Система государственного управления. приказы

Приказы как органы власти на Руси

Приказ в Москве. 

Картина Янова А.С.1880-е годы.

Серпуховской художественно-исторический музей.

Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов,  какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

Приказы

Приказы — это органы государственной власти на Руси . Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.

Из истории названия

Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название — приказы.

Из истории возникновения приказов

  • Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора( заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях , а также в самом государстве.
  • Василий 3- отец Ивана Грозного — ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.
  • Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.
  • Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году,  но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

Таким образом, приказы довольно долго существовали  в России.

Другие названия приказов:

палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

Избы — органы власти  , имеющие меньше полномочий, чем приказы.

Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

Интересна история названий « треть» и « четверть».

При Иване III государство  делилось на три части. Значит,  трети — органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.

Приказы в России

Приказ Какими делами ведал
Челобитный 1571- 1685 гг. Челобитная — это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб).
Посольский 1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.
Поместный Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.
Стрелецкий Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.
Пушкарский Имел военно- административные и судебные функции , связанные с делами в войсках.
Бронный Обязанности — изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др.
Разбойный С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.
Печатный Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.
Холопий В 1681 году объединён с Судным приказом.
Сокольничий С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.
Земские приказы Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.
Галицкая четверть Ведала финансами  и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.
Устюжская четверть Ведала финансами  и судом на данной территории.
Новая четверть С 1597. Ведала финансами  и судом на данной территории.
Казанский приказ 50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.
Сибирский приказ Ведал делами присоединённой Сибири , создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г.
Патриарший казённый приказ В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.
Приказ каменных дел. Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.
Дворцовый При Михаиле Фёдоровиче,
Судный При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.
Аптекарский При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0.
Приказ тайных дел При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.
Хлебный С 1663-1679, ведал царскими пашнями , соединён с приказом Большого дворца.
Панихидный Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии . С 1663-1686гг.
Рейтарский Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными , сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- Главная военная канцелярия.
Приказ строения богаделен Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.
Монастырский С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

Таков  далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

Состав приказов

  • Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.
  • Одна часть служащих занималась принятием решений — судьи.
  • Другие занимались  письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/566-prikazy-kak-organy-vlasti

Система государственного управления. приказы: для управления страной требовалась отлаженная и хорошо работающая

Для управления страной требовалась отлаженная и хорошо работающая государственная машина. Для ведания отдельными отраслями были созданы органы государственного управления в виде приказов. Существовали Посольский, Разрядный, Поместный, Приказ большой казны. Существовали и территориальные органы управления, тоже в форме приказов, например, Приказ казанского дворца, Сибирский приказ.

XVII век был временем расцвета приказной системы. Как при любой бюрократизированной системе, число ее составляющих элементов должно было спонтанно вырастать. Количество приказов в иные годы достигало 50. Однако во второй половине XVII в., когда раздробленное и громоздкое приказное управление потеряло эффективность управления и не отвечало требованиям времени, в системе приказов проводится централизация. Родственные по кругу дел при-

Московский приказ.

Деталь иконы XVII в.

казы либо объединялись в один, либо в несколько приказов, хотя и сохраняли свое самостоятельное существование, ставились под общее управление одного боярина. B роли управителя объединенными приказами чаще всего выступало доверенное лицо царя.

Обратите внимание

Объединены были приказы дворцового ведомства: Большого дворца, Дворцового судного, Каменных дел и Конюшенного. K приказам, которые получили общее управление, относились Посольский, Ямский и Военный, а также палаты Оружейных, Золотых и Серебряных дел. Боярину Ф. А. Головину было поручено управлять этими всеми приказами и палатами. Важным нововведением в приказном строе была организация Приказа тайных дел. Это было новое по тем временам учреждение, куда «бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя». Приказ тайных дел в отношении других приказов выполнял контрольные функции. 3hroT приказ был устроен для того, чтобы «царская мысль и дела исполнялись все по его (царскому) хотению».

Как уже упоминалось, начальниками большинства приказов были бояре или дворяне. Делопроизводство же держалось на постоянном штате дьяков и их помощников — подьячих. Хорошо овладев административным опытом, передаваемым из поколения в поколение, эти люди заправляли канцелярскими и всеми другими второстепенными делами приказов. Bo главе таких важных приказов, как Разрядный, Поместный и Посольский, стояли думные дьяки. Думные дьяки имели право заседать в Боярской думе. Бюрократический элемент приобретал все большее значение в системе складывавшегося абсолютистского государства, что с одной стороны повышало управляемость отраслями и обширными областями, но с другой стороны делало решение мелочных вопросов очень не- эффективным.

