Смерть пушкина потрясла всю мыслящую россию

Андрей Ткачев: О чем говорил Пушкин перед смертью

Протоиерей Андрей Ткачев о том, что о смерти нужно думать, пока не поздно

Какой русский не любит быстрой езды? И какой читающий человек не знает о серии «Жизнь замечательных людей»? Мы, с вашего позволения, робко приоткроем двери в новую серию «Смерть замечательных людей». Начнем сегодня с Пушкина.

Журнальный глянец рассказывает, захлебываясь, о том, куда поехал, чего съел, в какой ванне искупался, кого на усыновление взял, с кем развелся, какое платьишко примерил на очередной «красной дорожечке». Все какая-то чепуха.

Но все же помирают. И все молчат про то, как помирают. Как хрипят, как захлебываются. Каются или не каются. Важен же не только «глянец», важна же сермяжная правда, написанная на пергаменте.

Обратите внимание

Итак, «Смерть замечательных людей». 29 января по старому стилю, то есть в феврале по новому, 1837 года от Рождества Христова скончался Александр Сергеевич Пушкин, «солнце нашей поэзии».

Очень важно, что он скончался на дуэли, но не стал убийцей. У Владимира Соловьева было несколько слов на смерть Пушкина: он говорил, что очень важно, что Александр не ушел за грань видимой и невидимой жизни с тяжестью убийства на плечах.

Дантес жив, Александр мертв. Сейчас, правда, Дантес тоже мертв.

Пушкин 21 раз вызывался драться на дуэли. 15 раз по собственному почину, шесть раз его вызывали на драку. В основном эти случаи рассасывались. Он был такой человек горячий — поэт, куда деваться. Он стрелял хорошо, между прочим.

Упражнял руку, постоянно вращал в руках тросточку тяжелую, чтобы рука не дрожала при стрельбе. В «Повестях Белкина» описывал известного дуэлянта. В «Евгении Онегине», по сути, свою смерть описал — только назвав погибшего Ленским. Четыре дуэли удалось, четыре раза стрелялся.

И четвертая была смертельная.

Вы все наверняка слышали об этом страшном скандале, который был вокруг чести его жены, связанном с бароном Геккерном, открытым педерастом, который жил со своим усыновленным якобы сыном, французским кавалергардом, и который, собственно, и был причиной драки поэта с этой персоной. Тот дожил до старости, был изгнан из России после смерти Александра Сергеевича.

На Черной речке они стрелялись, после чего с ранением в паховую область, в низ живота, поэт был принесен дядькой своим на руках на Мойку, на квартиру, где умер. Два дня он страдал от раны и умер от газовой гангрены. Антибиотиков не было, пенициллин еще не был изобретен. Жена была за стенкой.

Пушкин, кусая губы, сдерживался, чтобы не кричать. Умирал он мужественно. Врачей попросил сказать ему, к чему готовиться. Врачи были честны и сказали, что надежд на выздоровление почти нет. И Пушкин два дня провел в смертельной агонии, борясь с сумасшедшей болью. Обезболивающих тоже не было.

И вот он, стараясь не кричать, чтобы не смущать Натали, умирал в своем кабинете, в окружении своих книг, с которыми прощался, как с друзьями. Последние его слова были в том числе и к книгам: «До свидания, друзья!» Он любил очень книги и относился к ним как к живым людям.

Важно

Очень переживал, что скажет государь, поскольку еще со времен Петра дуэли были под строжайшим запретом, чтобы не выбивать живую силу из гвардии и из дворянства. Поэтому любители стреляться, или протыкать друг друга шпагами улетали надолго на Кавказ, или в Сибирь, или в солдаты уходили.

Николаю послали его покаянную просьбу простить его. Николай ответил: «Я тебя прощаю. Если на том свете не свидимся, то свидимся в будущем веке». И взял на себя попечение о всей семье Александра, и о всех долгах его, и об издании его творений в пользу вдовы с детьми.

Попросил Николай Александра причаститься и умереть как христианин. Поскольку был уверен, что Пушкин вольтерьянец, вольнодумец и вообще опасный человек.

На самом деле до этого еще Пушкин, зная о неизбежной смерти, позвал ближайшего священника, который пришел к нему и принял его покаяние, причастил его и по выходе сказал, что сам себе бы желал такой искренней глубокой исповеди перед тем, как умрет.

Последние слова Александра Сергеевича были: «В горнее, в горнее». Уже забывшись, впавши в бред, бормоча то, что сам не анализировал, говорил: в горнее, вверх, вверх. То есть душа его начала восхождение. И мы надеемся, что он помилован Богом.

При всех грехах, сложностях, слабостях, надеемся, что он был помилован Богом.

Смерть эта потрясла Россию. Это была первая смерть поэта, которая всколыхнула все российское общество — образованное, конечно же. Крестьяне могли об этом не знать. Этим кратким рассказом, напоминанием о смерти Пушкина, мы начинаем небольшую серию тематических передач «Смерть замечательных людей». Об этом нужно думать — пока не поздно.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/andrej-tkachev-o-chem-govoril-pushkin-pered-smertju_27139

Шокирующая теория об инсценировании смерти А.Пушкина

Гениальный поэт, основоположник современного русского языка Александр Пушкин не погиб в результате дуэли на Черной речке.

Он лишь инсценировал свою смерть и тайно переехал в Париж, где повторно прославился под именем Александра Дюма (который отец). Согласны, звучит как полнейший бред. Абсурдность гипотезы признает и один из ее сторонников Олег Горосов.

Однако после прочтения его основательного текста волей-неволей закрадываются смутные сомнения…

Совет

27 января 1837 года в Санкт-Петербурге во время дуэли с кавалергардом Жоржем Дантесом был смертельно ранен светоч русской литературы Александр Сергеевич Пушкин. А вскоре после этого во Франции засверкала новая звезда — тоже Александр, только по фамилии Дюма. Но что примечательно: французский Александр внешне оказался поразительно похож на российского.

Пушкин и Дюма почти ровесники: первый родился в 1799 году, второй — в 1802-м. Если взглянуть на портреты двух гениев, сразу бросается в глаза их удивительное сходство: смуглая кожа, цвет глаз, форма лба, бровей, носа, темные кудрявые волосы. А в молодости Дюма и вовсе вылитый Пушкин.

Специалисты утверждают, что все это благодаря африканским корням обоих Александров. Прадедом Пушкина по материнской линии был Абрам Ганнибал — привезенный из Африки воспитанник Петра I. У Дюма чернокожей была бабушка по отцовской линии — бывшая рабыня с острова Гаити.

И все же, хоть африканские черты и сохранились спустя поколения, это не объясняет причины столь сильного сходства. Ведь принадлежность к одной расе еще не делает людей похожими друг на друга как две капли воды.

