Социально-экономические изменения в казахстане в первой половине 19 в.

Социально-экономические изменения в казахстане в первой половине 19 в. — история России

Изменения в политическом, экономическом, социальном строе Казахстана в первой половине XIX века. Уставы 1822 и 1824 годов.

Первая половина XIX века отмечена все большим втягиванием Казахстана в орбиту политической и экономической системы Российской системы. Начнем с экономики.

В связи с тем, что границы казахских жузов и России стали непосредственными на протяжении от Волги до Иртыша повсеместно расширялась торговля: разъездно-меновая, ярмарочно-периодическая, стационарная. Крупными торговыми центрами стали Петропавловск, Семипалатинск, Акмолинск, Кокчетав, Атбасар, Уральск, Гурьев.

Обратите внимание

В области хозяйственного строя под давлением происходивших изменений в экономике мы наблюдаем такие явления, как переход к землепашеству Им занималась казахская беднота – жатаки, получившие название «егинши».

Это объяснялось земельным кризисом. Земледелие было распространено в регионах с благоприятным для этого климатом – вдоль рек, у озер.

Вдоль рек Тургай, Иргиз, Сырдарья получили развитие огородничество, выращивание бахчевых культур.

В социальном отношении казахское общество сохраняло свою ранжированность, значение таких социальных категорий как султаны, бии, батыры, оставалось высоким. Все большее значение приобретал экономический институт байства. Среди обедневших шаруа появились такие категории как консы, байгуши, значительно увеличилось количество жатаков, толенгутов.

Налоговая система, сохранив прежние виды налогов зякет, ушур, согум, сыбага, пополнилась такими формами скрытых налогов как сауын.

Что такое сауын? Это передача крупными и зажиточными скотовладельцами нескольких или одной головы скота в бедные семьи, которые обязывались пасти данный скот, ухаживать за ним, взаемен получая право использовать полученные молочные продукты, шерсть, иногда приплод.

Аналогичные процессы происходили на крайнем западе Казахстана, где в 1801 году по указу императора Павла 1 в междуречье Волги и Урала была организована Букеевская или Внутренняя орда. Целью создания ее была разрядка обстановки в Младшем жузе после восстания Срыма Датова.

Внутренняя орда со всех сторон граничила с землями Астраханской, Саратовской, Оренбургской губерний. Территория ханства была ограниченной – 5млн.600 тыс. десятин и в условиях такого малоземелия выжить можно было, только перейдя на новые формы хозяйствования.

Политический строй ханства предполагал наследственную ханскую власть.

Важно

Первым ханом стал Букей, после его смерти в 1815 году на престол ввиду малолетства наследника регентом сел его родственник Шигай, а с 1823 года – сын Букея Жангир.

С именем Жангира связано создание во Внутренней орде ежегодных весенней и зимней ярмарки, оборот которых составлял, например, в 1837 году 967 тысяч рублей. Ярмарки стали посредниками между казахским аулом и приезжими купцами.

Жангир стал инициатором создания первых школ светского типа, куда приглашались лучшие учителя.

В 20-е годы царское правительство приступило к реформированию системы управления в Казахстане. Первым реформы испытал Средний жуз. После смерти Уали-хана новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. К 1822 году генерал-губернатор Сибири М.Сперанский разработал «Устав о сибирских киргизах», который сразу же был внедрен в дело.

По уставу вся территория казахских степей была отнесена в Западно-Сибирское генерал-губернаторство, центр которого первоначально находился в Тобольске, а с 1839 года в Омске. Генерал-губернаторство состояло из 3 областей – Тобольской, Томской и Омской.

Территория Казахстана была причислена к Омской области и получила название «Область сибирских киргизов».

В 1824 году был принят «Устав об Оренбургских киргизах», разработанный генерал-губернатором Эссеном и касавшийся казахов Младшего жуза. По уставу отменялась ханская власть. Младший жуз был разделен на 3 части: Западную – байулы, Среднюю – жетиру, Восточную – алимулы во главе с султанами.

Таким образом, в первой половине XIX века была существенно ограничена власть правящей казахской элиты, они становились чиновниками, состоявшими на службе у царского правительства.

Совет

Экономически Казахстан вступил в тяжелый период лишения пастбищных угодий, вытеснения в засушливые и полупустынные зоны, превращения целого края в сырьевой придаток Российской империи – одной из сильнейших мировых держав XIX века.

Изменения, происходившие в степи, привели к целой цепи массовых народных восстаний, которые пытались отстоять государственную целостность и самостоятельность Казахстана.

Это восстания Каратай султана, Кайыпкали Есимова, Тайманова и Утемисова, Кенесары Касымова, Есет батыра и других. Мы рассмотрим наиболее масштабные из них.

Рекомендуем ознакомится: http://testent.ru

Источник:

Изменения в социально-экономической жизни казахов в 20-60-х годах XIX века

В целях законодательного закрепления колониального режима на территориях Младшего и Среднего жузов царское правительство приступает к проведению своих реформ еще в начале XIX века. При этом вся казахская степь была поделена на два ведомства – Оренбургских и Сибирских казахов.

В 1822 г. Сибирь была разделена на Западную и Восточную. В западную часть вошли Тобольская, Томская губернии и Омская область. К последней были причислены и казахские земли Среднего жуза.

«Устав о сибирских киргизах» был разработан в 1822 г. под руководством М.Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г. – в Омске.

По «Уставу» область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г.

было образовано 7 округов – Каркаралинекий, Кокшетауский, Аягузский, Акмолинский, Баянаульский, Кушмурунский, Кокпектинский.

Кроме того, казахи кочевали на землях «внутренних округов» – Омского, Петропавловского, Семипалатинского и Усть-Каменогорского, а также в Бийском, Барнаульском, Колыванском, Тюкалинском округах Томской губернии и Ишимском, Курганском округах Тобольской губернии.