ВОЕВОДЫ

Административный порядок огромного государства в XVII в., как и в предшествующее время, устанавливался делением его территории на уезды. Новое в организации власти на местах состояло в уменьшении значения земского управления. Повсюду власть сосредотачивалась в руках воевод, которые назначались из Москвы. Для более успешного осуществления власти в большие города назначались помощники воевод — «товарищи». Делопроизводством в воеводском управлении ведали дьяки и подьячие. Съезжая изба, где сидел воевода, была центром управления уездом.

Подобно старинным кормлениям, служба воеводы считалась «корыстной», т. e. приносившей доход. Воевода использовал все возможности, чтобы «прокормиться» за счет населения. Уже только одно при- бьггие воеводы на территорию подчиненного уезда сопровождалось получением «въезжего корма». Если случались праздники, то к воеводе являлись с приношением. Вознаграждение воеводе полагалось также и во время подачи челобитий. Самодурство и произвол в местной администрации особенно ощущали социальные низы.

Для того, чтобы провести налоговую реформу, к 1678 г. была завершена перепись дворов. После этого правительство заменило существовавшее посощное обложение (соха — единица обложения, включавшая от 750 до 1800 десятин обрабатываемой земли в трех полях) подворным. Эта реформа увеличила число налогоплательщиков, и как следствие произошло пополнение казны. Теперь налоги взимались и с таких слоев населения, как .«деловые люди» (холопы, работавшие в хозяйстве помещиков), бобыли (обедневшие крестьяне), сельские ремесленники и др. Незакрепо- щенные крестьяне, жившие в своих дворах и раньше не платившие налогов, также были обязаны платить налог. Для того, чтобы скрыть реальное количество дворов, землевладельцы объединялись. Это было связано с желанием не платить налоги.

Источник: https://sci-book.com/vsemirnaya-istoriya/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya-59151.html

Как на Руси появились предшественники «министерств» — приказы?

Приказам предшествовали два общегосударственных органа, существовавших в XV веке при великом князе, — Дворец (дворцовое ведомство) и Казна. Кроме того, сложилась система, когда великий князь поручал (приказывал) кому-то из бояр или окольничих выполнять определенный круг обязанностей, связанный с обеспечением функционирования различных сторон жизни государства. Естественно, что у таких исполнителей разовых или постоянных поручений появлялись помощники, а то и целый штат людей, которые объединялись в постоянно действующий «путь», повытье или «избу». Постепенно утвердилось и название этого своеобразного административного органа — приказ.

Приказная система создавалась постепенно, путем «отпочковывания» от дворцового ведомства и Казны отдельных функций, а также передачей новым административным образованиям части функций, бывших прерогативой великого князя и его ближайшего окружения, в том числе судебных, финансовых, военных, дипломатических и т. п. Первое дошедшее до нас упоминание о приказах относится к 1512 году, когда в документе зафиксирован термин «Казённый приказ».

Четкой классификации приказов в те времена не существовало, но условно можно их разделить на функциональные (ведомственные) и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Особенностью российских приказов было то, что они объединяли судебную и административную власть, а также значительно дублировали функции друг друга. Первоначально руководили приказами бояре, но затем руководителями небольших приказов стали назначать и дьяков. Так как количество приказов стремительно увеличивалось, дьяки стали назначаться и на государственно значимые приказы, получая при этом чин думных дьяков. Некоторые бояре и дьяки могли одновременно возглавлять несколько приказов. Например, в начале XVIII века думный дьяк Виниус руководил тремя приказами.

Важно

Даже по сроку «жизни» приказы существенно различались. Одни существовали всего несколько лет, другие — столетиями. «Долгожителями» были дворцовые и военные приказы, а также Посольский и Поместный.

Читайте также:  Культура московской руси xiv - xvii века

Крупнейшим военным приказом был Разрядный, ведавший комплектованием русской армии и административного аппарата людьми, служащими по наследственной сословной повинности. Его дьяки периодически проводили специальные смотры, на которых определялась способность детей боярских и людей, претендующих на этот чин, к воинской службе. Всех прошедших смотры разряжали (верстали) на службу: определяли размер земельного и денежного жалованья, назначали в конкретные полки, на сторожевую или городовую службу. В приказе вёлся пофамильный учет всех служилых людей в государстве с записью перемещений по службе и фиксацией изменений поместного и денежного жалованья. Фактически этот приказ выполнял функции министерства обороны или генштаба, в нем оформлялись все распоряжения о военных походах и материальном обеспечении войск, осуществлялось руководство постройкой крепостей и закладкой пограничных городков, организацией гарнизонной и пограничной сторожевой службы. Кроме того, в его ведении было назначение на многие государственные должности, включая самые ответственные. Именно высокие госдолжности были «головной болью» руководства этого приказа, так как при назначении наместников и воевод возникали самые ожесточенные местнические споры, первичное разрешение которых тоже входило в компетенцию этого приказа.

