Социальный строй, экономическое положение и борьба народов среднего поволжья

Социально-экономическое развитие Чувашского Поволжья в XVIII-XIX вв

Среднее Поволжье не оставалось в стороне от обще­российских социально-экономических процессов. Если в сельском хозяйстве изменения оказались не столь яркими и крупными, то в сфере промышленности и торговли, как и в целом в стране, произошли большие, даже поворотные сдвиги.

Сельское хозяйство. Абсолютное большинство насе­ления Среднего Поволжья (особенно нерусские народы) проживало на селе. Основным занятием сельского населения, как и прежде, являлосьземледелие.

Более всего земли отводилось под посевы ржи. Это была основная в крае сельскохозяйственная культура. Но постепенно расширились площади, занимаемые пшеницей, горохом, полбой, просом, гречихой. Больше стали сеять крестьяне льна, конопли и других технических культур. Земля обрабатывалась по трехпольной системе. В то время это была наиболее распространенная и передовая система земледелия.

Обратите внимание

Основными сельскохозяйственными орудиями оставались деревянные сохи, бороны, мотыги, серпы и цепи. Однако традиционный набор сельскохозяйственной техники начал меняться. Этому способствовал взаимный обмен крестьянами разных национальностей земледельческим опытом. Так, у татар главным орудием пахоты в XVIII в.

был сабан — тяжелый плуг с металлическим лемехом. Он был особенно удобен при вспашке целинных, малообработанных участков. Но таких земель в крае уже почти не оставалось. Поэтому татары охотно использовали для пахоты простую и удобную соху, которую до этого чаще применяли русские крестьяне.

Те же, в свою очередь, начинали использовать сабан.

Урожайность зерновых была невысокой. В среднем по Казанской губернии она колебалась от сам-3 до сам-5. Правда, так было не всегда и не везде. Более высокие урожаи собирали в хозяйствах Чистопольского и Спасского уездов. У татар Сеитовой слободы под Оренбургом урожаи «капризной» пшеницы доходили до сам-6 и сам-7.

Многие крестьяне имели свои огороды, на которых выращивали свеклу, лук, морковь, капусту, огурцы. Распространенными садовыми культурами были яблоня и вишня.

Важной отраслью сельского хозяйства являлосьживотноводство. Крестьяне разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней, различную птицу. Татары-мусульмане свиней не держали.

По тем временам семья со средним достатком имела в своем хозяйстве обычно две-три лошади, столько же коров, 10-15 овец или коз, 15-20 кур или гусей.

В восточных уездах Казанской губернии татарские крестьяне располагали в два-три раза большим количеством скота, чем в центральных уездах.

Общее производство сельскохозяйственной продукции увеличилось. Но это было следствием того, что в XVIII в.усилилось хозяйственное освоение края. Крестьяне перемещались на юг и юго-восток, заселяя новые местности. Во второй половине столетия началось освоение черноземных земель восточного Заволжья. В процессе колонизации участвовали и крестьяне северных и центральных районов России.

Важно

В XVIII в. и земледелие, и животноводство начинают втягиваться втоварные, рыночные отношения. Так, основная масса крестьянского хлеба шла на продажу. Товарную продукцию стало производить пчеловодство, которое было сильно развито в хозяйствах нерусских крестьян губернии.

Получают распространение арендные операции. Земли сдавали в аренду государство и отдельные землевладельцы. Они использовались как для обработки, так и для постройки промышленных предприятий, мельниц и т.д.

Формирование и развитие товарно-денежных отношений влекло за собойимущественное расслоение деревни на «зажиточных», «средних» и «скудных» крестьян. Они в основном различались по имевшемуся у них количеству земли и скота. «Зажиточные» крестьяне нередко были и владельцами мельниц, кожевенных, мыловаренных и других «заводов», нанимали батраков из своих односельчан.

Основную массу сельского населения губернии, или 80 процентов, составлялигосударственные крестьяне. Их средний надел не превышал 7-15 десятин на душу. К концу века в некоторых уездах начинает наблюдатьсямалоземельегосударственных крестьян. Наделами от 5 до 7 десятин на душу располагалиудельные крестьяне. Меньше всего земли было упомещичьих крестьян.

В XVIII в. положение всех категорий крестьянства значительно ухудшилось. Прежде всего, из крестьянских хозяйств государство извлекало средства, которые шли на многочисленные войны и реформы, строительство казенных мануфактур. Так, в 60-80-х гг. оброчный налог в крае был повышен почти в три раза.

Очень тяжело приходилось помещичьим крестьянам. Эти крестьяне, которых к концу 60-х гг. XVIII столетия насчитывалось около 46 тысяч, стали полностью бесправными. Помещики сокращали крестьянские наделы, доводили барщину до 4-5 дней в неделю.

К концу столетия крестьяне должны были обрабатывать своим инвентарем почти все помещичьи земли.

Помещики же расширяли свои владения. Они добивались этого за счет земель казны, удела, местного нерусского населения. Расширению помещичьего землевладения способствовали пожалования дворянам крупных участков правительством.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/33335.html

Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI — начале XVII вв

Практически сразу же после покорения Казанского ханства начался процесс колонизации края. Завершился он к серединœе XVIII столетия.

Колонизация представляла собой освоение русским населœением обширных территорий Среднего Поволжья, включенных в состав России в 50-х гᴦ. XVI в.

Решаю­щую роль в ее организации играло царское правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не могло не считаться с тем, что Среднее Поволжье было заселœено и освоено намного раньше прихода сюда русских.

Совет

Вот почему оно, было, вынуждено было проводить здесь довольно целœенаправленную социально-экономическую политику. Главная задача заключалась в том, чтобы как раз обеспечить колонизацию края.

В социально-экономической политике правительства того времени можно выделить три базовых направления. Первое было связано с действиями по отношению к феодальным верхам бывшего Казанского ханства. Второе — с действиями по отношению к основной массе населœения. И третье — с усилиями по созданию в крае прослойки русского населœения.

