Русская культура xvii века

Русская культура XVII века

Определение 1

$17$ век для России знаменуется завершением Средневековья. Ведущие страны Запада уже начали активно укрепляться, выбрав буржуазный путь развития, когда Россия всё еще оставалась феодальным государством.

Замечание 1

Это подтверждается тем, что окончательно оформляется крепостное право $1649$ год, которое привело к резкому обострению межклассовой войны и к волнениям крестьян.

В начале столетия Россия пережила смутные времена, походы на Москву Лжедмитриев, народные ополчения против иноземных захватчиков под руководством Минина и Пожарского, восхождение на престол династии Романовых.

Всё это качественно поменяло вид общественных отношений в государстве, установило сословно-представительную монархию.

С нового периода в русской истории начинается и обновление русской культуры.

Обратите внимание

К $17$ веку культура России продолжала нести в себе основополагающие элементы феодальной культуры. Но вместе с тем зарождаются и новые черты. Четкие тенденции к изменениям проявились только к концу века.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Новшества в культуре начали появляться, оформляться и утверждаться с периода правления Петра $1$, в связи с его радикальной модернистской политикой. Это момент формирования русской нации на фоне Западных государств. Укрепляется связь и единство земель, областей, культурных и экономических центров, закладывается единый русский язык.

Начало русского Просвещения

К концу $17$-го века начинается период Просвещения культуры и страны благодаря реформаторской деятельности Петра $1$. В культурно-историческом процессе этого времени отмечается распадом религиозного мировоззрения и восходом светской культуры. Культура начинает обмирщаться, отходить от церковных традиций, обретая гражданские черты.

Начинает активно развиваться образование, книгопечатание и все области культуры и искусства. Рост грамотности отмечен в период выхода первых учебных пособий, в 1634 году выходит первый Букварь Василия Бурцева.

В $1648$ году выходит первая грамматика М. Смотрицкого, в $1687$ году – таблица умножения.

Начали строиться школы при монастырях и церквах. В 1680 году в Москве было открыто училище с $2$-мя классами.

Литература

Литература так же прошла этап секуляризации и оформила новый стили и жанры, такие как реалистическая, бытовая и историческая повести. Главными героями этих произведений становятся обычные люди в реальных событиях.

Были распространены повести о смутных временах: «Сказание Авраама Палицина», «Новая повесть о преславном Российском государстве».

Во второй половине $17$-го века формируется новое отношение к личности, растёт заинтересованность во внутреннем мире человека, с дальнейшим признанием ценности человека.

Появляются новые жанры в литературе – сатира, стихи.

Архитектура

Замечание 2

Переходный характер эпохи отразился и в зодчестве, особенно во $2й$ половине $17$ века. Обмирщение также затронуло архитектуру России. Это обусловлено отказом от канонов церкви, переходом к строгим и простым формам и декорациям.

Появились новые искания дивных узоров и декоративного убранства, с заимствованием западных и восточных традиций.

Важно

Храмы начали отмечаться более выразительным и ярким убранством. Возрастают светские мотивы, растёт гражданское строительство.

К выдающимся памятникам зодчества этого периода относятся церковь Рождества в Путинках.

Живопись

Необыкновенно быстро развивается живопись. Как и другие виды искусства ее затронули процессы обмирщения культуры. Оформляются светские, реалистичные направления, которые отображают интерес к личности человека. Развиваются портретный и бытовой жанры.

С.Ф.

Ушаков – русский живописец, гравер, является основателем нового направления в живописи $17$-го века. К его творчеству относятся элементы миниатюры, парсуны с традиционными приёмами живописи и новаторством. Это переход от религиозного отображения мира к светскому.

На иконах начинают появляться реалистические пейзажи и другие изображения.

Самое знаменитое творение Ушакова – «Спас Нерукотворный», где художник смог изобразить не абстрактного святого, а реального человека.

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/russkoe_prosveschenie/russkaya_kultura_xvii_veka/

Русская культура XVII века

В истории русской культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII в.начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-эко­номических отношений.

В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оста­ваться феодальной страной. Феодальный строй, будучи господ­ствующим, продолжал укрепляться, что нашло свое выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Собор­ным уложением 1649 г.

Одновременно все большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни, выразившиеся в развитии общественного разделения труда, росте товарного производства, в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка.

Это привело к образованию в недрах фео­дально-крепостнического строя первых, еще неустойчивых и сла­бых ростков буржуазных общественных отношений, что и позво­ляет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Противоречивость общественного развития предопределила высокий накал социальных противоречий, небывалый размах на­родной борьбы-Недаром современники называли XVII век “бунташным”. Две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившихся по всей стране, знаме­нитый “медный бунт” 1662 г.

