Творчество и жизнь поэтов-шестидесятников

Ветер свободы, ветер перемен…» Творчество поэтов шестидесятников

Урок 2. Тема: «Ветер свободы, ветер перемен…» Творчество поэтов шестидесятников

Цели:

Обучающая: познакомить с творчеством поэтов — шестидесятников, поэтов времени «оттепели», расширить представление о литературе 60-х годов.

Развивающая: продолжить работу по развитию аналитических умений: умения выделять ключевые слова, строить развернутые высказывания, сопоставлять, систематизировать, делать выводы.

Воспитательная: создать условия для размышления о вечных категориях любви и смерти, о том, что общечеловеческие законы не отменяет даже необходимость исторического изменения в обществе.

Задачи:

  • Создать условия для восприятия важного фактического материала ожизни и творчестве поэтов — шестидесятников и их последователей.
  • Развивать креативные способности учащихся в рамках урока-общения
  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, эвристическая беседа.

Ход урока

Право на искренность,

право на себя…

А. Акимов

[Звучит мелодия «Оттепель»]

Вступительное слово учителя: Продолжаем знакомство с шестидесятыми

Литература времени « оттепели» соединяет глубину и массовость, умение говорить с широким кругом, отказ от литературных компромиссов.

Перед нами почти полвека советских умников, вошедших в диссидентский круг и накопивших колоссальный опыт путаного противостояния. Не только власти, но и давящей истории в целом. И в то же время мучительно не повзрослевших! Почему так? [ученики отвечают на вопросы дом. Задания и выводят формулу]

Идеалы — самостояние — взросление.

Об этом приглашаю к разговору.

О том времени, которое составляет и мою жизнь, и ваших родных: бабушек, дедушек, пап, мам.

Обратите внимание

Лично у меня такое впечатление, что это сейчас уже не мое время. Не в годах дело, а в быстротечности времени, в огромных новых возможностях, которые я не тороплюсь освоить. Но то, о чем мы будем говорить — это наша с вами жизнь. Мне хочется, чтобы вы, молодое поколение, немного узнали об этом времени.

Почему я хочу этого? Потому что, во-первых, это замечательно написано. Во-вторых, кто-то должен принимать эстафету.

Ясчастлива приветствовать людей, которых бесконечно люблю и уважаю: Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину, Рождественского, Окуджаву, Бродского, Высоцкий. В любом обществе, здоровом и не очень, должны быть люди, имеющие право морального суждения. Не моральные авторитеты, это плохо.

А люди, имеющие право морального суждения не потому, что они это право себе присвоили, а потому, что за ними это право признали люди, любящие их за работу, их дело.

Они приняли на себя дополнительные обременения, и это невероятно важно, потому что мир, лишенный этих суждений, начинает распадаться и рассыпаться.

Поколение 60-ов начало свой литературный путь во времена хрущевской «оттепели», которая пришлась на конец 50-х — 60-х годов. Поэзия этих лет могла ответить на духовные и эстетические запросы читателей. Это было связано с начавшимися изменениями в стране в связи с решениями 20 съезда компартии о «культе личности».

Люди пытались переосмыслить прошлое, оценить настоящее, и поэзия стала кратчайшим путем к сердцу читателя. Молодые поэты живо откликнулись на перемены в жизни страны.

Предлагаю посмотреть фрагменты фильма о шестидесятниках.

[документальный фильм о 60-х].

II. Учитель. Обратимся к творчеству поэтов-шестидесятников (чтение стихов учащимися, их анализ)

Ученик 1. Поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко, талантливый поэт, в котором сочетались артистизм и большая трудоспособность.

Тематика его творчества разнообразна, он умел откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей вопросы. Он стал одним из первых, кто осознал себя поэтом нового поколения.

Важно

Детство людей его сверстников прошло в грозные годы войны, и память о Великой Отечественной войне

Навсегда вошла в его сознание. Это стихотворение «Армия», «Настя Карпова», «Бабий Яр». Глубокая скорбь звучит в словах поэта:

Чтец.

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

Я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

Над тысячами тысяч погребенных.

Я — каждый здесь расстрелянный старик.

Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне про это не забудет!

Ученик 2. В период «холодной войны», когда Европу пугали опасностью со стороны Советского Союза, появилось стихотворение «Хотят ли русские войны?». Вскоре оно стало песней, даже можно сказать

гимном миру.

Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю горькую свою…

Ученик 1. Поэт часто ездит по стране, наблюдает, старается быть в курсе всех событий. Многое из увиденного вызывает у него, поэта-гражданина, гнев.

Так появляется его знаменитая «Баллада о браконьерстве» в 1963 году, в которой звучит гнев против хищнического отношения к природе. «Образцовый» председатель «передовой» рыболовецкой артели уничтожает рыбную молодь ради плана и наград.

Боль слышится и в «Балладе о нерпах», которых убивают ради экспорта шкурок за валюту.

Нерпы плачут, нерпы плачут

и детей под брюхо прячут…

Нерпы, нерпы, мы вас любим,

но дубинами вас лупим,

ибо требует страна.

Эти же мотивы звучат в стихотворении «Глухариный ток».

Ученик 2. Немало проникновенных стихов и в интимной лирике. Любовь осознается поэтом как светлое чувство. («Заклинание» 1960 г., «Любимая спи…» 1964 г.).

Чтец.

Любимая, спи…

мы на шаре земном,

свирепо летящем,

грозящем взорваться, —

и надо обняться,

чтоб вниз не сорваться,

а если сорваться –

сорваться вдвоем.

Ученик 1. Лирический герой его поэзии — типичный герой эпохи 60-х годов, романтик с обостренным отношением к действительности, пытающийся разобраться в жизни и в себе. Характер героя сложный, противоречивый. Он создал обобщенный портрет молодого современника «оттепели». В «Прологе» (1955 г.) герой как бы исповедуется.

Чтец.

Я разный —

я натруженный и праздный.