С Разрядным приказом был тесно связан Поместный приказ, который наделял служилых людей поместьями, ведя для этого учет всех государственных земель. В этом же приказе осуществлялось оформление земель в вотчинное владение и рассматривались все земельные споры между дворянами.

К военным приказам также относились Пушкарский Оружейный и Ствольный, главными задачами которых было снабжение армии оружием и боеприпасами. Комплектованием армии служилыми людьми «по прибору» и иностранцами занимались Стрелецкий, Казачий, Рейтарский и Иноземный приказы. Существовал специальный приказ, занимавшийся выкупом и обменом пленных — Полоняничный. А на период войны могли создаваться временные приказы Сбора даточных людей и Сбора ратных людей. Кроме этого, еще до десятка приказов в разное время ведали руководством и обеспечением различных сторон военного дела.

Самостоятельную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы. Среди них и один из старейших приказов — Казённый, в ведении которого находилась финансовая система государства. Приказ Большого дворца занимался снабжением монарха и его двора, управлял дворцовыми землями и т. д. Значительное количество приказов ведало обеспечением отдельных направлений жизни царской фамилии, это — Постельничий, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий и другие. Возглавляли дворцовые приказы, как правило, только бояре.

Особое место в государстве занимал Посольский приказ, который «ведал дела всех окрестных государств». Любопытно, что среди бояр толковых дипломатов было немного, поэтому Посольский приказ часто возглавляли думные дьяки, как, например, И. М. Висковатый и братья А.Я. и В. Я. Щелкаловы.

Особую группу приказов составляли судебно-полицейские: Судный, Разбойный, Земский, Холопий и др. Судный приказ рассматривал судебные тяжбы в отношении служилых людей. Разбойный приказ назначал и контролировал деятельность губных старост, целовальников и дьяков во всём государстве, санкционировал приговоры губных органов, вел все разбойные дела, кроме совершенных в Москве и Московском уезде. Земский приказ обеспечивал безопасность и порядок в городах. Холопий приказ занимался поиском и возвращением владельцам беглых холопов.

Длительное время в государстве существовал Приказ тайных дел, в функции которого входило обеспечение безопасности монарха негласными методами, надзор за деятельностью должностных лиц и контроль исполнения ими царских поручений.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/18006/

Приказы Российского государства

Приказы — органы централизованного управления в России конца XV — начала XVIII вв. Их наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. 16 в.

Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных «путей» (формы управления периода феод. раздробленности), Приказы были постоянно действующими учреждениями.

Каждый Приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Но приказная система представляла собой только начальный этап централизации государственного аппарата.

Совет

Она не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций между отдельными учреждениями; для многих Приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным.

Зарождение приказной системы происходит в конце XV – начале XVI вв. Большинство исследователей (А. А. Зимин, А. К. Леонтьев и др.) появление Приказов связывает с перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, в результате которой были созданы дворцовые учреждения — Казна и Большой дворец. А. В.

Чернов считает, что Приказы выросли непосредственно из личных поручений, которые давались великими князьями отдельным должностным лицам из среды господствующего класса. Основой создания Приказа послужили дьяческий штат Казны и временные боярские комиссии, создававшиеся для решения отдельных вопросов.

Специализация дворцовых дьяков по отдельным вопросам государственного управления приводила к выделению этих вопросов в отдельные ведомства, а затем в самостоятельные учреждения. Они получили названия дьячьих изб, а позднее – Приказов. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования середины XVI в.

В это время сложилась основная сеть постоянных Приказов, число которых к концу XVI в. достигло 22. Военные реформы привели к оформлению Разрядного Приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного Приказа, которому было поручено обеспечение этого войска землей.

К этому же времени относится создание Стрелецкого Приказа, ведавшего другой частью русской армии — стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созданию Ямского Приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного Приказа. Расширение международных связей способствовало обособлению Посольского Приказа и т. д.

Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отдельных земель, вошедших в состав государства, явилось создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных Приказов с областной компетенцией. Расширение границ на Юго-Восток положило начало существованию Приказа Казанского дворца.

В 1-й половине XVII в., после освобождения страны от польских и шведских интервентов, перед царским правительством встали задачи по организации обороны страны и восстановлению ее хозяйства, что определило на первых порах направления дальнейшего развития приказной системы.

Обратите внимание

Правительство восстановило временно ликвидированные Приказы (Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и создало большое количество новых. Только в 1613-19 было организовано 11 Приказов При этом наблюдалась тенденция к дроблению однородных функций между различными учреждениями.

В области военного управления были созданы Приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с Приказом Большого прихода начали действовать Приказы Новой четверти и Большой казны, а полномочия территориальных четвертей были значительно расширены. В 1-й пол. XVII в.

создавались также временные Приказы, которые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существование. В военное время возникали Приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Временный характер носили также многочисленные сыскные Приказы В результате к середине XVII в.

число постоянно действующих Приказов возросло почти вдвое по сравнению с концом XVI в., а вместе с временными их насчитывалось около 80. В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких Приказов в одних руках.

Во 2-й половине XVII в., особенно на рубеже XVII — XVIII вв., громоздкая и сложная сеть Приказов была не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставило перед ними складывающееся абсолютистское государство.

Возникновение новых областей управления и расширение государственных границ вело к учреждению новых Приказов, что еще более затрудняло слаженность работы государственного аппарата. Уже в 50-60-х гг. правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений.

Были созданы Приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных Приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве.

Оно провело объединение большинства четвертей с Посольским Приказом, создало на базе Приказа Большой казны крупное финансовое учреждение, в котором слились Приказ Большого прихода и Новой четверти, передав ему значительную часть финансовых функций четвертой. Укрупнения Приказов производились и в 1699-1701.

Важно

Но отдельные улучшения не смогли внести существенных изменений в общий строй приказного управления. Создание учреждений нового типа (их первоначально также называли Приказы) и ликвидация приказной системы происходили в начале XVII в. В 1698 был организован Военно-Морской Приказ, в 1700 — Адмиралтейский, в 1701 — Артиллерийский и т. д.

Реформа аппарата управления и введение в 1718-1720 Коллегий привели к ликвидации приказной системы в целом. На протяжении 1-й четверти XVIII в. прекратило свое существование подавляющее большинство Приказов Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, например, Сибирский Приказ).

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство Приказами было коллегиальным. Стоявшие во главе Приказа лица получили название судей (от судебных функций большинства Приказов). Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в.

некоторые крупные Приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших Приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством Приказа.

Непосредственное делопроизводство велось подьячими. В штат Приказа входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава Приказа («приказных людей») колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально Приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с нач. XVII в.

, когда с усложнением деятельности Приказов начали создаваться столы или повытья, образовывавшиеся по функциональным или территориальным принципам.

Пестрота, разнохарактерность Приказов, нечеткость в распределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в иностранной литературе сложилось несколько классификационных схем для разделения Приказов по характеру их деятельности.

Наиболее распространенным, хотя и не лишенным условности, является следующее деление Приказов: все Приказы разделяются на государственные и дворцовые; государственные Приказы в свою очередь разделяются на Приказы, ведавшие вопросами внешней политики, и Приказы с внутриполитической компетенцией; последние — на Приказы общегосударственного и областного значения; и, наконец, Приказы с государственной компетенцией делятся на административные, финансовые. и судебные.

Термин «Приказ» применялся не только к центральным учреждениям. Приказами называли также некоторые местные дворцовые учреждения, как, например, возникшие в 20-х гг. XVII в. Новгородский и Псковский дворцовые Приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны.

Советская историческая энциклопедия, Том 11, стр 560

http://www.runivers.ru/bookreader/book10470/#page/283/mode/1up

Источник: https://runivers.ru/new-encyclopedia/orders_russian_state/

Приказная система управления в XVI в

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной си­стемы к приказной системе управления.

Новые органы центрального управления {приказы) возникли без законодательной основы, они учреждались спонтанно, по мере необ­ходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, дру­гие дробились на отделы, превращавшиеся в самостоятельные прика­зы.

Не существовало и строгого разграничения функций между прика­зами (в Посольском приказе, к примеру, пытали участников восста­ний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи). Приказы явля­лись не только административными учреждениями, но и судебными органами.

