Древняя Русь и Русское море
Арабские источники точно подмечают обычаи южных русов, столь типичные для кочевников: «Они грязнейшие из тварей Аллаха — (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы»[i], в похожих выражениях он описывает и омовение южных русов, которые плюют и сморкаются в чашу с водой для умывания (NB: об обычае омывать всё тело, характерном для славян, не говорится ни слова; скорее всего, южные русы, как и большинство кочевников, умывали только лица); текст Гардизи про «остров Русов», наоборот, гласит, что они «носят чистые одежды»[ii], он же упоминает как личную собственность «кувшин для омовения». Русские названия порогов, по М.Ю. Брайчевскому[iii] не только замечательно переводятся с аланского, но и являются точной калькой записанных Константином Багрянородным славянских названий и его личных переводов. Само имя «рос» они переняли от Роксолан[1] — «Белых, светлых алан»[2], но, в отличие от высокой цивилизации алан, взимавших дань с Рима, росы были обычным воинственным кочевым европеоидным народом[3], подобным, например, половцам.
«От тех же Сарматских и Славянороссийских осад той же народ Росский изыде, от него же неции нарицахуся Россы, а иныи Аланы, а потом прозвашася Роксоланы, аки бы Росси и Аланы …»[iv] — так гласят средневековые русские и польские хроники XVI-XVIIвв. Перечисление крупнейших племен Сарматии у Птолемея показывает, что это разные, далеко не родственные народы: венеды, бастарны (дулебы)[4], певкины, языги (ясы), роксоланы, скифы и другие[v]. Собственно, сарматы — это сверхэтнос как, например, скифы, венеды или вепсы; аланы и роксоланы этнически сарматами не являлись: первые принадлежат к длинноголовому (долихокранному), сарматы же — к круглоголовому (брахикранному) типу[5]. О событиях IVв. Пишет римский историк Иордан: «Германарих, король готов, хотя… и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломном уже племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из выше названного племени (росомонов), по имени Сунильду, за изменнический уход (от) её мужа, король (Германарих), движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом»[vi]. Росомоны переводится как «росы-мужи» (от осетин. Moine — муж, человек); имена же Сар (Sar) и Аммий (Ama) также замечательно переводятся с сармато-анланского наречия как «Глава» и «Могучий». Единственное имя — Сунильда — германское («Лебедь»), но вполне логично, что, попадая в род мужа-германца, женщина называлась по-германски. При этом этнонимы Rugim Rogi Иордан с росомонами не смешивает, употребляя отдельно.
У ат-Табари есть такое сообщение: «Жители этих стран, все неверные, из хазар, русов и алан. Они смешались с тюрками и взаимно соединились с ними посредством бракосочетаний»[vii]. Русов, как народ родственный аланам, упоминает и Низами Гянджеви в «Искандер-наме»: «Рус, жадный к битвам, явился к нам ночью из стран аланов и арков и ударил на нас, словно град. пробудил в этой стране ненависть, которая издревле разделяла наши две народности … Он не оставил ничего, что было собрано в Абхазии…»[viii], предводитель же русов носит у Низами иранское имя Кинтал. Абхазы и русы питают друг к другу давнюю ненависть, которая возможна лишь только среди соперничающих соседей; войско русов состояло из хазар, буртасов и алан.
Таким образом, причин для отождествления (или даже представления более-менее близкого родства) руси северной (ругов) с русью южной (росов) совершенно нет.
Конечно, росы являлись в некоторой степени родственниками славян (о чём говорит тот факт, что арабы, хоть и упоминают вскользь о том, что руссы — это «вид славян», всегда описывают их отдельно), но в степени отдалённой достаточно, чтобы говорить о том, что совсем не от них «прозвалась Русская земля». Более того, южная русь практически не повлияла на славян культурно: от росов остались лишь несколько слов (например, восход, закат, топор, хорошо) да характерная причёска-оселедец (и то — далеко не факт, что она пришла именно от них), вот и всё. Та русь, от которой мы сейчас имеем своё наименование, жила не в душной грязи юга, а в холодных снегах посреди свинцовых вод Варяжского Моря.
[1] Не та ли это Русколань «Влесовой Книги», что «близ Голуни» (Гелона) и «на Суроже»? [2] Русские летописи XII-XIVвв знают их под именем ясы. [3] Это совсем не противоречит арабским сообщениям о больших богатых городах русов (здесь: южной руси): например, культурный слой в городах кочевых скифов достигает 25-30см (Галкина Е.С., «Тайны русского каганата». Москва, Вече, 2002г.). [4] О преемственности славяне-дулебы-бастарны см. Мачинский Д.А., «К вопросу о территории обитания славян в I-VIвв» // сб. «Исследования по археологии и древней истории Восточной Европы» / ред. Пиотровского Б.Б. Л., Аврора, 1976г. [5] Несмотря на это, роксолан упорно пытаются причислить к сарматам (напр., до сих пор это мнение пропагандируется «Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона»). Да, роксоланы культурно могли напоминать сарматов, но этнически — по крови, а, следовательно, по духу, — не могли принадлежать к ним.
[i] Ковалевский А.П., «Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг». Харьков, 1957г.
[ii] Новосельцев А.П., «Восточные источники…».
[iii] Брайчевский М.Ю., «Русские» названия порогов у Константина Багрянородного».
[iv] Гиляров Ф., «Предания русской начальной летописи». М., 1878г.
[v] Удальцов А.Д., «Племена Европейской Сарматии IIв н.э.» // «Советская этнография», вып.II. М., 1946г.
[vi] «Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)». СПб., 1997г.
[vii] Дорн Б., «Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах на прибрежья Каспийского моря». СПб., 1874г.