Я целе —

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый, неудобный

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

Ученик 2. Евтушенко всегда чутко относился к человеку, его душевному миру, его судьбе. Поэта интересовала повседневная жизнь людей малоприметных, занятых обычным делом.

Я жаден до людей, и жаден все лютей.

Я жаден до портных, министров и уборщиц,

До слез и смеха их, величий и убожеств.

Ученик 2. В поэзии Евтушенко преобладали произведения эпических и публицистических жанров: баллада, монолог-исповедь, лирический портрет, зарисовка впечатлений. А также в eгo стихах нашли отражение традиции русской классической поэзии. Своими учителями он считал Некрасова, Есенина, Маяковского. Лексика его стихов народно-разговорная, проста, конкретна и достоверна.

Звучит аудиозапись песни «Родина» на стихи Е. Евтушенко, музыка Б.Терентъева. Во время сообщения проецируется презентация об А.Вознесенском.

2. Учитель. Другим кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Как и Евтушенко, он стал вождем поэтического авангарда нового времени. В начале 60-х годов у него вышли сборники стихов «Парабола», «Мозаика», «Треугольная груша», «Антимиры».

Появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым взглядом на проблемы.

Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием (элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж).

Архитектор по образованию, он и в поэзии мыслил линиями, объемами, плоскостями, это отразилось в совершенстве художественной формы стихов. Он стал зодчим речи.

Ученик 4. Главное место в творчестве Вознесенского занимала тема искусства, которое вечно, так как в нем живет характер народа, его идеалы. В поэме «Мастера» (1959 г.) автор делит мир на «художников» (творцов) и «варваров» (разрушителей).

Совет

Тему искусства он связывает с темой труда. Только творчество и труд могут спасти человека, вдохновить его.

В «Балладе о работе» поэт обращается к фигуре Петра Великого к тому периоду, когда русский царь жил в Голландии и учился корабельному делу. Работа простым рабочим возвышает Петра, дает ему радость.

Чтец.

Бьет пот,

превращающий на века

Художника — в бога, царя — в мужика.

Труду современников посвящен «Репортаж с открытия ГЭС»

И сверкают, как слитки,

Лица крепких ребят

Белозубой улыбкой в миллиард киловатт.

Ученик 4. Большое место в творчестве Вознесенского занимает тема любви, женской красоты, судьбы. В «Монологе Мерлин Монро» (1963г.) он не может примириться ни с трагической гибелью актрисы, ни с продюсерами, делающими на таланте, на искусстве большой бизнес, ни с оскорблением самого имени «женщина», ее чистоты, нежности:

… невыносимо, когда раздеты

во всех афишах во всех газетах, з

забыв, что сердце есть посередке,

в тебя завертывают селедки,

лицо измято, глаза разорваны…

Слово «невыносимо» повторяется несколько раз, этим подчеркивается необыкновенная чуткость к страданию, к женской боли, к унижению в женщине человеческого достоинства.

В дальнейшем он напишет еще стихотворения, в которых покажет драму женщины, не нашедшей счастья, о драме первой любви («Осень», «Первый лед»). Одно из самых проникновенных произведений о любви стихотворение «Осень в Сигулде» (1961г.).

В лирике Вознесенского любовь это величайшее чудо, слияние мыслей, желаний, душ. Прекрасный женский лик у него связан с образом России.

Звучит аудиозапись песни «Севернее всех» на стихи А. Вознесенского, музыка А. Пахмутовой.

3. Учитель. К периоду «оттепели» восходит и раннее творчество Булата Окуджавы, работавшего в жанре авторской песни.

Его песни разу вошли в жизнь россиян и надолго. Вместе с его песнями появились необычные слова и словосочетания: «часовые любви», «ситцевые женщины», «мои кредиторы — молчаливые Вера, Надежда, Любовь…».

Совершенно непривычно звучало сказанное о недавней войне слово «подлая».

Ах, война, что ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры. На дорогах едва помаячили

И ушли — за солдатом солдат…

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Ученик 5.

Булату Окуджавы было 18 лет, когда он ушел на фронт, сам еще в сущности один из мальчиков, о которых он потом напишет. Он прошел всю войну, был ранен, контужен, но остался жив, поэтому одной из главных тем его творчества стала тема войны, подвига советского народа.

Герой его одноименного стихотворения Ленька Королев — вожак арбатских пацанов предвоенного времени, не отличался примерным поведением, но когда пришла беда, когда немцы стояли под Москвой, он, Ленька, по прозвищу Король, «сдвинул шапку, как корону, и ушел на войну».

Ленька погиб, защищая столицу, но память о нем живет в сердцах арбатских мальчишек.

Ученик 6. А в 70-е годы появилась одна из самых знаменитых его песен — «Мы за ценой не постоим». Эта песня прозвучала в кинофильме «Белорусский вокзал».

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа.

Одна на всех, мы за ценой не постоим…

Ученик 5.

Окуджава жил и работал в Москве, которую очень любил и посвятил любимому городу несколько песен. Сам он так говорил: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь…» И он пишет «Полночный троллейбус», а позднее «Арбат, мой Арбат».

Ученик 6. Тема многих его стихов-песен — любовь. Он решил воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. И появилась песня «Ваше Величество женщина».

Читайте также:  Отказ от нэпа, форсированная индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. установление авторитарной политической системы в ссср

Звучит песня «Ваше Величество женщина» в исполнении учащихся

Ученик 5.

В конце 50х годов были написаны песни о «комиссарах в пыльных шлемах», это «О чем ты успел подумать, отец, расстрелянный мой» и «Песенка о голубом шарике».

Чтец.

Его расстреляли на майском рассвете,

И вот он уже далеко.

Все те же леса, водопады, дороги и запах акаций острый.

И кто-то же кричал: «Не убий!» — одинокий…

И в это поверить легко.