Любвеобильные бунтари

Русский и французский Александры схожи не только внешне. Пушкин с ранних лет проявил литературные способности, тогда как в точных науках оказался совершенно бездарным. Также он имел низшие баллы по поведению.

Исследователи жизни поэта отмечали, что «за все пять лет пребывания в лицее Пушкин успешно отстаивал свою личность от всяких на нее посягательств, учился лишь тому, чему хотел, и так, как хотел».

Взрослый Пушкин был известен буйным характером, любил кутежи, карты и дуэли.

При этом Александр Сергеевич считался отличным бретёром. Еще одна яркая черта поэта — неравнодушие к слабому полу. Стоит также отметить политические взгляды Пушкина: он водил дружбу с будущими декабристами, а за эпиграммы в адрес Александра I едва не угодил в Сибирь.

А вот как описал юного Александра Дюма писатель Андре Моруа в своей книге «Три Дюма»: «Он был подобен стихийной силе, потому что в нем бурлила африканская кровь. Стихийность его натуры проявлялась в отказе подчиняться какой-либо дисциплине. Школа не оказала никакого влияния на его характер.

Любое притеснение было для него несносно. Женщины? Он их любил, всех сразу».

Моруа отмечал также неспособность Дюма к точным наукам. Как и Пушкин, Дюма был неравнодушен к политической ситуации в стране.

Более того, когда в 1830 году во Франции вспыхнула Июльская революция, писатель лично участвовал в штурме королевского дворца Тюильри.

Сравнивая двух Александров, и правда можно решить, что речь идет не о разных людях, а об одном и том же человеке. С той лишь разницей, что один жил в России, второй — во Франции.

Гений в закрытом гробу

Возникает вопрос: для чего вообще Пушкину было инсценировать собственную смерть? Оказывается, в последние годы жизни дела Александра Сергеевича шли просто ужасно. Его связывали гигантские долги, не меньше проблем возникало и на литературном поприще. Например, его поэму «Медный всадник», законченную в 1833 году, запретил к печати лично Николай I.

Вообще, с царским двором отношения у писателя складывались довольно прохладные. Даже то, что российский император в 1834 году пожаловал Пушкину чин камер-юнкера, вызвало лишь ярость поэта. Как тот отметил в своем дневнике: это «довольно неприлично моим летам», ведь такой чин обычно получали очень молодые люди.

Пушкин считал, что камер-юнкерство было дано ему лишь потому, что двор желал видеть его жену на своих балах.

Обратите внимание

Беспокоили Александра Сергеевича и светские слухи о тайной связи его жены с Дантесом. А в 1836 году он пережил еще один удар — умерла его мать Надежда Осиповна. Как отмечали современники Пушкина, в последние годы жизни Александр Сергеевич был на грани отчаяния.

И вот в январе 1837-го пуля Дантеса перебила шейку бедра Пушкина и проникла в живот. Как считается, ранение по тем временам смертельное. Хотя ряд специалистов полагает, что причиной смерти Александра Сергеевича стала ошибка врачей и при правильном подходе он мог выжить.

А может быть, так оно и произошло?

Умирая, Пушкин написал императору: «Жду царского слова, чтобы умереть спокойно». Николай I ответил, что все ему прощает, и даже обещал позаботиться о жене и детях Пушкина, а также покрыть все его долги (что было исполнено). Теперь Александр Сергеевич мог умереть спокойно. Но то, как проходили похороны гения, до сих вызывает массу вопросов.

Многие желали проститься со знаменитостью, но людей намеренно обманули: объявили, что отпевание будет проходить в Исаакиевском соборе, где и собрался народ. На самом же деле тело было поставлено в Конюшенной церкви, куда его тайно перенесли под покровом ночи. После отпевания гроб спустили в подвал и продержали до 3 февраля, а затем отправили в Псков.

При этом губернатору Пскова передали указ императора запретить «всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина». Так что сам Николай I мог знать истинные причины «смерти» великого поэта.

Перевоплощение

Теперь рассмотрим, мог ли Пушкин стать Дюма.

Один из генералов Наполеона и его друг Тома-Александр Дюма умер, когда его сыну Александру было около четырех лет. С тех пор французский свет практически забыл о некогда известной фамилии.

И вдруг в 1822 году в Париже появился двадцатилетний юноша, представившийся сыном легендарного генерала, и стал искать протекции у бывших сподвижников отца. В Париже никто не усомнился в подлинности его происхождения, ведь юноша не походил на европейца, а все знали об африканских корнях генерала Дюма.

Мог ли этим юношей быть Пушкин?

Конечно, смущает тот факт, что в 1822 году Александр Сергеевич был жив-здоров и до роковой дуэли оставалось еще 15 лет. Можно лишь предположить, что поэт в силу авантюрности характера мог вести двойную жизнь. Как раз в начале 1820-х его не видели в свете — Пушкин четыре года прожил на юге.

Важно

За это время он мог запросто неоднократно побывать в Париже и даже написать там несколько произведений на французском языке под псевдонимом Дюма. Ничто не мешало ему отлучаться и из Михайловского, куда он был сослан на два года в 1824-м.

Между прочим, однажды Александра Дюма «похоронили заживо».

В 1832 году в одной французской газете напечатали сообщение о том, что Дюма расстреляли полицейские за участие в восстании. После этого писатель надолго покинул Францию. Если принять на веру историю о том, что Дюма — это Пушкин, возможно, последний пытался таким образом прекратить аферу. Ведь за год до этого он обвенчался с Натальей Гончаровой.

Но затем мог передумать и сохранить свой французский образ.

Примечательно, что до смерти Пушкина Дюма написал лишь несколько небольших произведений и был почти неизвестен. Зато в конце 1830-х вдруг стал выдавать роман за романом, и о нем заговорили даже за пределами Франции.

Между строк

Своего мнимого убийцу Жоржа Дантеса Пушкин-Дюма, как бы извиняясь, сделал положительным персонажем. Главного героя «Графа Монте-Кристо» зовут Эдмон Дантес. Если вы помните, Дантес инсценировал собственную смерть и вернулся в свет под другим именем, став графом Монте-Кристо.

Не намекал ли писатель таким образом на собственную смерть в образе Пушкина?

Еще любопытный факт: в 1840 году Дюма, не побывав к тому времени ни разу в России, написал роман «Учитель фехтования», в котором подробно рассказал историю декабристов и восстания 1825 года. Также он перевел на французский многие произведения российских авторов, в том числе и Пушкина.

Вообще, французский писатель проявлял огромный интерес к России. Правда, посетил ее лишь в 1858 году. Даже если Дюма и являлся когда-то Пушкиным, он мог уже не бояться быть узнанным, ведь он к тому времени раздобрел и постарел. Писатель стал желанным гостем во всех знатных домах Санкт-Петербурга.