[viii] Алиев Р., «Низами. Стихотворения и поэмы». Л., 1981г.
Источник: https://kreslav.livejournal.com/581851.html
Походы русских на Черном море в IX-XII вв
ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ IX-XII ВЕКОВ
Восточные славяне — предки современного русского, украинского и белорусского народов — с древних времен занимали Восточно-Европейскую равнину и имели культурные и торговые связи с Византией, народами Кавказа, с западными славянами, с народами Прибалтики — предками эстов, латышей и литовцев.
Плавания по водным путям способствовали выработке у восточных славян морских навыков. Известны их многочисленные морские походы в IV-IX вв. В 600 г. они совершили поход в Италию; в 615 г. проникли в Византию; в 623 г. достигли о.Крита; в 626 г. осаждали Константинополь; в 642 г. ходили к берегам Южной Италии; в 676 г.
имели боевые столкновения с византийскими кораблями. Известен также поход русских в Эгейское море в 813 г. В начале IX в. большое значение приобрел водный путь «из варяг в греки». (Балтийское море — Нева — Ладожское оз. — Волхов — оз.
Ильмень — Ловать — волок до верховьев Западной Двины — Западная Двина — волок до верховьев Днепра — Днепр — Черное море). Такие же водные пути связывали Балтийское море с Каспийским и Белым морями.
Начиная с середины IX в. о систематических походах русских на Черное и Каспийское моря, а позднее и на Балтийское и Белое моря повествуют русские летописи.
ПОХОДЫ РУССКИХ НА ЧЕРНОМ МОРЕ В IX-XII вв.
860
Морской поход русских на 200 ладьях по реке Днепр и Черному морю на Византию. Совершив набег на ее черноморское побережье, русский флот проник 18 июня в Босфор и приступил к осаде столицы Византии Константинополя. Высадившись на берег вблизи Константинополя, русские захватили богатую добычу, возвратились на суда и отправились к Днепру {5}.
970
Морской поход великого князя Олега из Киева на Византию.
В походе участвовало большое число ладей и многочисленное войско (летописи приводят неправдоподобные по размерам цифры — 2000 ладей и 80000 посаженных на них воинов, не считая конницы, следовавшей берегом).
Пройдя из Днепра вдоль берегов Черного моря в Босфор и осадив Константинополь с моря и с суши, Олег вынудил его к сдаче и заключил мир, по которому греки выплатили победителям богатую дань {6}.
911
2 сентября. Заключение Олегом в результате победоносного похода на Византию в 907 г. первого письменного торгового договора с греками. Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял право морской торговли на всем побережье Черного моря {7}.
935
Участие русских судов (по свидетельству греческих хронографов) в походе греческого флота в Италию. Русские суда с их личным составом находились на греческой службе в качестве наемной военной силы {8}.
941
Поход киевского князя Игоря с большим числом ладей из Днепра через Черное море на Византию. В столкновении с высланным навстречу греческим флотом большая часть ладей Игоря была уничтожена «греческим огнем».
С уцелевшими судами Игорь направился к берегам Малой Азии, где, высадившись на берег, опустошил Вифинию, но настигнутый высланными греческими войсками вынужден был отойти на север к Босфору Киммерийскому (Керченский пролив).
После неудачного боя с греческим флотом Игорь с уцелевшими судами прорвался в Азовское море и оттуда сухим путем вернулся в Киев {9}.
944
Второй морской поход князя Игоря на Византию. Суда с посаженным на них сухопутным войском продвигались вдоль побережья, конница шла берегом.
Греческий император Роман, предупрежденный о грозящей опасности, выслал навстречу русским к устью Дуная послов с предложением мира и дани.
Приняв от греков богатые дары и заключив с ними в том же году договор о торговле, союзе и взаимной помощи, Игорь вернулся в Киев {10}.
949
Участие 9 крупных русских судов с дружиной в 600 чел. (по сведениям греческих хронографов) в экспедиции греческого флота на остров Крит {11}.
967
Поход киевского князя Святослава в Болгарию. Выйдя со значительным флотом и с посаженными на него войсками из устья Днепра к устью Дуная, Святослав проник через Сулинское гирло в реку и, поднявшись вверх по течению, в короткое время овладел 80 населенными пунктами. Получив известие о набеге печенегов на Киев, Святослав спешно вернулся для защиты его {12}.
969-971
Второй поход Святослава в Болгарию. Разбив и прогнав печенегов, Святослав с 10-тысячным войском, посаженным на 250 судов, предпринял поход на Дунай. Высадив у Доростола (Силистрия) войска и заняв вскоре Филиппополь,. Святослав перевалил через Балканы и, заняв Македонию и Фракию, угрожал Константинополю.
Большая греческая армия под начальством византийского императора Иоанна Цимисхия вынудила Святослава к отступлению и осадила его в крепости Доростол, причем греческий флот в составе 300 судов, войдя в Дунай, отрезал выход русским судам в море.
Испытывая нужду в продовольствии, Святослав предпринял из крепости Доростол смелую экспедицию, отправив ночью посаженный на суда отряд в 2000 воинов для добывания хлеба в придунайских селениях. Удачно выполнив задание, этот отряд произвел на обратном пути к Доростолу ряд нападений на отдельные греческие отряды.
После упорного сопротивления в связи с израсходованием всех запасов продовольствия Святослав согласился на мир (972 г.) и, отказавшись от намерения овладеть Болгарией, должен был вернуться в Киев. На обратном пути при обходе днепровских порогов Святослав подвергся внезапному нападению печенегов и был в бою убит (973 г.) {13}.
988
Отправление киевским князем Владимиром отборного отряда русских войск по Днепру и Черному морю в Константинополь для оказания помощи византийскому императору Василию II против восставшего полководца Варды Фоки, угрожавшего столице. При содействии русских войск Фока был разбит, и русский отряд вернулся на родину {14}.