Ученик 6. Поэт мечтал написать такую песню «чтобы друзья, сидевшие за столом, согласно закивали головами…» И в 1962 году появилась такая песня — «Песенка старого шарманщика», в которой сочетается шутливая маскарадность с серьезным разговором о судьбе художника.

Ученик 5.

Окуджава не мог забыть трагедию своей семьи, его отец, видный партийный работник был арестован в 1937 году и вскоре расстрелян, мать сослана в один из карагандинских лагерей, с ней он встретился через 10 лет, а его тринадцатилетнего подростка, спрятали родственники, чтобы спасти от детского дома, куда отправляли детей «врагов народа». Страшное время несправедливых обвинений прошло, но память о нем осталась в стихотворении «Письмо к маме».

Чтец.

Ты сидишь на нарах посреди Москвы,

Голова кружится от слепой тоски,

На окне — намордник, воля — за стеной,

Ниточка порвалась меж тобой и мной.

Ученик 6. Поэт Окуджава писал о простых истинах: о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии — и делал это мягко, деликатно, с дружеской улыбкой, а иногда с легкой горечью и грустью.

Обратите внимание

Необычны и привлекательны названия его песен: «Возьмемся за руки, друзья!», «До свидания, мальчики!», «Давайте понимать друг друга с полуслова!» и др. Все они близки и дороги тем, кто ценит подлинное человеческое общение.

Его песни добры, мужественны, красивы.

Звучит песня Б. Окуджавы « Не запирайте вашу дверь» в исполнении учащихся. Проецируется фотография поэтов.

III. Заключительное слово учителя:

Творчество Р. Рождественского – один непрерывный монолог.

Поэзия Ахмадулиной Б. отличается психологическим анализом.

Высоцкий постиг все тайны Бытия. И каждое слово звучало по-особенному трепетно. [Стихи в исполнении учителя]

Наша страна и сегодня переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе, в настроении людей, которые ищут, как и в те годы, справедливость. Читая Евтушенко, Вознесенского, Окуджаву, мы находим у них много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее.

Критик Акимов пишет в статье «Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней»: «Несомненна наивность шестидесятников; корни их неглубоки и питались нередко от утопических иллюзий минувшей эпохи.

Но неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой: это было первое поколение в истории России, которое во всеуслышание заявило о ценностях внутренней свободы личности, о праве на искренность, праве на себя».

IV. Выставляются оценки

Задается домашнее задание: Анализ стихотворений Высоцкого, Ахмадулиной, Рождественского (по выбору).

Литература

  1. Алексеева Л. Поколение оттепели. Издательство: Захаров. 2006.

  2. Дериглазова Р.Х. Поэзия «новой волны». Новосибирск: НГУ 1991.

  3. Евтушенко Е.А. Антология русской поэзии. Минск: Полифакт. 1995.

Источник: https://infourok.ru/veter-svobodi-veter-peremen-tvorchestvo-poetov-shestidesyatnikov-2211438.html

Поэты-шестидесятники: поэтический бум

Вверху: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Внизу: Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Фото с сайта my.mail.ru 

Нас мало. Нас может быть четверо. Мы мчимся — а ты божество!

И всё-таки нас большинство.

А.А. Вознесенский, «Б. Ахмадулиной» 

Термин «шестидесятники» принадлежит литературному критику Станиславу Рассадину, опубликовавшему одноимённую статью в журнале «Юность» в декабре 1960 года.

Шестидесятниками в широком смысле называют прослойку советской интеллигенции, сформировавшуюся во времена хрущёвской «оттепели», после XX съезда КПСС, определившего новую, более либеральную по сравнению со сталинским периодом, политику советского государства, в том числе в отношении деятелей культуры.

Важно

При этом следует заметить, что, несмотря на культурный либерализм и широту взглядов, большинство шестидесятников оставалось верным идеям коммунизма: перегибы 30-х годов представлялись им искажением коммунистических идеалов, произволом властей. 

В формировании идеологии шестидесятников огромную роль сыграли литературные журналы. В частности, журнал «Юность», публиковавший произведения начинающих авторов, открыл новые имена в литературе.

Наибольшую популярность имел журнал «Новый мир», который являлся без преувеличения культовым изданием советской интеллигенции, особенно в те времена, когда его возглавлял А.Т. Твардовский.

Здесь были опубликованы произведения авторов «лейтенантской прозы»: Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова. Особым событием стала публикация рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В это же время происходит и расцвет советской научной фантастики, связанной с именами братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Евгения Велтистова и других. 

 Евгений Евтушенко в Политехническом музее. Кадр из кинофильма «Застава Ильича» (режиссёр Марлен Хуциев)

Однако особое место в культуре шестидесятников заняла поэзия. Впервые после Серебряного века настала эпоха небывалой популярности поэзии: в буквальном смысле поэзия стала масштабным общественным явлением.

Поэты-шестидесятники собирали многотысячные аудитории (особенно запомнились поэтические вечера в Политехническом музее в Москве и у памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади), их лирические сборники мгновенно раскупались, а сами авторы на долгие годы стали не только властителями душ и умов, но и своеобразным символом творческого подъёма, свободомыслия, общественных перемен. В авангарде поэзии 1960-х оказались

  • Роберт Иванович Рождественский (1932-1994), один из самых сильных, энергичных русских поэтов, автор более 30 лирических сборников, переводчик, телеведущий; многие стихотворения Р.И. Рождественского положены на музыку («Мгновения», «Песня о далёкой Родине/Где-то далеко», «Ноктюрн», «Позвони мне, позвони…», «Эхо любви», «Любовь настала», «Родина моя/Я, ты, он, она — вместе целая страна…», «Притяжение земли» и др.);
  • Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017), поэт, публицист, актёр, общественный деятель; автор более 60 лирических сборников, поэм «Братская ГЭС», «Бабий Яр», «Под кожей Статуи Свободы», «Голубь в Сантьяго», «Тринадцать», «В полный рост», романов «Ягодные места» и «Не умирай прежде смерти»; некоторые стихи поэта стали песнями («Хотят ли русские войны?», «А снег идёт…», «Со мною вот что происходит…», «Нас в набитых трамваях болтает…» и др.). 
  • Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), поэт-авангардист, писавший как традиционные для русской поэзии силлабо-тонические стихи, так и верлибры, и стихи в духе футуристической «заумной» поэзии, и стихи в прозе; автор более 40 лирических сборников и поэм «Мастера» (о строителях Храма Василия Блаженного), «Лонжюмо» (о Ленине), «Оза» (о любви в век роботизации), «Авось» (поэма о русском дипломате и путешественнике Николае Резанове легла в основу знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось») и других. 
  • Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010), поэтесса, чьё имя связано с высочайшими достижениями поэзии 20 века; Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии», автор более 30 лирических сборников. 

