Славяне и их соседи в древности

§ 3. Русские славяне и их соседи

Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов и склавен были известны еще в готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне).

Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VII в. и, постепенно расселяясь [см. статью Расселение восточных славян], дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян (§ 1) вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках.

Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли систему озера Ильменя.

Обратите внимание

В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами.

Славяне и их соседи в VII-VIII веках

Автор изображения – Koryakov Yuri

Самым диким из соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее, по-видимому, одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян.

Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса, вотяки, зыряне и мн. др.), финны занимали своими редкими и малыми поселениями лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства, финские звероловческие народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли.

Они или быстро подчинялись более культурным пришельцам и сливались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои владения и уходили от них на север или восток. Таким образом, с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент.

Лишь изредка там, где финские, жрецы-шаманы (по старому русскому названию, «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба неизменно кончалась победою славянства, и начавшееся в VIII—IX вв. обрусение финнов неуклонно продолжалось и продолжается еще до наших дней.

Одновременно с славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны болгар волжских (тюркского народа, названного волжским в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовья Волги к устьям Камы, кочевые болгары основались здесь и, не довольствуясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля.

Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и пр.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме и верхней Волге. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность.

Главные болгарские города (в особенности город Болгар, или Булгар, на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом.

Важно

Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и подчиненных ему царьков или князей. С падением Хазарского царства болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских и были окончательно разорены в XIII в. татарами (их потомки, чуваши, представляют теперь слабое и малоразвитое племя).

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых позднее их застали славяне. Поселения литовцев занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от Балтийского моря доходили до р.

Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Западной Двине, в дремучих лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены; они делились на отдельные роды и взаимно враждовали.

Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкун — бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний.

Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те литовские земли, на которые направлялась русская колонизация.

Там же, где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.

По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами. Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей.

Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние.

Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге, Семендер на Кавказе и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были важными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане.

Совет

Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган», или «хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространено магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекало к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII ст.

некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии этой восточной торговли в VIII—X вв.

В эти именно века Русь находилась сначала под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. В X же веке, когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские стали сами нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.

К числу соседей и сожителей русских славян принадлежали варяги. Они жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов», «варингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX в.

среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли.

Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди же русских славян с середины IX ст.

варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море», на их родину.

При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому, не было, потому что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/11-plat-tut-3

Восточные славяне и их соседи в древности

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы — западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов).

Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматским племенами. Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов.

Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохранявших свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские источники часто упоминали славян.

Прокопий Кесарийский и Иордан возводили современных им славян — венедов, склавинов и антов — к одному корню.

В древнерусских источниках данные о восточнославянских племенах содержатся в «Повести временных лет» (ПВЛ), написанной киевским монахом Нестором в начале XII в. Прародиной славян он назвал бассейн Дуная.

Приход славян на Днепр с Дуная он объяснил нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с их прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Обратите внимание

Восточные славяне расселились по Восточно-Европейской равнине: от Западной Двины до Волги, от Балтийского моря до Черного моря. У восточных славян насчитывалось 100-150 племен. Наиболее мощными были племена полян, древлян, северян, дреговичей, полочан, кривичей, радимичей и вятичей, бужан, белых хорватов, уличей и тиверцев.

Соседями славян на востоке были кочевые народы (степняки) — половцы, аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, мордва, весь), а на юге — с Византийской империей. С VII в. восточными соседями Киевской Руси стали Волжская Булгария, Хазарский каганат.

Славяне жили родоплеменным строем. Во главе племени стоял старейшина. С появлением имущественного расслоения на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – вервь. Основой хозяйственного уклада восточных славян являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру.

Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получили распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Скотоводство также играло важную роль.

У славян была распространена охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), развивались ремесла.

Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь «из варяг в греки», связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Политической основой союзов восточнославянских племен являлась «военная демократия» — переходный период перед созданием государства. Славяне объединялись в 15 военно-племенных союзов. Во главе союзов стояли военные вожди — князья, которые осуществляли управленческие и военные функции.

