построены станции с царской гостиницей, где держались постоянно наготове запасные лошади.

В 517г. до н.э. Дарий совершил поход в Среднюю Азию. Ему удалось одержать несколько побед над племенами саков, но покорить окончательно страну не удалось. По всей видимости, в состав Персидского государства вошли — Бактрия, оба побережья Амударьи, некоторая территория между Амударьей и Сырдарьей, часть Хорезма.

     Он наложил на народы Средней Азии огромную дань. Так саки и каспии, составившие 15-ю сатрапию, должны были платить 250 талантов, а парфяне и хоразмии, согды и ареи, входившие в16-ю  сатрапию – 300 талантов

Персы научились использовать ирригационную систему для регулирования стока воды в Амударье и закрывали шлюзы в период полевых работ, заставляя население платить большой выкуп за воду.

Геродот писал: «…Я знаю по рассказам, что царь сверх обычной подати взимает большие деньги за открытие шлюзов».

В соответствии с существовавшими в персидской монархии правилами, подвластные сатрапии должны были в качестве повинности выставлять для персидской армии войска для участия в крупных походах персидского царя.

Имеются сведения о постоянных восстаниях в среднеазиатских сатрапиях, где основную силу в движении сопротивления персам составляли саки. Борьба  с персами была ожесточенной и самоотверженной.

Один из них конюх по имени Сирак, вызвался истребить персидское войско и, договорившись с царями саков, предложил персам свои услуги в качестве проводника, утверждая, что он желает отомстить сакским царям за нанесенное ему оскорбление. Персидский монарх поверил веским доводам и повел войско за Сираком.

Пастух завел его многочисленное войско в пустыню, откуда невозможно было пройти ни вперед, ни назад. Ему отсекли голову, но войско саков было спасено. Дарию удалось выбраться из пустыни, но он без всякого сражения потерял половину своей армии, лошадей и оружие.

В 512г. Дарий, проиграв войну с причерноморскими скифами, устремился на запад и завоевал греческие области, Фракию, Византию, Само и ряд греческих островов.

Приемник Дария I – Ксеркс (486-465гг.)

Задумавший завершить планы своего предшественника по установлению полного господства персов во всем бассейне Средиземного моря, круто меняет взаимоотношения с народами Средней Азии и нанимает их к себе на военную службу для похода против греков.

В армии, отправившейся на покорение Греции, были парфяне, хоразмии, каспии, бактрии, но самыми боеспособными, видимо, были саки. Личная гвардия главнокомандующего персидскими войсками, так называемые «бессмертные», состояла только из персов, мидян и саков.

Огромная многонациональная лоскутная империя Ахеменидов нуждалась в глубоких внутренних связях, которые превратили бы ее в единое государство.

Важно

К наиболее универсальным средствам относились: создание единого языка, который связал бы все народы в единую этническую общность; распространение единой культуры, создавшей основы духовной жизни и  единой религии, которая обосновала бы божественное происхождение царской власти в Персии и господство правящего класса.

Официальным языком ахеменидской державы стал язык древних арамейских племен, населявших в глубокой древности Месопотамию. Он был общепринятым  народным зыком Ассирийского государства и получил широкое распространение не только на всем Ближнем Востоке, но проник далеко на восток — до Средней Азии и Монголии. Арамейский алфавит был доступнее, чем древнеперсидская клинопись.

     Культура империи Ахеменидов

Лучшие традиции ассиро-вавилонской культуры покоренных народов.

У вавилонян была заимствована техника изготовления многокрасочной поливной глазури, кирпичей, при помощи которых создавалась прекрасная орнаментация и внешнее украшение зданий, нашедших впоследствии столь замечательное развитие при строительстве в Средней Азии; из Малой Азии перенята техника кладки кирпичей. Все культуры прошедших эпох и разных стран нашли свое отражение в замечательных памятниках периода Ахеменидов.

Персеполь (древнеиранский город — Парса) является самым замечательным памятником культуры того периода. Город был не только одной из столиц Ахеменидов, но и местом проведения торжественных ритуалов.