Формирование сословия служилых татар.
Размещено на реф.рф
Политика по отношению к феодальным верхам бывшего ханства определялась стремлением новой власти создать себе надежную опору в крае.

При этом был учтен прежний опыт, когда часть татарской феодальной верхушки использовалась в борьбе за овладение Средним Поволжьем. Как мы помним, многие татарские феодалы еще в XV — первой половинœе XVI вв.

перебежали в Москву и активно помогали русскому правительству при организации военных походов против Казани, в т.ч. и в 1552 ᴦ.

Часть этих татар сразу после завоевания получила в награду земли. Поместья были выделœены и тем татарским феодалам, кто участвовал в борьбе с повстанцами. В крае началось формирование прослойки служилых людей (служилых татар).

Служилые татары выполняли различные функции. Οʜᴎ использовались в качестве толмачей (переводчиков), истцов, посланников, участвовали в военных походах, ;Ливонской войне, охране границ Российского государства и т.д.

За службу служилые татары, наряду с поместьями, получали денежное и хлебное жалование. Вместе с тем, был предоставлен ряд привилегий в торгово-ремесленных занятиях.

Обратите внимание

Тем самым одна часть местного населœения противопоставлялась другой, что уменьшало возможность антиправительственных выступлений в будущем.

Небольшая часть служилых казанских татар, которая показала свою верность новой власти, получила личное разрешение Ивана Грозного основать вблизи от Казани слободу (она известна как Старотатарская слобода). Это низменное и болотистое место находилась сразу за озером Кабан, за городскими стенами.

По данным Писцовой книги 60-х годов XVI в., в Татарской слободе тогда насчитывалось только 150 дворов жителœей. Это всœе, что осталось от некогда многочисленного татарского населœения Казани. Но и в этой пригородной части татарам не было разрешено создать свое управление.

Власть здесь осуществляли особо назначенные русские чиновники — ʼʼприкащикиʼʼ.

По материалам Писцовой книги 1602-1603 гᴦ., сре­ди служилых татар уже выделялось несколько групп феодалов исходя из величины земельных владений.

Были среди них и крупные землевладельцы, имевшие более 100 четвертей пашенной земли (около 50 га). Таких Писцовая книга насчитала 12 человек. Преобладающую же часть составляли мелкие землевладельцы.

Служилые люди в целом становились верной опорой царского правительства в Среднем Поволжье.

Положение ясачных людей. Основную массу зависимого населœения в Казанском крае составляли ясачные люди (от слова ʼʼясакʼʼ, означавшего название главной подати феодально-зависимого населœения в пользу государства). Большинство из них были представителями нерусских народов, которые еще в период Казанского ханства платили ясак в пользу хана.

После завоевания положение ясачных людей изменилось не очень сильно. Οʜᴎ оставались на своих землях и теперь платили, ясак русскому царю, размеры которого поначалу были сохранены. Ясак взимался либо натурой (зерном, медом, мехами), либо деньгами. Ясачные люди работали на земле, которая считалась государственной (казенной). За пользование ею они и платили натуральный налоᴦ.

Важно

Обеспеченность землей ясачных людей, по данным Писцовых книг, была в целом неплохой. При этом нередко на ясачные земли посягали служилые люди, помещики, церкви и монастыри. Постепенно усиливалась феодальная эксплуатация ясачных людей, увеличивался размер податей.

Вместе с тем, их стали всœе более широко привлекать к строительству городов, укреплений, оборонительных линий, заготовке леса, ямской службе, выполнению других принудительных государственных работ.

Все это наряду с насильственной христианизацией нерусских народностей порождало протест ясачных людей.

Изменение социального и национального состава населœения. Сразу после покорения Казанского ханства правительство повело активную политику по созданию и укреплению прослойки русского населœения в крае, формированию здесь дворянского землевладения.

Собственно, прежде всœего, за землями и устремились сюда русские помещики.

Автор ʼʼКазанской историиʼʼ с восхищением писал, что место это ʼʼпренарочито и красно вельми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными се-мяны родимо, и овощами преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья многоʼʼ.

Первым шагом стало вытеснение коренного насе­ления с обжитых земель. Так, оставшиеся в живых татарские жители были изгнаны из Казани. Им вообще запрещалось проживать ближе, чем в 30 верстах от города.

Татарские населœенные пункты в данном радиусе были также уничтожены. Татарам не дозволялось селиться по большим дорогам и ближе, чем за 5-10 верст от берегов крупных рек.

И прежде всœего вблизи Казани, вокруг других городов, по Каме и Волге земли были переданы русским служилым людям.

— Во второй половинœе XVI в. в крае создается довольно многочисленная прослойка русских помещиков. Правда, из-за усиленного сопротивления местного населœения, раздача земель проводилась на ограниченных территориях. Но уже в 70-80-е гᴦ. русские дворяне проникают и во многие внутренние районы Среднего Поволжья.

Совет

В первую очередь они получали бывшие земли хана я тех татарских феодалов, которые погибли или покинули родину. Уже через 10-15 лет общее количество русских помещиков намного превысило число татарских землевладельцев.

Только в левобережных районах Волги источники упоминают тогда около 200 татарских и 700 русских землевладельцев.

Солидные земельные пожалования получили в крае церковь и монастыри. Довольно скоро они превратились в крупнейших землевладельцев. Таковыми стали Зилан-тов и Спасо-Преображенский монастыри в Казани, Богородицкий монастырь в Свияжске и некоторые другие монастыри.

Не только землевладельцы — помещики и монастыри — появились на территории бывшего Казанского ханства. Здесь сформировалась и прослойка русского трудового населœения. Русские помещики и монастыри переводили сюда своих крестьян.