Наряду с князем и дружиной (профессиональные воины) у славян большую роль играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Важно

Основой мировоззрения восточных славян являлось язычество — обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Религиозные обряды отправляли волхвы – языческие жрецы.

Читайте также:  Система государственного управления. приказы

Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах, в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств). С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род — божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную — небо, землю и подземное обиталище предков.

В дальнейшем славяне все более поклонялись Сварогу — богу неба и его сыновьям, Даждь-богу и Стрибогу — богам солнца и ветра. Со временем большую роль начинает играть Перун — бог грозы и молний, который особо почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде.

В языческий пантеон входили также Велес (Волос) — покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь — богиня плодородия и др. Среди покровителей славян были и боги низшего порядка – домовые, русалки, лешие, водяные, упыри и др.

Образование государства Киевская Русь. Основные этапы древнерусской государственности

Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного).

Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения.

Совет

Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти и повышали роль князей и дружины, которые выполняли функции защитников племени от внешних врагов и судей.

Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю.

Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX — сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты».

Обратите внимание

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах.

События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.

Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук, Г.Байером, Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым.

Исторические исследования свидетельствуют, что процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик — это реальная историческая личность.

Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян.

Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

Важно

В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.

Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.

Третий этап (911-1054 гг.) — расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений.

В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» — правовой основы государства.

Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого — стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну.

Совет

Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г.

после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.

Источник: https://cyberpedia.su/6x281b.html

Восточные славяне и их соседи

Начальный период нашей истории – период Киевской Руси – один из наиболее сложных для изучения. До нас дошло, весьма небольшое количество сведений об этом времени, причём значительная  часть этих сведений имеет полулегендарный и легендарный характер.

Основным источником по истории Киевской Руси являются летописи. Но самые ранние из известных нам летописей написаны в XI в., а излагают сведения VII-X вв. События, описываемые в них, излагались летописцами с чужих слов, с недошедших до нас документов, на основе рассказов, легенд.

Эти события  зачастую искажались, домысливались, переосмысливались в русле господствующих в то время взглядов. Правка и дописывание текстов летописей – обычные вещи для средних веков. Историку приходится о многом догадываться, восстанавливать пробелы на основе других источников.

Отсюда многообразие версий Древнейшей истории Руси, часто не совпадающих, противоречащих друг другу.

Киевская Русь – это ещё не русское государство. Русский этнос сформировался позднее, в междуречье Волги и Оки. Киевская Русь – государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов.

В Западной Европе аналогичную роль сыграло государство Карла Великого, из которого возникли Германия, Франция и Италия. И тем не менее, в Киевской Руси сложились основы русской культуры, русской государственности.

Без изучения её истории невозможно понять дальнейшее развитие собственно русского государства Московской Руси, корни её уходят в Киевский период. Именно в Киевской Руси стала складываться русская цивилизация.

Кто же такие восточные славяне? Откуда они появились? Каковы их исторические корни? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши).

Письменные сведения о славянах появляются в начале I тыс.н.э., но упоминаются они под разными этническими именами. Плиний и Тацит называли их «венедами». Византийские авторы Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называют славян не только «венедами», но и «словенами» или «антами».

Обратите внимание

В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы – так называемое «великое переселение народов».

Из Азии в Европу через «ворота народов» — пространство ровной степи между южными отрогами Уральских гор и Каспийским морем начинают волна за волной накатываться кочевые народы – гунны, авары, булгары.

Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться, спасаясь от завоевателей и, в свою очередь, тесня соседей. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы.

Западные славяне – двинулись на северо-запад, к побережью Балтийского моря. Они стали предками современных чехов, словаков, поляков. Ряд западнославянских народов, таких как поморяне, пруссы, полабские славяне впоследствии были истреблены или ассимилированы германцами.

Южные славяне – двинулись на юг и заселили север Балканского полуострова, территории, принадлежащие Византийской империи. Южные славяне селились на византийских землях в качестве союзников – федератов. Они заключали с империей договор, получали земли и за это обязывались защищать границы Византии. Южные славяне предки современных болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и др.