Здесь совершались празднования священного Нового года персов (Науруза), проходила коронация царей.

Все здесь состояло из определенных символических композиций, которые должны были подчеркивать божественное происхождение царской власти, могущество царей и величие империи.

ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»

Историк-востоковед Хидоятов Г.М

(в сокращении, адаптировано)

читать далее…>>> часть 2 >>> Ахемениды

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА

Источник: http://alsamarkand.com/akhemenidi/

Появление и усиление государства Ахеменидов – История Древнего Востока Библиотека русских учебников

Главная История История Древнего Востока Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Персидские вожди, выходцы из почтенного рода. Ахеменидов, шаг за шагом расширяли свои владения за счет эламский территории.

Когда в 639 г до н е ассирийский царь. Ашшурбанапала уничтожил. Элам, царь персов. Кир. И признал себя ассирийским вассалом. После него в первой половине VI века до н.э в. Персии властвовал. Камбиз, женат на дочери мидийского царя. Его сын.

Кир II, таким образом, был внуком. Астиагам. Астіага.

О детских и юношеских годах. Кира 11, основателя. Персидской державы, существует несколько древних легенд, в которых зерна исторической правды трудно отделить от плевел выдумок. В одной из них говорится что ниб били мидийского царю.

Совет

Астиага приснился странный сон, в котором придворные толкователи сновидений увидели предсказание того, что у царя появится внук, который избавит. Астиага власти. Когда внук, будущий. Кир II, сп. Равда появился на свет, царь повелел своему приближенному. Гарпаг умертвить его. Благоразумный.

Гарпаг, поразмыслив как следует, что выполнение этого приказа опасно для него во всех отношениях, перепоручил убийство младенца пастуху-Волопаса. Митридату. Именно тогда жена. Митридата родила мертвого ребенка, и пастух, по ее совету, втайне усыновил. Кира II.

Когда мальчику исполнилось десять лет, дети, играю ясь, избрали его своим царем”Царь”так хорошо вошел в свою роль, что наказал одного из мальчишеского группы за непослушание. Об этом случае узнал. Астиаг. Он заметил у мальчика черты семейной сходства и заподозрил в нем своего внука.

Проведенное дознания показало, что мидийский царь не ошибся в своих подозрениях. Однако жрецы успокоили исчезнет. Астиага: сновидения, мол, уже сбылось, ведь. Кира I I был избран царем в детском группе (Геродот. История,. И, 108-121 І, 108—121).

Следует отметить, что не все иранист доверяют этом рассказе. Геродота о родословной. Кира II

Выходец из рода. Ахеменидов, принадлежавший к персидскому племени. Пасаргад,. Кир II в 558 г до н е воцарился оседлых персидских племен, среди которых самыми уважаемыми были. Пасаргады, и сразу начал строить ты столичный город.

Пасаргады, которое служило местом коронации персидских царей *. Кочевые персидские племена, проживавшие в горах и степях, он подчинил своей власти позже. Впрочем, стать самостоятельным обладателем.

Ки р II на первых порах не смог, поскольку находился в вассальной зависимости от жестокого и непопулярного в народе мидийского царя. Астиагатіага.

Обратите внимание

В 553 г до н э. Кир II уговорил соотечественников-персов которым он пообещал райскую жизнь, восстать против персов, причем помогла реализовать этот замысел также группа. Мидийских вельмож, недовольных жест токость. Астиага. Сам ход восстания античные авторы освещают по-разному. Наконец, в 550 г до н э.

Читайте также:  Причины победы «красных» и поражения «белых» в гражданской войне

Кир II, по словам историка,”вырвал трон в мидийской династии”Чтобы узаконить эту акцию, он женит вся с дочерью. Астиага. Амитидою, умертвив ее мужа. Астиаг вынужден был смириться со своим поражением и довольствоваться предоставленной ему должности наместника в одной из восточно иранских областей.

Мидийского ца рство формально уцелело, часть мидийской знати сохранила свои прежние привилегии, мидийского столица. Экбатаны стала сезонной резиденцией персидских цариських царів.