989
Ввиду невыполнения византийским императором Василием II договорных обязательств за оказание помощи против Варды Фоки киевский князь Владимир с войсками, посаженными на суда, предпринял морской поход из устья Днепра в Крым против Херсонеса Таврического (Корсуни). Осажденный город после недолгого сопротивления был занят, и Василий II был вынужден выполнить требования Владимира. С этим походом связано предание о крещении Владимира в Херсонесе {15}.
1024
По известиям византийских историков, отряд русских судов с экипажем в 800 воинов под начальством Хрисохира, придя в Константинополь якобы с целью поступления на греческую службу, прорвался через проливы в Архипелаг, причем разбил отряд греческих судов, стоявший у Дарданелл. Застигнутый затем греческим флотом у острова Лемнос, Хрисохир был разбит, захвачен в плен и казнен {16}.
1043
Последний морской поход киевских князей на Византию. Русские суда с посаженной на них большой княжеской дружиной под предводительством сына киевского князя Ярослава Мудрого — Владимира, отправились по Днепру и Черному морю к Константинополю.
Цель похода состояла в том, чтобы силой оружия заставить византийского императора соблюдать договорные обязательства в отношении беспрепятственной торговли русских купцов в греческих городах. При подходе к Босфору русский флот подвергся нападению отряда неприятельских судов, применивших «греческий огонь».
После непродолжительного, но жаркого боя русские суда с потерями вынуждены были отойти в открытое море. Здесь они были застигнуты бурей и рассеяны. Для спасения оставшихся судов и людей Ярослав выслал из Киева новый отряд кораблей. При обратном следовании русского отряда греки предприняли погоню.
Владимир остановился и принял бой. Одержав полную победу, русские с добычей и пленными возвратились в Киев {17}.
1151
Летописное известие об использовании киевским князем Изяславом Мстиславичем во время войны с ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким особой конструкции ладей, крытых палубой, защищавшей гребцов от стрел и служившей помостом для воинов, ведущих бой.
Эти ладьи имели, кроме кормового рулевого весла, такое же весло и на носу, что позволяло судну менять направление движения, не прибегая к поворотам на узких речных фарватерах, среди мелей и т.п. («…
исхитрил Изяслав лодье дивно: беша бо в них гребьци гребуть невидимо, тотшо весла видети, а человек бяше не видети, бяхуть бо лодье покрыты досками, бяхуть же борцы стояще горе во бронях и стреляюще, а кормника 2 беста, един на корме, а другой на носе, и аможе хотяхуть тамо пойдяхуть, не обращающа лодьями») {18}.
Перейти на страницу СОДЕРЖАНИЕ
Источник: https://rgavmf.ru/books/boevaya-letopis-russkogo-flota/pohody-russkih-na-chernom-more-v-ix-xii-vv
История: военные походы славян
?
alltruehistory (alltruehistory) wrote,
2017-12-22 22:13:00 alltruehistory
alltruehistory
2017-12-22 22:13:00
Необходимо подчеркнуть сразу, что в самостоятельных военных походах славяне никогда не участвовали!
Знаменитый и провальный поход на Царьград, который так любят упоминать, был осуществлен норманнами(викингами). И почему-то при упоминании этого похода не упоминается, что поход был провален. То, что поход осуществляли норманны подтверждается тем, что управление и воинская прослойка в «Руси» состояла из норманн, так и сам договор с Византией, упомянутый в летописи «Повесть временных лет». Вот часть договора между русами и Царьградом после неудачного похода на него князя Хельге(Олег), тест взят из летописи «Повесть временных лет»:
«Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид»
Перечисления этих имен более чем достаточно для того, чтобы понять, что к походу на Царьград славяне не имели никакого отношения. Ниже будут приведены объективные причины почему славяне в принципе не могли иметь войска и организовывать походы. Однако продолжая тему имен, для сравнения приведем славянские имена: Дрочило, Нижата, Гречин, Доможир, Домослав, Гостята, Душила, Жирок, Семьюн, Баран, Воеслав, Гостила, Жирослав, Полют, Родята, Селята. После перечисления славянских имен, некоторые могут задать вопрос: как же так, вот мол человек — русский, а имя то у него греческое! Ответ очень простой: славянские имена перестают использоваться начиная с крещения славян. После крещения, славянам дают греческие (например Михаил, Петр, Василий и т.д.) или еврейские имена (например Иван — он же Иоан, и т.д.). Человека с нехристианским именем просто напросто не крестили, так же как во время СССР давать имя можно было только то, что есть в специальном списке разрешенных имен. Бывает однако, что когда заходит речь о норманнах, то возникает и другой вопрос: известно несколько случаев, когда викинги будучи среди славян молились славянским богам, как такое может быть? Дело в том, что язычники — это самые веротерпимые люди, которые в отличае от христиан, никогда не устраивали релегиозных войн или варфоломеевских ночей. Язычник мог молиться одному или нескольким богам и знакомясь с новыми богами, или приезжая в другую страну, мол легко молиться и другим богам. Хороший пример этому представляет собой Древний Рим, где в пантеоне богов пристутствовали по сути греческие боги с римскими именами, например Юпитер (Зевс), Венера (Афродита) и т.