Восточные славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Чёрного до Балтийского морей, от течения Днепра до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов.

Существуют разные точки зрения на пути миграции восточных славян. Первая, наиболее распространенная, берёт начало из древнейшей русской летописи «Повести временных лет». По Дунаю и в предгорьях Карпат обитал славянский племенной союз дулебов. Под давлением кочевников – аваров («обров» по летописи) славяне мигрировали на восток и расселились по течению Днепра.     

Киевская Русь IX –XII века

Вторая точка зрения была первоначально сформулирована академиком А.А. Шахматовым в начале ХХ в. Согласно этой точки зрения, заселение восточно-европейской равнины шло двумя потоками – с юго-запада, из предгорий Карпат, и с северо-запада, от побережья Балтийского моря.

Важно

Вследствие этого, первоначально сложились два государственных  объединения восточных славян южное – с центром в Киеве и северное – с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» писалась в Киеве, отсюда сведения о южном пути, как о единственном.

В пользу этой теории говорят существующие и до сих пор антропологические и языковые различия  между северными и южными русскими.

Наконец, третья точка зрения принадлежит академику Б.А. Рыбакову.

Он считает восточных славян, «автохтонами», то есть коренным местным населением, потомками так называемой чернолесской культуры, (скифов – пахарей, как их называл Геродот), Дважды славяне находились на пороге создания государства, и дважды это государство разрушалось кочевниками, сначала сарматами в III в. до н.э., а затем гуннами в IV в.н.э.

Недостаток сведений о ранней истории славян не позволяет отдать предпочтение той или иной гипотезе.

Читайте также:  Прогрессивное развитие городских центров на руси

Из ранних источников до нас дошли сведения о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живущих в полях на правобережье среднего течения Днепра; северянах, соседствующих с ними и занимавших левобережье Днепра; древлянах, живущих в лесах между реками Рось и Припять: дреговичах, живущих на болотах в междуречье Припяти и Западной Двины; кривичах, потомках легендарного Крива, живших в верховьях Волги; полочанах, селившихся по берегам реки Полоты; радимичах, приведённых легендарным Радимиром в бассейн реки Сож; словенах, освоивших район озера Ильмень; осевших в бассейне Днестра уличах и тиверцах (Тивр-древнее название Днестра); вятичах, потомках Вятко, ушедших на крайний северо-восток в междуречье Оки и Москвы и др.

Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер.

Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением.

Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Мирное сотрудничество приводило постепенно к ассимиляции аборигенного населения.

На протяжении VI-VIII вв. у восточных славян одновременно развивались три процесса: становление древнерусского этноса, социальное расслоение, политическое объединение. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки, насчитывавшие не более десятка домов.

Топившиеся по-черному полуземлянки (10-20 кв.м) были достаточно тесны для большой семьи. Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд — общину.

Совет

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие: залежное в степной зоне и подсечно-огневое в лесной. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными «экспортными» товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани.

Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки».

Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей.

В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем и т.д.).

Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов.

Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог — творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс — божества солнца, Перун — бог грозы, Стрибог — бог ветра, Мокошь — божество судьбы и женского рукоделия, Велес (Волос) — покровитель скотоводства и др.

Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв.

общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно.

Обратите внимание

На смену родовой общине, с её уравнительными принципами общежития и жесткой регламентацией, пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным   интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями.

Все «люди» (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении — народном собрании (вече). Понятия «народ», «войско», «власть» пока еще не были четко дифференцированы.

Знали восточные славяне и институт рабства, но, в отличие от классического, оно было, как правило, патриархальным. По сведениям Маврикия Стратега «находящихся у них в плену они не держат в рабстве…

в течение неограниченного времени, но,  ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?»

В VII-VIII вв. облик восточнославянского мира заметно изменился. Усиливалась консолидация  восточнославянских общностей, стали формироваться территориально-политические союзы вокруг крупных городов: Киева, Переяславля, Смоленска, Новгорода и др.

Усиливалась и роль князя, который все больше выступал в роли правителя, хотя совет старейшин и народное собрание играли по-прежнему существенную контролирующую роль, и решающее слово оставалось пока за последним.