Русские дворяне и не подозревали, что принимают, возможно, умершего больше двадцати лет назад Александра Сергеевича Пушкина.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник: http://interesno.cc/article/13941/shokirujushhaja-teorija-ob-inscenirovanii-smerti-apushkina

«Смерть Пушкина для меня уморила всех»

09.02.2012

Жилет поэта, в котором он был на дуэли с Дантесом. Всероссийский музей А.С.Пушкина.
Фото автора

Кажется, что лучше всех значимость Александра Пушкина – не только для нашей литературы, но и для всей России – выразил Иван Тургенев в своей речи по случаю открытия в Москве на Страстной площади памятника поэту. Было это в 1880 году.

Тургенев тогда сказал о Пушкине: «Ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу┘ Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности.

Совет

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю».

Читайте также:  Внутриполитические решения ивана грозного

Есть по крайней мере два пушкинских дня в году, мимо которых нельзя и невозможно пройти: 6 июня и 10 февраля. Один день – праздничный (официально утвержденный как Пушкинский день России), другой – печальный.

Сегодня мы отмечаем 175-ю годовщину с того трагического для России дня, когда 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге в доме на Мойке в два часа сорок пять минут пополудни скончался Александр Сергеевич Пушкин:

«Незадолго до смерти ему захотелось морошки. Наскоро послали за этой ягодой. Он с большим нетерпением ее ожидал и несколько раз повторял:

– Морошки, морошки.

Наконец привезли морошку.

– Позовите жену, – сказал Пушкин, – пусть она меня кормит.

Он съел две-три ягодки, проглотил несколько ложечек соку морошки, сказал – довольно, и отослал жену. Лицо его выражало спокойствие. Это обмануло несчастную его жену; выходя, она сказала мне: «Вот увидите, что он будет жив, он не умрет.

Но судьба определила иначе.

Минут за пять до смерти Пушкин просил поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку.

– Хорошо, – сказал он и потом несколько погодя промолвил: – Жизнь кончена.

– Да, конечно, – сказал доктор Даль, – мы тебя поворотили.

– Кончена жизнь, – возразил тихо Пушкин.

Не прошло нескольких мгновений, как Пушкин сказал:

– Теснит дыхание.

То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и – вдруг его не стало», – так описал последние минуты жизни Александра Пушкина его домашний доктор Иван Спасский.

Начиная с той минуты, когда тяжелораненого поэта привезли домой с Черной речки, к его дому на Мойке стало стекаться большое количество всякого народу, людей разных возрастов и сословий. В толпе стояли дети, женщины, старики, простолюдины в тулупах, а иные и в лохмотьях.

Паломничество к квартире Пушкина было настолько массовым, что Константину Данзасу пришлось просить командира Преображенского полка поставить у крыльца дома часовых, чтобы установить хоть какой-нибудь порядок.

Обратите внимание

Смерть поэта стала тяжелейшим ударом для многих людей в России, и в особенности – для близко знавших его.

Для друзей Пушкина жизнь разделилась на две части – до его смерти и после нее┘

«Мы были так жестоко потрясены кровавым событием, положившим конец славному поприщу Пушкина, – рассказывала Екатерина Мещерская (дочь Николая Карамзина), – что дней десять или недели две буквально не могли опомниться и ни умом, ни сердцем не были доступны ничему, кроме мысли о нравственных муках, предшествовавших катастрофе, кроме чувств удивления, грусти и скорби, которые эта прекрасная, тихая, христианская и поэтическая кончина внушала всем друзьям Пушкина».

Но ведь была реакция и иного рода, злорадная: «В наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто-нибудь думал и сожалел о краткости его блестящего поприща. Слышались даже оскорбительные эпитеты и укоризны, которыми поносили память славного поэта и несчастного супруга, с изумительным мужеством принесшего свою жизнь в жертву чести, и в то же время раздавались похвалы рыцарскому поведению гнусного обольстителя и проходимца, у которого были три отечества и два имени. Можно ли после этого придавать цену общественному мнению или по крайней мере мнению нашего общества, бросающего грязью в то, что составляет его славу, и восхищающегося слякотью, которая его же запачкает своими брызгами», – читаем мы у той же Мещерской.

И если в Петербурге весть о смертельном ранении облетела город мгновенно, то в Москве о случившемся узнали лишь через три дня, когда столичная почта донесла наконец тревожную новость. Загудел Английский клуб: там уже вовсю толковали о состоявшейся на Черной речке дуэли между Пушкиным и Дантесом, в результате которой поэт получил опасную рану. В клубе поговаривали, что надежды на выздоровление Пушкина тают с каждым часом.

Среди тех, кто находился в тот вечер в Английском клубе, был ближайший московский друг Пушкина Павел Нащокин. Домой к себе, в Воротниковский переулок, он вернулся в крайне подавленном состоянии. С этого дня Нащокина стало просто не узнать. Он чувствовал, что трагическая развязка близится.

Трудно поверить, но в тот день Нащокину было видение, в которое он, как человек суеверный, с готовностью поверил. Еще утром ему вдруг почудился голос Пушкина, задающего вопрос: «Нащокин дома?» Вскочив с дивана в своем кабинете, Нащокин бросился было в переднюю. Но он нашел там лишь своего старого слугу Модеста. Старик с удивлением выслушал вопрос хозяина – не видели ли здесь Пушкина? Тогда Нащокин стал выпытывать и у всей остальной прислуги. Но Пушкина никто не видал. «Это не к добру, – заключил Нащокин. – С Пушкиным приключилось что-нибудь дурное!»

Жена Нащокина, Вера Александровна, услышав его рассказ, пожурила верящего в приметы мужа, сказав, чтобы он не брал в голову всякую ерунду. Однако видение оказалось пророческим.

Со смятением и ужасом ожидали друзья Пушкина новостей из столицы о состоянии его здоровья. Но то, во что никак не хотели поверить, случилось. Утром в ожидании письма из Петербурга у Нащокиных ждали отправившегося на почту Сергея Николаевича Гончарова, свояка Пушкина.

Все время, пока не пришел Гончаров, Павел Воинович метался по дому, от окна к окну, высматривая его. Среди тех, кто ждал новостей в Воротниковском переулке, был и актер Малого театра Михаил Щепкин. Нащокин пообещал ему, что, ежели Гончаров принесет хорошую весть, то он закажет Щепкину золотое кольцо.

Важно

Но Щепкину не суждено было носить это кольцо. Гончаров вернулся с почты с роковой вестью. Нащокину стало плохо. Ему помогли дойти до гостиной, усадили, и он, положив голову и руки на стол, долго не мог прийти в себя. К вечеру он слег в постель и несколько дней провел в бреду.