Совет

Часто они дублировали друг друга как в работе по своим от­раслям, так и в вопросах территориального управления, что вносило некоторую путаницу в систему управления и суда. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновни­ков, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц.

Читайте также:  Развитие мелкого товарного производства и организация мануфактур

По­дьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся на столы и повытъя по ветвям управления. К XVII в. приказные служащие со­ставляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих.

В период становления приказной системы ведущее место принад­лежало военно-административным приказам. Шла реорганизация ар­мии, основу которой отныне составляли дворянская конница и стрель­цы.

Для управления стрелецким войском, созданным в результате ре­форм Ивана IV, был образован специальный Стрелецкий приказ. Лич­ным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный при­каз, который регистрировал все случаи назначения на должности, пе­ремещений по службе.

Казачьими войсками ведал Казачий приказ. Военным управлением занимались также Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и другие приказы.

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал По­местный приказ, который следил за тем, чтобы они получали помест­ные земли за военную службу в соответствии с установленными нор­мами.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, создававшиеся по мере присоединения новых территорий. В XVI в.

это Московская, Владимирская, Дмитровская, Рязанская четверти (чет­вертные приказы — по числу 4), в XVII в.

Обратите внимание

их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Си­бирский приказ), Казанский приказ и Малороссийский приказ (по де­лам Украины).

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ве­дали дворцовые приказы.

К ним относились: Приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюш­ней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельни­чий (ведал царскими покоями) и др.

Должности руководителей этих при­казов считались самыми важными и почетными. В соответствии с прин­ципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

Важное значение имели приказы, осуществлявшие финансовое управление: Приказ Большой казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Приказ Большого прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и про­чие деньги), и Приказ счетных дел — своеобразное контрольное ве­домство.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию — взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ. Судебные приказы (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.) возникли в конце XVII в. и выполняли функции высших судебных органов. Позднее эти приказы вместе с Челобитным были объединены в единый Судебный приказ.

В период сословно-представительной монархии появляется про­образ центрального полицейского органа.

Вначале действовала комис­сия Боярской думы по разбойным делам, затем был создан особый Раз­бойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с уголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц. В 1682 г.

Важно

образовался Сыскной приказ, ведавший уголовными и полицейскими делами и тюрьмами. Земский приказ осуществлял полицейское и судебное управление на­селением Москвы.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, ведавший внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. От­сутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства.

Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должно было участвовать ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения го­сударственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внеш­ней политики должен решать лично он.

Помогать в этом были призва­ны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, что­бы вести переговоры с представителями иностранных государств. В приказе вырабатывались важнейшие документы Российского государ­ства по внешнеполитическим вопросам.

Кроме того, он участвовал в решении пограничных конфликтов, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики.

Царь редко с ней советовался, пред­почитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно мно­жество других функций.

Совет

В связи с распространением кабального хо­лопства возникает потребность в специальном органе. Главная обя­занность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах.

Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Отдельную группу составляли ведомства государственно-церков­ного управления: Патриаршийдвор, Приказ церковныхдел, Монастыр­ский приказ.

Существовали многочисленные приказы специальных ветвей уп­равления, например Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный, Аптекарский и другие приказы.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свы­ше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались по мере появления потребности в управлении новыми отраслями.

Так, созда­ние полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией — Малороссийского приказа, воз­вращение смоленских земель — Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономи­ческой и политической структуры общества. В государственном аппа­рате росло влияние «беспородных людей».

Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчет­веро больше — 2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и Приказе Большой казны. Штат Приказа Боль­шого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах си­дело от 30 до 100 подьячих.

Современник отметил, что подьячих в при­казах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Создание централизованной приказной системы, в деятельности ко­торой главную роль играло служилое дворянство, ограничило роль фео­дальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция увеличения роли государства с опорой на формирующееся дво­рянское сословие прослеживается и в реформе местного управления.

Источник: https://magref.ru/prikaznaya-sistema-upravleniya-v-xvi-v/

ПРИКАЗЫ

ПРИКАЗЫ –органы центрального управления в России 16 – начала 18 вв. Термин родился от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 в.

До 1370-х центральное управление строилось по моноцефальной модели (полная концентрации власти у главы государства. К концу 15 в.

, когда возникла необходимость перестройки великокняжеского дворцово-вотчинного хозяйства, возникли Казна (Казенный приказ, созданный в 1512, который являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, которые изготавливавшими эти вещи) и Большой Дворец (1534, для решения вопросов дворцового хозяйства, управления населением Кормовым и Сытным дворами). По иным данным, первым приказом был Ловчий (1509), ведавший царской охотой.