Кроме названных авторов, к поколению шестидесятников относятся и другие яркие поэты, например, Геннадий Шпаликов, Борис Чичибабин, Юнна Мориц. В эпоху 60-х сформировался и такой гигант русской поэзии, как Иосиф Бродский. 

Отдельное явление в 1960-е годы представляют поэты-песенники, или «барды». К этой категории поэтов относили авторов, исполнявших собственные стихи под свою музыку — среди них Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Это уникальное явление получило название авторской песни. 

Вопросы и задания по теме «Поэты-шестидесятники»

Источник: http://mosliter.ru/ruslit/20vek/poety-shestidesyatniki/

Проект урока литературы «Поэты-шестидесятники».Презентация к уроку

Поэты «оттепели»Е.Евтушенко,А.Вознесенский,Р.Рождественский.Б Ахмадулина Б.Окуджава

«Поэты — «шестидесятники».

Цель:Познакомить учащихся с творчеством поэтов периода оттепели

Задачи: — представить поэтов- «шестидесятников», их жизненный и творческий путь;

— выявить основные направления в творчестве поэтов периода « оттепели»;

— проследить, современны ли их произведения в настоящее время.

— показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы представим поэтов-«шестидесятников» и ответим на основополагающий вопрос: « Почему молодые поэты 60-х приобрели широкую популярность в период» оттепели» и остались признанными мэтрами российской литературы?

Вопросы для беседы.

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «поэт»? Поэт-облако, полет ветра, шепот листвы в кронах деревьев, бушующее море». «Поэт- божий посланник».
  • Что такое, по-вашему, поэзия? Поэзия- молитва, песня, шепот, голос души. Поэзия- зарифмованная жизнь..
  • Речь на уроке пойдет, как вы понимаете, о поэзии, о поэтах. И теперь уточним: о поэтах особой эпохи — «оттепели».

*Обращаем внимание на портреты А.Вознесенского,Е,Евтушенко, Б.Окуджавы,Р.Рождественского (1слайд)

  • Как вы понимаете слово «оттепель»?Когда оно появилось?
  • Индивидуальное задание (Бахлов Сергей)

Слово «оттепель» — по названию одноименной повести И.Эренбурга, ставшему образным определением веяний нового времени, символом начавшихся перемен во всех областях жизни.

Хрущевская «оттепель» — один из стремительных по своим темпам и противоречивых периодов отечественной истории и культуры. Оттепель”, доказывающее, что это именно оттепель, период с определённой долей свободы и ограничений. Относительно поэзии это слово приобрело особый смысл, и употребляется оно в особом контексте. Поговорим об этом конкретнее. Обратимся к нашим «историкам».

2. Историческая страница.

Сообщения учащихся..

  • О культе личности Сталина.
  • Хрущев с решениями XX съезда КПСС.
  • Первые несколько лет “оттепели” действительно стали настоящим “поэтическим бумом”. Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Такие собрания тех, кто хотел читать и слушать стихи, стали регулярными. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, в сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. Всё это было выражением бурной активизации духовной жизни, стремлением услышать новое и быть услышанным, духовным раскрепощением.

Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Б.Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р.

Рождественский, А. Вознесенский.

-Чем вызван поэтический бум этого времени?

Новое время предъявило спрос на иную поэзию – яркую, декларативную, склонную к максимализму. На смену «тихим» поэтам пришли «громкие» — публицисты, ораторы, трибуны, среди них – Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.ВознесенскийБ.

Ахмадулина Б.Окуджава, напротив, со своей проникновенной лирикой заняли свою, особую нишу, завоевав необыкновенную популярность у истинных ценителей поэзии.

-Чьи традиции продолжили Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.

Вознесенский?

Совет

Названные поэты продолжили традиции В.Маяковского, А.Н.Некрасова, С.Есенина, Б.Слуцкого, Е.Мартынова. Их поэзия была «авангардистской», что имело свои плюсы и минусы.

— Что, по-вашему, сближает стихи поэтов «Оттепели»?

Лирический максимализм героев, репортажность стихов, некоторая декларативность и даже пафос. Они проявили себя как экспериментаторы, сделав много интересных находок в области поэтики. Главное –это их гражданская и поэтическая смелость.

-Какие черты поэзии Е.Евтушенко привлекли внимание читателей? Что нового, неожиданного привнес он в нашу поэзию?

(Показ слайдов)

Перемены в жизни обусловили разнообразие тематики творчества Е.Евтушенко.Поэт стремился откликнуться на все происходящее в жизни общества. Внимание читателей и слушателей Евтушенко привлек своей откровенностью, остротой, лиризмом, гражданским темпераментом. Е.

Евтушенко одним из первых осознал себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения. Многие его стихи подчеркнуто гражданского звучания.

Также заметен интерес поэта к человеческой душе, к судьбам обыкновенных людей («Людей неинтересных в мире нет…», «Я жаден до людей…)

5) Проанализируйте одно из стихотворений Е.Евтушенко.(д/з)

Далее учащиеся читают наизусть стихотворения поэта, которые они готовили в качестве домашнего задания.Альбом «Любимые стихотворения 20 века»

Почему А.Вознесенского называли вождем поэтического авангарда своего времени?