Во главе округов стояли окружные приказы – дуан, где сосредоточивались администрация, полиция и суд. Приказы возглавляли ага- султаны. В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны.

За неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей «черной кости».

Обратите внимание

По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера – выполнение приказов и постановлений дуана и исполнение судебных приговоров.

Волость состояла из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года, утверждались окружным приказом. Административный аул объединял от 50 до 70 юрт – шаныраков. При организации округов и волостей учитывалось родовое деление и территориальные признаки. Каждый округ получал определенную территорию.

«Устав о сибирских киргизах» должен был содействовать гражданской и военной колонизации Северного и Центрального Казахстана, закреплению казахских аулов на определенной территории, организации нового политико- административного управления, что способствовало завершению присоединения Казахстана к России.

В 1824 г. казахам, принявшим подданство России, запретили кочевать за пределами империи, затем жителям округов было запрещено покидать пределы округа без письменного разрешения окружного приказа.

Таким образом, Омская администрация стремилась к закрепощению казахского населения.

Однако освободительная война под руководством султана Саржана, а позднее – Кенесары оставила положения указов невыполненными.

Неудачи в колониальной войне побудили русское правительство ввести «Положение об отдельном управлении сибирскими казахами». В 1838 г.

Омская область была упразднена, внутренние округа переданы российским губерниям: Петропавловский – Тобольской, Усть-Каменогорский и Семипалатинский – Томской. Казахам, жившим вдоль Иртыша, было приказано освободить эти земли и приписаться к внешним округам.

С 1843 г. казахам Томской и Тобольской губерний запрещалось кочевать здесь без особого билета, выдаваемого приказами внешних округов.

«Устав об оренбургских киргизах», разработанный Оренбургским генерал-губернатором П.Эссеном, принят Азиатским комитетом в 1824 г. По нему сразу же было принято решение об отмене ханской власти.

Важно

Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц.

Ему было присвоено звание «первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии».

Младший жуз был разделен на три части: западную, среднюю, восточную. Султаны-правители, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда входили председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. Комиссия выполняла функции губернского правления.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал- губернатором по рекомендации пограничной комиссии.

Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

В соответствии с реформы в Младшем жузе в 1824 г. здесь казахов условно разделили на прилинейных и степных, независимых.

В 1831 г. среди прилинейного населения были организованы административные единицы для регулирования учета населения и сбора податей – дистанции.

Совет

Дистанционные начальники обязаны были выполнять все предписания и распоряжения султана — правителя, пограничной комиссии, военного губернатора и линейного начальника, а также пресекать выступления против российских властей.

Дистанции делились на старшинства. Дистанционные начальники и старшины назначались Оренбургской администрацией.

Однако дистанционная система не могла полностью контролировать казахов. В Младшем жузе, кроме 241 официального правителя, было 107 неофициальных, не признававших власть России. Для вовлечения родоправителей в систему административного управления было создано промежуточное звено – институт управляющих, которые были посредниками между султанами-правителями и дистанционными начальниками.

В 1844 г. было принято «Положение об управлении Оренбургскими казахами». Кроме разделения на части и дистанции, были введены должности попечителей из российских чиновников, контролировавших действия казахской администрации. При этом была ликвидирована самостоятельность казахских аулов, административные единицы строились без учета родоплеменного деления казахов.

В 50-х годах после поражения казахских патриотических сил были приняты новые законы:

«Положение Сибирского комитета о распространении на казахов сибирского ведомства общих законов Российской империи» от 1854 г.

«Положение о порядке избрания старших султанов в казахской степи» от 1855 г.

«Положение о назначении кандидатов на должности старших султанов во внешних округах Казахской степи» от 1856 г.

Этими законами царское правительство пыталось подчинить казахов русскому управлению, покончить с антиколониальным движением.

В 1854 г. область сибирских казахов была разделена на две части: Кокпектинский и Аягузский внешние округа, Семиреченский край. Земли по правому берегу Иртыша были выделены в Семипалатинскую область.

В Жетысу организовывались колониальные учреждения. В 1848 г. было создано Приставство Большой Орды, подчиненное Западно-Сибирскому генерал-губернатору. В 1856 г. был образован Алатауский округ с центром в Верном (Алматы).

Источник: https://valdvor.ru/kurs-lektsij/sotsialno-ekonomicheskie-izmeneniya-v-kazahstane-v-pervoj-polovine-19-v-istoriya-rossii.html

Экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Реформа 1861 г. по отмене крепостного права в России создавала условия для переселения русских крестьян в восточные районы. Этим правительство стремилось ослабить остроту аграрного вопроса в губерниях России и революционные волнения. Переселяя крестьян на национальные окраины, правительство хотело создать социальную опору.

На первых порах царизм ограничивался военными казачьими поселениями. В середине 60-х гг. ХIХ в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. Главное управление Западной Сибири приняло в 1866 г. постановление, разрешающее «водворение» переселенцев в казахские степи.

Объявление казахских земель государственной собственностью подготовило условия для их экспроприации. Под руководством военного губернатора Семиреченской области генерала Г.А. Колпаковского в 1868 г. были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье». По этим правилам, действовавшим до 1883 г.

Читайте также:  Русско-иранская война 1826 - 1828 гг.

, переселенцам предоставлялись льготы: их наделяли землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет, нуждающимся выдавали ссуду. «Правила» 1883 г. урезывали привилегии переселенцев (на душу полагалось не 30, а 10 десятин).

Обратите внимание

К этому времени в Семиречье уже чувствовалась ограниченность в земельных участках.

В правительственном распоряжении от 13 июля 1889 г. конкретно определялись районы переселения в Тобольской и Томской губерниях, в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. По «Правилам» 1891 г.

переселенцам-старожилам гарантировалась земля до 15 десятин на душу. Особенно большой поток переселенцев направился в Семиреченскую область.