В своих мыслях Нащокин то и дело уносился к тем теплым майским дням 1836 года, когда здесь, в доме в Воротниковском переулке, он последний раз принимал у себя своего друга Пушкина. Как хорошо всегда они понимали друг друга! Объединяло их многое – похожие привычки, острое чувство юмора, общие интересы и даже вера во всевозможные приметы и особенно предсказания. Часами могли они слушать цыганское пение.

Нащокин, как и Пушкин, был картежником. И часто, как и Александр Сергеевич, оказывался в проигрыше. И тогда Пушкин приходил другу на помощь, хотя не было, наверное, случая, когда он сам не нуждался бы в деньгах.

Интересно, что до мая 1836 года у Нащокина поэт гостил по крайней мере дважды, и все по разным адресам: в 1831 году на Остоженке и в 1833-м в Нащокинском переулке. В тот свой приезд в Первопрестольную, оказавшийся прощальным, Пушкин вновь остановился у Павла Воиновича, проведя в обществе супругов Нащокиных более двух недель – с 3 по 20 мая.

К Нащокиным Пушкин приехал в ночь. Главы семьи дома не было – он по обычаю пропадал в Английском клубе («Нащокин здесь одна моя отрада. Но он спит до полудня, а вечером едет в клоб, где играет до света», – напишет Пушкин 11 мая 1836 года). Зато дома была жена друга, Вера Александровна, встретившая поэта с распростертыми объятиями. Пушкин вообще обладал поразительным свойством – располагать к себе жен друзей, завязывать с ними даже более близкие дружеские отношения, чем прежде с их мужьями. Как не вспомнить в этой связи его дружбу с супругой Петра Вяземского!

Веру Нащокину Пушкин сразу расположил к себе «своей наружностью и простыми манерами, в которых, однако, сказывался прирожденный барин┘ Нескольких минут разговора с ним было достаточно, чтобы робость и волнение мои исчезли. Я видела перед собой не великого поэта Пушкина, о котором говорила тогда вся мыслящая Россия, а простого, милого, доброго знакомого.

Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика – особенно его удивительных глаз.

Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала», – вспоминала Нащокина через много-много лет.

Совет

Удивительно, но, когда отмечалось столетие со дня рождения Пушкина, Нащокина оказалась чуть ли не единственной оставшейся в живых из его знакомых. Воспоминания ее так и назывались – «У современницы Пушкина В.А.Нащокиной»:

«Я утверждаю, что едва ли кто-нибудь другой стоял так близко к поэту, как Павел Войнович, и я уверена, что, узнай мой муж своевременно о предстоящей дуэли Пушкина с Дантесом, он никогда и ни за что бы ее не допустил и Россия не лишилась бы так рано своего великого поэта, а его друзья не оплакивали бы его преждевременную кончину! ┘Он никогда не мог допустить мысли, чтобы великий поэт, лучшее украшение родины и его любимый друг, мог подвергать свою жизнь опасности.

Да, такого друга, как Пушкин, у нас никогда не было, да таких людей и нет! Для нас с мужем приезд поэта был величайшим праздником и торжеством. В нашей семье он положительно был родной. Я как сейчас помню те счастливые часы, которые мы проводили втроем в бесконечных беседах, сидя вечером у меня в комнате на турецком диване, поджавши под себя ноги. Я помещалась обыкновенно посредине, по обеим сторонам муж и Пушкин в своем красном архалуке с зелеными клеточками. Я помню частые возгласы поэта: «Как я рад, что я у вас! Я здесь в своей родной семье!»

┘Не могу умолчать об одном маленьком факте, характеризующем отношение известной части общества к великому поэту: после помолвки Наталии Николаевны (имеется в виду следующий брак Пушкиной, после смерти поэта. – А.В.) к нам зашел генерал Врангель, начальник московской артиллерии. Я обратилась к нему с вопросом: «Слышали новость?» – «Какую?» – спросил он. «Пушкина замуж выходит». – «За кого?» – «За генерала Ланского». – «Молодец, хвалю ее за это! По крайней мере муж – генерал, а не какой-то там Пушкин, человек без имени и положения…» То ли еще моим ушам приходилось слышать о великом поэте!»

Нащокины всегда ждали Пушкина. В их доме в Воротниковском переулке для него была приготовлена даже особая комната на втором этаже, рядом с кабинетом Павла Воиновича, которая так и называлась – «Пушкинская». В этой комнате поэт написал немало писем своей жене.

А писать было о чем. Ведь главным делом для себя в Москве Пушкин считал работу в Главном архиве Министерства иностранных дел: «Вот уж три дня, как я в Москве и все еще ничего не сделал: архива не видал», – сетует он в письме жене от 6 мая 1836 года. Из следующего письма мы узнаем, что в архиве он был по крайней мере два раза: «Жизнь моя пребеспутная. Дома не сижу – в архиве не роюсь. Сегодня еду во второй раз к Малиновскому» (11 мая 1836 года, Алексей Малиновский – директор архива и знакомый Пушкина). И, наконец, «в архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть», (14–16 мая 1836 года).

Посещая архив (здание которого и по сей день стоит в Хохловском переулке), поэт работал над документами петровской эпохи и пугачевского бунта. Идея новых литературных произведений на эти темы красной нитью проходит через содержание последнего московского визита Пушкина. С кем бы он ни встречался – обязательно говорил об этом.

Например, наутро после приезда в Москву, 3 мая, Александр Сергеевич взялся было за перо, чтобы написать супруге, как он добрался до Москвы. Но закончил он свое послание лишь на следующий день, благодаря чему мы можем узнать, чем был занят поэт в первые два дня московской жизни:

«4 мая. Москва, у Нащокина – противу Старого Пимена, дом г-жи Ивановой. Вот тебе, царица моя, подробное донесение: путешествие мое было благополучно. 1-го мая переночевал я в Твери, а 2-го ночью приехал сюда. Я остановился у Нащокина. Il est logе en petite maitresse (фр. – квартира у него щегольская) Жена его очень мила. Он счастлив и потолстел. Мы, разумеется, друг другу очень обрадовались и целый вчерашний день проболтали бог знает о чем. Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен. ┘Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на все┘»

С Карлом Брюлловым (который жил у скульптора Витали на Кузнецком Мосту) Пушкин говорит не только о будущем портрете своей жены, который он просит художника написать, но и о своей работе. Присутствовавший при встрече Пушкина и Брюллова Дурново вспоминал, что поэт рассказывал о «многих сюжетах из истории Петра Великого», а художник отвечал ему: «Я думаю, вот какой сюжет просится под кисть», – и начал объяснять кратко, ясно, с увлечением┘ так, что Пушкин завертелся и сказал, что ничего лучше не слышал и что он видит картину, писанную, перед собой.