В лирике А.Вознесенского сосуществует две противоположные тенденции – установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю. Стихи поэта полны неологизмами, принесенными веком НТР.

Для Вознесенского свойственны мировоззренческий максимализм, пристрастие к разного рода оригиналам и чудакам, некоторая фамильярность. Как экспериментатор А.

Вознесенский в своей поэтике часто прибегает к использованию оксюморона («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»)

Каковы были трудности восприятия поэзии 60-х гг.?

– Вознесенский прославляет предметный мир современности,её жаргон, её брань. Он использует метафоры, которые трудны для восприятия, в его строках далековатые предметы.

Обратите внимание

Вознесенский буквально ошарашил читателей немыслимой вязью метафор, сплетённых из самых современных на то время техническихтерминов. Эти стихи требуют предметного комментария. У Евтушенко много афоризмов, которые также бывают трудны для восприятия.

8) Определите основные темы и проблемы творчества А.Вознесенского.

(Показ слайда)

Гражданственные темы, культ настоящего, философские проблемы, тема любви, в 70-80 годах звучат мотивы несвободы, больной совести, растраченного таланта («Автопортрет», «Плач по двум нерожденным поэмам» «Мадригал».. Вознесенский хорошо известен как поэт-песенник, а также автор текста к опере А.Рыбникова «Юнона» и «Авось»

Чтение наизусть стихотворений А.Вознесенского.

Мгновения» Роберта Рождественского»

Поэт Роберт Рождественский — это целая эпоха в русской советской поэзии. Своими стихами он смог рассказать о великой стране России, о героях и простых людях, о грандиозных свершениях и делах малых. И все у Рождественского получалось удивительно талантливо и искренно.

В автобиографии он писал: «Поэт всегда говорит в стихах о себе, о своих мыслях, о своих чувствах. Даже когда он пишет о космосе». Только вот Роберт Рождественский никогда не отделял свою жизнь от жизни страны и сопереживал всему происходящему. Он был воистину публичным человеком.

Много ездил по России, часто выступал, общался с самыми разными людьми. И весь этот жизненный опыт фиксировал стихотворными строками. Для Рождественского не существовало понятия «непоэтическая тема». Все им увиденное и прочувствованное — в его поэзии.

Прослушивание «Не успеваю»
Роберт Рождественский родился в Сибири, до 13 лет жил в Омске, потом часто менял города: отец его был военным, и семья постоянно переезжала. Поэтический дар проснулся в нем очень рано. Лет в 8 Роберт написал свое первое стихотворение.

И связано это было с началом Великой Отечественной войны в 1941 году — стрессовая ситуация сыграла свою роль. С этого момента и до конца жизни Роберт Рождественский со стихами не расставался. Его первые серьезные публикации появились во время учебы в Литературном институте в Москве.

Очень скоро он становится популярным поэтом, один за другим выходят его сборники «Флаги весны», «Испытание», «Ровеснику», «Необитаемые острова», «Дрейфующий проспект», посвященный полярникам, поэма «Моя любовь».

Особое место в творчестве Роберта Рождественского занимает «Реквием», посвященный павшим в годы войны с гитлеровским фашизмом. «Он оставил нам свою поэзию на века. И я не боюсь пафосности: именно на века, — говорит певец Иосиф Кобзон. — У Роберта Рождественского есть бессмертное творение: «Реквием». В нем он проклинает войны. Уже одним только этим произведением поэт увековечил себя в памяти потомков!».
Никифоров С. читает «Реквием»

Бахлов С «Хотят ли русские войны»

Поэзия Роберта Рождественского слишком яркое явление, чтобы не находилось желающих так или иначе бросить тень на его творчество. В советский период ему нередко доставалось за так называемое «мелкотемье»: власти не устраивало, что такой талантливый человек вдруг перестает писать о великих стройках пятилеток и переключается, к примеру, на любовную лирику.

Важно

А после распада Советского Союза Рождественского много ругали именно за советские темы
Еще одна область творчества Роберта Рождественского, которую обычно отмечают, — стихи для песен, хотя подобное разделение выглядит искусственно. Поэт никогда не писал специальных текстов к песням. Роберт Рождественский писал стихи, а уж композиторы воплощали их в песни.

Прослушивание «17 мгновений весны» Песня о Родине

Что отличает поэзию Б.ОкуджавыБ.Ахмадулинойот поэзии названных поэтов?

Прослушивание «Чистые пруды»(голос БеллыА)

Их поэзия лирична , не носит декларативного характера, поэтические интонации мягкие, ненавязчивые. Б.Окуджава приобщает нас к своему чувству, своему настроению, своим эстетическим оценкам. Ему не свойственен ораторский стиль, пафос. Для его его поэтики характерноолицетворение отвлеченных понятий: любви, надежды, разлуки, судьбы.

«Я часто была под запретом. Под запретом. Но это и были мои минуты покоя. Никто меня не снимал, никто у меня интервью не брал. Зато я писала хорошо»

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товнаАхмаду́лина

Эта хрупкая и нежная женщина никогда не будет идти на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда будет твердо отстаивать свои убеждения, приходить на помощь,  подписывать петиции в защиту  А. Синявского и  Ю. Даниэля,   Л.

Копелева,  Г. Владимова,  В. Войновича, навещать сосланного в ссылку академика Сахарова, обращаться к главе КГБ Андропову, пытаясь облегчить участь сидевшего в тюрьме Параджанова.

Именно Белла Ахмадулина написала в «Нью-Йо́ркта́ймс»  письмо в защиту Сахарова.

О творчестве Беллы Ахмадулиной Андрей Битов написал: «Критикам нечего сказать».