Переселенческая политика захватила также Сырдарьинскую область, особенно Шымкенгский, Ташкентский и Аулие-Атинский Уезды.

Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. В северных краях Казахстана преобладающим становится земледелие, в то время как кочевое скотоводство принимая ограниченный характер. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность.

Проведение царизмом политики захвата земель ускорило социальное расслоение казахских шаруа С 70-80-х годов XIX в. обедневшие казахи в поисках средств существования стали уходить на горные выработки или на предприятия в города Жатаки относились к формирующемуся сельскому пролетариату.

С 60-х годов XIX в. российские промышленники стати вкладывать свои средства в организацию промышленного производства в таком богатом полезными ископаемыми крае, как Казахстан.

Наибольшей по протяженности стала Оренбургско-Ташкентская железная дорога. Через железнодорожные ветки с городами России были связаны города Уральск и Петропавловск.

Важно

В конце века возникают крупные предприятия с числом работников в 300-400 человек — Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн, Екибастузский (Экибастуз), Риддерский.

Спасско-Успенский, Атбасарский, Риддерский, Карагандинский и Экибастузский промышленные центры были куплены зарубежными капиталистами. Акции Спасского медного рудника перешли в руки собственников США, Германии, Бельгии и Швеции.

Ускоренное освоение природных богатств, развитие денежно-товарных отношений открыли путь для организации банков. Отделения госбанка возникли в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, позже — в Верном. По числу филиалов значительное место занял Русский торгово-промышленный банк, его отделения были открыты в начале XX в.

Из Петропавловска по скотоперегонному тракту на Курган и Шадринск ежегодно перегоняли до 340 000 голов крупного рогатого скота и 550-600 000 овец и коз.

Во второй половине XIX в. в большом количестве доставлялись изделия текстильного производства из центральных промышленных районов. Много товаров поступало и среднеазиатских ханств (медные кувшины, чайники, фрукты, орехи, миндаль).

Первая ярмарка, открытая еще в 1832 г. в Букеевской орде, превратилась в крупный торговый цент Западного Казахстана. В 80-х годах только в Восточном Казахстан действовало свыше 70-ти ярмарок.

Особенно бурное развивалась ярмарочная торговля на территории Акмолинской области.

Одна из самых крупных ярмарок — открытая в 1848 г. в местности Талды-Коянды Коянлинекая ярмарка, называемая еще Ботовской (по имени основателя купца Ботова) собирала купцов из Китая. Средней Азии, городов России. В Коянды не только торговали, здесь проводилось множество игр, состязаний, ежегодно встречались известные в Степи мастера искусств.

Значительную известность имели Каркаринская (в Семиреченском уезде), Уильская (в Уральской области), Чарская-Екатерининская (в Семипалатинской области). Ярмарки способствовали улучшению товарности скотоводства вовлечению казахского хозяйства в орбиту капиталистической экономики России.

В меновой торговле счет казахов шел на «токты» (годовалый баран) или годовалый «сек» (тучный баран). Грабительский характер имела развозная торговля в оглашенных аулах. За самовар ценой в 6-7 руб. отдавали 20-25 овец.

К началу XX в. на казахской земле было уже 19 новых городов. По первой в России переписи населения 1897 г. в числе наиболее крупных городов Казахстана были Уральск, Верный, Семипалатинск.

Рабочие в основном были сосредоточены в горной промышленности. В данной отрасли насчитываюсь к 1902 г. почти 30 000 рабочих. Большинство неквалифицированных рабочих составляли казахи.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/shkolnyj-kurs-istorii-kazaxstana/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-v-xix-nachale-xx-veka/1261-ekonomicheskoe-razvitie-kazaxstana-vo-vtoroj-polovine-xix-veka.html

Социально-экономическое развитие Казахстана во второй пол. 19-го века

План-конспект

Предмет:История Казахстана

Класс:8

Тема: Социально-экономическое развитие Казахстана во второй пол. 19-го века.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: традиционный

Цель урока: Сформировать целостное представление у учащихся знаний о социальном и экономическом развитии  Казахстана во второй пол. 19-го века.

Задачи урока:

Образовательная:

-способствоватьосвоению знаний об основных направлениях развития социального положения и экономики.

Развивающая:

-способствовать развитию аналитического мышления,  навыков сравнения, сопоставления

Воспитательная:

-способствовать воспитанию патриотических чувств, интерес  к образовательному процессу.

Методы обучения: метод устного обучения, наглядный метод. Частично-поисковый метод.

Структура урока:

Орг.момент

Подготовка к воспр.

Изучение нового материала

Осмысление и закр.

Д/З

Итоги подведения

Ход урока:

Орг. Момент: Приветствую учеников.

Изучение нового материала:

Ребята, сегодня мы начинаем с вами изучать новую тему. Запишите в тетради число, тему урока.

Записываю тему на доске и число.

Записываем план урока:

План:

  1. Социально-экономическое развитие

  2. Кочевое скотоводство

  3. Промышленность Казахстана во второй пол. 19-го века

  1. Переходим к изучению 1-го вопроса: В пересданный период происходило переселение русских крестьян.

Переселение русских крестьян. Реформа 1861г. по отмене крепостного права в России создавала условия для переселения русских крестьян в восточные районы. Этим правительство стремилось ослабить остроту аграрного вопроса в губерниях России и революционные волнения. Переселяя крестьян на национальные окраины, правительство хотело создать социальную опору.

На первых порах царизм ограничивался военными казачьими поселениями. В середине 60-х гг. XIX в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. Главное управление Западной Сибири приняло в 1866 г. постановление, разрешающее «водворение» переселенцев в казахские степи.

Объявление казахских земель государственной собственностью по реформе 1868 г. подготовило условия для их экспроприации (изъятия). Под руководством военного губернатора Семиреченской области генерала Г.А.Колпаковского в 1868 г. разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье».