д., однако после того, как римляне познакомились с культурой Древнего Египта, многие римляне стали молиться египетской Изиде. Одним из поклонников Изиды был римский император Калигула. Молились римляне не только египетским богам, но и богам других восточных стран, например богу Митре, который позднее был использован Константином для создания культа христианства. Так же есть упоминания о том, как один из предводителей викингов находясь среди мусульман обратился с речью к своим товарищам и суть речи сводилась к тому, что мол раз уж мы далеко от своих земель и Тор нас не слышит, то давайте пока молиться местному богу — Аллаху, а как приедем обратно — будем снова молиться Тору. Приписывание славянами, а и затем русскими, чужих воинских заслуг в историографии — это типичное поведение при сочинении мифов. Кроме указанного похода, были другие походы на Византию организованные уже Аварами. Авары — это степняки прогнанные тюрками из района современной Монголии. Убежав в Восточную Европу, авары создали там Аварский Каганат, подчинив при этом прилегающие славянские племена и заставив их платить дань. Вот в этих походах, организованных аварами, славяне действительно участвовали, но только и исключительно как пушечное мясо, которых авары гоняли «штыками» и используя как живой щит куда противник мог бы потратить свои стрелы и отвлечь внимание. Дело в том, что с VI-VII вв славяне проживавшие к западу от Киева были порабощены аварами и платили им дань, а так же использовались ими как пушечное мясо. Другим примером выдуманных побед является миф о том, как русы разбили хазар. Хазары — это тюркский народ известный с IIIв нэ, входивший и в Великий Тюркский Каганат, и в Западный Тюркский Каганат и затем образовавший Хазарский Каганат после распада Западного Тюркского Каганата. Хазарский каганат простирался примерно от дельты реки Итиль(Волга) до Днепра и от Каспийского моря до Волжской Булгарии, которая до распада Западного Тюркского Каганата так же входила в него. Столица Хазарского Каганата изначально располагалась в районе Дагестана, но затем была перенесена в дельту реки Итиль и носила идентичное название — город Итиль. Карта Хазарского Каганата: Хазарский Каганат представлял собой крайне мощную силу и контролировал важный торговый путь по реке Итиль в Каспий. Этот торговый путь позволял торговать с арабами и персами. При этом в то время арабские монеты являлись примерно тем, чем является сегодня американский доллар — т.е. это были деньги международного обращения. Так же хазары поработили ряд прилегающих к Днепру славянских племен, которые платили хазарам дань. В мифах русской «истории» рассказывается о том, как Святослав якобы разгромил Хазарский Каганат. Прежде всего уточним, кто такой был Святослав. А был он норманном, его отец был Ингвар, а его мать — Хельга. Дружина его так же состояла из норманнов. Поэтому уже тут мы видим, что следует рассматривать не поход славян на Хазарский Каганат, а поход норманн. Чудеса с мифом о разгроме Хазарского Каганата венчаются якобы разгромом Святославом столицы Хазарского Каганата — города Итиль. Столица эта, как было сказано выше Находилась в дельте реки Атал/Итиль(совр. р. Волга) — около Каспийского моря. А это означает, что если бы Святослав действительно разгромили хазар и действительно уничтожили город Итиль, то уже в X веке славяне и Святслав имели бы выход к Каспийскому морю! А это не просто выход, это — контроль самого важного и крайне богатого торгового пути, который вел к арабам в Халифат и к персам! Естественно, что при захвате этой территории, ни один военоначальник бы оттуда не ушел. Но этого не случилось. Лишь к концу XVI — первой половине XVII века русские смогли выйти к Каспию. Что же случилось на самом деле? Благодаря археологам и историкам, прежде всего таким как М. Артамонов и Л. Гумилев, стало известно, что столица Хазарского Каганата была просто-напросто затоплена из-за поднятия уровня Каспия. И Хазарский Каганат просто распался под воздействием ряда причин: поднятие Каспия, войны с арабами, войны с восточными тюркскими народами. При этом часть хазар осталась в районе предыдущих мест проживания, а часть двинулась в Восточную Европу и при этом их маршрут пролегал как раз через славянские княжества, что было бы странным для хазар, если бы Святослав действительно разбил Хазарский Каганат. Таким образом, даже маршрут движения хазар указывает, с какой стороны был нанесен главный и решающий удар — это был удар с востока.
Источники о славянах VIIв
Среди самых ранних и достоверных источников о славянах, являются наставления римского(византийского) императора Маврикия в его труде «Стратегикон», написанный примерно в конце VI — нач. VII вв н.э. Данный труд создавался для внутреннего потребления и содержал описание изветных римлянам(византийцам) народов и описывал методы борьбы с ними. Таким образом, этот труд носит скрупулезно верные данные об описываемых народах, т.к. от точности описания зависят действия военоначальника и результат сражения. Одна из глав этого труда посвящена описанию славян. Вот некоторые цитаты, дающие представление не только об образе и качестве жизни славян, но и о их военных умениях:
«Селятся в лесах или около рек, болот и озер — вообще в местах труднодоступных. В своих жилищах устраивают много выходов на всякий случай. Все необходимое прячут в землю и скрывая все лишнее, живут как воры.»
…
«В начальники никого не выбирают и вечно в ссоре между собой.
Строя не знают, не стараются сражаться вместе или выходить на ровную и открытую местность, а если случайно и отважатся идти в бой, то наступают вместе медленно, издавая крик и если неприятель отзовется на него, то живо повертывают назад, а если нет, то прямо обращаются в бегство, не стараясь вовсе дружно померяться с неприятелем.»
…
«Совершенно вероломны и нелегко соглашаются на мирные договоры, так что их покорить можно более страхом (силой), нежели подарками. Так как между ними царят различные мнения, то они или не соглашаются между собой, или же если которые и согласятся, то другие делают им наперекор, потому что они все различного мнения друг о друге и никто из них не хочет послушаться другого.»