, стрелецкие восстания конца столе­тия – это лишь одни из самых ярких проявлений народного недо-вольства-К этому следует добавить борьбу внутри господствую­щего класса, конфликт между церковью и светской властью, борьбу внутри самой церкви, которая привела к ее расколу, и выступление купечества со своими сословными притязаниями. Конфликт и потрясения, которыми заполнен .

весь XVII век, отра­зились в культуре, придав многим ее памятникам невиданную социальную остроту.

Обострение народной борьбы заставляло господствующий класс совершенствовать и укреплять государственный аппа-рат.Все более заметной тенденцией в развитии политического строя становилось усиление централизации власти, ее эволюция от сословно-представительной монархии в сторону абсолютизма.

Совет

С зарождением буржуазных элементов начался новый этап этнического развития русского народа – формирование русской напии.

Развитие экономических связей, укрепление государствен­ного единства, объединение больших масс людей в ходе кресть­янских войн, длительные войны с внешними врагами, людские потоки, направлявшиеся в поисках воли в южные степи и дале­кую Сибирь, – все это способствовало ликвидации местной обо­собленности, росту национального самосознания. Обобщение накопленных веками традиций, их распространение вширь, уси­ление взаимопроникновения и слияние местных говоров, обыча­ев, особенностей быта вели к развитию общности культуры рус­ского народа. Однако этот процесс только начинался и шел очень медленно. Одним из главных факторов, тормозивших его, было крепостное право, приковывавшее крестьян к земле, а посадских людей – к посадам.

Изменения в общественной жизни предопределили основное направление развития культуры и ее особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в XVII в.

, это начавшееся разрушение традиционного средневе­кового мировоззрения, религиозного по своей сути шел процесс “обмирщения” культуры, т.е.

придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовного диктата церкви.

Это было связано с ростом демократических тенденций в рус­ской культуре. Церковь теряла ведущую роль в производстве и распространении идей и культурных ценностей, в этот процесс все шире включалось ремесленно-торговое городское население.

В его среде формировались новые идеалы и представления, мо­ральные и эстетические нормы и вкусы, вступавшие в противоре­чие с аскетическими канонами, утверждавшимися церковью.

Крепло представление о самоценности земной жизни с ее радос­тями и невзгодами, возрастало внимание к самому человеку, к его роли в событиях и в определении собственной судьбы, осоз­навалось значение его активной деятельности.

Подобные взгляды и настроения распространялись и в придворной среде, и в дво­рянстве, и в среде приказной бюрократии. Особенно сильно они проявились в литературе, живописи, в произведениях историчес­кой и общественно-политической мысли.

Возрастание роли демократических элементов в искусстве, литературе усиливало влияние народной культуры на культуру господствовавшего класса.

Обратите внимание

Литература обогащалась фольклор­ными сюжетами, литературный язык сближался с живым народ­ным языком. Влияние народного творчества явно проявлялось и в архитектуре, живописи и безусловно преобладало в прикладном искусстве.

Всюду, куда проникали элементы народного творче­ства, они вступали в конфликт с традиционными формами и сю­жетами.

Государственные потребности, общенациональные интересы, все более осознаваемая необходимость преодоления экономичес­кой и культурной отсталости России настоятельно требовали использования достижений европейских стран.

С ростом мужду-народных политических и экономических связей России шири­лись и ее культурные контакты с этими странами.

О достижениях западноевропейской культуры русские люди узнавали от своих соотечественников, побывавших за границей в составе диплома­тических миссий, с торговыми целями или в плену.

Увеличивался приток иностранцев в Россию: купцов, специали­стов в различных отраслях производства, поступавших на госу­дарственную службу. Слободы торговы хи служилых иностран­цев существовали в Москве (более 1000 человек в середине века), в Вологде, Нижнем Новгороде, Астрахани, Архангельске, Хол-могорах, Туле.

Пленных иностранцев правительство рассеяло большими партиями во внутренних городах страны вплоть до Сибири. Все более тесным становилось общение русских людей с иностранцами, исчезала отчужденность русской культуры от за­падной, характерная для России прошлых веков.

Постепенно, хотя и не всегда гладко, преодолевалось насаждавшееся церко­вью представление о национальной исключительности.

Важно

Новые явления в культуре утверждались в острой борьбе с господствующей пока еще средневековой культурой, базировав­шейся на религиозном мировоззрении. Консервативные силы в этой борьбе возглавляла церковь.

Отстаивая незыблемость тра­диционной культуры и религиозного мировоззрения, она пресле­довала всякое стремление к свободомыслию, к отходу от средне­вековых канонов, препятствовала распространению светских зна­ний, занимала враждебную позицию по отношению к любым новшествам, особенно идущим с “еретического” Запада.