Как правило, приказы возникали по личным поручениям князей. Вначале вновь создаваемые учреждения именовались «дьячими избами», а с 1512 (первое упоминание) – «приказами».

В отличие от «путей» (форма управления периода феодальной раздробленности), приказы были постоянно действующими учреждениями и обладали определенной компетенцией, штат приставов, подъячих, толмачей, сторожей, в некоторых приказах штат достигал 100 чел. Все приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы, при этом обладая исполнительной функцией, они были ограничены царем или думой в распорядительной деятельности.

Обратите внимание

В разное время в России существовало от 20 (в 16 в.) до 100 приказов – государственных (внешне- и внутриполитических) и дворцовых.

Первыми возникли Разрядный (1535), ведавший обороной, учетом и управлением служилыми людьми и Поместный (1577) – по вопросам обеспечения этого войска землей, ведавший также судом по земельным спорам, Аптекарский (Аптекарская палата, 1594) – ведал медицинской службой, Большого прихода (1554) – ведал сборами с населения и таможнями, Земский (1564) руководил управлением Москвы, судом по уголовным и гражданским делам, Посольский (1549) занимался отношениями с иностранными государствами. Постельный (1573) управлял царской спальней и лицами, обслуживавшими царскую семью, Пушкарский (1577) ведал артиллерией и обслуживающим ее населением, а Житный (конец 16 в.) приемом и выдачей казенных припасов. Специально созданный Печатный приказ (конец 16 в.) занимался лишь тем, что хранил и прикладывал государственные печати.

Вместе с расширением территории государства возникали приказы Казанский (1560-е), Сибирский (1637), Лифляндских дел (1658), Калмыцких дел (1661).

После Смуты появились приказ Большой казны (1621) ведал сборами налогов с торговли и ремесел, монетным делом, кабацкими сборами, Иконный (1622), Иноземный (1624) наблюдавший за иностранцами, поступившими на русскую службу, Городового дела (1638) ведавшего строительством укреплений и т.д.

На территории Кремля для них было выстроено специальное здание; при крупных приказах были организованы школы для подготовки умелых работников. Во главе каждого приказа был поставлен «судья», некоторые из которых были думными дворянами, боярами и даже окольничими. Крупные приказы имели свои печати, на документах, исходивших от них, необходима была личная подпись дьяка.

Так складывалась приказная бюрократия, противостоящая боярской аристократии.

Активная внешнеполитическая деятельность России (русско-польская война 1653–1667, присоединение Украины) стала причиной появления приказов, компетенция которых состояла в управлении новыми территориями. Социальные функции государства были реализованы в создании в 1670 приказа строительства богаделен.

Абсолютистский характер власти проявился в создании в 1654 Тайного приказа (приказа Тайных дел), который занимался вопросами, интересовавшими лично царя Алексея Михайловича и стал его своеобразной «личной канцелярией».

Приказ Верхней типографии (1680) стал управлять придворной типографией, Разбойный (1680-е) осуществлять контроль за решением уголовных дел, Судный (1699) вел судебные дела служилых людей.

Важно

Поскольку приказы возникали по мере надобности, вне обдуманного плана, многие из них функционально дублировали друг друга, что приводило к неразберихе, волоките, бюрократизму, казнокрадству и взяточничеству.

Коренная перестройка системы государственного аппарата при Петре I,замена приказов коллегиями (1718–1720) была первым шагом к ликвидации старой административной системы. Часть приказов уцелела и была окончательно уничтожена лишь губернской реформой Екатерины II 1775. Остался лишь Приказ общественного призрения, который являлся уже учреждением нового типа и сохранил лишь название приказа.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PRIKAZI.html

§ 4. ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА: XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управления

XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управления. На протяжении века существовало до 80 центральных бюрократических учреждений — приказов разного значения, функций и величины.

Важной особенностью приказной системы управления является крайняя пестрота и неопределенность функций приказов. Почти каждый приказ XVI — XVII вв. выполнял не только функции управления; в его ведении находились также определенные территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание приказа и осуществление его задач, а население их судилось в приказе.

Этой сложностью определения точных функций приказов объясняются и трудности классификации приказов. Все созданные классификационные схемы приказов можно считать условными.