Государство. Кира II семимильными шагами направлялась на авансцену мировой истории. Она поглотила бывших вассалов. Мидии -. Парфию,. Гирканию и, очевидно,. Армению. Такая активность персов на внешнеполитические й арене сполошила. Лидию, по инициативе которой вспыхнула персидско-лидийская война. Между. Лидийская и персидскими войсками у реки.

Галис произошла кровопролитная битва, которая не выявила победителя. Однако. Кир II действовал напролом. Он вдруг овладел городом. Сарды,. Лидийская столицей, и пленил лидийского царя. Креза, о богатствах которого ходили легенды. Победитель, как это делал и в отношении других владельцев- неудачников, сохранил жизнь. Крез. Вскоре персы завоевали все греческие города-государства в. Малой.

Азии (покорили ионийцев и телохранителейрійців).

протяжении 545-539 pp до н.э персы овладели восточно-иранских и среднеазиатскими территориями,. Вавилонией, после него их власть над собой добровольно признали. Финикия,. Сирия и. Палестина. Шальной и от военно-политических успехов. Кир II готов был наброситься и на.

Египет, однако ему помешали это сделать среднеазиатские кочевые племена массагетов, которые угрожали северо-восточным границам. Персидского государства. В 530 г до н е в битве с массагеты у реки. Амударьи персы потерпели страшное поражение. В ней погиб и 70-летний. Кир II. ГеродаI.

. Геродот

сообщал, что царица массагетов велела окунуть голову мертвого. Кира II в мех с кровью, чтобы он, кровожадный, напился ее вволю (История,. И, 214). Похоронили основателя. Персидской державы в мавзолее в. Пасаргадах (в ранне-исламской сутки этот мавзолей назвали могилой”матери. Соломона”).

Важно

тот же 530 г до н е персидским царем стал старший сын. Кира II. Камбиз. Через пять лет он организовал военный поход против. Египта, привлекая к нему, по словам. Геродота,”разных своих подданных”, в то ом числе эллинов (История, III, I). Разгромив у.

Пелузия египетское войско, состоявшее преимущественно из наемников, персы овладели страной и включили ее в состав своей необозримой империи. Камбиз о громко себя египетским фараоном, начав XXVII династию фараонов время по его распоряжению из. Египта были вывезены огромные богатства. После этого.

Камбиз наскоро снарядил поход в. Нуб ию, однако потерял в нем почти все свое войск військо.

Пока. Камбиз”осваивал”Египет, в. Персии произошел государственный переворот – по словам иранист,”одна из самых интересных и самых скандальных историй древнего мира”Его совершил, согласно официальной сентября рсиею, маг.

Гаумата – самозванец, выдававший себя за младшего брата. Камбиза. Бардиев, тайно убитого царем накануне египетского похода. Камбиз незамедлительно бросился спасать свой трон, но в пути и умер при загадочных обстоятельствах. Над государством.

Ахеменидов нависла угроза политической смутути.

Политический детектив вокруг воцарения. Гауматы, которого. Геродот, будто нарочно, чтобы еще больше запутать дело, именовал. Смердис, остается для иранист камнем преткновения. Кем был на самом деле. Гаумата–Смердис:.

Бардиев или лже-Бардиев, самозванцем? но властвовал”на протяжении семи месяцев, к новому государственному перевороту, и за это время он”сделал много добра всем подданным”(отменил налоги и воинскую повинность), поэтому, когда он умер,”все мешки. Анке.

Азии оплакивали его, за исключением персов”(История, III, 67, 67).

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/istoria/istoriya_starodavnogo_shodu_-_krizhanivskiy_op/poyava_posilennya_derzhavi_ahemenidiv.htm

Империя Ахеменидов

Империя, которая появилась в Иране около 560 года до н.э.,
находилась в регионе, считавшемся до этого времени периферийным по отношению к
центрам цивилизации Юго-Западной Азии.