Белла Ахатовна считала дружбу одним из самых сильных и ценных человеческих чувств, этой дружбой  дорожила как ничем другим. Именно дружба стала одной из главных тем творчества Беллы Ахмадулиной. Для Ахмадулиной дружба- воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол.

Булат Окуджава видел в ней удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью.

Прослушивание «Друзей моих прекрасные черты»
Терять их страшно, Бог не приведи!
( 7 слайд) У Ахмадулиной есть стихи, написанные в разные годы, которые посвящены друзьям, ушедшим и окружающим, здесь и за рубежом. Они вошли в сборник « Друзей моих прекрасные черты».

Стихотворение
Изысканно, легко и, вместе с тем чувственно и метафорично описывает Белла Ахмадулина окружающую ее повседневность, переплетая модернизм и классические традиции, добавляя собственную неповторимость.

Совет

Удивительный голос, исключительная, изящная манера чтения немало способствовали популярности Беллы Ахатовны.

Она читала стихи  по-особому, с трепетом и придыханием. В ее стихах слышали и слова и музыку, и  голос. Эта особенность нашла свое отражение и в названиях знаменитых сборников: «Уроки музыки», «Струна», «Тайна».

«Я слышала не чтение, а пение, это был какой-то особый вид пения и как бы стоял, не стоял на сцене человек, а летел. Это был полет» — из воспоминаний зрителей.

Композиторы не могли не заметить проникновенных, мелодичных стихов Ахмадулиной. Песни на ее слова звучат в художественных фильмах:«Ирония судьбы или с легким паром!», «Жестокий романс», «Служебный роман»…

Особым вниманием переводчика  Ахмадулиной пользовались грузинские поэты:
Г. Табидзе, Н. Бараташвили, С. Чиковани и др.

Поэтический мир Грузии отвечал ей взаимностью. В журнале «Литературная Грузия» публиковались стихи Беллы Ахатовны в то время, когда в России из-за идеологических запретов это было невозможно.

Бродский и Окуджава, Вознесенский и Светлов, Рождественский и Евтушенко, они сразу признали в ней восходящую звезду русской изящной словесности. На официальную критику, называвшую поэзию Ахмадулиной упаднической,  она отвечала аншлагами в Политехническом музее, тысячи поклонников брали его штурмом.

Белла Ахмадулина  долго находилась под запретом за свою непреодолимую тягу к свободе.

Союз писателей  СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского. Сегодня изданы десятки ее сборников: поэзия, переводы, эссэ… Стихи Беллы Ахмадулиной переведены более чем на 20 языков мира.

Обратите внимание

Член Союза писателей, Почетный член всевозможных академий искусств и литературы, лауреат Государственных, Президентских, международных и независимых премий. Награждена орденами  «За заслуги перед Отечеством»  (1997), Дружбы народов (1984) и всенародной любовью и восхищением.

Белла Ахмадулина ушла от нас 29 ноября 2010 года

Эльдар Рязанов: «Белла в юности безо всяких практически усилий, кроме того, что она просто писала стихи, поднялась, взошла на Парнас, на Олимп, на Эверест, на Монблан, на Эльбрус и на все остальное. И осталась там великая, непревзойденная , недосягаемая и прекрасная.»

Белла Ахмадулина не только поэт- переводчик, но и актриса, поэт-песенник. Она снялась в фильме « Живёт такой парень» вместе с Леонидом Куравлёвым и Василием Шукшиным.

К сожалению, в 2010 году ушли из жизни Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина, но их слово востребовано. В наше время, когда мы всё ещё переживаем дефицит доброты, сочувствия, сопереживания, стихи кумиров тех лет, по-прежнему, звучат, потому что несут в себе заряд человечности, доброты.

( 9 слайд) И мне хочется закончить урок стихотворением — песней Булата Окуджавы « Пожелание друзьям», в котором звучит объяснение любви к ближнему, к людям, к жизни.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплементы,-

Ведь это всё любви счастливые моменты.

( со 2 куплета коллективно подпеваем песню)

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью-

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить во всём, друг другу потакая,-

Тем более что жизнь короткая такая.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/proiekt-uroka-litieratury-poety-shiestidiesiatniki-priezientatsiia-k-uroku

Литературная площадка «АМУРиЯ» приглашает любителей поэзии на встречу, посвященную творчеству поэтов-шестидесятников: “Евгений Евтушенко и поэты-шестидесятники”

Евгений Евтушенко и поэты-шестидесятники

Кто были мы,     шестидесятники?     На гребне вала пенного     в двадцатом веке,     как десантники

    из двадцать первого…

Е. Евтушенко

Апрельская встреча на литературной площадке «АМУРиЯ» посвящена творчеству поэтов-шестидесятников. Шестидесятники — это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов ХХ века. Плеяда поэтов, сформировавшаяся в период «оттепели»: А.

Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина и другие. Их излюбленной аудиторией были МГУ и Политехнический музей. Их выступления собирали ревущие восторгом стадионы, настолько велико в то время было значение поэтического слова.

Молодые и отважные, шокирующие «добропорядочную» публику «шестидесятники» боролись за свободу не для себя (в душе они всегда были свободными), а для всех.

Творчество легендарных поэтов-шестидесятников было направлено на очищение от пороков прошлого, обретение настоящего и приближение светлого будущего.

Ярчайшим представителем поколения «шестидесятников» в отечественной поэзии является Евгений Александрович Евтушенко — поэт, который на протяжении своей жизни будил совесть, честь и благородные порывы в своих почитателях.

«Это стихия характера, вовлекающая в творчество всё живое, всё окружающее, превращая отражённую жизнь в захлёбывающийся напор лиц и деталей. И здесь же поэзия рассуждения. Стихи о своём поколении. О человеческой глубине. О талантливости и бесталанности. О доброте и злости. О нежности. О вражде и дружбе. О трусости.

О гражданственности. О карьере. О подлости. О правде», — писал о нем литературный критик Е. Сидоров

В программе встречи на литературной площадке — обсуждение творчества Е. Евтушенко и других знаменитых поэтов-шестидесятников.