Совет

По этим правилам, действовавшим до 1883 г., переселенцам предоставлялись льготы: их наделяли землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождали от всех налогов и повинностей на 15 лет, нуждающимся выдавали ссуду. «Правила» 1883 г. урезывали привилегии переселенцев (на душу полагалось не 30, а 10 десятин).

Обратите внимание

К этому времени в Семиречье уже чувствовалась ограниченность в земельных участках.

В правительственном распоряжении от 13 июля1889 г. конкретно определялись районы переселения в Тобольской и Томской губерниях, в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. По «Правилам» 1891 г.

переселенцам-старожилам гарантировалась земля до 15 десятин на душу. Особенно большой поток переселенцев направился в Семиреченскую  область.

  Переселенческая политика захватила также Сырдарьинскую область, особенно Шымкентский, Ташкентский и Аулие-Атинский уезды. Для переселенцев изымались земли кочевых казахов.

Экон. Развитие:

В жизни аула большое развитие получила торговля скотом, превращение его в товар. Из Петропавловска по скотоперегонному тракту на Курган и Шадринск ежегодно перегоняли до 340 000 голов крупного рогатого скота и 550-600 000 овец и коз.

Во второй половине XIX в. в большом количестве доставлялись изделия текстильного производства из центральных промышленных районов. Много товаров поступало из среднеазиатских ханств (медные кувшины, чайники, фрукты, орехи, миндаль).

Одна из самых крупных ярмарок — открытая в 1848г. в местности Талды-Коянды Кояндинскаяярмарка, называемая еще Ботовской (по имени основателя купца Ботова) собирала купцов из Китая, Средней Азии, городов России.

Обратите внимание

Значительную известность имели Каркаринская (в Семиреченском уезде), Уильская (в Уральской области), Чарская-Екатерининская (в Семипалатинской области). Ярмарки способствовали улучшению товарности скотоводства, вовлечению казахского хозяйства в орбиту капиталистической экономики России.

  1. Изменения в кочевом скотоводстве

С середины XIX в. капиталистические отношения распространяются в Казахстане. Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия.

В северных краях Казахстана преобладающим становится земледелие, в то время как кочевое скотоводство принимает ограниченный характер. Уменьшение числа лошадей и увеличение числа коров отражало сокращение кочевых маршрутов.

К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность. Проведение царизмом политики захвата земель ускорило социальное расслоение казахских шаруа. С 70-80-х годов XIX в.

обедневшие казахи в поисках средств существования стали уходить на горные выработки или на предприятия в города. Жатаки относились к формирующемуся сельскому пролетариату.

Рабочие в основном были сосредоточены в горной промышленности. В данной отрасли насчитывалось к 1902 г. почти 30 000 рабочих. Большинство неквалифицированных рабочих составляли казахи. Многонациональный состав рабочих повлиял на интернациональное содержание классовой борьбы.

Закрепление:

  1. Переселение русских крестьян в Казахстан началось после

  2. Благоприятные условия для начала переселения русских крестьян в Казахстан создала (-о)

  3. Отмена крепостного права в России создала благоприятные условия для начал

  4. Разработал «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» в 1868 г.

  5. Согласно «Временным правилам о крестьянских переселениях в Семиречье» переселенцев освобождали от налогов сроком на

  6. Социальное расслоение казахских шаруа ускорила проводимая царизмом

  7. В 1848 году в Казахстане была открыта ярмарка

  8. Купец, основатель Кояндинской ярмарки

  9. Область, которая приняла самый большой поток переселенцев в 60-80-ые годы XIX века

Рефлексия:

Было не сложно…..

Было трудно………

Было непонятно…….

Д/З: пересказ, составить тестовые задания (3 варианта ответов).

Подведение итогов. Выставление оценок.

Источник: https://infourok.ru/socialnoekonomicheskoe-razvitie-kazahstana-vo-vtoroy-pol-go-veka-1227917.html

2. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана в XVIII — первой половине XIX вв. — bibliotekar.kz — Казахская электронная библиотека

 Тема IV. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАЗАХСТАНА К РОССИИ (XVIII — СЕРЕДИНА XIX вв.)

2. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана в XVIII — первой половине XIX вв.

Процесс присоединения Казахстана к России растянулся почти на полтора столетия. В нем прослеживается три этапа: первый— с 90-х гг. XV века до конца XVI века, когда в основе политики российских царей по отношению к восточным соседям, в частности к казахским ханствам, было стремление установить военно-политические связи. Второй — с начала XVII века до 30-х гг.

XVIII века, когда определилась тенденция колониальной политики, упрочения своих захватнических позиций путем построения укрепленных линий, крепостей, форпостов, переселения русского казачества, захвата плодородных земель казахов. Третий — с 30-х гг. XVIII века до 60-х гг.

XIX века, когда завершился процесс колонизации казахских земель и полное присоединение территории Казахстана к России.

Несмотря на очевидность процесса, в исторической литературе утверждалось мнение о добровольном подданстве, о добровольном присоединении Казахстана к России.

В последние годы, желая несколько смягчить во многом противоречивый и весьма сложный характер этого процесса, стали говорить о вхождении Казахстана в Российскую империю.

Все это делалось с целью завуалировать сущность царской колониальной политики по захвату казахских земель и превращение Казахстана в сырьевой придаток империи.

Важно

Если политику царизма в первый период можно характеризовать «мягкой», то на последующих этапах она круто изменилась, сменившись «жесткой». Царские власти расширили фронт карательных мер, оттесняя казахские кочевья вглубь степей, что вызвало всеобщий протест народных масс во всех жузах.

Однако, несмотря на колонизаторскую политику царизма, присоединение Казахстана к России оказывало положительное влияние на экономику аула, способствовало развитию капиталистических отношений, расширению торговли, вовлечению Казахстана в систему общероссийской экономики и приобщению казахского народа к русской культуре.