На Волгу от непосиль­ных тягот бежали крестьяне из центральных районов России. Это делало еще более пестрым национальный состав населœения края, усиливало хозяйственные и культурно-бытовые связи между крестьянами разных национальностей.

Крестьяне испытывали общий гнет феодального государства, что подготавливало почву для последующих совместных выступлений против угнетателœей.

Политика христианизации. Еще до завоевания Казани одной из базовых задач походов в Среднее Поволжье провозглашалась беспощадная борьба с ʼʼневерными мусульманамиʼʼ.

Читайте также:  Суд и казнь

Многие идеологи православной церкви того времени призывали наказать ʼʼварваровʼʼ и ʼʼбезбожных изменниковʼʼ, ʼʼкрестить крепкоʼʼ населœение ханства. И этой линии царизм придерживался постоянно.

Уже в первые дни после захвата Казани была учинœена кровавая расправа над мусульманским населœением Казани, по приказу Ивана Грозного подверглись разрушению всœе мечети в городе. Сразу же стали закладываться первые церкви.

Обратите внимание

Многие пленные казанцы были поставлены перед издевательским выбором: креститься или умереть. Были крещены и последний казанский хан Ядыгар-Мухаммад (Ядегэр-Мехэммэд), также оказавшийся в русском плену, и малолетний сын царицы Сююмбике — Утямыш-Гирей.

Какие цели преследовала политика христианизации в крае? В первую очередь, царизм стремился создать дополнительные возможности для удержания в покорности населœения бывшего Казанского ханства.

Во-вторых, православная церковь, которая рассматривала мусульманскую религию как одного из своих злейших врагов, пыталась тем самым одержать над ней победу.

Повсœеместное крещение ʼʼотступников христовой верыʼʼ означало бы подтверждение истинности православия.

Проведение политики христианизации было поручено Казанской епархии. Этот орган церковного управления был создан в 1555 ᴦ. При его учреждении в состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, а затем и территории бывшего Астраханского ханства. Управлялась епархия архиепископами, в последующем — митрополитами, епископами.

Первым архиепископом Казанской епархии был Гурий, который мог властвовать даже над воеводами. Он и стал одним из организаторов и руководителœей широко развернутой христианизации нерусского населœения края. Руководством в его миссионерской деятельности служила ʼʼНаказная памятьʼʼИвана Грозного.

Это была первая в российской истории инструкция по обращению в православие нерусских народов. Судя по ее содержанию, она отдавала предпочтение мерам ненасильственного крещения, ориентировала на использование миссионерами, служителями церкви льгот и привилегий для перешедших в православие.

Вот что, к примеру, наказывал Иван IV архиепископу Гурию: ʼʼА которые татаровя похотят креститься своей волей, а не от неволи, и ему тех велœеть крестить, и лучших держать у себя в еписко-пье и поучать всœему христианскому закону, и покоить как можно.

Важно

А как новокрещены из-под наученья дадут, и архиепископу их звать, к себе кормить почасту, и поить их у себя за столом квасом, а после стола ссылать их поить медом на загородской двор.
Размещено на реф.

рф
А которые татары начнут к нему приходить челом ударять, ему их велœеть кормить и поить у себя на дворе квасом, а медом их поить на загородском дворе. Кротостью ними говорить и приводить. К христианскому закону, и заговаривая с ними тихо с умилением, а жестокостью сними не говоритьʼʼ.

Делать упор на добровольное обращение иноверцев в вославие Ивана Грозного вынуждала не только неспокойная обстановка в крае (напомним, что в это время шла ʼʼКазанская войнаʼʼ). Царь принимал во внимание и внешнеполитические обстоятельства.

Он не желал в случае жестокого обращения с мусульманами портить отношений с сосœедними мусульманскими странами — Турцией и Крымом. В 1570 и 1584 гᴦ.

Иван Грозный даже отправил специальные посольства в Турцию с заверениями о том, что он очень уважительно относится к исламу, и никогда не притеснял своих мусульманских подданных.

Но верховная власть России до этого времени не сталкивалась с проблемой массового крещения мусульманского населœения. Ислам же в Среднем Поволжье имел давнюю традицию и глубокие корни, и его приверженцы в большинстве своем креститься не желали. Вот почему успехи политики христианизации во второй половинœе XVI в. были очень скромными.

К тому же, ʼʼборьба за веруʼʼ, провозглашенная перед походом на Казань, на делœе часто подменялась борьбой за землю, за богатство. Активным участником этой борьбы была православная церковь. В таких условиях она больше занималась земельными приобретениями, чем обращением в православие нерусского населœения края.

Вместе с тем в разных районах Казанского края, судя по источникам того времени, появились так называемые ʼʼновокрещеныʼʼ. Большинство перешедших в православие прельстилось полагавшимися за это земельными пожалованиями, определœенными льготами.

Льготы были более-привлекательны и ощутимы для представителœей феодальной верхушки, и они крестились быстрее. Такие лица сразу же приравнивались в правах к русскому служилому сословию.

Совет

А, утратив прежнюю веру, многие из них утратили и свой язык, русифицировались, вливались в состав русского дворянства.

В начале 90-х гᴦ. руководители церкви забили тревогу. В 1593 ᴦ. казанский митрополит Гермоген отправил царю Федору Иоанновичу подробный отчет о положении дел. Он сообщал, что новокрещены живут в одних селœениях с некрещеными и очень легко отходят от христианства, не соблюдают христианских обрядов.

В Татарской слободе Казани вновь начали строить мечети взамен разрушенных. В ответ последовал очень жесткий указ царя.

Он повелœел принять самые решительные меры для проведения христианизации: расселить новокрещен и некрещеных, жестоко наказывать за отход от христианства, заковывать в цепи, бить и заключать в тюрьмы, немедленно разрушить построенные мечети.