Во главе каждого приказа стоял начальник — «судья»; иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование (казначей, печатник, дворецкий, оружничий и т. п.). Судьи приказов в XVII в. назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Шел процесс бюрократизации верхушки феодального класса — думных чинов39. Некоторые думные люди управляли сразу несколькими приказами. Любимец царя Алексея Михайловича боярин Б. И. Морозов был «судьей» пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти, Иноземского и Аптекарского. После падения правительства Морозова (1648 г.) эти приказы наследовал царский тесть боярин И. Д. Милославский (1649— 1666 гг.).Известный дипломат А. Л. Ордин-Нащокин был начальником Посольского, Малороссийского приказов и трех четвертей (Новгородской, Владимирской и Галицкой).

Читайте также:  Семилетняя война 1756-1763 гг.

С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определенных видов документов, порядок их оформления и движения как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском — до трех, Разрядном — до шести, а в Поместном — до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из ду-

[67]

ховного звания и даже крупного купечества («гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался «доклад» царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом «докладе». Со слов царя дьяк делал на «докладе» «помету» (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки «верстались» поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие — канцелярские служители из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет «неверстанно», т. е. без жалованья, на одни лишь «приношения» просителей. Затем его «верстали» небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год). Через несколько лет подьячий переходил в «среднюю статью» и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в «старые подьячие» с окладом до 60—65 руб. и даже получить поместный оклад. Иногда «старый подьячий» дослуживался до дьячьей должности.

Совет

Подьячих в приказах было гораздо больше, чем дьяков: от нескольких человек (Аптекарский, Печатный, Костромская гать) до нескольких десятков (Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный)40. Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние — составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа; младшие — осуществляли техническую работу по переписке («перебелке») документов. Кроме того, в штате приказов имелись рассыльные, сторожа и другие лица.

Крупные приказы подразделялись на столы, а столы — на повытья. В Разрядном приказе было 9 столов, в Поместном — тоже 9 столов. Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья — старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе — денежный, приказный); по территориям (там же Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

В определении характера управления в приказах среди историков не было единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие — единоличным. В действительности в приказах существовал особый, приказный характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, они рассматривали каждый в отдельности. Характерной особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.

[68]

Большинство приказов помещалось в Кремле.

В царствование Бориса Годунова между Архангельским собором и Спасскими воротами было построено двухэтажное здание. Каждый приказ занимал по две-три комнаты: одна предназначалась для дьяков, другая — для подьячих, третья («казенка») использовалась для хранения денег и документов, а иногда как кабинет судьи приказа. Просители толпились в прихожей или на улице.

В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцовыми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались документы.

В необыкновенной тесноте по 12 и более часов в сутки, нередко даже по праздничным дням, при тусклом свете сальных свечей скрипели гусиными перьями приказные подьячие, переписывая бумаги. Обычно текст документа писался на узкой бумажной ленте, а оборотная сторона использовалась для разного рода заметок: адресов, подписей («рукоприкладств»), резолюций. Несколько таких документов («столбцов») оформлялось в «дело» путем склеивания листов друг с другом в длинную ленту: к нижнему концу челобитной подклеивалась запись показаний челобитчика, к низу этого документа — объяснения, далее — справки, решения по делу, указная грамота. Дело иногда передавалось в другое учреждение, где дополнялось новыми документами. Получалась длинная лента — «столп». На месте склейки («сставах») стояла подпись дьяка или подьячего «с приписью», исполняющего обязанность дьяка, по слову или слогу на каждой сставе, что затрудняло изъятие документа из дела или его фальсификацию. Нередко, когда дело оканчивалось, к данному «столпу» подклеивались столбцы других дел. «Столп» становился сборником дел. Некоторые «столпы» достигали десятки и сотни метров. «Столп», содержавший Соборное Уложение 1649 г., имел длину 309 метров! Реже в приказной практике применялись тетради и книги.

«Столбцы» и «столпы» свертывались в форму свитка исписанной стороной внутрь и в таком виде хранились. Грандиозные московские пожары не щадили и документов приказов. Во время пожара 3 мая 1626 г. сгорели многие кремлевские здания. Сильно пострадало от пожара и здание приказов, в котором «многие государевы дела и многая государева казна погорела». Впрочем, приказные документы гибли также и от «палатныя сырости», и от грызунов.