Осуществив полный захват казахских земель Младшего и Среднего жузов военными силами, царское правительство начало проводить в крае территориально-административное переустройство и вводить, вопреки желанию местного населения, новую систему управления. После смерти в 1781 г.

могущественного хана Среднего жуза Абылая, ханом был провозглашен его старший сын Вали. Усердствуя в выполнении своих клятвенных обещаний в отношении России, Валихан проявлял необычайную жестокость и произвол к своим подданным. Такое отношение вызвало законное недовольство в народе, В 1795 г.

Казахи Среднего жуза обратились К императрице Екатерине II с ходатайством о низложении хана.

В результате в начале 20-х гг. XIX века в Среднем, жузе создались благоприятные условия для проведения политикоадминистративных реформ и ликвидации ханской власти,-

В 1815 г., стремясь ослабить позиции Валихана в Среднем жузе, правительство назначило старого хана — Букея. Через два года он скончался, а в 1819 г. скончался Валихан. После их смерти законным претендентом на ханский престол был Губайдулла. Но царское правительство сослало его в Сибирь за то, что он оказывал активное сопротивление строительству укреплений в Среднем жузе.

Некоторое время ханский престол занимала его жена Айганым. Но утверждение нового хана в Среднем жузе не входило в планы царского самодержавия.

Совет

В 1822 г. ханская власть в Среднем жузе была упразднена и была введена: новая система управления, разработанная видным государственным деятелем России XIX века генерал-губернатором Сибири Сперанским М.

М. Реформа называлась «Устав о сибирских киргизах». По нему Сибирь была разделена на две части; Восточную — с главным управлением в Иркутске и Западную — с центром в Тобольске, а с 1839 г.— в Омске.

В Западную Сибирь вошли области; Тобольская, Томская, Омская, к которой была присоединена территория казахской степи, занятая кочевьями Среднего и частью Старшего жузов. Она получила название «Область сибирских киргизов», для которой и был разработан в 1822 г. «Устав о сибирских киргизах».

По «Уставу» область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за Иртышом. Округа разделялись на волости и аулы. В округ должно было входить от 15 до 20 волостей, в волость — от 10 до 12 аулов, в аул — от 50 до 70 кибиток.

Образование округов, тесно связанных с пограничными управлениями, должно было содействовать военной колонизации Восточного Казахстана. Каждый округ получал определенную территории. С 1822 по 1844 гг. были образованы следующие округа: Акмолинский, Кокчетавский, Каркаралинский, Баянаульский, Атбасарский, Аягузский (Сергиопольский), Кокпектинский и Алатауский.

В новые территориальные образования входила, помимо Среднего, также значительная часть Старшего жуза.

В 1838 г. для общего руководства сибирскими казахами создается пограничное управление. Пограничный начальник подчинялся генерал-губернатору Западной Сибири. В «Положении» 1838 г. много внимания уделялось управлению «областью сибирских киргизов». Старшие султаны, избираемые на три года, теперь утверждались не Омским областным начальником, а генерал-губернатором Западной Сибири.

В 1824 г. был принят «Устав об оренбургских киргизах» и в том же году было решено отменить ханскую власть в Младшем жузе.

Обратите внимание

Еще со времен реформы Игельстрома Младший жуз был разделен на три части во главе с султанами-правителями. В восточной части основное ядро населения составили выходцы из поколения родов алемулы, шомекей, котчак.

Средняя часть формировалась из поколения рода Жетыру и, отчасти алемулы, в состав Западной вошло поколение рода байулы. С усилением власти султанов-правителей уменьшилось значение и роль султанов, не состоявших на государственной службе колониальной администрации.

При каждом султане-правителе находилась военная команда в 100—200 человек. Ставки султанов-правителей располагались в казачьих станицах и военных укреплениях. В Западной и Средней части жуза правили потомки ханов Абулхаира и Каипа.

Султаны-правители назначались Оренбургским военным губернатором, все остальные чины — Пограничной комиссией.

Основными звеньями управления были административные участки — дистанции, то есть участки между двумя крепостями. Внутри дистанции создавались более мелкие единицы управления — старшинства аула или отдельного рода. В начале 40-х годов XIX в. было открыто 54 дистанции.

Все должностные лица Младшего жуза от аульного старшины до су-лтана-правителя назначались Оренбургским генерал-губернатором. Выборная система здесь отсутствовала. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти, в том числе и суды биев, в карательно-полицейские органы.

Им были представлены полномочия заключать под стражу, наказывать розгами, ссылать в Сибирь на поселение.

В 1844 г. царское правительство издало «Положение», по которому вводились повинности, оплачиваемые коренным населением: платный сбор за билеты, выдаваемые казахам, нанимавшимся вне степи, сбор штрафных денег за просрочку билетов и другие. Это положение просуществовало без изменений до 1868 года.

Реформы царской администрации в 1822 и 1824 годах, перестройка системы управления окончательно закрепили колониальный режим в крае. В итоге Казахстан полностью лишился своей свободы и независимости.

Социально-экономическое положение казахского общества, как и на протяжении предшествующих веков, определялось ведением экстенсивного кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства. Оно давало продукты питания, одежду, средства передвижения.

Особенность пастбищно-кочевой системы скотоводства заключалась в почти круглосуточном содержании скота на подножном корме. Такая система, зависящая от времени года, естественно, требовала регулярных пе-рекочевок. Каждый, казахский род имел свой маршрут кочевания, протяженность которого доходила до 800—1000 км.

Кочевое скотоводство требовало огромных пастбищных пространств.

Важно

Казахскому кочевому скотоводческому обществу XVIII в. было известно и земледельческое производство. Очагом древней земледельческой культуры являлись долины рек Сырдарьи, Таласа, Чу и Семиречье.

Земледелием занималась незначительная часть населения, преимущественно жатаки, которые были не в силах кочевать из-за небольшого количества скота.

Кроме того, существенную роль играли домашние промыслы по обработке и переработке животноводческой продукции.