Новокрещеные помещики должны были обращать в христианство служащих у них иноверцев, ʼʼа которые татаровя, и чуваша, и черемиса не крестятся, и они б их поотпускали или распродалиʼʼ. Отныне русские не имели права ʼʼжитии служите добровольно и в деньгахʼʼ у иноверцев, вступать с ними в брак.

Но данный грозный указ царя Федора, тем не менее, остался лишь на бумаге. Конец XVI — начало XVII вв. оказались для России настолько бурными, что ни средств, ни времени на выполнение строгих предписаний просто не хватило. Борьба за трон, восстание И.И.

Болотникова, появление самозванцев, польско-шведская интервенция — всœе это отвлекло внимание центральной российской власти. Снова вернуться к христианизации не­русского населœения Среднего Поволжья она смогла по-настоящему только в серединœе XVII столетия.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, со второй половины XVI в. началась колонизация края, которая сопровождалась христианизацией коренных народов Среднего Поволжья. На казанских землях создается значительная прослойка русских помещиков, православного духовенства, русского рудового населœения.

Обратите внимание

Опорой царского правительства цель становились служилые татары. Политика христианизации не дала тех результатов, на которые она была рассчитана. Изменение социального и национального состава населœения края подготавливало условия вовлечения его в российский исторический процесс.

Одновременно размывались основы, на которых могла бы укрепиться идея восстановления былой независимости.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные цели социально-экономической политики царизма в Среднем Поволжье во второй половинœе— начале XVII вв. 2. Представьте положение и занятияслужилых татар.
Размещено на реф.рф
В чем заключался расчет правительства при формировании этой прослойки? 3. Изменилось ли существенно положение ясачных людей? Свой ответ обоснуйте.

4. В чем заключалась разница между служилыми и ясачными татарами? 5. Расскажите об изменениях в социальном и националь­ном составе населœения края во второй половинœе XVI — началевв. К каким последствиям вели эти изменения? 6.

Изло­жите цели, к достижению которых стремились правительство иправославная церковь при проведении в крае политики христианизации. 7. Сопоставьте ʼʼНаказную памятьʼʼ Ивана Грозно­го и указ 1593 ᴦ. царя Федора. К каким выводам вы пришли?8. Кто такие ʼʼновокрещеныʼʼ? Какими правами и привилегиями они пользовались? 9.

Можно ли утверждать, что обраще­ние в православие нерусского населœения края во второй половинœе XVI — начале XVII вв. носило массовый характер? Свой ответ обоснуйте.

Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI — начале XVII вв. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI — начале XVII вв.» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/264583_social_no_ekonomicheskaya_i_religioznaya_politika_carizma_v_srednem_povolzh_e_vo_vtoroy_polovine_xvi_nachale_xvii_vv

Мухамедьяров Ш.Ф. Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства

Мухамедьяров Ш.Ф. Социально-экономический и государственный строй Казанского ханстваКазань, Издательство «Ихлас», Институт истории им. Ш. Марджани 2012. — 277 с.

Информация о файле: pdf, 12 mb

скачать с turbobit.net
скачать с dfiles.ruДанное издание является репринтным воспроизведением кандидатской диссертации — рукописной монографии — ученого-историка и востоковеда Ш.Ф. Мухамедьярова (1923-2005) «Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV — середина XVI вв.)», написанной им в конце 1940-х годов под научным руководством академика М.Н.

Тихомирова и защищенной в 1951 г. в Институте истории АН СССР (г. Москва). Работа отличается глубоким и тщательным анализом весьма широкого спектра проблем истории Казанского ханства — от вопросов государственного устройства до форм хозяйствования.

Исследование является одним из фундаментальных трудов как по истории этого позднесредневекового татарского государства и других тюрко-татарских государственных образований, так и в целом средневекового прошлого народов Поволжья и Приуралья.Хотя работа отражает достижения отечественной исторической науки середины XX в.

Важно

в области изучения истории Казанского ханства, будучи одним из классических, непревзойденных образцов монографического изучения проблем его прошлого, ее материалы актуальны и для современных исследователей.

Издание представляет интерес и с точки зрения изучения этапов развития отечественного востоковедения, равно как и историографии истории Казанского ханства, Среднего Поволжья и Приуралья, татарского народа.СодержаниеПредисловие от редколлегии Введение Глава I. Источники Глава II. Хозяйство Казанского ханства 1.

Критический обзор высказываний об основном занятии населения Казанского ханства 2. Свидетельства источников о развитии земледелия в Волжско-Камском крае в ХѴ-ХѴІ вв 3. Вопрос о системе земледелия в Казанском ханстве4. Основные сельскохозяйственные орудия 5. Садоводство, скотоводство, бортничество, охота и рыболовство Глава III. Феодальное землевладение 1. Предварительные замечания 2.

Ханское землевладение 3. Крупное феодальное землевладение 4. Сойюргал — основной вид феодального землевладения в Казанском ханстве Глава IV. Положение крестьянства 1. Вопрос о крепостном праве 2. Крестьянское землевладение 3. Общий перечень податей и повинностей крестьян Глава V. Ремесло и торговля в Казанском ханстве 1. Вопрос о татарском феодальном городе 2. Город Казань 3.

Внутренняя торговля 4. Внешняя торговля 5. Ремесло в Казанском ханствеГлава VI. Государственный строй Казанского ханства 1. Вопрос о политическом строе Казанского ханства в буржуазной историографии 2. Образование Казанского ханства 3. Классовая сущность Казанского ханства как государства феодалов-землевладельцев 4. Высшие органы власти 5. Высшие органы управления 6. Местные органы власти 7.

Местные органы управления Заключение Источники и литература Список принятых сокращений ПриложенияПриложение № 1. Старинный сабан. По материалам Чувашского краеведческого музея в г, Чебоксары Приложение № 2. Татарский текст ярлыка Сахиб-Гирея Русский перевод ярлыка Сахиб-Гирея Приложение № 3.