Читайте также:  Культура казахского народа в 19 веке
Посмертная маска поэта. Всероссийский музей А.С. Пушкина.Фото автора

В последующие дни поэт встречался с Петром Чаадаевым. Они также долго говорили об истории Петра Великого, теме, которой Пушкин был буквально захвачен. Чаадаев так писал об этом Александру Тургеневу: «У нас здесь Пушкин. Он очень занят Петром Великим. Его книга придется как раз кстати, когда будет разрушено все дело Петра Великого: она явится надгробным словом ему».

Интересно, что Иван Тургенев в упомянутой речи на открытии памятника поэту подчеркнул сходство Петра I и Пушкина: и тот и другой стали великими преобразователями каждый в своей области. Думается, что неслучайно Пушкина так притягивала фигура царя-реформатора.

В эти московские дни Пушкин встречается с Михаилом Погодиным, Евгением Баратынским, Дмитрием Свербеевым, Алексеем Хомяковым. Об этом он сообщает супруге: «Жизнь моя в Москве степенная и порядочная. Сижу дома – вижу только мужеск пол. Пешком не хожу, не прыгаю – и толстею. С литературой московскою кокетничаю как умею┘ Любит меня один Нащокин… Слушая толки здешних литераторов, дивлюсь, как они могут быть так порядочны в печати и так глупы в разговоре. Признайся: так ли и со мною? право, боюсь┘ Все зовут меня обедать, а я всем отказываю. Начинаю думать о выезде» (14–16 мая 1836 года).

Обратите внимание

Одним из тех, кто позвал поэта на ужин и кому он не отказал, был Степан Шевырев, проживавший в Дегтярном переулке. Пушкин сообщил Шевыреву, что его интересует не только петровская эпоха, но и «Слово о полку Игореве». За ужином у Шевырева поэт превосходно читал русские песни. Как вспоминал Шевырев, «вообще это был удивительный чтец: вдохновение так пленяло его, что за чтением «Бориса Годунова» он показался красавцем».

Как-то на обед к Нащокиным был приглашен Михаил Щепкин, которому Пушкин признался: «Я разобрал теперь много материалов о Петре и никогда не напишу его истории, потому что есть много фактов, которых я никак не могу согласить с личным моим к нему уважением».

Сколько прекрасных замыслов и планов оборвал выстрел Дантеса! Даже трудно себе представить, какие замечательные произведения могли бы выйти из-под пера нашего великого поэта! А сколько людей в России осталось духовно обездоленными – через несколько месяцев, в июне 1837 года, Павел Нащокин напишет Сергею Соболевскому: «Смерть Пушкина для меня уморила всех, я всех забыл: и тебя, и мои дела, и все. ┘По смерти его я сам растерялся, упал духом, расслаб телом. Я все время болен».

Источник: http://www.ng.ru/kafedra/2012-02-09/4_pushkin.html

История России: Тайна гибели Пушкина

Тайна гибели поэта Александра Пушкина до сих пор не даёт покоя учёным и литературоведам, однако современные исторические данные не дают нам полной картины об обстоятельствах гибели поэта.

О жизни Пушкина мы знаем немного. Нам известны лишь какие-то общие факты, на которых мы строим наши дальнейшие домыслы и догадки, а то, как было это на самом деле, нам предстоит еще только узнать.

К примеру, большая часть документов, свидетельствовавших о жизни и деятельности Пушкина, написаны на французском языке, поэтому их мало кто анализировал.

Во многих из них однозначно можно найти новые и интересные факты.

Изучив историю дуэли на Чёрной речке, которая состоялась 8 февраля 1837 года, можно сделать несколько интересных выводов:

Всё началось с неизвестного ранее рисунка, на котором изображен секундант Жоржа Дантеса – виконт Оливье д’Аршиак, который обнаружили некоторое время назад в Российском государственном архиве древних актов.

Изучив биографию этого человека, можно определить его роль в истории с Пушкиным. Дуэль вряд ли могла быть ему по душе, так как дед д’Аршиака погиб на дуэли в 1817 году. Из-за этого он всегда старался примирить противников.

И в ноябре 1836 года, когда Пушкин впервые вызвал Дантеса на дуэль, д’Аршиаку это (избежать дуэли) успешно удалось.

Важно

В день дуэли Пушкин, боясь, что д’Аршиаку снова удастся добиться перемирия, избегает встречи с ним.

Выясняется, что накануне дуэли Пушкин был в лавке Лисинкова, в гостях у Вревских и Ивана Крылова. После, проходя Пажеский корпус, он встречает писателя Фёдорова, где они разговаривают почти 2 часа, несмотря на то, что Пушкин всегда презирал его. Напрашивается вывод – поэт намеренно тянул время.

Существует, ещё один интересный факт, заключавшийся в попытке уберечь своего секунданта Константина Данзаса от следствия за то, что тот скрывал готовящуюся дуэль. Заранее договорившись с ним, Пушкин уже потом, непосредственно перед самой дуэлью, сделал вид, что этот уговор возник спонтанно.

Таким образом, были решены сразу два вопроса – Данзас был защищён, и возможность примирения стала невозможной. Однако потом всё же Данзаса судили за то, что тот не донёс о дуэли. Из его показаний можно выяснить, что тот встретил Пушкина в день дуэли около Летнего сада.

Они молча ехали к французскому посольству, пока не увидели д’Арширака.

Одно стало ясно, что Пушкин сжёг документы, которые компрометировали Данзаса, сохранив при этом только те, в которых д’Арширак неоднократно просил представить ему секунданта.

После смерти Пушкина появилась теория, что тот сам хотел покончить с собой с помощью руки Дантеса. И сейчас многие думают, что в последние недели жизни поэт думал, как побыстрей уйти из жизни. Однако это не так! Он очень хотел продолжать работать и жить и ни в коем случае не собирался умирать. Даже в день дуэли он просил о переводе своих пьес для журнала.

Несмотря на гибель поэта, на самом деле он является победителем в смертельной схватке со своими недругами. Поэт пожертвовал собой, но не отступил от правды жизни, истины, силы своего духа. Он доказал, что нельзя мириться с ложью, клеветой. Поэтому так важна для нашего народа, для всех россиян правда о гибели Пушкина.

К сожалению, тайна гибели поэта не раскрыта до конца пушкинистами и до наших дней, и не названы конкретные виновники его гибели.

Совет

В пушкинистике сегодня преобладает сенсационность, стремление найти не связанные с содержательными версиями, основательно разработанными прежними поколениями серьёзных пушкинистов, новые необычные версии, которые фактически уводят в сторону от раскрытия подлинной картины развития рассматриваемых событий.

Примером может служить книга Р. Г. Скрынникова «Пушкин. Тайна гибели». Санкт – Петербург, Издательский дом «Нева», 2004, в которой автор пытается доказать, что Пушкин погиб, защищая честь Александрины, сестры жены.