Упрочение роли княжеско-военной верхушки связано с постоянно сохранявшейся внешней опасностью.

Территории, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.

Важно

С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. В 395г. Великая Римская империя разделилась на две части Западную и Восточную.

Западная Римская империя пала под ударами варваров – германцев, на её развалинах стала постепенно складываться европейская романо-германская цивилизация.

Восточная  же Римская империя, или Византия, продолжала существовать, сохранив в неприкосновенности римскую и греческую культуру. Форпостами Византии в Северном Причерноморье были города Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Фанагория и др.

Через них шла торговля славян с империей. Именно из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились  к античной культуре. Московское государство считало себя наследницей Византийской империи.

С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата, включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Хазары – кочевники, выходцы из Азии, жили в низовьях Волги, построили ряд укреплённых городов: Семендер, Итиль, Таматарху, Саркел.

Население южных русских земель платило хазарам дань. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом  от набегов кочевников.

Тем самым создались условия  для образования государства у восточных славян.

В Среднем течение Волги сложилось государство волжских булгар (предков современных татар и башкир). Кочевники булгары пришли из Азии. Часть из них осела на Средней Волге, другая же двинулась в Европу, на север Балканского полуострова, где смешалась с южнославянскими племенами.

С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-уграми, селились вперемежку с ними.

Совет

С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) – предков современных шведов, норвежцев, датчан.

Прекрасные мореходы, воины, торговцы, морские пираты, норманны или викинги (гребцы), как они себя называли, плавали вокруг побережья Европы в Средиземное море, достигали столицы Византии – Константинополя. Норманны наводили ужас на европейские народы.

Средневековая французская молитва гласила: «Спаси нас Боже от голода, чумы и норманнского нападения». Норманны создали своё государство в Сицилии, высадились во Франции в устье реки Роны и создали там герцогство Нормандское.

Позднее нормандские герцоги завоевали Англию, положив начало норманнской династии английских королей. На Западе норманны плавали в Исландию, основали своё поселение в Гренландии и за 400 лет до Колумба достигли берегов Америки.

На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь того времени, путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Волхову, через Ладожское озеро, далее волоком до верховья Днепра, вниз по Днепру, через Черное море в Константинополь. По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у восточных славян.

В основу этой теории положено сообщение «Повести временных лет» о «призвании варягов». Жители города Новгорода, устав от междоусобиц, от борьбы претендентов на княжеский престол, обратились к соседнему варяжскому племени «Русь» с просьбой прислать им князя.

«Земля наша велика и обильна, — якобы сказали послы, — а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». В 862г. прибыли на Русь три брата – варяги: Рюрик, СинеусТрувор. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор – в Изборске. От тех варягов и пошло название Русь.

Синеус и Трувор вскоре умерли, а Рюрик стал единолично править Северной Русью. В 882г. военачальник Рюрика Олег захватил Киев, убил местных князей Аскольда и Дира, объединил под своей властью северные и южные русские земли, создав единое государство – Киевскую Русь.

На основании этого сообщения летописи, историки XVIII в. И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер создали так называемую «норманнскую теорию» происхождения русского государства, согласно которой русское государство и русская культура были созданы норманнами, одним из германских народов.

Обратите внимание

Эти утверждения преследовали явные политические цели, стремились обосновать превосходство немцев над славянами.

Это утверждение вызвало резкие возражения среди русских учёных, в частности с критикой «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов. Споры сторонников и противников  этой теории продолжались на продолжении всего последующего периода развития русской исторической науки. Первоначально они носили чисто академический характер.

Факт призвания варягов признавали, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский. Однако в 30-е гг. ХХ в. эти споры вновь приобрели остроту. В 1933г. после прихода к власти в Германии Гитлера норманнская теория была взята на вооружение.

Опираясь  на неё, германские историки доказывали неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, обосновывали претензии Германии на русские земли. С другой стороны, в СССР всякое упоминание о призвании варягов было под запретом, сам факт горячо отрицался. Фундаментальная монография Б.Д.