Борьба светского и феодально-клерикального направлений и составляла основное содержание развития русской культуры XVII в.

Источник: https://magref.ru/russkaya-kultura-xvii-veka-2/

Русская культура в XVII веке Особенности развития

Русская культура в XVII веке

Особенности развития русской культуры в XVII веке • Главной особенностью русской культуры XVII в. стал бурный процесс ее обмирщения. ü Обмирщение – усиление светских начал в культурной жизни. • Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться. • Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. • В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства.

Образование и книгопечатание • Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это и обусловило рост системы образования, хотя оно и оставалось привилегией имущих слоев населения. • Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ, широкое распространение среди получило домашнее образование.

Образование и книгопечатание 1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии. Славяно-Греко-Латинская Академия — первое в России высшее всесословное учебное заведение, учреждённое по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Академия готовила священников и чиновников. Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; 1629 — 1680)

Образование и книгопечатание • Распространению грамотности способствовало развитие книгопечатания. • Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды «Грамматика» Мелетия Смотрицкого издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения.

Литература и общественная мысль • Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественнополитической мыслью. • Жанры литературы : ü летописи ü жития ü исторические повести ü драматургия ü поэзия ü демократическая сатира ü бытовая повесть

Читайте также:  Причины победы «красных» и поражения «белых» в гражданской войне

Литература и общественная мысль • Изживает себя традиция летописей. • В 30 -е гг. XVII в. было создано последнее летописное произведение – «Новый летописец» , в котором излагались события от окончания царствования Ивана IV до 1630 г. • В произведении ярко прослеживается публицистическое начало, основной его целью было доказать право Романовых на престол.

Литература и общественная мысль • Жанр жития приобретает элементы автобиографического жанра. • Первым в русской литературе таким произведением стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» .

Совет

Литература и общественная мысль • Новые черты приобретает историческая повесть. • Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков). В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Литература и общественная мысль • Родоначальником русской драматургии и поэзии считают ученого и просветителя Симеона Полоцкого, написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке – «О Навуходоносоре-царе» и «Притча о блудном сыне» . • Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежит два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» , воспевающих Российское государство и его правителей.

Литература и общественная мысль • В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). • Знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. • Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок ( «Сказание о куре и лисице» ). «Повесть о Ерше Ершовиче»

Литература и общественная мысль • К демократической сатире близка бытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. • «Повесть о Савве Грудцыне» , «Повесть о Горе-Злосчастии» воспроизводят купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.

Литература и общественная мысль • Дальнейшее развитие получила публицистика. • Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремятся обосновать законность власти Михаила Романова. Авраамий (писатель и историк) на Памятнике « 1000 -летие России» в Великом Новгороде

Архитектура • В архитектуре XVII в. также отражается противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. • Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. • Гражданское строительство приобретает невиданный ранее размах. Появляется большое количество общественных зданий, каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы.

Архитектура • В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившиеся русским зодчим шатровое строительство. • В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля.

Архитектура Церковь Рождества Богородицы в Путинках; Москва, 1649 – 1652 • Выдающимся памятником шатрового является многошатровая церковь Рождества в Путинках в Москве. • Здание построено в стиле «русского узорочья» .

Обратите внимание

Архитектура • В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. • Но шатер не исчез из русского зодчества, его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы – в Ярославле, Костроме и других городах.

Храм Ильи Пророка в Ярославле, 1693 -1694 гг. )

Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде, 1628 -1631 гг.

• Образцом культового строительства был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме. • Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656 — 1685 гг. ) — уникальный памятник древнерусской архитектуры, крупнейшее строительное начинание патриарха Никона. • Идея Никона состояла в том, чтобы повторить Храм Воскресения в Иерусалиме, чертёж и модель которого были даже специально привезены в Москву.

Архитектура • Здания XVII в. отличаются изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. • Широкое распространение получили «солнечные плитки» – изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» . • Русское узорочье — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII в. на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Теремной дворец (1635– 1637) построен при царе Михаиле Федоровиче архитекторами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Ларионом Ушаковым и Трефилом Шарутиным. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева).

Архитектура • В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество. • Великолепным образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича Коломенском, в названный современниками «восьмым чудом света» . • Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. • В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости, воссоздан по макету в к. XX – XXI в.

Церковь Преображения Господня в Кижах (остров Кижи Онежского озера), 1714 г.

Архитектура • В 1640 -х – 1670 -х гг. усиливается творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название московского барокко. • Московское барокко ( «нарышкинское барокко» ) — 1680 -е – 1700 -е гг. ; переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.