Но Геккерены сплетню о сожительстве поэта с Александриной в обществе не распространяли. Получается, что Пушкину было всё равно, с кем драться на дуэли, лишь бы быстрее уничтожить в зародыше новую интригу против себя.

Сегодня, опираясь на многочисленные исследования профессиональных пушкинистов и их выводы, можно утверждать, что не существовало никакого заговора с целью погубить Пушкина, и сам он не принимал решения добровольно уйти из жизни. Остаётся вопрос, погиб ли Пушкин в результате стечения роковых обстоятельств и существовавшей тогда обстановки в светском обществе или его гибель есть результат сознательных действий определённых лиц?

Для ответа на эти вопросы необходимо иначе подойти к фактам и событиям жизни поэта, особенно в последние его годы. Требуется новый подход и новые методы анализа и оценки всего имеющегося материала.

Поэтому, думается, правомерен такой литературный жанр, как исследовательское расследование, которое позволяет использовать подходы и методы этих двух дисциплин – исследования и расследования.

Именно такой подход был реализован в работе Танина Е. А. «Тайна гибели Пушкина», М., МНИИПУ, 2003. Были рассмотрены:  – отношения, которые существовали между основными участниками драмы 1837 г. (Пушкин и царь, Геккерены и царь, Геккерен и Дантес, Наталья Николаевна и Дантес); личные качества основных участников драмы.

Это позволило определить, из каких установок исходили и чего придерживались в своём поведении в тех или иных ситуациях участники трагических событий января 1837 г.

Обратите внимание

Едва ли ни самым важным и вместе с тем наиболее сложным для установления подлинных обстоятельств развития трагических событий января 1837 года является вопрос о том, кто и с какой целью организовал, изготовил и отправил по почте вечером 3 ноября 1836 года поэту и его друзьям (в основном из так называемого карамзинского кружка) анонимный пасквиль, который был получен ими утром

4 ноября 1836 года.

Однозначный ответ на этот вопрос позволяет увидеть прямую связь между событиями, предшествовавшими событию 4 ноября 1836 года, и последующим развитием событий, приведших к гибели поэта. Однако все попытки пушкинистов решить этот вопрос оказались тщетными.

Это и не удивительно, потому что его пытались решать, опираясь на отдельно взятые факты или на общие представления о взаимоотношениях поэта с различными слоями и представителями тогдашнего светского общества, рассматривая их изолированно, вне жесткой цепи взаимно обусловленных событий.

При таком подходе реальными оказались многие версии, каждая из которых опиралась на отдельные достоверные, но не прочно связанные между собой факты.

Изготовление и рассылка пасквиля 3 ноября 1836 г. Пушкину и его друэьям – это результат сговора между Геккереном и графиней Нессельроде, объединивших усилия для достижения каждым из них своих целей в отношении Пушкина.

Многочисленные пушкинисты в разное время, вплоть до наших дней, видели разные цели, которые преследовали Геккерен и графиня Нессельроде в отношении Пушкина, и по этой причине, скорее всего, не связывали их имена в этом деле.

И действительно, у Геккерена в сложившейся критической ситуации была одна цель – локализовать скандал, связанный со свиданием Дантеса с Натальей Николаевной, не допустить его разрастания, грозящего потерей карьеры в России для себя и своего приёмного сына, порвать связь Дантеса с женой поэта и отвести удар со стороны Пушкина от Дантеса.

У графини Нессельроде была другая цель – воспользоваться неожиданно представившейся возможностью отомстить своему врагу, нанести ему как можно сильнее оскорбление, унизить его, не подвергая себя и своих друзей опасности со стороны Пушкина и властей. У обоих была и одна общая цель: заставить поэта и его жену покинуть Петербург.

Важно

О непосредственном участии графини Нессельроде в акции с анонимным пасквилем Пушкину подтверждает и такой авторитетный и осведомлённый в этом деле свидетель, как царь Александр II: «Государь Александр Николаевич у себя в Зимнем дворце за столом, в ограниченном кругу лиц, громко сказал: «Ну так вот, теперь знают автора анонимных писем, которые были причиной смерти Пушкина. Это Нессельроде». Такое заявление царь, конечно, мог сделать, получив по своим каналам убедительные свидетельства об активном участии графини М. Д. Нессельроде в составлении и отсылке анонимного пасквиля поэту и его друзьям.

Интересно, что ещё в 1927 году тогдашний нарком иностранных дел России Г. Н. Чичерин направил письмо известному пушкинисту П. Е. Щёголеву, в котором сообщил результаты своего расследования авторства анонимки.

Он утверждал, что инициатором была графиня Нессельроде, жена министра иностранных дел царской России при Николае I, а рукописный текст и надпись на конверте – «Александру Сергеевичу Пушкину» – были сделаны по её указанию Бруновым Филиппом Ивановичем (1797–1875 годы).

В 1823–1824 годах он служил вместе с Пушкиным в Одессе и враждебно относился к нему. Ф. И. Брунов вызвал негодование Пушкина своим пресмыкательством перед вышестоящими лицами. В 1830-х годах он был чиновником по особым поручениям при министре иностранных дел царской России К.

В. Нессельроде, и при его содействии стал в 1840 году послом в Англии.

Однако П. Е. Щёголев придерживался другой версии («диплом» – дело рук представителя «золотой» молодёжи Петербурга князя П. А. Долгорукова). Он проигнорировал это вполне обоснованное утверждение Г. Н. Чичерина и фактически направил усилия пушкинистов в данном вопросе по ложному пути.

Можно было бы провести почерковеческую экспертизу. Образцы почерка Брунова Ф. И. можно найти в архивах Министерства иностранных дел России и Англии.

Положительные результаты такой экспертизы послужили бы дополнительным доказательством непосредственного участия графини Нессельроде в гнусной акции, направленной против Пушкина.

На основании рассмотренного в работе материала можно сделать вывод, что ответственность за гибель Пушкина несут (хотя и в разной степени):царь Николай I, Геккерены, старый и молодой, секундант Дантеса д’Аршиак, графиня М. Д. Нессельроде, князь и княгиня Вяземские, жена поэта Наталья Николаевна. Все они своими действиями или бездействием сделали гибель поэта неизбежной.

Чёрная речка

Уж не возьмёт перо рука…

И, как последняя строка,

Лежал к барьеру след поэта,

Где защищал он от навета,

Злой клеветы и козней света

Свою любовь, мужскую честь:

В поступке этом Пушкин весь…

Пришла пора нам перечесть

Его от корки и до корки.

Не для того, чтоб опыт горький

Познав, им тут же пренебречь.

Он оживил (Дай Бог, сберечь!)

Родной язык, родную речь.

Он нёс добро и свет в народы –

Певец восторженный свободы.

На Чёрной речке в январе

Снега алеют на заре.