Она стала первой из трех великих
иранских империй, которые доминировали в истории Западной Евразии большую часть
следующего тысячелетия. Империя Ахеменидов (названная по имени правящей семьи)
была самой большой из всех существовавших до того империй, и на пике своего
взлета, вскоре после 400 года до н.э.

, протянулась от Босфора на западе до
Египта и Северной Индии, а в Центральной Азии — до самых границ современного
Казахстана.

Она первой связала весь этот громадный регион в единое
целое. За ней последовала Парфянская империя (около 140 года до н.э. — 224 год н.э.)
и держава Сасанидов (224—651 годы н.э.).

Название Иран произошло от
сасанидского слова, определяющего их родину — Эраншахр.

Совет

Имя «перс» — это
греческий термин для провинции империи, где население говорило на персидском
языке (часть более широкой иранской языковой группы).

Проблема интерпретации истории империи Ахеменидов
заключается в том, что внутренние источники скудны (особенно после 522 года до
н.э.), и многое приходится устанавливать по греческим источникам.

А греки в основном
интересовались лишь своим ограниченным эгейским миром, а вдобавок весьма
ненадежны, потому что стремились показать «персов» трусливыми, слабыми,
богатыми, упадочническими, управляемыми женщинами (все это позднее стало общими
характеристики «востока») —а на самом деле там, кроме богатства, все было как
раз наоборот.

Персия возникла в современной иранской провинции Фарс на
юго-восточном краю Загросских гор. Об этой области мало что известно примерно
до 700 года до н.э., когда она, вероятно, находилась под контролем Элама,
лежавшего западнее. В 646 году до н.э.

область была атакована ассирийцами, и
маленькое царство откололось, чтобы стать независимым. Империя Ахеменидов была,
как и многие другие, образована в основном одним завоевателем —Киром II
(Великим) (559—30 годы до н.э.).

Его завоевания знаменовали один из самых
быстрых из всех известных периодов имперской экспансии. Он унаследовал
маленькое Персидское царство, за десять лет разбил соседние царства Сузы и Мидия,
а затем двинулся на запад. Анатолийское царство Лидия было покорено, а его царь
Крез взят в плен.

Наконец, в 539 году до н.э. царь Вавилонии Набонид был побежден
в битве при Описе, а его империя распалась.

Двигаясь на восток, Кир еще более расширил свою власть, взяв
под контроль большую часть современного Афганистана, а также обширные регионы в
Центральной и Южной Азии. Была построена новая столица — Пасаргады (названная
по имени племени Кира), но центром империи осталась старая столица царства
Мидия — Экбатана.

Ко времени смерти Кира единственной крупной и независимой
силой в Евразии оставался Египет. Наследник Кира Камбис (530—522 до н.э.)
построил флот, завоевал Кипр и затем, в 526 году до н.э., начал вторжение в Египет,
которое закончилось взятием Мемфиса. Саисская династия (26-я династия 663—525
до н.э. прим. ред.

), навязанная ассирийцами, закончилась.

Обратите внимание

Неясно, что точно случилось после смерти Камбиса. Точно
известно лишь то, что Дарий I (522—186 до н.э.), хотя и происходил из правящей
семьи, не являлся законным наследником, и ему пришлось подавлять ряд мятежей.
Тем не менее контроль над страной быстро был восстановлен, и Ахемениды не
потеряли власть до окончательного их поражения в 330 году до н.э.

После примерно 500 года до н.э. империя испытывала ряд
проблем, но восстания в основном ограничивались Египтом. Империя была разделена
на «сатрапии», которые стремились вырасти в числе и занимать поменьше
пространства, так как контроль из центра в этом случае усиливался.

Сатрапы
всегда были персами по происхождению и правили из главных провинциальных
городов, которые были связаны сетью дорог, имевших путевые станции и гарнизоны
в ключевых точках. Управление ниже этого уровня осуществлялось местными
элитами, так как не имелось другой эффективной альтернативы.

Но в целом уровень
контроля из центра был, вероятно, выше, чем в любой предыдущей империи.

Персы
не платили налогов и могли владеть поместьями по всей империи — первоначально
землей награждали в ответ на различные формы военной службы, но очень быстро
после создания империи это было заменено на денежные выплаты, а большая часть
армии составлялась из наемников.