Казахи издавна торговали со среднеазиатскими ханствами, Россией, Восточным Туркестаном, Ираном.

Русский рынок интересовали лошади для армии, сырье — кожа, шерсть, козий пух, овчина, мерлушка для промышленности, кошмы, ковры, продукты питания и предметы охоты — меха лисиц, волков.

Казахи нуждались в промышленных и металлических изделиях: котлах, мотыгах, косах, серпах, посуде, гвоздях, листовом железе и меди, охотничьем снаряжении, коже, тканях, галантерейных и других товарах.

В Оренбурге, Семипалатинской и Ямышевской крепостях, Троицке были построены специальные помещения для торговли в течение круглого года. Значительной была роль Казахстана в транзитной торговле. Через казахские степи шли караванные пути из Сибири и Средней Азии в Россию — из Хивы, Бухары, Ташкента, Самарканда, Ургенча, Астрахани.

В конце 1752 г. в одной только Орской крепости, например, казахи продали российским купцам до 40 тысяч лошадей, около 500 верблюдов, более 300 коров, около 12 тысяч баранов. Развитие торговли способствовало разложению кочевого натурального хозяйства, росту торгового производства и денежного обращения в Казахстане.

Совет

В социальном отношении в казахском обществе происходил процесс расслоения богатых и бедных. Класс имущих феодалов состоял из ханов, султанов, биев и других групп населения. Баем называли богатого человека, имевшего оольшое количество скота. Султаны причисляли себя к особому роду — торе, вели свое происхождение от чингизидов. Они управляли страной, распоряжались общинными кочевьями.

Муллы и ходжи — проповедники мусульманской религии Муллой у казахов считался всякий грамотный и знающий Коран человек, нередко они обучали детей грамоте. Бии представляли собой средний слой казахских феодалов. В их обязанности входили распорядительные и судебные функции. В судебной практике руководствовались адатом — обычным правом, выступали как бы хранителями традиций и народных обычаев.

В общественно-политической жизни казахского общества XVIII в. значительную роль играли батыры. Слово батыр (по-русски — богатырь) означает храбрый, бесстрашный. С середины XVIII в.

царское правительство начало практиковать присвоение звания тархана (тюркское — владетель). Впервые звание тархана было пожаловано указом императрицы Елизаветы Петровны от 11 июля 1743 г.

батыру Жаныбеку, отличившемуся в боях с джунгарскими захватчиками.

В казахском обществе основными производителями материальных благ являлись рядовые скотоводы (шаруа), которые составляли абсолютное большинство населения. Экономическое положение шаруа было неодинаковым, и степень зависимости их от феодалов различна.

Особую прослойку в группе феодально-зависимого населения составляли тюленгуты, превращенные в служилых людей султанского или ханского двора.

Тюленгуты выполняли различные работы: пасли скот, сопровождали и охраняли хозяина и его семью, привлекались к исполнению административных и дипломатических поручений, во время военных походов составляли личную охрану ханов и султанов и так далее.

Обществу того времени было известно патриархальное рабство. Хозяин мог наказать, продать или даже лишить жизни. Однако доля рабского труда в казахском обществе была незначительна и не играла заметной роли в процессе производства. Рабство здесь носило патриархальный, домашний характер.

Политическое положение казахских ханов обострилось со строительством на присоединенной территории укрепленных линий и городов. Они стали опорными пунктами колониальной политики царизма. Вместе с тем возникновение городов и поселений в районах укрепленных линий усилило приток русского населения в Казахстан.

Укрепленные линии в относительно короткий срок опоясали западные, северные и восточные границы Казахстана. Начало этим линиям было положено в ХVII веке постройкой казачьих форпостов, редутов и крепостей вдоль реки Жайык (Яик). В 1620 г. был основан город Яик (Уральск), в 1645 г. — Гурьев, в 1720 г. — Усть-Каменогорск, в 1743 г. — Оренбург. В 1744 г.

Обратите внимание

была организована Оренбургская губерния. К середине XVIII века укрепленные линии протянулись по берегам всего нижнего течения Яика, т. е. от Урала до Гурьева. Оренбургскому губернатору И. И.

Неплюеву были подчинены все построенные и строящиеся крепости с их гарнизонами, а также поселенцы-крестьяне и казаки, ему было поручено также «ведать киргизский народ и тамошние пограничные дела». Линия форпостов соединила Оренбург с Уральском и ОрскОм.

Другая северная линия от Верхнеуральской до Звериного-ловской крепости общей протяженностью в 770 км была построена в 30—40 гг. XVIII века. В эти же годы строилась Иртышская, соединившая Омске Семипалатинском и Усть-Каменогорском, протяженностью в 930 км.

Кроме того, российская колониальная администрация издала распоряжение о запрещении казахам кочевать близ рек Яик и Ишим. В случае неповиновения российская администрация грозила поступить с ними, как с противниками указов императрицы. Такие действия царских властей вызывали протест казахов и в отдельных случаях они нападали на русские крепости.

Участились самовольные перекочевки казахских аулОв через Иртыш и Яик, но царская администрация всячески препятствовала их переходу на правобережье.

Присоединение Казахстана к России — важная веха в истории. Оно привело к серьезным сдвигам в экономике края.

Казахстан как колония Российской империи не мог остаться в стороне от тех социально-экономических процессов, которые происходили в самой России в связи с развитием капитализма.

Экономика Казахстана в начале XX века наиболее интенсивно вовлекалась в систему общероссийской экономики. Возрастала колониальная эксплуатация трудящихся. Новым явлением в экономической жизни Казахстана стал ввоз капитала из метрополии.

Важно

Проникновение капиталистических отношений в Казахстан тесно связано с крестьянским переселением. Переселение крестьян и связанное с ним изъятие казахских земель ускорило кризис кочевого скотоводства, социальные сдвиги в ауле. Переселенческая политика проводилась методами прямого грабежа и насилия. Начался сгон казахов с обжитых земель.