Встаёт рассвет красавцем бодрым,

И день за днём пусть будет добрым…

А в снежной замети, в дали

Виденьем чистым – Натали…

Владимир РЫДАННЫХ, г. Иркутск

Источник

Агрегатор новостей 24СМИ

Загрузка…

  • Расскажите об этом своим друзьям!

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО • Наша история • Судьбы людские • Наша почта, наши споры • Поэзия • Проза • Ежедневные притчи • ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ Next Prev О нём знали только Сталин и Берия

По телефону он деликатно отнекивался, ссылаясь на занятость. На столе лежала рукопись очередной книги. Ждали дела в редколлегиях нескольких журналов. Аспиранты и студенты выстроились в очередь за консультация…

Оксана

История великой гимнастки глазами ее тренера Кончина атамана Кочкина

Нет обиднее и страшнее гражданской войны, на которой брат убивает брата, а люди делятся на красных и белых. После зарастают травой хлебородные пашни, политые кровью «своих» и «чужих». Разберись, кто прав, кто…

Старый Иркутск

  Иркутск довольно быстро становится крупным военно-торговым центром Восточной Сибири, оттесняя на второй план остроги, возникшие раньше (Братский, Верхоленский, Илимский и другие). Причина этому – удобное р…

Читайте также:  Этапы закрепощения крестьян (таблица)

Составьте свою родословную

Совет

В последние годы в нашей стране многократно вырос интерес к полузабытой науке генеалогии и к составлению родословных. На каждое заседание существующего в Иркутске общества «Родословие» приходят люди, желающие…

История Сибири: Последний белый город

«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды». Цицерон ПРОЛОГ Так получается, что история нашей Родины зачастую представляет собой откровенную ложь…

История Иркутска: Город и его музей

Одна из стен медленно поплыла вверх, потом появилась стеклянная стена, за которой обнаружились люди. Она приоткрылась, и я, наконец, поняла, что это лифт. Пожилой мужчина с букетом цветов вышел из лифта и нап…

Отступления и победы лейтенанта Яныкина

Яныкин Константин Васильевич – кадровый офицер. После успешного окончания средней школы в 1936 году в курортном городе Минеральные Воды он решил стать военным – окончить в чеченском городе Грозном пулемётно-м…

История Сибири: Самоцветы Смоленщины

В целях усиления поисковых работ на поделочные и полудрагоценные камни Министерством геологии СССР в 1966 году была создана геологоразведочная партия. Спрос на изделия из камнесамоцветного (нефрит, жадеит, ла…

Время выбрало нас…

  Так уж сложились жизненные обстоятельства, что в середине 90-х годов нашей семье, как и многим другим, пришлось поменять место жительства. Мы переехали в село Хомутово, что в Иркутском районе, оставив край…

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена…

Война и мир Дмитрия Лебедева

24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года  ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе …

Город моей юности

  Впервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам • Next Prev ПФР разъяснил: кто имеет право на «две пенсии сразу»

Обратите внимание

В Пенсионном фонде России (ПФР) перечислили категории граждан, имеющих право на получение двух пенсий. Это участники Великой Отечественной войны и блокадники, которые получают пенсию по инвалидности и страхов…

ЖКХ: за чей счет живут должники? А за наш с вами!

Ошибочно и беспечно думать, что долги жителей за коммунальные услуги составляют проблему только для коммунальщиков. Это не так. В случае домового самоуправления расходы ложатся на добропорядочных соседей, а в…

Если не хватает стажа для пенсии: что делать?

Учитывая, что Россия находится в процессе реформирования пенсионной системы, многим гражданам банально не хватает нескольких пенсионных баллов или лет стажа. И это не говоря уже о младшем поколении, работающе…

Переходный период

С 1 января 2019 года в России начался переходный период, устанавливающий новые параметры пенсионного возраста. Мягкую адаптацию к ним помогут обеспечить небольшой шаг повышения, который в первые несколько лет…

Источник: http://moi-goda.ru/nasha-istoriya/istoriya-rossii-tayna-gibeli-pushkina

Ольга МАЙЕР. СМЕРТЬ ПУШКИНА – СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ? — Газета День Литературы

Ольга МАЙЕР

СМЕРТЬ ПУШКИНА – СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ?

Смерть, в понимании человека, всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само это понятие за пределы человеческого осознания, превращая смерть либо в Божественную кару, либо в Божественный дар.

Может ли смерть быть случайной? «Если ничто в жизни не случайно, то менее всего случайна смерть», – писал Максимилиан Волошин. 

Для верующего человека нет вопроса о случайности смерти. Это то же самое, если спросить у православного: «Что есть Истина?» Это вопрос Понтийского Пилата. Мы не в поиске Истины. Истина есть Бог. А значит, всё промыслительно в этом мире: и рождение человека, и его смерть. А то, что нам кажется случайностью, является закономерностью, не познанной нашим разумом. 

Разговор о Промысле Божием открывает очень важную тему – тему участия Бога в жизни Своего творения. 

Есть такое религиозно-философское учение, возникшее в 17 веке в Англии и оттуда распространившееся по всей западной Европе, – «деизм», в котором понятие Промысл Божий вообще отсутствует! «Деизм» говорит о Боге как о Творце мира, но не говорит о Нём как о Промыслителе мира – Бог сотворил мир, Бог сотворил человека, наделил человека разумом, свободной волей и… как бы отстранился от всякого участия в дальнейшей судьбе человека. Сегодня многие люди, может быть, даже сами того не осознавая, разделяют именно такую ошибочную точку зрения.

Промысл Божий непостижим. Человеку нереально познать всю глубину Господнего замысла, но, наделив человека свободой выбора, Бог всё-таки не оставляет тех, кто следует за Ним.

А следовать за Христом, значит – разделить с Ним не только Его вечность, но и Его земную участь – Его страдания. Через страдания лежит путь к Истине.

«Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – напишет Пушкин, так радостно воспевающий ранее Вакха.

Важно

Чтобы судить о мучительной кончине Пушкина как о Божественном Промысле, необходимо представить Пушкина в его полный духовный рост – до самого момента смерти, проследив за тем, как Поэт, пройдя через все заблуждения и горькие ошибки юности, через бурные страсти, которые были мерилом ложной истины, и через бесконечные дуэли – игры со смертью, пришёл-таки к глубокому пониманию ценности жизни. 

Мысленно вернёмся в тот далёкий январский день к Чёрной речке, где в снегу лежит смертельно раненый Пушкин, который твёрдым голосом сказал подбежавшему секунданту, что у него хватит сил для ответного выстрела. Прогремел выстрел. Дантес упал, и это падение вызвало злую радость в душе Поэта – радость убийства. Пушкин, подбросив пистолет, воскликнул: «Браво!» Но… противник оказался лишь контужен.