Болгарские археологические памятники Х-ХІІІ веков в пределах современной Татарской АССР Приложение № 4. Карта распространения болгаро-татарских надгробных памятников на территории Татарской АССР

Приложение № 5. Карта центральной части Казанского ханства

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов.
Приятного прочтения!

    Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетииТихомиров М.Н. Россия в XVI столетии М.: Издательство АН СССР, 1962. — 584 с. Фундаментальное историко-географическое исследование, характеризующее социально-экономическое и государственно-политическое развитие каждого региона страны в этот период. Исторической географией России занимались относительно мало, хотя существуют крупные труды, посвященные истории городов, отдельных поселений и в…
    Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государст …Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами 1238-1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник М.: Международные отношения, 2000. — 190 с. ISBN 5-7133-1008-6 Предлагаемый читателю исторический справочник дает сжатую по объему, но подробную по количеству и точности фактов картину взаимоотношений первых татарских государств с государствами…
    Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И, Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Ив …Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И, Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Иванов А.А., Галямова А.Г. История Татарстана Казань: Тарих, 2001. — 544 с. Учебное пособие предназначено для изучения истории Татарстана в основной школе. В нем глубоко освещены основные вопросы сложной и зачастую драматической истории Татарстана с древнейших времен до наших дней….
    Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государствуСвечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству Казань: Изд-во «ЯЗ», 2014. — 268 с.: ил. В монографии на основе широкого круга источников и литературы рассматривается проблема присоединения Марийского края к Русскому государству. Основное внимание уделено периоду с 1521 по 1557 годы, когда произошли решающие события, приведшие к вхождению марийского народа в состав России. В…
    Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и БулгарияХаликов А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария Казань. Издательство «Фэн», 1994. — 168 с. Книга посвящена истории государства Золотая Орда, его взаимоотношениям с Волжской Булгарией. В ней раскрывается борьба булгар и связанных с ними народов с татаро-монголами, процесс создания Золотой Орды и вхождения в неё Булгарии, история последней в золотоордынское время вплоть до образования…
Читайте также:  Вопросы и ответы по истории россии

Источник: http://na5ballov.pro/lib/azia/2143-muhamedyarov-shf-socialno-ekonomicheskiy-i-gosudarstvennyy-stroy-kazanskogo-hanstva.html

Тюрко-Татарский Мир

С.Х.Алишев. Всё по истории татарского народа
Казань: Раннур, 2010. – 608 с.
 

Алишев С.Х. Всё по истории татарского народа. – Казань: Раннур, 2010. – 608 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая. Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в XIIIXVI вв.

Введение

Глава I. Болгарские эмираты

Письменные источники о Камско-Волжском Болгарстане

Археологические данные по региону Среднего Поволжья

Государственные и общественные отношения в Болгарстане

Глава II. Родоплеменной строй в Монголии, Дешт-и Кипчаке и Золотой Орде в XIII-XV вв.

Монголы в Монголии в первой половине XIII в.

Монголы в Дешт-и Кипчаке

Золотая Орда

Болгарстан в XIV в.

Глава III. Казанское государство – наследник Болгарстана

Государственное развитие Казанского эмирата

Общественные отношения в XV-XVI вв.

Народы Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.

Заключение

Часть вторая. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XVXVI вв.

Введение

Глава I. Протекторат Московского Великого княжества над Казанским ханством

Борьба Москвы за установление протектората над Казанью

Период зависимости Казани от Москвы

Глава II. Конфронтация между Москвой и Казанью

Москва и крымская династия в Казани

Сафа-Гирей и Шах Али

Идеологи завоевания Казани

Глава III. Завоевание Казанского ханства

Подготовка к взятию Казани

Самостоятельность Казани и последний поход против нее

Оборона и взятие Казани

Заключение

Часть третья. Тернистый путь борьбы за свободу (Социальная и национально-освободительная борьба татарского народа. II половина XVIVIII вв.)

Введение

Глава I. Борьба за социальное и национальное освобождение в XVI-XVII вв.

Народная война против завоевателей во второй половине XVI в.

Причины народных выступлений

Борьба народов Среднего Поволжья против феодального гнета в XVII в.

Глава II. Восстания в XVIII в.

Борьба продолжается

Батырша — идеолог восстания 1755 года

Терсинская волость в огне

Заключение

Приложения

Часть четвертая. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании

Введение

Глава I. Предпосылки участия татар в восстании

Территория и население

Социально-экономическое развитие

Национально-колониальное угнетение

Нарастание социальной борьбы

Глава II. Восстание татарских крестьян осенью 1773 г. – весной 1774 г.

Программные документы крестьянской войны и татарский народ

Татары в начале восстания

Начало и ход войны на территории Татарстана

Борьба крестьян Татарстана против карательной экспедиции правительственных войск

Глава III. Татары в крестьянской войне весной 1774 г. – летом 1775 г.

Татарстан накануне прихода главных сил Пугачева

Поход Пугачева на Казань

Казань накануне штурма армией Пугачева

Взятие Казани Пугачевым

Борьба крестьян Татарстана после боев за Казань

Подавление крестьянского восстания

Заключение

Приложения

Часть пятая. Правовое положение татар в России. XIX век

Глава I. Первая половина XIX в.

Глава II. Вторая половина XIX в.

Глава III. Крестьянские движения в XIX в.

Хроника социальной и национально-освободительной борьбы в Среднем Поволжье

Основные выводы исторических исследований Алишева С.Х.

ВВЕДЕНИЕ

Монография изучает проблему взаимоотношений Болгарского, Казанского и Золотоордынского государств и их народов в XIII–XVI вв. Исследование вызвано необходимостью решения вопросов образования тюркских народностей Евразии от Среднего Поволжья, Кавказа, Крыма до Казахстана и Средней Азии.