…
«…
и часто некоторые из них, испуганные нечаянным вторжением в их владения, ложатся на дно реки навзничь и дышат, держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды; и это могут выдерживать долгое время, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
И не знающие этого при виде качающихся камышей, думают, что они растут в воде. А знающие если различать по положению камыша или по виду, что он не настоящий, то могут или им же проткнуть им рты или вырвать, чем и заставить вынырнуть из воды, так как без камыша они не могут долго оставаться в ней.»
Сконцентрируем внимание в этом описании на том, что может дать понимание характеристики славян с военной точки зрения и вот, что мы заметим: 1) Селятся славяне в труднодоступных местах(леса, болота), а это означает, что более выгодные земли они не способны защищать и вынужденны прятаться и довольствоваться крайне бедными землями в лесных чащобах или болотах куда мало кто сунется. 2) У славян отсутствует какая либо иерархия, единый лидер, дисциплина — на это указывает фраза: «В начальники никого не выбирают и вечно в ссоре между собой.» и другая фраза: «Так как между ними царят различные мнения, то они или не соглашаются между собой, или же если которые и согласятся, то другие делают им наперекор, потому что они все различного мнения друг о друге и никто из них не хочет послушаться другого» А без единого лидера и без дисциплины не может быть и речи не только о собственном войске и военных походах, но даже и о создании своего государства. 1) Славяне не привычны к военному делу и не знакомы даже с его азами — на это указывает фраза: «Строя не знают, не стараются сражаться вместе или выходить на ровную и открытую местность…». А ведь знание строя — это самая начальная ступень в военном деле, без которой ни о каких военных делах и речи быть не может в принципе. 1) Не привычны к сражениям и трусливы, на что указывает фраза: «и часто некоторые из них, испуганные нечаянным вторжением в их владения, ложатся на дно реки навзничь и дышат, держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши» Эти характеристики крайне важны для понимания того, что славяне не могли участвовать в каких-либо военных походах. Суммировав источники из археологии и истории, можно подвести итоговые критерии по которым славяне не могли совершать какие-либо военные походы: 1) Отсутствие у славян железных рудников. Не случайно, археологические находки указывают на крайне редкое наличие железа. Отсутствие железа означает и отсутствие развитой металлургии и оружия. Именно поэтому не существует какого-то славянского типа меча. Славяне IX-X веков, а затем и русские, использовали мечи произведенные либо германцами, либо хазарами. 2) Маврикий указывает, что у славян отсутствовала дисциплина, руководство, иерархия, законы, опыт ведения войны, азы понимания военного дела, воинская доблесть и смелость. А без всего этого невозможно создать войско, оно тут же превратится в дезорганизованную толпу из более мелких групп, каждая из которых будет делать то, что захочет и идти туда, куда захочет. 3) Наличие войска, требует так же достаточно много продовольствия, чего у славян не было. Таким образом, можно со 100% гарантией исключить славян из рассмотрения их и как воинов и как некоей военной силы. Понимая истинное положение вещей, некоторые мифотворцы русской истории пытаются придумать альтернативное объяснение, как например К. Жуков: мол да, не было у славян войск, но они могли участвовать в военных походах организованных норманнами (викингами). Нет, не могли! Нет никакого толка от человека, который никогда не держал меч в руках и не умеет сражаться. А за несколько дней этому не обучить, да и кому это надо — заниматься обучением? Кроме того, такой человек лишь будет занимать место(например в ладье), место которое мог бы занять опытный воин. При этом такой человек будет еще и есть еду, которую можно было бы отдать опытному воину. Неопытный в военных делах человек так же и ненадежен: он может бежать, не понять, что надо делать, и т.д. Так что такой человек лишь ненужная обуза, но никак не выгода для команды головорезов.
А кроме того, военные походы викингов тех времен — это не тяжелая повинность, а возможность разбогатеть на грабеже при минимальном риске. Поэтому проблем с желающими пограбить не было. А это означает, что дополнительный добор каких-то незнакомых варваров в свой отряд совершенно не нужен. И главное: если уж делиться добычей — то делиться с тем, кто этого заслуживает, а не с «пушечным мясом». Согласитесь, специалист высокой квалификации не согласится на то, что какой-то олух будет получать столько же, сколько и он сам. А платить меньше смысла нет (если конечно не ищешь поражения), лучше предоставить это место у весла такому же эксперту как сам.
Источник: https://alltruehistory.livejournal.com/121849.html
Славянские походы на Византию
Теперь на первый план выходят славяне, уже безо всяких оговорок можно ссылаться на широчайшие источники, авторы: Иордан, Прокопий Кесарийский, император Маврикий, Менандр Протиктор, Иоанн Эфесский.
Их сведения, мягко говоря, не блещут точностью, но данные археологии, источники арабских историков и появившиеся записи скандинавских источников помогают восстановить картину.
Традиционно, как только времена стали спокойными, славяне занялись своим обычным промыслом – земледелием, ковкой орудий и вооружений («антские» мечи прославляются на весь известный мир), строительством сёл (неукреплённых) и городов-крепостей.
Историки отмечают присутствие у славян царей и королей, то есть общественных образований. Иоанн Эфесский рассказывал о славянах: «Они стали богаты, имеют много золота, серебра, табуны лошадей, оружие, и научились вести войны лучше самих римлян».
Широко распространена руническая письменность, вполне читаемая по методикам ряда учёных. Славяне восстановили все свои княжества на Балтике, заселили Германию, основав там массу городов, включая Берлин. С востока владения славян граничили с кочевым народом – болгарами.
Византия за счёт интриг имеет большой вес в Причерноморье, постоянно натравливает аланов и сабиров на Персию (своего врага) и стравливает народы между собой. Это официальная политика Византии, внешней разведкой и операциями по «смене политических режимов», а именно убийствами, в основном посредством отравлений, подкупом, переворотами занимается «Бюро варваров». Славяне из-за агрессивной политики Византии, легионы которой грабили и убивали всех, вынуждены были воевать с византийцами.