Некоторые приказы имели «черные палаты», «тюремные избы», где помещались арестанты. В Константино-Елинской башне Кремля была устроена «пыточная» с «застенком», где велись расследования по делам Разбойного и Земского приказов. В Китай-городе, близ Варварских ворот, находился Тюремный двор, большая тюрьма с несколькими отделениями — «избами» (Холопьей, Разбойной, Опальной, Женской, Бражной); здесь содержалось до 1000 заключенных. Старое здание приказов к 70-м годам обветшало и разрушилось. В 1680 г. было построено новое, двухэтажное, гораздо большее зда-

[69]

ние, где разместились только семь крупных приказов: Посольский, Разрядный, Большой казны и др.

Обратите внимание

Ивановская площадь в Кремле была оживленным местом. Здесь теснились толпы просителей; перед зданием приказов стояли на «правеж» неисправные должники, и просчитавшиеся головы и целовальники, чинились «торговая казнь» (наказание плетьми), оглашались царские указы, при зачтении которых среди общего шума приходилось «кричать во всю Ивановскую».

В находившейся у колокольни Ивана Великого «площадной избе» площадные подьячие с кувшинами чернил у пояса и гусиными перьями за ушами оформляли частные сделки, а также давали юридические консультации растерявшимся от приказной волокиты и непривычного столичного шума просителям. В конце XVII в. «площадные избы» — нотариальные конторы — появились при некоторых приказах.

Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, Злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управления — коллегиальная.

Источник: https://uchebnikfree.com/russia-history/prikaznaya-sistema-russkogo-26669.html

Реформа государственного управления при Иване Грозном

Опубликовал Елена — Декабрь 1st, 2011

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

 Первое событие, с которого хочется начать данную тему, это – венчание Ивана IV  царство в январе 1547 года,  при достижения совершеннолетия.

Ритуал венчания на царство разработал митрополит Макарий, он проводил обряд и из его рук Иван IV принял все знаки царской власти – шапку Мономаха, скипетр, державу, Барму. Обряд венчания проходил в Успенском соборе.

 С этого времени великий  князь Московский  стал называться царем. Таким образом, первым царем на Руси стал Иван IV  Грозный. Этимология: царь – от лат. цезарь – наследственный монарх, государь.

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

На всем протяжении  предыдущей истории, Боярская дума играла важную роль органа законодательной и совещательной власти при великом князе. При Иване IV  Боярская дума также сохранялась, но Иван IV  предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.

 Появляется новый орган власти – Земский собор.  Земские соборы  решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо.  Историки насчитали, что за всю историю Земские соборы собирались более 50 раз.

Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада.

Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ.  Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления  и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам.

Важно

Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов. Приказы – учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких Приказов.

Разрядный – руководил делами поместного войска;

Пушкарский – артиллерией;

Стрелецкий – стрельцами;

Оружейная палата – арсеналом;

Посольский приказ – управлял иностранными делами;

Приказ Большой приход – финансами;

Поместный приказ – государственными землями, которые раздавались дворянству;

Холопий приказ – холопами.

Отдельными территориями управляли следующие Приказы: Сибирский, Казанский.

Во главе каждого Приказа стоял дьяк или боярин, которые считались  крупными государственными чиновниками. Приказы управляли, собирали налоги, судили.

Создание Приказной системы демонстрировало централизованное управление страной. Поскольку, число задач у государства росло, соответственно росло и количество Приказов. К началу 18 века их насчитывалось около 50.

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

Претерпело изменения  и система управления на местах. Она стала единой. Важным моментом было упразднение в 1556 году  системы кормления.

Бояре-кормленщики, по сути, были представителями великого князя,  «Государя Всея Руси»,  в провинциях, они собирали налоги с территорий, которые поступали в их личное распоряжение, и только  часть которых они отправляли в государственную казну.

Они были фактическим правителями этих земель, «кормились» за счет  этих территорий, а размер подати с населения зависел от их неумеренных аппетитов. Теперь же кормление было отменено.

Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.

Совет

Из представленной схемы, можно сделать вывод, что при Иване IV складывается государство, форму правления которого можно назвать сословно-представительной монархией.

Во всех государствах, складывание  сословно-представительной монархии, подчеркивало слабость царской власти, заключавшуюся в том, что монарх  еще был вынужден считаться с мнениями представителей различных слоев населения.

Сословно-представительная монархия – закономерный этап на пути складывания абсолютной монархии, процесс которой завершится в России при Петре I.

Понравилась статья? расскажите друзьям

Также на эту тему можно прочитать:

Источник: http://teacher-history.ru/novosti/reforma-gosudarstvennogo-upravleniya-pri-ivane-groznom

Ссылка на основную публикацию