Многие вопросы этнических процессов у тюркских народов Среднего Поволжья были изучены и решены татарскими историками второй половины XIX в. – Ш.Марджани, X.Фаизхановым, К.Насыри, начала XX в. – Р.Фахретдиновым, Г.Ахмеровым, 3.Валиди и другими.

Однако историческая наука не стоит на месте, она то, идя вперед, обогащается, то, вбирая в себя различные искажения и заблуждения, отступает. В Республике Татарстан такое отступление произошло в 90-х годах прошлого столетия.

Этот процесс продолжается и в наши дни.

Дело заключалось в том, что некоторые татары начали возвращаться к этнониму «болгар», которым именовался народ в Болгарском и Казанском государствах (XI-XVI вв.). Это движение вызвало резко отрицательное отношение отдельных людей, что выразилось в публикации антиболгарских статей в периодической печати. В результате первых назвали «булгаристами» («болгаристами»), вторых – «татаристами».

Если первые говорили, что мы, современные татары, являемся потомками болгар, то вторые выдвинули тезис о том, что наш народ пришел в регион Волго-Урала с китайских границ вместе с Чингизо-Батыевым монгольским войском, и поэтому мы – «ногайско-татарский народ».

Совет

По-моему, такое противостояние совершенно не идет на пользу нашему народу. Оба этнонима – «болгар» и «татар» исторически оправданы. Болгарами нас называли наши деды и прадеды. Татарами называли тюрков еще раньше, в древние времена. Это название распространилось тогда во всем мире – Европе, Азии и Африке, превратившись в макроэтноним.

Разъяснение конфликтующим историю этнонимов и историю этносов помогло бы устранению конфронтации. Но углубленного исследования, достаточного и настойчивого толкования этих вопросов не было.

Единственная книга по этой теме академика Республики Татарстан Абрара Гибадулловича Каримуллина «Татары: этнос и этноним» (Казань, 1988. 124 с.) достаточной поддержки не нашла. Наоборот, она подверглась нападкам отдельных «татаристов».

А в действительности эта книга была научно выверенной и вносила ясность по крайней мере в один вопрос, а именно в вопрос отношения этнонима к этносу.

В представляемой вниманию заинтересованных читателей монографии изучены не только эти вопросы, но и многие другие. Глава первая исследует тему и выясняет вопрос о том, кто такие болгары и что представляло собой Болгарское государство.

Из каких эмиратов (княжеств) оно состояло? Здесь также рассматриваются письменные источники по истории болгар и об их государствах-эмиратах, городах, археологические данные об их оборонительных укреплениях, других раскопочных находках, культурном наследии в целом.

Важным является и то, что выявляются новые положения о государственном и общественном развитии болгарского (волжско-болгарского) народа.

Каково было государственное развитие у болгар, каким было управление и его характер? Существовала ли феодально-крепостническая собственность или государственно-общинная собственность, в первую очередь, на землю? Ведь отношения людей к земле определяли всю общественную жизнь.

Ограничивалась ли деятельность людей земледелием, или они трудились и в других отраслях хозяйства – ремесле, торговле и др.? Охватила ли религия ислам, его каноны все слои населения и имел ли он выход на международную арену?

Обратите внимание

Вторая глава названа «Родоплеменной строй в Монголии, Дешт-и Кипчаке и Золотой Орде в XIII-XV вв.» и изучает: 1) этническую структуру населения огромной территории, начиная с маньчжурско-китайских границ до Волги, Оки и Днепра; 2) возникновение и образование государственных объединений на этой территории, в первую очередь Монгольского и Золотоордынского государств.

Надо обращать серьезное внимание на образ жизни кочевых племен, их материальные условия и духовную культуру. Необходимо также изучение распространения этнонимов «татарин» и «монгол », их отношение к этносам.

Как распространялся этноним «татары» и почему он был запрещен Чингиз ханом? Образовался ли какой-либо новый этнос в Золотой Орде и куда делись кочевые племена в период распада Золотой Орды? На все эти вопросы в монографии даются ответы.

Третья глава изучает тему о взаимоотношениях Болгарского, Казанского и Золотоордынского государств в плане их преемственности. Вследствие широкого изучения темы, автор решил озаглавить этот раздел монографии «Казанское государство – наследник Болгарстана».

В главе исследуются принципиальные вопросы, такие, как государственное развитие болгаро-казанского народа в XIV-XVI вв., общественные отношения в Казанском ханстве и Золотой Орде в XV – первой половине XVI вв. и общественное развитие народов Казанского государства.

Рассмотрен и вопрос о консолидации их в народность.

Указанная проблематика требует самого глубокого подхода, искажениям и поверхностным взглядам тут не место, поэтому автор иногда прибегает к полемике по поводу высказываний тех или иных отдельных лиц, – стремление к чистоте исторической науки и приводит к таким полемическим высказываниям. Простое желание человека называться тем или иным этнонимом, без подкрепления этого желания фактами, не является критерием правильности его взгляда, ведь существует и наука.

В разделе о народах Казанского ханства автор изучает их общественное развитие, способы производства, а также культурно-духовную сторону их образа жизни.

Источники позволили автору обосновать тезис о дружеских отношениях между народами Казанского ханства.

Совместная жизнь в одном государстве, на одной территории – в Среднем Поволжье привела их к солидарности, взаимовлиянию и взаимообогащению.

Важно

Изучение древности, глубокое проникновение в далекое прошлое – нелегкое дело, оно требует масштабного исторического мышления, соответствующих подходов к явлениям и событиям, чтобы не ошибиться в суждениях.

Автор все эти вопросы старался излагать только на основе фактов, содержавшихся в источниках и исследованиях крупных историков, а свои утверждения подтверждать фактическим материалом, отражающим исторические явления и события, происходившие в действительности. Работа не ставила задачу исследования древнейших исторических корней тюркских народов, в том числе татарского народа.