Основным оружием славян был меч. По сообщению Ибн-Фодлана, мечи славян были широкие, с волнообразными полосками на клинке, украшались различными рисунками. Новорожденному сыну отец подавал меч, говоря при этом: твое – единственно то, что добудешь мечом.
Если тяжущиеся были недовольны судом князя, князь говорил им: судитесь мечом, у кого меч острее, тот и победитель. Клятву славяне обычно давали на щите и мече. Так же были традиционные копья и дротики (сулицы), луки, палицы, упоминаются отравленные наконечники.
Вооружение было достаточно разнообразным, как местного производства, так покупным и трофейным. Из доспехов, кроме большого щита, славянские воины имели кольчугу, которая надежно прикрывала воина и в то же время не стесняла его движений в бою. Кольчугу изготавливали славянские мастера.
В этот период у скандинавов доспехи состояли из кожи с прикрепленными к ней металлическими планками; византийские воины имели кованые доспехи, сильно стеснявшие их движения. Таким образом, доспехи славян выгодно отличались от доспехов их соседей – норманнов и византийцев.
Следует отметить и рукопашный, палочный бой, свойственный славянам. Иногда славяне выходили на бой совсем без доспехов и одежды – показывая удаль и полное презрение к врагу.
У славян было два рода войск – пехота и конница. В Восточной Римской империи при Юстиниане на службе находились конные славянские отряды, в частности у Велизария в коннице служили славяне, командиром конницы был ант Доброгост.
Сообщается о «специализации» славян в форсировании рек, многочасовом дыхании через трубки под водой, постоянном строительстве лодок и переправ. Славяне умело сочетали многочисленные приёмы боя, например бой в теснинах и лесах, специальное оставление добычи и затем уничтожение противника грабившего обоз.
При обороне выстраивались вагенбурги (повозки по кругу), сводившие на нет преимущество римской конницы. Для оборонительного боя славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засеки. При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы, «черепахи» и осадные машины.
В глубоком построении, положив щиты на спину, славяне шли на штурм. Тактика славян заключалась не в изобретении форм построения боевых порядков, чему придавали исключительное значение римляне, а в многообразии приемов нападения на врага, как при наступлении, так и при обороне.
Для применения такой тактики необходима была хорошая организация войсковой разведки, которой славяне уделяли серьезное внимание. Пластуны по описаниям Прокопия, укрывались на ровном месте и брали языков. Знание противника позволяло производить внезапные нападения.
Умело осуществлялось тактическое взаимодействие отрядов как в полевом бою, так и при штурме крепостей. Для осады крепостей славяне умели в короткий срок создавать всю современную им осадную технику.
В 499 г. славяне вторглись во Фракию, разбив 15-тысячное византийское войско. В 517 г. крупные силы славян со значительной конницей дошли до Фермопил. В 534 г. имперский военачальник, славный опустошениями славянских земель Хильбудий переправился через Дунай и был уничтожен с отрядом. В 547 г. войско славян форсировало р. Истр и овладело провинциями Византии.
Византийское 15-тысячное войско шло за славянами, на их глазах славяне овладевали укреплениями, но они не решались вступить в бой. В 551 г. отряд славян численностью более 3 тыс. человек, не встретив никакого противодействия, переправился через р. Истр, уничтожил элитную конницу императора и взял крепость Топер, находящуюся в 12 днях пути от Византии.
При штурме славяне начали малым отрядом обстреливать стены и якобы в панике бежали, когда гарнизон вышел их разогнать. Византийцев отрезали от стен и уничтожили, затем взяли город, умело сочетая стрельбу из луков и действия штурмовых отрядов. В 552 г. большое войско славян форсировало Истр и вторглось во Фракию.
Славяне заняли значительную территорию, где и расположились, «зимуя здесь, как бы в собственной земле, не боясь неприятеля». Около Адрианополя, находившегося в пяти днях пути от Византии, военачальник Схоластик встретил большой отряд славян, который стоял лагерем на горе и был ими разбит.
Затем славяне двинулись на Византию и подошли к «Длинным стенам», где их встретили и вынудили отступить за Истр. В 586 г. славянские отряды снова появились под Адрианополем. Поход в 589 г. византийца Петра – военачальника Маврикия образец воинского недоразумения.
Вначале славяне берут в плен заснувшую в поле византийскую разведку и атакуют Петра на переправе, затем проводники византийцев заблудились и когда вышли к реке и бросились пить, поскольку три дня блуждали без воды – их атакуют славяне и разбивают. В 597 году славяне осаждают Фессалоники.
С востока на славянские государства напали авары, светловолосые и голубоглазые. Мезенмир Идарович, тогдашний антский царь был убит на мирных переговорах, многие города были разорены. Немым свидетельством разыгравшихся трагедий является Пастырское городище в Черкасской обл., разгромленное аварами.
В 570-х годах к Волге вышли тюрки, разгромившие и поглотившие печенегов, к ним примкнули хазары. Южная часть нынешней России была захвачена, на запад от Дона образовался Аварский каганат, на восток Тюркский. К 630 году все каганаты из-за гражданской войны и других проблем развалились.
Так в южных русских степях появились хазары и печенеги, хазары создали Хазарский каганат.
К началу VII в. многие славянские племена прочно обосновались на Балканском полуострове, создав себе базу для морских походов. Так, в 610 г. славяне с моря и с суши осадили Солунь. В 623 г. славянская флотилия появилась у берегов острова Крит и успешно высадила там свои войска. В 626 г.
, когда император Ираклий с войском ушел в Малую Азию воевать с персами и славяне в союзе с аварами напали на столицу Византийской империи. В июне славянский флот подошел к Византии и высадил десант. «Длинная стена» была обойдена. Столица оказалась блокированной с моря и с суши.