Архитектура • Характерные черты московского барокко: ü четкость и симметричность композиции ü многоярусность ü тщательная проработка деталей ü декоративная резьба по белому камню ü устремленность здания вверх ü сочетание красного и белого цветов

Московское барокко Строгановский стиль свойственен постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656— 1715). Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери в Нижнем Новгороде Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде

Московское барокко • Нарышкинский стиль своим названием обязан молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Церковь Покрова в Филях (1690 – 1694) ( «восьмерик на четверике» )

Важно

Новодевичий монастырь Колокольня с двумя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, ок. 1690 г Преображенская надвратная церковь Напрудная башня

Московское барокко Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций ( «пошибов» ) в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Церковь Знамения в Дубровицах (Московская область; 1690 -1704) Знаменская церковь в Перово (1699 -1709)

Живопись • Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.

«Ветхозаветная Троица» ; 1671 г. , Государственный Русский музей Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Икона «Древо государства Российского» ; 1668 Спас Нерукотворный, написан для Троице. Сергиевой лавры; 1658 Симон Фёдорович Ушаков (1626 — 1686) — русский московский иконописец и график.

Живопись • Уже в последней четверти XVI в. в России зарождается жанр портретной живописи. • Парсуны (от. лат. рersona – личность) – портреты реальных исторических лиц. Царь Федор Иоаннович М. В. Скопин-Шуйский Патриарх Никон

Театр • В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. • В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. • Придворный театр просуществовал всего четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.

Вывод • Русская культура XVII в. представляла собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования XVIII в. • Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявилось в стремлении к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений.

Вывод • Несмотря на внутренне своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. • В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры.

Источник: https://present5.com/russkaya-kultura-v-xvii-veke-osobennosti-razvitiya/

Русская культура XVII века

  РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII в. 

  ВВЕДЕНИЕ 

  На 
развитие культуры XVII века большое 
влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Обстановка “бунтарного века” способствовала расшатыванию религиозных представлений.

Усилились политические и культурные связи России с Украиной и Белоруссией, особенно после воссоединения Левобережной Украины и Киева с Российским государством.

Расширились связи со странами Центральной и Западной Европы, откуда в Россию стали более активно проникать научные знания и культура. Наступил новый этап в этническом развитии русского народа. 

 

Совет

  В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и 
торговли, ростом городов связано 
проникновение в русскую культуру и широкое распространение в 
ней светских элементов.

  Этот 
процесс получил в литературе название «обмирщения» культуры (от слова 
«мирской» — светский).

   
Обмирщению русской культуры 
противилась церковь, видевшая 
в нем западное, «латинское» влияние. 
Московские правители XVII в., стремясь 
ограничить влияние Запада в 
лице прибывавших в Москву 
иностранцев, заставляли их селиться 
подальше от москвичей — в 
специально отведенной для них 
Немецкой слободе (ныне район 
ул. Баумана).

  Однако 
новые идеи и обычаи проникали 
в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

  Обмирщение 
искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В 
его широко известной иконе «Спас 
Нерукотворный» хорошо заметны новые 
реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

   
Тенденция к реалистическому 
изображению человека и обмирщению 
иконописи, характерная для школы 
С. Ушакова, тесно связана с 
распространением в России портретной 
живописи — «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, 
например, царя Федора Ивановича, 
М.В.

 Скопина-Шуйского и др. Однако 
техника художников была еще 
аналогична иконописной, т.е. писали 
на досках яичными красками. В 
конце XVII в. появились первые 
парсуны, написанные маслом на 
холсте, предвосхитившие расцвет 
русского портретного искусства 
в XVIII в.

 

  2. Дальнейшее развитие литературы. Публицистика. Историческая повесть. Сказания. Летописи. Жития. 

   
В литературе XVII века появляются новые веяния, возникают новые жанры. Усиливается внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к феодальным верхам, а к служилым или посадским людям.

Обратите внимание

  Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Жанр «Жития» приобретает характер автобиографии. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением.

Протопоп Аввакум (1620-1682) – один из крупнейших деятелей периода раскола русской церкви, был и выдающимся писателем. Язык его сочинений – сочетание церковнославянского и живого разговорного языка.

  В XVII в. созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени.

В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

   
Центральное место в исторической 
литературе заняли исторические 
повести, имевшие публицистический 
характер. Например, группа таких 
повестей («Временник дьяка Ивана 
Тимофеева», «Сказание Авраамия 
Палипына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

     В литературе XVII века рассматривается 
тема взаимоотношений старого и 
молодого поколений, что характерно для того времени, когда “старые обычаи поисшаталися”, “старина и новизна перемешалися”.

В “Повести о Горе-Злочастии” неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач этого “доброго молодца”, который теряет личное счастье, богатство, свободу.