Такая задача была выполнена автором в его работе «Древний тюркский мир» (Казань, 2000. 72 с), которая включена в книгу «Всё об истории Казани» (Казань, 2005. 640 с.)

Читайте также:  Обострение восточного вопроса

Источник: http://www.tataroved.ru/publication/ist_narodov/1/

История Татарстана

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ §1. Древние люди на берегах Волги и Камы §2 Население края эпохи бронзы — раннего железа

Глава II. ДРЕВНИЕ ТЮРКИ И РАННИЕ ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕВРАЗИИ

§3. Хунну-гунны и Великое переселение народов §4. Тюркский каганат (551-630 гг.) §5 Великая Болгария и Хазарский каганат (ѴІІ-Х вв.)

Глава III. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ В X-НАЧАЛЕ XIII вв.

§6. Образование Булгарского государства на Средней Волге §7. Хозяйственная жизнь волжских булгар §8. Волжская Булгария — страна городов. Бипяр — Великий город §9. Внешнеполитические связи §10. Куллура населения Волжской Булгарии

Глава IV. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ И МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. УЛУС ДЖУЧИ (ЗОЛОТАЯ ОРДА).

§11. Волжская Булгария и монгольские завоевания §12. Улус Джучи (Золотая Орда). Время становления и расцвета §13. Города, культура Золотой Орда §14. Булгары в период Золотой Орды §15. Распад Золотой Орды

Глава V. КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО (1445-1556 гг.)

§16. Образование Казанского ханства §17. Хоаяйстто.общѳствежо-пагітгѵнесюЛ строй, кутъграКазаноюо ханства §18. Политическая история Казанского ханства второй половины XV -первой половины XVI вв.

Глава VI. НАРОДЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§19. Освободительная борьба нарсдрвіяэая во второй половине XVI в. §20. История и последствия завоевания Казанского и Астроханского ханств §21. Организация административного и военного управления Казанским краем во второй половине XVI в. §22. Социально-экономическая «и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI — начале XVII вв. §23. «Крестьянская война» начала XVII в. в Среднем Поволжье §24. Основные группы населения: занятия и положение. Социальная и религиозная политика правительства в Среднем Поволжье в XVII в. §25. Народы Среднего Поволжья в движении С. Разина

Глава ѴIІ. СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVI в.

§26. Народы Среднего Поволжья в период петровских преобразований §27. Христианизация населения Среднего Поволжья в XVIII в. §28. Социально-экономическое развитие края в XVIII в. §29. Народы Среднего Поволжья в восстании Е.И. Пугачева §30. Культурная жизнь края

Глава VIII. КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

§31. Социально-экономическое развитие края. Движения социального протеста §32. «Гроза двенадцатого года» и Казанский край §33. Культура края в первой половине XIX в.

Глава IX. КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

§34. Крестьянские реформы 60-х гг. Условия и итоги преобразований §35. Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г. §36. Социально-экономическое развитие Казанской губернии в 60-90-х гг XIX в. §37. Общественное движение 70-90-х гг. §38. Национальное движение §39. Наука и культура во второй половине XIX в.

Глава X. КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1916)

§40. Социально-экономическое развитие Казанской губернии §41. Казанская губерния в годы первой российской революции §42. Общественно-политическая жизнь. Национальное движение §43. Развитие татарской культуры в начале XX в.

Глава XI. ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ. ВРЕМЯ СМУТЫ

§44. Февраль 1917 г. Падение самодержавия §45. Казанский Октябрь §46. В пламени гражданской войны

Глава XII. ТАТАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА в 20-е гг..

§47. В условиях перехода к нэпу. Поворот в национальной политике §48. Восстановление народного хозяйства

Глава XIII. В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

§49. Индустриализация республики: годы первых пятилеток §50. Коллективизация сельского хозяйства §51. На новом этапе культурной революции §52. «Большой террор» в Татарии §53. Предвоенные годы

Глава XIV. В ГОДИНУ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

§54. Перестройка жизни на военный лад §55. На полях сражений и за линией фронта §56. Экономика республики в условиях военного времени §57. Всенародная помощь фронту §58. Культура республики в годы войны

Глава XV. РЕСПУБЛИКА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

§59. Экономика во второй половине 40-х-начале 50-х гг. §60. Общественно-политическая и культурная жизнь

Глава XVI. ТАССР в середине 50-х — начале 60-х гг.

§61. В условиях хозяйственных и социальных реформ §62. Социально-политическое и культурное развитие республики

Глава XVII. РЕСПУБЛИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х гг.

§63.Тенденции и противоречия социально-экономического развития §64. Процессы и противоречия в общественно-политической и культурной жизни

ГЛАВА XVIII. НА ЭТАПЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

§65. Попытки экономических реформ §66. Общественно-политическая жизнь во второй половине 80-х гг.

ГЛАВА XIX.TATAPCTAH В 90-е гг.

§67. Экономика в период становления рыночных отношений

§ 68. Политическое и культурное развитие Татарстана в 90-е гг.

Источник: https://library.icdc.ru/index.php/component/k2/item/4129-istoriya-tatarstana

Присоединение Поволжья и Западной Сибири

1. Присоединение Поволжья 

В царствование Ивана Грозного к Российскому государству были присоединены Поволжье и Западная Сибирь.

Совсем недалеко от восточных границ Российского государства проходил удобный путь на Восток. Этим путем была Волга. По ней легко можно было доплыть до Каспийского моря, а оттуда попасть в Иран, Турцию. Затем можно было двинуться и дальше на Восток.

По Волга еще не принадлежала на всем своем течении Российскому государству. После распада Золотой Орды на ее берегах укрепились два татарских ханства — Казанское и Астраханское. Отсюда татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. Здесь в неволе томились тысячи русских Людей, захваченных во время набегов татарских ханов.

Местное население- чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкиры — подвергалось жестокому гнету ханов и не раз поднимало восстания.