Грекова «Киевская Русь», написанная в 1952г., примерно наполовину посвящена опровержению норманнской теории.

Источник: https://students-library.com/library/read/16754-vostocnye-slavane-i-ih-sosedi

Восточнославянские племена и их ближайшие соседи: почему произошел союз племен и обособление, карта расселения

Славянское государство ведет свою историю от IX века нашей эры. Но восточнославянские племена и их соседи заселили Восточно-европейскую равнину еще раньше. Как происходило формирование такой группы, как восточные славяне, почему произошло обособление славянских народов – ответы на эти вопросы найдутся в статье.

Население Восточно-европейской равнины до прихода славян

Но еще до славянских племен на этой территории селились люди. На юге у Черного моря (Евксинского Понта) в I тысячелетии до нашей эры появляются греческие колонии (Ольвия, Корсунь, Пантикапей, Фанагория, Танаис).

Позднее римляне и греки превратят эти территории в мощное государство Византия. В степях, рядом с греками, жили скифы и сарматы, аланы и роксоланы (предки современных осетин).

Здесь же в I–III веках нашей эры пытались утвердиться готы (германское племя).

В IV веке нашей эры на эту территорию приходят гунны, которые в своем движении на Запад увлекли с собой и часть славянского населения.

Важно

А в VI – авары, которые образовали в южнорусских землях Аварский каганат и которых в VII веке уничтожили византийцы.

На смену аварам пришли угры и хазары, которые основали мощное государство в низовьях Волги – Хазарский каганат.

География расселения славянских племен

Восточные славяне (а также западные и южные) постепенно заселили всю Восточно-европейскую равнину, ориентируясь в своем движение на речные магистрали (карта расселения восточных славян наглядно показывает это):

  • поляне жили на Днепре;
  • северяне на Десне;
  • древляне и дреговичи на реке Припять;
  • кривичи на Волге и Двине;
  • радимичи на реке Соже;
  • вятичи на Оке и Доне;
  • словене ильменские в акватории р. Волохов, оз. Ильмень и оз. Белое;
  • полочане на р. Ловать;
  • дреговичи на р. Сож;
  • тиверцы и уличи на Днестре и Пруте;
  • уличи на Южном Буге и Днестре;
  • волыняне, бужане и дулебы на Западном Буге.
Читайте также:  Внешняя политика александра ii

Одной из причин расселения восточных славян и оседания их на данной территории стало наличие здесь водных транспортных артерий – Невско-Днепровской и Шексно-Окско-Волжской. Наличие этих же водно-транспортных артерий привело к тому, что произошло частичное обособление славянских племен друг от друга.

Важно! Предками славян и некоторых других народов, их непосредственных соседей, скорее всего, были индоевропейцы, пришедшие сюда из Азии.

Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р.

Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия).

Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э.

Восточнославянские племена на карте.

Восточные славяне и их соседи

У славянских племен было много соседей, оказавших сильное влияние на их культуру и быт. Особенностью политической географии было отсутствие сильных государств (соседей восточных славян) с севера, северо-востока и северо-запада и их наличие на востоке, юго-востоке, северо-востоке и западе.

На северо-западе, севере и северо-востоке

На с севере, северо-востоке и северо-западе рядом со славянами жили угро-финские, прибалтийско-финские и литовские племена:

  • чудь;
  • сумь;
  • карела;
  • меря;
  • марийцы (черемисы);
  • литва;
  • ливы;
  • жемайты;
  • жмудь.

Места расселения угро-финских племен: они заняли территорию по Чудскому, Ладожскому, Онежскому озерам, рекам Свирь и Нева, Западная Двина и Неман на севере и северо-западе, по рекам Онега, Сухона, Волга и Вятка на север и северо-востоке.

Соседи восточных славян с севера оказали сильное влияние на такие племена, как дреговичи, полочане, словене ильменские и кривичи.

Они оказали влияние на формирование быта, хозяйственных приемов, религии (литовский бог грома Перкун вошел в пантеон славянских богов под именем Перуна) и языка этих славян.

Совет

Постепенно их территорию занимали славяне, расселявшиеся дальше на запад.