Читайте также:  Поход хана тохтамыша на русь и куликовская битва

Трагична и судьба героя “Повести о Савве Грудцыне” – тоже выходца из купеческой семьи, попытавшегося нарушить патриархальные порядки. 
          Новым в литературе стало появление стихосложения.

Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, служившую долгое время пособием для обучения детей грамоте. Он сочинил немало помпезных, со многими аллегориями стихов, славящих царей. В конце столетия в этом направлении работали стихотворцы Сильвестр Медведев и Карион Истомин. 

    3. Появление сатирических жанров, первого придворного театра.  

Важно

  Проникновение светских начал в литературу связано 
с появлением в XVII столетии жанра 
сатирической повести, где действуют 
уже вымышленные герои.

В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество.

Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

   
Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли непосредственное отражение в устном народном творчестве. Такие пословицы, как “Молебен бьет, а пользы нет”, “Кому тошно, а попу в мошно”, показывают насмешливое отношение к церковникам и церковным обрядам в массе населения.

Во многих пословицах осуждаются господа: “В боярский двор ворота широки, а со двора узки”, “Наказал Бог народ – послал воевод”. Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: “Мужик гол, а в руках у него кол”. Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг имени которого сложились многочисленные легенды, песни и сказания.

  Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного 
сочинения по истории. Киевский монах 
Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме 
содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая 
начиналась с момента образования 
Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в.

«Синопсис» использовался как 
учебник русской истории.

  Враждебно относилась церковь и к народному 
театру. Тем не менее развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 году под руководством пастора Грегори.

Сначала пьесы – исключительно библейского содержания – шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык, наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами.

Совет

Потом появились светские пьесы – “Комедия о Тамерлане и Баязете”, “Комедия о Бахусе с Венусом”. В 1675 году на подмостках русского театра впервые появился балет.

После смерти царя Алексея Михайловича под влиянием враждебно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима театр был закрыт. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

  В русских городах и селах широкое 
распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — 
театр скоморохов и Петрушки. По всей России бродили скоморохи, кукольники.

Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества.

Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

   
Царь Алексей Михайлович в 1648 году послал по городам указ – не пускать скоморохов, разгонять “позорища” (зрелища), а “хари” (маски) и “бесовские судебные сосуды” ломать и жечь, непослушных же бить батогами. Но ничего не помогало. 

   
4. Проявление общерусского искусства в архитектуре.
 

  Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой 
живописностью. Они асимметричны как 
в рамках одного здания, так и 
в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны.

Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича.

Обратите внимание

Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем».

   
Эти особенности хорошо прослеживаются 
в Теремном дворце царя Алексея 
Михайловича в Кремле, в дошедших 
до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном.

  Близки 
к ним по стилю знаменитые храмы 
Ярославля — церковь Ильи Пророка 
и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

   
Декоративное начало, знаменовавшее 
собой обмирщение искусства, нашло 
отражение и при строительстве 
или перестройке крепостных сооружений.

К середине века крепости утратили 
свое военное значение, и четырехскатная 
крыша сначала на Спасской, а 
затем и на других башнях 
Московского Кремля уступила 
место великолепным шатрам, подчеркнувшим 
спокойное величие и торжественную 
мощь сердца столицы России.

   
В Ростове Великом в форме 
кремля была сооружена резиденция 
опального, но властного митрополита 
Ионы. Этот кремль не являлся 
крепостью, а его стены имели'чисто декоративный характер.

Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовскошведской интервенции (Троипе-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирнлло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

   
Развитие древнерусской каменной 
архитектуры завершилось складыванием 
стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Важно

   
Для московского барокко характерно 
сочетание красного и белого 
цветов в убранстве зданий. Четко 
прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных 
украшений колонн, капителей 138 и 
т.п.

 Наконец, почти во всех 
зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля.

Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

   
В XVII столетии переживает расцвет 
деревянное зодчество. «Восьмым 
чудом света» назвали современники 
знаменитый дворец Алексея Михайловича 
в подмосковном селе Коломенское.

Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в.

, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. 

  ВЫВОД 

  Развитие 
русской культуры XVII века отразило важнейшие процессы формирования русской 
нации и неразрывно связанного с 
ними начавшегося разрушения средневековой 
религиозно-феодальной идеологии, утверждения “мирских”, светских начал в 
духовной культуре.

Силой, тормозившей 
культурный процесс, выступала церковь 
в обеих ее разновидностях – официальной 
и старообрядческой. Глубокий кризис церковной организации, наступивший 
в XVII веке, был предвестием упадка влияния религии на культурное развитие страны.