Дело не только в самих изъятиях, но и в тех формах и методах, в которых они происходили, в беззакониях и злоупотреблениях царских чиновников в отношении местного населения. В первую очередь у казахов отнимались пахотные земли. Большинство переселенческих участков было расположено именно на землях, удобных для хлебопашества.

Это сильно ущемляло интересы той части местного населения, которая уже долгое время занималась хлебопашеством.

Массовая экспроприация казахских земель проводилась под лозунгом «благодеяния», якобы в целях организации «школ» и «рассадников» земледельческой культуры для казахов. На самом деле царская администрация, этими вопросами не занималась, беспощадно эксплуатируя трудящиеся массы.

Царизм в то же время поддерживал байство, не без основания рассчитывая на его помощь в борьбе с революционным движением. Царское правительство ограждало интересы баев, представляя им земли по повышенным нормам, закрепляя за ними земли в собственность.

И, действительно, баи были надежным оплотом самодержавия, верой и правдой служили царю, беспощадно грабили народ.

Одним из результатов присоединения Казахстана к России и крестьянского переселения явилось развитие оседлости среди казахов. Не все слои казахского населения стремились к оседлости.

Первыми были вынуждены осесть и заняться земледелием аульные бедняки, становившиеся джатаками. Таким образом, оседание выступает как противоречивое явление.

Совет

Прогрессивное в своей основе, оно было следствием разорения большей части кочевников, переходящих на оседлость в результате проникновения капитализма, и политики царизма по изъятию земель у коренного населения.

Присоединение Казахстана к России и проникновение капиталистических отношений, рост торговли содействовали развитию товарного производства в ауле. Несмотря на то, что в казахских хозяйствах часть скота, продуктов скотоводства и земледелия реализовалась на рынке, в этих хозяйствах товарное производство еще не стало господствующим.

Экономическая специализация аула на товарной основе создавала лишь некоторые предпосылки для капитализма. Под влиянием проникновения капиталистических отношений в, Казахстане происходят серьезные сдвиги.

Растут производительные силы, развиваются земледелие, скотоводство, увеличивается население, появляются новые крупные населенные пункты, растут старые города. Однако все эти новые явления в жизни края сдерживались и искажались колониальной политикой царизма. Прогресс был весьма относительным.

Кочевой и полукочевой аул вплоть до Октября 1917 г. страдал от недостатка развития капитализма.

>

Источник: http://bibliotekar.kz/kurs-lekcii-po-istorii-kazahstana/2-socialno-yekonomicheskoe-i-politichesk.html

Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX века (стр. 1 из 4)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Завершение присоединения Казахстана к России внесло сущес­твенные перемены в политику империи в отношении казахского края.

Военно-колониальными акциями присоединив Семиречье и Южный Казахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм, вытеснив английское влияние в регионе. Воспользовавшись бла­гоприятной международной обстановкой.

Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интереса­ми, установила в Казахстане колониальный режим.

Бурно развивавшаяся промышленность метрополии все более и более нуждалась в источниках сырья, рабочей силе. Богатый природными ресурсами, животноводческим сырьем Казахский край давно привлекал внимание российских предпринимателей.

Обратите внимание

Однако освоение огромного региона с разными природно-географически-ми условиями требовало от правящих кругов проведения админис­тративно-территориальных, судебных и других нововведений'. Ус­тавы о сибирских, оренбургских казахах 1822—1824 гг.

, по существу ликвидировавшие ханство в Казахстане (за исключением Букеев-ской, или Внутренней орды), открыли простор для правительствен­ной и частной казачьей колонизации, но не смогли уничтожить веками сохранившиеся формы правления.

Родоплеменная структу­ра казахского общества (суд биев, власть султанов) в основном продолжала сохранять былое значение, хотя создание окружной системы, вытеснение кочевников с веками насиженных мест стали подрывать основу политической системы и хозяйственного уклада автономного населения.

Проведению административной системы управления благопри­ятствовало и положение разросшейся в своих границах империи. Вслед за отменой крепостного права правительство России прове­ло ряд реформ, коренным образом изменивших течение социаль­

но-политической жизни: земских, судебных, городских и др. Разви­тие капитализма шло «в глубь» и вширь.

В этих условиях Россия выдвинула задачу коренной ломки прежней системы управления Казахстаном2
.

Для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью правительство в 1865 г. образовало так называемую Степ­ную комиссию. При подготовке реформы настроение широких масс не было принято во внимание. За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы повышению материального благосостояния и благополучия казахов выступал Ч.

Валиханов. Он предлагал вводить систему административного правления в Казах­стане на началах народного самоуправления. В «Записке о судеб­ной реформе» он считал наиважнейшим для казахского народа социально-экономические нововведения. 11 июля 1867 г.

царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семире-ченской и Сырдарьинской областями; 21 октября 1868 г. — проект Положения оо управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями.

Важно

Таким образом, «Временное положе­ние» об управлении Казахстаном было подготовлено царизмом на основе соображений правительственных чиновников при активном участии султанов Сейдалина, Чингиза Валиханова, Мусы Чормано-ва и др. Изменениям подверглись управления Семипалатинской, Акмолинской областями, открытыми в 1854 г., Семиреченской — 1866 г.3
.

Реформа впервые охватила весь Казахский край, хотя Букеевская (Внутренняя) орда, где ханская власть прекратила свое существование еще в 1845 г., согласно проекту Временного положе­ния отошла в состав Астраханской губернии.

В свою очередь, области делились на уезды, уезды — на волости. Кроме военной и гражданской власти, в обязанность Туркестан­ского генерал-губернатора вменялось ведение дипломатических отношений с соседними государствами — Китаем, Ираном и др.

Новая система управления расшатывала патриархально-фео­дальный уклад жизни кочевников, ограничивала власть султанов, биев и старшин. Осуществление реформ 1867—1868 гг. привело к ослаблению влияния родовой аристократии, что отразилось на их правовом, экономическом и политическом положении.