Также рядом жили скандинавы: варяги, викинги или норманны, которые активно использовали Балтийское море и будущий путь «из варяг в греки» (кто-то для торговли, а кто-то для военных походов на территории славян).

Историкам известно, что оплотам варягов на оз. Ильмень был остров Рюген, а Новгород и Старая Ладога (крупные города словен ильменских) имели тесные торговые связи с Упсалой и Хедыбю. Это приводило к культурному и экономическому сближению славян со странами Балтики.

Источник: https://uchim.guru/istoriya/vostochnoslavyanskie-plemena-i-ih-sosedi.html

Русские славяне и их соседи

     Что  касается до славян,  то древнейшим  местом их  жительства в Европе были, по-видимому, северные  склоны Карпатских  гор, где славяне  под именем венедов,  антов  и склавен были известны еще  в римские, готские и  гуннские времена.

  Отсюда  славяне  разошлись  в разные  стороны: на  юг  (балканские славяне),  на запад  (чехи, моравы, поляки)  и на  восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на  Днепр вероятно еще в VII в. и,  постепенно расселяясь,  дошла до  озера Ильменя и до  верхней Оки.  Из  русских  славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане).

Поляне, древляне и дреговичи основались на правом  берегу Днепра  и на  его правых  притоках. Северяне,  радимичи и  вятичи  перевалили за  Днепр  и  сели  на  его  левых притоках, причем  вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север,  на верховья Волги  и Зап.

Двины, а  их  отрасль словене  заняли  речную систему озера  Ильменя.  В своем  движении  вверх по Днепру,  на  северных и  северо-восточных  окраинах своих  новых  поселений, славяне  приходили  в  непосредственную  близость  с  финскими  племенами  и постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток.

В то же время на северо-западе  соседями  славян  оказывались  литовские  племена,  понемногу отступавшие к  Балтийскому  морю перед  напором славянской  колонизации.  На восточных же окраинах, со стороны  степей,  славяне,  в свою очередь,  много терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже  знаем, славяне особенно «примучили»  обры  (авары).

Позднее  же поляне, северяне, радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих родичей,  в большей близости к степям, были покорены хазарами,  можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось первоначальное соседство русских славян.

      Самым диким из всех соседивших со славянами племен было  финское племя, составляющее одну из  отраслей монгольской расы. В  пределах нынешней России финны  жили  с  незапамятной  поры,  подчиняясь  воздействию  как  скифов  с сарматами,  так позднее  готов,  тюрков, литовцев и  славян.

Обратите внимание

Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь,  емь, эсты, меря, мордва,  черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные  пространства  всего  русского  севера.

  Разрозненные  и  не  имевшие никакого   внутреннего  устройства  слабые   финские  народцы  оставались  в первобытной  дикости и простоте, легко  поддаваясь  всякому вторжению  в  их земли.

Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с  ними, или  же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север  или  восток.

  Таким  образом с  постепенным  расселением  славян в средней  и северной России  масса финских земель  переходила к славянам, и в славянское  население мирным путем вливался обруселый  финский элемент.

Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию «волхвы» и «кудесники»)  поднимали свой народ  на  борьбу,  финны  становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII—Х  вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших  дней.

  Одновременно  со  славянским воздействием на  финнов  началось сильное  воздействие  на  них  со стороны тюркского  народа болгар  волжских (названных так в отличие от  болгар дунайских).

Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары  основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили  города,  в  которых  началась  оживленная  торговля.  Арабские  и хазарские  купцы привозили  сюда  с юга  по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда,  чаши и проч.

); здесь они выменивали их на  ценные меха, доставляемые  с севера  Камою и верхнею  Волгою. Сношения  с арабами и хазарами   распространили  между   болгарами   магометанство   и   некоторую образованность. Болгарские  города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге)  стали очень влиятельными центрами для  всей области верхней Волги  и Камы, населенной финскими  племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а  впоследствии враждовавших с ними.  В политическом отношении волжские  болгары не были сильным народом. Завися  первоначально  от хазар,  они имели, однако, особого хана  и  многих подчиненных ему  царьков  или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали  самостоятельно, но  много  терпели  от русских  набегов и были окончательно разорены  в XIII в.  татарами. Их  потомки чуваши  представляют теперь слабое и мало развитое племя.