Чтение стихотворений и исполнение песен на стихи легендарных поэтов — прекрасная возможность погрузиться в эпоху 60-х – 70-х годов. Участникам представится возможность провести игру «Суд над шестидесятниками» по типу «Культурной революции» М.

Швыдкого.

Важно

Приглашаем любителей поэтического слова принять участие в программе литературной площадки «АМУРиЯ».

Встреча на литературной площадке состоится 26 апреля в 16.00 в «Мультимедийном зале» ДВГНБ по адресу: ул. Муравьева-Амурского, 1 (вход с ул. Тургенева)

Вход свободный

Источник: https://www.fessl.ru/evgenij-evtushenko-i-poety-shestidesyatniki

Задачи: 1 образовательные: познакомить с поэтами шестидесятниками; познакомить с особенностями жизни общества в 50-60-е годы 20 века; выявить особенности лирики поэтов-шестидесятников

Литературная гостиная

«Поэты-шестидесятники».

(11 класс)

Цель урока: познакомить с культурным феноменом поэтов-шестидесятников.

Задачи: 1)образовательные:- познакомить с поэтами шестидесятниками;- познакомить с особенностями жизни общества в 50-60-е годы 20 века;- выявить особенности лирики поэтов-шестидесятников;2)развивающие:- развивать связную устную речь, мышление, память, воображение;- учить работать с материалом, отбирая необходимый;- учить строить связное высказывание;3)воспитательные:- воспитывать интерес и любовь к литературе, к художественному слову;- воспитывать интерес к истории своей страны;- воспитывать любознательность;

Оборудование: -интерактивная доска;- презентация «СССР в 60-е годы», «Поэты-шестидесятники»;-аудиозаписи песен;Ход занятия.Занятие проводится в классе. Аудитория – учащиеся 10-11 классов гимназии. Ведущими выступают учащиеся 11 класса, подготовившие данное занятие.Полина: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о литературе 60-х годов и ее особенностях. Почему литература этого периода уникальна?Д.:Полина: для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о том, что интересного происходило в стране в то время.

Леня Бочковой «СССР в 60-е годы»

Полина: 60-е годы – это уникальное время в истории нашей страны, получившее название «оттепели». Связывают его с именем Н. С. Хрущева, который впервые осмелился рассказать правду о сталинской эпохе. На 20 съезде КПСС был развенчан «культ личности» великого вождя.

Развенчание культа личности имело большое значение для нашей страны, потому что многие из тех, кто пострадал от сталинских репрессий, получили возможность вернуться к нормальной жизни. В литературу вернулись Булгаков, Пастернак, Ахматова, Есенин, Заболоцкий. Это великие мастера, пострадавшие за свою деятельность, за свой талант и неумение лгать и изворачиваться.

Среди них хотелось бы особо отметить Н. Заболоцкого.

Петя Андрианкин «Н. Заболоцкий».

В 2013 году в нашей стране отмечали 110 лет со дня рождения великого поэта 20 века, имя которого мало знакомо современному молодому поколению. Сын агронома и сельской учительницы, он в Петрограде учился на отделении языка и литературы. Первая книга Заболоцкого имела шумный и скандальный успех.

Заболоцкого объявили апологетом чуждой идеологии. Вторую книгу стихов печатать не стали. В 1938 году поэт был арестован по ложному доносу и надолго оторван от литературы. 6 лет он отбывал незаслуженное наказание в лагерях. К. И.

Чуковский написал Заболоцкому восторженные строки: «вы подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно культуре придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений». Хоть его имя нам и мало знакомо, но одно из его творений мы слышали не раз.

Это его письмо – посвящение любимой женщине в наши дни стало популярной песней. Предлагаю вам ее послушать.

Прослушивание песни «Очарована, околдована…»

Полина: но даже эти великие имена не могут похвастать таким влиянием на людей, как поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Дементьев, Роберт Рождественский и целая плеяда поэтов, чье творчество развивалось в период хрущевской «оттепели». Эти поэты начинали читать свои стихи у памятника Маяковскому в Москве, в зале Политехнического музея, а затем собирались в Лужниках. Кто же такие поэты-шестидесятники?

Тоня Стебакова «Поэт в России больше, чем поэт» Евгений Евтушенко

(одновременно демонстрируется презентация)

«Самым ярким представителем шестидесятников назвал президент России Евгения Евтушенко, поздравляя поэта с 75-летием. Его знаменитое «поэт в России больше, чем поэт» — одно из тех откровений, которые помогают понять российскую жизнь. На выступления Евтушенко В Политехническом музее собиралось все московское студенчество.

Он по-прежнему неунывающий чудак, носит яркие гавайские рубашки, пестрые рубища –все это уже принадлежит вечности, все стало культовым. Имя Евтушенко носит планета Солнечной системы, он Почетный гражданин 5 городов и 1 штата США, обладатель самых высоких премий и наград мира, на которые только может претендовать поэт.

Совет

Евгений Евтушенко родился в Красноярской области на станции Зима и не мыслит себя без России. Он читает лекции по русской литературе в Америке, выступает с авторскими концертами в России, пишет сценарии к мюзиклам. Написал антологию «Десять веков русской поэзии» ( с 11 по 21 века).

Евтушенко – жизнелюб, оптимист, любит людей и заявляет: «Людей неинтересных в мире нет!».

Чтение стихотворения «Молитва перед поэмой» — Саша Макарова

Чтение стихотворения «Людей неинтересных в мире нет» — Катя Власова

«Сокровище русской поэзии» — Белла Ахатовна Ахмадулина – Вика Александрова

В русской, да и мировой литературе очень мало имен женщин-поэтов. Мы знаем Цветаеву, Ахматову и конечно же Ахмадулину. Уже в первом сборнике «Струна» четко были обозначены ведущие темы ее поэзии: дружба, природа, творчество. Ей свойственно требовательное отношение к слову.