ПЛАН

  1. Обмирщение культуры
  2. Дальнейшее развитие литературы. Публицистика. Историческая повесть. Сказания. Летописи. Жития.
  3. Появление сатирических жанров, первого придворного театра.
  4. Проявление общерусского искусства в архитектуре.

Источник: http://stud24.ru/history/russkaya-kultura-xvii-veka/250544-737491-page1.html

Русская культура xvii века

К началу XVII века завершается фактическое слияние уделов Древней Руси.

Достигнув в XVI веке экономического расцвета и крупных внешнеполитических успехов, в начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало смутное время.

Внутренние трудности осложнялись вторжением иноземцев. Предотвратить катастрофу удалось к 1613 году, благодаря героической борьбе народа, подвигу Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

В XVII веке во всех областях культуры шла борьба между церковными и светскими формами. Подъем испытывает наука, естественные и точные дисциплины; из Европы привозят книги по астрономии, медицине, географии.

Совет

Появляются книги историко-патриотического характера: “Новая повесть о Российском царстве”, “Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства”, “Повесть об азовском осадном сидении донских казаков” (поэтическая, историческая, сказочная) и другие. В литературе большое внимание уделяется человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира.

Нравственные, этические проблемы поставлены в “Повести о Горе-злочастии, как Горе-злочастие довело молодца во иноческий чин”. Знаменательно, что появляются произведения сатирического плана, например, “Повесть о Шемякином суде”, где осмеиваются судейские порядки. “Повесть о Ерше Ершовиче” – пародия на следственный процесс в Московской Руси.

В 70-е годы создается одно из лучших произведений древнерусской литературы – “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”. Появление этого произведения связано с движением старообрядцев против реформы московского патриарха Никона.

Это книга о человеческом страдании и мужестве, об отрицании насилия и жестокости. Впервые в русской литературе родилось автобиографическое произведение с широко развернутым историческим и политическим фоном. Написано оно истинно народным языком, выразительным и образным.

Выдающийся деятель культура XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) создал поэтический сборник “Ветроград многоцветный” (“ветроград” – сад) – своего рода поэтическую энциклопедию. Здесь сказалось влияние идей барокко о “пестроте” мира, его переменчивости, тяга к сенсационности.

Известным поэтом XVII – начала XVIII века был Карион Истомин (середина XVII в. – после 1717 г.). Он создал педагогические сочинения (“Букварь”), хвалебные стихи, послания, героическую поэму.

К 1672 году относится начало светского русского театра. Царь Алексей Михайлович приказал своему приближенному Артамону Матвееву вступить в переговоры об устройстве театра с немецкой слободой.

Во главе создания театра стал пастор Иоганн-Готфрид Грегори, который в летней резиденции царя, селе Преображенском, 17 сентября 1672 года начал театральные представления. Первой была поставлена пьеса на библейский сюжет – “Эсфирь”, следом за ней – комедии “Товия младший”, “Юдифь”, “Жалостная комедия об Адаме и Еве” и другие.

Обратите внимание

В 1676 году, со смертью Алексея Михайловича, созданный по его инициативе театр прекратил свое существование, возобновился лишь при Петре I, но уже в форме общедоступного, а не придворного.

В первой половине XVII века развивается зодчество; строятся многочисленные небольшие посадские церкви, иногда бесстолпные. Один из важнейших памятников этого периода – Успенская (“Дивная”) церковь Алексеевского монастыря в Угличе.

Она была заложена в 1628 году, до того, как патриарх Никон резко выступил против нарушений канонической строгости в церковной архитектуре. Эта церковь – трехшатровая, но внутри ее шатры отрезаны от интерьера сводами, т. е.

имеют чисто декоративный характер.

В 1635-1636 годах построен Теремной дворец Московского Кремля; зодчие: Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Трехэтажный объем дворца носит ступенчатый характер. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены дворца были расписаны.

Для второй половины XVII веке характерны небольшие храмы – пятиглавые и бесстолпные, с трапезной, приделами, галереей, колокольней и крыльцами с шатровым покрытием. Таковы церковь Троицы в Никитинках и Рождества Богородицы в Путинках (Москва), соборы Ростовского кремля.

В этот период расцветает г. Ярославль, там ведется храмовое строительство. Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка: обширный четырехстолпный храм, окруженный крытыми галереями.

Стиль русской архитектуры конца XVII века условно называют “нарышкинским барокко”: заказчиками этого стиля стали бояре Нарышкины; храмы были подчеркнуто декоративны. Самый замечательный памятник этого направления – церковь Покрова в Филях (1690- 1693 гг.).

XVII век – это расцвет деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (не сохранился). Строители – Семен Петров и Иван Михайлов с артелью. Исключительный по красоте памятник деревянного зодчества – церковь Преображения в Кижах (около 1714 г.); здание отличается ясностью композиции и богатством форм.