Царь Ахеменид был центром иранской религии — зороастризма.
Точное происхождение этой религии и ее основателя — Заратустры — практически
неизвестно. Религия почти наверняка некоторое время существовала до создания
Ахеменидской империи — возможно, примерно с 630—550 годов до н.э., но эта
датировка вполне может отстоять и на два века раньше.

Записи о Заратустре
содержатся в «Авесте», в различных стихах и поэмах (гатха), архаических по
стилю и по языку — их явно писали в течение долгого периода. Вероятно,
Заратустра жил в восточном Иране и был жрецом, прежде чем создал собственное
учение. Оно было основано на двойственной сути мира и бесконечном конфликте между
добром и злом.

В третьем веке мира, который открыл Заратустра, баланс
сдвинулся в сторону добра и бога Ахуры, но у людей оставалась свобода выбора;
они могли, если хотели, помогать искоренять зло. Священный огонь играл центральную
роль в обрядности, так как после смерти уничтожал тела, чтобы не загрязнять
землю.

Важно

Зороастризм не распространился настолько, чтобы стать одной из главных
мировых религий (одними из его основных приверженцев сейчас являются персы
Индии) — но влияние его идей, в особенности двойственность добра и зла,
оказалось чрезвычайно глубоким и повлияло почти на каждую религию, появившуюся
на юго-западе Азии.

Примерно к 500 году до н.э., после пятидесяти лет
существования, Ахеменидская империя достигла максимальных размеров после того, как
Дарий I присоединил к ней Самос, Фракию и часть северо-западной Индии. Она уже
столкнулась с основными проблемами при контролировании самой большой империи из
всех известных до того времени. В 498 году до н.э.

греческие города Ионического
побережья подняли мятеж, и город Сарды был сожжен. Мятеж был подавлен, но Дарий
рвался продлить империю на запад на материковую Грецию — однако был разбит в
490 году до н.э. в битве при Марафоне.

В другом отношении Дарий был более
успешен — он приказал построить канал между Средиземным и Красным морями,
восстановил Сузы и основал новую столицу династии Персеполь.

Его политику продолжил его наследник Ксеркс (486—465 годы до
н.э.). Мятежи в Египте и Месопотамии были подавлены, но распространение империи
в Грецию снова провалилось. Фивы и Фессалия подчинились власти Ахеменидов,
Спарта и Афины — нет. В 480 году до н.э.

греки победили в морской битве в
Саламинском проливе, а на следующий год в сухопутном сражении при Платеях.
Греки имели возможность быстро мобилизовать в своем регионе сравнительно
небольшие силы, но их как раз хватило, чтобы одерживать победы над войсками Ахеменидской
империи, которая вытянула себя сверх меры далеко на запад.

Следующие два
десятилетия империя уступила грекам территорию во Фракии, Эгейские острова и
полосу вдоль Анатолийского побережья.

Ксеркс и его наследник были убиты в 465 году до н.э. — трон
захватил Артаксекркс, правивший сорок следующих лет. Египетское восстание,
поддержанное греками, было подавлено, и вторжение греков на Кипр провалилось.
Развязанная в 431 году до н.э.

Совет

Пелопонесская война между Спартой и Афинами
предоставила Ахеменидам гораздо большие возможности для маневра в Эгейском
регионе, и после поражения афинян в Сицилии в 413 году до н.э. контроль над
ионическими городами был полностью восстановлен (греки окончательно признали
это в 386 году до н.э.).

Контроль над Египтом был утерян в 399 году до н.э. и
не восстанавливался более пятидесяти лет. Хотя около 338 года до н.

э возник ряд
внутренних проблем и совершился ряд дворцовых переворотов, Ахеменидская империя
все еще казалась сильной — и все-таки в течение десяти лет она прекратила свое
существование после ее завоевания македонцем Александром.

Источник: http://world-history-ponting.blogspot.com/2014/01/Achaemenid-Empire.html

Ссылка на основную публикацию