Административное управление носило ярко выраженный воен­ный характер. Во главе областей находились военные генерал-губернаторы (они же командующие военными округами), сосредо­точившие в своих руках полноту военной и гражданской власти. Неразделенность военной и гражданской властей было принципом административного устройства Казахской степи по новой реформе.

По Временному положению об управлении в степных областях 1868 г. и Положению об управлении в Туркестанском крае 1867 г. волостной управитель сосредоточивал в своих руках полицейскую и распорядительную власть. Он наблюдал за сохранением «спокой­ствия и порядка», за уплатой податей и всяких повинностей с населения.

В его обязанности входили приведение в исполнение решения суда биев. Аульные старшины в пределах своей компетен­ции исполняли те же обязанности, что и волостные управители.

Казахский шаруа на своих плечах нес еще непомерно тяжелую земскую повинность: содержал аульно-волостную администрацию, вносил средства на исправление мостов, почтовых трактов,лбеспе-чивал подводами воинские части.

Совет

Реформой 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные ко­миссии и уездные суды, действовавшие на основании общеимпер­ских законов. Вместе с тем были сохранены феодальные суды биев в аулах и суды казиев в кишлаках Сырдарьинской области. Преступления, совершенные вне степных областей, уголовные и гражданские дела казахов-скотоводов разбирались уездными судь­ями на основе российских законов.

Положения 1867—1868 гг. введены временно в виде опыта на два года. Однако этот «опыт» из-за возможной отрицательной реакции местного населения затянулся более чем на двадцать лет. Только в конце 80 — начале 90-х гг. XIX в.

царские власти приступили к завершению внедрения административно-судебной реформы. 2 июня 1886 г. было принято Положение об управлении Туркестанским краем4
. 21 марта 1891 г.

— Положение об управле­нии Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, и Тургайской областями.

Еще большую силу приобрела власть генерал-губернатора. Об­ластное правление приравнивалось к губернскому правлению цен­тральных районов России. В крупных городах создавались полицей­ские управления, а в других — полицейские приставства. По Положению 1891 г.

споры по земельным вопросам между аульны­ми старшинами в пределах волости решали волостные съезды, а между владельцами кибиток — аульные. Решающая роль принад­лежала волостным управителям и аульным старшинам.

В связи с этим между общинами происходила жесточайшая борьба за прове­дение в волостные управления и аульные старшины своего канди­дата, которого избирали на три года.

Произошли существенные изменения и в области судебного устройства.

Система российских судов складывалась, согласно Поло­жению об управлении Туркестанским и Степным краями, из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и Правительствующий сенат как высшая судебная инстанция.

Был модифицирован и суд биев. По форме бий оказывался выборным народным судьей. Это нововведение также наносило удар по традиционному суду шариа­та.

Обратите внимание

Реформы 1867—1868 гг. и последующие нововведения вызвали протест .казахов. Уже в первой половине 60-х гг. XIX в. в Казахстане, особенно в Младшем жузе, колониальный гнет стал усиливаться. Это создавало предпосылки для роста недовольства трудящихся масс, которое могло вылиться в открытое выступление против царизма.

Изменения в территориально-административном устройстве и социально-экономическом развитии Казахстана обусловили при­нятие новой налоговой системы, отвечавшей интересам колони­альный империи. Несмотря на тенденцию роста оседлого и земле­дельческого населения, кочевники были основной массой нало­гоплательщиков: в 1880 г. они составляли 90,5, в 1897 г. — 82,0%.

Кибиточная подать представляла собой форму государственно­

го налога с казахского населения в размере 2 руб. 75 к. с кибитки в год в Семиреченской и Сырдарьинской областях, 3 руб. с кибитки в год в четырех степных областях. Во Внутренней Орде функциони­ровала особая система налогообложения. Ранее взимаемые сборы зякет и согум сливались в единый денежный сбор — подать со скота.

Налоговое законодательство вводило пропорциональную систе­му взимания налогов, устранялся даже формальный учет матери­ального благополучия различных групп. Оно носило ярко выра­женный политический характер.

Новое административное деление не соответствовало веками сложившемуся порядку использования пастбищ. Летовки, зимовки одного рода зачастую оказывались в разных административно-территориальных делениях, что осложня­ло пользование землей.

Все это послужило причиной восстания казахов Тургайской и Уральской областей в 1868 г.

Восстание возникло стихийно и длилось с декабря 1868 г. по октябрь 1869 г. Оно носило выраженный антиколониальный харак­тер.

Казахи, предводительствуемые крупными родоначальниками, бойкотировали правительственные комиссии, оказывали воору­женное сопротивление царским отрядам. Так, б мая 1868 г.

Важно

вышедший с комиссией с Оренбургской линии отряд фон Штемпе­ля в составе 200 сабель и роты пехоты при озере Джаман-Сай подвергся нападению 20 000 казахов, которые продержали его в осаде в течение семи дней.

Отряд возвратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие.

Особенно длительной была борьба казахских шаруа против своих феодалов. С марта по июнь 1869 г. был совершен 41 набег на аулы биев, султанов, волостных управителей, старшин. В них в общей сложности участвовали 3 000 человек.

Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и центральное правительство. На подавление восстания в степь были двинуты крупные карательные отряды.

В Уральской области оперировали отряды подполковника Рукина, графа Комаровского, отряд под командой генерал-губернатора Веревкина и др. Вследст вие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели пора­жение.

И, конечно, как и в предыдущих выступлениях шаруа, непоследовательность и предательство временно принявших учас­тие в восстании биев и старшин способствовали сравнительно быстрому подавлению восстания.

Источник: http://MirZnanii.com/a/332549/sotsialno-ekonomicheskie-otnosheniya-v-kazakhstane-vo-vtoroy-polovine-xix-veka

Ссылка на основную публикацию