Важно

В XVII веке наблюдается расцвет монументальной живописи. Многочисленные храмы в Ярославле, Ростове Великом, Суздале, Вологде, Москве украшены яркими фресками. Они отличаются цветистостью, многочисленными бытовыми деталями.

Читайте также:  Разгром немецко-фашистских войск в восточной померании и силезии

Изменения происходят в иконографии фресок. Например, изображая сцены из жизни пророка Елисея (церковь Ильи Пророка в Ярославле), художник показывает сцену жатвы, работу крестьян в поле. Вводятся обнаженные фигуры. Плеяда живописцев: Любим Агеев, Дмитрий Григорьев Плеханов, Федор Евтихеев Зубов, Никитин.

Еще на рубеже XVI-XVII веков в иконописи появляется школа, названная “строгановской”. Купцы Строгановы были заказчиками икон, в то же время и собирателями: иконы, шитье, резьба. Их домашние молельни были настоящими музеями, а вкусы отличались известной изощренностью.

Они ценили иконы небольшого размера, однако включающие не меньше отдельных сцен, чем большие иконостасы. Эти иконы напоминали миниатюру или драгоценные эмалевые изделия. В иконе “Иоанн Предтеча в пустыне” отмечается зарождение пейзажной живописи, не условный пейзаж, а любовное воспроизведение природы. Тон иконы – нежный, перламутровый.

Создана сказочная панорама с извилистой рекой, из которой пьют воду звери пустыни.

В середине XVII века художественным центром Русского государства становится Оружейная палата, по определению И. Э. Грабаря, “первая русская Академия Художеств и своего рода Министерство искусств”. Во главе ее стоял боярин Б. М. Хитрово, приближенный царя Алексея Михайловича.

Это был тонкий ценитель искусства, один из просвещенных людей своего времени. Работой живописцев Оружейной палаты руководил Симон Ушаков (1626 – 1686), теоретик искусства и художник.

Совсем молодым он был назначен царским “жалованным” живописцем, писал фрески и иконы, делал рисунки для предметов церковной утвари и царского обихода, а также для монет и украшений на ружья. Работал как гравер, чертил карты и планы. Был замечательным педагогом.

Совет

Он свыше 30 лет фактически возглавлял все художественное творчество русского государства, получил за свои заслуги дворянство. Ушаков был выдающейся личностью, предвосхитил многое, что сложилось в русской культуре в Петровскую эпоху.

Ушаков требовал правдивого изображения – “как в жизни бывает”, но указывал и на роль фантазии художника. Он утверждал животворящую силу живописи. Свое стремление к реалистическому письму Ушаков стремился перенести в иконопись.

Его “Архангел Михаил” уже не повисшая в воздухе узорная фигурка, а защитник правого дела, твердо шествующий по земле; фигуры святых за ним даны в перспективе.

В иконах Ушаков применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность ликам святых, Христа или Богоматери.

Одна из центральных его работ – “Насаждение древа государства Российского”: в центре – медальон с изображением Владимирской Богоматери, которая считалась покровительницей Руси. В ветвях дерева – небольшие медальоны с портретами русских великих князей и царей. Художник проявил себя как незаурядный портретист. Столкновение старых и новых тенденций – в “Троице” (1671 г.).

Композиция рублевская, иконная, но ангелы – грузные, телесные, они написаны на фоне роскошной ордерной архитектуры, стол уставлен изысканной утварью. По словам Л. Любимова, исчезла рублевская одухотворенность. Одежды ангелов обильно покрыты золотыми линиями, большое внимание уделено золотому фону. С.

Ушаков – один из основоположников русской портретной живописи, так блестяще развившейся в следующем столетии.

В это время осуществляется создание ансамбля Ростова Великого. Художественные шедевры Ростова, созданные в последние десятилетия XVII века, знаменовали завершение развития древнерусского искусства,

Обратите внимание

В конце XVII века в русскую культуру, искусство проникают европейские влияния. Все больше сказывается воздействие барокко с его пышностью. Это проявляется в архитектуре (“нарышкинское барокко”). Самый прекрасный образец – храм Покрова в Филях.

Развивается скульптура. Проявляется ее реалистическая направленность. Это народная деревянная скульптура; особенного развития она достигла в Перми. Безвестные резчики по дереву создали “Распятие Соликамское”, “Распятие Ильинское”; несколько скульптур на тему “Страдающий Христос”.

Л. Любимов: “И нам ясно, что в этих сидящих и распятых Спасителях, израненных, забрызганных собственной кровью, изобразил себя житель этих мест, крестьянин, изобразил свое страдание и вместе с тем извечную думу о мире, о жизни, о ее смысле”.