В одну неделю славяне подготовились к штурму ее крепостных стен, было изготовлено большое количество метательных машин и построено 12 больших штурмовых башен, высота которых достигала высоты стен. Одновременно со штурмом, планировалось высадить десант в тыл оборонявшимся.
31 июля начался штурм крепостных стен: в центре шли колонны аваров, на флангах – колонны славян. Войска гарнизона столицы и население оказали упорное сопротивление, осада была снята.
Авары были временными союзниками славян и неоднократно становились их врагами. В VII в. в ходе борьбы с аварами у западных славян возник сильный племенной союз чехов, моравов, хорутанцев и сербов. Возглавил этот союз Само (627-662 гг.
), который организовал разгром аваров и затем создал на территории Чехии славянское государство Само. В 630 г.
в трехдневном бою у Вогатисбурга союзное войско разбило войско короля франков Дагоберта – нового врага славян, наступавшего с запада.
Источник: http://www.k2x2.info/istorija/issledovanie_vozniknovenija_russkih_slavjan_pervyh_gosudarstv_na_territorii_rossii_po_dannym_arheologii_i_letopisnym_istochnikam/p5.php
История в историях
Внутренние водные пути древней России и моря, ее окружающие, много способствовали быстрому соединению обитающих в ней отдельных славянских племен в одно сильное государство.
При ровной местности и покрывающих ее дремучих лесах, большие, многоводные реки: Волга, Днепр и Западная Двина представляли почти непрерывные, удобные военно-торговые пути, соединяющие Балтийское море с Черным и Каспийским.
По этим путям перевозились на север богатые произведения Южной Европы и отдаленной Азии и по ним же двигались дружины первых русских князей.
При отсутствии сухопутных дорог, плавание по рекам и озерам представляло для жителей древней России единственно возможный способ передвижения, и эта необходимость до такой степени способствовала развитию морских качеств в народе, что, одновременно с основанием русского государства, славяно-русские дружины на своих небольших челнах смело переплывали обширные моря и собирали добычу с богатой столицы Греческой империи и цветущих берегов Каспия.
Первый морской поход в Грецию совершен был овладевшими Киевом дружинниками Рюрика, явившимися перед Константинополем в 865 году в числе 200 судов.
Потом успешные походы в Грецию были совершены князьями: Олегом, Игорем и Святославом, завоевавшим придунайскую Болгарию и временно утвердившимся в ней. Сын Святослава Владимир ходил по Волге против камских болгар и завоевал у греков Херсонес.
Последний поход в Грецию происходил в 1043 году, в княжение Ярослава. Эти плавания сопровождались захватом богатой добычи. Признанное греками господство русских на Черном море выразилось названием этого моря – Русским морем.
В период времени с 880 по 1175 год славяноруссы являлись и на берега Каспийского моря. Они делали набеги на юго-восточные, южные и западные прибрежья и даже некоторое время держались на реке Куре и на островах, лежащих против нынешнего города Баку.
Междоусобия удельных князей и нашествие татар уничтожили морское могущество России на южных морях; а впоследствии образование на Волге татарских царств – Казанского и Астраханского и завоевание Греческой империи турками надолго отделили Россию от морей Каспийского и Черного. Только на севере, благодаря предприимчивости и отваге новгородцев, сохранилась русская морская торговля, и военные морские силы сдерживали напор враждебных соседей-шведов, упорно стремившихся отрезать русских от Балтийского моря.
Новгород, владея Невою, составляющею выход в Балтийское море из больших речных путей, проходящих по России, имел обширную морскую торговлю, и ему платили дань Корела, Эсты и Эмь, жившие у Ладожского озера и на обоих берегах Финского залива. Около XII века, утвердясь в устьях Северной Двины, новгородцы, увлекаемые морскими промыслами, торговлею и жаждою новых приобретений, проникли в Печорский край и даже ходили на Новую землю и в Карское море.
Принимая участие в торговой деятельности знаменитого в XIII веке Ганзейского союза, и по близкому соседству своему со шведами, новгородцы нередко имели с ними неприязненные столкновения, причем главная причина спора заключалась в обладании Невою.
Одною из самых значительных битв, происходивших во время этой вековой борьбы, была победа, одержанная над шведами на Неве в 1240 году князем новгородским Александром Ярославичем и доставившая ему почетное наименование Невского.
К концу татарского владычества, кроме прибрежья Белого моря, забытого Западною Европою, во владении России осталась только небольшая часть берега Финского залива, около устьев Невы и Наровы.
К этому должно прибавить, что в половине XII столетия по несчастной непредусмотрительности половцев, владевших Ливониею, на устье Западной Двины утвердился орден Меченосцев и что при покорении Новгорода московскими князьями пала окончательно его морская торговля.
Но с каким постоянным упорством враждебные нам соседи, опасающиеся усиления могущества России, старались отодвинуть ее от берегов моря, с таким же постоянством и энергиею правители России пользовались удобными случаями приобрести часть морского берега.
Едва только свергнуто было иго татарское, как завоевание Казани и Астрахани Иоанном Грозным открыло для нас свободный путь в Каспийское море; взятием в 1558 году Нарвы положено начало возобновлению торговли на Балтийском море, и почти одновременно с этим, благодаря случайно занесенному в устье Северной Двины торговому английскому кораблю, начала быстро развиваться наша морская торговля с Англиею, причем английские купцы проникли даже в Каспийское море.