Поэзия Ахмадулиной обращена к внутреннему миру человека. Всем очень нравилось, как она читает стихи: с пылким, ударяющим по сердцам надрывом, с какой-то нервной внутренней и внешней дрожью. Она хорошо вписывалась в компанию своих шумных друзей, выступала и обличала вместе с ними на равных.

Переполненные стадионы ревели от восторга, слушая этих молодых возмутителей спокойствия. Булат Окуджава видел в Ахмадулиной удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью. Для нее дружба – воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол.

Значимый след в ее творчестве оставила Марина Цветаева. В стихотворении «Уроки музыки», построенном как обращение к Цветаевой, Ахмадулина говорит: «Я как ты, как ты!». Значительное место в ее творчестве занимали переводы грузинских поэтов.

Теплые и дружеские отношения связывали ее с Нодаром Думбадзе, Симоном Чиковани. Ее стихи Евтушенко сравнил с «брюссельскими кружевами».

Она не только поэт и переводчик, но и актриса, снялась вместе с В. М. Шукшиным и Л. Куравлевым в фильме «Живет такой парень…».

Белла Ахмадулина — «голос эпохи». Она Лауреат Государственной премии СССР, Президентской премии России, награждена орденами Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством», является почетным членом Американской академии искусств и литературы. Она один из крупнейших русскоязычных поэтов конца 20 столетия.

Прослушивание песни «По улице моей который год» из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром»

Прослушивание стихотворения «Из глубины моих невзгод» — Никитина М.

Булат Шалвович Окуджава – основоположник авторской песни (Кирюшенкова Е.)

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, на Арбате. В 1937 году его отец, видный политический работник, был арестован и вскоре расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Окуджава после 9 класса добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения – радистом в тяжелой артиллерии.

После демобилизации поступил на филологический факультет Тбилисского университета. По мере обучения в университете о пишет стихи. По окончании учебы работает учителем русского языка и литературы в сельской школе.

«Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл…»,- так сказал однажды Булат Окуджава. Многие его стихи стали поэтическими цитатами о духовности, человеческом достоинстве, умении, прежде всего, спрашивать с себя. В творчестве его ярко звучит тема патриотизма.

«Мы за ценой не постоим», «До свиданья, мальчики», «Ленька Королев» — отголоски фронтовой юности, поэтическое осмысление тяжелого для страны времени.

(очень тихо звучит песня «До свиданья, мальчики»)

Герои этих песен – мальчишки, прошедшие войну и вернувшиеся домой с затаенной грустью в глазах, несбывшимися мечтами и новыми надеждами. Булат Окуджава вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом… война – это тяжелая кровавая работа».

В своих песнях Окуджава воспевал родной, близкий ему Арбат. «Меня воспитывал Арбатский двор». Эти песни как бы заново открывают Москву, таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их судьбах.

В одном из последних интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в прошлое, свою жизнь. Поэт ответил: «Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что… жизнь моя была интересной. Я делал то, что я хотел»,

Чтение стихотворения «Молитва»

Андрей Вознесенский – «самый великий поэт современности».

Начинается сообщение с исполнения учащимся песни «Миллион алых роз»

Кумиром молодежи 60-х годов был Андрей Вознесенский. Он родился в Москве в 1933 году. Он вспоминал: «профессией и делом жизни моего отца было проектирование гидроэлектростанций, внутренней страстью – любовь к русской истории и искусству. Отец ввел в мое детство Врубеля, Рериха, Юона.

Мама привила мне вкус к Северянину и Ахматовой.» несмотря на то что Вознесенский закончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора, его жизнь полностью принадлежала литературному творчеству.

«Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», — так написал Вознесенскому Борис Пастернак, впервые прочитав его стихи. Большое место в творчестве Вознесенского занимает тема любви, женской красоты, судьбы, природы.

Обратите внимание

На стихи поэта созданы популярные песни: «Миллион алых роз», «Плачет девушка в автомате». По его сочинениям поставили спектакль «Берегите ваши лица» в театре на Таганке, а в рок-опере «Юнона и авось» звучит знаменитая «Сага».

Прослушивание композиции из рок-оперы «Юнона и Авось» — «Сага»

Роберт Рождественский. (Тарасова М.)

Еще одним ярким поэтом-шестидесятником можно назвать Роберта Рождественского. Типичный ребенок Отечественной войны и Советского союза он, в отличие от своих собратьев по перу, был вполне доволен существующим на тот момент строем и даже состоял в рядах коммунистической партии.

Любопытно, но будущий великий поэт не смог поступить с первого раза в Литературный институт, ему удалось это только со второй попытки. Став студентом Литературного института, он переезжает в Москву. Стать востребованным поэтом рождественскому помогла эстрада. Именно песенный жанр в полной мере смог оттенить необычный талант юного поэта.

И современники, а в последующем и многие критики отмечают, что успех рождественского базируется, прежде всего на актуальности тематики его стихотворений. Он писал как о высоких человеческих идеалах, таки и о непривлекательности тогдашней действительности, при этом оставаясь верным сыном советской власти.

Но широкому кругу ценителей поэзии Рождественский стал известен, прежде всего, благодаря любовной лирике.

Прослушивание попурри на стихотворения Р. Рождественского. (Позвони мне, позвони», «Эхо любви»)

Полина: сегодня мы с вами познакомились лишь с самыми известными и популярными поэтами-шестидесятниками. Но это далеко не полный их список.

Литература, прежде всего, поэзия 60-х годов – это песенная поэзия, которая способствовала развитию эстрады в нашей стране. Песни на их стихи исполняли самые известные и талантливые певцы и певицы Советского Союза.

Мало, кто из современных исполнителей может похвастать таким качественным и ярким репертуаром.

Источник: http://l.120-bal.ru/literatura/4127/index.html

Ссылка на основную публикацию