Эти скульптуры отличает острая выразительность, реализм, подлинно народное мироощущение. Оно противостоит барочному влиянию. Эти образы как бы выхвачены из жизни, подмечены зорким глазом, выполнены вдохновенной рукой художника-простолюдина.

В XVII веке высокого развития достигло прикладное искусство. Это изделия “золотых дел мастеров”, которые составляют основную массу сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля: оклады, напрестольные кресты, украшения, эмали и т. п.

Высокого уровня достигли белокаменная резьба и изразцы, декоративная резьба по дереву, слесарное мастерство, шитье, в которое вводятся золото, жемчуг, драгоценные камни.

Примеры: так называемая “золотая решетка” Кремлевского Теремного дворца, золотой ковш царя Михаила Федоровича, резные двери из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и другие.

XVII век завершал развитие древнерусской культуры. Занималась заря XVIII века, явившегося поворотным в истории русской культуры. Но, решая новые задачи, деятели культуры опирались на всю совокупность художественного опыта Древней Руси.

Источник: https://pidruchniki.com/11800912/kulturologiya/russkaya_kultura_xvii_veka

Культура россии xvii века

XVII век – «Бунташный век» – это конец эпохи Средневековья, когда Россия перенесла страшные потрясения: 1. опричнину Ивана Грозного, 2.смуту самозванцев (поход Лжедмитрия к Москве 1604-1605), Скопина-Шуйского в 1609-1610.,3. войну с поляками в 1609-1610 и захват Москвы поляками, 4.

интервенция шведских войск, освобождение Москвы в 1612 году ополченческой армии под предводительством Минина и Пожарского. Новгород был захвачен шведами.

В это время произошел церковный раскол, вызванный реформами патриарха Никона, а также медные (1662 -чеканка медных монет взамен серебряных с принудительным курсом обмена)  и соляные(1648) бунты, воины Степана Разина и Ивана Болотникова.

Важно

   Но это было и время развития экономики страны; формировались районы, производившие товарный хлеб, происходит перерастание ремесел в товарное производство, складывается общероссийский рынок, начинается развитие мануфактур. Все это усилило политическое и экономическое единство страны.

   Борьба светского и духовных направлений характерна для культуры XVII века.

   Центрами культуры стали города. В планировке городов произошли изменения, впервые возникло регулярное расположение улиц, которые мостились бревнами.

   В живописи также произошли изменения: «Строгановские иконы» несли не только религиозные функции, но и эстетическое начало – виртуозный рисунок. Появилась светская живопись – портретная. Художественным центром была оружейная палата Кремля, где работал Симон Ушаков. Он написал трактат о живописи.

Иконы Ушакова написаны с учетом знаний анатомического строения лица и с использованием светотени, также на картинах изображается реалистический пейзаж. Его икона «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение древа Российского государства» (1668), содержит портреты деятелей русской истории.

Портреты царей стали носить реалистический характер и передавали внутренний мир персонажа.

    К XVII веку относятся первые записи произведений русского народного творчества: историй, песен, былин, заговоров.

     Основным жанром остаются летописи- «Исторические повести о завоевании Сибири Ермаком», «Об Азовском осадном сидении казаков».

     В XVII веке возникла русская рифмовальная поэзия, основоположником которой был С. Полоцкий, издавший «Букварь»,  он также был основателем русской драматургии – «Комедия- притча о блудном сыне». Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайловича, после его смерти театр был закрыт , и возобновился только при Петре 1.

Совет

     Научные знания того времени носили прикладной характер. Издавались учебники по математике, травники, сводные карты, справочники-дорожники.

     Первой печатной книгой по истории был «Синопсис» (1674), содержащий краткий обзор русской и украинской истории.

     В  XVII веке в Россию проникли книги о гелиоцентрической системе Коперника, стали использоваться астрономические приборы.

.

Источник: https://students-library.com/library/read/42316-kultura-rossii-xvii-veka

Русская культура в 17-м веке

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры – отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. – «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. – школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. – академия), которое стало первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17-м в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий ввел два новых жанра – поэзию и драматургию, создав стихотворные произведения и пьесы, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени – народно-обличительное. Его представитель – протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Обратите внимание

Во второй половине 17-го в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» (или «Насаждение дерева российского государства»), на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Помимо создания шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском Севере, значительно увеличивается количество зданий, возводимых из камня.

В зодчестве 17-го в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко, – московское (или нарышкинское) барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода – многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля – церкви Покрова в Филях (1693) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения – гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены знания по математике, физике и химии.

Важно

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В. Пояркова, С. Дежнева и Е. Хабарова по освоению новых территорий.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-rossii-v-17-veke/

Ссылка на основную публикацию