Это благоприятное положение значительно изменилось в последующие годы царствования Грозного, когда Россия потеряла Нарву и по новой границе, проведенной в 1595 году, русские владения на Финском заливе ограничились только самыми устьями Невы, прилежащим к ним берегом до реки Сестры и половиною острова Ретусари, нынешнего Котлина. Наконец, Столбовским миром (1617 г.) Россия была окончательно отодвинута от моря, и заключивший этот мир шведский король Густав-Адольф выразил своим государственным чинам надежду, «что русскому народу, вероятно, трудно будет перешагнуть поставленные преграды».
Между тем, русская морская деятельность, приостановленная на Балтийском море, нашла себе исход на севере России и на Черном море.
На севере смелые поморы-промышленники, движимые торговыми выгодами, и «служилые люди», собиравшие ясак с местных жителей, двигаясь к востоку, обошли весь морской берег от Печоры до Охотского моря и, утвердившись на последнем, добыли первые сведения о Сахалине и Шантарских островах.
Проливом, позднее названным Беринговым, первый прошел казак Дежнев в 1648 году.
На юге же казаки, поселившиеся на берегах Днепра и Дона, несмотря на построенные турками в устьях обеих этих рек сильные крепости, выходили на своих небольших чайках в Черное море, грабили принадлежащие туркам берега и, являясь перед Константинополем, приводили в ужас его население, в глазах которого в 1624 году они разграбили и сожгли, на Босфоре целый город.
Форма древних русских судов, на которых плавали наши князья и казаки XVII столетия, обусловливалась особенностями путей, по которым им приходилось двигаться.
И так как обыкновенными дорогами служили реки, в верховьях своих разделенные небольшими пространствами земли, называемыми волоками, то и от судов, кроме крепости, поместительности и безопасной удобной формы, пригодной для плавания как по глубоким, так и по мелководным рекам и озерам, требовалась еще легкость, позволяющая переносить или перетаскивать (переволакивать) эти суда около порожистых мест и, главное, через волоки. Для удовлетворения таким условиям древние русские лодки состояли из однодеревного днища (челнока или, по северному говору, – трубы), борта которого в случае морского плавания возвышались набойными досками, отчего и самые лодки получили название набойных. Подобные суда могли поднимать около 50 человек, ходили на веслах, а в море при попутных ветрах пользовались и парусом. Обыкновенно при морских плаваниях они держались близ берега; но так как иногда буря могла захватить их в открытом море, то кругом лодки привязывался толстый тростниковый пояс, который, в случае повреждения лодки, поддерживал ее на воде, и когда для лучшей безопасности на большом волнении связывалось вместе несколько лодок, то он не давал им тереться друг о друга и ломаться. Во времена первых князей, а, вероятно, и гораздо ранее, однодеревные днища таких лодок вырубались жителями верховьев Днепра и пригонялись на продажу в Киев. Здесь они обращались в лодки, способные к морскому плаванию, спускались по реке, перетаскиваясь берегом у порогов, и, окончательно приготовясь и вооружась в устье Днепра, выходили в море.
Такие утлые челны не мешали нашим предкам нападать, а иногда и одерживать победы над военными кораблями греков, обладавшими всеми способами защиты и нападения, веками выработанными древнею морскою наукою.
Защищенные высокими бортами своих кораблей, греки имели разнообразное ручное оружие, метательные машины, представлявшие своего рода сильную артиллерию, и кроме того пользовались гибельным для тогдашних судов средством – ужасным греческим огнем.
При подобном неравенстве средств успехи славян могут объясняться только отчаянною их храбростью, обладанием качествами хороших моряков и уменьем применять к делу разные военные хитрости, заменявшие силу.
О военно-торговых кораблях древних новгородцев только в старинных наших былинах сохранились немногие сведения, из которых видно, что образцом для новгородцев служили суда скандинавов, славившиеся своими боевыми и морскими качествами.
На северном нашем поморье плавали кочи – большие палубные суда (от 40 до 90 футов длины) и суда меньшие их – шитики, имевшие однодеревные днища и бортовые доски, пришитые (отсюда и шитики) ивовыми ветвями. Паруса и такелаж на этих судах делались из оленьих кож, а якоря были деревянные с привязанными к ним камнями.
Кроме того, на северном поморье были и другие виды судов, старинные русские и заимствованные от иностранцев, как например: лодьи, карбасы, бусы, шняки. На Каспийском море, по свидетельству одного моряка петровского времени, в старину плавали суда, называемые бусами, которые «строились из брусьев с перерубами, как избы».
По внутренним рекам древней России, как например по Волге и Шексне, ходили большие торговые суда, которые могли, средним числом, проходить против течения в сутки около 13 верст.
Замечательно, что несмотря на славные морские походы древних князей в Грецию характер русского судостроения при них нисколько не усовершенствовался, и даже в половине XII века киевляне удивлялись, как чуду, впервые появившейся на Днепре военной лодье, на которой гребцы были закрыты палубою и наверху стояли воины.
Источник: http://wordweb.ru/istflota/01.htm
Суда Древней Руси
Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.
Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса.
Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут — опруги.
На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.
Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева.
Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен — около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками.
Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров — насады — плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.
Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное — ее грузоподъемность.
Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком.
Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.
В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов.
В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами.
Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.
Русская ладья
В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу — потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс.
В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно.
Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось.
Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.
История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.
Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй».
Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в.
поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.
Долбленая лодка — осиновка
Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом.
Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище.
С их помощью карбас легко передвигался по льду.
Кочмара
В дальних морских скитаниях поморы использовали коч — однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты.
Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым.
На корме этого судна делали казенку — небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии — холщовый.
Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.
Коч поморский
Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом.
Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.
Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза.
В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека.
В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.
Ладья поморская
Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей — семья Амосовых. В XIV в.
Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах.
Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта — со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.
Источник: http://sea-library.ru/morskie-stati/604-suda-drevnej-rusi.html