Одни будут говорить, что на Дантесе была надета кольчуга – потому он не был убит, а другие увидели в спасении Дантеса Промысл Божий…

Небесполезно вспомнить здесь слова русского философа Владимира Соловьева, сказавшего, что «Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна» – поэта убило «желание мести».

Давайте остановим мгновение: именно в ту секунду, когда пуля готова была уже поразить Дантеса, стоявшего у барьера, а Пушкин уже был обречён смертельным ранением, решалась судьба Поэта в вечности! Кем он должен был предстать перед Творцом – убийцей, злобно торжествующим свой триумф мщения, или защитником чести? Всё это – выдуманные человеком условности! Несмотря на то, что дуэли в России были запрещены, что смерть на дуэли Церковью приравнивалась к самоубийству, уязвлённое дворянское самолюбие, которое упрямо называли «честью», чаще всего становилось причиной кровавых дуэлей. 

В понятие «честь» изначально заложено стремление к нравственному идеалу, но не стоит забывать, что этот «идеал» человек может создать для себя сам, а может принять от общества, став «невольником».

Кстати, «невольник чести» – пушкинские слова, не лермонтовские. В «Кавказском пленнике» читаем: «Невольник чести беспощадной, вблизи видал он свой конец, на поединках твёрдый, хладный встречая гибельный свинец».

Понятие «дворянская честь» вообще антихристианское. Это бунт гордыни!

Христианство даёт человеку сознание собственного достоинства, основанного на убеждении, что человек создан по Образу Божию – отсюда и вывод: отнять это достоинство или осквернить его никто не может, кроме самого человека. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал.6,7).

Совет

Пушкин в бесконечной череде поединков, с улыбкой подставляя себя под пули, сам за всю свою жизнь никого, кроме Дантеса, даже не ранил. На всех дуэлях «невольник чести» проявлял благородство и милосердие к своим противникам.

И лишь уязвлённый интригой Геккернов и «смехом толпы», Пушкин решил остановить «пошлый водевиль» кровью Дантеса. И вспоминаются слова блаженного Августина: «Отсеки волю свою – и погаснет Ад!».

И остановиться бы Пушкину в желании отомстить обидчикам, клеветникам, завистникам… Погасить ад страстей в душе своей и жить, не обращая внимания на суету сует, отдавая силы Гения на служение Прекрасному и Вечному, но Пушкин выбрал другое! 

Итак, дуэль и возможность гибели на дуэли – это выбор Пушкина. «Если бы он пал на месте поединка или тотчас после него, – пишет митрополит Анастасий (Грибановский), – то Пушкин не только ушёл бы из мира с неискуплённою виною за дуэль, но унёс бы с собою действительно неутолимую «жажду мести», как сказал о нём Лермонтов…

Господь оставил поэту ещё два дня (45 часов) жизни для достойного приготовления к вечности. Это была для него подлинно милость Божия, которую не мог не оценить он сам». Господь не дал Пушкину стать убийцей и даровал Поэту возможность духовно примириться с врагом – принять или отвергнуть Дар Божий было уже в воле Пушкина.

Пушкин принял Божию волю и умер по-христиански смиренно.

Дантесу же, высланному из России без права возвращения, не только пришлось нести тяжкий груз убийства, но и пережить ненависть родной дочери – Леонтии-Шарлотты, которая, будучи страстной почитательницей творчества Пушкина, называла своего отца, на тот момент уже ставшего сенатором Франции, убийцей великого русского Поэта. 

Последние часы жизни изменили душевное состояние Пушкина. Посмотрите, как меняется он перед лицом смерти. Перед нами не Гений, осознающий свою гениальность, а христианин, который прощает врагов и трогательно прощается с миром. 

Получив известие о том, что рана его смертельна, Пушкин просил послать за священником.

Обратите внимание

Отец Пётр Песоцкий, священник Конюшенной церкви, исповедавший и причастивший Поэта, вышел от Пушкина со слезами на глазах, сказав: «Я стар и мне недолго уже жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда скажу, что для себя самого желаю такого конца, какой он имел».

Перед смертью Пушкин за нарушение царского запрета на дуэли просил прощения у императора Николая Первого: «Жду царского слова, чтобы умереть спокойно», просил Жуковского передать царю: «Скажи государю, что мне жаль умереть; был бы весь его. Скажи, что я ему желаю долгого, долгого царствования, что я ему желаю счастия в его сыне, счастия в его России».

Николай I ответил поэту: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки»… Поэт трогательно-нежно простился с друзьями, благословил жену и детей. Простил Дантеса – этот шаг был воспринят друзьями и родными как естественный, христианский.

Пушкин готовился к вечности, стойко испытывая невероятные физические страдания, превосходящие всякую меру терпения. «Я был в тридцати сражениях, – говорил доктор Арендт, – я видел много умирающих, но мало видел подобного».

Согласно православному пониманию, страдания всегда имеют смысл – это один из способов достижения духовного здоровья: недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа» (св. Василий Великий). «C начала до конца своих страданий, – записал в своем дневнике В.А.

Жуковский, – он (Пушкин) был удивительно твёрд… И особенно замечательно то, что в эти последние часы жизни он как будто сделался иной; буря, которая за несколько часов волновала его душу яростною страстию, исчезла, не оставив на нем никакого следа; ни слова… Однажды только, когда Данзас упомянул о Геккерне, он сказал: «Не мстить за меня! Я всё простил»… Это происходило 27 января, в день святителя Иоанна Златоуста. И это тоже было промыслительно: вспоминая Иоанна Златоуста, нельзя было не подумать о том, что Пушкин – это не только Поэт, без которого не состоялся бы Золотой век русской культуры, он оказал огромное влияние на самосознание русского народа, Пушкинским гением утверждена в русской литературе и миссия поэта-пророка. Запад такого не знал! Пушкин для нас – русский Поэт-Златоуст, создатель русского литературного языка. И последним днём жизни на земле стал для Пушкина не случайно день, в который празднуется память преподобного Ефрема Сирина – его покаянную молитву так любил повторять Пушкин… 29 января с великим покаянием покинула душа Поэта суетный мир. Всё промыслительно!

Жуковский написал о лице Пушкина, тронутом смертью: «Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил.

Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением… Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое совершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо.

Важно

Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нём в эту первую минуту смерти… Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон, не покой!..

никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нём и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда всё земное отделилось от него с прикосновением смерти…».

Александр Сергеевич Пушкин умирал тяжело, и врачи были бессильны ему помочь, однако, посмертная маска, сделанная с лица Поэта по просьбе Василия Жуковского скульптором Самуилом Гальбергом, говорит об умиротворении и душевном спокойствии – Пушкин  ушёл из жизни, не испытывая злобы и жажды мести, и христианская кончина Поэта стала осмыслением всей его жизни и началом бессмертной славы на земле.

Источник: https://denliteraturi.ru/article/2634

Ссылка на основную публикацию