Помещики-дворяне мечтали о захвате новых поместий в Казанском ханстве. Там было много плодородных земель, населенных разными народами: татарами, марийцами, чувашами, мордвой.

Дворяне строили планы захвата «подрайской землицы» — так они называли земли Казанского ханства.

В 1552 г. Иван Грозный двинул на Казань большое войско — 150 тысяч человек. Артиллерия состояла из 150 пушек. Русские войска осадили Казань.

Военная техника русских была лучше татарской. Русские войска применили новый прием в военном деле: подкопали стены Казани, подложили туда бочку с порохом и взорвали. Через пролом в стене войска ворвались в город.

Совет

После ожесточенного боя на улицах Казань была взята. Казанское ханство было уничтожено. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства.

Через четыре года — в 1556 г.- войска Ивана Грозного завоевали и Астраханское ханство.

Таким образом, все Поволжье вошло в состав Российского государства. Волжский торговый путь оказался в его руках.

Условия торговли со странами Востока значительно улучшались. Власть монголо-татарских ханов была ликвидирована и на территории Поволжья. Укрепилась защита России от врагов на восточной границе.

В Предкавказье границы России дошли до низовьев Терека. Кабарда добровольно перешла под покровительство Москвы. В середине XVI в.

к России добровольно присоединилась Башкирия.

2. Поход Ермака в Западную Сибирь

К концу царствования Ивана Грозного к России перешла и Западная Сибирь. В Заволжье после захвата Казани стали обосновываться русские помещики и купцы.

Особенно велики и богаты были имения купцов Строгановых. В XVI в. они получили огромные владения по берегам Камы и на Урале-несколько миллионов гектаров.

Чтобы получить побольше рабочих рук, Строгановы собирали людей со всех сторон. Они селили на своих землях вольных людей и давали им многие льготы. Выкупали пленных у татарских ханов. Принимали беглых, даже преступников, бежавших из тюрем. «У Строгановых найти беглого — все равно что иголку сыскать в стоге сена»,- говорили в то время.

Вольные и подневольные работники в землях Строгановых распахивали целину, сеяли хлеб, косили траву на лугах. Добывали в горах железо, медь и серебро. Соль добывалась так: черпали воду из соляных источников и озер и выпаривали ее на огромных сковородах. Днями и ночами жгли уголь на лесных полянах: уголь был нужен для выплавки металла.

За Уральским хребтом находилось Сибирское ханство. Оно занимало часть Западной Сибири по рекам Тоболу и Иртышу. Здесь правил в XVI в. татарский хан Кучум. Он угнетал местных жителей, брал с них дань мехами.

Строгановы и помогли Российскому государству захватить Сибирское ханство. Они наняли большой отряд казаков.

Это были вольные люди, бежавшие от боярского угнетения. Предводителем отряда был Ермак Тимофеевич. Строгановы дали Ермаку под начальство несколько своих военных отрядов, снабдили его порохом, свинцом, пушками и хлебным запасом. Всего собралось в отрядах Ермака около 800 человек.

Царь Иван Грозный дал Строгановым грамоту с пожалованием земель к востоку от Урала, которые им поручалось завоевать. Отряды Ермака спустились с восточных склонов Урала и напали на Сибирское ханство (1581 г.). Кучум собрал большое войско из подвластного населения и при впадении реки Тобол в Иртыш соорудил укрепленную засеку.

Здесь Ермак встретил решительное сопротивление. Однако воины Кучума не смогли устоять перед огнестрельным оружием отрядов Ермака: у них были только луки и стрелы. Ермак одержал победу.

Военные действия продолжались.

Обратите внимание

Отряды Ермака испытывали большие трудности: не хватало продовольствия, началась изнурительная болезнь — цинга, серьезные потери наносили русским неожиданные нападения Кучума. В одну из засад, устроенных Кучумом, попал и Ермак. Пытаясь спастись, он хотел добраться вплавь до лодки, но тяжелая кольчуга потянула его на дно, и он утонул. Остатки отряда Ермака покинули Сибирь.

Вскоре в Сибирь прибыли новые отряды русских служилых людей, которые начали строить опорные города-укрепления. В 1598 г. Кучуму было нанесено решающее поражение. Западная Сибирь вошла в состав России. Часть населения Сибири подчинилась России добровольно. В конце XVI в. в Сибири стали появляться русские деревни. Позже, в XVII в., была освоена Восточная Сибирь.

3. Значение присоединения к России Поволжья и Западной Сибири

 К концу XVI в. Российское государство заняло всю Восточную Европу и продвинуло свою границу далеко за Урал. В него входили многие народы: татары, марийцы, удмурты, чуваши, мордва, башкиры, ненцы, ханты, манси.

Во вновь присоединенных землях появились царские воеводы, русские помещики, купцы, духовенство.  Значительная часть местных феодалов перешла на службу к царю. 

Вхождение в Россию для народов Поволжья, Приуралья и Сибири имело положительные последствия. Они избавились от непрерывных междоусобных войн татарских ханов. Российское государство находилось на более высокой ступени развития, чем Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В Поволжье стали строиться новые города, развивались ремесла, торговля. В сельском хозяйстве шире применялось трехполье. 

В Сибири, где у некоторых народов еще сохранился родовой строй, стали селиться русские крестьяне и ремесленники. Они распахивали землю, осваивали естественные богатства края: леса, железную руду, соляные источники.

Там, где недавно еще не знали железа и пользовались каменными орудиями, появились соха с железным сошником, плуг с железным лемехом, серп, коса. Сельским хозяйством стало заниматься и местное население Сибири. На полноводных сибирских реках выросли укрепленные города — Тюмень, Тобольск, Томск.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/237-prisoedinenie-k-rossijskomu-gosudarstvu-povolzhya-i-zapadnoj-sibiri-16v.html

Ссылка на основную публикацию