      Литовские  племена  (литва,  жмудь,  латыши,  пруссы,  ятвяги  и  др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в.  по Р. Хр.)  заселяли те места, на  которых  их позднее застали  славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря  доходили до р.

Важно

Припяти и истоков  Днепра  и Волги. Отступая постепенно перед  славянами, литовцы  сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах  ближайшей к  морю полосы и там  надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали.

  Религия   литовцев  заключалась  в  обожествлении  сил  природы (Перкунь — бог грома), в  почитании умерших  предков и вообще находилась на низком  уровне  развития.

  Вопреки  старым рассказам  о  литовских  жрецах и различных  святилищах,   теперь   доказано,  что   у  литовцев  не  было  ни влиятельного  жреческого сословия,  ни торжественных  религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и  священные дубы, угощала души  умерших  и занималась  гаданиями.

  Грубый и  суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их  ниже  славян и  заставляли литву уступать  славянам   те  свои   земли,   на   которые  направлялась  русская колонизация. Там же где  литовцы непосредственно  соседили  с  русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.

      По  отношению  к  финским  и литовским своим  соседям  русские  славяне чувствовали свое превосходство и держались  наступательно. Иначе было дело с хазарами.  Кочевое  тюркское  племя  хазар  прочно  осело  на  Кавказе  и  в южнорусских  степях и стало заниматься земледелием,  разведением  винограда, рыболовством  и торговлей.

  Зиму  хазары  проводили  в  городах, а  на  лето выселялись  в  степь к своим лугам, садам и  полевым работам.  Так как через земли хазар пролегали торговые  пути из Европы в  Азию, то хазарские города, стоявшие  на этих  путях,  получили  большое  торговое  значение и  влияние.

Особенно  стали  известны столичный город Итиль  на нижней Волге и  крепость Саркел  (по-русски  Белая  Вежа)  на Дону  близ  Волги. Они  были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и  одновременно сходились  магометане,  евреи,  язычники   и  христиане.

  Влияние  ислама  и еврейства  было особенно  сильно среди  хазар;  хазарский хан  («каган»  или «хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было  распространено магометанство,  но  держались  и  христианская  вера  и язычество.  Такое разноверие вело  к  веротерпимости и  привлекло  к хазарам поселенцев из многих стран.

Совет

Когда в VIII  столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи,  вятичи)  были покорены хазарами, это хазарское иго не  было тяжелым  для  славян.  Оно открыло для славян  легкий доступ на хазарские  рынки  и втянуло русских в  торговлю  с  Востоком.

Многочисленные клады арабских  монет  (диргемов),  находимые  в разных  местностях  России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и  IX вв., когда Русь  находилась  под прямой  хазарской  властью,  а  затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские сами стали нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.

      Перечень  соседей  русских славян  необходимо  дополнить  указанием  на варягов, которые не  были прямыми  соседями  славян,  но  жили «за  морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов», «вэрингов») не только  славяне, но  и  другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из  Скандинавии в другие страны.  Такие  выходцы стали появляться  с IX  в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на  Черном море  и  в  Греции в виде  военных  или  торговых дружин.  Они торговали или нанимались на русскую и византийскую  военную  службу  или же  просто искали добычи и  грабили, где могли. Трудно сказать,  что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху  вообще было очень велико  выселение  номаннов  из  Скандинавских стран  в среднюю и даже южную  Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже  Италию. Среди же русских славян  с середины IX столетия  варягов  было так много  и  к ним славяне так привыкли, что варягов  можно назвать прямыми  сожителями русских славян.  Они вместе торговали с  греками  и  арабами, вместе воевали  против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян,  то славяне прогоняли  варягов  «за  море» на их родину. При  тесном общении славян с варягами можно  было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно — знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи. 

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/istoriya-drevnerusskogo-gosudarstva/russkie-slavyane-i-ix-sosedi/

Ссылка на основную публикацию